Экономика древнего мира кратко. Семинарским занятиям по дисциплине «История» подготовлены на основании следующей литературы: Всемирная история: Учебник для вузов (10)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема 1. Экономическая мысль древнего мира и средневековья. Экономика древнего мира кратко


Глава I. Экономическое развитие Древнего мира

ТОП 10:

§ 1. Экономика первобытного общества.

§ 2. Экономическое развитие стран Древнего Востока.

§ 3. Экономика Древней Греции и Древнего Рима.

§1. Экономика первобытного общества

Первобытное общество - наиболее длительный в истории человечества период. Ученые полагают, что далекие предки современных людей появились более двух миллионов лет назад. Древние люди обитали в условиях первобытного человеческого стада. Человек современного вида формировался примерно 40 тысяч лет назад.

Археологическая периодизация истории человечества основана на изменении вещественного материала, из которого изготовляли орудия труда. Почти весь период первобытных отношений относится к каменному веку (до конца III тысячелетия до н.э.), в котором выделяют три ступени: палеолит, мезолит, неолит. Затем настает бронзовый век, длившийся до I тысячелетия до н.э., на смену которому пришел железный век. По способу добывания средств существования ученые выделяют два типа первобытного хозяйства: присваивающее и производящее. Древний человек стал отличаться от животных умением изготовлять орудия труда. В глубокой древности использовали камни с острыми краями и отщепы от них. Затем появились рубило, скребки, резцы, треугольные и пластинчатые остроконечники, копья. Важным достижением первобытных людей стало освоение огня (около 100 тыс. лет тому назад, в период оледенения). Огонь использовали для обогрева жилища, для приготовления пищи, во время охоты на крупных животных.

Накопление древними людьми производственного опыта и усовершенствование трудовых навыков привели к созданию нового типа орудий труда, с помощью которых можно было рубить, резать, пилить, сверлить. Сверление и шлифовка камня способствовали созданию комбинированных орудий (каменный топор, копье с отточенным кремневым лезвием). Изобретение лука и стрел резко повысило эффективность охоты, сделало возможным индивидуальную охоту на мелкого зверя. Мясо, добытое на охоте, становится постоянной пищей человека. Это сыграло важную роль в укреплении оседлости и способствовало постепенному переходу к хозяйству производящего типа. В это же время началось приручение диких животных.

В социальной организации люди переходят от первобытного стада к родовой общине, объединяющей группу родственников. Община имела коллективную собственность и занималась хозяйством на основе половозрастного разделения труда. Причем, ведущая роль в общине принадлежала женщинам. Они занимались собирательством, приготовлением пищи, сохранением домашнего очага и воспитанием детей. Род являлся основной социально-экономической ячейкой первобытнообщинного общества.Род - это объединение людей современного физического типа, консолидировавшийся производственный коллектив со сложными и разнообразными социальными связями, способствовавший ускорению развития материальной и духовной культуры, значительному росту темпов развития производительных сил первобытного общества.

В период неолита (VIII – III тыс. лет до нашей эры) люди стали переходить от присваивающего хозяйства к производящему, основными отраслями которого были скотоводство, земледелие и ремесло. Переход от присваивающего хозяйства к производящему получил название неолитической революции.

Земледелие и скотоводство носили примитивный характер. Мотыжное земледелие требовало от людей огромных затрат времени и тяжелого труда. Однако земледельческие и скотоводческие племена развивались более динамично, чем племена охотников, рыболовов и собирателей. Земледелие и скотоводство вело к росту объемов производства. Люди стали заготавливать запасы пищи, получили постоянные источники питания, что качественно изменило условия их жизни. В этот период возрастает численность населения.

Земледелие зарождалось из собирательства. Совершенствуя производство, люди переходили от мотыжного к пашенному земледелию. Они использовали такие системы земледелия, как переложная, подсечно-огневая, возделывали сельскохозяйственные культуры на поливных и неполивных землях. Очагом земледельческого хозяйства стала Восточная Азия, где при благоприятных климатических условиях земледелие развивалось в долинах рек. В степных, полупустынных и пустынных областях преобладало кочевое скотоводство. Хозяйственная деятельность людей становилась все более многообразной. Люди стали заниматься деревообработкой, строить жилища и лодки. Появился ткацкий станок простейшего типа. Люди научились лепить посуду из глины, плести сети, использовать тягловую силу животных для перемещения грузов. В IV тысячелетии до н.э. были изобретены гончарный круг и колесо. Появились колесные повозки.

С появлением бронзовых орудий труда, примерно в то же время, когда произошел переход от мотыжного земледелия к пашенному, возникло скотоводство. Животные стали использоваться как для вьючного и гужевого транспорта, так и для обработки земли. Люди стали употреблять в пищу молоко. Разведение скота у отдельных племен становится основным видом хозяйственной деятельности. Из первобытных племен выделяются скотоводческие, пастушеские племена. Произошло первое крупное общественное разделение труда: скотоводство отделилось от земледелия. Пастушечьи и земледельческие племена стали производить обмен своей продукции. Обмен привел к появлению ранних товарных отношений.

Использование новых материалов при изготовлении орудий труда, совершенствование самих орудий, усложнение технологии производства, появление новых видов хозяйственной деятельности привели к росту производительных сил общества. В этих условиях изменяется место мужчины и женщины в общественном производстве. Скотоводство, как и плужное земледелие, стали мужскими отраслями труда, а женщине оставалось ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Мужчины получили первенство не только в производстве, но и в семье. Счет родства стали вести по мужской линии – материнский род превращался в отцовский. Сложилась и стала экономически обосабливаться малая моногамная семья. Среди свободного населения усиливается имущественная дифференциация. Родовая знать стала сосредотачивать богатства в своих руках. Так как появился прибавочный продукт, стало выгодным захватывать его с помощью военной силы. Племенные вожди захватывали и присваивали новые земли, а военнопленных превращали в рабов. На смену родовой общине приходила община земледельческая, в которой пахотные участки обрабатывались большими семьями. В последующем сложилась соседская община, в которой частная собственность на пахотные участки, а так же на движимое и недвижимое имущество находилась в руках отдельной семьи. Остальные угодья (леса, пастбища, водоемы и др.) находились в общей собственности. Углубление общественного разделения труда, рост обмена увеличивали имущественное неравенство и способствовали переходу от первобытнообщинных отношений к классовым.

§ 2. Экономическое развитие стран Древнего Востока

На примере Древнего Египта можно выявить особенности социально-экономического развития стран Древнего Востока. Древний Египет занимал выгодное географическое положение в долине реки Нил. Река являлась важнейшей судоходной артерией и давала возможность получать по два урожая в год благодаря естественному орошению земель и плодородной почве. Ежегодные отложения ила во время разлива служили обильным удобрением.

Государство Древнего Египта существовало несколько тысячелетий. Оно периодически распадалось и снова объединялось. Историю Египта делят на три периода: Древнее царство (IV тыс. до н.э. – XXII в. до н.э.), Среднее царство (XXI в. до н.э.- XVIII в. до н.э.), Новое царство (XVI в. до н.э. – XI в. до н.э.).

Древнейшие государства на территории Египта возникли в конце чет­вертого тысячелетия до нашей эры. В начале третьего тысячелетия Нижний и Верхний Египет объединились в одно государство. Главной отраслью эконо­мики было земледелие. Египтяне выращивали ячмень, пшеницу, овощи, лен. При орошаемом земледелии, даже с использованием примитивных орудий труда (мотыга, плуг с кремниевыми резцами), имелась возможность получать не только необходимый, но и прибавочный продукт. Для увеличения пло­щади орошаемых земель проводили большие ирригационные работы: строи­лись оросительные каналы, дамбы, водохранилища. При помощи шадуфа и водяного колеса воду подавали на верхние поля, недоступные орошению во время разлива.

Ремесленники Древнего Египта изготовляли орудия труда, оружие, строили храмы, пирамиды и другие сооружения. В первые века третьего тысячелетия расширялось строительство с использованием сырцового кирпича. Глиняная посуда изготовлялась с последующим обжигом. Появился писчий материал в виде папируса, изготовлялись льняные ткани, использовался ткацкий станок. Были построены уникальные гигантские сооружения - пирамиды. Они строились с использованием сравнительно примитивной строительной техники (бронзовые топоры, долота, кирки, каменные молоты, полозья, катки, канаты и др.). На строительстве пирамид были заняты десятки тысяч людей.

