Искусство древней греции. Искусство древней Греции (стр. 1 из 3)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство древней греции. Искусство древней греции


Искусство древней греции

Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока.

В Греции, несмотря на наличие рабства, огромную роль играл свободный труд ремесленников, — до тех пор, пока развитие рабовладения не оказало на него своего разрушительного действия.

В Греции сложились в рамках рабовладельческого общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиться смелым и глубоким идеям, утверждавшим красоту и значительность человека

Греческие племена, населявшие самую южную часть Балканского полуострова, многочисленные острова Эгейского моря и узкую прибрежную кайму малоазийского побережья, перейдя от первобытно-общинного строя к классовому обществу, создали небывалую по своему богатству и многогранности культуру, изобразительное искусство и архитектуру.

В Древней Греции было создано совершенное по форме искусство.

В то время как творения Египта, Шумера и Китая глубже выражали умонастроения и идеалы только этих конкретных стран и народов, Эллада (Древняя Греция) вышла далеко за пределы национальных границ, создав искусство, понятное не только эллинам, но и всем другим народам.

Искусство Древней Греции берет свои корни в Крито-Микенском искусстве, на его основе мастерами Эллады была создана новая художественная традиция.

После так называемой эпохи «темных веков», которая длилась от заката микенского мира вплоть до VIII в. до н.э., началось стремительное, мощное возрождение культуры.

Произведения греческого искусства поражают своим релизмом, гармоническим совершенством, утверждением выского нравственного начала, красоты , силы и достоинства человека. Эстетические идеалы Древней Греции понятны современному человеку. Одно из центральных понятий эстетики антиного икусства Греции – калокагатия – означавшая внутреннее и внешнее совершенство. Слияние этического и эстетического идеалов является одной из характерных особенностей представления греческого народа о красоте.

Центральное место в древнегреческом изобразительном искусстве занимает – Человек. Образы юных дев, наделенных неземной красотой, подобных богиням, мускулистых атлетов при всей своей идеальности жизненны и естественны. Никто не мог достигнуть такого совершенства в изображении человека как греки.

Искусство Древней Греции тесно связанно с религией и мифологией. Богов – покровителей и богинь отображая в своих произведениях самые прекрасные и возвышенные черты

ГОРОД-ПОЛИС

Полис, то есть город и прилегающая сельская округа, часто насчитывал лишь несколько тысяч семей.Греческие племена ахейцев, ионийцев, эолийцев и дорийцев в первые века существования античного общества не были объединены в единую державу.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ истории художественной культуры Древней Греции

  • Гомеровский период (XI – VIII вв. до н.э.)

  • Архаика (VII—VI вв. до н.э.)

  • Классика (V - IV вв. до н.э. )

  • Эллинизм ( втор. пол. IV – I вв. до н.э.)

История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошла следующие ступени своего развития

1. Гомеровская Греция (11 - 8 вв. до н.э.) - время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. На этот период приходится развитие эпоса и появление первых, примитивных памятников изобразительных искусств.

2. Архаика, или период образования рабовладельческих городов-государств (7 - 6 вв. до н. э.). Это - время борьбы складывающейся собственно античной демократической художественной культуры с остатками и пережитками старых общественных отношений и с условными, еще далекими от реализма художественными тенденциями. Время это отмечено сложением и развитием греческой архитектуры, скульптуры, художественных ремесел, расцветом лирической поэзии.

3. Классика, или период расцвета греческих городов-государств (5 и большая часть 4 в. до н.э.). Это - период первого расцвета античного рабовладельческого общества на ранней стадии его развития. Для этого времени характерен рост гражданского самосознания, активное участие в общественной жизни массы свободного населения. Классика - это время высокого расцвета философии, важных естественнонаучных открытий, блестящего развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах. В конце этого периода (4 в. до н.э.) наступает первый кризис рабовладельческого общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 в. вызывает кризис искусства классики.

4. Эллинистический период (втор. половина 4 - 1 в. до н.э.) - период кратковременного выхода из кризиса рабовладельческого общества путем образования больших империй, консолидации класса рабовладельцев под эгидой эллинистических монархий. Очень скоро, однако, наступило неизбежное обострение всех неразрешимых противоречий рабовладения, разорение и бесправие основной массы свободного населения, чудовищное богатство крупных рабовладельцев и утеря гражданских свобод. Искусство постепенно теряет тот дух гражданственности и народности и ту высокую реалистическую типизацию, которые ему раньше были свойственны. В дальнейшем эллинистические государства были завоеваны Римом и включены в состав его державы, а их искусство частично растворилось в римском искусстве.

ГОМЕРОВКИЙ ПЕРИОД (XI – VIII вв. до н.э.) (геометрический стиль)

ГОМЕРОВКИЙ ПЕРИОД (XI – VIII вв. до н.э.) (геометрический стиль)

  • Протогеометрика (11 – 10 вв. до н.э.)

  • Ранняя геометрика (9 в. до н.э.)

  • Зрелая геометрика (кон. 9 – сер. 8 до н.э.)

  • Поздняя геометрика (третья четв. 8 в. до н.э.)

Основные художественные центры: Аргос и Аттика

От гомеровского периода почти не сохранилось памятников зодчества или монументальной скульптуры, однако мы имеем представление о гончарном ремесле, близком микенской керамике.

Самые ранние глиняные сосуды были украшены геометрическим узором из горизонтальных полос коричневого лака, вероятно, имевшим символическое значение (X—VII вв. до н. э.), позже появились фигуры зверей и птиц.

Сосуды многообразны по форме: пифос - высокий сосуд высотой в человеческий рост для хранения сыпучих продуктов, амфоры — для хранения вина и масла, кратеры—для смешивания вина с водой, пиксиды с крышками в виде фигурок животных или птиц — для благовоний, кувшины с фигурным венчиком —оЙнохоя —для разливания вина во время трапезы и т. д.

С конца IX —начала VIII в. до н. э. на вазах появляется и изображение человеческих фигурок. Изображение предельно плоскостное, условное, с головами и ногами в профиль, а верхней частью торса — в фас, как в египетском искусстве.

Основные типы греческих ваз. 1,2 – кратер, 3 – стамнос. 4 – амфора, 5 – гидрия, 6 – пелика, 7 – ойнохоя. 8 – килик, 9 – лекиф, 10 – канфар, 11 – киаф, 12 – скифос.

Характерными для греческого искусства в эпоху геометрики (IX—VIII вв. до н. э.) стали схематичные бронзовые и терракотовые статуэтки и большие расписные сосуды.

