1.3 Погребальный культ и вера в загробное воздаяние. Погребальный культ древнего египта
Погребальный культ древнего Египта.. Египет. Туристический портал
Древние египтяне были убеждены в необходимости сохранения тела для загробной жизни. Эта мысль красной нитью прошла сквозь всю их культуру. Культ умерших воспринимался египтянами не просто религиозным ритуалом, а скорее практической необходимостью. Искусство Древнего Египта тесно связано с данной религиозной особенностью.
Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем, как человек с головой собаки; защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.
Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времен. Первоначально он олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида (богиня природы, она занимает место при сотворении мира в солнечной лодке рядом с Ра, который каждый день проплывает в ней по небу. Она стала называться «великая волшебница» после успешного оживления Осириса, но более широко известна Исида как «богоматерь», вскормившая грудью Гора), а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом, символом жизни, в одной руке и скипетром в другой; Осирис дарует возрождение, воскрешение и вечную жизнь тем, кто контролирует свое тело.
Погребальный культ и понятия о потусторонней жизни выходят из древнего мифа об Осирисе:
Осирис, первый царь Египта, научил свой народ многим искусствам и наукам, включая архитектуру, и подарил египтянам их основные продукты питания — хлеб, пиво и вино. Он также дал им законы и научил почитать богов. Его женой и царицей была волшебница Исида. Тот был его визирем, и он стал родоначальником письменности. Анубис и Упуаут сопровождали Осириса в его путешествиях по свету. Осирис был предательски убит его братом, Сетом. Сет изготовил богато украшенный саркофаг, принес его на пир, устроенный при дворе, и пообещал подарить свой саркофаг тому, кому он лучше всего подойдет. После того как все остальные примерили саркофаг, Осирис сделал то же самое, и оказалось, что он подходит ему просто идеально. Но Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку саркофага, запечатали его и бросили в реку. Так Сет захватил трон Египта. Но Исида, сестра и жена Осириса, в сопровождении Нефтиды, сестры и жены Сета, отправилась на поиски мертвого царя и в конце концов нашли саркофаг с его телом, который выбросило волной на берег около города Библа. Исида привезла тело своего мужа в священный город Буто, но Сет нашёл его и разрубил на множество частей. Части расчлененного тела Осириса были разбросаны по всему Египту, но Исида собрала их все и соединила при помощи Анубиса, бога с головой шакала (по одной из версий легенды он был плодом тайной любви Осириса и Нефтиды), который забальзамировал тело царя. В этой мумифицированной форме Осирис ожил, но продолжил свое существование вдали от мира смертных, став правителем загробного царства. Исида родила Гора, посмертного сына Осириса, зачатого посредством магического оплодотворения, и спрятала младенца от Сета среди болот Дельты, где ей помогала богиня-корова Хатхор, исполнявшая роль кормилицы. Гор вырос, заявил о своих правах на трон и после длительной борьбы с Сетом победил его в бою. В ходе ожесточенной схватки Сет вырвал один глаз Гора, а Гор отсек Сету гениталии. Сет обратился к богам, заявив, что претензии Гора на трон безосновательны, но божественный суд под председательством Геба признал права Гора законными, и он стал царем Египта. Таким образом, Осирис и Гор были предками всех фараонов, и они наделили их своими божественными качествами. Можно заметить, что Гор из легенды об Осирисе, Гор-дитя, отличается от древнего бога неба Летополиса. Сам Осирис, чьим древним фетишем было дерево, начинал как земледельческий бог. Временем его смерти было то время, когда полноводный Нил начинал отступать. Легенда о нём появилась в «текстах пирамид», но источник её неизвестен. Она попала в район Дельты откуда-то ещё, и Осирис поглотил древний культ бога Дельты Анджети, «защитника» Бусириса. Его престиж распространился по всему Египту, он был включен в различные космологии, присоединил к себе некоторых других богов, включая Анубиса и Упуаута, и оставался самым вездесущим из египетских богов, вплоть до того времени, когда сама египетская религия была уничтожена христианством. Хотя легенду об Осирисе можно рассматривать как метафору египетского цикла, состоящего из разлива Нила, времени роста, сбора урожая, засушливого сезона, с противостоянием влажности и сухости, плодородия и бесплодия.
Древние египтяне были убеждены в необходимости сохранения тела для загробной жизни. Эта мысль красной нитью прошла сквозь всю их культуру. Культ умерших воспринимался египтянами не просто религиозным ритуалом, а скорее практической необходимостью. Искусство Древнего Египта тесно связано с данной религиозной особенностью.
Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем, как человек с головой собаки; защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.
Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времен. Первоначально он олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида (богиня природы, она занимает место при сотворении мира в солнечной лодке рядом с Ра, который каждый день проплывает в ней по небу. Она стала называться «великая волшебница» после успешного оживления Осириса, но более широко известна Исида как «богоматерь», вскормившая грудью Гора), а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом, символом жизни, в одной руке и скипетром в другой; Осирис дарует возрождение, воскрешение и вечную жизнь тем, кто контролирует свое тело.
