Инженерные достижения древнего рима. 3.Наука античности: основные этапы и достижения.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Технические достижения Древнего Рима. Инженерные достижения древнего рима


Четвёртый период

Храм Антонина и Фаустины Рим, Римский форум

Термы Каракаллы

Триумфальная арка Константина

Развалины базилики Максенция

После Адриана римское зодчество быстро клонится к упадку, вдаётся в вычурность мотивов, излишество украшений, в смешение самых разнородных форм и в иррациональность их употребления. Наступает четвёртый, последний период истории римской архитектуры, продолжающийся до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг.). И в это время, каждый император старается оставить о себе память каким-либо значительным сооружением. Антонин Благочестивый строит в Риме храм Антонина и Фаустины; Марк Аврелий — колонну своего имени по образцу Траяновой; Септимий Север — тяжёлые, обременённые архитектурными и скульптурными украшениями триумфальные ворота в подражание арке Тита, а также небольшой, но гармоничный по пропорциям и благородно-красивый по деталям храм Весты в Тиволи. Каракалла наделяет Рим необычайно обширными и роскошными общественными банями, Аврелиан — колоссальным храмом Солнца. При Диоклетиане построены термы, ещё более вместительные и великолепные, чем бани Каракаллы, но представлявшие собой, по конструкции и расположению, только сколок с них. Не менее колоссален был сооружённый этим императором в Спалато (в Далмации) дворец, из камней которого выстроена впоследствии значительная часть этого города.

Важнейшими постройками Константина Великого в старой столице его империи были триумфальные ворота, имеющие три пролёта и украшенные скульптурными рельефами, взятыми с ворот Траяна, и базилика, основание которой было, впрочем, положено ещё Максенцием, — последний прекрасный памятник римской архитектуры, способный выдержать сравнение с наилучшими созданиями её цветущей поры. То было величественное здание о трёх нефах внутри, стройное по пропорциональности своих частей, роскошно отделанное, благородное, хотя в его деталях уже проявились признаки упадка искусства.

    1. 7.2(Второй вариант ) Градостроительные, типологические, композиционные и инженерные достижения зодчества Древнего Рима.

    1. Градостроительные,типологические,композиционные и инженерные достижения зодчества Древнего Рима.

Начиная с III в. до н. э. центр политической и экономической жизни из Древней Греции переместился в Древний Рим. В Пунических войнах римляне завоевали экономически развитые греческие колонии — торговые города в Сицилии. С потерей колоний Греция утратила политическое и экономическое значение. Рим стал преемником культуры Греции.

О времени возникновения Рима, бывшего ранее этрусским городом, точных сведений нет из-за отсутствия полных остатков архитектурных сооружений. Известно, что в начале Рим размещался только на семи холмах и планировка его была похожа на планы крупных деревень (рис. 1).

Рис 1. План Древнего Рима.

Коренная архитектурная перестройка Рима началась в I в. до н.э. и велась до IV в. н. э., однако градостроительная система стихийно возникающего города в известной мере сохранилась.

На территориях бывших жилых кварталов возводились пышные сооружения — императорские форумы. Широко развилось строительство вилл для знати. В период империи в Риме сооружались 3—4-этажные наемные дома — инсулы — с ограниченной законом высотой (20,7 м).Инсулы — жилища римского плебса: бедняков и рабов. Лишенные удобств, эти невыразительные объемы походили на склады.

В истории развития градостроительства в эпоху Римской империинемаловажное место занимает каструм — римский лагерь (рис. 2).

Рис 2. Римский лагерь: а - общая схема; б - вид на лагерь (реконструкция)

Каструмы представляли собой типовые военные лагеря, размещавшиеся на стратегически важных дорогах империи. Во II и III столетиях н. э. такие лагеря размещались на землях всей империи в виде цепи опорных пунктов.Территория Римской империи охватывала тогда всю Западную Европу, в том числе большую часть Англии и многие североафриканские и малоазиатские области.

Лагерь имел квадратное очертание плана с четырьмя входными воротами. Главная улица, обычно расположенная в западно-восточном направлении, пересекалась с улицей, идущей с севера на юг. В этом месте создавали форумы, на которых совершались культовые обряды. Вдоль прямоугольной сетки улиц и кварталов располагались жилые здания, торговые помещения и склады. В римском градостроительстве преобладала строгость, четкость и ясная организация пространства. Выдающимся теоретиком архитектуры и градостроительства античного мира является Витрувий (I в. до н. э.), составивший своеобразную архитектурную энциклопедию в виде десяти книг. В этих книгах, наряду со сведениями об изготовлении военных машин и получении строительных материалов, излагаются теоретические вопросы архитектуры и градостроительства. Книги Витрувия являются наиболее полным из сохранившихся письменных источников сведений об античной греческой и римской архитектуре.

