Периодизация государственности древнего рима. Периодизация государственности в Древнем Риме. Государственный строй Древнего Рима в «царский» период (VIIIв. 509г. до н.э.). Реформы Сервия Туллия (VIв. до н.э.)
ГлавнаяДревнийПериодизация государственности древнего рима
24.Возникновение древнеримского государства и периодизация его истории:. Периодизация государственности древнего рима
Периодизация государственности Древнего Рима.
ТОП 10:
Обычно в истории Древнего Рима выделяют три основных периода:
1. «царский» период- 753 - 510 гг. до н.э.;
2. период Республики - 509 - 27 гг. до н.э.;
3. период Империи - 27 г. до н.э. - 476 г. н.э.
«Царский» период- 753 - 510 гг. до н.э.: характерен процесс разложения первобытнообщинного строя племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Рим в эту пору был догосударственным образованием с элементами военной демократии.
Родовые общины делились на семейные, и со временем стали основными ячейками (институтами) общества с неограниченной властью отца. Народ римской городской общины состоял из трех племен (триб), которые состояли из 300 родов (генты), причем каждое племя включало 10 курий (родовых объединений) удобных, прежде всего, из военных, административных и финансовых соображений. Во главе курии стоял курион. Полноправными в римской общине были только лица, принадлежавшие к одному из родов и зачисленные в курию. Их называли патрициями — потомками знатных родоначальников.
Вообще социальная структура общества вызывает множество споров среди исследователей. Выделяются – полноправные граждане (патриции) и неполноправные (клиенты, плебеи,). Внизу социальной лестницы находились несвободные - рабы.
Зависимых от патрициев лиц называли клиентами, а самих покровителей (патрициев) именовали патронами. Клиенты, будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов-патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Одна часть исследователей считает, что клиентами обычно становились отпущенные на волю рабы, остававшиеся жить в семье бывшего хозяина (и затем патрона). Другая часть исследователей считает, что клиентами являлись как "младшие родичи", так и отдельные чужаки, которые хотя и не были обращены в рабство, но являлись в Риме бесправными, и были вынуждены отдаться под покровительство коренных римских граждан (патронов).
Другим сословием неравноправных, более массовым и более влиятельным, стали плебеи. По одной версии, плебеи - это обедневшие сородичи, по другой - часть населения, стоявшая вне родовой организации (пришлые люди). Это были лично свободные жители, которые могли иметь собственность, платившие налоги и обремененные воинской повинностью. Однако плебеи были лишены права получать наделы земли при дележе завоеванных римлянами земель иностранных государств, получали не равную часть добычи. Они жe испытывали большие стеснения от монополии патрициев в делах судебных, административных и законодательных. Им запрещались браки с членами патрицианских семей и т.д. В «царский» период были полностью лишены политической правоспособности.
Органы власти древнейшего периода. В царский период власть осуществляли три учреждения: царь, сенат и народное собрание. Царь командовал войсками, осуществлял руководство повседневным управлением в общине и считался посредником между богами и римским народом, был облечен специальными функциями верховного жреца. Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Царь избирался на народных собраниях, проходивших по куриям. Участвовать в них могли только патриции.
Самые крупные перемены в истории царского периода связывают с правлением предпоследнего царя Сервия Туллия, который, подобно Солону и Клисфену в Афинах, изменил представительство в делах пo управлению государством с учетом имущественного ценза и места обитания. Вместо деления на патрициев, клиентов и рабов он ввел деление на шесть классов. Каждый такой класс должен был поставлять определенное число военных подразделений — центурий. Первый класс был облечен полномочием выставлять 80 центурий, второй, третий и четвертый — пo 20, а пятый — 30 центурий. Кроме того, вне этих классов оказались 18 центурий всадников, из которых только шесть принадлежали представителям патрициев. Две центурии составили ремесленники, две другие — музыканты, и только одну центурию — пролетарии (бедняки), которые были людьми малоимущими, располагавшими только потомством, а не имуществом. Всего было 193 центурии. Абсолютное большинство при голосовании фактически принадлежало высшим классам (только у первого класса с eгo 80 центуриями тяжеловооруженных пехотинцев и класса всадников с его 18 центуриями было 98 голосов).
