Индия древняя культура. Индия. Древняя культура - История архитектуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Этапы культурного развития Индии. Индия древняя культура


Культура древней Индии.. Культура Индии

Похожие главы из других работ:

Индийская культурно-историческая традиция

1. Религии Древней Индии

Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности. Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена...

Индийская культурно-историческая традиция

2. Художественное творчество Древней Индии;

...

Индийская культурно-историческая традиция

3. Научные достижения Древней Индии.

«Если есть на земле страна, где нашли место все мечты людей с того дня, когда первый человек начал сновидение жизни -- это Индия». Р. Ролан 1. Религии Древней Индии Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации...

Индийская культурно-историческая традиция

3. Научные достижения Древней Индии

Индия -- страна исключительной духовной свободы. Всю свою огромную энергию, изобретательность и точность она на протяжении последних четырех-пяти тысячелетий направляла на глубочайшее и тончайшее исследование внутренней жизни...

Культура Древнего мира

Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-Гуптскую эпоху...

Культура Древней Индии

I. Философские направления в Древней Индии

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность...

Культура древних обществ Востока

1.2 Культура Древней Индии

Культура Мохенджо-Даро и Хараппы. Около 2500 г. до н.э. в долине реки Инд народ неизвестного происхождения создал развитую городскую цивилизацию. Здесь зарождались ремесла, процветала торговля, возникла письменность...

Культура Индии

Культура древней Индии.

В 20-е гг. текущего столетия в долине реки Инд была открыта высокоразвитая древняя культура. Ученые по-разному датируют исходный период её истории, но самые ранние слои относятся к середине III тыс. до н.э...

Культура Индии

Глава I. Религиозные системы Древней Индии

...

Культура Индии

Глава II. Литература Древней Индии

§ 2.1 Религиозная литература Из того, что уже было сказано выше, ясно, что центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них ? веды ? не только были поздно записаны...

Культура косметики разных народов

2.3 Косметика Древней Индии

Индия страна контрастов, поэтому их одежда и тутуаж на лице всегда яркие и разнообразные. Все слои населения Индии чернили брови и веки углем, подводили сурьмой, басмой. Лицо и шею покрывали белилами, румянили щеки. Золотили губы...

Культурное развитие Древней Индии

Религия Древней Индии

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии...

Культурное развитие Древней Индии

Философские направления в Древней Индии

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Индийская философия - это не только экзотика...

Религия и философия Древней Индии

Религия Древней Индии.

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80 % населения Индии)...

Социальные основы индийской культуры

1. Религиозно-философские направления древней Индии

...

cult.bobrodobro.ru

3. Культура древней Индии. Культура Древнего мира

Похожие главы из других работ:

Индийская культурно-историческая традиция

1. Религии Древней Индии

Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности. Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена...

Индийская культурно-историческая традиция

2. Художественное творчество Древней Индии;

...

Индийская культурно-историческая традиция

3. Научные достижения Древней Индии.

«Если есть на земле страна, где нашли место все мечты людей с того дня, когда первый человек начал сновидение жизни -- это Индия». Р. Ролан 1. Религии Древней Индии Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации...

Индийская культурно-историческая традиция

3. Научные достижения Древней Индии

Индия -- страна исключительной духовной свободы. Всю свою огромную энергию, изобретательность и точность она на протяжении последних четырех-пяти тысячелетий направляла на глубочайшее и тончайшее исследование внутренней жизни...

Культура Древнего мира

Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-Гуптскую эпоху...

Культура Древней Индии

I. Философские направления в Древней Индии

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность...

Культура древних обществ Востока

1.2 Культура Древней Индии

Культура Мохенджо-Даро и Хараппы. Около 2500 г. до н.э. в долине реки Инд народ неизвестного происхождения создал развитую городскую цивилизацию. Здесь зарождались ремесла, процветала торговля, возникла письменность...

Культура Индии

Культура древней Индии.

В 20-е гг. текущего столетия в долине реки Инд была открыта высокоразвитая древняя культура. Ученые по-разному датируют исходный период её истории, но самые ранние слои относятся к середине III тыс. до н.э...

Культура Индии

Глава I. Религиозные системы Древней Индии

...

Культура Индии

Глава II. Литература Древней Индии

§ 2.1 Религиозная литература Из того, что уже было сказано выше, ясно, что центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них ? веды ? не только были поздно записаны...

Культура косметики разных народов

2.3 Косметика Древней Индии

Индия страна контрастов, поэтому их одежда и тутуаж на лице всегда яркие и разнообразные. Все слои населения Индии чернили брови и веки углем, подводили сурьмой, басмой. Лицо и шею покрывали белилами, румянили щеки. Золотили губы...

