История искусств древнего мира. 6.История Искусства Древнего Мира. Библиография вопроса. История изучения.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

По разделу «История искусства Древнего мира и античности». История искусств древнего мира


По разделу «История искусства Древнего мира и античности»

Поиск Лекций

1. Первобытное искусство. Палеолит: основные виды палеолитического искусства, тематика, регионы бытования.

2. Первобытное искусство. Неолит: живопись, скульптура, керамика.

3. Первобытное искусство. Эпоха бронзы. Мегалитическая архитектура: основные типы, назначение, регионы бытования.

4. Искусство Древнего Египта. Особенности исторического развития, стилистические черты, влияние мифологии на искусство.

5. Архитектура Египта периода Древнего царства. Основные этапы, формы, особенности стиля. Генезис и символика пирамиды.

6. Скульптура Египта периода Древнего царства. Круглая скульптура и рельеф. Содержание, канонические формы, пластические особенности, основные памятники.

7. Архитектура и изобразительное искусство Египта периода Среднего царства. Гробницы и заупокойные комплексы, скульптурный портрет, росписи гробниц номархов.

8. Архитектура Египта периода Нового царства. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Особенности объемных и планировочных композиций. Египетский ордер.

9. Скульптура Египта периода Нового царства. Новаторство в области пластической формы и содержания образов. Мастерская Тутмоса. Основные памятники.

10. Декоративно- прикладное искусство Древнего Египта. Основные материалы и техники. Эстетические вкусы древних египтян. Сокровища гробницы фараона Тутанхамона.

11. Искусство Двуречья. Особенности исторического развития ранних рабовладельческих цивилизаций Двуречья. Мифология и ее влияние на искусство.

12. Архитектура Двуречья: Шумер, Ассирия, Вавилон. Типы культовой и гражданской архитектуры. Основные памятники.

13. Скульптура Двуречья: Шумер и Аккад. Виды скульптуры, канонические формы, пластические особенности. Основные памятники.

14. Скульптура Двуречья: Ассирия и Вавилон. Ассирийский рельеф: виды, тематика, канонические формы и их эволюция. Скульптура Вавилона: майоликовые рельефы, глиптика.

15. Культура Эгейского мира как предистория античности. Хронологические и территориальные границы, региональные особенности. История археологических открытий в Эгейском мире: Г. Шлиман и А.Эванс.

16. Архитектура и изобразительное искусство Крита. Особенности изобразительного канона и стиля. Основные памятники Кносса и Феста.

17. Декоративно-прикладное искусство Крита. Керамика: эволюция форм и стилей росписей сосудов. Тематика и художественные особенности вазописи. Художественная обработка металла.

18. Искусство материковой Греции: Микены и Тиринф. Архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Художественные особенности, основные памятники.

19. Искусство Древней Греции. Историко-культурные факторы формирования и развития. Образы античной мифологии и их отражение в древнегреческом искусстве. Место и значение греческого искусства в европейской культуре.

20. Архитектура греческой архаики. Сложение системы греческих ордеров, типы храмов, основные памятники.

21. Скульптура греческой архаики. Особенности тематики и пластической формы. Основные памятники.

22. Архитектура классической Греции. Ансамбль Афинского акрополя. Формирование и принципы ансамбля.

23. Скульптура классической Греции. Ранняя и высокая классика. Этические и эстетические идеалы высокой классики. Пифагор Регийский, Мирон, Поликлет. Канон Поликлета. Кресилай, Кефисодот.

24. Великий скульптор Эллады – Фидий. Монументальная скульптура: статуи Зевса Олимпийского и Афина (Афина Промахос, Афина Парфенос, Афина Лемния). Фидий – автор скульптурного убранства Парфенона.

25. Скульптура позднеклассической Греции. Новые этические и эстетические предпочтения. Пракситель, Скопас, Лисипп, Леохар. Особенности пластической формы скульптуры поздней классики. Основные памятники.

26. Архитектура поздней классики. Культовые и гражданские сооружения. Греческий театр. Основные памятники.

