Источниковедение древней руси. Турилов А. А. Slavia Cyrillomethodiana: Источниковедение истории и культуры южных славян и Древней Руси: Межславянские культурные связи эпохи средневековья
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Slavia Cyrillomethidiana: Источниковедение истории и культуры южных славян и Древней Руси. Межславянские культурные связи эпохи средневековья. Источниковедение древней руси


1.1. Летописание. Источниковедение

1.1. Летописание

Летописи по праву считаются одним из важнейших источников изучения Древней Руси. Известно более 200 их списков, значительная часть которых опубликована в «Полном собрании русских летописей».

Каждый летописный список имеет условное название: по переписчику текста (Лаврентьевский список), по месту находки (Кенигсбергский, Ипатьевский и другие списки), по месту хранения (Академический, Синодальный, Археографический и другие списки) или по прежнему владельцу (списки Радзивиловский, Оболенского, Хрущевский и др.). Иногда летописи называются по имени их заказчика, составителя, редактора или переписчика (Лаврентьевский список, Никоновская летопись). Наименования по летописному центру обычно даются целым редакциям, в которые объединяются ряд списков (Новгородская летопись, Московский свод 1486 г.). Чтобы различать летописи, носящие одно и то же название, к ним добавлялись условные номера (Псковские I, II и III летописи, Новгородские I, II, III, IV и V летописи), которые не связаны с последовательностью их создания. Некоторые списки могут иметь несколько названий: Радзивиловский список (Радзивиловская летопись) может также называться Кенигсбергским; Устюжская летопись часто упоминается как Архангелогородский летописец. Неизданные списки летописей принято называть по архивохранилищу, в котором они находятся, и шифру, под которым они там числятся. Предпринимавшиеся в середине 30?х годов XX в. попытки ввести единые правила наименования летописных списков и редакций вели лишь к большей путанице, серьезно затрудняли понимание ссылки на конкретную летопись и усложняли ее поиск, в связи с чем эта идея не была воплощена в жизнь.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Источниковедение_Лекции - Стр 3

Предмет лекции: основные этапы развития отечественного источниковедения XIX – XX вв.

Актуальность лекции: важно знать историю отечественного источниковедения, так как без истории не понять современные процессы в науке об источниках

План лекции:

1.Развитие источниковедения в конце XIX в.: Ключевский В.О.

2.А.С. Лаппо-Данилевскийи новый этап в формировании источниковедения как науки об источниках.

3.Развитие отечественного источниковедения в советский период.

Литература: Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории / Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М.,

Румянцева. М.: РГГУ, 2000. URL: http://window.edu.ru/resource/215/42215

1. Развитие источниковедения в конце XIX в.: Ключевский В.О.

Самым известным учеником Соловьева был легендарный отечественный историк Василий Осипович Ключевский (1841-1911).В 1871 г. им была опубликована книга "Древнерусские жития святых как исторический источник". Проанализировав эволюцию русского житийного жанра (а в книге упоминается 670 списков), автор предложил их классификацию.

Ключевский выявил характерные черты житийных произведений как особого вида источников, раскрыл специфику отражения в них социальных фактов, подробно рассмотрел вопрос о достоверности свидетельств этого вида источников. Ключевский создал особое направление источниковедческого исследования – комплексный анализ большой группы произведений одного вида. Данный видовой подход способствует раскрытию особенностей отражения социальной информации в подобных источниках, выявлению связи авторства и назначения источника с характерным отбором информации, степенью ее достоверности.

Этот источниковедческий подход ярко проявился и в отношении Ключевского к другим видам источников, например, к запискам современников о политических событиях их времени. Он обосновал новый подход к запискам, показал особенности такого вида исторических источников, отмечая их ценность в отражении мыслей, чувств и впечатлений людей своего времени. Ключевский показал специфику проблемы достоверности исторического источникам, неоднозначность и сложность этого понятия. Будучи не всегда достоверными с точки зрения фактографической, событийной истории, записки достоверны с более общей, социально-психологической,стороны как отражение противоречивых чувств и мыслей, которые вызывают у современников политические события текущей жизни.

2. А.С. Лаппо-Данилевскийи новый этап в формировании источниковедения как науки об источниках.

