Имена войнов древней руси. Старорусские имена для мальчиков — откуда возникали имена и что они означали?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Казачье братство. Имена войнов древней руси


Древние имена воинов

Имена воинские — богатырские. Воином мог называться предок боец, солдат; но, как правило, Воиновы - потомки людей, крещенных именем Воин. Некоторые святые наряду сименем носили прозвание по своим особенностями или роду деятельности: Иван Постник, Иван Воин, Зосима Воин и т. д. Иные малограмотные священникипо ошибке нарекали младенца не именем святого, а его прозванием; так и появились люди с официальным именем Воин.

Мужские древние имена воинов - А

БЕЛОВОЛОД — светловластный.БЕЛОТУР — светлосильный.БЕЛОЯР — светлоярый.БИВОЙ — бьющий воинов.БЛАГОЯР — благояростный.БОЕСЛАВ — славный в бою.БОЙДАН — данный для боя.БОЛЕСЛАВ — стремящийся к большей славе.БОРИВЬЙ — победитель воинов.БОРИСЛАВ (Боруслав) — борящийся за славу.БОЯН — мужественный боец.БРАВЛИН — бравый, воинственный.БРАНЕН (Браним) — военный.БРАНИБОР — побеждающий в сражениях.БРАНИСЛАВ — добывающий славу в сражениях.БРАТИМИР — собирающий мир (вече, копу).БРАТОСИЛ — сильный братством.БРАТОСЛАВ (Братислав) — славный братством.БРОНИСЛАВ — славный оружием.БРЯЧИСЛАВ — звенящий славой.БУДИВОЙ — пробуждённый (одухотворённый) воин.БУДИСЛАВ — славный пробуждением, ищущий славу.БУЙ-ТУР — напористый, сильный, могучий.БУЕСЛАВ — прославленный напористостью и смелостью.БУРИВОЙ — воин, подобный буре, урагану.БЫСЛАВ — прославленный опытностью.

Мужские древние имена воинов - В

ВАДИСЛАВ — славный предводительством.ВАЛДАЙ — владыка.ВАРТИСЛАВ — наполненный славой.ВЕЛЕБА — вельможа, повелитель.ВЕЛЕМИР (Вельмир) — повелевающий, управляющий миром (обществом).ВЕЛИКОСАН — великий саном (чином).ВЕЛИСЛАВ — многославный.ВЕНЦЕСЛАВ — увенчанный славой.ВИДБОР — видный (знаменитый) борец.ВИТОМИР — побеждающий на миру (вече, копе).ВИТОСЛАВ — прославленный победами.ВЛАДЕЛИН — властитель.ВЛАДИМИР (Володимер) — владеющий миром, упорядочивающий общество.ВЛАДИСЛАВ (Власлав) — владеющий славой.ВЛАСТИМИЛ — властью милый, милостивый.ВЛАСТИСЛАВ — прославленный справедливой властью.ВНИСЛАВ — прославленный вниманием, вниканием, пониманием сути.ВОИБОР — борящий (побеждающий) воинов.ВОЙНЯТА — потомственный воин.ВОЙТЕХ — городской голова, войт (староста городской копы).ВОЛЬБРАН (Олбран) — вольный воин.ВОЛЕЛЮБ — любящий волю.ВОЛЕМИР — исполняющий волю мира (вече, копы).ВОЛОДАР — властитель («владеющий арий»).ВОЛОДИСЛАВ (Волослав) — владеющий славой.ВОЛЬГА (Волегость, Вольгост, Волег) — благоволящий к гостям.ВОРОТИСЛАВ (Вратислав) — возвративший славу.ВОЯН (Воята) — воинственный.ВСЕВОЛОД (Всевлад) — всевластный.ВЯТШЕСЛАВ — старший во славе.

Мужские древние имена воинов - Г

ГОДИМИР — пригодный, нужный миру (обществу).ГОДИСЛАВ — пригодный к славе.ГОРДИЯН — мужественный, имеющий чувство собственного достоинства («ян» — муж-ское начало).ГОРИСЛАВ — горящий (живущий) для славы.ГОРОБОЙ — гораздый, превосходный боец.ГОСТОМЫСЛ (Гостевит, Гостенег, Гостимир) — заботящийся, думающий о гостях.ГРАДИСЛАВ (Гродислав, Городислав) — созидающий славу.ГРАДИМИР — создающий мир (вече, копу).ГРЕМИСЛАВ — гремящий славой, прославленный.ГРИДЯ — гридень,дружинник, воин.ГРОМОБОЙ (Громол) — мощный боец.ГУДИМИР — созывающий мир (вече, копу).ГУДИСЛАВ — собирающий, провозглашающий славу.

Мужские древние имена воинов - Д

ДАЛЕБОР — способный бороться на расстоянии.ДАНИСЛАВ (Даньслав) — отдающий дань славе.ДЕВЯСИЛ — многосильный.ДЕРЖИКРАЙ — порубежник, пограничник.ДОБЕСЛАВ (Добислав) — добывающий славу.ДОРОГОСИЛ — имеющий дорогую (ценную, необычную) силу.

Мужские древние имена воинов - Е

ЕМЕЛЯ - поднимающий дух воин.ЕСИСЛАВ — истинно славный.

Мужские древние имена воинов - Ж

ЖИЗНЕМИР (Жизномир) — живущий для мира (вече, копы).ЖИЛИСЛАВ — славный выносливостью.ЖИРОВИТ — побеждающий богатством («вит» — победа; «жир» — богатство).ЖИРОМИР — увеличивающий богатство мира (общества).ЖИРОСЛАВ — богатством славный.ЖИТОВАБ — ратующий за благоденствие («жито» — зерно, жизнь, богатство; «вабить» — призывать).ЖИТОМИР — обеспечивающий благоденствие мира (общества).

Мужские древние имена воинов - З

ЗАРУБА — боец, рубака.ЗАХАР — характерник (т.е. воин владеющий энергетическим центром хара).ЗБИГНЕВ — сберегающий, сдерживающий гнев.ЗБЫСЛАВ (Збраслав) — избравший путь славы.ЗВЕЗДАН — рождённый под звёздами.ЗВЕНИСЛАВ — призывающий к славе.ЗВОНИМИР (Звенимир) — созывающий мир (вече, копу).ЗДЕБОР — созидающий победу («бор» — борьба, победа).ЗДЕСЛАВ — созидающий славу («зде» — созидать, создавать, строить).ЗДИМИР — создающий мир (вече, копу).ЗЕМИСЛАВ — землёй (Родиной) славный.ЗЕМОВИТ — побеждающий силой земли.ЗЛАТОВЛАС — золотоволосый.ЗЛАТОГОР — драгоценный, дорогой для общества.ЗЛАТОЦАН — солнцерождённый.ЗЛАТОЯР — яростный, как солнце.ЗОРЕСЛАВ — озарённый славой.

Мужские древние имена воинов - И

ИЛЯ - имя большого бесстрашного славного воина.ИЗЯСЛАВ — славный указаниями, пояснениями на миру (вече, копе).

Мужские древние имена воинов - К

КАЗИМИР — призывающий к перемирию.КАРЕСЛАВ (Карислав) — славный расен (кареглазый).КОЛОВРАТ (Колояр) — «вращающийся круг» — витязь, использующий вращательные перемещения и приёмы сечи во время боя.КРАСНОМИР (Красемир) — красивый, приятный миру (обществу).КРАСНОСЛАВ — красивый своей славой.

Мужские древние имена воинов - Л

ЛЕГОСТАЙ — владеющий легкоступом (простейшим способом подъёма тела мысленным усилием).ЛИПОКСАЙ — милостивый, справедливый царь («липо» — красота, совершенство; «ксай» — царь).ЛИХАРЬ — лихой, неуязвимый характерник.ЛИХОВИД — удалец, видящий лихо (беду) и справляющийся с ним.ЛУДСЛАВ — покрьггый славой.ЛЮБОР — любящий бороться.ЛЮДЕВИТ — предводитель людей, витязь.ЛЮДОСЛАВ — людьми прославленный.ЛЮТОБРАН — яростный, страстный в битве (брани).ЛЮТОМИР — яростный, страстный на миру (вече, копе).

Мужские древние имена воинов - М

МАРИБОР — борющийся со смертью, неуязвимый («мара»— смерть).МЕСТИВОЙ — воин мести.МЕТИСЛАВ — отмеченный славой.МЕЧЕСЛАВ (Мечислав) — добывающий славу мечом.МИРБУДЬ — утверждающий мир, перемирие.МИРОГНЕВ — усмиряющий гнев.МИРОГРАЙ — ораторствующий на миру (вече, копе).МИРОДАТ — дающий, устанавливающий мир, перемирие.МИРОМИР — обеспечивающий мирную жизнь общества.МИРОНЕГ — заботящийся о покое (неге) и мире в обществе.МОИСЛАВ — имеющий славу.МСТИСЛАВ — славно мстящий.

Мужские древние имена воинов - П

ПАКИСЛАВ — умножающий славу.ПЕРЕСЛАВ — наиболее славный.ПЕРЕЯР — наиболее яростный.ПЕРЕЯСЛАВ — перенявший славу предков.ПЕРКО — стрелец («пер» — стрела).ПЕРОСЛАВ — славный стрелок.ПИРОГОСТЬ — гостеприимный, устраивающий пиры.ПРЕДИСЛАВ (Предслав) — стяжающий славу, т. е. совершающий дела, ведущие к славе.ПРЕСЛАВ — очень славный.ПРИБУВОЙ — прибавляющий (приумножающий) воинский опыт.ПУТИВОЙ — странствующий воин.ПУТИМИР — идущий по пути, избранному на миру (вече, копе).ПУТИСЛАВ — прославленный исполнением своего пути (долга).

