Выдающиеся писатели Древнего Китая. Известные личности древнего китая
Выдающиеся писатели Древнего Китая
Поиск Лекций
Самым выдающимся историком-писателем был Сыма Цянь ( около 145 - 86 гг. до н.э.) Его личные взгляды, сочувствовавшие даосским настроениям, расходились с ортодоксальными конфуцианскими, что не могло не отразиться на его труде. По-видимому, за это инакомыслие историк попал в опалу. В 98 г. до н.э. по обвинению в сочувствии к полководцу, оклеветанному перед императором Уди, Сыма Цянь был приговорён к позорной каре - кастрированию; реабилитированный позднее, он нашёл силы возвратиться на служебное поприще с одной целью - завершить труд своей жизни. В 91 г. до н.э. он закончил своё замечательное произведение “Исторические записки” (“Ши цзи” ) - сводную историю Китая, включавшую также описание соседних народов от древнейших времён. Труд его повлиял не только на всю последующую китайскую историографию, но и на общее развитие литературы
В Китае творило много поэтов и писателей в разных жанрах. В элегическом жанре - поэт Сун Юй ( 290 - 223 гг. до н.э. ). Лирика поэта Цюй Юаня ( 340 -278 гг. до н.э. ) славится своей изысканностью и глубиной. Ханьским историком Бань Гу ( 32 -92 гг. ) в этом жанре создан труд “ История династии Хань” и многие другие.
Сохранившиеся литературные источники, по большей части произведения так называемой классической литературы древнего Китая, позволяют проследить процесс возникновения и развития китайской религии, философии, права и возникновение очень древних социально-политических систем. Этот процесс мы можем наблюдать на протяжении целого тысячелетия.
Китайская религия, так же как и религиозные воззрения всех народов древности, восходит к фетишизму, к другим формам культа природы, культа предков и тотемизма, тесно связанного с магией.
Специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления всей духовной ориентации в Китае видна во многом.
В Китае тоже есть высшее божественное начало - Небо. Но китайское Небо - это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Но в системе китайской религиозно-философской мысли существует, кроме Неба, и Будда (представление о нём проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале нашей эры), и Дао (основная категория религиозного и философского даосизма). Причём Дао в его даосской трактовке (существует и иная трактовка, конфуцианская, воспринимавшая Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индийскому Брахману. Однако именно Небо, всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае.
Специфике религиозной структуры Китая свойствен и ещё один существующий для характеристики всей китайской цивилизации момент - незначительная и социально не существующая роль духовенства, жречество.
Все эти и многие другие важнейшие особенности религиозной структуры Китая были заложены в глубокой древности, начиная с эпохи Шан-Инь. У иньцев был немалый пантеон богов и духов, который они почитали и которому приносили жертвы, чаще всего кровавые, в том числе человеческие. Но с течением времени на передний план среди этих богов и духов всё более отчётливо выходил Шанди, верховное божество и легендарный родоначальник иньцев, их предок - -тотем. Шанди воспринимался как первопредок, заботившийся о благосостоянии своего народа.
Смещение в культе Шанди акцента в сторону его функций первопредка сыграло в истории Китайской цивилизации огромную роль: именно оно логически привело к ослаблению религиозного начала и к усилению начала рационального, проявившегося в гипертрофировании культа предков, ставшего затем основой основ религиозной системы Китая.
У Чжоусцев было такое религиозное представление, как почитание Неба. С течением времени культ Неба в Чжоу окончательно вытеснил Шанди в главной функции верховного божества. При этом на Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем: чжоуский ван стал считаться сыном Неба, и этот титул сохранился за правителем Китая до XX века. Начиная с эпохи Чжоу Небо в его основной функции верховного контролирующего и регулирующего начала стало главным всекитайским божеством, причём культу этого божества был придан не только сакрально-теистический, сколько морально-этический акцент. Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных.
Культ Неба стал главным в Китае, а полное его отправление - прерогативой лишь самого правителя, сына Неба. Отправление этого культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми человеческими жертвами.
Также существует в Китае культ умерших предков, культ Земли, тесно связанный с магией и ритуальной символикой, с колдовством и шаманством.
Все отмеченные системы верования и культов в древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основной традиционной китайской цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий рационализм и конкретная государственная польза; не эмоциональный накал страстей и личная связь индивида с божеством, но разум и умеренность, отказ от личностного в пользу общественного; не духовенство, направляющее эмоции верующих в русло, возвеличивающее бога и усиливающее значение религии, но жрецы-чиновники, исполняющие свои административные функции, частью которых были регулярные религиозные отправления. Все эти специфические особенности, складывавшиеся в иньско-чжоуской китайской системе ценностей за тысячелетие, предшествовавшие эпохе Конфуция, подготовили страну к восприятию тех принципов и норм жизни, которые навсегда вошли в историю под наименованием конфуцианства.
Согласно легенде, древние племена, жившие в средней и верхней части реки Хуанхэ объединились в два, гораздо более мощных, управляемых Желтым и Огненным Императорами, и пять тысяч лет назад начали движение на юг. После многолетних войн, они захватили племена Санмяо и Джиули, находившиеся на юге Китая под управлением Чи Ю. Часть побежденных племен влилась в кланы Желтого и Огненного Императоров, чтобы стать одной из частей народа хань, что положило начало всей китайской нации. Эта история также породила выражение “потомки Желтого и Огненного Императоров”, как китайцы нередко себя называют.
