Игпзс древний египет. Древний Египет, Создание государства, Государственный строй - История государства и права зарубежных стран - Маймескулов ПМ Библиотека русских учебников
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекции - история государства и права зарубежных стран - файл 1.doc. Игпзс древний египет


Лекции по истории государства и права зарубежных стран

ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Лекция №1.История государства и права стран Древнего Востока. 

 1. Организация общественной власти    и управления в догосударственном обществе

         История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй охватывает по времени более 2 млн. лет. В этот период происходит складывание человека как биосоциального существа, переход от присваивающего к производящему типу хозяйства.

Первоначально люди вели бродячий образ жизни, объединяясь в небольшие изолированные группы под руководством вожаков. Эту простейшую форму общественной организации и регуляции часто называют первобытное стадо или праобщина. Но именно в ее среде начинают формироваться первые поведенческие стереотипы, правила, запреты, прежде всего в брачно-половых отношениях. Введение экзогамии, т.е. запрета на браки между кровными родственниками, и переход к производящему хозяйству (т.н. неолитическая революция) предопределили возникновение устойчивых семейно-клановых групп - родовых общин.

В основе родовых общин лежали родственные отношения: Они объединяли несколько поколений, происходящих от общих предков. На базе культов, обрядов, традиций в родовых общинах складывались несложные правила поведения - обычаи, соблюдение которых было для всех обязательно. Эти нормы были проникнуты духом коллективизма, предусматривали взаимную поддержку членов общин, регулировали хозяйственную деятельность и брачные отношения, устанавливали различные запреты (табу) и жесткие рамки поведения для членов общины. Строго регламентировался порядок распределения добытого общиной продукта. В случае нежелания подчиняться этим нормам нарушитель подвергался избиению, изгнанию и даже казни.

Реальную основу рода составляло общее право на его имущество, совместное управление, распределение и исполнение обрядов.

По мере усложнения социальной и хозяйственной структуры власть вождя семейно-клановой группы становится в большей степени властью положения, все более связывается с ее статусом, а не с личностью.

Важнейшим последствием неолитической революции было развитие межродовых связей и переход от родовой к соседской общине, возникновение более крупных социальных образований - племен и фратрий. Складываются органы управления - племенной совет, куда входили старейшины родов и общин, а также вожди племен.

разделение? труда, рост его производительности, появление прибавочного продукта привело к возникновению условий имущественного неравенства между отдельными общинами и внутри них. Формирующаяся управленческая верхушка стремилась закрепить власть за своими семьями и расширить объем привилегий.

Организаторская деятельность приобретала политический характер, институты общинной администрации постепенно становились замкнутыми и отрывались от породившего их общества. Зарождающееся государство, используя внешнее принуждение для поддержки определенных норм и правил, формирует новый инструмент общественного управления - право.

 2.      ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

 Государство Древнего Египта образовалось в Северо-Восточной части Африки, в нижнем течении реки Нил. Развитое сельское хозяйство Древнего Египта, связанное с поливным земледелием, ранним строительством, ирригационных сооружений, использование труда рабов-военнопленных способствовали социальному расслоению общества, выделению управленческой верхушки. Объединение сельских общин для совместного ведения ирригационных работ привело к формированию первых государств - номов. Постепенно выделяется сильнейший ном, цари которого сначала объединили Верхний (Южный) Египет, а к концу IV тысячелетия до н.э. захватили весь Египет.

 2.1.  Источники знаний о государстве и праве Древнего Египта

 До нашего времени дошло незначительное количество письменных источников о государственном устройстве и праве Древнего Египта, поскольку папирус, на котором писали египтяне, очень недолговечный материал. Наиболее значительными из сохранившихся памятников являются: "Речение Ипувера", "Поучение Птахотепа", "Пророчество Неферти", "Книга мертвых". Дополнительную информацию содержат сочинения греческих авторов, прежде всего Геродота, надписи на стенах дворцов и храмов, памятники археологии.

 3.2. Периодизация истории возникновения и становления Древнего Египта

История Древнеегипетского государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.     

Раннее царство. Египетское государство этого периода еще мало отличается от племенного союза. Хотя государство и считало себя верховным собственником земли, взимая часть дохода свободного населения в виде налогов, фактически владели землей общины. Свободные крестьяне-общинники составляли основную часть населения. В этот же период происходит складывание обширного царского хозяйства и крупных хозяйств храмов и родовой аристократий. Многочисленные войны, которые велись в этот период, служили источником приобретения пленников-рабов, основной рабочей силы этих хозяйств.

В период Раннего царства цари Верхнего Египта покорили Нижний Египет, было образовано единое государство. В этот период происходит складывание  государственного аппарата.

Во главе государства стоял царь - фараон. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением личности фараона. Рабовладельческая знать составляла двор фараона, занимала важные должности в самом царском хозяйстве.

Одной из основных задач государства этого периода была организация орошения земель. Верховое руководство этими работами находилось в руках государства и его чиновников.

В административном плане Египет делился на области (номы), управление которыми осуществляли номархи. Постоянное войско еще только формируется.

