Развитие науки в Древней Греции. Ученые древней греции
Ученые древней Греции
В статье рассмотрены ученые Древней Греции, такие как Герон, Аполлоний и.т.д. Изучены биографии ученых и показаны основные направления, в которых они трудились. Необходимо отметить, что каждый из этих ученых внес большой вклад в развитие математики в Древней Греции.
Древняя Греция – это «мать» математики в современном понимании этого слова. Эта наука имела огромное значение в жизни древних греков. К примеру, в соседних государствах математика в основном использовалась в быту , а также для магических церемоний, для того чтобы выяснить, чего хотят боги, при помощи астрологии и нумерологии. Но, невзирая на такое распространение, математической теории как таковой не было, все ограничивалось исключительно набором эмпирических правил, зачастую ошибочных.
Древняя Греция – совсем другое дело. Для них число было главенствующим. Существовало даже такое утверждение, как «Числа правят миром». Самым динамичным периодом в развитии древнегреческой математики можно назвать 6-й век до н.э. В это время возникли одновременно две научные школы – пифагорейцы и ионийцы (Анаксимандр, Анаксимен и Фалес Милетский).
Наряду с такими учеными как Пифагор, Евклид, Фалес, Архимед, которые внесли большой вклад в развитие математики, необходимо так же выделить Герона, Эратосфена, Диофанта, Аполлония. Каждый из этих ученых способствовал развитию и процветанию математики в Древней Греции. Подробнее рассмотрим биографию и жизнь ученых.
Герон Александрийский – греческий учёный, работавший в Александрии. Автор дошедших до нашего времени работ, в которых систематически изложил основные достижения античного мира в области прикладной механики. Математические работы Герона являются энциклопедией античной прикладной математики. В "Метрике" даны правила и формулы для точного и приближённого расчёта различных геометрических фигур, например формула Герона для определения площади треугольника по трём сторонам, правила численного решения квадратных уравнений и приближённого извлечения квадратных и кубических корней. В основном изложение в математических трудах Герона догматично – правила часто не выводятся, а только выясняются на примерах.
Эратосфен - один из самых разносторонних ученых античности.
Особенно прославили Эратосфена труды по астрономии, географии и математике, однако он успешно трудился и в области филологии, поэзии, музыки и философии, за что современники дали ему прозвище Пентатл, т.е. Многоборец. Прославился благодаря изобретению “решета Эратосфена”. В сочинении “ Решето” Эратосфен создал оригинальный метод для “отсеивания” простых чисел. Во времена Эратосфена писали на восковых дощечках. Числа не зачёркивали, а прокалывали. Отсюда и название метода – решето. Осуществил первое измерение размеров земли. Измерив длину 1/50 дуги земного меридиана, Эратосфен вычислил окружность земного.
В конце II в. н.э. начинается закат греческой математики.
На фоне общего застоя и упадка резко выделяется гигантская фигура Диофанта.
В III–IV веках нашей эры жил в городе Александрии знаменитый греческий математик Диофант. Почти все математики древности занимались уравнениями. Много внимания им уделял, а главное, много нового внес в способы их решения древнегреческий ученый Диофант. Одна группа уравнений, так называемые неопределенные уравнения, до сих пор называются диофантовыми уравнениями. Именно для них он нашел способ решения. До нас дошли шесть из тринадцати книг “Арифметики”, написанных Диофантом. Его назвали “отцом греческой алгебры”. В историю математики Древней Греции он вошел как автор задач, составленных в стихах.
Аполлоний (ок.260 – 170 до н.э.) – наряду с Архимедом и Евклидом третий из самых выдающихся ученых эпохи эллинизма. Автор нескольких работ по математике и астрономии, среди которых наиболее известны восемь книг трактата «Конические сечения» (восьмая книга не дошла до нас). «Конические сечения» - яркий пример теории, возникшей из логики развития самой математики и лишь со временем нашедшей практическое применение.
Таким образом, древнегреческая математика – неисчерпаемый источник для удивления и восхищения. Прежде всего, она поражает своей красотой и богатым содержанием. Никакая другая древняя цивилизация не может похвастаться таким количеством научных деятелей, имена которых до сих пор не сходят с уст современного человека, а их труды и разработки используются в качестве основ математики. Для примера можно привести два достижения, которые пережили своих создателей: первое – греки создали математику как самостоятельную науку с личной методологией, основывавшейся на четких правилах и законах логики; второе – древние греки провозгласили, что законы природы можно постичь при помощи математических моделей.
novainfo.ru
Ученый из древней Греции первый учитель человечества. Ученые список.
Как правило, когда речь идёт об изобретениях, мужчины явно гордятся своим перевесом над женской половиной общества. Ими даже придумана фраза, что все великие открытия совершались во имя прекрасного пола, тем самым красиво намекая на то, что среди женщин не было великих...
Однако, все представители мужского пола несомненно не будут отрицать самого главного и весомого факта: всех великих изобретателей мира родили именно женщины! Кроме того, если Соломон и Сократ считались мудрейшими людьми своего времени, богинями мудрости были всё-таки женщины: греческая Афина Паллада, римская Минерва, древнеиндийская Сарасвати, абхазская Атана, японская Бэнтэн...
Помимо этой непреложной истины в женской головке припасено ещё достаточно ума, чтобы придумать многое из того, что столь необходимо им самим и... мужчинам тоже!
Во времена античности женский пол не представлял собой тот самый «слабый пол», о котором мы так часто говорим сегодня: он был достоен мужского.
Женщины античности имели возможность учиться в современных им философских школах и даже могли быть отмечены за свой труд. Нам известны представительницы женского пола, которые отличились не только в литературе, но и в естественных науках. В эпоху античности жили такие высокодуховные просвещённые женщины, как Гипатия Александрийская (370-415 н.э.) - феноменальное явление всесторонне образованной женщины.
На протяжении последующих 15 веков Гипатия считается единственной женщиной-учёной в истории человечества. Даже сегодня в истории математической науки и астрономии очень часто упоминается только она.
Эта благородная женщина была последним учёным-язычником западного мира. Её смерть совпала с закатом Римской империи. И, поскольку с тех пор на всём Западе не наблюдалось значительных успехов в развитии математики, астрономии и физики на протяжении тысячи лет, Гипатия стала символом конца эпохи античной науки. После Гипатии настал хаос и варварство Тёмных веков Средневековья.
Гипатия Александрийская (340-415 гг.) - философ, астроном и математик, последняя руководительница философской школы в Александрии и хранительница знаменитейшей и богатейшей Александрийской библиотеки - изобрела астролябию (прибор для измерения координат небесных тел) и прибор для определения плотности жидкости.