В эпоху Среднего царства Египет достиг экономического расцвета. Экономическая политика фараонов становилась все более рациональной. Прекратилось строительство пирамид. Крестьяне - общинники и рабы в большей мере использовались при строительстве дворцов, храмов, каналов. Был осушен заболоченный Фаюмский оазис, расширялись площади верхних полей. Натуральный обмен стал перерастать в торговлю. В качестве мерила стоимости и средства обращения использовались слитки золота, серебра, меди. Фараоны захватывали новые территории (Нубию, Ливию, Синайский полуостров). Торговая эксплуатация внешних владений играла важную роль в экономике. Египетские торговцы сбывали по завышенным ценам хлеб и готовые изделия, а покупали недорого медь, золото, серебро, кожи, слоновую кость, дерево. Торговцы занимались также и ростовщичеством. Изменялся характер рабовладения. Рабы принадлежали государству, но фараоны раздавали их храмам и вельможам (сановникам). Значительно расширялась работорговля и долговое рабство.

В период Нового царства наблюдаются прогрессивные изменения в области экономики.Этот период был временем дальнейшего роста рабовладельческих отношений и значительного развития рабовладельческих хозяйств. Новое царство относится к бронзовому веку, когда появились многие изобретения и усовершенствования в области техники. Вместо горизонтального ткацкого станка, требовавшего для обслуживания двух – трех ткачей, был изобретен вертикальный станок, который обслуживал один ткач. При выплавке меди использовались ножные меха, раздувавшие горн. При пахоте стали использовать более производительный плуг, комья земли разбивались мотыгами, молотом. При обработке льна применяли гребнеобразную доску. Изготовление стекла развилось в большую ремесленную промышленность. Значительное распространение получили колесные повозки, судостроение. Хозяйства вельмож и храмов продавали много съестных припасов. Торговцы находились на службе у жрецов или у частных лиц. Чеканной монеты не существовало, ее заменяли весовые единицы золота, серебра, меди. Обычно меняли товар на товар, но предварительно оценивали стоимость каждого предмета торговли. Египет подвергал разорению соседние страны и получал оттуда многие ценные предметы. Из Эфиопии доставляли золото и полудрагоценные камни, черное дерево и слоновую кость, из Сирии и Палестины в виде дани поступали серебро, свинец, медь, из Ливана и Финикии - деловая древесина. Рабовладение достигло невиданного ранее распространения. Рабами могли владеть даже ремесленники, пастухи, садовники, корабельщики и торговцы. Воинов за службу вознаграждали рабами. Египетские земледельцы полностью зависели от государства, за их работой устанавливался строгий надзор. К работе привлекались мужчины и женщины, люди всех возрастов. Ремесленники строго подчинялись государству, ремесло носило централизованный характер.

С XI в. до н.э. начинается длительный период упадка Египта, который подвергался набегам со стороны ливийцев, эфиопов, ассирийцев. В VI в. до н.э. Египет вошел в состав персидской державы, а в IV в. до н.э. был завоеван Александром Македонским.

Древневосточное общество имело ряд отличительных особенностей. Для стран Древнего Востока было характерно долговременное существование замкнутых сельских общин, в которых осуществлялось простое воспроизводство. Коллективные усилия восточной сельской общины были необходимым условием развития орошаемого земледелия. В странах Древнего Востока рабство имело патриархальный характер. Рабы не являлись основной производительной силой, а крестьяне-общинники подвергались эксплуатации со стороны государства почти наравне с рабами. На Востоке фактически не существовало частной собственности на землю. Землей могли владеть общины и частные лица, но при верховной собственности государства. В древневосточных государствах сложилась сильная, централизованная деспотическая власть, что было связано с необходимостью организации работ по строительству и сохранению системы орошаемого земледелия в общегосударственном масштабе.

§ 3. Экономика Древней Греции и Древнего Рима

Античные государства имели более высокий уровень развития по сравнению с Древним Востоком. Коллективный труд общины относительно быстро заменялся более производительным индивидуальным трудом. Община распадалась. Отделение ремесла от земледелия способствовало росту обмена, развитию имущественного неравенства и товарно-денежных отношений.

В истории Древней Греции и Рима большую роль сыграло установление частной собственности на землю и рабов. В странах античного мира преобладающую роль играл дешевый труд рабов. Это приводило к вытеснению из сферы производства мелких хозяйств крестьян и ремесленников. Рабовладельческие отношения в этих странах сложились в классическом виде. Рабы не имели собственности, семьи и каких-либо прав. Они считались "говорящими орудиями".

На территории Греции в VIII-VI вв. до н.э. начали образовываться первые рабовладельческие города-государства (полисы). В это время ремесло отделялось от земледелия, развивалось горное, кузнечное, литейное дело, судостроение, керамическое производство, появилась чеканная монета. Древние греки проводили завоевание и колонизацию новых земель. В итоге был создан обширный "греческий мир", в котором колониальные окраины играли роль поставщиков рабов и продуктов питания для метрополии - древнегреческих городов-государств. Наиболее развитыми среди греческих государств были Афины и Спарта.

Возвышению Афин способствовали благоприятные природные условия, наличие залежей серебра и строительных материалов, а также широкое развитие торговых связей. Афины стали общегреческим торговым морским портом. В экономике Афин ведущую роль играли ремесло и торговля. Основными видами ремесленного производства были обработка камня, изготовление изделий из метала, керамика. Высокого совершенства достигли строительство и архитектура. Особое место занимало изготовление вин и оливкового масла. Ремесло было профессиональным занятием мастеров, работающих на рынок. Оно становилось уделом вольноотпущенных (бывших рабов) и пришлых людей, которые не имели в Афинах политических прав и больших средств. Существовали также крупные ремесленные предприятия (эргастерии), на которых трудились рабы.Доход ремесленных мастерских был довольно высоким и покрывал как стоимость рабочей силы, так и расходы, связанные с организацией производства. Эргастерии приносили доход не меньший, чем морская торговля, которая являлась наиболее прибыльной статьей античной коммерции. Труд рабов широко применялся при добыче руды, камня. Сельское хозяйство специализировалось на выращивании маслин и винограда. В скотоводстве преобладало разведение овец и коз. Своего зерна в Греции было недостаточно, поэтому его завозили из колоний.

Расцвет Афин относится к V в. до н.э.Основой экономического возвышения Афин был труд рабов.Основную массу рабов в греческих полисах составляли рабы негреческого происхождения. Долговое рабство в большинстве греческих государств было уничтожено. Главным источником рабства служили войны с негреческими государствами и племенами. Государство продавало пленных рабов оптом, работорговцы доставляли их на рабовладельческие рынки, продавая поштучно. Рабы были абсолютно бесправны и рассматривались не как личности, а как вещи, принадлежащие хозяину. Рабский труд использовался во всех отраслях хозяйства. Средний рабовладелец мог иметь 10-15 рабов, которых он использовал в домашнем хозяйстве или в качестве слуг. Самым тяжелым был труд рабов в горном деле при добыче руды. Многие рабовладельцы отдавали своих рабов особым подрядчикам.

Большая часть свободных граждан была занята в сельском хозяйстве и в ремесле. Правительство поддерживало свободный труд и привлекало афинских граждан к работе по найму на крупных общественных постройках. В сельском хозяйстве труд рабов применялся мало. Греческие города были тесно связанны с рынками Средиземноморья, бассейнами Эгейского и Черного морей, где находились их колонии. Важное значение имел импорт зерна, корабельного леса, кожи, шерсти и рабов. Существовало профессиональное купечество, крупные оптовики и мелкие розничные торговцы. В каждом городе был рынок, где власти осуществляли надзор и поддерживали порядок. Внешняя торговля Афин носила посреднический характер. В торговле использовались серебряные деньги талант и мина, но преобладали драхмы, а в качестве разменной монеты – оболы. Обменом денег занимались трапедзиты (банкиры), которые выдавали ссуды под 12 - 30%.

Расцвет Афин был непродолжительным. В южной части Греции располагалось мощное рабовладельческое государство Спарта, где преобладало аграрное производство. Ремесло, торговля и товарно-денежные отношения были развиты слабо. Спартиаты, составлявшие меньшинство населения, совместно владели рабами (илотами), в которых превратили коренное население захваченных территорий. Илоты обрабатывали наделы земли, выделенные гражданам Спарты, за что платили последним натуральный оброк. В Спарте существовало равенство всех свободных граждан, которые занимались военным делом. Ремесло и торговля были уделом неполноправной части населения периэков. Спартиаты стремились сохранить имущественное равенство и презирали роскошь, их община представляла собой постоянно действующий военный лагерь.

Соперничество между Афинами и Спартой привело к Пелопоннесской войне, которая продолжалась десятки лет. Афины потерпели поражение. Междоусобные войны привели к разорению Греции и ускорили ее общий упадок. В IV в. до н.э. она был захвачена войсками Александра Македонского, а впоследствии подчинена Риму.

