Педиатрия в древнем египте. Ваш Знахарь - советы древних целителей
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Педиатрия в Древнем Египте. Педиатрия в древнем египте


Педиатрия в Древнем Египте | Статьи - Пирамиды. Сообщество «Pyramid-Group»

Педиатрия в Египте была одним из восьми основных разделов медицины.

Педиатрия 250Среди сохранившихся медицинских папирусов к педиатрии можно отнести Берлинский папирус № 3027, который немецкий египтолог А. Эрман назвал папирусом «Мать и дитя». Этот письменный документ, длиной более 2 метров, был создан примерно в XVI веке до н.э. Текст папируса занимает 9 колонок на лицевой и 6 — на оборотной стороне.

Большая часть текста — это заговоры против болезней, заклинания, обеспечивающие благоприятные роды, описания амулетов для того, чтобы у кормящей матери было достаточно молока.

Некоторые авторы избегают включать в свои описания документы магического содержания, но такая позиция не совсем верна. Чтобы воссоздать историю медицинских знаний, следует обращать внимание на все, что использовалось для облегчения страданий роженицы, для защиты ребенка, независимо от того, является ли такая практика рациональной или нет.

Нельзя также исключать и то обстоятельство, что народным целителям благодаря солидной практике удавалось создать такое психическое состояние организма больного, при котором наступало облегчение страданий и ускоренное выздоровление.

В тексте Берлинского папируса приведены фразы, которые египетские матери использовали для успокоения плачущих детей. Видимо, это первые колыбельные песни. Если вдуматься, нашу современную песенку «Придет серенький волчок…» можно считать своеобразным заговором, о смысле и происхождении которого мы не задумываемся.

Очень важным считалось время произнесения заклинаний. Египтяне полагали, что наиболее надежную защиту ребенку бог Ра обеспечивал ранним утром, когда всходило Солнце. Не осталась без внимания и одежда целителя — это должна быть накидка из тонкого белого полотна, в руках обязательно должен быть жезл.

Для того чтобы удержать магическую силу на длительное время, делались специальные амулеты и талисманы. Некоторые амулеты могли представлять собой кусочек материи, над которым были произнесены или на котором были написаны заклинания. Иногда кусок материи завязывался узлами, которые играли важную роль в таких амулетах. Количество узлов было четыре или семь. В Туринском папирусе имеется такая фраза: «Если яд пройдет через эти семь узлов, которые бог Хорус возложил на тело больного, то я не позволю Солнцу утром появиться на небе».

О семи узлах упоминается и в заклинании папируса Эберса.

В качестве примера рекомендации по созданию амулета можно процитировать фразу из Берлинского папируса: «Я сделал для него защиту, состоящую из дурно пахнущих растений; чеснока, который вреден для тебя, злой дух; меда, который сладок для людей и противен для тебя, злой дух; хвоста рыбы и скелета окуня».

Небольшое количество рецептов, в которых имеются упоминания о их применимости для детей, приведено в папирусе Эберса.

Это, прежде всего, заключение о жизнеспособности новорожденного по его первому крику, рекомендации, касающиеся недержания мочи у детей и подготовки младенца к приему обычной пищи.

pyramid.org.ua

Педиатрия в Древнем мире — курсовая работа

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………….2

 

 

Педиатрия в Древнем Египте………………………………………………........4

 

Зарождение медицинских  знаний в Древнем Китае…………………………..6

 

Медицина в Древней Греции…………………………………………………….9

 

Медицина в Риме……………………………………………………………….13

 

 

Заключение…………………………………………………………………….18

 

Список использованной литературы……………………………….………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дети – самое дорогое  достояние каждого народа, каждой нации, государства, без них теряют смысл все ценности, созданные  человеческим трудом, да, и сама жизнь  становится бесцельной. В детях, каждый народ, видит свое будущее. История гибели государств связана, прежде всего, с пренебрежительным отношениям к детям. В тяжелые для государства периоды – первыми страдают дети и женщины. Выживают и сохраняются лишь те народы, которые оберегают в первую очередь – детей. Это мудрое государство, а его народ исключительно добрый, целеустремленный и великий, по-настоящему. Поэтому нет оправдания тому правительству, государству, которые приносят в жертву здоровье, жизнь и благосостояние детей, ради сиюминутных целей. Преодолеть болезнь, таящую смертельную опасность предотвратить ее. Наконец, просто унять боль. А болезнь искони связана со страданием, которое с неизбежностью вело к состраданию, а значит, и к милосердию. Лакмусовой бумажкой гуманизма было и остается отношение к детям. И не только потому, что дети - это всегда завтрашний день. Дети слабы и беспомощны, без взрослых они обречены. Особенно больные дети. Но педиатрия как наука, как раздел медицины зарождалась непросто, преодолевая сложные этические препоны, переступить через которые было дано лишь самым совестливым, а значит, самым мужественным людям.

Сейчас нам трудно представить  себе, что почти у всех народов  древности было узаконено детоубийство. Оно являлось этической нормой, поскольку  в определенных социальных условиях дети являлись обузой семьи. В Индии  и Китае было распространено подкидывание и убийство детей, а также принесение их в жертву - особенно девочек, незаконнорожденных, уродов, близнецов. Запад в этом вопросе  шел, как говорится, ухо в ухо  с Востоком. Казалось бы, древняя  Греция - колыбель цивилизации, но и  здесь отношение к детям было таким же, как в Индии и Китае. Платон оправдывал убийство слабых и хронически больных детей. Перикл разрешил продажу в рабство незаконнорожденных. А как же врачи древности? Уж они-то, поди, разглядели и поняли, что многие болезни взрослого формируются в детстве, и уже хотя бы поэтому ребенок нуждается в помощи медиков.

