Солон древняя греция. Реформы Солона в Древней Греции и Сервия Туллия в Древнем Риме (стр. 1 из 7)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2. Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии. Солон древняя греция


2. Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии. История Древней Греции

2. Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии

Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации. Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много занимался торговыми операциями и хорошо знал нужды торгово-ремесленных слоев Афин. Солон отчетливо понимал, что косность и консерватизм афинских эвпатридов, цепляющихся за остатки родовых порядков, живущих в праздности за счет порабощения и самой жестокой эксплуатации рядовой массы земледельцев, мешают экономическому и культурному развитию, создают взрывоопасную обстановку внутри Афин. Блестящее будущее Афин Солон видел в общем оживлении экономики, совершенствовании земледелия, распространении ремесленных производств, расширении торговых операций, в создании гарантий для хозяйственной деятельности средних прослоек афинского гражданства и торгово-ремесленных элементов, в установлении государственного порядка и привлечении к политической жизни широких слоев населения.

Избранный архонтом простатом с самыми широкими полномочиями, Солон приступил к реализации своей программы по реформированию общественного и государственного строя Афин. Реформы Солона затронули почти все стороны афинского общества: экономические отношения, социальную структуру, военное дело и государственное управление.

В экономической области Солон преследовал цель активизировать хозяйственную жизнь Афин в целом. Были приняты меры для регулирования водоснабжения на территории Аттики, обычно страдавшей от засухи. Особое внимание было обращено на развитие оливководства: был разрешен вывоз оливкового масла за пределы Аттики с целью наживы, в то время как вывоз зерна был законодательно запрещен, изданы предписания, регулирующие порядок посадки и обработки оливковых деревьев. Благодаря принятым мерам маслиноводство в Аттике в последующее время превратилось в процветающую и высокодоходную отрасль сельского хозяйства, а афинское оливковое масло славилось во всем греческом мире.

В законодательстве Солона нашли место статьи, поощряющие занятия ремеслом. Одна из таких статей освобождала сына от обязанности содержать престарелого отца, не научившего его какому-нибудь ремеслу. Солон способствовал активизации афинской торговли и не только общим повышением товарности оливководства и ремесленных мастерских. Для создания более благоприятных условий для торговых операций Солон вместо архаической фидоновской системы мер и весов и громоздкой эгинской денежной системы ввел более удобную и распространенную в Эгейском бассейне эвбейскую весовую и денежную систему.

Уважая интересы тех кругов афинского общества, которые были заинтересованы в концентрации средств для экономического развития Афин, Солон повел активную борьбу против всяких излишеств и непроизводительных расходов: запрещались дорогостоящие погребения, бесцельное принесение в жертву огромного количества животных, строительство роскошных гробниц.

Многообразной и продуктивной была программа социальных преобразований, предложенная Солоном. Было проведено в жизнь несколько законов, которые отразили глубокие преобразования афинской общественной структуры.

Принципиальное значение имело введенное Солоном разделение всего свободного коренного населения Афин на четыре разряда (по величине земельного дохода). Лица, получающие 500 медимнов (1 медимн — ок. 52 л) дохода зерном или в жидких (вино, масло) продуктах, были отнесены к самому высокому первому разряду и стали называться пентакосиомедимнами (пятисотниками). Второй разряд составили те, кто получал доход в 300 мер, их называли всадниками. Граждане третьего разряда — зевгиты (владельцы упряжки волов, есть и другое объяснение термина «зевгит»: от слова дзюгон — ряд (в фаланге)) — имели 200 мер. В четвертый, самый низший, разряд входили так называемые феты, получавшие доход менее 200 мер. Принадлежность к тому или иному разряду была связана с наличием определенного набора прав и обязанностей. Представители первого и второго разрядов служили в коннице, избирались на высшие должности, зевгиты призывались в тяжеловооруженную пехоту, феты лишь голосовали в Народном собрании.

Теперь не принадлежность к тому или иному роду, а величина частной собственности определяла значимость человека. Правда, деление на родовые филы, фратрии и роды сохранилось, Солон их не отменял, но они потеряли свое прежнее значение.

Одной из важнейших была радикальная реформа долговых отношений. Прежде всего были кассированы все долги, сделанные под заклад земли, проведена так называемая сисастхия, т. е. «стряхивание бремени» (заимодавцы для обеспечения долга ставили камни с записями на участках задолжавших крестьян). Одновременно законодательно запрещалось обращение в рабство за долги, т. е. долговая кабала. Снятие долговых камней и отмена долгового рабства были тяжелым ударом по родовой аристократии, так как именно с помощью этих мер она увеличивала свои земельные владения и закабаляла земледельцев, превращая их в зависимых арендаторов. Стремясь укрепить экономическое положение средних земледельцев, Солон ввел ограничения ссудного процента. Эти радикальные меры должны были укрепить экономическое положение основной массы афинских земледельцев, создать некоторые гарантии их общего благосостояния. Вместе с тем отмена долгового рабства имела принципиальное значение для всего дальнейшего развития афинской экономики, так как ориентировала развивающиеся крупные хозяйства (как поместья, так и ремесленные мастерские) не на труд зависимых кабальных соплеменников, а на труд рабов, приобретаемых на рынках или захваченных во время военных кампаний.

