Карта древней руси. Древние карты и Великая Тартария. Николай Левашов [Прошлое Руси]
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Былые границы нашего государства. Карта древней руси


Былые границы нашего государства | Истоки

Когда писала статью о Новгородском Кремле, искала карты России  XVII века и XVIII века. Меня так заинтересовали  былые границы нашего государства, что я решила найти карты России других веков. Хотя, конечно всё это проходили по истории в школе, но сейчас, по прошествии лет это воспринимается несколько  иначе. Предлагаю вам небольшое путешествие вглубь веков по границам государства Российского.

Границы Древнерусского государства в IX – XI веках. Древнерусское государство  образовалась в 862 году.

Древняя_Русь_IX_XI_в._drevnya_rus_IX_XI_v.

Карта Древней Руси в период феодальной раздробленности в XII начале XIII века, когда древнерусские земли терзали с одной стороны междоусобицы между князьями, а с другой стороны набеги кочевников. Появились свои границы у каждого княжества.

Русь_XII_в._Rus_XII_v.

Карта Руси XIV века в период татаро-монгольского ига, когда часть земель северо-восточной Руси объединялись вокруг Московского княжества, а часть западнорусских земель вошло в Литовское княжество. Но у каждого княжества, присоединившегося к Московскому, остаются свои границы.

Русь_XIV_в.Rus_XIV_v.

В XV-XVI веках снова сформировалась единая граница Русского государства.

Русь_XV_XVI_в._Rus_XV_XVI_v.

В конце XVI века границы Российского государства продвигаются к Каспийскому морю и за Урал.  В XVII веке достигают Тихого океана, а на западе Россия возвращает себе земли Киевской Руси.

Россия_XVII_в._Rossia_XVII_v.

В XVIII – XIX веках Российская империя владеет самой большой территорией за всю свою историю. Её границы достигли Америки, полуостров Аляска был открыт русской экспедицией в 1732 г.  и являлся русской территорией до её продажи США в 1867 г.  Расширилась территория России и на юг – в Среднюю Азию,  Кавказ и Крым.  Также граница отодвинулась на запад до пределов Древнерусского государства. А на северозападе в состав Российской империи вошла Финляндия.

Россия_XVIII_XIX_в._Rossia_XVIII_XIX_v.

На карте Российской империи начала XX века меняются границы на островах Дальнего Востока. Остров Сахалин с 1855 года официально являлся совместным владением России и Японии. В 1875 году по договору Россия передала Японии Курильские острова взамен безраздельного владения островом Сахалин. А после поражения России в Русско-японской войне (1904 — 1905 гг.) южная часть Сахалина отошла Японии.

Россия_1914_г._Rossia_1914_g.

XX век, границы СССР, в состав которого входят 15 союзных республик: РСФСР, Литва, Латвия, Эстония, Белорусия, Молдавия, Украина, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия.  После второй мировой войны в состав СССР были включены вся территория о. Сахалин и все Курильские острова.

СССР_SSSR

Карта современной России. Конец XX – начало XXI веков после развала СССР каждая республика сама по себе, все 15 республик стали суверенными государствами со своими границами.

Россия_XXI_в._Rossia_XXI_v.

Вот так на протяжении многих веков менялись границы нашего государства.  Изменятся ли ещё как-то границы страны под названием  Русь?

Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!

Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.

С уважением, автор сайта "Истоки. Путешествие по России" Валентина Гриценко

Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:

*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности

istoki-tur.ru

Карты

Древняя Русь в 9-10 веках

1. Карта окружения славян в 7-8 вв.

2. Славяне в 7-9 вв.

3. Образование Руси

4.Поход Олега на Византию, 907

5. Походы князя Игоря

6. Походы Святослава

7. Походы Владимира и Мудрого

 

 Русь в 11 веке

  1. Русь в 11 веке

Русь в 12 веке

  1. Русь в 12 веке

Русь в 13 веке

  1. Липецкая битва. 1216
  2. Битва на реке Сить. 1238

Русь в 14 веке

Русь в 15 веке

  1. Битва на реке Шелони. 1471

 

Войны 16 века

  1. Русско-литовская война, 1500-1503
  2. Русско-литовская война, 1507-1508
  3. Русско-литовская война 1512-1522
  4. Восточная политика Ивана Грозного
  5. Ливонская война, 1558-1583
  6. Походы Ермака в Сибирь
  7. Русско-шведская война, 1590-1593

Войны 17 века

  1. Польско-шведская интервенция,1609-1618
  2. Смоленская война, 1632-1634
  3. Русско-польская война, 1654-1667
  4. Русско-шведская война, 1656-1661
  5. Русско-турецкая война, 1676-1681
  6. Крымские походы В.Голицына, 1687, 1689
  7. Азовские походы Петра 1, 1695, 1696
  8. Нерчинский договор с Китаем, 1689

Войны 18 века

1.Северная война.1700-1725

2.Русско-турецкая война. Прутский поход. 1710-1713

3. Русско-персидская ( иранская) война. 1722-1732

 4.Русско-турецкая война. 1735-1739

 5. Русско-шведская война. 1741-1743

6.Семилетняя война. 1757-1761( в Европе 1756-1763)

7.Первая польская война ( Первый раздел Польши) 1768-1772

8. Русско-турецкая война. 1768-1774

9.Русско-турецкая война . 1787-1791

10.Русско-шведская война. 1788-1790

11. Вторая польская война. 1794-1795

12.Русско-персидская война. 1796

13. Русско-французская война. 1798-1799

 

Войны 19 века

  1. Русско-иранская война, 1804-1813
  2. Русско-турецкая война, 1806-1812
  3. Русско-шведская война, 1808-1809
  4. Русско-иранская война, 1826-1828
  5. Русско-турецкая война,1828-1829
  6. Крымская война, 1853-1856
  7. Русско-турецкая война, 1877-1878

Отечественная война 1812 года

Войны 20 века

Русско-японская война 1904-1905

Первая мировая война, 1914- 1918

Гражданская война, 1918-1920

Советско-польская война, 1920-1921

Русско-финская война, 1939-1940

 

Великая Отечественная война 1941-1945

  1. Смоленское сражение
  2. Блокада Ленинграда
  3. Битва за Москву
  4. Сталинградская битва
  5. Курская битва
  6. Операция  "Багратион"
  7. Берлинская операция

Народные восстания

  1. Восстание Болотникова.1606-1607
  2. Восстание Степана Разина. 1670-1671
  3. Восстание К.Булавина. 1707-1709
  4. Восстание Емельяна Пугачёва.1773-1775

poznaemvmeste.ru

Ящик пандоры – Древние карты и Великая Тартария. Николай Левашов [Прошлое Руси]