Мужские древние имена воинов - Р

РАДИВОЙ — радеющий, заботящийся о воинах.РАДИМИР (Радмир) — редеющий, заботящийся о мире (обществе).РАДИСЛАВ — радеющий о славе, стремящийся к славе.РАТЕБОР (Ратибор) — борящий, побеждающий рать (войско).РАТМИР (Ратимир) — ратник, защитник мира (общества).РАТИСЛАВ — славный ратник (воин).РАТША — ратник (воин).РОСВОЛОД — приумножающий, увеличивающий владения.РОСТИСЛАВ (Рослав) — взращивающий, увеличивающий славу.

Мужские древние имена воинов - С

СИВОЯР — опьггный, могучий.СИНЕОК — голубоглазый, светорус.СЛАВИБОР — славный борец.СЛАВОБОЙ — славный в бою.СЛАВОЛЮБ — любящий славу.СЛАВОМИР — славящий мир (вече, копное право).СЛАВЯН — славный мужеством («ян» — мужское начало, положительная энергия).СОБЕСЛАВ (Собислав) — собою (качествами) славный.СПИТИМИР — способствующий миру в обществе.СПИТИСЛАВ — подчиняющий стремление к славе.СТАНИСЛАВ (Стоислав) — устанавливающий славу, стойко (постоянно) славный.СТОЖАР — страстный, деятельный.СТОИМИР — устанавливающий, утверждающий мир (перемирие).СТОЯН — очень мужественный (имеющий силы Ян в сто раз больше обычного).СУДИБОР (Суди вой, Судимир) — примиритель, решающий сложные вопросы.СУДИСЛАВ — славный судья.

Мужские древние имена воинов - Т

ТАИСЛАВ — скромный (скрывающий славу).ТАРАС — представитель расы, являющийся потомком Тарха и оберегаемый богиней Тарой.ТВЕРДОЛИК — суровый.ТВОРИМИР — сотворяющий, созывающий мир (вече, копу).ТВОРИСЛАВ — сотворяющий славу.ТРЕЗОР (Тревзор) — ясновидящий (раскрывающий третий глаз — энергетический центр воли).

Мужские древние имена воинов - Х

ХЛЕБОСЛАВ — славящий хлеб, богатство.ХОТИБОР — желающий бороться.ХОТОМИР — желающий мира, способствующий миру.

Мужские древние имена воинов - Ч

ЧАЕСЛАВ — желающий славы.ЧЕСЛАВ — славный честью.ЧЕСТА — приумножающий свою честь («че» — энергия жизни; «ста» — во сто раз).ЧЕСТИМИЛ — тот, кому мила честь.ЧЕСТИМИР — защищающий честь мира (общества).ЧЕСТИМЫСЛ — мыслящий о чести.ЧТИРАД — чтящий раду (вече, копу).

Мужские древние имена воинов - Я

ЯНИСЛАВ — прославленный мужской силой Ян, мужественный.ЯРОБОР — яростный борец.ЯРОМИР — яростный на миру (вече, копе).ЯРОПОЛК — яростный полководец.

xn----7sbffg7cecoh3b.xn--p1ai

Древнерусские мужские имена. Старославянские имена для мальчиков

Фото с сайта cs623126.vk.me

Фото с сайта cs623126.vk.me

Имя для каждого человека имеет огромное значение, оно несет в себе всю любовь родителей и накладывает отпечаток на формирование характера ребенка. Древние славяне чаще всего давали имена, состоящие из двух слов, в них вкладывался глубокий смысл, так же имя могло служить оберегом. После принятия христианской веры, первое имя служило для взаимодействия с окружающими людьми, а второе имя давалось при крещении младенца, и оно было тайным. Крестильное имя знали только родители, крестные и сам человек, оно защищало своего обладателя от воздействия и внушения зла. Все имена подбирались исходя из пола младенца, поэтому есть древнерусские имена мужские и женские, собственно как и везде. Охватить весь список имен в одной статье не представляется возможным, поэтому в данной статье рассмотрим  старорусские имена мальчиков.  Давайте сначала разберемся, что значило имя для славян и как оно выбиралось.

Когда люди стали объединяться в группы, например, племена или общины, они поняли что гораздо проще существовать в компании, а не в одиночку. У каждой группы людей всегда имелся лидер, и он должен был правильно выстроить жизнь племени. Но возникала сложность взаимодействия с отдельным членом общества, а не со всей группой. Древний человек стал окликать другого по каким-то заметным чертам внешности, будь то цвет волос или наличие бороды, по чертам характера или особым умениям. Так появились имена. Позже стали появляться и фамилии по тем же принципам, что и мена. Например, живет семья, где преобладающим видом деятельности является кузнечное дело, другие нарекали их кузнецами, затем кузнецы трансформировались в Кузнецовых, и так от рода к роду передавалась фамилия.

Язычники старались называть детей именами олицетворяющими какие либо желанные качества в ребенке. Считалось, что дав ребенку имя с определенным значением и качествами, человек будет наделен ими в будущем. Особенно тщательно выбиралось имя для мальчиков, ведь мальчики всегда были желаннее девочек, они продолжатели рода, носители силы и мудрости, будущие главы семейства и предводители племени. Старославянские имена для мальчиков придумывались с особой тщательностью. Старорусские мужские имена часто были производными от названий животных, дабы наделить их носителя качествами этого животного. Например имена Алитер (узбекское имя), Бабар ( индия) и наше русское — Лев. Думаю, что не составит труда догадаться от названия какого животного произошло это имя. Или всем известный волк и его производные : Вульф, Вольф, Вольфганг и другие.

Между прочим

Так же имена образовывались от названий растений или имен древних богов и богинь. Очень распространенными были имена образованные от причастий, такие как Ждан, Хотен и другие.

Сначала придумывались древнерусские имена мужские, а от них уже образовывали женскую форму имени. Например, Владимира – женская форма имени Владимир, Мстислава – женская форма имени Мстислав и т.п.  Огромной силой наделяли славянские мужские имена, полный список которых очень сложно найти, только некоторые дошли до современного человека. Но, на самом деле, по тому, какими были старославянские мужские имена, можно судить об образе жизни народа в Древней Руси и о том, что являлось важным для славян в те времена. Имена – это огромный пласт истории для изучения быта, культуры, религии и уровня жизни наших предков. Позже в эпоху СССР имена будут заключать в себе краткие советские слоганы и имена/фамилии вождей народа.

Славянские имена для мальчиков и их значение

Язычники давали своим детям два имени, чтобы защитить от злых духов. Часто первым именем было имя по номеру рождения, например, Старшой или Меньшак. В подростковом возрасте ребенок получал пожизненное имя по чертам его характера. После принятия христианства родители продолжали давать детям два и имени, и второе, так же, защищало его от зла. Но истинным именем считалось второе, данное при крещении младенца, имя известное Богу и ангелу хранителю.  Зачастую, первые христиане называли детей по церковному календарю, по имени святого, рожденного в один деть с младенцем.

Древние русские мужские имена до крещения Руси.

  • Агний – огненный, светлый
  • Баян – хранитель старины
  • Благомир – приносящий благо миру
  • Боговад – ведающий богов
  • Богодий – угождающий богам
  • Братислав – брат славы
  • Будимил – будь милым
  • Буеслав – аист
  • Белогор – из белых гор
  • Белояр – яростный
  • Всемил – милый всем
  • Вячеслав – славящий совет
  • Венислав – увенчанный славой
  • Володарь – дарящий волю
  • Градимир – смотрящий на мир
  • Горисвет – высокий свет
  • Добрыня – добрый
  • Деян – активный
  • Дан – свыше данный
  • Даромир – дающий мир
  • Данияр – данный чтобы сиять
  • Даромысл – мыслящий
  • Жданимир – жданный мир
  • Ждан – долгожданный
  • Желан – желанный
  • Заря – восходящий свет
  • Звенимир – призывающий к миру
  • Зданимир – создатель мира
  • Идан – идущий
  • Ивар – Древо жизни
  • Красибор – избранный из красивых
  • Ладислав – славящий красоту
  • Людимир – несущий людям мир
  • Люборад – радующий любовью
  • Любим – любимый
  • Любодрон – дорогой
  • Любогост — гостеприимный
  • Милан – милый
  • Млад – молодой
  • Миролюб – любящий мир
  • Могута – мощный
  • Миродар – дарующий мир
  • Негомир – нежныи и мирный
  • Найден – найденный
  • Остромысл – остро мыслящий
  • Очеслав – слава отцу
  • Пересвет – пресветлый
  • Премислав – прими славу
  • Путислав – путь славы
  • Радей – радостный
  • Ратибор – избранный воин
  • Святомир – святой мир
  • Святовик – свет
  • Святобой – воин
  • Умир – умиротворение
  • Хвалимир – прославляй мир
  • Честимир – честь мира
  • Яромил – милый
  • Янислав – славный

читайте так же женские славянские имена

И различные вариации имен произошедших от названий животных, такие как, Сокол, Соловей, Дрозд, Волк, Филин и другие. Имена по особенностям : Упырь, Обида, Силач и т.п. Имена по внешности : Око, Волос, Худой, Черт, Черномыс и т. д.

Древние русские имена мужчин после принятия христианства:

  • Аввакум – любовь Божия
  • Алексий – защитник
  • Алфей – перемена
  • Адам – первый человек
  • Богдан – Богом данный
  • Борис – борец
  • Бронислав – славный защитник
  • Владимир – владеющий миром
  • Владислав – владеющий славой
  • Всеволод – владеющий всеми
  • Вячеслав – великий, славный
  • Горислав – пылающая слава
  • Давид – долгожданный
  • Еремей – увенчанный Богом
  • Елисей – спаситель живого
  • Захар – вспоминает Бог
  • Иаков – второй по рождению из близнецов
  • Изяслав – достигший славы
  • Лука – светлый
  • Макар – счастливый
  • Мстислав – славно мстит
  • Натан – Бог дал
  • Наум – успокоитель
  • Олег – святой, священный
  • Ростислав – растущая слава
  • Станислав – самый славный
  • Тимофей – богобоязненный
  • Ян – Богом дан
  • Ярослав – сильный, славный
Фото с сайта cs623126.vk.me

Фото с сайта cs623126.vk.me

После крещения Руси мальчиков часто называли именами святых. Так как первыми христианами были евреи, то славяне стали заимствовать еврейские имена, а сейчас эти имена уже считаются исконно славянскими, хотя это не совсем так.