  Первые  зачатки педиатрических  знаний относятся  к глубокой  древности. Древняя медицина мало  интересовалась детьми. Детская  жизнь в то время ценилась  чрезвычайно дешево, а нередко  в определенных социальных условиях  при ограниченности продуктов  питания лишние дети являлись  даже обузой, и узаконенное детоубийство  существовало как бытовое явление  у многих древних, даже сравнительно  более культурных народов на  протяжении ряда веков (законы  Ликурга в Спарте). Поэтому у  врачей эпохи Гиппократа, Галена  и их учеников встречаются  только случайные отрывочные  описания тех или иных детских  заболеваний или краткие наставления  относительно вскармливания. Так,  например, Цельс (I век н. э.) указывает, что детей следует лечить иначе, нежели взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педиатрия в Древнем Египте.

 

Педиатрия в Египте была одним из восьми основных разделов медицины.

Среди сохранившихся медицинских  папирусов к педиатрии можно  отнести Берлинский папирус № 3027, который немецкий египтолог А. Эрман  назвал папирусом «Мать и дитя». Этот письменный документ, длиной более 2 метров, был создан примерно в XVI веке до н.э. Текст папируса занимает 9 колонок  на лицевой и 6 — на оборотной  стороне.

Большая часть текста —  это заговоры против болезней, заклинания, обеспечивающие благоприятные роды, описания амулетов для того, чтобы  у кормящей матери было достаточно молока.

Некоторые авторы избегают включать в свои описания документы  магического содержания, но такая  позиция не совсем верна. Чтобы воссоздать историю медицинских знаний, следует  обращать внимание на все, что использовалось для облегчения страданий роженицы, для защиты ребенка, независимо от того, является ли такая практика рациональной или нет.

Нельзя также исключать  и то обстоятельство, что народным целителям благодаря солидной практике удавалось создать такое психическое  состояние организма больного, при  котором наступало облегчение страданий  и ускоренное выздоровление.

В тексте Берлинского папируса приведены фразы, которые египетские матери использовали для успокоения плачущих детей. Видимо, это первые колыбельные песни. Если вдуматься, нашу современную песенку «Придет  серенький волчок…» можно считать  своеобразным заговором, о смысле и  происхождении которого мы не задумываемся.

Очень важным считалось время  произнесения заклинаний. Египтяне полагали, что наиболее надежную защиту ребенку  бог Ра обеспечивал ранним утром, когда всходило Солнце. Не осталась без внимания и одежда целителя — это должна быть накидка из тонкого белого полотна, в руках обязательно должен быть жезл.

Для того чтобы удержать магическую силу на длительное время, делались специальные амулеты и  талисманы. Некоторые амулеты могли  представлять собой кусочек материи, над которым были произнесены  или на котором были написаны заклинания. Иногда кусок материи завязывался  узлами, которые играли важную роль в таких амулетах. Количество узлов  было четыре или семь. В Туринском  папирусе имеется такая фраза: «Если  яд пройдет через эти семь узлов, которые бог Хорус возложил на тело больного, то я не позволю Солнцу утром появиться на небе».

О семи узлах упоминается  и в заклинании папируса Эберса.

В качестве примера рекомендации по созданию амулета можно процитировать  фразу из Берлинского папируса: «Я сделал для него защиту, состоящую  из дурно пахнущих растений; чеснока, который вреден для тебя, злой дух; меда, который сладок для людей  и противен для тебя, злой дух; хвоста рыбы и скелета окуня».

Небольшое количество рецептов, в которых имеются упоминания о их применимости для детей, приведено  в папирусе Эберса.

Это, прежде всего, заключение о жизнеспособности новорожденного по его первому крику, рекомендации, касающиеся недержания мочи у детей  и подготовки младенца к приему обычной  пищи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарождение медицинских  знаний в Древнем Китае.

 

 О возникновении медицины Древнего Китая в середине III тысячелетия до н.э. рассказывают легенды и летописи. Методы лечения, разработанные китайскими врачами, оказали влияние на медицину Японии и Кореи, Тибета и Индии. Учение о жизненных каналах и активных точках на поверхности тела человека является одной из основ рефлексотерапии — современного метода диагностики и лечения болезней. Искусство врачевания в Древнем Китае, как и в других странах, включало в себя знания о множестве лекарственных средств растительного и животного происхождения [3].

Одним из первых китайских  лекарей, живших около пяти тысяч  лет назад, считается мифический император Шэнь Нун, который использовал  для лечения всевозможные травы. Согласно преданию, он составил описание около 70 ядов и противоядий, умер в  возрасте 140 лет и стал после смерти божеством аптекарей. Его считают  автором одного из древнейших в мире «Канона о корнях и травах», содержащего  описание 365 лекарственных растений. Готовил лекарства из растений и  обитатель лесов, бог долголетия Шоу-син, посылающий долгие годы жизни, не омраченной болезнями. Его достоянным спутником был олень, дарующий высокие  чины и большое жалование. Для  лечение болезней применяли также  многочисленные вещества животного  происхождения и минералы.

Как свидетельствуют древние  литературные памятники, уже три  тысячи лет назад в китайской  медицине существовали четыре раздела  — внутренние болезни, хирургия, диетика  и ветеринария. В X в., гораздо раньше, чем в других странах Востока  и Запада, китайские монахи-даосы, жившие отшельниками в горных пещерах, научились делать прививки против оспы. Источником прививочного материала  были оспенные корочки, взятые из носа переболевшего человека. Для предупреждения болезни их вводили в ноздри на ватном тампоне. Значительно позже возник метод нанесения оспенного материала на царапину.