Погребальный культ и понятия о потусторонней жизни выходят из древнего мифа об Осирисе:
Осирис, первый царь Египта, научил свой народ многим искусствам и наукам, включая архитектуру, и подарил египтянам их основные продукты питания — хлеб, пиво и вино. Он также дал им законы и научил почитать богов. Его женой и царицей была волшебница Исида. Тот был его визирем, и он стал родоначальником письменности. Анубис и Упуаут сопровождали Осириса в его путешествиях по свету. Осирис был предательски убит его братом, Сетом. Сет изготовил богато украшенный саркофаг, принес его на пир, устроенный при дворе, и пообещал подарить свой саркофаг тому, кому он лучше всего подойдет. После того как все остальные примерили саркофаг, Осирис сделал то же самое, и оказалось, что он подходит ему просто идеально. Но Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку саркофага, запечатали его и бросили в реку. Так Сет захватил трон Египта. Но Исида, сестра и жена Осириса, в сопровождении Нефтиды, сестры и жены Сета, отправилась на поиски мертвого царя и в конце концов нашли саркофаг с его телом, который выбросило волной на берег около города Библа. Исида привезла тело своего мужа в священный город Буто, но Сет нашёл его и разрубил на множество частей. Части расчлененного тела Осириса были разбросаны по всему Египту, но Исида собрала их все и соединила при помощи Анубиса, бога с головой шакала (по одной из версий легенды он был плодом тайной любви Осириса и Нефтиды), который забальзамировал тело царя. В этой мумифицированной форме Осирис ожил, но продолжил свое существование вдали от мира смертных, став правителем загробного царства. Исида родила Гора, посмертного сына Осириса, зачатого посредством магического оплодотворения, и спрятала младенца от Сета среди болот Дельты, где ей помогала богиня-корова Хатхор, исполнявшая роль кормилицы. Гор вырос, заявил о своих правах на трон и после длительной борьбы с Сетом победил его в бою. В ходе ожесточенной схватки Сет вырвал один глаз Гора, а Гор отсек Сету гениталии. Сет обратился к богам, заявив, что претензии Гора на трон безосновательны, но божественный суд под председательством Геба признал права Гора законными, и он стал царем Египта. Таким образом, Осирис и Гор были предками всех фараонов, и они наделили их своими божественными качествами. Можно заметить, что Гор из легенды об Осирисе, Гор-дитя, отличается от древнего бога неба Летополиса. Сам Осирис, чьим древним фетишем было дерево, начинал как земледельческий бог. Временем его смерти было то время, когда полноводный Нил начинал отступать. Легенда о нём появилась в «текстах пирамид», но источник её неизвестен. Она попала в район Дельты откуда-то ещё, и Осирис поглотил древний культ бога Дельты Анджети, «защитника» Бусириса. Его престиж распространился по всему Египту, он был включен в различные космологии, присоединил к себе некоторых других богов, включая Анубиса и Упуаута, и оставался самым вездесущим из египетских богов, вплоть до того времени, когда сама египетская религия была уничтожена христианством. Хотя легенду об Осирисе можно рассматривать как метафору египетского цикла, состоящего из разлива Нила, времени роста, сбора урожая, засушливого сезона, с противостоянием влажности и сухости, плодородия и бесплодия.
1.3 Погребальный культ и вера в загробное воздаяние. Культура и искусство Древнего Египта
Похожие главы из других работ:
Быт древних римлян
9. Культ мертвых
Погребальные обряды ясно показывают, что, опуская покойника в гробницу, древние римляне верили, что кладут туда нечто живое. Существовал обычай в конце похорон звать душу умершего именем, которое он носил при жизни...
Духовна культура трипільського населення України
2. Культ родючості
У населення трипільської культури був поширений культ родючості, тісно повязаний з основними галузями господарства. Він асоціювався з образом жінки-матері-прародительниці, що відбилося перш за все у пластиці...
Искусство и религия
2.3 Вера в сверхъестественное как источник противоречий культового искусства
Включение искусства в систему религиозного культа накладывало глубокий отпечаток на его содержание и художественную форму. Искусство могло выполнять свою религиозную функцию лишь в том случае...
Культура Древнего Египта
3.3 Вера в загробную жизнь
Истинный смысл сооружения пирамид можно понять исходя из представления, лежавшего в основе религии египтян: человек после кончины продолжает свой жизненный путь в царстве бессмертия. Древние египтяне считали...
Культура древних цивилизаций Месопотамии
4. Культ и его особенности
Большую роль в культе и в частном богослужении играли изображения божеств. Это подтверждало широкое распространение копий божеств. Считалось, что божества присутствуют в своих изображениях. Если изображение выносили из святилища...
Культурология. Древний Египет
3. ЗАУПОКОЙНЫЙ КУЛЬТ
Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие души - это было главной доктриной египетской религии...
Мифология и религия античности
2.3.1 Культ животных
Тотемизм послужил одним из главных источников возникновения зоолатрии - культа животных. Формы зоолатрии разнообразны: прямое поклонение животным, вера в их особую связь с миром духов и богов, посвящение животных божествам...
Мифология и религия античности
2.3.2 Промысловый культ
У многих народов можно обнаружить промысловые культы - почитание тех или иных животных, имеющих важное хозяйственное значение в жизни племени. К таким культам можно отнести культ медведя. Медвежатина употреблялась в пищу...
Мифология и религия античности
2.3.3 Культ растений
Кроме культа животных с тотемизмом тесно связан культ растений - фитолатрия. У многих народов существуют предания, что из растений появляются семена жизни. В скандинавских легендах ясень хранит зародыши всего живого, включая человека...
Мифология и религия античности
2.3.4 Культ предков
Культ предков является одним из наиболее выраженных анимистических культов (почитание душ умерших предков). Духам предков оказывают определенные почести, внимание, им иногда совершают жертвоприношения...
Образ загробного мира в древнеегипетском искусстве
1.2 Культ Осириса
Для пoлнoты изучения дaннoй тeмы нyжнo ocвeтить ocнoвныe этaпы cтaнoвлeния кyльтa Оcиpиca кaк владыки мёpтвыx и пкaзaть eгo ocoбeннocти и нa ocнoвe пpивeдённoгo мaтepиaлa cдeлaть выводы o влиянии этoгo кyльтa нa дpeвниx eгиптян, oтpaжённoгo пoзжe в иcкyccтвe Древнего Египтa...
Погребально-поминальный ритуал
§1 Погребальный обряд, как обряд перехода
Термином "погребальный культ" принято обозначать совокупность религиозных обрядов, относящихся к умершим, и связанные с этими обрядами верования. Обряды и верования, связанные с покойниками...
Погребально-поминальный ритуал
§3 Погребальный культ, как форма религии
В мировоззрении народов мира погребально-поминальный комплекс занимает исключительное место. Широкая распространенность погребального культа общеизвестна. Обряды и верования, связанные с покойниками...
Понятие культуры
Культура и культ
Формально под словом "культура" может подразумеваться решительно все, что возделывает или производит человек. Поэтому в океане человеческой культуры можно видеть много прекрасного и немало того, что явно вредит человечеству...
Человек в конфуцианской модели культуры
3.2 КОНФУЦИАНСКИЙ КУЛЬТ ПРЕДКОВ И КУЛЬТ СЫНОВНЕЙ ПОЧТИТЕЛЬНОСТИ
Конфуцианство наложило глубокую печать на все стороны жизни китайского общества, в том числе и на функционирование семьи, а именно, конфуцианский культ предков и культ сыновней почтительности способствовали расцвету культа семьи и клана...
cult.bobrodobro.ru
Погребальный культ в Древнем Египте — реферат
Чтобы лучше понять отношение к смерти, приглашением вернуться в Египет около 1750 г. до н.э
Заупокойный культ являлся существенной частью этикета древних египтян.
