История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по МХК на тему "Заупокойный культ. Его влияние на искусство Древнего Египта". Конспект мхк древний египет


Конспект урока. МХК. Древний Египет

Преподаватель: к.философских наук Чусовитина Оксана Евгеньевна КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж»

Учебная дисциплина: Мировая художественная культура

Раздел 2. Художественная культура Древнего мира

Тема: Древний Египет

время: 45 минут

комбинированный урок

методическая идея: формирование общекультурных компетенций

цели занятия:

1. создание условий для расширения кругозора, формирования представления о ценностях мировой культуры;

2. создание условий для развития способностей к творчеству, умению работать в группе, самостоятельно работать с литературными источниками, обобщать и излагать информацию;

3. воспитание человека способного к эстетическому восприятию мира.

Форма работы: индивидуальная, групповая

Оборудование и материалы: проектор, учебник, карточки с заданием, пирамиды из бумаги, карточки для оценивания в виде древнеегипетских монет и жуков-скарабеев, эскизы для оформления пирамиды, цветные карандаши, клей.

1. создание проблемной ситуации

(5мин)

Вспомним, о каком культурном периоде мы говорили на прошлом занятии?

Нам нужно двигаться дальше вслед за развитием художественной культуры. Вспомним всеобщую историю. Какой длительным период в истории человечества пришел вслед за первобытным обществом?

Какие цивилизации включает в себя Древний мир?

С культурой одной из перечисленным вами цивилизаций мы сегодня познакомимся.

С какой именно? Сами жители называли свою страну "Кемет" или "черная земля", подчеркивая ее плодородие.

Что же это за страна?

Как давно существовал на планете Древний Египет? Чтобы осмыслить насколько давно это было, совершим небольшое путешествие по реке времени.

Беседа с группой

Ответ студентов: Древний мир

Ответ: Вавилон, Др. Индия и Китай, Др. Греция и Рим, Египет и прочее.

Ответ: Египет

Слад на экране проектора

"Путешествие по реке времени". видеофрагмент

2. постановка учебной цели

(3 мин)

Итак цель нашего занятия: ознакомится с элементами художественной культуры Древнего Египта. . Запишем число и тему занятия, а также подумаем "зачем нам знакомиться с такой далекой от нас культурой"? Зачем нам эти знания?

Записывают тему; отвечают устно "с места" на поставленные вопросы.

Тема на слайде

3. планирование

(4мин)

Вспомним, знаем ли мы что-то об этой культуре?

А что хотелось бы узнать?

Чтобы реализовать намеченное, будем придерживаться плана.

Сегодня мы поработаем в подгруппах по 3-4 человека (желательно 6 подгрупп). За каждый верный ответ, обоснованное мнение или интересный вопрос, вы будете получать настоящую древнеегипетскую монету...из бумаги. Тот, кто наберет в конце занятия больше 3-х монет, получит оценку "отлично"; 2-3 монеты - "хорошо".

Актуализируют свои знания о теме.

Предлагают пункты плана и их последовательность.

Делятся на подгруппы.

План на слайде

4. реализация плана

(5 мин. - выполнение задания,

5 мин - работа с оформлением пирамиды,

4 мин- оценивание и анализ работы,

11 мин - обсуждение заданий,

2 мин- подведение итогов)

Итак, начнем работу.

Подгруппа получает свое задание и вспомогательный материал для его выполнения (учебник). Каждый студент должен составить ответ на вопрос тезисно в тетради.

1. Устное обсуждение ответов на первое задание.

2. Мы сейчас говорили о пирамидах. А теперь у вас есть возможность создать свою маленькую сувенирную древнеегипетскую пирамиду. Бумажный макет пирамиды следует оформить в определенном стиле.

Сделаем небольшую художественную выставку наших пирамид. Каждый из вас в течении одной минуты может подойти и выбрать ту пирамиду, которая вам показалось наиболее продуманной в своем оформлении, стильной. Свою оценивать нельзя.

1 или 2 лучшие работы анализируем вместе с ее авторами.

3. Устное обсуждение ответов на второе задание.

4. Демонстрирую изображение папируса. Пытаемся понять, что это и как его изготавливали.

5. Подводим итог. Домашнее задание.

Работают с заданием в подгруппах устно и письменно.

Оформляют пирамиды с помочью приготовленных эскизов, клея и цв. карандашей.

Оценивают работы однокурсников.

Анализируют устно лучшие работы.

Задания на слайде

Пирамиды из бумаги, эскизы к оформлению, приготовленные педагогом.

Слад с изображением папируса. Видеофрагмент.

5. организация контроля

(2 мин)

Какова тема занятия?

Ответили ли мы на поставленные вначале вопросы?

Все ли пункты плана нами раскрыты? (Возможна работа с таблицей на установление соответствий.)

Отвечают на вопросы

Дом. задание: Гробница Тутанхамона в Долине царей.

Подготовка доклада.

(рекомендации- "Студентам на сервер"

6. организация рефлексии

(2 мин)

Что было для вас непонятным?

С какими заданиями вы справились успешно?

Что для вас было важным?

Отвечают на вопросы

infourok.ru

Конспект урока МХК "Мифы Древнего Египта"

Мифы Древнего Египта

Цель: закрепление исторической и географической терминологии Древнего Египта; углубление значения понятия «миф»; дальнейшее ознакомление с религиозными представлениями египтян на примере космогонического мифа; развитие умения сравнивать различные варианты одного мифа; расширение лексики в пределах темы урока: бог-демиург, космогония

Ход урока:

  1. Орг момент

  2. Обобщение материала прошлого урока

Сегодня на уроке мы продолжим путешествие в страну сфинксов и пирамид – Древний Египет. Прежде чем перейти к сегодняшней теме урока и узнать что-то новое, давайте вспомним, что мы уже узнали об этой великой древней цивилизации.

- Кто назвал эту страну «Египет» и что означает это слово? (Слово Египет греческого происхождения и в переводе означает «загадка, тайна», греч. Айгюптос)

- За какими пустынями была скрыта эта страна? (Аравийская, Ливийская)

- Как сами египтяне называли свою страну? (Та-Кемет» - черная земля, тоесть земля плодородная, в отличии от «красной земли» - пустыни)

- Как называются первые поселения Древнего Египта?

- Перечислите этапы исторического развития Древнего Египта (Додинастический период, Раннее царство, Древнее царство, Среднее царство, Новое царство, Позднее время)

- Назовите имя человека, впервые открывшего Египет европейцам (Геродот)

Согласно Геродоту, «египтяне самые богобоязненные из всех людей» Побывав в Египте он обнаружил там самое большое число богов (2000), самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.

- Как называется вера во многих богов? (Политеизм)

  1. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы узнаем, какие мифы слагали о своих богах древние египтяне, как они представляли себе происхождение богов, мира, людей.

