История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Рейтинг топ блогов рунета. Илоты в древней греции


Илот - это раб Древней Спарты

Илот – это коренной житель Мессении и Лаконии. Каждый из них был покорен дорийцами и являлся рабом Спартанского государства.

Кто такие илоты

илот это

Греческие племена дорийцев, которые пришли с Балканского полуострова, сделали рабами проживавшее в этой области население греков, а земли, которые давали хороший урожай, забрали себе. Как ни странно, но завоевателей было меньше, чем коренного населения, которое было покорено. Они обосновались все вместе на реке Эврот, где и образовался город Спарта. Завоеватель начал именовать себя спартанцем, а илот – это местный житель, которого он захватил.

В Афинах после реформ Солона все рабы были чужеземцами, то есть не греческого происхождения. А илот – это тот же грек. И говорил он на одном языке со спартанцем. Поэтому такое положение вещей вызывало недовольство демоса по всей Греции, так как тогда считалось, что в качестве рабов могут быть только чужеземцы, но ни в коем случае не греки.

кто такие илоты

Место илотов в Спарте

Земля, захваченная спартанцами, была разделена между их семьями. Каждая из них получила примерно одинаковые участки, которые именовались клеры (или клары по-дорийски). Однако семья не имела права их подарить или продать. Владение клером – это неотъемлемый признак гражданских прав у группы правящих спартанцев.

Илоты в спартанском государстве были, как говорилось ранее, рабами и поэтому они работали и жили на земле, принадлежащей спартанцам, которые в свою очередь занимались только военным делом.

илоты в спартанском государстве были

Илоты проживали в маленьких поселках, расположенных по всей стране. Занимались выращиванием хлеба и овощей, оливок, винограда, а также выращивали скот, привозили в Спарту все нужные продукты для спартанцев.

Илоты выплачивали владельцу участка, на котором они проживали натуральный оброк, который представлял собой определенное количество сельскохозяйственных продуктов. Этот самый оброк составлял по примерным подсчетам около половины всего собираемого урожая. Был принят закон, в котором говорилось, что владелец земельного участка не имел права брать свыше установленной нормы.

Илот – это «захваченный» в переводе с греческого языка. Этим людям не давали права беспрепятственно передвигаться по стране, которая ранее принадлежала их предкам. Однако они могли заводить семьи и получали оплату за свой труд. Каждый из илотов был собственностью не какого-то отдельного спартанца, а всего государства в целом. Владелец участка, к которому были прикреплены илоты, не имел права на продажу или лишение их жизни.

Спартанцы же обращались со своими рабами-илотами довольно жестоко и грубо, глумились над ними. Положение их было достаточно тяжелым. Поэтому илоты пытались поднимать восстания. Чтобы избежать этого, правительство Древней Спарты часто проводило краптии – это массовые убийства. Уничтожали тех илотов, которые были наиболее опасными или неблагонадежными. Это массовое истребление безоружного населения рассматривали тогда как тренировки перед войной для молодых спартанцев.

Заключение

Таким образом, илоты являлись низшим сословием в Древней Спарте. Они были сильно ограничены в своих правах, если сравнивать их со спартанцами. Они не могли владеть оружием и служить в армии. Главной задачей государства являлось держать в повиновении и страхе всех илотов. Однако в случае военных действий илоты были обязаны воевать на стороне Спарты.

fb.ru

Илоты - это... Что такое Илоты?

Илоты[1] (ед. ч. др.-греч. εἱλώτης) — в древней Спарте земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами.

Происходили в Лаконии — от местного ахейского населения, в Мессении — от покоренных мессенцев (дорийцев). По другой версии илоты представляли собой отличные от греков племена, жившие в Лаконии до прихода Гераклидов (около XI в. до н. э.). По сведениям Павсания, слово илоты означало «взятые в плен» и первоначально относилось только к покорённым жителям города Гелоса, ахейцам.[2] Греческий автор I в. до н. э. Страбон так рассказал о происхождении и положении илотов в Спарте:

«Все окрестные жители находились в подчинении у спартанцев, хотя пользовались общими с ними законами, принимали участие в делах республики и могли занимать должности (назывались они илотами). Однако Агис [мифический спартанский царь, потомок Геракла], сын Еврисфена, отнял у них равенство положения, обязавши платить Спарте дань. Все прочие подчинились; одни гелейцы, владевшие городом Гелосом, подняли восстание, были побеждены в войне и объявлены рабами с некоторыми, впрочем, ограничениями: чтобы господин не мог ни освободить такого раба, ни продать его за пределы Лаконики. Война эта названа была войною против илотов. Вообще весь институт илотов, который существовал все время до покорения Лаконики римлянами, установлен Агисом и его товарищами».[3]

Илоты считались собственностью рабовладельческого государства.