Во всем мире с самых древних времен люди верили в послесмертное воскрешение или, в то, что смерти не существует вообще, но существует другой мир, куда человек отправляется, когда заканчиваются дни его в данной реальности. И вот куда он попадает после смерти, имело очень большое значение. Предполагалось, что после смерти жизнь человека будет значительно более долгой, а значит важно то, какого она будет качества, что человеку достанется: вечное наслаждение или мучения? И это зависит от того, как прожил он свою земную жизнь. Определяет это суд богов, принимающий предстающую перед ними душу.
Подготовка к смерти – смысл жизни.
На протяжении всей своей жизни каждый египтянин должен был заботиться о том, как достойно перейти в мир вечности.
Фараон, вступив на престол, сразу же начинал строить свою пирамиду. Но если он умирал, а пирамида к моменту его смерти оставалась недостроенной, то ее, как правило, не достраивали. Следующий фараон начинал строительство своей пирамиды. Но если строительство заканчивалось до смерти фараона, то это служило гарантией его перемещения на небо и, тем самым, вхождения в вечность.
Обычные люди заботились о будущем своем погребении в силу своих возможностей. Сам гражданин, и его родные, когда приходил ему срок, готовили все так, чтобы у отбывшего в мир иной было все необходимое для загробной жизни. Для него строили большую гробницу, наполняли ее одеждой и пищей. В гроб клали свиток папируса – «Книгу мертвых». Эта книга содержала необходимые молитвы и заклинания против опасностей, которые может встретить душа в загробной жизни.
Важнейшим делом было позаботится о мумификации тела.
Человеческое существо состоит из тела, искры божией и тени, или Ка, которая соединяет тело с искрой божией. Когда человек умирает, его тень и искра отделяются от тела. Если бы человек жил безгрешно, его искра божия вместе с тенью тотчас ушла бы к богам для вечной жизни. Но каждый человек грешит, загрязняет себя в этом мире, и потому его тень – Ка – должна очищаться, иногда в продолжение многих тысяч лет. Очищается же она тем, что, незримая, блуждает по нашей земле среди людей, совершая добрые поступки. Впрочем, тени преступников даже в загробной жизни совершают преступления и окончательно губят и себя, и заключенную в них искру божию. Надо помнить – и для тебя это, наверное, не тайна, — что тень, Ка, в точности похожа не человека, но только как будто соткана из очень тонкого тумана. У тени есть голова, руки и туловище, она может ходить, говорить, бросать или поднимать предметы, одеваться, как человек, и даже, особенно первые несколько лет после смерти, должна время от времени чем-нибудь подкрепляться. Впоследствии для нее достаточно изображения яств. Но главную свою силу тень черпает из тела, оставшегося после нее на земле. Если мы бросаем тело в могилу, оно быстро портится, и тень вынуждена питаться прахом и гнилью. Если мы сжигаем тело, у тени остается для питания только пепел. Если же мы сделаем из тела мумию, то есть если забальзамируем тело на тысячу лет, тень, Ка, всегда здорова, сильна и проводит время своего очищения спокойно и даже приятно…
Забота о Ка.
— Благодаря своим тысячелетним исследованиям жрецы узнали много важных подробностей о загробной жизни. Стало известно, что, кода в теле умершего остаются внутренности, его тень, Ка, требует столько же пищи, сколько человек; когда же пищи не хватает, тень бросается на живых и высасывает из них кровь. Если же из трупа вынуть внутренности, как мы это делаем, то тень обходится почти без пищи: ее собственного тела, хватает ей на миллионы лет. Точно так же установлено, что если могила умершего оставлена в небрежении, то тень тоскует и без нужды бродит по земле. Если же в посмертное жилище положена одежда, утварь, орудие и инструменты, которые любил умерший, если стены покрыты картинами, изображающими пиршества, охоту, богослужения, войны и вообще события, в которых покойный принимал участие, если туда помещены также изваяния его близких, прислуги, лошадей, собак, скота, тогда тень входит без нужды в мир, ибо находит его в своем доме мертвых. Кроме того, установлено, что многие тени, даже пройдя путь покаяния, не могут войти в страну вечного счастья, ибо не знают соответствующих молитв, заклинаний и как вести беседу с богами. Мы предупреждаем это, заворачивая мумии в папирусы, на которых написаны соответствующие изречения, и кладем в гроб «Книгу мертвых». Словом, наш похоронный обряд дает тени силу, охраняет ее от неудобств и тоски по земле, помогает ей войти в общение с богами и спасает живущих от вреда, какой могли бы причинить им тени. Именно это мы имеем ввиду, так заботясь о мертвых, и поэтому мы воздвигаем им дворцы и в них – уютнейшие жилища».
Сам ритуал захоронения естественный для египтян воспринимается как экзотика, тем более, что ни одна цивилизация после не взяла себе на вооружение подобного отношения к умершим.
Звезда Сириус и 70 дней.
Мумия делалась 70 дней. Изида, Нефтида и Анубис ровно 70 дней собирали тело великого бога. С тех пор число 70 стало особенным числом, которое управляет землей и небесами. Этот священный период был также связан с той частью года, когда звезда Сириус не поднималась над горизонтом. В древности первый восход Сириуса на широтах Египта совпадал с днем летнего солнцестояния – 21 июля.
Суд богов.
После похоронных торжеств и оплакиваний усопшего, умерший проходит множество испытаний и, наконец, если все с честью выдержал и не перепутал ничего при входе во врата загробного мира, он предстает перед верховным судом богов.
«Здесь в тишине и торжественном полумраке восседали боги-судьи: две Эннеады богов, Великая и Малая. Перед каждой из Эннеад египтянин должен был держать ответ за свои земные дела, дважды должен был доказать, что все его клятвы в безгрешности не лживы, а истины. Поэтому зал Суда и назывался Чертогом Двух Истин.
Когда допрос заканчивался, перед Великой Эннеадой выступали свидетели – Месхент, Щиа и Ба покойного. Они рассказывали, какие хорошие и дурные поступки совершал египтянин в жизни.
Выслушав свидетелей, боги Великой Эннеады поворачивали головы и в упор смотрели на умершего. Египтянин трепетно устремлял взгляд им навстречу, надеясь по лицам судей угадать, милостивы они к нему или суровы. Но бесстрастны были лики богов, и египтянин, опустив глаза, замирал в покорном ожидании.
Суд богов. Взвешивание сердца
Анубис берет сердце умершего и кладет его на чашу загробных Весов Истины. Сама Маат, богиня справедливости, правды и правосудия, владеет этими Весами. На другой чаше – ее перо, символ Истины.