Исследования археологов показали, что пять тысяч лет назад китайцы вступили в стадию патриархального общества. Начинают появляться не только деревни, но и явственно вырисовываются начальные формы городов. Большие общины послужили доказательством того, что население в то время уже достигло довольно большого размера, сельское же хозяйство также сделало немалый шаг вперед. Первые открытия происходили именно в этот период. Шень Нун пробовал на вкус самые разные виды диких растений, чтобы отобрать культуры, которые стоило культивировать для употребления в пищу, и лекарственные травы для лечения болезней. Желтый Император изобрел компас, который помог ему победить Чи Ю. Что более важно, изобретение колесниц значительно облегчило людям труд.
Лей Су, жена Желтого Императора, изобрела шелк, выращивая шелкопряда, и создала из него первую одежду, позволив людям попрощаться со временем, когда они носили шкуры животных и листья деревьев. Племя на юге под контролем Чи Ю научилось создавать медное оружие, подготовив условия для изготовления позднее бронзовой посуды, металлургии и алхимии.
Во времена династии Ся, четыре тысячи лет назад, в Китае наступил период рабовладельческого общества. Пришедшая на смену Ся династия Шан (шестнадцатый – одиннадцатый века до нашей эры) стала свидетелем наступления бронзового века, когда технологии плавки и литья позволили создать прекрасные изделия из бронзы. Очень быстро развивается керамика, появляются простые керамические изделия. Шелководство и ткачество в этот период достигают своего расцвета.
Содержание
Введение.История китайской культуры.…………………………………. 1 стр
2.Народные промыслы. Театральное искусство …………………………. 3 стр
3. Период династии Шан (Инь) ………………………………………….…4 стр
4. Период династии Чжоу …………………………………………………..5 стр
5. Период династии Цинь и Хань ………………….………..…………….. 6 стр
6. Период Южной и Северной династии…………………………..……….7стр
7. Период династии Сун. Период господства династии Тан…………..…8 стр
8. Период династии Мин…………………………………………………...10 стр
9. Период династии Цин…………………………………………………….11стр
10.Выдающиеся писатели Древнего Китая………………………………..12стр
Используемая литература:
1.http://i-art.udm.ru/epoch.htm
2.http://respect2china.ru
3.Художественная мировая культура. Г.И. Данилова – 5-е изд., Дрофа, 2007.
poisk-ru.ru
китайские личности
周琦
Чжоу Ци
Баскетболист, участник молодёжной баскетбольной команды Китая.
陈若琳
Чэнь Жолинь
Китайская прыгунья в воду, 4-кратная олимпийская чемпионка и 5-кратная чемпионка мира. ...
邹凯
Цзоу Кай
Китайский гимнаст, чемпион мира и олимпийский чемпион. ...
张培萌
Чжан Пеймэн
Китайский спринтер на дистанциях 00 и 200 метров. ...
何冲
Хэ Чун
Китайский прыгун в воду с трехметрового трамплина, олимпийский чемпион и чемпион мира.
张蓝心
Чжан Ланьсинь
Китайская актриса ("Доспехи Бога 3: Китайский зодиак"), модель, спортсменка (представительница тхэквондо).
杨渝渝
Ян Юю
Китайская актриса.
吴敏霞
У Минься
Знаменитая китайская прыгунья в воду, 4-кратная олимпийская чемпионка, 7-кратная чемпионка мира. Одна из самых титулованных спортсменок в истории прыжков в воду.
王宝强
Ван Баоцян
Китайский актёр.
张孝全
Чжан Сяоцюань
Тайваньский актер
房祖名
Фан Цзу Мин
Китайский актёр. Также известен под именем - Джейси Чан. Сын Джеки Чана.
郎朗
Лан Лан
Известный китайский пианист.
李娜
Ли На
Китайская теннисистка, одна из наиболее успешных в истории национального тенниса. Первая представительница Китая сначала в Топ-30, затем в Топ-20 и, наконец, в Топ-0 мирового рейтинга. ...
孙丽
Бетти Сунь Ли
Знаменитая Китайская актриса и певица родом из Шанхая.
桑兰
Сан Лань
Гимнастка, участница китайской гимнастической команды. ...
谢杏芳
Се Синфан
Бадминтонистка, серебряный призёр олимпиады 2008 г.
邹市明
Цзоу Шимин
Известный китайский боксёр-любитель, двукратный олимпийский чемпион 2008 и 202 годов, бронзовый призёр Олимпийских игр 2004 года, трёхкратный чемпион мира (2005, 2007 и 20) и двукратный чемпион Азиатских игр (2006 и 200).
姚明
Яо Мин
Известный китайский баскетболист.
范值伟
Фань Чживэй
Тайваньский актер
章子怡
Чжан Цзыи
Китайская актриса.
伏明霞
Фу Минся
Олимпийская чемпионка по прыжкам в воду.
赵薇
Чжао Вэй
Китайская актриса и поп-певица.