Были прикреплены к земельным участкам отдельных семей правящего слоя — спартиатов. Илоты должны были предоставлять своим господам фиксированную часть урожая, и спартиат не имел права требовать от них больше. Поскольку илоты своим числом сильно превосходили спартиатов, те старались держать их в повиновении посредством террора, как морального, так и физического. Одним из орудий физического террора были криптии. Вот как Плутарх описывает криптии:

«Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днем они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов».[4]

Чтобы иметь формально законное оправдание убийств илотов, эфоры ежегодно объявляли илотам войну.

С моральной стороны, спартанцы старались внушить илотам комплекс неполноценности и с этой целью запрещали им иметь оружие, петь военные песни, и наоборот — заставляли петь песни непристойные; заставляли напиваться, чтобы показать молодёжи, как отвратительно пьянство; носить шапки из собачьего меха и т. д.[5] По мнению Плутарха, жестокое обращение с илотами вошло в норму после сильного землетрясения 464 г. до н. э., когда илоты, воспользовавшись временной слабостью спартанцев, бесчинствовали в Лаконии.

В эпоху греко-персидских войн илоты использовались спартанцами как легковооружённые воины. По словам Геродота, в битве при Платеях на каждого спартанского гоплита приходилось по 7 илотов. О подробностях внутренних общественных взаимоотношений между спартанцами и илотами известно очень мало. В популярной литературе часто упрощённо называют илотов рабами, следуя авторам римской эпохи, но древнегреческие авторы V—IV вв. до н. э. разделяли общественный статус илотов и рабов. Аристотель сообщает[6], что спартанцы заимствовали свои законы с Крита, и проводит аналогию между илотами Спарты и крепостными земледельцами на Крите. Дошедшие до нашего времени Гортинские законы на Крите позволяют уточнить взаимоотношения между илотами и спартанцами.

Литература

Ссылки

Гущин А. А. О положении илотов и их взаимоотношениях со спартанцами

Примечания

  1. ↑ Иногда в литературе встречается устаревшее наименование гелоты.
  2. ↑ Павсаний, «Описание Эллады», 3.20
  3. ↑ Страбон, «География», 8.5
  4. ↑ Плутарх, «Жизнеописание Ликурга»
  5. ↑ Афиней, XIV.657 DПлутарх, «Жизнеописание Ликурга», 28
  6. ↑ Аристотель, «Политика», 2.10

dic.academic.ru

Илоты - Русская историческая библиотека

Общественные порядки Спарты («ликургов строй») предоставляли каждому «благородному» спартиату-дорийцу равный с другими и достаточный для безбедной жизни земельный участок. Но так как главной обязанностью всех полноправных членов спартанской общины являлась военная служба, надо было освободить их от необходимости самим работать на этой земле – иначе спартанец не мог бы вести тот армейский, лагерный образ жизни, который требовало от него государство. Потому к родовому участку каждого спартанца было приписано нужное число крепостных крестьян, называвшихся илотами. Они должны были возделывать поместье, на котором стояли их бедные хижины, и отдавать его господину определенное количество ячменя (82 медимна – около 6000 литров), определенное количество вина и оливкового масла. Илоты возделывали и те земли, что остались в нераздельной собственности спартанского государства, а также исполняли в городах те работы, которыми благородные, полноправные дорийцы пренебрегали.

Мы не можем с точностью определить, какую долю продукта составляла в Древней Спарте подать, отдаваемая плотами господам, и сколько оставалось самим илотам. Но вообще видно, что спартанские законы не стремились делать положение илота очень тяжелым. Илот имел собственное жилище, имел семью. Было постановлено, что господин, требующий от илота больше определенного законом количества продуктов, подвергается проклятию. Потому надо полагать, что илоты могли жить не в нищете и даже приобретать некоторую зажиточность. Причисление илотов к рабскому классу, распространённое раньше в советской исторической литературе, вряд ли оправдано. Они больше напоминали именно крепостных крестьян: были самостоятельными хозяевами, и могли поддерживать друг друга. Но на илотах лежало тяжелое иго; они были лишены политических прав, не имели и личной свободы. Им было запрещено заниматься гимнастическими и военными упражнениями, петь на религиозных праздниках песни почитаемых в Спарте поэтов Терпандра и Алкмана, участвовать в хорах. А между тем илоты тоже были греки, говорили тем же языком, как их господа. Потому неудивительно, что они были очень недовольны своим положением, всегда были готовы восстать против своих поработителей, присоединиться к врагам спартанцев.