Египтянина торжественно проводили мимо великого бога, сидящего на престоле. Суд на этом заканчивался. Покойный отправлялся к месту своего вечного блаженства – в поля Иару, «поля Камыша». Сопровождал его туда бог-покровитель Шаи.
В полях Камыша его ждала такая же жизнь, какую он вел на Земле, только без земных тревог, горестей, нужды и забот». –
Суд людей. Что вверху – то и внизу.
Но прежде чем попасть на суд к богам, даже фараону необходимо было пройти через суд своих подданных. Так повелевает этикет. В этом великая справедливость и высокая духовность закона древних египтян, исполнявшегося неукоснительно всеми:
«В ряды мумий, находившихся в городе мертвых, допускались тела только тех людей, которые при жизни не сделали ничего постыдного. Потому над всяким умершим совершался суд, в который имели право являться обвинители и защитники. Многих, избегнувших наказания при жизни, постигало оно после смерти, и не было большего стыда, как получить отказ в честном погребении.
Когда умирал царь, весь народ надевал траур, храмы закрывались, все празднества отменялись на 72 дня, мужчины и женщины посыпали голову пеплом, молились и постились. Между тем, изготовляли мумию и гроб царя. По прошествии траурного времени труп выставляли при входе в гробницу, и всякий из народа имел право обвинять царя в дурных делах его. До сих пор сохранились в Египте ясные доказательства этого обычая. Имена многих царей тщательно изглажены с памятников, которые воздвигли они себе при жизни; молот же уничтожил следы и в самих гробницах».
turboreferat.ru
Заупокойный культ в Египте
Воззрения древних египтян на загробную жизнь фараона и на средства ритуала представляют невиданный интерес. Во времена Древнего царства считалось, что правителя ждет множество привилегий и в загробном мире. Египтян волновало больше всего материальное благополучие правителя после смерти. Вероятно, этим и объясняется сооружение богатой гробницы для него, в которой тело умершего фараона считалось огражденным от всяких опасных случайностей. Ко всему прочему, египтяне заботились о мумификации тела правителя, о погребальном инвентаре, который должен был обязательно его сопровождать после смерти, об обрядах погребального ритуала, а также о заупокойных службах.
В Египте был очень развит заупокойный культ
Между прочим...
заупокойные службы — это чтение особых магических текстов, которые гарантировали умершему царю вечную жизнь и богатство.
Любопытно то, что магические тексты буквально противоречили друг другу. С одной стороны, умершему фараону гарантировалось спокойное существование в его гробнице, а с другой — его душа (ба) и его двойник (ка) могли покинуть гробницу, чтобы соединиться с богами и жить в их обществе в другом мире.
Кстати, мумификация возникла не на пустом месте! Просто египтяне верили, что человек после смерти продолжает жить в своей гробнице, а тело ведь разрушается. Чтобы избежать этого изобрели мумификацию.
Что включал в себя заупокойный культ? Прежде всего, умершего обеспечивали всем необходимым. Фараон даже своим вельможам еще при жизни строил гробницы. Однако были и такие, которые не удостаивались такой чести и строили гробницы за свой счет. Подношения умершему осуществлялись либо за счет его самого, либо за счет короны. Для «кормления» умершего предоставлялись даже земельные участки, однако это было очень убыточно, поэтому дары в его пользу заменили магическими текстами.
Интересно узнать:
со времени Древнего царства до нас дошли тексты — «обращение к живым»: 1) посетитель некрополя не имеет права приближаться к гробнице, если он ритуально не чист — если он ел, к примеру, запрещенную пищу; 2) посетитель не должен осквернять гробницу ритуально — иначе угрозы умершего будут преследовать его; 3) посетитель не должен наносить ущерб зданию гробницы — иначе гнев умершего ему обеспечен; 4) посетитель должен прочесть текст жертвенной молитвы в пользу умершего, что служило заменой материального подношения.
Жертвенная молитва в пользу умершего была обращена к богам, чтобы те обеспечили его всем необходимым: хлебом, пивом, быками, птицей, разными видами одеяний и т.д. Как вы думаете, к каким богам чаще всего обращались с такой молитвой? Конечно же, к Осирису и Анубису.
Процедура погребения все время менялась, но это нисколько не умаляло ее значение. Обряд «отверзания уст и очей», пожалуй, был наиболее главным! Мумия таким образом как бы «оживлялась» перед погребением.
А чего стоит создание скульптурных портретов умерших, которые потом размещались в сердабе! Это делалось на тот случай, если мумия вдруг разрушится. А в статуи, как думали древние египтяне, могло переселиться ка умершего.
Так как загробный мир считался отражением мира земного, то, соответственно, умершего и там подстерегали разного рода опасности: змеи, крокодилы, голод, ужасы, война. А избежать всего этого опять же можно было с помощью магии. Ведь только умерший знал ее в совершенстве. А живые, в свою очередь, снабжали его магическими текстами, которые играли роль путеводителей в потустороннем мире.
sitekid.ru
Погребальный культ древнего Египта.. Египет. Туристический портал
Древние египтяне были убеждены в необходимости сохранения тела для загробной жизни. Эта мысль красной нитью прошла сквозь всю их культуру. Культ умерших воспринимался египтянами не просто религиозным ритуалом, а скорее практической необходимостью. Искусство Древнего Египта тесно связано с данной религиозной особенностью.
Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем, как человек с головой собаки; защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.
Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времен. Первоначально он олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида (богиня природы, она занимает место при сотворении мира в солнечной лодке рядом с Ра, который каждый день проплывает в ней по небу. Она стала называться «великая волшебница» после успешного оживления Осириса, но более широко известна Исида как «богоматерь», вскормившая грудью Гора), а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом, символом жизни, в одной руке и скипетром в другой; Осирис дарует возрождение, воскрешение и вечную жизнь тем, кто контролирует свое тело.
