Атриум - это основной элемент древнеримской архитектуры. Атриум древний рим
это основной элемент древнеримской архитектуры
Атриум - это центральная часть древнеримского жилища, внутренний световой двор, в который выходили остальные помещения. Этимология слова идет от латинского atrium, что значит «закопченный», «черный». В древних жилищах в атриуме располагался постоянно горящий очаг, из-за небольшого размера дворика он мог быть закопченным, отсюда, скорее всего, и пошло его название. В центре атриума также находился водоем для стока дождевой воды.
Такое построение характерного древнеримского дома возникло под влиянием композиций народных собраний греческой агоры и простых народных жилищ. Ощущается также влияние этрусских построек. На протяжении нескольких столетий дом римлян не имел дальнейшего развития. Даже в эпоху процветания империи атриум оставался существеннейшей частью дома. Такой преобладающий тип строительства жилища называется атриумно-перистильный.
Атриум - это центр римского дома, открытое прямоугольное пространство, комплювиум (compluvium). Кровля атриума, четыре части которой понижались к середине, оставляла в самом центре открытое пространство, из которого дождевая вода текла в водоем имплювиум (impluvium), устроенный в полу. Крыша обычно основывалась на четырех колоннах, стоявших по углам имплювиума.
Римскому дому своеобразную индивидуальность придавал именно атриум. Схема его по Марку Витрувию, римскому архитектору, могла различаться по двум видам: каведиум, или атриум под открытым небом, кровля которого проходила по окружности, и атриум с галереей со сплошным перекрытием.
Каведиум делили на 5 типов:
Atrium tuscanicum - самый распространенный тип, известный еще как этрусский. Для него характерна вогнутая крыша с прямоугольным отверстием посередине, ее скаты спускались к комплювиуму. Кровля опиралась на 2 поперечные балки, располагавшиеся по краям комплювиума.
Atrium tetrastylum использовался при устройстве более обширных помещений. Данный тип отличали перпендикулярные по отношению к стенам перегородки, образовывавшие ряд комнат вокруг дворика. Крыша строения базировалась на четырех колоннах, поставленных по углам комплювиума.
Atrium corinthium схож с предыдущим, но имел больший комплювиум и, соответственно, большее количество колонн. Коринфский тип представлял собой открытый внутренний двор с колоннадой, поддерживавшей крышу, которая была обращена скатом внутрь.
Atrium displuviatum имел кровлю с просветом посередине. Просвет обычно был защищен специальным навесом от дождя.
Atrium testudinatum - атриум был полностью перекрыт сводами.
Атриум открытый, созданный в виде базилики, с крытым двором, окаймлялся двумя боковыми портиками. В глубине двора находился таблиниум (деревянная галерея) с открытым передним фасадом. Таблиниум с внутренними покоями соединялся широким пролетом (fauces).
Изначально внутренний двор атриума отделялся от улицы дверью, которая по обычаю была открыта. Но впоследствии ее стали запирать на запор. Входные, чаще двухстворчатые, двери открывались внутрь. Напротив них обычно был расположен очаг. В этой части дома собирались домочадцы. Здесь пряли рабыни, с которыми часто работала и сама хозяйка.
Позднее атриум - это уже своеобразное лицо дома. Он стал разделяться на официальную (таблинум – кабинет, атриум, триклиниум), парадную и частную часть (кубикулы, перистиль - спальни). Стены светового дворика декорировали фресками, пол выкладывали мозаикой, а очаг заменили бассейном. Мраморные колонны и статуи стали украшать атриум. Дом становился более помпезным.
Страсть к колоссальным сооружениям, обуявшая римлянами во времена расцвета империи, натолкнула их на мысль устраивать атриумы при общественных сооружениях и в храмах.
В современной архитектуре значение термина «атриум» несколько иное. Атриум - это открытое пространство со светопрозрачными перекрытиями внутри здания, высотой в несколько этажей. При строительстве выставочных комплексов, отелей, деловых центров, офисов крупнейших компаний - это один из распространенных элементов архитектуры.
fb.ru
это древняя форма организации пространства, актуальная сегодня :: SYL.ru
Вестибюль роскошнейшего отеля "Бурж Аль Араб" в Дубае поражает любого, кто видит его впервые. Высота его открытого пространства – около 180 м – самая большая в мире.В архитектурном смысле он представляет собой атриум - это прямая аналогия внутренним дворикам, которые впервые появились в домах древней Италии много веков назад.
Происхождение термина
Внутренний двор, имевший сообщение со всеми помещениями дома, являлся композиционным и смысловым центром древнеримского дома. Следует различать два вида внутреннего дворика. Один из них - патио, которое чаще всего располагается под открытым небом, а атриум – это перекрытое пространство, причем в более поздние времена такое перекрытие выполнялось из светопрозрачных конструкций.
Само название такого приема в функциональной организации дома – атриум - происходило от латинского слова ater – черный, закопчённый, которое быстро потеряло актуальность. Если вначале атриум - это место, где располагался очаг для приготовления пищи, постепенно он стал пространством, где происходили основные события жизни древнеримского дома, т. е. атриум приобрел парадность и роскошь.
История архитектуры различает несколько видов древнего атриума. Его пространство могло ограничиваться колоннами, перекрытие могло отсутствовать совсем, а могло иметь световое отверстие различного размера и иметь форму, способствующую отводу воды с кровли. В атриуме времени расцвета империи под проемом в крыше располагался бассейн, у стены размещался очаг и жертвенники, мебель для хранения самых ценных вещей и документов, а также для приема посетителей и долгих пиршеств.
