Искусство Передней Азии. Искусство Двуречья. Ассирия Нововавилонское искусство. Искусство Ахеменидского Ирана.
Передней Азией называется территория, которая находится между Каспийским, Черным, Средиземным морями и персидским заливом. Земли, расположенные в долинах рек Тигр и Ефрат, впадающих в Персидский залив, называются Двуречьем.
Искусство Двуречья.
Первые письменные документы, найденные на территории Двуречья относятся к IV-III тыс до н.э. Это клинопись на глиняных досках.
Стало известно, что территория между реками в III тыс до н.э. была покрыта сетьб мелких городов-государств, враждующих между собой, среди которых можно выделить древние государства Шумер и Аккад.
Одни из самых ранних произведений шумерской культуры – Ансамбль в Телль-Ахмаре, храм Абу-Шахрайна, статуэтки богов и адорантов из храма Аб-У. Храм Абу-Шахрайна III тыс до н.э.построен на возвышенном месте, с двух сторон к храму ведут лестницы, святилище прямоугольной формы. До начала III тыс до н.э. вход в святилище был свободный.
В конце III тыс до н.э. строятся храмы на нескольких платформах, называемые зиккуратами (зиккурат в Уре). Строительный материал – кирпич-сырец. Первоначально зиккураты имеют три яруса-платформы разного цвета. Первый ярус – черный (обмазка битумом), второй ярус – красный (облицовка обожженым кирпичом), третий ярус – белый (побелка известью). Возможно, иногда террасы озеленялись. В более позднее время стали строить семиярусные зиккураты. В зиккуратах сохранились элементы раннего шумерского храма – лестницы, ведущие к центральному святилищу, открытый внутренний дворик, членение наружных объемов чередующимися нишами и выступами. С середины III тыс до н.э. правители Двуречья начали строить себе дворцы со многими внутренними дворами (дворец А в Каше), стены украшались мозаиками из раковин (боевые сцены).
Вокруг храма или дворца формировалась жилая застройка, которая носила стихийный характер, поэтому возникали узкие, кривые, часто тупиковые улицы. Жилые дома были прямоугольные в плане, без окон, с внутренними двориками, с глинобитными стенами.
В Двуречье почти не использовалась колонна, криволинейные линии.
Рельефы и живопись отличались повествовательностью изображений, членением изображений по регистрам (уровням), чтение сюжета снизу вверх (в самом нижнем регистре – фон, выше – действия). Любимая тема – охота на хищников. Постепенно складывается канон изображения.
Позднее центром культуры Двуречья становятся Аккады. В конце III – начале II тыс до н.э. аккадская династия уничтожена. Происходит смешение культур Шумер и Аккад, население становится аккадоязычным. Последним шумерским периодом истории Двуречья было время III династии Ура (около 2112-1997гг. до н.э.).
Вавилон.
Во II тыс до н.э. впервые возвысился Вавилон. До нас дошли статуэтки личных божеств и гениев-хранителей. Найдены печати со сценами, которые воспроизводят сюжетыаккадского времени: борьбу героя со львом, суд над птицечеловеком, крылатых драконов, быков с человеческой головой.
Формируется тип дворцовой архитектуры – бит-хилани («дом-галерея»). Это здание с портиком между двумя башнями. Портик имеет одну либо три колонны. Для украшения часто использовался орнамент в виде плетенки (сплетенных в косу волнистых линий).
Композиция в этот период – это сочетание форм и узоров в их многообразии. Цвет носит символический характер (розовые лошади, например).
Во второй половине II тыс до н.э. Двуречье на 500 лет попадает под власть касситов.
Ассирия I тыс до н.э.
Ассирия использовала опыт предшествующих цивилизаций.