27. Искусство эллинизма. Историко-культурные факторы формирования и развития. Новые эстетические идеалы и принципы. Основные художественные школы эллинизма.

28. Скульптура эллинистической Греции. Афинская и Александрийская школы. Основные памятники.

29. Скульптура эллинистической Греции. Пергамская и Родосская школы. Основные памятники.

30. Керамика Древней Греции. Эволюция вазовых форм (конец УШ века до н.э. – 1 век до н.э.). Основные формы и стили росписей античной керамики. Тематика росписей и художественные особенности.

31. Искусство Древней Этрурии. Историко-культурные факторы развития искусства древних италиков. История археологических открытий на территории древних этрусских городов.

32. Архитектура древних этрусков. Этрусские города, храмы, некрополи. Этрусский ордер. Влияние архитектуры этрусков на древнеримское зодчество.

33. Скульптура Древней Этрурии. Основные виды: архитектурные терракоты, мемориальная и вотивная скульптура, скульптурный портрет, скульптура малых форм, анималистика. Художественные особенности.

34. Монументально-декоративная живопись этрусков. Росписи гробниц (Тарквинии, Вейи. Цере и др. города). Тематика и художественные особенности.

35. Керамика этрусков. Национальное своеобразие вазовых форм, тематики, стилей, художественных приемов. (УП – Ш века до н.э.).

36. Искусство Древнего Рима. Историко-культурные факторы формирования и развития. Греческие и этрусские влияния. Национальные обряды и обычаи.

37. Архитектура Республиканского Рима. Римская архитектурная теория: Витрувий «Десять книг об архитектуре». Система римских ордеров и строительные материалы. Типы сооружений. Основные памятники.

38. Скульптура Рима периода республики. Круглая скульптура и рельеф. Влияние культа предков на особенности пластической формы. Основные памятники.

39. Искусство Римской империи – 1 в.н.э. Архитектура времени правления Цезаря и Августа. Основные памятники культовой и гражданской архитектуры. Римский скульптурный портрет. Особенности образных характеристик.

40. Искусство Римской империи – П век н.э. Архитектура: Апполодор Дамасский (форум Траяна, Пантеон). Правление Антонинов – высший расцвет римского скульптурного портрета. Основные памятники. Колонна Траяна, конный памятник Марку Аврелию.

41. Искусство Римской империи – Ш век н.э. Триумфальная и гражданская архитектура. Скульптура: влияние христианства на пластический язык скульптурного портрета.

42. Искусство римской империи – 1У век н.э. Архитектура: первые христианские храмы. Круглая скульптура и рельеф: формирование пластического языка Средневековья.

43. Римская монументальная живопись (1 век до н.э. – 1У век н.э.). Этапы развития, тематика, особенности стиля, основные памятники.

44. Римская станковая живопись. Фаюмский портрет: назначение, содержание, процесс и техника исполнения, художественные особенности. Основные памятники.

 

 

Материалы тестирования

Из трех предложенных вариантов ответа выбрать один, правильный.

1. Знаменитые памятники палеолитической живописи находятся:

а) в глубоких пещерах Пиренеев,

б) в горах Горного Алтая,

в) на скалистых берегах Онежского озера и Белого моря.

 

2. Главная тема палеолитической живописи:

а) первобытный человек и сцены его охоты на зверей,

б) изображение крупных животных, главных объектов охоты,

в) сцены из быта первобытных охотников.

 

3. Рождение орнаментального искусства относится к эпохе:

а) палеолита, б) неолита, в) бронзы.

 

4. Каменные женские статуэтки, так называемые «палеолитические Венеры» на территории России были обнаружены:

а) на Ангаре, б) в деревне Авдеево под Курском, в) на побережье Черного моря.

 

5.Один из видов мегалитической архитектуры эпохи бронзы называется:

а) кромлех, б) обелиск, в) колонна.

 

.