Архитектура.

Одним из источников римской архитектуры являлось этрусское зодчество(Этрурия граничила с римскими владениями, расположенными севернее их). В дальнейшем исключительно большое влияние на ее развитие оказалаархитектура греческих колоний Южной Италии и собственно греческая. Кроме того, в результате завоеваний римлянами многих стран они переняли часть архитектурных форм у порабощенных народов. Римляне создали несколько новых видов сооружений общественного и инженерного назначения: акведуки, мосты, дороги, форумы, термы, цирки, базилики.

У этрусков римляне заимствовали арочный свод, у греков — стоечно-балочную ордерную систему. Видоизменив ордер для придания ему большой декоративности (пьедесталы), римляне ввели с архитектуру полуколонны и пилястры. Римская аркада представляет собой сочетание греческой колонны, поставленной на пьедестал,с этрусской аркой.

Римские императоры стремились придать особый блеск форумам, храмам, триумфальным аркам с целью подчеркнуть свое культурное превосходство и военное могущество.

Одним из новых мотивов использования римлянами греческих ордеров является поэтажное распределение их с применением в нижних этажах более массивного ордера. Обычно в первом этаже располагали деталидорического ордера, а в верхних — коринфского, что видно, например, на фасадах Колизея.

К архитектурным памятникам, имеющим связь с этрусским или греческим зодчеством, относятся жилища и храмы. Новыми сооружениями, в которых проявился гений римских зодчих, являются амфитеатры, триумфальные арки, термы, акведуки, укрепления.

Жилища.

Тип жилого дома римляне заимствовали от этрусков. Дом представлял собой группу жилых помещений, сгруппированных вокруг дворика (атриума).Жилые дома римлян периода II—IV в. н. э. совершенствовались по планировке и объемному построению. Преобладали одноэтажные дома, построенные из камня.

Внутреннее убранство домов римской знати обычно состояло из облицовок стен мрамором, полы покрывались мозаикой, а своды штукатурились. Стены расписывались фресками, в том числе горячим способом восковыми красками (энкаустика). Во дворах устраивали небольшие фонтаны, устанавливали скульптуру.

Храмы.

Римляне заимствовали у этрусков типы их храмов, вводя в их композицию тосканский ордер с антаблементом, состоящим из одногоархитрава. Для покрытия храмов применялись сильно выступающие двускатные крыши. Позже для убранства храмов использовались элементыионического и коринфского ордеров.

Наиболее ценным памятником храмовой архитектуры является Пантеон, или «Храм всех богов» (рис. 3), сооруженный в Риме в начале II в. н. э.

Рис 3. Пантеон.

В нем впервые было найдено органичное инженерное и архитектурное решение столь большого внутреннего пространства центрической формы.Пантеон имеет в плане круглую форму, перекрытую куполом диаметром в 43,3 м. Такова же высота здания от пола до верха купола. В верхней части купола расположено круглое отверстие для освещения диаметром 5 м. Внутренняя поверхность купола разделена пятью рядами уменьшающихся кверху кессонов, что зрительно увеличивает высоту всего помещения. Площадь зала Пантеона около 1500 м2.

Здание Пантеона было построено с применением бетона, в котором имеется каркас из кирпичных арок. Распор купола воспринимается стенами огромной толщины — 6,3 м. В стенах имеется восемь внутренних больших ниш и столько же наружных, уменьшивших массу их на одну треть. Купол выполнен из бетона с легким каменным заполнителем — пемзой. Особое место в развитии строительства в Древнем Риме наряду с применением естественного камня, обожженного кирпича, деревянных ферм занимает широкое использование бетона. Бетон, изготовленный на известковом вяжущем, был высокопрочным и водостойким. В состав бетона входили пуццолановые добавки (молотый вулканический пепел и щебень). Применение бетона позволяло возводить здания весьма крупных размеров в короткие сроки (3—5 лет) и давало возможность использовать труд неквалифицированных рабов.

Амфитеатры.

Амфитеатры в Риме предназначались для массовых зрелищ. В них имелись овальные площадки — арены — для гладиаторских боев. Первый каменный амфитеатр построен в 25 г. до н. э. Арены имели продолговатую овальную форму с выходом с обоих концов ее. Из акведука арена могла наполняться водой для проведения спортивных состязаний. Вокруг арены амфитеатром располагались ряды мест для зрителей.

Крупнейшим амфитеатром является Колизей (рис. 4), по латыни «Колоссальный», построенный в конце I в. н. э. и вмещавший до 50 тыс. зрителей.