Не смотря на то, что древнерусские имена для мальчиков уже устарели, постепенно они снова входят в моду, так как современные имена стали очень частыми и начинают приедаться молодым родителям. Каждому человеку хочется назвать своего ребенка так, как никто не называл, чтобы их малыш был отличным от других, поэтому происходит возврат к старым, но не забытым, именам.

 

perstni.com

Ящик пандоры – Имена на Руси

Мужские имена:

А

АГНИЙ – огненный, светлый, чистый (“агни” – огонь).

Б

БАЯН – сказитель (“баяти” – рассказывать), хранитель старины.

БЕЛОГ?Р – высокопросветлённый.

БЕЛОГ?СТЬ – свещенный гость.

БЕЛОГУБ – говорящий о светости.

БЕЛОСЛ?В – славящий светость, просвещение.

БЕЛОЗ?Р – ясновидящий, духовидец.

БЕЛЯН – просветивший (одухотворивший) мужскую жизненную силу Ян.

БЛАГОМИР – приносящий благо миру (обществу).

БЛАГОСЛ?В – славящий благо (т. е. всё, что ускоряет эволюционное развитие).

БОГД?Н – данный Богом (Прародителем).

БОГДАВЛ?Д – Богом данный для владения (т. е. упорядочивания, лада, уклада общества).

БОГОВ?Д – ведающий богов.

БОГОД?Й – действующий по воле (заповедям) богов своих предков.

БОГОЛ?П – приятный богам.

БОГОЛЮБ – любящий богов своих предков.

БОГОМ?Л – молящийся богам.

БОГОР?Д – родственный богам.

БОГУМИЛ (Богомил) – милый Всевышнему Богу.

БОГУМИР – примирившийся с Богом (Прародителем).

БЕЛОВОЛOД – светловластный.

БЕЛОТУР – светлосильный.

БЕЛОЯР – светлоярый.

БИВОЙ – бьющий воинов.

БЛАГОРOД – благородный.

БЛАГОЯР – благояростный.

БОЕСЛAВ – славный в бою.

БОЙДAН – данный для боя.

БОЛЕСЛAВ – стремящийся к большей славе.

БОРИВOЙ – победитель воинов.

БОРИМИР – борящийся за мир?.

БОРИПOЛК – побеждающий полк.

БОРИСЛAВ (Боруслaв) – борящийся за славу.

БОЯН – мужественный боец.

БРAВЛИН – бравый, воинственный.

БРAНЕН (Брaним) – военный.

БРАНИБOР – побеждающий в сражениях.

БРАНИМИР – сражающийся за мир.

БРАНИПOЛК – полководец.

БРАНИСЛAВ – добывающий славу в сражениях.

БРАТИВOЙ – воевода.

БРАТИМИР – собирающий мир (вече, копу).

БРАТОСИЛ – сильный братством.

БРАТОСЛAВ (Братислaв) – славный братством.

БРЕТИСЛAВ (Бреслaв) – обретший славу. 

БРОНИСЛÁВ – славный оружием.

БРЯЧИСЛÁВ – звенящий славой.

БУДИВÓЙ – пробуждённый (одухотворённый) воин.

БУДИМИР – будящий (одухотворяющий) мир (вече, копу).

БУДИСЛÁВ – славный пробуждением, ищущий славу.

БУЙ-ТУР – напористый, сильный, могучий.

БУЕСЛÁВ – прославленный напористостью и смелостью.

БУРИВÓЙ – воин, подобный буре, урагану.

БУРИСЛÁВ – прославленный мощью (подобный буре).

БЫСЛÁВ – прославленный опытностью.

В

ВАДИМИР – предводитель мира (вече, копы).

ВАДИСЛАВ – славный предводительством.

ВАЛДАЙ – владыка.

ВАРТИСЛÁВ – наполненный славой.

ВЕЛÉБА – вельможа, повелитель.

ВЕЛЕМИР (Вельмир) – повелевающий, управляющий миром (обществом).

ВЕЛИКОСÁН – великий саном (чином).

ВЕЛИСЛÁВ – многославный.

ВЕНЦЕСЛÁВ – увенчанный славой.

ВИДБОР – видный (знаменитый) борец.

ВИДОГÓСТЬ – видный (знатный) гость.

ВИТОМИР – побеждающий на миру (вече, копе).

ВИТОСЛÁВ – прославленный победами.

ВЛАДЕЛИН – властитель.

ВЛАДИМИР (Володимер) – владеющий миром, упорядочивающий общество.

ВЛАДИСЛÁВ (Влáслав) – владеющий славой.

ВЛАСТИМИЛ – властью милый, милостивый.

ВЛАСТИСЛÁВ – прославленный справедливой властью.

ВНИСЛÁВ – прославленный вниманием, вниканием, пониманием сути.

ВОЕГÓСТЬ – наёмный воин.

ВОИБÓР – борящий (побеждающий) воинов.

ВОЙНЯТА – потомственный воин.

ВОИСВÉТ – воюющий светом (энергией).

ВОИСЛÁВ (Войтислав) – славный воин.

ВОЙМИР – воин мира (общества).

ВÓЙТЕХ – городской голова, войт (староста городской копы).

ВОЛЬБРАН (Олбран) – вольный воин.

ВОЛЕЛЮБ – любящий волю.

ВОЛЕМИР – исполняющий волю мира (вече, копы).

ВОЛОДÁР – властитель (“владеющий арий”).

ВОЛОДИСЛÁВ (Волослáв) – владеющий славой.

ВÓЛЬГА (Волегóсть, Вольгост, Волег) – благоволящий к гостям.

ВОРОТИСЛÁВ (Вратислáв) – возвративший славу.

ВОЯН (Воята) – воинственный.

ВСÉВОЛОД (Всевлáд) – всевластный.

ВЯТШЕСЛÁВ – старший во славе.

ВЯЧЕСЛÁВ (Вящеслав) – наиболее славный.

Г

ГОДИМИР – пригодный, нужный миру (обществу).

ГОДИСЛÁВ – пригодный к славе.

ГОРДИЯН – мужественный, имеющий чувство собственного достоинства (“ян” – мужское начало).

ГОРИМИР – горящий (живущий) для мира (общества).

ГОРИСЛÁВ – горящий (живущий) для славы.

ГОРОБÓЙ – гораздый, превосходный боец.

ГОСТОМЫСЛ (Гостевит, Гостенéг, Гостимир) – заботящийся, думающий о гостях.

ГРАДИСЛАВ (Гродислав, Городислав) – созидающий славу.

ГРАДИМИР – создающий мир (вече, копу).

ГРЕМИСЛÁВ – гремящий славой, прославленный.

ГРИДЯ – гридень, дружинник, воин.

ГРОМОБÓЙ (Громол) – мощный боец.

ГУДИМИР – созывающий мир (вече, копу).

ГУДИСЛÁВ – собирающий, провозглашающий славу.

Д

ДАЛЕБÓР – способный бороться на расстоянии.

ДАНИСЛАВ (Даньслáв) – отдающий дань славе.

ДЕВЯСИЛ – многосильный.

ДЕРЖИКРÁЙ – порубежник, пограничник.

ДОБЕСЛÁВ (Добислáв) – добывающий славу.

ДОРОГОСИЛ – имеющий дорогую (ценную, необычную) силу.

Е

ЕСИСЛÁВ – истинно славный.

Ж

ЖИЗНЕМИР (Жизномир) – живущий для мира (вече, копы).

ЖИЛИСЛÁВ – славный выносливостью.

ЖИРОВИТ – побеждающий богатством (“вит” – победа; “жир” – богатство).

ЖИРОМИР – увеличивающий богатство мира (общества).

ЖИРОСЛÁВ – богатством славный.

ЖИТОВÁБ – ратующий за благоденствие (“жито” – зерно, жизнь, богатство; “ва-бить” – призывать).

ЖИТОМИР – обеспечивающий благоденствие мира (общества).

З

ЗАРУБА – боец, рубака.

ЗАХÁР – характерник (т.е. воин владеющий энергетическим центром хара).

ЗБИГНЕВ – сберегающий, сдерживающий гнев.

ЗБЫСЛАВ (Збраслáв) – избравший путь славы.

ЗВЕЗДÁН – рождённый под звёздами.

ЗВЕНИСЛÁВ – призывающий к славе.

ЗВЕРОПÓЛК – ярый полководец.

ЗВОНИМИР (Звенимир) – созывающий мир (вече, копу).

ЗДЕБÓР – созидающий победу (“бор” – борьба, победа).

ЗДЕСЛÁВ – созидающий славу (“зде” – созидать, создавать, строить).

ЗДИМИР – создающий мир (вече, копу).

ЗЕМИСЛÁВ – землёй (Родиной) славный.

ЗЕМОВИТ – побеждающий силой земли.

ЗЕМОМЫСЛ – мыслящий о земле (Родине).

ЗЛАТОВЛÁС – золотоволосый.

ЗЛАТОГОР – драгоценный, дорогой для общества.

ЗЛАТОДÁН – солнцерождённый.

ЗЛАТОЯР – яростный, как солнце.

ЗОРЕСЛÁВ – озарённый славой.

И

ИЗЯСЛÁВ – славный указаниями, пояснениями на миру (вече, копе).

К

КАЗИМИР – призывающий к перемирию.

КАРЕСЛÁВ (Карислав) – славный расен (кареглазый).

КОЛОВРÁТ (Колояр) – “вращающийся круг” – витязь, использующий вращатель-ные перемещения и приёмы сечи во время боя.

КОЧЕБÓР – победитель кочевников.

КРАСНОМИР (Красемир) – красивый, приятный миру (обществу).

КРАСНОСЛАВ – красивый своей славой.

КРЕПИМИР – укрепляющий мир (вече, копу, общество).

Л

ЛЕГОСТÁЙ – владеющий легкоступом (простейшим способом подъёма тела мыс-ленным усилием).

