Архитектура древнего рима. Архитектура Древнего Рима. I и II периоды.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности архитектуры Древнего Рима. Архитектура древнего рима


Архитектура Древнего Рима | Architecto Grad

Римское государство проходит сложный путь развития. Оно сначала завоевывает Италию (V-III вв. до н.э.), затем Карфагена (II в. до н.э.) и, наконец, Грецию (II в. до н.э.).

Архитектура Древнего Рима заметно менялась на протяжении всего существования этого могучего государства.

Многие черты греческой архитектуры легли в основу римского искусства. Предшественниками римлян были этруски. В середине первого тысячелетия они обладали уже собственной культурой. Этрусские храмы имеют сходство с греческими периптерами, но в них сильнее подчеркнут лицевой фасад: перед входом имеется площадка с колоннами, а к ней ведет многоступенчатая лестница. При возведении ворот этруски часто применяют полуциркульную арку, которую греки почти не знали. Их дома имели в центре помещение с открытым квадратным отверстием в кровле посередине и черными от копоти стенами. Видимо там был очаг. Это дало основание назвать данное помещение атриумом (от слова «ater» — «черный»).

атриумАтриум — помещение с отверстием в кровле

В культуре сталкиваются официальное государственное течение эллинизированного общества и народные вкусы, восходящие к италийскому прошлому.

В целом, римское государство обособляется, противопоставляется частному лицу. Оно славилось своей системой управления и правом.

Армия была основой мирового могущества. Верховная власть сосредоточилась в руках полководцев, которые мало считались с общенародными и общегосударственными интересами, а города строились по образцу лагерей.

По воззрениям Витрувия (трактат написан 27-25 гг. до н.э.) архитектура распадается на две категории: конструкция и пропорции (соотношения отдельных частей здания служат ее основой). А эстетическое начало есть лишь в ордере, колоннах, присоединяемых к конструкциям.

В эпоху Августа (30 г. до н.э. — 14 г. н.э.) были построены такие памятники архитектуры, как «квадратный дом» в Ниме (Юж Франция) или храм Фортуны Вирилис, принадлежащие к типу псевдопериптера. Псевдопериптер похож на периптер, но целла отодвинута немного назад. Храм ставится на высокий подиум; к его входу ведет широкая лестница (этим определяется сходство псевдопериптера с этрусскими храмами). Только в римском храме более строго соблюдаются классические формы ордера: каннелированные колонны, ионийские капители, антаблемент.

Мезон Карре, Квадратный дом в ниме Мезон Карре «Квадратный дом» в Ниме (Франция). I в. до н. э. Храм Фортуны Вирилис. I в. до н. э.
Виды жилища богатых горожан

Еще сильнее своеобразие римской архитектуры откликнулось в новом типе жилища в духе эклектизма: италийский атриум и эллинистический перистиль. Наиболее богатые помпейские постройки, такие как дома Пансы, Фавна, Лорея Тибуртина, Веттиев, относятся к этому типу. Перистиль служил больше украшением богатого поместья, чем местом многообразной жизни его обитателей, каким он был в домах Греции.

В отличие от греческого жилища все помещения выстраивались в строгом порядке по сторонам от его главной оси.

Помпеянские виллы чаруют высоким совершенством прикладного искусства. Но там проскальзывает много тщеславия и безвкусной роскоши: роспись стен копиями прославленных греческих картин IV века, подражание египетским плоским украшениям, или, наоборот, создание обманчивого впечатление окон.

Эпоха Августа характеризуется стилизаторством и эклектизмом. К лучшим памятникам этого времени принадлежит Алтарь Мира на форуме. Отличие рельефа сразу бросается в глаза: фигуры поставлены в несколько планов, что придает картинность, но между фигурами не чувствуется пространства, воздуха, световой среды, как в эллинистических рельефах.

Алтарь Мира Алтарь Мира, построенный в честь богини Мира. Крытый музей. Так раньше выглядел алтарь Мира Рельеф одной из стен алтаря Мира
Рельеф одной из стен алтаря

Классическое течение при Августе было главным, но не единственным. Во II в. до н.э. сторонники ветхозаветной старины выступали против подражания грекам.

Инженерные сооружения. Акведуки

Среди римских памятников существует большой раздел, посвященный инженерным сооружениям.Таким образом появилось много элементов благоустройства городов: мощенная Аппиева дорога, водопровод, акведук.

Форум

Искусство становится в руках государей средством упрочнения своего авторитета. Отсюда зрелищный характер архитектурных сооружений, большой размах строительства, пристрастие к огромным размерам. В римской архитектуре было больше беззастенчивой демагогии, чем подлинного гуманизма и чувства прекрасного.

Самым величественным типом построек был форум. Каждый император стремился увековечить себя таким сооружением.

Форум императора Траяна достигает почти размеров афинского акрополя. Но по своему замыслу акрополь и форум глубоко различны. Чопорный порядок, пристрастие к строгой симметрии выражены в огромном масштабе.