Сначала определимся, что означает само слово «миф», затем узнаем, как согласно мифу о сотворении мира древние египтяне представляли себе происхождение богов и людей, и сравним с этими же представлениями у народов Древнего Двуречья.

Итак, вашим домашним заданием было заглянуть в словарь и посмотреть значение слова «миф».

Учащиеся зачитывают свои записи

Слово миф – греч., означает «предание», «сказание»; обычно подразумеваются сказания о богах, духах, героях, о первопредках, действовавших в начале времен и участвовавших в создании самого мира.

В мифах повествуется о происхождении Вселенной и ее частей; окружающая природа, явления природы очеловечиваются, то есть на них переносятся человеческие свойства; природным объектам приписывается одушевленность, разумность, часто – человеческая внешность, и наоборот, мифологическим предкам могли быть приписаны черты животных (зооморфность). Определенные силы и способности богов могли быть выражены многорукостью, многоглазостью, самыми диковинными трансформациями внешнего облика.

Действие в мифах происходит в древние, «изначальные» времена. Это не просто отдаленная эпоха, а особое «правремя», не поддающееся обычному хронологическому определению.

В мифах также фигурируют боги – могущественные сверхъестественные существа. Они управляют силами природы и космоса в целом, руководят жизнью природы и человечества.

infourok.ru

Конспект урока по МХК на тему "Обобщающий урок по теме Художественная культура древнего Египта"

Урок № 17

Раздел : В СТРАНЕ СФИНКСОВ И ПИРАМИД

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Тема урока: Обобщающий урок по теме: «Художественная культура

Древнего Египта».

Цели урока:

  • Расширение кругозора и закрепление полученных знаний.

  • Контроль и проверка знаний учащихся по данному разделу.

Задачи:

  • Формирование творческой активности, умения включаться в процесс кругового общения, решать поставленную задачу опираясь на свои знания, делать выводы.

Оборудование: экран, медиапроектор.

Литература:

  • Г.И. Данилова, Дрофа, 2007г.

  • МХК. Поурочные планы 8 класс.

Тип урока: урок – обобщение.

Оформление:

  • Презентация Power Point по теме урока;

  • Карточки с именами

  • Контрольные листы

Ход урока

І. Организационный момент.

--Сегодня, ребята, у нас обобщающий урок по теме: «Художественная культура Древнего Египта». Мы ещё раз окунёмся в мир этой удивительной, загадочной страны. Вспомним, что же нового мы о ней узнали. Но вначале мы с вами поговорим об открытиях и достижениях Древнего Египта. Ведь мы до сих пор пользуемся многими культурными и научными достижениями Египта. И именно вы, ребята, познакомите нас сейчас с открытиями, которые подарил Египет всему миру.

ІІ. Сообщения учащихся.

(Обсуждение сообщений).

ІІІ. Разминка – «Угадай имя».

--Ребята, у вас на столе лежат карточки с именами. Я сейчас буду описывать какое-нибудь божество или человека, а вы должны, как можно раньше определить о ком я говорю и поднять карточку с соответствующим именем. Готовы?

  • Первый и самый главный бог глава богов, Владыка Верхнего и Нижнего Египта. Творец всего сущего, возникший из хаоса, победивший мрак. Имеет несколько образов. Один из них человек с двойной короной на голове. Символ – змея.(РА – БОГ СОЛНЦА)

  • Разделил небо и землю. Образ: человек, стоящий с поднятыми руками, поддерживающий небо. Символ: солнечный змееборец павиан.(ШУ–БОГ ВОЗДУХА)

  • Богиня влаги. Она была дочерью бога Солнца (РА), его собственным глазом, «влюблённым оком», сжигающим врагов великого бога и охраняющим его от злых демонов. Образ и символ – львица. (ТЕФНУТ)

  • Бог земли. Сын богов Шу и Тефнут, покровитель земледельцев. Образ: человек с короной Верхнего и Нижнего Египта. Символ: утка. (ГЕБ )

  • Богиня неба. Дочь Шу и Тефнут. Жена Геба. Ежедневно рождала бога Солнца. Образ: женщина с вытянутыми руками, указывающими путь к солнцу.(НУТ)

  • Бог умирающей и возрождающейся природы, царь загробного мира. Научил людей возделывать землю, строить города, выпекать хлеб. Обучи людей искусству врачевания и обработке медной руды. Образ: Мумия, сквозь которую прорастают стебли злаков; Восседающий на троне владыка подземного царства.(ОСИРИС)

  • Богиня плодородия, ветров и мореплавания, супружеской верности и материнства. Верная и преданная супруга Осириса. Целительница и заклинательница болезней. Научила людей останавливать кровь, залечивать раны, заговаривать укусы змей. Образ: Соколица или женщина с крыльями; Женщина с рогами и солнечным диском, с младенцем на руках(как считают учёные, послужила прообразом Богоматери). (ИСИДА )

  • Бог пустыни, бог чужеземцев, покровитель власти фараонов, бог зла(олицетворял враждебную плодородию пустыню). Символизирует разрушительное начало. Брат Осириса. Образ: человек в короне, украшенной головой осла. (СЕТ)

  • ХАПИ – бог Нила (тучный человек с большим животом – признак плодородия. На голове корона из листьев папируса, в руках сосуды с водой и цветы лотоса).

  • Один из высших сановников фараона. Он известен как крупнейший учёный Древнего Египта. Был врачом, астрономом, магом, ему оказывали почести наравне с богами. (Имхотеп )

  • Зодчий самой большой пирамиды -Хеопса. (Хемиун)

  • Женщина-фараон прославилась тем, что энергично занималась строительством новых и восстановлением старых храмов, покровительствовала искусству и наукам. Построившая храм в долине Дейр-эль-Бахри. (Хатшепсут).

ІІІ. Работа с контрольными листами.

Контрольный лист по теме: «Художественная культура

Древнего Египта»

  1. Назвать три основных периода в истории Древнего Египта

  1. Египет называют «страной_______________», фараонов-«____________________»

3.Во имя чего создавалось искусство Др.Египта?

4.Назвать самую древнюю ступенчатую пирамиду, архитектора этого сооружения

5.Назвать самую великую пирамиду Др. Египта. Какие размеры этой пирамиды вам запомнились?

6.Какие два знаменитых храма Др. Египта соединялись аллеей сфинксов? Какими храмами они являются: наземными, полускальными или скальными? Какому богу посвящены эти храмы?

7.Как называются две трапециевидные башни, оформляющие вход в храм?

8.Назвать знаменитый полускальный храм Др.Египта.

9.Почему пирамиды и храмы имели огромные размеры?

10. Что означает слово «сфинкс»?

ІV. Подведение итогов.

Выставление оценок за урок (сообщения, разминка).

V. Домашнее задание.

  • Творческое задание: рисунок, аппликация, коллаж на тему «Художественная культура Древнего Египта».