ЛИПОКСÁЙ – милостивый, справедливый царь (“липо” – красота, совершенство; “ксай” – царь).

ЛИХÁРЬ – лихой, неуязвимый характерник.

ЛИХОВИД – удалец, видящий лихо (беду) и справляющийся с ним.

ЛУДСЛÁВ – покрытый славой.

ЛЮБÓР – любящий бороться.

ЛЮДЕВИТ – предводитель людей, витязь.

ЛЮДОСЛÁВ – людьми прославленный.

ЛЮТОБÓР – яростный, страстный борец.

ЛЮТОБРÁН – яростный, страстный в битве (брани).

ЛЮТОМИР – яростный, страстный на миру (вече, копе).

М

МАРИБÓР – борющийся со смертью, неуязвимый (“мара” – смерть).

МЕСТИВÓЙ – воин мести.

МЕТИСЛÁВ – отмеченный славой.

МЕЧЕСЛÁВ (Мечислав) – добывающий славу мечом.

МИРБУДЬ – утверждающий мир, перемирие.

МИРОГНÉВ – усмиряющий гнев.

МИРОГÓСТЬ – приходящий с миром, устраивающий перемирие.

МИРОГРÁЙ – ораторствующий на миру (вече, копе).

МИРОДÁТ – дающий, устанавливающий мир, перемирие.

МИРОМИР – обеспечивающий мирную жизнь общества.

МИРОНÉГ – заботящийся о покое (неге) и мире в обществе.

МОИСЛÁВ – имеющий славу.

МСТИБÓГ – мстящий за богов.

МСТИСЛÁВ – славно мстящий.

П

ПАКИСЛАВ – умножающий славу.

ПЕРЕСЛÁВ – наиболее славный.

ПЕРЕЯР – наиболее яростный.

ПЕРЕЯСЛÁВ – перенявший славу предков.

ПЕРКÓ – стрелец (“пер” – стрела).

ПЕРОСЛÁВ – славный стрелок.

ПИРОГÓСТЬ – гостеприимный, устраивающий пиры.

ПРЕДИСЛÁВ (Предслáв) – стяжающий славу, т. е. совершающий дела, ведущие к славе.

ПРЕСЛАВ – очень славный.

ПРИБИСЛÁВ – прибавляющий славу.

ПРИБУВÓЙ – прибавляющий (приумножающий) воинский опыт.

ПУТИВÓЙ – странствующий воин.

ПУТИМИР – идущий по пути, избранному на миру (вече, копе).

ПУТИСЛÁВ – прославленный исполнением своего пути (долга).

ПУТИСИЛ – силящийся исполнить свой путь (долг).

Р

РАДИВÓЙ – радеющий, заботящийся о воинах.

РАДИМИР (Радмир) – радеющий, заботящийся о мире (обществе).

РАДИСЛÁВ – радеющий о славе, стремящийся к славе.

РАТЕБÓР (Ратибóр) – борящий, побеждающий рать (войско).

РАТИМИР (Ратмир) – ратник, защитник мира (общества).

РАТИСЛÁВ – славный ратник (воин).

РÁТША – ратник (воин).

РОСВОЛÓД – приумножающий, увеличивающий владения.

РОСТИСЛÁВ (Рослáв) – взращивающий, увеличивающий славу.

С

СБЫСЛÁВ – осуществляющий, сбывающий славу.

СВЕТОПÓЛК – освещающий полк (войско).

СИВОЯР – опытный, могучий.

СИНЕÓК – голубоглазый, светорус.

СЛАВИБÓР – славный борец.

СЛАВОБОЙ – славный в бою.

СЛАВОЛЮБ – любящий славу.

СЛАВОМИР – славящий мир (вече, копное право).

СЛАВЯН – славный мужеством (“ян” – мужское начало, положительная энергия).

СОБЕСЛÁВ (Собислáв) – собою (качествами) славный.

СПИТИГНÉВ – подчиняющий гнев (“спити” – поспеть, созреть).

СПИТИМИР – способствующий миру в обществе.

СПИТИСЛÁВ – подчиняющий стремление к славе.

СТАНИМИР – устанавливающий мир (перемирие).

СТАНИСЛÁВ (Стоислáв) – устанавливающий славу, стойко (постоянно) славный.

СТОГÓСТЬ – гостеприимный (хлебосол).

СТОЖÁР – страстный, деятельный.

СТОЙМИР – устанавливающий, утверждающий мир (перемирие).

СТОЯН – очень мужественный (имеющий силы Ян в сто раз больше обычного).

СУДИБÓР (Судивой, Судимир) – примиритель, решающий сложные вопросы.

СУДИСЛÁВ – славный судья.

Т

ТАИСЛÁВ – скромный (скрывающий славу).

ТАРÁС – представитель расы, являющийся потомком Тарха и оберегаемый боги-ней Тарой.

ТВЕРДИМИР – утверждающий мир (перемирие).

ТВЕРДИСЛÁВ – утверждающий славу.

ТВЕРДОЛИК – суровый.

ТВОРИМИР – сотворяющий, созывающий мир (вече, копу).

ТВОРИСЛÁВ – сотворяющий славу.

ТРЕЗÓР (Тревзор) – ясновидящий (раскрывающий третий глаз – энергетический центр воли).

Х

ХВАЛИМИР – восхваляющий мир (вече, копу).

ХЛЕБОСЛÁВ – славящий хлеб, богатство.

ХОТИБÓР – желающий бороться.

ХОТОМИР – желающий мира, способствующий миру.

Ч

ЧАЕСЛÁВ – желающий славы.

ЧЕСЛÁВ – славный честью.

ЧÉСТА – приумножающий свою честь (“че” – энергия жизни; “ста” – во сто раз).

ЧЕСТИМИЛ – тот, кому мила честь.

ЧЕСТИМИР – защищающий честь мира (общества).

ЧЕСТИМЫСЛ – мыслящий о чести.

ЧТИРÁД – чтящий раду (вече, копу).

Я

ЯНИСЛÁВ – прославленный мужской силой Ян, мужественный.

ЯРОБÓР – яростный борец.

ЯРОМИР – яростный на миру (вече, копе).

ЯРОПÓЛК – яростный полководец.

Женские имена:

Б

БЕЛОСНÉЖА – чистая, белая.

БЕЛОЯРА – светлоярая.

БЛАГОРОДА – благородная.

БОЛЕСЛÁВА – многославная.

БОРИМИРА – борющаяся за мир.

БОРИСЛÁВА – борющаяся за славу.

БОЯНА – боевая, мужественная.

БРАТИСЛÁВА – берущая славу.

БРАТОМИЛА – милая братьям.

БРЕСЛÁВА – обретшая славу.

БРОНИСЛÁВА – славная защитой.

БРЯЧИСЛÁВА – звенящая славой.

БУДЕМИРА – будящая мир.

БУЕСЛÁВА – напористая, сильная (“буй” – могучий, сильный).

БЫСЛАВА – славная своим опытом.

В

ВАДИСЛАВА – славная предводительница.

ВЕЛИНА – повелительная.

ВЕЛИСЛАВА – очень славная.

ВЕЛЬМИРА (Велемира) – повелевающая миром (людьми).

ВЕНЦЕСЛАВА – увенчанная славой.

ВИТОСЛАВА – славная победами.

ВЛАДЕЛИНА – владетельница.

ВЛАДИМИРА – владеющая миром (обществом), умеющая управлять.

ВЛАДИСЛÁВА – владеющая славой.

ВЛАСТЕЛИНА – властительница.

ВНИСЛАВА – славная вниманием, пониманием сути.

ВОЕНÉГА – нежная к воину.

ВОИСЛÁВА – завоёвывающая славу.

ВОЛЕГÓСТЬЯ – благоволящая к гостям.

ВРАТИСЛАВА – возвратившая славу.

ВСЕМИЛА – всем (в себе) милая.

ВСЕВЛАДА – всевластная. 

ВСЕНÉЖА – всем (в себе) нежная.

ВСЕСЛÁВА – всем (в себе) славная.

ВЯЧЕСЛÁВА (Вящеслáва) – наиболее славная.

Г

ГОДИМИРА – нужная миру (обществу).

ГОДИСЛАВА – годная к славе.

ГОРИСЛÁВА – горящая, живущая славой.

ГОСТЕНЕГА (Гостимира) – заботящаяся о гостях.

ГРАДИСЛÁВА – создающая славу.

ГРЕМИСЛÁВА – громкославная.

ГУДИСЛАВА – провозглашающая славу.

Д

ДАНИСЛАВА – отдающая дань славе.

ДОБЕСЛАВА – добывающая славу.

Е

ЕСИСЛАВА – истинно славная.

Ж

ЖДИСЛÁВА – славная ожиданием, заслуживающая славу.

ЖИЗНЕМИРА – живущая для мира.

ЖИРОСЛАВА – славная богатством.

З

ЗБИГНЕВА – сдерживающая гнев.

ЗБЫСЛАВА – сбывающая славу.

ЗВЕЗДАНА – рождённая под звёздами.

ЗВЕНИМИРА – призывающая к миру (примирению).

ЗВЕНИСЛÁВА – призывающая славу.

ЗВОНИМИРА – призывающая к миру.

ЗДЕБОРА – созидающая победу (“зде” – строить, созидать).

ЗДЕСЛАВА – созидающая славу.

ЗЕМИСЛАВА – славная землёй (родиной).

ЗЛАТОВЛÁСА – золотоволосая.

ЗЛАТОГÓРА – драгоценная, дорогая.

ЗЛАТОДАНА – солнцерождённая.

ЗЛАТОЦВÉТА – красивая, золотистая (цвет волос).

ЗЛАТОЯРА – ярая, сильная, как солнце.

ЗОРЕСЛÁВА – славная красотой, похожей на зорю.

И

ИЗЯСЛАВА – славная указаниями.

К

КАЗИМИРА – призывающая к миру (перемирию).

КАРИСЛÁВА – славная принадлежностью к расенам, кареглазая.

