Платон о древних цивилизациях. Платон. Тимей (фрагмент о периодическом уничтожении людей катастрофами) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Платон. Пир (фрагмент о многоруких предках людей) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Платон о древних цивилизациях


Атлантида Платона. Тайны древних цивилизаций

Атлантида Платона

Прежде чем перейти к изучению различных теорий об Атлантиде, нам нужно вернуться к началу и узнать происхождение самой идеи о погибшем континенте.

Большинство людей придерживается мнения, что Атлантида имеет какое-то отношение к греческим мифам и легендам, но это верно лишь отчасти. История об Атлантиде действительно уходит корнями в мир Древней Греции, но, строго говоря, не относится к мифам и легендам, таким, как история о Ясоне и аргонавтах или о Тезее и Минотавре (см. «Вступление» в разделе «Легендарная история»). Такие легенды были своего рода «общественной собственностью» древних греков; век за веком они формировались и совершенствовались усилиями поэтов, драматургов и рассказчиков. Детали могли различаться, но темы и главные герои были частью общего наследия, восходившего к временам бронзового века. История Атлантиды представляет совершенно иной случай, поскольку здесь мы имеем свидетельство лишь одного человека: афинского философа Платона (427-347 гг. до н. э.). Впоследствии другие греческие авторы обсуждали тему Атлантиды, но их идеи явно вторичны по отношению к Платону.

Дав описание Атлантиды в двух коротких диалогах, Платон не опирался на обычную древнегреческую традицию. Источником сведений об Атлантиде был его дальний родственник, политик и поэт Солон (около 615-535 гг. до н. э.). Солон много путешествовал по Средиземноморью и бывал в Египте. Имея репутацию выдающегося и ученого человека, Солон смог побеседовать с жрецами священного города Саис в дельте Нила. Согласно Платону, Солон расспрашивал их о «старинных вещах», наиболее древних преданиях, включенных в их летописи, и жрецы поведали ему довольно невероятную историю.

Сначала они посмеялись над легендами, представленными Соло-ном как наиболее древние знания греков о происхождении человечества. «Ах Солон, Солон, - сказали они, - вы, эллины, вечно остаетесь детьми, и нет среди эллинов старца!» Жрецы похвалялись тем, что история Египта началась за тысячи лет до зарождения древнегреческой цивилизации; их каста существует не менее восьми тысячелетий, и они хранят воспоминания о событиях, происходивших еще раньше. По их словам, девять тысяч лет назад (то есть примерно 9570 г. до н. э.) уже существовал великий город Афины, который нынешние греки едва ли могли помнить из-за неоднократных катастроф. В то далекое время Афинами управляло сообщество воинов, презиравших богатство и насаждавших простой, общинный образ жизни. Афины успешно возглавляли борьбу народов Европы с вторжением сил тиранического режима, господствовавшего в империи атлантов.

Атлантида была островным государством, расположенным на западе, за Геркулесовыми Столбами (Гибралтарский пролив). Им правила коалиция «царей», ведущих свой род от бога моря Посейдона. Верховный правитель считался потомком старшего сына Посейдона, Атласа, который дал свое имя самому острову и Атлантическому океану. Некогда атланты были почти богоподобными людьми, чистыми сердцем и душой, но по мере того, как иссякала доля божественной крови, среди них распространялись алчность и пороки. Они уже владели огромной империей, простиравшейся от центральной Италии в Европе до границ Египта в Африке, но теперь решили поработить остальной мир Средиземноморья. Они совершили нападение, но афиняне, хотя и оставленные своими союзниками, смогли одержать победу.

Когда война подходила к концу, боги держали совет, на котором решили наказать атлантов за их гордыню. «Пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений, - писал Платон, - за одни ужасные сутки… Атлантида исчезла, погрузившись в пучину» 1. Во время той же катастрофы афинская армия, все еще продолжавшая военную кампанию, исчезла в разверзшихся недрах земли.

В платоновском диалоге «Критий» содержится подробное описание общества атлантов. Остров был настоящим раем на земле, где имелись все природные ресурсы: обилие пресной воды, руды различных металлов, богатая растительность, употреблявшаяся в пищу или для создания благовоний, а также бесчисленные стада животных, включая слонов. Все, чего не хватало на острове, восполнялось за счет заморских владений империи. В результате правители Атлантиды «скопили такие богатства, каких никогда не было ни у одной царской династии в прошлом и едва ли будут когда-нибудь еще» 2.

Каждый правитель имел собственный город, но величайший из них, столица Атлантиды, был метрополией империи, управляемой потомками Атласа. Сам Посейдон основал его, вырезав ряд концентрических колец, наполненных водой, которые окружали город и защищали его. Следующие правители усовершенствовали план города, прорыв огромный подземный тоннель, проходивший через кольца суши и круговые каналы и соединявший их с морем. Они построили над каналами огромные мосты и возвели высокие стены в каждом кольце обороны, заключив их в металл: внешняя стена сияла бронзой, следующая была покрыта оловом, а внутренняя - орихалком, неизвестным металлом, «сверкавшим как огонь». Во внешних районах города они построили гавань, склады и казармы, насадили священные рощи и воздвигли храмы в честь богов. На центральном острове находилось чудо из чудес - дворцовый комплекс. Главный храм (посвященный Посейдону и его жене, нимфе Клейто 3) был покрыт серебром, а его шпили сверкали золотом. Крыша была сделана из сплошной слоновой кости, инкрустированной драгоценными металлами. Размеры храма в три раза превышали Парфенон в Афинах. Внутри - изображения первых правителей и правительниц Атлантиды, а также золотая статуя Посейдона, которая почти касалась крыши на высоте 300 футов. (Для сравнения, нью-йоркская статуя Свободы имеет высоту 151 фут и стоит на 155-футовом пьедестале.)

