Религии древнего египта. Open Library - открытая библиотека учебной информации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Основы древних религий Египта и Руси. Религии древнего египта


Религия древнего Египта и Руси

Древний Египет – одна из самых могущественных и таинственных цивилизаций, по древности своего существования уступающая лишь древнейшим полисам – государствам в Месопотамии, многие из загадок его истории, быта и мифологии до сих пор остаются не разгаданными. Одним из самых неоднозначных секретов этой цивилизации является религия Древнего Египта.Древнеегипетские верования тесно вплетались в быт населения, почти все действия людей носили религиозный подтекст. Это проявлялось во всём – от веры в судьбу и способность божеств изменить её, до придания даже самым мельчайшим деталям смысла роковых знаков.

Фараону в Древнем Египте присваивался титул наместника богов, он считался сыном солнечного Ра. Такая аналогия существовала неспроста, солнце для людей было символом бессмертия и возрождения к новой жизни. Царь, приносящий своему народу мир и благополучие, сравнивался с солнечным диском, который вставал на восходе и дарил тепло и свет, на ночь умирал, а утром вновь рождался, чтобы снова дарить миру сияние.

Ещё одной чертой древнеегипетской религии является деление людей на духовную и телесную оболочки. Считалось, что пока тело существует, человек бессмертен, именно поэтому появилась традиция бальзамировать умерших царей.

Особое внимание уделялось дроблению людей на оболочки. По поверьям, человек после смерти делится на пять частей:

  1.  Сах – тело умершего после бальзамирования;
  2. Ка – ментальный двойник усопшего;
  3. Шу – тень, сущность человека, затаившаяся в тёмной стороне сознания;
  4. Ба – сама душа усопшего;
  5. Ах – дух, отдельная особая составная часть души.

Роль искусства в Древнем Египте

Искусство в Египте было подчинено строгим канонам. Боги изображались либо в полностью зооморфном виде, либо с частями тела животных (чаще всего это была голова). Фараоны считались наместниками высших сил и в письменности тоже изображались в виде животных. Особое место в изображении всегда уделялось глазам, ведь люди были уверены в слепоте мертвецов. От египтян и пошёл обычай принимать глаза за зеркало души.

Ещё одним обязательным каноном творчества было наличие подписи на творении, и если её не было, труд считался неоконченным.

Искусство у египтян считалось продлением жизни, гарантией бессмертия, поэтому к творчеству относились как к религиозному таинству, художники и архитекторы были повсеместно знамениты и принимались за самых уважаемых после фараона людей.

Структура религиозных воззрений Древнего Египта

В доисторический период египтяне во всём непонятном для себя видели проявление воли высших существ. Ранней формой религии для этого этноса стало поклонение фетишам и тотемным животным, черты которых были заметны и в более поздние периоды формирования египетской мифологии.

Более чем существенно на вероисповедание египтян влиял Нил. Очерёдность разливов, засух и наводнений, а также наблюдения за небесными светилами привели их к созданию достаточно точного календаря и раннему освоению азов астрономии. Это тоже заметно сказалось на формировании их религиозных взглядов.

Изначально почтение людей к животным было вызвано силой и мощью последних. Позже поклонение из боязни перетекло в веру в их божественное начало. Города часто выбирали себе животных-покровителей и поклонялись только им. В письменности в качестве иероглифов использовались образы определённых животных, например, для изображения богов. Позже такие животные-божества превратились в богов со звериными частями тела.

У отдельных животных были даже свои культы, так бог Себек отождествлялся с крокодилом, а Апис – с чёрным быком. Наиболее почитаемыми животными у египтян были кошачьи, главный бог Ра изображался в форме гигантского кота.

Магия в Древнем Египте была особой составляющей религии, а ритуалам и обрядам приписывались фантастические свойства. Особую ступень колдовского искусства занимала вербальная магия – «Слова Власти», при произношении которых в зависимости от времени, места и действий произносящего результат мог отличаться, но суть состояла в вызове существ из потустороннего мира. Главным звеном было имя искомого существа, и его знание давало огромную магическую силу.

В более поздних формах религии поклонение фетишам перешло в веру в могущество амулетов. Одним из них приписывались целебные свойства, другие наделяли хозяев фантастической физической силой или нечеловеческой мудростью. Отдельной формой амулета был лист папируса с просьбами к богам, который клали на грудь усопшему во время погребения, чтобы умерший попал в лучший мир.