Новый взгляд
Внутреннее пространство современных атриумов происходит не только из архитектуры древнеримских домов, но и из средневековых замков и королевских резиденций. Обычным элементом дворцовых комплексов был внутренний перекрытый двор, квадратный по форме. С развитием технологий появились системы остекления, позволившие возводить над такими дворами светопрозрачные конструкции, что придало им новые функциональные качества.
Атриум возник в климате, где не требовалось отопление домов, и открытое, незамкнутое пространство, залитое естественным светом, подходило для повседневного круглогодичного пребывания без дополнительных мероприятий по теплоизоляции. Возможность появления достаточно больших пространств с комфортной температурой и создающие эффект нахождения под открытым небом сделало атриумы актуальными и для менее комфортных климатических зон. Сегодня атриум - это архитектура не только Средиземноморья, но и России, Скандинавии и Северной Америки.
Современный элемент планировки
Большие пролеты, соединенные опорами для остекления, создали новый тип зданий. В них имелись большие публичные пространства, где люди могли спокойно, вне зависимости от погодных условий, проводить свободное время, совершая покупки, осматривая музейные коллекции. Светопрозрачные перекрытия атриумных пространств создавали объемы различного типа – пассажи, галереи, аркады и т. д. Среди них были объемы только для передвижения больших масс, были пространства с функциями больших рынков или огромных выставок.Жилые индивидуальные здания с перекрытыми прозрачными материалами внутренними пространствами – вещь довольно экзотическая, даже для теплого климата. Хотя современные системы остекления, дополненные новейшими инженерным оборудованием, имеют возможность создания и сохранения внутри комфортабельного микроклимата, большинство застройщиков предпочитает прочные и надежные кровли.
Атриумы в высотном строительстве
Новое время породило потребности в зданиях огромного объема, что привело к появлению высотных сооружений различного назначения. Одним из самых эффективных способов построения разумных функциональных и коммуникационных взаимодействий помещений и пространств современного здания стало появление огромного общего объема, куда выходят галереи, переходы, панорамные лифты и т. д. Такой атриум – это, что называется, «гостиная» и «прихожая» огромных и престижных отелей и бизнес-центров, одновременно и ядро всего здания.
Огромное открытое пространство, сформированное с использованием ограждающих светопрозрачных конструкций, часто наделяется функциями свето- и воздуховода, который может тянуться на многие уровни в высоту. Отсюда – самая главная проблема, которая присуща зданию, имеющему атриум – это пожарная безопасность, но современные системы способны свести на нет и такие угрозы.
Архитектурные шедевры
Современные архитекторы и дизайнеры, получив в свое распоряжение впечатляющее поле для приложения сил и таланта в виде грандиозных открытых пространств с комфортным микроклиматом и наполненных солнечным светом. Часто для этого используются элементы ландшафтной архитектуры, водопады, грандиозные аквариумы, фонтаны и т. д.
Созданные подобным образом атриумы стали настоящими шедеврами архитектуры нашего времени, сохраняя суть, которой они были наделены древними зодчими.
www.syl.ru
Атриум часть римского дома - это... Что такое Атриум часть римского дома?
Атриум часть римского дома — был существенной частью римского дома и представлял собою двор, окруженный комнатами разного назначения и расположенный в передней части здания. В римской архитектуре встречаются атриумы пяти видов: 1) Атриум testudinatum, т. е. покрытый наподобие черепахи (testudo), или выпукло, крыша которого устраивалась так же, как и на наших современных домах, и, следовательно, имела скаты, обращенные к краям; такой атриум освещался, вероятно, окнами, сделанными под краями крыши или в ней самой. 2)Атриум displuviatum, или защищенный от дождя, с крышею, подобной предыдущей, но только с просветом посередине; просвет этот был защищен от дождя особым небольшим навесом. 3) Атриум tuscanicum, или этрусский, имел вогнутую крышу с четырехугольным отверстием посередине, называвшимся compluvium; скаты крыши были обращены к комплювиуму для стока дождевой воды. Крыша эта опиралась своими нижними частями на две поперечные балки, расположенные по краям комплювиума, под которым устраивался в полу атриума неглубокий, но совершенно такой же величины и формы водоем для дождевой воды, или impluvium. Атриумы "этрусские" бывали обыкновенно невелики, что обусловливалось длиною балок. 4) Атриум tetrastylum, или четырехколонный, крыша которого опиралась на четыре колонны, поставленные по углам комплювиума. Такого рода устройство применялось тогда, когда атриум был настолько велик, что балки ни по своей длине, ни по прочности не годились для поддержания крыши. Следовательно, эта форма есть дальнейшее развитие предыдущей; и, наконец, 5) Атриум corinthium, или коринфский, представлял собою большой и открытый двор, обнесенный колоннадою с крышею, обращенной скатом внутрь. Эта последняя форма является окончательным развитием формы четырехколонной.
Атриумы первых трех видов представляют собою формы более древние, а последние два вида — формы позднейшие.