О появлении прививок против оспы рассказывает древняя легенда. Во времена династии Сун (в конце X в.) умерли от оспы все сыновья Ван-дана, первого министра императора. Когда  он состарился, у него родился еще  один сын, которого назвали Ван-су. Опасаясь, что и этот мальчик умрет от оспы, Ван-дан пригласил ко двору  лучших врачей и объявил им, что  когда у его сына появится оспа, они должны будут явиться к  нему и вылечить ребенка общими усилиями. «Есть только один врач, способный  победить оспу. — ответили врачи, —  Это женщина-монахиня. Она живет  в хижине на вершине горы. Окрестные  жители приносят к ней больных  оспой детей, и все они выздоравливают». Тотчас послали за монахиней. Увидев маленького Ван-су, она положила руку ему на голову и сказала: «Этому ребенку  можно привить оспу: его воздух и кровь хорошие, а предки имели  неоспоримые добродетели». Монахиня взяла сухие оспенные корочки, предварительно растертые в порошок, нанесла  их на влажные ватные тампоны, обвязанные красной ниткой, и ввела их в  нос ребенка таким образом, чтобы  нитка висела снаружи. Это позволяло  легко вынуть тампоны и не давать им уйти слишком далеко при вдыхании воздуха. Примерно через час тампоны  были удалены.

По истечении 7 дней у ребенка  начался жар, а затем проявились признаки оспы, которая продолжалась 12 дней и закончилась полным выздоровлением. Ван-дан обрадовался такому счастью  и хотел щедро наградить монахиню. Однако она отказалась от золота и  вместо него попросила оказывать  благодеяния поданным и помощь императору в управлении государством, после  чего вернулась в свою горную хижину.

Исторические параллели: В Европе прививки от оспы стали  известны гораздо позже. Появление  их связано с работами английского врача Э. Дженнера (1749-1823). Он разработал противооспенную вакцину и в 1796 г. впервые привил оспу восьмилетнему мальчику. Попытки заразить этого мальчика оспой сначала через полтора, потом — через пять месяцев после прививки не дали результатов. Прививка сделала мальчика невосприимчивым к заболеванию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медицина в Древней  Греции.

 

Историю возникновения медицины у древних народов вкратце  изложил уже в 1488 г. в своей  «Речи о значении медицины» краковский доктор Урсын, стараясь при этом отделить истину от мифа. Изобретение врачебного искусства греки приписывали богам: Аполлону, Асклепию, Артемиде. Аполлон считался богом-покровителем многих искусств: по верованиям греков, он обладал и даром исцеления, и в некоторых его святилищах в Греции даже лечили больных – при помощи музыки. Зато имя Асклепий (у римлян – Эскулап) целиком было связано с медициной, ведь его считали сыном Аполлона. Более того, вся семья Асклепия помогла страждущим, облегчала их телесные муки: женой Асклепия была Эпионе – «болеутолительница», дочерями Гигиея – богиня здоровья и Панацея – «всецелительница». Сыновьями бога врачевания были Махаон и Подалирий – легендарные лекари в стране греков во время осады Трои; у Гомера они выступают прежде всего как хирурги, пользовавши раненых[1]. Сами древние авторы всегда отмечали, что Махаон и его брат Подалирий умели не только оказывать помощь раненым, останавливать кровь, делать перевязку, описания же их действий указывают на прекрасное знание анатомии, существовавшее у греков гомеровской эпохи, т.е. в те времена, когда не было еще никакой известной медицинской школы. Но и другие герои под Троей, не занимавшиеся лекарским ремеслом профессионально, умели, однако, применять нужные простые лекарства. И все же систематических знаний о человеке и его болезнях еще не было. Все врачебные меры применявшиеся лекарства были обязаны своим возникновениям случаю, вековой практике народной медицины. Лечение натуральными, дарованными самой природой средствами, издавна распространенное среди пастухов и земледельцев, положило начало искусству врачевания.

Расцвет врачебной деятельности жрецов в асклепионах пришелся на V в. до н.э. На рубеже V-VI вв. до н.э. получило известность святилище Асклепия на острове Кос, где сформировалась знаменитая медицинская школа, связанная и именем Гиппократа, «отцом медицины», работавшего не только на острове Кос, но и в Афинах, в Фессалии.

Врачи на острове Кос основывали свою деятельность на определенных этических  принципах, известных и сегодня  как «клятва Гиппократа».

Метод Гиппократа состоял главным образом в том, чтобы стремиться ставить диагноз и лечить больного исходя из совокупности всех условий его жизни и основываясь на продолжительном наблюдении за течением болезни. Знаменитый врач боролся со всевозможными предрассудками, касавшимися не только методов лечения, но и причин заболеваний. Греки часто приписывали возникновение того или иного недуга действию тайных сил. Так, припадки эпилепсии считались кознями злых демонов и т. п. Исследуя образ жизни больного, Гиппократ и врачи его школы придавали особое значение климатическим условиям его обитания, природной среде, от которой, по их мнению, во многом зависело состояние здоровья человека. Их взгляды на этот счет изложены в приписываемом Гиппократу трактате «О воздухе, водах и почвах». Также одним из первых Гиппократ положил начало клинической медицине: больные должны были лежать и принимать лекарства под постоянным наблюдением врача (Плиний Старший. Естественная история, XXIX, 4). Еще в трудах Гиппократа появляются более систематизированные сведения о детской патологии – «О прорезывании зубов», «О природе ребенка» содержатся некоторые сведения о формировании детского организма и о патологии у детей. Однако эти наблюдения проводились попутно, при изучении болезней взрослых, и большинство лечебных мероприятий переносилось на детей механически.

yaneuch.ru

Педиатрия в Древнем мире — курсовая работа

Методы лечения постоянно  обновлялись и уже не сводились  только к назначению лекарств. Геродик  из Селибрии во Фракии стал применять  ятролиптику, массажную терапию, определил  некоторые принципы диететики и, наконец, ввел в практику лечебную гимнастику. В IV в. до н. э. Диокл из Кариста решительно отстаивал идею зависимости состояния человека здоровья человека от гигиены тела, от диеты и — более того — от умения правильно чередовать работу и отдых. В III в. до н. э. в Александрии жил известный врач Герофил из Калхедона, посвятивший себя самым разным областям медицины и оставивший после себя трактаты «Об анатомии», «О глазах» и руководство для акушеров. Его современник Эрасистрат из Кеоса, вошедший в историю как придворный лекарь Селевка I, заложил основы теории кровообращения, исследовал систему кровеносных сосудов, обогатил знания древних медиков об анатомии сердца, ввел различение нервов, управляющих чувствами, и нервов, управляющих движениями (сухожилия).