В описании Платона нет никаких свидетельств, которые могли бы оправдывать цветистое многословие некоторых популярных книг об Атлантиде. Там нет ни летающих машин, ни лучевых пушек, ни мудрецов, обладающих таинственными экстрасенсорными способностями, ни загадочных намеков на то, что атланты заигрывали с опасными космическими силами.

В то же время многое из того, о чем пишет Платон, например инженерно-технические достижения и высочайший уровень материального благополучия, должно было выглядеть как «научная фантастика» в то время, когда были написаны его диалоги (360-350 гг. до н. э.). Масштаб всего сказанного им об Атлантиде поражает воображение: от размеров континента и величия его технологии до огромного периода времени, когда существовала цивилизация атлантов. Египетская цивилизация считалась старейшей в Средиземноморье, и греки уважали ее за вековую мудрость. Однако Атлантида, предположительно, была гораздо древнее Египта.

Описание Платона казалось таким нереальным, что его бывший ученик, философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.), считал Атлантиду обыкновенной выдумкой. Против этого мы имеем неоднократные заверения, вложенные Платоном в уста Крития (который рассказывает об Атлантиде в диалогах «Тимей» и «Критий»), что все это «чистая правда». Критий был родственником Платона, фактически его прадедушкой. Считалось, что история об Атлантиде передавалась в семье из поколения в поколение, начиная от отдаленного родственника Солона, сочинившего эпическую поэму об Атлантиде незадолго до своей смерти. Если Платон считал свое описание художественным вымыслом, то он косвенно обвинял своих выдающихся родственников в обмане, что, хотя оба они к тому времени уже давно умерли, представляется маловероятным.

Итак, мы остаемся наедине с загадкой, будоражившей пытливые умы еще со времен Платона: является ли его история выдумкой от начала до конца, или же за ней стоит какая-то историческая правда?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Атлантида Платона. Тайны древних цивилизаций. Энциклопедия самых интригующих загадок прошлого

Атлантида Платона

Прежде чем перейти к изучению различных теорий об Атлантиде, нам нужно вернуться к началу и узнать происхождение самой идеи о погибшем континенте.

Большинство людей придерживается мнения, что Атлантида имеет какое-то отношение к греческим мифам и легендам, но это верно лишь отчасти. История об Атлантиде действительно уходит корнями в мир Древней Греции, но, строго говоря, не относится к мифам и легендам, таким, как история о Ясоне и аргонавтах или о Тезее и Минотавре (см. «Вступление» в разделе «Легендарная история»). Такие легенды были своего рода «общественной собственностью» древних греков; век за веком они формировались и совершенствовались усилиями поэтов, драматургов и рассказчиков. Детали могли различаться, но темы и главные герои были частью общего наследия, восходившего к временам бронзового века. История Атлантиды представляет совершенно иной случай, поскольку здесь мы имеем свидетельство лишь одного человека: афинского философа Платона (427—347 гг. до н. э.). Впоследствии другие греческие авторы обсуждали тему Атлантиды, но их идеи явно вторичны по отношению к Платону.

Дав описание Атлантиды в двух коротких диалогах, Платон не опирался на обычную древнегреческую традицию. Источником сведений об Атлантиде был его дальний родственник, политик и поэт Солон (около 615—535 гг. до н. э.). Солон много путешествовал по Средиземноморью и бывал в Египте. Имея репутацию выдающегося и ученого человека, Солон смог побеседовать с жрецами священного города Саис в дельте Нила. Согласно Платону, Солон расспрашивал их о «старинных вещах», наиболее древних преданиях, включенных в их летописи, и жрецы поведали ему довольно невероятную историю.

Сначала они посмеялись над легендами, представленными Соло-ном как наиболее древние знания греков о происхождении человечества. «Ах Солон, Солон, — сказали они, — вы, эллины, вечно остаетесь детьми, и нет среди эллинов старца!» Жрецы похвалялись тем, что история Египта началась за тысячи лет до зарождения древнегреческой цивилизации; их каста существует не менее восьми тысячелетий, и они хранят воспоминания о событиях, происходивших еще раньше. По их словам, девять тысяч лет назад (то есть примерно 9570 г. до н. э.) уже существовал великий город Афины, который нынешние греки едва ли могли помнить из-за неоднократных катастроф. В то далекое время Афинами управляло сообщество воинов, презиравших богатство и насаждавших простой, общинный образ жизни. Афины успешно возглавляли борьбу народов Европы с вторжением сил тиранического режима, господствовавшего в империи атлантов.

Атлантида была островным государством, расположенным на западе, за Геркулесовыми Столбами (Гибралтарский пролив). Им правила коалиция «царей», ведущих свой род от бога моря Посейдона. Верховный правитель считался потомком старшего сына Посейдона, Атласа, который дал свое имя самому острову и Атлантическому океану. Некогда атланты были почти богоподобными людьми, чистыми сердцем и душой, но по мере того, как иссякала доля божественной крови, среди них распространялись алчность и пороки. Они уже владели огромной империей, простиравшейся от центральной Италии в Европе до границ Египта в Африке, но теперь решили поработить остальной мир Средиземноморья. Они совершили нападение, но афиняне, хотя и оставленные своими союзниками, смогли одержать победу.

Когда война подходила к концу, боги держали совет, на котором решили наказать атлантов за их гордыню. «Пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений, — писал Платон, — за одни ужасные сутки… Атлантида исчезла, погрузившись в пучину» [1]. Во время той же катастрофы афинская армия, все еще продолжавшая военную кампанию, исчезла в разверзшихся недрах земли.

В платоновском диалоге «Критий» содержится подробное описание общества атлантов. Остров был настоящим раем на земле, где имелись все природные ресурсы: обилие пресной воды, руды различных металлов, богатая растительность, употреблявшаяся в пищу или для создания благовоний, а также бесчисленные стада животных, включая слонов. Все, чего не хватало на острове, восполнялось за счет заморских владений империи. В результате правители Атлантиды «скопили такие богатства, каких никогда не было ни у одной царской династии в прошлом и едва ли будут когда-нибудь еще» [2].