В прошлом тысячелетии Империю Русов в уже отколовшейся Западной Европе стали называть «Великой Тартарией». Она была и до сих пор остаётся самой большой державой Мира, которую враги до сих пор стараются дробить на мелкие кусочки – удельные княжества, которые было бы легче покорять, а население уничтожать…

rustartariya2

«Россия – уникальная страна, уникальная во всех отношениях. Взять хотя бы название страны и ... всплывёт целый пласт информации, о которой большинство жителей России не имеют ни малейшего представления. Название страны – Россия, возникло от другого слова – Рассея, которое, в свою очередь, образовалось от названия Рассения. Рассенией называлась часть древней Славяно-Арийской империи, лежавшая западнее Рипейских (Уральских) гор. Земли восточнее Урала до Тихого океана и далее, от Лукоморья (Русского Севера) до Центральной Индии, носили имя Земля Свята Расы. Иноземцы называли эту страну по-разному. Одним из последних иноземных имён, известных в Европе до конца восемнадцатого века, было Великая Тартария – самая большая страна мира, как о ней говорится в первом издании британской энциклопедии 1771 года. Желающие могут убедиться в этом сами, заглянув в это издание энциклопедии...»

* О Сущности, Разуме и многом другом... http://www.levashov.info - официальный сайт удивительного человека, русского учёного, целителя, писателя - академика Николая Левашова

 

В.В. Путин рассекретил архивы Тартарии [Прошлое Руси]

puttartariya

В школе нам внушают, что у нас, русских людей, только лишь одна тысяча лет нашего убого прошлого. Именно убого, потому что до прихода христианства на Русь все мы якобы были дикими зверями, а вот церковь нас превращала в человеков. Однако множество фактов противоречат этим выдумкам. Например, в Британской энциклопедии 1771 года наша Родина описывается как самое большое и развитое государство на Земле под названием Великая Тартария. Есть множество документов и карт, которые подтверждают это. Часть из них находится в Русском Географическом Обществе, куда 15 января 2013 года приезжал президент Владимир Путин. И там ему показывали эти документы и карты, о чём свидетельствуют видеозаписи этого визита. А другие артефакты, такие как Чандарская плита, неопровержимо свидетельствуют нам о том, что уровень развития цивилизации наших предков был несравненно выше, нежели нас в том пытаются убедить. Этот уровень выше даже сегодняшнего уровня развития нашей цивилизации. Источник

* На сайте «Пища Ра» вы найдете подробнейший рассказ об артефактах и свидетельствах древнейшей истории человечества. - http://www.peshera.org

 

Прошлое Руси. Великая Тартария - Империя Русов

Прошлое Славяно-Ариев это и есть прошлое нашей земной цивилизации. Правдивой информации уже много! Нужно только её разыскивать и как можно шире популяризировать среди Русов и всех остальных народов, кто захочет узнать правду...

Фильм «Великая Тартария - Империя Русов» является небольшим рассказом о великом прошлом нашей Родины. Несколько тысяч лет назад Империя Русов занимала почти все пригодные для жизни земли на планете: Евразию, Северную Америку, Северную Африку... Людей жёлтой, красной и чёрной рас на Земле было очень мало, и они компактно проживали в районах с привычными для них климатическими условиями. Но со временем наши могущественные враги нашли способы постепенного оттеснения и уничтожения славян. В прошлом тысячелетии Империю Русов в уже отколовшейся Западной Европе стали называть «Великой Тартарией». Она была и до сих пор остаётся самой большой державой Мира, которую враги до сих пор стараются дробить на мелкие кусочки - удельные княжества, которые было бы легче покорять, а население уничтожать...

В основу фильма положены уникальные работы Светланы и Николая Левашовых.

В фильме вы сможете получить ответы на следующие вопросы:- Кем были УРы на самом деле, и какое влияние они оказали своей культ'УРой (ведическим мировоззрением) на систему моральных и духовных ценностей славян? И почему до сих пор некоторые наши соседи называют русов "УР-русами"?- Как появились касты волхвов, ремесленников, хлеборобов, скотоводов, и племена скоттов, полян, древлян...- Что общего между содержанием Славяно-Арийских Вед и книгой Велеса?- Что нам известно об Атлантиде из древних письменных источников славян и ариев?- Почему началась война между Великой Рассенией (Русью) и Аримией (древний Китай - страна «Великого Дракона») более 7520 лет назад? И как символ этой победы - Георгий Победоносец, поражающий Змея (образ врага, Аримии) - стал "христианским святым"?- Как самая большая страна Мира - Великая Тартария - исчезла с географических карт в 18 веке? И почему стало возможной тотальная фальсификация Всемирной истории и истории России в частности?

Фильм «Великая Тартария – Империя Русов» можно совершенно свободно посмотреть или скопировать себе в любом из следующих источников: Архив, Торрентс, Ютьюб, Советник…

pandoraopen.ru

Эксперт. Карты Руси при: Рюрике (862), Владимире (978-1015), Иване III и Василии III (1462-1533)

Наши вопросы к Рюриковичам // Эксперт. №4(930). 19.01.2015.http://expert.ru/expert/2015/04/nashi-voprosyi-k-ryurikovicham/Беседовала Вера КрасноваКузенков Павел Владимирович, научный руководитель выставки "Моя история. Рюриковичи": "Уникальность созданного Рюриковичами государства была в том, что оно буквально за два столетия полностью сгладило все этнические швы". Фото Олег СлепянKuzenkov_Pavel_Vladimirovich_2015_01_19_Rurikovichs_Drevnyaya_Rus_Expert_Oleg_Slepyan

Карта 1. Русь Рюрика (862 г.)http://expert.ru/data/public/483504/483575/shema-rur-1.jpgKuzenkov_Pavel_Vladimirovich_2015_01_19_map_1_Rus_of_Rurik_862_Expert

Карта 2. Русь Владимира (978-1015 гг.)http://expert.ru/data/public/483504/483574/shema-rur-2.jpgKuzenkov_Pavel_Vladimirovich_2015_01_19_map_2_Rus_of_Vladimir_978-1015_Expert

Карта 3. Русское государство при Иване III и Василии III (1462-1533 гг.)http://expert.ru/data/public/483504/483573/shema-rur-3.jpgKuzenkov_Pavel_Vladimirovich_2015_01_19_map_3_Rus_of_Ivan_3rd_Vasiliy_3rd_1462-1533_Expert

Историческую выставку «Моя история. Рюриковичи», прошедшую осенью в Москве, посетило более 250 тысяч человек. Мы решили разобраться, чем актуальны российские древности для сегодняшней массовой аудитории

На самые удачные выставки Лувра, Британского музея, нью-йоркского «Метрополитена» последних лет пришло в разы меньше зрителей, чем на экспозицию «Моя история. Рюриковичи», проходившую с 4 по 23 ноября в Манеже. Около 13 тыс. человек в день — с этим может сравниться лишь посещаемость выставок китайского Музея императорского дворца в Тайбэе да прошлогодней экспозиции в Манеже «Моя история. Романовы». Как и год назад на «Романовых», очередь на «Рюриковичей» растягивалась на часы ожидания на морозе. Среди сдержанно поеживающихся в ней людей были и такие, кто пришел во второй раз. Многие посещали выставку семьями, хотя и в разбивку: бабушка с внуком — днем, родители — вечером после работы. Понять, что их сделало такими страстными любителями истории, помог научный руководитель выставки Павел Кузенков.