Погребальный культ и понятия о потусторонней жизни выходят из древнего мифа об Осирисе:
Осирис, первый царь Египта, научил свой народ многим искусствам и наукам, включая архитектуру, и подарил египтянам их основные продукты питания — хлеб, пиво и вино. Он также дал им законы и научил почитать богов. Его женой и царицей была волшебница Исида. Тот был его визирем, и он стал родоначальником письменности. Анубис и Упуаут сопровождали Осириса в его путешествиях по свету. Осирис был предательски убит его братом, Сетом. Сет изготовил богато украшенный саркофаг, принес его на пир, устроенный при дворе, и пообещал подарить свой саркофаг тому, кому он лучше всего подойдет. После того как все остальные примерили саркофаг, Осирис сделал то же самое, и оказалось, что он подходит ему просто идеально. Но Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку саркофага, запечатали его и бросили в реку. Так Сет захватил трон Египта. Но Исида, сестра и жена Осириса, в сопровождении Нефтиды, сестры и жены Сета, отправилась на поиски мертвого царя и в конце концов нашли саркофаг с его телом, который выбросило волной на берег около города Библа. Исида привезла тело своего мужа в священный город Буто, но Сет нашёл его и разрубил на множество частей. Части расчлененного тела Осириса были разбросаны по всему Египту, но Исида собрала их все и соединила при помощи Анубиса, бога с головой шакала (по одной из версий легенды он был плодом тайной любви Осириса и Нефтиды), который забальзамировал тело царя. В этой мумифицированной форме Осирис ожил, но продолжил свое существование вдали от мира смертных, став правителем загробного царства. Исида родила Гора, посмертного сына Осириса, зачатого посредством магического оплодотворения, и спрятала младенца от Сета среди болот Дельты, где ей помогала богиня-корова Хатхор, исполнявшая роль кормилицы. Гор вырос, заявил о своих правах на трон и после длительной борьбы с Сетом победил его в бою. В ходе ожесточенной схватки Сет вырвал один глаз Гора, а Гор отсек Сету гениталии. Сет обратился к богам, заявив, что претензии Гора на трон безосновательны, но божественный суд под председательством Геба признал права Гора законными, и он стал царем Египта. Таким образом, Осирис и Гор были предками всех фараонов, и они наделили их своими божественными качествами. Можно заметить, что Гор из легенды об Осирисе, Гор-дитя, отличается от древнего бога неба Летополиса. Сам Осирис, чьим древним фетишем было дерево, начинал как земледельческий бог. Временем его смерти было то время, когда полноводный Нил начинал отступать. Легенда о нём появилась в «текстах пирамид», но источник её неизвестен. Она попала в район Дельты откуда-то ещё, и Осирис поглотил древний культ бога Дельты Анджети, «защитника» Бусириса. Его престиж распространился по всему Египту, он был включен в различные космологии, присоединил к себе некоторых других богов, включая Анубиса и Упуаута, и оставался самым вездесущим из египетских богов, вплоть до того времени, когда сама египетская религия была уничтожена христианством. Хотя легенду об Осирисе можно рассматривать как метафору египетского цикла, состоящего из разлива Нила, времени роста, сбора урожая, засушливого сезона, с противостоянием влажности и сухости, плодородия и бесплодия.
Древние египтяне были убеждены в необходимости сохранения тела для загробной жизни. Эта мысль красной нитью прошла сквозь всю их культуру. Культ умерших воспринимался египтянами не просто религиозным ритуалом, а скорее практической необходимостью. Искусство Древнего Египта тесно связано с данной религиозной особенностью.
Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем, как человек с головой собаки; защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.
Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времен. Первоначально он олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида (богиня природы, она занимает место при сотворении мира в солнечной лодке рядом с Ра, который каждый день проплывает в ней по небу. Она стала называться «великая волшебница» после успешного оживления Осириса, но более широко известна Исида как «богоматерь», вскормившая грудью Гора), а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом, символом жизни, в одной руке и скипетром в другой; Осирис дарует возрождение, воскрешение и вечную жизнь тем, кто контролирует свое тело.
Погребальный культ и понятия о потусторонней жизни выходят из древнего мифа об Осирисе:
Осирис, первый царь Египта, научил свой народ многим искусствам и наукам, включая архитектуру, и подарил египтянам их основные продукты питания — хлеб, пиво и вино. Он также дал им законы и научил почитать богов. Его женой и царицей была волшебница Исида. Тот был его визирем, и он стал родоначальником письменности. Анубис и Упуаут сопровождали Осириса в его путешествиях по свету. Осирис был предательски убит его братом, Сетом. Сет изготовил богато украшенный саркофаг, принес его на пир, устроенный при дворе, и пообещал подарить свой саркофаг тому, кому он лучше всего подойдет. После того как все остальные примерили саркофаг, Осирис сделал то же самое, и оказалось, что он подходит ему просто идеально. Но Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку саркофага, запечатали его и бросили в реку. Так Сет захватил трон Египта. Но Исида, сестра и жена Осириса, в сопровождении Нефтиды, сестры и жены Сета, отправилась на поиски мертвого царя и в конце концов нашли саркофаг с его телом, который выбросило волной на берег около города Библа. Исида привезла тело своего мужа в священный город Буто, но Сет нашёл его и разрубил на множество частей. Части расчлененного тела Осириса были разбросаны по всему Египту, но Исида собрала их все и соединила при помощи Анубиса, бога с головой шакала (по одной из версий легенды он был плодом тайной любви Осириса и Нефтиды), который забальзамировал тело царя. В этой мумифицированной форме Осирис ожил, но продолжил свое существование вдали от мира смертных, став правителем загробного царства. Исида родила Гора, посмертного сына Осириса, зачатого посредством магического оплодотворения, и спрятала младенца от Сета среди болот Дельты, где ей помогала богиня-корова Хатхор, исполнявшая роль кормилицы. Гор вырос, заявил о своих правах на трон и после длительной борьбы с Сетом победил его в бою. В ходе ожесточенной схватки Сет вырвал один глаз Гора, а Гор отсек Сету гениталии. Сет обратился к богам, заявив, что претензии Гора на трон безосновательны, но божественный суд под председательством Геба признал права Гора законными, и он стал царем Египта. Таким образом, Осирис и Гор были предками всех фараонов, и они наделили их своими божественными качествами. Можно заметить, что Гор из легенды об Осирисе, Гор-дитя, отличается от древнего бога неба Летополиса. Сам Осирис, чьим древним фетишем было дерево, начинал как земледельческий бог. Временем его смерти было то время, когда полноводный Нил начинал отступать. Легенда о нём появилась в «текстах пирамид», но источник её неизвестен. Она попала в район Дельты откуда-то ещё, и Осирис поглотил древний культ бога Дельты Анджети, «защитника» Бусириса. Его престиж распространился по всему Египту, он был включен в различные космологии, присоединил к себе некоторых других богов, включая Анубиса и Упуаута, и оставался самым вездесущим из египетских богов, вплоть до того времени, когда сама египетская религия была уничтожена христианством. Хотя легенду об Осирисе можно рассматривать как метафору египетского цикла, состоящего из разлива Нила, времени роста, сбора урожая, засушливого сезона, с противостоянием влажности и сухости, плодородия и бесплодия.