Римские строители оперировали не объемами, как строители афинского акрополя, а открытыми интерьерами, в пределах которых выделялись небольшие объемы (колонны и храмы). Эта возросшая роль интерьера характеризует римский форум, как ступень большого исторического значения в развитии мировой архитектуры.

Римский форум Форум, в центре — колонны храма Сатурна, за ними триумфальная арка Септимия Севера Базилика Максенция и Константина На фото слева изображена Базилика Максенция и Константина — самое большое здание, когда-либо построенное на форуме в 312 г. Форум Веспасиана Храм Мира, также известный как Форум Веспасиана (латинском : Форум Vespasiani), был построен в Риме в 71 году н. э. Табуларий
Здание табулария (государственный архив) на форуме , 78 г. до н. э. — самое ранее из дошедших до наших дней сооружений, в котором была применена система римской архитектурой ячейки, сочетавшей в себе два противоположных конструктивных принципа — балочной и сводчатой конструкции.
Городская планировка

Римские города, как Остия в Италии или Тимград (в Африке), похожи строгой правильностью своего плана на военные лагери. Прямые улицы окаймлены рядами колонн, сопровождающих всякое движение по городу. Улицы завершаются огромными триумфальными арками. Жить в таком городе означало всегда чувствовать себя солдатом, быть в состоянии мобилизации.

Тимград - древнеримский город в Северной Африке, расположенный на территории современного Алжира. 100 г. н. э. Тимград — древнеримский город в Северной Африке, расположенный на территории современного Алжира. 100 г. н. э. Триумфальная арка в Тимграде
Тимград Театр в Тимграде
Триумфальные арки

Новым типом римской архитектуры были триумфальные арки. Одна из лучших — арка Тита. Арки воздвигались для того, чтобы служить воспоминанием о победах среди поколений. В построении этой арки существует два типа ордера: один подразумеваемый — на котором покоится полуциркульная арка, отделенная от него карнизом; другой ордер, обозначенный могучими полуколоннами, поставлен на высокий подиум и придает всей архитектуре характер напыщенной торжественности. Оба ордера пронизывают друг друга; карниз первого сливается с карнизами ниш. Впервые в истории архитектуры здание складывается из отношения двух систем.

Пристрастие римлян к впечатлению тяжести и силы сказывается в арке Тита в огромном антаблементе и аттике. Резкие тени от карниза придают напряженность и силу архитектурным формам.

Амфитеатры

Амфитеатры служили ареной занимательных и эффектных зрелищ для многолюдной толпы: выступлений гладиаторов, кулачных состязаний. В отличие от греческих театров, они не давали высоких художественных впечатлений. Например, здание Колизея, которое имело 80 выходов и это позволяло зрителям быстро заполнять ряды и так же быстро выходить. Внутри Колизей производит неотразимое впечатление своей ясностью и простотой форм. С наружной стороны он был украшен статуями. Весь Колизей выражал сдержанность, одновременно с внушительностью. Ради этого три его открытых яруса увенчаны четвертым, более массивным, расчлененным всего лишь плоскими пилястрами.

Колизей Колизей (амфитеатр Флавиев) в наши дни. Год строительства -80 н. э. Так раньше выглядел Колизей Исходный облик Колизея амфитеатр Флавиев Колизей внутри Наглядный макет Колизея
Наглядный макет Колизея

В сооружении Пантеона был использован весь многовековой опыт римского строительства: его двойные стены с бутовой массой внутри, разгрузочные арки, купол диаметром и высотой 42 м. Такого огромного художественно оформленного пространства ранее не знала архитектура. Особая сила Пантеона — в простоте и в целостности его архитектурных композиции. В нем нет сложной градации масштабов, нарастания черт, которые придают повышенную выразительность.

пантеон Пантеон (переводится, как «храм всех богов»), построенный в 126 г. н. э. Интерьер Пантеона Интерьер Пантеона размеры Пантеона размеры Пантеона
Термы

Потребности городской жизни создали в середине I в. н.э. новый тип зданий — термы. Эти здания отвечали различным нуждам: начиная с культуры тела и кончая потребностью в умственной пище, размышлениях в одиночестве. Снаружи термы имели малопримечательный вид. Главное в них — интерьеры. При большом многообразий форм плана, строители их подчиняли симметрии. Стены были облицованы мрамором — красным, розовым, пурпурным или нежно-зеленым.

Римским искусством завершается история античного искусства.

arch-simple.ru

Особенности архитектуры Древнего Рима

Зодчество Древнего Рима носит наследственный характер. Оно покоится на достижениях древнегреческих архитекторов. Колоссальная территория, простирающаяся от Британских островов до Египта, сыграла немаловажную роль в формировании культуры империи. Завоёванные провинции (Сирия, Галлия, Древняя Германия и др.) обогатили творчество римских строителей местными особенностями.

Архитектура Древнего Рима стала итогом развития искусства древней цивилизации. Она дала множество новых типов построек: библиотеки, виллы, архивы, дворцы.