Главным украшением атриумов служили деревянные бюсты предков, размещенные по небольшим шкафам (armaria), которые развешивались по стенам. Бюсты эти покрывались расписанными восковыми масками, сделанными по гипсовым слепкам с покойника, и соединялись между собою гирляндами таким образом, что в общем они представляли собою целое родословное дерево. Против входных дверей атриума помещался иногда очаг, где домашним божествам, ларам и пенатам, приносились в жертву вино и фимиам. Слово атриум значило, по-видимому, первоначально дом, на что указывает самое название, означающее место черное (ater), закоптелое от дыма очага, который, как центр домашней жизни, должен был находиться в главной части дома. В этом случае он был не что иное, как большая крытая комната, в потолке которой было, вероятно, отверстие для выхода дыма. Комната эта служила помещением для всей семьи; здесь против дверей стояло супружеское ложе, а подле него прялки рабынь, вместе с которыми работала сама хозяйка; в этой комнате собирались домочадцы и чужие, а потом и клиенты. Затем, по мере развития богатства и роскоши в народе, к атриуму стали прибавляться другие помещения и выработались вышеуказанные формы. После покорения Греции, когда у римлян появилась любовь к художественным произведениям, атриумы стали богато украшаться статуями и колоннами из драгоценных мраморов. Страсть к колоссальным и иногда чисто декоративным постройкам, обуявшая римлян во времена императоров, натолкнула их на устройство атриумов при храмах и разных общественных сооружениях, откуда атриумы перешли в древнехристианскую архитектуру, где они представляли собой дворы тогдашних церквей или базилик; в этом случае атриумы обносились вокруг колоннадной галереей, а посередине их устраивался водоем.
Смотреть что такое "Атриум часть римского дома" в других словарях:
Атриум, часть римского дома — был существенной частью римского дома и представлял собою двор, окруженный комнатами разного назначения и расположенный в передней части здания. В римской архитектуре встречаются атриумы пяти видов: 1) Атриум testudinatum, т. е. покрытый… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Атриум — У этого термина существуют и другие значения, см. Атриум (значения). Атриум тосканского типа Атриум или атрий (лат. atrium, от ater «закопчённый», «чёрный», то есть помещение, почерневшее от копоти), каведиум центральная часть… … Википедия
АТРИУМ — (лат. atrium). Существенная часть римского дома, представлявшая собою род крытого портика в передней части здания. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АТРИУМ 1) разделенная 2 рядами колонн передняя комн … Словарь иностранных слов русского языка
Атриум — атрий (лат. аtrium, ater темный, черный) закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения. В центре атриума был бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие… … Архитектурный словарь
АТРИУМ — [АТРИЙ] внутренний световой двор, первоначально этрусского, а затем и римского античного жилого дома, обычно с крытой галереей и бассейном в центре (Болгарский язык; Български) атриум (Чешский язык; Čeština) atrium (Немецкий язык; Deutsch) Atrium … Строительный словарь
АТРИЙ — АТРИУМ, АТРИЙ 1) внутренняя часть древне римского дома с колоннами, вокруг которого размещались все комнаты и помещения; 2) в медиц. верхняя часть каждой половины сердца. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.… … Словарь иностранных слов русского языка
Атрий — Атриум а) центральный двор, основное место времяпрепровождения в римском доме; б) двор перед раннехристианской или средневековой церковью. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) * * * средняя часть древнеиталийского и… … Архитектурный словарь
Дом весталок — Дом весталок. Восточная часть. Статуи у дома в … Википедия
Дом Весталок — Дом весталок. Восточная часть Дом весталок (casa delle Vestali) находится рядом с храмом Весты в Римском Форуме. От дома сохранился прямоугольный атриум, который раньше обрамляли двухэтажные портики на колоннах. В портиках стояли статуи верховных … Википедия
Имплувий — (Impluvium) часть атрия римского дома, куда мог проникать дождь, т. е. оставленная непокрытой. В тесном смысле слова И. называлось углубленная и часто в виде бассейна устроенная часть пола, приходящаяся под непокрытой серединой атрия. Отверстие в … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
dic.academic.ru
Атриум, часть римского дома — ЭНЭ
Атрий дома Менандра в Помпеях (2—1 вв. до н. э.).Иллюстрация БСЭ
Атриум, часть римского дома
— был существенной частью римского дома и представлял собою двор, окруженный комнатами разного назначения и расположенный в передней части здания. В римской архитектуре встречаются атриумы пяти видов:
1) Атриум testudinatum, то есть покрытый наподобие черепахи (testudo), или выпукло, крыша которого устраивалась так же, как и на наших современных домах, и, следовательно, имела скаты, обращенные к краям; такой атриум освещался, вероятно, окнами, сделанными под краями крыши или в ней самой.
2) Атриум displuviatum, или защищенный от дождя, с крышею, подобной предыдущей, но только с просветом посередине; просвет этот был защищен от дождя особым небольшим навесом.
3) Атриум tuscanicum, или этрусский, имел вогнутую крышу с четырехугольным отверстием посередине, называвшимся compluvium; скаты крыши были обращены к комплювиуму для стока дождевой воды. Крыша эта опиралась своими нижними частями на две поперечные балки, расположенные по краям комплювиума, под которым устраивался в полу атриума неглубокий, но совершенно такой же величины и формы водоем для дождевой воды, или impluvium. Атриумы «этрусские» бывали обыкновенно невелики, что обусловливалось длиною балок.
4) Атриум tetrastylum, или четырехколонный, крыша которого опиралась на четыре колонны, поставленные по углам комплювиума. Такого рода устройство применялось тогда, когда атриум был настолько велик, что балки ни по своей длине, ни по прочности не годились для поддержания крыши. Следовательно, эта форма есть дальнейшее развитие предыдущей; и, наконец,
5) Атриум corinthium, или коринфский, представлял собою большой и открытый двор, обнесенный колоннадою с крышею, обращенной скатом внутрь. Эта последняя форма является окончательным развитием формы четырехколонной. Атриумы первых трех видов представляют собою формы более древние, а последние два вида — формы позднейшие.