КРАСНОМИРА (Красимира) – красивая, приятная миру (обществу).

КРАСНОСЛÁВА – красивая славой.

КРЕПИМИРА – укрепляющая мир в обществе.

Л

ЛЮБÓРА – любящая бороться.

ЛЮБОРÁДА – любимая и радующая.

ЛЮДОСЛÁВА – людьми прославленная.

М

МЕТИСЛАВА – отмеченная славой.

МИЛОЛИКА – милая лицом.

МИЛОНÉГА – милая и нежная.

МИЛОВЗÓРА – милая взору.

МИРОГНЕВА – умиротворяющая гнев.

МИРОНЕГА – мирная, нежная.

П

ПАКИСЛАВА – умножающая славу.

ПЕРЕЯРА – очень яростная.

ПЕРЕЯСЛÁВА – перенявшая славу предков.

ПРЕСЛАВА – очень славная.

ПРЕДСЛАВА (Предислава) – ищущая славу.

ПРИБЫСЛАВА – прибавляющая славу.

ПУТИМИРА – идущая по пути, избранному обществом.

ПУТИСЛАВА – славная исполнением своего пути (долга).

Р

РАДИМИРА (Радмира) – заботящаяся о мире (обществе).

РАДИСЛАВА – стремящаяся к славе.

РИТА – рождённая в соответствии с Законом Рода? (“ритм” – вибрация, энергия, закон).

РОГНÉДА – изобильная (“рог” – образ изобилия).

РОСТИСЛÁВА (Рослава) – взращивающая славу.

С

СБЫСЛÁВА – добившаяся славы.

СИВОЯРА – опытная, ярая (сильная).

СИНЕÓКА – голубоглазая, принадлежащая к светорусам.

СЛАВОЛЮБА – любящая славу.

СЛАВОМИРА – славная в миру (обществе).

СЛАВЯНА – славная мужеством (“ян” – мужское начало).

СОБИСЛÁВА – славная собою.

СПИТИГНЕВА – подчиняющая гнев.

СПИТИМИРА – способствующая миру в обществе.

СТАНИСЛÁВА – постоянно славная.

СТОЯНА – очень мужественная.

СУДИСЛАВА – славная судья.

Т

ТАИСЛАВА – скромная, таящая славу.

ТВЕРДИСЛАВА – утверждающая славу.

ТВОРИМИРА – творящая мир (перемирие).

ТВОРИСЛАВА – творящая славу.

Х

ХВАЛИМИРА – восхваляющая мир.

ХЛЕБОСЛАВА – славящая хлеб, богатство.

ХОТОМИРА – желающая мира.

Ч

ЧАЕСЛАВА – желающая славы.

ЧЕСЛÁВА – славная честью.

Я

ЯНИСЛАВА – славная мужеством.

ЯРОМИЛА – яркая и милая.

ЯРОМИРА – яркая и мирная.

ЯРОСЛÁВНА – яркая и славная.

pandoraopen.ru

имена в древней руси срочно плиз

Древнерусские имена образовывались от обычных слов и имели смысл. Например, Добрыня - Добрый. Древние русские имена имели окончания, которые давали имени определенный смысл и даже определяли кастовую принадлежность человека (принадлежность к какому-либо сословию) . Гор – высота, небо (Белогор, Велигор, Златогор, Светогор) . Слав – мудрый, главный, сведущий, радушный, славный (Изяслав, Огнеслав, Зареслав, Святослав, Переслав, Мирослав) . Мудр – то же, что и слав – мудрый, главный, сведущий, радушный, славный (Любомудр, Велимудр, Добромудр) . Мысл – то же, что и слав – мудрый, главный, сведущий, радушный, славный (Радомысл, Горомысл, Лютомысл, Остромысл) . Мир – жизненный, здоровый, светский (Будимир, Радомир, Яромир, Славомир, Зоремир, Хотимир, Благомир, Велимир, Светомир) . Свет – то же, что и мир – жизненный, здоровый, светский (Пересвет, Всесвет, Воисвет, Родосвет) . Зар – то же, что и мир – (Лучезар, Светозар, Белозар, Любозар) . Полк – крепкий, стойкий, собранный (Ярополк, Светополк, Бориполк, Браниполк) . Бор – борец, воин (Бранибор, Марибор, Ратибор) . Яр – жар, огонь, пыл (Светояр, Переяр, Златояр, Сивояр) . Мил – милый, нежный (Любомил, Славомил, Даримил, Радомил, Яромил) . Имена с окончаниями гор, слав, мудр, мысл, мир, зар, свет – принадлежали высшему сословию (мудрецам и правителям) . Имена с окончаниями бор, полк – принадлежали сословию воинов. Имена земледельцев, ремесленников, торговцев и остального народа – обычно означали черту характера, какое-то слово. Например: Булат – крепкий, выносливый, Бульба – крепыш; Буслай – гуляка; Дугиня – сильный, гнущий в дугу; Гудим – музыкант; Ставр – опытный; Шумило – крикун; Житко – хлебороб. Были в древних русских именах и другие окончания: Тур (Белотур) ; Гость (Видогость, Радогость) ; Вит (Людевит, Световит, Добровит) ; Вид (Всевид, Провид) ; Ан (Богдан) ; Ян (Баян, Белян) ; Дар (Богодар, Любодар) ; Лад (Духовлад) ; Нег (Миронег, Любонег, Перенег) . Красивы и женские имена: Белогора, Белояра, Богумила, Будана, Буяна – шумная, сильная; Верещага – болтушка, Весняна – весенняя, Ветрана – ветреная, лёгкая; Всемила, Всенежа, Добрава – добрая, Доброгора, Добродея, Добромира, Добронега, Догада – догадливая, смышленая; Доляна – удачливая, Драгана, Забава – забавная, утешительница; Златояра, Избора – избранная; Лагода, Лада – любимая, милая; Лепава – красивая, приятная; Любава – любимая, Милолика – милая лицом, красавица; Милонега – милая и нежная, Милослава, Милонежа, Миронега, Мирава, Миловзора, Млада, Немира – беспокойная, Несмеяна – грустная, Огнеслава, Олеля – любимая, Полеля – умеет любить, Пригода, Радмила, Радомира, Рамира, Радослава, Рогнеда – изобильная, Синеока, Смеяна – смеющаяся, жизнерадостная; Смирена, Славомила, Умила, Улада, Услада, Чернава – смуглая, Яролика, Яромила, Ярослава, Яромира. А вот имя Светлана, вопреки распространенному мнению, не было слишком популярно (если вообще существовало) в Древней Руси. Оно получило широкое распространение после появления в печати баллады Василия Жуковского с тем же названием: "Светлана". Именно в честь героини этой баллады девочек повсеместно называли Светами.

Игорь, Ольга, Святослав, Ярополк, Владимир, Святополк, Ярослав, Изяслав, Всеслав, Всеволод Мстислав, Ярополк,

