История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме: Древнерусская литература. Возникновение, периодизация. Урок для 5 класса. Литература древней руси 5 класс


Летописи Древней Руси. - Литература

Летописи древней Руси Урок – презентация для учащихся 5 класса Нарвская Православная Гуманитарная школа Учитель Чалых Наталья Петровна

Летописи древней Руси

  • Урок – презентация для учащихся
  • 5 класса
  • Нарвская Православная Гуманитарная школа
  • Учитель Чалых Наталья Петровна
Откуда пошло название ЛЕТОПИСИ - исторические произведения XI-XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название — летопись.

Откуда пошло название

  • ЛЕТОПИСИ - исторические произведения XI-XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название — летопись.
Летопись – это памятник Летописи — важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси.

Летопись – это памятник

  • Летописи — важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси.
Темы летописей Обычно в летописи излагалась русская история от ее начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Летописи играли важную роль в идеологическом обосновании княжеской власти в Древней Руси и пропаганде единства русских земель.

Темы летописей

  • Обычно в летописи излагалась русская история от ее начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Летописи играли важную роль в идеологическом обосновании княжеской власти в Древней Руси и пропаганде единства русских земель.
Содержание летописей Летописи содержат значительный материал о происхождении восточных славян, о их государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с др. народами и странами.

Содержание летописей

  • Летописи содержат значительный материал о происхождении восточных славян, о их государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с др. народами и странами.
Летопись и вера в Бога Характерной чертой летописи является вера летописцев во вмешательство божественных сил.

Летопись и вера в Бога

  • Характерной чертой летописи является вера летописцев во вмешательство божественных сил.
Источники летописей Новые летописи составлялись обычно как своды предшествующих летописей и различных материалов (исторических повестей, житий, посланий и пр.) и заключались записями о современных летописцу событиях. Литературные произведения вместе с тем использовались в летописях в качестве источников.

Источники летописей

  • Новые летописи составлялись обычно как своды предшествующих летописей и различных материалов (исторических повестей, житий, посланий и пр.) и заключались записями о современных летописцу событиях. Литературные произведения вместе с тем использовались в летописях в качестве источников.
Что использовали летописцы Предания, былины, договоры, законодательные акты, документы княжеских и церковных архивов также вплетались летописцем в ткань повествования. Переписывая включаемые в летопись материалы, он стремился создать единое повествование.

Что использовали летописцы

  • Предания, былины, договоры, законодательные акты, документы княжеских и церковных архивов также вплетались летописцем в ткань повествования. Переписывая включаемые в летопись материалы, он стремился создать единое повествование.
Летописи имели большое значение Составлению летописей придавалось большое значение, к ним обращались в политических спорах, при дипломатических переговорах.

Летописи имели большое значение

  • Составлению летописей придавалось большое значение, к ним обращались в политических спорах, при дипломатических переговорах.
Какие летописи до нас дошли Списков летописей дошло не менее 1500. В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: “Поучение” Владимира Мономаха, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Хождение за три моря” Афанасия Никитина и др

Какие летописи до нас дошли

  • Списков летописей дошло не менее 1500. В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: “Поучение” Владимира Мономаха, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Хождение за три моря” Афанасия Никитина и др
Монахи – самые образованные люди древности Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, — “Повесть временных лет”. Ее создателем считают Нестора — монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд ок. 1113.

Монахи – самые образованные люди древности

  • Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, — “Повесть временных лет”. Ее создателем считают Нестора — монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд ок. 1113.
Летописный свод Большой летописный свод появился в Москве в к. XV — н. XVI вв. Особенно известна Воскресенская летопись, кончающаяся на 1541 (составление осн. части летописи относится к 1534-37). В нее включено много официальных записей.

Летописный свод

  • Большой летописный свод появился в Москве в к. XV — н. XVI вв. Особенно известна Воскресенская летопись, кончающаяся на 1541 (составление осн. части летописи относится к 1534-37). В нее включено много официальных записей.
Летописи – история древней Руси Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9 веке, и окончив его спустя семь столетий.