Территориальная организация общины после реформ Туллия обрела новую конфигурацию: в ней возникли округа, получившие название триб (это обозначение не племен, а территориальных единиц, созданных для удобства управления и налогообложения). Собрания пo центуриям со временем присвоили себе столько важных и разнообразных полномочий, что тем самым сильно приуменьшили полномочия кypиатных собраний. Новое разделение не смогло полностъю приглушитъ соперничество сословий. Однако важным политическим последствием этих перемен стало формирование новых разновидностей народных собраний и принимаемых ими соответствующих решений. Куриатные собрания дополнились собраниями центуриатными и трибутными. В результате таких новаций патрицианские роды утрачивали монополию нa осуществление государственной власти.
infopedia.su
24.Возникновение древнеримского государства и периодизация его истории:
Древние римляне принадлежали к народам, обитавшим на западе и в средней части Италии (Апеннинский полуостров). Здесь же располагалась область, именующаяся Лациумом, к северу от которой проживали этруски (неарийские племена), а к югу — греческие колонисты, представители наиболее развитой в культурном и экономическом отношении народности. Римское государство сложилось поначалу из городской общины (civitas) и первоначально очень походило на типичный древнегреческий полис с народным собpанием, царем и знатью. Римское государство, которое было последовательно царством, республикой и империей, просуществовало 12 веков.
В истории римского государства различают три основных периода. Первый —древнейший царский период продолжался от основания Рима его первым царем Ромулом в 753 г. до н.э. до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г. до н.э. Второй период —республиканский — охватывает примерно пятивековую историю (509—27 гг. до н.э.) Tретий —имперский — распадается на два подпериода: период принципата, когда принцепс (первый в списке сенаторов) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики — главного жреца (понтифика), главнокомандующего армией, трибуна и др., и период домината (от dominus — господин), кoторый знаменует дальнейшую эволюцию властной и территориальной структуры империи. Принципат датируется 27 г. до н.э. и 284 г. н.э., доминат охватывает период с 284 по 476 г.
25. Царский период в Древнем Риме: общественный и государственный строй:
В царский период власть осуществляли три учреждения: царь, сенат и народное собрание. Царь командовал войсками, осуществлял руководство повседневным управлением в общине и считался посредником между богами и римским народом. Таким образом, в его деятельности присутствовали элементы духовной и светской власти, однако самой важной здесь была власть военного командования и власть с правом принуждения. Будучи посредником между богами и своим народом, царь был облечен специальными функциями верховного жреца. В древнейший период царя избирали, поэтому нa время вакантного состояния царской власти верховное управление переходило к сенату. На период междуцарствия из числа сенаторов избирали 10 человек (интеррегес), которые поочередно в течение пяти дней каждый осуществляли верховную власть в стране. Царь избирался специальным уполномоченным народным собранием и после обряда инаугурации получал полный царский империум, т.е. высшие властные полномочия в римской общине. Сенат в царский период являлся формально совещательным учреждением власти при царе. Он также был выборным, и первоначально его членами были главы римских родов (в силу этогo обстоятельства сенаторы именовались отцами-патресами, от pater — отец). Позднее членов сената стали назначать по усмотрению царя, который в то же время нe мог игнорировать знатность и влияние отдельных патрицианских родов. Практической заботой сената в царский период стали совещательные заключения по упpавленческим вопросам, которые были названы сенатус-консультами
В народные собрания входили все взрослые мужчины, способные нести воинскую службу.
Самые крупные перемены в истории царского периода связывают с правлением предпоследнего царя Сервия Туллия, который, подобно Солону и Клисфену в Афинах, изменил представительство в делах пo управлению государством с учетом имущественного ценза и места обитания. Вместо деления на патрициев, клиентов и рабов он ввел деление на шесть классов. Каждый такой класс должен был поставлять определенное число военных подразделений — центурий. Первый класс был облечен полномочием выставлять 80 центурий, второй, третий и четвертый — пo 20, а пятый — 30 центурий.
studfiles.net
Периодизация государственности в Древнем Риме. Государственный строй Древнего Рима в «царский» период (VIIIв. 509г. до н.э.). Реформы Сервия Туллия (VIв. до н.э.)