Отцом Гипатии был Теон - известный математик, астроном и механик своего времени. Жили они с дочерью в Мусейоне, в то время бывшим ведущим научным центром Египта. Там же находилась и Александрийская библиотека, основанная и собранная наследниками Александра Македонского.
Это было трудное время гонений, когда по приказу епископа Феофила в 391 году был уничтожен Мусейон и почти полностью Александрийская библиотека.
Однажды Гипатия в своей публичной лекции коснулась богословских взглядов епископа Кирилла - племянника и наследника Феофила, образованного человека своей эпохи, который в своё время даже слушал её лекции, указав на их расхождение с прежними постановлениями церковных соборов. Это не прошло бесследно: в 415 году группа сторонников Кирилла под предводительством некоего чтеца Петра напала на Гипатию и убила её. После этого события префект Александрии, Орест, - единственный сильный противник Кирилла - был сломлен.
События того времени отражены в историческом фильме режиссёра Алехандро Аменабара «Агора», снятом им в 2009 году.
Если ранее Гипатия рисовалась языческой мученицей, которая за религиозную нетерпимость была растерзана толпой коптских христиан, то сегодня многие полагают, что после смерти Гипатии Александрийская школа неоплатонизма превратилась в своего рода христианский богословский институт, просуществовавший до VII века. Синезий Киренский - ученик Гипатии - прямо говорит о том, что она была «гениальным философским учителем». Историки же упоминают о ней как об «образце интеллектуального аскетизма». Другими словами, Гипатии пришлось многим пожертвовать, включая семейное счастье, несмотря на свою необычайную красоту.
Именем легендарной Гипатии - одного из самых эрудированных в математике и астрономии людей в мире назван кратер на Луне.
Аглаоники, упоминаемая Плутархом как Аганики (V век до н.э.), - древнегреческий астроном родом из Фессалии (хронологически - первый астроном Древней Греции). Точнее - Аглаоники Игиторас, потому что она была дочерью правителя Фессалии («Игитора» - «Ηγήτορα»).
Нам практически ничего неизвестно из жизни Аглаоники, кроме того, что она была известна своими предвидениями солнечных затмений с точностью до часа, как и её современник Фалес. Этот факт свидетельствует о больших знаниях в области математической астрономии по сравнению с астрономами древнего Вавилона. Сама же Аглаоники, согласно преданию, в вопросе, связанным с определением затмений Луны опять-таки с точностью до часа, утверждала, что спускала Луну с неба (Аполлодарий, ΡόδιονΔ΄ 59). Существует версия, что она была пророчицей и астрологом.
Именем Аглаоники назван кратер на южном полушарии Венеры, диаметр которого равен 64 километрам.
Агнодики - первый гинеколог (IV в. до н.э.), которой удалось, переодевшись в мужчину, присутствовать на уроках гинекологии. То, что она женщина, выявилось совершенно случайно, когда Агнодики осудили как «мужчину-врача, поддерживающего эротические отношения со своими пациентками»: в ходе судебного разбирательства с целью защитить себя, она вынуждена была раскрыться, в результате чего Агнодики оправдали. Причём оправдание дало основание для внесения изменений в законе, который отныне разрешал и женщинам заниматься медициной.
Сквозь завесу истории проглядывает мифический образ Эфры - дочери царя Трезена Питфея и матери Тесея, которая обладала другим даром: уже с Х века до н.э. она преподавала арифметику с помощью абака (счётной доски) и символов по критско-микенской системе.
Арети из Киринеи - дочь Аристиппа, основателя Киринейской философской школы, училась в академии Платона. Она преподавала математтику, физику и моральную философию в Аттике, написав по меньшей мере 40 книг, две из которых были посвящены изучению математики. После смерти своего отца она стала его преемницей и была избрана в руководство школы. Характерно, что среди её учеников было около 100 философов.
Джон Моранс в своём труде «Женщины в науке» отмечает, что эпиграмма на её могиле гласит: «Величие Греции заключается в красоте Елены, в пере Аристиппа, в душе Сократа и в языке Гомера».
Аригноти - философ, писатель, математик с острова Самос. По словам Порфирия, она была дочерью Пифагора.
Аригноти принадлежит много философских трудов и книга «Об арифметике», которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней.
Дамо - дочь Пифагора и Февны. Преподавала теории Пифагора в Кротонской школе.
Пифагор доверил дочери свои сочинения, наказав ей не оглашать их непосвящённым, а сам уехал в Афины. В течение долгого времени Дамо соблюдала пожелание отца. Позднее она опубликовала геометрическое учение Пифагора с помощью Филолея и Фимарида. Это издание, которое, согласно Ямвлиху (ок. 242-306 гг.), философу-неоплатонику из Сирии, называлось «О Пифагоровой жизни», представляло собой изложение геометрии высшего порядка. По словам греческого астронома Геминуса Родосского (66 г. до н.э.), Дамо принадлежит создание тетраэдра и куба.
Витали - дочь Дамо и внучка Пифагора. Знаток пифагорейской математики. Дамо перед смертью доверила ей философские труды своего отца.
Дино - жена пифагорейца Вронтиноса Метапонтиноса, ученица и тёща Пифагора, знаток арифмософии. Она изучила неполные цифры. По её теории, цифра является неполной в том случае, когда действительное делимое (то есть делимое, кроме самого себя) при сложении даёт сумму, меньшую по значению с изначальной цифрой. Так, цифра 8 - неполная, потому, что 1+2+4=7.
ученый из древней греции первый учитель человечества
ученые древней греции список
ученый из древней греции первый учитель человечества
Ученый Древней Греции
Земля-центр Вселенной >>
А р и с т о т е л ь. (IV век до н.Э.). Величайший ученый Древней Греции. Родом он был из города Стагира. Всю свою жизнь он посвятил сбору и осмыслению сведений, известных ученым его времени. Его интересовало все: поведение и строение животных, законы движения тел, строение Вселенной, поэзия, политика. Он был учителем выдающегося полководца Александра Македонского, который, достигнув славы, не забывал своего старого учителя. Из своих военных походов он постоянно направлял ему образцы неизвестных грекам растений и животных.
Слайд 6 из презентации «Земля». Размер архива с презентацией 3421 КБ.
Природоведение 5 класс
краткое содержание других презентаций
«Бактерии» - Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях. Формы бактериальных клеток. Размножение бактерий. Развитие личности в системе образования. Изучение нового материала. Современное образование требует четких ответов на вопросы. Соотнести определения с изученными терминами и понятиями. Контролирующее задание. Формирование познавательных УУДов. Формулирование темы урока, постановка цели.