Целостное и систематическое учение об источниках сложилось в науке и высшей школе России в предреволюционный период. Главную роль в этом сыграл труд А.С.Лаппо-Данилевского (1863-1918)"Методология истории".Лаппо-Данилевскийоткрыл новый этап в формировании источниковедения как целостной науки об источниках. Ученый поставил своей задачей последовательно изложить основные понятия источниковедения и систему его методов. В книге рассмотрены понятие об историческом источнике, главнейшие виды исторических источников, принципы их классификации, характеризуется сущность методов интерпретации и критики их, наконец, обосновывается значение исторических источников.

В методологии истории он различал два уровня. Каждый из них самодостаточен, но их синтез открывает новые качественные возможности понимания (построения) феномена человеческой культуры.

Первый уровень ("методология источниковедения") представлен системой методов, воссоздающих произведение (источник) как явление культуры определенного времени. В ходе исследования источник изучается, анализируется и интерпретируется таким, каким задумал и осуществил его автор, и далее - более широко – таким, каким его, возможно, и не осознавали автор и его современники – как явление культуры данного времени. Второй уровень ("методология исторического построения") состоит из системы методов, которые позволяют, исходя из реальности источника как части данной культуры, воссоздать ее самое. Например, установив что в данное время создавались частноправовые документы (на 1 уровне), можно определить состояние правовой культуры общества (на 2 уровне). Последующее развитие данной концепции подтвердило верность ее основных постулатов и ее применимость к изучению различных видов и

типов источников как социальных реальностей.

 

Идеи Лаппо-Данилевскогобыли

творчески развитии

в работах

С.Ф. Ольденбурга,

И.М. Гревса,

А.Е. Преснякова,

С.Н. Валка,

Г.В. Вернадского, А.А. Шахматова и других.

3. Развитие отечественного источниковедения в советский период.

После 1917 г. изменилась общественно-политическаяситуация в стране. Ученым пришлось работать в новых, часто экстремальных условиях, далеких от традиционных. В1917-1921гг. приоритетными стали такие направления научной работы, как 1) подготовка и издание учебной литературы, 2) архивное дело, участие в сохранении документальных богатств, 3) издание научных журналов.

В изданиях первых послереволюционных лет постоянно встречаются имена крупных ученых, а также их молодых последователей и учеников, которые необычайно активно вели научно-исследовательскуюработу, печатали статьи, книги, учебные пособия, несмотря на то, что положениеученых-гуманитариевбыло особенно трудным.

Первое послеоктябрьское десятилетие представляет собой, по существу, неисследованный период развития русской науки и источниковедения. Очевидна внешняя, событийная сторона того времени: распад привычных университетских обычаев и норм (отмена ученых степеней и званий, прием в университеты пролетарской молодежи без свидетельства о среднем образовании), информационный вакуум, невосполнимые потери, в т.ч. среди представителей крупнейших научных направлений (М. Дьяконов, А.С. Лаппо-Данилевский,Б.А. Тураев, А.А. Шахматов).

Одним из важных направлений деятельности российских историков после 1917 г. стало архивное дело. В России с начала XX в. архивы постоянно находились в центре общественного внимания. Им самое серьезное значение придавали представители академической науки, и в первую очередь, А.С. Лаппо-Данилевский,занимавшейся этой проблемой по поручению АН. Ему помогали А.Е. Пресняков, А.И. Андреев, С.Н. Валк и другие ученики академика, образовавшие центр, вокруг которого группировались культурные слои.

Архивные курсы, открывшиеся осенью 1918 г. в Петрограде и Москве, - еще одна яркая страница русской гуманитарной культуры. На широкой культурологической основе при высочайшем профессионализме преподавателей возможно было воспитывать мыслящих, свободных от узковедомственного подхода работников, чтобы затем они ввели в научный оборот, в национальную и мировую культуру документальные архивные богатства.

В 1917-1922гг. русские ученые завершили создание концепции методологии истории, которую по смыслу можно назвать культурологической, а по методу – источниковедческой. Тогда же, в 1920 г., вышла книгаЛаппо-Данилевского"Очерк русской дипломатики частных актов", в которой на конкретном материале источниковедения частных актов он реализовал теоретические понятия источника как явления культуры своего времени, показал способы применения к данному виду источников методов научной критики, интерпретации отдельных свидетельств, совершеннопо-новомусформулировал принцип не только анализа, но и синтеза в исследовании источника. Частноправовые документы, фиксирующие договорные отношения между людьми, здесь рассматриваются прежде всего "как исторические явления в жизни народов, как продукты их культуры". Исследователь выясняет, проводя источниковедческий анализ, функции частноправового акта в данном обществе, состав документа, его формуляр, интерпретирует правовые нормы, соотносит норму и действительность.