ТОП 10:
.История государства в Древнем Риме делится на три основных периода: 1) период возникновения государства (период царей) — середина VIII—VI вв. до н. э.; 2) период республики — V в. до н. э. — 27 г. до н. э.; 3) период империи — 27 г. до н. э. — 476 г., который подразделяется на два этапа — принципат и доминат. В 476 г. прекратила свое существование Западная Римская империя, но оставалась еще восточная часть — Византия, просуществовавшая до ХVI в. Население древнеримского государстваполиса составили две основные группы: собственно Римские граждане, так называемые патриции, и их общественные противники – плебеи. Первые были полноправными гражданами и потомками знатных римских родов, происхождение вторых было не ясно и спорно. Они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Но плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее Народное собрание римской общины, решающее вопросы смертной казни, объявления войны. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин – Сената. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий царю. Были острые конфликты, касающиеся политических прав плебеев, что привело к коренным реформам. Самой первой среди них и самой важной была реформа Сервия Туллия. – * Плебейский элемент был допущен в Народное собрание, сделался частью римского народа. * Было произведено деление граждан на пять имущественных разрядов. Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц – центурий (сотен). * В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям. Каждая из них имела один голос. * Город был разбит на 4 территориальных округа. Каждый округ имел некоторые политические права и самоуправление. Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям. Спор между богатством и знатностью происхождения окончился в пользу богатства.
15. Государственный строй Древнего Рима в республиканский период (509г. 27г. до н.э.). Сенат. Магистратура. Народное собрание. Правовой статус социальных групп (граждане Рима, не граждане, рабы).
Граждане Рима делились на два сословия: а) Нобили, включавшие в свой состав крупных землевладельцев. По общему правилу из нобилей выбирались магистраты и комплектовался сенат. Для этого сословия был установлен имущественный ценз в миллион сестерциев. б) Всадники, занимавшиеся торговлей, ростовщичеством, взиманием налогов в провинциях. Ценз всадников – 400.000 сестерциев. В Риме царскую власть сменил консулат. Вместо царя стали выбирать двух консулов. Органами центральной государственной власти в республиканском Риме являлись: сенат, народное собрание, магистраты. Сенаторов назначали особо уполномоченные лица, избранные Народным собранием, – цензоры. В ведении Сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; устанавливал налоги; внешние связи; военное дело, включая назначение командующих; издавал общие постановления, касающиеся благоустройства и общественной безопасности; ведал постройкой храмов, назначением религиозных церемоний, допущением культа новых богов и т. п. Сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования. Народные собрания. а) Куриатные собрания – служил целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти б) Центуриатные собрания – утверждали законы и избирали всех основных начальников республики: консулов, цензоров и др в) Трибутные собрания – собрания граждан по территориальным округ. Избирали плебейских должностных лиц, обсуждали некоторые законопроекты, местные дела. Народные собрания созывались магистратом. В руках магистратов сосредоточивались функции управления, военная и административная власть. Пределы власти магистратов не были точно очерчены законом, и магистраты были свободны в своих действиях, но по существу находились в зависимости от сената. Полномочия магистратов: а) командование войском и заключение перемирий, б) право собирать сенат и народное собрание и председательствовать в них, в) право суда и наложения наказаний, г) право издавать приказы и принуждать к их исполнению.
Падение Римской республики и переход к империи. Реформы Тиберия и Гая Гракхов. Характерные черты государственного строя Древнего Рима в период империи (27г. до н.э. 476г. н.э.). принципат и доминат. Реформы Диоклетиана и Константина.