Культурное развитие Древней Индии

Религия Древней Индии

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии...

Культурное развитие Древней Индии

Философские направления в Древней Индии

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Индийская философия - это не только экзотика...

Религия и философия Древней Индии

Религия Древней Индии.

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80 % населения Индии)...

Социальные основы индийской культуры

1. Религиозно-философские направления древней Индии

...

cult.bobrodobro.ru

Этапы культурного развития Индии

Современное название «Индия» появилось только в XIX в. Мусульмане, завоевавшие Индию в VII-VIII вв.,  дали ей имя Хиндустан (страна индусов). Культурное развитие страны началось в 4 тыс. до н. э. По уровню развития земледелия, скотоводства, ремесла, письменности, художественной и духовной культуры Древняя Индия не уступала цивилизациям, существовавшим в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата. Письменные древнеиндийские памятники стали известны на Западе в XVII-XVIII вв. До этого на Индию смотрели как на источник обогащения, кладовую всякого рода экзотических ценностей и пряностей. Колумб, отправившийся в западном направлении открывать новый морской путь в Индию, «открыл» Индию в другой части света. При этом настоящую Индию и ее культуру это предохранило на долгие десятилетия от возможного вторжения европейцев. Когда европейцы впервые познакомились с достижениями древнеиндийской культуры, их буквально потряс мир высокой духовности. В XV в. в Европе ее называли «страной чудес». Первый русский путешественник Афанасий Никитин, пораженный богатством Индии, великолепием дворцов и храмов, возвратившись, написал книгу о своем путешествии «Хождение за три моря».

Культура Индии самобытна и уникальна. Щедрая природа обеспечила условия для ее уникального развития. Изолированность от внешнего мира и защищенность (на севере Гималайские горы, а на юге море) способствовали тому, что народ Индии не испытывал необходимости тратить много сил на борьбу за существование и люди могли себе позволить жизнь более возвышенную, чем суетливое накопительство.

К культуре Индии большой интерес проявляли на Западе — Ф. Шиллер, Г. Гейне, Т. Манн, В. Гюго, Р. Роллан, И. Кант, Г. Ф. Гегель, А. Шопенгауэр, Р. Киплинг, Г. Гессе; в России — В. А. Жуковский, В. Г. Венский, А. Н. Толстой, К. Бальмонт, И. А. Бунин, Н. К. Рерих и др. В 20-е гг. XX в. Рерих организовал экспедицию в Гималаи для поисков общих корней русской и индийской культур.

Можно выделить следующие этапы культурного развития Индии:

1.  Хараппская культура и Мохенджо-Даро (3-2 тыс. до н. э.).

2.  Культура Маурьев (IV—II вв. до н. э.).

3.  Кушано-Гуптский период (I в. н. э.- VI в. н. э.).

4.  Раннеисламская культура (XI-XVI вв.).

5.  Культура империи Великих Моголов (XVI-XVHI вв.).

Хараппская культура

В 20-х гг. XX в. была открыта древняя культура в долине реки Инд. Ученые относят ее возникновение к 3 тыс. до н. э. Самые значительные находки были сделаны в Хараппе и Мохенджо-Даро, древних городах, расположенных на территории современного Пакистана. По масштабу распространения Хараппская цивилизация являлась одной из самых крупных в Древнем Востоке: от Дели до берегов Аравийского моря. Полагают, что Хараппская цивилизация существовала с середины до середины 2 тыс. до н. э. О ее уровне развития говорят строгая планировка городов, наличие письменности (письмо справа налево), ремесел и изобразительного искусства. Язык и письменность Хараппы пока не расшифрованы, хотя на сегодняшний день найдено множество печатей с надписями. В хараппском искусстве возник впервые мотив танца (была найдена статуэтка девушки-танцовщицы), столь популярный в индийской культуре. О религии древних хараппцев известно очень мало.

Многочисленные археологические находки говорят о достаточно высоком уровне хараппской культуры для того времени. Население Хараппы умело обрабатывать металлы, занималось земледелием, знало множество ремесел. Найдены каменные, медные, бронзовые орудия труда и оружие (ножи, палицы, топоры, серпы, вилы и пр.), ювелирные и другие изделия (украшения, женские фигурки великой богини-матери, печатки-амулеты, талисманы со знаками-символами в виде трилистника, свастики, колеса с шестью спицами и др.). Обнаружены игровые комплексы типа шахмат (4 вида войск) и шашек, изделия гончарных мастеров. Письменность Хараппы и Мохенджо-Даро насчитывала около 400 пиктографов (рисуночное письмо) и слоговых знаков. На линейке, найденной при раскопках, обнаружена десятизначная система счисления. История сохранила такие художественные памятники эпохи: пещерные рисунки с изображением охотничьих сцен.