Каждый правитель имел собственный город, но величайший из них, столица Атлантиды, был метрополией империи, управляемой потомками Атласа. Сам Посейдон основал его, вырезав ряд концентрических колец, наполненных водой, которые окружали город и защищали его. Следующие правители усовершенствовали план города, прорыв огромный подземный тоннель, проходивший через кольца суши и круговые каналы и соединявший их с морем. Они построили над каналами огромные мосты и возвели высокие стены в каждом кольце обороны, заключив их в металл: внешняя стена сияла бронзой, следующая была покрыта оловом, а внутренняя — орихалком, неизвестным металлом, «сверкавшим как огонь». Во внешних районах города они построили гавань, склады и казармы, насадили священные рощи и воздвигли храмы в честь богов. На центральном острове находилось чудо из чудес — дворцовый комплекс. Главный храм (посвященный Посейдону и его жене, нимфе Клейто [3]) был покрыт серебром, а его шпили сверкали золотом. Крыша была сделана из сплошной слоновой кости, инкрустированной драгоценными металлами. Размеры храма в три раза превышали Парфенон в Афинах. Внутри — изображения первых правителей и правительниц Атлантиды, а также золотая статуя Посейдона, которая почти касалась крыши на высоте 300 футов. (Для сравнения, нью-йоркская статуя Свободы имеет высоту 151 фут и стоит на 155-футовом пьедестале.)

В описании Платона нет никаких свидетельств, которые могли бы оправдывать цветистое многословие некоторых популярных книг об Атлантиде. Там нет ни летающих машин, ни лучевых пушек, ни мудрецов, обладающих таинственными экстрасенсорными способностями, ни загадочных намеков на то, что атланты заигрывали с опасными космическими силами.

В то же время многое из того, о чем пишет Платон, например инженерно-технические достижения и высочайший уровень материального благополучия, должно было выглядеть как «научная фантастика» в то время, когда были написаны его диалоги (360—350 гг. до н. э.). Масштаб всего сказанного им об Атлантиде поражает воображение: от размеров континента и величия его технологии до огромного периода времени, когда существовала цивилизация атлантов. Египетская цивилизация считалась старейшей в Средиземноморье, и греки уважали ее за вековую мудрость. Однако Атлантида, предположительно, была гораздо древнее Египта.

Описание Платона казалось таким нереальным, что его бывший ученик, философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.), считал Атлантиду обыкновенной выдумкой. Против этого мы имеем неоднократные заверения, вложенные Платоном в уста Крития (который рассказывает об Атлантиде в диалогах «Тимей» и «Критий»), что все это «чистая правда». Критий был родственником Платона, фактически его прадедушкой. Считалось, что история об Атлантиде передавалась в семье из поколения в поколение, начиная от отдаленного родственника Солона, сочинившего эпическую поэму об Атлантиде незадолго до своей смерти. Если Платон считал свое описание художественным вымыслом, то он косвенно обвинял своих выдающихся родственников в обмане, что, хотя оба они к тому времени уже давно умерли, представляется маловероятным.

Итак, мы остаемся наедине с загадкой, будоражившей пытливые умы еще со времен Платона: является ли его история выдумкой от начала до конца, или же за ней стоит какая-то историческая правда?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Платон. Тимей (фрагмент о периодическом уничтожении людей катастрофами)

Платон Афинский (Platon) (427 г. до н. э., Афины или Эгина - 347 г. до н. э., Афины) - древнегреческий философ, родоначальник одного из главных направлений в античной философии. Рано познакомился с философией благодаря Кратилу*** и Сократу***, оказавшему на Платона особенно сильное влияние. После казни Сократа в 399 г. до н. э. предпринял ряд путешествий, побывав в том числе в Египте и Южной Италии.

В диалоге "Тимей" Платона Космос представлен как живое существо, обладающее душой и способностью понимать (в дальнейшем это будет развито автором в диалоге "Законы"). В рамках этой концепции Платон выдвигает теорию о периодическом уничтожении живущих на Земле людей отклоняющимися от своих орбит космическими телами, которая и приводится ниже. Основными действующими лицами в диалоге "Тимей" являются Критий - прадед Платона, и Сократ - учитель Платона. Некоторые исследователи считают, что Платон мог узнать приводимую историю в Египте или почерпнуть ее из другого источника, а цепь рассказчиков просто придумать для придания ей большей достоверности. По мнению же других исследователей, действующие лица могли быть выдуманы Платоном для обоснования собственной философской концепции.

ТИМЕЙ (фрагмент)

Платон Афинский(ок. 360-347 до н. э.)

…Критий. Послушай же, Сократ, сказание хоть и весьма странное, но, безусловно, правдивое, как засвидетельствовал некогда Солон***, мудрейший из семи мудрецов. Он был родственником и большим другом прадеда нашего Дропида, о чем сам неоднократно упоминает в своих стихотворениях; и он говорил деду нашему Критию,*** - а старик в свою очередь повторял это нам, - что нашим городом в древности были свершены великие и достойные удивления дела, которые были потом забыты по причине бега времени и гибели людей; величайшее из них то, которое сейчас нам будет кстати припомнить, чтобы сразу и одарить тебя, и почтить богиню в ее праздник достойным и правдивым хвалебным гимном.

Сократ. Прекрасно. Однако что же это за подвиг, о котором Критий со слов Солона рассказывал как о замалчиваемом, но действительно совершенном нашим городом?