 

Вопросы экзамена к разделу

«История искусства Средних веков и эпохи Возрождения»

Искусство Византии и западноевропейского Средневековья

1. Специфика курса истории искусства Средних веков. Хронологические рамки, периодизация, региональные особенности.

2. Искусство Византии. Периодизация. Влияние христианства на виды, формы, каноны изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры.

3. Ранневизантийское искусство (У-УП века). Формирование византийского художественного стиля в изобразительном искусстве, искусстве рукописной книги и архитектуре.

4. Собор святой Софии в Константинополе. Особенности архитектурно-художественной композиции, роль в развитии православного храмового зодчества.

5. Мозаики Равенны (У-УП века). Тематика, образный строй, формально-стилевые особенности, эволюция художественного языка.

6. Искусство Византии периода иконоборчества (УШ - начало 1Х вв.).

7. Искусство Византии 1Х-Х веков («македонское возрождение»). Монументальная живопись, иконопись, миниатюра, декоративно-прикладное искусство.

8. Искусство Византии Х1-ХП веков («комниновское возрождение»). Архитектура, монументальная живопись, икона, декоративно-прикладное искусство.

9. Искусство Византии Х1У-ХУ веков («палеологовское возрождение»). Монументальная живопись, икона, декоративно- прикладное искусство.

10. Византийская система храмовой росписи.

11. Искусство варварских государств на территории Западной Европы (У1-УШ века). Архитектура, декоративно-прикладное искусство.

12. Искусство каролингской империи (УШ-1Х века). Архитектура, миниатюрная живопись, декоративно-прикладное искусство.

13. Западноевропейское искусство Х-ХП веков. Романский стиль в архитектуре: конструкции, материалы, типы сооружений. Художественный образ романского храма.

14. Романская архитектура Франции. Школы Оверни, Пуату, Прованса, Нормандии, Бургундии, Иль де Франса.

15. Романская архитектура Германии. Национальные особенности, основные памятники.

16. Романская архитектура Италии. Национальные особенности, основные памятники.

17. Скульптура романских храмов Франции и Германии. Тематика, формы, пластические особенности.

18. Архитектура готики, общая характеристика. Конструктивная система, основные типы сооружений.

19. Городской готический собор. Процесс строительства, художественный образ, роль в жизни средневекового европейского города.

20. Готическая архитектура Франции. Этапы развития. Основные памятники.

21. Готическая архитектура Германии. Национальные особенности, основные памятники.

22. Готическая архитектура Италии, культовая и гражданская. Национальные особенности, основные памятники.

23. Готическая архитектура Англии. Национальные особенности, основные памятники.

24. Скульптура готики: идейная программа, тематика, основные формы и художественные особенности.

25. Готическая скульптура Франции. Основные памятники, особенности пластической формы.

26. Готическая скульптура Германии. Национальные особенности. Основные памятники.

27. Готический витраж: техника, тематика, роль в интерьере готического храма. Витражи готических соборов Франции, основные школы витражного искусства.

28. Готический синтез искусств. Идейно-художественные основы, принципы, образно-выразительные возможности.

 

Искусство эпохи Возрождения

1. Искусство эпохи Возрождения как «величайший прогрессивный переворот в истории человечества». Возрождение Италии: историко-культурные факторы развития, особенности, хронологические рами, периодизация.

2. Искусство Проторенессанса – живопись, скульптура, архитектура, Преодоление византийских и готических традиций.

3. ДЖОТТО – реформатор живописи Проторенессанса. Фрески капеллы дель Арена в Падуе, алтарный образ «Богоматерь на троне».

4. Филиппо БРУНЕЛЛЕСКИ – основоположник ренессансной архитектуры. Новые формы гражданских и культовых зданий. Купол собора Санта Мария дель Фьоре.

5. Флорентийская школа живописи первой половины ХУ века. Основные направления развития.

6. Скульптура Флоренции первой половины ХУ века. Новые формы и образы. Основные памятники.

7. Архитектура Раннего Возрождения. Возрождение античной ордерной системы. Основные памятники.