Пирамиды – одно из самых таинственных мест в мире. И сейчас остаётся тайной для учёных то, как мыши, умершие в пирамидах, сохраняются там десятилетиями без бальзамирования. Несмотря на то, что не было единых догм веры для всей страны, эти загадочные строения являются символом всех египтян. Туристы, побывав у пирамид, рассказывают о необычайных случаях, когда тупые ножи затачивались сами, если их клали, ориентируясь на стороны света. Учение об обязательной сохранности тела стало причиной образования культа умерших. Тела мумифицировали, чтобы усопшие смогли жить в потустороннем мире.

Согласно преданиям первым царём Египта был бог Осирис, и он обучил своих подопечных всему, что он умел, в том числе архитектуре и земледелию. Однажды его брат Сет принёс на богатый пир саркофаг, сказав, что преподнесёт его в дар человеку, который сможет лечь в него, и ему не будет ни тесно, ни широко. Когда все гости примерили подарок, выяснилось, что саркофаг подходит одному лишь Осирису, но вылезти из гроба царь не успел – Сет закрыл крышку, и его люди выкинули усыпальницу в великий Нил. Сет стал новым фараоном. Его жена Исида долго странствовала по Египту и, найдя мужа, с помощью Анубиса воскресила его, мумифицировав плоть, но теперь Осирис мог жить только в потустороннем мире.

От мифического воскрешения Осириса и пошла традиция мумификации фараонов. Примечательно, что египтяне считали мозг лишним органом, поэтому при бальзамировании он извлекался через нос и выбрасывался. После бальзамирования тело заматывалось тканью для предотвращения повреждений.

Пантеон Египетских Богов

В общей сложности Египетский пантеон богов насчитывал более 700 божественных созданий, но многие из них были почитаемы лишь у отдельных групп людей. Поэтому здесь будет представлен перечень основных египетских богов:

  1.  Осирис – египетский бог земледелия, повелитель потустороннего мира и судья над душами людей. Изображается: мужчина с чёрной кожей, закутанный в белый саван;
  2. Анубис – бог-проводник на суд Осириса, покровитель бальзамирования и защитник могил и мёртвых душ. В большинстве случаев нарисован человек с головой шакала либо полностью в зооморфной форме;
  3. Сет – бог зла, брат Осириса, покровитель войн и убийств, а также защитник бога Ра в схватке со Змеем. На изображениях Сет чаще всего выглядит как мужчина с главой существа, похожего на смесь собаки и тапира;
  4. Гор (Хор) – хозяин неба, сын Осириса, главный защитник людей и соперник Сета. Его изображают в форме мужчины с головой сокола;
  5. Геб – хранитель земли, отец Осириса и Исиды. Изображается: человек с птицей на голове;
  6. Тот – бог Луны, мудрости, письменности и времени, советник Ра и Осириса, покровитель науки. Выглядит: мужчина с головой ибиса;
  7. Атон – бог солнечного диска. Изображается: круг с лучами в виде ладоней;
  8. Птах – бог-творец – создатель Земли, покровитель ремесленников. Изображается: мужчина, облачённый в саван;
  9. Апис (Хеп) – бог плодородия. Изображение Аписа выглядит так: человек с головой быка;
  10. Амон – бог чёрного небесного пространства. Изображался: человек с солнечной короной;
  11. Апоп – гигантский змей, нападающий на Ра во время путешествия по подземному Нилу;
  12. Бастет – богиня радости, веселья и любви. Изображалась в форме женщины с головой кошки;
  13. Исида – жена и сестра Осириса, великая волшебница, в текстах пирамид изображается так: женщина с крыльями птицы;
  14. Нут – богиня неба, была в виде огромной коровы;
  15. Ра – бог Солнца, покровитель жизни. Выглядел: мужчина с головой сокола и солнечным диском на голове;
  16. Себек – бог-крокодил, владыка вод.

Мифы Древнего Египта

Война Богов

Когда повзрослевший Гор узнал, как погиб его отец Осирис, он восстал против Сета. Его союзниками стали Исида, Анубис, Нефтида и Тот. Но сильнее всего война ударила по людям, которых Сет и Гор отправляли убивать друг друга. В результате победа не досталась никому, и лишь суд во главе с Гебом рассудил их.

