Несмотря на интенсивную добычу соли, запасы озера Баскунчак тут же восстанавливаются самой природой.Баскунчакское озеро обладает поистине необыкновенными свойствами: даже человек, ни разу в своей жизни не пробовавший плавать, без труда сможет удержаться на плаву благодаря рекордному уровню солености местной воды —около 300 г./л. Такая концентрация соли смертельна для большинства живых организмов, обычно обитающих в озерах: у рыб просто не хватает сил сопротивляться плотной водной толще Баскунчака, буквально выталкивающей их на поверхность. Однако для людей воды безжизненного озера считаются крайне полезными (нередко их свойства сравнивают со свойствами воды Мертвого моря). Купание в озере показано при кожных заболеваниях, нарушениях кровообращения, обмена веществ и многих других проблемах со здоровьем.Соль, скапливающаяся вдоль кромки берега, практически однородная по минеральному составу (99,8% NaCI), поэтому, собственно, она и составляет сырьевую основу для солевой промышленности в стране: примерно 80% добываемой в России соли берется именно из озера Баскунчак. У берегов толщина солевого пласта обычно не превышает 1 — 4 м, зато ближе к центральной части Баскунчака можно говорить уже о толщине в 10 — 18 м. Особенную ценность этому месту придает в буквальном смысле слова неиссякаемость залежей баскунчакской соли: довольно быстро утраченные минеральные запасы естественным образом восполняются. В год через водные ключи в озеро поступает около 930 тыс. тонн новой соли (каждый день запасы увеличиваются примерно на 2500 тонн).
В России много интересных мест. Для примера возьмем Камчатку. Вот уж действительно где очень интересно. Экскурсии по Камчатке невозможно сравнить ни с одной экскурсией по всему миру. А какая рыбалка на Камчатке! Каждый уважающий себя рыболов, хоть раз в жизни, но Камчатке порыбачит. И приятные воспоминания у него останутся на всю жизнь.
www.spravturs.ru
Греческие вазы 18+. Весеннее: gorbutovich
Античная вазопись
Менада и сатир. Воспроизведение красно-фигурной росписи. См. илл #33 / A depiction of a male figure with the tail of an animal and a laurel wreath on his head entertaining a female companion. Photomechanical process. Size: image 11.2 x 11.5 cm. Collection: Iconographic Collections. Library reference no.: ICV No 39485. Wellcome Library, London. Source
Весенний апрельский репост трех материалов давних 2010-2012 годов, посвященных древнегреческой расписной керамике, в основном, на наш современный ханжеский взгляд не слишком пристойного содержания. Из замечательного журнала cicerone2007 (последнее обновление блога было в 2014 году) уважаемой Натальи Юрьевны Самойленко.
2.Менада и сатир. Красно-фигурная амфора. Nikosthenic amphora, Аттика; Pamphaios (potter, signature), Oltos; около 525-515 гг до н.э.; Лувр. Сторона А. via
----- Начало репостов -----
Оригинал взят у cicerone2007 в Греческие вазы. Первоапрельское [1 апреля, 2012]
Некоторые прекрасные греческие вазы можно решиться представить почтенной публике только в день смеха. Тем более что это весенний праздник. Может быть, древних греков веселило совсем другое, но нам самыми забавными из изображенных на вазах кажутся эротические сюжеты. Начну с самой безобидной сцены. Стыдливым под кат предлагаю не забираться.
На скифосе Мастера Персефоны из Вико Эквенсе, созданном в середине V века до н.э. и хранящемся сейчас в Бостоне, изображен анод Афродиты. Богиня выходит на землю из потустороннего мира. Сатиры с козлиными головами и конскими хвостами поют и скачут рядом с ней. Природа оживает: цветущий плющ украшает верхнюю часть вазы.
3.
Один из самых впечатляющих сосудов в собрании Бостонского музея изящных искусств – колоколовидный кратер из Кум, созданный во второй половине V века до н.э. Блистательный вазописец, с которым сейчас исследователи связывают ряд сосудов, получил свое имя благодаря этому кратеру – его именуют Мастером Пана.
На одной стороне кратера представлен известный жестокий сюжет: Артемида и Актеон. Богиня-девственница безжалостно расправляется с молодым охотником, который имел несчастье увидеть ее обнаженной. Собаки грызут Актеона, а Артемида сейчас пронзит его стрелой.
Совершенно неожиданно после этого зверства смотрится изображение на другой стороне кратера. На мой взгляд, здесь тоже зверство, но совсем другого характера:
Пан с козлиной головою мчится за юным пастушком. Впрочем, пастушок готов постоять за себя: оглядываясь на преследователя, он заготовил плеть.
6.
За спиной Пана высится герма Гермеса. Гермес – отец Пана. Оживающая на наших глазах статуя порадовала больше всего)))
7.
Не менее выразительную герму удалось встретить в собрании Старого музея в Берлине. Это – пелика Мастера Персея.
8.
В залах Старого музея собрано много замечательных ваз. Разумеется, представлена и героическая тематика, и спортивные достижения древних греков. Но трудно было пройти мимо женских образов. Изобразить в центре килика, чаши из которой пили вино, гетеру над ночным горшком…
9.
Пора переходить к любовным сражениям. Одна из жемчужин берлинской коллекции – ойнохоя из Локр, созданная Мастером Шуваловской амфоры:
10.
Любовники здесь юны и изящны.
11.
А вот в музее в Тарквинии довелось увидеть парочку зрелого возраста. Довольная дама, повернувшая голову на 180 градусов, произвела сильное впечатление:
12.
На другой пелике из Тарквинии еще более запоминающийся сюжет. Не часто в истории искусства можно найти такое простое и убедительное изображение предвкушения)))
13.
Тем, кто только вошел во вкус, разглядывая греческие вазы, предлагаю вспомнить о сатирах.
Сатиры
Оригинал взят у cicerone2007 в Греческие вазы. Сатиры крупным планом [24 апреля, 2010]
К числу наиболее симпатичных персонажей, которых мы встречаем на греческих краснофигурных вазах, безусловно, относятся сатиры. Это не только постоянные спутники Диониса. Довольно часто мы видим их изображенными «крупным планом» в роли симпосиантов. Только ведут они себя так, как достойным мужам вести себя в обществе не полагается. Оно и понятно – ведь это хвостатые полулюди-полузвери, не знающие меры.
В центре килика из коллекции Бостонского музея изящных искусств, созданного около 500 г. до н.э., изображен сатир с курносым носом, пышной бородой и лысиной, которую лишь слегка маскирует венок из плюща. Мастер Онесим придал его движениям резкость. Он словно пританцовывает, сидя на амфоре:
14.