Рис 4. Колизей. Фрагмент фасада.

Для художественного членения фасада первого этажа был применентосканский ордер, второго — ионический, третьего — коринфский. Стена четвертого этажа расчленяется легкими коринфскими пилястрами. Такие членения, отображая внутреннюю структуру здания, усиливали впечатление большой его высоты и зрительно облегчали верх здания.

Базилики.

Базилики служили вначале местом для общественных собраний и для заседаний судов. Их начали строить во II в. до н. э. для народных собраний, происходивших ранее на форуме под открытым небом. В состав базилики входят три нефа (зала): центральный и два боковых. Все здание покрывалось деревянной крышей. Базилики явились прообразом для первых культовых зданий христиан.

Термы.

Термы римлян состояли из комплекса различных сооружений, в число которых помимо основного (бани) входили залы для игр, базилики и даже библиотеки.

Термы имелись почти во всех римских городах. Важно отметить, чтотермы еще в те отдаленные времена отапливались помещенными в подвалахкалориферами.

Самыми крупными были термы Каракаллы в Риме (рис. 5).

Рис.5 Термы в Каракалле. (реконструкция).

Термы, построенные в конце III в. н. э., вмещали до 3200 человек. Главное здание имело прямоугольную форму плана. На центральной оси его последовательно размещались открытый бассейн для плавания с холодной водой, парадный зал, вестибюль и бассейн с горячей водой. Справа и слева от входа располагались большие залы. Имелись также и открытые площадки (палестры) для занятий гимнастикой.

Утилитарные сооружения.

Мосты и акведуки римляне строили с использованием арочных конструкций. Материалом для строительства служил камень. Строили они капитально, на века. Дороги прокладывались преимущественно в стратегических целях. Проезжая часть настилалась из весьма крупных камней, а на мостах — из каменных плоских плит.

Водопроводные сооружения римлян — акведук— дошедшие до наших дней, свидетельствуют о высоком строительном искусстве римлян (рис. 6).

Рис 6. Акведук в Ниме. (Франция)

К числу выдающихся сооружений тех времен относятся мосты, выполненные обычно в виде арочной конструкции с устоями, позволяющими возводить арки одну над другой. Наиболее известны трехъярусный Гардский мост-акведук и мост Алькантара.

К оборонительным сооружениям римлян относятся крепости, состоящие из стен укреплений и боевых башен. Римская крепостная архитектураоказала влияние на формы средневековых замков и кремлей.

Триумфальные арки представляют собой аркады, богато украшенные и завершенные декоративными стенками (аттики). Триумфальные колонны и статуивоздвигались в честь побед римских войск и самих императоров. Высота колонн достигала порой значительных размеров (колонна Траяна около 30 м).

Для мемориальных сооружений, построенных в последний период Римской империи, характерны измельченность форм и декоративное начало, примером чему служит триумфальная арка императора Константина, сооруженная в 315 г. н. э.

Заслуги римских зодчих состоят в том, что они рационально использовали и развили строительную культуру греков и других покоренных народов.Кроме того, используя бетон, они создали облегченные и крупные сводчатые сооружения больших пролетов — Пантеон, термы и др.

Тектонические приемы древнеримского зодчества оказали сильное влияние на развитие архитектуры Византии, готики (базилики) И итальянского Возрождения. Позже их использовали зодчие классицизма.

studfiles.net

3.Наука античности: основные этапы и достижения.

Периодизация античной науки, ее особенности.

Античная наука – колыбель современной науки, т.е. на этом этапе сформировались основные понятия, проблемы науки, культура мышления, научные термины: теория, система, метод, способ, анализ, синтез.

Античная наука прошла 3 этапа в своем развитии:

1) Ранний этап античной (классической) науки. VII – IV вв. до н.э. Это была наука в основном посвященная проблемам природы (естествознания). Она занималась поиском первоосновы мира в целом (это была наука, которая стремилась отделиться от философии). Высшей точкой развития на этом этапе была достигнута в IV в. до н.э. – научная философия Аристотеля, которым была создана первая геоцентрическая картина мира.

2) Эллинский (III в. до н.э. – II в. н.э.). Важнейшая особенность – начало процесса дифференциации (расчленения) науки – появились математика, астрономия, медицина. Работа по созданию конкретных наук была начата Аристотелем (основы науки, логики, основы политической науки). Крупнейшие успехи науки этого периода связаны с именами: математика Евклида, физика Архимеда. На этом этапе античная наука достигла наивысших успехов.