В росписях преобладал т.н. геометрический стиль, получивший свое название по четким, логически ясным формам основных приемов росписи: ромб, квадрат, прямоугольник, круг, зигзаг, линия. Изделия, произведенные в различных художественных центрах — на острове Фера (ныне Санторин), в пелопонесском Аргосе, в Афинах и т. д. — все были выполнены в едином стиле.

ПРОТОГЕОМЕТРИКА

Протогеометрическая амфора. нач. 10 в. до н.э. Аттика (Афины)

Амфоры эпохи геометрики, большие и стройные, отчасти напоминают фигуру богини — владычицы подземного мира.

Отдельные части сосудов строго отделены друг от друга: тулово (основная часть), горло, шейка, венчик, ручки и ножки.

В каждом таком сосуде заключена информация о мире — не только в его внешней форме, но также и в росписи.

Каждый символ росписи сосуда являлся деталью условного изображения устройства мира.

Орнамент покрывал вазу обычно в верхней ее части рядом кольцевых поясов, иногда заполнявших всю ее поверхность. Наиболее полное представление о «геометрическом стиле» дают так называемые дипилонские вазы, относящиеся к 9 - 8 вв. до н.э. и найденные археологами на древнем кладбище близ Дипилонских ворот в Афинах

Стиль эпохи великолепно передает амфора VIII в. до н. э. из Афин, некогда служившая надгробием.

Впервые у греков громадный сосуд оказался связанным с захоронением, но при этом оставался на земле как памятник человеку.

Высота сосуда достигает полутора метров, его форма отчасти является человекоподобной.

В могиле был найден скромный двойник этой амфоры, хранящий прах усопшего.

Эти два сосуда были установлены на одном уровне и сообщались друг с другом.

По особым, памятным дням в большой сосуд наливали жертвенную жидкость, которая просачивалась в могилу, ибо у большого сосуда перед его установкой отбивали ножку и часть донышка.

studfiles.net

Искусство Древней Греции — Тонкости туризма

Греция: рассказ об особенностях туризма и отдыха. Полезная информация о Греции для путешественника.

Добавить отзыв Следить

Ничто не в силах сравниться с искусством древней Античности. Сложно представить что-то более гармоничное и совершенное. Оно проникнуто монументальной и величественной красотой, от которой захватывает дух. Древняя Греция внесла колоссальный вклад в историю мирового искусства. Именно здесь были заложены и сформированы главные канонические основы красоты.

Историю древнегреческого искусства можно разделить на периоды: эгейский (III—II тыс. до н. э.), гомеровский (XI—IX вв. до н. э.), архаический (VIII—VI вв. до н. э.) и классический (V—IV вв. до н. э.)

Скульптура

Скульптура занимает совершенно особое место в искусстве Древней Греции. Ни одна цивилизация никогда не создавала ничего подобного. Её по праву можно назвать визитной карточкой всей Греции. В древности было принято увековечивать в камне героев-победителей и олимпийских спортсменов. Поэтому античные скульпторы изображали людей в динамике. В эпоху классики в скульптуре появляются сложные позы, интересные ракурсы. Если спортсмена-победителя увековечивали в камне, для него это было великой честью. Только самые лучшие скульпторы Греции могли создавать такие статуи. Они по праву считаются настоящими произведениями искусства.

Некоторые из них сохранились до наших дней. Например, статуя копьеносца, сотворенная Поликлетом, фигура знаменитого кулачного бойца работы мастера Дионисия. К несчастью, очень многие великолепные статуи были утрачены, только малую их часть мы можем увидеть сегодня. Однако некоторые частично сохранились во фрагментах и обломках.

Керамика

Керамика Древней Греции относится к наивысшим достижениям этого искусства. Лучше всего гончарное мастерство было развито в Афинах. Также была популярна вазопись — декоративная роспись керамическим способом. Сначала сосуды покрывались специальной краской, потом обжигались в печи. Для изготовления ваз древнегреческие мастера использовали самую лучшую глину, которую добывали в окрестностях Афин. Сюжетами для росписи на вазах обычно служили античные мифы, сцены из повседневной жизни и олимпийские соревнования. На многих греческих вазах, сохранившихся до нашего времени, есть подписи гончаров и художников.

Среди самых известных мастеров того времени можно назвать имена Андокида, Никосфена, Эксекия, Псиакса, Пистоксена, Дуриса, Мидия, Хареса. Греческая вазопись способна очень многое рассказать о жизни древних людей, их быте и обычаях. Одна небольшая ваза способна поведать даже больше, чем иные скульптурные ансамбли.

Музыка

Представление о древней музыке Греции можно составить по сохранившейся литературе и предметам искусства того времени. Подлинные музыкальные произведения этой эпохи утрачены почти полностью.

Жанровое разнообразие народных песен (георгики — крестьянские; эпиталамы — свадебные; сколии — застольные; эмбатерии — походные и пр.) свидетельствует о развитом музыкальном фольклоре. В музыкальном наследии Древней Греции главное место занимали песнопения в честь богов. Такие песни тоже носили особые названия. Аполлону посвящали пеаны и номы. Дионису — дифирамбы, иобакхи и фаллики. Артемиду воспевали парфениями и юпингами.

Поражает разнообразие музыкальных инструментов. В основном, они были струнными: лира, кифара, псалтерий, магадис, пектида, эпигоний, набл и другие. Популярностью пользовались также духовые (авлосы, сиринги, сальпинга, керас) и ударные (тимпан, систр, кимвалы, кроталы, псифира) инструменты.

Драматургия

Театр Древней Греции достиг своего расцвета в V веке до н. э. Его по праву можно назвать одним из древнейших в истории Европы. Изначально он возник из празднований в честь бога Диониса. Они проходили дважды в год — в январе и марте и длились по три дня. Торжественная часть праздников положила начало трагедии, а шутливая и весёлая — комедии. Греческая драматургия почти полностью основана на мифологии. Кроме этого, в ней отражается и современная жизнь того времени.

Театральное искусство Древней Греции ярче всего выражено в произведениях великих Гомера, Эсхила, Софокола, Еврепида и Аристофана.

Музеи

Памятники античной древности пользуются большой любовью знатоков и ценителей прекрасного. Иметь собрание произведений древнегреческого искусства — большая честь для любого музея. Самые большие и ценные коллекции древних античных предметов представлены в Эрмитаже, Британском музее и Берлинском античном собрании.