Посмотрите видео об архитектуре Древнего Рима

Развитие древнеримской культуры прошло через следующие этапы:

• царский;

• республиканский;

• императорский.

РимРимРимские зодчие вдохновлялись работами мастеров с захваченных территорий, которых свозили в столицу империи. Особенно они преклонялись перед достижениями греков и изучали их философию, поэзию, ораторское искусство. Греческие архитекторы и скульпторы съезжались в Рим. Первые скульптуры создавались как греческие копии.

Римляне, в отличие от их соседей греков, поэтов и философов, имели утилитарный склад характера. Это были завоеватели, юристы и строители. Поэтому архитектура Древнего Рима носила прикладной характер. Наибольшего расцвета она достигла в инженерных постройках: мостах, термах, акведуках, дорогах.

РимРимВдохновляясь культовой архитектурой Греции, римляне делали акцент на гражданских постройках. Они подчиняли искусство имперским амбициям, разрабатывали новые типы архитектурных строений: триумфальные арки, дворцы, форумы.

В условиях постоянного расширения территорий, время играло для римлян решающую роль. В отличие от греков и египтян, которые могли себе позволить скрупулёзно обрабатывать камни и подгонять и друг к другу, практические римляне не могли ждать так долго. Воздвигая оборонительные крепости на завоёванных землях, они изобрели новый строительный материал – бетон (смесь извести, щебня и воды).

РимРимСперва он применялся для прокладывания дорог. Но его прочность и огнеупорные свойства позволили применять этот материал в архитектуре. Это привело к возникновению оболочечно-монолитного метода постройки зданий, когда бетон заливали между двумя предварительно выложенными стенками из кирпича. Довершая постройку, снаружи здания покрывали мрамором и гранитом.

Государственные цели римлян требовали использования архитектурных достижений этрусков: арки, свода, купола. Объединяя эти элементы с ордерной системой греков, римляне добивались колоссальных масштабов для своих построек. Арка, украшенная ордером, стала основным компонентом архитектуры Древнего Рима.

Архитектор в империи считался больше инженером, чем творческой единицей. Он искал долговечности и практичности для своих построек. Комфорт цивилизованного общества требовал строительства мостов, прокладывания дорог и акведуков, проведения водопровода.

РимРимО древнеримских дорогах слагают легенды. Секрет их долговечности заключался в уникальной конструкции: каменные плиты накладывали на бетонную основу в метр толщиной.

Римлянам удалось провести в свои города воду. Для этого под землёй прокладывались глиняные трубопроводы. А с гор спускались длинные стены, сверху которых располагались желоба. По ним вода спускалась к поселению. Арочная конструкция таких стен позволила сделать их устойчивее и дешевле. По-латыни такая конструкция называется «акведук».

РимРимДревнеримские города возводились по принципу военного лагеря. Прямоугольные в плане, они ориентировались по сторонам света. Две главные улицы, протянувшиеся с севера на юг и с запада на васток, пересекались в центре. На их пересечении возникала главная площадь – форум. Основные улицы обрамлялись колоннадой и начинались из центра с триумфальной арки, а заканчивались воротами на выезде из города. Маленькие улицы располагались параллельно главным, образовывая сетку. Такой план выдерживали все древнеримские города. Известны следующие города-лагеря: Остия, Помпеи, Тимгад, Претория.         Поделиться:

Рекомендуем прочитать:

nastroike.com

Архитектура Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима – принципы организации архитектурного пространства, возникшие в Римской империи в II в. до н.э. – VI в н.э. Архитектура Древнего Рима была структурированной и централизованной. Все города создавались вокруг одного центра, состоящего из форума, базилики, терм, амфитеатров, храмов античным богам, триумфальных арок, административных зданий, статуй, школ.

Главным центром архитектуры в Древнем Риме был форум – площадь для собраний, празднеств, ораторских выступлений и пр.

Одним из главных достижений архитектуры Древнего Рима было создание бетона, состоящего из дикого камня, извести, вулканического пепла и пемзы. Благодаря новому невероятно прочному строительному материалу зодчие Рима смогли возводить многоэтажные сооружения. Такие здания часто дополнялись богатым скульптурным декором, основные мотивы которого представляли собой символику римской культуры – львов, орлов, листья лавра, волков и пр.

Триумфальная арка Константина, посвященная победам императора, имеет в основе конструкции арочный свод – также одним из главных открытий архитектуры Древнего Рима.

В отличие от греческого зодчества, архитектура Древнего Рима была представлена более монолитными формами. Именно поэтому для усиления конструкций римские зодчие стали использовать криволинейные перекрытия и опоры, арки, которые в примитивном виде были представлены в архитектуре Месопотамии. Именно рядами аркад, поддерживающих устои мостов и фасадов амфитеатров, характеризуется архитектура Древнего Рима.

Древнеримский акведук Пон-дюж-Гар во Франции, представляющий собой два яруса аркад, по которым проложены каналы для воды.