— Павел Владимирович, что нового вы хотели сказать этой выставкой?

— Мы решили абстрагироваться от споров о том, кто был Рюрик по происхождению: скандинав, славянин или кто-то еще, — и сосредоточиться на том, что он и его непосредственные преемники создали самое большое в Европе государство. Все без исключения племена Восточно-Европейской равнины надолго объединились вокруг одной династии — такого не было больше нигде. Империя Карла Великого, как известно, развалилась очень быстро. И возникает вопрос: в чем же секрет этого успеха? А дело в том, что Рюриковичи не выступали объединителями, они лишь возглавили процесс, начавшийся раньше. И смысл этого процесса был вполне прагматичный.

— Торговля?

— Да, путь «из варяг в греки» для Руси — как позднее Великий шелковый путь для Монгольской империи — был важнейшим экономическим «хребтом». Но нельзя недооценивать и волжский путь, по которому из Азии в Европу шли миллионы серебряных монет. На их перекрестье и возникли главные центры Древней Руси — северный (Новгород), южный (Киев) и восточный (Ростов), о которых пишут арабские авторы. К ним примыкало западное «ответвление» к Балтике (Полоцк). Экономика, основанная на международной торговле, самая выгодная. Можно ежегодно биться за скудный урожай или рисковать жизнью в военных походах — а можно просто брать пошлину за право проплыть мимо твоей крепости. Но для купцов необходима стабильность и безопасность, вот с этим-то и была проблема. Жившие здесь славянские и финские племена друг с другом не дружили. За каждым из десятков крупных племенных вождей стояло несколько десятков тысяч воинов, и при желании междоусобную войну можно было вести веками, как это было в Западной Европе. Единственным сдерживающим фактором была внешняя сила — хазары на юге и варяги на севере, но заставляя племена платить им дань, они вынуждали их сплачиваться. Но ненадолго. Летописец пишет: «И изгнали варягов за море, и начали воевать друг с другом, и не было в них правды, встал род на род».

И тут славяне и финны Приильменья принимают парадоксальное решение: в 862 году к только что изгнанным варягам посылают посольство, приглашая из их среды князя — но уже не как захватчика, а как полководца и судью. Если хотите, стейт-менеджера. За хорошие деньги он со своими людьми должен защищать пригласившие его племена от внешних врагов и внутренних смут. Во всяком случае, так рассказывает летопись, и для нас это важно: значит, именно так на Руси понимали принципы государственного устройства. Решение оказалось удивительным по дальновидности и прагматизму («приглашение варяга» до сих пор считается одним из эффективных управленческих приемов). Не имея прочных связей с местными кланами, Рюрик оказался лично заинтересован в том, чтобы править справедливо. А это породило доверие — ключевой фактор для стабильной власти.

— Все-таки невозможно абстрагироваться от того, кто были варяги. Некоторые считают, что это не племя, а род занятий — своего рода бандитизм.

— Варяги во многом остаются загадкой. Часто в них видят скандинавских викингов, которые, как известно, были морскими разбойниками. И действительно, в XI веке летописные «варяги» — несомненные скандинавы. Но любопытно, что термин «варяг», по виду германский, не встречается ни в скандинавских сагах, ни в западных хрониках. Зато он известен в греческих, арабских и русских текстах. Например, Бируни называет Балтику «морем варанков». Да и наша летопись помещает варягов на балтийских берегах, причем тесно связывает с этнонимом «русь». Люди Рюрика так и названы — «варяги-русь». В греческих текстах «варанги» и «росы» также идут как синонимы. Так или иначе, это были воины, опытные и хорошо вооруженные. Мобильность и дружинная солидарность были их главными козырями, а их этнический состав мог быть самым пестрым (как позже в среде казачества). Варяги служили наемниками у русских князей и византийских василевсов. В Константинополе, например, «русские варяги» составляли элиту армии и флота, и только из них набирали личную охрану императоров. Присущий варягам своеобразный кодекс чести, верности слову, делал их не только хорошими воинами, но и успешными купцами, честными управленцами. Кстати, идея справедливости в летописи фигурирует как один из главных мотивов призвания Рюрика: «Поищем себе князя, иже бы володел нами и судил по правде», — говорят уставшие от розни славяне и чудь.

— В этом желании — «чтобы кто-то владел нами» — обычно видят признак «рабской психологии» русских.

— При желании это можно трактовать и так: добровольно надели на себя ярмо, вместо того чтобы жить при демократии… Но это была прагматика. Для того чтобы воцарился мир и порядок, нужен тот, кто будет их поддерживать и лично за это дело отвечать. «Переболев» вольницей первобытной демократии и кровавой племенной вражды, наши предки поднялись на качественно новый уровень общественных отношений. Русь стала оформляться как государство, где разные племена живут под единым законом и единой властью. Причем, что важно, это был результат не завоевания или подражания, а внутреннего развития.

— Разве варяги не могли сами преступать закон и заниматься рейдерством, говоря современным языком?

— Любопытно, что первый на Руси закон как раз и был записан после конфликта с варягами. Дело было ровно тысячу лет назад, в 1015 году. Сын князя Владимира Ярослав, княживший в Новгороде, повздорил с отцом и, готовясь к «тяжелому разговору», нанял много варягов. Те от безделья стали приставать к женщинам. Возмущенные новгородцы напали на них и почти всех перебили. Ярослав не мог оставить это безнаказанным: ведь тогда варяги не стали бы служить ему ни за какие деньги. Он сделал вид, что простил новгородцев, пригласил на пир знатных горожан и разрешил варягам всех их убить — по правилам кровной мести. Дело запахло войной. И тут пришла весть о том, что в Киеве умер князь Владимир, а захвативший престол Святополк вероломно убил брата Бориса. Ярослав и новгородцы примирились, чтобы вместе выступить против супостата. А чтобы подобные конфликты больше не повторялись, были записаны наказания за нарушение правил поведения — знаменитая «Русская правда». Там, в частности, была ограничена кровная месть и введены штрафы за убийство и увечье.

