Огонь история и способы добывания. Изобретение огня древними людьми
Огонь - великое изобретение человечества
Подробности Категория: Интересное Просмотров: 518
Давным-давно люди открыли свойства огня, приручили его для повседневной жизни, научились готовить пищу и освещать жилище. Как это было? Вначале древние люди познакомились с «диким» огнем, который вспыхивал во время грозы, засухи в лесу или вследствие извержения вулканов. Тогда первобытные люди еще не умели его добывать самостоятельно. Но однажды, принеся его в дом, они приручили его навсегда. С тех пор и по настоящее время огонь служит человеку в хозяйстве.
В те давние времена значение огня было огромным. Он освещал дома и использовался для приготовления еды. Люди поняли, что приготовленная на огне пища вкуснее, чем сырая. Также огонь помогал и в охоте. В более поздние времена, когда появилась металлургия, паровые машины и другие технологии, огонь продолжал помогать человеку.
Долгие века люди использовали «домашний огонь». Они хранили его годами в своих жилищах. Не зря же появилось выражение «хранительница домашнего очага», которое относится к женщинам. Именно женщины поддерживали огонь, подкладывали дрова, чтобы он не угас. Со временем люди научились добывать огонь самостоятельно. Сначала при помощи трения деревянных палочек. Ученые предполагают, что это произошло случайно, когда человек пробовал сверлить дерево. Во время сверления произошло трение и нагревание дерева, в итоге произошло воспламенение. Древние люди обратили на это внимание и стали использовать для добычи огня. Уже не требовалось годами сохранять очаг с огнем, чтобы он не потух. В любое время можно было добыть огонь.
Этот способ состоял в следующем. Брались две сухие деревянные палочки. Одну из них клали на землю и делали углубление в ней. Другую вставляли в это углубление и начинали быстро вращать между ладонями, при этом надавливая на нее. Постепенно ладони сползали вниз, и в этом было главное неудобство. Приходилось постоянно останавливаться, поднимать ладони и начинать вращать снова. Процесс мог сильно затягиваться. Легче было добыть огонь вдвоем. Один человек давил на вертикальную палочку, а другой быстро вращал ее. Затем придумали обхватить вертикальную палочку ремешком и тянуть этот ремешок вправо-влево. Таким образом можно было ускорить вращение палочки. А на верхний конец палочки положили костяной колпачок для удобства. Устройство для добычи огня состояло из 4-х частей: двух палочек (неподвижной и подвижной), ремешка и колпачка. Это устройство позволяло с легкостью добывать огонь одному человеку. Коленом прижималась палочка на земле, верхний колпачок удерживался зубами, а вертикальная палочка вращалась ладонями.
Через некоторое время люди придумали новый, более эффективный и простой способ добычи огня – высекать искру из камня. Изобретение и приручение огня стало важным шагом в дальнейшем развитии цивилизации.
Интересное в сети
Loading...
ermoshka.com
ОГОНЬ
Люди рано открыли полезные свойства огня — его способность освещать и согревать, изменять к лучшему растительную и животную пищу. «Дикий огонь», который вспыхивал во время лесных пожаров или извержений вулканов, был страшен и опасен для человека, но, принеся огонь в свою пещеру, человек «приручил» его и «поставил» себе на службу. С этого времени огонь стал постоянным спутником человека и основой его хозяйства. В древние времена он был незаменимым источником тепла, света, средством для приготовления пищи, орудием охоты. Однако и дальнейшие завоевания культуры (керамика, металлургия, сталеварение, паровые машины и т.п.) обязаны комплексному использованию огня.
Долгие тысячелетия люди пользовались «домашним огнем», поддерживали его из года в год в своих пещерах, прежде чем научились добывать его сами при помощи трения. Вероятно, это открытие произошло случайно, после того как наши предки научились сверлить дерево. Во время этой операции происходило нагревание древесины и при благоприятных условиях могло произойти воспламенение. Обратив на это внимание, люди стали широко пользоваться трением для добывания огня.
Простейший способ состоял в том, что брались две палочки сухого дерева, в одной из которых делали лунку. Первая палочка клалась на землю и прижималась коленом. Вторую вставляли в лунку, а затем начинали быстро-быстро вращать между ладонями. В то же время необходимо было с силой давить на палочку. Неудобство такого способа заключалось в том, что ладони постепенно сползали вниз. Приходилось то и дело поднимать их вверх и снова продолжать вращение. Хотя, при известной сноровке, это можно делать быстро, все же из-за постоянных остановок процесс сильно затягивался. Гораздо проще добыть огонь трением, работая вдвоем. При этом один человек удерживал горизонтальную палочку и давил сверху на вертикальную, а второй — быстро-быстро вращал ее между ладонями. Позже вертикальную палочку стали обхватывать ремешком, двигая который вправо и влево можно ускорить движение, а на верхний конец для удобства стали накладывать костяной колпачок. Таким образом, все устройство для добывания огня стало состоять из четырех частей: двух палочек (неподвижной и вращающейся), ремешка и верхнего колпачка. Таким способом можно было добывать огонь и в одиночку, если прижимать нижнюю палочку коленом к земле, а колпачок — зубами.