Летописи – история древней Руси

  • Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9 веке, и окончив его спустя семь столетий.
Старая Москва

Старая Москва

Основание Кремля

Основание Кремля

Гонцы в Кремле

Гонцы в Кремле

Москва при Иване Грозном

Москва при Иване Грозном

multiurok.ru

Статья по литературе (5 класс) на тему: Изучение литературы Древней Руси в 5 классе | скачать бесплатно

Изучение литературы Древней Руси в 5 классе

        В наше время, в период активных споров и размышлений над историческими событиями минувших лет, в период возвращения читателям забытых пластов литературы, обращение к литературе Древней Руси может показаться несвоевременным, но именно она, на мой взгляд, позволяет познакомить детей 5 класса с основами национальной истории, культуры и религии.

        Литературе Древней Руси незаслуженно уделено в школьной программе весьма скромное место. В учебнике В.Я. Коровиной для 5 класса «Литература» разделу «Из древнерусской литературы» посвящено всего 5 страниц. Это статья «Возникновение древнерусской литературы», произведение «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», развернутая цитата академика Д.С. Лихачева «Прошлое должно служить современности!» и цикл вопросов по древнерусской летописи.

        Академик Лихачев Д.С. говорил: «Меня удивляет, как мало времени уделяется в школе на изучение древнерусской культуры. Из-за недостаточного знакомства с русской культурой среди молодежи распространено мнение, что все русское неинтересно, вторично, заимствовано, поверхностно. Планомерное преподавание литературы и призвано разрушить это неверное представление».

        Мне кажется уместным добавить в курс «Древнерусская литература» (5 класс0 несколько важных разделов и аспектов.

  1. Как и когда возникла литература в Древней Руси?
  2. Каковы были жанры древнерусской литературы?

В середине 9 века появился новый жанр древнерусской литературы – летопись. Летопись – это изложение событий по годам – специфическая русская форма исторического повествования.  Примерно в этот же исторический период появился такой жанр древнерусской литературы как «Хождения»,  а еще позже – бытовые повести.

 Древнерусская литература стала активно развиваться  как следствие принятия христианства (в 988 – 990 годах). Письменность была и ранее, но она использовалась только в деловых целях, в личной переписке. Памятники фольклора не записывались.  Для развития религии и функционирования церкви понадобились тексты Священного писания, жития и гимны в честь святых людей и пр. Такие тексты переписывались в пергаменные тетради, которые зашивались в массивные деревянные переплеты. Так появились первые богослужебные книги.  Помимо богослужебных книг существовали книги для келейного и домашнего чтения. Центральное место среди этой литературы занимало Священное писание. Также появились Жития святых и прочите произведения на религиозную тему («Поветь о Петре и Февронии Муромских»).

Таким образом, древнерусская литература – это богатый разноплановый и многожанровый материал русской культуры и истории, просуществовавший с 9 по 17 век. Обойти вниманием 600 лет национальной культуры, истории и религии просто недопустимо! Древнерусская литература может подсказать нам ответы на вопросы, далеко выходящие за пределы скромных школьных сведений.