Почти каждый ассирийский правитель предпочитал строить собственную укрепленную столицу. Некоторые города уже были строго распланированы (Кар-Тукульти-Нинурта, Дур-Шаррукин). Дворцы и храмы Ассирии часто повторяют постройки Двуречья (бит-хилани, зиккураты). Собственно ассирийским можно считать тип укрепленного дворца-цитадели. К такому типу относится дворец Саргона II (722-705гг. до н.э.) в Дур-Шаррукине. Площадь города – 18га, площадь дворца в нем – 10га. Дворец возведен на платформе высотой 14м. К платформе с двух сторон вели пандусы, по которым могли въезжать колесницы и всадники. Всего во дворце около 200 помещений. По сторонам от входа во дворец стояли статуи крылатых быков – шеду (добрых духов, охранителей входа). Они служили опорами арок и достигали в высоту 5.5м. В IX – начале XIIIвв. Такие статуи были пятиногими: добавочная нога создавала иллюзию шага животного по направлению к зрителю.
До нас дошли рельефы во дворцах Сарманасара III (859-827гг. до н.э.), Тиглатпаласара III (746-727гг. до н.э.), Саргона II (722-705гг. до н.э.), Синаххериба (705-681гг. до н.э.), Асаргадона (681-668гг. до н.э.) и Ашшурбанапала (668-626гг. до н.э.). Батальные и охотничьи сцены – основные сюжеты рельефов. В искусстве Ассирии в I тыс. до н.э. выработался канон изображения правителя как “владыки всех стран”, совершенного физически, могучего человека в подчеркнуто пышном убранстве.
В I тыс. до н.э. в районе озера Ван и по всему Армянскому нагорью распространилось государство Урарту. Оно пало в 590-585гг под натиском мидян и скифов. Искусство Урарту продолжает ассирийские традиции. Часто встречаются образы фантастических животных (“Грифон”, Грифон (гр.) – фантастическое существо с телом льва, клыльями сказочной птицы и клювом орла), развита художественная металлургия, инкрустация (бронзовый щит и шлем царя Сардури II).
Нововавилонское искусство.
Последние страницы истории Двуречья связаны с Вавилоном (иногда его называют Нововавилонским).
Новый Вавилон представлял собой вытянутый прямоугольник площадью около 10 кв.км., разделенный Ефратом на западную и восточную части. Он быт пересечен системой длинных прямых улиц – «дорог процессий», которые вели к центральным храмам. Новый город, по существу, представлял собой пригород старого Вавилона и соединялся с ним деревянным мостом на каменных опорах. Основной улицей нового Вавилона была «дорога процессий» богини Иштар. Эта дорога соединяла храм бога-покровителя города Мардука с Северными воротами богини Иштар. Один из храмов города – семиярусный зиккурат Этеменанки – «Дом основания Небес и Земли». Всего в Вавилоне (по литературным источникам) было 53 храма.
Из светской архитектуры большую известность получили «Висячие сады», входившие в дворцовый комплекс Навуходоносора II.
Под влиянием Ассирии усиливается роль цветного компонента в архитектуре (использовались цветные изразцы, глазурованный кирпич). Характерно чередование светлого и темного фона, чередование плоского и выпуклого изображения животного. Декоративная красочная орнаментальность – характерная черта Нововавилонского искусства.
Искусство Ахеменидского Ирана.
Искусство Древнего Ирана делится на два основных периода:
Искусство доахеменидского Ирана XIII-VIвв. до н.э.
Искусство Ирана эпохи Ахеменидов 550-331гг. до н.э.
Искусство доахеменидского Ирана XIII-VIвв. до н.э.
К периоду «железного века» (XIII-Xвв. до н.э.) относятся произведения серой керамики. Это так называемые «чайники» – тонкостенные горшки с длинными выступающими носами; большие бокаловидные сосуды с маленькими ручками; «триподы» – неглубокие чаши на трех высоких ножках. Большенство керамических изделий имеет серый и темно-серый цвет.