Пожалуйста оцените материал:
Другие материалы в этом разделе:
www.dmitrysmor.ru
Огонь история и способы добывания
Огонь история и способы добывания — Пользование огнем и уменье добывать его составляет одну из отличительных особенностей человеческой культуры, даже на самых примитивных ступенях ее развития. Сохранились, правда, старые и новые известия о племенах, не знающих употребления огня, но, как показал Б. Тейлор, все такие известия сомнительны и противоречивы. Знакомство с огнем мы находим и у самого древнейшего населения Европы: скопления золы и угля, следы очагов, вместе с разбитыми костями, древнейшими следами палеолитического человека, как в пещерах Франции и Англии, так и в открытых стоянках той же эпохи в России (например в Костенках, на берегу Дона). Тем не менее, вероятно, что первобытный человек еще не умел добывать О., и что изобретение способа его добывания было одним из важных шагов на пути культурного развития человечества. Об этой важности свидетельствуют многие мифы, связывающие открытие огня с древними героями, похитившими его с неба, и придающие огню характер божественности. Судя по тому, как получают себе О. многие дикари и как добывается так называемый "живой О. " (см. соотв. статью), можно думать, что первоначальное добывание огня последовало от трения одного куска сухого дерева о другое, и притом трения путем вращения или сверления. Подобные вращательные движения имеют тесную связь с религиозными обрядами: в древней Индии, на рассвете, вращением дерева возжигался О. и вращением же сбивалось масло, приносившееся в жертву; у буддистов весьма обыкновенны вращающиеся молитвенные мельницы; священные хороводы, круговые танцы составляют существенную принадлежность многих религиозных обрядов. Отсюда Гейгер находит возможным вывести предположение, что первое получение огня было неожиданным результатом вращения, производившегося с мистической целью. Этим объясняется божественный характер, который придается огню многими народами, а равно пользование огнем при богослужении, жертвоприношениях, обрядах очищения, похоронах и т.
д. Судя по данным языка, огонь первоначально обратил внимание человека не своими полезными или разрушительными свойствами, а своим цветом и блеском. "Древнейшими памятниками языка — замечает Гейгер — прославляются его светлый блеск, его красное пламя; древнейшие названия огня также указывают не на теплоту, не на свойство жечь, разрушать, вызывать боль, а на красный цвет, который привлек, по-видимому, прежде всего внимание человека". Добывание огня путем трения двух кусков сухого дерева существует у многих менее культурных народов до настоящего времени. Способ этот представляет три вариации: 1) сверление, 2) пиление и 3) проведение борозды. Сверление, в свою очередь, производится: а) непосредственно руками; берется узкая дощечка сухого дерева, кладется на землю, на нее становится коленями человек и упирает в нее сухую круглую, деревянную же палочку; предварительно в дощечке делается небольшая (неглубокая) ямка, соответствующая диаметру палочки, и от этой ямки проводится к боковому краю дощечки небольшая бороздка, по которой могли бы выдавливаться образуемые сверлением древесные опилки; вставив в упомянутую ямку палочку, человек вращает ее между ладонями, стараясь в то же время ее нажимать; ладони его при этом спускаются постепенно по палочке вниз и приходится их несколько раз быстро вскидывать к верхнему концу, но так, чтобы воздух не успевал попасть под нижний конец палочки. После непрерывного вращения в течение некоторого времени, древесная пыль нагревается и, наконец, воспламеняется, причем нужно иметь наготове уголь и трут для принятия огня, который затем раздувается. Скорое добывание О. этим способом требует ловкости и сноровки; он употребителен у эскимосов Лабрадора, у индейцев острова Ванкувера, у бушменов и других племен Африки, а также был в ходу в Японии, на Мадагаскаре и в других странах. б) Другой способ сверления требует применения дощечки, палочки, груза, который бы надавливал на палочку сверху, и веревки, с помощью которой вращалась бы палочка. При этом способе требуется участие двоих: один придерживает положенную на земле дощечку ногой, а обеими руками передвигает из стороны в сторону завернутую вокруг палочки веревку, которая и вызывает вращение палочки; другой помогает удерживать неподвижно дощечку, а рукой прижимает палочку сверху. Способ этот в ходу у некоторых племен эскимосов и североамериканских индейцев, также у даяков острова Борнео. Местами веревка соединяется с лучком, причем добывающий О. нажимает