Акведуки были также одним из наиболее характерных достижений архитектуры Древнего Рима. Каменные каналы, ведущие от горных источников, под небольшим наклоном проводили к поселениям, создавая сложную гидротехническую систему. Акведуки представляли собой арочные мосты, конструкция которых впоследствии стала образцом для железнодорожных и других транспортных мостов.

Римский Пантеон, храм античным богам, представляющий собой ротонду с массивным колонным портиком – одна из характерных конструкций для архитектуры Древнего Рима, позже ставшей одной из наиболее популярных во многих архитектурных стилях.

Также одним из наибольших достижений представителей архитектуры Древнего Рима стало создание сводчатых конструкций. Соединенные арки, усиливающие потолок, формировали свод, а ряд арок в виде замкнутой окружности представлял собой купол. Эти конструкции стали основой для всех последующих архитектурных направлений.

architan.ru

Архитектура Древнего Рима. I и II периоды.

Притягательная сила греческой культуры была такова, что Рим, покоривший Афины, сам оказался в положении завоеванного. Но в архитектуре римляне не копируют греков, хотя и подражают им. И насколько греки были тонкими художниками, настолько римляне стали практичными строителями.Они создают архитектуру, которая своим размахом и колоссальным масштабом явилась проявлением мощи своей империи, ее символом.Первые крупные постройки в Риме производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям.

Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем-либо более солидным, более способным выносить значительный груз. Римские зодчие почти прекращают употребление колонн для сказанной цели и прибегают, вместо них, к массивным стенам и пилястрам.

Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров:тосканский , римско-дорический, римско-ионический, римско-коринфский, композит.

wp87ebebec_05_06

Римские ордера:А-тосканский , Б-римско-дорический, В-римско-ионический, Г-римско-коринфский, Д-композит.

Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода.

Первый период архитектуры Древнего Рима.

Первый период охватывает собой время от основания Рима до середины II в. до н. э. Это время ещё бедно постройками, да и те, которые возникали тогда, имели чисто этрусский характер. Большинство сооружений в начальную пору существования римского государства предпринималось в видах общественной пользы. Таковы были каналы для ассенизации города, с главным туннелем — Большой Клоакой, переносившей воду и нечистоты из низменных частей Рима в Тибр, прекрасные дороги,великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями, акведуки, Мамертинская тюрьма и первые базилики.

wp45a50210_05_06

wp91f910dc_05_06

 

 

 

    

 

Большая Клоака                      Аппиева дорога

Капитолийский храм , был древнейшим храмом на Капитолии. В нём почиталась Капитолийская триада (Юпитер, Минерва и Юнона). Храм был освящён в 509 году до н. э. и сохранился до VI века, однако не в первозданном виде — во время гражданских войн 80-х годов до н. э. храм сгорел, и в начале 60-х годов до н. э. он был отстроен заново под руководством Квинта Лутация Катула.

wp58178add_05_06

                                 Модель капитолийского храма

Второй период истории римской архитектуры

Полное своё развитие тип базилики получил во втором периоде римской архитектуры, в котором греческое влияние, ещё перед тем начавшее проникать в неё, отразилось на ней уже очень сильно. Этот период, продолжающийся с середины II в. до падения республиканского правления (то есть до 31 г. до н. э.), ознаменован, кроме того, появлением в Риме первых мраморных храмов, тогда как прежде храмы строились из местных вулканических пород камня, вместе с тем, подобные здания, и по плану, и по конструкции, стали больше походить на греческие, хотя и сохраняли постоянно некоторые отличия от них.

 

wpdc46bc94_05_06Храм Портуна — древнеримский храм на Бычьем форуме(площадь для массового общения )в Риме, посвящённый богу портов Портуну. Храм, сохранившийся до наших дней, был построен около 100 года до н. э. Храм состоит из  целлы, портика с колоннами ионического ордера.

Храм хорошо сохранился, так как около 872 года был превращён в христианскую церковь Санта-Мария-ин-Граделис, в V веке освящён в церковь Санта-Мария-Эгициана.

Храм Весты — развалины античного храма, посвящённого Весте, римской wpddd31614_05_06богинедомашнего очага.

В храме постоянно поддерживался Священный огонь. Изначально его охраняли дочери царя, затем их заменили жрицы-весталки. В шестером они обязаны были постоянно поддерживать огонь и проводить ритуалы, посвященные Весте.

Храм представлял собой круглое строение  , окружённое двадцатью коринфскими колонами . Внутри святилища всегда горел огонь, дым от которого выходил через специальное отверстие в крыше.

Внутри храма находился тайник, где хранились символы империи, которые, по легенде,  Эней  привез с собой из  Трои, в том числе Палладиум, античное изображение Минервы. Существует мнение, что тайник находился в углублении 2,40 х 2,40 м в подиуме, попасть в который можно было только из святилища.