История Древнего Рима делится на три периода: царский (VIII – VI вв. до н.э.), республиканский (VI-I вв. до н.э.), императорский (I в. до н.э. – V в. н.э.).

В царский период происходит разложение родовых отношений и становление рабовладельческого строя. В этот период в римской общине патриции (члены родовых групп) занимались земледелием, но постепенно эти работы стали выполнять плебеи (пришельцы из других местностей) и рабы. В дальнейшем появилась еще одна группа неполноправного населения - клиенты. Это были младшие члены общины, подчинявшиеся своим хозяевам (патронам). Земля считалась собственностью всей римской общины, но находилась в условном частном владении отдельных патрицианских родов. Впоследствии эти владения превратились в частную земельную собственность.

В VI в. до н.э. резко возросло имущественное неравенство. В ряды богатых жителей Рима попадали плебеи, которые становились собственниками рабов и земли. Родовое деление общества с привилегиями патрициев не могло сохраняться в неизменном виде, поэтому в VI в. до н.э. была проведена реформа Сервия Туллия, которая вводила имущественный ценз для формирования армии и органов государственного управления. Все население Рима делилось на пять классов по имущественному признаку, независимо от происхождения.

До середины II в. до н.э. история Рима заполнена борьбой патрициев и плебеев, которая закончилась победой последних, уравнением их в гражданских правах с патрициями. Богатые рабовладельцы из плебеев вместе с патрициями составили новую знать ("нобилитет"). Рядовые плебеи тоже входили в состав сословия рабовладельцев. Государство защищало интересы крупных торговцев и ростовщиков, финансировавших римскую армию. Все это укрепило социальную базу общества, способствовало превращению Рима в могущественное государство, стало предпосылкой активных внешних завоеваний. В состав Древнего Рима вошли территории Западной Европы, Северной Африки, Греции, Испании, стран Ближнего и Среднего Востока.

Главной отраслью экономики Древнего Рима было сельское хозяйство. Его основу составляли мелкие крестьянские владения. Но постепенно они стали разоряться, не выдержав конкуренции с крупным производством, где применялся дешевый рабский труд. Разорялись и римские ремесленники, так как в Рим поступало много ремесленной продукции из провинций. Крестьяне и ремесленники вытеснялись из производства и составляли массу люмпенов - свободных, но неимущих граждан, находящихся на содержании государства. У этих граждан вырабатывалось презрительное отношение к труду.

В Риме существовали два типа рабовладельческих хозяйств - латифундии и виллы. Латифундии преобладали в провинции. Они имели сотни и тысячи гектаров земли и много рабов, специализировались на производстве зерновых культур. На территории Италии преобладали огородничество, садоводство и животноводство. Господствующим типом хозяйств были виллы - владения в несколько десятков или сотен гектаров. Там трудились десятки рабов, а зачастую использовался и труд наемных рабочих.

Виллы имели интенсивный характер производства. Эксплуатация рабов там была более изощренной, надзор за их работой более строгий. Применялись методы грубого принуждения к труду путем физического насилия, но иногда использовалось и поощрение (лучше кормили и содержали). Виллы были высокотоварными хозяйствами специализированного типа. Как правило, они располагались вблизи городов, с которыми их связывали дороги с твердым покрытием.

Аграрная культура Рима достигла высокого уровня. Об этом свидетельствуют сочинения римских авторов (Катона, Варрона и др.) Земля вспахивалась тяжелым плугом или легким ралом. Применялись также серпы, косы, бороны, колесные жатки. Широко использовались удобрения, осуществлялся тщательный уход за растениями. В садоводстве была хорошо известна техника посадок, прививок, подкормок.

Ремесло в Древнем Риме считалось занятием непрестижным. Преобладало мелкое производство, основной ячейкой которого была мастерская ремесленника. Центрами ремесла были Капуя, Арреций, Парма и другие города. Широким спросом пользовалась посуда, керамика, светильники, черепица, одежда, обувь, орудия труда, амфоры, стекло, ювелирные изделия. В провинциях Рима добывали серебро и свинец (в Испании), железную руду (в Галлии и Британии). Дакия поставляла золото, Египет стекло. В Малой Азии производили полушелковые ткани. Высокого уровня достигла металлообработка, где применялись горячая и холодная обработка металлов. Железо получали выковыванием раскаленной массы. При изготовлении цветных металлов применяли литье. В Италию из провинций доставляли сырье, материалы и готовую продукцию. Рим владел могущественным флотом. Характерной особенностью экономики Древнего Рима было строительство крупных каменных сооружений. В Риме возводили амфитеатры, многоэтажные дома с водопроводом и канализацией, мосты, строили дороги с твердым каменным покрытием. Для добычи полезных ископаемых строили шахты глубиной до ста метров.

В Древнем Риме активно развивалась торговля и существовало профессиональное купечество. В каждом городе имелся рынок, где продавали ремесленные изделия, скот, вино, масло, овощи, рабов. Рим поддерживал торговые связи со многими странами, в том числе с Китаем и Индией. В Риме чеканили медные монеты, а также серебряные динарии и сестерции (динарий составлял 4,5 г серебра, а сестерций - четверть динария).

Широкое распространение получило ростовщичество. Целые провинции отдавались на разграбление ростовщикам. В период империи бессистемный грабеж заменялся более упорядоченной эксплуатацией. Отменялась откупная система сбора дани. Устанавливался поземельный и подушный налог. Расширялась колонизация провинций, их хозяйственное освоение, но непомерный налоговый грабеж провинций подрывал устои Римской империи.

В Древнем Риме рабовладельческие отношения сложились в классической форме. Рабов было больше, чем свободного населения. Римское рабовладение было наиболее жестоким. В отличие от древневосточных стран в Риме преобладало частное рабовладение. Труд рабов использовался прежде всего в сельском хозяйстве. Много рабов были домашними слугами.

В первые века нашей эры в римском рабовладении наблюдаются кризисные явления. В II-IV вв. рабовладельческие отношения себя изжили. В Италии начался экономический кризис, усиливалась политическая нестабильность, резко сократился приток рабов. В период кризиса возрастало значение системы патроната. Рабы, получившие свободу (вольноотпущенники), сохраняли зависимость от бывшего хозяина, становились его клиентами. Клиентами могли стать иноплеменники или младшие члены общины, которые искали покровительство у патрициев. Клиенты находились в подчинении у патрона – главы рода или семьи, получали земельный надел и выполняли определенные материальные повинности в его пользу, несли военную службу. Патрон являлся покровителем клиентов, их защитником в суде.

Рабовладельцы вынуждены были стимулировать труд рабов. Они предоставляли рабам движимое и недвижимое имущество в пользование, сохраняя свое право собственности на него. Раб, получивший пекулий, вел самостоятельное хозяйство, имел семью и был материально заинтересован в росте производства. Определенную часть дохода он обязан был отдавать хозяину.

Получает широкое распространение новая форма производственных отношений – колонат. Землевладельцы сдавали землю в аренду небольшими участками. Арендовавшие землю колоны являлись юридически и экономически свободным людьми, они платили арендную плату или несли натуральные повинности в пользу землевладельца. Раба, получившего землю в аренду, называли квазиколоном. Крупные землевладельцы постепенно закрепляли колонов. Колонат приобретал характер пожизненной и наследственной зависимости. Система колоната стала переходной формой от рабовладельческих отношений к феодальным.

В II – IV вв. н.э. внутренний потенциал рабовладельческой системы стал иссякать. Рабовладельческие отношения перестали обеспечивать дальнейшее развитие общества и вступили в период кризиса, который затронул экономику, социальную структуру, государственную власть и идеологию. Завоевательные войны Рима не могли продолжаться бесконечно, приток рабов уменьшился, их цена возрастала, самовоспроизводство рабов не могло восполнить потери. Непомерный налоговый гнет провинций усиливал сепаратистские движения, часто восставали рабы, оказывали неповиновение легионеры – наемники, постоянно тревожили границы империи варвары. Римская знать стала превращать свои богатства в сокровища, что вело к свертыванию товарно-денежных отношений, натурализации хозяйства. Многие ранее доходные хозяйства, обрабатываемые рабами, разорялись. Многие земли приходят в запустение, наблюдается переход к примитивным формам хлебопашества и скотоводства.

Кризис экономики заставляет императоров увеличивать налоги и поборы с населения. Увеличение налогового бремени, коррупция бюрократического аппарата и грабежи варваров приводят к росту недовольства населения. Повсюду вспыхивают восстания, появляются отряды разбойников, на море растет пиратство. В 395 году Римская империя разделилась на две части - Западную и Восточную. В 476 году Западная Римская империя была разгромлена и завоевана варварами.



infopedia.su

Тема 1. Экономическая мысль древнего мира и средневековья.