После 1923 г. положение изменилось. Все прежние направления исторических изысканий оказались закрытыми. Идеологизация и политизация науки и образования привели к ликвидации журналов, оттеснению ученых от архивной и преподавательской работы, а пришедшее в университеты пополнение активно занялось реализацией совершенно других

идеологических и культурных задач. В создавшихся условиях значительные усилия представителей старой школы были направлены на просветительские цели, на сохранение памятников истории и культуры. Они пытались противостоять катастрофическому падению общекультурного уровня массового сознания. Активное участие в краеведческом движении 1920-хгг. принимали такие ученые, как С.Ф. Ольденбург, А.И. Андреев, С.Н. Валк, И.М. Гревс, П.Г. Любомиров, А.В. Орешников, В.И. и Г.В. Вернадские и др.

Возможности научной деятельности в области источниковедения в 1920-1950-хгг. были жестко ограничены: оставались лишь частные, отдельные сюжеты, конкретные работы "к вопросу", очерки, в лучшем случае

– публикации источников.

История источниковедения и его современное состояние свидетельствуют, что из периода 1920начала 1950-хгг. оно вышло способным к возрождению и динамичному развитию. Уже в 1950х – и особенно в1960-хгг. источниковедение – его теория, преподавание, методы исследования – становится одним из наиболее заметных направлений развития отечественного гуманитарного знания.

В 1930 г. был открыт Московский историко-архивныйинститут. В учебные планы был включен и курс источниковедения. В1936-1940гг. курс читал М.Н. Тихомиров, который создал наряду с С.А. Никитиным фундаментальный курс источниковедения отечественной истории. Ими были рассмотрены все важнейшие виды источников – с древнейших времен до конца XIX в. На этой основе были созданы учебники, в которых объединены традиции русского источниковедения и новые идеи (Никитин С.А. Источниковедение истории СССР. XIX в. М., 1940; Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР. М., 1962). В 1955 г. был опубликован учебник А.Д. Люблинской "Источниковедение истории средних веков".

Среди ведущих специалистов в области источниковедения послевоенного периода можно также назвать А.И. Андреева (Очерки по

источниковедению

Сибири. М., 1960-1965.Т.1-2),М.Н. Черноморского

(Источниковедение

истории СССР:

советский период. М.,

1976),

Л.В. Черепнина (Русские феодальные

архивы. М., 1948-1950.

Т.1-2),

А.А. Зимина.

 

 

 

С началом "оттепели" обращение к вопросам источниковедения новейшего времени стало достоянием научной общественности. В 1957 г. в историко-архивноминституте состоялась научная дискуссия по вопросам критики исторических источников. Проблеме преподавания источниковедения новейшего времени посвящались дискуссии в ведущих изданиях начала1960-хгг.

В 1960-1970-хгг. сформировалось особое направление, в центре которого находились теоретические проблемы источниковедения. В настоящее время оно представлено рядом монографических исследований, учебных пособий, научных публикаций. Это направление отличает междисциплинарный подход. Оно представлено трудами таких ученых, как Г.М. Иванов, Б.Г. Литвак, О.М. Медушевская, А.П. Пронштейн,

Л.Н. Пушкарев, А.Т. Николаева, В.И. Стрельский, С.О. Шмидт, И.Д. Ковальченко, В.В. Кабанов (Слухи как исторический источник //Труды историко-архивногоинститута. М., 1996. Т.33), С.М. Каштанов (Акты новейшего времени //Источниковедение XX столетия. М., 1993), В.П. Данилов, Ю.Я. Рыбаков, Л.Е. Шепелев и др.

Заключение. Подведение общего итога лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции:

Рубеж XIX-XXвв. знаменует собой формирование источниковедения как самостоятельной научной дисциплины. Выдающаяся роль в этом деле принадлежит историку А.С.Лаппо-Данилевскому.

После 1917 г. изменилась общественно-политическаяситуация в стране. Ученым пришлось работать в новых, часто экстремальных условиях, далеких от традиционных. Завершается создание методологии культурологической истории. В её основе – источниковедческий метод.

В годы господства тоталитарного режима развитие получили лишь частные вопросы источниковедения. С началом «оттепели» начался новый этап в источниковедении как науки. В 1960-1970-хгг. сформировалось особое направление, в центре которого находились теоретические проблемы источниковедения.

Раздел 2. Источники российской истории. Древняя и средневековая Русь.