Сейчас греческое искусство, как и тысячи лет назад, берёт за основу природную красоту и гармонию. Оно продолжает оставаться эталоном истинного совершенства. А бесценное наследие древности никогда не перестанет считаться классической школой для мастеров современности.

tonkosti.ru

8.Древняя Греция

8.Культура и изобразительное искусство Древней Греции (период классики и эллинизма )

Искусство Древней Греции — период в истории искусства, охватывающий время примерно с 1050 г. до н.э. до 1 в. до н.э.

предшествующий период — Эгейское искусство (Крито-Микенское искусство) — ХХХ в. до н.э. — ХII в. до н.э.

Ахейско-минойское искусство

1. Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г. до н.э.—VIII в. до н.э.

2. Архаический период — 7 в. до н.э.— нач. 5. в. до н.э.

3. Классический период — 5 в. до н.э.— сер.4. в. до н.э.

1. Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н.э.

2. Высокая классика — 2-я пол. V в. до н.э.

3. Поздняя классика — IV в. до н.э.

4. Эллинистический период — сер. 4 в. до н.э. — 1 в. до н.э.

Классический период в истории Древней Греции явился периодом расцвета ее цивилизации, а V—IV вв. до н.э. — временем наивысших достижений. В это время на первый план выдвигаются Афины, что во многом было обусловлено становлением там демократии. Рядовые граждане города получают возможность решать важные вопросы политической жизни на народном собрании. Это — период первого расцвета античного рабовладельческого общества на ранней стадии его развития. Для этого времени характерен рост гражданского самосознания, активное участие в общественной жизни массы свободного населения. Классика — это время высокого расцвета философии, важных естественнонаучных открытий, блестящего развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах. В конце этого периода (4 в. до н. э.) наступает первый кризис рабовладельческого общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 в. вызывает кризис искусства классики.

А) Искусство Ранней классики.

Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений. Скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела. В архитектуре оформляется классический тип периптерального храма и его скульптурного декора.

Задачей классики стало изобразить человека в движении.

Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек.

Вторая четверть V в. - годы деятельности самого выдающегося из художников ранней классики - Полигнота. Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднего плана над передними, частично скрывая их на неровностях почвы. Этот прием засвидетельствован и в вазописи. Однако для вазописи этого времени наиболее характерно уже не следование за живописью в области стилистики, а самостоятельное развитие. В поисках изобразительных средств вазописцы не только шли за монументальным искусством, но, как представители наиболее демократического вида искусства, кое в чем и обгоняли его, изображая сцены из реальной жизни. В эти же десятилетия наблюдается упадок чернофигурного стиля и расцвет краснофигурного, когда для фигур сохраняли естественный цвет глины, пространство же между ними заполняли черным лаком.

В период ранней классики реалистические тенденции передовых художников-вазописцев поздней архаики получили быстрое и глубокое развитие, став уже в годы греко-персидских войн господствующими. Краснофигурная техника в это время окончательно вытеснила чернофигурную. Она давала возможность реалистически изображать объем и движение, строить любые ракурсы, естественно и свободно моделировать человеческое тело.

Б) Искусство Высокой классики.

Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм.

Архитектура высокой классики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Архитекторы смело искали новые средства, усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений. При строительстве Парфенона, Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического и ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорический периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной скульптурный фриз.

В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий - Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность.

Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя. Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.

Идеальный гражданин полиса - основная тема творчества другого скульптора этого времени - Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя Дорифора (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением.

В конце V в. в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. В искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких. Основная черта этого круга рельефов (наиболее известный - надгробие Гегесо, дочери Проксена) - изображение естественных чувств простых людей.

Вазописцев середины 5 в. до н.э. стало привлекать изображение не только действия, но и душевного состояния героев, -углубилось мастерство жеста, цельность композиции, хотя и за счет некоторой утраты той непосредственности и свежести, какие отличали творения Дуриса или Брига. Как и в скульптуре высокой классики, в образах вазописи этого времени передавались самые общие состояния человеческого духа, еще без внимания к конкретным и индивидуальным чувствам человека, к их противоречиям и конфликтам, к смене и борьбе настроений. Все это еще не входило в сферу внимания художников. Зато ценой некоторой обобщенности чувства было достигнуто то, что человеческие образы, созданные вазописцами середины 5 в. до н.э., обладают такой типичностью и столь ясной чистотой своего душевного строя.

К сожалению, о великих греческих художниках (Аполлодор, Зевксис, Паррасий) мы не знаем почти ничего, кроме описания некоторых их картин и сведений об их мастерстве. Можно полагать, что эволюция живописи в основном шла в том же самом направлении, что и скульптуры. Согласно сообщениям древних авторов, Аполлодор Афинский открыл в конце V в. эффект светотени, т. е. положил начало живописи в современном смысле этого слова. Паррасий стремился к передаче средствами живописи душевных движений. В вазописи второй половины V в. все большее место занимают бытовые сцены.

В) Поздняя классика

Монументальное строительство сократилось . Зодчество стало приобретать несколько иной характер: если раньше в нем ведущую роль играли храмовые сооружения, то теперь больше внимания стало уделяться гражданской архитектуре - театрам, помещениям для собраний, палестрам, гимнасиям. К выдающимся архитекторам этого времени относились Филон, Скопас, Поликлет Младший, Пифей.

Подъем переживала архитектура малых форм, имеющая много общего со скульптурой. Ее типичным образцом может служить памятник руководителя хора Лисикрата, сооруженный им в Афинах после победа на состязаниях 335 г. Воздвигались такие сооружения обычно на частные средства.

Популярность в IV в. культа Асклепия, бога врачевания, привела к постройке в Эпидавре (60-30е годы) замечательного архитектурного ансамбля, включающего в себя храм, стадион, гимнасий, дом для приезжающих, театр и фолос, или фимелу (концертный зал).

Мастера керамики создают в 4 в. до н.э. и фигурные вазы. Причем, если в 5 в. до н.э. мастера ограничивались обычно изображением головы человека или животного, реже отдельной фигурой, то в 4 в. они часто изображают целые группы, состоящие из нескольких тесно сплетенных и ярко раскрашенных фигур. Таков, например, скульптурный лекиф “Афродита в сопровождении двух Эротов” малоазийского происхождения.

Эллинистический период (конец 4—1 в. до н. э.)

Лучшие произведения эллинистического искусства создавались с конца IV века до н.э. до середины II века до н.э., в период расцвета эллинистических государств и возникновения рядя самостоятельных культурных центров.