Период с X по VIIв. до н.э. называют «золотыми веками муристанских бронз». Часто встречаются псами – металлические детали конских удил. Статуэтка «Зрвана» - полиморфное божество, сочетающее в себе черты юноши и старца. К этому периоду относятся пакторали. Пактораль – нагрудное украшение, тонкая металлическая пластина с закругленными углами, повторяющая форму тела (золотая пактораль из Завие VIIв. до н.э.).
Искусство Ирана отличается особым разнообразием изображаемых «добрых» и «злых» существ. Это и крылатый бык-шеду, и крылатое чудовище с телом быка и головой орла или грифа, крылатый баран, крылатый лев с птичьим хвостом, «гений» с лицом и руками человека и бычьими ногами и т.д.
Наиболее древним комплексом в Нуш-и-Джан является храм огня – ромбовидный в плане, возможно, обнесенный по периметрукруглой стеной, с треугольным святилищем внутри. Святилище украшено слепыми окнами и нишами.
В древнем Иране получило распространение религиозное течение зароастризм по имени пророка Заратуштры. Основные положения учения нашли отражение в Авесте. Согласно зароастризму, мир создан из самосоздающего и самоуничтожающего Космического огня.
Искусство Ирана эпохи Ахеменидов 550-331гг. до н.э.
Первый парадный комплекс дворцов и культовых построек возник при КиреII и Дарии в местности Пасаргада. Гробница КираII – каменная целла с двухскатной кровлей на высоком постаменте из шести ступеней. Ахеменидские лдворцы строились по раз установленному стандарту и в Пасаргадах, и в Персеполе, и в Сузах.
Гумбад (перс. Купол, свод) – в архитектуре Ирана название мавзолея в форме башни, увенчанной небольшим шатром или полусферическим куполом.
Чартак (или чо хартаг (перс.) –четыре арки) – зароастрийский храм огня в форме кубической постройки с аркой в центре каждой стороны и куполом наверху, строились в местах выхода природного газа. Позднее в Средней Азии – название здания с куполом на четырех арках. Отсюда – русское слово чердак.
Самый выдающийся памятник Ахеменидского Ирана – Персеполь – начал создаваться около 520г. до н.э. В его строительстве ежегодно участвовало не менее 3000 человек. Комплекс возведен на искусственной платформе высотой 12м. Вход в комплекс – «Ворота всех стран» - украшали огромные (более 10м) человекобыки. Основной строительный материал – кирпич-сырец и камень. Каменные детали выполнены из светлого песчаника, имеются вставки из бронзы. Они раскрашивались в яркие, несущие символический смысл, цвета. Известно, что некоторые рельефы снимали и переносили в другое место согласно ретуальным действиям. Рельефы Персеполя – медленное, ритмичное, торжественное шествие солдат, вельмож, чиновников, жрецов, подвластных народов. Здесь есть строжайшая канонизация, доходящая до монотонности, стремление к симметрии, зеркальному отображению одних и тех же сцен. Каждый дворец и рельеф имеет определенное, связанное с ритуалом, место. Порталы дворцов Персеполя и главные сцены на лестницах венчало изображение солнечного диска с крыльями – символа, широко распространенного в Египте, но, вероятно, истолкованного как символ иранского бога Митры.
В период Ахеменидов строятся колоссальные скальные гробницы. Самый большой комплекс расположен в Накш-и-Рустам в нескольких километрах от Персеполя. Здесь находятся гробницы Дария, Ксеркса, Артаксеркса II, Дария II. Все они едины по плану – на недоступной высоте, в скале высечены квадратные камеры, в которых когда-то стояли саркофаги. Над входной дверью располагалась скульптурная композиция.
Ахеминидское царство рухнуло под натиском войск Александра Македонского.
ЛЕКЦИЯ
studfiles.net
Искусство Двуречья |
Искусство Двуречья создало особый вид орнаментики, связанный с суровой, военизированной действительностью. В XIV в. до н. э. возникло Ассирийское царство. Сформировалось самобытная и своеобразная ассирийская культура. Получили распространение геральдические и эмблематические композиции с фигурами грифонов, крылатых гениев, вепрей, быков, иногда с человеческими головами (шеду), лошадей. Часто эти мотивы располагались по сторонам священного Древа жизни, одного из важнейших элементов искусства Востока.