В сатира может превратиться любой мужчина, если он забудет о правилах, выпьет больше, чем следует. И будет смешон как сатир. Например, как другой персонаж Онесима, который на килике из собрания Виллы Гетти в Малибу тянется к женщине:
Три чаши я дарую благомыслящимВ моем застолье: первой чашей чествуемЗдоровье, а второю — наши радостиЛюбовные, а третьей — благодатный сон.Домой уходит умный после этого.Четвертая нахальству посвящается,Истошным воплям — пятая, шестая же —Разгулу пьяному, седьмая — синякам,Восьмая чаша — прибежавшим стражникам,Девятая — разлитью желчи мрачному,Десятая — безумью, с ног валящему.В сосуде малом скрыта мощь великая,Что с легкостью подножки ставит пьяницам.
/Эвбул у Афинея. Пер. Н.Т.Голинкевича, под ред. М.Л.Гаспарова. Цит. по: Ф. Лиссарраг. Вино в потоке образов. М.,2008, с. 52-53/
Мы уже любовались менадами и сатирами [см. ниже или] : http://cicerone2007.livejournal.com/38565.html
Вот еще одна парочка мастера Пентесилеи из собрания Лувра. Менада здесь юная и хрупкая. Канфар она использует как щит, а тирс готова превратить в копье:
Впрочем, сатиры могут быть и вполне безобидными, как этот плясун на килике мастера Макрона. Большой канфар стоит на столике. Хвост не бросается в глаза, а пенис такого размера, который приличествует людям или богам:
Гораздо чаще сатиры изображаются итифаллическими существами (от слов «прямой» и «фаллос»). Кстати, патологически гипертрофированное половое влечение у мужчин именуется: «сатириазис».Вот одно из самых забавных изображений возбужденного сатира на килике мастера Эпиктета. В руках у сатира свирели, а собственный фаллос он превратил в крючок, на который повесил чехол для музыкальных инструментов:
А «под занавес» – великолепный псиктер из собрания Британского музея работы мастера Дуриса, созданный около 480 г. до н.э., с резвящимися сатирами:
20.
Оригинал взят у cicerone2007 в Греческие вазы. Дионис и его свита [10 апреля, 2010]Выпьем! Быть может, какую-нибудь еще новую песнюНежную, слаще, чем мед, песню найдем мы в вине.Лей же хиосское, лей его кубками мне, повторяя:«Пей и будь весел, Гедил!» — Жизнь мне пуста без вина.
/Гедил. Пер. Л.В.Блуменау. Поэзия Древней Греции и Древнего Рима. М., 2009, с.145/
21.
Это изображение Диониса и сатиров украшает шейку большой чернофигурной амфоры, которая сейчас находится в Британском музее. Амфора происходит из афинской мастерской Андокида и атрибутируется вазописцу Приаксу. Божественную сущность Диониса подчеркивают стебли плюща, абрис которых здесь напоминает крылья. Кроме процарапывания мастер использует белую и красную краски.
22.
Амфора – это сосуд для воды, которая была так же необходима на симпосии, как и вино. Неразбавленное вино греки не употребляли. И Дионис не только даровал вино людям, но и научил их в каких пропорциях надо смешивать вино с водой.
23.
А на килике, который тоже относится к концу VI в. до н.э., из парижского Кабинета медалей изображено начало процесса изготовления вина. В центре килика голова горгоны, а вокруг вьется лоза, с которой сатиры и женщины обрывают гроздья. Дионис сидит на муле и наблюдает за своими суетливыми спутниками:
Мы видим не только корзины, но и давильню, из которой льется сок. Первой давильней люди тоже обязаны Дионису:Стал он выравнивать камень скалы, углублять понемногуВнутренность оной, железом равняя стенки изострым,Ямки широкой в камне дно углубляя помалу!Так сотворил он впервые прообраз винной давильни;Сочнообильные кисти снимает он тирсом изострымС плети лозы гроздовой — вот серпа стального прообраз!Сатиров хор его славил... Один же вдруг наклонился,Руки к лозе простирая — и стал собирать эти грозды.
Миску взял другой и в миску складывал кисти,Освобождая грозди ягод от зелени пышной.Третий, даже без тирса, без острого даже железаТянет десницу, глядя пристально в груды сих ягод —Плод и сочный, и крепкий он с черенков обирает,Подле груды высокой ягод на корточках сидя;После чего ссыпает бог виноград в эту ямку,Горкою оставляя ягоды посередине,После их ровным слоем по дну рассыпает, ровняя,Дабы, как на гумне зерно, они плотно лежали.Так он полнит до края ягодами углубленьеИ начинает ногами давить виноградные грозды.
Сатиры, потрясая космами в ветре, стремятсяДелать то же, что делал бог Дионис перед ними,И, подвязав небриды пестрые прямо под плечи,Славу они возглашали вакхийским неистовым ладом.Яро топтали грозды, стопами переминаясь,Эвия восхваляя, и с лона того гроздовьяГрязнобелая пена взбурлила над месивом алым!И не в обычные чаши напиток сбирали, но в бычьиПолые роги, а после стали говаривать люди:«В рог наливать — значит смешивать винную влагу с водою!»/Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. К.Кереньи. Дионис: прообраз неиссякаемой жизни. М., 2007, с.54./
Великолепную композицию, где сидящий Дионис держит в руках канфар, мы встречаем на амфоре из собрания Бостонского музея изящных искусств. Перед Дионисом двойная сплетенная лоза, за ним не только виноградные гроздья, но и побег плюща:
28.
А вокруг скачут и карабкаются по лозе маленькие сатиры, похожие на обезьянок:
29.
Симпосий немыслим без поэзии и музыки. Поэтому Дионис может предстать не только с канфаром или ритоном в руках, но и с лирой, в момент творческого экстаза. Таким мы видим его в медальоне краснофигурного килика из парижского Кабинета медалей. Мастер Брига изображает его вместе с двумя пляшущими сатирами с кроталами в руках:
Музыкальные инструменты мы видим в руках у сатиров на кратере из собрания музея Саклера в Гарварде. Сосуд, созданный около 500 г. до н.э. атрибутируется мастеру Клеофрада. Впрочем, в руках у сатиров не только музыкальные инструменты, но и сосуды для вина и даже кузнечные инструменты. Дело в том, что это не просто разгульная процессия, а возвращение Гефеста, бога-кузнеца, на Олимп. Вернуть Гефеста, чтобы он расковал свою безжалостную мать Геру, Дионису помогает вино. Он опоил его, а сатиры вовлекают Гефеста в поток дружеского веселья:
31.
Диониса сопровождают не только сатиры, но и менады. Впрочем, на многих сосудах сатиры и менады изображаются и без Диониса. Вот два килика, в медальонах которых мы видим выразительные пары. В первом случае менада ведет себя вполне мирно, уступая домогательству сатира:
32.
А на килике из мюнхенского собрания тирс, увитый плющом, превращается в руках у женщины в грозное оружие:
На внешней стороне килика, который атрибутируется мастеру Макрону, мы видим шесть пар, двигающихся в ритме танца: разгоряченные наглые сатиры преследуют менад.
Эротика такая же составляющая симпосия, как и музыка, поэзия, танец. Сатиры – это полулюди-полузвери, не знающие меры. Но и взрослому мужчине, участнику дружеской вечеринки, приходится не просто:
Против Эрота мне служит оружием верным рассудок,Выйдя один на один, не победит он меня;Смертный, с бессмертным готов я бороться. Но если ЭротуВакх помогает, один что я могу против двух?