Лекция № 6 Тема: Исторические источники древней России. Летописание.

Цель лекции: сформировать представление об особенностях исторических источников Древней Руси.

Предмет лекции: исторические источники Древней Руси.

Актуальность лекции: знание исторических источников Древней Руси позволяет сформировать представление об эволюции источников на дальнейших этапах развития общества.

Литература: Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории / Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М.,

Румянцева. М.: РГГУ, 2000. URL: http://window.edu.ru/resource/215/42215

План лекции:

1. Летописи как исторический источник и методы их изучения.

2.Общее понятие о «Повести временных лет».

3.Летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет».

4.Местное летописание XII-XIIIвв.

5.Летописание XIV-XVвв.

1. Летописи как исторический источник и методы их изучения.

Летописи по праву считаются одним из важнейших источников изучения древней Руси. Именно в них ученые находят основной фактический материал для исторического построения. Вся нарративная часть исследований по истории русских земель и княжеств X-XVIIвв. почерпнута из летописей и - в большей или меньшей степени - является их переложением.

Внастоящее время известно более двухсот списков летописей. Большинство из них опубликовано (полностью или в виде разночтений к другим спискам) в продолжающемся уже на протяжении более полутора столетий Полном собрании русских летописей. Некоторые летописные своды (Новгородская I летопись, псковские летописи, Устюжская летопись) публиковались отдельно.

Каждый летописный список имеет свое условное название. Чаще всего оно давалось по месту хранения (Ипатьевский, Кёнигсбергский, Академический, Синодальный, Археографический списки и т. п.) либо по фамилии прежнего владельца (Радзивиловский список, список Оболенского, Хрущевский список и др.). Иногда летописи называются по имени их заказчика, составителя, редактора или переписчика (Лаврентьевский список, Никоновская летопись) либо по летописному центру, в котором они были созданы (Новгородская летопись, Московский свод 1486 г.). Однако последние наименования обычно даются не отдельным спискам, а целым редакциям, в которые объединяется ряд списков. Если же несколько летописей носят одинаковые названия, то к названию добавляется условный номер. Так, выделяются Псковские I, II и III летописи, Новгородские I, II, III, IV и V летописи. Причем эта нумерация никак не связана с последовательностью их создания.

Всвязи с неупорядоченностью номенклатуры летописей некоторые списки могут

иметь несколько названий. Например, Радзивиловский список (летопись) может также называться Кёнигсбергским, а Устюжская летопись часто упоминается как Архангелогородский летописец. Неизданные списки летописей принято называть по архивохранилищу, в котором они находятся, и шифру, под которым они там числятся. Предпринимавшиеся неоднократные попытки систематизировать названия летописных списков и редакций не дали положительных результатов. Как показала практика, это вело лишь к появлению дополнительных названий, связанных с каждой рукописью, что серьезно затрудняло понимание ссылки на конкретную летопись и усложняло ее поиск.

Определение летописания как особого вида исторических источников вызывает довольно серьезные трудности. Прежде всего, это связано со сложным составом летописей. Являясь сводами предшествующих текстов, они могут включать хроникальные записи событий за год (так называемые погодные записи - термин явно неудачный, но широко распространенный), документы (международные договоры, частные и публичные акты), самостоятельные литературные произведения (различные «повести», «слова», агиографические материалы, сказания) или их фрагменты, записи фольклорного материала. В то же время, начиная с работ А.А. Шахматова, заложившего основы современного летописоведения, каждый летописный

свод принято рассматривать как самостоятельное цельное литературное произведение, имеющее свой замысел, структуру, идейную направленность.

Дополнительные сложности в терминологию летописеведческих исследований вносит обыденное употребление слов «летопись» и «летописание». В древней Руси летописанием могли называть, например, новозаветную книгу Деяний апостолов. Видимо, тогда под летописанием понимали описание деяний как таковых, а не обязательно точно датированные записи о происходившем, расположенные в хронологическом порядке. В современных исторических и источниковедческих исследованиях допускается также использование этих терминов для обозначения летописной традиции, сложившейся на определенной территории (галицковолынское летописание, летописание Москвы, летопись Твери, новгородская летопись, ростовская летопись и т. п.).