Из других социальных реформ Солона следует отметить введение свободы завещания при отсутствии прямых наследников (ранее в этом случае имущество, особенно земля, оставалось в роду) и введение земельного максимума, т. е. запрещение иметь земельные владения сверх установленной законом нормы.

Важные преобразования были проведены в военно-политической области. Если в досолоновские времена военная организация была тесно связана с родовым коллективом и решающую роль в ней играла знать, то при Солоне она была поставлена в тесную связь с общим социальным делением афинского общества на четыре разряда. Теперь основой военной организации стала тяжеловооруженная пехота гоплитов, которая комплектовалась из разряда зевгитов.

Все эти мероприятия Солона привели к активизации деятельности Народного собрания. Сходки соплеменников для решения разных дел были хорошо известны в Греции еще с гомеровского времени. Однако их роль в Афинах в VIII–VII вв. до н. э. была небольшой, собирались они по желанию знати и были одним из инструментов ее политического господства.

При Солоне положение изменилось. На Народном собрании стали обсуждать важные государственные дела, принимать законы, которые были направлены против знати. В частности, целая серия реформ Солона была утверждена на Народных собраниях. Новое социальное деление на четыре разряда, право зевгитов и фетов участвовать в Народных собраниях, общее повышение роли средних прослоек гражданства способствовали превращению Народного собрания в полномочный и важный государственный орган. Для лучшей организации работы Народных собраний Солон учреждает новый Совет из 400 человек (избирались 100 человек от каждой филы), который руководил подготовкой дел для обсуждения на Народном собрании, разбирал некоторые текущие дела управления. Повышение роли Народного собрания и учреждение Совета 400 привели к ограничению функций аристократического совета Ареопага. Новым государственным органом стала гелиея, многочисленная коллегия судей, избранных из всех граждан, включая и фетов. Гелиея должна была проверять отчеты должностных лиц, вести разбирательства различных конфликтов между гражданами. Гелиея стала самым демократическим органом среди всех других государственных органов. Для руководства усложнившейся финансовой деятельностью полиса были образованы новые должности казначеев, полетов (сдавали в аренду государственное имущество), коллакретов (следили за финансовым обеспечением жертвоприношений). Полицейские функции исполняла коллегия, состоявшая из 11 человек. Сущность политических нововведений Солона заключалась в организации такого государственного управления, в котором могли бы принимать участие широкие слои афинского народа, демоса. Государственный строй, при котором в управлении могли принять участие самые широкие слои демоса, получил название демократии. Солон заложил основы афинской демократии, которая достигнет полного расцвета только в V–IV вв. до н. э.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Солон. Придуманные им законы и проведенные реформы. История на Поэтому.Ру

Один из семи

Древний грек хорошего происхождения, первый афинский поэт и незаурядный политик - Солон оставил в веках память о себе. Как часто случается, когда речь идёт об античных деятелях, точные годы его жизни нам неизвестны, а примерные даты рождения и смерти: между 640 и 635 — около 559 до н.э.

Как уже было сказано, Солон был афинянином и в молодые годы стал довольно известной личностью благодаря своим поэтическим талантам. Впрочем, творчество его носило вполне выраженную политическую окраску и потому карьера его развилась в итоге именно в этой области.

Началом её была поездка на Саламин во время войны с Мегарами, вполне успешно завершившаяся. К 594 году до н.э. Солон стал самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем и был избран на должность архонта-эпонима на 594-593 год до н.э. да ещё и был наделён чрезвычайными полномочиями.

Вступив в должность, Солон, пользуясь данной ему властью, провёл ряд реформ, в том числе законодательных, положительно повлиявших на экономическое положение Афин. Именно благодаря этому, имя Солона попало в число семи мудрецов,названных Платоном в диалоге "Протагор":

  • Фалес Милетский
  • Питтак Митиленский
  • Биант Приенский
  • Солон Афинский
  • Клеобул Линдский
  • Мисон Хенейский
  • Хилон Спартанский.

Реформы Солона

Реформаторскую деятельность Солон начал с создания Совета Четырёхсот. Право избрания в совет получили представители трёх из четырёх основных социальных групп. Критерием принадлежности к определённому разряду служил размер годового дохода, исчисляемый в сельскохозяйственных продуктах:

  • Пентакосиомедимны. Имеют доход более 500 медимнов зерна или 500 метретов вина или оливкового масла, могут избираться архонтами и казначеями
  • Гиппеи. Имеют доход свыше 300 медимнов зерна, могут содержать боевого коня
  • Зевгиты. Имеют доход свыше 200 медимнов зерна, служат гоплитами
  • Феты. Имеют доход менее 200 медимнов зерна, могут участвовать в работе народного собрания и суда присяжных.

Феты, как наименее обеспеченная группа, войти в состав Совета Четырёхсот не могли, но получили ряд привилегий. Например, им было дано право участвовать в выборах девяти архонтов из сорока кандидатов.