/Руфин. Пер. Л.В.Блуменау. Поэзия Древней Греции и Древнего Рима. М., 2009, с.181/
----- конец репостов -----
В заключение обложка книги "La sexualité masculine. Que sais-je?" / "Мужская сексуальность. Что я знаю?". Действительно, сатир с древнегреческой вазы – удачный вариант иллюстрации для такой работы.
35.via: puf.com, amazon.fr
Повтор поста с добавлением gorbutovich: Греческие вазы. Первоапрельское. 18+ 2013-04-01
См. также:Античные анатомические вотивы из Британского музея. 18+Античные фаллосы из Секретного Британского музея. 18+Средневековая фреска "Дерево с подвешенными фаллосами"
Менада и сатир. Красно-фигурная амфора (Nikosthenic amphora), Аттика; Pamphaios (potter, signature), Oltos; около 525-515 гг до н.э.; Лувр. Сторона А. via
В честь 1 апреля делаю репост трех статей из замечательного журнала cicerone2007.
Оригинал взят у cicerone2007 в Греческие вазы. Первоапрельское [1 апреля, 2012]
Некоторые прекрасные греческие вазы можно решиться представить почтенной публике только в день смеха. Тем более что это весенний праздник. Может быть, древних греков веселило совсем другое, но нам самыми забавными из изображенных на вазах кажутся эротические сюжеты. Начну с самой безобидной сцены. Стыдливым под кат предлагаю не забираться.
На скифосе Мастера Персефоны из Вико Эквенсе, созданном в середине V века до н.э. и хранящемся сейчас в Бостоне, изображен анод Афродиты. Богиня выходит на землю из потустороннего мира. Сатиры с козлиными головами и конскими хвостами поют и скачут рядом с ней. Природа оживает: цветущий плющ украшает верхнюю часть вазы.
Один из самых впечатляющих сосудов в собрании Бостонского музея изящных искусств – колоколовидный кратер из Кум, созданный во второй половине V века до н.э. Блистательный вазописец, с которым сейчас исследователи связывают ряд сосудов, получил свое имя благодаря этому кратеру – его именуют Мастером Пана.
На одной стороне кратера представлен известный жестокий сюжет: Артемида и Актеон. Богиня-девственница безжалостно расправляется с молодым охотником, который имел несчастье увидеть ее обнаженной. Собаки грызут Актеона, а Артемида сейчас пронзит его стрелой.
Совершенно неожиданно после этого зверства смотрится изображение на другой стороне кратера. На мой взгляд, здесь тоже зверство, но совсем другого характера:
Пан с козлиной головою мчится за юным пастушком. Впрочем, пастушок готов постоять за себя: оглядываясь на преследователя, он заготовил плеть.
За спиной Пана высится герма Гермеса. Гермес – отец Пана. Оживающая на наших глазах статуя порадовала больше всего)))
Не менее выразительную герму удалось встретить в собрании Старого музея в Берлине. Это – пелика Мастера Персея.
В залах Старого музея собрано много замечательных ваз. Разумеется, представлена и героическая тематика, и спортивные достижения древних греков. Но трудно было пройти мимо женских образов. Изобразить в центре килика, чаши из которой пили вино, гетеру над ночным горшком…
Пора переходить к любовным сражениям. Одна из жемчужин берлинской коллекции – ойнохоя из Локр, созданная Мастером Шуваловской амфоры:
Любовники здесь юны и изящны.
А вот в музее в Тарквинии довелось увидеть парочку зрелого возраста. Довольная дама, повернувшая голову на 180 градусов, произвела сильное впечатление:
На другой пелике из Тарквинии еще более запоминающийся сюжет. Не часто в истории искусства можно найти такое простое и убедительное изображение предвкушения)))
Тем, кто только вошел во вкус, разглядывая греческие вазы, предлагаю вспомнить о сатирах.
Сатиры
Оригинал взят у cicerone2007 в Греческие вазы. Сатиры крупным планом [24 апреля, 2010]
К числу наиболее симпатичных персонажей, которых мы встречаем на греческих краснофигурных вазах, безусловно, относятся сатиры. Это не только постоянные спутники Диониса. Довольно часто мы видим их изображенными «крупным планом» в роли симпосиантов. Только ведут они себя так, как достойным мужам вести себя в обществе не полагается. Оно и понятно – ведь это хвостатые полулюди-полузвери, не знающие меры.
В центре килика из коллекции Бостонского музея изящных искусств, созданного около 500 г. до н.э., изображен сатир с курносым носом, пышной бородой и лысиной, которую лишь слегка маскирует венок из плюща. Мастер Онесим придал его движениям резкость. Он словно пританцовывает, сидя на амфоре:
В сатира может превратиться любой мужчина, если он забудет о правилах, выпьет больше, чем следует. И будет смешон как сатир. Например, как другой персонаж Онесима, который на килике из собрания Виллы Гетти в Малибу тянется к женщине:
Три чаши я дарую благомыслящимВ моем застолье: первой чашей чествуемЗдоровье, а второю — наши радостиЛюбовные, а третьей — благодатный сон.Домой уходит умный после этого.Четвертая нахальству посвящается,Истошным воплям — пятая, шестая же —Разгулу пьяному, седьмая — синякам,Восьмая чаша — прибежавшим стражникам,Девятая — разлитью желчи мрачному,Десятая — безумью, с ног валящему.В сосуде малом скрыта мощь великая,Что с легкостью подножки ставит пьяницам.
/Эвбул у Афинея. Пер. Н.Т.Голинкевича, под ред. М.Л.Гаспарова. Цит. по: Ф. Лиссарраг. Вино в потоке образов. М.,2008, с. 52-53/
Мы уже любовались менадами и сатирами [см. ниже в этом, gorbutovich, посте или] : http://cicerone2007.livejournal.com/38565.html
Вот еще одна парочка мастера Пентесилеи из собрания Лувра. Менада здесь юная и хрупкая. Канфар она использует как щит, а тирс готова превратить в копье:
Впрочем, сатиры могут быть и вполне безобидными, как этот плясун на килике мастера Макрона. Большой канфар стоит на столике. Хвост не бросается в глаза, а пенис такого размера, который приличествует людям или богам:
Гораздо чаще сатиры изображаются итифаллическими существами (от слов «прямой» и «фаллос»). Кстати, патологически гипертрофированное половое влечение у мужчин именуется: «сатириазис».Вот одно из самых забавных изображений возбужденного сатира на килике мастера Эпиктета. В руках у сатира свирели, а собственный фаллос он превратил в крючок, на который повесил чехол для музыкальных инструментов:
А «под занавес» – великолепный псиктер из собрания Британского музея работы мастера Дуриса, созданный около 480 г. до н.э., с резвящимися сатирами:
Оригинал взят у cicerone2007 в Греческие вазы. Дионис и его свитаВыпьем! Быть может, какую-нибудь еще новую песнюНежную, слаще, чем мед, песню найдем мы в вине.Лей же хиосское, лей его кубками мне, повторяя:«Пей и будь весел, Гедил!» — Жизнь мне пуста без вина.