Илоты и спартанцы вечно оставались непримиримо враждебны. Илоты пользовались каждым несчастным для спартанцев случаем, чтобы восстать для свержения ненавистного ига. Спартанцы, со своей стороны, считали позволительными все средства, какие казались им полезны для поддержания их владычества над порабощенным населением, во много раз более многочисленным, чем они (спартанцев было около 8.000 семейств, то есть около 40.000 человек, а илотов было, вероятно, более полумиллиона). Время от времени, эфоры посылали ловких молодых спартанцев ходить по государству, подслушивать разговоры илотов, подстерегать тех, которые покажутся опасны, и тайком убивать их; это называлось криптия (буквально – «тайная война»). Когда государство было в затруднительном положении, и илотам мог представиться случай к восстанию, спартанцы выбирали самых отважных между ними и тайно убивали, чтоб у них не оставалось людей, способных быть вождями мятежа. Таким образом, илот находился в постоянной опасности быть убитым. Крупнейшим восстанием илотов была Третья Мессенская война (465-455 до Р. Х.).

Илоты были крепостными спартанского государства, а не отдельных лиц; потому господин, на которого работал илот, не имел права ни убить его, ни продать, ни отпустить на волю. Только спартанское правительство могло дать свободу илоту. Случалось, что некоторые из них и получали ее, в награду за какие-нибудь особенные услуги государству. Когда нужно было принимать чрезвычайные меры для увеличения числа войска, илотов брали и на военную службу. Они обыкновенно были употребляемы тогда на лагерные работы, служили в обозе, служили щитоносцами, составляли отряды легковооруженной пехоты; впоследствии, когда спартанцы в эпоху Пелопоннесской войны завели флот, илоты часто служили на нем гребцами и воинами. Но и получивший свободу илот должен был носить рабскую кожаную шапку и зимою овчинную одежду рабского покроя.

 

rushist.com

Илоты — WiKi

Фернан Сабатте. «Спартанец, показывающий пьяного илота своим сыновьям». 1900

Ило́ты[1] (др.-греч. εἱλῶται, у спартанцев тж. δουλεῖαι) — в древней Спарте земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами.

Происходили в Лаконии — от местного ахейского населения, в Мессении — от покорённых мессенцев (дорийцев). По другой версии илоты представляли собой отличные от греков племена, жившие в Лаконии до прихода Гераклидов (около XI века до н. э.). По сведениям Павсания, слово илоты означало «взятые в плен» и первоначально относилось только к покорённым жителям города Гелос, ахейцам.[2] Греческий автор I века до н. э. Страбон так рассказал о происхождении и положении илотов в Спарте[3]:

Все окрестные жители находились в подчинении у спартанцев, хотя пользовались общими с ними законами, принимали участие в делах республики и могли занимать должности (назывались они илотами). Однако Агис [мифический спартанский царь, потомок Геракла], сын Еврисфена, отнял у них равенство положения, обязавши платить Спарте дань. Все прочие подчинились; одни гелейцы, владевшие городом Гелосом, подняли восстание, были побеждены в войне и объявлены рабами с некоторыми, впрочем, ограничениями: чтобы господин не мог ни освободить такого раба, ни продать его за пределы Лаконики. Война эта названа была войною против илотов. Вообще весь институт илотов, который существовал всё время до покорения Лаконики римлянами, установлен Агисом и его товарищами.

Илоты считались собственностью рабовладельческого государства. Были прикреплены к земельным участкам отдельных семей правящего слоя — спартиатов. Илоты должны были предоставлять своим господам фиксированную часть урожая, и спартиат не имел права требовать от них больше. Поскольку илоты своим числом сильно превосходили спартиатов, те старались держать их в повиновении посредством террора, как морального, так и физического. Одним из орудий физического террора были криптии. Вот как Плутарх описывает криптии[4]:

Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днём они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов.

Чтобы иметь формально законное оправдание убийств илотов, эфоры ежегодно объявляли илотам войну.