Жители провинций обращались в рабство или становились подданными Рима, не получая прав гражданства, и облагались тяжелыми налогами. Какоголибо общего порядка управления провинциями не существовало. Управителю провинции принадлежала вся полнота власти: он являлся высшим администратором, военачальником и судьей. Происходило разорение мелких землевладельцев и восстания рабов. Предотвратить разорение крестьянства пытались Тиберий и Гай Гракхи. Ослабевала главная социальная база республики. Недовольство крестьян совпало с мощным восстанием рабов в Сицилии Это свидетельствовало о глубоком кризисе республики. Была проведена реформа согласно которой, чтобы увеличить приток людей в армию, было разрешено набирать в нее всех желающих граждан, независимо от имущественного ценза. Так возникла профессиональная армия наемников. С моментом этой реформы гибель республики стала вопросом времени. В 82 г. до н.э. полководец Сулла занял Рим. Опираясь на армию, Сулла стал неограниченным правителем Рима. Продолжалась постепенная ликвидация республиканских институтов. При Цезаре в сенат дополнительно вошли еще 300 его сторонников. Цезарь мог единолично осуществлять высшую власть, объявлять войну и заключать мир, распоряжаться казной, командовать войском. Однако республиканские традиции были еще живы. Окончательный упадок республики и переход власти в руки одного человека произошел вскоре после убийства Цезаря (44 г. до н.э.). Его дальнему родственнику Октавиану удалось полностью подчинить себе все прежние учреждения. При империи нобили – господствующее сословие, доминирующее и в обществе, и в государстве, включавшие в свой состав крупных землевладельцев. По общему правилу из нобилей выбирались магистраты и комплектовался сенат. При императоре Августе (63 до н.э. – 14 н.э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, которое пополнялось за счет сановников, выдвинувшихся на государственной службе. Из сословия всадников – финансовой знати империи выходили ответственные чиновники и офицеры. Управление городами империи осуществлялось декурионами – сословием, представленным бывшими магистратами. Это были, как правило, средние землевладельцы. На самой низшей ступени социальной лестницы находились попрежнему рабы. Период монархии делился на две части: а) принципат (до III в.) и б) доминат (IVV в.). 1. Принципат. Имеет видимость переходного этапа от республики к монархии. В руках принцепса сосредоточивается постепенно единоличная и неограниченная власть, но с сохранением в большем или меньшем объеме некоторых республиканских учреждений, находящихся, однако, в зависимости от принцепса. Власть принцепса включала в себя командование войсками, ведение внешних сношений и заключение международных договоров, руководство изданием законов, управление Римом и провинциями. Существует особая казна императора. В нее поступают доходы от личного имущества императора, с государственных имуществ в провинциях, дань и налоги с покоренных народов и т. п. Народные собрания утрачивают всякое значение. В начале принципата сенат еще сохраняет некоторое, хотя и весьма ограниченное, влияние на государственные дела. Далее сенату предоставляется законодательная власть, но он лишь механически утверждает предложения принцепса. Магистраты уже лишены реальной власти: они являются исполнителями распоряжений принцепса и их основные функции переходят к императорским чиновникам. В провинциях содержатся постоянные римские гарнизоны и вводится римская полиция. Римские чиновники осуществляют и судебные функции, что содействует вытеснению местного права правом римским. 2. Доминат. В период домината усиливается террор, доводится до передела налоговое обложение. Но идет распад римской империи. Происходит разделение империй на две половины – восточную и западную. Во главе каждой половины империи стоял особый август, имевший соправителя, носившего титул цезаря. Во главе империи (а впоследствии – каждой половины империи) стоит император, носящий титул августа и владыки. Власть его признается неограниченной. Своего ближайшего помощника, цезаря, выбирает император; обычно цезарь является сыном императора и ему наследует. Фактическое управление империей находилось в руках многочисленной бюрократии. Сенат и некоторые магистраты хотя и сохраняются, но утрачивают всякое влияние на государственные дела. Центральным органом, рассматривающим важнейшие вопросы, являлся совет при императоре. Главным должностным лицом является управляющий двором. Кроме него, при императоре состоит ряд управлений, основанных на принципе централизации и иерархической подчиненности. Основными принципами организации местного управления являются: строгая централизация, многочисленность специализированных чиновников, отделение военной власти от гражданской. Западная Римская империя пала под ударами варваров в 476г. Восточная Римская империя – Византия – просуществовала ещё почти тысячу лет, войдя в мир феодализма. Реформы Константина и Диоклетиана характеризуются строгой централизацией власти, внедрением многочисленного чиновничества и четким разделением гражданской и военной власти. В результате реформ Диоклетиана: * было обеспечено полное разделение гражданской и военной власти в провинциальной администрации. * Большие изменения были введены Диоклетианом в управление провинциями. При нем прежнее различие между сенатскими и императорскими провинциями исчезло; все провинции зависели от императора. Разделил провинции на более мелкие территории. * вновь был введен золотой стандарт, хотя Диоклетиан предпочитал собирать налоги натурой, а не деньгами. * занчительное увеличение численности армии. При Константине завершилось формирование режима домината: * Гражданская власть окончательно отделилась от военной. * Была введена строгая иерархия чинов и титулов. * В военной сфере было проведено разукрупнение легионов, что позволило усилить контроль над армией. * Константин осуществил успешную денежную реформу: он выпустил новую золотую монету (солид). * Константин отказался от антихристианского курса. * Император освободил духовенство от всех государственных повинностей. Т. о. главными отличительными признаками реформы Диоклетиана и Константина было установление неограниченной (абсолютной) власти императора.