/Гедил. Пер. Л.В.Блуменау. Поэзия Древней Греции и Древнего Рима. М., 2009, с.145/
Это изображение Диониса и сатиров украшает шейку большой чернофигурной амфоры, которая сейчас находится в Британском музее. Амфора происходит из афинской мастерской Андокида и атрибутируется вазописцу Приаксу. Божественную сущность Диониса подчеркивают стебли плюща, абрис которых здесь напоминает крылья. Кроме процарапывания мастер использует белую и красную краски.
Амфора – это сосуд для воды, которая была так же необходима на симпосии, как и вино. Неразбавленное вино греки не употребляли. И Дионис не только даровал вино людям, но и научил их в каких пропорциях надо смешивать вино с водой.
А на килике, который тоже относится к концу VI в. до н.э., из парижского Кабинета медалей изображено начало процесса изготовления вина. В центре килика голова горгоны, а вокруг вьется лоза, с которой сатиры и женщины обрывают гроздья. Дионис сидит на муле и наблюдает за своими суетливыми спутниками:
Мы видим не только корзины, но и давильню, из которой льется сок. Первой давильней люди тоже обязаны Дионису:Стал он выравнивать камень скалы, углублять понемногуВнутренность оной, железом равняя стенки изострым,Ямки широкой в камне дно углубляя помалу!Так сотворил он впервые прообраз винной давильни;Сочнообильные кисти снимает он тирсом изострымС плети лозы гроздовой — вот серпа стального прообраз!Сатиров хор его славил... Один же вдруг наклонился,Руки к лозе простирая — и стал собирать эти грозды.
Миску взял другой и в миску складывал кисти,Освобождая грозди ягод от зелени пышной.Третий, даже без тирса, без острого даже железаТянет десницу, глядя пристально в груды сих ягод —Плод и сочный, и крепкий он с черенков обирает,Подле груды высокой ягод на корточках сидя;После чего ссыпает бог виноград в эту ямку,Горкою оставляя ягоды посередине,После их ровным слоем по дну рассыпает, ровняя,Дабы, как на гумне зерно, они плотно лежали.Так он полнит до края ягодами углубленьеИ начинает ногами давить виноградные грозды.
Сатиры, потрясая космами в ветре, стремятсяДелать то же, что делал бог Дионис перед ними,И, подвязав небриды пестрые прямо под плечи,Славу они возглашали вакхийским неистовым ладом.Яро топтали грозды, стопами переминаясь,Эвия восхваляя, и с лона того гроздовьяГрязнобелая пена взбурлила над месивом алым!И не в обычные чаши напиток сбирали, но в бычьиПолые роги, а после стали говаривать люди:«В рог наливать — значит смешивать винную влагу с водою!»/Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. К.Кереньи. Дионис: прообраз неиссякаемой жизни. М., 2007, с.54./
Великолепную композицию, где сидящий Дионис держит в руках канфар, мы встречаем на амфоре из собрания Бостонского музея изящных искусств. Перед Дионисом двойная сплетенная лоза, за ним не только виноградные гроздья, но и побег плюща:
А вокруг скачут и карабкаются по лозе маленькие сатиры, похожие на обезьянок:
Симпосий немыслим без поэзии и музыки. Поэтому Дионис может предстать не только с канфаром или ритоном в руках, но и с лирой, в момент творческого экстаза. Таким мы видим его в медальоне краснофигурного килика из парижского Кабинета медалей. Мастер Брига изображает его вместе с двумя пляшущими сатирами с кроталами в руках:
Музыкальные инструменты мы видим в руках у сатиров на кратере из собрания музея Саклера в Гарварде. Сосуд, созданный около 500 г. до н.э. атрибутируется мастеру Клеофрада. Впрочем, в руках у сатиров не только музыкальные инструменты, но и сосуды для вина и даже кузнечные инструменты. Дело в том, что это не просто разгульная процессия, а возвращение Гефеста, бога-кузнеца, на Олимп. Вернуть Гефеста, чтобы он расковал свою безжалостную мать Геру, Дионису помогает вино. Он опоил его, а сатиры вовлекают Гефеста в поток дружеского веселья:
Диониса сопровождают не только сатиры, но и менады. Впрочем, на многих сосудах сатиры и менады изображаются и без Диониса. Вот два килика, в медальонах которых мы видим выразительные пары. В первом случае менада ведет себя вполне мирно, уступая домогательству сатира:
А на килике из мюнхенского собрания тирс, увитый плющом, превращается в руках у женщины в грозное оружие:
На внешней стороне килика, который атрибутируется мастеру Макрону, мы видим шесть пар, двигающихся в ритме танца: разгоряченные наглые сатиры преследуют менад.
Эротика такая же составляющая симпосия, как и музыка, поэзия, танец. Сатиры – это полулюди-полузвери, не знающие меры. Но и взрослому мужчине, участнику дружеской вечеринки, приходится не просто:
Против Эрота мне служит оружием верным рассудок,Выйдя один на один, не победит он меня;Смертный, с бессмертным готов я бороться. Но если ЭротуВакх помогает, один что я могу против двух?
/Руфин. Пер. Л.В.Блуменау. Поэзия Древней Греции и Древнего Рима. М., 2009, с.181/
-------------------------- конец репоста --------------------------
Закончу обложкой книги "La sexualité masculine. Que sais-je?" / "Мужская сексуальность. Что я знаю?". Что еще, как не древнегреческая вазопись может послужить иллюстрацией для такой работы...
via: puf.com, amazon.fr
См. также:Античные анатомические вотивы из Британского музея. 18+Античные фаллосы из Секретного Британского музея. 18+Средневековая фреска "Дерево с подвешенными фаллосами"
his-v.livejournal.com
Чаша Пифагора — как пользоваться
Кубок (чаша) Пифагора Самосского, тренирующий внимательность и чувство меры в питье и не только!
Чаша Пифагора — это кубок, сосуд для напитков и игрушка, тренирующая вашу внимательность и чувство меры. По-гречески чашу Пифагора называют Πυθαγόρειο κούπα (ПифагОрио кУпа), что переводится как кружка, чашка или кубок Пифагора.
Придумал такую оригинальную кружку Пифагор Самосский в 6 веке но н.э., известный нам по учебникам геометрии, древнегреческий математик, философ и политик, основатель пифагореизма, учитель другого великого древнегреческого ученого — Пифагора.
Пифагор сделал такую необычную кружку не столько для того, чтобы его ученики не перебрали вина, но сколько для того, чтобы научить их чувству меры во всех областях нашей жизни.
Как использовать чашу Пифагора — инструкция на английском
Пифагор называл свой кубок чашкой закона, поскольку принцип действия чаши отражал основные принципы права — когда мера была превышена, все достигнутое ранее пропадало, терялось, как и вино из этого сосуда Пифагора.