Многое из того, что сказано  здесь о греческой медицине, может быть в полной мере отнесено и к медицине римской, ведь сами римляне долго пользовались средствами и рекомендациями народной медицины, лечились травами и другими знахарскими снадобьями, прибегали к помощи магии и т. д. С наукой же врачевания на ее тогдашнем уровне развития римлян познакомили греки, и именно они являлись в Римской империи представителями этой области знания.

Хотя с течением лет  в древней медицине усиливалась  специализация, об отдельных ее отраслях нам известно мало. Зачатками педиатрии  были советы и указания акушерам —  и это была единственная отрасль  медицины, находившаяся в руках женщин. Собственно врачи не имели доступа  к женщинам, поэтому те так часто  умирали, особенно во время родов. Мы помним рассказ Гая Юлия Гигина о  том, как молодая афинянка по имени  Агнодика начала изучать медицину у  Герофила в Александрии, но вынуждена  была при этом носить мужскую одежду. Хуже того, ей пришлось остричь себе волосы, что для греческой девушки  считалось символом бесчестья, так  как короткой стрижкой выделялись женщины, чье поведение греки рассматривали  как предосудительное и безнравственное. Когда Агнодика приобрела достаточные  познания и опыт в лекарском искусстве, она сама явилась лечить одну заболевшую женщину. Та, думая, что перед ней врач-мужчина, отказалась допустить его к себе, и только когда Агнодика, сняв с себя одежду, показала ей, кто она, больная позволила ей осмотреть себя и приступить к лечению. Вскоре больная поправилась, но тайна Агнодики стала известна другим врачам, и те подали на нее жалобу. Однако женщины города дружно атаковали судей, называя их врагами женщин, и тогда судьи уступили и даже вынесли специальное решение, позволявшее женщинам изучать медицину и заниматься врачеванием. Вместе с тем история античной медицины не сохранила больше ни одного имени женщины-врача. Искусство врачевания росло, применялись все новые методы лечения, но независимо от этого сохранялись и народная медицина, траволечение, знахарство и даже традиционная вера, будто вода некоторых священных источников обладает целительной силой. Вера эта могла основываться на каких-нибудь реальных фактах, но не на медицинском изучении целебных свойств воды. Особенно знаменит был источник в Патрах у святилища Деметры. Он был обнесен каменной оградой; со стороны храма к источнику вел каменистый спуск. Этот же священный источник был и местом для гаданий, связанных с различными заболеваниями.

Начало таким культовым  очищениям в священных источниках положил, вероятно, обычай паломников, явившихся из далеких краев, омывать  свое тело от грязи и пыли, прежде чем войти в святилище. Со временем гигиеническая процедура стала  восприниматься как символический  обряд очищения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Медицина в Риме.

 

По словам Плиния Старшего, родоначальниками медицины в Риме, как и во всех странах античного мира, считали богов — Аполлона и Асклепия- Эскулапа. Однако люди в Италии лечили друг друга еще задолго до того, как там утвердился культ Эскулапа. Издавна существовали народная медицина, лечение травами, не говоря уже о магии, заговорах и т. п. Когда населению угрожала опасность эпидемии, люди прибегали к молитвам, жертвоприношениям и даже к устройству публичных зрелищ. Сохранилось предание, что, когда корабль подходил к Риму и проплывал мимо небольшого островка на Тибре, змея выскользнула и переплыла на остров. В этом увидели знак воли бога Асклепия и потому воздвигли там святилище, служившее одновременно и больницей, как греческие асклепионы. Культ Эскулапа и лечение больных при его храме вошли в обычай римлян на долгие века, несмотря на то, что в Вечном городе было много других врачей, практиковавших самые разные методы лечения. В середине I в. н. э. император Клавдий распорядился, чтобы больные и истощенные рабы, которых их хозяева, не желая тратиться на лечение, вывозили и оставляли на Эскулаповом острове, в том случае, если несчастным удастся выздороветь, навсегда получали свободу (Светоний. Божественный Клавдий, 25).

Плиний Старший, ссылаясь на римского анналиста II в. до н. э. Кассия Демину, сообщает, что первый врач, грек Архагат, прибыл в Рим из Пелопоннеса в 219 г. до н. э. Первоначально он принимал больных в маленьком, скромном помещении, но, очевидно, применявшийся им метод лечения оказался весьма эффективным и вскоре врач, известный главным образом как хирург, получил римское гражданство и большой дом, предназначенный для приема больных и выстроенный на государственный счет (Плиний Старший. Естественная история, XXIX, 12). Побуждаемые успехом их соотечественника, греческие врачи стали один за другим переселяться в Рим. Противники греческого влияния относились к этому массовому наплыву врачей из Эллады не слишком благосклонно: Катон Старший Цензор в своем сочинении «Наставления сыну» предостерегал его от общения с лекарями, явившимися в город, жителей которого они считают «варварами» и готовы уморить их своими лекарствами, да еще требуют за это денег и уважения, чтобы легче было им сеять в Риме опустошение (Там же, XXIX, 14).

Врачи эти были по преимуществу рабами, но вскоре нажили состояние  и, став вольноотпущенниками, приобрели  гораздо большую свободу действий. В знак признания их медицинской  деятельности Цезарь предоставил им даже права гражданства, если, конечно, они происходили из свободнорожденных семей у себя на родине. Врач-вольноотпущенник становился постоянным домашним лекарем своего патрона. Сами римляне отнюдь не спешили заняться врачебной практикой: вероятно, как это было и с актерским ремеслом, римским гражданам не подобало трудиться за плату. В правление Октавиана Августа широкое признание получил в Риме Антоний Муза, который вылечил принцепса от смертельной болезни, применяя иной, чем его предшественники, метод — холодные ванны и припарки. За это сенаторы на свои деньги поставили врачу памятник близ статуи Эскулапа (Светоний. Божественный Август, 59; 81). Август же не только возвел его в достоинство римского всадника, но и освободил в знак благодарности всех врачей от уплаты податей.