«Грибы» - Макромицеты. Низшие грибы. Особое царство. Роль в круговороте веществ. Великое множество. Мукор. Пеницилл. Шляпочные грибы. Общая характеристика грибов. Разнообразие грибов. Первая помощь при отравлении грибами. Дрожжи. Условно-съедобные грибы. Одноклеточные грибы. Грибы, занесённые в Красную Книгу России. Многоклеточные грибы.
«Свойства тел» - Урок на тему «Свойства тел». Температура. Вывод. Размер – величина предмета, масштаб какого-нибудь явления. Телами называют все предметы, окружающие нас. Естественные Живые Неживые Искусственные. Загадки. Чернокожий карапуз Не по росту тянет груз. Правильная геометрическая. Тела. Чудо-юдо – великан На спине везёт фонтан. Измерение массы. Природа. Неправильная. Форма тела. Размер.
«Процессы в клетке» - Жизнедеятельность и рост клетки. Основные процессы в клетке. Движение цитоплазмы Питание клетки Дыхание Обмен веществ Рост Размножение. Во всех клетках, различающихся по форме, размерам, функциям, идут сходные процессы: питание, дыхание, выделение, обмен веществ, рост, развитие и деление (размножение) клетки. Обмен веществ - главное проявление жизнедеятельности клетки и всего организма.
«Лекарственные растения» - Зверобой. Египет. Ласточкина трава. Валериана. Клещевина. Семена мои целебны. Цветы. Загадки о лекарственных растениях. Из истории лекарственных растений. Мать-и-мачеха. Мята. Мятная лепёшка. Кустарник. Черёмуха. Как часто пользуются лекарственными растениями. Крапива. Душица. Тысячелистник. Растение. Одуванчик. Пётр I. Целительная сила. Подорожник. Правила сбора лекарственных растений. Корневище.
«Пища животных» - Насекомые ,которые питаются только жидкой пищей. 24тонны за сутки. Питательные вещества расходуются на движение и рост организма. Зубы помогают животным убить жертву, удержать или измельчить пищу. Человек и животные получают с пищей готовые органические вещества, которые усваиваются организмом. Непереварившиеся остатки из организма удаляются. Гидра. Паук- хищник. Как питаются разные животные.
УЧЕНЫЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Подготовила Балакирева Алёна. - презентация
2 ГИППОКРАТ ХИОССКИЙ Древнегреческий математик и астроном. Гиппократ родился на острове Хиос. В молодости он занимался торговлей, но не преуспел в ней. Разорившись, Гиппократ приехал в Афины, где вскоре стал прославленным математиком. Основная научная заслуга Гиппократа составление первого полного свода геометрических знаний. вторая половина V в. до н. э.
3 ПИФАГОР САМОССКИЙ Древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно - философской школы пифагорейцев. Античные авторы нашей эры отдают Пифагору авторство известной теоремы. квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равняется сумме квадратов катетов. Современные историки предполагают, что Пифагор не доказывал теорему, но мог передать грекам это знание, известное в Вавилоне за 1000 лет до Пифагора. Хотя сомнение в авторстве Пифагора существует, но весомых аргументов, чтобы это оспорить, нет. 570490 гг. до н. э. Пифагор на фреске Рафаэля (1509 г.)
4 АРХИМЕД 287 до н. э. 212 до н. э Древнегреческий математик, физик и инженер из Сиракуз. греческой колонии на острове Сицилия. Сделал множество открытий в геометрии. Заложил основы механики, гидростатики, автор ряда важных изобретений.
5 АРХИМЕД. МАТЕМАТИКА Архимед нашёл все полуправильные многогранники, значительно развил учение о конических сечениях, дал геометрический способ решения кубических уравнений. Идеи Архимеда почти на два тысячелетия опередили своё время. Только в XVII веке учёные смогли продолжить и развить труды великого греческого математика. Изображение Архимеда на медали.
6 АРХИМЕД. АСТРОНОМИЯ Архимед построил планетарий или «небесную сферу», при движении которой можно было наблюдать движение пяти планет, восход Солнца и Луны, фазы и затмения Луны, исчезновение обоих тел за линией горизонта.
7 АРХИМЕД. МЕХАНИКА Архимед прославился многими механическими конструкциями. Изобретённый им архимедов винт ( шнек ) для вычерпывания воды до сих пор применяется в Египте.
Источник: http://www.myshared.ru/slide/271432/
Комментариев пока нет!
eduotdyhat.ru
Наука Древней Греции кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
Еще в том древнем времени люди потихоньку задумывались над такими вопросами как: каким образом устроен мир, почему на смену дню приходит ночь и как все живое устроено. Если рассматривается наука Древней Греции кратко, то следует упомянуть, сто первые сведения достигались методами наблюдения и собственного опыта. Для того, чтобы было возможно объяснить явления-, которые происходят, для людей стали создаваться мифы и легенды. Как всегда, их передавали из уст в уста от одного поколения к другому. Всем людям в то время из легенд и мифов было совершенно понятно, как же устроен мир.
Будет не верным если говорить, что о науке Древней Греции кратко, о которой мы рассказываем, появились самые первые сведения. Времена познания было распространено еще гораздо раньше, до появления этого государства. Древние были не плохими строителями и астрономами.
В качестве наук Древней Греции кратко изучались медицина, география, астрономия и кое-какие иные. Конечно все что происходило в природе греки пытались пояснить, как распоряжение богов, однако примерно в 6 в. до н. э. греки решили приступить к изучению природы и всех процессов, которые в ней происходили.Ученые, которые были в Древней Греции, смогли сотворить цельную науку математики, в которой объединились сведения об арифметике, астрономии, а также геометрии. Они взяли знания цивилизаций древности и, так сказать, собрали их, что ранее ни у кого не получалось сделать.
В области науки греки смогли достигнуть следующих вершин: воспроизвели в жизнь идеальный тип галеры, сделали новую конструкцию машины парового типа, создали арбалет, балисту, а также катапульту. Еще в Древней Греции смогли воссоздать карту мира такого, какой он был на тот момент. Уже в то древнее время медики Греции могли совершать операций используя инструменты из металла, а также ставить протезы.Самыми известными на то время учеными были такие люди как Сократ, который явился родоначальником диалектики, как методом для познания и поиска истины. Так же не в тени находился Платон, Аристотель, который воспитывал Македонского, Пифагор, создатель теоремы, а также таблицы умножения, Демокрит, Гераклит, Гиппократ и Архимед, а также и другие.
antiquehistory.ru
Развитие науки в Древней Греции
Задача понять и объяснить
мир без привлечения таинственных сил была впервые поставлена древними греками
в период развития рабовладельческого строя. Возникновение греческой науки (VII-VI вв. до н. э.) обычно связывают с
расцветом ионических городов Милета и Эфеса, островов Средиземноморья и
греческих колоний в Италии. В Греции впервые появились профессиональные ученые
и учителя, труд которых оплачивался как государством, так и частными лицами,
первые научные учреждения: академия Платона, лицей Аристотеля, Александрийский
музей. Именно в Греции была впервые выдвинута идея о единой материальной основе
мира и о развитии его из этой основы.