Пифагор противопоставлял чувство меры гордыне и хотел, чтобы люди освобождались от этого плохого качества, которое мешает им жить в гармонии и равновесии. А чашка Пифагора служила тренажером, игрушкой для приобретения чувства меры.
Как пользоваться чашей Пифагора
Внутренняя часть чаши Пифагора, золотистый ободок — это контрольная линия, за нее переливать нельзя, иначе — все вытечет!
Кружка Пифагора — не простой кубок, внутри него есть высокий столбик, вокруг которого плещется налитое вино. Если вы нальете умеренное количество напитка в чашу Пифагора, то сможете пить его как из обычного бокала или кубка.
А вот если перельете, то все ваше вино или водичка вытечет наружу через маленькое отверстие в дне чаши.
Чашки Пифагора обычно продаются с контрольной линией внутри, чтобы вы понимали, сколько напитка можно налить в него. А если такой отметки в своей пифагорейской чашке вы не найдете, тренируйте свое чувство меры опытным путем. Как ученики Пифагора.
Из этого отверстия вытечет весь напиток, если вы его перельете
Как устроена чаша Пифагора
У основания столбика есть небольшое отверстие (или 2). Вода по ним попадает внурь столбика, который виден внутри чашки Пифагора.
В этом столбике, есть еще один, внутренний столбик (он нам не виден) с дырочкой на вершине. Он чуть поменьше и пониже того, который основного — внешнего столбика.
Пространство между внешним и внутренним столбиком заполняется жидкостью. То есть, вино омывает внутренний столбик со всех сторон и движется к его вершине.
Как только уровень воды поднялся до верха внутреннего столбика, вода начинает выливаться, утекая в его дырочку, согласно законам физики.
Как работает чаша Пифагора, вы можете посмотреть на греческом видео. На схеме отчетливо видно то, что происходит внутри сосуда, придуманного Пифагором
Принцип действия чаши Пифагора — простой и остроумный. Этот же закон физики, часто применяется в быту, например, в работе водопроводных труб — сифонов.
Чаша Пифагора станет отличным подарком для ваших друзей, будет чем заняться и посмеяться. 🙂 Эту греческую чашу вы можете купить в Греции, на Кипре (цена 4-5 евро) и даже в России. Что еще можно купить на Кипре можно почитать в рассказе о сувенирах с Кипра — что купить.
Кубок (чаша) Пифагора с вином. Научись владеть собой и чувствовать меру.
 
P.S. Наши "греческие" спонсоры":
 
Другие интересные истории про Грецию и Кипр
parakalo.ru
Искусство Древней Греции. Крито-микенское (эгейское) искусство. (Соколов Г. И.)
Соколов Г. И.
Искусство Древней Греции
Истоки античной культуры бассейна Эгейского моря уходят в далекое прошлое, в эпоху неолита и ранней бронзы, когда в III тысячелетии до н. э. процветал сильный город Троя, создавались своеобразные памятники искусства на кикладских островах Паросе, Наксосе, Сиросе, а на Балканском полуострове в фессалийских селениях и в пелопоннесских местечках Сескло, Димини, Лерне воздвигались найденные теперь в руинах древнейшие сооружения, изготавливались керамические сосуды, терракотовые статуэтки. Особенно же ярким очагом, где закладывались основы позднейшей европейской цивилизации, была минойская культура острова Крита, искусство которого достигло расцвета в первой половине II тысячелетия до н. э.
Многие центры эгейской цивилизации стали известны сравнительно недавно. Трою с ее постройками и сокровищами нашли лишь во второй половине XIX века, а о богатейшей культуре, существовавшей на Крите, лишь догадывались, зная греческие мифы о Тезее и Минотавре и высказывания философов, в частности Платона, писавшего о критском царе:
«Когда-то Минос заставил жителей Аттики платить тяжелую дань, так как имел большую власть на море, а у афинян тогда еще не было, как теперь, военных кораблей, да и в стране было не много корабельного леса»4.
Упоминания о Крите проскальзывали в поэмах Гомера, где остров назывался стоградным, населенным многими народами. О Крите писали историки Геродот и Фукидид, считавшие Миноса первым создателем флота, повелителем кикладских островов и могучим властителем моря. Гесиод называл Миноса «из всех смертных царей наиболее царственным».
Эти сведения были известны давно, но реальный смысл мифов и свидетельств древних авторов стал очевидным, когда археологи раскопали на Крите огромный дворец и нашли неповторимые по красоте и своеобразию памятники минойского искусства и культуры, относящиеся к длительному периоду от середины III тысячелетия до н. э. до XI века до н. э.
В конце 70-х годов XIX века критский купец Калокеринос нашел на своем участке земли несколько больших глиняных сосудов и руины древних построек, но раскопки тогда начать не удалось. Только в марте 1900 года английская археологическая экспедиция под руководством Артура Эванса приступила к работам на Крите, и находки ее поразили всех: древние сказания принимали облик реальных исторических событий.
Эванс предложил различать в истории минойской культуры несколько этапов. Древний — продолжавшийся с 2600 до 2000 года до н. э.— был назван раннеминойским, по имени легендарного Миноса. Расцвет культуры относится к первой половине II тысячелетия до н. э., от 2000 до 1425 года, — к периодам среднеминойскому и началу позднеминойского. Время с 1425 до 1150 год было завершением позднеминойского периода. На эти столетия приходилось разрушение как природными силами, так и ахейскими племенами города Кносса, упадок могущества Крита, гибель его культуры и выдвижение ахейских центров Балканского полуострова.
Правили Критом цари, выполнявшие нередко роль жрецов, так как религиозным церемониям отводилось значительное место. Существовали армия, сильный флот. Критяне были известны как бесстрашные мореходы, поддерживавшие оживленную торговлю с другими народами. Природа не обидела этот средиземноморский остров. Сочные травы на пастбищах для скота, пышная растительность в плодородных долинах, обилие винограда, оливковых рощ, посевы льна, шафрана — всем этим славился Крит еще в древности.
Раскопки, начавшиеся в 1900 году, производились на месте кносского дворца, названного Эвансом дворцом Миноса. Площадь его достигала шестнадцати тысяч квадратных метров. Вокруг парадного двора располагались помещения разных размеров и форм в два, а возможно, и в три этажа. Так как уловить какую-либо систему в их планировке было почти невозможно, дворец был воспринят как сложный лабиринт, построенный легендарным Дедалом.
Необычными показались ученым и детали дворца. Своеобразными были колонны, которые использовал зодчий. Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались. Ствол их не был уподоблен растительным прототипам египетских опор, повторявших форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. В кносской колонне нет сходства с образами живой природы. Зодчий отказался от подражания природе, выступавшей в египетской архитектуре, нашел для элементов сооружения язык архитектурных форм, основанный на пропорциональных и числовых соотношениях, и обнажил сущность колонны как опоры, выделив и подчеркнув именно эту ее функцию (илл. 1).