Традиционно летописями в широком смысле называют исторические сочинения, изложение в которых ведется строго по годам и сопровождается хронографическими (годовыми), часто календарными, а иногда и хронометрическими (часовыми) датами. По видовым признакам они близки западноевропейскиманналам (от лат.annales libri - годовые сводки) ихроникам (от греч.chronikos - относящийся ко времени). В узком смысле словалетописями принято называть реально дошедшие до нас летописные тексты, сохранившиеся в одном или нескольких сходных между собой списках. Иногда небольшие по объему летописи - чаще всего узкоместного или хронологически ограниченного характера - называютлетописцами (Рогожский летописец, Летописец начала царств и т.п.). Впрочем,из-занеопределенности понятия «небольшой (или, напротив, большой) объем» их иногда могут называть и летописями. Как правило же, подлетописью в исследованиях подразумевается комплекс списков, объединяемых в одну редакцию (скажем, Лаврентьевская летопись, Ипатьевская летопись). При этом считается, что в их основе лежит общий предполагаемый источник. Каждый списокпо-своемупередает предшествующий текст, в большей или меньшей степени изменяя его (искажая или, наоборот, исправляя).

Летописание велось на Руси с XI по XVII в. Поздние русские летописи (XVI-XVIIвв.) существенно отличаются от летописей предшествующего времени. Поэтому работа с ними имеет свою специфику. В то время летописание как особый жанр исторического повествования угасало. Ему на смену приходили иные виды исторических источников: хронографы, Синопсис и т. п. Период сосуществования этих видов источников характеризуется своеобразным размыванием видовых границ. Летописи все больше приобретают черты хронографического (точнее, гранографического) изложения: повествование ведется по «граням» - периодам правления царей и великих князей. В свою очередь, поздние хронографы могут включать в свой состав летописные материалы (иногда целые фрагменты летописей).

Еще в XIX в. было установлено, что практически все сохранившиеся летописные тексты являются компиляциями, сводами предшествующих летописей. Согласно Д.С. Лихачеву, «по отношению к летописи свод более

или менее гипотетический памятник, т.е. памятник предполагаемый, лежащий в основе его списков или других предполагаемых же сводов». Другими словами, свод – реконструкция текста, легшего в основу всех летописных списков данной редакции. Такой предполагаемый исходный текст называется протографом (от греч. protos – первый и grapho – пишу). Иногда в основе текста списка летописи лежит несколько протографов.

Одним из самых сложных в летописеведении является понятие авторства. Ведь, как уже отмечалось, почти все известные летописи – результат работы нескольких поколений летописцев. Уже поэтому само представление об авторе (или составителе, или редакторе) летописного текста оказывается в значительной степени условным. Каждый из них, прежде чем приступить к описанию событий и процессов, очевидцем или современником которых он был, сначала переписывал один или несколько предшествующих летописных сводов, бывших в его распоряжении. Для автора летописи критерием достоверности его личных впечатлений было их соответствие коллективному опыту общества. Отклонение от такого социального стандарта представлялось, видимо, как несущественное (т.е. не раскрывающее сущности явления), а потому неистинное. В этом отношении сама форма летописных сводов, по замечанию Д.С.Лихачева, оказывалась идеальным воплощением особого исторического сознания их авторов.

Работа с летописями начинается с чтения и сличения всех списков данной редакции. При этом фиксируются и объясняются все разночтения. Следует помнить, что разбивка на слова и расстановка знаков препинания в публикациях летописей – результат определенной интерпретации текста исследователем (издателем).

Накопленный опыт предшествующих поколений исследователей древнерусского летописания, а также использование методов, разработанных зарубежными источниковедами, дали возможность в конце XIX в. создать новую методику изучения летописных текстов. Принципиально новые подходы к анализу летописей применил выдающийся литературовед и лингвист А.А.Шахматов. Сопоставив все доступные ему списки летописей, Шахматов выявил разночтения и так называемые общие места, присущие летописям. Анализ обнаруженных разночтений, их классификация дали возможность выявить списки, имеющие совпадающие разночтения. Такая предварительная работа позволила исследователю сгруппировать списки по редакциям и выдвинуть ряд взаимодополняющих гипотез, объясняющих возникновение разночтений. Предполагалось, что разночтения, совпадающие в нескольких списках, имеют общее происхождение, т.е. восходят к общему протографу всех этих списков. Так были воссозданы предполагаемые исходные тексты. При этом оказалось, что многие фрагменты летописного изложения заимствовались из очень ранних сводов, что, в свою очередь, дало возможность перейти к реконструкции древнейшего русского летописания. Выводы Шахматова получили полное подтверждение, когда был найден Московский свод 1408 г., существование которого предсказал великий ученый.