Сдать контрольную до сессии. 10 страниц текста, 14 шрифт, 1,5 интервала. Методичка на сайте (брать вариант от туда по фамилии) 21 зачет, 5 консультация

1.Экономическая мысль древневосточных государств.

2. Экономическая мысль античных государств

3. Экономическая мысль средневековой западной Европы

Древний восток– огромная роль государства во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере экономики. Особое внимание уделяется экономической политики государства.

Экономическая мысль Древнего Востока зарождается в 3-2 тысячелетие до нашей эры в древнем Египте и Месопотамии. Основная идея – необходимость централизованной системы организации хозяйства. С 1 тысячелетия до нашей эры в индии и Китае предпринимаются попытки осмысления хозяйства деятельности.

Индия– «Артхашастра» (основоположник Каутилья) - наука о пользе, выгоде. Артхашастра – свод практических рекомендация для идеального правителя государства. Вопрос о стоимости – она определяется издержками.

Китай– «конфуцианство» (основоположник Кун-цзы) Представители выступали жесткое иерархическое устройство общества. Выступают за сохранение общинных порядков. Выступали за регламентацию экономика государства.

-даосизм (Лао-цзы) – 7-6 век до нашей эры.

-моизм (Мо-цзы) - 5 век до нашей эры. Главный принцип – всеобщая любовь и всеобщая польза. Необходимые условия процветания общества – это разделение труда. Каждый человек должен заниматься производительным трудом.

-легизм (гуань-цзы) – в 7 веке до нашей эры.

Выделяют 4 категории населения:

1) – крестьяне. 2) – ремесленники. 3) – купцы. 4) – чиновники и военные.

Выделяют основные задачи государства экономики:

1) уровень уравновешивание хозяйства. 2) контроль за развитие предпринимательской активности. 3) защита населений от ростовщиков и спекулянтов.

2) Экономическая мысль античного государства

Преобладание частной инициативы за счет этого более активное развитие товарного производства. Особое внимание уделяется вопросом ведения частного хозяйства.

Древняя Греция

-основные представители Ксенофонт, Платон, Аристотель - 4 век до нашей эры.

Экономикос (Ксенофонт) - название этого произведения, впервые появляется слово экономика. Если использовать греческий термин то это будет законы управления домашним хозяйством.

Основные вопросы:

  1. Разделение труда и основные виды деятельности.

Основные виды деятельности рассмотрел Аристотель. Он выделил 2 сферы деятельности – экономика и хрематистика.

Экономика - это естественная сфера деятельности. Главная цель удовлетворение основных потребностей человека. К этой сфере относится – земледелие, ремесло и мелкая торговля. Хрематистика – искусство наживать состояние. Не естественная сфера деятельности, не соответствует природе человека. Аристотель пишет главная цель деятельности обладание деньгами. Он относит – крупная торговля, спекуляции, растовщитество, разработка природных богатст и наемный труд.

Греки отдают предпочтение экономики (натуральному хозяйству) а значит главной целью производства считают удовлетворение основных потребностей.

  1. Товар и его стоимость.

Греки выделяли 2 стороны товара – полезность, способность к обмену.

Аристотель ставит вопрос о стоимости товара. При этом обмен товарами будет справедливым только при учете затрат труда на создание товара.

  1. Деньги и их функции.

Две функции до Аристотеля - деньги как средство обращения, деньги как средство накопления. Аристотель добавил – деньги как мера стоимости.

  1. Частное собственность и богатство.

Ксенофонт - считал, что деньги нужно накапливать на черный день и для возможного расширения. Платон – отрицательно относился к частной собственности и к богатству. Аристотель – считал, что стремление к частной собственности естественны для человека, а к накоплению и богатству относился негативно.

Древний Рим

В основном рассматривались практические вопросы ведения частного хозяйства (Катон Старший, Варрон, Колумелла). Ремляни конечной целью произодства считали получение прибыли, следовательно были сторонниками развития товарного производства.

studfiles.net

Экономика стран древнего мира. - стр.6

Экономика стран Древнего мира.

Экономика Древнего Востока. В первых государствах Древнего Востока преобладал государственный сектор эко­номики, существовавший одновременно с общинной формой ведения хозяйства. Общинники имели наследственное пра­во на обработку земли и использование необходимых ре­сурсов (лесов, пастбищ, воды). Землей и другими ресурса­ми распоряжался аппарат власти — государство или храм, существовавший за счет избыточного продукта, получаемо­го у непосредственных производителей. Повинности произ­водителей-общинников приобретали различную форму — наи­более распространенной являлась практика выделения об­щиной части урожая государству, работа на полях храма, отработки в виде трудовой повинности. Так, на основе реди- стрибутивных (распределительных) отношений создавалась материальная основа функционирования государства и его институтов.

В дальнейшем развивается процесс приватизации, сопро­вождавшийся появлением частной собственности и рыноч­ных отношений. Возникают новые явления в экономике — земельная аренда, наемный труд, ориентация производите­лей на рынок и ростовщичество. Если ранее общество было более однородным, то теперь оно дифференцируется по иму­щественному признаку. Богатые общинники начинали ис­пользовать труд бедных, появляется долговое рабство. Этот новый тип экономических отношений не получил дальней­шего распространения. Государство сдерживало его разви­тие, так как данные процессы способствовали нарушению стабильности общества и ослаблению влияния государства.

В основном избыточный продукт уходил в города, где сконцентрировались ремесло и торговля. В Древнем Восто­ке преобладала транзитная торговля, поскольку в условиях общества такого типа внутренний рынок и рыночные отно­шения не могли быть сильно развитыми. Государство и об­щество, заинтересованные в стабильности существования, сдерживали развитие города искусственным путем. Поэто­му город, как и все общество, ориентировался не на разви­тие, а на консервацию существующих отношений.

Другая ситуация возникла в городах Восточного Среди­земноморья, где не было такого сильного государственного института. Особенно это касается финикийских городов, ориентированных на транзитную торговлю. Финикийцы предвосхитили и во многом способствовали становлению античной цивилизации, которая сформировалась в грече­ском обществе.

Социальная структура обществ Древнего мира.

Социальная структура Древнего Востока. Восточное общество было строго иерархично и организовывалось по типу пирамиды. Вершину пирамиды занимал правитель, обладающий освященной богами властью. Ниже его распо­лагались знать, жрецы, высшие чиновники. Многочислен­ный аппарат чиновников следил за управлением и функ­ционированием государства. Воины, служащие в составе постоянной армии, обеспечивали внутренний порядок в тюсударстве и его защиту от внешних врагов.

Основную часть общества составляли крестьяне-общин­ники. Сельская община являлась основной производствен­ной единицей общества, а основной ячейкой общины была большая патриархальная семья. В ходе процесса приватиза­ции появляется имущественное неравенство и, вследствие этого, зависимые категории населения. Зависимость могла выступать в форме долговой кабалы или арендных отноше­ний на землю.

В городах жили торговцы и ремесленники. Ремесленни­ки часто попадали в зависимость, оказываясь в составе го­сударственного или храмового хозяйства. Среди торговцев выделяется привилегированная прослойка купцов, занима­ющаяся транзитной торговлей с другими странами.

В самом низу общества находились рабы. Источником получения рабов был, в первую очередь, захват военноплен­ных и лишь позднее долговое рабство. Как уже говорилось, рабство было патриархальным, раб входил в состав боль­шой патриархальной семьи.

На Востоке в качестве организующей общество структу­ры сложилась система корпораций. Частично этими корпо­рациями становились уже известные социальные институ­ты (семьи, кланы, общины), частично — новые (касты, сек­ты, цехи). Корпорации на Востоке представляли собой спло­ченные и организованные группы населения, имеющие свой устав и свои нормы поведения, отличающие их от других корпораций. Корпорация обеспечивала его члену определен­ные гарантии защиты от произвола, обычного в восточном обществе. Человек был тесно вовлечен в жизнь корпорации. Обратной стороной этой вовлеченности выступало своеобраз­ное растворение человека в коллективе. Человек осознавал себя, прежде всего, как часть коллектива, а не отдельной личностью, независимой от других.

Через корпорации государству было проще контролиро­вать общество. Государственным чиновникам было доста­точно обратиться к главе корпорации, чтобы добиться же­лаемого.

В Индии сложилась структура общества, отличная от других древневосточных обществ. Индийское общество со­стояло из варн и каст. О четырех варнах было сказано выше. Со временем четвертая, низшая варна шудр стала повы­шать свой статус, сближаясь в своем положении с вайшья­ми, которые соответственно утратили часть своих позиций.