Обратила внимание археологов манера освещения комнат. Проемов в стенах, подобных окнам позднейших построек, в кносском дворце не существовало. Свет проходил через отверстия в потолке (световые колодцы) до первого этажа, создавая различную степень освещенности залов дворца, — приближенных или удаленных от световых проемов. Запутанность ходов и выходов, внезапные спуски и подъемы по лестницам, неожиданные повороты, характерные для «лабиринта Дедала», дополнялись особенной таинственностью неожиданных световых эффектов, игрой света и тени в то ярко освещенных, то полутемных помещениях.
Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями. Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество ее прически, напомнившие археологам модных и кокетливых француженок, заставили назвать ее «парижанкой», и имя это осталось за ней до сих пор (илл. 4). Стены дворца нередко украшал орнамент — чаще всего в виде волны или гибких спиралевидных завитков, певучий и упругий, тянущийся непрерывной лентой, где одни яркие тона сменялись другими. Он особенно характерен для искусства критян, где все пронизано движением, то стремительным, то более сдержанным. Близость моря, вечное движение волн, порывы шквала, легкий ласковый бриз, надувающий паруса кораблей, — стихия, окружавшая критских художников, способствовала возникновению в их искусстве динамических композиций.
Фрески кносского дворца позволяют увидеть сцены торжественных церемоний, религиозные процессии, связанные с культовыми праздниками, игры со священным на Крите животным — быком. Художник показал на одной из фресок огромного быка, который мчится, почти не касаясь земли копытами, тяжело нагнув могучую голову и выставив вперед рога. Один из критян, схватившись за рога, собирается прыгнуть на спину животного, чтобы затем мягко спуститься на землю сзади быка. Процессия чинно шествующих юношей с ритонами представлена на той стене южных пропилей дворца, где постоянно проходили люди. Изображенные персонажи как бы повторяли движение реальных критян.
Стены дворца покрывались не только фресками, но и невысокими раскрашенными рельефами. На одном из них показан юноша в высокой диадеме, увенчанной перьями. Узоры на диадеме воспроизводят стилизованную форму лилии. Ожерелье на шее повторяет те же очертания. Несколько раз звучит здесь мотив этого изысканного цветка. В подобных узорах теплится жизнь. Они уже будто утратили качества живого цветка, но еще не стали орнаментами. Во многих памятниках критского искусства переплетается острое ощущение действительности с изысканной стилизацией. В трактовке фигуры юноши есть условность египетского толка: ноги и лицо показаны в профиль, но плечи повернуты анфас и глаз смотрит прямо на нас. Однако непосредственность мироощущения делает образ глубоко отличным от памятников Египта. Человек в искусстве Крита кажется значительно более свободным от преклонения перед непонятным и далеким божеством, нежели в египетском искусстве. Изображенные на критских фресках люди воспринимаются как неотъемлемая часть природы, они сливаются с тем пейзажем, в котором показывает их художник.
Монументальные произведения круглой скульптуры Крита до нас не дошли. Зато обнаруженное археологами множество предметов мелкой пластики убеждает в том, что критским мастерам были известны различные материалы: фаянс, глина, слоновая кость, бронза. Особенный интерес представляют найденные в кносском дворце невысокие фаянсовые статуэтки женщин со змеями в руках, поражающие изяществом и мастерством исполнения. Они имели, несомненно, культовое значение, может быть, изображали жриц со змеями — божествами, заботящимися о благосостоянии дома (илл. 2). Известны и статуэтки прыгунов через быка, исполненные в металле и слоновой кости.
Виртуозами своего дела были критские гончары, создававшие посуду порой со стенками не толще яичной скорлупы, но очень прочными после обжига в печах. Формы ваз большей частью шаровидные, сочные; краски яркие. Изысканны сосуды так называемого стиля «камарес», на темной поверхности которых, будто кружевом одевающие их, выступают нанесенные светлыми красками орнаментальные узоры. Часто используется мотив круга или спирали. Вечное непрерывное движение и здесь, подобно фресковым орнаментам, находит свое выражение. Позднее цветовая гамма росписных ваз Крита меняется. В XVI веке изображения морских животных или цветов наносятся краской на светлый фон. Критский вазописец всегда стремился рисунком подчеркнуть форму и на шаровидном сосуде предпочитал показать осьминога, в то время как на вытянутой кверху вазе он располагал стройные стебли растений (илл. 3). Это качество критских росписей, гармонически сочетающихся с формой, будет впоследствии достойно оценено греками. К концу XVI и началу XV века до н. э. относится группа особенно роскошных по своим рисункам ваз так называемого «дворцового стиля». Примечательно, что на керамических сосудах Крита, как правило, нет человеческих фигур. Предмет, необходимый в быту, художник украшал цветами, орнаментами, изображениями животных, не пытаясь показать сюжетные композиции, несущие смысловую нагрузку.
В XV веке, возможно, воспользовавшись сильным, нанесшим урон Криту извержением вулкана на Санторине, балканские ахейцы захватили остров и подчинили его, испытав на себе в дальнейшем сильное воздействие минойской культуры. С падением Кносса ведущая роль в этом районе Европы перешла к ахейцам, победившим критян, но по своему культурному уровню значительно им уступавшим.
Микены, Тиринф, Афины. Пилос и другие ахейские города Балканского полуострова становятся после победы над Критом основной силой в бассейне Эгейского моря и процветают во второй половине II тысячелетия до н. э. Им еще могла противостоять Троя, державшая ключевые позиции у проливов, ведущих на север, но троянская война XII века до н. э. решила спор между ними в пользу ахейских племен.
Археологические раскопки последних десятилетий дали много памятников, раскрывающих особенности культуры и искусства ахейцев Балканского полуострова.
В каждом из городов правил царь. Располагались поселения чаще не на равнине, как критские, а на холмах, с которых хорошо видна окружавшая их местность, не на берегу моря, а в удалении от него. Высокие крепостные стены защищали их от нападения, так как опасность неожиданных пиратских набегов беспокоила жителей. Будто великаны поднимали огромные камни, складывая эти стены и башни, получившие название «циклопических». Темно-серый цвет огромных каменных глыб, из которых составлены укрепления «крепкостенного» Тиринфа, придает особую суровость его облику. В широких крепостных стенах располагалась сложная система галерей, ходов. Здесь были цистерны для воды, продовольственные склады, запасы оружия. В густых зарослях кустарника на склоне акрополя скрывался потайной ход с лестницей, ведущей в крепость и ко дворцу. Царские покои, от которых в Тиринфе довольно хорошо сохранились лишь фундаменты, можно считать типичным парадным сооружением того времени. В кносском сооружении Миноса обращало внимание отсутствие четкой системы в расположении комнат и залов. В царском дворце Тиринфа доминирует центральное помещение — мегарон — с четырьмя внутренними колоннами, поддерживавшими крышу и обрамлявшими очаг. Подобные же мегароны были открыты археологами в Микенах и Пилосе.