Геральдический мотив серебряной вазы Энтемены.
Розетка (ромашка, маргаритка)- один из наиболее распространенных мотивов в орнаменте . По всей вероятности, розетка, ее круглая форма, воспринималась как символ солнца, обозначала идею круговорота явлений во Вселенной, как сказано о том в Библии — «всё возвращается на круги своя».
Часто встречается в ассирийском искусстве изображение кедровой шишки,символизирующей мужество. Храм Соломона был построен из кедра. который считался священным деревом. В Месопотамском эпосе говорится о славном подвиге Гильгамеша ,победившем чудовище Хубабу — повелителя кедров.
В растительном орнаменте используются изображения плодов граната, плодов ананаса, гроздей фиников, колосьев, зерна.
Культура Персии. В VI в. до н. э. Вавилон и всю равнину Месопотамии, Сирию, Египет, Малую Азию захватили персы, ставшие наследниками древних традиций египетского, ассирийского, вавилонского искусства и создателями новой придворной культуры Передней Азии, в которой большая роль отводилась декоративно-прикладному искусству, особенно ткачеству и книжной миниатюре, которые богато и изощренно орнаментировались.Разнообразные растительные мотивы, которые преобладают в персидском декоре соединили в себе условность и натуралистичность.В орнаменте используются цветы гвоздики, шиповника, нарциссов, анемонов. Из животных в декоре присутствуют изображения львов, леопардов, верблюдов, слонов, газелей. В декоративные композиции вводились изображения людей — пеших и всадников, птиц.
Фриз с фигурами людей в Сузе
Под воздействием зороастризма , религии поклонения огню, появился новый мотив: плавающее пламя, получивший особое распространение в орнаменте. Сердце с вписанным в него трилистником- один из популярных элементов, который означал идею духовного бессмертия.
Похожее
www.tvorchistvo.ru
История мирового искусства / История искусств
Искусство и Архитектура Двуречья
Преподаватель зашёл в аудиторию. Ученики машинально поднялись поприветствовать его. Эдуард улыбался.
- Добрый день. Прошу Вас, садитесь. Сегодня мы будем говорить об Искусстве и Архитектуре Двуречья, т.е. Месопотамии. Предлагаю начать лекцию. Но для начала что же такое Двуречье? Двуречье или Месопотамия – это область между двумя реками: Тигром и Ефратом от Персидского залива до Ирака в доисторическое время. Главным строительным материалом в низовьях реки была глина. Из глиняных кирпичей строили главные общественные здания, а из смеси тростника и глины – хижины крестьян. Так как глина легко поддаётся водяной и солнечной обработке, то, к сожалению, мало что сохранилось до наших дней из шумерских построек. Деревьев и камней было мало, поэтому-то дерево и камень в доме большая редкость.
- В каждом центре города шумеров, т.е. жителей Двуречья или Месопотамии, находился главный храм – зиккурат. Он выглядел в форме ступенчатой пирамиды
- В основании зиккурата лежит большой, кирпичный четырёхугольный куб или усечённая пирамида, на который клали следующий, только уже поменьше и так далее. В самом верхнем кубе находилось святилище. От шумерских зиккуратов, к сожалению, сохранились только небольшие глиняные горочки. Исключение составляет зиккурат в Уре, возведенный примерно в XXI веке до н. э., который частично сохранился. По нему можно судить о размерах шумерских построек.
Эдуард улыбнулся всем присутствующим, обвёл взглядом и продолжил.
- Зиккураты Двуречья строились в честь богов, которые, по преданиям шумеров, находились на небесах. Вверх по лестницам зиккурата двигалась торжественная процессия, чтобы совершить ритуалы и получить благословление богов. Конструкция зиккуратов напоминает принцип строения Вселенной, а также символическое разделение слоёв общества. Широкое основание строения соответствует беднейшему слою населения, а верхняя платформа, где находился храм – правителю, жрецам, чиновникам.