Варны кшатриев и брахманов находились на самом верху индийского общества. Между ними происходила по­стоянная борьба за власть. Брахманы опирались на не­пререкаемый религиозный авторитет. Согласно брахма­низму — древнейшей индийской религии, брахманы зани­мают более высокое социальное положение, чем кшат­рии. В итоге данное противостояние закончилось в пользу брахманов. Попытка кшатриев заменить брахманизм буд­дизмом и джайнизмом завершилась неудачей. Вплоть до настоящего времени в Индии доминирует развившийся из брахманизма индуизм.

Согласно представлениям жителей Древней Индии, че­ловек в течение земной жизни не мог выйти из состава сво­ей варны. Но, согласно закону кармы, хорошие и плохие поступки суммировались, и в итоге человек в будущей жиз­ни мог сменить варну на лучшую. Если плохие поступки преобладали, человек перерождался в шудру или животное. Закон кармы приводил к пассивности индийцев в социаль­ной жизни, способствуя их концентрации на нравственном совершенствовании.

Со временем система варн становилась только жестче и разветвленнее. Варны делились на подразряды — касты. Все общество превратилось в строгую систему каст. Вторгавши­еся в Индию завоеватели находили в этой структуре опреде­ленное место и вливались в нее как новая каста. Ниже сис­темы каст находились неприкасаемые, находящиеся вне общества и закона, любой контакт с ними был запрещен.

Государства Древнего мира.

Государство в обществах Древнего Востока. На Восто­ке сложилось несколько типов государственного устройства.

В рамках деспотии существует сильная государственная власть, необходимая для поддержания оросительных сис­тем. Характерна неограниченная власть правителя и раз­ветвленный государственный аппарат, состоящий из чинов­ников и воинов. Это Египет, Китай, государства Двуречья.

В военной монархии на первое место выступала соот­ветствующая захватническая функция государства. Здесь постоянно совершались завоевательные войны и грабитель- ские походы на соседние земли. Этот тип государственного устройства являлся самым распространенным на Востоке (Хеттское царство, Ассирия).

Город-государство возникал, как правило, у моря, там, где не было крупных государств. Экономика такого государ­ства была тесно связана с транзитной торговлей (государ­ства Восточного Средиземноморья — Тир, Сидон, Угарит).

Военно-административное государство отличалось от во­енной монархии тем, что во всех завоеванных странах уста­навливалась единая система административного управления (военная монархия сохраняла в завоеванной стране старую систему управления, ограничиваясь взиманием дани). Этот тип государства характерен для мировых держав, — Новоас­сирийского, Нововавилонского и Персидского царств.

Картина мира древних людей.

Каждая эпоха в истории человечества отличается своим особым, неповторимым ритмом жизни, своими ценностями, нормами и представлениями о мире. Все это находится в тесной взаимосвязи с хозяйственной деятельностью челове­ка, уровнем развития его знаний, методами обеспечения разнообразных потребностей, известными как способ веде­ния хозяйства. Вышеперечисленное в комплексе формирует мировоззрение человека определенной эпохи, складываясь в особую картину мира.

Что же такое «картина мира»? Как можно определить это понятие? Ученые, как правило, выделяют три его со­ставляющих:

  1. самоощущение человека;

  2. представление им о пространстве, видение его;

  3. ощущение времени.

Эти три общие категории полностью характеризуют из­меняющуюся структуру мира и место в нем человека. Та­ким образом, картина мира — это самоощущение челове­ка, основанное на представлениях о пространстве и време­ни. Следует отметить, что «пространство» и «время» здесь не только и не столько абсолютные физические величины, сколько субъективные формы восприятия их в отдельные эпохи. Пространство в данном случае выступает как реаль­но существующее мировое пространство со всем многообра­зием составляющих его предметов и явлений, характеризу­ющихся различными свойствами, происхождением и пред­назначением. Понятие времени также специфично и вклю­чает в себя как астрономическое время, так и биологиче-

ское (время сменяющих друг друга поколений), индивиду­альное (этапы развития человека от рождения до смерти), социальное (развитие общества, отдельного народа, госу­дарства).

Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднознач­ности их расшифровки, а также весьма неполного (фраг­ментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в пол­ном масштабе.

Наиболее ярко и полно картина мира представлена в ду­ховной культуре, особенно в рамках религиозных верова­ний представителей первобытной эпохи.

Для человека периода присваивающего хозяйства и ро-доплеменной организации характерны примитивные рели­гиозные верования — фетишизм, магия и гадание, анимизм, тотемизм, культ богини-матери и др. С переходом к присва­ивающему хозяйству и созданием государств и рабовладель­ческого общества формируются мифология и мифологиче­ское сознание. (Миф — особый способ отражения мира в со­знании человека, характеризующийся чувственно-образны­ми представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах.) Появление феодальных отношений и связанная с ними система моральных норм воплотилась в новых, бо­лее сложных религиозных учениях. Древние цивилизации на этом пути породили конфуцианство и буддизм, еще тесно связанные с прежним, мифологическим мировоззрением. Новая стадия развития человечества — появление единобо­жия, предшествовавшая появлению мировых религий — христианства и ислама. Христианство, в частности, по­ставило черту под прежним духовным опытом человече­ства, создав на его основе принципиально новую и постро­енную на иных ценностях систему мировоззрения.

Первобытные культы доцивилизационного периода яв­ляются своеобразной иллюстрацией процесса формирования человеческого самосознания. Человек еще не ощущал себя как личность, представляя себя в качестве составной части племени или рода. В пользу этого свидетельствуют наскаль­ные изображения, изображенные на которых люди лишены индивидуальных особенностей: не прорисовываются черты

лица, фигуры весьма схематичны. Преобладают лишь тем­ные силуэты. Кроме того, люди по преимуществу изобража­лись группами, сообща совершающими какое-либо действие (охота, обряд и т. д.).

Мир представлялся единым и целым, а человек был лишь частью этого огромного организма. Человек еще не был спо­собен влиять на происходящие процессы, его жизнь цели­ком зависела от окружающего мира. Он испытывал жест­кую привязанность, взаимосвязь и тесное родство с этим миром. Так появляется тотемизм — система верований, со­гласно которой отдельный род, племя вели свое происхож­дение от общего предка — какого-либо животного или расте­ния. Племя, род носили имя своего тотема, который пред­ставлялся добрым и заботливым покровителем.

Жесткая зависимость от окружающего мира, неспособ­ность осознать причины и суть происходящих в нем явле­ний способствовали возникновению магии и гадания. Ма­гия была более активной формой выражения, предполагаю­щей возможность как-то повлиять на мир через обращение к отдельным его силам. Одухотворялись не только живот­ные и растения, но и неживой мир, природные явления (дождь, ветер, буря и т. д.). Обращаясь к ним, говоря на их языке, делясь с ними чем-то жизненно важным и достав­шимся ценой больших усилий, человек пытался изменить окружающий его мир в благоприятную для себя сторону.

Гадание представляло собой следствие догадки человека 6 закономерности и взаимосвязи происходящих в мире яв­лений. Не имея представления о системности мира, человек мог открывать для себя лишь отдельные цепочки этой сис­темы. Отталкиваясь от идеи всеобщей взаимозависимости природных и социальных явлений, человек начинал га­дать по трещинам на костях и черепках, по полету орла. Затем в процесс гадания стали проникать первые зачатки абстрактного и математического мышления. Классическим примером может служить китайская Книга Перемен.

Человек — представитель первобытной эпохи — во всем видел жизнь, все предметы и явления мира им одухотво­рялись. Так сложился анимизм — вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающее им разум, дееспособность и сверхъестественное могущество.

Со временем способности и возможности человечества растут, меняется хозяйственный уклад: от присваивающе­го человек переходит к производящему хозяйству. Появ­ляются первые государства. Зарождается цивилизация. Ме­няется и картина мира. Она приобретает большую систем­ность и упорядоченность, ощущение времени, формирует­ся мифологическое сознание. В этот период формируется мифология Древнего Востока и государств античности.

Мифология Древнего Востока хорошо известна по пред­ставлениям обществ Древнего Египта и Шумера. Здесь су­ществовал целый пантеон богов, каждый из которых яв­лялся «ответственным» за определенную сферу, категорию природных явлений или человеческой деятельности. Сре­ди них постепенно выделяется один, обладающий выдаю­щимися способностями и качествами. В определенные мо­менты истории он начинает претендовать на абсолютное главенство среди прочих божеств. Появление пантеона бо­гов, формирование между ними определенных отношений, иерархии, часто трактуемых как отношения господства и подчинения, отразили изменения в структуре общества и представлениях о мире. Отныне отношения внутри общи­ны экстраполируются на природный мир, а не наоборот, как это было раньше. Человек, наконец, выделяет свою активную преобразующую роль, что выражается в антро-поморфизации религиозных представлений. Египетские боги, к примеру, изображались с телом человека и голова­ми различных животных. Последнее можно считать не толь­ко отголоском предыдущих верований, но и просто спосо­бом иллюстрации характера, отдельных черт того или иного божества.