Ворота, ведущие в ахейские цитадели, имели торжественный вид. Вход в акрополь Микен, называвшийся Львиными воротами, был украшен плитой золотисто-желтого камня с изображением двух львиц, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной, напоминающей критскую (илл. 5). Недалеко от Львиных ворот располагались могилы ахейских владык. В глубоких, подобных шахтам гробницах XVII—XVI веков было найдено большое количество всевозможных украшений и утвари из драгоценных металлов — серебряных и золотых кубков, роскошных диадем, масок из тонкого листового золота, накладывавшихся на лицо покойника, золотых, украшавших одежды бляшек, а также кинжалов, инкрустированных сложными композициями из золота. Все эти памятники наглядно свидетельствуют об обычаях микенской знати, об обряде захоронений, о типе предметов, которые клали в могилы. Роскошь погребений характеризовала нравы ахейцев, их стремление к пышности украшений.
Маски, в какой-то мере передающие индивидуальные особенности лиц, конечно, не могут быть названы портретными. В желании запечатлеть и сохранить черты лица царя или полководца, военачальника, выступает незнакомое для критян стремление возвеличить его роль (илл. 6). Возникновение подобных памятников свидетельствует о характере взаимоотношений в жизни ахейских племен. Торжество физической силы пронизывало эту культуру, находило выражение в мощности крепостных стен, в изображении батальных сюжетов и сцен охоты на вазах и фресках.
Формы сосудов также новы и непохожи на критские. Характер кубков из шахтовых могил XVI века разнообразен: некоторые нарядны, украшены розеттами, их контуры изящны; прекрасный сосуд из алебастра имеет сложные изгибающиеся ручки. Многие же отличаются лаконичностью декора, неприхотливостью силуэта, суровостью и простотой форм. В знаменитом «кубке Нестора» из четвертой шахтовой гробницы конструктивная основа чаши заметна, несмотря на украшение ручек голубками.
Жесткость и статичность композиции преобладают в искусстве ахейцев. На золотых круглых бляшках, нашивавшихся на одежды и найденных в шахтовых гробницах, показаны осьминоги, бабочки, но линии контуров, детали этих образов живой природы сводятся к сухому орнаменту. Мастера любят строгую симметрию, схематичность форм. Даже узоры спирали теряют динамичность, которую чувствовал в них критский художник.
Найденные в ахейских гробницах кинжалы интересны не только как образцы вооружения, но прежде всего инкрустированными на них сценами. Удлиненный клинок умело используется для изображения то опасной борьбы человека со львом, то распластанных в беге фигурок животных. Новым, по сравнению с критским искусством, воспринимается и сюжет — охота (илл. 7). На одном из кинжалов, на узенькой полоске оказалось возможным поместить пейзаж, в сложной технике инкрустации показать реку с плывущими рыбами, кусты, растущие по берегам, и дикую кошку, схватившую птицу. Особенного внимания заслуживает в этих кинжалах цвет использованных материалов — золота разных тонов, серебра, меди, черни. О мастерстве ремесленников, изготовлявших оружие и украшения из золота, серебра, слоновой кости и других материалов, повествовал Гомер в «Илиаде», подробно описывая щит Ахилла5.
Позднее шахтовых могил в конце XV—XIV веков до н. э. воздвигались гробницы купольные, представляющие собой выложенные из камня, круглые в плане, со сходящимися вверху стенами помещения, скрытые под курганной насыпью.
Яркий памятник этого типа, так называемая гробница Атрея, имеет высоту 14 метров.
В Микенах, Тиринфе и других городах Балканского полуострова стены дворцов украшались фресками, была распространена вазопись и торевтика. Однако монументальные скульптурные произведения и рельефы создавались редко. Отчасти вследствие этого в гомеровскую эпоху скульптура будет развита слабее, чем вазопись.
Рис. 8. Кратер с воинами из Микен. XII в. до н.э.
В исполнении фресок Тиринфа можно заметить по сравнению с живописью Крита новые черты. Две женщины, изображенные древним художником, движутся в колеснице мимо схематически обозначенных, растущих на обочинах дороги деревьев. В этой фреске детали греческие — колесница, одежды женщин. Контуры фигур, повозки лошадей резки, формы застывшие, — они статичнее, чем в росписях Крита. Отдельные элементы узора, украшающего фреску, не связаны друг с другом. Нет подвижности форм, характерной для орнаментов Крита. Линия, полно и безупречно выражавшая в искусстве Крита настроение и чувства мастера, теперь лишь средство изобразить тот или иной предмет (илл. 9).
В тематике ахейских произведений много сюжетов, связанных с происходящей в мире борьбой: охота на львов, травля собаками кабана, подготовка к походу ахейцев, седлающих боевых коней. На одной из микенских ваз XII века изображены воины в высоких шлемах, с копьями и щитами, идущие друг за другом. Рисунок на сосуде, служивший декоративным узором в керамике Крита, стал теперь выразителем сложной и глубокой идеи. Манера росписи кажется небрежной, фигурки могут показаться порой забавными, хотя художник был далек от мысли представить что-либо смешным в своей композиции (илл. 8).
Двенадцатый век до н. э. — время заката эгейской цивилизации. На Балканском полуострове заметны передвижения народов. С севера наступают доряне. Во всех археологических слоях XII века от Македонии до Крита ученые обнаруживают следы разрушений и пожаров. В XII веке прекращает существование хеттское государство в Малой Азии, в египетских документах отмечаются столкновения различных племен. На берегах Средиземного моря происходят значительные социальные и культурные изменения. В этот период эгейская культура гибнет.
4. Платон. Законы. IV, 706—708. Пер. А. Е. Егунова. Пг., 1923, С. 117.
5. Гомер. Илиада. XVIII, 478—608. Пер. В. Вересаева. М.—Л., 1949, с. 407—411.
Источник: Соколов Глеб Иванович. Искусство Древней Греции.— М.: Искусство, 1980.- 271 с., ил.— (Очерки истории и теории изобраз. искусств).
labyrinthos.ru
Сайт учителя музыки Егоровой О. Я. "Чудо музыки"
Древняя Греция
Античность… множество нитей тянется от неё через века и расстояния в иные эпохи и цивилизации. Художественное творчество Античности было тем живым и неиссякаемым источником, из которого черпало вдохновение всё позднейшее искусство. В культуре Античности людей различных эпох всегда привлекали жизнеутверждающая сила, сознание ценности и красоты человеческой личности, вера в её безграничные творческие возможности. Не случайно, начиная с эпохи Возрождения, художественную культуру античности считали колыбелью мирового искусства.
Термин античный возник в XV веке. В переводе с латинского «antiguus» означает «древний» и употребляется по отношению к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима.
Сегодня мы познакомимся с искусством Древней Греции. Традиционно в ней выделяются следующие этапы
:
• Крито-микенский, или эгейский (III –II тыс. до н.э.)
• Гомеровский период (XI –VIII до н. э.)
• Архаика (VII – VI вв до н. э.)
• Классика (V –IV вв до н. э.)
• Эллинизм (III – I вв до н. э.)