infopedia.su
Периодизация государственности Древнего Рима царский период
Периодизация государственности Древнего Рима • «царский» период – 753 -510 гг. до н. э. • Период республики – 509 -27 гг. до н. э. • Период империи – 27 г. До н. э. – 476 г. н. э.
Правители в «царский» период ТАРКВИНИЙ ГОРДЫЙ СЕРВИЙ ТАРКВИНИЙ ПРИСК ( ДРЕВНИЙ ) ТУЛИЙ ТУЛЛРОМУЛ ГОСТИЛИЙ НУМА ПОМПИЛИЙ АНК МАРЦИЙ
«ЦАРСКИЙ» ПЕРИОД
РИМ – догосударственное образование с элементами военной демократии 753 г. до. н. э. – образование города Рима Характерно: процесс разложения первобытнообщинного строя у племен Войны 3 племен: древние латиняне, сабиняне и этруски. Образование общины Экономическая основа – сельское хозяйство
Управление в Древнем Риме НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ ПО КУРИЯМ • Совещательный орган управления Древним Римом ЦАРЬ (Рекс) • Правитель города СЕНАТ • Собрание представителей знатных патрицианских родов
Общественный и государственны й строй
Полноправное население Рима (римский народ) ТРИБЫ ГЕНТЫ (300) КУРИИ (30)
СЕНАТ • - совет старейшин • компетенция: • Предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение народного собрания • Ведение текущих дел по управлению Римом • Главная правительственная власть
РЕКС (царь) • • Глава римской общины Гражданский правитель Верховный военачальник Избирался в народных собраниях по куриям
ПАТРИЦИИ • Члены древнейших аристократических римских родов • Первоначально – только они полноправное население • права: • Право на земельный надел, закрепленный за ним и его семьёй • На наследование этого надела и родового имущества вообще • На получение от рода помощи и защиты • На участие в религиозных обрядах, празднествах и т. д. • (постепенно патриции – господствующее сословие)
ПЛЕБЕИ • • Состоят вне родовой организации Лично свободные граждане Рима Несли военную службу Лишены политической правоспособности
КЛИЕНТЫ • Обедневшие сородичи, бесправно завоеванные или пришлые жители, будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством ПАТРОНОВ-ПАТРИЦИЕВ, получали от них земельные наделы, а так же их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую.
РЕФОРМЫ СЕРВИЯ ТУЛЛИЯ
Реформа общественного и политического устройства • Плебеи официально введены в состав populus romanus • Имущественное различие населения • Новое территориальное деление
Первая часть Вторая часть • Деление всего мужского населения на 6 имущественных разрядов и на воинские сотни – центурии • В основе: размер земельного надела • Введена денежная оценка – асс, мелкая медная монета • 1 разряд выделены – всадники, 6 разряд – пролетарии • 193 центурии: 18/80 • Центурии не только военная, но и политическая сила • Население делиться по территориальному принципу • Образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов – трибы • Староста – сбор налогов ; во главе жителей трибы
• Наряду с курятными «Выводы» реформы собраниями стали созываться Сервия Туллия народные собрания по центуриям • Реформа завершила процесс ликвидации родового строя • Плебеи вошли в состав полноправного римского народа, допущены к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях • способствовала консолидация свободных и обеспечила их господство над рабами
present5.com
Тема 3. Государство и право древнего рима.
Древние римляне принадлежали к народам, обитавшим на западе и в средней части Италии (Апеннинский полуостров.
Римское государство сложилось поначалу из городской общины и первоначально очень походило на типичный древнегреческий полис с народным собранием, царем и знатью. Римское государство, которое было последовательно царством, республикой и империей, просуществовало 12 веков.
3.1. Периодизация государственности Древнего Рима.
Обычно в истории Древнего Рима выделяют три основных периода:
«царский» период- 753 - 510 гг. до н.э.;
период Республики - 509 - 27 гг. до н.э.;
период Империи - 27 г. до н.э. - 476 г. н.э.