周迅
Чжоу Сюнь
Китайская актриса и певица.
吴彦祖
Дэниэл Ву
Гонконгский актер
吴绮莉
У Цили
Актриса гонконгский сериалов.
马明宇
Ма Минъюй
Футболист, атакующий полузащитник, выступал за сборную Китая.
汪峰
Ван Фэн
Популярный китайский рок-исполнитель. ...
焦恩俊
Цзяо Эньцзюнь
Китайский актёр.
djswffjs
ltedeome
ekeiqlql
sfsrgqtx
cprhwnud
aytxynlr
黎明
Леон Лай
Китайский актёр и певец. ...
郭富城
Аарон Квок
Гонконгский певец, танцор и актёр. ...
李连杰
Ли Ляньцзе
Китайский актёр. Также известен под именем - Джет Ли.
甄子丹
Чжэнь Цзыдань
Китайский мастер боевых искусств, актёр, режиссёр, продюсер, постановщик трюков и боевых сцен. ...
刘德华
Энди Лау
Гонконгский певец, киноактёр и продюсер. ...
张学友
Джеки Чунг
Гонконгский певец и актёр. ...
吴镇宇
У Чженью
Китайский актёр.
艾未未
Ай Вэйвэй
Китайский современный художник и архитектор.
李克强
Ли Кэцян
Китайский государственный и политический деятель.
任达华
Жень Дахуа
Гонконгский актёр.
成龙
Джеки Чан
Гонконгский и американский актёр, каскадёр, кинорежиссёр, продюсер, сценарист. ...
习近平
Си Цзиньпин
Председатель КНР, Генеральный секретарь ЦК КПК.
薄熙来
Бо Силай
Бывший китайский политик и деятель правящей коммунистической партии.
侯孝贤
Хоу Сяосянь
Тайванский кинорежиссёр, крупнейший представитель новой волны тайванского кино.
杨斯
Ян Сы
Китайский актёр и культурист. Также известен под именем - Боло Йен.
胡锦涛
Ху Цзиньтао
Китайский государственный и политический деятель.
李小龙
Брюс Ли
Популяризатор и реформатор в области китайских боевых искусств, гонконгский и американский киноактёр, режиссёр, сценарист, продюсер, постановщик боевых сцен и философ.
朱镕基
Чжу Жунцзи
Китайский государственный и политический деятель.
江泽民
Цзян Цзэминь
Китайский государственный и политический деятель.
邓小平
Дэн Сяопин
Китайский политик и реформатор.
徐志摩
Сюй Чжимо
Китайский поэт первой половины XX века.
冯友兰
Фэн Ю-лань
Философ, историк философии
毛泽东
Мао Цзэдун
Китайский государственный и политический деятель, главный теоретик маоизма.
孙逸仙
Сунь Ятсен
Китайский революционер, основатель партии Гоминьдан, один из наиболее почитаемых в Китае политических деятелей.
康熙
Канси
Маньчжурский император из династии Цин. Собственное имя - Айсиньгёро Сюанье 爱新觉罗·玄烨.
王阳明
Ван Ян-мин
Философ-неоконфуцианец, выдающийся литератор, военачальник и гос. деятель
柳宗元
Лю Цзунъюань
Философ и писатель династии Тан, один из Восьми деятелей эпох Тан и Сун.
墨翟
Мо Ди
Древнекитайский философ, основатель философской школы и организации моистов (мо-цзя)
孟子
Мэн-цзы
Древнекитайский философ.
荀子
Сюнь-цзы
Один из крупнейших философов древнего Китая, неортодоксальный основоположник конфуцианства
葛洪
Гэ Хун
Даосский философ и учёный, автор трактата "Бао-пу-цзы", теоретик "учения о бессмертии" (сянь-сюэ)
董仲舒
Дун чжун-шу
Философ и государственный деятель, один из лидеров "школы канонов в современных знаках" (цзинвэньцзин-сюэ)
司马迁
Сыма Цянь
Историк, литератор, мыслитель, автор "Ши цзи" ("Исторические записки")
王充
Ван Чун
Философ-энциклопедист
老子
Лао-цзы
Древнекитайский философ.
孔子
Конфуций
Древнекитайский философ.
bkrs.info
Выдающиеся писатели Древнего Китая — МегаЛекции
Самым выдающимся историком-писателем был Сыма Цянь ( около 145 - 86 гг. до н.э.) Его личные взгляды, сочувствовавшие даосским настроениям, расходились с ортодоксальными конфуцианскими, что не могло не отразиться на его труде. По-видимому, за это инакомыслие историк попал в опалу. В 98 г. до н.э. по обвинению в сочувствии к полководцу, оклеветанному перед императором Уди, Сыма Цянь был приговорён к позорной каре - кастрированию; реабилитированный позднее, он нашёл силы возвратиться на служебное поприще с одной целью - завершить труд своей жизни. В 91 г. до н.э. он закончил своё замечательное произведение “Исторические записки” (“Ши цзи” ) - сводную историю Китая, включавшую также описание соседних народов от древнейших времён. Труд его повлиял не только на всю последующую китайскую историографию, но и на общее развитие литературы
В Китае творило много поэтов и писателей в разных жанрах. В элегическом жанре - поэт Сун Юй ( 290 - 223 гг. до н.э. ). Лирика поэта Цюй Юаня ( 340 -278 гг. до н.э. ) славится своей изысканностью и глубиной. Ханьским историком Бань Гу ( 32 -92 гг. ) в этом жанре создан труд “ История династии Хань” и многие другие.