8. Флорентийская школа живописи второй половины ХУ века. Сандро БОТТИЧЧЕЛЛИ: художественно-образные особенности. Эмоционально-субъективные кризисные тенденции в живописи.

9. Живописный портрет Раннего Возрождения. Особенности раннеренессансного реализма.

10. Венецианская школа живописи второй половины ХУ века. Особенности тематики и художественных приемов. Основные памятники.

11. Пьеро дела ФРАНЧЕСКА. Особенности стиля и художественной формы. Росписи церкви Сан Франческо в Ареццо, портреты.

12. Андреа МАНТЕНЬЯ. Своеобразие художественной формы. Фрески герцогского дворца в Мантуе, портреты и алтарные образы. Живописный цикл «Триумф Цезаря».

13. Высокое Возрождение в Италии - расцвет ренессансного искусства. Историко-культурный фон, стиль, характер образов.

14. Леонардо да Винчи – основоположник искусства Высокого Возрождения. Эстетические взгляды, творческий метод. Алтарные образы. «Тайная вечеря».

15. Леонардо да Винчи. Портретная живопись. Концепция личности. Эволюция портретной живописи.

16. Скульптура Флоренции второй половины ХУ века. Новые формы и скульптурные материалы, основные памятники.

17. Микельанджело-скульптор. Концепция искусства скульптуры, творческий метод, характер образов, пластические идеи. Основные памятники.

18. Микельанджело-живописец. Росписи Сикстинской капеллы. Алтарный образ «Мадонна Дони». Синтез живописи и архитектуры в творчестве Микельанджело.

19. Микельанджнло-архитектор. Особенности архитектурного мышления и стиля. Основные памятники.

20. Рафаэль Санти. Эстетические идеи, творческий метод. Алтарные образы. Эволюция образа Мадонны.

21. Рафаэль Санти. Портреты. Концепция портретной живописи, характер образов.

22. Рафаэль Санти. Монументальная живопись. Синтез архитектуры и живописи в творчестве Рафаэля, особенности художественного языка.

23. Архитектура Высокого Возрождения. Развитие ордерной системы. Основные памятники.

24. Венецианская живопись ХУ1 века. Своеобразие венецианской школы живописи. Джорджоне: особенности тематики и художественной формы.

25. Тициан. Своеобразие живописного почерка, творческий метод. Религиозно-мифологическая тематика.

26. Тициан. Портретная живопись. Концепция личности, типы портретов, эволюция живописного портрета.

27. Паоло Веронезе. Особенности тематики и живописного почерка. Монументальная живопись.

28. Паоло Веронезе. Тематические картины, портреты, алтарные образы.

29. Маньеризм как направление живописи Флоренции ХУI века. Содержание, формально-стилевые приемы, этапы развития, основные памятники.

30. Скульптура итальянского маньеризма. Особенности содержания и пластического языка. Основные памятники.

31. Якопо Тинторетто. Творческий метод, особенности художественной формы. Мифологическая и евангельская тематика.

32. Якопо Тинторетто. Портретная живопись. Концепция личности, основные памятники.

33. Живописный портрет Позднего Возрождения, Проблемы взаимоотношения человека с миром. Своеобразие позднеренессансного реализма.

34. Андреа Палладио. Традиции и новаторство в архитектуре, особенности архитектурного мышления, стиль, типы зданий. Основные памятники.

35. Северное Возрождение. Своеобразие историко-культурных условий развития. Сравнительный анализ содержания и формы искусства итальянского и Северного Возрождения.

36. Возрождение в Нидерландах. ХУ век – «золотой век» нидерландской живописи. Ян ван Эйк – основоположник нидерландской живописи эпохи Возрождения. Алтарные и портретные образы.

37. Живопись Нидерландов второй половины ХУ века. Рогир ван дер Вейден - алтарные образы и портреты бургундской знати. Особенности рисунка и живописи.

38. Нидерландская живопись второй половины ХУ века. Гуго ван дер Гус - алтарь Портинари. Ганс Мемлинг – живописный цикл «Жизнь святой Урсулы», алтарные образы и портреты.