 Практика и теория врачевания развивались в Риме параллельно. В I в. н. э., в царствование Тиберия, Авл Корнелий Цельс, теоретик, сам не занимавшийся лечением больных, написал обширный энциклопедический труд, где много места посвятил медицине (именно эта часть его сочинения сохранилась до настоящего времени), приводя описания различных недугов и методов борьбы с ними.

Выясняется, то последующие  столетия принесли с собой открытие многих новых лекарств, но не новых  законов и принципов, касающихся профилактики болезней, особенно у  жителей городов. Уже Цельс дает горожанам советы, хорошо знакомые и нам: заботиться о правильном пищеварении, избегать резких изменений температуры, больше бывать на свежем воздухе, на солнце. Как пример для подражания он приводит жителей деревни, которые благодаря своим более здоровым условиям жизни меньше подвержены болезням, чем горожане. Одним из самых выдающихся врачей древности был упоминавшийся ранее Гален, впоследствии ставший Клавдием Галеном. Он был практиком и теоретиком медицины одновременно. Поначалу он работал в Пергаме, где был лекарем гладиаторов, а с 161 г. н. э. поселился в Риме, оставаясь придворным врачом при трех императорах династии Антонинов: он лечил Марка Аврелия, Луция Вера и Коммода.

Научные интересы Галена были весьма обширны: в своих медицинских трактатах, которых насчитывается более сотни, он касается анатомии и физиологии, гигиены и диететики, патологии и других областей медицины. Он-то и практиковал в широких масштабах препарирование обезьян, чтобы лучше познать строение человеческого тела.

Обычно врачи были в  то же время и аптекарями, так  как аптек, собственно, еще не было. По-прежнему было в ходу лечение травами, применялись различные мази, лекарства в форме пилюль. Поскольку врачи назначали также лечебные процедуры, необходимы были помощники, например массажисты — древние родоначальники будущих ассистентов, фельдшеров. Постепенно складывалась четкая специализация: были хирурги, окулисты, ларингологи, специалисты по внутренним болезням, по женским болезням и т. п. Кроме того, многие врачи были связаны с определенной сферой деятельности: спортивные врачи, лекари гладиаторов или пожарных, готовые оказать помощь при ранениях и травмах. Женщины не были отстранены от занятий медициной, но они были главным образом акушерками.

Немало усилий прилагали  античные медики в борьбе с малярией, эпилепсией, лишаями: здесь методы лечения  были самыми разнообразными. Специалистов же по детским болезням, педиатров, практически не было —дело ограничивалось советами акушерам и рекомендациями по уходу за младенцем. Так, мы помним, как решительно отстаивали греческие и римские врачи идею, что кормить ребенка грудью должна родная мать, искусственное же кормление считалось недопустимым. Вместе с тем врачам, как, например, Сорану, приходилось идти в этих вопросах на уступки, считаясь с широко распространившимся в зажиточных семьях обычаем передавать новорожденных в руки кормилицы. Достаточно вспомнить, однако, как непримиримо суров к женщинам, отказывающимся кормить грудью собственного ребенка, был философ Фаворин, о котором рассказывает Авл Геллий (Аттические ночи, XII, 1). Навестив одного из своих учеников и узнав, что у него родился сын, философ выразил надежду, что молодая мать сама будет вскармливать своего младенца. Когда же та не пожелала этого делать, Фаворин гневно обрушился на нее с упреками в том, что та больше заботится о своей красоте, чем о здоровье ребенка. Выдвигая многочисленные и отчасти уже упоминавшиеся нами прежде аргументы против передачи новорожденных кормилицам, философ ссылается и на тогдашние медицинские представления: организм, сформировавшийся в питательной среде материнского лона, должен и дальше поддерживать себя живительными соками, исходящими из той же среды в виде материнского молока.

Несомненно, в Риме было немало хороших, опытных, умелых врачей. Однако население часто относилось к  лекарскому сословию с недоверием, а то и с неприязнью. Это было связано и с тем, что врачи  применяли подчас новые, еще не известные  методы лечения, лекарства и процедуры, но могли быть и другие причины. Врачи  могли пользоваться многими смертоносными  средствами, ядами, что внушало подозрения простым гражданам. Наконец, раздражало римлян и то, что врачи имели  доступ к императорскому двору, где  их высоко ценили и где они порой  беспрепятственно вступали в сомнительные связи с женщинами из императорской семьи, давая тем самым пищу для сплетен и скандалов.

Деятельность малообразованных, несведущих в своей науке врачевателей, а то и откровенных шарлатанов подрывала авторитет и тех искусных, добросовестных врачей, которые руководствовались в своей работе этическими принципами школы Гиппократа. Вот почему в Римской империи врачи все чаще становились героями злых анекдотов, облегчающими людям путь на тот свет.

Судя по этим стихам, легко было бы составить себе негативное представление о римских врачах. Следует, однако, помнить, что среди них немало было и таких, кто действительно оказывал помощь больным. Были и такие, кто отнюдь не считал обогащение главной целью врача и не раз измерил шагами высокие лестницы многоэтажных доходных домов, спеша на помощь жившей там бедноте. Имен этих врачей не осталось в анналах истории. Но они жили и работали в Древнем Риме — двадцать веков назад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Педиатрия как самостоятельная  медицинская специальность возникла сравнительно недавно. Она является одной из самых младших медицинских  дисциплин, ведя свое начало с первой половины 19 века.