Ратибор, Всеволод, Володимир, Валькирия, Веста, Ладимира

touch.otvet.mail.ru

ВОИН ДРЕВНЕЙ РУСИ нашы славные предки - Мои статьи - Каталог статей

Кто создал государство на Руси, какие корни имеет великая культура домонгольского периода? От ответа на эти вопросы зависит и видение будущего России. Конечно, ни один специалист уже не отрицает, что в процессе образования Киевской Руси и древнерусской народности участвовало несколько различных этносов, и название "Русь" имеет изначально неславянское происхождение. Кто были эти русы, как повлияли они на формирование социально-экономической и политической системы Руси — все это порождает узел пока не разрешенных до конца проблем, неразрывно вплетенных в общую картину истории Юго-Восточной Европы конца I тысячелетия от Рождества Христова. Именно изучение данной территории, особенно областей, соседствовавших с землями восточных славян, может внести некоторую ясность в вопрос об истоках Руси. Вполне понятно, почему проблеме этнической принадлежности племени "русь" уделяется столько внимания. Ведь русы, как свидетельствуют современники событий, являлись социальной верхушкой Древнерусского государства (об этом писали и арабские географы еще в IX веке, и византийский император Константин Багрянородный —в Х в., и другие). Норманнская концепция сейчас претендует на ведущую роль в отечественной науке. Восточная Европа VIII — X вв., согласно представлениям нынешних ученых-норманистов, была разделена на две примерно равные сферы влияния: с северных областей взимают дань варяги-норманны (они же русы), с южных — Хазарский каганат. И, казалось бы, письменные источники, современные событиям, дают для этого основания. Самый знаменитый из таких источников — "Бертинские анналы" епископа Пруденция, написанные во второй половине IX века. Анналы сообщают о прибытии в 839 году посольства византийского императора Феофила в столицу франков к Людовику Благочестивому. Вместе с этим посольством были и послы другого народа, называвшие себя "росами", а своего правителя — "хаканом". Византийский император просил своего коллегу помочь им вернуться на родину, ибо "путь, по которому они прибыли в Константинополь" был перерезан "варварскими племенами, ужаснейшими, отличающимися безмерной дикостью". Расспросив послов этого загадочного народа, Людовик узнал, что они из народа "свеонов", и заподозрил их в шпионаже. Это свидетельство дополняет переписка императора Византии Василия I Македонянина с Людовиком II Немецким, в которой рядом упоминаются Норманнский и Хазарский каганаты. А поскольку научный мир справедливо признает, что титул "кагана" в раннем средневековье значил не меньше, чем императорский и показывал обоснованные претензии на господство в Восточной Европе, "шведско-хазарский передел" этого региона практически на 100% "обоснован". А если добавить еще, к примеру, такую запись арабо-персидского географа Ибн Русте: "Они (русы. — Е.Г.) нападают на славян, садятся на суда, отправляются к ним, полонят их, вывозят в Хазаран и Булгар (Волжскую Болгарию. — Е.Г.), продают их; нет у них полей пахотных, так как они едят то, что привозят из земли славян". Кто еще может прийти в голову, как ни известные норманны-варяги-русы в одном лице, завладевшие северными славянскими племенами и бравшие с них дань? Юг же славянских земель находился долгое время под хазарским игом (или благотворным влиянием — как кому нравится). Между тем, норманно-хазарская концепция, оказавшаяся в последнее время в "авангарде" исторической науки благодаря политической поддержке, имеет весьма зыбкую основу. Это в равной степени касается как норманизма, так и версии о господстве над югом Восточной Европы Хазарского каганата. Бесспорно, хазарское историческое мифотворчество возникло не на пустом месте. Хазария привлекала исследователей очень давно. И причина — не только в знаменитом хазарском иудаизме. Восточные, византийские, западные источники, "Повесть временных лет", свидетельствовавшая о хазарской дани, еврейско-хазарская переписка — все это еще на рубеже XIX — XX веков сформировало взгляд на Хазарский каганат как на самое сильное государство Восточной Европы, в подчинении которого находились все народы, населявшие ее в VIII — IX вв. С развитием археологии появилась необходимость отыскать и "вещественные" доказательства этой гипотезе. И когда в 1900 году археолог В.А. Бабенко в селе Верхний Салтов, что на реке Северский Донец, рядом с развалинами древней белокаменной крепости раскопал могильник, принадлежавший неизвестному народу с высокой культурой, почти сразу возникло мнение о его хазарской принадлежности. Доказательств этому не было и не могло быть — наука археологии находилась в стадии зарождения. Зато был стереотип: если не "варяги" и не славяне — значит, хазары. Когда между Днепром и Доном были открыты другие поселения той же археологической культуры (она получила название салтово-маяцкой), они также приписывались хазарам. Но уже вскоре, в свете достижений археологии и антропологии, было убедительно доказано, что основу салтовской культуры составляли никак не хазары, а аланы, предки современных осетин. Никто не отрицает этого факта и теперь. Но миф о "северо-западной Хазарии", под которой подразумевается салтовская культура, продолжает бытовать в научном и околонаучном мире и поныне. Кажется, письменные источники как раз подтверждают привычную хазарскую теорию. Главнейший источник — "Повесть временных лет" — гласит: "...Козари имаху дань на Поляне, и на Северяне, и на Вятичех". Подтверждает это и знаменитая еврейско-хазарская переписка X века. Хазарский царь Иосиф писал испанскому еврею Хасдаи ибн Шафруту: "Многочисленные народы ... Бур-т-с, Бул-г-р, С-вар, Арису, Ц-р-мис, В-н-н-тит, С-в-р, С-л-виюн... Все они мне служат и платят мне дань". Под последними тремя народами понимаются славянские племена (вятичи, северяне, словене). О сообщении русской летописи речь пойдет чуть ниже. Включать же в территорию Хазарии все народы, перечисленные в послании Иосифа, неверно. Там описаны племена и земли, когда-либо вообще в истории этого каганата подчиненные ему (естественно, Иосиф был склонен преувеличить мощь своего государства, дела коего в середине X века шли совсем неважно). Следовательно, при поиске хазарской археологической культуры нужно исходить из границ собственно Хазарии, тоже, кстати, указанных в письме хазарского владыки. В краткой редакции письма сообщается, что в западную, интересующую нас сторону Хазария простирается на 40 фарсахов пути, то есть примерно на 300 км. Пространная редакция документа, восходящая к более древнему источнику, оценивает границы еще скромнее — около 200 км. В этой пространной редакции, кроме того, в числе пограничных пунктов с запада называется Ш-р-кил, то есть Саркел (в будущем русская Белая Вежа, город в низовьях Дона). Судя по указанному в письме Иосифа расстоянию, основная территория "яблока раздора" — салтовской культуры — область междуречья Дона и Северского Донца ни в коем случае в постоянный состав Хазарского каганата не входила. Естественно, в таком случае эта высокоразвитая культура никак не может быть признана государственной для Хазарии. Мусульманские средневековые географы тоже подтверждают вывод о скромных размерах Хазарского каганата: страна хазар представляется в арабо-персидских географических сочинениях как лежащая на реке Итиль (Волга) и Хазарском море (так называлось Каспийское море). Конечно, версия о длительном владычестве могущественной Хазарии над доброй половиной Восточной Европы опирается не только на письменные свидетельства. На археологическом материале территория Хазарии очерчивается с помощью все той же салтовской культуры, в которую искусственно включаются под видом "вариантов" различные археологические культуры, имеющие между собой не слишком много общего. Впервые объединение в одну "этнокультурную среду" населения несомненно хазарского Саркела и Верхнего Салтова произвел М.И. Артамонов. Как известно, Саркел был построен при участии специально приглашенного византийского архитектора Петроны Каматира около 835 — 839 гг. Об этом рассказывает в своем труде "Об управлении империей" византийский император Константин Багрянородный. Население Саркела включало две большие этнические группы: оседлое земледельческое население, жившее в землянках в западной, самой доступной части крепости, и хоронившее умерших по праболгарскому обряду (в грунтовых ямах), и население с яркими признаками кочевого быта, жившее в самой цитадели. Все мужчины и часть женщин раннего Саркела времен строительства крепости по антропологическому типу тюрки. Но другая часть женского населения Саркела — сармато-аланская, явно из тех, что жили в междуречье Дона и Северского Донца. Этот факт, прошедший мимо хазароведов, особенно знаменателен, так как в могильниках верховий Северского Донца ямные болгаро-тюркские захоронения характеризуются как могилы зависимого населения. Исходя из этого, вполне логично предположить, что люди, строившие Саркел — западный пограничный пункт Хазарии (как пишет хазарский царь Иосиф), вряд ли питали особые симпатии к салтовцам и, видимо, сознательно перешли на сторону Хазарии. Сармато-аланские женщины в Саркеле — скорее всего, пленницы. Археологическая картина, в свете соотношения салтовской культуры и Хазарского каганата, такова: со времени появления в бассейне Донца и Дона (вероятно, это было на рубеже VII — VIII веков) салтовская культура формируется как культура сармато-аланского земледельческого населения. Близких аналогий с жителями низовий Волги и Дагестана, позволяющих объединить эти две группы в единую археологическую культуру, хотя бы на государственном уровне, нет. Поэтому напрашивается такой вывод: в междуречье Дона и Северского Донца, на территории одной из самых высокоразвитых культур Восточной Европы, существовало самостоятельное государство, не относящееся к Хазарии. Это государство вело активную внешнеполитическую жизнь и вряд ли жило в мире с хазарским соседом. Салтово-маяцкая культура никогда не входила в состав Хазарского каганата. У нас нет ни одного свидетельства — ни письменного, ни археологического — в пользу концепции о существовании "северо-западной Хазарии". Но если между Доном и Северским Донцом существовало независимое государственное образование, то почему о нем ничего не говорят средневековые хроники, исторические и географические сочинения? Ведь ни сарматы, ни аланы в конце I тысячелетия нашей эры на этой территории не зафиксированы ни одним письменным источником. Интересно, как же называли этот народ и это государство их соседи? Среди народов, живущих или кочующих между Волгой и Днепром, арабские и персидские географы и путешественники называли хазар, булгар, буртасов, печенегов, угров, русов и славян. По данным археологии население территории салтовской культуры из живших в то время народов наиболее близко к северокавказским аланам и болгарам. Но алан среди народов между Волгой и Днепром нет. Предположить же, что огромный и влиятельный этнополитический массив с центром в верховьях Северского Донца, Оскола и Дона был обойден вниманием дотошных восточных путешественников и торговцев, будет просто антинаучно. Значит, жителей этих земель нужно просто искать под другим именем. Большинство этносов, упоминаемых в средневековой восточной литературе, уже давно получили достаточно четкую локализацию у востоковедов. Споры разгораются до сих пор вокруг двух народов: буртасов и русов. Что касается первого, то современники описывают его весьма и весьма скромно. Буртасы жили на реке Итиль (Волга), подчинялись хазарам. Другое дело — русы. Именно сообщения о русах вызывают наибольшие трудности и столкновения мнений. За этим кроется длительное противостояние различных концепций происхождения Руси и попытки подвести под одну из них мощную восточную источниковую базу. В целом восточная средневековая география наилучшим образом информирована о Русском племенном союзе. Ибн Русте, Джайхани, Гардизи, аноним "Худуд ал-алам" повествуют об одном этносе, подробно зная его обычаи и отношения с соседями. Географы осведомлены об этих русах больше, чем о славянах. Следовательно, эти русы жили ближе к Арабскому Халифату, чем славяне. Ибн Русте и его последователи пишут, что "городов в стране русов большое число, и живут в довольстве". Обряд погребения руса эти географы описывают так: "Когда умирает у них кто-нибудь из знатных, то выкапывают ему могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним... как одежду его, так и браслеты золотые... далее опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец кладут в могилу живою и любимую жену покойника. Затем отверстие могилы закладывается, и жена умирает в заключении". С этим описанием может быть сопоставлен только один обряд погребения в Восточной Европе рубежа I — II тысячелетия по Р.