История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Какими были древнегреческие игры олимпиады? Праздновались победы или обсуждались поражения? Олимпиада в древней греции это


Первые олимпийские игры в Древней Греции, победители, олимпиада

Одной из самых ярких отличительных черт античной греческой цивилизации является ее ориентация на всестороннее развитие человеческой личности. Даже боги в ней уподобляются людям – они антропоморфны. Отнюдь не грозные с виду – наоборот, они красивы. Древние эллины любуются своим богами, воплощая в их изображениях свои представления о красоте человека.

В честь богов совершаются религиозные действия. Ими могли быть обычные для всех древних обществ жертвоприношения, моления (хотя в обществе древнегреческом они имели свои особенности). А могли быть игры.

История зарождения олимпийского движения в Древней Греции

Фото с сайта ru.wikipedia.org

Фото с сайта ru.wikipedia.org

В честь богов в Элладе античных времен с самых начал ее истории устраивались состязания. Первые их проявления встречаются уже, кажется, в минойской цивилизации. Именно там, на фресках Кносса, изображены первые в истории человечества так называемые «игры с быками».

Когда же мир минойских и ахейских дворцовых государств пришел в упадок и на его обломках утвердилось новое государство в виде гражданской общины, игры в честь богов постепенно приобретают новый оттенок.Если вначале они, как и на Крите, имеют характер сакрального действа, то постепенно в них все больше и больше проявляется страсть человека к игре, к состязаниям.

Состязание (по-гречески агон) пронизывает все сферы жизни древнегреческого общества времен Гомера и архаики. Особенно это характерно для древнегреческой знати, аристократии. В ее среде происходит никогда не прекращаемая борьба за первенство. Первоначально – это стремление быть первым на войне, важнейшем общем деле всей общины граждан. Гомеровские герои состязаются в кровавых поединках с троянцами за славу. Друг Ахиллеса, Патрокл, погибает в сражении с Гектором. Ахиллес благородный знает, что ему суждена смерть на войне, и идет на смерть, желая погибнуть, но гибелью своею добыть звонкого металла славы.

Состязаются аристократы и в гражданских делах. Кто будет избираться на высшие должности в своих общинах. Кому будут воздаваться высшие почести за благодеяния народу. Кто сильнее – быстрее пробежит дистанцию, дальше бросит камень, метнет копье, диск… Кто больше знает стихов, кто лучше продекламирует гомеровские поэмы…

Из духа состязания, агонального духа древнегреческого общества и родятся игры нового типа в Древней Греции. Они тоже, как и раньше, будут проводиться под патронатом богов. В Дельфах это будут Пифийские игры в честь бога Аполлона. На Истме, невдалеке от Коринфа, установятся игры в честь Посейдона, Истмийские игры. А в честь бога Зевса, верховного бока древнегреческого пантеона, установятся игры Олимпийские. Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции вполне, таким образом, соответствовало духу античной греческой цивилизации.

Где проводились древнегреческие Олимпийские игры

Резиденция Зевса и всего сонма греческих богов была на укрытом вечными снегами Олимпе. Но игры Олимпийские отношения к самой этой горе прямого не имеют. Названы так они в честь Зевса-Олимпийца, а проводятся в нескольких сотнях километров к югу от Олимпийского кряжа. В Южной Греции, на Пелопоннесе, в области Элида, где на берегу Алфея был некогда построен Храм Зевса Олимпийского.

Вот там, на устроенном подле храма стадионе (площадке для состязаний длиною в стадий), и будут проводиться самые знаменитые игры, игры Олимпийские.Историческая традиция подтверждает тесную связь состязаний в Олимпии с религиозными культами.

Согласно преданиям, систематизированным впоследствии древнегреческими так называемыми логографами, а затем и историками, они были учреждены еще в счастливый век Кроноса наиболее популярным греческим героем Гераклом.

Представление о золотом веке Кроноса связано с поисками разочарованными в настоящем греками утопического идеала, и поэтому какие-либо твердые даты в этом случае вряд ли уместны. Отметим только, что в хронике позднейшего, уже христианского автора Евсевия устроенные Гераклом игры относятся еще к десятым годам тринадцатого века до н. э.

Проводимые затем каждые пять лет, они в период так называемых «темных веков» (по-другому он еще называется гомеровским или же предполисным периодом) были забыты. И лишь в самом конце IХ в. до н. э. царь Элиды Ифит вместе с Ликургом, – великим реформатором и царем Спарты, – возобновил их проведение. Проводятся они теперь уже не через пять лет, а каждые четыре года. Участники этих игр состязались в беге на один стадий (чуть больше ста метров). По имени победителей в этих состязаниях назывались поначалу и сами игры; нумеровать начнут их позже.

Вот в связи с этой нумерацией вновь учрежденных Игр и определена была изначальная их дата. Первые олимпийские игры в Древней Греции, согласно позднейшим вычислениям греческих историков, были проведены в 776 году до Рождества Христова. Год этот не совсем согласуется с датировкой жизни самих учредителей, – Ифита и Ликурга, – но все же стал отправной точкой для греческого летоисчисления по олимпиадам.

Что означал в Древней Греции термин олимпиада

Термин олимпиада в Древней Греции означал не только и не столько сами игры, но и временные циклы в четыре года, которые отделяли их друг от друга. Счет лет производился по олимпиадам. Первая олимпиада, вторая олимпиада, … двадцать пятая олимпиада. … Ну и так вплоть до 394 г. н. э., когда Феодосий запретил проведение Олимпийских игр, борясь с язычеством в уже на тот момент значительно христианизированной Римской империи.

Поскольку Игры проводились каждые четыре года, то годы в промежутке между ними отсчитывались как, например: первый год первой олимпиады, второй год первой олимпиады, третий год первой олимпиады, ну и так далее.

Олимпийские игры в истории античной цивилизации

Фото с сайта www.studfiles.ru

Фото с сайта www.studfiles.ru

С течением времени Игры в Олимпии приобрели панэллинское, всегреческое значение. Сначала их участниками были граждане находящихся в Элиде гражданских общин (или городов государств, как их обычно и не совсем точно называют) – полисов. Затем к ним присоединились сначала полисы Пелопоннеса, Балканской Греции, а затем и всего мира античной эллинской цивилизации. Быть допущенным к участию в Играх означало автоматически признание греческого происхождения участника. Даже цари расположенной за олимпийским кряжем Македонии подчеркивали впоследствии свое родство с греками участием в их проведении!

К завершению архаической эпохи, т. е к концу VI в. до н. э., жизнь мира античных полисов в значительной мере определяли восстановленные древнегреческие игры. Олимпиады праздновались и признавались во всей Элладе.

Этот дух проводимого в честь бога Зевса праздника подчеркивался несколькими обстоятельствами:

  • игры проводились возле храма Зевса Олимпийского, в котором со временем будет помещено одно из «семи чудес света» – статуя самого этого бога, исполненная другом и современником знаменитого Перикла
  • на время проведения Олимпийских игр и в ознаменование празднества Зевса Олимпийского жрецами провозглашалось священное перемирие; под страхом отлучения от Игр и проклятия прекращались все войны, которые греческие полисы вели друг с другом практически беспрерывно.