Древние жители Хараппской цивилизации принадлежали к негроидной расе. Через тысячу лет после зарождения этой цивилизации (сер. 2 тыс. до н.э.) с северо-запада в Индию стали проникать арийские народы, принадлежавшие к европеоидной расе, говорившие на индоевропейских языках. Причины упадка этой цивилизации неизвестны, но к моменту проникновения в Индию арийских племен она не прекратила своего существования полностью. Сведения о культуре ариев дошли до нас благодаря Ведам – священным текстам, составленным на древнеиндийском языке – санскрите. Арии жили большей частью в деревнях, большие города отсутствовали. Период индоарийского развития, т.е. от первых Вед до культуры Маурьев не оставил памятников материальной культуры. Об этом времени рассказывает эпос Древней Индии «Махабхарата» и «Рамаяна».

Культура Маурьев

В 321 г. До н.э. в Индии возникло первое объединенное государство-империя Маурьев. Их столицу Паталипутра (в долине Ганга) описывали древнегреческие авторы. Город окружала мощная стена с дозорными башнями и рвом. Большинство архитектурных сооружений были выполнены из дерева. В строительстве и архитектуре камень стали применять во времена правления царя Ашоки (268-232 гг. до н.э.). Выдающийся правитель Ашока провозгласил буддизм государственной религией, стремился увековечить его в монументальном искусстве, которое принято называть «искусством Ашоки». Среди культовых сооружений получили распространение: ступа, стамбха и пещерный храм.

Ступа (с санскр. – куча земли, камней) – буддийский храм в форме полусферы.

Стамбха – в буддийском искусстве – мемориальный монолитный каменный столб, увенчанный лотосовидной капителью с символическими скульптурными изображениями.

В годы правления Ашоки было построено 80 тыс. ступ.

Ступа имела вид полусферы. Наверху хранилась погребальная урна, над которой возвышался стержень «с зонтами». Существует легенда о том, что Будду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Учитель постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Полусфера, символ неба и бесконечности, в буддизме означает нирвану.

Стамбхи Ашоки весом 50 т и высотой 50 м представляли собой отполированные каменные столбы, увенчанные символами буддизма. На них были высечены указы, наставления в духе буддийской морали.

 

Кроме ступ в буддийской архитектуре существовали и искусственные пещеры-храмы. Пещерные храмы представляли собой продолговатые залы с двумя рядами колонн и ступой. Самые знаменитые пещерные храмы находятся в Аджанте (здесь их насчитывают около 27).

Показателем высокой культуры Древней Индии является появление учебников грамматики санскритского языка. Самой прославленной является «Грамматика», составленная Панини в IV-III вв. до н.э.

Кушано-Гуптский период

Династию Маурьев в первые века нашей эры сменили цари индоскифской династии Кушанов (I-III вв н.э.).

Политическое могущество Кушанской империи было достигнуто в период правления Канишки (78—123 н. э.).

Долгое время Индия не страдала от иноземных вторжений. В эту эпоху страна переживала расцвет науки, философии, литературы. Индия славилась буддийскими университетами в Таксиле, Наланде, Аджанте.

В I—III вв. н. э. получила распространение гандхарская школа искусства, сложившаяся под воздействием художественных традиций народов Северной Индии, Средней Азии, греко-римской культуры. Своеобразие этой школы заключалось в антропоморфном изображении Будды в виде идеализированного образа гармоничного и прекрасного человека (в эпоху Маурьев Будду изображали в виде священного дерева Бо, колеса Закона, ступы или отпечатка стопы великого проповедника). Большая реалистичность достигалась в изображениях низших божеств и светских людей.

В долине Ганга сложилась матхурская изобразительная школа. Здесь фигуры Будды хотя и передают земной образ проповедника, но в них уже проявляются некоторые черты отрешенности. Значительное место отведено светской скульптуре - фигурам кушанских правителей и мирян - богатых донаторов.

После распада Кушанского государства (IV в.н.э.) воцарилась династия Гуптов, расположившись на большей части Северной Индии.

В этот период достигла значительного развития материальная культура. Совершенствуется земледелие: вводятся классификация почв, севооборот, широко используются удобрения, осваиваются новые сельскохозяйственные культуры (в частности, индиго), распространяются шелководство, искусственное орошение и пр.