nsportal.ru

Изучение литературы Древней Руси в 5 классе

Изучение литературы Древней Руси в 5 классе В наше время, в период активных споров и размышлений над историческими событиями минувших лет, в период возвращения читателям забытых пластов литературы, обращение к литературе Древней Руси может показаться несвоевременным, но именно она, на мой взгляд, позволяет познакомить детей 5 класса с основами национальной истории, культуры и религии. Литературе Древней Руси незаслуженно уделено в школьной программе весьма скромное место. В учебнике В.Я. Коровиной для 5 класса «Литература» разделу «Из древнерусской литературы» посвящено всего 5 страниц. Это статья «Возникновение древнерусской литературы», произведение «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», развернутая цитата академика Д.С. Лихачева «Прошлое должно служить современности!» и цикл вопросов по древнерусской летописи. Академик Лихачев Д.С. говорил: «Меня удивляет, как мало времени уделяется в школе на изучение древнерусской культуры. Из-за недостаточного знакомства с русской культурой среди молодежи распространено мнение, что все русское неинтересно, вторично, заимствовано, поверхностно. Планомерное преподавание литературы и призвано разрушить это неверное представление». Мне кажется уместным добавить в курс «Древнерусская литература» (5 класс0 несколько важных разделов и аспектов. Как и когда возникла литература в Древней Руси? Каковы были жанры древнерусской литературы? В середине 9 века появился новый жанр древнерусской литературы – летопись. Летопись – это изложение событий по годам – специфическая русская форма исторического повествования. Примерно в этот же исторический период появился такой жанр древнерусской литературы как «Хождения», а еще позже – бытовые повести. Древнерусская литература стала активно развиваться как следствие принятия христианства (в 988 – 990 годах). Письменность была и ранее, но она использовалась только в деловых целях, в личной переписке. Памятники фольклора не записывались. Для развития религии и функционирования церкви понадобились тексты Священного писания, жития и гимны в честь святых людей и пр. Такие тексты переписывались в пергаменные тетради, которые зашивались в массивные деревянные переплеты. Так появились первые богослужебные книги. Помимо богослужебных книг существовали книги для келейного и домашнего чтения. Центральное место среди этой литературы занимало Священное писание. Также появились Жития святых и прочите произведения на религиозную тему («Поветь о Петре и Февронии Муромских»). Таким образом, древнерусская литература – это богатый разноплановый и многожанровый материал русской культуры и истории, просуществовавший с 9 по 17 век. Обойти вниманием 600 лет национальной культуры, истории и религии просто недопустимо! Древнерусская литература мо

univerfiles.com

Презентация "Древнерусская литература. Летописи" 5 класс скачать

Ильина Л.Д. учитель русского языка и литературы ОБОУ «Суджанская школа – интернат» г. Суджа Курская область сентябрь 2015

Да ведают потомки православных

земли родной минувшую судьбу…

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

на тему

«ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Летописи»

5 класс

Ещё одно последнее сказанье-

И летопись окончена моя…

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил.

Когда – нибудь монах трудолюбивый

Найдёт мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду-

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет.

Жанры древнерусской литературы

Летопись . Так называлась погодная (по «летам» – по «годам») запись. Учёные монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год. Годовая запись начиналась словами: «В лето…».

Жанры древнерусской литературы

Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения («Хождение за три моря Афанасия Никитина).

Житие – описание жизни святого. Герой жития в своей жизни следует наставлениям Христа и, проходя через множество испытаний, становится святым.

Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.

Рукописная книга – это рукопись в виде отдельных тетрадок, сшитых вместе и переплетенных. Тетрадь пришивалась к ремням, которые прикреплялись к деревянным доскам-переплетам. Доски снаружи обтягивались кожей или какой-нибудь тканью. Корешок переплета в Древней Руси делался плоским или округлым. К переплетам прикреплялись кожаные завязки или застежки.

Кирилл и Мефодий переводят церковные книги на славянский язык.

Радзивилловская летопись.

Летописание началось на Руси в 11 веке. Первым летописцем был монах Киево-Печерской Лавры Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общероссийских.

В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью.

«Повесть временных лет»

(также называемая "Первоначальная летопись«)

В начале 12 века монах Нестор составил «Повесть временных лет» – одно из замечательных произведений русской литературы. До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть…» – плод творчества нескольких поколений летописцев, так как при переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, иногда ошибались или добавляли новые сведения.

М.М.Антокольский

Начало «Повести временных лет» посвящено событиям всемирной истории в ее средневековом понимании.

Нестор ведет свой рассказ от «Всемирного потопа» и распределении земли между сыновьями Ноя. Рассказывает об образовании народов и языков. Передает библейскую легенду о Вавилонском столпотворении.

Как утверждает Нестор, славяне первоначально жили вдоль Дуная. Отсюда и произошло расселение славян, приведшее затем к образованию различных славянских племен и народностей.

Речь грека-философа перед князем Владимиром. ..

Миниатюра из Радзивилловской летописи

Поход русских князей на половцев. Миниатюра Радзивилловской летописи 15 век.