Культы
Сохранившиеся литературные источники, по большей части произведения так называемой классической литературы древнего Китая, позволяют проследить процесс возникновения и развития китайской религии, философии, права и возникновение очень древних социально-политических систем. Этот процесс мы можем наблюдать на протяжении целого тысячелетия.
Китайская религия, так же как и религиозные воззрения всех народов древности, восходит к фетишизму, к другим формам культа природы, культа предков и тотемизма, тесно связанного с магией.
Специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления всей духовной ориентации в Китае видна во многом.
В Китае тоже есть высшее божественное начало - Небо. Но китайское Небо - это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Но в системе китайской религиозно-философской мысли существует, кроме Неба, и Будда (представление о нём проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале нашей эры), и Дао (основная категория религиозного и философского даосизма). Причём Дао в его даосской трактовке (существует и иная трактовка, конфуцианская, воспринимавшая Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индийскому Брахману. Однако именно Небо, всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае.
Специфике религиозной структуры Китая свойствен и ещё один существующий для характеристики всей китайской цивилизации момент - незначительная и социально не существующая роль духовенства, жречество.
Все эти и многие другие важнейшие особенности религиозной структуры Китая были заложены в глубокой древности, начиная с эпохи Шан-Инь. У иньцев был немалый пантеон богов и духов, который они почитали и которому приносили жертвы, чаще всего кровавые, в том числе человеческие. Но с течением времени на передний план среди этих богов и духов всё более отчётливо выходил Шанди, верховное божество и легендарный родоначальник иньцев, их предок - -тотем. Шанди воспринимался как первопредок, заботившийся о благосостоянии своего народа.
Смещение в культе Шанди акцента в сторону его функций первопредка сыграло в истории Китайской цивилизации огромную роль: именно оно логически привело к ослаблению религиозного начала и к усилению начала рационального, проявившегося в гипертрофировании культа предков, ставшего затем основой основ религиозной системы Китая.
У Чжоусцев было такое религиозное представление, как почитание Неба. С течением времени культ Неба в Чжоу окончательно вытеснил Шанди в главной функции верховного божества. При этом на Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем: чжоуский ван стал считаться сыном Неба, и этот титул сохранился за правителем Китая до XX века. Начиная с эпохи Чжоу Небо в его основной функции верховного контролирующего и регулирующего начала стало главным всекитайским божеством, причём культу этого божества был придан не только сакрально-теистический, сколько морально-этический акцент. Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных.
Культ Неба стал главным в Китае, а полное его отправление - прерогативой лишь самого правителя, сына Неба. Отправление этого культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми человеческими жертвами.
Также существует в Китае культ умерших предков, культ Земли, тесно связанный с магией и ритуальной символикой, с колдовством и шаманством.
Все отмеченные системы верования и культов в древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основной традиционной китайской цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий рационализм и конкретная государственная польза; не эмоциональный накал страстей и личная связь индивида с божеством, но разум и умеренность, отказ от личностного в пользу общественного; не духовенство, направляющее эмоции верующих в русло, возвеличивающее бога и усиливающее значение религии, но жрецы-чиновники, исполняющие свои административные функции, частью которых были регулярные религиозные отправления. Все эти специфические особенности, складывавшиеся в иньско-чжоуской китайской системе ценностей за тысячелетие, предшествовавшие эпохе Конфуция, подготовили страну к восприятию тех принципов и норм жизни, которые навсегда вошли в историю под наименованием конфуцианства.
Конфуцианство
Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил в эпоху больших социалистических и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса. Высокоморальный Цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должно было обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжен), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли). Следование всем этим принципам будет обязанностью благородного Цзюнь-цзы. “Благородный человек” Конфуция - это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Конфуций сформулировал основы того социального идеала, который хотел бы видеть в Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем, чиновник – чиновником», то есть пусть всё в этом мире хаоса и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. И общество должно состоять из тех, кто думает и управляет - верхов, и тех, кто трудится и повинуется - низов. Такой социальный порядок Конфуций и второй основоположник конфуцианства Мэн-цзы (372 - 289 до н.э. ) считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов легендарной древности.
Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, наконец, государь, - это беспрекословный авторитет для младшего, подчинённого, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию - это элементарная норма для младших и подчинённых, как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, корпорации или семьи.
Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то, что это учение базировалось на слегка изменённых древних традициях, на привычных нормах этики и культа. Апеллируя к самым тонким и отзывчивым струнам души китайца, конфуцианцы завоёвывали его доверие тем, что выступали за милый его сердцу консервативный традиционализм, за возврат к «доброму старому времени», когда и налогов было меньше, и люди жили лучше, и чиновники были справедливее, и правители мудрее...