Око ГораВо время боя с Сетом Гор лишился глаза, но тот исцелил его, а утраченное око стало символом целительной магии.

Объединение страны

Суд богов во главе с Гебом должен был решить, кому стать царём – Сету или Гору. Мнения разделились, а когда у богини мудрости Маат спросили совета, она указала на сына Осириса. Но Сет не сдался и продолжил войну, и тогда разгневанный совет богов изгнал его в бесплодную пустыню.

Уничтожение Человечества

Однажды, когда всемирный фараон Ра был уже слаб, люди восстали против него. Созванный совет богов принял решение покарать людей, высвободив в одной из богинь с помощью глаза Ра силу Сехмет. Хатор, избранная для этой цели, стала богиней-львицей и была отправлена к повстанцам. Она убивала всех на своём пути, и когда Ра узнал об этом, то сжалился над людьми, но остановить Сехмет было непросто. Решение придумал Тот – бог науки и мудрости. Боги создали море из вина на пути Сехмет. Львица приняла вино за кровь, стала жадно пить его и до того опьянела, что перестала быть опасной. Но Ра настолько был разочарован в людях, что отрекся от трона и ушёл на небо.

Религия Древней Руси

Абсолютно у всех народов мира есть своя мифология, свои предания, легенды, обряды. У славян тоже была мифическая Вселенная. Издревле наши предки замечали странности, пересказывали их, составляли сказки. А из них постепенно зародилась религия Древней Руси.

О древнерусском религиозном мировоззрении приходится только догадываться из-за практического отсутствия письменности у древних славян. Поэтому из источников учёным доступны лишь записи других народов и данные раскопок.

Источники:

  • Збручский идол. На четырёхгранном столбе изображены три уровня – Правь, Явь и Навь;
  • Строки из «Поучений Владимира Мономаха», где говорится о некой стране Ирий – Рай;
  • Фрагмент из «Слова о полку Игореве»: «Вещий Боян, если о ком-либо пропеть замыслил, то разлетается мыслью-белкою по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаком». Опять наблюдается разделение мира на три части (Правь, Явь, Навь).

Правью наши предки называли верхний мир – место, где жили боги. Правь находилась вне времени и пространства, она существовала по своим особенным законам. Сейчас название русской ветки христианства – Православие –истолковывают как произошедшее от «Правильно славить», но на самом деле это название не имеет отношения к христианству. Так называлась древнерусская религия – «слава миру Прави». Пришла новая вера, но название так и осталось – православие.Явь – мир живых, тот, в котором существовали славяне, и где живем мы сейчас. Отсюда и выражение «наяву» – в нашем мире.Навь в поверьях древнерусского народа – подземное царство, мир мертвецов и смерти.Также известно о Бел-горюч камне – Алатыри, центре мира, от ударов молотом о который рождались божества.

Особенности древнерусской религии

Религия славян до принятия ими христианства, прежде всего, была связана с поклонением стихии. Для наших предков божества олицетворяли не столько какие-то высшие силы, сколько саму природу, находившуюся у них под боком. Боги были связаны с природными силами и различной деятельностью, ведь лень на Руси испокон веков презиралась, а у каждого ремесла был свой покровитель.

Религия Древней Руси была развита не только в плане многообразия, но она соответствовала всем элементарным элементам веры. У славян была даже главная религиозная книга (письменность у них всё-таки была, но в разрозненной форме, не было единых правил, и доступна она была немногим) – «Велесова Книга» или «Русские Веды». Не удивляйтесь второму названию, потому что оно действительно существует. При сравнении более знаменитых «Индийских Вед» с русскими они практически идентичны – в индийской книге упоминаются реки, которые реально существуют на территории Древней Руси и Сибири.

фото 14

В тех же индийских «Ведах» есть отличительная часть, отсутствующая в славянской книге – это рассказ о пришлых чужестранцах, принесших с собой те самые «Веды». При анализе описания этих людей они оказываются подозрительно похожи на славян. Кроме того, первые «Веды» согласно индийской истории были написаны на бересте, а в этой южной стране березы растут только на очень большой высоте в Гималаях, то есть чужеземцы однозначно пришли из места, где кора этого дерева доступнее, и снова Русь подходит под описание. Помимо этого, имена славянских богов сходны с индийскими: Крышень (Кришна), Вышень (Вишну) и т.д.