 

Похожее

www.arxitiktyra.ru

Памятники архитектуры Древнего Рима — История архитектуры

Рим — город, которому суждено играть чрезвычайно большую роль в древней и средневековой истории. Если доверять традиции, он был основан в VIII в. до н. н. э. и долгое время был небольшим городком, ничем не отличавшимся среди таких же городков — полисов Средней Италии и соседней Этрурии, области, заселенной этрусками. Но легенда рассказывает, что во время строительства первой городской стены, на одном из семи холмов, окружавших город, в почве была найдена человеческая голова, которой не коснулось тление. Римляне и этруски придавали большое значение различным приметам, и эта находка была истолкована как вестник того, что город достигнет могущества и бессмертной славы. Холм, где была найдена голова, получил имя Капитолий (от латинского слова caput — « голова»). Впоследствии на этом холме была поставлена бронзовая скульптура волчицы, которая является символом Рима, и храм, посвященный трем главным римским богам: Юпитеру, Юноне и Миневре. Для возведения этого старейшего римского архитектурного комплекса были приглашены строительные мастера из Этрурии.

Связанное с находкой головы пророчество сбылось. Воинственные и одновременно здравомыслящие римляне постепенно подчинили себе все города Италии, в том числе и те, которые были основаны греками. Стремясь расширить свое влияние на Сицилию, они начали войну с Карфагеном, который был центром могущественного государства. После окончательной победы во II в. до н. э. римляне взяли под свою власть многочисленные карфагенские колонии. Это положило начало созданию огромной империи, размеры и многонациональный состав которой поражает даже наших современников. Памятники римского строительства находят на территориях таких стран, как Италия, Франция, Испания, Португалия, Англия, Германия, Австрия, Венгрия, Греция, Болгария, страны бывшей Югославии, Турция, Армения, Иран, Сирия, Ливан, Израиль, Египет, Алжир, Марокко, Тунис. Нога римского легионера ступала и по земле, которая ныне принадлежат Украине. Правда, могущественные завоеватели не оставили здесь значительных материальных следов своего пребывания. Но некоторое время римские гарнизоны стояли в Херсонесе и Ольвии, городах, основанных на северном берегу Черного моря древними греками.

Круглый храм Сивиллы в Тиволи. Начало I в. до н. э. Общий вид и план

Хотя многие архитектурные достопримечательности римляне оставили далеко от родины, центром мира для них всегда был Рим.

Сюда свозились многочисленные сокровища покоренных стран, среди них и сокровища культурные. Большой город впитывал в себя культуру других народов, перерабатывал его на основе собственной что, в свою очередь, служило образцом для самых отдаленных провинций.

Первоначально римское строительство было весьма своеобразным.

Древнеиталийские дома были круглыми в плане, и похожими на них строились первые храмы. Но впоследствии заимствованные у других народов строительные системы возобладали, и до наших дней дожило лишь несколько храмов, в облике которых усматривают связь с древнеиталийской традицией. Это так называемые круглые храмы. Они небольшие по размеру. К такому типу памятников принадлежит храм Весты в Риме, храм Сивиллы в Тиволи, храм Фортуны в Баальбеке.

Мост, построенный римлянами через реку Тахо в Испании

Наибольшее влияние на развитие римской архитектуры имели соседи: этруски и греки. От этрусков греки заимствовали такие важные детали, как круглая арка и потолки-своды. Первая из этих деталей легла в основу таких чисто римских сооружений, как арочные мосты и водопроводы — акведуки. Использование круглой арки при сооружении мостов позволяло увеличить расстояние между его опорами и значительно уменьшить нагрузку. Римские мосты и акведуки и сейчас сохранились во многих странах, возникших на бывшей территории огромной империи. Причем некоторые выполняют не только эстетическую, но и свою первоначальную практическую функцию. Мосты надежно соединяют берега рек, а по акведукам подается вода. Особенно богата такими достопримечательностями Испания.

От греков римляне переняли архитравно — балочную систему и ордеры. Они использовали в своих сооружениях три классических греческих ордера: дорический, ионический и коринфский. Но они также создали два новых ордера: тосканский и композитный. Тосканский ордер, иногда называют также этрусским, по сравнению с греческими имеет более тяжелые и приземистые пропорции. Ствол колонн не имеет канелюр, фриз гладкий, не приукрашенный барельефами.

Существовали также сооружения, которые объединяли присущие грекам балочные системы с присущими этрусской архитектуре сводами. Такую систему называют ордерной аркадой. Древнейшей известной нам постройкой этого типа является Табуляриум — здание государственного архива, возведенное в начале I в. до н. э. на римском форуме.

Римские храмы, разнообразные по форме, существенно отличались от подобных греческих сооружений. Они поставлены не на стилобаты-ступенчатые платформы, а на подиумы-платформы, которые имеют лестницы только со стороны входа. Вход в храм, как правило, украшает глубокий портик. Такие портики были любимым местом встречи и общения для римлян. По бокам храм конечно тоже украшали колонны или полуколонны, соединенные со стеной. Прямоугольный в плане храм, окруженный полуколоннами, носит название псевдопериптер, в отличие от греческого периптера, где колонны стоят отдельно. Любимым типом колонн в Риме оставались колонны коринфского ордера, которые встречаются чаще, чем тосканские и композитные. Ионические и дорические колонны встречаются как исключение.