— Интересно, кем ощущали себя русские князья во времена Ярослава Мудрого — уже местными или все еще варягами?

— Местными. Рюриковичи опирались на варягов, но действовали в полном согласии с местным населением. В летописях не видно какой-то внутренней борьбы, подобной, к примеру, многовековому противостоянию англосаксов и бриттов, остатки которых и сейчас живут в горах Уэльса. Англы ведь тоже были призваны охранять бриттов, но быстро поняли, что из наемников можно стать господами. А у нас пришельцы гармонично вписались в местную элиту и уже во втором поколении стали давать детям славянские имена. Значит, они считали престижным слиться с местными. Обычно бывает наоборот. Когда франки завоевали Галлию, галло-римская элита перешла на франкский именослов. Уникальность созданного Рюриковичами государства была и в том, что оно буквально за два столетия полностью сгладило все этнические швы.

— Исчезли племенные различия?

— Да. Уже в XII веке русская летопись не знает ни кривичей, ни радимичей, ни полян. В Германии до сих пор помнят, кто саксы, а кто баварцы. В Англии имена племен сохранились в названиях графств. Франция лишь после 1789 года стала избавляться от национальной раздробленности. Любопытно, что латыши и сегодня называют Россию Кривией, по племени кривичей. Но наши предки знали только одно название своей страны — Русь. Важно, что Русь сразу возникает как наднациональная общность: политическая, военная, культурная, но не этническая. Уже при первых Рюриковичах появляются понятия «русский закон», «русская земля». И когда начался период раздробленности, Русь раскололась не по племенным швам, а по княжеским уделам: настолько сильна была консолидирующая роль династии.

— Как это удалось сделать?

— Русь Рюриковичей легла поверх старых племенных структур, между верховной властью и родовой аристократией почти не было соперничества. Племенные князья, которые еще были при Олеге и Игоре, совершенно исчезают при Владимире и Ярославе. У Рюриковичей нет конкурентов: боярская аристократия группируется только вокруг них, городские общины им подчиняются. Это значит, что князья смогли выразить интересы основных групп населения, обеспечить внутренний порядок и экономическое развитие.

— Выставка не дает ответа на вопрос, откуда взялась эта общая самоидентификация: Русь, русские, — но приводит фразу из «Повести временных лет», что Рюрик «привел с собой русь». Получается, что варяги и русь одно и то же?

— Русь и как название, и как феномен представляет собой много загадок. Наша древнейшая летопись, «Повесть временных лет», написана в начале XII века; начало Руси она помнит очень смутно. Достаточно сказать, что в греческих, арабских и латинских источниках народ под названием рос, или рус, появляется лет за пятьдесят до летописной даты призвания Рюрика. Уже в 860 году росы чуть не взяли Константинополь — самый большой и богатый город тогдашней Европы. А наш летописец об этом почти ничего не знает… Рюрик не был первым русским князем; по-видимому, не был он и основателем Руси как государства. Но кем он был точно, так это родоначальником династии Рюриковичей, которая правила Русью-Россией почти семь с половиной веков, превратив ее в одну из крупнейших мировых держав.

Испытание веры

— В 988 году Русь крестилась. Это обычно объясняли геополитикой — чтобы войти в семью цивилизованных народов — или классовой борьбой — чтобы господствующему классу легче было удерживать в повиновении народ. Но выставка «Рюриковичи» не говорит ни слова об этом. Чего же не хватало мощной языческой державе при князе Владимире?

— Христианство привнесло в Русское государство смыслообразующий фактор. Построить государство — полдела, нужно, чтобы оно было жизнеспособным, не развалилось при первом же кризисе. Ведь отец Владимира, Святослав, своими военными подвигами создал огромную империю от Волги до Балкан, но она рассыпалась после первого его поражения.

Христианство же задало новый уровень государственного мышления. Возникло понятие «христианский народ», «крестьяне». Появился новый тип общественной консолидации — не по крови и родству, но на основе единой системы ценностей, опирающейся на евангельские заповеди любви не только к ближнему, но и к дальнему. Для христианина все единоверцы — братья, которым ты обязан помочь. Так что религиозный фактор помогал укреплять Русское государство изнутри.

— Трудно себе представить, чтобы Владимир Святославич так глубоко проникся подобными мотивами консолидации общества…

— Поначалу он вообще видел в христианстве тлетворное влияние Византии, «модную» религию, которую исповедовали многие его подданные, подрабатывавшие наемниками в Константинополе. Его бабка, княгиня Ольга, тоже крестилась, но отец наотрез отказался, считая христианство религией слабаков. Юный Владимир думал так же. Он создал языческий государственный культ, основанный на страхе. Ввел человеческие жертвоприношения, принуждая отдавать в жертву Перуну по жребию юношей и девушек из знатных семей. Так он намеревался прежде всего подчинить элиту. Но слишком много христиан уже было в Киеве. И когда один из них, кстати говоря, варяг, отказался принести в жертву сына и публично высмеял деревянных «богов», приняв за это смерть от обезумевшей толпы, Владимир задумался: за что отдал жизнь этот ветеран?

— После этого начинается известная история с посольствами, когда Владимир выбирает подходящий формат единобожия — между иудаизмом, исламом и христианством?

— Очевидно, уверовав в Бога-Творца, Владимир заинтересовался этической и эстетической стороной разных религиозных культов. Но самое интересное было потом. Когда он выбрал греческое христианство, он направился войной на византийский Херсонес, или Корсунь, чтобы именно там принять крещение. Тем самым Владимир как бы продемонстрировал своим языческим воинам: «Вот, я взял город греков — и мне помог в этом Христос, в которого они верят!» Это значит, что Бог христиан не просто Бог греков, Он помогает всем, уверовавшим в Него. И теперь Он на стороне Руси. Взяв Херсонес, Владимир продолжает «испытание веры»: теперь он требует от византийского императора, чтобы тот выдал за него свою сестру — багрянородную* Анну. И император Василий соглашается, хотя незадолго до этого в руке царевны было отказано германскому королю: византийские обычаи запрещали браки с иноземцами. А тут не просто иноземец, а враг империи, злобный язычник, многоженец, в гаремах которого сотни наложниц! Анна рыдала, но ей сказали: «Надо ехать. Через тебя Бог приведет его к истинной вере».

— Там же еще был эпизод с внезапным ослеплением Владимира накануне крещения и прозрением его прямо в крещальной купели?