Заметных успехов добились ремесленники в изготовлении оружия и украшений, тончайших тканей из шелка и хлопка. О высоком искусстве металлургов свидетельствует, в частности, отлитая в начале V в. и сохранившаяся до сих пор в Дели железная колонна высотой более 7,25 м и весом около 6,5 т. Интересно, что за свою полуторатысячелетнюю историю она почти не подверглась коррозии. Весьма впечатляет созданная в тот же период двухметровая весом около тонны медная статуя Будды, воплощающая неземную силу и внутреннюю сосредоточенность высшего существа.

Крупные успехи были достигнуты в строительстве зданий из камня. Традиционными становятся пещерные храмы, для сооружения которых использовались сложные расчеты. Создание таких храмов требовало огромных затрат человеческого труда, большого искусства в монументальной и художественной обработке камня, хотя ранние храмы периода Гуптов были невелики по размеру, довольно изящны и гармоничны по форме. Так, в наземном храме в Санчи (начало V в.) колонны портика несут капители с фигурами львов подобно знаменитой львиной капители на колонне Ашоки. Дождливые сезоны на севере потребовали оформления нового типа башнеобразного храма с высокими перекрытиями. Официальная скульптура стала более условной, отвлеченной. Изображения Будды выполнены в строгом соответствии с общеиндийским религиозным каноном. Весьма сложны многофигурные композиции рельефов на темы брахманистского эпоса и мифологии, содержавшие не только жанровые, но и пейзажные мотивы.

О богатстве и роскоши искусства Гуптов свидетельствует изобилие скульптуры, резьба и росписи внутри пещер и на фасадах храмов Аджанты. Монументальная живопись покрывала стены и потолки около трех десятков пещер и отражала богатство и широту жизненных впечатлений, в основе которых лежали реалистические народные традиции и разнообразные сюжеты из жизни Будды, великолепные узоры, изображения природы, придворные и бытовые сцены.

Эта держава стала последним рабовладельческим государством в этой части Индии. Здесь уже наряду с трудом рабов использовался труд крестьян-общинников, которым сдавались земельные участки на условиях выплаты части урожая. В условиях рабовладельческого уклада важным элементом общественной культуры становится кастовый строй, окончательно сложившийся в период раннего Средневековья. В отличие от варн они обладали внутренней администрацией, их связывали обязательства взаимопомощи, регламентация производственного процесса, определенные правила общения с членами других каст, совместное отправление религиозного культа и т. д.

Деление населения Древней Индии на ариев и неариев положило начало возникновению варн.  Слово «арья» возникло от слова «арать» что означало «пахать», но со временем это первоначальное значение было утрачено и стало означать «благородный».

В процессе завершения разложения первобытного строя и складывания первых рабовладельческих государств постепенно определилось деление ранее равноценных свободных людей на группы, различающиеся между собой общественным положением, правами и обязанностями.

Появление варн предохранило народности от взаимного уничтожения. Каждому члену общества с рождения предписывалось занимать строго определенное место и исполнять строго определенные обязанности. Такая предопределенность, конечно, не способствует творчеству и прогрессу общества в целом, но она обеспечивает выживание и относительную безопасность каждому члену общества, если он исполняет предписанные ему обязанности.

Вначале существовало 4 варны (позднее их стало гораздо больше):

·       Брахманы – жрецы;

·       Кшатрии – правители и воины;

·       Вайшьи – ремесленники, земледельцы;

·       Шудры – неквалифицированные рабочие.

Захватив монополию на прежде выборные общественные должности, родоплеменная знать составила две привилегированные варны - брахманов и кшатриев. Представители этих варн занимали высшие посты в аппарате управления и войске. Наиболее многочисленную третью варну - вайшьев - составляли свободные общинники, занимавшиеся сельским хозяйством, ремеслом, торговлей. Низшая варна - шудр - состояла из «чужаков», потомков покоренных племён, которые хотя и были свободными, но не обладали правом на общинную собственность и были призваны служить представителям трех первых варн.

Деление общества на варны позднее было закреплено законодательно в «Законах Ману» (по имени полулегендарного правителя Индии V в. до н.э.), определивших права и обязанности представителей разных варн. Согласно легенде, брахманы-жрецы, призванные говорить от имени бога, своим происхождением обязаны устам бога Брахмы, наиболее почитаемого в это время. Варна кшатриев создана из рук бога, вайшьи - из бедер, из ног Брахмы возникли шудры. Каждой варне соответствовал цветовой символ: для брахманов – белый, кшатриев – красный, вайшьев – желтый, а для шудр – черный.