Контрольный лист по теме: «Художественная культура

Древнего Египта»

  1. Назвать три основных периода в истории Древнего Египта

  1. Египет называют «страной_______________», фараонов-«____________________»

3.Во имя чего создавалось искусство Др.Египта?

4.Назвать самую древнюю ступенчатую пирамиду, архитектора этого сооружения

5.Назвать самую великую пирамиду Др. Египта. Какие размеры этой пирамиды вам запомнились?

6.Какие два знаменитых храма Др. Египта соединялись аллеей сфинксов? Какими храмами они являются: наземными, полускальными или скальными? Какому богу посвящены эти храмы?

7.Как называются две трапециевидные башни, оформляющие вход в храм?

8.Назвать знаменитый полускальный храм Др.Египта.

9.Почему пирамиды и храмы имели огромные размеры?

10. Что означает слово «сфинкс»?

infourok.ru

Конспект по МХК "Искусство Древнего Египта" ( 10 класс ) страница 2

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Древний Египет как никакая другая цивилизация создаёт впечатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны – узкая плодородная долина реки Нила, теснимая с запада и востока песками пустынь, - ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала по своим законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира.

Природа Египта – просторы неба и земли, огненный диск солнца, огромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые рощи, заросли папируса и цветы лотоса - дарила искусству мотивы и формы, служила источником вдохновения.

Земля Египта всегда манила путешественников своими ни с чем не сравнимыми памятниками искусства. Еще в V в. до н. э. греческий историк Геродот описал впечатления от увиденного там, а философ Платон, высоко ценивший древнеегипетское искусство, ставил его в пример своим соотечественникам. И в XX в. не ослабевал интерес к Египту.

В истории развития художественной культуры Древнего Египта учёные выделяют эпохи:

Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)

Раннее царство (XXX-XXVIII вв. до н.э.)

Древнее царство (XXVIII-XXIII вв. до н.э.)

Среднее царство (XXIII -XVI вв. до н.э.)

Новое царство (XVI-XI вв. до н.э.)

Позднее царство (XI-332 г. до н.э.)

Велики достижения египтян в области математики и астрономии: они определили площадь круга и поверхности полушария, вычислили объём усеченной пирамиды, составили солнечный календарь и знаки зодиака, разделили сутки на двадцать четыре часа. В глубокой древности в Египте были изобретены папирус, иероглифы (священное письмо) и, собственно, книги (имеющих форму свитка).

Жизнь египтян полностью зависела от разлива Нила , приносивших на поля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозил неурожай и голод. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разливами рек. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Чтобы земля давала высокие урожаи, её нужно было орошать, и это повлияло на развитие строительного искусства и точных наук.. С этим связана вера в вечное постоянное обновление мира. Каждый вечер солнце Ра умирает на западе и каждое утро возрождается на востоке, пройдя подземный мир и преодолев все препятствия. И душа человека, его астральный двойник КА, также после физической смерти, пройдя в подземном мире суд Осириса (умирающего и воскресающего божества растительности) окажется в полях Иалу (полях Камыша) и будет жить вечно и в лучших условиях. А сам Осирис вместе с двойниками умерших имеет власть над урожаем.

Египет прошел свой неповторимый и самобытный путь, обусловленный религиозно-мифологическими представлениями, в частности верой в загробную жизнь и обожествлением власти фараона. Эти религиозные представления, эта идея вечной жизни (сначала жизнь на земле, а потом в «благословенных полях Иалу») вызывала стремление сохранить тело, т.е. мумифицировать, сохранить в гробнице и, провести магический ритуал, который защитить астрального двойника от неприятностей загробного мира.

infourok.ru

Конспект урока по МХК на тему "Заупокойный культ. Его влияние на искусство Древнего Египта"

hello_html_3d1d077a.gifhello_html_m2cbc831c.gifhello_html_dcdf115.gifУрок № 13

Раздел : В СТРАНЕ СФИНКСОВ И ПИРАМИД

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Тема урока: Заупокойный культ. Его влияние на искусство

Древнего Египта.

Цели урока:

  • Закрепление знаний об особенностях древнеегипетского мифотворчества как картины мира и системы религиозных убеждений; раскрытие сущности заупокойного культа; выявление логической связи между заупокойным культом и особенностями различных видов искусства на примере ДПИ и памятников литературы; обогащение лексики в пределах темы урока: мумификация, каноны, ушебти.

Задачи:

  • Воспитывать у учащихся эстетический вкус

  • Развивать у учащихся умение пространственно мыслить, ориентируясь по представленным слайдам

  • Воспитывать интерес к культуре прошлого.

Оборудование: экран, медиапроектор.

Литература:

  • Г.И. Данилова, Дрофа, 2007г.

  • МХК. Поурочные планы 8 класс.

Тип урока: урок - лекция

Оформление:

  • Презентация Power Point по теме урока;

  • На доске тезис: «Искусство Древнего Египта выросло из идеи вечной жизни».

  • Кроссворд

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Обобщение пройденного

--Сегодня на уроке мы продолжаем путешествие в страну-сказку, страну-загадку, в страну сфинксов и пирамид – Древний Египет.

--Прежде чем перейти к сегодняшней теме урока и узнать что-то новое, давайте вспомним, что мы уже узнали об этой великой древней цивилизации.

--Кто назвал эту страну «Египет» и что означает это слово?(Греки, «загадка, тайна»)

--За какими пустынями была скрыта эта страна? (Ливийской и Аравийской)

--Как сами египтяне называли свою страну? («Та-кемет»- чёрная земля, т.е земля плодородная, в отличие от земли «красной» - пустыни)

--Как называются первые поселения Древнего Египта? (Номы)

--Перечислите этапы исторического развития Древнего Египта

  1. Додинастический период (ІV тысяч. До н.э.)

  2. Раннее царство (І-ІІ династии. 30 - 28-й вв. до н.э.)

  3. Древнее царство (ІІІ – VІ династии. 28 – 23-й вв. до н.э.)

  4. Среднее царство (ХІ – ХІІІ династии. 21 – 18-й вв. до н.э.)

  5. Новое царство (ХVІІІ – ХХ династии. 16 – 11-й вв. до н.э.)

  6. Позднее время (ХХІ – ХХХ династии. 11-й в. – 332 г. До н.э.)

--В 332 году до н.э. Египет был завоёван Александром Македонским.

--Назовите имя человека, впервые открывшего Египет европейцам (Геродот)

--Как называется вера во многих богов? (Политемизм)

--Каким же богам строили храмы и возносили молитвы древние египтяне? Чтобы вспомнить, это, мы заполним кроссворд.