Победители олимпийских игр в Древней Греции считались любимцами и избранниками бога Зевса. Их имена заносились в специальные списки, которые были упорядочены и сведены воедино неким Парабаллоном. Но и после него эти списки пересматривались, уточнялись в течение всех веков существования античной греко-римской цивилизации.

В Олимпии победителей награждали венками из дикорастущей оливы. Говорят, что персидский царь, – Великий царь царей, как он официально величался в титулатуре, – немало подивился, узнав об этой награде победителям! Царь, однако, не учел, что главной наградой был не просто венок их олив. Высшей наградой была слава, которую стяжали победители. На их родине, в полисах античной Греции, их почитали как героев. Им воздвигались статуи , они изображались на античной керамике. Имена их заносились в списки почетных, выдающихся граждан, их потомки гордились своими славными предками. На пути следования победителя на олимпийских играх, олимпионика, сносились городские укрепления: герой-победитель не мог пройти через городские ворота – вместе с ним в город вступал сопровождающий его Зевс! Ведущий войну с неприятелями полис, в ополчении которого находился олимпионик, побеждал почти непременно – рядом со своим любимцем, в первых рядах гражданского ополчения сражался сам Бог!

Не удивительно поэтому, что авторитет олимпиоников в родных полисах подвигал их к борьбе за первенство и в общественных делах, в политической борьбе. Олимпиоников и действительно часто избирали на высшие государственные должности. Из них, однако же, вырастали и древнегреческие тираны. Пользуясь личным авторитетом, выступая в качестве любимчиков Зевса, а зачастую еще и заручившись поддержкой дельфийского оракула, при поддержке демоса (или, по крайней мере, при его непротиводействии).

Одним из таких олимпиоников был и Килон. Пользуясь смутой и гражданскими неурядицами в Афинах, он задумал тоже стать тираном. Пифия (дельфийская пророчица) укрепила его в этих намерениях, провозгласив от имени Аполлона благоприятный оракул: Килон-де сможет установить тиранию, если сделает это он во время праздник на честь Зевса!

Дождавшись, когда в афиняне начнут чествовать бога, он и предпринял попытку установить единоличное правление. Попытка эта, однако, оказалась неудачной. Афинская знать, – соперники Килона, иногда известные не менее чем он, – сплотились и воспрепятствовали узурпации власти. Килон бежал, а его сторонники были убиты. Надежда на покровительство бога в этом случае себя не оправдала. Виноват, впрочем, как выяснилось позже, был не столько бог, сколько сам Килон. В Афинах существовало два праздника в честь Зевса. Одни из них – праздник Зевса Олимпийского, покровителя олимпиоников. Вот тогда Килону и следовало совершать попытку переворота! Он же не угадал своей судьбы.

Первые олимпийские игры в Древней Греции послужили началом славной череды олимпиад. Круг их участников непрерывно расширялся. Со времен установления римского владычества участие в них принимали даже римские императоры.

Увеличивалось и число соревнований. К первоначальному бегу на один стадий постепенно прибавились и другие состязание в беге. Введены были и набирали огромную популярность различные конные ристалища, соревнования атлетов.

Фото с сайта ru.wikipedia.org

Фото с сайта ru.wikipedia.org

После запрещения Олимпийских игр их проведение прекратилось на многие столетия. Лишь в конце девятнадцатого века, когда новая Европа, следуя античным образцам, обратилась к спорту, по инициативе Пьера де Кубертена были возрождены и состязания, столь популярные в античной греко-римской цивилизации. То были Олимпийские игры. Примечательно, что одно из любимейших в античности состязаний, – древнегреческая борьба панкратион, – олимпийский вид спорта и в программе современных Олимпиад.

Античность, с ее идеалом всесторонне развитой личности утверждается все больше и больше. Особенно это чувствуется во время проведения каждых новых Олимпийских игр. Своим духом борьбы, состязания, в которой, вопреки всему, высшей наградой остается слава победителя, они вполне напоминают олимпийские игры в Древней Греции. Картинки, которые мы наблюдаем с экранов телевизора, мониторов компьютеров или с трибун олимпийских стадионов, – лучшее тому подтверждение!

perstni.com

Победители Олимпийских игр в Древней Греции. Как называли победителя Олимпийских игр в Древней Греции?

Образование 28 июня 2015

С 776 г. до н. э. в Греции стали регулярно проводить Олимпийские игры. Эти празднества являлись важнейшим элементом общественной жизни эллинов. Победители Олимпийских игр в Древней Греции становились самыми знаменитыми и почетными гражданами своего полиса. Возможно, именно поэтому каждый юноша мечтал принять участие в агонах, дабы продемонстрировать всем свою силу и доблесть. Во время таких празднеств создавалась атмосфера справедливости, в которой человек мог продемонстрировать свое мастерство, заслуги и стать лучшим среди первых.

Историческая справка

Платон подчеркивал важнейшую роль спортивных состязаний в общественной жизни. Широкая популярность игр была связана с особенностями греческого общества, где важнейшим регулятором поведения людей выступала оценка человека коллективом, его порицание или поощрение.

Победители Олимпийских игр в Древней Греции

Следует отметить, что большое значение Олимпийских игр подчеркивается тем, что во время их проведения в Греции прекращались даже войны. На празднества приезжали граждане не только материковой Эллады, но и колоний. Здесь также собирались писатели и поэты, чтобы прочесть свои произведения тысячам слушателей.

Первые древнегреческие Олимпийские игры продолжались всего лишь 1 день, а позже – не менее 5. Руководило соревнованиями специальное общество почетных граждан. Под их присмотром участники игр тренировались около месяца до начала агонов.

История введения Олимпийских игр

По легенде, самые известные в мире состязания берут свое начало еще с гомеровских времен. Сами греки по-разному рассказывали историю возникновения этих празднеств. Одни говорили, что соревнования были введены верховным богом после его победы над Кроном. Другие уверяли, что отцом празднеств был сын Зевса – древнегреческий герой Геракл.

Победитель Олимпийских игр в Древней Греции назывался

Возродил Олимпийские игры в 776 г. до н. э. царь Ифит. В то время Греция погрузилась в полосу длительных войн и междоусобиц. В связи с этим Ифит решил обратиться к богам. Он отправился в Дельфы к знаменитому оракулу. Пифия, провозглашая волю богов, сказала, что для того, чтобы избавить народ от войн и болезней, необходимо возродить Олимпийские игры. После этого царь пригласил к себе спартанского правителя Ликурга. Они подписали договор о перемирии, которое должно заключаться на время проведения Олимпийских игр. Ифит провозгласил Олимпию святым городом, куда было запрещено входить с оружием.