Также главными символами как славян, так и индийцев являются Саувастики и Свастики (обще применительно «Свастика»), но у наших предков библиотека была значительно шире. В конечном счёте, сами же индийские санскритологи-учёные, занимающиеся расшифровкой языка санскрита, на котором и написаны «Веды», утверждают, что по произношению он необычайно близок к русскому, многие из них даже отказываются от переводчиков.

На этих основаниях группа учёных, считаемая остальным научным сообществом за отступников, выдвигает гипотезу, что «Велесова Книга» была написана раньше «Вед», и принесена древними путешественниками в Индию. Ведичество не основано на слепой вере, само название книги переводится на современный язык как «знание».

Пантеон Славянских Богов

Религией наших пращуров было язычество. Богов было много, но наиболее важными считались шесть. Из этих 6 божеств и состоит пантеон князя Владимира:

  1. Перун – владыка молнии и грома, символ мужского рода, покровитель князя и его дружины;
  2. Дажьбог – бог света, предок и покровитель славян;
  3. Стрибог – повелитель ветра;
  4. Семаргл – правит огнем;
  5. Мокошь – богиня судьбы и плодородия.

Мифы Древней Руси

Кострома и Купала

Однажды на берегу реки Ра встретились хранитель великого огня Семаргл и покровительница ночи Купальница и сразу полюбили друг друга. Вскоре у них появилось двое детей – девочка Кострома и мальчик Купала. Годы шли, дети подрастали. Как-то к реке Ра прилетела невиданная райская птица Сирин. Напрасно родители не пускали детей на улицу, они убежали, а птица забрала маленького Купалу, больше о нём никогда не слышали.

Скоро Кострома повзрослела и стала самой красивой девицей на Руси. Пошла она однажды с подружками к реке, сплела венок и начала хвастаться, что ветру не сорвать его с её головы. Осерчал бог ветра Стрибог, разгневался, да и сдул венок на воду. А в это время возвращался по реке домой выросший Купала, он и поднял его с воды. По старому обычаю Кострома и Купала должны были сыграть свадьбу. Купала был рад, понравилась ему девушка.

Боги открыли молодым тайну только после свадьбы. Лишь гибель могла смыть срам брата, женившегося на сестре. В тот же день Купала сжёг себя, а Кострома утопилась. Пожалели боги о своём страшном наказании и подарили умершим вторую жизнь в виде цветка – Ивана-да-Марьи.

Арысь–Поле

Была у старика дочка-красавица. Женился он и привёл в свой дом жену и её дочь. Невзлюбила жена падчерицу, пришлось старику дочку замуж выдать. Жених оказался хорошим человеком, живёт себе старикова дочь и радуется, мальчика родила, а жена старика – ведьма – ещё пуще её возненавидела. Заколдовала она падчерицу, превратила её в зверя невиданного – Арысь-Поле, а на её место свою дочь поставила, людям глаза отвела, никто обмана не заметил.

Но ведьмина дочь о дите не заботилась, и смекнула старая нянька, что к чему. Стала она к лесу ходить, да настоящую мать кликать. Та прибежит, сбросит шубку, дитя накормит и снова в лес. Заметил муж, что нянька с дитём пропадать стали, проследил за ними, увидел жену свою, да и сжёг шкуру. Приняла его жена прежний вид, а ведьму и её дочь старик прогнал.

Таким образом, в этой статье мы рассмотрели религию древнего Египта и Руси, пантеоны богов, а также мифы и легенды наших предков.

mystroimmir.ru

Религия Древнего Египта.

Религия Религия Древнего Египта.

просмотров - 67

Греко-римская религия.

Зороастризм.

Религиозные верования Древнего Междуречья.

Религия Древнего Египта.

План.

Национальные религии Древнего мира

Тема 3

Египетскую цивилизацию можно рассматривать как древнейшую, обладающую городами и письменностью. Египетская религия существовала на протяжении трёх с половиной тысячелœетий и совмещала в себе фетишизм, тотемизм, политеизм, монотеистическое мышление, разнообразные представления о загробной жизни, противоречивые мифы. Государственной религии в современном понимании в Египте не было, как не было и единой церковной организации. В связи с этим не существовало единых для всœей страны религиозных догматов. Египетская религия представляет собой сложный комплекс взаимоисключающих верований.