Несомненно, в формировании педиатрии внесли огромный вклад  знания из древности.  В сохранившихся  письменных источниках Древнего Египта, Индии, Китая, Вавилона есть указания по уходу, лечению и питанию детей. Известные врачи Древности –  Гиппократ, Соран Эфесский, Ибн-Сина и др. также, в своих работах, выделяли педиатрию из общей медицины. Наряду с болезнями взрослых Гиппократ занимался и педиатрией. Высказывания Гиппократа дают представление об уровне педиатрических знаний античного мира. Наряду с сохранившимися предрассудками и ненаучными пережитками они содержат ценные сведения. Гиппократ дал описание свинки. Особое внимание он уделял заболеваниям новорожденных и грудных детей. Педиатрические высказывания Гиппократа оказали большое влияние на последующие работы врачей древности (Сорана Эфес-ского, Орибазия), европейских врачей средневековья (салернской школы), представителей медицины народов Востока (Ар-Рази, Ибн-Сина и др.) и врачей эпохи Возрождения. Назовем также видного китайского ученого Чжан Чжун-цзина – в одной из книг своей многотомной энциклопедии он подробно описал детские болезни. В сочинениях арабских врачей имеются уже описания отдельных заболеваний, свойственных только детскому возрасту. Однако ни греческая, ни римская, ни арабская медицина, несмотря на достаточно высокий для своего времени уровень развития, не оставила систематизированного изложения сведений о ребенке, так как наблюдения над детьми проводились попутно, при изучении взрослого организма.

Лечение детских болезней издавна было тесно связано с  практикой родовспоможения, врачеванием  женских болезней и развитием  представлений о заразных болезнях. Об этом также свидетельствуют труды  врачей древнего мира и средневековья. Специальные сочинения о болезнях детей стали появляться в конце XV – в начале XVI в. [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима, 1988.
  2. Сорокина Т.С.  История медицины в двух томах. Том 1.
  3. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории.

 

yaneuch.ru

Медицина Древнего Египта - египетская медицина

     Начало египетской медицины окутано легендами. Бог мудрости Тот считался автором 32 Герметических книг, 6 из которых посвящались медицине. Все они утрачены.

      Первый врач, имя которого занесено в историю, это египтянин Секхетьенанах (ок. 3000 до н.э.). Он «исцелил ноздри царя» и был почтен статуей с надписью об этом событии. Гораздо большей славы достиг Имхотеп (расцвет ок. 2975 до н.э.), главный визирь фараона Джосера и известный архитектор, который, согласно легенде, был также великим врачом и почитался впоследствии как полубог и покровитель медицины. О действительных его достижениях в медицине известно мало.

загрузка...

      Распространенное мнение о том, что в Египте врачи были жрецами, спорно. Врачи представляли особую касту, а медицинские школы в Саисе и Гелиополе существовали независимо от великих храмов. Современные знания о египетской медицине основаны на дошедших до нас папирусах, наиболее знаменитые из которых - папирус Эберса, датируемый примерно 1500 до н.э., и немного более ранний папирус Смита — являются самыми древними из сохранившихся медицинских текстов. Папирус Эберса кроме общих медицинских тем содержит более 900 рецептов и предписаний.

     Папирус Смита посвящен лечению ран и ушибов. Другие папирусы содержат тексты по гинекологии и педиатрии. Очевидно, в Египте было особое почитание священной медицинской литературы. Пока врач придерживался правил, изложенных в Герметических книгах, никакое обвинение не могло его коснуться даже в случае смерти пациента. Но при любом отступлении от этих правил за гибель пациента врача карали смертью. 

    Догматический характер египетской медицины проявлялся и в том, что несмотря на практику вскрытий и бальзамирования умерших, знания об анатомии и физиологии оставались на низком уровне. Это очевидное противоречие можно объяснить множеством табу, связанных с мертвыми, и тем, что бальзамированием занимались не врачи, а особые специалисты.

      Представления египтян о болезнях были тоже довольно примитивными, основанными на идее вселения демонов. Заклинания, песнопения и магические заговоры составляли существенную часть египетского врачевания. Были распространены магические отворотные средства, с помощью которых излечиваемое место стремились, видимо, сделать отвратительным для духов болезни. Тем не менее не все болезни приписывались действию демонов: к причинам заболеваний относили также погоду или попадание в организм вредных веществ. 

    Диагностика отличалась сравнительно высоким уровнем; пульс прощупывали в нескольких местах, что позволяет предположить некоторое представление о кровообращении. Сердце считалось жизненно важным органом, а дыхание наиболее важной для жизни функцией. Термометром служила рука, отмечались изменения температуры тела. Есть даже намеки на использование прослушивания (аускультации), поскольку о враче говорили, что «он пользуется ухом». Начало лечения зависело от прогноза: если повреждения головы казались смертельными, пациенту не оказывали помощи. Сложные переломы тоже считались смертельными и не лечились.

      Высоко специфичной была египетская фармакопея: для каждой болезни предписывались свои лекарства и точные их дозы. Некоторые из этих средств, в частности касторовое и оливковое масло, опиум и шафран, используются до сих пор. Применение хирургических операций было ограничено из-за стремления египтян сохранить тело для загробной жизни и воскресения, так что ампутации исключались. Раны закрывали свежим мясом, вывихи вправляли, при переломах использовали шинные повязки, но рискованная хирургия первобытных времен была уже отвергнута.

       Высокого уровня достигла гигиена; диета и соблюдение чистоты входили в религиозные предписания. Тем не менее многие паразитарные и инфекционные заболевания, характерные для современного Египта, существовали там и во времена фараонов. Часто встречались заболевания глаз. В почках мумий были обнаружены яйца глистов, возбудителей шистосомоза. Чрезвычайно распространен был ревматоидный артрит, кариес же встречался редко. Гнойные заболевания часто отмечались в период поздних царств. Туберкулез позвоночника выявлен у мумий, датируемых примерно 3400 до н.э., а артериосклероз — у мумий времен 21-й династии (ок. 1000 до н.э.). С другой стороны, нет свидетельств о распространении сифилиса или рахита.

     Несмотря на свой догматический педантизм, египтяне слыли превосходными врачами, и в их услугах нуждались такие иностранные правители, как Кир и Дарий. Египет считался медицинским центром древнего мира. Он был и родиной первых врачей-специалистов; по свидетельству Геродота, «медицина среди них полностью разделена; каждый врач лечит только одно заболевание и никакое другое; поэтому в стране множество врачей, одни берутся лечить глаза, другие — голову, третьи — зубы, четвертые — кишечник, а некоторые лечат общие недуги всего организма». 