3) Римский (II в. н.э. – III в. н.э.) – этап упадка античной науки, хотя были достижения в астрономии Клаудио Птолемея, который дополнил гелиоцентрическую картину мира. Достижения в медицине: римский врач Галин (лечение раненых).

Крупнейшая заслуга античности состоит в том, что античная наука впервые нарушила монополию мифологического, религиозного знания и основала такие методы познания, как исследования, доказательства. Античная наука открыла новый путь освоения мира – путь разума, рационализма и логики.

4. Инженерная мысль Древней Греции и Древнего Рима.

Во времена Древней Греции и Рима в распоряжении инженера-строителя различных конструкций были циркуль (его, кстати, знали еще вавиловяне), счетная доска – так называемый абак, нивелиры и другие простейшие геодезические приборы. Эти предметы помогали древним инженерам создавать конструкции, превосходящие по качеству и точности сборки своих предшественников.

Для успешного решения древнеинженерных задач периода рабовладения требовался не только практический опыт, но и специальные знания и умения. Технические достижения служили одним из средств порабощения труда. Материально-техническая и духовная культура человечества в эпоху рабовладения достигла такого уровня, что в отдельных ее сферах – строительстве и архитектуре – возникла потребность в профессиональном инженерном труде. Для производства периода поздних рабовладельческих государств характерно появление сложных технических задач нового класса, решение которых предполагало обособление инженерно-технических и инженерно-управленческих функций. Здравый смысл подсказывает, что тех, кто эти функции выполнял, мы вправе назвать инженерами.

Деятельность первых инженеров опиралась главным образом на практические, опытные знания, а также на весьма примитивные технические средства; универсальным и, увы, малоэффективным технологическим приемом было массовое применение рабского труда, умственный труд, отпочковавшись от физического, долгое время оставался нерасчлененным

studfiles.net

Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима

Количество просмотров публикации Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима - 262

Римское искусство вобрало в себя все те влияния, которых не избежало ни одно явление римской культуры. Здесь мы отыщем следы всех племен, населявших некогда Апеннинский полуостров. Но так же, как и во всех других сторонах культуры, в римском искусстве на этой базе возникло и утвердилось новое качество, отличающее ᴇᴦο от искусств других европейских культур.

Танец. Роспись гробницы в Корнето

Римляне впитали многое из того, что было свойственно этрускам, но более всего это сказалось в римской архитектуре, где сочетались продуманные конструкторские решения и высокий художественный вкус. Архитектура гробниц, храмов и жилых зданий включала в себя сложные элементы˸ арки, колонны, различные виды покрытий и перекрытий, отличаясь большим разнообразием. В отделке помещений использовалась фреска. Этрусские фрески необычайно эмоциональны, они до сих пор привлекают яркими, насыщенными красками, изысканным рисунком.

Римская культура ориентировалась в основном на городское и в то же время военизированное общество, поэтому римляне строили не только гробницы, жилые дома, водосточные канавы, водопроводы, но и мосты, дороги, крепостные стены. Мастерство строителей было высоким˸ Аппиева дорога (312 до н. э.) сохранилась до сих пор, она покрыта составом, напоминающим современный бетон. В это же время был сооружен из туфа подземный водопровод.

Римская архитектура отличается строгим силуэтом, римлян более интересовал контур здания, чем ᴇᴦο декор, в данном заключается особенность римских сооружений по сравнению с греческими или этрусскими. Самое значительное место, где воздвигались наиболее выдающиеся постройки,— римский Форум (Forum romanum), где каждый из правителей стремился оставить память о себе тем или иным сооружением. Здесь были самые красивые здания культового и торгового характера, различные государственные и увеселительные учреждения. Там создавались базилики — продолговатые здания с более высокой средней частью, имеющей отдельную крышу, и колоннадой, отделяющей боковые части от центральной. В них находились торговые ряды, судебные, меняльные и другие конторы. Римляне начали первыми использовать в строительстве известковый раствор, что дало возможность перекрывать довольно значительные по площади сооружения, например, Пантеон — храм всех богов. Многочисленные триумфы, связанные с военными победами римлян, привели к строительству триумфальных арок, которые украшались богатейшими рельефами и скульптурами.