— В источнике есть фраза, что во время крещения князь «прозрел». Возможно, у него действительно было какое-то помутнение зрения. Во всяком случае, крещение означало для русского князя не просто формальное событие, открывающее доступ в семью цивилизованных народов, а перелом в его судьбе. Он действительно стал другим человеком. Если раньше он был необузданным язычником, то теперь стал истовым христианином. Строил храмы, основывал школы, кормил нищих. Даже смертную казнь отменил, боясь греха убийства.

*Рожденную в семье действующего императора, то есть во время его правления.

От внешней красоты — к системе ценностей

— Вернемся к вопросу о политической консолидации Руси. Учитывая, что через сто лет после крещения единое Русское государство распалось на отдельные княжества, о какой смыслообразующей роли христианства тут можно говорить?

— Христианство — сложное явление, и его влияние не измеряется непосредственным политическим результатом. Одной из идей нашей выставки было показать историю Руси через этапы ее христианизации. Тот этап, о котором мы сейчас говорили, — это приход к христианству, так сказать, культурному, эстетическому. Но христианство — это все-таки не культура, это прежде всего система ценностей. И хотелось показать, как христианство становится тем, что называют русским духом, русской духовной основой. И это появляется только в послемонгольский период. В борьбе за эту систему ценностей пришлось пройти через несколько видов испытаний. Первым, как это ни странно, стало испытание богатством, процветанием.

Русь XI века была фантастически богатым государством, с сотнями больших и малых городов. Скандинавы, ездившие туда на заработки, так ее и называли — Гардарика, «царство городов». В ней был невиданный для остальной Европы уровень грамотности населения, прекрасные храмы, монастыри. Когда в 1075 году в Германию прибыло русское посольство с подарками императору Священной Римской империи, немецкий хронист записал: «Столько золота, серебра и драгоценностей еще никогда в истории не ввозилось в наше государство…»

— Вы хотите сказать, что испытания богатством Древняя Русь не прошла? А в чем был его смысл?

— Традиционное христианство запрещает совмещать благочестие и стремление к выгоде: искреннее служение Богу должно быть жертвенным, богатство может быть его результатом — но не целью. Богатство мешает праведнику, ибо лишает его свободы: вспомним евангельскую притчу о верблюде. То же можно сказать и о мирской славе. Так вот: политическая раздробленность Руси и княжеские междоусобицы стали следствием избрания ложного пути, когда во главу угла были поставлены личные и локальные интересы. Жажда корысти и власти вела к усобицам в разросшейся семье Рюриковичей, усобицы отпугивали купцов, что вызывало уменьшение товарных и денежных потоков и новый виток борьбы. Эта спираль привела к политическому и экономическому хаосу. Деньги совершенно исчезли из обращения, князья ожесточенно сражались за немногие богатые города. Впрочем, в этом Русь не была исключением: через этап раздробленности прошли все страны Европы, а Германия и Италия вышли из него каких-то сто пятьдесят лет назад. Средневековое государство держалось на государе и воспринималось во многом как его частная собственность. А поскольку потомков становилось все больше, наследство постоянно дробилось. И чтобы этому центробежному процессу противопоставить процесс центростремительный, требовался перелом в общественном сознании, в том числе в сознании элиты. Для Руси такой перелом наступил в годы Ордынского ига. В этом «испытании огнем» ослабленное усобицами государство утратило суверенитет и на первый план вышла новая сила. Это была Русская церковь.

— То есть главным объединителем была не Москва, не московские князья?

— Если мы внимательно посмотрим, как развивалась борьба за возрождение русской государственности, мы увидим, сколь малую роль в ней играли князья. Они делились на две группы: одни абсолютно не горели желанием воевать с монголами, понимая, что бесполезно бросать вызов империи, покорившей полмира. А вторые своими порывистыми, но непродуманными протестными акциями лишь усугубляли страдания своих подданных. Нужно заметить, что благодаря мудрой политике Александра Невского Орда не так уж тяжело давила на Русь. Ханы собирали «выход», или харадж, основной налог, составлявший всего несколько тысяч рублей в год, — вполне посильная сумма. Князь Василий Дмитриевич (сын Дмитрия Донского. — «Эксперт») только на починку константинопольской Софии в 1396 году выслал двадцать тысяч легко. Борьба за независимость требовала прежде всего политического объединения — а вот это уже противоречило интересам отдельных князей. И лишь Русская церковь — единственный институт, уцелевший от единой Руси святого Владимира, — сохранила способность взять на себя роль «национального лидера».

— Считается, что православная церковь ни при каком условии не должна вмешиваться в политику.

— Это так, если считать политикой борьбу за власть, чем в свое время чрезмерно увлеклась католическая церковь. Православие же по византийской традиции видит в политике форму обустройства общественной жизни, которая регулируется не только властью, но и религией. Одна действует на страх, другая — на совесть, одна принуждает, другая убеждает. И чем больше независимость церкви от властных институтов, тем больше ее духовный авторитет. Предельная степень такой независимости проявляется в монашестве. Монах чужд власти и богатства, он дает клятву бедности и смирения. Но это дает ему такое влияние, с которым не в силах справиться никакие силовые структуры. Вы, наверное, обратили внимание, что композиционным центром нашей выставки была фигура преподобного Сергия Радонежского? Он стоит на переломе русской истории, и с него начинается возрождение России.

— Преподобный Сергий и многие из его учеников-монахов были выходцами из боярских фамилий. Не это ли было миссией русской элиты в деле консолидации общества?

— В том числе. К боярскому роду принадлежал, кстати, и митрополит Алексий. Он много лет фактически управлял Московским княжеством как опекун малолетнего Дмитрия Донского. И готовил идейное объединение русских князей, благодаря которому стала потом возможна Куликовская битва.

— Почему боярские дети шли в монахи?

— По сути дела, в то время, в условиях утраты государством суверенитета, в монахи шли те, кто раньше ушел бы в политику. Но даже уходя в глухие леса, они оставались активными участниками общественной жизни. Преподобному Сергию не раз приходилось убеждать князей, мирить великого князя с митрополитом, увещевать, ободрять. Он знал многих, его знали многие, возникали связи, элита духовная. И вообще говоря, эти люди были настоящими геополитиками того времени. Сергий был тесно связан и с византийскими исихастами. У них была общая задача — сохранить православный мир. Потому что он погибал. Византия, получившая смертельный удар от крестоносцев в 1204 году, выжила, но оказалась зажата со всех сторон. Турецкая угроза заставляла политиков взывать о помощи к Европе, но там им выставили жесткое условие: отказаться от православия. Церковные авторитеты понимают, что есть лишь один шанс спасти древнюю веру: нужно поднимать Русь. А значит — бросать вызов Орде. Характерно, что воинов на той же Куликовской битве призывали сплотиться не под политическими или национальными лозунгами, но под знаменем защиты веры: «Постоим за веру православную и за землю Русскую».