Рукописная страница книги

Засуха 1092 года. Миниатюра Радзивиловской летописи. XV век

Язык «Повести временных лет» широко отражает устную разговорную речь своего времени. Прямая речь исторических лиц занимает существенное место в летописи. При этом летописец почти никогда не прибегает к вымышленным речам, - он всегда точен и строго фактографичен в передаче высказываний своих героев.

В летописи широко представлена специальная терминология: военная, охотничья, юридическая, церковная.

Часто летописец использует народные пословицы и поговорки. Язык «Повести временных лет» свидетельствует о необычайно высоком уровне развития культуры устной и письменной речи в XI – XII вв.

Освящение Десятинной церкви.

Миниатюра из Радзивиловской летописи

  

Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя Владимира.

Русский флот. Миниатюра Радзивилловской летописи.

Аскольд и Дир просят разрешение у кн. Рюрика отправиться в Константинополь. 

1. http://сергиев-посад.рф/wp- content/uploads/2015/07/4040fc852e5471b78d0c9aca4147cdc0.jpeg?bde82e

2. http://veshenskiy-prihod.narod.ru/detskaya/image056.jpg

3. http://veshenskiy-prihod.narod.ru/detskaya/image056.jpg

4. http://100knig.com/wp-content/uploads/2014/02/15-e1392207309863.jpg

5. http://asp.mmc.nsu.ru/default.aspx?db=ART&int=VIEW&el=714&mmedia=IMAGE

6.http://cdn-nus-1.pinme.ru/pin-upload-static/photos/3c3f0401bd8b0602468ba6069debadc8_b.jpg

7.http://ukrmap.su/program2009/uh7/7_1314/130.jpg

8.http://russianbronze.com/images/stories/nestor--322.jpg

9.http://asp.mmc.nsu.ru/default.aspx?db=ART&int=VIEW&el=854&mmedia=IMAGE

10.http://www.blinovaoksana.ru/images/------_r6yr6315.jpg

11.http://artpolitinfo.ru/wp-content/uploads/photo-gallery/Vasnezov/%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%86%20%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80.jpg

Электронные ресурсы:

12.http://strochki.net/wp-content/uploads/2013/03/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0.jpg

13.http://vremya4e.com/uploads/posts/2015-09/1441449267_img22028129.jpg

14.http://www.archive.gov.tatarstan.ru/res/files/10_5_329_b.jpg

15.http://cs621816.vk.me/v621816399/1a39a/Uzh_738XwiU.jpg

16.http://www.1543.su/VIVOVOCO/VV/BOOKS/DANGER/BOOK_2.JPG

17.http://meest-online.com/wp-content/uploads/2014/05/76723.b.jpg

18. http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/82/Radzivil_Vladimir_campaign_on_Korsun.jpg

19. http://4.bp.blogspot.com/-Rx84wk09zFI/UO6JGnKgqmI/AAAAAAAAQ48/W5XaCWkId8k/s1600/%C2%AB%D0%9F%D0%BE-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B5-%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B5-%D0%BE%D1%82-%D0%B4%D1%8B%D0%BC%D0%B0%C2%BB.-%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C.-%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80.jpg

 

20.http://ic.pics.livejournal.com/tarasow_ilya/41025476/205117/205117_900.jpg

21.http://deduhova.ru/statesman/wp-content/uploads/2014/03/4.jpg

uchitelya.com

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Древнерусская литература . Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы"

Инфоурок › Русский язык › Презентации › Презентация к уроку литературы в 5 классе "Древнерусская литература . Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Древнерусская литература Начало письменности у восточных славян и возникновен Описание слайда:

Древнерусская литература Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы Урок литературы в 5 классе

2 слайд Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во Описание слайда:

Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.       Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово.

3 слайд Древняя письменная литература делится на светскую и церковную. Последняя особ Описание слайда:

Древняя письменная литература делится на светскую и церковную. Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.