Легизм
В условиях эпохи Чжаньго (V – III вв. до н.э.), когда в Китае ожесточённо соперничали различные философские школы, конфуцианство по своему значению и влиянию стояло на первом месте. Но, несмотря на это, предлагавшиеся конфуцианцами методы управления страной тогда не получил признания. Этому помешали соперники конфуцианцев – легисты.
Учение законников - легистов резко отличалось от конфуцианского. В основе легистской доктрины лежал безусловный примат писаного закона. Сила и авторитет которого должен держаться на палочной дисциплине и жестоких наказаниях. По легистским канонам, законы разрабатывают мудрецы – реформаторы, издаёт их государь, а осуществляют на практике специально отобранные чиновники и министры, опирающиеся на мощный административно-бюрократический аппарат. В учении легистов, почти не апеллировавших даже к Небу, рационализм был доведён до своей крайней формы, порой переходившей в откровенный цинизм, что можно легко проследить на примере деятельности ряда легистов – реформаторов в различных царствах чжоуского Китая в VII –IV вв. до н.э. Но не рационализм или отношение к Небу было основным в противостоянии легизма конфуцианству. Важнее было то, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и другие традиции, тогда как легизм выше всего ставил закон, державшийся на строгих наказаниях и требовавший абсолютного повиновения сознательно оглуплённого народа. Конфуцианство ориентировалось на прошлое, а легизм бросал этому прошлому открытый вызов, предлагая в качестве альтернативы крайние формы авторитарной деспотии.
Грубые методы легизма для правителей были более приемлемыми и эффективными, ибо они позволяли твёрже держать в руках централизованный контроль над частным собственником, что имело огромное значение для усиления царств и успехов в их ожесточённой борьбе за объединение Китая.
Синтез конфуцианства и легизма оказался не столь уж сложным делом. Во-первых, несмотря на многие различия, легизм и конфуцианство имели немало общего: сторонники обеих доктрин мыслили рационалистически, для тех и других государь был высшей инстанцией, министры и чиновники – его основными помощниками в управлении, а народ – невежественной массой, которой следовало руководить должным образом для её же блага. Во-вторых, синтез этот был необходим: введённые легизмом методы и инструкции ( централизация администрации и фиска, суда, аппарата власти и т.п. ), без которого нельзя было управлять империей, в интересах той же империи следовало сочетать с уважением к традициям и патриархально-клановым связям. Это и было сделано.
Превращение конфуцианства в официальную идеологию явилось поворотным пунктом, как в истории этого учения, так и в истории Китая. Если ранее конфуцианство, призывая учиться у других, предполагало за каждым право самому размышлять, то теперь входила в силу доктрина абсолютной святости и непреложности других канонов и мудрецов, каждого их слова. Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и идеологически обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы.
megalektsii.ru
Женщины оказали заметное влияние на ход истории Китая — Российская газета
Си Ши - Мата Хари Древнего Китая
Красавица Си Ши, одна из знаменитых женщин Древнего Китая, жила более двух тысяч лет назад. Эту женщину смело можно назвать первой в мире шпионкой. Си Ши родилась в простой крестьянской семье, но слава о ее красоте быстро распространилась по всей Поднебесной. В то время Китай раздирали бесконечные междоусобицы и войны, на территории страны было множество раздробленных царств. Си Ши родилась в царстве Юе (ныне это территория провинции Чжэцзян и Шанхая).
Когда царство Юе было захвачено более могущественным царством У, правителю Юе ничего не оставалось, как сдаться в плен. У поверженного правителя Юе был верный министр Фань Ли, который придумал хитроумный план: найти прекрасную деву, обучить ее искусствам, чтобы она покорила правителя У и отвлекла его от государственных дел. Это поможет правителю Юе вернуть былое могущество и независимость.
Сановник Фань Ли остановил свой выбор на прекрасной Си Ши. Министр Фань Ли влюбился в Си Ши, и она ответила ему взаимностью. Но верность государю и родине были превыше всего, поэтому Си Ши и Фань Ли тайно договорились о том, что поженятся только тогда, когда их царство обретет свободу.
Согласно разработанному плану, Си Ши преподнесли в дар правителю царства У. Правитель Фу Чай влюбился в красавицу с первого взгляда. Когда скончалась его официальная супруга, Си Ши заняла ее место. На протяжении 10 лет Си Ши делала все, чтобы отвлечь правителя от государственных дел, изображая из себя любящую супругу. В то же время правитель Юе и Фань Ли плели хитроумные интриги, собирали войска, заручались поддержкой других княжеств.
Когда царство У было повержено, Фу Чай покончил жизнь самоубийством. Так красавица Си Ши завоевала царство.
Вернувшись домой, она оказалась "между двух огней". Правитель Юе захотел завладеть красавицей. Вероломный правитель, пользуясь своим могуществом, отправил своего советника Фань Ли в ссылку, лишив его должности и имущества, а красавицу Си Ши сделал своей наложницей. В минуту отчаяния Си Ши бросилась в реку и утонула.
Судьба Фань Ли, к сожалению, неизвестна.
Ван Чжаоцзюнь: некрасивая история
Ван Чжаоцзюнь жила в эпоху династии Западная Хань (30-50-е годы до н.э.). Она была блестяще образована: умела играть на цине (семиструнном музыкальном инструменте), любила шахматы, была хорошим каллиграфом, писала картины, сочиняла стихи.