С моральной стороны, спартанцы старались внушить илотам комплекс неполноценности и с этой целью запрещали им иметь оружие, петь военные песни, и наоборот — заставляли петь песни непристойные; заставляли напиваться, чтобы показать молодёжи, как отвратительно пьянство; носить шапки из собачьего меха и так далее.[5] По мнению Плутарха, жестокое обращение с илотами вошло в норму после сильного землетрясения 464 года до н. э., когда илоты, воспользовавшись временной слабостью спартанцев, бесчинствовали в Лаконии.

В эпоху греко-персидских войн илоты использовались спартанцами как легковооружённые воины. По словам Геродота, в битве при Платеях на каждого спартанского гоплита приходилось по 7 илотов.

О подробностях внутренних общественных взаимоотношений между спартанцами и илотами известно очень мало. В популярной литературе часто упрощённо называют илотов рабами, следуя авторам римской эпохи, но древнегреческие авторы V—IV веков до н. э. разделяли общественный статус илотов и рабов. Аристотель сообщает[6], что спартанцы заимствовали свои законы с Крита, и проводит аналогию между илотами Спарты и крепостными земледельцами на Крите. Дошедшие до нашего времени Гортинские законы на Крите позволяют уточнить взаимоотношения между илотами и спартанцами.

ru-wiki.org

Илот - это... Что такое Илот?

Илоты[1] (ед. ч. др.-греч. εἱλώτης) — в древней Спарте земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами.

Происходили в Лаконии — от местного ахейского населения, в Мессении — от покоренных мессенцев (дорийцев). По другой версии илоты представляли собой отличные от греков племена, жившие в Лаконии до прихода Гераклидов (около XI в. до н. э.). По сведениям Павсания слово илоты означало «взятые в плен» и первоначально относилось только к покорённым жителям города Гелоса, ахейцам.[2] Греческий автор I в. до н. э. Страбон так рассказал о происхождении и положении илотов в Спарте:

«Все окрестные жители находились в подчинении у спартанцев, хотя пользовались общими с ними законами, принимали участие в делах республики и могли занимать должности (назывались они илотами). Однако Агис [мифический спартанский царь, потомок Геракла], сын Еврисфена, отнял у них равенство положения, обязавши платить Спарте дань. Все прочие подчинились; одни гелейцы, владевшие городом Гелосом, подняли восстание, были побеждены в войне и объявлены рабами с некоторыми, впрочем, ограничениями: чтобы господин не мог ни освободить такого раба, ни продать его за пределы Лаконики. Война эта названа была войною против илотов. Вообще весь институт илотов, который существовал все время до покорения Лаконики римлянами, установлен Агисом и его товарищами.»[3]

Илоты считались собственностью рабовладельческого государства.

Были прикреплены к земельным участкам отдельных семей правящего слоя — спартиатов. Илоты должны были предоставлять своим господам фиксированную часть урожая, и спартиат не имел права требовать от них больше. Поскольку илоты своим числом сильно превосходили спартиатов, те старались держать их в повиновении посредством террора, как морального, так и физического. Одним из орудиев физического террора были криптии. Вот как Плутарх описывает криптии:

«Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днем они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов».[4]

Чтобы иметь формально законное оправдание убийств илотов, эфоры ежегодно объявляли илотам войну.

С моральной стороны, спартанцы старались внушить илотам комплекс неполноценности и с этой целью запрещали им иметь оружие, петь военные песни, и наоборот — заставляли петь песни непристойные; заставляли напиваться, чтобы показать молодежи, как отвратительно пьянство; носить шапки из собачьего меха и т. д.[5] По мнению Плутарха жестокое обращение с илотами вошло в норму после сильного землетрясения 464 г. до н. э., когда илоты, воспользовавшись временной слабостью спартанцев, бесчинствовали в Лаконии.

В эпоху греко-персидских войн илоты использовались спартанцами как легковооружённые воины. По словам Геродота в битве при Платеях на каждого спартанского гоплита приходилось по 7 илотов. О подробностях внутренних общественных взаимоотношений между спартанцами и илотами известно очень мало. В популярной литературе часто упрощённо называют илотов рабами, следуя авторам римской эпохи, но древнегреческие авторы V—IV вв. до н. э. разделяли общественный статус илотов и рабов. Аристотель сообщает[6], что спартанцы заимствовали свои законы с Крита и проводит аналогию между илотами Спарты и крепостными земледельцами на Крите. Дошедшие до нашего времени Гортинские законы на Крите позволяют уточнить взаимоотношения между илотами и спартанцами.