4 слайд Древняя Русь обретала свою письменность вместе с духовными книгами, которые б Описание слайда:

Древняя Русь обретала свою письменность вместе с духовными книгами, которые были привезены из Византии греческими священниками. Первая славянская азбука была разработана солунскими братьями Кириллом и Мефодием. Поэтому именно церковные тексты стали тем источником знаний, по которому наши предки постигали книжную премудрость. К жанрам древней религиозной литературы относились псалмы, жития, молитвы и проповеди, церковные легенды, поучение повесть слово Некоторые из них, например повесть, впоследствии трансформировались в жанры светских произведений. Другие же остались строго в церковных рамках.

5 слайд Жанры религиозной литературы Житие это произведения, посвященные описанию жиз Описание слайда:

Жанры религиозной литературы Житие это произведения, посвященные описанию жизни и деяний святых. Речь не идет только об апостолах, продолживших проповедническую деятельность Христа после его смерти. Героями житийных текстов становились мученики, прославившиеся высоконравственным поведением и пострадавшие за веру. Это древний жанр письменной литературы (в отличие от устного народного творчества) на религиозную тему, прославляющий деяния христианских святых и мучеников.

6 слайд Отличительные признаки ЖИТИЯ Во-первых, оно составлялось о реальном человеке. Описание слайда:

Отличительные признаки ЖИТИЯ Во-первых, оно составлялось о реальном человеке. Автор произведения должен был придерживаться рамок настоящей биографии, но обращать внимание именно на те факты, которые бы указывали на особую святость, избранность и подвижничество святого. Во-вторых, что такое житие (определение): это рассказ, составленный для прославления святого в назидание всем верующим и неверующим, дабы они вдохновлялись положительным примером.

7 слайд Обязательной частью повествования были сообщения о чудесной силе, которой Бог Описание слайда:

Обязательной частью повествования были сообщения о чудесной силе, которой Бог наделял самых верных своих служителей. Благодаря Божьей милости, они могли исцелять, поддерживать страждущих, совершать подвиг смирения и подвижничества. Так авторами рисовался образ идеального человека, но, вследствие этого, многие биографические сведения, подробности частной жизни опускались. И, наконец, ещё одна отличительная черта жанра: стиль и язык. Здесь много риторических восклицаний, обращений, слов и выражений с библейской символикой.

8 слайд Жития преподобных Особое место в этом ряду занимает жизнеописание протопопа А Описание слайда:

Жития преподобных Особое место в этом ряду занимает жизнеописание протопопа Аввакума – непокорного вождя старообрядчества, написанное им самим во время пребывания в Пустозерском остроге (17 век). По сути, это первая автобиография, рождение нового литературного жанра.

9 слайд Псалмы В псалмах ярко выражены многие чувства и переживания человека: покаяни Описание слайда:

Псалмы В псалмах ярко выражены многие чувства и переживания человека: покаяние и смирение, сознание своего не достоинства перед величием Божиим, благодарение за Его великие милости, надежда на милосердие Вседержителя и взывание к Нему о помощи. Монашеский хор прекрасно передает эти чувства слушателям.

10 слайд Поучение В узком смысле – это церковная проповедь В широком смысле - это дида Описание слайда:

Поучение В узком смысле – это церковная проповедь В широком смысле - это дидактическое высказывание, которое обращено к читателям. Это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав "Повести временных лет" "Поучение Владимира Мономаха"

11 слайд «Поучение Владимира Мономаха» Литературный памятник, относящийся к XII веку. Описание слайда:

«Поучение Владимира Мономаха» Литературный памятник, относящийся к XII веку. Он был написан Владимиром Мономахом - великим киевским князем. В «Педагогическом словаре библиотекаря» также упоминается этот документ. Там он называется памятником педагогической мысли. В «Российской педагогической энциклопедии» подчеркивается, что «Поучение Владимира Мономаха» состоит из 3 частей, которые первоначально были абсолютно самостоятельными.

12 слайд Летопись       В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Яро Описание слайда:

Летопись       В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.       Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») — отсюда и название летопись. Летопись. Летописание. Погодная запись (год). 

13 слайд В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древней Описание слайда:

В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод». В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.       Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.       В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.