Усложняются представления о потустороннем существо­вании души, вследствие чего в сознании человека расшири­лось понимание пространства и времени. Упорядочение, иерархизация иногда чрезвычайно раздувшегося (как в Шумере) пантеона богов, постепенная схематизация их изображения, отвлеченные размышления о внеопытных явлениях (загробном мире, мире богов) говорят о разви­тии абстрактного мышления. Таким образом, категории пространства и времени в сознании человека расширяют­ся, приобретают многогранность. В восточной мифологии появляется представление о зле и его борьбе с добром, между тем как античная мифоло­гия постулировала принцип гармоничности и завершеннос­ти мира. Важное значение приобретает слово, которое пони­мается и как обозначение явления, и как знание, и как про­цесс познания, и как специфическая форма существования явления. При этом представление о космосе как структури­рованном упорядоченном мире ограничивается пределами обитания общины. За этими пределами мир обращается в ничто, то есть, в хаос. Хрестоматийным примером является представление древних греков о том, что корабль, уйдя в море за пределы видимости, исчезнет совсем.

Пространство в мифологическом мышлении становится шире и многограннее, время обретает более сложный ритм, возвращаясь к истоку и становясь цикличным. Мир поэто­му мыслится бесконечным. От выделения частей мира в период первобытных культов человечество перешло к син­тезу этих частей и созданию цельной гармоничной и завер­шенной картины мира. В предыдущую эпоху человек осваи­вал пространство, теперь он стал осваивать время.

На смену мифологии приходят более сложные религиоз­ные учения. Так, в VI — V вв. до нашей эры в Индии зарож­дается буддизм. Согласно этому учению жизнь человека не­изменно представляет страдание. Страдание является след­ствием нескончаемых и все возрастающих желаний челове­ка, которые невозможно удовлетворить. Окончательное и бесконечное блаженство приходит лишь с достижением нир­ваны (просветления). Нирвана понималась как освобожде­ние от бесконечной цепи перерождений и растворение в кос­мосе. Перерождения происходят вследствие постоянного по­тока сцепляющихся в разные формы элементарных частиц материи и сознания — дхарм. Нынешняя жизнь человека обусловлена всем комплексом его предыдущего существова­ния, или кармой. Все в этом мире обречено на бесконечную и бессмысленную цепь перерождений (сансара). Будда про­возгласил «срединный путь» достижения нирваны — отказ как от крайностей аскетизма, так и от самообмана прелестя­ми данного мира, который считался иллюзорным. Простран­ство в буддизме еще более расширилось, охватив мир эле­ментарных невидимых частиц, однако эта реальность стала зыбкой. Время сохранило цикличность и бесконеч­ность.

Конфуцианство трудно назвать религией в полном смысле этого слова. Зародившись как комплекс морально-этиче­ских представлений, оно было впоследствии сакрализова-но и получило статус официальной идеологии. Данное уче­ние имеет вполне реального основоположника — это Кун-цзы, или Конфуций (551 — 479 гг. до н. э.). Конфуций создал концепцию «жэнь», человеколюбия. Она выража­лась через преданность государю — «чжун», верность дол­гу — «и», сыновнюю почтительность — «сяо», великоду­шие — «куань» и ряд других положительных характерис­тик. Идеалом Конфуция был «цзюнь-цзы» — «благород­ный муж». Высшей силой конфуцианство представляло Небо, которое определяет судьбу человека. Конфуцианство проповедовало строгий, освященный традицией иерархи­ческий порядок, согласно которому младший по возрасту и положению должен подчиняться старшему, а старший, в свою очередь, должен заботиться о младших.

Необычным, весьма интересным явлением в истории че­ловечества является иудаизм. Появление этой религии свя­зывается с кардинальной перестройкой представлений че­ловека о мире и своем месте в нем. Отныне выстраивалась прямая и непосредственно связующая вертикаль между че­ловеком и высшей силой, Богом. Судьбы всего мира стано­вились подвластными только ему, а человек оказывался на втором, после Бога, месте в мире. Мир меняет свою структу­ру. Из ограниченного он становится бесконечным, в со­гласии со всеобъемлющим могуществом Бога. Из относи­тельно аморфного и сферического — четко выстроенным по вертикали. Из подвластного желаниям человека через магию — подвластным лишь Богу и благоприятствующим человеку в соответствии с мерой его веры в бога и бого-угодностыо его поступков.

Следующим этапом в развитии человеческого мировоззре­ния стало христианство. Оно символизировало кризис ан­тичных представлений о мире, утверждая новое понимание мироустройства. В чем заключаются отличия христианства от предшествующих религий? Во-первых, в христианстве существует лишь один Бог, в противоположность поли-

теизму античного мира. Во-вторых, он предстает абсолют­ным властелином и творцом мира, в отличие от олимпий­ских богов, олицетворявших отдельные природные силы, и подвластных абсолютной гармонии Космоса. Бог в христи­анстве отделен от мира, являющегося лишь его творением, и наделен сверхъестественными способностями. И, наконец, этот же Бог создал и самого человека как вершину своего творе­ния, создал его по своему подобию, поставив человека выше всего остального мира, наделив его уникальной способнос­тью к творчеству.

Появление таких представлений означало окончательный отрыв человека от природы, а также обособление индивиду­ума от коллектива. На арену мировой истории выходит Личность.

Но меняется и сам мир. Время перестает быть циклич­ным. Согласно нормам христианства, все имеет свое начало от момента сотворения Богом и конец, обозреваемый в буду­щем как Страшный Суд. Человек стал поистине песчинкой в этом мире, но при этом самой значительной и «выдаю­щейся» песчинкой.

Культурное наследие древних цивилизаций.

Одной из самых древних на земле является Египетская цивилизация. В рамках этой цивилизации, в течение трех тысяч лет ее существования было создано немало выдаю­щихся памятников культуры, многие из которых дошли до нашего времени.

«у лее к началу эпохи Древнего Царства в Египте возни­кает письменность, получившая название иероглифиче­ской (от греч. hieros — «священный»). При этом в Египте существовало скорописание и курсивное (демотическое) письмо. Все три вида письма использовались в различ­ных целях. Писали на камне и папирусе. В системе пись­менности были как идеограммы, передающие отдельные понятия, так и фонограммы, передающие звуки. Письмо ценилось как искусство, а должность писца считалась одной из самых почетных.

Египет всегда ассоциируется в первую очередь с пирами­дами, которые являются одним из наиболее грандиозных творений человечества за всю его историю. Воздвигнутые в эпоху Древнего Египта, пирамиды служили усыпальница­ми царей, отражая безграничную веру в могущество богов и представляющих их на земле царей (фараонов). Сперва возводились ступенчатые пирамиды (пирамида Джосера, XXVIII в до н. э.), затем появляются пирамиды с ломаны­ми гранями. Однако в большинстве своем это сооружения с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В Гизе, близ Каира, находятся три величайшие пирами­ды, построенные фараонами TV династии. Все три имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Высо­та самой большой — 147 м, она известна как пирамида Хеопса. Масса каждого блока в ней равна примерно 2,5 тонны. Пирамиды являются единственным из семц чудес света, сохранившимся до наших дней. Гиза была целым архитектурным комплексом, в который входили еще пира­миды-гробницы вельмож и заупокойные храмы, пристраи­вавшиеся к пирамиде с восточной стороны. Кроме пирамид существовали скальные гробницы, характерные для Ново­го Царства. В эпохи Среднего и Нового Царств были созда­ны также величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. Храмовая архитектура отличается мо­нументальностью и необычайным богатством отделки.

Скульптура Древнего Египта также являлась тесно свя­занной с заупокойным культом. Статуэтки рассматривались как место пребывания одной из душ умершего, и их распо­лагали в храмах и гробницах. Фараона всегда изображали в расцвете сил с бесстрастным и величавым выражением лица и позы. В жанре скульптуры существовали определенные канонические требования. Стоящие статуи всегда строго фронтальны, фигуры их напряженно выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперед. Статуи делали из дерева, гранита, базальта и других пород, их обычно раскрашива­ли: мужские фигуры в кирпично-красный, а женские — в желтый цвет. На барельефах голова и ноги изображались в профиль, плечи и грудь — в фас. Высшего расцвета скульп­тура Египта достигла в эпоху Нового Царства.