1

Н

У

Т

2

Г

Е

Б

3

Т

Е

Ф

Н

У

Т

4

С

Е

Т

5

О

С

И

Р

И

С

6

И

С

И

Д

А

7

Р

А

Вопросы:

  1. Богиня неба (Нут)

  2. Бог земли (Геб)

  3. Любимое око бога Ра, сжигающее его врагов и охраняющее его от злых демонов мира.(Тефнут)

  4. Бог, олицетворяющий враждебную плодородию пустыню, символизирует разрушительное начало.(Сет)

  5. Бог, символизирующий воскрешение.(Осирис)

  6. Богиня. Изображение которой, считают учёные, послужило прообразом Богоматери (Исида)

  7. Бог всех богов, Владыка Верхнего и Нижнего Египта (Ра)

Нефтида(владычица дома. Жена Сета и сестра Исиды)

ІІ. Введение в тему

--Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об особенности религиозной системы египтян, заключающуюся в вере в существование загробной жизни (что кстати характерно и для большинства современных религиозных учений).

--Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к возникновению в Древнем Египте культа умерших.

--Заупокойный культ красной нитью прошёл через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из идеи вечной жизни.

--Этот тезиз мы будем подтверждать в течение нескольких уроков на примере различных видов искусства.

--Запишите пожалуйста тему урока : Заупокойный культ. Его влияние на искусство Древнего Египта

ІІІ. Изучение нового материала

--Для начала давайте разберём, в чём заключается сущность заупокойного культа. По представлениям египтян, сущность человека состоит из двух основ - материальной (тело) и нематериальной (душа). Со смертью погибает лишь тело умершего, а вот душа («Ба») может жить вечно. «Ба» воспринималась как нечто, существующее только после смерти человека. Существование души возможно лишь в том случае, если сохранить тело умершего и создать его «двойника» - «Ка», куда душа может возвращаться.

Демонстрация. «Ка» фараона Тутанхамона.

Дерево, золото. Новое царство, 18династия. Каирский музей.

--«Ка» фараона Тутанхамона – одна из двух статуй, стоявших у замурованного проёма в погребальный покой Тутанхамона. Размер статуи соответствовал размеру мумии Тутанхамона и ровнялся 1м. 92 см. На переднике надпись: «Ка Гора двух горизонтов Осириса, Царя Небхепрура» (второе престольное имя царя).

Демонстрация «Ба» Дерево.Эрмитаж.

--Это «Ба» покойного. Считалось, что она (оно) может отделяться от тела человека, передвигаться, осуществлять физические функции человека. Изображались в виде птицы с головой (иногда и с руками) «Ба» богов – в виде священных животных.

--Итак, когда человек умирает, душа» Ба» отделяется от него, и воскрешение возможно лишь в том случае, если тело будет сохранено и из него будет сделан «двойник» человека –«Ка», куда душа человека сможет возвращаться.

--Вот почему египтяне так заботились о сохранении тела покойного. Сначала они зарывали трупы в сухой песок пустынь, что в условиях местного климата обеспечивало длительную консервацию. Затем, с появлением гробниц, умерших мумифицировали – предохраняли от тления при помощи специальных растворов, а так же повязок и бинтов, пропитанных ароматическими смолами – благодаря этому до наших дней сохранились мумии многих фараонов. (Но это касается лишь богатых и знатных египтян).

--Согласно легенде, первым, кто изобрёл способ хранения тела после смерти, был Анубис. Именно он сложил все части тела Осириса, собранные Исидой, пропитал их смолами и обмотал бинтами. Так получилась первая мумия. Поэтому в дальнейшем главный бальзамировщик, прежде чем приступить к своей работе, надевал маску Анубиса, дабы обрести волшебную мудрость бога.

--Как же происходила мумификация (предохранение тела от тления)?

Вначале тело умершего омывали водой Нила, после чего оно становилось священным. Затем к телу приближался начертатель знака, который красной краской отмечал место надреза. После этого парасхит – вскрыватель трупов – каменным ножом разрезал тело на отмеченном месте (и быстро убегал, так как каждый, кто причинял увечье священному телу, был презираем). Затем начиналась работа бальзамировщиков. Вынутые внутренности промывали пальмовым вином, натирали благовониями и складывали в специальные сосуды – канопы.

Демонстрация.Крышка канопы в виде головы Тутанхамона.

Алебастр, чёрная краска. Каирский музей.

--Перед вами крышка такого сосуда, сделанная в виде головы фараона Тутанхомона. Инкрустация глаз придаёт скульптуре поразительную жизненность, хотя перехватить взгляд, устремлённый в вечность, невозможно.

--Металлическими крючьями через ноздри бальзамировщики удаляли мозг, тело внутри промывали и на 70 дней укладывали в ванну со специальным раствором. Пропитанное благовонными маслами и просушенное тело наполняли смоляными опилками и песком. В глазницы вставляли искусно сделанные глаза из хрусталя или слоновой кости и драгоценных камней, на пальцы рук и ног надевали кольца. На грудь умершего клали священные амулеты – анх, столбик джед и скарабея, - и обматывали тело бинтами, пропитанными клейкими веществами.

--Обёртывали тело так тщательно и плотно, что длина бинтов доходила до нескольких сот метров.

Демонстрация. Погребальная пелена.

Фаюм. Позднее царство. Москва, ГМИИ.

--Перед вами погребальная пелена. Рядом с умершим изображены Осирис в виде мумии (как властитель царства умерших) и Анубис – бог бальзамирования, покровитель умерших.

--На голову мумии возлагалась маска-портрет, чтобы душа не ошиблась и возвратилась именно в тело хозяина.

Демонстрация. Портретная маска Тутанхамона.

Золото, лазурит, сердолик, цветная смальта. Каирский музей.

--Это портретная маска Тутанхамона – один из самых выдающихся памятников египетского изобразительного искусства.

--Приготовленного таким образом к вечной жизни фараона клали в богато украшенный гроб-саркофаг (Саркофаг по греч. –пожиратель мяса).

Демонстрация. Саркофаг Тутанхамона.

Дерево, золото, инкрустация фаянсом. Каирский музей.

--Рядом с телом помещалась фигурка бога воздуха Шу, для того чтобы умерший не задохнулся под землёй, и статуэтки (ушебти) – слуги, которые в загробном мире должны были обслуживать своих хозяев.

Демонстрация. Ушебти. Дерево, позолота.

Новое царство, 15 в. До н.э. Москва, ГМИИ.

--Ушебти выполнялись в виде фигурок ремесленников и земледельцев. Их число соответствовало числу дней в году – по одному на каждый день.

--Затем саркофаг устанавливали на погребальную ладью. Оглашая окрестности стонами и плачем, погребальная процессия, переплывала Нил и высаживалась на западном берегу. Здесь жрец в маске Гора касался волшебным жезлом губ изображённого на саркофаге лица. Это означало, что он возвратил ему жизненную силу, которая понадобится в вечной жизни. После совершения обряда саркофаг относили в усыпальницу, и за ним навсегда закрывался вход в дом вечности.