Видео по теме

Участники состязаний

Для того чтобы понять, кто же такие на самом деле победители Олимпийских игр в Древней Греции, необходимо разобраться, кто мог принимать участие в этих празднествах. По установленным правилам к состязаниям допускали только свободных мужчин эллинского происхождения, кроме тех, кто когда-либо был осужден или виновен в неправильных деяниях. Кроме того, участвовать в агонах не могли рабы, иностранцы. Также к соревнованиям в Олимпийских играх не допускались женщины. Более того, им даже запрещалось посещать их в качестве зрителей. Исключением являлась только жрица храма богини Деметры.

Интересные факты об участниках Олимпийских игр

Не все свободнорожденные греки могли участвовать в празднествах. Так, существовал ряд правил, которые лишали работающих небогатых эллинов (мелких землевладельцев, ремесленников, торговцев) права соревноваться на Олимпийских играх. Гражданин, который решил участвовать в празднике, должен был доказать, что он не менее 10 месяцев упорно готовился к состязаниям. Он был обязан 30 дней тренироваться под руководством судей игр. Также грек должен был участвовать в церемониях жертвоприношений. При этом он оплачивал все расходы самостоятельно. Таким образом, участие в Олимпийских играх было связано с долгим отрывом от основной деятельности и тратой немалых денежных средств, поэтому доступно только достаточно обеспеченным гражданам.

Программа Олимпийских игр в древности

В течение первых 13 Олимпиад в программу входил только бег на одну стадию, которая равнялась примерно 192,27 м.

Гиппические (конные) агоны впервые были проведены на 25-х Олимпийских играх. Сначала в них принимали участие колесницы, запряженные 4 лошадьми. Для измерения дистанции на ипподроме существовала одна большая стадия (950 м). Интересно то, что победители Олимпийских игр в Древней Греции в конных соревнованиях – это владельцы колесниц, а не участники агонов.

Как называли победителя Олимпийских игр в Древней Греции

Важной частью празднества являлось пятиборье. В эту программу входили бег, борьба, прыжки в длину, метание копья и диска. Атлеты прыгали в яму с морским песком с небольшой высоты. При этом они держали в руках специальный груз – гальтеры. Метание диска берет свое начало с военной истории греков. Вес орудия составлял примерно 3-6 кг. Изготовлялся диск из камня, железа, бронзы, олова и дерева. Соревнования по прыжкам и метанию, как правило, сопровождались игрой на флейте, а движения атлетов гармонировали с музыкальными аккордами.

Как называли победителя Олимпийских игр в Древней Греции?

Олимпийские игры – это самые большие общегреческие соревнования, которые проводились раз в 4 года. Участники этих агонов делились на три возрастные группы: юноши, безбородые и мужи. Интересно, что Павсаний насчитывал 18 видов соревнований для взрослых и 6 – для мальчиков. По традиции самого лучшего атлета в какой-либо категории провозглашали сразу же после завершения соревнований на стадионе, а награждение проводилось в последний день празднеств.

Победитель Олимпийских игр в Древней Греции назывался олимпиоником. Важной частью этих празднеств было почитание лучших атлетов. Эта церемония состояла из нескольких частей и продолжалась на родине спортсмена.

Таким образом, мы рассмотрели, как называли победителя Олимпийских игр в Древней Греции. Далее пойдет речь о том, как почитались самые выдающиеся атлеты.

Как и чем награждали победителей Олимпийских игр в Древней Греции?

Церемония награждения спортсменов проходила в два этапа. Сразу после окончания соревнований глашатай оповещал на весь стадион имя и город победителя. После этого в его полис отправлялись долиходромы (вестники), чтобы рассказать всем жителям радостную новость. В последний день игр у алтаря Зевса также оглашался победитель Олимпийских игр и город, откуда тот прибыл. Атлет поднимался на бронзовый треножник в сопровождении музыки. Затем победителей Олимпийских игр в Древней Греции награждали венком. После этой церемонии в честь спортсменов проводились жертвоприношения в храме Зевса.

Победителей Олимпийских игр в Древней Греции награждали венком

Почитание победителя в родном полисе

Не менее торжественно победители Олимпийских игр в Древней Греции почитались и в родных полисах. Атлет въезжал в город через главные ворота в присутствии всех почетных граждан. В некоторых полисах олимпионик попадал на родную землю через небольшой пролом в стене. Он делался специально, чтобы олимпийская победа вошла и никогда не покидала город.

Выдающегося атлета почитали в главном местном храме. Также сюда на хранение передавался венок победителя Олимпийских Игр в Древней Греции. В некоторых случаях в честь олимпиоников возводили статуи и чеканили монеты. Кроме того, их приглашали на должность полководцев и доверяли основание новых колоний. После смерти олимпионика его в родном полисе могли почитать как бога.

Как почитали победителей нескольких состязаний?

Атлетам, которые добились нескольких побед на Олимпийских играх, отдавались особые почести. Имена таких олимпиоников выбивали на плитах священной рощи Альтис. С 540 г. до н. э. здесь было разрешено возводить статую в честь своей собственной победы. Поэты посвящали выдающимся атлетам специальные оды – эпиникии. Также имена победителей Олимпийских игр Древней Греции вносились в специальные таблицы – бассикалии.

Венок победителя Олимпийских игр в Древней Греции

Самые известные победители Олимпийских игр

У человека, мало знакомого с историей этих празднеств, может возникнуть вопрос: кто был первым победителем Олимпийских игр в Древней Греции? По легенде, впервые лаврового венка был удостоен некий Кореб. Он был простым поваром, но сумел победить в состязании по бегу. Именно имя Кореб первым было в древнегреческом списке олимпиоников.

Одним из самых известных бегунов считается Астилос из Кротона. Он восемь раз становился победителем на разных дистанциях в четырех Олимпийских играх. Превзойти Астилоса удалось Леониоду с острова Родос. Этот спортсмен двенадцать раз побеждал в беге на четырех Олимпийских играх.

Позже бег был включен в систему пятиборья. Лучший атлет определялся здесь таким образом: проигравшие выбывают после каждого соревнования. Следует отметить, что первый победитель Олимпийских игр в Древней Греции в системе пятиборья – это спартанец Лампис.

Первый победитель Олимпийских игр в Древней Греции

Самые выдающиеся победы

Самым знаменитым чемпионом в кулачном бое стал Диагор с острова Родос. Он был основателем целой династии атлетов. В средине V в. до н. э. два его сына стали победителями в Олимпийских играх (первый – в кулачном бою, второй – в единоборстве). По преданию, они сразу после награждения подошли к отцу и положили на его голову венки, подняли его на плечи и понесли вокруг поля. Один из зрителей спросил у Диагора, чего тот ждет от жизни, но спартанец вопрос уже не слышал. Его сердце остановилось в момент триумфа.

Самым известным борцом за всю историю Олимпийских игр считается Милон из Кротона. В 14 лет он стал победителем в юношеских соревнованиях. Попав во взрослую категорию, Милон 5 раз становился лучшим борцом.

Славу на весь мир заслужил также Евагор из Спарты и Кимон-старший из Афин, которые вместе со своими четырьмя лошадьми трижды побеждали в гиппических состязаниях.