Главным украшением атриумов служили деревянные бюсты предков, размещенные по небольшим шкафам (armaria), которые развешивались по стенам. Бюсты эти покрывались расписанными восковыми масками, сделанными по гипсовым слепкам с покойника, и соединялись между собою гирляндами таким образом, что в общем они представляли собою целое родословное дерево. Против входных дверей атриума помещался иногда очаг, где домашним божествам, ларам и пенатам, приносились в жертву вино и фимиам.
Слово атриум значило, по-видимому, первоначально дом, на что указывает самое название, означающее место черное (ater), закоптелое от дыма очага, который, как центр домашней жизни, должен был находиться в главной части дома. В этом случае он был не что иное, как большая крытая комната, в потолке которой было, вероятно, отверстие для выхода дыма. Комната эта служила помещением для всей семьи; здесь против дверей стояло супружеское ложе, а подле него прялки рабынь, вместе с которыми работала сама хозяйка; в этой комнате собирались домочадцы и чужие, а потом и клиенты. Затем, по мере развития богатства и роскоши в народе, к атриуму стали прибавляться другие помещения и выработались вышеуказанные формы. После покорения Греции, когда у римлян появилась любовь к художественным произведениям, атриумы стали богато украшаться статуями и колоннами из драгоценных мраморов. Страсть к колоссальным и иногда чисто декоративным постройкам, обуявшая римлян во времена императоров, натолкнула их на устройство атриумов при храмах и разных общественных сооружениях, откуда атриумы перешли в древнехристианскую архитектуру, где они представляли собой дворы тогдашних церквей или базилик; в этом случае атриумы обносились вокруг колоннадной галереей, а посередине их устраивался водоем.
В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
Атриум (лат.), часть древнеримского дома, где находился очаг и одновременно приемная комната.
В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии.
Атрий (лат. atrium), средняя часть древнеиталийского и древнеримского жилища, представляющая собой закрытый внутренний двор, куда выходили остальные помещения. Первоначально в центре А. находился очаг (крыша над ним имела отверстие для выхода дыма), затем — четырёхугольный неглубокий бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие для стока дождевой воды (комплювий). В эпоху поздней республики и империи атриум стал одним из парадных помещений римского дома.
Эта статья или раздел использует текст Большой советской энциклопедии.
Ссылки
wiki.laser.ru
Атриум, часть римского дома
был существенной частью римского дома и представлял собою двор, окруженный комнатами разного назначения и расположенный в передней части здания. В римской архитектуре встречаются атриумы пяти видов: 1) Атриум testudinatum, т. е. покрытый наподобие черепахи (testudo), или выпукло, крыша которого устраивалась так же, как и на наших современных домах, и, следовательно, имела скаты, обращенные к краям; такой атриум освещался, вероятно, окнами, сделанными под краями крыши или в ней самой. 2)Атриум displuviatum, или защищенный от дождя, с крышею, подобной предыдущей, но только с просветом посередине; просвет этот был защищен от дождя особым небольшим навесом. 3) Атриум tuscanicum, или этрусский, имел вогнутую крышу с четырехугольным отверстием посередине, называвшимся compluvium; скаты крыши были обращены к комплювиуму для стока дождевой воды. Крыша эта опиралась своими нижними частями на две поперечные балки, расположенные по краям комплювиума, под которым устраивался в полу атриума неглубокий, но совершенно такой же величины и формы водоем для дождевой воды, или impluvium. Атриумы "этрусские" бывали обыкновенно невелики, что обусловливалось длиною балок. 4) Атриум tetrastylum, или четырехколонный, крыша которого опиралась на четыре колонны, поставленные по углам комплювиума. Такого рода устройство применялось тогда, когда атриум был настолько велик, что балки ни по своей длине, ни по прочности не годились для поддержания крыши. Следовательно, эта форма есть дальнейшее развитие предыдущей; и, наконец, 5) Атриум corinthium, или коринфский, представлял собою большой и открытый двор, обнесенный колоннадою с крышею, обращенной скатом внутрь. Эта последняя форма является окончательным развитием формы четырехколонной. Атриумы первых трех видов представляют собою формы более древние, а последние два вида — формы позднейшие.
Главным украшением атриумов служили деревянные бюсты предков, размещенные по небольшим шкафам (armaria), которые развешивались по стенам. Бюсты эти покрывались расписанными восковыми масками, сделанными по гипсовым слепкам с покойника, и соединялись между собою гирляндами таким образом, что в общем они представляли собою целое родословное дерево. Против входных дверей атриума помещался иногда очаг, где домашним божествам, ларам и пенатам, приносились в жертву вино и фимиам. Слово атриум значило, по-видимому, первоначально дом, на что указывает самое название, означающее место черное (ater), закоптелое от дыма очага, который, как центр домашней жизни, должен был находиться в главной части дома. В этом случае он был не что иное, как большая крытая комната, в потолке которой было, вероятно, отверстие для выхода дыма. Комната эта служила помещением для всей семьи; здесь против дверей стояло супружеское ложе, а подле него прялки рабынь, вместе с которыми работала сама хозяйка; в этой комнате собирались домочадцы и чужие, а потом и клиенты. Затем, по мере развития богатства и роскоши в народе, к атриуму стали прибавляться другие помещения и выработались вышеуказанные формы. После покорения Греции, когда у римлян появилась любовь к художественным произведениям, атриумы стали богато украшаться статуями и колоннами из драгоценных мраморов. Страсть к колоссальным и иногда чисто декоративным постройкам, обуявшая римлян во времена императоров, натолкнула их на устройство атриумов при храмах и разных общественных сооружениях, откуда атриумы перешли в древнехристианскую архитектуру, где они представляли собой дворы тогдашних церквей или базилик; в этом случае атриумы обносились вокруг колоннадной галереей, а посередине их устраивался водоем.
slovar.wikireading.ru
Атриумные дома как пример эко-архитектуры
Атриумные дома как пример эко-архитектуры
Экологический аспект атриумных зданий
26 ноября 2013 года в рамках деловой программы IV Фестиваля инновационных технологий в архитектуре и строительстве «Зеленый проект 2013» прошел мастер-класс архитектора Дмитрия Жукова под названием «Атриумные дома, как пример эко-архитектуры». Поскольку это выступление привлекло к себе внимание многих гостей и участников Фестиваля, мы сочли возможным разместить на портале "Строительный Эксперт" содержание прошедшего мастер-класса в виде статейной публикации.