Характерной чертой шумеро-аккадской культуры яв­ляется создание своеобразной системы письменности — клино­писи, которая не была звуковым письмом, а содержала иде-

ограммы, обозначавшие целые слова, гласные либо слоги. Всего было около 600 знаков. Особый жанр в литературе составляют плачи — произведения о гибели шумерских городов вследствие набегов соседей. Наиболее распростра­ненными были этиологические (объясняющие) мифы о со­творении мира и человека, о Великом потопе, смерти и воскресении богов плодородия.

Своеобразным было храмовое зодчество Шумера, отли­чавшееся применением высоких платформ. Храмовые баш­ни — зиккураты — вслед за шумерами стали строить аккад­цы и вавилоняне. Зиккураты состояли из трех ступеней, построенных в соответствии с божественной триадой, и воз­водились из сырого кирпича.

Одним из самых величественных городов древней Месо­потамии был Вавилон. Защищенный двойной стеной, он имел восемь ворот, самыми известными были ворота богини Иш-тар 12-метровой высоты. Выложенные бирюзовым глазиро­ванным кирпичом и украшенные орнаментом из скульптур львов, драконов и быков, они производили ошеломляющее впечатление. Располагаясь на обоих берегах Евфрата, город соединялся каменным мостом — одним из первых в мире.

Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и последующем его развитии. Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство про­изведений написано в стихотворной форме. Одними из глав­ных тем были проблема незаслуженных страданий челове­ка и неизбежности смерти.

Гораздо динамичнее развивалась греческая культура. Выдающимся памятником крито-микенской (III — П тыс. до н. э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Главной достопримечательностью этого дворца была фресковая жи­вопись. Древние греки создали величайшие эпические про­изведения — «Илиаду» и «Одиссею». Значительным откры­тием греков было создание своей системы письменности. За­имствовав алфавит у финикийцев, они значительно усовер­шенствовали его путем добавления гласных. Древнегречес­кая архитектура характеризуется наличием двух направ­лений, или стилей — дорического и ионического. Доричес­кий стиль — строгий, торжественный и массивный. Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение де­коративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической.

Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры за^ нимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое со­оружение здесь — храм Афины-Девы, Парфенон.

Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена индивидуальных и психологических черт, изображая лю­дей согласно античным представлениям о прекрасном.

Выдающимся достижением греков было искусство изго­товления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное значе­ние имеют греческий театр и аттическая трагедия. Некото­рые произведения, созданные древнегреческими драматур­гами, до сих пор занимают важное место в репертуаре со­временных театров. Античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выраже­ния, заложив основы эстетики, представления о гармонии и выразив, таким образом, свое отношение к миру.

refdb.ru

Общая характеристика экономической мысли Древнего мира.

Основы экономики

14.12.2010/курс лекций

Предмет и метод экономики. Общая экономическая теория. Задачи экономической политики. Общая характеристика экономических систем и их типы. Характеристика рыночного хозяйства. Позитивные и негативные стороны рынка. Факторы, сдвигающие спрос и предложение.

Оценка рыночной стоимости 100% пакета акций ОАО

14.01.2011/дипломная работа

Основные подходы и методы определения рыночной стоимости предприятия. Обзор мирового рынка нефти. Общая характеристика экономики в Российской Федерации, текущее состояние нефтепереработки. Анализ финансового состояния ОАО. Оценка стоимости предприятия.

Стратегия экономического развития Казахстана как суверенного государства

27.10.2010/курсовая работа

Основные итоги развития Казахстана за годы независимости. Этапы экономического развития Казахстан. Факторы экономического роста в Республике Казахстан. Общая характеристика экономики Казахстана на современном этапе. Развитие инвестиционных процессов.

Введение в экономическую теорию. Бедрина Е.Б., Козлова О.А. и др.

6.04.2011/учебное пособие

Введение

Часть 1. Экономическая теория как наука

Глава 1. Общая характеристика экономической теории

1.1. Теория как система научных знаний

1.2. Проблема научности экономической теории

1.3. Процесс научного познания и научные методы исследования

1.4. Объект и предмет экономической теории

1.5. Структура современной экономической теории

1.6. Основные этапы развития экономической теории

Глава 2 Принципы экономической теории

2.1. Принцип ограниченности экономических ресурсов

2.2. Принцип рациональности деятельности «человека экономического»

2.3. Принцип альтернативности выбора

2.4. Принцип приращения предельных величин

2.5. Принцип равновесного анализа

Часть 2. Теоретические основы анализа экономических процессов и явлений

Глава 1. Экономические субъекты: сущность, специфика деятельности и основы формирования.

1.1. Экономические ресурсы как основа формирования экономических субъектов

1.2. Домохозяйство как экономический субъект

1.3. Фирмы как экономические субъекты

1.4. Государство и «заграница» как экономические субъекты

Глава 2. Типы хозяйств и экономических систем

2.1. Хозяйство как организация обеспечения жизнедеятельности общества

2.2. Экономические системы и их классификация

2.3. Рынок как необходимое условие товарного хозяйства

2.4. Деньги как атрибут товарного хозяйства

Словарь-справочник

Темы рефератов 

Список литературы

В учебнике  представлены основы экономической теории. Изучаются принципы экономической теории, основные виды экономических субъектов, типы хозяйствования и экономических систем. Представлены базовые понятия и категории современной экономической теории. Исследуются основы и специфика анализа экономических процессов.

Издание представляет собой первую часть курса общей экономической теории для студентов экономических специальностей вузов.

 

 

referatwork.ru

Экономика древнего мира — реферат

Вавилон                

Земледельцы и кочевники                

В эпоху Вавилонского царства, особенно в старовавилонский период, вдоль берегов рек и  уцелевших каналов существовало множество сельских поселений —  небольших общин. Жилые постройки  в селе занимали общую площадь  в несколько гектаров. Строили  сельские жители обычно из кирпича-сырца, а чаще — из тростника. Тростниковые хижины и сегодня можно встретить  в тех краях — болота в изобилии обеспечивают людей этим незамысловатым строительным материалом.                

Одна сельская община состояла из пятидесяти-ста  человек. Нередко несколько общин  объединялись вместе. Управлял в них  совет старейшин, представителей самых  богатых семейств. Главу совета —  старосту — в каждую деревню назначал царь. Община либо платила государству  налог в виде продуктов,  либо отдавала часть принадлежащих ей земель под царское пользование. Царь, в свою очередь давал эти земли своим чиновникам “на прокормление”,  а в тяжелые годы отправлял работать на этих полях городских бедняков, искавших у него спасения от нищеты.                

Единственным  занятием жителей сельской общины было земледелие. Основная культура, которую  выращивали вавилонские крестьяне  — ячмень. Пшеница, которая давала щедрые урожаи во времена шумерских  городов-государств, больше не могла  расти на этой земле — значительная часть ирригационных каналов  была разрушена и столетиями не восстанавливалась. Почва становилась все более  засоленной, и выдерживал эти условия  лишь более неприхотливый ячмень. С одного гектара крестьяне в  среднем собирали 10-12 центнеров ячменя. О том, насколько снизилась плодородность  почвы в вавилонскую эпоху, могут  свидетельствовать хотя бы такие  факты — урожай с полей собирали лишь раз в год, а не два-три  раза, как когда-то; кроме того, каждый третий год поле оставляли незасеянным, чтобы почва могла восстановиться.                 

Сельское хозяйство  — наиболее консервативная часть  экономики. Вавилония, как и вся  Месопотамия, в этом плане не исключение. Именно земледелие, наряду с теоретической  наукой, способствовало тому, что древнешумерские  меры длины, площади и объема, столь  важные для земледельца, дошли до вавилонского времени практически  неизменными по величине, даже почти  с теми же названиями.                

Так, вавилонский  локоть-амматум равнялся примерно 50 см. Десять или двенадцать локтей составляли гар (примерно 5, 9 м). Десять гар равнялись эшлу (букв. “веревка” — порядка 60 м).                

Меры площади  претерпели некоторое изменение, однако наиболее крупные и наиболее мелкие с точки зрения сельского хозяйства  меры остались неизменными — бур, или буру (6, 35 га), и сар (35 кв. м.) Вавилонский буру равнялся 6 эблу. Кроме того, появилась дополнительная единица площади — ику, равнявшаяся 1000 сар. В 1 сар было 60 гин (0,6 кв. м.), а в 1 гин — 60 ше (“зерен”). Одно “зерно” (тем же словом называлась и самая маленькая мера веса в Вавилоне) составляло ок. 0, 01 кв. м.                

Основная мера объема — гур (кур), которая в шумерскую эпоху составляла примерно 126 литров, в Вавилоне увеличилась вдвое и равнялась 252 л. Более мелкие меры — имер (“вьюк”), составлявший 84 л, пан (50 л), сат (8,4 л), и ка (0,84 л).                