Имена победителей Олимпийских игр Древней Греции

Подводя итоги

Таким образом, Олимпийские игры берут свое начало с 776 г. до н. э., когда впервые венком был награжден Кореб. Эти празднества играли огромную роль в жизни греков. Посмотреть на соревнования выдающихся атлетов приезжали не только жители материковой Эллады, но и колоний. Участники празднеств, в свою очередь, долго готовились к состязаниям. Они не только тяжело физически трудились, но и вкладывали большие денежные суммы в организацию жертвоприношений. Как мы уже сказали, победитель Олимпийских игр в Древней Греции назывался олимпиоником. Вместе с лавровым венком он удостаивался большого почета и признания не только в родном полисе, а и во всей Элладе.

Дух соревнования в полной мере проявлялся во время различных спортивных агонов. Следует отметить, что эти состязания не были простым развлечением, не имевшим ничего общего с религиозными обрядами. Агоны входили в состав празднеств и носили священный характер.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Как называется самая маленькая машина в мире?Автомобили Как называется самая маленькая машина в мире?

Нет четких разграничений, где женские, а где мужские авто. Сегодня на дорогах можно увидеть хрупкую девушку, управляющую мощным внедорожником, и мужчину, который вполне нормально чувствует себя за рулем малолитражки. ...

Ангел в исламе как называется? Мир ангелов в исламеДуховное развитие Ангел в исламе как называется? Мир ангелов в исламе

Есть ли в исламе ангелы? Да, имеется целый большой раздел в энциклопедиях, повествующий о них. Называется он «Малаика». Войдем вместе в этот мир божественных существ, перевернем страницы старинных книг, ко...

Как называется река крещения Христа? В какой реке крестили Иисуса?Духовное развитие Как называется река крещения Христа? В какой реке крестили Иисуса?

Небольшая водная артерия, теряющаяся в песках и петляющая среди скал отрогов ливанских гор, является естественной границей между мусульманским и иудейским миром. Две тысячи лет назад она стала мистической гранью, разд...

Как называется кофе с коньяком и как этот напиток называли в старину?Еда и напитки Как называется кофе с коньяком и как этот напиток называли в старину?

Теперь уже трудно вспомнить, кто первый решил добавлять в кофе алкоголь. Существуют сотни способов приготовления этого древнего напитка. Точно так же есть несколько вариантов того, как называется кофе с коньяком.

Как называется самое дорогое в мире лекарство?Здоровье Как называется самое дорогое в мире лекарство?

Доходы некоторых фармацевтических компаний переваливают за миллиард. Это связано с тем, что они поставляют дорогие препараты, выпускаемые небольшими партиями. Обычно это препараты, избавляющие от редких патологий. Нек...

Как называется болезнь, когда глаза в разные стороны смотрят?Здоровье Как называется болезнь, когда глаза в разные стороны смотрят?

Когда глазные мышцы работают плохо, то яблоки, с помощью которых осуществляются вращательные движения, располагаются неправильно. Получается, что глаза смотрят в разные стороны. Эта болезнь называется косоглазием и мо...

Как называется глазной врач? Что входит в его обязанности?Здоровье Как называется глазной врач? Что входит в его обязанности?

Многие интересуются, как называется глазной врач. Наименование этой профессии – офтальмолог. Запомнить это очень легко. Что же такое офтальмология? Это отрасль клинической медицины, исследующая причины, происхож...

Пики в картах как назывались раньше? Карточная масть пики в старинуИскусство и развлечения Пики в картах как назывались раньше? Карточная масть пики в старину

Всеми любимые карточные игры прочно укоренились в современном обществе. Колода карт и парочка хороших друзей помогут скоротать любой досуг. Не секрет, что людьми было придумано множество увлекательных игр с использова...

Как называется программа для презентации? Особенности работы в PowerPointКомпьютеры Как называется программа для презентации? Особенности работы в PowerPoint

Сейчас в нашей жизни всегда и везде используются презентации. Их применяют для разных целей и в разных формах. Сейчас мы поговорим о компьютерных программных средствах и ответим на главный вопрос: как называется прогр...

Черный алмаз в природе. Как называется черный алмаз? Кольцо с черным алмазомМода Черный алмаз в природе. Как называется черный алмаз? Кольцо с черным алмазом

Что по этому поводу думает геология и геммология – это интересно. Сначала на Луне, а затем и на Земле в местах вулканических, метеоритных и даже ядерных взрывов, обнаруживают черный алмаз в природе. Он крайне не...

monateka.com

Олимпийские игры в Древней Греции

Новосибирский Государственный Педагогический Университет

Институт Молодёжной Политики и Социальной работыРеферат на тему

«Олимпийские игры в Древней Греции»                                                                             Выполнила:  Студенка группы СР-42

                                                                                                       Махотина Екатерина

                                                                              Проверила:                      

                                                                                                                   Желтикова Наталья Юрьевна                                                                                              

Новосибирск , 2010Содержание.

Введение.

1. История Олимпийских игр

2. Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности.

3. Программа Олимпийских игр. Олимпионики.

4. Традиция зажжения Олимпийского огня

5. Значение олимпийских игр.

6. Влияние олимпийских игр на религию и политику.

7. Изучение Древней Олимпии.

Заключение

Список использованной литературыВведение.

С богами связаны все древнегреческие праздники и спортивные игры. Знаменитые Олимпийские игры, которые Древняя Греция подарила миру, были в эпоху античности не единственными. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г, до н. э. на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис в Олимпии. Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранние и более поздние -- храмы, сокровищницы, стадион, ипподром -- возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр. В храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная скульптором Фидием, которая считалась одним из семи чудес света. В священную рощу съезжались тысячи зрителей. Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и художников. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы. С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия. Известно, что в спортивных играх принимали участие лишь мужчины из числа свободных граждан, никогда не привлекавшиеся к суду и никогда не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не допускались даже в качестве зрителей под страхом смерти. Для них существовал и свои состязания -- в беге. Благодаря многочисленным текстам и росписям по керамике мы сейчас знаем, какие виды спорта существовали в Древней Греции: борьба, состязания бегунов на различные дистанции, метание копья, молота, диска, плаванье, кулачный бой, бег в полном вооружении, состязание колесниц, подъем тяжестей, панкратий (комбинация бокса и борьбы). Атлеты соревновались только обнаженными, чтобы продемонстрировать красоту своего тела. В этом наглядно проявлялась телесность древнегреческой культуры. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Правила запрещали убивать противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями. Торжественно происходило и награждение победителей. Победители игр (олимпионики) награждались венками из дикой сливы, росшей около храма Зевса. В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной город превращалось в нестоящий триумф. Весь город выходил ему навстречу, городские власти устраивали пир, а на площади возводили статую победителя: он становился национальным героем и в течение всей жизни пользовался уважением.

Помимо Олимпийских, в Древней Греции проходили Пифийские игры в Дельфах, посвященные Аполлону, Истмейские игры в честь бога Посейдона, Немейские игры, прославляющие Зевса. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам -- «аретэ», и моральное право властвований над людьми. В них как нигде проявлялась такая черта древнегреческая культуры, как состязательность.  История Олимпийских игр

Олимпийские игры -- древнейшие и наиболее популярные спортивные мероприятия в Древней Греции. Впервые (хотя, по легендам, эта попытка получается третьей) состоялись они в 776 году до н. э. и являлись частью празднества, посвященного Зевсу. Год проведения первой Олимпиады греки считали для себя очень важным, и поэтому с него началось античное греческое летоисчисление.