Небольшая пауза, чтобы разделить материал лекции.
- На цилиндрической печати цель отображаемых мифологических и бытовых пейзажей состоит в том, чтобы утверждать статус владельца, обеспечивать благосклонность высших сил. Прошу Ваше внимание на доску. Вот пример.
- На пластине изображенная колесница свидетельствует о том, что уже шумеры знали такой метод перемещения. Сейчас вы увидите примеры штандарта, т.е. флага Уры около 2500 лет до н. э.
- Такие скульптурки богомолов древние шумеры ставили в своих храмах, чтобы они вместо жрецов молились богам, следовательно считали, что между копией, т.е. скульптурой, и оригиналом, т.е. человеком существует определённая связь.
Профессор Станжерсон вытащил из портфеля небольшой фолиант по искусству древних цивилизаций, открыл на определенной странице.
- Теперь надо поговорить об отображении человека в шумеро-аккадском искусстве. Но, для начала об Шумеро-Аккадском царстве. Это царство, соединявшее в себе государства Шумер и Аккад во время правления III династии Ура примерно с 2112 г. по 2003 г. до н. э. Отображение человека шумерами кажется нелепым, угловатым, даже уродливым. В тоже время аккадские художники, создавая скульптуру правителя Лагаш Гудеа, поражают своим анатомически чётким решением строения тела.
Отображение человека шумерами
Отображение человека скульпторами Аккады
- Если вы обратите внимание на доску, то
увидите шумеро-аккадские навыки в прикладном искусстве
Шлем
Диадема правительницы Шубад
- Шумерами сделанная Голова золотого быка Уры удивляет своей пластичностью, выразительностью, внутренним напряжением и высоким чувством реализма.
Голова золотого быка Уры где-то 2600 лет до н. э.
- Естественно несколько слов о Стеле законов Хамурапи. Стела – каменная, мраморная, гранитная, деревянная плита или столб с высеченным текстом или изображением. Законы правителя Хамурапи увековечены на двухметровой диоритовой стеле.
Формовка, т.е. произведение объёмного искусства, которое выделено из плоскости; где отображено, что сам бог передаёт правителю права правления, должна была стирать любые сомнения о незаконности кодекса
- Далее крылатый бык, который относится к Ассирии. Ассирия – государство на севере Двуречья с XVII в. до н. э. по VII в. до н. э. Крылатый бык, высота которого не больше 4 метров, создан в VIII в. до н. э. Таких духов-защитников ассирийцы располагали с обеих сторон входа в город и замок правителя. Взгляните на несколько примеров формовки.
Ашшурбанапал охотится на львов, формовка из замка Ашшурбанапал в Ниневеи, VII в. до н. э. Фрагмент из плеяды изображений, которому характерны динамика и выразительность.
Крылатые гении
Мужчина оторвал глаза от фолианта, окинул быстрым взглядом учеников. Затем встал с места, и медленно прохаживаясь вдоль столов, продолжил.
- Последняя подтема – город Вавилон. Вавилон – столица Вавилонии, один из крупнейших городов Древнего мира. Основан в XXIII в. до н. э. и разрушен в I в. до н . э.
Позже был столицей державы Александра Македонского. Правителю Навуходоносору, а по аккадски имя звучит как "Набу-кудурри-уцур", годы жизни 604 – 562 г. до н. э., хватало рабочих рук рабов, чтобы свой город превратить в чудо и неприступную крепость, которая объединила в себе Ниневию и Таба, и о которой правитель с гордостью сказал: «Я построил!».
Эдуард направился к своему столу.