Непременным условием научного изучения летописей является установление личности самого летописца, его политических, религиозных, этических и прочих взглядов, симпатий и антипатий. Одним из важнейших выводов Шахматова, к которому он пришел в результате систематического изучения летописных сводов XIV-XVIвв., было заключение, что «рукой летописца водили не отвлеченные представления об истине, а мирские страсти и политические интересы». В советской историографии это положение легло в основу изучения древнерусского летописания.

Недостаток подхода, разработанного Шахматовым, заключается в том, что критический анализ источника фактически сводится к изучению истории его текста. За пределами интересов исследователя остается большой комплекс проблем, связанных с историей значений и смыслов, бытовавших в период создания того или иного летописного свода. Соответственно зачастую игнорируется та образная система, которую использовал летописец и которую хорошо понимали его читатели. Результатом такого подхода становится некритическое восприятие информации, заключенной в подлинном, с точки зрения историка, тексте летописной статьи. Тем самым проблема достоверности текста подменяется проблемой его подлинности.

Когда современный исследователь берет в руки древнерусскую летопись, перед ним неизбежно встает вопрос: насколько адекватно он может воспринимать текст, созданный столетия назад? Чтобы понять любое информационное сообщение, необходимо знать язык, на котором оно передается. Однако, не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего нельзя быть уверенным, что лингвистам удалось зафиксировать все значения (с учетом временных изменений)всех слов, встречающихся в древнерусских источниках. Предположим, однако, что все основные значения слов выявлены и зафиксированы, а исследователь правильно выбрал из них наиболее близкие «своему» тексту. Этого недостаточно, чтобы считать, что текстпонят. Существует поистине неисчерпаемое число индивидуальных смыслов, «окружающих» найденные общепринятые значения.

Древнерусские летописные тексты не так элементарны, как может показаться на первый взгляд. Летописец часто описывает событие столь «примитивно», что у современного читателя может сложиться впечатление, будто его собеседник «умом прост и некнижен», кажется, он – непосредственный очевидец происходящего, бесхитростно описывающий только что увиденное. Иногда современный ученый воспринимает летопись так: «летописец и не пробует понять, что он пишет и переписывает, и, похоже, одержим одной мыслью – записывать все, как есть». При этом подчеркивается: «цель летописца не в том, чтобы изложить все последовательно, а изложить все, ничем не жертвуя». Якобы именно поэтому «летописец внимателен ко всякому событию, фиксируя даже годы, когда «ничего не было»: «Бысть тишина». Часто на таком ощущении «эффекта присутствия автора» базируются датировки этапов развития летописных

сводов, делаются далеко идущие выводы об участии в летописании тех или иных лиц, строятся предположения о политической ориентации летописцев.

Стоит, однако, взглянуть не летописное изложение чуть пристальнее – и «очевидец» исчезает. Ему на смену приходит весьма начитанный книжник, мастерски подбирающий из множества известных ему произведений «куски драгоценной смальты» (Д.С.Лихачев), которые он складывает в единое по замыслу и грандиозное по масштабу мозаичное полотно летописи.

Понимание информации, заключенной в письменном источнике, прежде всего зависит от того, насколько точно определил исследователь цель его создания. Замысел – основной фильтр. Сквозь его автор (летописец) «просеивает» всю информацию, которую он получает извне. Этот замысел определяет набор и порядок изложения известий в летописи. От него в значительной степени зависит внешняя форма изложения, поскольку автор (составитель, редактор) ориентируется на определенные литературные параллели.

Таким образом, найденный замысел должен позволить непротиворечиво объяснить: 1) причины, побуждавшие создавать новые своды и продолжать начатое когда-тоизложение, 2) структуру летописного повествования, 3) отбор материала, подлежащего изложению, 4) форму его подачи, 5) подбор источников, на которые опирался летописец.

Путь выявления замысла – обратный: по анализу содержания текстов, на которые опирался летописец, по литературным формам, встречающимся в летописи, следует восстановить актуальные для летописца и его потенциальных читателей содержание летописных сообщений, свода в целом, а уже на этом основании пытаться вычленить базовую идею, вызвавшую к жизни данное произведение.

2. Общее понятие о «Повести временных лет».