Список литературы.............................................................................................
16
Введение
Начиная с древних времен, человек всегда задумывался о своем внутреннем мире – о душе. И очень важный в этих рассуждениях вопрос о том, куда душа попадает после смерти. С этого вопроса, скорее всего, и начался культ предков и погребальный культ в истории человечества.
В этой работе я расскажу о различных формах верования, о религиях, для которых погребальный культ или культ предков играли важную роль. Так же в реферате будет сказано о том, какое значение в развитии культуры оказали эти культы. 1. Понятия Погребального культа и культа предков
Погребальный Культ – это одна из ранних форм религиозных верований, включающая в себя сложный комплекс представлений: человек после смерти продолжает вести тот же образ жизни, что и до нее; его душа (дух) либо остается среди живых, либо отправляется в особую страну мертвых (загробный мир), но и в том и другом случае сохраняет способность влиять на дела своих живых соплеменников. Каждый умерший может вновь вернуться в мир живых, воплотившись в кого-либо из новорожденных членов рода. Погребальный культ включает в себя либо уничтожение трупа либо его сохранение, воздвижение надгробных сооружений (курганов, срубов, склепов, мавзолеев и т. д.), жертвоприношение, поминальную трапезу, траур по покойному и связанные с ним запреты. Возникновение погребального культа относят к эпохе верхнего палеолита. Он вошел как составная часть в поздние религиозные системы, в которых отчетливо видны следы ранних верований. Таковы, например, в православном погребальном обряде поминальные блины и кутья, трапеза на могиле умершего на радуницу и в др. дни особого поминовения усопших.
Культ предков – обоготворение мёртвых, одна из самых древних и распространённых форм религии. На ранних ступенях развития человек всякого умершего считает существом сверхчеловеческим и божественным; он поклоняется, как богам, умершим из своей семьи, создает особые обряды этого поклонения и, таким образом, с течением времени вырабатывается то, что в науке известно под названием культа предков. Это почитание мертвых имеет почти всегда исключительно домашний характер, распространяется только на предков каждой отдельной семьи, в ней замыкается и получает дальнейшее развитие. Даже в самой семье сперва поклоняются не всем предкам, а только ближайшим, о которых сохранились у живых воспоминания; поклонение более отдаленным предкам характеризует более позднюю эпоху.
Таким образом, погребальный культ – это одна из ранних форм религиозных верований, включающая в себя либо уничтожение трупа, либо его сохранение. А культ предков – обоготворение мёртвых, одна из самых древних и распространённых форм религии.
2. Зарождение погребального культа во время каменного века
Еще в древности люди задумались о жизни и смерти. Куда уходят мертвые, как возникает новая жизнь в теле новорожденного младенца, что такое сон? Человек не мог безразлично относиться к смерти.
Во времена неолита и бронзового века погребения делились на два вида: «с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений» [4, с. 34].
«В основании многих курганов Ямной культуры выделяется кромлех – пояс из каменных блоков и плит, поставленных на ребро. Плиты такого кромлеха у села Вербовка в Приднепровье покрывал резной геометрический узор. На этот каменный орнаментальный фриз опирался деревянный шатер, а земляная и дерновая основа всей конструкции была спрятана в глубине. Размеры Ямных курганов очень внушительны. Диаметр их кромлехов достигает 20 м, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 м.
Курганами отмечены все погребения Ямной культуры, но над некоторыми из нихвозвышались еще каменные надгробия, надмогильные статуи, каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов, женщин). Каменные бабы Ямной культуры простояли на курганах четыре с лишним тысячи лет. Каменные бабы Северного Причерноморья разнотипны и разновременны. Среди них есть и энеолитические – отесанные прямоугольные плиты с выступом головы и проработкой деталей гравировкой или рельефом. Каменная баба составляла с курганом неразрывное целое и создавалась с расчетом на высокий земляной пьедестал, на обзор со всех сторон с самых отдаленных точек » [4, с. 34].
«Пусть каменные бабы Ямной культуры не представляют эстетической ценности. Грубые истуканы пришли на смену безупречным линиям гравировок и умелой лепке форм в росписях ледниковой эпохи. Все это так. Но гораздо важнее другое. Это памятники более высокого этапа в развитии мышления и общества.
Период, когда люди приспосабливались к природе, а все искусство сводилось по сути «к образу зверя», закончился. Начался период господства человека над природой и господства его образа в искусстве» [4, с. 35].
Я согласен с мнением, указанном выше. Ведь человек во всем многообразии природы стал отделять совершенно отличающийся от других животных вид живых существ – себя. Он начал понимать свое отличие от животных и свое превосходство над ними (но не над самой природой).
«Наиболее сложные сооружения – мегалитические погребения, т. е. погребения в гробницах сооруженных из больших камней, – дольмены менгиры. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены. Некогда на северо-западе Кавказа дольмены исчислялись сотнями. Больше всего их было в Прикубанье. Дольмен в Эшери сложен из плит длиной 3,7 м .и толщиной да 0,5 м. Одна крыша весила 22,5 т. По расчетам известного археолога Б.А. Куфтина, верхнюю плиту эшерского дольмена поднимало не менее 150 человек.
Самые ранние из них возведены более четырех тысяч лет назад племенами, уже освоившими земледелие, скотоводство и плавку меди. Но строители дольменов еще не знали железа, еще не приручили лошадь и не отвыкли от орудий из камня. Строительной техникой эти люди были оснащены крайне слабо. Тем не менее они создали такие каменные сооружения, каких не оставили после себя не только кавказские аборигены предшествующей эпохи, но и жившие позднее по берегам Черного моря племена. Несомненно, нужно было перепробовать немало вариантов сооружений, прежде чем прийти к классической конструкции – четыре поставленные на ребро плиты, несущие на себе пятую – плоское перекрытие...
Менгиры – отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной до 21 м. и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни располагали в виде круга – это уже кромлех» [4, с. 35-36].
В то время было распространенно такое верование как анимизм (от лат. Anima – дух, душа) – вера в двойственность природы человека (тело, душа) и наделение природных явлений качествами человека. Еще один шаг на пути развития от животного к человеку.
