Изобразительное искусство древнего двуречья. Тема 14 Архитектура и изобразительное искусство Двуречья конца IV–III тысячелетия до н. э
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема 13 Архитектура и изобразительное искусство Двуречья VI-начала IV тысячелетий до н. э. Изобразительное искусство древнего двуречья


Тема 14 Архитектура и изобразительное искусство Двуречья конца IV–III тысячелетия до н. э. Искусство Древнего Востока: учебное пособие

Тема 14 Архитектура и изобразительное искусство Двуречья конца IV–III тысячелетия до н. э

Общая характеристика политической и экономической обстановки в Двуречье в III тысячелетии до н. э.: проблема объединения, сосуществование многих народов. Раннединастической период искусство (период Лагаша): скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Храм в Хафадже и особенности строительства храмов в III тысячелетии до н. э. Храм Нинхурсаг в Аль-Убайде – особенности конструкции и декора, использование камня, дерева, металла, инкрустаций (заготовка молока в храмовом хозяйстве), рельефов в системе декора (рельеф с Имдугудом). Круглая скульптура (внешний вид, материалы, назначение, место находок) из разных центров Двуречья III тысячелетия до н. э.: Курлиль, Эбих-Иль, Аб-У. Рельефы из разных центров Двуречья в III тысячелетии до н. э. – посвятительные плитки (плитка Ур-Нанше), стелы (Стела Эаннатума), декоративные рельефы. Гробницы первой династии Ура: особенности устройства и погребения, погребальный инвентарь: арфы, ювелирные украшение, керамика, оружие, шлем Мескаламдуга, Штандарт из Ура (сюжет и композиционные особенности декора, материалы). Попытка Аккада объединить Двуречье и особенности этого объединения, личность Саргона Древнего. Искусство Шумера и Аккада: сравнительная характеристика. Особенности аккадской архитектуры (планировка, внутренние дворики, арки, глиняные «рамы» в окнах) и скульптуры (более индивидуальная и детальная проработка). Круглая скульптура (медная голова Саргона Древнего) и рельефы Аккада (стела Нарам-Сина). Объединение Двуречья под властью третьей династии Ура, особенности этого объединения. Архитектура и изобразительное искусство времени правления третьей династии Ура (цитадель, дворец и храмы Ура, стела Ур-Намму). Новая архитектурная форма, оказавшая влияние на архитектуру последующих столетий – зиккурат (Зиккурат в Уре).

Литература по теме:

• История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, Античность. Под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. М., 1980. С. 67–76

• В.К. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. М., 1976. (cерия: «Малая история искусств» под общ. ред. И.С. Кацнельсона). С. 65–78

• В. Афанасьева, И. Дьяконов, В. Луконин, М. Матье. Искусство Древнего Востока. М.,1968. Серия: «Памятники мирового искусства». С. 43–47, 48-57

• Н.Д. Флиттнер. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л., 1958. Переиздание – Л., 2008. С. 110–185

• С. Крамер. Шумеры. Первая цивилизация на земле. Пер. с англ. А.В. Милосердовой. М., 2002.

• Всеобщая история архитектуры в 12 томах. 1 том – Первобытнообщинная архитектура. Архитектура рабовладельческого общества. М., 1970.

Иллюстрации к теме:

• Рельеф притолоки храма Нинхурсаг в аль-Убайде с Имдугудом и оленями (Лондон, Британский музей)

• Молочное хозяйство храма – декоративный фриз храма Нинхурсаг в аль-Убайде с Имдугудом и оленями (Лондон, Британский музей)

• Статуя Курлиля, начальника житниц города Урука (Лондон, Британский музей). Статуя играла роль заместителя молящегося в храме божества, характерены руки в жесте моления, болшие глаза и уши, умиление на лице, тело может быть мало проработано

• Статуя сановника Эбих-иля из Мари (Париж, Лувр). Стандартный тип статуи «молящегося» различается в разных центрах Двуречья костюмом и прической. У статуи Эбих-иля хорошо сохранились инкрустированные из цветного камня глаза, укрепленные в глазницах природным асфальтом

• Группа статуй и статуэток из Эшнунны из храма Аб-У (Бадад, Иракский музей) – при разнице в размерах и деталях костюма видно, что они все принадлежат к одному типу

• Посвятительная плитка Ур-Нанше (Париж, Лувр) – отверстие в центре для крепления плитки к стене. В верху – Ур-Нанше на строительстве храма, в низу – пир по случаю завершения строительства. Ур-Нанше в два раза больше остальных персонажей по размерам

• Стела Эаннатума («Стела коршунов»), фрагмент (Париж, Лувр), посвящена военным подвигам правителя Эаннатума под покровительством бога Нингирсу