Второй попыткой возобновления Олимпийских игр Греция обязана Гераклу. Шестым подвигом Геракла было очищение "авгиевых конюшен" -- скотного двора Авгия. Авгий был сыном Гелиоса и царем Элиды. Неисчислимы были богатства его, а особенно -- стада. Триста белоногих быков, двести -- красных, как пурпур, двенадцать -- белоснежных, как лебеди, и один -- сияющий, как звезда. Неудивительно, что хлева царского дома были весьма запущенны. И вот эту помойку и предложил Авгию очистить Геракл за один день и десятую долю его стад. Авгий согласился на столь выгодное предложение и, как оказалось, прогадал. Геракл направил на скотный двор потоки двух элидских рек -- Алфея и Пенея, а после просто восстановил разрушенные водой стены. Авгий не захотел расставаться со своими любимыми животными и выгнал Геракла. Геракл через несколько лет вторгся в Элиду с большим войском и убил Авгия. В честь победы Геракл принес традиционные жертвы богам, высадил рощу олив (впоследствии олимпиоников увенчивали венками из веток именно этой рощи) в честь Афины Паллады и учредил Олимпийские игры.

Начиная с 660-го г. до н. э. -- то есть, с 30-х игр -- к состязаниям были допущены все жители материковой Греции, а через 10 игр (40 лет) в Олимпиадах стали принимать участие и жители греческих колоний. Олимпийские игры завоевали широкую популярность, а победители могли рассчитывать на щедрый приз, почести и всенародную славу. Олимпионик "короновался" хрестоматийным оливковым венком (ветви для которого срезал золотым ножом мальчик, сын свободных и здравствующих родителей) и награждался пальмовой ветвью. Плутарх писал о том, что победивший на Олимпийских играх афинянин получал в награду 500 драхм, что было весьма немалой суммой. Также в честь атлетов-победителей устанавливались скульптуры -- иногда в самой Олимпии у святилища Зевсу, иногда на родине героя. Однако согласно Плинию, сходство эти скульптуры имели только с трехкратными победителями Олимпиад, остальные же могли довольствоваться лишь идеалистическим образом в свою честь. Родина не оставалась в долгу перед своими героями -- они обычно получали ряд экономических и политических привилегий вплоть до освобождения от всех государственных повинностей, а в некоторых случаях даже обожествлялись. В дополнение к перечисленным наградам олимпионики до конца своих дней могли рассчитывать на бесплатные обеды в городском управлении, что было для них более приятно и полезно, чем изваяние, не имеющее к тому же фактического сходства. Медные статуи Зевса (на дорическом диалекте называвшиеся занами), посвященные опозорившим себя участникам (например, уличенным в мошенничестве, подкупе и пр.) игр, выполнялись на деньги, полученные в виде штрафов, и ставились по сторонам дороги, ведущей на олимпийский стадион. Греки очень любили вещественные напоминания о событиях.

С 15-й Олимпиады -- 720 г. до н. э., Спарта, имевшая характер военно-организованного родового союза, становится доминирующим по количеству победителей государством. С 15-й по 50-ю Олимпиаду (720--576 гг. до н. э.) сохранились фамилии 71 победителя, из которых 36 -- спартанцы. Например, известен некий спартанец Гипосфеп. Впервые он победил в борьбе среди юношей, позднее перейдя во "взрослую" категорию, и там на протяжении пяти Олимпиад одерживал победу. Другими словами, он успешно выступал в состязаниях борцов в течение 24 лет.

В эпоху греческой колонизации влияние Олимпии постепенно распространяется на Малую Азию и прилегающие к ней острова. На 23-й Олимпиаде в кулачном бою победил Ономаст из Смирны, который разработал и правила состязаний кулачных бойцов. На 46-й Олимпиаде победителем в беге стал Полимнестор из Менеста, про которого рассказывают, что он догнал на пастбище зайца.

Нумеровать Олимпиады стали лишь 600 лет спустя после их начала. Во 2-м в. до н. э. астроном и географ из Александрии Эратосфен разработал точную хронологическую таблицу, в которой все известные ему политические и культурные события датировал по Олимпиадам (то есть, по четырехлетним периодам между играми), опираясь при этом на составленный им список олимпийских победителей.

Высший расцвет Олимпийских игр приходится на VI--IV вв. до н. э. -- Олимпиады становятся общегреческим праздником, а Олимпия -- центром всего спортивного мира. Кроме прочего, Греко-персидские войны первой половины VI в. до н. э. сумели сплотить (хоть и ненадолго) враждовавшие между собой греческие города, и Олимпиады явились олицетворением этого единства.

                        Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности.

Проведение игр сопровождали определенные условия. Итак, олимпиада имела место быть раз в четыре года при первом полнолунии после летнего поворота солнца (обычно в конце июля -- начале августа). Еще весной во все стороны рассылались гонцы-спондофоры с объявлением даты грядущей олимпиады, назначенной специальным комитетом. Распорядителями и судьями игр с 572 г. до н. э. были избираемые из граждан области Элида элланодики числом в 10 человек. Жестким условием проведения олимпиады являлось всеобщее перемирие (т. н. божественный мир -- экехерия) -- никаких военных действий и никаких смертных казней. Экехерия длилась два месяца, и нарушение ее каралось крупным денежным штрафом. Так, в 420 г. до н. э. независимые спартанцы вели в Элиде боевые действия с участием тысячи гоплитов, за что были подвергнуты штрафу -- 200 драхм за каждого воина. Отказавшиеся платить, они были отстранены от участия в играх.

Тренировавшиеся в течение года атлеты за месяц прибывали в Олимпию, где участвовали в отборочных мероприятиях и продолжали тренировки в специальном гимнасии, представлявшем собою окруженный колоннадой двор с дорожками для бога, площадками для метаний, борьбы и т. п., палестрой и жилыми помещениями для спортсменов.

Состав участников и зрителей также регламентировался особыми правилами. С 776 до 632 гг. до н. э. состязаться на олимпиадах имели право лишь свободные граждане греческих полисов не старше определенного возраста, не совершившие преступления или святотатства. Позже к участию стали допускаться и римляне, если им удавалось подтвердить с помощью хитроумно составленных генеалогий, что они -- потомки чистокровных греков. С 632 г. до н. э. (37-я олимпиада) вводятся соревнования и между мальчиками. Варвары и рабы (под надзором хозяев) допускались только в качестве зрителей. Женщины (исключая жриц Деметры) не имели права даже посещать соревнования, хотя девочкам этого не запрещалось. Ослушниц ждало весьма суровое наказание -- их сбрасывали с горы (наверное, намек на несчастного Миртила). Однако исполнения подобной кары не зафиксировано. В истории античных Олимпийских игр известен один лишь случай, когда женщина все же присутствовала при состязаниях. В 404 г. до н. э. некая гречанка по имени Каллипатейра, тренировавшая собственного сына, кулачного бойца Эвкла Родосского, пришла на стадион, облачившись в мужской плащ-гиматий. В порыве радости от победы отпрыска Каллипатейра, совершив неосторожное движение, явила миру свои первичные половые признаки. Обман раскрылся. Но нет правил без исключений: поскольку ее отец, три брата, племянник и сын были олимпийскими победителями, судьи все же избавили ее от наказания. Однако внесли в правила проведения олимпиад следующее условие -- отныне тренеры спортсменов-участников должны были присутствовать на стадионе обнаженными.