Когда девушке исполнилось 15 лет, был объявлен набор наложниц императора. Отец Ван Чжаоцзюнь решил отправить дочь в столицу. Император поручил придворному художнику сделать портреты претенденток. Многие девушки решили подкупить художника, чтобы он изобразил их красивее, чем в жизни. Только гордая Ван Чжаоцзюнь наотрез отказалась от обмана. Разозлившись, придворный художник обезобразил строптивую красотку на портрете.
Вероятно, Ван Чжаоцзюнь так бы и прожила в безвестности во внутренних покоях императора, если бы не особые обстоятельства. В то время на Китай постоянно совершали набеги гунны. Во избежание большой войны китайский император решил выдать замуж за гуннского хана одну из своих наложниц, даровав ей титул принцессы. Император велел принести портреты всех претенденток и выбрал самую "некрасивую" - Ван Чжаоцзюнь.
Когда же Ван Чжаоцзюнь вызвали на аудиенцию к императору, от изумления он потерял дар речи, пораженный ее редкой красотой. Но указ о союзе с ханом был уже подписан, поэтому императору ничего не оставалось, как отправить Ван Чжаоцзюнь в степь, к гуннам.
Китай не подвергался набегам варваров более 60 лет. Ван Чжаоцзюнь была похоронена на земле гуннов (территория современной Монголии). До сих пор ее почитают как в Китае, так и в Монголии.
Китайская "мадам Помпадур"
Прекрасная Ян-гуйфэй жила при династии Тан. Это период расцвета китайской культуры, науки, искусства. Девушка была редкой красавицей, поэтому когда ее однажды увидел принц Ли Мао, он сразу же решил на ней жениться. Так во дворце несколько лет жили две пары - принц с молодой красавицей-женой и императорская чета.
После смерти жены император Сюаньцзун несколько лет был безутешен. Но однажды вдруг обратил особое внимание на свою невестку. Глядя на Ян, он меньше тосковал по любимой жене, а со временем понял, что глубоко и сильно любит жену своего сына. Красавица Ян не противилась вниманию императора, более того, она с радостью приняла высочайший приказ стать его женой. Через некоторое время, когда скандал и сплетни вокруг новой женитьбы императора утихли, император привез красавицу во дворец и сделал ее "гуйфэй" - первой наложницей.
Более 15 лет Ян-гуйфэй единолично владела всеми помыслами императора. Будучи весьма умной, а главное - хитрой, она сделала так, что император из всего гарема стал посещать только ее. Благодаря расположению императора Ян-гуйфэй помогла и своим родственникам, все они получили важные должности и наделы. А императорский двор погряз в бесконечных пирах и развлечениях. Император забросил государственные дела, страной стали править родственники Ян-гуйфэй.
Когда в стране началась смута, во всех бедах стали винить роковую красавицу Ян-гуйфэй. Один из генералов, собрав 150-тысячное войско, двинулся на столицу, чтобы захватить императорский дворец. Мятежники убили всех родственников Ян-гуйфэй, и вскоре черед дошел и до нее самой. Императору доложили, что ее задушили шелковым шнурком.
Императрица Цыси
Императрица Цыси правила Поднебесной пятьдесят лет и стала последней владычицей Китая. Цыси принадлежала к древней династии маньчжурских императоров, она родилась в ноябре 1835 года в семье чиновника. Ей было предопределено стать наложницей в императорском дворце, причем в пятом, низшем ранге.
Расчетливая и честолюбивая Цыси сумела подружиться с женой монарха, которая была на пятнадцать лет старше ее и к тому же бесплодна. Когда слабеющий владыка решил, что ему нужен наследник, он попросил свою жену выбрать наложницу. И та выбрала Цыси. К тому времени девушка прожила во дворце всего три года. В апреле 1856 года Цыси родила императору сына, единственного наследника трона. Это усилило влияние Цыси. Когда в 1861 году император умер, его вдова и Цыси получили право на регентство. Однако, когда сын Цыси император Тунчжи достиг совершеннолетия, он внезапно скончался. Ходили слухи, что Цыси убила собственного сына. Те, кто хоть немного знал Цыси, не сомневались, что она приложила свою мстительную руку к этой трагедии. Правительница назвала императором своего племянника Цзай Цяна. Ему дали императорское имя Гуансюй. Мальчику в то время было всего 4 года, и он не представлял опасности для властолюбивой Цыси. Ребенок рос окруженный любовью и заботой вдовы императора. Цыси была очень недовольна тем, что он попал под влияние другой женщины. И когда старая госпожа умерла, все при дворе были уверены, что она отравилась, отведав рисовых лепешек, приготовленных самой Цыси.
В 1889 году Цыси была вынуждена оставить регентство. Молодому императору исполнилось 19 лет, но официальное вступление на трон было отложено до его женитьбы. Цыси надеялась управлять страной руками императора, которого сама выбрала. Но между теткой и племянником образовалась глубокая пропасть. Ее ужасала огромная "армия" иностранцев, которым племянник разрешил жить в стране. Всех их она подозревала в намерении колонизировать Китай.