Религиозные верования дописьменного периода отличались фетишистским и тотемическим характером. Египтяне обожествляли всё: деревья, животных, предметы и даже здания, к примеру, храм Амон-Ра в Фивах они считали богинœей. Особое распространение получил культ животных. Некоторым животным поклонялись на всœей территории Египта͵ другим в отдельных местностях. Скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни египтян, этим можно объяснить распространение культа быка – Аписа. Популярен был и культ крокодила, олицетворявшего бога Себека. Широко был распространён культ сокола – воплощение бога Хора. К обожествлённым существам относился лев. Поклонялись не менее чем 32 богам и 33 богиням в облике льва. Отсюда популярность сфинксов с головой сокола, барана, человека и туловищем льва. Широко был распространён культ кошки. В семнадцатой главе «Книги мёртвых» бог солнца Ра выступает как великий кот. Культ животных был отражён в мифах и, несомненно, имеет отношение к представлениям египтян о загробной жизни.

В каждой местности существовал собственный культ, возвышающий одного бога, которому подчинялись другие божества. С возвышением того или иного региона росло значение его божества, а побеждённые принимали культ победителя. В мифах о противостоянии Сета и Гора (представлявших Верхний и Нижний Египет) есть отголоски реальных исторических событий. Постепенно происходит процесс слияния различных местных божеств. Существовало несколько важных культов, связанных с теми или иными городами. Так, Мемфис был центром культа Пта. Гелиополь чтил солнечного бога Ра.

В ходе объединœения страны статус общеегипетских богов приобрели боги – покровители столицы, так и местные божества, количество которых уменьшалось за счёт синкретизации. Египтяне придавали большое значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Гор, Амон), и богам, помогающим мёртвым (Осирис, Анубис, Сокарис). Боги объединяются в эннеады (девятки), позже в триады (троицы). По мере централизации главным богом в древнеегипетском пантеоне стал Амон-Ра. После воцарения одной из династий Древнего царства, происходившей из Гелиополя, главой пантеона стал Ра, в эпоху среднего царства – Амон, божество Фив, родины фараонов Среднего и Нового царства. Затем Амон и Ра были отождествлены.

Египтяне верили в божественное происхождение фараонов. Весь мир, боги, люди, были созданы верховным богом Ра, он же был первым фараоном. Солнце казалось египтянам бессмертным, так как оно «умирало» каждый вечер и заново «рождалось» каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Отождествление фараона с солнцем-богом обеспечивало процветание и нерушимость государства. Кроме того Ра был оплотом нравственного порядка всœего сущего, Маат (истина, правосудие, согласие) была его дочерью.

В правление фараона Эхнатона (XIV в.до н.э.) была предпринята попытка религиозной реформы, направленной на утверждение монотеизма. Аменхатеп IV отверг египетское многобожие и установил в качестве государственной веры почитание одного бога солнца Атона, вместе с его сыном и подобием - фараоном. Определённую роль при проведении этой религиозной реформы играли политические причины – борьба с влиятельным жречеством бога Амона, стремление объединить при помощи религии различные народы. Культ Атона и по существу и по форме резко отличался от культа Амона и других древних богов. Это был натуралистический культ, лишённый мифологических символик, новый бог не имел ни антропоморфной, ни зооморфной иконографии. Его изображали в виде солнечного круга, лучи солнца заканчивались руками, которые держат крест – иероглиф, обозначающий «жизнь».

Официальный монотеизм, введённый Эхнатоном, ненужнолго пережил своего создателя. При следующем фараоне Тутанхамоне произошла реставрация культа Амона и других богов и всœех древних традиций, так как:

- религиозный переворот Аменхотепа IV был результатом творчества самого фараона, не являлся закономерным этапом эволюции египетского религиозного мышления;

- монотеизм Эхнатона был пассивно воспринят народом, который тысячелœетиями воспитывался в духе политеизма;

- слабой стороной религии Эхнатона было безразличное отношение к традиционному для египтян учению о загробной жизни.