Политические коллизии отражаются и на архитектуре Рима, как и на других видах искусства, но архитектура демонстрирует главные особенности своего времени, передавая ᴇᴦο дух˸ чем плачевнее становилась жизнь и перспективы государственности, тем большую пышность и значительность обретали строения. Самые пышные сооружения периода империи можно отнести к времени правления Нерона. Император Траян (53—117) повелел воздвигнуть огромную колонну высотой 33 метра и с поясом рельефов, на котором изображены военные трофеи, длинои̌ 200 метров. При Веспасиане и Тите (75—80) сооружается амфитеатр Флавиев, известный как Колизей. “Его овальная эллиптической формы арена имеет оси длинои̌ 54 на 86 м, длина общих осей здания 156 и 188 м, высота наружной стены — 48,5 м, представления смотрели одновременно 50 тысяч зрителей, которые могли через 80 входов и выходов быстро заполнять и освобождать места” [278, с. 131]. Это было многоэтажное здание, нижние этажи которого размещались под землей, в них находились зверинцы, школа гладиаторов, огромные резервуары воды, заполнявшей арену Колизея для представлений морских баталий. В архитектурных сооружениях Рим так или иначе утверждал свою военную, государственную, политическую значимость в глазах каждого гражданина.

referatwork.ru

Технические достижения Древнего Рима — реферат

Каналы.

    Однако Пон-дю-Гар – лишь наиболее заметное звено системы водоснабжения Нима. Чтобы в полной мере оценить совершенство проектных и технических решений древнеримских инженеров, необходимо рассмотреть всю систему.

   Она начиналась от источников вблизи небольшого селения Уцеция (ныне Юзес) и заканчивалась у склона холма в Немаусе, где находился круглый «кстеллум» (водосборный бассейн). Оттуда вода по десяти распределительным трубопроводам подавалась на более низкие уровни.

   Расстояние по прямой от Уцеции до Неамуса составляло примерно 20 км. Трасса водопровода по этому пути проходила бы через холмы и узкие ущелья, что потребовало бы сооружения по меньшей мере одного 8- километрового туннеля. Люди научились строить такие туннели лишь спустя многие столетия. Холмы не давали обойти эту местность и с запада, поэтому единственно возможным решением был ее обход по дуге с востока.

    Этот путь требовал сооружения канала длиной 50 км, который должен был пересечь глубокую долину реки Гардон, нагромождения выходящих на поверхность каменных пород болота. Одна из сложнейших проблем была обусловлена небольшой высотой источников над уровнем водосборного бассейна – всего 17м. Строителям, в распоряжении которых находились лишь примитивные ватерпасы, абаки и восковые таблички, приходилось заботиться о сохранении ничтожно малого среднего уклона по трассе канала, не превышающего 0,34 м на 1 км (эта величина получается делением 17-метрового перепада высот между Уцецией и Немаусом на 50 км, т.е. длину самого канала). Такой уклон не заметен для глаз, поэтому даже небольшая ошибка могла привести к выходу на плоские участки, на которых застаивалась бы вода.

    Чтобы максимально уменьшить высоту Пон-дю-Гара, строители увеличили уклон канала выше него до 0,67м/км. Однако из-за этого пришлось делать более пологим тот участок, который начинается от Пон-дю-Гара – уклон на нем составляет 0,07 – 0,30 м/км.

    Расчеты глубины воды в канале на участке от Пон-дю-Гара до Немауса, выполненные Дж.Хоком и Р. Новаком, показали, что римским строителям удалось обеспечить эффективное, с минимальным сопротивлением движение воды по нему. Это было поистине замечательным достижением: математические формулы, которыми в наши дни пользуются строители при проектировании водопроводов с подачей воды самотеком, были выведены лишь в XIX в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Знаний, которыми обладали античные специалисты  в области техники, было вполне достаточно для достижения значительных результатов  в сфере практического применения механизмов. Тем более удивительно, что в действительности этого не происходило31. Использование технических достижений в ограниченных масштабах, и в основном в непроизводственной сфере (для развлечений), объясняется особенностями общественного устройства и социальной психологией периода Римской империи (в частности, отсутствием рынка в современном смысле, погони за прибылью, поскольку целью было воспроизводство традиционных — полисных — экономических отношений; во внимание принимались не промышленные потребности, а интересы человека как части целого, окружающая природная среда в ее целостности). Определенную роль сыграла научная традиция, служившая помехой техническому развитию и отличающаяся специфическим пониманием целей научного исследования. Римскую науку в целом недостаточно интересовало прикладное применение ее результатов в сфере техники. Применение технических достижений в зрелищах, в изготовлении игрушек, предметов роскоши

 и т. и. позволяет понять, в какой именно форме массам  были доступны результаты технической  мысли. 

 

 

Список использованных источников.

 

 

  1. Бокщанина А.Г.:  История древнего Рима.  – М., Высшая школа, 1999г.;
  2. Колосовская Ю.К., Павловская А.И., Смирин В.М.:  Культура Древнего Рима. – М.: Наука, 1985;
  3. WWW.wirsbo.ru;
  4. WWW.steklo.biz. 

freepapers.ru