Раскрытие темы «Атриумные здания – как пример эко-архитектуры» уместно начать с разъяснений основных понятий. Что же такое атриум? Согласно общепринятому определению атриум – это общественное пространство, развивающееся, как правило, по вертикали. Частным случаем атриума является галерея, представляющая собой единое пространство, сформированное вдоль основных пешеходных коммуникаций. Таким образом, атриум можно сравнить с перекрытым двором, а галерею – с перекрытой улицей.
С точки зрения автора, основная задача эко-архитектуры состоит в создании среды, в которой человек мог бы развиваться как личность, чувствовать себя здоровым, процветающим и разумным. Человек, осознавая себя таким, будет вести гармоничный образ жизни, выбирая для себя и своей семьи чистые, возобновляемые строительные материалы, экономичные, эффективные системы эксплуатации зданий.
Атриум представляется планировочным центром эко-архитектуры, ее стержнем, стрежнем архитектуры нового качества.
Все слышали высказывание: мы есть то, что мы едим. Я предлагаю расширить его смысл – мы есть то, где мы живем и работаем. В наибольшей степени на человека влияет то место, где он живет. Многие из нас живут в квартирах, которые зачастую имеют узкие, темные коридоры и холлы. Для общения с другими членами семьи, а так же для коммуникации с внешним миром нам по многу раз в день нужно проходить этим путем. Вопрос: влияет это на формирование настроения человека, его мировосприятие?...
Очевидно, «да». В зданиях с атриумами можно увидеть альтернативный принцип организации пространства, который придает архитектуре иное качество, делает ее величественной и привлекательной, при этом эффективной и экономичной. Причем важно отметить, что это касается как частных домов, так и крупных общественных и жилых зданий.
Когда основные определения даны, важно понять историю атриума, для чего предлагается отправиться на 2000 – 3000 лет назад в Древний Рим, где зарождалась современная западная цивилизация, а так же на Средний Восток и Индию и посмотреть каковы были принципы формирование домов в то время.
Архитектура Древнего Рима наиболее известна нам и при слове «атриум» многие вспоминают древнеримские виллы, для которых характерно наличие большого, светлого, богато украшенного атрия, за которым располагался перистиль – внутренний двор с садом еще большего размера. Вместе формировалась система из двух дворов-атриумов, вокруг которых были скомпонованы все остальные помещения. Согласимся, что такой тип дома разительно отличается от большинства современных коттеджей и тем более квартир.
Теперь перенесемся в Западную Азию, где мы обнаружим, что характерной чертой города, является ориентация помещений во внутренние дворы. В городах, подобных Исфахану, вообще нет того, что в Европе известно как внешний вид здания. Основные пути движения населения проходят по базарам, которые можно считать прототипом современных галерей. Лежащие в стороне от базаров караван-сараи, медресе, мечети – все ориентированы во внутренние дворы, а между их наружными стенами образуются второстепенные проходы. В результате складывается город «интерьеров». Так характеризуется мусульманский подход к формированию городской среды и планировке зданий.
Традиционная архитектура Индии основана на знаниях, изложенных в науке Васту (2–3 тыс. лет до н.э.), в которой даны основные планировочные принципы формирования зданий. Особое место в планировке дома уделялось центральной части здания, она считалась самой важной, вокруг нее формировались остальные помещения, и именно из нее обеспечивался доступ в каждое из них. В некоторых случаях в центре формировался большой светлый, богато украшенный двор, который не имел конкретного назначения, в нем, как правило, проводились различные семейные праздники и красочные гуляния, играли дети, в других случаях в центре здания располагался высокий светлый холл, который так же являлся коммуникационным центром дома.
Традиционный индийский дом, согласно науке Васту. План.
Можно быть уверенным, что, живя в таком пространстве с малых лет, человек будет иметь другое мировосприятие, нежели тот, кто с детства обитает в квартире. Модель дома с центральным холлом-атриумом, представляется наиболее правильным и гармоничным пространством для проживания семьи, совместного время препровождения. Такая модель благоприятно воспринимается детьми, не создает довлеющего эффекта и формирует другое, несомненно, более высокое качество пространства и жизни.
Помимо формирования определенного психологического климата, структура зданий с центральным двором, имела сакральное значение. На Востоке центральная часть дома была десятиной, которую хозяин при строительстве жертвовал Богу и тем самым получал его благословения. Например, в Индии центральная часть дома называется Брахмастан, что в буквальном переводе означает «место Бога». Именно поэтому центральную часть, как правило, старались не задействовать функционально и оставляли максимально свободной.
С позиции представлений о физическом климате в доме с центральным холлом-атриумом улучшается освещенность помещений и воздухообмен в них.
Закончить исторический обзор следует более поздними архитектурными памятниками эпохи Возрождения. В связи с этим можно вспомнить собор Св. Петра в Риме, работы Андреа Палладио и других мастеров того времени. В этих постройках присутствуют атриумные пространства величественные и светлые, которые явились прототипами современных атриумов.