     Интересно, что медицина раннего Египта была более эмпирической и менее магической, чем в период поздних династий.

загрузка...

vashznahar.narod.ru

Медицина в Древнем Египте.

Количество просмотров публикации Медицина в Древнем Египте. - 197

Куль­тура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Древ­ние греки и римляне, равно как и народы Ближнего Востока и Африки, многое по­черпнули из литературы, искусства и науки Египта. Наряду с математическими, астрономическими, географическими зна­ниями, древние египтяне обладали позна­ниями в сфере медицины. Приемы вра­чевания зародились в Египте за 4000 лет до н. э. Медицина в Египте находилась в руках жрецов. Врачи Египта пользова­лись высокой репутацией. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н. э. в Египте развилась довольно большая врачебная специализация. У египтян были врачи-хирурги, врачи-интернисты; среди хирургов различались врачи, занимавшие­ся операциями на глазах, лечением и пломбированием зубов.

Уже в период так называемого древ­него царства (III тысячелетие до н. э.) египтяне достигли значительных успехов в медицине.

Источниками наших сведений о меди­цине в Египте, как и о древнеегипетской культуре в целом, являются иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах и других строениях и в пер­вую очередь папирусы.

От Древнего Египта до нашего времени дошли медицинские папи­русы, являющиеся сборниками с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения, с перечнями рецептов. Из сохранившихся папирусов самым старым яв­ляется Кахунский, посвященный женским болезням и написанный около 1850 г. до н. э. За 1550 лет до н. э. были составлены два самых обширных по размеру медицинских папируса˸ папирус Смита, найденный в Луксоре, посвященный хирургии, лечению ран и анатомии, и папирус Эберса, най­денный в Фивах, посвященный заболеваниям по частям тела. Папирус Смита считают поздней копией несохранившегося до нашего времени бо­лее древнего папируса, приписываемого Имхотепу. Написанный позднее — около 1450—1350 гг. дон. э. — папирус Бругша трактует о здоровье матери и ребенка, о болезнях детей и является самым древним докумен­том по педиатрии. Остальные известные медицинские папирусы написаны за 1200—1300 лет до н. э. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существо­вавших медицинских документов, до нас не дошедших.

Египетские медицинские папирусы отражают различные воззрения на бо­лезнь. Самый древний папирус главное внимание уделяет эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержит религиозных мотивов. В более близком к нам по времени составления папирусе Эберса наряду с массой эмпирических наблюдений встречаются включения ми­стического, религиозного характера, советы о магических действиях врача. Еще более близкий к нам по времени написания папирус Бругша пропитан религиозной мистикой и содержит много указаний на магиче­ские процедуры и молитвословия. Известный германский египтолог Тра­пов с удивлением отметил, что ʼʼмедицина в Египте с течением времени все более и более погружалась в колдовство и мистикуʼʼ.

По мере развития и укрепления рабовладельческого строя и в связи с ним религии усиливались и элементы медицины храмовой, жреческой. С другой стороны, продолжала существовать и развиваться эмпирическая медицина, коренившаяся в богатом опыте народа и наблюдениях лекарей-эмпириков и связанная со стихийно-материалистическими представления­ми. Понятия о причине возникновения болезней жрецами связывались с религиозными верованиями˸ болезни — следствие вселения демона, они возникают по воле богов. Наряду с этим египтяне признавали и естествен­ные причины болезней; была известна роль кишечных паразитов. По ана­логии с изгнанием кишечных паразитов, лечение рассматривалось и как изгнание невидимых червей, будто бы вызывающих болезнь. В Египте существовали представления о четырех элементах мира — воде, земле, воз­духе, огне. В связи с этим воз­никли и зачатки гуморального учения о четырех основных со­ках, носителях этих элементов, о составляющих человеческий организм и определяющих ᴇᴦο здоровье или болезнь. Наряду с гуморальным учением в Егип­те создалось учение о пневме — особом содержащемся в возду­хе невидимом и невесомом веще­стве, при вдохе, поступающем в легкие, оттуда проникающем в сердце и далее по артериям расходящемся по всему телу. При болезни изменены свой­ства крови и пневмы. Этими представлениями определялся характер терапевтических воздействий. Задача лечения пони­малась в том, чтобы вызвать выделения из организма боль­ного образовавшихся в нем гнилостных веществ, удалить ʼʼдурную кровьʼʼ. Египетскими врачами применялись клизмы не только с лечебными целями, но и в целях очищения кишечника. Для того чтобы заблаговременно удалить ʼʼиспорченные веществаʼʼ, давались рвотные, сла­бительные, мочегонные, потогонные средства. Применялись также кро­вопускания — для удаления ʼʼиспорченной кровиʼʼ.

referatwork.ru

Медицина в Древнем Египте.

Количество просмотров публикации Медицина в Древнем Египте. - 55

Куль­тура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Древ­ние греки и римляне, равно как и народы Ближнего Востока и Африки, многое по­черпнули из литературы, искусства и науки Египта. Наряду с математическими, астрономическими, географическими зна­ниями, древние египтяне обладали позна­ниями в области медицины. Приемы вра­чевания зародились в Египте за 4000 лет до н. э. Медицина в Египте находилась в руках жрецов. Врачи Египта пользова­лись высокой репутацией. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н. э. в Египте развилась довольно большая врачебная специализация. У египтян были врачи-хирурги, врачи-интернисты; среди хирургов различались врачи, занимавшие­ся операциями на глазах, лечением и пломбированием зубов.

Уже в период так называемого древ­него царства (III тысячелœетие до н. э.) египтяне достигли значительных успехов в медицинœе.

Источниками наших сведений о меди­цинœе в Египте, как и о древнеегипетской культуре в целом, являются иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах и других строениях и в пер­вую очередь папирусы.