«Царский» период- 753 - 510 гг. до н.э.: характерен процесс разложения первобытнообщинного строя племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Рим в эту пору был догосударственным образованием с элементами военной демократии.
Родовые общины делились на семейные, и со временем стали основными ячейками (институтами) общества с неограниченной властью отца. Народ римской городской общины состоял из трех племен (триб), которые состояли из 300 родов (генты), причем каждое племя включало 10 курий (родовых объединений) удобных, прежде всего, из военных, административных и финансовых соображений. Во главе курии стоял курион. Полноправными в римской общине были только лица, принадлежавшие к одному из родов и зачисленные в курию. Их называли патрициями — потомками знатных родоначальников.
Вообще социальная структура общества вызывает множество споров среди исследователей. Выделяются – полноправные граждане (патриции) и неполноправные (клиенты, плебеи,). Внизу социальной лестницы находились несвободные - рабы.
Зависимых от патрициев лиц называли клиентами, а самих покровителей (патрициев) именовали патронами.Клиенты,будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов-патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Одна часть исследователей считает, что клиентами обычно становились отпущенные на волю рабы, остававшиеся жить в семье бывшего хозяина (и затем патрона). Другая часть исследователей считает, что клиентами являлись как "младшие родичи", так и отдельные чужаки, которые хотя и не были обращены в рабство, но являлись в Риме бесправными, и были вынуждены отдаться под покровительство коренных римских граждан (патронов).
Другим сословием неравноправных, более массовым и более влиятельным, стали плебеи. По одной версии, плебеи - это обедневшие сородичи, по другой -часть населения, стоявшая вне родовой организации (пришлые люди). Это были лично свободные жители, которые могли иметь собственность, платившие налоги и обремененные воинской повинностью. Однако плебеи были лишены права получать наделы земли при дележе завоеванных римлянами земель иностранных государств, получали не равную часть добычи. Они жe испытывали большие стеснения от монополии патрициев в делах судебных, административных и законодательных. Им запрещались браки с членами патрицианских семей и т.д. В «царский» период были полностью лишены политической правоспособности.
Органы власти древнейшего периода.В царский период власть осуществляли три учреждения: царь, сенат и народное собрание. Царь командовал войсками, осуществлял руководство повседневным управлением в общине и считался посредником между богами и римским народом, был облечен специальными функциями верховного жреца.Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Царь избирался на народных собраниях, проходивших по куриям. Участвовать в них могли толькопатриции.
Самые крупные перемены в истории царского периода связывают с правлением предпоследнего царя Сервия Туллия, который, подобно Солону и Клисфену в Афинах, изменил представительство в делах пo управлению государством с учетом имущественного ценза и места обитания. Вместо деления на патрициев, клиентов и рабов он ввел деление на шесть классов. Каждый такой класс должен был поставлять определенное число военных подразделений — центурий. Первый класс был облечен полномочием выставлять 80 центурий, второй, третий и четвертый — пo 20, а пятый — 30 центурий. Кроме того, вне этих классов оказались 18 центурий всадников, из которых только шесть принадлежали представителям патрициев. Две центурии составили ремесленники, две другие — музыканты, и только одну центурию — пролетарии (бедняки), которые были людьми малоимущими, располагавшими только потомством, а не имуществом. Всего было 193 центурии. Абсолютное большинство при голосовании фактически принадлежало высшим классам (только у первого класса с eгo 80 центуриями тяжеловооруженных пехотинцев и класса всадников с его 18 центуриями было 98 голосов).
Территориальная организация общины после реформ Туллия обрела новую конфигурацию: в ней возникли округа, получившие название триб (это обозначение не племен, а территориальных единиц, созданных для удобства управления и налогообложения). Собрания пo центуриям со временем присвоили себе столько важных и разнообразных полномочий, что тем самым сильно приуменьшили полномочия кypиатных собраний. Новое разделение не смогло полностъю приглушитъ соперничество сословий. Однако важным политическим последствием этих перемен стало формирование новых разновидностей народных собраний и принимаемых ими соответствующих решений. Куриатные собрания дополнились собраниями центуриатными и трибутными. В результате таких новаций патрицианские роды утрачивали монополию нa осуществление государственной власти.