В течение почти трехсот лет Олимпийские игры продолжались три дня. Первый и последний дни были посвящены торжественным церемониям, процессиям и жертвоприношениям, состязаниям отводился всего лишь один день.

У женщин были свои атлетические игры -- Гераи, посвященные культу Геры. Основательницей олимпийских игр для девушек считали Гипподамию -- жену Пелопса, если вы помните, не так уж легко ему доставшуюся. Игры проводились каждые четыре года независимо от Олимпийских. Женщины бегали с распущенными волосами в коротких туниках. Для бега им предоставлялся олимпийский стадион, только дистанцию укорачивали. Победительницы увенчивались венками из ветвей маслины и получали часть коровы, принесенной Гере в жертву. Также они могли поставить статую с высеченным на постаменте именем.

Немного подробнее о самих состязаниях, которые отличались некоторым своеобразием. Например, состязания борцов (пюгме, панкратий, пале) по сравнению с современным могут показаться довольно варварскими. Вместо боксерских перчаток руки спорсменов обматывались гимантами -- специальными кожаными ремнями (позднее с металлическими бляхами), а сами борцы были обильно смазаны оливковым маслом, что, согласитесь, усложняло борьбу. Бить соперника позволялось как угодно, но поскольку удары по корпусу не имели значения, то целью являлась голова противника. Запрещалось лишь кусаться и бить в уши и глаза. Понятия "весовая категория" не существовало. Поединок мог длиться довольно долго, поражением считалось падение на землю или просьба о пощаде. Бывало, что проигравший платил жизнью, не говоря уже о многочисленных травмах. Если на земле оказывались оба борца, то судьи засчитывали ничью. Боец, трижды коснувшийся земли и прекративший борьбу, назывался триадденом.

Самым курьезным и трагическим за всю историю Олимпийских игр можно назвать поединок в панкратии на 53-й Олимпиаде в 564 г. до н. э. Противник трехкратного чемпиона Аригиона Фигалетского сдавил ему горло ногами, намереваясь задушить. Из последних сил Аригион сломал сопернику щиколотку, заставив его просить пощады, тем самым признавая себя побежденным. Однако это отчаянное усилие стоило Аригиону жизни. Судьи, оказавшиеся в довольно затруднительном положении, поскольку один из борцов сам признал поражение, а второй умер, после продолжительных прений нашли оригинальный выход: тело Аригиона было поставлено на пьедестал почета, и на голову трупу надели оливковый венок.

Бег являлся старейшим, а до 13-й олимпиады и единственным, состязанием в Олимпийских играх. Атлеты бежали обнаженными (отсюда название упражнений - гимнические, гимнастические, от греч. gymnoi -- нагой). А длина арены -- один стадий -- дала название и площадке -- стадион. Но об этом позже. Беговая дорожка не была круговой, как сейчас -- атлеты бегали по прямой, туда и обратно, как во время броска воинского соединения. Бег с оружием -- гоплитодромос -- наиболее наглядно демонстрировал это.Дискометание известно еще из поэм Гомера как одно из любимых упражнений греков не только в мирной жизни. Атлеты-дискоболы метали диск без раскручивания, что было обусловлено сомкнутым строем воинов -- метание могло производиться только в вертикальной плоскости.

Любимым состязанием многих мифических героев было копьеметание. Оно также обязано своему происхождению боевым упражнениям. Копье имело кожаную рукоятку, при помощи которой копьеметатель в момент броска сообщал ему вращательное движение вокруг оси. По оценке результатов копьеметание делилось на два вида: “экеболон”, где определяющей была дистанция, которую пролетело копье, и “стохастикон”, где судили по поражению специальной цели.

Надо полагать, что самыми зрелищными и захватывающими были иппические состязания. За победу в них чествовался не возница, а владелец коней и колесницы. Именно поэтому состоятельные греки из всех видов соревнований отдавали предпочтение конным. Более того, атлетом мог быть любой грек (с небольшими оговорками, о которых шла речь ранее), то есть богатый аристократ запросто мог встретиться в схватке с простолюдином из захолустного городишки, да еще и не получившего хорошего воспитания. А вот выставить колесницу с достойными лошадьми было под силу даже не каждому богачу.

                                         Программа Олимпийских игр. Олимпионики.

Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр для отборочных тренировок. Сами игры в 5 веке до н. э. длились 5 дней: в 1-й день, когда участники Игр перед алтарем Зевса приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, происходили жертвоприношения; во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й состязания мужчин, в 4-й конные ристания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград.

Первым победителем на Олимпийских играх считался элеец Кореб (776 до н. э.), который выиграл состязание в коротком беге на 1 стадий (192,27 м). В 14 Олимпиаду (724 до н. э.) в программу Игр вводится двойной, т. е. на 2 стадия, бег-диавлос, в 15-ю (720 до н. э.) длинный бег-долихос (от 7 до 24 стадиев), с 18-й (708 до н. э.) борьба и пятиборье, или пентатлон, состоявшее из прыжков, бега, борьбы и метания копья или диска. С 23 Олимпиады (688 до н. э.) появляется кулачный бой. В 25-ю впервые вводится бег колесниц, запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, в 33 (648 до н. э.) верховые скачки на взрослых лошадях и панкратий (борьба без правил и состязание на кулаках). В 65-ю Олимпиаду (520 до н. э.) в программу включен бег в полном вооружении гоплитодром. В 70-ю Олимпиаду (500 до н. э.) появляется бег апены (колесницы, запряженной мулами), в 71-ю (496 до н. э.) кальпа (попеременный бег и скачка на колеснице), в 93-ю (408 до н. э.) синорида (бег колесниц, запряженных двумя взрослыми лошадьми), а с 99-й Олимпиады (384 до н. э.) бег колесниц, запряженных молодыми лошадьми. В 131 Олимпиаду (256 до н. э.) введены верховые скачки на жеребятах, а в 145 (200 до н. э.) панкратий для мальчиков.

С 720 до н. э. атлеты, ранее выступавшие в набедренных повязках, состязались обнаженные. Состязания проходили по группам, на которые спортсменов разделяли по жребию (по 4 человека). Победителю элланодики вручали пальмовую ветвь, с которой он должен был прийти на вручение наград.