Атриум в общественной архитектуре предлагается рассмотреть, начав с экологии города. Город это среда, в которой формируется социальная, экономическая и личная модели поведения каждого человека. Думаю, никто не будет спорить, что человек, живущий в крупном городе, имеет один ритм жизни, ценности и взгляды, а обитатель небольшого городка – другие. Таким образом, становится очевидным, что городская среда самым непосредственным образом влияет на человека, на его отношение к миру и на то, что он понимает под экологическим подходом к жизни. Сделав городскую среду более дружелюбной, со-масштабной человеку можно изменить его отношение к окружающей среде, открыть понимание истинных принципов экологии.
На формирование городской среды сейчас влияют два основных фактора – экономический и транспортный. Первый выражается в том, что инвестор, реконструируя сложившуюся застройку или развивая новые территории, думает о получении максимальной прибыли. Такой подход в наше время является определяющим при разработке проекта и поиске проектной идеи. Транспортный фактор отражается в том, что автомобили стали неотъемлемой частью современного города, вытеснив пешехода с широких улиц и площадей начала XX века на узкие тротуары сегодняшнего времени. Общественных пространств, где люди могли чувствовать себя комфортно и просто общаться становиться все меньше.
Как атриум может ответить на два основных вызова современного города? Как можно улучшить городскую среду? Предлагается рассмотреть возможные варианты городской застройки, исходя из обозначенных выше факторов.
Развитие городов в Западной Европе и США с начала XX века по 1970-е годы поставило ряд серьезных проблем. Улицы и площади, определяющие многообразие маршрутов движения, стали подвергаться изменениям. Новые здания располагались без учета сложившихся планировочных осей и пространств, образую сумятицу несвязанных пространственных элементов. Высотные башни и пластины стали создавать сильные воздушные потоки, особенно невыносимые на уровне первых этажей. Высотные здания обесценили прежние доминанты застройки. Новое строительство часто стало занимать несколько соседних кварталов старого города, перекрывая сложившиеся пешеходные пути.
Справедливости ради нужно отметить, что в настоящее время вся проектируемая застройка в Европе и Америке продувается в аэродинамических трубах, что позволяет найти оптимальные решения для формирования городской среды.
Первые признаки конструктивной реакции на высотное строительство появились в середине 1960-х, когда начался период возведения атриумных зданий. Параллельно с этим в Кембриджском институте специалисты провели ряд исследований на тему «Использование территории и формы застройки», которые показали преимущества периметральной застройки по сравнению с так называемой свободной планировкой, состоящей из башен и пластин. Используя в качестве примера квадрат Френеля, каждый следующий пояс которого равен прочим по площади, они ясно продемонстрировали, что практика застройки пространств, удаленных от границ застраиваемого участка ведет к лишней трате земли и энергии. То же самое количество полезной площади, которые дают башенные здания можно набрать в более низких строениях по периметру участка. То, что равенство квадратов Френеля не воспринимается визуально, объясняется законами психологией зрения – квадратная лужайка всегда кажется больше, чем дорожка по ее периметру.
Квадрат Френеля
Эффективность периметральной застройки автор подтвердил собственным опытом – недавним участием в разработке проекта жилого микрорайона. Согласно техническому заданию на участке площадью 25 га необходимо было разместить около 200 тыс. м2 жилья. Стандартное решение в таком случае предполагает расположение 20 – 30 башен высотой в 17 – 25 этажей. Такая застройка создаст некомфортную, а главное, не со-масштабную человеку среду, в которой будет сложно ориентироваться и возможно возникновение сквозняков. В итоге было предложено другое решение: создать периметральную квартальную застройку из 7 – 8-этажных домов с центральными дворами-атриумами. Данный вариант отличался от первого своей структурностью, он формирует именно традиционную городскую среду, комфортную и со-масштабную человеку, среду которую мы привыкли видеть в исторических центрах городов.
Помимо того, что атриумные здания обеспечивают эффективное использование территории, они прибавляют городу пешеходные пространства. Эти пространства, имея чисто городской характер, могут с равным успехом служить и коммуникациями и местами сосредоточения разных видов деятельности. Как проходы они могут связывать внутренние территории разных кварталов, срезая углы основных улиц, воскрешая запутанность традиционных городских маршрутов.
Теперь попробуем понять, что дает атриум в здании для экономии энергии и экономики всего объекта в целом. В Скандинавии в 1960-х годах был разработан весьма экономичный метод отопления и инсоляции, при котором используется принцип перекрытия не отдельных домов, а целых районов города. Дальнейшие исследования показали, что, таким образом, сберегается около 50% тепла, расходуемого на отопление зданий, а современные материалы позволяют еще больше уменьшить теплопотери. Стеклянные покрытия не препятствуют обогреву солнечной энергией зданий и самих улиц, но на подобии тамбуров предотвращают потери тепла через проемы зданий. В летнее время напротив эти покрытия при помощи жалюзийной системы затеняют внутренние постройки, а открытые люки обеспечивают усиленный обмен воздуха.
Типы атриумов
Идеальная модель – это атриум с минимальной площадью внешнего ограждения. В атриуме, имеющем форму куба со стеклянной крышей, теплозащита в целом в 4 раза превышает возможность стен.
В общественных зданиях обычно огромная часть энергии расходуется на искусственное освещение, а искусство проектирования естественного освещения постепенно уходит в прошлое. Предлагается рассмотреть основные принципы проектирования качественного естественного освещения, и то какие преимущества в этом дают здания с атриумами.