И если варны возникли в результате развития общественного неравенства, и в их основе лежало различие в правах и обязанностях по отношению к рабовладельческому государству, то касты - результат разделения труда. В их основе - место в экономической жизни общества, однако в условиях существования варн.

Касты (португ. casta от лат. castus — чистый, санскр. джати) — это замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий, отчужденные друг от друга, занимающие установленное обычаем и законом место в производственной и общественной жизни.

Варны (с санскр. – качество, цвет) – социальные слои общества, различающиеся между собой происхождением, общественным положением, правами и обязанностями. Внутри варн существовали внутригрупповые браки.

К примеру, к варне вайшьев вначале были отнесены касты, члены которых, с точки зрения оседлого земледельца, занимались благородным занятием (земледелие, обслуживание государства и рабовладельческой знати экономически независимым и классифицированным трудом): земледельцы и скотоводы, купцы и зажиточные ремесленники, изготовлявшие предметы роскоши и др. Менее привилегированные ремесленники (кузнецы, гончары, ткачи и др.) и обслуживающие земледельческие касты (деревенские ремесленники, пастухи, сторожа и пр.) вошли в варну шудр. Остальные - отверженные, пребывающие вне каст, общение с которыми членам «чистых» каст запрещалось, представлены поденщиками, метельщиками улиц, уборщиками нечистот, работниками кладбищ, палачами, бывшими рабами.

В гуптской художественной культуре буддийское творчество переживало свой последний расцвет, надолго уступив место изображению богов индуизма.

После заката династии Гуптов в VI в. страна вновь распалась на небольшие государства. Преобладающей религией становится индуизм, который поддерживал кастовое неравенство и раздробленность страны. Широкое распространение получил тантризм, на юге-джайнизм. Философия превращается в самостоятельную область знаний, называемую дарашана. В XIII в. буддизм в основном закончил свое существование в Индии, выйдя за ее пределы и впоследствии став самой первой мировой религией.

Даршана (с санскр. – взгляд, видение) – философия.

Раннеисламский период

Впервые мусульманские завоеватели вторглись на территорию Индии еще в VIII в. Спустя пять веков удалось покорить почти всю страну. Период раннеисламского владычества в Индии начался с нашествия мусульман в XI в. Завоеватели безжалостно уничтожали святыни «неверных» - индуистские и буддийские храмы. В XII-XIII вв. в индийской национальной архитектуре и изобразительном искусстве внедряются новые типы зданий: мечети, минареты, мавзолеи, медресе, утверждается плоский узорчатый орнамент взамен объемной архитектуре. Запрет ислама изображать живые существа нанес тяжелый урон индийской культуре и живописи. Лишь с середины XV в. наблюдается синтез мусульманского и индусского стилей.

Культура империи Великих Моголов

Начало Могольской империи, просуществовавшей в Индии почти 200 лет (XVI-XVIII вв.), положил правитель Кабула – Бабур (1483-1530) потомок Тимура Самаркандского. Централизованное государство на севере Индии создал Акбар (1556-1605). Он вошел в историю не только как талантливый организатор и дальновидный политик, но и как тонкий знаток и покровитель искусства. При дворе правителя находили работу многие индийские архитекторы и художники. Акбар стремился объединить Индию, это усиливало влияние индийского искусства на мусульманское. При преемнике Акбара Шах-Джахане (1627-1658) архитекторы обратились к их синтезу, вырабатывая государственный стиль. Выдающимся памятником архитектуры Индии этого период является мавзолей Тадж-Махал в Агре (сер. XVII в.), построенный Шах-Джаханом в память о любимой жене. Здесь в одном произведении искусства соединились 2 культуры. Этой эпохой завершилось поступательное развитие индийской культуры, поскольку оно было прервано вторжением западноевропейской цивилизации.