Были созданы народные суды - Хелиеи. Любой горожанин мог стать, как сказали бы сегодня, присяжным. Надо сказать, что народные суды за довольно непродолжительный промежуток времени сумели сосредоточить всё судебное производство в своих руках и стать последней судебной инстанцией, вытеснив с этой "должности" суд архонтов.

Реформы, проводимые Солоном в значительной степени коснулись частной собственности. Сисахфия, или "стряхивание бремени", проведённая законодателем, ликвидировала долговое рабство, снимались все долговые камни, которые были установлены ранее на землях должников. Крестьяне, проданные за долги в рабство за границу, по велению Солона были разысканы и выкуплены за счёт государственной казны.

Следующим важным моментом было разрешение на свободное завещание любых видов собственности, в том числе земельных участков. Понимая, что сельское хозяйство не сможет прокормить быстро растущее население, Солон законодательно поощрил занятие ремёслами. Один из законов освобождал сына ремесленника от обязанности содержать в старости своего отца, если тот не обучил его ремеслу.

Стремление найти решения общественных проблем, приемлемые для подавляющего большинства граждан и в наименьшей степени опирающиеся на принуждение, характерно для всего законодательства Солона - в большом и малом. Впрочем, разумеется, даже лучшие из законов не могут быть по душе всем без исключения, и Солону, по-видимому, приходилось проявлять определенную твердость духа.

Разработка всего кодекса законов заняла у Солона всего один год, пока он был архонтом. Не сохранилось данных о какой-либо процедуре обсуждения и принятия законов Солона. Похоже на то, что афиняне, предоставив ему полномочия, заранее согласились полностью принять новое законодательство.

Законы были записаны на деревянных досках, которые вращались на стержне, и находились в Акрополе для всеобщего ознакомления. Позднее по совету Эфиальта, были размещены на Агоре. Потом народ и ареопаг поклялись общей клятвой исполнять их, а каждый из новоизбранных архонтов впредь приносил на площади особенный обет в том, что если он чем-нибудь преступит эти законы, то посвятит в Дельфы золотую человеческую статую в свой рост.

Солон был человеком, не только оказавшимся в нужное время в нужном месте, но и сумевшем реализовать свои возможности, принеся немало пользы не только своему народу, но и создав значимый исторический прецедент: законы, созданные им, частично легли в основу античного, в частности римского, права и даже стали своеобразным прообразом будущих конституций.

www.poetomu.ru

Солон - это... Что такое Солон?

(греч. Solon)

(ок. 635 - 559 до н.э.)

   афинский политический деятель, реформатор и поэт; происходил из знатного, но обедневшего рода Кодридов. В молодости С. занимался торговлей, много путешествовал, посетил Египет, Кипр, Лидию и многие города Эллады. После избрания его на должность архонта в 594 г. он провел ряд реформ социально-политического и экономического содержания в интересах афинского демоса: ликвидировал долговое рабство, ввел закон о свободе завещания, унифицировал меры веса и денежную систему, запретил вывоз из Афин хлеба и поощрял занятия ремеслами.

   Как писал Плутарх, афиняне, назначив С. правителем и законодателем, «предоставили ему на усмотрение все без исключения - государственные должности, народные собрания, суды, советы, определение ценза для каждого из этих учреждений, числа членов и срока их деятельности; дали ему право отменять или сохранять все, что он найдет нужным из существующих, сложившихся порядков» (Солон, XVI).

   Желая оставить все высшие должности за богатыми и одновременно привлечь к участию в гос. делах простой народ, С. ввел оценку имущества граждан. Он разделил их, независимо от происхождения, на четыре имущественных разряда (филы), определив их права и обязанности по величине дохода. Лица, получавшие доход не менее 500 мер (1 мера - 52,5 л) зерном, вином или маслом, относились к 1-му разряду - их называли пятисотмерниками; 2-й разряд (всадники) составили те, кто получал доход не менее 300 мер; граждане 3-го разряда (зевгиты) имели доход не менее 200 мер; 4-й разряд состоял из фетов, доход которых был ниже 200 мер. Представители первых двух разрядов служили в коннице и имели право занимать высшие должности в государстве; граждане 3-го разряда призывались в тяжеловооруженную пехоту, а феты служили легковооруженными пехотинцами и гребцами во флоте.

   Новое деление афинских граждан, провозглашенное право зевгитов и фетов участвовать в народном собрании (экклесии), повышение социального статуса средних производителей привели к росту авторитета и полномочий экклесии как гос. органа. С. учредил совет 400, куда избирались по 100 человек от каждой из четырех разрядовых фил. Совет занимался подготовкой дел, обсуждаемых в народном собрании, разбирал текущие дела управления государством, что привело, в свою очередь, к ограничению функций аристократического совета - ареопага. К упомянутым органам управления присоединялся еще один - суд присяжных (гелиэя). Реформаторская деятельность С. стала важным этапом на пути становления афинской рабовладельческой демократии. С. известен и как автор элегий. Древние греки причисляли его к семи мудрецам.