14 слайд «Повесть временных лет» первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Ч Описание слайда:

«Повесть временных лет» первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших. В это произведение включены легенды, предания. В них нашли отражение такие темы, как национально- патриотическая, борьбы княжеств за объединение и другие.

15 слайд «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»    Повествование о подв Описание слайда:

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»    Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами: «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира. В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.        Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.       

16 слайд В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли н Описание слайда:

В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.       В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет русско-византийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у днепровских порогов.       Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.

17 слайд Понятия и термины Отрок (устар.) — мальчик-подросток в возрасте между ребенко Описание слайда:

Понятия и термины Отрок (устар.) — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг. Печенеги - это племена, жившие 8-9 вв. в заволжских степях. Особенно большую территорию они занимала в 9 веке между реками Волгой и Дунаем, представляя собой серьёзного врага для Руси.  Ладья –средневековое судно с небольшой осадкой, движимое вёслами и парусом 

18 слайд Стан печенегов – становище, походный лагерь печенегов Воевода – предводитель Описание слайда:

Стан печенегов – становище, походный лагерь печенегов Воевода – предводитель дружины Дружина – отряд воинов на службе у князя «Я муж его»…   я служу князю «в сторожах» – с передовым отрядом Отчина – земля отцов, родина Сокрушался – сильно печалился Княжичи – дети князя

19 слайд БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ: Какой подвиг совершил отрок-киевлянин? В чем заключалась Описание слайда:

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ: Какой подвиг совершил отрок-киевлянин? В чем заключалась хитрость воеводы Претича? Что помогло отроку справиться с заданием воеводы? Какие черты характера вы увидели в отроке?  Какая тема пронизывает это произведение?

20 слайд Домашнее задание Составить план в тетради, подготовить пересказ повествования Описание слайда:

Домашнее задание Составить план в тетради, подготовить пересказ повествования

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-353527

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс профисиональной переподготовки

Цена от 5.520 руб. 300 часов

Квалификация: Учитель русского языка и литературы

Подробнее о курсе Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс профисиональной переподготовки

Цена от 5.520 руб. 300 часов

Квалификация: Преподаватель клинической психологии

Подробнее о курсе Организация логистической деятельности на транспорте

Курс профисиональной переподготовки

Цена 5.520 руб. 300 часов

Квалификация: Специалист по логистике на транспорте

Подробнее о курсе Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс профисиональной переподготовки

Цена от 5.520 руб. 300 часов

Квалификация: Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

Подробнее о курсе

Курс профисиональной переподготовки

Цена 7.120 руб. 600 часов

Квалификация: Менеджер туризма (по направлению «Лечебный туризм»)

Подробнее о курсе

Курс профисиональной переподготовки

Цена от 5.520 руб. 300 часов

Квалификация: Помощник-референт руководителя со знанием иностранных языков

Подробнее о курсе

Курс профисиональной переподготовки

Цена 5.520 руб. 300 часов

Квалификация: Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения

Подробнее о курсе

Курс профисиональной переподготовки

Цена 7.120 руб. 600 часов

Квалификация: Руководитель центра дистанционного информационно-справочного обслуживания

Подробнее о курсе

Найдите подходящий для Вас курс

infourok.ru

План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме: Древнерусская литература. Возникновение, периодизация. Урок для 5 класса | скачать бесплатно

Урок литературы с применением электронных материалов.

5 класс

ТЕМА УРОКА: Древнерусская литература.

(учебник В.Я. Коровиной)

Цели урока:

1)Познакомить учащихся с понятием «древнерусская литература», основными памятниками.

2)Воспитать уважение к историческому наследию России.

3) Вспомнить периоды русской истории и проследить их взаимосвязь с литературным творчеством этих временных отрезков.

Типология урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование:

Учебник В.Я.Коровиной, презентация картин Шишкина, Левитана, Куинджи с изображением русской природы, музыкальное сопровождение (отрывок из «Слова о погибели русской земли), карта Руси (1125 год), презентация «Кирилл и Мефодий».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Обозначение темы урока, определение различий между понятиями «Фольклор» и «Литература».