Критий. Я расскажу то, что слышал как древнее сказание из уст человека, который сам был далеко не молод. Да, в те времена нашему деду было, по собственным его словам, около девяноста лет, а мне - самое большее десять*. Мы справляли тогда как раз праздник Куреотис на Апатуриях***, и по установленному обряду для нас, мальчиков, наши отцы предложили награды за чтение стихов. Читались различные творения разных поэтов, и в том числе многие мальчики исполняли стихи Солона, которые в то время были еще новинкой. И вот один из членов фратрии*, то ли впрямь по убеждению, то ли думая сделать приятное Критию, заявил, что считает Солона не только мудрейшим во всех прочих отношениях, но и в поэтическом своем творчестве благороднейшим из поэтов. А старик - помню это, как сейчас, - очень обрадовался и сказал, улыбнувшись: "Если бы, Аминандр, он занимался поэзией не урывками, но всерьез, как другие, и если бы он довел до конца сказание, привезенное им сюда из Египта, а не был вынужден забросить его из-за смут и прочих бед, которые встретили его по возвращении на родину*, я полагаю, что тогда ни Гесиод, ни Гомер, ни какой-либо иной поэт не мог бы превзойти его славой". "А что это было за сказание, Критий?" - спросил тот. "Оно касалось, - ответил наш дед, - величайшего из деяний, когда-либо совершенных нашим городом, которое заслуживало бы стать и самым известным из всех, но по причине времени и гибели совершивших это деяние рассказ о нем до нас не дошел". "Расскажи с самого начала, - попросил Аминандр, - в чем дело, при каких обстоятельствах и от кого слышал Солон то, что рассказывал как истинную правду?"

"Есть в Египте, - начал наш дед, - у вершины Дельты, где Нил расходится на отдельные потоки, ном, именуемый Саисским; главный город этого нома - Саис***, откуда, между прочим, был родом царь Амасис***. Покровительница города - некая богиня, которая по-египетски зовется Нейт, а по-эллински, как утверждают местные жители, это Афина: они весьма дружественно расположены к афинянам и притязают на некое родство с последними. Солон рассказывал, что, когда он в своих странствиях прибыл туда, его приняли с большим почетом; когда же он стал расспрашивать о древних временах самых сведущих среди жрецов***, ему пришлось убедиться, что ни сам он, ни вообще кто-либо из эллинов, можно сказать, почти ничего об этих предметах не знает. Однажды, вознамерившись перевести разговор на старые предания, он попробовал рассказать им наши мифы о древнейших событиях: о Форонее, почитаемом за первого человека, о Ниобе и о том, как Девкалион и Пирра пережили потоп; при этом он пытался вывести родословную их потомков, а также исчислить по количеству поколений сроки, истекшие с тех времен. И тогда воскликнул один из жрецов, человек весьма преклонных лет: "Ах, Солон, Солон! Вы, эллины, вечно остаетесь детьми, и нет среди эллинов старца!". "Почему ты так говоришь?" - спросил Солон. "Все вы юныумом, - ответил тот, - ибо умы ваши не сохраняют в себе никакого предания, искони переходившего из рода в род, и никакого учения, поседевшего от времени. Причина же тому вот какая. Уже были и еще будут многократные и различные случаи погибели людей, и притом самые страшные - из-за огня и воды, а другие, менее значительные, - из-за тысяч других бедствий. Отсюда и распространенное у вас сказание о Фаэтоне, сыне Гелиоса, который будто бы некогда запряг отцовскую колесницу, но не смог направить ее по отцовскому пути, а потому спалил все на Земле и сам погиб, испепеленный молнией. Положим, у этого сказания облик мифа, но в нем содержится и правда: в самом деле, тела, вращающиеся по небосводу вокруг Земли, отклоняются от своих путей, и потому через известные промежутки времени все на Земле гибнет от великого пожара. В такие времена обитатели гор и возвышенных либо сухих мест подвержены более полному истреблению, нежели те, кто живет возле рек или моря; а потому постоянный наш благодетель Нил избавляет нас и от этой беды, разливаясь. Когда же боги, творя над Землей очищение, затопляют ее водами, уцелеть могут волопасы и скотоводы в горах, между тем как обитатели ваших городов оказываются унесены потоками в море, но в нашей стране вода ни в такое время, ни в какое-либо иное не падает на поля сверху, а, напротив, по природе своей поднимается снизу. По этой причине сохраняющиеся у нас предания древнее всех, хотя и верно, что во всех землях, где тому не препятствует чрезмерный холод или жар, род человеческий неизменно существует в большем или меньшем числе. Какое бы славное или великое деяние или вообще замечательное событие ни произошло, будь то в нашем краю или в любой стране, о которой мы получаем известия, все это с древних времен запечатлевается в записях, которые мы храним в наших храмах; между тем у вас и прочих народов всякий раз, как только успеет выработаться письменность и все прочее, что необходимо для городской жизни, вновь и вновь в урочное время с небес низвергаются потоки, словно мор, оставляя из всех вас лишь неграмотных и неученых. И вы снова начинаете все сначала, словно только что родились, ничего не зная о том, что совершалось в древние времена в нашей стране или у вас самих. Взять хотя бы те ваши родословные, Солон, которые ты только что излагал, ведь они почти ничем не отличаются от детских сказок. Так, вы храните память только об одном потопе, а ведь их было много до этого; более того, вы даже не знаете, что прекраснейший и благороднейший род людей жил некогда в вашей стране. Ты сам и весь твой город происходите от тех немногих, кто остался из этого рода, но вы ничего о нем не ведаете, ибо их потомки на протяжении многих поколений умирали, не оставляя никаких записей и потому как бы немотствуя. Между тем, Солон, перед самым большим и разрушительным наводнением государство, ныне известное под именем Афин, было и в делах военной доблести первым, и по совершенству своих законов стояло превыше сравнения; предание приписывает ему такие деяния и установления, которые прекраснее всего, что нам известно под небом". Услышав это, Солон, по собственному его признанию, был поражен и горячо упрашивал жрецов со всей обстоятельностью и по порядку рассказать об этих древних афинских гражданах.

www.dopotopa.com

версии и гипотезы. — Тайное становиться явным

История об Атлантиде — загадочном острове, давным-давно погрузившимся в морскую пучину, веками занимает пытливый ум человечества. Об Атлантиде писали историки, писатели, ученые и даже предсказатели. А началось все с древнегреческого философа Платона, который впервые рассказал миру о таинственной цивилизации, погибшей в результате ужасного катаклизма.