Культ мертвых на ранней стадии зарождения человечества очень важен для развития культуры человечества. Именно тогда человек начинает задумываться о его предназначении на земле, интересоваться устройством мира. В это время усиливаются родственные связи между родителями и детьми, ведь погребение мертвых – это тоже своеобразная забота за родственниками. В могилу умершему старались положить все самое необходимое, что может понадобиться ему в загробной жизни. Уже тогда человек задумывался о душе. Некоторые ученые-историки считают анимизм минимумом религии, и я согласен с ними. Ведь, задумываясь о душе, человек начинает размышлять, откуда она появляется при рождении, и куда эта душа уходит после смерти. Другими словами, существует прямая связь между погребальным культом древности и зарождением религии. Иначе не проводились бы все эти обряды, и покойники оставались не погребенными и лежали все на том же месте, где умерли (подобно животным).
Так же погребальный культ того времени играет еще одну важную роль в культуре человечества. Эта роль связана с исторической памятью, с наследием того времени и с археологией. Благодари тому, что люди древности клали в могилу усопшему различные предметы обихода того времени, мы знаем больше каменном и бронзовом веке. Мы знаем больше о архитектурных возможностях первых людей благодаря таким постройкам как: курганы, мегалиты, гробницы, каменные бабы, и др. Мы знаем больше о творческих способностях древнего человека благодаря глиняным фигуркам, горшкам с узорами, положенным в могилу умершему, наскальным рисункам, изображенным на стенах гробниц и выдолбленными на менгирах и дольменах.
Если бы не захоронения неолита, мы бы не получили и половины тех знаний о том периоде, которыми обладаем сейчас.
Итак, путь погребальной культуры когда то начался во времена каменного века. Уже тогда люди верили в то, что у человека есть душа, уже тогда возводились монументальные сооружения, уже тогда человек начинает с почтениям относится к покойным предкам.
3. Погребальный культ в древнем Египте
Особое внимание погребальному культу уделяли египтяне.
«Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие души – это было доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, все религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта – и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего можно ждать воскрешение» [4, с. 44].
Если задуматься, то найдется много доводов к подтверждению верности (в некоторой степени) это протеста. Ведь невозможно представить себе небытие. Человек всегда о чем-либо думает, даже если эти мысли ненавязчивы и незаметны.
Египтяне считали, что сущность человека состоит из таких частей как: тело, тень, имя. «Ведущую роль играла Ка – душа человека, являющаяся его бессмертным двойником.
Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий» [4, с. 45]. Для того, что бы попасть на тот свет, умершему фараону строили пирамиду – мощную защиту от потусторонних глаз. Через семьсот дней после смерти покойник отправлялся в «Страну Вечности». Египтяне представляли путь в эту страну, как полосу препятствий. Были написаны целые книги с подробным описанием ловушек и трудностей, встречаемых в этом мире, и как эти трудности можно преодолеть. Если этот путь проходили, то египтянин попадал в чертог обеих истин. Там происходил суд над умершим, по окончании которого покойник попадал либо в пасть чудовища Амелита либо в царство Осириса. Если мертвый человек не прошел испытаний на пути к чертогу обеих истин и умирал, то его охватывало полное небытие – окончательная и неотвратимая смерть.
Поэтому фараоны уделяли большее внимание своим гробницам, чем мирским жилищам. Усыпальницы царей Египта были богато украшены, хорошо спрятаны от потусторонних глаз, на них накладывались различные заклинания и проклятья для незваных гостей. Саркофаги фараонов были похожи на матрешку – внутренний саркофаг с фараоном вкладывался во внешний. По одной из версий пирамиды – тоже усыпальницы царей Древнего Египта. Такое внимание к своему второму дому вполне оправдано. Ибо после смерти на земле человека может ждать вечная жизнь в загробном мире.
Погребальный культ во многом поспособствовал развитию культуры всего мира. Ведь именно тогда человек задумывается о нелепости смерти, закрепляет свои представления о душе, ставит человека – фараона в центр мира, как наследника богов. В этом просматриваются зачатки возвеличивания всего человеческого существа. Так же при постройке усыпальниц фараонов египтяне проявили чудеса архитектуры. Для того времени вырезание каменных плит – стен гробницы – было колоссальным достижением, которое последствии переняли в какой то мере другие культуры древности. Благодаря письменам, начертанным на стенах гробниц и саркофагов, мы многое узнаем о древнеегипетской культуре. А это может повлиять на развитие мировой культуры сейчас. Ведь цивилизация Древнего Египта была очень развита для того времени, архитектура Великих Пирамид еще не была превзойдена и по сей день, а сам Египет хранит в себе множество загадок.
Таким образом, египтяне первые, кто оказывал погребальному обряду такое внимание. Благодаря гробницам их фараонов мы так много знаем о культуре Древнего Египта.
4. Культ предков в Древней Месопотамии
В Вавилоне – одном из известнейших и величайших царств Двуречья – были свои представления о смерти. Жители царства верили, что после смерти человек попадает в «страну без возврата». Воскрешения, по их верованиям, было невозможно. «Место, где будет прибывать умерший, весьма уныло и печально – там нет света, а пища мертвых – прах и глина. Усопшие уже не будут знать человеческих радостей. В таком одинаково печальном положении обречены пребывать все – независимо от своего статуса и поведения при жизни – и знатные, и безродные, и богатые, и бедные, и праведники, и негодяи. В несколько лучшей ситуации, пожалуй, будут находиться только те, кто оставил на земле многочисленное мужское потомство, – они могут рассчитывать на получение заупокойных жертв и будут пить чистую воду. Худшая же учесть ожидала тех, чье тело не было захоронено. Обитатели Месопотамии полагали, что между живыми и мертвыми существует определенная связь: мертвые могли дать живым нужный совет или предостеречь от беды. Живые старались быть поближе к своим мертвым: покойников часто хоронили не на кладбищах, прямо под полом дома или во внутреннем дворике» [4, с. 63]. Такой культ предков укреплял веру в существование личного бога, который принимал участие во всех делах потомков. Личный бог передавался из поколения в поколение: от тела отца к телу сына. Он служил проводником общения между покойными предками и их потомками.
Этот культ предков являлся несколько бытовым. Ведь он пропагандировал жизнь в этом мире (жизнь здесь и сейчас), потому что на том свете жизнь намного хуже, чем на этом. Человек стремился продлить род (семья могла заботиться о нем после смерти), добиться лучшей жизни, усердно работая, получить больше удовольствия в этом мире.