На смену обобщённому образу героя-гражданина полиса приходят, с одной стороны, изображение обожествлённой и героизированной личности монарха, а с другой - индивидуализированный образ личности, либо находящейся в трагическом конфликте с окружающей средой, либо эгоистической, любыми средствами добивающейся своей цели, либо образ с преувеличенным героическим началом. Возникает интерес к социальным мотивам, лирически-интимным и будничным аспектам индивидуальности.

Развитие частной жизни, распространение роскоши в быту знати вызвали подъём жилищной архитектуры. Дома, имеющие в центре двор с перистилем, увеличиваются в размерах, украшаются мозаикой, росписями, скульптурой.

Целый ряд архитекторов пишут трактаты, излагая основы строительной науки и сведения по теории архитектуры. Важное место в этих трактатах уделяется архитектурным стилям. В эллинистической архитектуре делается попытка установить известные каноны, наиболее удачные пропорции ордеров и их отдельных частей. Наметились тенденции к смешению различных ордеров и их элементов в одном здании, усложнялись планы сооружений. В архитектуре восточных районов наряду с ордерной системой использовались иногда арки и своды.

Зодчие эллинизма не превзошли классических мастеров в создании огромных строительных комплексов. В формах архитектуры нашло яркое выражение эллинское чувство безграничных просторов.

Ещё одной особенностью эллинистической архитектуры было звучание новой темы - напряжения - в художественной компоновке зданий эллинистических акрополей, особенно заметной после величаво спокойных классических ансамблей.

В связи с расцветом архитектуры в эпоху эллинизма широкое распространение получили фрески и мозаики, которыми украшали дома и общественные здания. Мозаика украшала часто не только стены, но и полы. В живописи и мозаиках эллинистические мастера предпочитали необычные, возбуждающие, тревожащие сюжеты и темы.

В скульптуре нашли продолжение и развитие те тенденции, которые проявились уже в работах поздней классики. Однако тема образов Праксителя приобрела в эллинизме характер подчёркнутой чувственности, а пафос образов Скопаса отозвался в повышенной драматичности многих эллинистических изваяний. Но и те и другие пронизывала особенная, выраженная ещё Лисиппом, напряжённая пульсация динамического ритма эпохи

Скульпторы научились передавать самые свободные движения, но целью этого мастерства является - произвести как можно более сильное впечатление на зрителей, поэтому все средства выражения усиливаются, и уже нет сдержанности, присущей высокой классике. Таков фриз алтаря, воздвигнутом на Пергамсом Акрополе. Его грандиозные образы призваны потрясти человека, заставить его почувствовать свою слабость перед высшими силами.

Эллинистические правители и их вельможи, богатые люди желали украсить свои дворцы, сады и парки художественными произведениями, как можно более похожими на те, что почитались совершенством в эпоху классики и могущества Александра Македонского. Развивается декоративная скульптура. В зелени садов и парков можно было встретить статуи нежно обнявшихся Амуров и Психей, кентавров, оседланных шаловливыми божками любви...

Искусство портрета очень распространено в эллинистическом мире. Портреты всё более индивидуализируются, но вместе с тем, если перед нами высший представитель власти, то подчёркивается его превосходство, исключительность занимаемого им положения.

Такие грандиозные скульптурные группы, как "Лаокоон с сыновьями" и "Фарнезский бык" вызывали восхищение многих поколений просвещённых представителей европейской культуры. Ныне же, когда открылись красоты Парфенона, они кажутся излишне театральными, перегруженными, размельчёнными в деталях.

Однако "Ника Самофракийская", изваянная в более ранний период эллинизма, - одна из вершин искусства. Статуя эта стояла на носу каменного корабля-монумента. Во взмахе могучих крыльев Ника-Победа неудержимо несётся вперёд, рассекая ветер, под которым колышется её облачение. Голова статуи отбита, но грандиозность образа доходит до нас полностью.

Именно в эллинистическом мире впервые появились камеи - рельефно вырезанные самоцветы. Они не имели никакого практического применения. Ими украшались, ими любовались - и только. Однако для их создания требовались редкие камни и кропотливейший труд. Только богатое общество в стремлении к блеску и утончённому великолепию могло позволить себе такую роскошь.

Маленькими шедеврами, навеянными гением Праксителя, были терракоты - статуэтки из обожжённой глины, которые воспроизводят характерные типы, выхваченные из самых разных слоёв населения: нарядных молодых женщин, детей, музыкантов, акробатов, кулачных бойцов, рыбаков, струх, негров, пигмеев, ремесленников, слуг, рабов. ПЕрвое место по своим художественным качествам занимают терракоты из Тангары в Беотии, почти полностью посвящённые женской прелести и изяществу. И нет вних ничего слащавого, никакой нарочитой грациозности. маленькие, словно игрушечные, женские образы пленяют нас своей свежестью и самой живой непосредственностью.

К концу I века до н.э. Рим утверждает своё владычество в эллинистическом мире. Но трудно обозначить, даже условно, конечную грань эллинизма - как во времени, так и в пространстве. Рим по-своему воспринял культуру Эллады и сам оказался эллинизированным. Сияние Эллады не померкло при римской власти, не угасло и после падения Рима.

studfiles.net

Искусство Древней Греции Википедия

Искусство Древней Греции — период в истории европейского искусства, охватывающий время примерно с 1050 года до н. э. до эпохи Римской империи. Характерно для Древней Греции, её колоний, части Скифии и эллинистического побережья Передней Азии.

Периодизация древнегреческого искусства

  1. Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г. до н. э.—VIII в. до н. э.
    1. Протогеометрика (Субмикенский период) — ок.1050 г. до н. э.— ок. 900 г. до н. э.
    2. Геометрика (расцвет) — ок.900 г. до н. э.— ок. 750 г. до н. э.
    3. Поздний геометрический период (Дипилон) — ок.750 г. до н. э.— нач. VII в. до н. э.
  2. Архаический период — VII в. до н. э.— нач. V в. до н. э.
    1. Ранняя архаика — нач. VII в. до н. э. — 570-е гг. до н. э.
    2. Зрелая архаика — 570-е гг. до н. э. — 525-е гг. до н. э.
    3. Поздняя архаика — 525-е гг. до н. э. — 490-е гг. до н. э.
  3. Классический период — V в. до н. э.— сер. IV в. до н. э.
    1. Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н. э.
    2. Высокая классика — 2-я пол. V в. до н. э.
    3. Поздняя классика — IV в. до н. э.
  4. Эллинистический период — сер. IV в. до н. э. — I в. до н. э.