погибшая атлантидаПлатон рассказывая об Атлантиде, описывал прекрасный остров, с богатым растительным и животным миром. Народ проживающий на острове жил в роскоши, был обучен всяким наукам и ремеслам. А могучая армия и флот атлантов, считались сильнейшими в регионе.

По словам Платона, размер острова составлял 540 х 360 километров и располагался в он месте, которое сегодня известно как Гибралтарский пролив. Правление островом осуществлял «союз царей». Платон утверждал, что остров существовал за 12000 лет до н.э. Но в результате природной катастрофы, всего за сутки, остров прекратил существование, погрузившись на дно океана. Атлантида была обречена, процветающая цивилизация обитавшая на острове погибла, оставив после себя легенду, о достоверности которой ученые ведут дискуссии по сей день.

Многие спорят насколько правдива легенда об Атлантиде? Одни считают что Платон все выдумал, Атлантида-это красивая сказка. Другие, такие как Джон Люс уверены, философ в поэтической форме рассказал об многочисленных войнах греков с персами. Но скорей всего Платон, рассказывая об острове, использовал более древние источники информации. Например египетские папирусы.

Еще в 6 веке до н.э знаменитый мудрец Солон, посещая египетский город Саис, встретил Жреца храма богини Найт, который и рассказал Солону историю конфликтов древних Афин с Атлантами. Если верить жрецу, то Афины были значительно старше Египта, и существовали задолго до строительства первых пирамид, но записи об этом были уничтожены водами потопа.

Одно время, во второй половине 19 в. считали что Атлантида связна с культурами древних майя и ацтеков. Находились и те, кто был уверен, что все древние цивилизации берут начало от атлантов переживших великий потоп, и сохранившие часть своих технологий. Со временем потомки атлантов вырождались, а знания оказались забыты окончательно. Считалось что порох первыми изобрели атланты, за тысячелетия до китайцев. А в конце 19 века Атлантиду сравнивали с другими исчезнувшим цивилизациям: таким как Лемурия или континент Му.

И в 20 веке, интерес к Атлантиде не угасал, например Известный ясновидец Эдгар Кэйси считал Атлантиду континентом, населенным высокоразвитой цивилизацией. Он предсказывал: в 1969 году люди сумеют обнаружить остатки погибшей цивилизации атлантов. Сбылось ли предсказание неизвестно, ученые пока молчат об этом. Атлантида привлекала даже нацистов. Генрих Гиммлер, Рейхсфюрер СС считал что атланты-это прямые потомки арийцев. Для их поисков он организовал экспедицию в Тибет в 1939 г. о результатах которой до сих пор ничего не известно.

Ученые уверенные в существовании Атлантиды приводят свои доводы. Например, некоторые океанографы приводят такой факт: 12 тыс. лет назад, течению Гольфстрим путь на север преграждал большой участок суши. И когда эта суша ушла под воду, теплые воды Гольфстрима устремясь в Скандинавский регион стали причиной потепления климата и таяния ледников. Это одна из многочисленных гипотез.

Часто случается так, что с океанского дна удается поднять вещи имеющие искусственное происхождение.К примеру, южнее Азорских островов в середине 20 века, со дна океана было поднято множество загадочных дисков из известняка, диаметром от 4 до 15 см, определить происхождение этой находки тогда не удалось. Зато ученые смогли вычислить возраст дисков. Он оказался равным 12 тыс. лет.

Специалисты занимающиеся изучением Атлантиды выдвигают множество гипотез о местоположении загадочного острова. Большинство сходиться во мнении, что знаменитый остров находился в районе Гибралтарского пролива. А острова Крит, Санторин и Сардиния считают остатками горных вершин, затонувшего острова. Находящиеся неподалеку от Гибралтарского пролива, Канарские острова, тоже считались местом где располагалась Атлантида. Тем более что по описанию, это точно соответствует тому месту, в которое Платон поместил Атлантиду. Впрочем, подробное исследования этих островов на предмет подтверждения гипотезы не проводилось. Но версия, что Атлантида расположена в атлантическом океане, наиболее популярна среди своих сторонников.

В общем куда только не помещали Атлантиду исследователи, любая точка океана или моря где мог бы поместится участок суши размером 560 х 340 км. считался местом обитания погибшей цивилизации. Может когда-нибудь, человечество сумеет найти ответ на этот вопрос, нам остается только ждать.

Понравилась статья ? Поделись с друзьями

ufo-mir.ru

Греция - Платон                                                                                                          стр. 1 2

Древние Цивилизации и Пророки

В 427 году до н.э. в Афинах в одной из древнейших и аристократических семей родился мальчик Аристокл. Отец его Аристон был потомком знаменитого царя Кодра, а мать Периктиона была родственницей известного государственного деятеля Солона. Знатность происхождения обеспечила Аристоклу блестящее по тем временам образование. Учился он много и прилежно и за свою широкую грудь от товарищей и учителей гимнастики получил прозвище Платон (от греч. "платус" - "широкий, широкоплечий"). По характеру же Платон был замкнутым и застенчивым. Судьбой ему была уготована политическая стезя, но он отдал предпочтение поэзии и пытался сочинять стихи и драматические пьесы. Как и другие молодые люди своего времени он заинтересованно слушал лекции софистов (Кратил, Протагор), и вскоре в 408 году до н.э. судьба столкнула его с Сократом. По легенде, когда отец Платона впервые привёл своего сына к Сократу, тот рассказал, что накануне ночью он видел во сне белого лебедя - знамение, что у него будет новый ученик, который станет одним из самых просвещённых в мире. И действительно, в восторге от своей встречи с Сократом юный Платон сжёг все свои поэтические пробы и окончательно решил посвятить себя философии. В течение восьми лет он ни на шаг не отходил от своего учителя вплоть до кончины последнего в 399 году до н.э..