• Так называемый Штандарт из Ура (Лондон, Британский музей) с изображением выступления в поход, битвы и пира по случаю завершения похода. Инкрустация раковиной и лазуритом

• Медная скульптурная голова так называемая голова Саргона Древнего, аккадского правителя (Багдад, Иракский музей). По сравнению с шумерской скульптурой аккадская скульптура гораздо более подробно передает детали и индивидуальные особенности изображенных персонажей

• Стела аккадского царя Нарам-Сина с изображением победы над луллубеями (Париж, Лувр). Наверху боги-покровители, Нарам-Син, повергший врага и второй враг молит о пощаде, внизу – войско, поднимающееся по горам. В отличие от шумерских рельефов, здесь присутствуют элементы пейзажа (дерево, гора), фигуры не выстроены в ряд, а расположены с учетом рельефа местности

• Зиккурат в Уре, реконструкция. Новая архитектурная форма, более удобная чем храм на платформе. Имеет от 3 до 7 ступеней, соединенных лестницами, наверху – храм

Контрольные вопросы к теме:

• Каковы причины кратковременности периодов объединения Двуречья?

• Что такое раннединастический период или период Лагаша?

• Как был устроен город в Южном Двуречье?

• Как (сюжеты, материалы) был декорирован храм богини Нинхурсаг в аль-Убайде?

• Какие черты характерны для круглой скульптуры раннединастического периода?

• В чем разница между круглой скульптурой Египта и Двуречья в III тысячелетии до н. э.?

• Какие композиционные особенности и способы изображение фигур характерны для посвятительных и декоративных рельефов раннединастического периода?

• В чем разница между рельефами Египта и Двуречья в III тысячелетии до н. э.?

• Что и как изображено на стеле Эаннатума?

• Какой погребальный инвентарь был найден в гробницах 1 династии Ура?

• Каково было устройство погребений (композиция помещений, характер размещения погребального инвентаря и трупов) в шатхтовых гробницах 1 династии Ура?

• Что и как изображено на штандарте из Ура?

• Каковы основные особенности аккадской архитектуры?

• Каковы основные особенности аккадской круглой скульптуры, в чем разница с шумерской?

• Каковы основные особенности аккадских рельефов, в чем разница с шумерскими?

• Что и как изображено на стеле Нарам-Сина?

• Когда было образовано объединенное царство Шумера и Аккада (3 династия Ура)?

• Как был устроен город Ур времени правления 3 династии Ура?

• Что такое зиккурат в Уре и как он выглядел?

• Что изображено на стеле Ур-Намму?

Термины к теме:

• Зиккурат

• Стела

Карты к теме: • Карта Двуречья – уметь показать Шумер, Аккад, города Ур, Урук, Лагаш

Персоналии к теме: • Саргон Древний

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Тема 13 Архитектура и изобразительное искусство Двуречья VI-начала IV тысячелетий до н. э. Искусство Древнего Востока: учебное пособие

Тема 13 Архитектура и изобразительное искусство Двуречья VI-начала IV тысячелетий до н. э

Общая характеристика неолита в южном и северном Двуречье, климатические особенности, природные материалы для строительства и изготовления предметов обихода. Особенности развития расписной керамики VII–V тысячелетий до н. э. в разных центрах: основные темы, композиционные особенности, колорит, излюбленные формы керамических сосудов в Тель-Арпачиа, Самарре, Тепе-Сиалке, Сузах. Сложение первых городов-государств по берегам Тигра и Евфрата и их особенности (политические, экономические, географические). Особенности архитектуры в южном Двуречье: жилые и культовые постройки, формы, материалы, роль рисунков на керамике, глиняных моделей жилищ, каменных сосудов в форме архитектурных сооружений и современных тростниковых построек в реконструкции облика древних жилых и культовых сооружений Двуречья. «Храм на платформе», как основной тип храма Двуречья в IV–III тысячелетиях до н. э. Главные памятники архитектуры Двуречья IV-начала III тысячелетия до н. э., особенности их архитектуры и декора (росписи, глиняные гвозди, инкрустации раковиной) – храм в Тель-Укайре, Белый храм в Уруке, Красное здание в Уруке. Основные памятники скульптуры IV-начала III тысячелетия до н. э.: голова Инанны из Урука, статуэтки коров и овец, подставки в виде животных. Культовые сосуды из камня как самоценные произведения искусства и как основа для реконструкции специфики храмового декора (сосуды с носиками, украшенные инкрустациями и рельефами, подставка из Тель-Аграба, сосуд с быками и колосьями из Ура, культовый сосуд Инанны из Урука). Цилиндрические печати и печати с ручками и особенности их декора (материалы для изготовления, сюжеты, композиции, связь с храмовым декором).