Родоначальник греческой
науки милетский купец Фалес (~624-547) такой основой, например, считал воду. Его
ученик Анаксимандр (~610-546) источником всего сущего, субстанцией всех вещей
считал не воду, а некое вечное, беспредельное, безграничное, бесконечное
начало, которое он назвал апейроном (т.е. "беспредельное"). В этом
вечном, находящемся в непрерывном движении неопределенном первовеществе
возникает как бы зародыш будущего мира. Мир периодически возвращается в это
первовещество. Древние сообщали, что Анаксимандр был первым греком, начертившим
географическую карту Земли. Он же распространял среди греков заимствованные на
Востоке солнечные часы (гномон).
Последним великим
представителем милетской школы был Анаксимен, который началом, основой,
субстанцией мира считал воздух. Все возникает из воздуха, через его разряжение
и сгущение. Разряжаясь, воздух становится сначала огнем, затем эфиром, а
сгущаясь - ветром, облаками, водой, землей и камнем. Но если первые ионийцы не
рассматривали вопрос об источнике движения, то Гераклит из Эфеса (~544-483)
считал источником движения борьбу противоположностей. По Гераклиту в этой
постоянной борьбе единая материальная первооснова порождает многообразие вещей
и явлений, составляющих вместе единую сущность. Гераклит - один из самих
глубоких мыслителей Греции оказавший значительное влияние на последующее
развитие науки философии. В центре учения Гераклита - идея безостановочной
изменчивости вещей, их текучести. Гераклит учил, что все в мире изменчиво,
"все течет". Ничто в мире не повторяется, все преходяще и одноразово.
Какое же вещество больше
всего соответствует в качестве субстанции мира его постоянной подвижности,
текучести, изменчивости, становлению? Гераклит видел такую первооснову в огне,
который в то время представлялся самым подвижным и изменчивым веществом.
В Древней Греции были
построены первые модели Вселенной (Анаксимандр, Филолай, Аристарх Самосский).
Наиболее верной и прогрессивной была модель Аристарха Самосского, согласно
которой сферическая Земля и еще семь сфер - Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера,
Сатурна, Луны и звезд - движутся вокруг Солнца. Это была первая гелиоцентрическая
система мира. Кроме того, Аристарх Самосский утверждал о вращении Земли вокруг
своей оси. За все это он был объявлен духовными властями безбожником и изгнан
из Афин.
Греция является родиной
логики и диалектического метода. От греков ведет начало и термин
"диалектика". Под диалектикой в древности понимали искусство вести
беседу и достигать истины путем обнаружения противоречий в суждениях
противника. Требования логического обоснования и доказательства выдвигаемых
положений существенным образом отличали науку Древней Греции от рецептурных
предписаний египтян и вавилонян. "Найти одно научное доказательство для
меня значит больше, чем овладеть всем персидским царством", - говорил
основатель атомистики Демокрит. Эти слова в значительной степени определяют
характер и метод греческой науки. Названия современных наук: математика,
механика, физика, география, биология и др.; научные понятия: атом, масса,
электрон, протон и пр.; имена: Фалес, Демокрит, Аристотель, Пифагор и т.д., а
главное - характер, метод и достижения науки Древней Греции служат одним из
убедительных доказательств того, что Древняя Греция по праву считается родиной
современной науки.
Первые естественно-научные
программы античности
Атомическая программа. Идея атомистического
строения материи была высказана впервые Левкиппом (500-440) и развита его
учеником -гениальным Демокритом. Демокрит (460-370) происходил из
фракийского города Абдеры на берегу Эгейского моря. Он очень много
путешествовал, был в Вавилоне, Персии, Египте, Индии, Эфиопии. Демокрит
поставил перед собой задачу создать такое учение, которое смогло бы преодолеть
противоречия, зафиксированные элеатами1. Иначе говоря, такое учение,
которое обеспечивало соответствие картины мира, открывающейся человеческим
чувствам, картине мира, конструируемой деятельностью мышления, дискурсивно,
логикой. На этом пути он осуществил переход от континуального2 к
дискретному видению мира. Демокрит исходил из безоговорочного признания
истинного бытия существующим и существующим как многое. Он убедительно показал,
что мыслить бытие как многое, мыслить движение можно, если ввести понятие о
неделимости элементарных оснований этого бытия - атомов. Бытие в собственном
смысле этого слова - это атомы, которые движутся в пустоте (небытии). Демокрит
написал много сочинений по физике, астрономии и философии. К сожалению, его
сочинения не дошли до нашего времени и об их содержании мы узнаем лишь из книг
других авторов. Суть учения Демокрита сводится к следующему.
1. Не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства, все
другое - только воззрение.
2. Атомы бесконечны по
числу и бесконечно разнообразны по форме.
3. Из ничего не
происходит ничего.
4. Ничто не совершается
случайно, но все совершается по какому-нибудь основанию и с необходимостью.
5. Различие между вещами
происходит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке.
Качественного различия между атомами не существует.
По Демокриту мир в целом
- это беспредельная пустота, начиненная многими отдельными мирами. Отдельные
миры образовались в результате того, что множество атомов, сталкиваясь друг с
другом, образуют вихри - кругообразные движения атомов. В вихрях крупные и
тяжелые атомы скапливаются в центре, а более легкие и малые вытесняются к
периферии. Так возникли земля и небо. Небо образует огонь, воздух, светила.
Земля -центр нашего мира, на краю которого находятся звезды. Каждый мир
замкнут. Число миров бесконечно. Многие из них могут быть населёнными. Демокрит
впервые описал Млечный Путь как огромное скопление звезд. Миры преходящи: одни
из них только возникают, другие находятся в расцвете, а третьи уже гибнут.
Развивая учение
Демокрита, Эпикур (341-270) пытался объяснить на основе атомных представлений
все естественные, психические и социальные явления. Атомы Эпикура имеют уже
вес, а само представление о них выводится из хорошо известных фактов: белье,
например, сохнет потому, что под действием ветра и солнца от него отрываются
невидимые частицы воды. Атомы находятся в беспрерывном движении, причем: атомы
падают в пустоте (в современном понятии - в вакууме) с одинаковой скоростью, в
некоторые моменты они могут случайно отклоняться от своего пути. Это и приводит
к образованию из атомов миров. Так возникла Земля, "затем от нее
отделилось высокое небо, стали моря отходить, обособившись водным
пространством, и выделяться огни стали чистые в дальнем эфире". Земля
породила жизнь, все, что не было приспособлено к жизни, умирало. Так, в конце концов,
естественным путем возник животный и растительный мир, появилось человеческое
общество.