Имя победителя-олимпионика, имя его отца и отечество торжественно объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. Олимпионики были столь знамениты, что год олимпиады часто назывался по имени победителя. С 7 Олимпиады (752 до н. э.) атлеты награждались венками из ветвей «маслины прекрасных венков», по преданию, посаженной еще самим Гераклом; с 60-й им позволялось поставить в Альтисе свою статую. Во время пира, следовавшего за состязанием, в честь олимпиоников пелись торжественные гимны-эпиники, составленные знаменитыми поэтами Пиндаром, Симонидом, Вакхилидом и др. Древние греки считали победу знаком расположения божества, внимания Зевса к атлету и к городу, откуда он родом. На своей родине олимпионики освобождались от всех государственных повинностей и пользовались почетными местами в театре и на всех празднествах; известны случаи, когда олимпионики обожествлялись и почитались как местные герои.

Традиция зажжения Олимпийского огня

История свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи - состязания бегунов с горящими факелами.

Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса.

Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.

Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.

Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже - иногда - континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей. Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев - торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие.Значение олимпийских игр.

Олимпийские игры были объединяющим центром всего эллинского мира, священные послы теоры представляли в Олимпии все греческие государства. Особо почитали Олимпийские игры греки из отдаленных мест, которым они помогали поддерживать связь с метрополией. Многие греческие города устраивали у себя игры по подобию Олимпийских или сооружали храмы Зевса Олимпийского (в Афинах, Халкедоне, Акраганте, Сиракузах и др.).

В Олимпию съезжались художники и поэты, с 50-й Олимпиады утвердился обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения и произносить стихи. Геродот, вернувшись с Востока, читал здесь главы своей «Истории»; в Олимпии вел свои беседы Сократ, ходивший туда пешком из Афин, со своими сочинениями выступали Платон, Эмпедокл, Софокл, Исократ, Демосфен и др. Греческие государства во время Олимпиад объявляли о заключении важных договоров, скрепляя их клятвами у алтарей богов и уведомляя о том всю Грецию. Имя, торжественно объявленное на Олимпийских играх, становилось известно всему грекоязычному миру. На рубеже 4-3 веков до н. э. историк Тимей Сицилийский предложил вести летосчисление по Олимпиадам, четырехлетним временным отрезкам, от одной Олимпиады до другой.

Ко 2 веку до н. э. Игры теряют свое великолепие, все больше превращаясь в событие местного значения. В 85 до н. э. римский полководец Сулла, позволивший своим солдатам опустошить сокровищницы Олимпии, перенес Игры в Рим (175-я Олимпиада-80 до н. э.), но через 4 года они возобновляются в Греции. С великой пышностью состязания были восстановлены римским императором Августом. Германик получил на играх венок, Тиберий в 4 г. до н. э. стал победителем в беге колесниц. В нарушение всех вековых правил император Нерон объявил игры на 2 года ранее положенного срока, приказал уничтожить статуи всех прежних олимпиоников и ввел певческие состязания, в которых и стал первым «победителем». После его убийства игры были объявлены недействительными. В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого.

В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению.

Влияние олимпийских игр на религию и политику.

Для греческого мира уже в VI в. до н. э. характерны два явления: с одной стороны, сильное развитие партикуляризма, цепкое отстаивание своей самостоятельности каждым из бесчисленных городов-государств и, с другой стороны, наличие институтов, объединявших в какой-то мере эти государства, напоминавших им о связи, существовавшей между ними, признание некоторых общеэллинских учреждений н обычаев. Одним из таких, объединявших всех зллинов, пусть на короткое время, институтов были общегреческие религиозные празднества и связанные с ними состязания.

Среди них важнейшее место занимали жертвоприношения Зевсу в Олимпии и общегреческие состязания, устраиваемые после религиозной церемонии. Ф.Ф.Зелинский когда-то заметил, что было бы неправильно сравнивать древнегреческих поэтов, прославившихся своими стихотворениями в честь победителей на Олимпийских играх и в честь коней, одержавших эту победу, с современным поэтом, который палисад бы стихи мя прославления лошади, взявшей первый приз на скачках в Дерби. И действительно, при таком сопоставлении сразу делается ясным, что перед нами явления совершенно разного рода. И дело не только в том, что Олимпийские игры были понятны и близки сердцу каждого грека, а не одним лишь представителям зажиточного меньшинства, и не в наличии в древности религиозного момента, но и в том, что празднества, совершавшиеся в Олимпии с такой торжественностью каждые четыре года, имели не одно религиозное, но и политическое значение. При тесной связи которая существовала в античности между государством и религией, это вполне понятно.

Общее значение Олимпийских состязаний для греков выступает достаточно ясно в одном из рассказов Геродота, где идет речь о прибытии в Египет вестников от элидян. Эти вестники хвалились, что они из всех людей наисправедливейшим и прекраснейшим образом организовали состязания в Олимпии, и думали, что и египтяне, мудрейшие из людей, не смогли бы изобрести ничего другого.

Но еще важнее другое известие, относящееся к тому времени, когда над Элладой нависла страшная угроза. Полчища персов находились уже на греческой земле. Казалось бы, все другие соображения должны были отойти на задний план перед мыслью о необходимости сосредоточить все силы для отпора врагу. Но греки действуют иначе. Спартанцы отправляют царя Леонида с небольшим отрядом в Среднюю Грецию, обрекая его на верную гибель. Выступить же со всеми силами они предполагают после: «(теперь) им мешало Карнейское празднество». И такие же намерения, прибавляет Геродот, были и у прочих союзников, так как одновременно происходил праздник в Олимпии (VII, 206). Таким образом, даже настоятельная военная нужда не могла отвлечь эллинов от религиозного торжества (может быть, намеки на эти события содержатся у Фукидида ).

Победе на Олимпийских играх придавалось в VI в. до н. э. огромное значение: победитель становился первым человеком своего полиса не только в сознании своих сограждан, но и всех греков. Вспомним, что ожидало олимпионика по возвращении на родину: торжественную встречу при его въезде в город, шествие к храму Зевса, пир, привилегии, которые получал победитель, статуи, воздвигавшиеся в его честь, оды, заказанные лучшим поэтам своего времени, легенды, создававшиеся вокруг его имени, божеские почести, иногда оказываемые ему. Все это объясняется не только пристрастием эллинов к спортивным состязаниям, но имеет другой, более глубокий смысл. Поэтому при изучении политической история архаической Греции нельзя пройти мимо вопроса об олимпиониках, тем более что в источниках мы находим интересные в этом отношении известия.

Каково бы ни было происхождение Олимпийских состязаний -- связаны ли они с погребальными обрядами, или с периодической борьбой царей-магов за власть, или, наконец, с культом Зевса как бога войны -- в VI в. победа на этих играх имела сильный политический резонанс. Гардинер, являющийся горячим противником религиозной теории происхождения Олимпийских состязаний, прав в известной мере в своей критике попыток истолковывать многие обычаи или обряды позднейшего времени, притом существовавшие не только в Олимпии, как доказательство в пользу этой теории. Но то, что он отрицает религиозный характер состязаний и утверждает, что их происхождение не связано с религией, представляется малоубедительным, -- особенно в свете того огромного сравнительно-исторического материала, который был собран Фрэзером по вопросу о различных способах передачи царской власти. Но нас в связи с дальнейшим изложением интересует не столько вопрос о происхождении и первоначальном характере Олимпийских игр, сколько о том, чем они были в VI в. до н. э.