39. Иероним Босх. Фантастика и реализм. Источники творчества. Средневековые и ренессансные черты в живописи Босха. Основные памятники.

40. Питер Брейгель Старший. Особенности мировосприятия и художественного языка. Тема нидерландской революции в живописи Брейгеля.

41. Питер Брейгель Старший. Образы природы и народа. Цикл «Времена года». Крестьянская тема.

42. Возрождение в Германии. Историко-культурные факторы развития, особенности ренессансного гуманизма. Художники «Дунайской школы».

43. Альбрехт Дюрер – основоположник немецкого Возрождения. Живопись, графика.

44. Ганс Гольбейн Младший – выдающийся мастер ренессансного реалистического портрета. Живопись, рисунок.

45. Лукас Кранах Старший. Алтарные образы и портреты. Мифологическая тематика. Художественно-образные особенности живописи.

46. Возрождение во Франции. Историко-культурные факторы формирования и развития. Живопись ХУ века. Фан Фуке, Жан Клуэ.

47. Возрождение во Франции. Портретная живопись ХУ1 века. Франсуа Клуэ.

48. Французский карандашный портрет ХУ1 века. Происхождение, техника. Формально-стилевые особенности. Концепция личности. Основные памятники.

49. Архитектура Французского Возрождения. Синтез готических и ренессансных элементов. Королевские замки Луары.

50. Скульптура Франции ХУ1 века. Жан Гужон, Жермен Пилон. Особенности пластической формы, основные памятники. Французские ренессансные надгробия.

арки от верхнего яруса окон.

 

 

Искусство Средних веков

Материалы тестирования

Из трех предложенных ответов выбрать один, правильный.

1. Храм святой Софии в Константинополе по своей конструктивной системе относится к типу:

а) базилики,

б) купольной базилики,

в) крестово-купольного храма.

2. Основной строительный материал ранневизантийских храмов:

а) бетон,

б) камень,

в) кирпич-плинфа на известковом растворе.

3. Наиболее характерная для Византии техника монументальной росписи стен:

а) мозаика, б) сграфитто, в) темпера.

4. Выдающийся вклад византийских зодчих в мировую архитектурную практику составляет:

а) купол на парусах,

б) ордерная аркада,

в) арочно-сводчатая конструкция.

5. Первые византийские иконы были написаны:

а) маслом,

б) темперой,

в) восковыми красками в технике энкаустики.

 

poisk-ru.ru

Раздел II. История искусств Древнего мира.

Вопрос 2.1 Проблема возникновения искусства в первобытной культуре

Первобытная культура и формирование художественной деятельности. Концепции возникновения искусства: магическая, трудовая, мифологическая и др. Проблема идентификации истоков искусства. Древнейшие памятники художественной деятельности. Этапы эволюции художественной деятельности в первобытную эпоху. Синкретизм, многофункциональность и неспециализированность первобытного искусства.

Первобытная магия и мотивы художественной деятельности. Древняя мифология и художественная выразительность. Первобытная религия и ритуал в формировании художественной деятельности. Эпос и его эстетическое значение.

Первобытное искусство и традиционный фольклор. Традиционная художественная культура народов Сибири.

Вопрос 2.2 Искусство цивилизаций Ближнего Востока: Месопотамия, Египет,

Месопотамия .Генезис и основные вехи в истории цивилизаций Древней Месопотамии и Ирана. Антропоморфизация сил природы и выделение божеств плодородия. Искусство глиптики (цилиндрические печати – амулеты с круговой резьбой). Культовые глиняные статуэтки. Зодчество, строительство храмов, создание монументальных храмов на высоких платформах. Рисунчатая письменность древнейших народов Месопотамии..

Шумеро-аккадское искусство. Литературные тексты, собрания пословиц и поговорок. Строительство «царских гробниц», храмов украшенных произведениями скульптуры и живописи. Шедевры ювелирного искусства.