Несправедливая казнь любимого учителя вызвала у Платона отвращение к политике и разочарование в демократии. Ученики Сократа, которые как могли защищали его на Суде, предлагали устроить побег или внести за него денежный выкуп, серьёзно опасались гонений. Вместе с ними Платон покинул Афины и обосновался в Мегарах, что между Афинами и Коринфом. Там он брал уроки философии у друга Сократа Эвклида, развивавшего доктрину о Едином и Вечном (не путать с другим Евклидом-геометром). Именно из Мегары Платон начинал все свои многолетние путешествия. И первым делом он побывал в Киренах (греческая колония в Северной Африке), где какое-то время учился математике у знаменитого геометра Феодора.

Во те годы Коринфская война между Афинами и Спартой была в самом разгаре. Когда Афины потеряли свой флот, и спартанцы блокировали их город с суши, все молодые люди были мобилизованы на оборону. В 395-394 г.г. до н.э. Платон принимал участие в битвах при Делии, Танагре и Коринфе и проявлял на поле боя находчивость и стойкость духа. После окончания войны Платон решил оставить Грецию и обратил свой взор на Египет, считавшийся в то время центром древней мудрости и цивилизации. Египет поражал путешественников своей грандиозной архитектурой, дорогами, оросительными каналами, мостами и другими инженерными сооружениями. У египетских жрецов, бывших хранителями различных древних знаний, учились геометрии, астрономии и механике и добивались посвящения в их высшие эзотерические учения. Многие великие греки - Пифагор, Солон, Демокрит, Геродот - отдали целые годы своей жизни, чтобы почерпнуть хоть малую долю египетской мудрости. Последовав примеру своих предшественников, в 394 году до н.э. Платон отправился в Египет и три года жил в Гелиополисе. Посетив древний Саис, он услышал от египетских жрецов историю легендарной Атлантиды, и в нём пробудился интерес к дальнейшим путешествиям, в которых его стал сопровождать его юный ученик Эвдокс.

Страбон утверждает, что Платон провёл в путешествиях целых 13 лет (399-387 г.г. до н.э.), однако не называет страны, которые он посетил после Египта. Некоторые авторы сообщают, что Платон побывал в Финикии и Палестине, другие отправляют его ещё дальше - в Ассирию и Вавилон. К тому времени, благодаря военным кампаниям и торговым связям, посещение греками Месопотамии и Персии происходило довольно часто. Например, историк Ктесий Книдский (ок. 441-383 г.г. до н.э.) попал в Персию в качестве пленника, а затем стал врачом персидского царя Артаксеркса I (465-424 г.г. до н.э.) и много путешествовал. Им были написаны труды "Персика" (полная история Ассирии, Мидии и Персии в 23-х томах) и "Индика" (первое подробное описание жизни индийцев на греческом в 3-х томах). Ученик Сократа Ксенофонт (ок. 430-356 г.г. до н.э.) вступил в армию персидского царя Кира III Младшего (ок. 422-401 г.г. до н.э.) и вместе с персидскими войсками проделал путь до Вавилона и участвовал в битве при Кунаксе против царя Артаксеркса II (445-359 г.г. до н.э.), а затем описал историю военного похода в своей книге "Анабасис". Есть мнение, что Платон тоже посетил Персию, где ознакомился с учением Заратустры, а затем посетил Индию, где услышал древнюю легенду "Рамаяна" и опробовал на себе медитационные упражнения по методу Будды. Вполне возможно, что Платон мог познакомиться с некоторыми из названных учений и не покидая пределов Средиземноморского бассейна, например через общение с военными, жрецами и путешественниками. Как бы то ни было, в своих произведениях он показывает глубокую степень ознакомления со многими азиатскими доктринами. Так, в книгах "Мено" и "Федо" он повествует о реинкарнации, а в "Федро" и "Тимее" - о трансмиграции душ между континентами. В своей главной работе - "Государство" Платон упоминает индийского царевича Раму как пример мудрого и благородного правителя.

В 389 году до н.э. Платон снова посетил Египет и стал добиваться у египетских жрецов высшего духовного посвящения. Высшее посвящение достигалось в Египте только после прохождения многих предварительных испытаний, завершавшихся в подземельях одной из пирамид. В сопровождении проводника неофит спускался в глубокую шахту и, достигнув дна, видел перед собой две двери: одна была заперта, а другая поддавалась от малейшего прикосновения. Но стоило испытуемому зайти внутрь, как она захлопывалась с оглушительным грохотом, и перед его глазами появлялась надпись, сообщавшая, что великая тайна будет открыта тому, кто будет очищен Огнём, Водой и Воздухом. Если, несмотря на все эти мрачные предостережения, испытуемый продолжал двигаться дальше, то попадал в зал, наполненный пылающими горючими веществами, создававшими огненные стены. Пол помещения был устлан решётками из докрасна раскалённых железных полос, между которыми оставалось совсем немного места для безопасного прохода. Когда испытание Огнём оставалось позади, неофит выходил к широкому тёмному каналу, наполненному водами Нила. Человеку оставалось либо повернуть назад, либо поставить горящий факел себе на голову и добираться до противоположного берега вплавь. Из воды будущий посвящённый выходил на платформу, которая вела к двери из слоновой кости с двумя медными стенами по обеим сторонам. Чтобы открыть дверь, ему нужно было взяться руками за два вмонтированных в неё медных кольца. В этот момент порыв ветра задувал пламя факела, а платформа уходила вниз из-под ног испытуемого, и он оставался висеть над пропастью. Однако прежде чем неофит окончательно выбивался из сил, платформа возвращалась на место, и двери отворялись, открывая путь к великолепному подземному храму, в залах которого и происходила церемония посвящения. Примерно такие испытания преодолел в возрасте 39 лет и Платон. Через три дня после этого он был принят жрецом храма и получил от него Высшее Эзотерическое Учение. Самого жреца Платон описал так: "На ложе из голубых кристаллов и золота находилось неизвестное науке существо - Высший Посвящённый, Жрец с головой Льва, держащий в руках семь ключей вечности..."