  1. Вступительная часть.
  1. Слушаем отрывок из «Слова и погибели земли русской» (параллельно показ слайд-шоу Куинджи, Репина, Сурикова и пр.)

2. Слово учителя, опрос:

- Мы с вами послушали отрывок из «Слова о погибели земли русской» - одного из любопытных произведений древнерусской литературы. О какой погибели идет речь, с каким историческим событием связано произведение?

(Вспоминаем события татаро-монгольского нашествия).

Учитель объясняет, что слово «погибель» в древнем северно-русском наречии означает… «разорение», а не собственно гибель.

Говорим об отражении в древнерусской литературе исторических событий, примеры.

  1. Новый материал. Беседа.

- Древнерусская литература – это гигантское скопище произведений, написанных с XI по XVII век. Как вы думаете, сколько их может быть?

( Варианты ответов).

- Лет 40 назад их насчитали от 1,5 до 2 млн.

Ребята,  те памятники, которые мы объединяем в древнерусскую литературу, на самом деле созданы разными народами, хотя и родственными. Какими?

(Варианты ответов – украинцы, русские…)

Демонстрация карты.

Одна народность – собственно древнерусская. Она занимала территорию от Киева до Новгорода и просуществовала примерно до XIV в. Затем древнерусская народность исчезла, дав начало трем народам – русским, украинцам, белорусам. То есть с XIV по XVII век существовала уже, по сути, другая литература. Таким образом, то, что сейчас называют древнерусской литературой, никогда не было однородным монолитом.

  1. Чтение учебника (по абзацам).

1 абзац - вспоминаем Кирилла и Мефодия.

2 абзац – называем темы второго периода, вспоминаем столицы Руси

(ОПРОС).

Первой столицей был Новгород, затем надолго Киев, а в XIII веке в роли общерусского центра утвердилась столица северо-восточных земель — город Владимир (...)

3-4 абзац – говорим о многообразии жанров (летописи, многочисленные «Слова», «Поучения», «Жития» и «Повести»)

Последний абзац – обсуждаем периодизацию.

Древнерусская литература, насчитывая семь веков, прошла долгий и впечатляющий путь развития. Сколько периодов развития? Посчитаем!

  1. Запись в тетрадь (с электронной доски).
  1. XI — начало XIII века. Темы – связь Руси с всемирной историей, превосходство христианства над язычеством, борьба с внешними врагами («Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха).
  2. XIII – XIV века – борьба с татаро-монгольским нашествием, патриотизм.
  3. Конец XIV—XV век —тема объединения земель.
  4. Конец XV—XVI век. Расцвет публицистики. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, «Великие "Четьи-Минеи"», «Домострой»,
  5. Семнадцатый век завершает историю древнерусской литературы с присущими ей едиными принципами. После этого с XVIII века открывается история светской художественной литературы.
  1. Рефлексия. Опрос по основным моментам урока.
  2. Домашнее задание (Презентации по памятникам древнерусской литературы, повторение пройденного, чтение «Подвига отрока-киевлянина…»).

nsportal.ru

Проверочная работа для 5 класса к разделу "Древнерусская литература"

Литература Древней Руси

проверочная работа

Фамилия, Имя________________________

Класс______________________________

Вариант 1

1. Каким веком завершается древнерусская литература?

а) XIX б) XII в) XVII

2. Кто были внешние враги для жителей Древней Руси?

а) половцы и печенеги

б) французы

в) казаки

3. Отметьте жанры древнерусской литературы

а) рассказ, повесть

б) летописи, жития

в) сказка, загадка

3. К какому жанру литературы относится «Повесть временных лет»:

а) рассказ в) летопись

б) повесть г) житие

4. Кто автор «Повести временных лет»:

а) Кирилл б) Мефодий в) Нестор

5.Почему летописец начинал летопись «от сотворения мира»?