Особым типом общественного здания были римские бани, или термы. Кроме помещений для мытья, они включали просторные залы, предназначенные для различных физических упражнений, и такие, в которых можно было просто отдохнуть, провести время за приятной беседой. Известные термы имели также свои библиотеки, поскольку приятная беседа предусматривала для римлянина значительную осведомленность в вопросах философии и литературы. При строительстве терм использовались различные ордера, украшали помещения великолепными скульптурами. Правда, интерьер не украшали фресками, которые боятся влаги, зато большую роль здесь играла разноцветная мозаика, для которой не жалели дорогих материалов.

Храм Бела в Пальмире. Пример римского псевдопериптера

Римские театры отличались от греческих тем, что греческие театры всегда устраивались на склонах природных холмов. Римляне поднимали задние ряды для зрителей над передними с помощью искусственных опор — субструкций. Чисто римской постройкой является амфитеатр. Здесь ряды для зрителей расположены не полукругом, как в театре, а замыкаются в кольцо. Амфитеатр был предназначен для массовых зрелищ, к которым были весьма склонны жители Рима. Часто на его арене происходили гладиаторские бои. Самой известной достопримечательностью такого типа является амфитеатр Флавиев, который потомки римлян назвали Колизеем, что означает «огромный». Колизей мог вместить одновременно 56 тысяч зрителей.

Римский амфитеатр в Северной Африке

С развитием архитектуры в Риме тесно связана скульптура. Статуи героев, а затем императоров на улицах города находились в гармонии с архитектурным ансамблем. Интересной разновидностью древнеримских монументов являются триумфальные арки. Они представляют собой каменные ворота, стоящие особняком среди города и которые не соединяются ни с какой стеной, их единственное предназначение — отдать дань уважения славным военачальникам. Возвращаясь в город во главе победного войска, военачальник проезжал через такую арку, которую возводили специально на этот случай. Сейчас в Риме сохранилось три таких арки: императоров Тита, Семптимия Севера и Константина. Много триумфальных арок, построенных в честь побед местного значения, сохранилось в провинциях.

Амфитеатр Флавиев, известный под названием Колизей

Центром общественной жизни, а значит, и центром многих архитектурных памятников Рима был форум — главная городская площадь. За долгую и пеструю историю Римского государства их было построено несколько. Самым старым является республиканский форум, возникший в котловине между тремя холмами: Капитолием, Палатином и Квириналом. В своих основных чертах ансамбль сложился во II — I вв. до н. э. Площадь имеет форму трапеции. В расположении отдельных зданий форума нет симметрии, но это обусловлено не оригинальностью замысла, а тем, что здания возводились здесь постепенно. Наиболее выдающимися сооружениями республиканского форума являются храмы Конкордии, Веспасиана, Сатурна и Диоскуров и базилики консула Эмилия и Юлия Цезаря.

Триумфальная арка Тита в Риме. 90 г. р. е.

Когда в I в. н. э. республиканский строй в Риме был заменен властью императоров, а население города очень возросло, неподалеку от старого форума начали строить новые форумы, которые называют императорскими, потому что строительство каждого из них было связано с именем определенного императора. Всего за историю Рима было построено 5 таких форумов. В отличие от республиканского, все они имели симметричную, строго продуманную композицию. Наиболее интересным считается форум императора Ульпия Траяна, возведенный в первой половине II в. н. э. В его состав входит несколько элементов, расположенных вдоль единственной оси. Первым является большой перистильный двор, в центре которого установлена конная статуя императора. Двор замыкает фасад величественного общественного строения — так называемой базилики Ульпия. Пройдя через базилику, попадаешь в малый перистильный двор, который служит обрамлением для триумфальной колонны, поставленной в честь военных побед Траяна. Высота этого монумента достигает 38 м. Его покрывают размещенные по спирали барельефы со сценами завоевательных походов. Ансамбль форума завершает храм, посвященный Траяну, потому что императора в Риме обожали.

Республиканский форум в Риме

Форум императора Траяна

Для строительства римляне широко применяли особый материал, который получил название «римский бетон». Для стен делали облицовку из тонкого слоя кирпича или камня, снаружи и изнутри, а промежуток заполняли щебнем, смешанным с известняковым раствором и вулканическим песком. Из бетона в Риме строили роскошные сооружения. Его применение открывало большие возможности. Бетон использовали для возведения сводов и купола. Застывая, бетон образовывал вместе с кирпичным каркасом монолитную конструкцию. Более дорогие материалы, например мрамор, использовали для облицовки и декоративных деталей. Колонны могли делать и из цельного мрамора. Образцом такого грандиозного сооружения из римского бетона является Пантеон, о котором пойдет речь далее.