antiqu.narod.ru

Платон. Пир (фрагмент о многоруких предках людей)

Платон Афинский (Platon) (427 г. до н. э., Афины или Эгина - 347 г. до н. э., Афины) - древнегреческий философ, родоначальник одного из главных направлений в античной философии. Рано познакомился с философией благодаря Кратилу*** и Сократу***, оказавшему на Платона особенно сильное влияние. После казни Сократа в 399 г. до н. э. предпринял ряд путешествий, побывав в том числе в Египте и Южной Италии.

Одним из ключевых и наиболее интересных мест диалога Платона "Пир" является обоснование его философской концепции (в пересказе древнегреческого писателя Аристофана) о многоруких и многоголовых предках человека, ведущих свой род от Луны и "страшных своей силой и мощью". Возможно, он имел в виду ракшасов, найрритов, гекатонхейров, или людей-насекомых, которых индейцы хопи считают своими предками.

ПИР (фрагмент)

Платон Афинский(ок. 360-347 до н. э.)

...Аристофан. Раньше, однако,  мы  должны  кое-что  узнать о человеческой природе и о том, что она претерпела. Когда-то наша природа была  не такой, как теперь, а совсем другой. Прежде всего, люди были  трех полов,  а не двух, как ныне,  - мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным,  -  андрогины,  и из  него  видно, что они сочетали  в  себе вид  и наименование обоих полов - мужского и женского. Кроме того, тело у всех было округлое, спина  не  отличалась от  груди, рук было четыре,  ног столько же, сколько  рук, и у каждого на  круглой шее  два лица,  совершенно одинаковых; голова же у двух этих лиц, глядевшие в противоположные  стороны, была общая, ушей  имелось две пары, срамных частей (два детородных органа, по переводу В.Н. Карпова) две, а прочее можно  представить себе по всему,  что уже сказано.  Передвигался такой человек  либо прямо, во весь рост, -  так  же как  мы теперь, но любой из двух сторон вперед, либо, если торопился, шел  колесом (перекатывался - др. пер.),  занося  ноги  вверх  и  перекатываясь  на  восьми конечностях (упирался восьмью членами тела - др. пер.), что позволяло ему быстро бежать вперед. А было этих полов  три, и таковы они были потому, что мужской искони происходит от Солнца, женский - от Земли, а  совмещавший оба этих - от Луны, поскольку и Луна совмещает оба начала.  Что  же  касается   шаровидности  этих  существ  и  их  кругового передвижения, то  и  тут  сказывалось сходство  с их прародителями. Страшные своей силой и  мощью,  они  питали великие замыслы и посягали даже на власть богов, и то, что Гомер говорит об Эфиальте и Оте,  относится к ним: это  они пытались совершить восхождение на небо, чтобы напасть на богов.И вот Зевс и  прочие боги  стали совещаться, как поступить с ними, и не знали,  как  быть:  убить  их,  поразив  род  людской громом,  как  когда-то гигантов, - тогда боги лишатся почестей и приношений от людей; но и мириться с таким бесчинством тоже нельзя было. Наконец Зевс, насилу кое-что придумав, говорит:- Кажется, я нашел способ сохранить людей, и положить конец их буйству, уменьшив  их силу. Я разрежу каждого из них пополам, и тогда они, во-первых, станут  слабее,  а  во-вторых,  полезней  для  нас,   потому  что  число  их увеличится.  И  ходить они будут  прямо, на двух ногах. А  если они  и после этого не угомонятся и начнут буйствовать, я, сказал он,  рассеку их  пополам снова, и они запрыгают у меня на одной ножке.Сказав  это,  он  стал  разрезать  людей  пополам, как разрезают  перед засолкой  ягоды рябины  или  как режут яйцо  волоском.  И  каждому,  кого он разрезал, Аполлон, по  приказу Зевса, должен был повернуть в сторону разреза лицо  и половину  шеи, чтобы,  глядя  на  свое  увечье,  человек  становился скромней, а  все остальное велено было залечить. И Аполлон  поворачивал лица и,  стянув  отовсюду кожу, как  стягивают мешок, к одному  месту, именуемому теперь животом,  завязывал  получавшееся посреди живота  отверстие  -  оно и носит  ныне  название   пупка.  Разгладив  складки  и  придав  груди  четкие очертания,  -  для  этого  ему служило  орудие вроде  того,  каким сапожники сглаживают на  колодке складки  кожи,  -  возле пупка  и  на  животе Аполлон оставлял  немного  морщин, на  память о прежнем состоянии.  И вот когда тела были  таким  образом  рассечены  пополам,  каждая  половина  с  вожделением устремлялась к другой своей половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от голода и вообще от бездействия, потому что ничего не  хотели делать порознь.  И если одна половина умирала,  то  оставшаяся  в живых выискивала себе любую другую половину  и сплеталась с ней,  независимо от  того, попадалась  ли  ей половина  прежней  женщины, то есть то, что мы теперь называем женщиной, или прежнего  мужчины.  Так они  и погибали.  Тут Зевс,  пожалев  их,  придумывает другое устройство: он  переставляет  вперед срамные их части, которые до того были  у них обращены в ту же стороны,  что прежде лицо, так  что  семя  они изливали  не друг  в друга, а в  землю, как цикады.  Переместил   же   он   их  срамные  части,   установив  тем   самым оплодотворение  женщин мужчинами, для того чтобы  при совокуплении мужчины с женщиной  рождались  дети  и  продолжался  род,  а когда мужчина сойдется  с мужчиной - достигалось все же удовлетворение от соития, после чего они могли бы передохнуть, взяться за  дела и позаботиться о других своих нуждах. Вот с каких давних пор  свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя  прежние  половины,  пытается  сделать из двух  одно  и  тем  самым исцелить человеческую природу.

www.dopotopa.com

7.Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля.