biofile.ru

Индия. Древняя культура - История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 2
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 3
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 4
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 5
    • Архитектура Византии
    • Архитектура Армении
      • Архитектура Армении
      • Архитектура IV—VII вв.
      • Архитектура IX-XI вв.
        • Развитие Армении политическое IX—XI вв
        • Развитие Армении экономическое IX—XI вв
        • Ани, Лори-берд
        • Амберд, Бджни, Каянберд, Тигнис, Магасберд, дворец Багратидов
        • Айраванка, Нарекаванка, Ованнеса, храм Креста, собор Аракелоц
        • Ани. Кафедральный собор, Гагикашен, церкви Григория Абугамренц и Спасителя
        • "Пастушья" церковь, Аракелоц, Аменапркич, Ншана
        • Храм в Мармашене, Гавиты, Татев, Хцконк, хачкар, Гавазан
      • Архитектура XII—XIV вв.
      • Архитектура киликийской Армении (1080—1375 гг.)
      • Архитектура XV—XIX вв.
      • Роль архитектуры феодальной Армении
    • Архитектура Грузии
      • Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
      • Архитектура VIII—IX вв.
      • Архитектура X—XI вв.
      • Архитектура XII—XIII вв.
      • Архитектура XIII—XV вв.
      • Архитектура XVI—XVIII вв.
    • Архитектура Болгарии
    • Архитектура Сербии и Македонии
      • Сербия и Македония. Особенности развития
      • Сербия и Македония. Особенности развития 2
      • Градостроительство. Крепости, замки, монастыри
      • Градостроительство. Замки, монастыри, жилые дома
      • Культовая архитектура раннефеодального периода
      • Период господства Византии
      • Рашская архитектурная школа
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Тип, материалы
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Интерьеры. Пропорции. Декор
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, планы, особенности
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, декор
      • Моравская школа. Храмы. Форма, особенности
      • Моравская школа. Храмы. Форма, материал, декор
      • Моравская школа. Храмы. Декор. Фрески
      • Роль архитектуры Сербии и Македонии
    • Архитектура Молдавии и Валахии

archisto.info

Древняя Индия и ее культура

Древнеиндийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Первые центры культуры в Индии существовали уже в конце III - начале II тысячелетия до н. э. В настоящее время известны два древнейших центра высокоразвитой культуры. Это Хараппа (ныне в западном Пакистане) и Мохенджо-Даро на берегу реки Инд. Мохенджо-Даро являлся одним из центров хараппской цивилизации.

В Мохенджо-Даро археологи обнаружили правильной прямоугольной формы кварталы, широкие улицы, перекрытые каналы, в домах - комнаты для омовений. Строительство велось из обожженного кирпича, а дома были многоэтажными. Появилась здесь и своеобразная, до сих пор не расшифрованная письменность. Высокого совершенства достигло искусство малых форм — гравюры на печатях, статуэтки, а также различные виды ремесел.

Во II тысячелетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых создали великое собрание священных гимнов, заклинаний и жертвенных формул "Ригведу". Этот сборник до сих пор почитается как самый важный из многочисленных текстов индуизма. Позднее появились и другие Веды – "Самаведа", "Яджурведа" и "Атхарваведа". Со временем вокруг Вед стала складываться так называемая ведическая литература, представляющая собой толкования и комментарии к Ведам. Наиболее значительные из них получили название Упанишады (от упа-ни-шад — "сидеть около ног учителя").

Героическую эпопею борьбы арийцев с природой страны и с подобными себе можно проследить не только по Ведам, но и по Законам Ману. В них собраны все постановления, определявшие правила религиозной, политической и общественной жизни индусов. Первоначальной единицей арийского общества, как и всех других древних патриархальных обществ, была семья. Семья находилась под абсолютной властью отца – отец был ее царем, судьей и жрецом. Доблести и подвиги каждого отдельного члена семьи распространялись на всю семью, за все его проступки и обязательства отвечала также вся семья. Семья была неделима, и как бы ни была многочисленна, она тем не менее оставалась одним юридическим лицом, а ее имущество – земля и прочее — являлось общим и нераздельным. Уже издавна из среды арийского общества стали выделяться семьи, на которых лежали известные обязанности. Исполнение этих обязанностей переходило от отца к сыну и считалось наследственным. Вследствие этого арийское общество постепенно разделилось на четыре сословия. Их санскритское наименование - "варна" (неточно переводимое как "каста", а буквально означающее "цвет"). В определённой мере и по сей день существуют каста жрецов, или брахманов (чистых), каста воинов, или кшатриев, каста вайшьев, или ремесленников, купцов и земледельцев, и каста шудр (слуг). Последняя каста образовалась из покоренных народов и составляла самую многочисленную часть народонаселения Индии.

В древнеиндийском обществе каждая из четырех вари (сословий) состояла из нескольких каст с четко сформулированными нормами социального поведения. Отношения между сословиями и кастами определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права заниматься ничем иным).

Науки были неотъемлемой частью образовательного стандарта высших варн, но читать и изучать Веды и комментарии к ним могли лишь мужчины из первых трех варн; женщинам и шудрам путь знаний был заказан. Образованный индус времен Упанишад заявлял, что помимо собственно Вед и Законов Ману он знает "правила почитания предков, науку чисел, искусство предсказаний, хронологию, логику, правила поведения, этимологию, науку о священном знании, науку о демонах, военную науку, астрономию, науку о змеях и низших божествах".