Начало древнерусского летописания принято связывать с устойчивым общим текстом, которым начинается подавляющее большинство дошедших до нашего времени летописных сводов. В одних поздних летописях он подвергся сокращениям и кое-какимслучайным вставкам (летопись Переяславля Южного и др.), в других (Софийская I, Новгородская IV и др.) был соединен с киевским и новгородским сводами. Интересующий нас текст охватывает длительный период - с древнейших времен до начала второго десятилетия XII в. По первым строкам, открывающим большинство его списков, этот текст традиционно называютПовестью временных лет. Вполне обоснованно считается, что это один из древнейших летописных сводов, текст которого был сохранен летописной традицией. Следует помнить, что Повесть временных лет - условно (хотя и небезосновательно) выделяемый текст. Отдельных списков его не известно. В разных летописях текст Повести доходит до разных годов: до 1110 г. (Лаврентьевский и близкие ему списки) или до 1118 г. (Ипатьевский и близкие ему списки).

Обычно это связывают с неоднократным редактированием Повести. Сличение обеих редакций привело А.А. Шахматова к выводу, что в Лаврентьевской летописи сохранился текст первой редакции,

studfiles.net

ЕЩЁ РАЗ ПРО НОРМАНИСТСКОЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

oldrus.livejournal.com

Что такое источниковедение. Источниковедение

Что такое источниковедение

Источниковедение (нем. Quellenkunde, англ. source study) – гуманитарная дисциплина, объект которой – исторические источники, т. е. вся совокупность произведений человека / продуктов культуры – эмпирическая реальность исторического мира, а предмет – изучение исторического источника как культурного феномена и на этой основе поиск, извлечение, оценка и использование в науке и иных социальных практиках информации о человеке и обществе в их исторической составляющей.

Источниковедение вырастало из практической потребности установления подлинности и достоверности документов. Научное историческое источниковедение прошло сложный путь становления и развития в качестве дисциплины исторической науки. На каждом из этапов этого пути прирастали функции источниковедения, усложнялись его задачи и, главное, менялись статус и место источниковедения в системе научного исторического знания.

В течение XX в. источниковедение приобретает статус научной дисциплины. Современное состояние источниковедения определяется трансформацией нововременной науки, отличавшейся строгим дисциплинарным делением, в новый тип знания, преимущественно гуманитарного и синтетического характера. В новой социокультурной и теоретико-познавательной ситуации, сложившейся главным образом в последней трети XX – начале XXI в., источниковедение выступает как интегрирующее начало гуманитаристики, поскольку его предмет – исторический источник, понимаемый как культурный феномен, как продукт творчества человека и социума в широком смысле, – выступает одновременно как объект исследования других гуманитарных и социальных наук. Современное источниковедение принципиально полидисциплинарно, оно обращается ко всей совокупности произведений культуры с целью понимания Другого (человека, социума, культуры), расширения на этой основе опыта собственной культуры, обогащения мировосприятия.

Выступая как интегрирующее начало гуманитарного знания, предоставляя универсальный метод обращения к произведениям человека / продуктам культуры для любых гуманитарных и социальных наук, источниковедение в то же время сохраняет связи со вспомогательными историческими дисциплинами, становление и развитие которых было обусловлено необходимостью специального изучения отдельных аспектов исторических источников (например, палеография исследует внешние признаки памятников письменности, историческая хронология – содержащиеся в них датировки, метрология – упоминаемые меры) или особых групп исторических источников (сфрагистика изучает печати, геральдика – гербы, фалеристика – знаки отличия, награды, вексиллология – знамена) с целью установления подлинности, датировки, определения авторства исторических источников.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Книга "Slavia Cyrillomethidiana: Источниковедение истории и культуры южных славян и Древней Руси. Межславянские культурные связи эпохи средневековья"

Slavia Cyrillomethidiana: Источниковедение истории и культуры южных славян и Древней Руси. Межславянские культурные связи эпохи средневековьяДобавить
  • Читаю
  • Хочу прочитать
  • Прочитал

Оцените книгу

Скачать книгу

18 скачиваний

Читать онлайн

О книге "Slavia Cyrillomethidiana: Источниковедение истории и культуры южных славян и Древней Руси. Межславянские культурные связи эпохи средневековья"