Во время существования культуры Сасанидского Ирана существовала другая точка зрения о жизни и смерти. В это время в Двуречье существовала такая религия, как Зороастризм. Это учение гласит о том, что через три дня после смерти умерший попадает на суд, где решается его дальнейшая судьба в зависимости от того, какую жизнь вел покойник. Если человек выступал на стороне добра, то он получал вечное блаженство, если же на стороне зла, то его ждали вечные мучения.
Две эти религии имеют необыкновенные сходства с христианством. И, возможно, многое иудеи (предшественники христианства) взяли из этих религий, что, несомненно, повлияло на развитие культур мира. Так в христианстве теперь тоже принято общение с покойными родственниками, а человек после смерти попадает в рай (мир блаженства) или ад (царство страданий). Суд человека, встречающийся во многих религиях, мотивировал человека на честную, праведную жизнь. От сюда сформировывались такие понятия как «хорошо» и «плохо». Это сильно повлияло на культуру человечества. Человек задумывался о правильности своих поступков и передавал такую мораль из поколение в поколение.
Можно сделать вывод, что древние цивилизации Двуречья, не имевшие такого развитого погребального культа, как в Египте, обладали особыми представлениями о смерти и своеобразным культом предков. При чем имелись существенные различия это культа в разные временные отрезки. Главное из них – это мир после смерти. У жителей Вавилона загробный мир серый и мрачный, а у сасанидских иранцев он зависит от того, какую жизнь прожил умерший (праведную или греховную).
5. Погребальный культ христиан
В современном мире большое количество христиан. Эта религия получила массовое распространение с IV века нашей эры. Погребальные обряды христиан католиков, православных, протестантов и других несколько различаются между собой. Но, безусловно, между ними существуют большие сходства. Рассмотрим пример христиан Руси.
«Погребальный обряд древних христиан близок современному погребальному обряду. Прослеживаются такие основные признаки:
– Наличие кладбищ;
– Прямоугольная яма;
– Ориентация головой на Запад;
– Положение тела на спине вытянуто;
– Руки вытянуты вдоль тела;
– Отсутствие инвентаря;
– Наличие остатков гроба;
– Наличие, хоть и очень редко, нательных крестиков и иконок.
Но наряду с выше перечисленными признаками, встречаются черты, характеризующие языческие обряды погребений, такие как:
Это можно объяснить смешением в народном понимании того периода двух религий: христианства и язычества.
Обряд захоронения выглядит примерно так:
Святая Церковь, в знак примирения и единения с душой усопшего, на краю могилы предает его тело земле. Через три дня по представлении умерший православный христианин удостаивается церковного “погребения” или “отпевания”. Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни, отступники, отлученные и нераскаянные грешники, умершие без крещения младенцы. До выноса тела из дома в доме читается краткая молитва.
При проявлении любви к умершему, его несут до Храма на руках. Во главе процессии идет священник в облачении, как духовный руководитель. Священник перед закрытием гроба мирского человека и положением его в могилу посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: ”Господня земля и исполнениеся, вселенная и все живущие на ней”. Затем на усопшего возливается елей в ознаменование того, что умерший уже окончил и совершил священные подвиги, к которым был призван, старался жить по образу и заповедям Христа Спасителя, и теперь душе его предстоит пройти мытарства и достигнуть Царства Славы. Наконец на тело усопшего посыпают пепел из кадильницы в ознаменование того, что смерть благочестивого христианина, подобная благоухающему фимиаму, угасла для земли, но не для неба. Если кладбище находиться вдалеке от храма, то этот последний обряд совершается в храме. Теперь гроб закрывают крышкой, которую прибивают гвоздями. После этого при пении литии гроб с телом опускают в могилу, ногами к востоку, и могилу засыпают землей под пение “Со духи праведных…”. Затем по чину литии положена краткая ектения и после того, как могила будет совсем засыпана, произносится отпуск: “Слава Богу, сие устроившему”. » [3]
Христианской религии свойственна забота о предках. Умершего старались похоронить по всем канонам, что бы он непременно попал в рай. Родственников навещали (посещение могил), покойникам устраивали различные праздники, за их упокой молились.
Мы живем в эре христианства. У большинства стран эта религия является официальной. У христианства огромное количество последователей по всему миру. Поэтому зарождение и развитие христианства имеет колоссальное значение в развитии культуры. Христиане построили огромное количество храмов, они сильно повлияли на ход истории. О многом мы можем узнать именно из захоронений христиан. Так же погребальный культ христиан имеет непосредственное влияние и в наше время. Он ведет к развитию религиозной культуры. Возможно, сегодняшние захоронения повлияют на культурный прогресс последующих культур и цивилизаций.
Итак, погребальный культ христиан помогает узнавать о жизни в средневековье и другие прошедшие века, ведет к развитию культуры сейчас и повлияет на культуру в будущем. Заключение
Таким образом, погребальный культ – это одна из ранних форм религиозных верований, включающая в себя либо уничтожение трупа, либо его сохранение. А культ предков – обоготворение мёртвых, одна из самых древних и распространённых форм религии. Весь путь погребальной культуры когда то начался во времена каменного века. Уже тогда люди верили в то, что у человека есть душа, уже тогда возводились монументальные сооружения, уже тогда человек начинает с почтениям относится к покойным предкам.
Колоссальное внимание уделялось погребальному культу в Египте. Египтяне первые, кто предавал погребальному обряду такое значение. Благодаря гробницам их фараонов мы так много знаем о культуре Древнего Египта, о его языке и народе. Древние цивилизации Двуречья, не имевшие такого развитого погребального культа, как в Египте, обладали особыми представлениями о смерти и своеобразным культом предков. При чем имелись существенные различия это культа в разные временные отрезки. Главное из них – это мир после смерти. У жителей Вавилона загробный мир серый и мрачный, а у сасанидских иранцев он зависит от того, какую жизнь прожил умерший (праведную или греховную).
Мы же живем в эре христианства. У большинства стран эта религия является официальной. Погребальный культ христиан помогает узнавать о жизни в средневековье и другие прошедшие века, ведет к развитию культуры сейчас и повлияет на культуру в будущем.
В общем, влияние погребального культа на культуру неоспоримо. Человек, размышляя о смерти, задумывается о своей мирской жизни. Он старается анализировать и контролировать свои поступки, желает вырастить хороших детей, которые будут заботиться о нем после его смерти и передадут наследие всего рода своим потомкам. Список литературы1. Бингэм Д. Энциклопедия «Мировая история» – М.: Росмэн, 2001;
2. Багдасарян Н. Г. Культурология для студентов технических вузов. Пятое издание – М.: Высшая школа, 2007;