Этот век был периодом быстрого роста их известности и значения по сравнению с предшествующим временем. Свидетельством этого служат прежде всего произведения искусства. В Олимпийских состязаниях теоретически мог принимать участие каждый желающий из эллинов, но фактически они были доступны для людей зажиточных, а состязания в беге на колесницах -- только для богачей-аристократов или тиранов: слишком велики были расходы на содержание лошадей, на подготовку к бегу и проч. Таким образом, в период господства аристократии Олимпийские игры делались как бы ареной, на которой проявлялось соперничество не только знати разных полисов, но и знатных родов внутри полиса. Можно выразиться точнее: победитель в беге на колесницах в Олимпии был потенциальным претендентом на власть в родном городе, возможным тираном. И, наоборот, тираны, уже захватившие власть, стремились одержать верх в состязаниях в Олимпии или на Пифийских празднествах (имеем в виду в особенности бег колесниц) и нередко, располагая огромными средствами, оказывались победителями. Геродот рассказывает, что еще аргосский тиран Фейдон, которому он дал такую нелестную характеристику (Фейдон, по его словам, «наглостью превосходил всех эллинов»), был заинтересован в руководстве Олимпийскими состязаниями. Действовал этот тиран весьма активно: он выгнал элейских устроителей состязаний и присвоил себе право судить состязающихся.

Связь между тиранами и олимпиониками легко может быть установлена, если проследить список олимпиоников конца VII--VI в. до н. э. Уже Мирон Сикионский, дед Клисфена, одержал в конце VII в. победу в состязаниях на колесницах. Его внук Клисфен, породнившийся с Алкмеонидами (он отдал свою дочь замуж за Мегакла, сына Алкмеона), по-видимому, придавал большое значение участию в общегреческих состязаниях. Он оказался победителем в 576 или 572 г.

К концу VII или началу VI в. относится единоборство (из-за обладания Сигеем) Питтака, тирана Митилены, и афинянина Фринона, победителя в панкратии. Помимо Клисфена Сикионского, и другие тираны принимали участие в состязаниях -- Писистрат, сицилийские тираны Гиерон, Гелон, Ферон, тиран Акраганта, царь Кирены Аркесилай IV. Интересна в этой связи п история спартанского царя Демарата, вынужденного впоследствии бежать из Спарты. Правда, причина бегства Демарата, согласно Геродоту, была совершенно иная: оскорбление со стороны другого царя, Леотихида. Но здесь могло быть и затемнение традиции. .Во всяком случае Демарат-олимпионик -- личность необыкновенная: в разговоре с матерью он, призывая Зевса Геркея, хранителя его дома, просит открыть ему тайну его рождения, и далее выясняется, что его отцом был бог. Олимпиоником, может быть, был и тесть царя Леотихида, врага Демарата, Диакторид.

Олимпионик -- частное лицо -- возбуждал опасения тирана настолько серьезные, что иногда для устранения победителя -- и, очевидно, соперника -- прибегали даже к убийству. Подобный случай можно встретить в истории Афин VI в. Соответствующие известия -- лишняя черточка в быту того времени, характеризующая острое соперничество знатных родов.

Чем же можно объяснить связь между победой в Олимпии и стремлением или возможностью захвата власти в родном городе?

Олимпионик, с точки зрения истории древнейших культов, представляет собою нечто подобное Rex Nemorensis: он царь-маг, обеспечивающий плодородие почвы, обусловленное таинственным взаимодействием неба и земли. Бег на колесницах носил первоначально ритуальный характер и, как это отразилось в мифах и сообщениях позднейших писателей, решал вопрос о том, кто будет басилевсом нового года.Олимпионики представляли некоторую угрозу для правящего в городе тирана. Выход из положения был различный: олимпионик мог передать свою победу правителю полиса, из которого он был родом, или даже тирану другого полиса; мог покинуть родину с тем, чтобы основать другой город и сделаться там тираном, или, наконец, тиран мог прибегнуть к насильственному устранению возможного претендента. Во всяком случае отрицать известное политическое значение победы на колесницах в Олимпии для VI--V вв. до н. э. едва ли возможно.

Заключение.

Олимпийские игры в ХХ столетии стали одним из многочисленных денежных шоу, превратившись в средство низкопробной массовой национальной пропаганды, вовремя и без сбоев поставляя необходимую норму адреналина в застоявшуюся кровь уставшего человечества.

Но на заре своего существования Олимпийские игры имели принципиально другое значение. Это был комплекс ритуалов и спортивных состязаний, направленный на религиозное и культурное объединение Эллады.

Подобные игры были распространены в XI-IX веках до н.э. Спорт той эпохи можно назвать аристократическим, потому что в состязаниях участвовали в основном представители знати. Состязания проводились, видимо, от случая к случаю: не существовало специального места проведения соревнований, не было системы правил, института судей. Призы выдавались всем участникам соревнований, даже если они занимали последнее место, причем победа в заезде на колесницах, в кулачном бою или борьбе оценивалась гораздо выше, чем все остальные, так как эти виды спорта считались наиболее благородными.

В проведении игр существует некая закономерность: в гомеровский период состязания устраивались по воле какого-либо знатного человека или царя, позже соревнования стали устраиваться как бы по установлению богов, в местах, связанных с чудесами. Например, Пифийские игры, проводившиеся в Дельфах, были посвящены Аполлону, который, по преданию, после своей победы над гигантским драконом Пифоном учредил музыкальные соревнования, а позже к ним добавились поэтические, атлетические и конные.

Система проведения и идейная направленность Олимпийских игр, разработанный кодекс правил, четкая шкала ценностей - все это вместе повлияло на создание образа "kalos kagatos", т.е. в дословном переводе прекрасно-благого человека. Это был идеал всесторонне развитого человека, прекрасного телом и душой. Такой герой мог потягаться с богами, если бы не был взращен на идее почитания богов и обязательной верности заветам предков. Этот образ волновал и скульпторов, и писателей античности в течение столетий. В изобразительном искусстве каноном совершенства считается статуя Поликлета, изображающая юношу-копьеносца. Одним из примеров такого типа в литературе является образ Исхомаха в произведениях Ксенофонта.

Спустя несколько столетий сюда пришли христиане, разграбили сокровищницы и уничтожили все, что не смогли унести (а среди всего прочего и чудо света - знаменитую статую Зевса работы Фидия). Затем по этой земле прошлись варвары, и пара землетрясений довершили дело разрушения.Список использованной литературы.1. Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Олимпийские Игры. М., 1958.2. Шебель Т. Олимпия и ее игры: Пер. с нем. Л., 1971.3. Соколов Г. И. Олимпия. М., 1980.4. Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.5. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М, 1989г.6. Поль Гиро. Частная и общественная жизнь греков.,М, 1999г.

www.coolreferat.com