Как видно, Эпикур не
оставляет места для бога ни в сотворении мира, ни в его развитии. Кроме того, в
философской системе Эпикура утверждалось, что целью жизни должно быть
отсутствие страданий. А чтобы их не было, жизнь должна быть основана на разуме
и справедливости, должен быть уничтожен страх смерти и связанные с ним
верования.
Исторической заслугой
античного атомизма являлось также формулирование и разработка принципа
детерминизма (причинности). В соответствии с этим принципом любые события
влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой
следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее. Демокрит понимал
принцип детерминизма механистически, отождествляя причинность и необходимость.
Все, что происходит в мире, не только причинно обусловлено, но и необходимо,
неизбежно. Он отвергал объективное существование случайности, говоря, что
человек называет событие случайным, когда не знает (или не хочет узнать)
причины события. Мир атомистов - мир сплошной необходимости, в котором нет объективных
случайностей.
Концепция атомизма - одна
из самых эвристичных, одна из самых плодотворных и перспективных
научно-исследовательских программ в истории науки. Она сыграла выдающуюся роль
в развитии представлений о структуре материи, в ориентации движения естественно
- научной мысли на познание все более глубоких структурных уровней организации
материи.
Математическая
программа. Второй
научной программой античности, оказавшей громадное влияние на все последующее
развитие науки, стала математическая программа, представленная Пифагором и
позднее развитая Платоном.
В её основе, как и в
основе других античных программ, лежит представление о том, что Космос - это
упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно
постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в
качестве первоосновы мира. При этом числа вовсе не являются теми кирпичиками
мироздания, из которых состоят все вещи. Вещи не равны числам, а подобны им,
основаны на количественных отношениях действительности, являющихся подлинно
фундаментальными. Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей
гармонией протяженного мира тел, подчиненной законам геометрии, а движение
небесных тел - математическим законам.
Свое завершение
математическая программа получила в философии Платона, который нарисовал
грандиозную картину истинного мира - мира идей, представляющего собой
иерархически упорядоченную структуру.
Значительную роль в своей
теории идей Платон отводит математике. У Платона все бытие пронизано числами,
числа - это путь к постижению идей, сущности мира. О значении, которое он
придавал математике, свидетельствует надпись над входом в платоновскую
Академию: "Несведущим в геометрии вход воспрещен". Эта высокая оценка
математики определялась философскими взглядами Платона. Он считал, что только
занятия математикой являются реальным средством познания вечных, идеальных,
абсолютных истин. Платон не отвергал значения эмпирического знания о мире
земных вещей, но считал, что это знание не может быть основой науки, так как -
приблизительно, неточно и лишь вероятно. Только познание мира идей, прежде
всего, с помощью математики, является единственной формой научного,
достоверного познания. Математическими образами и аналогиями пронизана вся
философия Платона.
Вслед за пифагорейцами
Платон закладывал основы программы математизации познания природы. Но если пифагорейцы рассматривали Космос как некоторую однородную
гармоническую сферу, то Платон впервые вводит представление о неоднородности
бытия, Космоса. Он разделяет Космос на две качественно различные области:
божественную (вечное, неизменное бытие, небо) и земную (преходящие, изменчивые
вещи). Из представления о божественности Космоса Платон делает вывод, что
небесные светила могут двигаться только равномерно, по идеальным окружностям и
в одном и том же направлении.
Программа Аристотеля стала третьей научной программой
античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны, она еще близка к
античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению
действительности (при этом она пытается найти компромисс между двумя
предыдущими программами). С другой, в ней отчетливо проявляются эллинистические
тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно
самостоятельные науки, со своими предметом и методом.
Пытаясь найти третий
путь, возражая и Демокриту, и Платону с Пифагором, Аристотель отказывается
признать существование идей или математических объектов, существующих
независимо от вещей. Но не устраивает его и демокритовское появление вещей из
атомов. Пытаясь снять это противоречие, Аристотель предлагает четыре причины
бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. В его
"Метафизике" воссоздается мир как целостное, естественно возникшее
образование, имеющее причины в себе самом. Это образование предстает перед нами
в виде двойственного мира, имеющего неизменную основу, но проявляющегося через
подвижную эмпирическую видимость. Предметом науки должны стать вещи
умопостигаемые, не подвластные сиюминутным изменениям.
Пожалуй, ни один ученый
древности не оказал на развитие науки и мышления такого глубокого и длительного
влияния, как Аристотель. В своей "Физике" он поднимает и глубоко
рассматривает многие вопросы: о материи и движении, о пространстве и времени, о
существовании пустоты, о конечном и бесконечном, о действующих причинах.
Движение тел происходит в пространстве, свойства которого Аристотель связывает
со свойствами самих тел. Он отрицает существование пустого пространства,
аргументируя это различными доводами. Науке понадобилось длительное время,
чтобы разобраться в этой аргументации, что было сделано Галилеем и Эйнштейном.
По Аристотелю, нет и
времени, существующего независимо от происходящих событий, от каких-либо
изменений. "Если бы "теперь" не было каждый раз другим, а
тождественным и единым, времени не было бы".
Пространство и время -
непрерывные величины; пространство по протяженности - конечная граница одной
его части является начальной границей другой; время по последовательности -
"теперь" соприкасается с прошлым и будущим.
Аристотель признавал
объективное существование материального мира и его познаваемость. Являясь
учеником Платона, он
порвал с его идеалистическими взглядами на мир как
отображениями идей, постигаемых душой, и на познание, которое должно
отвернуться от реального опыта.
Знаменитые слова
Аристотеля: "Платон мне друг, но
истина дороже" - значили отход его
от воззрений своего учителя.
Но вместе с тем
Аристотель верил в бога, противопоставлял земное и небесное, в центре ограниченной
Вселенной он поместил неподвижную Землю, как тело, обладающее наибольшей
тяжестью. За эти и подобные им моменты в учении Аристотеля ухватилась церковь,
превратив их в догмы. А тех, кто выступал против Аристотеля, часто обвиняли в
выступлении против религии и церкви, и церковь жестоко расправлялась с
еретиками.
Аристотеля называют
крестным отцом физики: ведь название его книги "Физика" стало
названием всей физической науки.