Типичный жилой дом римского горожанина развился из итальянской сельской усадьбы. Но в городских условиях типичный для усадьбы двор превратился в большое помещение, носившее название атриум. Слово это означает «черный». Так помещение называли потому, что в нем находилось семейный очаг, и сажа оседала на стенах. В потолке над очагом проделывали большое отверстие, через которое выходил дым и заходил свет.

Колонна Траяна

В глубине атриума размещалась комната хозяина и стояли шкафы с ларами – богами — покровителями семьи и дома. Атриум был главным помещением, где происходили все важные семейные церемонии. Все остальные помещения располагались вокруг. На улицу римский дом выходил глухой стеной. Впоследствии, когда римляне ближе познакомились с жилищным строительством других народов, они стали пристраивать к своим домам перистильные дворики, в которых приятнее было проводить время, чем в мрачном атриуме. Но национальные традиции не позволяли совсем отказаться от него, и он остался помещением для особо торжественных событий. Очаг из атриума перенесли в специальное помещение, а на его месте начали делать бассейны. Свет, попадал через отверстие в потолке, отражался в воде, а затем на стенах.

Интересные образцы римской жилой архитектуры можно видеть в Помпеях, небольшом городе, которій в I в. н. э. был погребен под вулканическим пеплом в результате извержения Везувия. Иза-за этого события, его достопримечательности дожили до нашего времени, не испытав никаких изменений. Самые известные достопримечательности Помпеи — это не храмы и не дома рядовых граждан, а виллы. их интерьер украшают яркие фрески, дают нам представление о живописи Древнего Рима. Красочные стены дополнял пол, покрытый мозаикой.

Конечно, не все жители Рима могли себе позволить жить в домах с атриумами и перистильными двориками. Строились и многоэтажные жилые дома, в которых арендовали себе комнаты бедняки. Такие дома назывались инсулами.

Не менее интересными, чем достопримечательности Рима и Италии, являются образцы римской архитектуры в провинциях. Многие европейские и восточные города и сейчас хранят в своем планировании черты римского военного лагеря, из которого они возникли. Но завоеватели возводили не только военные лагеря. Оставаясь на чужбине, они пытались сделать ее как можно более похожей на Вечный Город, откуда пришли. Особенно много памятников возводилось в провинциях во времена поздней империи, когда даже императоры чувствовали себя не очень уютно в столице и пытались перенести свою резиденцию ближе к верным им легионам. Именно так возникла знаменитая резиденция императора Диоклетиана, которую сейчас можно видеть в городе Сплите, в Хорватии. Дворец Диоклетиана в Сплите представляет собой прямоугольную в плане постройку, площадь которой равна 29409 м 2, и стены в отдельных местах достигали 24 м. Середину занимает большой перистильный двор, в котором сохранились руины храмов императора, Юпитера и бога врачевания Эскулапа.

Так выглядит инсула — многоэтажный дом Древнего Рима

Фреска из Помпеи

Салона (современный Сплит). Дворец Диоклетиана. перистиль

Пальмира (Сирия). Колоннада главной улицы

Салона (современный Сплит). Дворец Диоклетиана. Реконструкция

Здесь же можно видеть мавзолей Диоклетиана, в средние века был переделан в собор. Тогда же стены дворца начали выполнять функцию городских стен.

Колонны храма Юпитера в Баальбеке, Ливан

Особенно впечатляющие достопримечательности своего пребывания римляне оставили в восточных провинциях. Здесь римские архитектурные традиции тесно переплетались с местными. К таким памятникам относятся руины Пальмиры, некогда крупного торгового города в Сирийской пустыне. Город возник около оазиса на караванном пути от Средиземного моря до Персидского залива. Он имел долгую собственную строительную традицию, но во II в. н. э. был разрушен из-за многочисленных войн и затем снова отстроен римлянами. Говорят, что в величественных колоннадах Пальмиры нашли свое воплощение восточная пышность, греческая умеренность и римский размах. Всемирно прославился также храмовый комплекс в Баальбеке, ныне небольшом городке в Ливане, который когда-то был эллинистическим городом Гелиополем, а затем римской колонией, носившей длинное имя Юлия — Августа- Феликс. Здесь можно видеть колоннаду храма Юпитера и почти целые храмы Бахуса и Фортуны.

arxipedia.ru

Архитектура Древнего Рима

На формирование древнеримской архитектуры оказали воздействие несколько факторов: наличие местных, в основном этрусских традиций, изучение греческого зодчества, влияние архитектуры завоеванных стран Востока. До нас дошел знаменитый трактат римского архитектора Витрувия (начало Iв. до н.э.) , который суммировал теоретические принципы, основные строительные правила.

Города строились по единому плану с четкой геометрией улиц, с главной площадью – форумом. Для деловых общественных зданий римляне выработали новую форму здания – базилику. Это вытянутое в плане здание с двускатной крышей. Зал был разделен в длину колоннадами на три части. Окна располагались на длинных стенах здания, очень высоко, почти под крышей. Вход в здание находился с торца и выходил на форум. Фасад здания был украшен глубоким портиком с колоннадой. Римляне восприняли греческие ордера, но модифицировали их – так появились тосканский и композитный ордера.