Записывались Веды на древнеиндийском, ведийском языке. В V веке до н. э. ученый брахман Паниш осуществил обработку языка поздневедической литературы, создав его новый вариант, названный санскритом. Санскрит - это литературная форма древнеиндийского языка, на которой написаны многие памятники древнеиндийской литературы. На санскрите были записаны великие эпические поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна".

Интереснейшим документом, содержащим информацию о культуре Индии III века до н. э., являются высеченные на камне многочисленные надписи царя (раджи) Ашоки (так называемые эдикты). Эдикты Ашоки посвящены изложению правил благочестия, разработанных царем, которым должны были следовать и сам государь, и все подданные. Надписи Ашоки – официальные государственные эдикты, но в них содержится и много чисто личных моментов, позволяющих судить о характере самого царя. Ашока покровительствовал нетрадиционным религиям, главным образом буддизму, и призывал население почитать не только жрецов-брахманов, но и бродячих проповедников новых учений. Индийский правитель провозглашал своей целью завоевание всего мира, но не войной, а "праведностью". Он рассылал во все страны специальные миссии, которые должны были проповедовать истинность учения Будды и рассказывать о благочестии Ашоки. Ашока, видимо, полагал, что, подавая пример праведного правления, сможет убедить соседей в достоинствах своей политики и таким образом добиться морального главенства над всем цивилизованным миром.

В надписях Ашоки говорится о дхарме как "праведности", которой должны придерживаться все. Возлагаемая на царя обязанность охраны подданных относилась прежде всего к охране дхармы. Начиная с Ашоки, правители принимали титул дхармараджи. Царь обязан был поддерживать дхарму, "священный закон", карая злодеев и вознаграждая праведных. Ашока заявлял, что все подданные – его дети, энергично поддерживал учение об ахимсе (непричинение вреда людям и животным), которое тогда быстро распространилось среди верующих всех направлений.

Арии были буйным и жизнерадостным народом. Они очень любили музыку, играли на флейте, лютне и арфе, сопровождая это аккомпанементом ударных - цимбал и барабанов. В гимнах встречаются упоминания о пении, танцах и об искусстве танцовщиц. В Древней Индии сложилась особая танцевальная культура, в которой каждый жест и положение тела имеет свой смысл. Таким образом, танец был превращен в повествование средствами пластики, близкое к пантомиме, но более эмоциональное и красочное. Популярнейшим развлечением древних индусов были представления театра сангит. Сангит - это разновидность ранней формы театрального искусства, существовавшая в Древней Индии, которая включала элементы пения, инструментальной музыки, пантомимы и танца. Были широко распространены азартные игры - во все времена и среди всех слоев населения, за исключением наиболее благочестивых людей. Одной из таких игр были шахматы.

Самым высоким из всех законных видов наслаждения древние индусы считали эротические действа. Вся индуистская литература, и религиозная, и светская, изобилует сексуальной символикой и откровенными эротическими моментами. Сам процесс сотворения мира изображался как брачный союз бога и богини, и фигуры тесно обнявшихся пар повсеместно высекались на стенах храмов.

Священные предания, сутры - руководства по жертвенным ритуалам, законодательству и правилам домашней жизни - уделяли большое внимание любовным отношениям. До сих пор хорошо известен древнеиндийский трактат о любви "Кама сутра". Среди многочисленных праздников, которые следовали один за другим, наиболее широко отмечался праздник в честь Камы — бога любви.

Характерной чертой культуры Индии является наличие множества взаимодействующих между собой религий. Среди них прежде всего следует выделить брахманизм с его позднейшими формами индуизмом и джайнизмом.

Для древнего египтянина и шумера жизнь была единократной и неповторимой. Ее продление до бесконечности — бессмертие — было сокровенной мечтой шумеров и вавилонян. Арьи же, напротив, понимали жизнь как бесконечную цепь перерождений, как странствие душ по все новым и новым телам. Это странствие получило название сансары. Вечно вращается колесо сансары; но каждое новое перерождение определяется накопленной в предыдущей жизни кармой – суммой добрых и злых дел человека, осуществляющей своего рода "закон возмездия". Дурная карма обеспечивала переселение в низшие сословия или в животных, средняя – возрождение на том же самом социальном уровне, хорошая карма была гарантом рождения в высшей варне. Вера в сансару на века обезопасила Индию от всех социальных потрясений: рождение среди обездоленных, нужда, нищета и тяжелый труд осознавались как дурная карма и наказание за предыдущую греховную жизнь, в чем обвинять человек мог только себя самого. Позже внутри брахманизма сформировалось нетрадиционное этическое направление — джайнизм, сыгравшее немалую роль в истории культуры Индии. Джайнизм сделал явственный акцент на этику, на социально-нравственные формы поведения человека. Последователи джайнизма свято следуют принципу "ахинсы", непричинения вреда всему живому: ведь в каждом звере и птице, в каждой былинке и мошке сокрыта душа, "отрабатывающая" прежнюю карму. Джайнисты даже закрывали рот белой повязкой, дабы не проглотить случайно какое-либо насекомое и тем самым не нарушить принцип ахинсы. Передвигались они только при свете, разметая перед собой дорогу, чтобы опять же не повредить что-либо живое.