Ассиро-вавилонское искусство. Эпические сказания о герое Гильгамеше. Создание рельефов и статуэток, играющих роль икон, с изображениями житий святых и личных божеств. Строительство дворцово-храмовых комплексов. Нововавилонское искусство. Архитектурный ансамбль города Вавилона. Изготовление изразцов. Первый музей. Орнаментальный стиль в искусстве.

Древний Египет. Географические, климатические, исторические, социальные, культурные предпосылки формирования древневосточных земледельческих цивилизаций. Древний Египет.

Периодизация истории культуры Древнего Египта. Сакральный характер культуры. Символы культуры. Особенности религиозной веры. Миф – основа культуры, усложнение и упорядочение мифа.

Искусство Древнего Египта. Религиозные и идеологические корни искусства. Канон в искусстве Древнего Египта. Синтез искусств, при ведущей роли архитектуры. Архитектура. Формирование канона заупокойного культа. Скульптура. Прикладное искусство. Литература, жанры литературы. Музыка. Низкий уровень развития творческого личностного начала.

Вопрос 2.3.Искусство Китая и Японии

Истоки традиционной китайской культуры. Значение искусства в традиционной китайской культуре. Роль конфуцианства и даосизма в установлении художественных приоритетов традиционного Китая. Китайская живопись: жанры, мотивы, техника. Школы искусства в истории китайской культуры. Метод художественного творчества. Графика и каллиграфия. Традиционная китайская поэзия: пейзажная лирика, мотивы ностальгии. Особенности поэтического мышления. Традиционное китайское искусство и современность.

Сфера влияния китайского искусства: Корея, Вьетнам, Япония.

Формирование традиционного искусства Японии. Духовные истоки традиционной эстетики и искусства. Значение дзен-буддизма. Деревянные храмы. Садовое искусство и скульптура. Традиционная живопись. Своеобразие японской поэзии. Проблема взаимодействия культурной и художественной традиции и западного стиля жизни.

Древнейшие города. Своеобразие древних культур Ближнего Востока. Роль религии и культового ритуала.

Периодизация египетского искусства. Виды искусства в Древнем Египте. Египетская мифология и тематикатика искусства. Художественный канон и погребальный ритуал. Египетская архитектура. Пирамиды, храмы. Египетская скульптура. Стиль Амарнского периода. Египетская поэзия. Книга мертвых. Памятники древнеегипетского искусства.

Мифология Междуречья и искусство. Древнейшие города Месопотамии. Архитектура и скульптура. Своеобразие стиля. Влияние художественной традиции Междуречья. Искусство городов Персидской державы.

Библия как памятник художественной культуры. Архитектура и искусство Древнего Израиля.

studfiles.net

6.История Искусства Древнего Мира. Библиография вопроса. История изучения.