Он очень верно определяет
задачи физики, сводя их к исследованию "первых причин" природы
(основных законов), "первых начал" (принципов) и ее
"элементов" (основополагающих частиц). Говоря о пути познания,
Аристотель так определяет его: "От более явного для нас к более явному по
природе". Действительно, люди сначала воспринимают вещи такими, какими они
им представляются ("явными для нас"), а не такими, какими они есть на
самом деле ("по природе"). Так, Земля представлялась нам сначала
плоской и неподвижной; открытие ее шарообразности было большим шагом в
направлении к "явному по природе" и "менее явному для нас".
История науки подтверждает этот путь познания.
Что касается математики,
то Аристотель полагал недопустимым ее применение к исследованию природы по двум
причинам:
○ математика имеет дело с
постоянными величинами и отношениями, природа же находится в непрерывном
движении и изменении;
○ математика пригодна для
предметов, у которых нет материи, а поскольку природа почти во всех случаях
связана с материей, то математика не подходит для науки о природе.
В трудах великого
философа, несмотря на множество наивного и примитивного, содержались и глубокие
мысли, которые являются предметом исследования науки по сей день и получают в
ней новое, современное толкование. Широтой, стройностью и логичностью своей
системы Аристотель подчинил греческой философии мир, подобно тому, как Александр
Македонский подчинил его греческому господству. Если еще учесть, что учение
Аристотеля было признано и обработано церковью, то станет ясно, почему
естествознание в течение почти двадцати столетий (вплоть до XVII в.) излагалось по Аристотелю.
biofile.ru
Античное искусство и наука древней Греции
Античное искусство и наука древней Греции кратко
Читайте так же еще статьи по разделу:
- Античный театр древней Греции- Держава Александра Македонского
Наука Древней Греции кратко
Наблюдая природу, греки стремились проникнуть в ее тайны. Молнию, дождь, ветер они рассматривали как естественные явления, подчиняющиеся определенным законам. Установление этих законов помогло греческому мыслителю-философу Фалёсу (VI в. до и. э.) предсказать солнечное затмение. Этим был нанесен удар по религии, считавшей Солнце, Луну и другие небесные светила богами. Другой великий философ, Демокрит, основой мира считал материю, состоящую из мельчайших неделимых частиц (атомов). Атомы, согласно Демокриту, находятся в постоянном движении. Из атомов образуются все тела. Учение Демокрита подрывало веру в богов.Античное искусство и наука древней Греции краткоВ ТО время как жрецы стреми-лись доказать, что человек бессилен понять окружающий мир, что он ничто перед могущественными богами, греческие ученые считали, что человеческому уму доступно Метатель диска. Копия статуи работы Мирона. познание природы и то, что человек не может узнать сейчас, он поймет в будущем.Греческими учеными руководила не просто любознательность. Они стремились помочь человеку в его суровой борьбе с природой. Они выяснили, как определить расстояние от корабля до берега, как находить в море путь по звездам. Они составили географическую карту и догадывались, что Земля имеет форму шара. Греческие врачи изучали причины болезней, чтобы вести с ними борьбу. Они высмеивали тех, кто считал, будто болезни посылаются в наказание богами. Греки создали труды по ботанике, зоологии, математике.Геродот. Древнегреческий бюст.Наука в те времена была развита еще сравнительно слабо. Поэтому наиболее выдающиеся ученые могли изучить все науки. Так, замечательный ученый IV в. до н. э. Аристотель оставил работы по всем известным тогда отраслям знания.Историю греки относили к искусству. Ее покровительницей (музой) считали богиню Клио. Отцом истории называли Геродота (V в. до н. э.). Он был родом из Малой Азии, но большую часть жизни провел в Афинах во времена Демокрит. Древнегреческий бюст.Перикла. Труд Геродота «История» в девяти книгах посвящен борьбе между греками и персами. Геродот подробно описал быт и историю народов, входивших в Персидскую державу, а также народов, с которыми воевали персы. Мы обязаны Геродоту известиями о скифах, живших в древности на юге нашей Родины. Рассказы Геродота находят подтверждение в материалах новейших раскопок. Но в то же время Геродот верил, что события истории зависят от воли богов. Аристотель Древнегреческий бюст.Развитие научных знаний было возможным благодаря существованию у греков письменности. Греки имели алфавит из 24 букв. Письменность, которой пользовались в первом тысячелетии до н. э. греки, была заимствована ими у финикийцев. В отличие от финикийцев греки обозначали буквами не только согласные звуки, но и гласные. Такое письмо было проще и удобнее, чем иероглифы или клинопись. Алфавит многих современных народов создан на основе греческого алфавита. Большинство русских букв пишется так же, как и греческие.
Про Архитектуру Древней Греции кратко
Победа демократии в большинстве государств способствовала развитию архитектуры. Разрушенные персами города украсились новыми великолепными постройками. Особенное внимание в демократических государствах уделялось строительству общественных зданий. Украшением
гДорийская колонна.греческого города-государства был храм, строившийся на самом видном месте.
Древнейшие храмы были из дерева и кирпича. В V в. до н. э. большинство храмов сооружалось из белоснежного мрамора и отличалось исключительным богатством и красотой. Дубовые столбы прежних храмов уступали место колоннам, различающимся по стилям. Самый древний, так называемый дорический стиль, характеризуется простыми и мужественными очертаниями; ионический стиль отличается стройностью и изяществом линий; более поздний, коринфский стиль — сложный и замысловатый (верхушки колонн этого стиля напоминают по форме опрокинутую корзину цветов).Ионийская колонна.Афинский Акрополь (городской кремль) превратился в величественное архитектурное сооружение, имеющее целью украсить и прославить Афины. На Акрополь поднимались по лестнице, обрамленной прекрасной мраморной колоннадой — пропилёи. На вершине Акрополя находился величественный храм в честь богини-девы Афины — Парфенон Храм был окружен стройными рядами колонн. Все в Парфеноне просто и строго. В нем нет ничего лишнего. Внутри храма имелись два больших зала. В одном из залов хранилась гКоринфская колонна.осударственная казна, в другом стояла статуя богини Афины из золота и слоновой кости.Фронтоны храма были украшены мраморными скульптурами работы выдающихся мастеров. Кроме Парфенона, на Акрополе находились другие великолепные постройки.До сих пор развалины Акрополя поражают своей красотой. Они напоминают о великом прошлом греческого народа, сумевшего создать замечательнейшие памятники архитектуры. Архитектурные сооружения греков были предназначены не для прославления царя и знати. Их строили для всего свободного населения города-государства. Постройки древних греков не подавляли своими размерами. Они вызывали у граждан чувства восхищения и гордости за свою родину, за свой труд, порождали уверенность в своих силах.