— Если народ откликнулся на такой призыв, очевидно, христианский «русский дух» к тому времени уже сформировался. За счет чего, ведь не только за счет страданий?

— Монастыри, созданные по всей Руси учениками преподобного Сергия, становятся центрами духовной консолидации не столько элиты, сколько «среднего класса». Народ на Руси постепенно становится богомольным. Куда бы человек ни шел, что бы он ни начинал делать, сперва он обязательно молился — и молился в конце. На богомолье люди встречались, общались, начали осознавать свою силу. Рождался общий дух, когда нет уже тверичей, москвичей, но все понимают, что есть общая для всех святыня. Общерусское, общеправославное пересиливает региональное. Это новая фаза христианизации Руси — надгосударственная, монастырская. Здесь уже на первом плане не культура и великолепие, а молитва и подвиг, терпение и вера — основа будущей Святой Руси.

На этом фоне происходит и политическое взросление элиты. Укореняется идея, что государство не собственность государя, а нечто самоценное: ведь от него зависит судьба христианской веры. Поэтому «второе издание» Русского государства — Московская держава — созидается на качественно иной основе. Это борьба за возрождение — и политическое, и культурное, и духовное. Но понадобились еще трагический XVI век и Смутное время, чтобы этот процесс принял завершенные формы и с избранием на царство Михаила Романова возникла стабильная система, в которой царь и народ образовали одно политическое целое.

Как попасть в «царство славы»

— Какие примеры политической зрелости элиты в тот период вы могли бы привести?

— Вот знаменитая история, когда великого князя московского Василия Васильевича, будущего Темного (отца Ивана III. — «Эксперт»), победил двоюродный брат Юрий Дмитриевич. Он приехал в отсутствие Василия Васильевича и стал князем на Москве, а тому велел жить в Коломне. И что произошло? В течение месяца все бояре уехали. Пустой город стоит. Они уезжали со своими домами, с хозяйством, с холопами к этому фактически сосланному князю. Почему? Потому что им не нужна была рознь в государстве. Это называется гражданское неповиновение. И Юрию осталось просто покинуть Москву.

А, скажем, в новгородской кампании Ивана III в 1471 году свою волю проявил «средний класс», то есть служилые люди — будущие дворяне и часть боярства, не самая знатная. Верхушка новгородцев ориентировалась на Европу, но «средний класс» не поддерживал эту линию из-за того, что европейский рынок был чрезвычайно закрытым, доступным лишь самым богатым семействам. Поэтому в битве на реке Шелони до войны и дело не дошло, была одна стычка — фактически сданный бой. То есть народ не хотел воевать с Москвой, он не видел причин, почему не жить в одном государстве. Подобные случаи были не единичны.

Это во многом объясняет, почему после Куликовской битвы начинается быстрое возрождение Руси. Оно носит удивительный, неудержимый характер. Его не могут остановить ни сожжение Москвы Тохтамышем в 1382 году, ни натиск Литвы, ни нашествие Тамерлана. Более того, происходят поразительные вещи: тот же Тамерлан, уничтожавший до того огромные армии и ставивший на колени могучие империи, в день встречи москвичами Владимирской иконы Богоматери, принесенной в город по благословению митрополита Киприана, вдруг без всякой причины разворачивается и уходит. И не просто уходит, но уничтожает главного врага Москвы — Золотую Орду Тохтамыша. Представим себя на месте московского князя Василия Дмитриевича: у нас войско двадцать тысяч, а у наших соседей-мусульман — по двести тысяч. И вот у нас на глазах один уничтожает другого! Затем — новая беда. В 1445 году князь Василий Васильевич попадает в татарский плен. Но потом происходит странное: он возвращается из плена в Москву за выкупом в сопровождении сотен знатных татар — и те остаются на московской службе. Еще одно испытание: в ходе распри в великокняжеской семье Василий Васильевич ослеплен двоюродными братьям и выслан в Углич. Но боярство и церковь встают на сторону слепца и удерживают Русь от распада. А уж при Иване III начался лавинообразный рост государства.

— Иван III был гениальным политиком, разве не так?

— Безусловно, это был государственный деятель высшего уровня. Но его гениальность проявлялась своеобразно. На его счету нет ярких деяний. Даже долгожданный конец ордынского ига вылился не в яркую победу, а в странное «стояние» на реке Угре, в котором князь отнюдь не проявил чудес героизма. Но когда мы всматриваемся в его действия, мы видим очень чуткого политика. Он умел выжидать и шел своим путем. Возьмем, к примеру, брак с Софьей Палеолог. Это был широко задуманный в папской курии и Венеции геополитический план: наследница византийского престола должна была вовлечь Московию в церковную унию с Римом и в общеевропейскую войну с Турцией. Ради этого в Москву выехали из Италии лучшие архитекторы и инженеры. И что же? С помощью итальянцев великий князь отстроил прекрасный Кремль и создал отличную артиллерию, но в войну с Турцией не вступил и от православия не отказался. Напротив, Софья обучила мужа и сына секретам византийской политики, и уже при Василии III в России укореняется самодержавие. Во всем этом проявился особый талант московских государей: они умели поддаваться движению истории, чувствовать его, не пытались им манипулировать, а как бы не мешали свершиться тому, что должно свершиться.

— После триумфального политического восхождения московских Рюриковичей в XV веке бесславный конец династии всего через сто лет выглядит особенно драматичным. В чем причина ее заката, по-вашему?

— Давать оценку причин прекращения династии бессмысленно: пресечение рода вызывается биологическими факторами. Но вот с точки зрения духовной XVI век был очередным испытанием России на зрелость. На сей раз это было испытание славой: всего за полвека страна превратилась из рыхлого ордынского «протектората» в могучее евразийское царство. Только территория Московского государства увеличилась почти в десять раз.

— То есть мы не прошли и испытания славой?

— Вообще говоря, «слава царства» объективно чужда русской истории — по крайней мере, до Петровских времен. Еще Карамзин сетовал, что самые знаковые события: возвышение Москвы, восстановление независимости — происходили у нас в какой-то, мягко говоря, негероической форме. И Куликовская битва, которую сделали символом, с точки зрения славы оказалась событием малозначительным. Несмотря на огромные потери, Москва была вскоре сожжена, а ордынское иго восстановлено. У нас блеск побед чаще заменяется рутиной истории. Это обусловлено именно православной основой нашего государства, идеей служения прежде всего Богу. Успехи России — всегда стратегические, но редко — тактические. Современники часто их вообще не замечают: им кажется, что дела идут все хуже и хуже, но потом вдруг оказывается, что возникло самое крупное в мире государство. Одна из идей нашей выставки — показать эту особенность русской истории. России не надо торопиться, это одна из немногих на Земле «территорий запрограммированного развития», которая развивается необратимо и неотвратимо — если, разумеется, ее не разрушать извне. Конечно, слава, величие, блеск доспехов выглядят привлекательнее: а тут какие-то богомольцы, чернецы… И, надо сказать, Иван Грозный не избежал искушения покрасоваться в образе великого полководца.