Благодаря усилиям многих ученых познания об этом регионе заметно расширились. Сотни ученых, археологов, лингвистов проделали невообразимый труд, чтобы донести до нас первые свидетельства письма древних. И если древнейшие таблички даже говорили только на языке счета и наименований, если в них нет еще «ни одной связной мысли», то и за это нижайший поклон всем, кто расшифровал их. Тексты, труды ученых, писателей должны воплотиться в художественной культуре, чтобы вызвать в нашей душе яркие ассоциации и древние образы, обогатить нынешнюю жизнь. Далеко не все народы Древнего мира сумели оставить после себя следы письменной культуры. Шумерам, египтянам, китайцам, грекам, римлянам это удалось. А вот на территории нынешней Палестины и Израиля хотя и были обнаружены древние города и найдены предметы материального быта и предметы культа, хуже обстояло дело с рукописным наследием. Долгое время земли Финикии, Палестины и Сирии хранили упорное молчание. Ранее лишь во дворце Ахава (в Самарии, Центральная Палестина) ученые обнаружили груду таблиц с записями хозяйственного содержания. Это свидетельствует об отсталости и местечковости обитавших там племен и народностей (в том числе и евреев). Египетские тексты лишь раз упоминают о сынах Израиля. Да и «отец истории» Геродот ни разу не упоминал в своих трудах ни Иудею, ни Иерусалима. От индоариев не осталось ни летописных хроник, ни документов или записей исторических событий. В Двуречье же найдено множество ценнейших источников, говорящих о жизни и культуре обитавших там народов. Безусловно, многого ученые XVIII, XIX, XX веков еще не знали. Однако уже в то время немецкий исследователь XIX века К. Бецольд писал: «Если сравнить клинописные данные вавилоно-ассирийской истории с источниками других народов, например, со средневековыми летописями или китайскими и египетскими памятниками, то нельзя не воздать должного всей обстоятельности, наглядности, точности и относительной достоверности тех исторических повествований, которые сохранились в монументах Ниневии и Вавилона». Б. Тураев (1868–1920), египтолог, ярчайшая звезда нашего востоковедения, охарактеризовал историю восточных цивилизаций, что предшествовала как эллинизму, так и христианству, как первую главу в истории человечества. Важны и слова относительно хронологических рамок истории Востока. Тураев писал: «На вопрос о хронологических пределах истории Древнего Востока давались различные ответы. Одни полагают, что она оканчивается там, где культурное первенство переходит к грекам, т. е. на времени развития эллинской цивилизации, совпавшем с эпохой после столкновения эллинского мира с объединенным восточным в лице персидской монархии, и с началом того времени, когда судьбы Востока и Запада тесно сплетаются и Восток начинает наводняться греками, предвестниками эллинизма. Но рассматриваемая сама по себе история восточных стран и после персидского завоевания обнаруживает тот же характер и те же явления, что и до него: национальные культуры продолжают не только жить, но и развиваться, политическая жизнь не умерла и нередко возрождается. Историография Востока и Запада развивалась стремительно. В начале XIX века дешифровали древнеегипетские иероглифы и вавилонскую клинопись. Затем последуют открытия памятников древнеегипетской и месопотамской культур. Когда после стольких веков молчания вдруг заговорили старые камни и книги, покрытые древневосточными письменами, то рассеялись последние сомнения, стало ясно: именно культуры Востока лежат в основе процесса всемирно-исторической цивилизации, несмотря на то, что многие народы и расы, казалось, и не сохранили их древневосточного прошлого. Этой точки зрения придерживался Шампольон, открывший тайну египетских иероглифов. Последующие находки подтвердили взаимосвязь между двумя древнейшими цивилизациями. В Египте и Шумере затем были найдены четыре цилиндрические печати, имеющие месопотамское происхождение и датируемые периодом Урук-Джемдет Наср (то есть они относятся к 3500–2900 гг. до н. э., к додинастическому периоду истории Египта). На Востоке (Египет, Ассирия, Вавилон) возникли и первые организованные социальные структуры и очаги культуры. «Мы знаем сегодня, – говорил Э. Церен, – что в недрах этой земли скрыты древнейшие культуры, созданные человечеством. Там находится колыбель нашей культуры, колыбель человеческого гения, его представлений и понятий, его веры и убеждений». Ясперс писал: «Обе названные выше культуры – египетская и вавилонская – обладали всемирно-историческим значением, ибо, воспринимая их, отправляясь и отстраняясь от них, углубляясь в соприкосновение с ними, утверждалась как культура иудеев, так и культура греков, заложивших основы Западного мира». Но и Запад и Русь представляют собой «взаимосвязанный мир – от Вавилона и Египта до наших дней». Одни считали центром цивилизации Египет, другие – Месопотамию (земли современного Ирака и части Сирии). Греки называли Месопотамией «междуречье» («месос» – середина, «потамос» – река). Ирак же, в переводе с арабского, означал – «земли, лежащие по берегам». Исторические реки Мечников называл великими воспитателями человечества, поскольку во многом благодаря рекам строились города, зарождались торговля и промышленность. Им обязаны расцветом и благосостоянием чудесные египетские Фивы, богатый Вавилон и Александрия. Все же не случайно мы часто слышим слова – свет культуры пролился на Запад с Востока. Он писал: «В разных климатических поясах, под различными широтами, в разных областях суши и морей среда меняется, и вместе с ней меняется человек. Но среда изменяется не только в пространстве, она меняется также и во времени. Из века в век изменяются условия в каждой местности, и иногда случается, что условия, бывшие в известную стадию развития благоприятными для человека и имевшими большое значение для его жизни, позднее становятся бесполезными или даже вредными». Иначе говоря, условия обитания могут оказать как благотворное, так и сдерживающее влияние на наше развитие.