Основателем буддизма одной из великих мировых религий - был царевич Сиддхартха Гаутама, известный также под именем Шакьямуни, что переводится как "мудрец из рода Шакьев" (ок.560 - 480 гг. до н. э.). Слово будда обозначало человека, превосходящего всех остальных людей своими нравственными, умственными и физическими качествами. До будды Гаутамы в Индии насчитывалось не менее 94-х таких будд. Но только Гаутаме удалось создать свою философско-религиозную доктрину, выделившуюся из брахманизма и завоевавшую умы множества людей. Основы его учения изложены в бенаресской проповеди. С точки зрения буддизма жизнь есть страдание. Причина его - в изобилии переполняющих человека желаний, в жажде наслаждений, богатства, власти, вечной жизни и т.п. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности — вот путь к уничтожению страдания. Именно за этим лежит полное освобождение от всех земных желаний — нирвана.

Древнеиндийская культура вообще отличалась многообразием философских воззрений. Уже в древнейшем индийском эпосе "Махабхарата" говорится о существовании множества мудрецов, чьи философские воззрения противоречат друг другу. Значительное место принадлежит наиболее радикальной из древних материалистических систем — локаяте. Популярным философским направлением в Древней Индии была йога, повсеместно нашедшая себе немало поклонников в связи с теми конкретными правилами психофизической тренировки, которые она предлагает для достижения освобождения от оков материального мира. В настоящее время йога прочно вошла в область интеллектуальной и культурной моды. Однако нельзя не учитывать того, на что обращает внимание в книге "Архетип и символ" К. Г. Юнг: "...йога представляет собой не просто механику, но имеет и философское содержание.... Практика йоги немыслима — да и неэффективна — без тех идей, на которых она базируется. В ней удивительно совершенным образом сливаются воедино физическое и духовное... Раскол западного ума с самого начала делает невозможным сколько-нибудь адекватное использование возможностей йоги".

В конечном счете, все формы древнеиндийского художественного творчества тоже выражают стремление вырваться за пределы обыденной человеческой жизни и, пройдя через соответствующие этапы, достичь духовной просветленности, которую определяют такими понятиями, как нирвана, мокша и др. Индийское искусство — наглядное воплощение этой главной темы, и потому его художественные образы несут мудрость божественного откровения.

Ключом к пониманию искусства Индии принято считать фрески пещер Аджанты и скальные храмы Эллоры. По фрескам Аджанты можно изучать архитектуру древних городов, старинные костюмы, ювелирные изделия, образцы оружия. Это декоративное богатство - поистине энциклопедия индийского национального искусства. Вся человеческая жизнь, от рождения до смерти, все слои общества, от царя до раба, от святого до грешника, все человеческие чувства: любовь и ненависть, радость и горе, все это нашло отражение в пещерных храмах Аджанты. Они поистине стали зеркалом жизни далеких веков.

Скальные храмы Эллоры вырублены из скального монолита, например, храм Кайласа в Эллоре хочется назвать одним из чудес света: ведь весь храм – от высокого цоколя, украшенного фигурами слонов и львов в натуральную величину, до пирамидальных башен – все это было высечено из одного цельного куска камня. Работа велась на протяжении 150 лет. Храм представляет собой не строение, а огромную многофигурную скульптуру.

Культура Индии не только вобрала в себя достижения других культур, но и сама внесла огромный вклад в мировую культуру. Необходимо отметить, что вся Юго-Восточная Азия восприняла значительную часть своей культуры из Индии. Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Непала, Таиланда, Японии и Тибета. Сильное влияние культура Индии оказала на Запад, особенно на Германию конца XVIII - начала XIX вв. Гете, Гегель и многие другие писатели и философы начала XIX в. с увлечением читали все переведенные к тому времени произведения древнеиндийской литературы.

 

 

 

 

www.historicus.ru


Смотрите также