— И это сыграло такую роковую роль?

— Грозный еще подростком усвоил идею, которая носилась в воздухе при его отце: Россия теперь единственное в мире православное царство, и это возлагает на ее государя особую миссию. Воспитатели Грозного внушили ему идею, что он в ответе за свой народ непосредственно перед Богом. И он начал мыслить ветхозаветными категориями, полагая, что, как Давид и Соломон, сможет ответить Богу за все, в том числе за свои преступления. Церковь показалась ему ненужной посредницей. И он довел ее до состояния полной безропотности, что абсолютно немыслимо в византийской системе православного государства, где царь олицетворяет Закон, а церковь — Благодать, которая выше Закона. В древности Грозный считался бы идеальным правителем. Это царь, который достиг всего. Но когда мы смотрим на него в рамках христианской парадигмы, мы не можем не увидеть искушение. Самое удивительное, что он сам это свое искушение постоянно ощущал. Эта его нервическая религиозность, нарочитая набожность показывает какой-то внутренний надлом.

— Если отвлечься от моральной стороны дела, чего Грозный достиг за время своего царствования?

— Все мы знаем, что важнейшим деянием Грозного стало присоединение осколков Золотой Орды — Казани, Астрахани и частично Сибири. Эти территории были включены в виде отдельных «царств», с сохранением их элит и обычаев, что сделало Россию не только многонациональной, но и многоконфессиональной державой. Меньше вспоминают про разгром крымско-турецкой армии при Молодях в 1572 году. После этой победы возникли десятки новых городов в Дикой Степи и на Волге (большинство уже при Федоре Ивановиче). Состоялись также экспедиции в Крым, запорожские и донские казаки перешли на царскую службу, границы России дошли до Терека и Кабарды. В подданство царя просились и черкесы, и грузины, и башкиры. Россия действительно становилась империей. Казалось, еще немного, и Россия восстановит Великий шелковый путь, связав Азию с Европой, и получит неиссякаемый источник богатств. Но для этого нужен был выход к Балтике. Грозный начал войну в Ливонии — и надорвался. Перепуганный Запад перешел от мягкой изоляции России, которая выразилась в запрете на допуск 500 специалистов: инженеров, пушкарей, математиков, которых Грозный пригласил к себе на службу, — к настоящей блокаде. Ни пушки, ни ружья, ни порох в Россию не привозили, что при отсутствии своих оружейных заводов было настоящим кошмаром. Эту войну мы проиграли.

— В общем, из-за санкций.

— Не только: была еще и первая в истории международная информационная война, лавина «мемуаров», памфлетов и карикатур. Именно тогда появляется образ кровожадного русского медведя. И из этой европейской пропаганды отталкивающий образ царя-маньяка перекочевал, к сожалению, и в нашу литературу и живопись.

— То есть этот образ не отвечает реальности?

— Конечно нет. Грозный был трагической фигурой поистине библейского масштаба. С одной стороны, Смутное время — это в большой степени результат его политики. Но с другой стороны, по-настоящему отъявленных злодейств за ним относительно немного. И всякий раз они связаны с каким-то действительно драматическим событием. Характерно, что европейцы, говоря о Грозном, всегда очень спокойны. Они сравнивают его с такими фигурами, как султан Селим, Карл V, Генрих XV, Филипп II. Да, эпоха колоссальных потрясений и войн. Сотни тысяч, миллионы погибших. В России в правление Грозного погибло четыре-пять тысяч человек. И он перед смертью распорядился, чтобы по всем монастырям, храмам молились о погибших в опричнину. Приказал достать старые архивы, записки, чтобы поименно выписать всех, включая детей. Правда, по именам удалось всего двести человек определить, остальные были безымянные, просто под руку попавшиеся люди.

sobiainnen.livejournal.com

Небесные карты Древней Руси | Мир тайн

Перстень

Древнерусский перстень 8-го века с изображением созвездия Плеяд

Изображённый на рисунке древнерусский перстень найден во Владимирской области и включён в состав фонда Музея древней цивилизации Академии фундаментальных наук, как экспонат под номером Э-Р+08-00058.

Специалисты музея датировали перстень 8-9 веками нашей эры, то есть периодом, до так называемого, крещения Руси. Перстень изготовлен из меди путём литья и последующей механической обработки.

Изображение, нанесённое на поверхность щитка перстня, свидетельствует о развитом знании астрономии у славян русов. Более того, эти астрономические знания уже к 8 веку были систематизированы и стандартизированы, что позволяло русам вычленять на звёздном небе отдельные созвездия, очертания которых были общеприняты, и переносить их изображения на предметы быта, украшения и др.

На поверхности щитка, представленного на рисунке перстня, механическим способом выполнено изображение звёздного скопления Плеяд. Это скопление состоит из 6–9 ярких звёзд. Издревле для славян русов оно являлось культовым. В славянстве Плеяды ассоциируются с чертогами славянской богини судьбы Макоши (7 точек буквы «Ж» – 6 крайних точек трёх отрезков, пересекающихся в 7-ой точке), а на лике Земли – с Москвой («на 7-ми холмах»).

Подобные изображения известны на территории Русской равнины, начиная со времени палеолита (30 – 10 тыс. лет назад). Некоторые такие изображения представлены на рисунке ниже.

Карта неба

Созвездие Плеяд на древнерусских предметах

Изображения созвездия Плеяд на предметах, относящихся к палеолиту: 1, 5, 6 и 7 – на камнях; 3, 4 – на сосудах. В цветных врезках – фотография Плеяд и гнездо певчего дрозда, в котором жёлтые рты птенцов удивительно напоминают и сами звёзды Плеяд, и их расположение. В чёрно-белой врезке – названия отдельных звёзд Плеяд.

Данное изображение состоит из 8-ми звёзд. Согласно славянской мифологии, дошедшей до нас, например, в преданиях догреческой Греции, Плеяды – это семь сестёр Атланта и Плейоны (восьмая звезда принадлежит кому-то из них, возможно, матери).

Звёзды на перстне изображены традиционным русским способом – в виде кружков с отмеченными центрами. Аналогичный вариант их изображения представлен на славянской луннице, экспонате того же, что и данный перстень, времени – 8 век. Или на славянском амулете «топорик» (10 век).