Естественное освещение может быть особенно экономичным, если при проектировании также будут уменьшены теплопотери, чего можно добиться в зданиях с атриумами. Атриум позволяет сделать здания более глубокими, с меньшим периметром наружных стен и тем самым сэкономить на отоплении, при этом в помещениях обеспечиваются нормативные параметры освещенности.
Важно понимать, что максимум солнечного света во всех географических широтах поступает сверху, таким образом, использование верхнего остекления наиболее рационально. В зонах с умеренным климатом оптимально иметь атриум с максимальной площадью верхнего фонаря и высокой пропускной способностью остекления. В зонах с жарким климатом, использование прямого падающего света должно быть ограничено.
Важным так же является качество света. Желательны низкая «блесткость» и контрастность освещения. Основные приемы, позволяющие повысить уровень естественного освещения:
- увеличение высоты помещений;
- уменьшение ширины помещений;
- создание дополнительных отражающих поверхностей;
- отделка атриума материалами с высоким коэффициентом отражения.
Так при стандартной высоте помещений в 2,7 м можно обеспечить нормативный показатель по освещенности на глубину не более 6 м, при увеличении высоты до 3,6 м освещаемая глубина возрастет до 9 м.
В атриумных зданиях прямой падающий сверху свет несколько раз отражается прежде, чем попасть на рабочую поверхность. Атриум можно сравнить со световодом, в котором уровень светового потока зависит от характера поверхности стен. Если стены атриума сплошь стеклянные или целиком раскрываются, то до нижнего уровня сможет дойти незначительна часть света. Рациональное использование света предполагает такую систему, в которой на каждом уровне терялось бы столько света, сколько необходимо для освещения этого уровня, а остальная часть распространялась бы дальше на нижние уровни. Логическим следствием этого принципа оказывается необходимость различного числа проемов и окон на каждом уровне атриумного пространства.
При проектировании атриума важно знать, что под поверхностью крыши образуется зона повышенного нагрева воздуха, поэтому лучше всего сделать ее высокой или устроить особый фонарь, вынесенный за пределы используемых пространств. Фонарь удобен и тем, что использует боковое освещение, и особенно привлекателен в северных областях. Боковое освещение конструктивно менее сложное, чем стеклянная крыша.
С позиции создания микроклимата важно перед проектированием определиться с типом атриума. Атриум может быть рассчитан на сохранение тепла, на отвод тепла или на чередование этих функций.
Решающим при выборе типа атриума является климатических фактор. Однако в зданиях различной формы и назначения параметры микроклимата могут значительно отличаться. Здания с глубокими помещениями, предназначенными для торговли или офисов, почти круглый год страдают от преизбытка тепла, особенно в своих центральных зонах. Использование атриума, например, при реконструкции таких зданий, может решить эту проблему путем устройства дополнительной вентиляции через атриум. При проектировании атриума так же важно знать требуемый уровень комфорта в нем, наиболее оптимально использовать атриум как буферное пространство с частичным регулированием климата. При выборе модели важно понимать, что дополнительное кондиционирование всегда дороже, чем отопление.
Личный опыт в работе с атриумными пространствами представлен двумя проектами, выполненными в ООО «Лаборатория Виртуальной Архитектуры» под руководством Станислава Кулиша и Вадима Липатова.
Бизнес-центр «Романов двор», авторы проекта интерьера С.Кулиш, В. Липатов, Д. Жуков, Е. Петрова. Автор проекта здания О. Попов
Первый проект – это интерьер бизнес-центра «Романов двор» (рис. 4, 5). В данном случае хочется обратить внимание на важность транспортных коммуникаций в атриумах. Здесь атриум развивается от входа по вертикали вниз и вверх. В нем сосредоточено несколько лестниц, пандус и лифт, ведущих в разные функциональные зоны центра: кинотеатр, бизнес-центр, фитнес-центр и единое общественное пространство в виде галереи, протянувшейся вдоль всего здания. При перемещении с уровня на уровень, постоянно меняется экспозиция, открываются новые объемы холлов и залов. Наличие зенитного фонаря в центре помогает хорошо ориентироваться в столь многообразном пространстве. При проектировании атриума важно правильно разделить людские потоки, особенно если речь идет о более крупных атриумах. Транзитный поток посетителей не должен пересекаться с теми людьми, которые используют атриум как общественное пространство для отдыха и досуга. Данный проект показывает все «плюсы» использования материалов с высоким коэффициентом отражения в интерьере – атриум наполнен светом, а дополнительное искусственное освещение лишь подчеркивает возможные направления движения. Вдоль всей галереи запроектированы «висячие сады», что делает атмосферу более комфортной и уютной.
Бизнес-центр Романов двор
Второй проект, о котором хочется рассказать, это бизнес-центр «Диагональ-хаус» (рис.8). В центре здания запроектирован диагонально направленный атриум, который и дал название офисному центру. Атриум по несколько раз в день наполняется солнечным светом, несущим собой радость и заряд энергии для всех работников центра. Широкий корпус здания, максимально занявшего участок, обеспечивается дневным светом благодаря центральному атриуму. Свет получают как глубокие офисные помещения на западе, так и коридор в центре, что создает на каждом уровне качественные рабочие пространства. Само здание запроектировано так, чтобы обеспечить солнечным светом техникум, расположенный на соседнем участке, для чего его западная часть и покрытие атриума имеют уклон в северо-западном направлении.
Бизнес-центр «Диагональ-хаус», план 9 этажа. Архитекторы С.Кулиш, В. Липатов, Д. Жуков, Н. Черняков, интерьер Ю. Голубева.
Дизайн внутреннего объема атриума формирует целостную концепцию общественного пространства всего комплекса, связывая его со входом, посредством световых коробов и геометрии интерьерных решений.