Наиболее значительный в египетской мифологии миф об Осирисе. Согласно, «Текстам пирамид», Осирис был древним царём Египта͵ которого убил его брат Сет. Жена Осириса Исида воскресила мужа и зачала от него ребёнка Гора. Во второй раз Сет, убив Осириса разрубил его тело на мелкие куски и разбросал по всœему Египту. Воскрешённый богами Осирис стал правителœем царства мёртвых, а его сын Гор возвратил себе царский трон. Смерть Осириса – символ ежегодной смерти растительности, воскресающей в побегах следующего года. Миф об Осирисе был важен для египтян ещё и потому, что человек мог надеяться на воскрешение после смерти, как Осирис.

Египетская цивилизация имела самый сложный посмертный ритуал, из известных на Земле. Культ умерших у египтян нельзя смешивать с культом предков у других народов, так как он не обожествлял умерших, а был проявлением заботы живых о потусторонней жизни мёртвых. В основе была надежда на достижение вечной жизни при достойном погребении. Тщательно разработанный похоронный обряд включал бальзамирование и мумифицирование трупа, изготовление статуэток, двойников человека, использование различных священных текстов («Тексты пирамид» - древние описания заупокойных ритуалов; «Тексты саркофагов», «Книга мёртвых» - сборник заупокойных молитв и обрядовых формул).

По представлениям египтян, загробная субстанция человека существовала в двух формах - душа и жизненная сила. Душа, изображаемая в виде птицы с головой человека могла существовать в телœе умершего или покидала его на время, поднимаясь к богам на небо. Жизненная сила обитала в гробнице, но могла переселяться в потусторонний мир и в изваяния умершего. С магической верой в единство души и тела связана мумификация: с душой всё будет хорошо, если сохраниться тело. Бальзамирование объясняют и верой в возвращение души в своё тело.

Огромное значение придавалось процедуре погребения, изменявшейся на протяжении столетий. Важное место в ней занимал обряд «отверзания уст и очей», смысл которого заключался в том, чтобы оживить мумию перед погребением, сообщить ей способность восприятия внешнего мира. Существенный момент заупокойного культа – создание скульптурных портретов умерших, на случай непредвиденного разрушения мумии. Умерших снабжали магическими текстами, которые служили путеводителями в потустороннем мире.

Дошедшие до нас свидетельства культа умерших фараонов – пирамиды. Самые большие пирамиды были построены в период IV-й династии – Хеопса (самая огромная – высотой 146,59 м, длина стороны основания – 230 м.), Хефрена, Микериноса. Древнейшая из известных нам пирамид – так называемая ступенчатая пирамида основателя III-й династии Джосœера (I-я половина III тыс. до н.э.), самая поздняя – пирамида фараона XIII династии Хенджера (XVIII век до н.э.) каждая пирамида обязательно имела свой храм, в которой жрецы служили заупокойные службы, по фараону. На исходе среднего царства пирамида, как форма царской гробницы исчезает. Ей на смену приходят скальные гробницы – длинные пещеры, вырубленные в скалах на западном берегу Нила.

Религия Египта не сохранилась как живое, цельное явление. Но отдельные религиозные воззрения были заимствованы через античность христианством.

Читайте также

  • - Мифология и религия Древнего Египта.

    Культура и менталитет древних египтян. Традиционализм. Отсюда представление – всё новое, лишь совершенствование старого. Очень много богов (в договоре Рамсеса с Хеттусили упомянута 1000). Ра (Гелиополь), Птах (Мемфис), Амон (Фивы). Очень синкретична, часто включает в... [читать подробенее]

  • - Религия Древнего Египта

    В системе культуры за пределами ее материально-практической сферы всегда лежит еще один пласт — мир идей и мировоззрений, который для Египта был, пожалуй, определяющим. Многие авторы (например, Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 1857—1934) считают, что Египет — родина магии, тем... [читать подробенее]

  • - Религия Древнего Египта.

    Понятие национально-государственной религии и ее особенности. Формирование государств означало становление национально-государственных религий, принадлежность к которым определя­лась принадлежностью к данному государству. Национально – государственные... [читать подробенее]

  • - Религия Древнего Египта.

    Греко-римская религия. Зороастризм. Религиозные верования Древнего Междуречья. Религия Древнего Египта. План. Национальные религии Древнего мира Тема 3Египетскую цивилизацию можно рассматривать как древнейшую, обладающую городами и... [читать подробенее]

  • - Религия Древнего Египта.