--Вы наверное заметили, что саркофаги и ушебти покрыты различными письменами. Это молитвенные тексты и гимны, обращённые к различным божествам с просьбой о благополучном существовании в загробной жизни. Этими текстами покрывались так же стены усыпальниц и погребальные пелены.

--Из таких текстов была составлена целая книга – «Книга мёртвых».

Демонстрация. «Книга мёртвых»

Папирус.4 в. До н.э.

--Эта книга насчитывала около 200 глав; была составлена во 2 тысячелетии до н.э. на основе «Текстов пирамид» и «Текстов саркофагов». Она содержит религиозно-магические заклинания, руководствуясь которыми умершие преодолевали все препятствия на пути к достижению загробного блаженства.

ІV. Итог урока.

--Подтвердился ли тезиз «Искусство Древнего Египта выросло из идеи вечной жизни»?

--На примере каких видов искусства мы пробовали подтвердить этот тезиз? (ДПИ, литература).

--Давайте нарисуем схему, которую будем дополнять на следующих уроках.

Заупокойный культ

Заупокойный культ

Виды искусства

Декоративно-прикладное Литература

искусство (мумификация, («Книга мёртвых»,

культовые предметы) «Тексты пирамид»)

НОВЫЕ СЛОВА:

  • Мумификация – предохранение тела от тления при помощи специальных растворов, а так же повязок и бинтов, пропитанных ароматическими смолами.

  • Канопа – специальный сосуд для бальзамирования внутренностей

  • Саркофаг – богато украшенный гроб

  • Ушебти - статуэтки– слуги, которые в загробном мире должны были обслуживать своих хозяев.

  • «Книга мёртвых» - содержит религиозно-магические заклинания, руководствуясь которыми умершие преодолевали все препятствия на пути к достижению загробного блаженства.

V. Домашнее задание:

  1. В словарях найти значение слова «канон».

infourok.ru

Конспект по МХК "Искусство Древнего Египта" ( 10 класс ) страница 3

Особенности религии сформировали и совершенно уникальный стиль архитектуры. Египтяне считали, что земные жилища человека временны, а потому на них не стоит тратить прочных материалов. Зато храмы богов и гробницы фараонов возводились из камня и роскошно украшались, так как строились на века.

В архитектурных сооружениях использовались массивные геометрические формы: пирамиды, обелиски, храмы на основе вертикальных столбов и горизонтальных плит перекрытия, пилоны в виде трапеции. Здесь были созданы определённые типы колонн, напоминающие связки папируса.

Характерные особенности эпохи Древнего царства.

Столицей Египта в то время был город Мемфис, расположенный в начале дельты Нила, недалеко от современной египетской столицы – Каира. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего царства вообще был временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формы государства. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно сложились основные типы архитектурных памятников.

В истории египетского искусства ведущая роль принадлежала архитектуре. Уже во время Древнего царства были созданы грандиозные каменные постройки – гробницы фараонов, пирамиды.

В древнеегипетском тексте читаем: «Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, – деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу». Заупокойный культ в древнем Египте не был культом смерти, а как бы отрицанием торжества смерти, желанием продлить жизнь. И все в усыпальнице, в ее архитектуре, в е росписях и изваяниях, во всех предметах роскоши, которыми е наполняли, должно было выражать красоту жизни. Глядя на эти грандиозные усыпальницы, мы невольно повторяем крылатое выражение: «Все на земле боится времени, но время боится пирамид!»

Пирамиды – загадочные строения… Их тайны разгадывают до сих пор. Даже то, как они возникли и как были построены, до сегодняшнего дня вызывает много разногласий

Как особая форма гробницы пирамида начала формироваться в эпоху Древнего царства. Гробница должна была быть очень надежной . Сначала все выглядело так: подземная гробница и мастаба ( по егип. «ступень») над ней. Затем зодчий Имхотеп возводит для фараона Джосера так называемую ступенчатую пирамиду, поместив 6 мастаба, одна на другую.

В пирамидах нашли отражение не только вера египтян в загробную жизнь и божественную силу фараона, но и представления о Вселенной. Все пирамиды были ориентированы по сторонам света, имели правильную четырёхгранную форму, символизирующую вечность. Их сооружали с учётом лучших достижений науки, техники, архитектуры, астрономии и искусства.

Затем появляются привычные для нас пирамиды. Было возведено более 90 пирамид, к сожалению, большинство из них разрушено. Лучше всего сохранились так называемые Великие пирамиды в Гизе - пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе (XXVII в. до н.э.). Это погребальные сооружения трех фараонов: Хуфу (Хеопса), Хафры (Хефрена) и Менкаура (Микерина).

infourok.ru

Конспект урока по МХК на тему "Религиозные представления древних египтян" (8 класс)

Тема 5 «Религиозные представления древних египтян»

Цели: - Дать периодизацию развития древнеегипетской культуры.

- Раскрыть особенности древнеегипетской религии.

- Познакомить учащихся с представлениями древних египтян о загробной жизни.

- Рассказать о пантеоне богов Древнего Египта, о понимании устройства вселенной.

- Познакомить с такими древнеегипетскими мифами, как «Путешествие солнечной ладьи» и «Миф об Осирисе».

Этапы

Содержание

Примечание

1.Вводное слово учителя

«Загадка Сфинкса»

Условия: Учитель произносит загадку 1 раз, урок е продолжится, пока загадка не будет разгадана.

«Если вы поменяете последнюю букву английского слова верблюд на парную букву к букве «д», то вы получите название страны, о которой мы сегодня будет говорить.

Кемет

2. Изучение нового материала

Египтяне называли свою страну Кемет, что означает «черная земля».

Слово «Египет» греческого происхождения, оно означает «загадка», «тайна».

Т! Слайд

Т! Слайд

Географическое положение Египта – узкая плодородная долина могучей африканской реки Нил, теснимая с запада и востока горами и пустынями. Существование Египта зависело от разливов Нила, приносивших на поля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозили неурожай и голод. Неудивительно, что египтяне внимательно следили за разливами реки.

Географическое положение ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, редко подвергаясь внешним вторжениям.

Слайд: карты Египта

Выделяют следующие основные периоды развития древнеегипетской культуры:

Название периода

Временные рамки

Додинастический период

IV тыс. до н.э.

Раннее или Древнее царство

III тыс. до н.э.

Среднее царство

Конец III тыс.– первая пол. II тыс.до н.э.

Новое царство

Вторая пол. II тыс. до н.э.

Династия Птолемеев

I тыс. до н.э.

Слайд

Четкая организация государственного управления стала возможной благодаря письменности. Идея письма могла быть заимствована из Шумера, где она появилась раньше.

- Как называлась письменность в Шумере?

Однако египетские иероглифы коренным образом отличаются от шумерской клинописи, поэтому прямое заимствование было исключено.