Скорее всего, именно сельское хозяйство явилось  главным “хранителем” традиционных месопотамских единиц измерения  — математические труды шумерских  ученых хранились главным образом  в храмах и были достоянием довольно узкой жреческой прослойки.                

Община находилась на полном самообеспечении. Инвентарь  для обработки полей, зерно для  будущих посевов, если собранный  урожай оказывался скуден — все  это приходилось покупать. Зерно, ранее широко использовавшееся во всей Месопотамии вместо денег, окончательно уступило место серебру. Поскольку  основные запасы серебра находились в распоряжении царя или храмов, большую роль в Вавилонии стали  играть ростовщики, ссужавшие серебром либо общины, либо купцов, способных  предоставить солидные гарантии возврата кредита. Должник мог, как и прежде, пойти в кабалу к кредитору сам либо отдать кого-то из членов семьи, хотя, согласно законодательству, установленному Хаммурапи, эти сделки носили исключительно временный характер. Формально долговая кабала не могла длиться более трех лет, однако кредиторы всячески старались обойти царский указ, даровавший свободу должникам и возвращавший их имущество. 

Экономика Древнего Египта 

Экономика Древнего Египта в основном базировалась на земледелии. Даже в более поздний  период долина Нила служила настоящей  житницей Римской империи. Главными культурами были ячмень и эммер (разновидность  пшеницы), к которым затем добавились другие зерновые. Еще на заре истории  египтяне ткали из льна; хлопка в  Древнем Египте не знали, а одежда из шерсти использовалась крайне редко. Самыми распространенными плодовыми  деревьями были финиковая пальма, инжир и гранат. Из овощей были известны чеснок, лук-порей, огурцы. Основой жизни  был хлеб, а любимыми напитками  пиво и виноградное вино.

Домашних  животных разводили в большом  количестве как для пропитания, так  и для выделки кож. Держали  овец и коз, в пищу употребляли  мясо уток и гусей; кур не знали  вплоть до времени правления XVIII династии. Пчел разводили для получения  меда, причем это занятие являлось царской монополией. Крупный рогатый  скот широко использовали в плужной  упряжке, но для перевозки грузов служил осел. Лошадь не была известна до нашествия гиксосов. Скот играл столь  важную роль в экономике, что первые фараоны исчисляли время своего правления по производившимся каждые два года переписям стад.

Деревьев, пригодных для использования  в качестве строительного материала, в долине Нила почти не было. Уже  в эпоху первых династий фараоны  отправляли морские экспедиции в  Ливан за древесиной хвойных пород. Из привозной древесины изготовлены  разные сохранившиеся до наших дней изделия. Со временем египтяне стали  замечательными мореходами. Об этом свидетельствует  тот факт, что фараон Нехо (609-593 до н.э.) снарядил экспедицию, совершившую  успешное путешествие вокруг Африки.

Залежи  медной руды еще в раннюю эпоху  привлекли внимание египтян к  Синайскому п-ову, и добыча меди в  большом количестве на синайских  рудниках стала процветающей отраслью древнеегипетского хозяйства. Добывали на Синае и бирюзу. Золото и в меньшем количестве серебро египтяне получали из юго-восточной пустыни и Нубии. Своего железа Египет не знал, и оно почти не применялось в производстве и обиходе. В Египете было обнаружено несколько кусков метеоритного железа; некоторые изделия из этого металла были привезены сюда из других стран. В гробнице Тутанхамона найден изящный железный кинжал с золотой рукояткой. Грузы разнообразных иноземных товаров доставлялись в Египет из Западной Азии, с Кипра, Крита, из верховьев Нила и с восточного побережья Африки. Специальные экспедиции отправляли по Красному морю к берегам современного Сомали для покупки предметов роскоши и благовоний (ладана, мирры и др.), необходимых для богослужений.

На шахтах и рудниках работали в основном пленные  иноземцы. На этих и других общественных работах, требовавших приложения больших  физических сил, нередко использовались подразделения египетских войск. Вероятно, существовало и рабство, но о положении и правах рабов сохранилось мало сведений.

Ремесленники - столяры, плотники, каменотесы, а также  зодчие, скульпторы, живописцы, ювелиры  Древнего Египта были невпревзойденными  мастерами. Самые выразительные  образцы их мастерства демонстрируют  сокровища из гробницы Тутанхамона.

   История Древнего Рима подразделяется на три больших периода: Царский период (VIII—VI вв. до н. э.), период Республики (ок. 510—31 гг. до н. э.), период Империи (31 г. до н. э. — 476 г. н. э.).

   При изучении истории экономики Рима следует иметь в виду ряд факторов.

   1) Благоприятные климатические и  географические условия, плодородные  земли способствовали развитию  сельского хозяйства. Полноводный  Тибр и близость морского побережья  давали возможность быстрому  развитию мореплавания и торговли.

   2) Богатство лесных материалов  и строительного камня обеспечивали  условия для строительства жилья,  культовых зданий, дворцов знати.

   3) Земельная собственность находилась  в основном в руках государства.

   4) Экономическое могущество Рима  укреплялось за счет многочисленных  войн, которые поставляли в Рим  рабов, богатство из побежденных  стран.

   5) Римляне придавали особое значение  транспортным коммуникациям.

   6) В период расцвета Рима хозяйство  его приобрело географическую  специализацию.

   Значительное  влияние на формирование Римской  цивилизации оказали другие народы: греки, колонизировавшие берега Южной  и Средней Италии; карфагеняне (выходцы  из североафриканской колонии финикийцев) и этруски (населявшие северо-запад  Апеннинского полуострова).

 8.1. Экономика в Царский  период

   Основой хозяйственной жизни было сельское хозяйство, сохранявшее преимущественно  натуральный характер. Основной культурой  являлась пшеница; значительное развитие получили виноградарство и оливководство. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней. Торговля в это время  была развита слабо.

   VIII—VI вв. до н.э. характеризуются разложением  родовой общины. На место кровнородственных  связей приходит принцип территориального расселения, внутри общины усиливается имущественное расслоение. Хозяйственно-юридической единицей стала большая патриархальная семья (familia), включавшая и рабов.

   Римское сообщество было разделено на патрициев  и плебеев.

   Патрициями в X—VIII вв. до н. э. назывались все римляне — члены римской родовой организации (римский populus), имевшие представителей (старших в роде) в сенате, в совете отцов (patrez). В процессе разложения родоплеменного строя ими стали называться только члены знатных семей, противопоставлявших себя другим членам римского народа. Они становились покровителями обедневших родичей. Известны патрициальные роды Юлиев, Горациев, Куриациев и др. Глава семьи — патриций (pater familias) обладал неограниченной властью над ее членами (вплоть до права казнить или продавать в рабство). Патрицианская семья получала от общины участок земли во владение и приусадебный участок площадью 2 югера (0,5 га) в собственность.

   Особую  группу жителей составляли плебеи, по-видимому, пришельцы из других областей — не члены римской общины. Они считались юридически свободными, но не имели гражданских прав, обрабатывали небольшие участки земли, занимались торговлей и ремеслом. В их среде быстро шли процессы социального расслоения, но всех плебеев объединяло стремление к равноправию с патрициями, что связывалось с допуском к владению участками на общинных землях, которые считались собственностью города-государства. Патриции занимали общинные земли, внося небольшую арендную плату. Это и служило одной из главных причин ожесточенной борьбы плебеев против патрициев, которая разворачивалась с VI в. до н. э. В ходе этой борьбы разлагались и отмирали остатки родовых отношений и сформировалось Римское государство, имевшее специфически военный характер и основанное на особой структуре — античной гражданской общине.

   В VIII— VI вв. до н. э. влияние Рима на Апеннинском  полуострове возрастало. В VI в. Рим  встал во главе Латинского союза, который объединял 47 племен. Царский  период завершился в 509 г. до н. э., когда  Тарквиний Гордый был изгнан из Рима. 

    ФЕОДАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА

    В отличие о рабовладельческой, феодальная система хозяйства явилась почти  универсальной для Евразии: большинство  народов этого материка прошли эту  через систему.Феодализм - это тип общества, которое базируется на феодальном способе производства. Непосредственный производитель при феодализме как бы нечто среднее между рабом и свободным фермером: он несвободен, но имеет собственное хозяйство. Внеэкономическое принуждение было выражено в феодальной ренте: отработочной (барщина), продуктами (оброк) или деньгами. Твердо обусловленный размер ренты предоставлял непосредственному производителю некоторую свободу при ведении собственного хозяйства. Это особенно было выражено при коммутации - переходе к денежной ренте, когда крестьянин сам продавал продукцию своего хозяйства на рынке.

student.zoomru.ru