   Античная лирика / Сост. С. Апта, Ю. Шульца. М., 1968. С. 132-135; Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961. Т.1. С. 102-126; 142-145; Гриневич К.Э. Солон: В 2 ч. // Ученые зап. Томского ун-та. 1946. № 4; 1947. № 6; Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н.э. М., 1964; Колобова К.М. Революция Солона // Ученые зап. Ленинградского ун-та. Сер. истории. Вып. 4. 1939. № 39; Ленцман Я.А. Достоверность античной традиции о Солоне // Древний мир. М., 1962; Лурье С.Я. К вопросу о роли Солона в революционном движении начала VI в. до н.э. // Ученые зап. Ленинградского ун-та. Сер. истории. Вып. 4. 1939. № 39.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

(ок. 640 - ок. 560 до н. э.)

   Афинский государственный деятель и законодатель, избранный в 594 архонтом и наделенный чрезвычайными полномочиями, чтобы прекратить гражданскую смуту. Солон действительно положил конец анархии, проведя свои знаменитые реформы: с помощью закона, запрещающего брать в долг без соответствующего юридического оформления этого факта, он объявил недействительными все долги, сделанные ранее, и таким образом уничтожил получившее развитие крепостное право. Солон внес также изменения в законы, введенные Драконом, строго определив обязанности Народного собрания и создав Совет четырехсот - государственный орган представителей всех афинских фил, решения которого представлялись на рассмотрение Народному собранию. Кроме того, Солон - это первый известный афинский поэт; он писал в основном на политические и патриотические темы; некоторые фрагменты его поэзии сохранились. Во второй половине жизни Солон много путешествовал по Греции, Египту и Малой Азии. В Лидии Солон виделся с Крезом, пророчески заметив ему, что никто не может сказать, что он прожил счастливую жизнь, раньше дня смерти. Эта мысль впоследствии настолько поразила персидского царя Кира, что он сохранил жизнь пленному Крезу, передавшему ему фразу Солона. Впоследствии Солона причисляли к Семи мудрецам Греции.

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

   * * *

(ок. 635 - ок. 560)

   др.-гр. поэт и законодатель. Происх.-из древ, афинского рода; убедил афинян вступить в войну за о-в Саламин и присоединить его к себе. В 594 был избран посредником между знатью и угнетенным ею простым народом. Своими законами С. освободил бедноту от долгов, запретил долговое рабство и вернул проданных в чужие земли сограждан. Разделил афинян по имущественному признаку на 4 класса. В элегиях С. обосновывал свой взгляд на место человека в общ-ве. По его мн., каждому свойственно стремление к благополучию, но на пользу идет только честно нажитое богатство. Хотя Афины находятся под благодатным покровительством богов, корыстолюбие и неудержимая алчность местных богачей способны стать для них источником всяческих бедствий, т. к. боги не прощают высокомерия и нарушения справедливости, но карают либо самих виновных, либо их потомство. Т. о., в элегиях С. был отчетливо поставлен вопрос о личной ответственности человека, получивший дальнейш. разработку в афин. трагедии. Древние причисляли С. к семи мудрецам.

   B.Я.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011.

antiquites.academic.ru

Реформы Солона в Древней Греции и Сервия Туллия в Древнем Риме

введение

Тема данной работы выбрана мною не случайно. Она представляет собой обширное поле деятельности, попыткой провести анализ этих реформ, понять их глубинный смысл, коснувшиеся далеко не одну сферу государственно-правой жизни Рима и Афин. Данная работа знакомит нас не только с самими реформами Сервия Туллия и Солона, но и с предпосылками которые предшествовали реформе. Работа знакомит с общественным строем Древнего Рима и Афин, до реформ и показывает его изменения в процессе реформы, тем самым раскрывая сам механизм реформы. Так же попытаюсь раскрыть биографию деятелей которые подготовили эти реформы, ведь не редко личные черты правителя влияли на создание, подготовку и реализацию законопроектов, а так же характер этих законов, суровые правители часто издают суровые законы.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение реформ Солона в Древней Греции и Сервия Туллия в Древнем Риме, их ключевые идеи и положения, содержание и значение. Данные реформы очень сильно повлияли на развитие государства и права в Древней Греции и Древним Риме. Вполне возможно, что без реформ Солона в Древней Греции, был бы захват демосом власти, который скорей бы всего бы перешел в “парад тиранов” и не наступил бы классический период Афин, которым она так прославилась. Существует вероятность того, что без реформ Сервия Туллия в Древнем Риме не сложилась бы мощная военная организация, и они впоследствии были бы завоеваны соседними народами. Тогда бы не сложилась Великая Римская империя, которая оставила такой большой след в мировой истории.

Задачей данной курсовой работы является рассмотрение государства и права Древнего Рима и Афин в дореформенном состоянии, рассмотрение сущности самых реформ и их влияние на государство, право и общество в целом. Так же в своей работе попытаюсь раскрыть биографию организаторов великих реформ, столь сильно изменивших государственно-правой строй Древнего Рима и Афин. Хотелось бы наиболее полно раскрыть проблематику режимов существовавших до реформ Солона и Сервия Туллия. Реформы никогда не возникают на пустом месте, а для таких коренных реформ произошедших в Древнем Риме и Афинах нужны очень весомые основания и доводы.

Данные реформы создали лицо государств Древних Афин и Рима, они являлись тем мостом, которые привели Рим к созданию огромной империи, захватившие земли от острова Британии до Палестины, а Афины к созданию первой демократии, без которой, возможно, не было бы существующих ныне демократических государств в частности США и Францию.

Реформы Сервия Туллия и Солона имеют огромное значение даже сейчас, они учат нас не бояться коренных изменений в обществе, преодолевать консерватизм и мнения правящей элиты. Это актуально для нас – россиян, живущих в эпоху перемен, когда наше государство перешло от построения коммунизма к созданию правого государства. Лишь Великие реформы способны привести государство к настоящему благополучию и спокойствию.

Изучив тему курсовой работы, я сделал вывод, что реформы, проведенные Сервием Туллием и Солоном изначально, имели локальный и схожий характер. Они были организованны лишь на небольшой территории Рима и Афин и близ лежащих территорий. Обе были направлены на сближение в правовом положении высших и низших слоев общества. Но по мере культурных завоеваний Афин (модель Солона позже приняло множество полисов Аттики) и милитаристической политике Древнего Рима “захватившего полмира” данные реформы стали принимать общемировое значение. Я верю в то, что без этих реформ мир надолго бы затормозился в развитии общечеловеческих и демократических ценностях.

В ходе написания курсовой работы мне в особой степени помогли следующие учебники: Кучма В.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков, Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. В книге Государство и право Древнего мира и Средних веков наиболее полно сформулированы основные положения реформы Солона и Сервия Туллия, их реализация, а так же проблемы, которые законодатель пытался решить. Во Всеобщей истории государства и права автор очень подробно описал государство и право Древнего Рима и Древней Греции: основные законы, систему государственных органов, должностные лица, слои населения.

1. древние афины

1.1 Государство и право Древних Афин до реформ Солона

Древние Афины явились одним из наиболее развитых государств древнего мира, они сыграли важную роль в развитии не только европейской, но и всей мировой цивилизации, культуры и науки. Именно здесь возникла, в частности, наука государствоведения, был дан первый анализ политической власти, классифицированы формы правления и виды политических режимов.

Для Афин была характерна такая форма образования государства, когда оно возникало преимущественно под влиянием внутренних процессов развития, в результате разложении родового строя, хотя влияние внешнего фактора также не может быть полностью отброшено. Уникальность и неповторимость Афинского государства проявились в том, что оно достигло высшей и весьма редкой для стран древнего мира формы - демократической республики.

Процесс складывания государства, растянувшийся в Афинах на четыре столетия, шел объективно, независимо от воли и сознания людей. Государство было порождено процессами появления и развития частной собственности, ростом имущественного неравенства классовым расслоением общества, обострением социальных противоречий. Деятельность великих афинских реформаторов была определена потребностями социально-экономического развития и состояла в приспособлении политико-организационных и правовых форм общественной жизни к этим объективным потребностям.

Первым шагом к образованию Афинского государства были реформы, приписываемые легендарному герою Тезею. Был создан центральный орган управления (совет), которому были переданы общие дела, находившиеся до этого в ведении советов старейшин отдельных племен. Местопребыванием единого совета стал город Афины, возникший в результате слияния нескольких общинных поселений и превратившийся в достаточно крупный центр ремесленного (в частности, гончарного) производства. Расположенный в 5 км от моря, защищенный от нападений пиратов, этот город смог более надежно, чем другие полисные центры, обеспечить безопасность своего населения. В новую столицу охотно переселялись богатые и знатные аристократические роды из других полисов. Местный культ богини Афины со временем приобрел характер и масштабы общеаттического культа.[1,c.89-90]

Стало появляться такое явление как Синойкизм. Синойкизм (греч. synoikismós, от synoikizö - вместе заселяю), в древних государствах (Греции, Риме и др.) процесс слияния нескольких прежде самостоятельных поселений или городов в единый полис. В результате Синойкизм постепенно ликвидировалась племенная раздробленность, возникали органы центрального управления, усиливалось экономическое единство, укреплялась военная мощь прежде обособленных племён и общин. Наиболее известен Синойкизм 12 общин Аттики, объединившихся под властью Афин (13-7 вв. до н. э.).[6]

Синойкизм, осуществляемый как мирными, добровольными способами, так и насильственными, принудительными средствами, явился результатом важнейших экономических и социальных процессов: ростом крупного землевладения на фоне разорения рядовых общинников, бурным развитием ремесла и торговли, колонизацией земель на побережьях Средиземного и Черного морей, изживанием старых форм управления, основанных на родоплеменной принадлежности. Деление на племена, фратрии и роды, прежде строго соблюдавшееся, утрачивало свое первостепенное значение; население перемешивалось в рамках достигнутого объединения. На первый план стали выдвигаться новые критерии деления людей - по социальному и имущественному положению, по роду занятий. Тезею приписывается деление свободного населения, независимо от их рода и племени, на эвпатридов («благородных»), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников). Если две последние категории вместе с торговцами и беднотой составили производительную часть населения, которая постепенно отстранялась от активного участия в общественных делах, то эвпатридам, т.е. аристократической родоплеменной верхушке, принадлежала прерогатива толкования обычного, еще не зафиксированного в письменной форме права, заведования делами религиозного культа и занятия общественных должностей. Тем самым публичная власть стала отделяться от основной массы населения, возвышаться над ним и противопоставляться ему. Традициям первобытного равенства был нанесен первый удар. Около VIII в. до н.э. в Афинах сложилась аристократическая форма правления. Ее сущность заключалась в том, что замещение высших общественных должностей было монополизировано в рамках определенных аристократических фамилий; всем другим афинянам доступ к службам и постам был закрыт. Попытки отдельных реформаторов расширить состав правящей элиты оканчивались неудачей.

Высшими органами власти в Афинах стали архонты и ареопаг. Выборный из среды эвпатридов архонт заменил базилевса, должность которого была ликвидирована: базилевс как элемент родовой демократии стал нежелателен для аристократии по мере ее усиления. Первоначально архонт избирался пожизненно, затем на 10 лет. С 683 г. до н.э. число архонтов было увеличено до девяти, их стали избирать на один год. Архонты не только восприняли все бывшие функции базилевса (военные, судебные, жреческие), но и значительно расширили их за счет других отраслей, фактически взяв в свои руки все управление. Введение выборных архонтских должностей означало новый серьезный удар по родоплеменным традициям, - представляется вполне справедливым высказанное в литературе мнение, что именно с этого момента Афины становятся республикой.

Из бывшего совета старейшин вырос еще один орган публичного управления - ареопаг, в течение ряда столетий остававшийся строго аристократическим учреждением, никем не избираемым и ни перед кем не подотчетным. Он законодательствовал и следил за исполнением принятых законов, избирал и контролировал архонтов, руководил работой народных собраний, осуществлял судебную деятельность. Все архонты после истечения срока их полномочий входили пожизненно в состав ареопага.

mirznanii.com

СОЛОН - это... Что такое СОЛОН?

  • Солон — греч. Σόλων …   Википедия

  • Солон —     Солон, сын Эксекестида, с Соломина, прежде всего произвел в Афинах снятие бремени 1 52, то есть освобождение от кабалы людей и имуществ. Дело в том, что многие занимали деньги под залог самих себя и потом по безденежью попадали в кабалу.… …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

  • Солон — (ок. 635 ок. 560 гг. до н.э.) афинский законодатель и поэт Никого при жизни нельзя считать счастливым. Во всяком деле нужно иметь в виду его исход, чем оно кончится. Ничего слишком! Чего не клал, того не бери. Не советуй угодное, советуй лучшее.… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Солон — (Solon, Σόλων). Знаменитый афинский законодатель, один из семи греческих мудрецов, род. около 638 г. до Р. X. Еще в юности он проявил поэтическое дарование. Он вступил на политическое поприще по случаю отказа афинян от всяких притязаний на о.… …   Энциклопедия мифологии

  • СОЛОН — (ок. 640 – ок. 560 до н. э.) Афинский государственный деятель и законодатель, избранный в 594 архонтом и наделенный чрезвычайными полномочиями, чтобы прекратить гражданскую смуту. Солон действительно положил конец анархии, проведя свои знаменитые …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • СОЛОН — (ок. 640 – ок. 560 до н. э.) Афинский государственный деятель и законодатель, избранный в 594 архонтом и наделенный чрезвычайными полномочиями, чтобы прекратить гражданскую смуту. Солон действительно положил конец анархии, проведя свои знаменитые …   Список древнегреческих имен

  • СОЛОН — Имя славного Афинского законодателя. Отсюда мудрый законодатель. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. СОЛОН древний афинянин, прославившийся составлением законов; …   Словарь иностранных слов русского языка

  • солон — солоненек, соленый Словарь русских синонимов. солон прил., кол во синонимов: 2 • соленый (29) • с …   Словарь синонимов

  • Солон — ( Solwn ) знаменитый афинский реформатор и законодатель, одиниз семи мудрецов , элегический поэт. По отцу принадлежал к знатномуэвпатридскому роду Кодридов, а по матери был родственником Пизистрата.Год рождения С. точно неизвестен. Вообще,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Солон — Солон, Solon, ок. 640 – ок. 560 гг. до н. э., греческий государственный деятель и поэт. Был сыном Эксекестида из афинского аристократического рода Медонтидов, по материнской линии находился в родстве с будущим тираном Афин Писистратом. Сыграл… …   Античные писатели

  • СОЛОН — (между 640 и 635 около 559 до нашей эры, афинский политический деятель, реформатор. Отменил долговую кабалу (рабство), установил предельные размеры землевладения, ввел наследование земли. Установил имущественный ценз для занятия государственных… …   Современная энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Конституция Солона - Древняя Греция

    конституция солона

    По конституции Солона в зависимости от размера дохода, получаемого с земли, все граждане (за исключением рабов) были разделены на четыре имущественные группы (ценза). Здесь, таким образом , - пишет Энгельс, - введен в конституцию совсем новый элемент - частная собственность. Права и обязанности граждан государства стали устанавливаться соразмерно величине их земельной собственности, и поскольку стали приобретать влияние имущественные классы, постольку стали вытесняться старые кровно-родственные группы; родовой строй потерпел новое поражение . Граждане первых цензовых групп могли быть избранными на государственные должности, остальным же было предоставлено пассивное избирательное право - только выбирать, но не быть избранными.

    Цензовое деление афинских граждан по новым законам легло в основу комплектования и организации афинских вооруженных сил. Граждане первой имущественной группы обязаны были делать за свой счет поставки для государства. Вторая имущественная группа комплектовала всадников. Третья комплектовала главный род войск - тяжеловооруженную пехоту (гоплитов). Четвертая, самая бедная имущественная группа (феты) комплектовала легковооруженную пехоту или несла службу во флоте. Военную службу несли только свободные граждане, рабам оружие не доверялось. Поэтому афинская армия и флот имели единое классовое лицо.

    Каждый юноша, достигнув 18 лет, в течение года проходил военное обучение в Афинах, затем на смотру получал боевое оружие и приносил присягу. На втором году службы он включался в состав пограничных отрядов, где проходил полевое обучение. После этой службы афинянин состоял до 60 лет военнообязанным. В случае войны народное собрание устанавливало число людей, которые подлежали призыву. Это была милиционная система, однако в результате многочисленных малых и больших войн и системы подготовки в мирное время афинянин постепенно превращался по существу в профессионального воина.

    В 560 году до н. э. богатый представитель знатного афинского рода Писистрат с помощью нанятого им отряда воинов захватил в Афинах власть и установил тиранию. В целом Писистрат продолжал политику Солона, опираясь, главным образом, на средних землевладельцев. В период его правления был введен подоходный налог (десятина) и организована личная гвардия из наемников. Это были зачатки постоянной армии.

    В 509 году до н. э. - через 85 лет после Солона - власть благородных была окончательно свергнута. Вместе с тем были низвергнуты последние остатки родового строя. В основу новой государственной организации был положен территориальный принцип: не народ подвергался делению, а территория; жители в политическом отношении превращались в простую принадлежность территории (Маркс). Вся территория Аттики была разделена на 100 участков (демов). Каждые 10 .участков составляли племя (филу).

    Афинская рабовладельческая республика теперь управлялась народным собранием и советом пятисот , в который каждое племя избирало 50 своих представителей. Классовый антагонизм, на котором покоились теперь общественные и политические учреждения, был уже не антагонизм между аристократией и простым народом, а между рабами и свободными, между неполноправными жителями и гражданами (Маркс).

    В годы наибольшего расцвета рабовладельческой республики в ней насчитывалось 90 тысяч свободных афинских граждан, 45 тысяч неполноправных (иностранцев и вольноотпущенников) и 365 тысяч рабов. На каждого взрослого афинского гражданина приходилось 18 рабов и более двух человек неполноправных. Вместо того, чтобы по-старому жестоким образом эксплуатировать собственных сограждан, стали теперь эксплуатировать преимущественно рабов и покупателей неафинян. Этот момент определил внутреннюю и внешнюю политику афинского государства.

    В противоположность Спарте в Афинах рабы являлись частной собственностью отдельных граждан. Здесь преобладало индивидуальное рабовладение. Труд рабов, применялся в сельском хозяйстве, ремесле, на стройках, в горном деле и на морских судах. В V-IV веках до н. э., т. е. в период максимального развития рабовладения, в Афинах встречались ремесленные мастерские, в которых работало по 20-30 и даже 50 рабов. Известен случай владения 100 рабами.

    Кроме свободных и рабов, в Аттике жили так называемые метэки - уроженцы других греческих полисов. Метэки не имели политических прав, но были обязаны принимать участие в защите города и платить большие налоги.

    Новое административное деление Аттики легло в основу организационной структуры афинской армии и флота. Каждая фила должна была выставить один таксис пехоты и одну филу всадников. Таксис делился на лохи, десятки и полудесятки. Это деление было административным и не имело тактического значения. Фила выбирала филарха, который командовал всадниками филы; таксиарха, который командовал пехотой; стратега, который командовал всей боевой силой территории филы. Кроме того, каждая фила снаряжала за свой счет 5 военных судов с экипажем и начальником. Командование всей армией и флотом Афин принадлежало коллегии из 10 стратегов. Выступив в поход, стратеги командовали войсками по очереди.

    Морской военный флот был первой основной военной силой афинской рабовладельческой республики. С помощью морского флота Афины победоносно отразили нападение персов и получили возможность оспаривать у Спарты гегемонию в Греции. Высшего своего развития морское могущество Аттики достигло в V веке до н. э. Основы его были заложены Фемистоклом, который в 480-х годах до н. э. добился того, чтобы на постройку флота были обращены доходы с серебряных рудников. К моменту нашествия персов афиняне имели в строю более 200 боевых судов. К началу Пелопоннесской войны 431 года до н. э. афинский флот имел свыше 300 кораблей.

    Военные суда афинян в V веке до н. э. разделялись на боевые, так называемые длинные корабли , и транспортные суда, предназначавшиеся для перевозок войск и военных материалов. В это же время афиняне начали строить многопалубные гребные суда по образцу судов Коринфа. Основным типом военного греческого корабля была трехпалубная триера. Нос триеры был обит медью. Экипаж триеры состоял из 170 гребцов: в верхнем ряду находилось 62, в двух нижних по 54 гребца. Все они гребли в такт, по команде специального начальника. Движением корабля управлял рулевой. Чтобы при гребле один ряд гребцов не задевал за весла другого ряда, отверстия для весел в триерах делались несколько наискосок, но чем выше располагался ряд гребцов, тем тяжелее и длиннее были весла и тем труднее было ими грести. Кроме гребцов, на кораблях были еще матросы, управлявшие парусами, и десантные солдаты - гоплиты. Общая численность экипажа триеры доходила до 200 человек. Командовал кораблем триерарх, выбиравшийся из числа богатых граждан, снаряжавших корабль. В качестве рулевых, матросов и гоплитов служили афинские граждане, но среди гребцов имелись метэки, а после поражения в 413 году до н. э. в Сицилии на длинных кораблях гребцами были рабы.

    Морская тактика афинян была очень проста. В морском бою афиняне стремились зайти с борта и ударом обитого металлом носа протаранить корабль противника. Иногда, сбив на вражеских кораблях весла и руль, афиняне бросались на абордаж, перебрасывали мостики и начинали рукопашный бой, стремясь захватить неприятельское судно.

    Постепенно, тренируя свои экипажи в ежегодных учебных походах, заканчивавшихся двусторонними маневрами, афиняне достигли высокого совершенства в технике морских боевых действий. В течение V века до н. э. афинский морской флот неоднократно наносил поражения превосходящим его по численности вражеским эскадрам и справедливо заслужил славу лучшего из флотов греческих полисов. Основной базой афинских военно-морских сил в V-IV веках до н. э. была превосходно укрепленная и хорошо оборудованная гавань Пирей, соединенная с Афинами длинными стенами.

    Второй составной частью афинских вооруженных сил была сухопутная армия, главную силу которой составляли гоплиты.

    Вооружение афинского гоплита состояло из копья длиной в 2 м, короткого меча и защитного вооружения, которое было несколько легче спартанского. Легко вооруженные имели дротики и луки со стрелами. Всадники были вооружены копьями и имели легкие щиты. Воины должны были за свой счет приобретать вооружение и содержать себя. Каждый гоплит имел одного слугу из рабов; слуги носили кинжалы и топорики.

    Боевым порядком афинской пехоты, как и у спартанцев, была фаланга; о ней впервые упоминается в описании Саламинской войны 592 года до н. э. Сильной стороной афинской фаланги был удар накоротке; слабой - неспособность действовать на пересеченной местности, легко уязвимые фланги и тыл. По построению и тактическим свойствам афинская фаланга походила на спартанскую, но отличалась, по словам Энгельса, бешеным натиском.

    Начиная с первой половины V века до н. э., афиняне стали применять осадные и метательные орудия.

    При воспитании и обучении афинских воинов большое внимание уделялось как физическому, так и умственному развитию. Одинаково считали хромым (калекой) как не умеющего читать, так и не умеющего плавать.

    Афинские рабовладельцы хорошо понимали, что успешно действовать на войне могут только хорошо обученные воины. Воспитание и обучение воинов в Афинах начиналось с семилетнего возраста, когда ребенка отдавали в школу; там его обучали чтению, письму и гимнастическим упражнениям. Дети до 16-летнего возраста занимались в школах борьбы (палестрах), где их обучалипятиборью: бегу, прыжкам, метанию диска и копья, борьбе, а также плаванию. Палестры ежегодно устраивали публичные соревнования. В возрасте 16-20 лет юноши в обязательном порядке посещали гимнасин, где продолжалась физическая подготовка с военным уклоном.

    В результате такого воспитания и физического развития афинские граждане были сильными, подвижными и ловкими бойцами. Красота, рослая фигура, внешнее выражение силы и ловкости должны были выгодно отличать рабовладельца от раба. Наряду с этим афиняне большое внимание уделяли тренировке своего мышления.

    В физическом воспитании греков большое значение имели Олимпийские игры, они проводились регулярно раз в четыре года. Первая известная нам Олимпиада датирована 776 годом до н. э. Олимпийские игры превращались в большие праздники, на время которых прекращались все внутригреческие войны. Игры проводились в форме состязаний, на которые стекалась масса народа, но участвовали, в них, как правило, лишь знатные и богатые граждане. Популярность Олимпийских игр среди греческого населения была очень велика. Победители в состязаниях пользовались славой и почетом: их имена провозглашались глашатаями, в честь их слагались хвалебные гимны, они получали ряд почетных общественных привилегий.

    Программа Олимпийских игр постепенно развивалась и усложнялась. Вначале она включала лишь бег на 192 м и борьбу. Затем в программу были включены бег на дальние дистанции, пятиборье, кулачный бой, панкратион (кулачный бой с борьбой), скачки на лошадях и бег в доспехах. Олимпийские игры стимулировали развитие физического воспитания греков.

    Воинская дисциплина у афинян поддерживалась чувством гражданского долга. В противоположность спартанским командирам, применявшим к воинам телесные наказания, афинские стратеги пользовались лишь ограниченными правами. По возвращении из похода они могли подавать на провинившихся жалобы в народное собрание, которое и выносило тот или иной приговор.

    serres.ru


    Смотрите также