    Греко-римская религия. Зороастризм. Религиозные верования Древнего Междуречья. Религия Древнего Египта. План. Национальные религии Древнего мира Тема 3Египетскую цивилизацию можно рассматривать как древнейшую, обладающую городами и... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Мифология, культы и особенности религии Древнего Египта. Современная религия и вера в Египте

    Религия и культура Древнего Египта всегда были тесно связаны между собой. Религиозные традиции, обряды, культы несли на себе явные отзвуки земной жизни: борьба за власть, бытовые традиции, представления о социуме. Роль религии в Древнем Египте огромна: она была, по сути, тем стержнем, вокруг которого выстраивалась жизнь общества в целом и каждого человека в отдельности.

    Культы Древнего Египта направлены на выживание и поддержание существовавшего строя, и из них можно выделить основные:

    • - культ правящего фараона,
    • - культ священных животных,
    • - культ природных явлений и стихий,
    • - культ социальных явлений – войны, мир, победы, поражения, институт семьи, ремесла, торговля – все это имело своих богов-покровителей,
    • - культ загробной жизни.

    Мифология и религия Древнего Египта имели свой пантеон многочисленных богов, вот некоторые: Ра (бог Солнца), Осирис (бог загробного мира), Исида (богиня плодородия и женственности), Бастет (богиня радости и любви), Гор (бог неба и света, покровитель фараона). Эти небожители имели сложные отношения между собой, часто воевали за власть, предавали, любили – в общем, жили полноценной жизнью. В этом религия Древнего Египта похожа на древнегреческую, древнеславянскую и многие другие.

    Особенности религии Древнего Египта связаны с особым отношением к загробному существованию - недаром фараоны так тщательно готовились к погребению, заказывая для себя столь грандиозные успыпальницы, в которых их тело было бы сохранено от тления, стены поддерживали бы покой, а все необходимые предметы материального мира были бы под рукой, если понадобятся. Именно в Египте была создана Книга Мертвых, которая повсемесно почиталась и рассказывала о том, что будет после смерти, а именно - суд Осириса, на котором боги Тот и Анубис будут взвешивать на весах сердце покойного, чтобы узнать, не отягощено ли оно грехами.

    Современный Египет остается страной, в которой религия играет важную роль. Сейчас основная религия в Египте – ислам. Он имеет официальный статус, как государственная религия Египта. Мусульманами считают себя 90% населения этой страны. Здесь живут преимущественно сторонники двух основных направлений ислама – сунниты (большинство) и шииты. Свое основное вероисповедание Египет принял давно, и оно в нем прочно укоренилось, что отражается на всем образе жизни современных египтян.

    В основу светского законодательства в Египте лег свод норм мусульманского права – шариат, однако значительно смягченный в части наказаний. За воровство, например, не будут отрубать руку, а подвергнут тюремному заключению. Религия Египта и светское общество предпринимают меры по соответствию законодательства духу ислама, но с учетом требований современного общества.

    Современная религия Египта – это мусульманские традиции, которые привнесли арабы, завоевавшие Египет в 640 году н. э. В их основе лежит терпимое отношение к другим религиям, но присутствуют одновременно довольно строгие правила, некоторые из которых стоит знать и уважать при посещении этой страны. Например, женщинам лучше одеваться в более закрытые наряды.

    Но вера в Египте – это дело добровольное: кроме приверженцев ислама в Египте присутствуют христиане, иудеи, можно встретить также представителей буддизма и индуизма, и даже тех, кто возрождает древние культы Египта и прикладывает большие усилия, чтобы древняя религия Египта обрела вторую жизнь.

    Справочная информация

    Господствующая религия в Египте — суннитский ислам, который исповедует 94 процента населения. Однако остались в стране еще и потомки собственно египтян доарабской эпохи – копты-христиане, их около 6%, и другие христиане, в том числе армяне – 1 %. Формирование национальной коптской (египетской церкви) произошло в 451 г. 

    Кстати, именно египтяне-копты дали христианскому миру монашество - традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской культуры. Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне в начале IV века преподобным Антонием Великим. Он существует и поныне. Почти одновременно с ним в тех же краях возник монастырь Святого Павла.

    В Египте достаточно сильны позиции официально запрещенных, крайне радикальных исламских организаций. Многие идеологи мирового ваххабизма и крайне радикального ислама проходили обучение в Каирском университете.

    travelnetplanet.com


    Смотрите также