Греческая скульптура кратко
В V—IV вв. до н. э. достигла наивысшего расцвета греческая скульптура. Греческие скульпторы изображали либо обнаженное человеческое тело, либо тело, прикрытое легкой одеждой. Статуи стояли не только в храмах, но и на улицах, площадях. Они прославляли лучшие качества граждан, обеспечившие свободу и независимость родного города, учили ценить жизнь и молодость, понимать прекрасное и радоваться ему.Знание человеческого тела помогло греческому скульптору Мирону создать прославленную статую юноши, мечущего диск. Восхищение современников вызывали работы афинского скульптора Фидия. В древности его называли «творцом богов». Фидий изображал богов в виде прекрасных человеческих существ. Лучшим произведением Фидия считался Зевс Олимпийский. Лицо, руки и ноги этой статуи Парфенон. Современное состояние.были из слоновой кости, на одежду пошло золото, в глазницах были драгоценные камни. Статуя имела 12 метров высоты. Фидию принадлежит также статуя Афины в Парфеноне и наружные рельефы, украшавшие фронтон. Эти рельефы изображали торжественное шествие граждан в праздник, посвященный Афине..Великим мастером V—IV вв. до н. э. был Поликлёт, передавший в мраморе красоту человеческого тела. Наибольшей известностью пользуется его статуя юноши с копьем.
Труд рабов — основа развития греческой культуры.
Греческая культура достигла высокого развития благодаря жестокой эксплуатации рабов. Труд рабов освобождал греков от тяжелой, изнурительной работы. У свободных граждан появился досуг, необходимый для занятия литературой, искусством, науками. Среди самих рабов было немало художников и скульпторов, искусных ремесленников; они создавали замечательные произведения, прославившие греков.
Значение древнегреческой культуры.
Греческая культура легла в основу культурного развития народов Европы. Греция была родиной театра, прочно вошедшего в нашу жизнь. Слова: геометрия, география, арифметика, математика, история, скульптура, музей, архитектура и многие другие— греческие. Почти две с половиной тысячи лет отделяют нас от того времени, когда на вершине афинского Акрополя был воздвигнут Парфенон. Однако мы до сих пор восхищаемся им и другими памятниками греческого искусства. Они служат образцами, на которых мы учимся.
antiquehistory.ru
Наука в древней греции - Это интересно знать - Каталог статей
В Древней Греции развивались математика. астрономия. биология. география. медицина и многие другие науки. В древности греки все природные явления объясняли волей богов, но в 6 в. до н.э. они начали изучать природу и происходящие в ней процессы.
Великие ученые Греции
Величайшими математиками Древней Греции были Архимед. Аристарх Самосский. Герон. Евклид , Пифагор ; величайшими астрономами – Гиппарх. Демокрит. Клавдий Птолемей. Фалес Милетский и другие; величайшими философами – Аристотель. Сократ. Платон. Гераклид Понтийский. Солон. Селевк. Ученые Древней Греции создали единую математическую науку, объединив все знания об арифметике, геометрии и астрономии. Они воспользовались открытиями, сделанными еще древними цивилизациями Египта, Месопотамии и Индии, и систематизировали эти знания, чего раньше никому не удавалось.
Как учили детей в Древней Греции?
Всех греческих мальчиков в возрасте семи лет отдавали в школу, где они изучали чтение. письмо. арифметику. музыку. поэзию. танцы. атлетику. Такое обучение называлось гармоническим, греки считали, что оно лучше всего подходит для физического и духовного развития. Богатые греки отдавали сыновей обучаться в известные школы, основанные философами, – в Академию и Лицей.
Достижения греков в области науки
Греки изобрели арбалет. катапульту. балисту. построили совершенный тип галеры и даже создали первую модель паровой машины ; начертили карту современного им мира. Греческие медики уже в то время делали операции с помощью металлических инструментов и применяли протезы .
Поделиться
Презентация Наука и образование в Древней Греции
Презентация создана ученицей девятого и класса и посвящена рассказу о великих учителях прошлого и достижениях ученых в области математики. Просмотр слайдов может быть организован на уроках алгебры и геометрии в качестве дополнительного материала. Разработка расширит кругозор учащихся, будет способствовать развитию интереса к наукам, поможет в воспитании упорства в учебе. Для повышения уровня собственного образования школьники могут просматривать слайды самостоятельно. Вниманию зрителей предложена информация о Пифагоре, его биографии и великих открытиях древнего ученого. Изучение содержания презентации сформирует представление о заслугах Пифагора и его последователей в вопросе внедрения математики в область естествознания.
В состав разработки вошли двадцать пять проиллюстрированных слайдов. Для показа подготовлены следующие разделы:
- изучение наук Пифагором;
- из истории доказательства;
- гимн греческому математику;
- величайшие философы Древней Греции;
4.Научные знания в Древней Греции
Гиппократ-отец медицины
4.Научные знания в Древней Греции. В Древней Греции были заложены основы прак-тически всех наук. 1-ой наукой была мате-матика. В 6 в.до н.э. Пифагор составил таблицу умно-жения. Евклид заложил основы современной геометрии провозгласив ее аксиомы. Греки открыли правило золотого сечения, кото- рое они применяли при строительстве храмов.
Слайд 17 из презентации «Школы Древней Греции» к урокам истории на тему «Культура Древней Греции»
Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке истории, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Школы Древней Греции.ppt» можно в zip-архиве размером 2081 КБ.
Культура Древней Греции
краткое содержание других презентаций о культуре Древней Греции
«Культура Древней Греции» - Жизнь коротка, а искусство вечно Демокрит – 470-370 гг. до н.э. Презентация «школа». Презентация архитектура. Найди ошибки в тексте: 1. Краснофигурная роспись. 6. 2. Скене. 8. Что изображено на фотографии?
«Олимпийские игры в Древней Греции» - Гонки колесниц. Кулачный бой. Первые Олимпийские игры. Бег с оружием. Вид состязаний. Посвящение Олимпийских игр. Родина Олимпийских игр. Борьба. Награда -лавровый венок. Олимпийские игры в Древней Греции . Олимпийские игры проходили летом и продолжа-лись пять дней. Начало игр. Спортивные дни.
«Геродот» - Мир С точки зрения Геродота. Геродот . Скончался в 425 году до н. э. Общие представления Геродота о планете были далеки от истины. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. В 444 году до н. э. Геродот не вел путевых дневников и почти ничего не сказал о своих странствиях и приключениях.
«Культура в Древней Греции» - Карта греции. Письменность в греческой культуре XXII-XII вв. играла ограниченную роль. Письменность. Зодчество. ГЕРА, царица богов. За право входить в театр полагалась небольшая сумма. Уже монументальные критские дворцы XIX-XVI вв. поражают масштабами. Музыка по-гречески – “искусство муз”. Первый театр Диониса вмещал 44000 зрителей.