Книга представляет собой сборник статей по истории средневековой культуры православных славянских стран, связанных общностью книжно-письменной традиции, восходящей к эпохе Кирилла и Мефодия. В работах, входящих в сборник, на большом фактическом материале (во многом представляющем результаты собственных разысканий автора) рассматривается судьба кирилло-мефодиевского наследия в разных странах и регионах славянского мира с X по XVI в., ее общие черты, специфика и закономерности трансформации. Особое внимание уделено в книге межславянским культурным связям, их причинам, ходу и механизмам осуществления в периоды сближения национально-региональных традиций на рубеже XII—XIII («первое восточнославянское влияние») и в XIV—XV вв. («второе южнославянское влияние»). Книга представляет интерес для широкого круга историков, лингвистов, литературоведов и богословов.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Slavia Cyrillomethidiana: Источниковедение истории и культуры южных славян и Древней Руси. Межславянские культурные связи эпохи средневековья" А. А. Турилов бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Отзывы читателей

Подборки книг

Похожие книги

Другие книги автора

От Кирилла Философа до Константина Костенецкого и Василия СофиянинаМежславянские культурные связи эпохи Средневековья и источниковедение истории и культуры славян. Этюды и характеристики

Информация обновлена: 21.02.2017

avidreaders.ru

Турилов А. А. Slavia Cyrillomethodiana: Источниковедение истории и культуры южных славян и Древней Руси: Межславянские культурные связи эпохи средневековья

Книга представляет собой сборник статей по истории средневековой культуры православных славянских стран, связанных общностью книжно-письменной традиции, восходящей к эпохе Кирилла и Мефодия. В работах, входящих в сборник, на большом фактическом материале (во многом представляющем результаты собственных разысканий автора) рассматривается судьба кирилло-мефодиевского наследия в разных странах и регионах славянского мира с X по XVI в., ее общие черты, специфика и закономерности трансформации. Особое внимание уделено в книге межславянским культурным связям, их причинам, ходу и механизмам осуществления в периоды сближения национально-региональных традиций на рубеже XII – XIII («первое восточнославянское влияние») и в XIV – XV вв. («второе южнославянское влияние»). Книга представляет интерес для широкого круга историков, лингвистов, литературоведов и богословов.

Оглавление

I. Древнейшие межславянские культурные связи и судьбы кирилло-мефодиевского наследия в национально-региональных традициях

Древнерусская культура в контексте средневековых славянских (на материале книжности): Вместо предисловия

Судьба древнейших славянских литературных памятников в средневековых национально-региональных традициях

Болгарские  литературные памятники эпохи Первого царства в книжности Московской Руси XV – XVI вв. (заметки к оценке явления)

К уточнению объема и состава древнейшего славянского оригинального гимнографического корпуса в древнерусской традиции (на материале минейных служб)

К определению объема творческого наследия учеников Кирилла и Мефодия в составе славянского Требника (Предварительные наблюдения над южнославянской рукописной и старопечатной традицией)

Роль сербской традиции в сохранении древнейших памятников славянской литературы

 

II. История и культура Болгарии IX – X вв.

Две забытые даты болгарской церковно-политической истории IX в. (К вопросу формирования болгарского варианта церковного месяцеслова в эпоху Первого царства)

Византийский и славянский пласты в Сказании инока Христодула (К вопросу о происхождении памятника)

«Не где князь живет, но вне» (Болгарское общество в конце IХ в. по данным "Сказания о железном кресте")

 

III. Культурные связи Руси с южными славянами в XII – XIII вв.: «первое восточнославянское влияние»

Памятники древнерусской литературы письменности у южных славян в XII–XIV вв. (проблемы и перспективы изучения)

«Поучение Моисея» и сборник игумена Спиридона (новгородский памятник XII в. в контексте русско-южнославянских связей)

 

IV. "Второе южнославянское влияние" и русская книжная культура XIV – XV вв.

Восточнославянская книжная культура конца XIV – XV вв. и "второе южнославянское влияние"

К вопросу о сербском компоненте во «втором южнославянском влиянии»

О времени и месте создания пергаменного "Евангелия Мемнона-книгописца"

К истории Стишного пролога на Руси в XIV – XV вв.

К вопросу периодизации русско-южнославянских литературных связей XV – начала XVI вв.Addenda et corrigenda

Южнославянские памятники в литературе и книжности Литовской и Московской Руси XV – первой половины XVI в.: парадоксы истории и географии культурных связей

Критерии определения славяно-молдавских рукописей XV–XVI вв.

 

Первые публикации статей

Указатель шифров рукописей, упоминаемых в издании

Указатель географических названий

Именной указатель

 

Отв. ред. книги – член-корреспондент РАН, д. и. н. Б. Н. Флоря, рецензенты – д. ф. н. Н. Н. Запольская, д. ф. н. Е. Л. Конявская.

inslav.ru


Смотрите также