В 1898 году, когда страна пыталась прийти в себя после позорного поражения от Японии, вокруг Цыси стали группироваться люди, которые тоже ненавидели и боялись иностранцев. Молодой император Гуансюй понимал, что без поддержки тетки ему будет трудно править страной. Но он также понимал, что она никогда не согласится на реформы. Император решил упрятать свою тетку под замок и таким образом избавиться от ее опеки. Когда Цыси узнала о планах племянника, она заставила его, императора Китая, отречься от престола. Его личные слуги были обезглавлены. Императора Гуансюя держали под домашним арестом в летней резиденции. Он жил бедно и уединенно под охраной евнухов. Многие придворные были уверены, что ему уготована участь Тунчжи, но Цыси сохранила племяннику жизнь.
В 1900 году в Китае вспыхнуло "боксерское восстание" (восстание ихэтуаней), власти поддержали его. В тот период Цыси вела свою хитроумную политическую игру. Делая вид, что защищает иностранцев, и отправляя войска против восставших, она в то же время обещала армейским командирам большую награду "за уши каждого мертвого иностранца". Но вскоре императрица, отказавшись от двойной игры, приказала войскам присоединиться к восставшим. В результате все иностранные миссии в Китае оказались в осаде.
В последние годы жизни Цыси была свидетельницей реформ, начатых в Китае под влиянием Запада. Летом 1907 года императрица перенесла инсульт, и здоровье ее резко пошатнулось. Здоровье императора тоже ухудшалось. Несмотря на то, что он не правил страной, Гуансюй сохранил уважение народа и получил право жить во дворце. Утром 14 ноября 1908 года император умер. Очевидные симптомы отравления вновь ставили под подозрение Цыси. Вполне вероятно, что она в течение долгого периода тайно через евнуха давала императору небольшие дозы яда. Императрица Цыси пережила племянника всего на 24 часа. После нее осталось многомиллионное состояние - свидетельство грабительской власти. В то же время гордая династия маньчжуров оказалась в довольно жалком состоянии. За годы правления Цыси Китай упустил реальную возможность "открыться" для новых идей, что помогло бы сдвинуть патриархальную страну на путь прогресса и процветания.
Три сестры
Самые знаменитые женщины в новейшей истории Китая - сестры Сун Айлин, Сун Цинлин и Сун Мэйлин - родились в семье китайского бизнесмена Чарли Суна. Все они получили образование в США, а вернувшись на родину, приняли активное участие в политической жизни страны.
Сун Айлин была личным ассистентом вождя китайской демократической революции Сунь Ятсена. Приехав с ним в Японию, она познакомилась с начинающим бизнесменом Кун Сянси. Он был потомком Конфуция в 75-м поколении, а впоследствии стал одним из богатейших людей Китая. Кун Сянси был сподвижником Сунь Ятсена, он подавал большие надежды как финансист. После свадьбы с Сун Айлин он вернулся в Китай и открыл сеть банков. Будучи соратником Сунь Ятсена и Чан Кайши, Кун Сянси занимал заметные должности в правительстве. Он был министром торговли и промышленности, а также министром финансов Китая. После поражения Гоминьдана в 40-е годы прошлого века Кун Сянси эмигрировал в США. Сун Айлин умерла в 1973 году в возрасте 83 лет.
Сун Цинлин, средняя сестра, после замужества своей сестры Сун Айлин стала следующей помощницей Сунь Ятсена. Через два года Цинлин стала женой Сунь Ятсена, который был старше ее на 27 лет. Решившись на брак, Сунь Ятсен не получил разрешения отца девушки Чарли Суна. После смерти доктора Сунь Ятсена Сун Цинлин активно занималась политикой, одно время жила в СССР, была избрана почетным председателем II конференции Антиимпериалистической лиги. Она основала китайскую лигу прав человека, а в годы антияпонской войны - Лигу защиты Китая. Если о Сун Айлин говорили, что она любила деньги, то о Сун Цинлин, что она любила Китай. Во время "культурной революции" Мао Цзэдун лично вступился за нее, защитив от нападок хунвэйбинов. Сун Цинлин умерла в возрасте 88 лет через 13 дней после того, как была избрана почетным председателем Китая.
Сун Мэйлин - третья сестра - стала женой Чан Кайши, человека, отношение к которому в Китае весьма неоднозначное. Но он был одним из самых влиятельных людей в Китае в начале ХХ века. Сподвижник Сунь Ятсена, позже возглавивший партию Гоминьдан, именно он, спасая правительство, но, жертвуя жителями столицы, принял решение покинуть Нанкин перед японской оккупацией. По мнению многих китайцев, Сун Мэйлин очень любила власть. Она везде следовала за мужем, зачастую даже с огромным риском для жизни. Когда Чан Кайши оказался в плену, она лично приехала его выручать, поручив помощнику застрелить ее, если ей будет угрожать серьезная опасность. Сунь Мэйлин лично приезжала в США, чтобы просить Конгресс поддержать Китай в антияпонской войне. Сун Мэйлин не только была активным политическим деятелем, но и талантливой писательницей и художницей. Она умерла в США в возрасте 106 лет.
rg.ru
Мыслители Древнего Китая - Информация стр. 2
>
.1 Лао-Цзы
Лао-Цзы - прозвище, означающее старый учитель - великий мудрец Древнего Китая, заложивший основы даосизма - направления китайской мысли, дошедшего до наших дней. Приблизительно время жизни Лао цзы относят к VII-VI векам до н.э.Он считается автором главного трактата даосизма Дао дэ цзин, который стал самым популярным тестом древнекитайской философии на Западе.