Характеристика периодов

Эпоха геометрики
Амфора в позднем геометрическом стиле, ок. 725—700 гг. до н. э., Лувр

Для древнегреческой культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев и, через них — с крито-микенским искусством. Несмотря на то, что поселения и ремесленные центры остаются на тех же географических местах (например Микены, Аргос), прямым продолжением эгейской культуры геометрику считать нельзя.

В этот период идет процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. Новые племена, пришедшие на полуостров, начинают заново, используя то, что было оставлено на занятых территориях предшественниками. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию. Характерна сырцово-деревянная архитектура с перекрытиями вальмового типа (четырёхскатная крыша). Постройки, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться.

  • Храм Аполлона Карнейского на о. Фера — создан на основе существовавшего ранее мегарона.
  • Храм Артемиды Орфии в Спарте.
  • Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).

Постепенно развивается типология храма: уже есть и наос, и пронаос.

Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.

Поздняя геометрика
Конь, бронза, Олимпия, ок. 740 г. до н. э. Лувр

Эпоха поздней геометрики получила название «дипилонской» по сосудам и фрескам, найденным у Дипилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры — в Аргосе, Беотии, Аттике. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется т. н. ковровое решение.

Изображения человека выполняются практически по-древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лощение поверхности ваз — проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование.

Крупных скульптур не сохранилось. Малые формы принято разделять на несколько стилей:

  • стиль «тулово» — массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле
  • стиль «вытянутых конечностей» — металл, большая привязанность к реальным пропорциям.
Архаический период (VII—VI вв. до н. э.)
Голова куроса, Музей Афинского Акрополя

7 в. до н. э.— нач. 5. в. до н. э. Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э. В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем». В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

Классический период (5 в. до н. э.— сер.4. в. до н. э.)

Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки.

Эллинизм

Можно выделить 3 периода эллинизма как целостной системы: 1) 334—281 гг. до н. э.— образование империи Александра Македонского и её распад в результате войн диадохов; 2) 280 г. до н. э.— середина II в. до н. э.— период зрелости эллинизма развивался в последнее столетие существования. 3) Середина II в. до н. э. — 30 г. до н. э. — период упадка эллинизма и его гибели.

Отмечают отход в III—II веках до н. э. от возвышенно-прекрасных образов греческой классики в сторону индивидуального и лирического. В эпоху эллинизма имела место множественность художественных направлений, одни из которых оказывались связанными с утверждением внутреннего покоя, другие — с «суровой любовью к року»[1].

Виды искусств

Архитектура

Древнегреческая архитектура заложила основу европейской и служила примером для архитекторов всего мира. В греческой архитектуре получили распространение три архитектурных ордера (стиля): дорический, ионический, коринфский.

Скульптура

Древнегреческая скульптура — одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции (XII—VIII веков до н. э.). Уже в эпоху архаики, в VII—VI столетиях, были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V века до н. э). А IV век до н. э., уже период поздней классики — также оставил в истории несколько имён, великих, скульпторов, у каждого из которых был свой индивидуальный почерк. Скульптура этого периода предвещала те изменения, которые произошли с наступлением нового исторического периода — эллинизма.

См. также: Канон Поликлета.

Живопись

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции‎

Вазопись

Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.

Костюм

Эллинское представление о прекрасном в полной мере воплотилось в костюме. Его гармония определялась симметрией и подчинением естественным линиям человеческого тела. На протяжении веков греческий костюм неоднократно менялся — от простых одежд архаического периода до сложных изысканных нарядов эпохи эллинизма. Но главное в нём оставалось неизменным: одежда никогда не кроилась и почти не сшивалась. Красоту и «фасон» ей придавала драпировка, в которой жители Эллады за долгие века достигли исключительного мастерства. Складки то эффектно подчёркивали формы тела, то скрывали его недостатки. Для сохранения драпировок в края полотнищ вшивали маленькие свинцовые грузики, нередко замаскированные сверху кисточками.

Литература

Из огромного множества произведений древнегреческой литературы до нас дошли лишь весьма немногие; немало писателей и их сочинений известны нам только по именам; почти нет ни одного древнегреческого писателя, от которого дошло бы к нам все его литературное достояние. Ко всему этому присоединяется порча первоначальных текстов по вине времени, по невежеству переписчиков и иным обстоятельствам

Театр

В Греции театр был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень. Для греческого театра поэтами были созданы образцы драмы, имевшие влияние на драму римскую и новоевропейскую. Некоторые из этих образцов удержались, с незначительными переменами, в репертуаре новых театров и до сих пор появляются на сцене в подлинном их виде или в точных переводах на новые языки.

Музыка

Древнегреческая музыка (наряду с поэзией) оказала большое влияние на развитие европейской профессиональной музыкальной культуры и музыкальной науки. Из греческого произошло само слово «музыка». Музыка как предмет образования и воспитания и как составляющая общественной жизни играла огромную роль. Музыка, по Аристотелю («Политика»), — один из четырёх основных предметов античного образования, наряду с грамматикой, гимнастикой и рисованием. Платон вспоминает изречение Сократа о том, что нельзя что-либо изменить в музыке без изменений в государственном устройстве и человеческой жизни.

Памятники

Материальные свидетельства

  • Археологические памятники
  • Римские копии

Примечания

Литература

  • Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. — Искусство, 1987.
  • Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. — М., 1953.
  • Бритова Н.Н. Греческая терракота. — М., 1969.
  • Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. — М., 1972.
  • Колпинский Ю. Д. Искусство Древней Греции. — М.: Искусство, 1961.
  • Колпинский Ю. Д. Скульптура Древней Эллады. — М.: Искусство, 1963.
  • Лосев А.Ф. История античной эстетики. — М., 1963-1988.
  • Полевой В. М. Искусство Греции. — М.: Советский художник, 1984.
  • Сомов А. И.,. Древне-греческое искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Таруашвили Л. И. Искусство Древней Греции: Словарь. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 336 с. — ISBN 978-5-94457-188-5

Ссылки

  • Древняя Греция. Культура, история, искусство, мифы и личности
  • Ю. Колпинский. Искусство Древней Греции
  • Скульптура Древней Греции
  • Архитектура Древней Греции
  • Эгейское искусство
  • ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Медиаэнциклопедия ИЗО.
  • А. В. Степанов. Искусство Древней Греции: Лекции в Смольном институте свободных искусств и наук. Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

wikiredia.ru

Искусство древней Греции

Искусство древней Греции: Архитектура Искусство древней Греции: Скульптура Искусство древней Греции: греческий театр