Примечания

  1. ↑ Иногда в литературе встречается устаревшее наименование гелоты.
  2. ↑ Павсаний, «Описание Эллады», 3.20
  3. ↑ Страбон, «География», 8.5
  4. ↑ Плутарх, «Жизнеописание Ликурга»
  5. ↑ Афиней, XIV.657 DПлутарх, «Жизнеописание Ликурга», 28
  6. ↑ Аристотель, «Политика», 2.10

Wikimedia Foundation. 2010.

dvc.academic.ru

Илоты — Википедия с видео // WIKI 2

Фернан Сабатте. «Спартанец, показывающий пьяного илота своим сыновьям». 1900

Ило́ты[1] (др.-греч. εἱλῶται, у спартанцев тж. δουλεῖαι) — в древней Спарте земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами.

Происходили в Лаконии — от местного ахейского населения, в Мессении — от покорённых мессенцев (дорийцев). По другой версии илоты представляли собой отличные от греков племена, жившие в Лаконии до прихода Гераклидов (около XI века до н. э.). По сведениям Павсания, слово илоты означало «взятые в плен» и первоначально относилось только к покорённым жителям города Гелос, ахейцам.[2] Греческий автор I века до н. э. Страбон так рассказал о происхождении и положении илотов в Спарте[3]:

Все окрестные жители находились в подчинении у спартанцев, хотя пользовались общими с ними законами, принимали участие в делах республики и могли занимать должности (назывались они илотами). Однако Агис [мифический спартанский царь, потомок Геракла], сын Еврисфена, отнял у них равенство положения, обязавши платить Спарте дань. Все прочие подчинились; одни гелейцы, владевшие городом Гелосом, подняли восстание, были побеждены в войне и объявлены рабами с некоторыми, впрочем, ограничениями: чтобы господин не мог ни освободить такого раба, ни продать его за пределы Лаконики. Война эта названа была войною против илотов. Вообще весь институт илотов, который существовал всё время до покорения Лаконики римлянами, установлен Агисом и его товарищами.

Илоты считались собственностью рабовладельческого государства. Были прикреплены к земельным участкам отдельных семей правящего слоя — спартиатов. Илоты должны были предоставлять своим господам фиксированную часть урожая, и спартиат не имел права требовать от них больше. Поскольку илоты своим числом сильно превосходили спартиатов, те старались держать их в повиновении посредством террора, как морального, так и физического. Одним из орудий физического террора были криптии. Вот как Плутарх описывает криптии[4]:

Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днём они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов.

Чтобы иметь формально законное оправдание убийств илотов, эфоры ежегодно объявляли илотам войну.

С моральной стороны, спартанцы старались внушить илотам комплекс неполноценности и с этой целью запрещали им иметь оружие, петь военные песни, и наоборот — заставляли петь песни непристойные; заставляли напиваться, чтобы показать молодёжи, как отвратительно пьянство; носить шапки из собачьего меха и так далее.[5] По мнению Плутарха, жестокое обращение с илотами вошло в норму после сильного землетрясения 464 года до н. э., когда илоты, воспользовавшись временной слабостью спартанцев, бесчинствовали в Лаконии.

В эпоху греко-персидских войн илоты использовались спартанцами как легковооружённые воины. По словам Геродота, в битве при Платеях на каждого спартанского гоплита приходилось по 7 илотов.

О подробностях внутренних общественных взаимоотношений между спартанцами и илотами известно очень мало. В популярной литературе часто упрощённо называют илотов рабами, следуя авторам римской эпохи, но древнегреческие авторы V—IV веков до н. э. разделяли общественный статус илотов и рабов. Аристотель сообщает[6], что спартанцы заимствовали свои законы с Крита, и проводит аналогию между илотами Спарты и крепостными земледельцами на Крите. Дошедшие до нашего времени Гортинские законы на Крите позволяют уточнить взаимоотношения между илотами и спартанцами.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3

    Просмотров:

    30 124

    8 426

    2 901 124

  • Древняя Спарта (рус.) История древнего мира

  • Древняя Спарта

  • Последний бой 300 спартанцев.

Примечания

  1. ↑ Иногда в литературе встречается устаревшее наименование гелоты.
  2. ↑ Павсаний, «Описание Эллады», 3.20.
  3. ↑ Страбон, «География», 8.5.
  4. ↑ Плутарх, «Жизнеописание Ликурга».
  5. ↑ Афиней, XIV. 657 D;Плутарх, «Жизнеописание Ликурга», 28.
  6. ↑ Аристотель, «Политика», 2.10.