- Какие различия вы можете выделить между клинописью и египетской письменностью? А сходства?

Основу древнеегипетской письменности составляли иероглифы (от греч. «хиерос» - «священный», «глифе» - «пишу») – рисунки-значки, каждый из которых соответствовал слову или понятию.

- Вспомните, чем была вызвана необходимость появления клинописи в Шумере?

В Египте появление письменности было обусловлено желанием закрепить слово в вечности.

- Какой материал в первую очередь должны были использовать для написания, если мы говорим о вечности?

Т! Слайд

? Слайд: шумерская клинопись и египетские иероглифы

?

Т!

Слайд: египетские иероглифы

?

Т!

Камень

Иероглифические надписи включали в росписи и рельефы.

В более поздний период главным писчим материалом становится папирус – тропическое водное растение, похожее на тростник. Из срезанных стеблей папируса вырезали сердцевину, расчленяли ее на тонкие длинные полосы, выкладывали их в два слоя – вдоль и поперек, смачивали нильской водой, выравнивали, уплотняли ударами деревянного молотка. Полученный лист при складывании не мялся. Листы соединяли в свитки длиной до 40 м, на них писали справа налево или сверху вниз тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда пошло название «красная строка»), остальной текст был черного цвета. Позднее в книгах появились цветные рисунки.

Слайды: египетский рельеф и растение папируса,

изготовление папируса,

свиток папируса, египетский папирус с надписью

Древнеегипетская культура основывалась на религиозно-мифологической традиции древних египтян.

Основные боги Др.Египта:

Бог

Титул и функции

Образ

Ра (Амон)

Владыка Верхнего и Нижнего Египта. Верховный бог египтян. Бог Солнца. Творец мира, возник из водного хаоса.

Человек с головой сокола, увенчанной или двойной короной на голове (Верхний и Нижний Египет) или солнечным диском.

Шу

Бог воздуха. Разделил небо и землю. Держит на своих руках, поднятых вверх, богиню неба Нут.

Человек, стоящий на одном колене с поднятыми верх руками, держащий небо.

Нут

Богиня неба. Ежедневно рождала бога солнца Ра

после его борьбы с гигантским змеем Апопом.

Фигура женщины, опирающейся ногами и руками о землю.

Геб

Бог земли, покровитель земледельцев.

Человек с короной Нижнего или Верхнего Египта.

Тефнут

Богиня влаги. Дочь бога Ра.

Львица.

Т! Слайд

Слайд: изображение Ра

Слайд: изображения Шу, Нут и Геба

Слайд

- Почему именно бог Солнца был высшим божеством?

Среди божеств высшим культом был бог Солнца – одновременно и дающего жизнь, и испепеляющего.

?

Работа с текстом мифа (чтение с остановками)

Древнеегипетские боги часто выступали героями мифов.

Мы сегодня рассмотрим два мифа, один из них – «Путешествие солнечной ладьи».

Задание: читаем текст мифа с остановками, читаем лишь тот фрагмент, который я прошу, не забегая вперед.

Фрагмент 1

- Что перевозили на Ладье Вечности?

- Что символизировало путешествие Ладьи?

- По какому маршруту проплавала Ладья днем? ночью?

- Где пролегал путь Ладьи днем? ночью?

- По какой реке плыла Ладья днем? ночью?

- С какой рекой в реальной жизни она ассоциировалась?

- Кто сопровождал Ра в его путешествии?

Фрагмент 2

- С какими речами обращается Ра к умершим?

- Что происходит в Великом Чертоге Двух Истин?

Фрагмент 3

- Зачем каждую ночь бог Ра и его свита сражаются со змеем Апопом?

Вселенную египтяне понимали как соединения Нила небесного, где плывет в лодке солнечный бог Ра, и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы тьмы в образе змея Апопа.

Т! Слайд

Слайд: иллюстрация к мифу

Т! Слайд

Осирис

Царь загробного мира. Взвешивает сердце умершего в загробном мире. Бог умершей и возрождающейся природы.

Мумия, сквозь которую порастают стебли злаков. Восседающий на троне владыка загробного мира. В руках он держит жезл и

Исидаплеть – символы власти.

Богиня плодородия, супружеской верности и материнства. Жена Осириса. Целительница болезней.

Корова или женщина с рогами и солнечным или лунным диском между ними.

Сет

Бог пустыни, чужеземцев. Бог зла, олицетворяет разрушительное начало.

Фантастическое животное, похожее на осла.

Нефтида

Владычи

а дома. Жена Сета. Помогала Исиде в борьбе за жизнь Осириса.

Женщина с иероглифом своего имени на голове.

Гор

Бог солнца. Сын Исиды и Осириса, покровитель власти фараона.

Сокол с короной на голове.

Тот

Бог Луны, мудрости, покровитель наук.

Человек с головой и

Анубисиса.

Бог бальзамирования и царства мертвых. Первый оказывается около покойного.

Человек с головой шакала.

Т! Слайд

Слайд: изображение Осириса

Т! Слайд: изображение Исиды

Слайды: изображение Сета,

Нефтиды,

ГОРа,

ТОТа,

Анубиса,

Слайд:

все боги!

Работа с текстом мифа (чтение с остановками)

Второй миф - «Миф об Осирисе».

Задание: читаем текст мифа с остановками, читаем лишь тот фрагмент, который я прошу, не забегая вперед.

Фрагмент 1

- Почему года правление Осириса считаются лучшими временами Египта?

- Почему Сет задумал убить Осириса?

- Как он убил Осириса?

- Что сделала Исида после смерти мужа?

- Где нашла Исида саркофаг Осириса?

- Где спрятала Исида саркофаг Осирисе по приезде в Египет?

Фрагмент 2

- Что произошло, когда Сет случайно нашел саркофаг Осирисе в зарослях тростника?

- Как по легенде появилась первая в мире мумия?

- Кто оспорил у Сета права на трон?

- Как Гор победил Сета?

- Как был воскрешен Осирис?

- Как поступила Осирис после своего воскрешения?

- Кто стал наместником Осириса на земле?

- Что происходит с каждым египтянином после смерти?

Когда умирал фараон и на его место короновался другой, устраивалась традиционная мистерия: похороны умершего фараона сопровождались заупокойным обрядом, символически воспроизводившим историю гибели и воскресения Осириса. Нового царя объявляли воплощением бога Гора.

- Посмотрите на изображение Осириса, что в нем необычного? Почему он так изображался?

- Как изображалось большинство египетских богов? (с головой животного или птицы)

Т! Слайд

Слайд: иллюстрации к мифу

Т! Слайд

Т! Слайд

?

?

Древнеегипетские мифы определяли особенности их религии, важнейшее место в которой занимал заупокойный культ.

- На чем больше была сосредоточена египетская религия – на мире живых или мире мертвых?