Литература по теме:

• История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, Античность. Под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. М., 1980. С. 64–67

• В.К. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. М., 1976. (cерия: «Малая история искусств» под общ. ред. И.С. Кацнельсона). С. 31–51, 52-65

• В. Афанасьева, И. Дьяконов, В. Луконин, М. Матье. Искусство Древнего Востока. М.,1968. Серия: «Памятники мирового искусства». С. 40–44, 47-49

• Н.Д. Флиттнер. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л., 1958. Переиздание – Л., 2008. С. 57–109

• С. Крамер. Шумеры. Первая цивилизация на земле. Пер. с англ. А.В. Милосердовой. М., 2002.

• Всеобщая история архитектуры в 12 томах. 1 том – Первобытнообщинная архитектура. Архитектура рабовладельческого общества. М., 1970.

Иллюстрации к теме:

• Блюдо с женщинами и скорпионами из Самары – для сосудов из Самарры характерна форма большого блюда и динамическая композиция росписи в основу которой нередко положена форма свастики.

• Кубок с козлами и собаками из Суз (Париж, Лувр) – для керамики из Суз характерна форма высокого кубка, росписи на котором скомпанованы в несколько фризов, идущих один над другим. На кубке изображены козлы, знаки воды и полей, собаки, преследующие дичь, водяные птицы.

• Статуэтки с телом женщины и головой лягушки (или змеи), груди лепные, на гениталиях – гравированые треугольники, на плечах – налепы, похожие на икринки, на головах – высокие «шапочки» из природного асфальта, некоторые из них держат в руках младенца. По-видимому, статуэтки связанные с культом плодородия.

• Храм в Телль-Укайре, реконструкция (редкость – в нем были настенные росписи). Типичный для Двуречья «храм на платформе», платформа позволяет предохранить храм от постоянных наводнений и выделить его визуально в городской застройке

• Белый храм в Уруке – храм богини плодородия Инанны, название получил из-за известковой обмазки белого цвета, из храма происходят культовые сосуды и скульптурная голова богини

• Красное здание в Уруке первоначально считалось храмом, хотя, возможно, было административным зданием. В стены из кирпича-сырца вставлены гвозди из обожженной глины, их шляпки раскрашены в разные цвета

• Сосуд с инкрустацией из Урука. На тулове сосуда – розетки богини плодородия и глаза (охранительный символ). Такими же кусочками раковины и цветных камней на основе из природного асфальта делали инкрустации на стенах храмов

• Сосуд с рельефными изображениями львов и быков из Урука (Багдад, Иракский музей). Геральдическая композиция в основе которой – зеркальная симметрия, низкий рельеф для туловищ, высокий рельеф – для голов животных

• Голова Инанны из Урука (Багдад, Иракский музей), утрачены сделанные из других материалов глаза, брови и прическа. Задняя сторона головы стесана, по-видимому, каменная голова была приставной к рельефному, вылепленному на стене из глины телу, которое не сохранилось.

• Культовый сосуд Инанны из Урука (Багдад, Иракский музей) – в нескольких ярусах изображены снизу вверх: река и растительность болотистой дельты, идущие друг за другом животные, идущие друг за другом люди с дарами, храмовое хозяйство богини, в котором жрецы принимают дары и распределяют их на хранение.

• Откатка цилиндрической печати – жрецы в храмовой кладовой. Изображения на печатях дают представление о круге сюжетов, которые могли украшать и стены храмов

Контрольные вопросы к теме:

• Каковы особенности неолита в Двуречье?

• Что общего и особенного в ранних поселениях в Двуречье и Египте?

• Какие форма и декор характерны для керамики из Тель-Арпачиа?

• Какие форма и декор характерны для керамики из Самарры?

• Какие форма и декор характерны для керамики из Суз?

• Как выглядят статуэтки связанные с культом плодородия в Двуречье в IV – начале III тысячелетия до н. э.?

• Из каких материалов создавали архитектуру в Двуречье в IV – начале III тысячелетия до н. э.?

• Что такое «храм на платформе» и почему он возник в южном Двуречье?

• Как был украшен храм в Тель-Укайре?

• Как выглядит Белый храм в Уруке и кому он посвящен?

• Как украшено Красное здание в Уруке?

• На основе чего мы можем составить представление о не сохранившейся жилой архитектуре Двуречья в IV – начале III тысячелетия до н. э.?

• Инкрустациями из каких материалов украшались сосуды и стены храмов?

• Какие качества присущи рельефному декору ритуальных каменных сосудов?

• Каков круг тем в декоре ритуальных сосудов?

• Что изображено на алебастровом кубке, посвященном богине Инанне из Урука?

• Как выглядели ранние печати в Двуречье?