«Театр Древней Греции» - Дифирамбы. Маски. Комедиографы. Гиматий – тяжелый пурпурный плащ, такие носили древние служители Диониса. Скене. Парод - проход, разделяющий сектора амфитеатра. Корифей. Эсхил. Театрон - здание греческого театра. Фила - сектор амфитеатра. Котурны – сандалии на высокой деревянной платформе. Приспособление для смены задней части декораций.
«Культура и история Греции» - Впечатляют знания древних греков о происхождении Вселенной и человека. Greece. Современные скульпторы учатся по шедеврам древнегреческих мастеров. В Греции чужеземца ведут танцевать. Людям философского склада открывается суть вещей. И кажется, что с течением времени ничего не меняется. Архитекторы равняются на классические каноны античных храмов.
Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады “греческим чудом”. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о “чуде”? Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например к Египту и Вавилону. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана скорее всего ее необычайно быстрым расцветов. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе “культурного переворота” — VII - V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства — первая в истории демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления “греческого чуда” оказалось совсем непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь “отец истории” Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии.
Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры? Современная наука указывает несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами востока. Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ. Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения.
Еще на заре цивилизации
люди задумывались о том как устроен Мир, какова природа окружающих их вещей,
почему день сменяется ночью, как устроено “живое”. Из опыта и наблюдений были
получены первые единичные сведения, которые были разрозненны и между ними
человек не видел никакой связи. Поэтому для объяснения существующих явлений
появились мифы и легенды. Они передавались из поколения в поколение и
достаточно логично, по тем временам, объясняли устройство мира. Исходя из
мифов, вначале был неорганизованный, неупорядоченный хаос. Далее появился весь
видимый, упорядоченный Мир (или космос) за порядком в котором следили боги.
Нельзя сказать, что
начало эпохи познания началось с древней Греции, как принято считать.
Наблюдение и обобщение, изобретение имели место и в более древних цивилизациях
- китайской, египетской, цивилизации майя. Древние были искусными строителями,
механиками (вспомним строительство пирамид) и астрономами.
Но местом рождения
современной западной науки принято считать Древнюю Грецию (рис. 1). Именно на
этой земле буйно расцвела культура и философия, именно эта земля подарила миру
огромное количество талантливых философов. Знания древних носили общий,
философский характер (философия и наука о природе рассматривались как единое
целое). Расцвету культуры в древней Греции немало способствовало развитие
общественных и производственных отношений. Развивалась торговля, ремесло;
появились денежные отношения. Еще одним видом деятельности стало так называемое
философствование. Весь спектр знаний об окружающем мире, первые попытки
сформировать целостную картину естествознания выразились в натурфилософии (лат.
natura - природа) или философия природы. Так и называется первый этап в
развитии естествознания. этап, в отличие от периода, более продолжительный
отрезок времени, характеризующийся более общими, основополагающими идеями об
устройстве мира.
Рис. 1 Особенности
развития естествознания
Резкое изменение характера общественной жизни в
европейском очаге культуры к началу I тысячелетия до н. э. было обусловлено
процессами колонизации, мореплаванием, торговлей. Это изменение сопровождалось
появлением большого числа нестандартных социально-значимых ситуаций, для
которых бесконечная повторяемость, репродукция поведенческого стереотипа была
либо вообще невозможна, либо опасна. Это способствовало тому, что греки совершили
важнейший шаг в развитии общественных отношений - переход от регуляции
общественной жизни обычаями, запретами, религиозными предписаниями к правовым и
гражданским нормам (законам), обязательным для всех членов общества. Такой
переход сопровождался рационализацией религиозно-мифологических построений и,
как следствие, рационализацией мышления. Скачок греческой мысли к теоретизации
объектов, отказ от рецептуальных схем знания восточных цивилизаций выразился,
прежде всего, в глобальном представлении о Вселенной как упорядоченной,
статичной, законосообразной системе, подчиненной вечному объективному порядку
(«логосу»).
Найти первопричину этого порядка, аналитически выявить общие
принципы, лежащие в основе всего сущего считалось главной целью
ученых-философов. Многие из них искали эту первопричину в окружающем мире (вода
у Фалеса, огонь у Гераклита, воздух у Анаксимена, все четыре стихии - вода,
воздух, земля и огонь - у Эмпедокла), другие постулировали существование
«невидимых», недоступных чувственному восприятию объектов (апейрон у
Анаксимандра, эфир у Пифагора). Большое значение для развития естествознания
имело атомистическое учение, возникновение которого связывают с именами
Левкиппа и Демокрита. Считая все в природе состоящим из атомов и пустоты,
философы-атомисты пытались таким образом преодолеть логические противоречия,
связанные с бесконечной делимостью материи, с пониманием феномена движения. О
том, насколько сложными были эти вопросы, говорит тот факт, что атомизм был
принят далеко не всеми. Аристотель, например, отрицал существование пустоты, считая,
что материя целиком заполняет пространство.
Несмотря на наивный характер естественнонаучной
картины мира, древнегреческими философами были сделаны многие важнейшие интеллектуальные
открытия, такие как мысль о доказуемости отношений между формальными
структурами, принцип дедуктивного умозаключения и другие. Непревзойденным
образцом логически выводного знания для последующих столетий развития науки
служила аксиоматическая геометрия Евклида.
В то же время теоретическое знание древних греков
развертывалось как чисто умозрительное, спекулятивное. Любое истолкование
первопричины и первоначала было пронизано эстетическими оценками (например, первое
по времени совпадало с понятием лучшего, совершенного). Созерцательно-логический
стиль мышления практически полностью игнорировал эмпирическую сторону жизни.
Можно сказать, что факт не является формой мышления греков, в то время как
теория, закон таковыми являются. Даже известные достижения в прикладных
областях знаний (Архимед) не позволяют говорить о развитой экспериментальной
традиции греков.
Следует отметить, что, развивая
спекулятивно-умозрительные космологические идеи, древние греки отнюдь не
покушались на божественный фундамент бытия, а учение Аристотеля, где Бог являлся
«перводвигателем» Вселенной, было даже канонизировано христианской церковью в
1277 г. Это на многие столетия послужило тормозом развития естествознания.
Таким образом, созерцательность, недостаточность
эмпирических знаний, восполняемая силой воображения, синкретизм истины, добра и
красоты не позволяют считать Древнюю Грецию точкой отсчета науки в современном
смысле этого слова. Можно говорить лишь о формировании протонаучного стиля
мышления и о зарождении элементов научной деятельности.