Философия Сократа

Сократ (около 470-399 гг. до н. э.), который утверждал, что степень обоснованности различных мнений выявляется в процессе обсуждения, диалога. Беседуя и споря, люди высказывают об одной и той же вещи различные мнения, которые каждому по отдельности кажутся истинными, но в диалоге относительность мнений становится явной. Однако выяснение относительности мнений не является окончательным итогом диалога. Следующий шаг состоит в том, чтобы собеседники, исходя из разнообразия своих взглядов, преодолели разногласия и пришли к наиболее приемлемому мнению.

Свой метод преодоления такого рода мнений, метод "порождения" все более обоснованных мнений Сократ называл словом «диалектика ". Своим девизом он избрал фразу "Познай себя". Его знаменитые слова "я знаю, что ничего не знаю", - не ирония признанного мудреца, а принципиальная позиция. Этой фразой он утверждал, что преодолел в себе наивную веру в непогрешимость собственного мнения и готов при помощи своих собеседников углублять свое понимание того или иного вопроса. Сократа просили многие быть его учениками, однако он всем отказывал, но никогда не отказывал в беседе или диалоге с кем-либо.

В этике Сократ занимал позицию, которую сегодня называют "этическим рационализмом", то есть разумным обоснованием этических норм. Счастлив может быть лишь тот человек, который соблюдает свое достоинство (добродетель), а для этого нужно верно понять, в чем оно состоит. Каждый человек стремится к благу, однако благо может пониматься по-разному. Это не означает, что все понимания блага равноценны. Когда человек ведет себя недостойно, он все равно делает это ради стремления к благу, однако его понимание блага, вероятно, не получило достаточного развития в общении с другими людьми. Мнения о благе различаются степенью их разумной обоснованности и согласованности с мнениями других людей, и степень эта выявляется в диалоге. Однако современники не понимали его ироничных рассуждений. Демократический суд, состоявший из пятисот человек, после долгого обсуждения, в котором участвовал и сам Сократ, решил казнить филосо¬фа за неуважение к существующим богам. Сократа обязали выпить кубок отравы, приготовленной из ядовитого растения. В течение многих дней до исполнения приговора друзья уговаривали Сократа сбежать, однако он не сделал этого, посчитав такой поступок недостойным, ведь приговор был вынесен демократическим путем, в результате диалога, а значит, сбежав, Сократ изменил бы своим убеждениям.

Философия Платона

В числе тех, кто считал себя учеником Сократа, был Платон (428/427 до н. э. - 348/347) - один из крупнейших философов Древней Греции. В отличие от Сократа, он не только не отказывался учить других, но даже основал школу в Афинах, которую прозвали Академией.

Он разработал учение об идеях. Идеи это прообразы, сущности и гипотезы вещей, предел, к которому вещи стремятся в своем становлении. Все вещи в мире изменчивы, текучи, пребывают в непрестанном становлении, ни одна вещь не повторяет другую и даже сама от себя отличается в разные моменты времени. Тем не менее мы способны распознавать вещи, относить их к определенным видам. Таким образом, идея выступает принципом осмысления вещи, благодаря которому текучая реальность не расплывается перед нашим взором в бесформенную массу, но представляется в виде множества определенных вещей.

Человек способен постигать идеи в их единстве и раздельности благодаря диалектике. Диалектикой Платон называл умение ставить вопросы и давать ответы, различать и обобщать. Диалектика - это умение рассуждать, мыслить логически. Благодаря диалектике наши знания достигают предельно возможной для человеческого ума ис¬тинности.

Платон критиковал все реально существовавшие формы государственного устройства, видя в них лишь отдаленные подобия идеального государства. Государство возникает потому, что люди поодиночке не могут удовлетворить всех своих потребностей. По мнению Платона, в идеальном обществе должны быть три сословия: философы, воины и работники. Цель человеческой жизни Платон видел в нравственном воспитании и очищении, он ориентировал на достижение этой цели всю организацию общественной жизни.

Философия Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) считал себя учеником Платона. Критикуя своего учителя, он возражал против вынесения идей в особый, высший мир и, значит, удвоения мира. У всякой вещи и всякого движения и изменения есть свои причины. Все многообразие причин Аристотель сводил к четырем: 1) форма, или сущность, 2) материя, или субстрат, 3) начало движения, 4) цель.

Аристотель классифицировал науки и выделил следующие знания: теоретические (философия, математика и физика), практические (этика и политика) и созидательные (искусства, ремесла, прикладные науки). Знания, по его убеждению, тем ценнее, чем более далеки они от утилитарных целей. Созерцательная жизнь, чуждая коры¬столюбию, посвященная познанию, истине - наилучший образ жизни, ведущий к божественному блаженству. По сравнению с философией, познающей первоначала, "все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше - нет ни одной". Цель человеческих стремлений - блаженство. Причем Аристотель имел в виду бла¬женство в "земной" жизни

Государство, по Аристотелю, возникает в силу естественных причин: государственная власть может принадлежать одному, немногим или многим. Она может употребляться на благо всего общества или только обладателей власти. Соответственно этим критериям Аристотель выделяет шесть форм политического устройства. Если люди, стоящие у власти, стремятся к благу всего общества, то образуются правильные формы государства: 1) монархия, 2) аристократия, 3) полития. Если властвующие стремятся только к своей корысти, то образуются формы, уклоняющиеся от правильных: 4) тирания, 5) олигархия, 6) демократия. В любом случае наилучшим видом государственного устройства будет "тот, в котором управление сосредоточено в руках наилучших".

studfiles.net