а) чтобы передать опыт прошлого

б) чтобы сохранить христианскую традицию

в) чтобы рассказать интересную историю, похожую на сказку

6. Почему «Повесть временных лет» является памятником древнерусской литературы:

а) Эта книга стала очень редкой

б) Она была написана в давние времена

в) «Повесть временных лет» - источник сведений о мировоззрении людей Древней Руси, их культуре и истории

7. Соотнесите термины и их определения, относящиеся к книгоизданию (соедините

стрелками)

Аннотация

8. Почему первые рассказы «Повести временных лет» похожи на легенды и предания (рассказ о Кие, Щеке и Хориве)? __________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

9. Назови основные темы древнерусской литературы__________________________________

________________________________________________________________________________

10. Кто такой летописец? Каким ты его себе представляешь? ___________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Литература Древней Руси

проверочная работа

Фамилия, Имя________________________

Класс______________________________

Вариант 2

  1. Какой жанр не относится к жанрам древнерусской литературы?

а) житие в) поучение

б) частушка г) хождение

2. Какой исторический момент стал основой для зарождения древнерусской литературы?

а) появление письменности

б) начало книгопечатанья

в) опыт европейской литературы средних веков

3. Кто является автором «Слова о полку Игореве»?

а) певец Боян

б) монах-летописец Нестор

в) автор неизвестен

4. С каким историческим событием связано появление книг на Руси?_________________________

5. Что такое летопись?________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6. Кто такой летописец? _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

7. Назовите известного летописца, написавшего «Повесть временных лет»_____________________

_____________________________________________________________________________________

8. Какие книги возникли раньше на Руси: рукописные или печатные? _________________________

_____________________________________________________________________________________

9. Кто является создателями славянской азбуки? __________________________________________

_____________________________________________________________________________________

10. Соотнесите термины и их определения, относящиеся к книгоизданию (соедините стрелками)

Обложка

11. Как летописец стремится изобразить происшедшие и происходящие события:

а) приукрашивая прошлое и настоящее собственными домыслами

б) точно описывая развитие событий

в) точно передавая события и выражая к ним свое отношение

12. Почему знание о литературе Древней Руси важно для понимания современной русской литературы?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Литература Древней Руси

проверочная работа

Фамилия, Имя________________________

Класс______________________________

Вариант 3

  1. Когда появилась древнерусская литература? _____________________________________

  2. Назови известные тебе темы произведений древнерусской литературы_______________

________________________________________________________________________________

  1. Почему летописи создавались при монастырях?__________________________________

_______________________________________________________________________________

4. Отметьте жанры древнерусской литературы

а) рассказ, поэма

б) летописи, жития

в) сказка, загадка

5. Кто автор «Повести временных лет»:

а) Кирилл б) Мефодий в) Нестор

6. Почему летописец начинал летопись «от сотворения мира»?

а) чтобы передать опыт прошлого

б) чтобы рассказать интересную историю, похожую на сказку

в) чтобы сохранить христианскую традицию

7. Соотнесите термины и их определения, относящиеся к книгоизданию (соедините

стрелками)

Обложка

8. Кто такой летописец? Кто является летописцем «Повести временных лет»? _____________

_________________________________________________________________________________

9. Какие исторические события описывала древнерусская литература? ___________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Можно ли назвать летопись историческим трудом? Почему? ________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Произведение какого жанра начинается так: «Се повьсти времяньных лет, откуда есть пошла русская земля. Кто въ Киевъ нача перье княжити, и откуда русская земля стала есть».

а) летописный свод б) житие в) поучение

12. Почему знание о литературе Древней Руси важно для понимания современной русской литературы?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Количество экземпляров издания

Переплет

Крышка брошюры, журнала или книги

Обложка

Двойной лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой

Тираж

Твёрдая обложка книги

Форзац

Краткие сведения о содержании издания (книги, брошюры, статьи)

Количество экземпляров издания

Переплет

Крышка брошюры, журнала или книги

Аннотация

Двойной лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой

Тираж

Твёрдая обложка книги

Форзац

Краткие сведения о содержании издания (книги, брошюры, статьи)

Количество экземпляров издания

Переплет

Крышка брошюры, журнала или книги

Аннотация

Двойной лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой

Форзац

Твёрдая обложка книги

Тираж

Краткие сведения о содержании издания (книги, брошюры, статьи)

doc4web.ru