Египтяне верили, что со смертью человека умирает только его тело, тогда как другие составные части его существа остаются жить: имя (РЕН), душа (БА), вылетающая из тела в виде птицы (продолжает жить в царстве бессмертия) и КА – невидимый двойник человека.

КА не бессмертна, она может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым.

КА обитала в статуе умершего. Такую статую помещали в гробницу, пышность убранства которой зависели от знатности покойного.

Т! Слайд

?

Т! Слайд

Т! Слайд

Т! Слайд

Т! Слайд

Чтобы жизнь человека продолжалась после смерти, необходимо было сохранить тело нетленным.

- Как можно сохранить тело умершего человека нетленным?

Возник обычай мумифицировать тела умерших, т.е. подвергать их специальной обработке, благодаря которой они сохраняются очень долго.

Вероятно, обычай мумификации возник естественным путем. В сухом климате (а в древнейшие времена покойников в Египте хоронили прямо в сухом песке) разложение трупа идет медленно, а по высыхании прекращается вообще. Чтобы помочь естественному процессу высыхания, у покойника вынимали внутренности и мозг, а кожу смазывали маслами. Бальзамированию стали подвергать не только царей, но и всех знатных людей после их смерти.

Самых знатных после бальзамирования помещали в саркофаг, который раскрашивали, покрывали иероглифическими надписями и резьбой.

Для того чтобы душа могла узнать свою мумию, на лицо клалась посмертная маска, являвшаяся копией лица умершего.

- Что необычного в изображении?

- Почему выделены глаза?

Через глаза Ба человека выходит и может войти обратно.

Но нужно было сохранить умершему не только тело, но и богатство: рабов, скот, семью. Другие древневосточные народы поступали просто и жестоко: убивали вдову умершего, его слуг и хоронили вместе с господином. Египетская же религия никогда не требовала человеческих жертв, она требовала искусства.

Художники обеспечивали умершему владыке посмертное благополучие: множество небольших статуэток заменяли слуг, на стены гробницы наносились росписи и рельефы с изображением земных событий.

Таким образом, искусству отводилась важная роль: оно должно было обеспечить продолжение жизни в загробном мире.

Т! Слайд

?

Слайд: мумия человека

Слайд: мумия Нефертити

Т! Слайд: саркофаги фараонов

Слайд: посмертная маска

?

?

Т! Слайды:

статуэтки, росписи стен гробницы

Что же происходило с душой человека после смерти?

Описания подобных путешествий можно найти в литературных памятниках Древнего Египта – «Книге мертвых». Магические тексты «Книги мертвых» писались на папирусах. До нас дошло 165 изречений и глав.

Книга должна была помогать умершему преодолевать препятствия на своем пути в загробное царство бога Осириса. Вместе с мумией «Книгу мертвых» клали в саркофаг.

Т! Слайд: фрагменты «Книги мертвых»

Т! Слайд

Текст: «Исповедь отрицания»

Обратимся к одному из сюжетов «Книги мертвых» - «Суд Осириса».

Осирис вершит суд в великом чертоге двух истин. Умершего сопровождают Анубис, Гор, Тот, Исида.

Усопший произносит «Исповедь отрицания»: «не убивал», «не чинил людям зла», «не воровал» и т.п.

Познакомимся с этим текстом.

Перед сидящим на троне Осирисом совершают обряд - сердце умершего взвешивают (по представлениям египтян, сердце – вместилище разума). На одной чаше весов лежит сердце, вынутое Анубисом, на другой – перо богини истины Маат. Если сердце перевешивает, значит, оно отягощено грехами, и тогда его пожирает охраняющее весы чудовище Амамат с головой крокодила и туловищем гиппопотама. Если стрелки весов равны, то душа отправляется в райские поля вечного блаженства. Справа от весов стоит бог Тот, который записывает результаты взвешивания.

Т! Слайд

Слайд: суд бога Осириса (по «Книге мертвых»)

Т! Слайд

Т! Слайд

Т! Слайд

Т! Слайд

4. Итог

- Географическое расположение древнеегипетской цивилизации.

- Как сами египтяне называли свою землю и что это название обозначает?

- Что в переводе обозначает «Египет»?

- Расскажите о древнеегипетской письменности.

- Каковы различия в происхождении письменности в Шумере и в Древнем Египте? Почему египтяне не могли заимствовать шумерскую письменность?

- Какое влияние оказывала религия на формирование древнеегипетского искусства?

- Как звали верховного бога египтян, бога Солнца?

- Что за боги Осирис и Исида?

- Расскажите миф «Путешествие солнечной Ладьи».

- Расскажите миф об Осирисе.

- Как представляли себе египтяне жизнь после смерти?

- Какие обычаи, связанные с заупокойным культом, существовали у египтян?

- Какой была связь египетской литературы с художественной культурой Египта (на примере «Книги мертвых»)?

- Что собой представляет Суд Осириса?

5. Домашнее задание

Прочитать конспект, подготовится к самостоятельной работе.

Письменно

Путешествие солнечной ладьи

Фрагмент 1

Боги — Ра и его свита — перевозили солнечный диск в Ладье. Эта Ладья называлась «Ладьёй Вечности». Днём она плыла по небесной реке с востока на запад, и солнце освещало землю. Обратный путь — с запада на восток — Ладья проделывала ночью: она плыла под землёй через Загробный Мир. На рассвете Ладья вновь выплывала на небосвод, и всё повторялось снова — изо дня в день, из года в год, столетие за столетием. Вот как проходило это путешествие.

Гребцы взмахнули вёслами. Ладья Вечности выплыла на небо и легко заскользила ввысь, вспенивая воду Небесного Нила. Ра, как и надлежало этому великому богу, восседал в шатре, на золочёном троне. У трона, скрестив ноги, сидел бог-писец Тот. Посреди Ладьи, разливая вокруг сияние, покоилось солнце.

Вся свита владыки была здесь. На носу Ладьи, гордо вскинув головы, стояли Маат и Хатхор. Головной убор Маат украшало пушистое перо — символ справедливости: Маат была богиней справедливых законов и мудрого миропорядка. Ей помогала Хатхор. Завидев на пути Ладьи врагов, она тут же превращала их в пепел. Возле трона с копьём в руке стоял сын Ра, бесстрашный Гор, готовый в любой момент по приказу отца ринуться в бой и сокрушить злых демонов.

...Задумавшись, Ра не заметил, как Ладья поднялась на вершину неба и повернула вниз, к западным горам.