Эгейское искусство
Культура античного мира не возникла внезапно, ей предшествовала богатейшая и оригинальная культура, созданная на островах и побережье Эгейского моря. Именно здесь, на острове Крит и полуострове Пелопоннес, находились важнейшие центры эгейской культуры. Интересно, что эта одна из самых загадочных древних цивилизаций стала интересна благодаря археологическим раскопкам сравнительно недавно, в конце XIX – начале XX вв.. Развиваясь параллельно с культурами Древнего Египта и Древнего Междуречья, она не только переняла некоторые характерные для них элементы ( особенно в орнаментах), но и сама создала непревзойдённые образцы в архитектуре, фресковой живописи, вазописи и декоративно-прикладном искусстве.
С Критом связаны многие греческие мифы. Он упоминается как родина верховного олимпийского бога Зевса,- там он был вскормлен ланью в горах Иды. Сюда Зевс увез прекрасную Европу, превратившись в золотого быка. Здесь совершил свой подвиг Геракл, укротив бешеного быка, опустошавшего остров. Здесь родилась легенда о царе Миносе, Тесее и Минотавре.
Фрески Кносского дворца
Блистательного расцвета достигло и искусство живописи, дошедшее до нашего времени во фресковых росписях Кносского дворца. Произведения живописцев поражают удивительной зоркостью видения, богатством воображения, тонким художественным вкусом и чувством меры. И хотя живописцы ещё не владеют приёмами объёмно-пространственного изображения, их композиции не кажутся застывшими и безжизненными. Используя всего пять красок (чёрную, белую, голубую, желтую и красную), они создают богатейшую цветовую палитру. Даже пострадавшие от пожара фрески не утратили свежести и сочности красок. Им, как и египетским рисункам, свойственна условность цвета: мужские фигуры рисуются тёмной кирпично-красной краской, а женские – светлой. Идеалом красоты считались хрупкие фигуры с тонкими, «осиными» талиями.
Взгляните на так называемую «Парижанку», на её ожившее личико, капризно вздернутый носик, игривый завиток локона, спадающий с высокой и изящной причёски. В этой критской красавице действительно есть что-то от парижанок – законодательниц моды. Огромный глаз, обведенный чёрным контуром, изображен в фас, точно так же как в египетских росписях и рельефах. Но это уже совсем иной, художественно одухотворённый образ.
Вазопись стиля Камарес
Здесь же, на Крите, в одной из пещер у селения Камарес были обнаружены замечательные произведения вазовой керамики, удивляющие техническим совершенством, необычностью и разнообразием форм, оригинальностью орнамента и живописного рисунка.
Весело играют и переливаются всего два цвета: желтой охры и граната. Декоративен узор орнамента - растительные мотивы с закруглёнными контурами лепестков и пробегающим ритмом линий. Преобладает «морской стиль» с изображением спрутов, медуз, морских звёзд, осьминогов, кораллов, изгибами водорослей, закрученными спиралями раковин. Удивительно разнообразны формы этих керамических изделий: это и небольшие чаши, и кубки, и вазы для фруктов, горшки и кувшины с тончайшими, как яичная скорлупа, стенками.
Эгейское, или крито-микенское искусство, сохранив свой неповторимый характер, явилось прекрасной прелюдией греческой художественной культуры.
Золотой век Афин
«Познай самого себя» - было начертано на храме Аполлона Дельфах. Чтобы познать себя сегодняшних, необходимо понять, каким был человек в далёком прошлом, в эпоху «счастливого детства человечества».
Земля Древней Эллады до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями. Известно, что некоторые из них ещё в древности были причислены к чудесам света. Нас восхищают прекрасные греческие статуи – образцы чистой и возвышенной красоты, удивительные пропорции в рисунках ваз. До сих пор мы пользуемся достижениями греческих учёных в области философии и истории, этики и эстетики, логики и языкознания. Сюжеты и образы греческой мифологии служили и служат вдохновенным источником для создания художественных произведений во всех без исключения видах искусства.
Афины – центр греческой цивилизации
V век до н. э. – время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный полис Эллады. В истории Древней Греции это время принято называть «золотым веком Афин». Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. В народе сложилась пословица, наиболее точно выражающая значение этого города:
Да ты – чурбан, коли Афин не видывал;
Осёл – коли, увидев, не пришёл в восторг;
Верблюд – коли покинул их по своей воле.
Ансамбль Акрополя – общественного и культурного центра Афинского государства – это высшее достижение древнегреческой архитектуры классической эпохи. Многократно разрушенный, ограбленный и превращённый в руины, этот памятник золотого века античной культуры всё же и сегодня сохраняет величавость и органическую стройность. Давайте войдём в Акрополь через центральный вход – Пропилеи.
Пропилеи представляли собой сооружение, состоящее из трёх частей. В центре находились крылатые ворота в виде глубокого сквозного портика с пятью проходами вдоль колонн. Здесь во время праздников и торжественных шествий шли горожане, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных. С севера к ним примыкала пинакотека, в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения богам.
С юга Пропилеи уравновешивал легкий и изящный храм Ники Аптерос (Бескрылой) – богини Победы. В нутрии храма находилась её бескрылая статуя. Согласно легенде, эта богиня принесла грекам победу над персами, а потом жителям города не хотелось с ней расставаться. Изобразив Нику бескрылой, они посчитали, что богиня уже никогда не сможет покинуть их город.
Пройдя Пропилеи, посетитель оказывался на большой площади, в центре которой возвышалась огромная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), покровительствующей Афинам и греческому народу. Торжественно восседающая на троне, она спокойно смотрела на город, раскинувшийся у подножия Акрополя. Сверкающее остриё и копья и шлем Афины уже издалека приветствовали возвращающиеся на родину сыновья Аттики, а иностранцы трепетали перед этим символом величия Афин.
Чуть правее от Пропилей находится главный храм Акрополя – Парфенон.
На северном склоне холма находится главное святилище Акрополя – храм Эрехтейон, созданный позднее Парфенона. Он воздвигнут в честь Афины и Посейдона на том месте, где, по преданию, состоялся их спор за обладание Аттикой. Особенность Эрехтейона – сложная ассиметрическая планировка, что не характерно для греческого храма.
Здание украшают скульптуры кариатид – девушек, поддерживающих карниз. Кариатиды выполняют конструктивную роль, заменяя колонны. В то же время они производят на зрителя особое эстетическое впечатление. Их фигуры величавы и спокойны, красивые складки одежд драпируют стройные тела.
На южном склоне Акрополя располагается театр Диониса. Вместимость театра – 17 000 человек. Перед началом спектакля в алтаре перед статуей бога Диониса совершали жертвоприношения и обряд очищения всех присутствующих в театре. Афинская публика очень живо реагировала на всё, что происходило у неё на глазах. Богов и героев легко можно было распознать по их атрибутам. Например, в руках у Диониса был тирс – палка, обвитая плющом и виноградными листьями. Аполлон держал лук и стрелы, Геракл, одетый в львиную шкуру, защищался палицей.
Идеал греческой культуры очень точно выражен в словах общеизвестного деятеля V века до н. э. Перикла: « Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности». Ничего лишнего – таков главный принцип искусства и жизни Древней Греции.