Таким образом, можем сделать следующие выводы:

  • Древние русы 8-го века нашей эры имели вполне внятные представления об астрономии, в частности, знали очертания созвездий и звёздных скоплений.
  • Астрономические знания древних русов имели общеупотребительное значение: в частности, изображения некоторых созвездий наносились на предметы быта и украшения. Видимо, с сакральной целью.
  • То, что астрономические знания древних русов в представленной нами части совпадают с теми же знаниями современного уровня, говорит о том, что древние русы имели правильные знания о звёздном небе.
  • И, более того, современные астрономические знания в части определения границ некоторых созвездий унаследовали древнерусские астрономические учения.

Литература:Плеяды (звёздное скопление) // Большая советская энциклопедия, в 30 т., 1969 – 1978.Тюняев А.А., Книга Ра. 2007.Тюняев А.А. История возникновения мировой цивилизации. — М., 2006 – 2007.Музей древней цивилизации Академии фундаментальных наук, 2008.

Источник: othereal.ru

Другие статьи по теме:

Views All Time

Views All Time

4895

Views Today

Views Today

1

mirtayn.ru

Историческая карта Русь 8-15

Главная

Новости

Концепция

 Историческая карта

Flash-фильмы

Введение в историю-3

Введение в историю-4

Древний мир-5 класс

Средние века-6 класс

История России-6 класс

Новая история -7 класс

История России- 7 класс

Новая история-8 класс

История России-8 класс

Новейшая история-9

История России-9

Всеобщая история-10

Всеобщая история-11

Введение в обществознание-8-9 классы

Человек и общество-10-11 классы

Обществознание 11 класс

Основы государства и права-10-11 классы

Историческая карта

Здесь публикуются авторские карты (мои и моих учеников) в формате  *.gif

Славянские племена в VI-IX веках - 42 kb

Древнерусское государство в IX-X веках - 70 kb

Древнерусское государство в X-XI веках - 72 kb

Древнерусское государство в XII-н. XIII века - 92 kb

Монголо-татарское нашествие.Борьба русского народа против немецких рыцарей и шведских феодалов. - 84 kb

Московское княжество в 1300-1340 гг. - 128 kb

Московское княжество в 1340-1462 гг. - 128 kb

Западная Русь в составе

Великого Княжества Литовского - 80 kb

Распад Золотой Орды - 58 kb

Российское государство

 во второй половине XV-начале XVI века- 69 kb

Ливонская война 1558-1583 гг. - 77 kb

ССЫЛКИ:

Лицей № 1548 ЦАО, г. Москва

Сайт учителя географии Фромберга А.Э

Рейтинг@Mail.ru

 

lesson-history.narod.ru

стр 16 Атлас история России

ИСТОРИЯ

контурные карты

Готовые домашние задания

ГДЗ по истории

контурные карты

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО в IX — первой половине X века. Карта походы первых князей Древней Руси - Атлас история России стр 16,17

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО в IX — первой половине X В. Походы первых князей Древней Руси

Деятельность первых правителей Древнерусского государства была направлена, прежде всего, на объединение всех восточных славян в едином государстве, обеспечение безопасности границ и торговых путей Руси со странами Востока и Запада.

Князь Олег (882—912) уже в первые годы правления, используя объединенные военные силы Новгорода и Киева, освободил от власти Хазарского каганата радимичей и северян; их земли вошли в состав Руси. Объединив большую часть восточнославянских земель в единое государство, Олег придал княжеской власти невиданный ранее авторитет и международный престиж. Он принял титул великого князя,

т. е. князя всех князей, еще остававшихся во главе отдельных племен, входящих в состав Руси.

В 907 г. Олег совершил грандиозный поход на Константинополь (Царьград). В нем участвовало 80 тыс. воинов на двух тысячах судов (ладей). Высадившись на побережье, войско Олега опустошило окрестности Царьграда и начало осаду города. Византийцы запросили мира. Был заключен выгодный для Руси торговый договор, подтвержденный и дополненный в 911 г.

После Олега киевским князем стал Игорь (912—945), по летописи сын Рюрика. В 913 г. он вернул в состав Руси древлян, отделившихся после смерти Олега, совершил поход на уличей и заставил их платить дань Киеву. Дружины Игоря ходили к Каспийскому морю (913—914) и в Закавказье (943). Русские переселенцы, поддержанные военной силой Руси, начали заселять земли в устье Днепра и на Таманском полуострове.

В 941 г. князь Игорь предпринял морской поход на Константинополь. Русское войско (около 40 тыс. чел.) на тысяче судов в июне подошло к городу и захватило часть побережья Босфора. Византийцы стянули к своей столице крупные силы пеших воинов и флот, вооруженный установками для метания «греческого огня». В ожесточенном сражении русское войско было окружено, многие суда сожжены. Однако часть войска уцелела. Был продолжен поход вдоль побережья Малой Азии, захвачен ряд поселений и монастырей. Но в последовавших затем сражениях русские потерпели поражение. Лишь осенью остатки войска Игоря возвратились на родину.

Вернувшись на Русь, Игорь стал готовить новый поход. В 944 г., заключив союз с венграми и печенегами, князь Игорь с 80-тысячным войском выступил в поход на Константинополь. Император Византии, получив известие о появлении у границ империи огромного войска русов, поспешил уладить дело дипломатическим путем. В устье Дуная Игоря встретили послы императора с просьбой о мире. Получив без боя богатую дань, войско Игоря вернулось домой. Новый мирный договор был оформлен в 944 г. сначала в Константинополе, а затем в Киеве. Были подтверждены многие статьи договора 911 г., Византия признавала владения Руси в устье Днепра и на Таманском полуострове. Походы Игоря упрочили международное положение и авторитет Древнерусского государства.

В 945 г. князь Игорь, вопреки  обычаю,   попытался дважды собрать дань с древлян и был ими убит. Править Русью стала его жена княгиня Ольга (945—962). Она жестоко отомстила за смерть мужа. Древляне были разгромлены, а их столица сожжена. В то же время, понимая, что полюдье вызывает большое недовольство населения Руси, Ольга упорядочила взимание дани. Княгиня установила твердые нормы дани — «уроки» и места ее сбора — «погосты». Места сбора дани были определены по всей Руси; принимать дань стали представители великого князя. Погосты, куда теперь стекалась дань, собранная с населения, становились своеобразными небольшими центрами великокняжеской власти.

Княгиня Ольга стремилась установить прочные отношения с сильными соседями, что могло бы возвысить авторитет Руси и княжеской династии, которая уверенно утверждалась на киевском престоле. В 957 г. Ольга с большой свитой отправилась в Константинополь. Здесь она подтвердила действие договора, заключенного Игорем, и военный союз двух государств. В храме Святой Софии состоялось ее крещение.

gdz-history.ru


Смотрите также