Фрагмент 2

Ладья миновала вход в Преисподнюю и проплывала теперь мимо гробниц и захоронений. По знаку Ра гребцы остановили Ладью. Бог солнца обратился к умершим с проповедью:

— Знайте и помните! Вы после смерти не превратились в прах, а воскресли для вечной жизни потому, что о вас заботятся люди, живущие на земле. Они чтут умерших, молят богов быть к вам милостивыми, носят жертвенные дары в ваши гробницы. Делая это, они спасают не только вас, но и себя. Ведь им тоже предстоит вскоре сюда переселиться, и если они сейчас не научат своих детей заботиться об умерших предках, то и сами будут после смерти забыты, заброшены и не смогут воскреснуть для вечной жизни.

Ра умолк, обвёл толпу умерших величественным взглядом и дал знак гребцам трогаться в путь. Мумии улеглись в саркофаги, плача, что солнечный бог их покидает. Теперь только следующей ночью они увидят его.

Вскоре на пути Ладьи вырос огромный дворец, окружённый гигантскими колоннами. Это был Великий Чертог Двух Истин — зал, где вершится Загробный Суд. Здесь боги подземного мира в присутствии владыки Преисподней Осириса судили умерших.

Так, участок за участком, Ладья Вечности плыла по Подземному Нилу.

Фрагмент 3

...Наступил последний час ночного плавания.

— Боги! Я вижу пещеру Апопа. Приготовьтесь к бою! — скомандовал Ра.

Боги похватали оружие. Внезапно вода вспенилась, забурлила; река в одно мгновение превратилась в бешеный поток. Казалось, Ладья подплыла к водопаду. С рёвом, разбрызгивая пенные хлопья, поток нёсся вперёд, увлекая Ладью. Потом вода исчезла. Словно её и не было; только сухое каменистое русло напоминало о том, что ещё минуту назад здесь текла полноводная река.

За скалой раздалось рычание, от которого по склону загрохотал камнепад.

Это рычал Апоп — повелитель злых сил, враг солнца — самый огромный из всех змеев. Каждую ночь Апоп подстерегал Ладью у подземных скал. Увидев её, он тут же, в несколько глотков, выпивал всю воду Подземного Нила. И каждую ночь бог Ра и его свита бились с исполинским змеем, чтобы утром солнце снова взошло на небосвод.

— Дрожи, Апоп! Сгинь, Апоп! Пропади, Апоп! — закричали боги.

Хатхор метнула пучок раскалённых лучей, которые, словно стрелы, вонзились в туловище змея. Гор проткнул его копьём. Остальные стали рубить извивающееся страшилище мечами.

Змей взревел от боли. Из разинутой его пасти хлынула вода. И вскоре Ладья спокойно закачалась на волнах. Истекающий кровью Апоп уполз в пещеру и там затаился. Но Ра знал, и все боги тоже знали, что за день он успеет залечить раны и следующей ночью снова нападёт на Ладью Вечности.

Ладья обогнула скалу, миновала последние врата Загробного Царства и причалила к подножию восточных гор. Боги и Ра умылись в священном озере и снова заняли свои места. Неутомимые гребцы взмахнули вёслами. Ладья Вечности опять выплыла на небо.

Миф об Осирисе и Исиде

Фрагмент 1

Осирис был земным владыкой Египта. Он научил египтян строить каналы, орошать поля, выращивать урожай и поклоняться богам. Это были лучшие времена Золотого века!

Злой брат Осириса Сет, тайно влюблённый в Исиду, задумал убить Осириса и захватить земной престол. Он тайком измерил рост Осириса и по снятой мерке изготовил саркофаг, украшенный золотом и узорами из поделочных камней. Когда саркофаг был готов, Сет устроил званый пир, на который пригласил и Осириса.

В разгар празднества Сет принёс саркофаг в зал. Гости наперебой стали выражать восхищение великолепным изделием. Тогда Сет, как бы в шутку, сказал:

- Ложитесь по очереди в саркофаг! Кому он придется впору, тот и получит его в подарок.

Гости по очереди стали забираться в саркофаг, но для одних он оказывался слишком велик, для других - чересчур мал, для третьих - слишком широк или слишком узок. Наконец подошла очередь Осириса. Ни о чём не подозревая, бог улёгся в саркофаг. В тот же миг заговорщик захлопнул крышку, обвязал сундук ремнями и бросил в воды Нила.

Узнав о том, что произошло, Исида остригла волосы, облачилась в траурные одежды и отправилась искать саркофаг с телом Осириса. Вне себя от горя, богиня причитала:

Сливается небо с землёю, тень на земле сегодня,

Сердце моё пылает от долгой разлуки с тобою

О брат мой, о владыка, отошедший в край безмолвия,

Вернись же к нам в прежнем облике твоем!

Так, плача, Исида ходила из края в край, пока не нашла саркофаг с телом мужа в финикийском городе Библ. По возвращении в Египет Исида спрятала саркофаг с телом Осириса в Дельте Нила, в зарослях папируса.

Фрагмент 2

Однажды Сет отправился на ночную охоту в Дельту Нила и там, бродя в зарослях папируса, случайно наткнулся на саркофаг, спрятанный Исидой. Он развязал ремни, откинул крышку и, увидев мёртвого Осириса, пришёл в ярость. Изрыгая проклятия, злодей выхватил меч, разрубил тело брата на 14 частей и разбросал их по всему Египту.

Неутешная Исида разыскала части тела мужа. На каждом месте, где Исида находила какую-либо из частей, она ставила надгробную стелу, чтобы Сет думал, будто Осирис похоронен - отсюда множество погребений Осириса по всему Египту. Затем Исида смазала останки мужа божественными маслами, создав тем самым первую на земле мумию.

Исида очень горевала из-за того, что при жизни Осириса не успела родить ему сына. Но, зная магию и тайны колдовства, она могла зачать ребенка и от мёртвого мужа. Она спряталась в болотах Дельты Нила и там вынашивала Гора, законного наследника трона Осириса. Она с нетерпением дожидалась того дня, когда Гор займёт место отца на земном троне и отомстит за его гибель. Ведь никто другой не решался оспаривать престол у могущественного Сета.

Когда Гор стал взрослым юношей, он вступил в битву с Сетом. Во время сражения Сету удалось вырвать глаз Гора. Сет разрубил глаз на 64 части и разбросал их по всему Египту. На помощь Гору пришёл Тот. Он отыскал части изрубленного глаза, срастил их и возвратил юноше его исцелённое Око.

Заполучив Око обратно, Гор отправился к мумии Осириса и дал мёртвому Осирису проглотить Око. И Осирис воскрес. Свершилось великое событие! Но Осирис не мог оставаться на земле. Он должен был стать царём подземного царства, властвовать там, как он властвовал в Египте. Наследником Осириса на земле становится Гор.

Осирис умер и воскрес, - и с тех пор, подобно ему, в Загробном Царстве воскресает каждый умерший египтянин, если его тело мумифицируют и сохранят, как некогда Исида сохранила тело Осириса от тления. И воскресает каждую весну, подобно Осирису, природа.

hello_html_1af856ad.png

infourok.ru