Среди общественных сооружений особую группу составляют зрелищные постройки. Самым крупным (вмещал около 56 тыс. зрителей) и знаменитым был амфитеатр Флавиев, или Колизей (от латинского – колоссальный) в Риме (75-82 гг.н.э.). Представлял собой огромную овальную в плане чашу (длина 188 и ширина 156 м.). Многоярусные зрительские трибуны поддерживают кирпичные аркады. Все соединено горизонтальными коридорами, имеющими лестницы на первый этаж. Каждой лестнице соответствует арка - выхода. Эллипс Колизея ограничивает стена высотой 50 м, состоит из трех ярусов круглых арок, разделена горизонтальными тягами на три яруса. Каждый ярус украшен полуколоннами греческого ордера: 1 этаж – дорические колонны, 2 этаж – ионические, 3 этаж – коринфские. Здание было богато украшено скульптурой, облицовано травертином и мрамором.

Вершиной римской архитектуры был грандиозный по размерам круглый в плане, перекрытый сферическим куполом (диаметр которого 43,2 м.) храм всех богов – Пантеон. Поражает простота композиции: огромный цилиндрический объем, без окон и украшений, мягко перетекает в купол. Вход в Пантеон украшает портик с коринфскими колоннами из красного гранита. Внутри храм украшен многоцветными плитами мрамора, скульптурой. Освещается Пантеон через девятиметровое, круглое отверстие, а под ним на полу имеется незаметный сток воды.

Римлянами был создан еще один тип сооружений – термы. Обычно термы называют банями, но это не совсем так. В термах находились помещения для занятия гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед и выступления ораторов, зимние сады и, конечно, бассейны с горячей и холодной водой, индивидуальные номера с ванной, торговые помещения и т.п. В декоративном убранстве терм использовали и скульптуру. Термы достигали колоссальных размеров: термы Диоклетиана вмещали 3200 человек, а частично сохранившиеся до наших дней термы Караккалы занимали площадь 11 га.

Термы были связаны с огромным потреблением воды. Акведуки (водоводы) подводили воду к Риму с гор на расстояние десятков километров. Переброшенные через русла рек они представляли собой ажурные, иногда двух, трех ярусные аркады. Очень известен Гардский мост (Потн дю Гар) во Франции, и один из самых длинных (действующий до сих пор) 91 километровый акведук Квинта Марция Рекса. Римская архитектура создала большое количество мостов (некоторые используются до сих пор, например Мост Адриана в Риме, ширина 11 метров), дорог – виадуков (например Аппиева дорога с 312 г. до н.э. действует еще и сегодня).

Каждый император в поисках славы сооружал новые площади, здания, храмы, форумы, триумфальные арки в честь своих побед. В пределах современного Рима сохранились триумфальные арки: Тита, Септимия Севера, Константина.

studfiles.net

Архитектура Древнего Рима | История античной архитектуры

В течение ряда столетий после возникновения Римского государства его города не знали регулярной планировки. Они складывались стихийно, следуя естественному рельефу местности. В эту эпоху для жителей городов главной заботой было устройство защитных укреплений и осуществление самых необходимых мер по благоустройству (водоснабжение и канализация), а вопрос о рациональной организации городской территории отходил на второй план. Поэтому градостроительные мероприятия долгое время сводились к сооружению городских стен, которые охватывали постепенно расширявшуюся площадь города, к постройке акведуков и созданию клоак. В наибольших масштабах это происходило в столице государства — Риме. В древнейшую пору (VIII—VII вв. до н.э.) Рим был небольшим поселением, возникшим на Палатинском холме и окруженным валом и рвом (так называемый Квадратный Рим). Жилищами служили хижины, обычно эллиптические в плане, размером около 4,8X3,65 м, которые состояли из деревянного каркаса и тростниковых стен, обмазанных глиной. К концу VII в. до н.э. разросшееся поселение обратилось в город площадью около 285 га, разделенный на четыре района. Крепость была перенесена с Палатина на крутой скалистый Капитолий, ставший акрополем города. К VI в. до н.э. восходит древнейшая каменная стена Рима, сложенная из туфа и имевшая в периметре около 7 км. Она частично сохранилась на Палатине, Капитолии, Квиринале и Эсквилине. В V—III вв. Рим представлял собой город с постепенно сложившейся неправильной планировкой узких кривых улиц, лишь к 296 г. до н.э. замощенных булыжником. Основу застройки составляли дома из дерева и сырца. Хотя законодательство V в. до н.э. предусматривало обязательные интервалы между домами, город периодически страдал от пожаров. Большой ущерб приносили также постоянные паводки Тибра. Благоустройство ограничивалось канализацией, которая, по преданию, существовала уже в царский период, вероятно, в виде сточных канав, к III в. до н. э. покрытых сводами. У подножия Капитолия сохранилась круглая каменная цистерна для воды — Туллианум, имевшая ранее ульеобразный купол.

antique.totalarch.com


Смотрите также