Искусство древней Греции: Архитектура

Древние греки прославились своим искусством во всём мире. Архитектура, скульптура, художественное слово Древней Греции оказали огромное влияние на развитие европейской культуры. Древнегреческое искусство принято называть классическим, то есть совершенным, образцовым. Жилые дома греков были очень скромными. Но храмы, стадионы и другие общественные здания, где свободный грек проводил большую часть своего времени, строились красивыми и величественными, именно религиозные строения являются самым занимательными памятниками искусства древней Греции. К сожалению, время не пощадило архитектурные памятники Древней Греции. Однако и в таком виде они поражают своей красотой и совершенством пропорций. Греки были хорошими математиками. Сооружая храмы, они придерживались правила «ничего чрезмерного», или правила «золотой середины». Греческие храмы не высокие и не низкие. Архитекторы выбирали такие пропорции, которые особенно радуют глаз. Храмы строились всегда на каком-нибудь возвышении, на горе или искусственном основании. Прямоугольное строение храма со всех сторон окружали мраморной колоннадой — портиком. Портик делал храм прозрачным и лёгким на вид, а кроме того, защищал людей от солнца. Греки использовали колонны трех типов (ордеров): дорические, ионические, коринфские. Верхняя часть колонны называется капителью. Раньше всего возникли дорические колонны. На вид они простые и суровые, сверху вниз по ним тянутся желобки. Ионические колонны появились позже. Они стройней и тоньше дорических. Капитель у них сделана в виде двух завитков. Дорическую колонну принято было сравнивать с суровым и мужественным воином, а ионическую — со стройной и красивой женщиной. Позже всех возникли коринфские колонны. Их капитель делалась в виде корзины с цветами. Нередко греки вместо колонн изготовляли специальные каменные статуи, которые своими руками или головами подпирали крышу или карниз. Такие статуи в виде мужских фигур называются атлантами, а в виде женских — кариатидами. Все три типа колонн — дорические, ионические и коринфские, а также атланты и кариатиды широко используются в архитектуре всего мира. Их можно увидеть на фасадах зданий в Киеве, Львове и других городах. Так что даже жители Украины ощущают на себе влияние Искусства древней Греции.

Искусство древней Греции: Скульптура

Скульптура - важная составляющая часть искусства древней Греции. В Греции жили знаменитые скульпторы — Фидий, Мирон, Поликлет и многие другие. Они воспевали красоту человеческого тела, красота воспевалась почти во всех произведениях искусства древней Греции. Богов и людей изображали одинаково — молодыми, сильными, прекрасными. Греки считали, что человек подобен богам. Статуи отливали из бронзы или высекали из белого мрамора. Мраморные статуи нередко раскрашивали. В храмах, на площадях и улицах греческих городов стояли бронзовые и мраморные статуи богов, спортсменов, философов, трагиков и знаменитых людей. После победы над персами в греко-персидских войнах древние греки воспевали в искусстве мужество, отвагу и силу воинов, это отразилось на большинстве произведений искусства древней Греции. Скульпторы увековечивали также победителей в спортивных состязаниях. Атлетов изображали сильными и красивыми. Статуи победителей заказывали на средства города, от которого выступал спортсмен, или на его собственные деньги. Статуи атлетов ставили там, где он одержал победу, или в его родном городе. Греки никогда не изображали уродливых людей; они считали, что воспевать стоит лишь красоту. Скульптор Поликлет установил особые правила, согласно которым следовало ваять статуи. Пропорции тела должны быть такими: голова человека семь раз укладывается в высоту фигуры, профиль головы приближается к квадрату, а лоб и нос составляют одну линию. Наиболее известны такие статуи: «Дискобол» («Метатель диска») Мирона, «Афродита» (богиня красоты и любви) Прак-сителя, «Афродита Мил осекая» неизвестного скульптора, «Аполлон Бельведерский» Леохара и «Геракл со львом» Лисиппа.

Искусство древней Греции: греческий театр

Древняя Греция — родина европейского театра, культура древней Греции повлияла на развитие мирового тетра. Театры строились под открытым небом на крутом склоне горы. Снизу вверх по склону полукругом поднимались места для зрителей. Внизу делали орхестру — круглую площадку, на которой выступали актёры и пел хор. Сбоку возле орхестры, на небольшом возвышении, строили помещение, которое называлось скене (отсюда наше слово «сцена»). На скене ставили декорации, там переодевались актёры. В конце V — начале IV в. до н. э. театры существовали во всех греческих городах. Слово «театр» греческого происхождения и означает «место для зрелищ». Афинский театр был одним из самых больших в Элладе, в нём могли поместиться 17 тысяч зрителей, Афины были центром культуры древней Греции. Он был построен на склонах Акрополя. В греческих театрах была прекрасная акустика. Всё, что произносили актёры на орхестре, было отчётливо слышно даже в последних рядах.

izuchaem.info

Искусство древней Греции

Ю.Колпинский

Общая характеристика культуры и искусства древней Греции

Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока. В Греции, несмотря на наличие рабства, огромную роль играл свободный труд ремесленников, — до тех пор, пока развитие рабовладения не оказало на него своего разрушительного действия. В Греции сложились в рамках рабовладельческого общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиться смелым и глубоким идеям, утверждавшим красоту и значительность человека.

Греческие племена, населявшие самую южную часть Балканского полуострова, многочисленные острова Эгейского моря и узкую прибрежную кайму малоазийского побережья, перейдя от первобытно-общинного строя к классовому обществу, создали небывалую по своему богатству и многогранности культуру, изобразительное искусство и архитектуру.

Греческие племена и племенные союзы населяли разделенные крутыми хребтами гор долины, рассыпанные по морю острова. При переходе к классовому обществу они образовали ряд небольших городов-государств, так называемых полисов. По сравнению с огромными рабовладельческими деспотиями Древнего Востока, объединившими под своей властью много разных племен и народов и сконцентрировавшими огромные материальные ресурсы, греческие города-государства были очень малы. Полис, то есть город и прилегающая сельская округа, часто насчитывал лишь несколько тысяч семей.Греческие племена ахейцев, ионийцев, эолийцев и дорийцев в первые века существования античного общества не были объединены в единую державу. Несмотря на наличие многочисленных экономических, политических, культурных связей, полисы были независимыми государствами и вели каждый свою политику. Даже пришедшее со временем сознание общегреческого единства и возникновение ясных представлений об Элладе - Греции, как стране, имеющей общую историческую судьбу, — и о народе эллинов (как стали звать себя греки) не привело к политическому единству Греции в годы расцвета ее культуры.