От Древнего Египта до нашего времени дошли медицинские папи­русы, являющиеся сборниками с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения, с перечнями рецептов. Из сохранившихся папирусов самым старым яв­ляется Кахунский, посвященный женским болезням и написанный около 1850 ᴦ. до н. э. За 1550 лет до н. э. были составлены два самых обширных по размеру медицинских папируса: папирус Смита͵ найденный в Луксоре, посвященный хирургии, лечению ран и анатомии, и папирус Эберса, най­денный в Фивах, посвященный заболеваниям по частям тела. Папирус Смита считают поздней копией несохранившегося до нашего времени бо­лее древнего папируса, приписываемого Имхотепу. Написанный позднее — около 1450—1350 гᴦ. дон. э. — папирус Бругша трактует о здоровье матери и ребенка, о болезнях детей и является самым древним докумен­том по педиатрии. Остальные известные медицинские папирусы написаны за 1200—1300 лет до н. э. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существо­вавших медицинских документов, до нас не дошедших.

Египетские медицинские папирусы отражают различные воззрения на бо­лезнь. Самый древний папирус главное внимание уделяет эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержит религиозных мотивов. В более близком к нам по времени составления папирусе Эберса наряду с массой эмпирических наблюдений встречаются включения ми­стического, религиозного характера, советы о магических действиях врача. Еще более близкий к нам по времени написания папирус Бругша пропитан религиозной мистикой и содержит много указаний на магиче­ские процедуры и молитвословия. Известный германский египтолог Тра­пов с удивлением отметил, что ʼʼмедицина в Египте с течением времени всœе более и более погружалась в колдовство и мистикуʼʼ.

По мере развития и укрепления рабовладельческого строя и в связи с ним религии усиливались и элементы медицины храмовой, жреческой. С другой стороны, продолжала существовать и развиваться эмпирическая медицина, коренившаяся в богатом опыте народа и наблюдениях лекарей-эмпириков и связанная со стихийно-материалистическими представления­ми. Понятия о причинœе возникновения болезней жрецами связывались с религиозными верованиями: болезни — следствие всœелœения демона, они возникают по воле богов. Наряду с этим египтяне признавали и естествен­ные причины болезней; была известна роль кишечных паразитов. По ана­логии с изгнанием кишечных паразитов, лечение рассматривалось и как изгнание невидимых червей, будто бы вызывающих болезнь. В Египте существовали представления о четырех элементах мира — воде, земле, воз­духе, огне. В связи с этим воз­никли и зачатки гуморального учения о четырех базовых со­ках, носителях этих элементов, о составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье или болезнь. Наряду с гуморальным учением в Егип­те создалось учение о пневме — особом содержащемся в возду­хе невидимом и невесомом веще­стве, при вдохе, поступающем в легкие, оттуда проникающем в сердце и далее по артериям расходящемся по всœему телу. При болезни изменены свой­ства крови и пневмы. Этими представлениями определялся характер терапевтических воздействий. Задача лечения пони­малась в том, чтобы вызвать выделœения из организма боль­ного образовавшихся в нем гнилостных веществ, удалить ʼʼдурную кровьʼʼ. Египетскими врачами применялись клизмы не только с лечебными целями, но и в целях очищения кишечника. Для того чтобы заблаговременно удалить ʼʼиспорченные веществаʼʼ, давались рвотные, сла­бительные, мочегонные, потогонные средства. Применялись также кро­вопускания — для удаления ʼʼиспорченной кровиʼʼ.

Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существо­вать после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в кото­рое она могла бы всœелиться. В целях предохранения трупов от разложе­ния применялось бальзамирование. Этому способствовало приобретение знаний в области анатомии. Бальзамирование не носило широкого харак­тера, охватывало только привилегированную верхушку — царей (фарао­нов), жрецов, наиболее состоятельных людей, вследствие чего опыт баль­замирования был сравнительно ограниченным. Ряд анатомических терми­нов, употреблявшихся в Древнем Египте, свидетельствует о знании неко­торых органов, в т.ч. мозга, печени, сердца, сосудов. При этом зна­ния по анатомии и физиологии человека у египтян оставались скудными.

Описание симптомов болезней было разработано довольно подробно. В папирусах описаны кишечные болезни, болезни дыхательных путей, кровотечения, кожные болезни, слоновая болезнь, глазные болезни, тяже­лые изнурительные лихорадки. Ряд отраслей лечебной медицины был рассчитан на удовлетворение повышенных запросов состоятельных людей. Сюда относится массаж, водолечение, применение дорогих лекарств с весьма сложной рецептурой и т. п.

Элементы санитарии и благоустройства, обнаруженные археологами при изучении развалин древнеегипетских городов, также встречались только во дворцах и кварталах знати и не распространялись на посœелœения и жилища других слоев населœения.

Военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походе, накоп­ляли сведения в области лечения ран, переломов и других травм. На гробницах Древнего царства сохранились изображения операций на конечностях. В одном из древнейших папирусов, приписываемом врачу Имхотепу, впоследствии обожествленному, содержится описание операций. В Египте применялись перевязки ран, ампутации, обрезание, кастрация. В папирусе Имхотепа содержится разбор травм, которые по прогнозу подразделяются на излечимые, сомнительные и безнадежные. Даются указания, как распознавать срок беременности и ʼʼженщину, мо­гущую и не могущую родитьʼʼ. Встречаются меткие описания паралича и др. Размещено на реф.рфВ папирусе имеется указание на значение головного и спинного мозга для организма человека, описываются травмы головы и позвоночника и указывается, что в результате повреждения мозга неизлечимо повреж­дается всœе тело.

Со времен первой династии (более 3000 лет до н. э.) в городах Мем­фисе, Гелиополисе, Саисе при храмах существовали школы для подго­товки врачей. За 600 лет до н. э. эти школы стали принимать учеников-иностранцев. В Египте часто изучали медицину греки.

referatwork.ru