Литература

Ссылки

Эта страница последний раз была отредактирована 29 июня 2018 в 01:56.

wiki2.org

Илоты и спартанцы

топ 100 блогов germanych — 12.03.2013 Источник изображения: myths.su

Кем были илоты в этническом плане исторической науке доподлинно неизвестно. Может быть это были потомки ахейцев или дорийцев первой волны. А может это было ещё более древнее население, обитавшее в Лаконике до дорийского вторжения. Но этот вопрос большого значения не имеет. Важным является то, что новые дорийские племена, захватив Лаконию, часть захваченного местного населения превратила в государственных рабов – илотов. Из своего круга захватчики образовали привилегированное сословие – спартиатов.

Илоты считались собственностью рабовладельческого государства Спарты. Они были прикреплены к земельным участкам отдельных семей правящего слоя – спартиатов. Илоты должны были предоставлять своим господам фиксированную часть урожая. Всё вроде было организовано правильно. Но была одна серьёзная проблема – количество илотов значительно превосходило количество спартиатов. И хотя спартиаты воспитывались как машины войны и мало кто в открытом бою мог одержать верх над их фалангой, но масса всегда задавит пусть и отлично подготовленную, но малочисленную группу воинов. О чём, в частности, свидетельствует история царя Леонида и его 300 спартанцев. Но персидские нашествия были всё-таки не такими уж и частыми, а огромные массы илотов жили постоянно под боком. Большой любви к спартиатам илоты испытывать не могли. Поэтому такая ситуация всегда была чревата восстанием илотов с неясными для спартиатов исходом. И спартиаты придумали оригинальный выход из этой ситуации.

Этим выходом стали т.н. криптии – один из элементов террора, которым спартиаты удерживали илотов в повиновении. Вот как Плутарх описывает криптии:

«Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днём они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов».

Можно себе представить тот ужас, который испытывали илоты по отношению к спартиатам. Представьте только себе – идёт илот со своими дружками илотами после работы домой. Уже сгущаются сумерки. В руках по амфорке лёгкого винца, в руках семечки оливок. Горячо обсуждают результаты последнего матча в забеге перед храмом в Священной роще. Вдруг – из-за кустов выбегают несколько молодых спартиатов. Бац, бац. И друзья илоты с перерезанными глотками остаются на дороге. Утром их тела находят. Крик, шум, требование детального расследования и справедливого наказания. В общем, интересная ситуация. Правда, следует отметить один нюанс. Чтобы иметь формально законное оправдание убийств илотов, эфоры (высшие выборные должности в Спарте) ежегодно объявляли илотам войну. И не подкопаешься.

Однако один физический террор не столь действенен, если не поддержать его террором моральным, направленным на унижение личности, низведение человека до уровня скота. В рамках этой стратегии спартиаты старались внушить илотам комплекс неполноценности, запрещали им иметь оружие, петь военные песни, и наоборот – заставляли петь песни непристойные; заставляли напиваться, чтобы показывать своей молодёжи, как отвратительно выглядят пьяные илоты.

Но самое интересное – несмотря на всё это, как оказывается, илотов призывали в знаменитое спартанское войско, чтобы они несли воинские тяготы по защите так сказать отечества. Например, в эпоху греко-персидских войн илоты использовались спартанцами как легковооружённые воины. По словам Геродота, в битве при Платеях (479 г. до н.э.) на каждого спартанского гоплита приходилось по 7 илотов. Т.е. илотов в спартанском войске было в 7 раз больше, чем самих спартиатов.

Живо себе представляю, как какой-нибудь спартиатский политрук приходит вечером накануне битвы в расположение илотских подразделений и взывает к их патриотизму. И илотские воины, должно быть, браво отвечали, что нет большего счастья, чем умереть за великую Спарту. И на следующее утро умирали под колёсами персидских боевых колесниц. За гордое право быть государственным рабом великой Спарты отчего бы и не умереть, защищая такое отличное отечество и строй спартиатов.

Спарта, как известно, вместе со всей Грецией во II в. до н.э. подпала под власть Рима. Причём Спарта сохранила известную самостоятельность. Но и многие году спустя – я просто в этом уверен – собираясь вечерами на развалинах храмов, немало потомков илотов кручинилось о тех добрых славных временах независимой великой Спарты, в которой так привольно и счастливо жила дружная семья спартанских народов – спартиаты и илоты. Ведь Спарта всю Грецию когда-то пугала своей боевой мощью. Есть о чём тосковать. Остальное не так уж важно. Не правда ли?

PS: Прежде чем оставить комментарий, прочтите правила, которые действуют в моём блоге.

yablor.ru