Х., который обнаружен археологически. Это так называемые катакомбные захоронения сармато-алан салтовской культуры. Корпус сведений этой восточной традиции сообщает еще, что "государя своего русы называют рус-хакан", а между Волгой и Днепром было лишь три государства (так считали арабские путешественники): Рус, Хазар и Сарир. Значит, в VIII — IX веках русы не только не могли быть подчинены Хазарии. Напротив, Русский племенной союз боролся с Хазарским каганатом за гегемонию, за преобладание в Юго-Восточной Европе. Именно об этом свидетельствует титул кагана. Присвоение этого титула главой русов символизировало претензии на господство в регионе. "Каган" в раннем средневековье значило не меньше, чем "император". Но каганом называли правителя русов не только восточные географы. Впервые это было сделано в излюбленных норманистами "Бертинских анналах" под 839 годом... Тогда о русах Подонья стало известно и в Западной Европе. Этот документ по времени первым фиксирует существование Русского каганата — задолго до призвания варягов и становления Киевской Руси. Как появилась салтовская Русь на юге Восточной Европы? Почему она исчезла почти без следа и что связывает ее с историей Древней Руси?.. Впервые народ с именем "рос" упоминается в сирийской хронике Псевдо-Захарии VI века по Р.Х. в Причерноморских степях по соседству с амазонками и другими скифо-сарматскими племенами. (Амазонки античных историков — это собирательный мифологизированный образ индоиранских кочевых племен, сохранивших традиции матриархата.) Речь идет о сармато-аланском племени русов, родственном персам и жившем в Северном Причерноморье. Известно, что сармато-аланы издавна находились на этой территории. Античные историки тех веков упоминают об обитавшем тогда в Причерноморье племени роксолан. Первый компонент этого этнонима переводится с иранских наречий как "светлый, белый" (кстати, слово рухс обозначает это и в современном осетинском языке). "Светлый" символизирует не столько цвет, скажем, волос, а имеет социальный оттенок, показывая особенное положение племени роксолан в сарматской среде. Белый в индоарийской и иранской мифологии — цвет власти. Потом "рокс", "рухс" превратилось в "рус". Русы объединяются во время Великого переселения народов с праболгарми из Великой Болгарии. Об этом свидетельствуют находки в данном регионе лощеной керамики, сделанной на гончарном круге, причем керамика приобретает уже характерные салтовские черты. После разгрома Великой Болгарии остатки этого конгломерата отходят к северу, в верховья Северского Донца и Дона. К VI — VII векам относится тесное знакомство с аланскими русами и хазар, когда последние появились в Подонье и Приазовье. Они переняли тогда у русов искусство лощеной керамики и другие характерные элементы культуры. К тому же периоду, вероятно, можно отнести и указания на давнюю связь хазар и русов в сочинении "Генеалогии тюрок" (они сложились в хазаро-персидской среде в VIII — X вв.), где Хазар и Рус — родные братья. К середине VIII века в Подонье уже складывается сильное государство со своей системой социальных отношений, развитой экономикой и обширными торговыми связями. Русы не были изначально земледельческим народом (как, например, славяне). Их предки — скифы и сарматы — кочевали в Причерноморских степях, промышляя войной и торговлей (занятия взаимосвязанные: одних грабишь, другим продаешь). Такими и видят русов восточные географы. Они пишут о "соломоновых мечах" русов, об их походах на кораблях, об обычае оставлять имущество в наследство дочери, чтобы сын добыл себе достояние своим мечом. Сообщают о процветавшей у русов работорговле; Ибн Русте утверждает даже, что "русь не имеет ни недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен; единственный промысел их — торговля ... мехами, которые и продают они". Известно, что русские наемники пользовались популярностью и составляли немалый процент в войсках хазарского кагана. Воинские доблести русов были широко известны не только в Юго-Восточной Европе, но и в Иране, Сирии, Средней Азии. Особенно широкий отклик слава русов-воинов получила в этнически родственном им Иране, с которым они поддерживали тесные торговые связи. Русы упоминаются в персидской средневековой поэзии как союзники или противники (бывает по-разному) излюбленного героя восточных сказаний Александра Македонского. "Из степи арабской рать к Руму повел, Войною сквозь страны цветущие шел, Вступивши с владыкою русов в союз, Румийской державою правил Филькус", — так писал в своей эпической поэме "Шахнаме" великий Фирдоуси (Филькус — это Филипп Македонский, отец Александра; Рум — Византия, Восточная Римская империя, по средневековым понятиям). Творение Низами Гянджеви "Искандер-Наме" повествует уже о самом Александре (Искандере) и тоже упоминает русов сармато-аланского происхождения: "Русские бойцы из аланов и арков ночное нападение совершили, словно град". Через Русский племенной союз — Русский каганат пролегали важнейшие торговые пути раннего средневековья, в частности, великий Волго-Балтийский путь, определявший торговые отношения не только в Восточной, но во многом и в Западной Европе VIII — первой половины IX века. (Путь "из Варяг в Греки" начал функционировать лишь в конце IХ века). Русский каганат был одним из приоритетных торговых партнеров государств Закавказья и Средней Азии. Причем обилие кладов на территории Русского племенного союза говорит о том, что арабские серебряные монеты — дирхемы оседали здесь, что для купцов, обладавших этими богатствами, земли между Доном и Донцом были родными (в чужом краю клады обычно не зарывают). Полная противоположность в этом отношении — Хазарский каганат. Весь комплекс находок монет на нижней Волге и нижнем Донце, которые можно было бы связать с торговым движением непосредственно в Хазарии, состоит из двух небогатых кладов и нескольких монет. Хазарские иудеи занимались транзитной торговлей, и ни деньги, ни товары в больших количествах там не оседали. Судя по находкам археологов, торговые связи салтовских русов были очень обширны. На городищах обнаруживают иранские ткани, шелк, одевался в который лишь персидский шах, товары из Хорезма, Сирии — золотую и серебряную посуду, дорогие украшения. Попадали к русам и товары из Китая и Индии: восточные рубежи Русского племенного союза находились на пересечении различных ветвей знаменитого "шелкового пути" — там находилось Правобережное Цимлянское городище — форпост русов на востоке. Были включены русы и в торговлю по Волго-Балтийскому пути. Именно с Балтики попадает к салтовцам янтарь, из которого русы делали амулеты с символами солнца. Причем "солнечные амулеты" относятся в основном к концу VTII — первой половине ГХ века. Именно с конца VIII века начинается интенсивное движение по Волго-балтийскому пути. С запада по нему идут прежде всего балтийские славяне, с востока — салтовские купцы. Но русы, в отличие от хазар, занимались не только торговлей чужими товарами. Развитие ремесла в Подонье к началу ГХ века достигло европейского уровня того времени, а во многих случаях превосходило Западную Европу. Большой популярностью пользовалась салтовская лощеная керамика, изготовленная с помощью гончарного круга, который был тогда последним словом техники. Не менее было развито и оружейное дело. Конечно, салтовские сабли не могли конкурировать с дамасской сталью, и потому русы в глазах восточных географов оставались только торговцами и воинами. Итак, в начале IХ века экономика Русского племенного союза находилась в стадии небывалого подъема. Появилась необходимость в собственной денежной единице. И русы, которые еще недавно золотыми и серебряными монетами украшали жен и наложниц, стали чеканить свою монету. Этот вывод можно сделать на основе находок так называемых "варварских подражаний" дирхемам, найденных в верховьях Дона и Донца. Эти "подражания" по качеству изготовления не уступали подлинным арабским монетам, но в легенде монет имелись значительные намеренные искажения, а на оборотной стороне прорисовывали рунический знак. Исследование этих монет показывает, что они были произведены на одном монетном дворе где-то в северных районах Подонья. Последние монеты были отчеканены в 837 — 838 годах. Развивалось и политическое устройство Русского каганата. Вокруг главы русов, который в соответствии с индоиранскими религиозными традициями обладал и сакральной властью, группировалась дружина молодых воинов. Глава русов был для них и священником, и судьей (похожим был статус киевского князя Олега Вещего). Если один из русов имел иск против другого, они обращались за разрешением вопроса к главе племенного союза. Языческой религией русов, как и других индоарийских и иранских племен, было поклонение солнцу и свету. Об этом говорят и солнечные амулеты из янтаря, и древние символы солнца на стенах белокаменных городищ. Один из этих символов можно наблюдать и в современной действительности на гербе независимой Украины: это так называемый "знак Рюриковичей", первоначально изображавший один из символов солнца — парящего сокола. "Знаки Рюриковичей" — одни из наиболее распространенных граффито, встречающихся в землях ядра Русского каганата. Не зря персидский географ ал-Истахри писал о Русском каганате как об одном из трех государств Юго-Восточной Европы, имея в виду и высокую культуру. Помимо прочего, русы имели и свою письменность. Русское письмо — это средневековое осетинское (аланское), уходящее корнями в древнейшую скифо-сарматскую письменность. На аланском языке читаются и рунические надписи, найденные при раскопках салтовской культуры. Хазары же заимствовали русское письмо. Как доказал лингвист Г.