Подводя итог, еще раз следует еще раз сказать о том, почему атриумные здания заслуживают нашего внимания.
Во-первых, атриумные здания в городских исторических центрах способны вдохнуть новую жизнь в город, возродить традиционный стиль городской жизни. Атриум дает разумный, а главное качественный ответ на вызовы современного города, чему ярким примером может служить район Потсдамер плац в Берлине.
Во-вторых, мировой опыт показывает привлекательность больших пространств для коммерческих целей, атриумные здания становятся центрами притяжения людей. Здания с атриумами обладают повышенной ликвидностью, в чем автор убедился на собственном опыте в Москве на примере бизнес-центра «Диагональ-хаус», который полностью заполнен арендаторами при том, что соседние здания на половину пусты.
В-третьих, применение атриумов улучшает освещенность и воздухообмен в здании, создает более качественную среду для жизни и работы, что важно, как для частных домов, так и для больших многофункциональных центров.
Здания с атриумами особенно восприимчивы к культурным и одновременно технологическим влияниям, что позволяет создать новую архитектуру, новое пространство и новое, лучшее качество жизни. Еще раз хотелось бы отметить, что именно среда, в которой мы живем и работаем, формирует человека. Используя нестандартные, но простые, и одновременно, давно известные планировочные приемы, архитектор способен изменить качество жизни человека, и при этом уменьшить потребление энергии и другие расходы на эксплуатацию зданий.
Источник: Журнал «Технологии Строительства» 6-7, 2013
Текст: Дмитрий Жуков, архитектор
ardexpert.ru
30. Римский жилой дом атриумно-перистильного типа
Преобладающим типом развитого жилого дома был атриумно-перистильный. Обычно он размещался на удлинённом участке, отгороженном о улиц глухими наружными стенами. Переднюю часть дома занимал АТРИУМ (атрий) – замкнутое помещение, по сторонам которого располагались жилые комнаты и подсобные помещения. В центре атриума находился бассейн, над которым в кровле оставлялась открытая часть для освещения и стока воды в бассейн. За атриумом через таблинум шел перистиль с садом внутри. Вся композиция развивалась в глубину по оси последовательным раскрытием основных пространств.
Имплювий – водоём в атриуме, куда собиралась дождевая вода.
Комплювий - прямоугольное отверстие в крыше древнеримского жилого дома, предназначенное для стока дождевой воды в бассейн (имплювий).
Перисти́ль (перистилиум) — открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой.
Строенение дома
Вестибюль ( помещение перед входом во внутренние части здания, предназначенное для приема и распределения потоков посетителей)
Передняя
Атрий – приёмный зал
Имплювий
Служебные и жилые помещения
Помещения для магазина и мастерских
Таблинум – кабинет хозяева
Перистиль
Комплювий
Атрий по витрувию, способы перекрытия
Тосканский (4 ската с крыши внутрь дома)
Четырёхколонный (4 колонны по углам комплювия)
Коринфский ( ув. число колонн и размер комплювия)
Дождеотводящий
Крытый
Примеры
Декоративная отделка домусов становится все более пышной. В стенных росписях преобладали сочетания ярких цветов. Снизилось качество выполнения рельефов, скульптуры и стуковых деталей. Колонны стали покрывать толстым слоем штукатурки, особенно в нижней трети, и ярко окрашивать. Это нарушало тектонику колонны, вносило пестроту в оформление интерьера и. свидетельствовало о невысоком вкусе новой аристократии. Помпейские дома 1в. н.э. позволяют проследить различные тенденции в преобразовании атриумно-перистильного дома.
В одних домах — дом Трагического поэта в Помпеях (рис. 170) — была утрачена строгая правильность плана, симметричность расположения помещений относительно продольной оси и прямолинейность последней. В этом доме главная ось зигзагообразна, так как передняя часть дома, отвечающая направлению улицы, помещена под углом к тосканскому атрию. Ось слегка сдвинутого по отношению к атрию проходного таблинума отклоняется влево, а ось перистиля — вправо. Поэтому, хотя анфиладность и сохраняется, впечатление о доме как о едином комплексе ослабляется. План этого дома не строен и нечетко организован из-за почти полного отсутствия симметрии его частей. Симметричны лишь передние помещения. Но залы с правой стороны атрия, имеющего только одно крыло, не соответствуют своим числом и формой залам левой стороны. В перистиле над левой группой выходящих в него помещений преобладает правая группа с огромным триклинием.
В других домах — дом Веттиев — изменению подвергся атрий: здесь он не имеет таблинума. ( помещение в древнеримском жилище. Примыкало непосредственно к атриуму, от которого в некоторых случаях его отделяла ширма или деревянная перегородка) Место таблинума занял широкий проход, отделенный от перистиля двумя столбами. Упразднение таблинума превратило атрий в простое преддверие перистиля. Это сильно отличает дом Веттиев от аналогичного по плану республиканского дома Фавна, где атрий был парадным центром дома. Здесь им стал перистиль, колонны которого, окрашенные в желтый и голубой цвета, образовали яркое обрамление сада. Статуи, во множестве наполнявшие середину перистиля, оттенялись не только зеленью, но и пестрым фоном колоннад. Дом Веттиев знаменит своими фресками, ценными не только в художественном, но и в историческом отношении. В миниатюрных сценках, в которых действуют амуры и психеи, показаны трудовые процессы многих представителей ремесел и различные сцены быта помпейских горожан. Яркость красок и обилие всякого рода декора в доме Веттиев характерны для интерьера домусов императорского времени.