studfiles.net

Всеобщая история искусств | История архитектуры

«Всеобщая история искусств» подготовлена Институтом теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР с участием ученых — историков искусства других научных учреждений и музеев: Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и др.

«Всеобщая история искусств» представляет собой историю живописи, графики, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства всех веков и народов от первобытного искусства и до искусства наших дней включительно. Этот материал располагается в шести томах (семи книгах) следующим образом:

Том первый. Искусство Древнего мира: первобытное искусство, искусство Передней Азии, Древнего Египта, эгейское искусство, искусство Древней Греции, эллинистическое искусство, искусство Древнего Рима, Северного Причерноморья, Закавказья, Ирана, Древней Средней Азии, древнейшее искусство Индии и Китая.

Том второй. Искусство Средневековья. Книга 1: искусство Византии, средневековых Балкан, древнерусское искусство (до 17 века включительно), искусство Армении, Грузии, арабских стран, Турции, меровингское и каролингское искусство Западной Европы, романское и готическое искусство Франции, Англии, Нидерландов, Германии, Чехии, Польши, Эстонии, Латвии, Италии и Испании. Книга 2: искусство Средней Азии с 6 до 18 века, Азербайджана, Ирана, Афганистана; Индии с 7 до 18 века, Цейлона, Бирмы, Таиланда, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама, Индонезии; Китая с 3 до 18 века, Кореи, Японии. В этой же книге — искусство народов Древней Америки и Древней Африки.

Том третий. Искусство Возрождения: искусство Италии с 13 до 16 века, Нидерландов, Германии, Франции, Англии, Испании, Чехии, Польши 15-16 веков.

Том четвертый. Искусство 17-18 веков в Европе и Америке: искусство Италии 17-18 веков, Испании, Фландрии, Голландии 17 века, Франции 17-18 веков, России 18 века, Англии 17-18 веков, США 18 века, Латинской Америки 17-18 веков и других стран.

Том пятый. Искусство 19 века: искусство народов России, Франции, Англии, Испании, США, Германии, Италии, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Бельгии, Голландии, Австрии, Чехии, Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии, Сербии и Хорватии, Латинской Америки, Индии, Китая и других стран.

Том шестой. Искусство конца 19-20 века: русское искусство 1890-1917 годов, искусство Франции, Англии, США, Германии и других стран Западной Европы и Америки конца 19 — начала 20 века, советское искусство, современное искусство стран Западной Европы и Америки, стран народной демократии, Китая, Индии и других стран Востока.

В шестом томе будет помещена подробная сводная библиография по всей мировой истории искусства.

Кроме иллюстраций на таблицах и рисунков в тексте к каждой главе будут даны карты с указанием мест археологических находок, художественных центров, местонахождений архитектурных сооружений.

«Всеобщая история искусств» стремится дать характеристику и оценку искусства всех народов земли, внесших свой вклад в мировую историю искусства. Поэтому в книге наряду с искусством народов и стран Европы уделено большое место искусству народов Азии, Африки и Америки. Главное внимание при работе над «Всеобщей историей искусств» занимали те эпохи истории искусства, на которые приходится особенно высокий расцвет реалистического искусства — искусство Древней Греции, китайское искусство 10-13 веков, искусство Возрождения, реалистические мастера Европы 17-19 веков и т. д.

«Всеобщая история искусств» имеет целью дать сводку современного состояния мировой науки об искусстве. Она заключает в себе и ряд оригинальных исследований советских историков искусства в разных областях искусствознания.

totalarch.ru