Ф. Турчанинов, надписи на керамике Саркела, построенного византийцами для Хазарии в 30-е годы К века на левом берегу Дона, сделаны аланским письмом на тюркском языке. При таком развитии социально-экономической жизни племенного союза и его культуры вполне естественны те события, что произошли на территории Восточной Европы в начале IX века. Территория салтовских русов не только стала одним из самых оживленных торговых районов Восточной Европы, русы не только приобрели свою письменность и стали чеканить собственную монету. Существенны были успехи молодого Русского протогосударства в расширении территорий. На Нижнем Дону на правом берегу реки в конце VIII века была построена крепость, известная ныне как Правобережное Цимлянское городище. Тем самым русы заняли одну из самых выгодных позиций в европейской и азиатской торговле: эта крепость стояла на пересечении двух важнейших торговых магистралей — Волго-Балтийского и "шелкового" путей. Но не только. Так Русский племенной союз вплотную приблизился к неустойчивым западным границам Хазарского каганата. Продвигалось влияние русов и в направлении Днепра, в земли, населенные славянами. Славяне на левобережье Днепра появились именно в VIII веке. Сначала там появляется роменская археологическая культура (летописные северяне), а в конце VIII — начале IX века на Дону, в сердце Русского племенного союза, поселились племена боршевской культуры (предки вятичей). Русы-воины защищали славян от кочевников Хазарского каганата. Отношения славян и русов строились скорее на основе взаимовыгодного союза. Славяне получали доступ к свободным черноземам для занятия земледелием (система перелога, которую использовали славянские пахари, — самая эффективная по урожайности, но постоянно требующая новых земель) и надежную защиту от кочевников. Археологические материалы показывают, что этот период был исключительно мирным для славян левобережья Днепра. Русы же приобрели новую сферу политического влияния и рынки сбыта для транзитных и собственных товаров. О мирных соседских отношениях свидетельствуют совместные поселения славян и русов. На Днепре появляются поселки русских гончаров — Пастырское городище и Канцерка. Славяне Поднепровья благодаря салтовцам включились в международную торговлю, стали пользоваться гончарным кругом, у славянских женщин приобрели популярность украшения, произведенные русскими мастерами. Северяне получили от русов с рубежа VIII — IX веков связи с прикаспийскими провинциями Арабского Халифата. Благодаря торговому пути по реке Рус (Северский Донец и Средний Днепр) расцвел славянский центр на Днепре — Киев. А русы позаимствовали у славян конструкцию полуземлянок и печь (раньше в домах салтовцев был наземный очаг — еще с сарматских времен). Как свидетельствует антропология, были часты смешанные браки между славянами и русами. И такое развитие событий вполне естественно: если у русов была кровно-родственная община со строгой иерархией и градацией родов внутри племени, то славяне жили территориальной общиной. А территориальная община принимала в свои ряды любого инородца; сила культурной традиции славян всегда оказывалась сильнее любых кровно-родственных связей пришельца, и он ассимилировался в славянской среде. Так происходило и с русами. Но, как бы то ни было, славянские земли Днепровского левобережья вошли в зону политического и экономического влияния Русского племенного союза. Данная ситуация окончательно закрепилась в первой трети IX века с упрочением славяно-русских связей. А если вспомнить, что в то же время произошло и продвижение русов к границам Хазарии, то именно тогда Русский этнополитический союз стал каганатом в полном смысле этого слова, который в него вкладывался в раннее средневековье. То был уже действительно верховный сюзерен, имеющий основания для претензий на господство в регионе. И глава русов принял титул кагана. Но каганат в Юго-Восточной Европе мог быть только один: ведь титул кагана приравнивался к императорскому. Русы стали опасными конкурентами Хазарии не только в экономике, но и в политике. Хазарский каганат (а точнее, его иудейская верхушка) жил торговлей и практически ничего не производил. К началу К века, по свидетельству купцов и путешественников, Хазария уже во многом зависела от русских товаров: "Преимущественная их (хазар. — Е.Г.) пища есть рис и рыба; остальное же ... привозится из Руси, Булгара (Волжской Болгарии. — Е.Г.}, Куябы". Однако Хазарский каганат в начале IX века был уже не тот, что знали русы немного ранее. В Итиле — столице Хазарии — произошли большие политические перемены, а именно иудейский переворот царя Обадии. Была проведена религиозная реформа, в результате которой хазарские иудеи были ознакомлены с Мишной и Талмудом, то есть основами классического раввинистического иудаизма (раньше в Хазарии был какой-то другой вариант этой религии). Очевидно, религиозными переменами дело не ограничилось, были и какие-то политические преобразования, которые нам не известны. Только можно сказать с уверенностью, что после этого переворота политика Хазарии резко изменилась, а звезда этого каганата ярко вспыхнула и начала медленно затухать. Конфликт между Русским каганатом и Хазарией начался, по-видимому, с разгрома последней Правобережного Цимлянского городища — военного и торгового форпоста русов на Нижнем Дону. Эта крепость по сложности планировки, развитию системы башен, устройству ворот и другим показателям не имела равных на этой территории ни раньше, ни позднее. Население было частью вырезано, частью уведено в плен; иные — болгары — перешли на сторону родственных им хазар. После этого удачного набега (центр Русского каганата находился слишком далеко от низовьев Дона, чтобы оказать оперативную помощь) против врага с запада хазарами при непосредственной помощи Византии в 834 — 837 годах на левом берегу Дона строится крепость Саркел. Нарастающая активность русов на побережье Черного моря создала условия для создания в 30-х годах IX века византийско-хазарского альянса в области оборонительной политики против русов. Постройкой Саркела мероприятия Хазарии и Византии против русов не ограничились. Хазарские земли между Волгой и Нижним Доном были полны кочевавшими там племенами, которые являлись вассалами Хазарии, причем Хазария тратила немало сил на удержание этих племен в подчиненном состоянии, то есть на данной территории. Наиболее сильным, многочисленным и активным среди этих племен были венгры, кочевавшие в Прикубанье. Император Византии Константин Багрянородный, проявляя поразительную и неслучайную осведомленность в событиях (это доказывает непосредственное участие Византии в интригах Хазарии вокруг Русского каганата), рассказывает о военном соглашении между хазарами и венграми, скрепленном женитьбой венгерского вождя на "благородной хазарке" иудейского вероисповедания. И хазарские правители в союзе с Византией умело направляют энергию венгерских кочевников на степи между Доном и Днепром и Северное Причерноморье, то есть на территорию, подвластную русам. В это время, почувствовав, что несет с собой такой контакт с союзниками-вассалами Хазарии — племенами степной цивилизации, русский каганат направляет в Византию посольство за помощью, надеясь, что империя, ведущая постоянно двойственную политику, сочтет более выгодным помочь русам. Именно это посольство, отправленное около 837 года, и было принято при дворе германского императора Людовика Благочестивого в 839 году. Константинополь же действительно вел двойственную политику, сталкивая два каганата. Византия помогла Хазарии, беспокоясь за свои владения в Причерноморье, но она, конечно, не была заинтересована в появлении на месте салтовцев хазар. Поэтому посольство "народа рос" было, несмотря на очевидную безрезультатность миссии, принято с почестями. За время долгого — три года — посольства русов венгры, прокочевав между Доном и Днепром, прошли через Киев. В "Повести временных лет" они оставили о себе лишь краткое воспоминание: "Идоша Угри мимо Киевъ горою еже ся зоветь ныне Оугорьское и пришедъше ко Днепру и сташа вежами...". Очевидно, с этой территории венгры ушли не сразу: о "подвигах" венгров на Днепре подробно, сильно приукрашивая, повествуют "Деяния венгров". После этого примерно в 850-х годах венгры ушли на поиски своей родины дальше. И если славянские земли Поднепровья сильно не пострадали от незваных гостей, то ядро Русского каганата было опустошено. Основной своей цели Хазария ненадолго, но достигла. Прежде всего перестал существовать "русский" торговый путь, следовавший из Сирии и Закавказья по Северскому Донцу, исчезли клады восточных монет по "реке Рус". Тогда-то и "наидоша Козаре" на руские и славянские земли и наложили дань, переподчинив себе те славянские племена, которые находились под влиянием салтовских русов. На этом и завершается собственно история Русского каганата на Северском Донце, ибо каганатом он уже не был. Часть населения Русского каганата покинула родину. Прежде всего это сделали род и окружение кагана — иного выхода у них не было. Куда ушла салтовская элита — неясно. Следы ее встречаются в письменных источниках, рассказывающих о южном побережье Балтийского моря. Ведь салтовские русы были активными участниками торговли по Волго-Балтийскому пути, амулеты русов производились из балтийского чистого янтаря. В посольстве Русского каганата в Византию в 837 — 839 годах, по свидетельству "Вертинских анналов", были представители свеонов — жителей Балтийского Поморья (часто их путают со свеями — шведами). Не исключено, что к аланской Руси на Балтике принадлежали киевские князья — Олег Вещий и Игорь. По крайней мере, ближайшей лингвистической параллелью к имени Олег является вовсе не "норманнское" Хельгу, а иранское Халег. Немало иранских имен упоминается и в договорах Руси с греками времен Олега и Игоря. Кроме этого, в X — начале XI веках Киев еще сохранил доставшиеся в наследство от Русского каганата торговые связи с южным побережьем Балтийского моря: янтарные украшения в Киеве тогда производились из светлого балтийского янтаря, а с XII века стали использоваться уже темные местные сорта. Не исключено, что часть русов осталась в Днепровском Надпоро-жье, где и раньше были салтовские ремесленные поселения. Существование их там по меньшей мере до X века подтверждают археологи. Кроме того, "русские" названия Днепровских порогов у знатока истории Восточной Европы Константина Багрянородного имеют явные осетинские параллели. Известно, что эти названия не объясняются ни в славянских, ни в германо-скандинавских языках. Например, Эссупи обозначает "не спи", а именно в иранских языках первая гласная — отрицание. Интересно и то, что первым делом Олега, согласно "Повести временных лет", было "разобраться" с хазарами: "Иде Олег на Северяне и възложи на них дань легьку и не дасть им Козаром дани платити рекъ азъ им противень а вам не чему". Не было ли это воспоминанием о 839 годе? Но как бы то ни было, недолго продлилось господство хазар над славянскими и другими территориями. Сил нового хазарского руководства хватило лишь на краткий стремительный взлет политического могущества Хазарии при активной поддержке Византийской империи. Потом начался длительный период медленного угасания и разложения, точку в котором поставил в 965 году киевский князь Святослав. Древнерусское государство и восточнославянское общество долго еще сохраняли связи и традиции, оставшиеся от сармато-аланских русов. Принципиально значимо, что в византийских источниках X века русы сарматских корней отождествляются с Киевской Русью. Осведомленные византийцы не могли просто путать постоянно разные племена. Здесь же можно вспомнить и упоминание о "Корсунской стране" в договоре Игоря с греками. Игорю вменяется в обязанность, с одной стороны, не покушаться на греков, а с другой — защищать их крымские поселения от внешней угрозы. Значит, права Руси на причерноморские территории признавались Византией, и права давние, "родовые". А "знаки Рюриковичей", самые близкие аналогии которым находят археологи, раскапывая земли Русского каганата? Этот ряд можно было бы продолжать — так открывается целый неисследованный пласт в русской и восточнославянской истории политики, языческой религии, культуры. Но важнее другое. В формировании Древнерусского государства принимали участие многие и многие народы. Такое явление — правило для раннего средневековья, и не только. А это значит, что теория о разделении Восточной Европы на хазарскую и норманнскую сферы влияния рушится при объективном анализе данных археологии и письменных источников. Скорее всего, Русский каганат на Северском Донце оставил славянам имя "Русь". Но само государство у славян Поднепровья возникло под влиянием внутренних социально-экономических и политических предпосылок. Правящая династия уже с середины X века приняла славянские имена-титулы. Уже в то время противопоставление русов славянам символизировано не два народа, а два полюса общественного устройства Древней Руси

sonsky.ucoz.ua