И все же не могущественные державы Древнего Востока с их мощной тысячелетней культурой, с их чудовищными по размерам пирамидами, храмами, статуями,с фантастическими богатствами, накопленными правителями, и не менее фантастической нищетой закабаленной, рабски бесправной многоплеменной народной массы, а сравнительно бедные греческие полисы создали великий перелом в мировых судьбах искусства и культуры.

В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека — гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека.

Не случайно Софокл, великий греческий трагический поэт, мог сказать в своей «Антигоне»: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».

Фолософские взгляды, отчасти политические воззрения и прежде всего литература и искусство Древней Греции непосредственно или через эллинистическую и римскую культуру оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества. В особенности это относится к истории народов западной и восточной Европы, но также и западной, центральной и восточной Азии. «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы» ()Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, М., 1951, стр. 169.), — писал Энгельс.

Действительно, даже христианство, враждебное духу «языческой» древности, определившее в значительной мере формы развития культуры и искусства средневековой Европы, сложилось в рамках поздней античной культуры. Средневековье широко обращалось к наследию древнегреческой философии, архитектуры и искусства, хотя большей частью и искажало их. Замечательные достижения культуры ряда народов феодальной Азии, в частности Средней Азии, были тесно связаны с переработкой наследия собственно греческой и своей местной античной художественной традиции; это сказывалось в прогрессивных, материалистических по своей направленности философских учениях, в медицине, отчасти и в литературе и искусстве.

Искусство и культура Возрождения в своей борьбе за идеалы гуманизма и реализма, как и в своей критике средневековья, особенно широко черпали из сокровищницы греческого наследия. Даже самое название эпохи Возрождения возникло как обозначение возрождения античной, то есть греческой и римской культуры.

Передовые художники и мыслители 17 - 18 вв. в западной Европе и в России в своей борьбе за утверждение идеалов гражданственного служения обществу, в своей критике феодальной системы также постоянно обращались к античным образам и преданиям. В них они находили примеры и образцы для возвеличения своей борьбы, своих общественных идеалов. Замечательный расцвет русской классицистической архитектуры и монументальной скульптуры в конце 18 и первой трети 19 в. также был связан с глубокой переработкой античного наследия.

Древняя Греция

Гёте и Шиллер, Байрон и Китс, Державин и Пушкин, Белинский и Горький глубоко ценили культуру Древней Греции.

Высокую оценку древнегреческому искусству и эпосу дали классики марксизма. Маркс указывал, что они «в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца»( К. Маркс, К критике политической экономии, 1953, стр. 225.).

***

Исторические условия, сделавшие возможным необычайный по сравнению с культурами Древнего Востока прогресс философии, науки и искусства античной Греции, сложились в период классики, в 5 и 4 вв. до н.э.

В основе расцвета искусства Древней Греции лежит прежде всего развитие в греческих рабовладельческих городах-государствах свободной гражданской жизни.

Греческая демократия была демократией ограниченной, рабовладельческой, обеспечивавшей интересы только свободных, и в первую очередь рабовладельцев. Выключение рабов из жизни общества, лишение их человеческих прав было уродливой чертой рабовладельческого общества.

Но по сравнению с общественным укладом восточных деспотий она вмела огромное прогрессивное значение. Свободные члены общины были гражданами, а не бесправными подданными владыки, как на Востоке. Они активно участвовали в управлении государством. Более того, свободный отличался от раба именно в той мере, в какой был полноправным членом своей общины, своего города-государства. Искусство Древней Греции было проникнуто духом служения идеалам коллектива политически активных свободных граждан.

Прогрессивные стороны греческой культуры во всей их полноте сложились не сразу.

История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошла следующие ступени своего развития.

1. Так называемая гомеровская Греция (12 - 8 вв. до н.э.) - время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. На этот период приходится развитие эпоса и появление первых, примитивных памятников изобразительных искусств.

2. Архаика, или период образования рабовладельческих городов-государств (7 - 6 вв. до н. э.). Это - время борьбы складывающейся собственно античной демократической художественной культуры с остатками и пережитками старых общественных отношений и с условными, еще далекими от реализма художественными тенденциями. Время это отмечено сложением и развитием греческой архитектуры, скульптуры, художественных ремесел, расцветом лирической поэзии.

3. Классика, или период расцвета греческих городов-государств (5 и большая часть 4 в. до н.э.). Это - период первого расцвета античного рабовладельческого общества на ранней стадии его развития. Для этого времени характерен рост гражданского самосознания, активное участие в общественной жизни массы свободного населения. Классика - это время высокого расцвета философии, важных естественнонаучных открытий, блестящего развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах. В конце этого периода (4 в. до н.э.) наступает первый кризис рабовладельческого общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 в. вызывает кризис искусства классики.

4. Эллинистический период (конец 4 - 1 в. до н.э.) - период кратковременного выхода из кризиса рабовладельческого общества путем образования больших империй, консолидации класса рабовладельцев под эгидой эллинистических монархий. Очень скоро, однако, наступило неизбежное обострение всех неразрешимых противоречий рабовладения, разорение и бесправие основной массы свободного населения, чудовищное богатство крупных рабовладельцев и утеря гражданских свобод. Искусство постепенно теряет тот дух гражданственности и народности и ту высокую реалистическую типизацию, которые ему раньше были свойственны. В дальнейшем эллинистические государства были завоеваны Римом и включены в состав его державы, а их искусство частично растворилось в римском искусстве.

Наиболее своеобразным и характерным периодом в развитии древнегреческого искусства является период классики, период наивысшего расцвета античного искусства и культуры, когда раскрылись во всей полноте наиболее прогрессивные черты рабовладельческой демократии. Не случайно Маркс, сравнивая эпоху Перикла, вождя афинской демократии 5 в., и эпоху Александра Македонского, говорил о первой, как об эпохе наибольшего внутреннего расцвета, а о второй, как об эпохе наибольшего внешнего расцвета.

В цветущую пору развития греческого общества сознание свободных граждан было проникнуто чувством гражданской ответственности, характеризовалось непосредственным переплетением личных и общественных интересов. Право гражданства было великой честью, непременным условием для существования действительно достойного человека.

mirznanii.com

Реферат

по предмету «Мировая Художественная Культура» на тему:

«Искусство Древней Греции»

Выполнил:

Проверил:

Содержание Введение

Вклад Древней Греции, или Эллады, в мировую культуру до сих пор поражают ум и воображение. Как могло случиться, что на сравнительно небольшом пространстве, за краткий миг истории, греки оставили великое наследие буквально во всех областях человеческого духа, знания, искусств?