- Вавилон, так же как и все остальные города Месопотамии, окружала стена, только здесь она была трёхслойной и очень высокой. Стена была настолько толста, что по её верхней части могла ехать колесница, запряженная четвёркой. В стенах один за другим были встроены сотни тяжёлых квадратообразных башен. Непроходимое укрепление пополнял ещё и ров, который тянулся вдоль внешней стены.
- Возле главных башен находились врата в честь богини плодородия Иштар. Врата образовывали четыре квадратоподобные башни и глубокий вход фиолетового цвета. Стены врат сверху донизу построены из остеклённых кирпичей. Синий цвет был ярким и насыщенным. Сами кирпичи были покрыты рисунками 575 священных животных.
Преподаватель замолчал, далее полил все цветы в аудитории, продолжил лекцию.
- Хочу Вам рассказать Вавилонскую легенду, которую, возможно, кто-то из Вас уже слышал. Так вот, люди хотели построить храм, который достигал бы небес, но Бог их наказал за их гордыню и отнял общий язык, поэтому-то они больше друг друга не понимали и храм не достроили. Древний историк Геродот говорил, что на самом верху храма было святилище, где были расположены только диван с подушками и золотой стол. Примечательно то, что статуи Бога там не было.
- И последнее, конечно, о висячих садах Семирамиды и самой правительнице Семирамиде.
Вот что она говорила: «Природа меня наградила телом женщины, а дела меня поставили в строй с самыми храбрыми мужами. Я правила страной Нина, которая обхватывала почти всю Азию. Передо мной ассирийцы не знали, что такое море, я их познакомила с такими четырьмя морями, которые раньше не были виданы. Я изменила дно морей, чтобы орошить неплодородные земли и сделать их плодородными, я построила укрепления и выстроила дороги сквозь непроходимые горы, моя колесница ехала по таким путям, по которым не брели даже лесные звери. И, выполняя так много дел, я нашла ещё время для своих развлечений». Каким высокомерным это изречение не было бы, тем не менее, перечислены основные заслуги правительницы. Четыре моря, открытием которых гордится Семирамида: Средиземное, Каспийское, Чёрное и Красное моря.
Эдуард замолчал, чтобы дать ученикам хоть немного передохнуть.
- Навуходоносор любил свою новую жену, нубийскую принцессу, которая в пыльном Вавилоне скучала и тосковала по родным холмам, шелесту деревьев и запаху рощь. Правитель Вавилона перенёс этот райский холм в центр жаркой долины. Для строительства садов были задействованы все духовные и физические силы, а также материальные ресурсы. В памяти последующих поколений имя правительницы слилось с правительницей Ассирии, тем самым сады стали всем знакомы под названием «висячие сады Семирамиды». Сады были расположены на четырёх этажах. Арки этажей держались благодаря 25 метровым в высоту колоннам. Платформы этажей были сделаны из плоских каменных плит, которые покрывали слоем тростника, затем заливали асфальтом и накрывали свинцовыми листами, чтобы вода не стекала на нижние этажи. На поверхность платформы насыпали землю для того, чтобы росли большие деревья. Террасы, которые были между собой соединены лестницами, были покрыты цветными плитками.
Профессор Станжерсон улыбнулся, сел за преподавательский стол и махнул волшебной палочкой.
- Спасибо большое за внимание. Прошу на следующие лекции не опаздывать и брать с собой максимум концентрации, так как начинаем уже основы классического древнего искусства – блок Древней Греции, а позже и Древнего Рима. До свидания!
Ученики неспешно покинули кабинет истории мирового искусства. Мужчина же остался в кабинета ждать прихода другого курса.
Домашнее задание:
1. Почему, по-вашему, шумеры строили свои зиккураты именно в такой форме? Мнение обосновать.
2. Что для вас, лично, символизирует Вавилон?
3. Найти ещё примеры искусства и архитектуры Двуречья, кроме тех, которые уже были изучены в течение лекции. Конечно, приложите изображения.
4. Хорошо или плохо, что шумеры не смогли достроить Вавилонскую башню? Да/Нет – Почему?