О жизни этого мудреца известно мало и подлинность имеющихся сведений часто подвергается критике со стороны ученых. Но известно, что он был хранителем императорского архива Чжоуского двора - величайшего книгохранилища Древнего Китая. Поэтому Лао цзы имел свободный доступ к различным древнейшим и современным ему текстам, что позволило ему выработать собственное учение.
Слава об этом мудреце шла по всей Поднебесной, поэтому когда он решил покинуть царство Чжоу его остановили на заставе и попросили оставить для своего царства свое учение в письменном варианте. Лао цзы составил трактат Дао дэ цзин, что переводится как Канон Пути и благодати. Весь трактат говорит о категории Дао.
Дао в переводе с китайского означает Путь. Согласно Лао цзы Дао лежит в основе мира и мир осуществляет Дао. Все в мире есть Дао. Дао невыразимо, оно может быть постижимо, но только не вербально. Лао цзы писал: Дао, которое может быть выражено слова, не есть постоянное дао. Учение о Дао тесно связано с учением о взаимопереходе противоположностей.
Жившего ранее двух других великих китайских мыслителей Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.) нелегко понять не только потому, что основное его понятие дао очень неоднозначно: это и главное над множеством вещей, и матерь земли и неба, первооснова мира, и корень, и путь; но и потому, что в постижении этого понятия мы не имеем возможности (как, например, в древнеиндийской и других культурах) опереться на какие-либо мифологические образы, которые облегчили бы усвоение. Дао столь же неопределенно у Лао-Цзы, как понятие Неба во всей китайской культуре.
Дао - источник всех вещей и основа функционирования бытия. Одно из определений дао - корень. Корень находится под землей, его не видно, но он существует до растения, которое из него появляется. Так же первично и невидимое дао, из которого продуцируется весь мир.
Дао понимается и как естественный закон развития природы. Основное значение иероглифа дао - дорога, по которой ходят люди. Дао - путь, по которому идут люди в этой жизни, а не только нечто вне ее. Человек, не знающий пути, обречен на заблуждение, он заблудший.
Дао можно трактовать и как единство с природой через подчиненность одинаковым законам. Путь благородного мужа начинается среди мужчин и женщин, но его глубинные принципы существуют в природе. Коль скоро существует этот всеобщий закон, нет необходимости в каком-либо моральном законе - как в естественном законе кармы, так в искусственном законе человеческого общежития.
На близость даосизма к нарождающемуся новому пониманию природы указывают экологи. Лао-цзы советует приспособляться к естественным циклам, указывает на самодвижение в природе и на важность равновесия, и, возможно, понятие дао является прообразом современных представлений о космических информационных поясах.
Дао ищется в себе. Кто знает самого себя, тот сможет выяснить [сущность вещей], а кто знает людей, тот способен вершить дела. Чтобы познать дао, надо освободиться от собственных страстей. Познавший дао достигает естественного равновесия, потому что все противоположности приводит в гармонию и достигает самоудовлетворения.
Дао ничего не желает и ни к чему не стремится. Так же должны поступать и люди. Все естественное происходит как бы само собой, без особых усилий личности. Естественному ходу противопоставляется искусственная деятельность человека, преследующего свои эгоистические, корыстные цели. Такая деятельность предосудительна, поэтому основным принципом Лао-цзы выступает не деяние (увэй) - невмешательства, непротивления. Увэй не есть пассивность, а, скорее, непротивление естественному ходу событий и деятельность в соответствии с ним. Это принцип, следуя которому, человек сохраняет собственную цельность, в тоже время обретая единство с сущим. Это путь осуществления собственного Дао, который не может быть отличен от всеобщего Дао. Обрести собственное Дао и есть цель каждого даоса и должно стать целью каждого человека, но это труднодостижимо и требует многих усилий, хотя в то же время и уводит от всяческого напряжения сил.
Для лучшего понимания учения Лао цзы необходимо погрузится в чтение его трактат и пытаться его понять на внутреннем интуитивном уровне, а не на уровне логико-дискурсивного мышления, к которому обращается всегда наш западный ум.
.2 Конфуций
даосизм мыслитель конфуций философский
Младший современник Лао-цзы Конфуций или Кун цзы Учитель Кун (ок. 551 - ок. 479 до н.э.) отдает традиционную для китайской культуры дань Небу как творцу всех вещей и призывает беспрекословно следовать судьбе, но главное внимание уделяет сознательному конструированию необходимых для нормального функционирования общества социальных связей. Конфуций является основателем учения, которое известно как конфуцианство.
Родился учитель Кун в бедной семье, рано остался сиротой и познал нужду, хотя, по преданию, его семья была аристократической. Мужчины этой се