• Что такое цилиндрические печати и для чего они были нужны?

Термины к теме:

• Свастика

• Храм на платформе

• Цилиндрическая печать

Карты к теме: • Карта южного Двуречья – уметь показать Урук, Ур, Тель-Укайр

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

История искусства стран Двуречья (IV – III тыс. до н.э.) — КиберПедия

Сформировать представление об искусстве и культуре стран Двуречья. Познакомить с памятниками изобразительного искусства: архитектурой, рельефами, скульптурой, мозаикой. Рассказать о возникновении клинописи и первой библиотеке.

Археологические открытия на территории стран Двуречья (Шумер, Вавилон, Ассирия, Сиро-Финикия, Палестина, Хеттское государство, государство Урарту). Особенности формирования древнейших культур Элама, Шумера и Аккада (4-е и 3-е тысячелетия до н. э.). Периодизация искусства и культуры стран Двуречья.

Архитектура - ведущее искусство. Строительные материалы Двуречья: глина, тростник, лоза, дерево, кирпич-сырец, камень. Основные типы конструкций: балочные и сводчатые перекрытия. Возведение архитектурных сооружений на террасах. Характер храмовых построек.

Скульптура: примитивные глиняные статуэтки, изображающие богиню-мать. Глиняные лепные сосуды.

Развитие гончарного, ткацкого, камнерезного и литейного ремесла.

Шумеро-Аккадский период (4 тысячелетие – 2300 г. до н.э.). Расцвет культуры и искусства времени правления Саргона I. Сложение культуры городов с многоэтажными домами. Два типа жилых построек: северный и южный. Урук - один из древнейших шумерских городов. Зарождение и эволюция письменности: от пиктографии (образное рисунчатое письмо) до клинописи. Ведущая роль архитектуры, характерные ее черты. Храмы-зиккураты, посвященные богу Ану и богине Инине. Погребальные сооружения курганного типа с погребальными камерами и саркофагами. Скульптура Шумера. Создание образов богов, царей и правителей. Два типа статуй времени Гудеа. Изображения животных, вырезанные из камня. Появление рельефных фризовых многофигурных композиций: «Стела коршунов». Распространение каменных печатей, развитие геральдических композиций.

Вавилонский период (2150-1000 г. до н. э.) - время наивысшего расцвета искусства и культуры при царе Хаммурапи. Строительство городских укреплений, мелиоративных и ирригационных сооружений. Город Мари – типичный город Двуречья. Дворцы царя и его приближенных. Украшения стен росписью и глазурованной плиткой. Особенности развития скульптуры: рельеф на диоритовом столбе свода законов царя Хаммураби, диоритовый портрет царя Хаммураби, алебастровая статуя богини Иштар.

Ассирийский период (1000 – 605 г. до н. э.). Образование военной монархии; ее влияние на развитие архитектуры: возведение крепостей, каменных мостов и дорог. Развитие нового типа города - города-крепости с единой строгой планировкой. Дворцовые сооружения: дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (711-707 гг. до н.э.), дворец Ашшурбанапала. Портальная скульптура. Рельефные композиции, батальные и охотничьи сцены из дворцового быта. Героизация личности царя. Крылатые гении-хранители – шеду. Падение Ассирии под напором вавилонян и мидян.

Самостоятельная работа: познакомиться с мифами Двуречья. Прочитать поэму о Гильгамеше. Сделать зарисовки основных архитектурных сооружений Двуречья.

Искусство Нововавилонского царства (VII – VI вв. до н. э.)

Раскрыть особенности искусства Нововавилонского царства. Проанализировать конструктивные изменения в архитектуре культовых и светских сооружений. Подчеркнуть характерные черты рельефных композиций.

Подъем культуры и искусства времени правления Навуходоносора II. Вавилон – политический, экономический и культурный центр Передней Азии. Архитектура - ведущий вид искусства. Храмовое, оборонительное и ирригационное строительство. Особенности планировки Вавилона. Ворота богини Иштар. Главный храм Вавилона, посвященный Мардуку – «Эсагила», рельефные композиции из цветной глазури с изображениями идущих львов, быков и драконов. Строительство зиккурата «Этеменанки» («Вавилонской башни») - жилища бога Мардука и его жены, богини утренней зари Сарпанит. Светские сооружения: дворец Навуходоносора II, технические особенности конструкции: возведение помещений на искусственных платформах. Новый тип дворцовых сооружений – «висячие сады». «Сады Семирамиды», возведенные на искусственных террасах.

Самостоятельная работа:Подготовить сообщения и иллюстрации по искусству и культуре хеттов и Митании, Персии, государства Урарту.

Античное искусство

История изобразительного искусства Древней Греции

cyberpedia.su