на верхний конец палочки зубами или грудью. в) Третий способ характеризуется присоединением к палочке груза (например, посредством надетого на нее кружка) и приведением ее во вращение посредством двойной веревки, обмотанной вокруг ее верхнего конца и прикрепленной затем к концам поперечной палочки; положив руки на эту поперечную палочку, человек нажимает ее книзу, вследствие чего вертикальная палочка приходит во вращение; нижнюю дощечку должен удерживать в это время другой человек. Способ этот существовал у разных племен эскимосов, индейцев, чукчей и др. Некоторые народы (например, айны, чукчи, австралийцы) не додумались до указанного выше снабжения ямочки в дощечке боковым желобком, вследствие чего добывание огня сопряжено у них с большим трудом и большой затратой времени. Пиление для добывания огня употребительно у малайцев, бирманцев, сиамцев. Берется расщепленный вдоль пополам бамбуковый ствол, кладется выпуклой (наружной) стороной кверху и распиливается поперек деревянной узкой дощечкой (тоже из бамбука), сточенной по краю в лезвие. Происходящие от пиления и нагревающиеся опилки падают обыкновенно на подложенный трут, который, наконец, и воспламеняется. Способ проведения борозды заключается в том, что сухое полено кладется на землю и удерживается в неподвижном положении упершимся в него коленом человеком, который, взяв обеими руками небольшую, заостренную к концу, твердую палочку и держа ее под углом около 45°, бороздит ею взад и вперед по полену, чем вызывает образование желобка, в одном из концов которого и скапливаются, наконец, воспламеняющиеся опилки. Способ этот свойствен исключительно Полинезии, где он весьма распространен, хотя пользование им требует большого навыка. Последующими методами добывания огня являются: а) удары кремнем о медный колчедан или сталь; куски колчедана с кремнем были иногда находимы в древних могилах Западной Европы, пользование же стальным огнивом было распространено в Европе до середины XIX в.; б) сжатия воздуха поршнем в цилиндре, причем к нижнему концу поршня прикрепляется легковоспламеняющийся трут; способ этот был встречен, между прочим, у бирманцев и даяков, но неизвестно, был ли он ими изобретен или заимствован у какого-нибудь более культурного народа. Гораздо позже появляются спички (см.) и многие другие физические и химические способы.
Смотреть что такое "Огонь история и способы добывания" в других словарях:
Огонь, история и способы добывания — Пользование огнем и уменье добывать его составляет одну из отличительных особенностей человеческой культуры, даже на самых примитивных ступенях ее развития. Сохранились, правда, старые и новые известия о племенах, не знающих употребления огня, но … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Огонь — У этого термина существуют и другие значения, см. Огонь (значения). Огонь Огонь в узком смысле, совокупность раскалённых газов и плазмы, выделяющихся в результате: пр … Википедия
Пчеловодство — I т. е. разведение пчел в видах получения меда и воска известно было еще в доисторические времена [По преданию древних греков, с П. познакомил людей Аристей, царь Аркадии, сын Аполлона.]. Сведения о П. встречаются у многих древних авторов. Пчела… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Пчеловодство* — т. е. разведение пчел в видах получения меда и воска известно было еще в доисторические времена [По преданию древних греков, с П. познакомил людей Аристей, царь Аркадии, сын Аполлона.]. Сведения о П. встречаются у многих древних авторов. Пчела… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
СТИХИИ МИРОЗДАНИЯ — огонь, вода, земля, воздух первоначала, которые использовались как в ранних философиях, так вплоть до философии постмодернизма. Осваивая мир, находящийся в состоянии противоборства, древний человек приходил к выводу, что раз мир продолжает… … Современный философский словарь
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
Мустьерское время. Неандертальский человек — Изменения в природных условиях. Культура ангельского типа сменяется новой культурой, мустьерской(Мустье пещера на берегу реки Везер, во Франции, где была найдена стоянка древних людей, так называемых неандертальцев, более высокоразвитых и имевших … Всемирная история. Энциклопедия
Фюстель де Куланж — (Numa Denys Fustel de Coulanges, 1830 1889) знаменитый французский историк и одно из светил всей вообще новейшей европейской историографии. Собрат соотечественник (Г. Моно) сопоставляет Ф. де Куланжа, как умственную величину, с Монтескье и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона