Карта древнего шумера. Периодизация истории Шумера и Аккада (Месопотамии)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Шумеры: самый загадочный народ мировой истории. Карта древнего шумера


Шумер — история, география, политика, общество, экономика, наука, культура, вики — WikiWhat

см. Шумеры

История Шумера

Важные даты в истории Шумера:

  • Ок. 5000 г. до н. э. — на территории Шумера поселяются земледельцы.
  • Ок. 3500 г. до н. э. — изобретено колесо, возводятся первые города.
  • Ок. 3300 г. до н. э. — изобретено пиктографическое (рисуночное) письмо.
  • Ок. 3100 г. до н. э. — появляется клинописное письмо (клинопись).
  • Ок. 2500 г. до н. э. — в Уре строятся царские усыпальницы.
  • Ок. 2350-2150 гг. до н. э. — Шумер является частью Аккадской империи.
  • Ок. 2100 г. до н. э. — царь Ура правит царством Шумера и Аккада.
  • Ок. 2000 г. до н. э. — вторжение амореев.

Города-государства

Земледельческие поселения шумеров постепенно превращались в огромные обнесенные стеной города со своим собственным храмом. Во главе каждого города стоял правитель, которому подчинялись и окрестные сельские поселения. Города, организованные таким образом, назывались городами-государствами.

Царские гробницы

Первых царей и цариц города Ура хоронили в огромных могилах, полных удивительнейших сокровищ. В усыпальницах также находят десятки тел стражников и слуг, которые приняли яд, чтобы не разлучаться со своими правителями.

В усыпальнице царицы Шубад из Ура помимо самого тела царицы, в облицованной камнем гробнице находились золотые, серебряные и медные чаши. Неподалёку были найдены останки десяти знатных женщин в золотых головных уборах, двух быков, четырёх погонщиков и пятерых охранников. Так же там находился деревянный сундук и игральная доска.

Цари Шумера

Во главе каждого шумерского города стояла группа знатных и уважаемых людей — совет старейшин. Во время войны они выбирали военачальника, который правил до окончания военных действий. Войны становились все более частым явлением, и потому сроки правления военачальников увеличивались. В конце концов они стали царями, правили пожизненно и передавали власть своим сыновьям.

Саргон Аккадский

Саргон был родом из Аккада, земли к северу от Шумера. Он был искусным военачальником, и ему подчинялась огромная армия. Завоевав полностью Шумер и Аккад, он создал первую в мире империю. Аккадская империя просуществовала почти двести лет, пока не была разрушена горными племенами кутиев.

Ур-Намму

Царь Ура по имени Ур-Намму на короткий период восстановил господство шумеров. Ему подчинялись все шумерские и аккадские земли.

Конец Шумера

Около 2000 г. до н. э. на территорию Шумера вторглось племя, известное под названием амореи. Страна раскололась на множество небольших царств, позднее они стали частью Вавилонской державы. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

По периметру Ура, как и других городов шумеров, была построена стена, защищающая город от нападения со стороны других городов-государств. За пределами города находились сады финиковых пальм и поля пшеницы и ячменя. Через проём в защитной стене в город проходил канал, который соединял городские пристани с Евфратом.

Дома в Уре возводились из необожженных кирпичей, сделанных из глины. Они построены вокруг расположенного в центре внутреннего дворика. Стены домов были выкрашены в белый цвет. В доме обязательно были кухня, спальня и лестница, ведущая на крышу.

Ближе к центру города располагался рынок. Самое большое здание в Уре — огромная ступенчатая пирамидальная башня — называлась Зиккурат. На её вершине был храм бога луны Нанна. В храм, через его двор, люди несли свои дары. По периметру храма, как бы ещё одной защитной стеной, выстроены дома для его служителей.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:
  • Чем погода повлияла на занятия шумер

  • Шумерские города государства природно климатические условия

  • . древнейшие города и занятия древних шумеров

  • 5 класс история занятия шумеры

  • Как природно климатические условия шумер повлияли на занятия жителей

wikiwhat.ru

Вопрос 2. Шумерские города-государства.

 

Около середины IV тысячелетия до н.э. в Южном Двуречье появляются первые политические структуры в форме городов-государств. Примером их служит Урук. Общественным и хозяйственным центром Урука был храм в честь Ана, а жрецы храма исполняли функции управителей во главе с верховным жрецом, главой протогосударства.

В IV тыс. до н.э. Урук являлся самым крупным городом региона, занимая площадь примерно 7,5 кв. км., треть которой была под городом, треть занимала пальмовая роща, а на остальной площади располагались кирпичные карьеры. Обжитая территория  Урука составляла 45 га. В районе города находилось 120 различных поселений, что свидетельствовало о стремительном росте населения.

В  Уруке располагалось несколько храмовых комплексов, а сами храмы отличались значительными размерами. Шумеры были великолепными строителями, хотя им не хватало камня и дерева. Для защиты от воздействия воды они облицовывали здания. Делали длинные глиняные конусы, обжигали их, красили в красный, белый или черный цвета, а затем вдавливали в глиняные стены, образуя красочные мозаичные панно с узорами, имитирующими плетенку. Подобным образом был украшен красный дом Урука - место народных собраний и заседаний совета старейшин.

Огромным достижением Урукского периода было создание целой системы магистральных каналов в сочетании с продуманной агротехникой, на которой базировалась регулярное орошение полей.

В городских центрах набирало силу ремесло, специализация которого стремительно развивалась. Появились строители, металлурги, гравировщики, кузнецы. Ювелирное дело выделилось в особое специализированное производство. Помимо различных украшений изготовляли культовые фигурки и амулеты в виде разнообразных животных: быков, овец, львов, птиц. Переступив порог бронзового века, шумеры возродили производство каменных сосудов, которые в руках талантливых безымянных мастеров становились подлинными произведениями искусства.

Своих залежей металлических руд в Месопотамии не было. Уже в первой половине III тыс. до н.э. шумеры стали привозить золото, серебро, медь, свинец из других областей. Шла оживленная международная торговля в виде бартерных сделок или обменов дарами. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу они получали также дерево и камень. Возможно, происходила и настоящая торговля, которую вели торговые агенты.

Помимо Урука надо назвать шумерские города Киш, Ур, Лагаш, Эреду, Ларса, Умма, Шуруппак, Иссин, Ниппур.

Город-государство - это самоуправляющийся город с прилегающей к нему территорией. Обычно каждый такой город имел свой храмовый комплекс в виде высокой ступенчатой башни зиккурата, дворец правителя и глинобитные жилые постройки. Города Шумера строились на холмах и были окружены стенами. Они делились на отдельные поселки, из соединения которых и появились эти города. В центре каждого поселка находился храм местного бога. Бог главного поселка считался господином всего города. В каждом из таких городов-государств жило приблизительно 40-50 тыс. человек.

 

 

Рис. 7. Древняя Месопотамия

 

 

Рис. 8. Древний храм Месопотамии

 

Ранние протогосударства Двуречья были знакомы с достаточно сложным ирригационным хозяйством, которое поддерживалось в рабочем состоянии усилиями всего населения во главе с жрецами. Храм, выстроенный из обожженного кирпича, был не только крупнейшей постройкой и монументальным центром, но одновременно и общественным складом, и амбаром, где размещались все запасы, все общественное достояние коллектива, в который уже включалось и некоторое количество пленных иноземцев, использовавшихся для обслуживания текущих нужд храма. Храм был также центром ремесленного производства, включая и металлургию бронзы.

Около 3000 - 2900 гг. до н.э. храмовые хозяйства становятся настолько сложными и обширными, что понадобился учет их хозяйственной деятельности. В связи с этим зарождается письменность.

Сначала письмо в Нижней Месопотамии возникало как система объемных фишек или рисунков. Рисовали на пластичных плитках из глины концом тростниковой палочки. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображенный предмет, либо любое понятие, связывавшееся с этим предметом. Например, небосвод, зачерченный штрихами, означал "ночь" и тем самым также "черный", "темный", "больной", "болезнь", "темнота" и т.д. Знак ноги означал "идти", "ходить", "стоять", "приносить" и т.д.

Грамматические формы слов не выражались, да это было и не нужно, так как обыкновенно в документ заносились только цифры и знаки исчисляемых объектов. Правда, сложнее было передавать имена получателей предметов, но и тут на первых порах можно было обойтись наименованием их профессий: горн обозначал медника, гора (как знак чужой страны) - раба, терраса (?) (может быть, род трибуны) - вождя-жреца и т.п. Скоро стали прибегать к ребусу. Ребусным способом писали целые слова, если соответствующее понятие трудно было передать рисунком.

 

 

Рис. 9. Таблички из Киша (3500 г. до н.э.)

 

 

Рис. 10. Табличка с древнейшей шумерской клинописью

 

Письменность была, несмотря на свою громоздкость, совершенно тождественной на юге и на севере Нижней Месопотамии. Видимо, она была создана в одном центре, достаточно авторитетном, чтобы тамошнее изобретение было заимствовано разными номовыми общинами Нижней Месопотамии, хотя между ними не было ни экономического, ни политического единства и их магистральные каналы были отделены друг от друга полосами пустыни.

Возможно, таким центром, был город Ниппур, расположенный между югом и севером нижнеевфратской равнины. Здесь находился храм бога Энлиля, которому поклонялись все "черноголовые", хотя каждый ном имел и собственную мифологию и пантеон. Вероятно, здесь был когда-то ритуальный центр шумерского племенного союза еще в догосударственный период. Политическим центром Ниппур не был никогда, но важным культовым центром он оставался долго.

Миновало не менее 400 лет, пока письмо из системы чисто напоминательных знаков превратилось в упорядоченную систему передачи информации во времени и на расстоянии. Это произошло около 2400 г. до х.э. Первые шумерские записи фиксировали не исторические события или вехи биографий правителей, а просто данные хозяйственной отчетности. Сначала писали сверху вниз, столбцами, в виде вертикальных колонок, затем горизонтальными строками, что значительно ускорило процесс письма.

Клинопись, которой пользовались шумеры, содержала около 800 знаков, каждый из которых изображал слово или слог. Запомнить их было трудно, однако клинопись была воспринята многими соседями шумеров для письма на их, совершенно иных по строю языках. Клинопись, которую создали древние шумеры, называют латиницей Древнего Востока.

В первой половине III тыс. до н.э. в Шумере сложилось несколько политических центров. Для правителей государств Месопотамии в надписях того времени встречаются два различных титула лугаль и энси. Лугаль это ни от кого не зависимый глава города-государства, большой человек, как шумеры обычно называли царей. Энси это правитель города-государства, признавший над собой власть какого-либо другого политического центра. Такой правитель лишь исполнял роль верховного жреца в своем городе, а политическая власть находилась в руках у лугаля, которому энси подчинялся. Однако ни один лугаль не являлся царем над всеми другими городами Двуречья.

Правители городов-государств, как и в более древний период, вели ожесточенную борьбу между собой за усиление и укрепление своей власти, расширение и распространение ее за счет соседей. Войско правителей городов-государств на раннем этапе обычно состояло из небольшого отряда тяжеловооруженных воинов. Вспомогательной силой были примитивные колесницы на сплошных колесах, запряженные, видимо, онаграми либо ослами и приспособленные для метания дротиков.

Вначале, в XXVIII–XXVII вв. до н.э., успех был на стороне Киша, правители которого первыми приняли титул лугаля, стремясь тем самым подчеркнуть свое первенство среди остальных. Затем возвысился Урук, имя правителя которого, Гильгамеша, впоследствии вошло в легенду и оказалось в центре шумерского эпоса. Урук при Гильгамеше подчинил себе, хотя и еще очень непрочно, ряд соседей – Лагаш, Ниппур и др.

В XXV в. верховенства и титула лугаля добились правители Ура, чьи царские гробницы, раскопанные английским археологом Л. Вулли, были наполнены богатыми украшениями, драгоценностями, повозками и десятками сопогребенных, призванных сопровождать на тот свет повелителя.

 

XXVI в. до н.э. Из царской гробницы в Уре.

 

 

Рис. 11. Голова быка. Золото.

 

 

Рис. 12. Кинжалы и ножны. Золото, кость

 

В могилах лежали печати, по которым удалось установить имена царя и царицы Ура, чьи погребения раскопал Л. Вулли. Царя звали Абарги, а царицу – Шубад. Как пример цилиндрических шумерских печатий можно привести следующее изображение.

 

 

Рис. 13. Резная цилиндрическая печать и оттиск с нее. XXIV—XXII вв. до н. э. Камень, глина, гравюра

 

На рубеже XXV – XXIV вв. на авансцену шумерской истории вышел Лагаш. Сначала его правитель Эанатум присоединил ряд соседних центров – Киш, Урук, Ларсу и др., что привело к усилению его военного и политического могущества. Но внутреннее положение Лагаша не было прочным. Более половины всей земли являлось собственностью правителя и его семьи. Ухудшилось положение общинников, которые были в долгах у знати. Возросли поборы, связанные с ростом государственного аппарата.

При Лугальанде политика дальнейшей централизации власти и связанных с этим злоупотреблений вызвала резкое недовольство населения. В результате восстания – едва ли не первого из зафиксированных историей – Лугальанда был низложен, а к власти пришел Уруинимгина, проведший ряд реформ, сущность которых сводилась к восстановлению нарушенной нормы, отмене либо уменьшению поборов с населения, увеличению выдач работникам храма.

Видимо, эти вынужденные реформы содействовали ослаблению централизованной администрации Лагаша, что вскоре и привело к завоеванию его удачливым правителем Уммы Лугальзагеси в 2312 г.д.н.э., создавшим объединенное Шумерское государство, правда, просуществовавшее всего 25 лет. Оно являлось лишь конфедераций городов-государств (номов), которую Лугальзагеси возглавил в качестве верховного жреца.

Затем последовали две попытки создания объединенного государства Месопотамии при Саргоне Аккадском и при III династии Ура. Этот процесс занял 313 лет.

О Саргоне (Шаррум-кен), имя которого переводится как «царь истинен», известно следующее предание. Подкидыш, воспитанный в семье водоноса, он стал личным слугой лугаля города Киша, а затем возвысил никому не известный город Аккад, создав там собственное царство. Саргон Древний - талантливый полководец и государственный деятель.

Объединив Аккад и Шумер, Саргон принялся укреплять государственную власть. При нем должность энси превратиласть наследственную, и это стало нормой. Была создана единая ирригационная система, которая регулировалась в общегосударственном масштабе. Кроме того, впервые в мировой истории было создано постоянное профессиональное войско.

Армия объединенного Двуречья насчитывала 5400 человек. Воины-профессионалы были расселены вокруг города Аккакда и полностью зависели от царя, подчиняясь только ему. Особенно большое значение придавалось лучникам - более динамичному и оперативному воинству, нежели копьеносцы и щитоносцы. Опираясь на такую армию, Саргон и его преемники добились успехов и во внешней политике, покорив Сирию и Киликию.

При Саргоне утверждается деспотическая форма правления. Итогом 55-летнего правления Саргона (2316—2261 гг. д. н. э.) было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с центром в Аккаде. Внук правителя Нарам-Суэн (2236—2200 гг. до н. э.) отбросил старый традиционный титул и стал называть себя царем четырех сторон света. Именно тогда Аккадское государство достигло своего апогея.

Нарам-Суэн принял меры, которые укрепили его деспотическую власть. Вместо прежних наследственных «энси» из числа аристократии он посадил в ряде городов своих сыновей, представителей царской бюрократии, и низвёл «энси» до положения чиновников. Опора на жречество стала ведущей линией его внутренней политики. Он и его сыновья-на­местники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество признало Нарам-Суэна «богом Аккада».

Однако в объединенной державе росло недовольство существовавшими порядками. Горные племена кутиев разгромили Аккадское царство. Шумерские города стремились обрести прежнюю независимость. Захватчики-кутии предпочитали находиться в пределах своей страны, управляя Месопотамией с помощью наместников и военачальников из среды шумеров и аккадцев.

Одним из таких наместников, который, возможно, осуществлял власть над всем Шумером, был «энси» Лагаша Гудеа, правивший около 20 лет во второй половине XXII в. до н. э. Сохранились его скульптурные изображения, строительные и посвятительные надписи, ритуальные гимны и песни, из которых следует, что во времена Гудеа в Лагаше строились многочисленные храмы в честь местных и общешумерских богов, восстанавливались ирригационные сооружения, при этом на строительстве часто использовался труд рабов-чужеземцев.

 

 

Рис. 14. Статуя Гудеа, правителя Лагаша . XXI в. до н. э. Диорит, резец. Высота 46 см, ширина 33 см, глубина 22,5 см. Лувр, Париж

 

Около ста лет кутии удерживали политическое господство над страной. Оно пало в результате сопротивления, которое возглавил при поддержке Ура Урук, где к власти пришел простой рыбак Утухенгаль. В 2109 г. до н. э. кутии были разбиты Утухенгалем. Однако он вскоре умер, и гегемония над освобожденной Месопотамией перешла к царю Ура — Ур-Намму. Он стал основателем знаменитой III династии Ура, правившей объединенным Шумеро-Аккадским царством (конец XXII — конец XXI в. до н. э.).

Государственное устройство Шумеро-Аккадского царства в эпоху III династии Ура имело законченную форму древневосточной деспотии.

 

Деспотия – в переводе с греческого означает «неограниченная власть»; форма самодержавной власти.

 

Во главе государства стоял царь с неограниченной властью, носивший титул «царя Ура, царя Шумера и Аккада», называвшийся иногда «царем четырех стран света». Власть царя идеологи­чески обосновывалась религией. Глава пантеона, общешумерский бог Энлиль, отождествленный с аккадским верховным богом Белом, считался царем богов и покровителем земного царя. Был составлен «Царский список» с перечнем царей «до потопа» и «от потопа», что утверждало идею об изначальном существовании царской власти на земле. Со времени правления Шульги (2093—2047 гг. до н. э.) царям воздавались божественные почести и был учрежден их культ. Жречество было подчинено царю.

Царю подчинялся и огромный бюрократический аппарат. С самостоятельностью городов-государств и их правителей было покончено, исчезла и местная общинная знать. Вся страна была разделена на наместничества, которыми управляли назначаемые и сменяемые царем наместники, лишь носившие прежний титул (шумерский — «энси», аккадский — «ишшаккум»), но целиком подчинявшиеся царю.

Был организован царский суд. Обязанности судей выполняли наместники, чиновники, жрецы. В общинах действовали общинные суды, своего рода остатки местного самоуправления. Для нужд судебного ведомства был создан один из древнейших судебников в мире — законы Шульги. Многочисленные писцы и чиновники разрабатывали дальнейшие нормы трудовых повинностей и пищевого довольствия, учитывали мельчайшие изменения в хозяйственной деятельности и положении людей, составляли всевозможные отчеты и справки. Дух бюрократии пронизывал всю систему царской деспотии III династии Ура.

 

 

Рис. 15. Белый храм и зиккурат в Уре. Реконструкция. XXI в. до н. э. Камень. Основание 56 х 52 м, высота 21 м. Ур, Ирак

 

Однако с течением времени в государстве накапливались многочисленные проблемы, росло недовольство населения. Началось отпадение отдельных городов, например Иссина, Эшнуны. В таких условиях оказалось сложно выстроить оборону и дать отпор новой волне кочевников-амореев и восточному государству Элам. Именно эламиты разрушили Ур, захватили статуи богов и увели в плен последнего представителя царской династии (2003 г. д. н. э.). Сохранившиеся литературные произведения, так называемые «Плачи» над гибелью Ура, Аккада, Ниппура, как реквием звучат над сошедшим на рубеже III — II тысячелетий д. н.э. со страниц истории Шумеро-Аккадским царством.

Подводя итог существования ранних городов-государств, можно отметить следующее.

Для III тыс. д. н.э. был характерным экономический подъём. Это произошло благодаря развитию земледельческого хозяйства на базе ирригации и более широким, чем прежде, использованием металла. К концу периода создается обширная оросительная сеть в масштабах всей южной части страны.

Высокого уровня достигло ремесло. На первом месте стоит металлургическое производство. Из меди шумеры изготовляли различные орудия труда и оружие, научились также получать бронзу. Из меди, золота и серебра делали украшения, а также сосуды и светильники. Шумерскому обществу был известен способ изготовления фаянса, стекла. Возможно, обнаруженный при раскопках Эреду, хранящийся в Британском музее, -самый древний стеклянный слиток. Он датируется первой половиной III тысячелетия д. н. э.

В этот период произошло отделение торговли от ремесла. Ремесла и торговля сосредоточиваются в городских центрах, растет площадь городов, увеличивается число их жителей. Из общин выделяются специальные торговцы — тамкары, которые занимаются обменом товаров и продуктов. Мерилом стоимости при этом служат зерно и скот, но используется уже и металлический эквивалент — медь и серебро. Развивается торговля с Сирией, Закавказьем, Ираном, островами и побережьем Персидского залива. Шумерские города выводят торговые колонии вплоть до северных и восточных пределов Месопотамии.

Рассматривая социальную структуру общества шумерских городов-государств, следует отметить наличие рабов. Основным источником рабства являлась война. Рабов клеймили, содержали в колодках, нередко они работали под контролем надзирателей, подвергались побоям. Рабы были храмовыми и частновладельческими. В храмах рабов использовали не только на тяжелых работах, но и в культовых церемониях, например как певчих. Храмы владели значительным количеством рабов (около 100—200). В частных хозяйствах их число было небольшим (1—3), а в хозяйствах правителя — несколько десятков.

Предполагают, что в целом, например, в Лагашском государстве на 80—100 тыс. свободных приходилось более 30 тыс. рабов, в Шуруппаке на 30—40 тыс. свободных —2— 3 тыс. рабов. Рабы стоили от 15 до 23 сиклей серебра (1 сикль примерно 8 г).

Иерархичность общества проявлялась в наличии и других категорий населения. Было много подневольных работников: разорившиеся и лишившиеся своих наделов общинники, младшие члены бедных семей, лица, пожертвованные в храмы по обету, пришельцы из других общин, совершившие те или иные преступления граждане. Такие подневольные работники трудились рядом с рабами как в храмовых, так и в частных хозяйствах, их положение было близким к рабскому.

Верхушку шумерского общества составляла родовая знать, высшее жречество, представители администрации, образующие служилую знать, значение которой все более возрастало. Все они обладали крупными участками земли, десятками рабов и подневольных работников.

Примерно половину населения в шумерском городе-государстве составляли рядовые общинники, владевшие небольшими наделами общинной земли, объединенными в территориальные и большесемейные общины.

Земля в шумерском городе-государстве делилась на две части. Одна находилась в собственности территориальной общины, но передавалась в индивидуальное владение большим семьям, из которых состояла община. Эта земля могла продаваться и поку­паться, а, следовательно, могли быть созданы крупные земельные владения у отдельных лиц. Другая часть составляла фонд храмовой земли. Эти земли могли отдаваться в пользование и аренду.

Политические структуры шумерского общества были представлены выборной должностью «эн» — верховный жрец (иногда жрица), руководителя города. Помимо жреческих функций и управления храмовым административным аппаратом в круг его обязанностей входило руководство храмовым и городским строительством, сооружением оросительной сети и другими общественными работами, распоряжение имуществом общины и ее экономической жизнью.

Иногда употреблялся термин «лугаль», который мог быть эпитетом по отношению к «эн» и переводиться как «большой человек, господин, царь», а мог означать и другое лицо — военного вождя, осуществлявшего эту функцию во время военных действий. Однако чаще всего тот же «эн» избирался военачальником и в этом качестве руководил действиями военных отрядов — основы будущей армии.

В дальнейшем во главе шумерских городов-государств становятся правители с титулом либо «энси», либо «лугаль». Термин «энси» примерно переводится как «жрец-строитель». Власть «энси» была выборной, и его правление в связи с этим называлось «чередом».

Функции «лугаля» в основном совпадали с функциями «энси», но, очевидно, это был более почетный и масштабный титул, обычно принимаемый правителями крупных городов, а иногда даже их объединений и связанный с военными полномочиями и большей полнотой власти.

На протяжении всего III тыс. функционировали совет старейшин и народное собрание из числа полноправных общинников-воинов. В их полномочия входило избрание или низложение правителя (из числа членов совета и определенного рода), контроль за его деятельностью, принятие в члены общины, совещательная роль при правителе, особенно в вопросе о войне, суд на основе обычного права, поддержание внутреннего порядка, управление общинным имуществом.

Однако затем роль народных собраний падает, должность руководителя становится наследственной, и сам характер монархической власти приобретает черты деспотии. Суть деспотии заключалась в том, что стоящий во главе государства правитель обладал неограниченной властью. Он являлся собственником всех земель, во время войны был верховным главнокомандующим, выполнял функции верховного жреца и судьи. К нему стекались налоги.

Стабильность деспотий основывалась на вере в божественность царя. Деспот это бог в человеческом облике. Свою власть деспот реализовывал через разветвленную административно-бюрократическую систему. Мощный аппарат чиновников контролировал и считал, взимал налоги и осуществлял суд, организовывал сельскохозяйственные и ремесленные работы, следил за состоянием ирригационной системы, набирал ополчение для военных походов.

Опорой власти правителя становится формирующаяся армия, прошедшая длительный путь развития от народного ополчения через аристократические дружины до создания постоянного войска, находящегося на государственном обеспечении.

Армия в этот период состояла из нескольких родов войск. Во-первых, из отрядов колесничих (в колесницы запрягались ослы или онагры), вооруженных копьями и дротиками. Во-вторых, из тяжеловооруженных пехотинцев-копейщиков в своеобразных «панцирях» (кожаных или войлочных плащах с металлическими бляхами), защищенных тяжелыми щитами в рост человека. В-третьих, из легковооруженных пехотинцев с защитной перевязью через плечо, обшитой бляхами, с легкими копьями и боевыми топорами. Все воины имели шлемы и кинжалы.

Армия была хорошо обученной и достигала нескольких тысяч человек (например, в Лагаше 5—6 тыс.).

Города-государства существовали в Месопотамии на протяжении почти всего III тыс. д.н.э. Низкий уровень экономического развития, позволявший осуществлять производство и обмен продуктов лишь внутри небольшого территориального объединения, отсутствие необходимости в широких экономических связях, еще не развившиеся социальные противоречия, небольшое количество рабов и патриархальный способ их эксплуатации, до определенного времени не требовавший масштабных средств насилия, отсутствие могущественных внешних врагов — все это способствовало, сохранению небольших городов-государств на территории Южной Месопотамии.

Самым древним городом шумеры считали южный город Эреду (в переводе — «Добрый город»), куда они, по преданию, переселились с острова Дильмун (совр. Бахрейн) в Персидском за­ливе. Наряду с ним в древнейших документах упоминаются Сиппар на севере и Шурупак на юге.

 

 

Рис. 16

 

Город Вавилон не играл значительной роли. Но именно он становится важнейшим центром Месопотамии во II тыс. д. н.э., объединившем весь регион под своей властью.

 

studfiles.net

Месопотамия. Шумеры. Зиккурат в Уре.

Месопотамия, шумеры – именно с этих слов обычно начинается история. Ведь именно там зародилась первая цивилизация, первая письменность и первые города. Месопотамия в переводе с греческого «междуречье», территория между реками Тигр и Евфрат.

С конца 4-го тысячелетия до н.э. там уже жили шумеры. Жители были земледельцами, которые соорудили на полях ирригационную систему, изобрели гончарный круг и повозку на колесах.

Конструкция колеса из 3-х частей

Глиняная статуэтка колесницы, найденная в захоронениях

Выглядело это всё примерно так.

 

Шумеры работали, трудились, временами воевали с соседями, в общем как и все. И со временем появился переизбыток продовольствия и часть людей взяли на себя другие обязательства, такие как ремесло и торговля. Возникла городская цивилизация, стало проявляться классовое общество. Возникли такие города как Ур, Лагаш, Киш и Урук.

У шумеров было многобожие и боги воплощали суровые силы природы. В каждом городе был свой главный бог, которому посвящали строительство храма и обращались за поддержкой. Шумеры считали, что молиться богам нужно не переставая, поэтому храмы украшались молящимися фигурами.

Львиноголовый орел. Ур. Ок. 2500 до н.э. Лазурь, золото, битум, медь. В мифологии древнего Шумера орел с головой льва был символом бога Нингирсу.

На территории двуречья были постоянные затопления, поэтому было целесообразно все важные постройки делать на возвышениях. Также на месте старого храма возводили новый храм, поэтому он со временем становился выше и находился на платформе. Но здесь еще есть и психологический эффект. Храм и дворец возвышались над городом, так же как цари и жрецы. И это к тому же еще олицетворяло связь неба и земли. Да и наблюдать за городом с высоты гораздо удобнее. Цари располагались на территории храмового комплекса.

В этот период также появляется монументальная архитектура, храмы украшались пестрой мозаикой, вставленных в сырцовую стену здания. Из наиболее известных и сохранившихся построек известен Зиккурат в Уре.

Выглядел он как-то так.

Он служил не только храмом, но и общественным учреждением и царским дворцом. Как и все важные постройки в Месопотамии Зиккурат возвышается над землей на платформе.

То, что есть сейчас. Находится в Ираке.

К центральному входу ведут 3 лестницы.

Чтоб сооружение не выглядело как большая каменная глыба, были сделаны прямоугольные ниши в стенах.

При подъёме по лестнице человек попадает сначала на площадку, которую использовали жрецы для наблюдений за звездами, а цари для наблюдений за городом. Далее лестница вела в сам храм.

Зиккурат был облицован обожженным кирпичом.

Внутренние помещения и конструкции.

План города Ур

Также весьма известен Зиккурат в Чога-Замбиль. Находится в Иране.

Боги требовали подношений и для того, чтобы определить персональные подношения стали применять печати – цилиндры с миниатюрными рельефами. На печати писали имена владельцев, либо изображали их самих. Так сказать появились первые личные подписи. Они прокатывали цилиндр по сырой глине и на ней отпечатывалось имя. Таким способом подписывали налоговые подношения. Именно это впоследствии способствовало развитию письменности.

Первая письменность шумеров была пиктографической – т.е. знаки изображали предметы окружающего мира. Через некоторое время знаки стали упрощаться и стали более условными. Росла численность населения, увеличивалось продовольствие и возникла торговля с соседними территориями. Для точного подсчета ввели систему записи и фиксации всех сделок. Записи делались клинком по сырой глиняной табличке. Отсюда название «клинопись».

Призма. Около 710 г. до н.э. Из простых пиктограмм клинопись превратилась в сложное абстрактное письмо.

Читать и писать могли только избранные. Это еще больше расслоило людей на классы. Также в месопотамии была изобретена шестидесятиричная система счета. Развилась астрономия. В классовом обществе появились военные, жрецы и цари. На время войны во главе армии ставили лугаля – «большого человека». Лугали подолгу оставались у власти и в мирное время, потом и вовсе стали передавать власть по наследству. Так возникли царские династии.

Шумеры изготавливали различные ритуальные предметы, на которых изображали сцены сражений и пиров. Распространены были и музыкальные инструменты, отделка которых была выполнена из золота и драгоценных камней, которых в Месопотамии не было. Это еще одно свидетельство торговых связей с соседними поселениями. Все эти предметы также указывают на высокий уровень мастерства.

Шлем. 2450 г. до н.э. Золото. Принадлежало предположительно Мескаламдуг. Очень много изящных стилизованных элементов

Тоже весьма тонкая и изящная работа.

Музыкальный инструмент. Украшен золотой головой быка с синей бородой из лазурита.

Но около 2300 г. до н.э. Саргон, правитель Аккада, города на севере Шумера, где жили семитские племена, нанес поражение шумерскому царю Лугальзагеси и завоевал все города Междуречья. Система «город-государство» рухнула, начала формироваться империя.

Голова аккадского правителя. Предположительно Саргон или кто-то из его наследников. Около 2350 г. до н.э.

Изменения коснулись и искусства. Победная стелла Нарам-Суэна, внука Саргона. На ней фигура правителя наделена атрибутами божественности: на голове рогатая тиара, над ним сияют солнца и луна, под его ногами побежденные враги.

О высоком уровне художественной культуры свидетельствуют монументальные скульптуры. Правитель Гудеа запечатлен в таких скульптурах. Эти статуи были предназначены для храмов города.

В 2132 г. до н.э. с территории Двуречья были изгнаны племена гутиев и власть перешла к городу Ур, где сформировалось Шумеро-Аккадское государство.

Знаменитые крылатые быки и крылатые львы. Здесь шумеры соединяли силу животного и разум человека. Заметьте, что у фигур 5 ног, это делалось для того, чтобы воспринималось спереди как стоящую и сбоку как идущую фигуру.

Но со временем Ур пришел к упадку и амориты, смешавшиеся с местным населением, создали новое царство со столицей в Вавилоне, прежде небольшим городком. Этот город стал культурным центром.

Шестым царем этой новой династии был знаменитый Хаммурапи. Он известен своим сводом законов, который укрепил авторитет царя. На стеле «Кодекса Хаммурапи» есть изображение царя, которому бог вручает атрибуты царской власти. После смерти Хаммурапи его царство распалось.

И дальше на сцену выходят ассирийцы.

yuliyakelidi.com

Шумеры: самый загадочный народ мировой истории

На юге современного Ирака, в междуречье Тигра и Евфрата, почти 7000 лет назад поселился загадочный народ – шумеры. Они внесли весомый вклад в развитие человеческой цивилизации, но мы до сих пор не знаем, откуда шумеры пришли и на каком языке говорили. Загадочный язык Долину Месопотамии издавна населяли племена семитов-скотоводов. Именно их вытеснили на север пришельцы-шумеры. Сами шумеры не состояли в родстве с семитами, более того, их происхождение по сей день неясно. Неизвестна ни прародина шумеров, ни языковая семья, к которой принадлежал их язык. На наше счастье, шумеры оставили много письменных памятников. Из них мы и узнаем, что «шумерами» этот народ называли соседние племена, а сами они именовали себя «санг-нгига» - «черноголовые». Язык же свой они называли «благородным языком» и считали единственным пригодным для людей (в отличие от не столь «благородных» семитских языков, на которых разговаривали их соседи). Но шумерский язык не был однородным. Были в нем особые диалекты для женщин и мужчин, рыбаков и пастухов. Как звучал шумерский язык, неизвестно по сей день.

Большое количество омонимов позволяет предположить, что язык этот был тоновым (как, например, современный китайский), а значит смысл сказанного часто зависел от интонации. После заката шумерской цивилизации, язык шумеров еще долго изучался в Месопотамии, так как на нем были написаны большинство религиозных и литературных текстов.

Прародина шумеров

Одной из главных загадок остается прародина шумеров. Ученые строят гипотезы, основываясь на археологических данных и сведеньях, полученных из письменных источников. Эта неизвестная нам азиатская страна должна была располагаться на море. Дело в том, что шумеры попали в Месопотамию по руслам рек, а первые их поселения появляются на юге долины, в дельтах Тигра и Евфрата. Сначала шумеров в Месопотамии было совсем немного – и не удивительно, ведь корабли могут вместить не так уж много переселенцев. Видимо, они были хорошими мореплавателями, раз смогли подняться вверх по незнакомым рекам и найти подходящее место, чтобы пристать к берегу. Кроме того, ученые считают, что шумеры происходят из гористой местности. Не зря в их языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Да и шумерские храмы «зиккураты» по своему виду напоминают горы – это ступенчатые сооружения с широким основанием и узкой пирамидальной вершиной, где и находилось святилище. Еще одно важное условие – эта страна должна была обладать развитыми технологиями. Шумеры были одним из наиболее продвинутых народов своего времени, они первые на всем Ближнем Востоке начали использовать колесо, создали ирригационную систему, изобрели уникальную письменность. По одной из версий, эта легендарная прародина располагалась на юге Индии.

Пережившие потоп

Шумеры не зря избрали своей новой родиной долину Междуречья. Тигр и Евфрат берут начало в Армянском нагорье, и несут в долину плодородный ил и минеральные соли. Из-за этого почва в Месопотамии чрезвычайно плодородная, там в изобилии росли фруктовые деревья, злаки и овощи. Кроме того, в реках водилась рыба, на водопой стекались дикие звери, а на заливных лугах было вдоволь пищи для скота. Но у всего этого изобилия была и обратная сторона. Когда в горах начинали таять снега, Тигр и Евфрат несли в долину потоки воды. В отличие от разливов Нила, разливы Тигра и Евфрата нельзя было предсказать, они не были регулярными. Сильные разливы превращались в настоящее бедствие, они уничтожали все на своем пути: города и деревни, колосящиеся поля, животных и людей. Наверно, впервые столкнувшись с этим бедствием, шумеры и создали легенду об Зиусудре. На собрание всех богов были принято страшное решение – уничтожить все человечество. Лишь один бог Энки пожалел людей. Он явился во сне к царю Зиусудре и велел ему построить огромный корабль. Зиусудра выполнил волю бога, на корабль он погрузил своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи. Наутро начался страшный потоп, которого испугались даже боги. Дождь и ветер свирепствовали шесть дней и семь ночей. Наконец, когда вода начала отступать, Зиусудра покинул корабль и принес жертвы богам. Тогда в награду за его верность, боги даровали Зиусудре и его жене бессмертие. Эта легенда не просто напоминает предание о Ноевом ковчеге, скорее всего библейская история является заимствованием из шумерской культуры. Ведь первые дошедшие до нас поэмы о потопе восходят аж к XVIII веку до нашей эры.

Цари-жрецы, цари-строители

Шумерские земли никогда не являлись единым государством. По сути дела это была совокупность городов-государств, каждый со своим законом, своей казной, своими правителями, своей армией. Общими были лишь язык, религия и культура. Города-государства могли враждовать между собой, могли обмениваться товарами или вступать в военные союзы. В каждом городе-государстве правили три царя. Первый и самый главный назывался «эн». Это был царь-жрец (впрочем, эном могла быть и женщина). Главной задачей царя-эна было проведение религиозных церемоний: торжественных процессий, жертвоприношений. Кроме того, он заведовал всем храмовым имуществом, а иногда – имуществом всей общины. Важной сферой жизни в древней Месопотамии было строительство. Шумерам приписывают изобретение обожженного кирпича. Из этого более прочного материала строились городские стены, храмы, амбары. Заведовал возведением этих сооружений жрец-строитель энси. Кроме того, энси следил за оросительной системой, ведь каналы, шлюзы и плотины позволяли хоть немного контролировать нерегулярные разливы. На время ведения войны шумеры избирали еще одного предводителя – военного вождя – лугаля. Самым известным военным вождем был Гильгамеш, подвиги которого увековечены в одном из самых древних литературных произведений – «Эпосе о Гильгамеше». В этой истории великий герой бросает вызов богам, побеждает чудовищ, привозит в родной город Урук драгоценное кедровое дерево и даже спускается в загробный мир.

Шумерские Боги

В Шумере существовала развитая религиозная система. Особым почитанием пользовались три бога: бог неба Ану, бог земли Энлиль и бог воды Энси. Помимо этого, у каждого города был свой бог-покровитель. Так, Энлиль особенно почитался в древнем городе Ниппуре. Жители Ниппура считали, что Энлиль подарил им такие важные изобретения как мотыга и плуг, а также научил строить города и возводить вокруг них стены. Важными богами для шумеров были солнце (Уту) и луна (Наннар), сменявшие друг друга на небосклоне. И, конечно, одной из важнейших фигур шумерского пантеона была богиня Инанна, которую ассирийцы, позаимствовавшие религиозную систему у шумеров, станут именовать Иштар, а финикийцы – Астартой. Инанна была богиней любви и плодородия и, одновременно, богиней войны. Она олицетворяла прежде всего плотскую любовь, страсть. Не зря во многих шумерских городах существовал обычай «божественного брака», когда цари, чтобы обеспечить плодородие свом землям, скоту и людям, проводили ночь с верховной жрицей Инанну, воплощавшей саму богиню.

Подобно многим древним богам, Инанну была капризна и непостоянна. Она часто влюблялась в смертных героев, и горе было тем, кто отвергал богиню! Шумеры считали, что боги сотворили людей, смешав свою кровь с глиной. После смерти души попадали в загробный мир, где также не было ничего, кроме глины и пыли, которой и питались мертвые. Чтобы сделать жизнь своих умерших предков чуть лучше, шумеры приносили им в жертву еду и напитки.

Клинопись

Шумерская цивилизация достигла удивительных высот, даже после завоевания северными соседями, культура, язык и религия шумеров были заимствованы сначала Аккадом, потом Вавилонией и Ассирией. Шумерам приписывают изобретение колеса, кирпичей и даже пива (хотя ячменный напиток они, скорее всего, изготавливали по другой технологии). Но главным достижением шумеров была, конечно, уникальная система письма – клинопись. Клинопись получила свое название из-за формы значков, которые оставляла тростниковая палочка на мокрой глине – самом распространенном материале для письма. Шумерское письмо произошло от системы подсчета различных товаров. Например, когда человек подсчитывал свое стадо, для обозначения каждой овцы он делал шарик из глины, потом эти шарики складывал в коробочку, а на коробочке оставлял пометки – количество этих шариков.

Но ведь все овцы в стаде разные: разного пола, возраста. На шариках появлялись пометки, соответственно животному, которое они обозначали. И, наконец, овцу стали обозначать рисунком – пиктограммой. Рисовать тростниковой палочкой было не очень удобно, и пиктограмма превращалась в схематичное изображение, состоящее из вертикальных, горизонтальных и диагональных клинышков. И последний шаг – эта идеограмма стала обозначать не только овцу (по-шумерски «уду»), но и слог «уду» в составе сложных слов. Сначала клинопись использовалась для составления хозяйственных документов. От древних жителей Месопотамии до нас дошли обширные архивы. Но позднее шумеры стали записывать и художественные тексты, и появились даже целые библиотеки из глиняных табличек, которым были не страшны пожары – ведь после обжига глина становилась только прочнее. Именно благодаря пожарам, в которых гибли шумерские города, захваченные воинственными аккадцами, до нас и дошли уникальные сведения об этой древней цивилизации.

Источник: russian7.ru

dostoyanieplaneti.ru

Древний, но близкий Шумер. Часть 1

Вот что лично вы представляете, услышав слово «Шумер»? У меня, до того, конечно, как я провела это скромное исследование, в мыслях появлялось что-то вроде: «Ы-ы-ы-ы… Что-то древнее. Очень-очень древнее. Что-то в теплых странах». И еще: «Да-а-а! Они были крутые! От них все вроде бы пошло. Или не от них?». А потом: «Ну и бог с ними!».

А может, познакомимся с ними поближе? Зачем это нам? Таким образом мы проследим, как эта цивилизация Бронзового века повлияла на дальнейшие культуры Междуречья, и как те, в свою очередь, повлияли на более близкую нам Грецию.

Ужас-ужас! Опять проблема – с чего начать?! Как осветить искусство почти 2000-летней цивилизации, чтобы и самое главное сказать, и в кучу подробностей не удариться (а их много интересных), и самой не заснуть, и чтоб вы не разбежались?!

Начать я решила с картинок. Надергаю, думаю, их из сети, а там разберемся. Оказалось, многие картинки подписаны примерно так: «Статуя жреца. Шумер». Или того «лучше»: «Древняя статуэтка. Месопотамия». Весьма информативно! Месопотамия-то небольшая относительно, но ведь это же котел древних цивилизаций! Просто многослойный пирог археологических культур! А что значит «Месопотамия», вы знаете? «Что за идиотский вопрос?», спросите вы. А я вот не знала, что Двуречье, Междуречье и Месопотамия – это одно и то же. Просто это и есть «междуречье» на греческом и латинском языках. Реки даже я знаю – Тигр и Евфрат.

 

Шумеры сами не принадлежали к семитской семье, они были индоевропейцами, причем предположительно средиземноморского типа − говорят, такие люди сейчас иногда встречаются в Ираке – это подтвердили антропологические исследования человеческих останков. Невысокие, смуглые, с прямыми носами, черноволосые, с густой растительностью на теле, которую тщательно удаляли, чтобы вшей не кормить. Даже лицо брили, но некоторые социальные группы носили и бороды. Во многих найденных мной статьях говорится, что у них были большие глаза и уши; авторы, видимо, ориентируются на скульптурные изображения. Однако это всего лишь стилизация.

Представьте, что наши потомки через две тысячи лет раскопают храм и найдут икону. И ученые того времени будут писать: «У жителей Восточной Европы были продолговатые лица, большие глаза и очень тонкие длинные носы. И печальное выражение лица».

Конечно, художники и скульпторы того времени были скорее ремесленниками, чем творцами. Свои произведения они делали на заказ: для украшения помещений, прославления богов, увековечивания памяти правителей и их подвигов. Техническое мастерство со временем шлифовалось, а вот выразительность и «темперамент» изображений терялись по сравнению с более древними формами. Фигуры стали более статичными.

 

Что вдохновляло художника того времени? То же, что и современного: окружающая природа, религия, другие общественные идеи, страхи, почтение к власти, непочтение к врагам. Материалы использовались те, что были наиболее доступны: в основном глина, ее было очень много. Камня в Междуречье мало, дерева почти совсем нет. Металлы привозились из других стран, как и слоновая кость. Вообще, это была суровая земля – между горами и соленым морем, где пустыня чередуется с болотами, а засуха сменяет наводнения. Условия для жизни, а тем более для процветания, не самые лучшие.

Видимо, шумеры были действительно уникальным народом, который проявлял необыкновенную смекалку и фантазию в постоянной борьбе с недружелюбной природой. Еще в додинастический период они освоили систему дренажа и ирригации, научились строить каналы. Дома они возводили из кирпича: поначалу − из высушенного на солнце, позже − из обожженного. У богатых людей жилище имело 2−3 этажа, до 12 комнат. У них была канализация, туалетные комнаты. Ели за столами, не на полу! Несмотря на острый дефицит дерева, столяры, по-видимому, были очень искусны! Из дерева в богатых домах изготавливали мебель и музыкальные инструменты.

 

Если вы немного внимательнее рассмотрите шумерские древности, вы не только «наметаете глаз», но и получите немалое удовольствие. Разглядывая все эти таблички и статуэтки, я понимаю, почему любители оживления мифологии приписывают шумерам инопланетное и даже чуть ли не божественное происхождение, а также пытаются связать их с происхождением всех народов мира. Во всех этих фигурках вождей, божеств и жрецов сквозит какая-то (не побоюсь использовать парадокс!) первобытная свежесть, незамутненное любопытство и жажда жизни!

Это очень необычно при наших традиционных представлениях о древности! В конце концов, это просто красиво! Когда вы рассматриваете предмет искусства, чтобы понять, насколько он красив (ну, противоречивые он у вас вызывает чувства при первичном восприятии!), представьте, что ЭТО будет всегда стоять у вас на комоде или висеть на стене, долгие месяцы «мозоля глаза». На стену из шумерских штуковин вешать нечего: живопись если и была, то под слоями песка и ила быстро пришла в негодность, а вот статуэтки – пожалуйста! Любая – добро пожаловать на мою полочку у компьютера! Будем перемигиваться и даже тихонько беседовать украдкой от близких.

 Шумер. Эшнуна

Лупоглазая компания фигурок из Эшнуны, наверное, самая типичная и подходящая для понимания шумерского искусства. Статуэтки, несомненно, культовые. Но в них нет ни угрозы, ни величия, ни безжизненной статичности, хоть все герои запечатлены в одинаковых строго симметричных позах. Все они разные, у каждой − отдельный характер и статус. Хочется по-детски бросить все, схватить их, спрятаться и поиграть в «дочки−матери» или «солдатики» (какой там у вас гендер, я не знаю!). Почему такое детское узнавание? Почему к ним непроизвольно тянется рука?

Может, просто мастерство древнего скульптора было наивным и несовершенным, и поэтому «в доску своим»? Возможно, он хотел сделать нечто значительное и духовное, а получилась компания пучеглазых чудиков? А может быть, эта дружелюбная простота и наивное очарование зеркально отражают жизненную философию и мировоззрение древних шумеров.

Надежные жилища, высокие для древности технологии, огромные храмы, цветущая цивилизация между болотами и пустыней, «немилитаристское» изобразительное искусство, масса поэтических образцов, запечатленных на глиняных табличках, и вот эти очаровательные фигурки – весьма симпатичный след в истории оставили загадочные шумеры.

Ведь не зря некоторые исследователи (гораздо более глубокие и вдумчивые, чем я) сравнивают предполагаемую философию шумеров с идеями Платона!

 

А украшения? Это нечто! Особенно богатый «урожай» находок был обнаружен в Уре Чарльзом Леонардом Вулли в 1927−1928 годах. Он раскопал 16 не разграбленных царских захоронений 2700−2600 до н.э., в которых обнаружили прекрасно сохранившиеся предметы искусства: украшения, богато инкрустированные музыкальные инструменты, золотой шлем и многое другое.

После исследований было установлено, что после смерти царицы, например, ее приближенные следовали за ней, принимая яд. Знаменитые арфы с головой быка были обнаружены в руках арфистов, которые, похоже, музицировали до последнего мгновения жизни.

 

Эта находка по своей ценности ничуть не уступает знаменитому «троянскому» кладу Шлимана или открытию погребения Тутанхамона, но, почему-то, гораздо менее известна.

 

Древний, но близкий Шумер. Часть 2

artifex.ru

Хронология Шумера и Аккада (Месопотамия)

Датадо н.э. Основные события
IV тыс. Образование городов в Шумере.
 кон. IV тыс. Появление семитов в Аккаде.
нач. III тыс. Возвышение Лагаша. Правление Урнанше.
 ок. 2800 Эаннатум в Лагаше. Происходит усиление знати и захват ею общинного хозяйства. Ведутся войны с Уммой. Борьба с эламитянами.
 ок. 2720 Начало деятельности Саргона Древнего в Аккаде.
 ок. 2700 Правление Урукагина в Лагаше, его борьба со знатью. Реформаторская деятельность. Правление Лугальзагеси в Умме. Разгром Лагаша.
 ок. 2680 Династия Аккада (до 2570 г. до н.э.). Подчинение Шумера, Ашшура, северной Сирии. Правление Саргона, Римуша, Маништусу, Нарамсуэна. Военные походы Римуша и Нарамсуэна в Элам.
 ок. 2570 Разгром Аккада кутиями (гутиями).
 ок. 2450 III династия Урука. В Лагаше правит Гудеа.
 ок. 2420 III династия Ура. Правление Урнамму, Шульги, Ибисина. Происходит рост храмового хозяйства. Правители Ура подчиняют своей власти Элам, Ашшур, Вавилон, Сирию. Совершаются военные походы в Палестину.
 ок. 2300 Нашествие эламского царя Кудурнахунди. Конец III династии Ура. Распад государства. Собственные династии в Исине и Ларсе. Появление кочевников — амореев.
 2169 Возвышение Вавилона. I вавилонская династия (до 1870 г. до н.э.)
 2109 Эламский царь Кудурмабук покоряет Ларсу. Вардасин — его сын воцаряется в Ларсе.
 2067-2025 Правление Хаммурапи. Его война с эламским царем Римсином и Мари. Законодательный кодекс.
 2036 Римсин изгнан из южного Двуречья и Ларсы.
 1900-1870 Правление в Вавилоне Самсудитана.
 1870 Разгром Вавилона хеттским царем Муршилем I.
 1775 Завоевание северной Вавилонии горными касситскими племенами (до 1190 г. до н.э.). III (касситская) династия Вавилона.
 1600 Завоевание касситами Приморской страны (южного Двуречья).
 XV в. Правление касситских царей Бурнабуриаша, Кадашманэнлиля и др. и их переписка с Египтом.
 1190 Конец касситского господства.
 1146 Правление Навуходоносора I (IV вавилонская династия).
 1107 Вторжению в Ассирию вавилонского царя Мардук-Наддин-Аххе.
 1060 Конец IV династии Вавилона
 нач. I тыс. Появление халдеев в Приморской стране. Халдеи оспаривают Вавилонию у Ассирии.
 кон. VIII в. Правление Набонасара. Вавилония под властью Ассирии.
 710 Вавилонский царь Мардукапалиддин побежден Саргоном II.
 689 Разрушение Вавилона ассирийцами.
 668-653 Правление Шамашшумукина в Вавилоне.
 626-604 Правление Набопаласара. Союз с Мидией против Ассирии.
 612 Взятие Ниневии.
 605 Разгром Ассирии
 604-561 Правление Навуходоносора II. Союз с Мидией. Походы в Сирию, Финикию, Палестину. Войны с Египтом.
 597 Первое взятие Иерусалима.
 586 Разрушение Иерусалима.
 561 Правление Авель-Мардука, разрыв союза с Мидией. Правление Нериглисара, Лабашимардука.
 555-538 Правление Набонида. Союз с Египтом и Лидией.
 538 Взятие Вавилона персидским царем Киром.

civilka.ru

Звездные карты Шумеров - 9 Ноября 2013 | Земля

Планисфера (Planisphere) - это нео-ассирийская плоская звездная карта, а именно - воспроизведение древними сферической части звездного неба на глиняной таблицe в виде плоской карты. Одна из таких планисфер, К8538, была найдена в библиотеке короля Ашшурбанипала (Assurbanipal) в Ниневии (Nineveh), и датируется 800-1000 годами до нашей эры. Город Ниневия являлся последней столицей Ассирии, и был разрушен вавилонянами в 600-х годах до н.э.

 Город Ниневия являлся последней столицей Ассирии, и был разрушен вавилонянами в 600-х годах до н.э. Величайшая библиотека царя Ашшурбанипала - Куюнджикская библиотека (Kouyunjik), в которой хранилось около 50000 табличек, оказалась наполовину разграбленной. В результате этого множество древних писаний не дошли до нашего времени. На подобных "табличках знаний" изображались различные события, происходившие с планетой Земля в разные эпохи мирозданий. Но вернемся к нашей планисфере К8538. Карта представляет собой круг, разделенный радиальными линиями на 8 равных секторов (1-8 или 0-7). Его диаметр равен 18 сантиметрам. К сожалению, около 45% планисферы отсутствует из за 2-х значительных повреждений.

Сохранившаяся часть таблички представляет собой круговую карту с названиями звезд и созвездий, а именно их символьных обозначений. Эта планисфера была переписана с более древнего шумерского источника и повествует о нескольких событиях, произошедших в прошлом. Одним из таких событий-стихий явилось падение астероида на планету Земля в районе Альпийских гор (Подробнее об этом по ссылке: http://israel.eurostyx.com/node/27). Разделение планисферы на восемь частей вызывает множество вопросов. Царь Ассирии Саргон II построил "восемь ворот Вавилона в восьми направлениях ветра", что нашло свое отражение на табличке, как очень важное число во всей древней Месопотамии. "Во всех сторонах, противоположных восьми ветрам, я открыл восемь больших ворот..", - так говорил Саргон II.

Далее - планета Венера, имевшая немаловажное мистическое значение для шумеров. Изображалась она в виде восьмиконечной звезды, четыре из которых были вытянутыми. У многих других древних народов купол ночного неба, подобно символу Венеры, разделялся на 8 секторов, каждый из которых представлял одну стихию природы. Каждая стихия, в свою очередь, имела уникальную связь со Вселенной. Глиняные таблички имели огромное мистическое значение для древних, и использовались в ритуалах и заклинаниях. Помимо знакомых нам систем, на планисфере отображены и другие неизвестные звезды, происхождение которых вызывает цепочку новых вопросов.

Многие из этих небесных тел, читая по символам, возвращаются к Земле с неопределенной периодичностью, и не секрет, что в такие моменты на планете происходят различные реакции. Все таблички-планисферы имеют общую связь, и могут рассказать очень многое о прошлом планеты Земля, о других цивилизациях, и о том, что будет происходить в будущем..

earth-chronicles.ru


Смотрите также