Долгое время Древняя Греция понималась как чудо, внезапно появившееся из мглы веков. Ослепительно просияло оно и угасло, оставив после себя громкую память, воплощенную в камне и бронзе, в керамике и тканях, в строках поэзии и прозы, в красоте человеческого тела и в величии его духа.

Безжалостное время оставило нам от богатейшего культурного наследия Эллады отдельные осколки — руины храмов, обломанные статуи, нередко только обрывки от целых стихотворений, трагедий или научных трудов. К счастью, многие достижения Древней Греции не погибли безвозвратно — они были восприняты и даже развиты в другой великой стране древнего мира — Риме. Позднее великая Византия (Восточный Рим) щедро поделилась наследием Эллады с Россией.

Всякие перемены в жизни народа неизбежно сказываются на его духовной жизни, языке, песнях, сказаниях. Греческие сказания дошли и до наших дней в виде великолепной поэзии и прозы, значительно пострадавших от превратностей времени. Но эти сказания известны нам и по чудесным рисункам на вазах, по изумительным скульптурам, и конечно, по памятникам бессмертной архитектуры.

I. Искусство Древней Греции

Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской цивилизации. В годы, когда большая часть населения Европы пребывала в состоянии варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги, зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры. Детством человечества, порой ослепительно солнечным, иногда таинственным, воспринимается античная эпоха, памятники которой до сих пор оказывают огромное художественное воздействие.

Эллину был чужд ограничивающий способности узкий профессионализм. Прославленный скульптор мог построить храм, написать ученый трактат, создать прекрасную фреску. Умение выражать чувства различными художественными способами - в архитектуре, скульптуре, живописи, поэзии, музыке - было свойственно человеку этой далекой от нас эпохи в большей степени, нежели в последующие века европейской истории. Насколько глубоко люди того времени сознавали свои возможности и ценили высокое значение искусства и силу художника, создавшего из грубого материала волнующие произведения, свидетельствуют строки древнего поэта Овидия:

"То, что названье теперь носит статуй работы Мирона, Грубых бесформенных тел некогда груда была. Чтоб получилось кольцо, надо золото прежде расплющить; Ваша одежда была шерсти нечистым комком. Камень нетесаный стал теперь изваяньем Венеры, Что выжимает власы, выйдя нагая из волн".

Древним грекам были известны различные виды искусства. Всемирно прославлены их величественные храмы, трудно назвать человека, который бы не восхищался пропорциями в рисунках на греческих вазах. Но особенно было присуще эллинам пластическое воплощение чувств. Даже в сложных архитектурных сооружениях греков прежде всего выступает их пластическая основа. Философское понимание мира приобретало тогда особенную пластическую конкретность в мифологических образах, в метких афористических высказываниях. Менее всего была свойственна эллинам отвлеченность мышления, захватившая позднее сознание их европейских потомков. Слова Л. Н. Толстого о Гомере вполне приложимы к памятникам эллинского искусства вообще: "Это вода из ключа, ломящая зубы, с блеском и солнцем и даже с соринками, от которых она кажется еще чище и слаже".

Недосягаемой вершиной воспринимаются творения классических скульпторов - Мирона, Поликлета, Фидия, или прекрасные здания афинского Акрополя. Однако не менее значительные памятники были созданы и в другие периоды эллинской культуры. Различают несколько этапов в истории древнегреческого искусства. В крито-микенский, или эгейский, период (III-II тысячелетие до н. э.) достигает расцвета не только искусство мастеров критского государства, но могучей силой оказывается творческая активность ахейских племен на Балканском полуострове. От XI до VIII века до н. э. продолжается период, называемый условно гомеровским, характеризующийся широким распространением керамики и мелкой пластики геометрического стиля. Архаическая эпоха, приходящаяся на VII-VI века до н. э., была временем возникновения самостоятельных городов-государств на Балканском полуострове и бурного развития искусства. Классический период охватывает V и IV века до н. э. В его пределах различают раннюю классикy - первую половину V века до н. э., высокую классику - третью четверть V века до н. э. и позднюю классику - IV век до н. э. На поздний период греческого искусства III-I веков до н. э. - эпоху эллинизма - приходится сильная эллинизация культуры народов, живших в бассейне Средиземного моря.

Греческое искусство было далеко не однородным в различных областях античного мира. Художники ионической школы, работавшие в городах Малой Азии и на островах Эгейского моря, создавали памятники, непохожие на те, что появлялись в мастерских дорических городов - Аргоса, Сикиона, Спарты. Своеобразные художественные произведения возникали в среде аттических скульпторов, вазописцев и зодчих. Эти отличия были свойственны мастерским, по существу близким территориально друг к другу. А между тем памятники эллинского искусства можно найти в различных районах Европы, отделенных десятками тысяч километров: в Испании и Средней Азии, в Африке и на северных берегах Черного моря.

Древние греки создали в полном смысле слова новую культуру. Им были знакомы достижения науки и искусства народов Востока - египтян, финикийцев, ассирийцев, и все же они пошли своим путем как в области новых социально-политических образований, так и в отношении художественно-эстетических взглядов на мир.

Культура и искусство эллинов всегда привлекали внимание людей, для которых они были уже историей. В средневековье, в эпоху Возрождения, в столетия нового времени художники видели в искусстве древних греков прекрасный образец, неиссякаемый источник чувств, мыслей, вдохновения. Во все времена человек со свойственной ему пытливостью стремился проникнуть в тайну совершенства древнегреческого искусства, разумом и чувством стараясь постичь сущность эллинских памятников.

"Надобно переселиться в век Гомера, сделаться его современником, жить с героями и царями-пастырями, чтобы хорошо их понимать. Тогда Ахиллес, который на лире воспевает героев и сам жарит баранов, который свирепствует над мертвым Гектором, и отцу его, Приаму, так великодушно предлагает и вечерю и ночлег у себя в куще, не покажется нам лицом фантастическим, воображением преувеличенным, но действительным сыном, совершенным представителем великих веков героических, когда воля и сила человечества развивалась со всей свободой... Тогда мир, за три тысячи лет существовавший, не будет для нас мертвым и чуждым во всех отношениях".

studfiles.net


Смотрите также