Древнее царство. Основной хозяйственной и общественной ячейкой в этот период продолжает оставаться сельская община. Земледельцы-общинники составляли основную массу населения, привлекались к принудительному труду на строительство каналов, дамб, дорог, крепостей и т.п. Периодически проводились переписи "людей, скота и золота", на основе которых устанавливались налоги и повинности. Внутри общины усиливается социальное расслоение/Значительная часть обедневших общинников составляет категорию "слуг царя", т.е. зависимых, полусвободных работников, которые трудились под надзором царских надсмотрщиков. "Слуги царя" могли иметь незначительное личное имущество и получали пропитание из царских складов.

Широко использовался труд рабов, хотя они ещё не являлись преобладающей рабочей силой. Существовал рынок рабов, людей продавали и покупали. Основными источниками пополнения количества рабов были плен, самопродажа за долги, превращение в рабов преступников.

Верхушку общества составляли жречество и номовая родовая аристократия, обладавшие крупными земельными владениями и занимавшие ключевые посты в управлении.

Государственная власть формируется в виде "восточной деспотии". Для нее характерны централизация управления, использование аристократического чиновничества, обожествление фараона и его деяний. Фараон был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников, командовал армией. Считалось, что от фараона-бога зависит урожай, справедливость в государстве и его безопасность;

Фараону принадлежало верховное право на земельный фонд государства. Он мог жаловать землю с государственными рабами своим подданным, даровать титулы.

'Непосредственное управление в Древнем Египте возглавлялось первым сановником джати. Он осуществлял контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжался земельным фондом, системой водоснабжения, контролировал набор войска, строительство крепостей, флота, ему подчинялось судебное ведомство - "шесть великих Домов". О наиболее важных делах джати ежедневно докладывал фараону и следил за выполнением полученных от фараона указаний. Обычно должность "джати" исполнял кто-либо из близких родственников фараона. Существовали и специализированные ведомства, главы которых находились под контролем джати. Наиболее важное значение среди них имели военное ведомство, ведомство общественных работ,финансовое ведомство.            -.-.

Среднее царство. В этот период происходит значительное усиление номовой родовой аристократии. Общеегипетская власть фараонов приходит в упадок, страна распадается на полунезависимые области. Раздробленность Древнего Египта способствовала завоеванию его в XVIII в. до н.э. гиксосами.

В период Среднего царства происходят и важные изменения в социально-экономической жизни страны.

Неэффективность подневольного труда земледельцев способствует .развитию в царско-храмовых хозяйствах надельно-арендных отношений. Земля стала передаваться в аренду "слугам царя", которые обрабатывали ее в относительно обособленном хозяйстве, выплачивая в пользу храма, номарха, казны или вельможи часть урожая. Это ускорило развитие частного землевладения, товарно-денежных отношений, рынка, привело к определенным изменениям в социальной структуре. Из общей массы "слуг царя" выделяются "неджес" ("маленькие"), а среди них - "сильные• неджес";-,Неджес вместе с ремесленниками, будучи не столь прочно связанными с царско-храмовым хозяйством, продавая часть продукции на рынке, приобретают более высокий статус. Начиная со Среднего царства все большую роль в государстве наряду с номовой аристократией начинает играть нетитулованное чиновничество. Дети "сильных неджес" могли пройти обучение.в специальных школах под руководством царских писцов и по окончании получить ту или иную должность. В это время место в должностной иерархии, близость к фараону и двору полностью определяет и уровень благосостояния.

Наряду с неджес в это время появляется и особая категория "немху", куда входили земледельцы, ремесленники, мелкие чиновники, воины, чей социально-правовой статус мог быть изменен фараоном в зависимости от потребностей государства.

Новое царство. После поражения и изгнания племен гиксосов начинается период Нового царства. В этот лериод в результате многочисленных завоевательных войн Древний Египет превращается в огромную державу. Происходит усиление власти фараонов, укрепляется система централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, а те, в свою очередь, делились на области (номы). Вся власть в номах сосредоточивалась в руках царских чиновников. Города и крепости управлялись начальниками, назначенными царем. В системе госуправления возрастает значение армии и военачальников, которые играют важную роль и в системе хозяйственного управления.

Особенностью периода Нового царства является возвышение жречества. Последнее становится независимым от центральной власти и превращается в замкнутую наследственную касту.

К XI в. до н.э. Новое царство приходит в упадок. Единая государственная власть становится номинальной, усиливается противоборство между Севером и Югом.

Позднее царство. В этот период резче, чем прежде, обозначилось деление общества на свободных и рабов, получили распространение сделки по самопродаже в рабство, усилилось обнищание свободного населения.

Структура государственной власти остается прежней. Но в армии возрастает роль иностранных наемников. Само государство остается слабым. Древний Египет неоднократно становится добычей завоевателей: персов, войск Александра Македонского, римлян.

В 30 г. до н.э. Египет превращается в провинцию Древнего Рима.

  3.3. Источники права

Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активизируется законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о становлении кодификаций, однако до нас последние не дошли. Сохранившиеся сведения о египетском праве весьма кратки.

 3.3.1. Право собственности

В Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.

В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр.

 3.3.2. Обязательственное право

Существовало несколько видов договоров:  договор займа, дого-вор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества. Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий несколько заключений договора, оплату, вступление во владение, а также действия религиозного характера.

 3.3.3. Семейное и наследственное право

Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена.

 

3.3.4. Уголовное право

Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1) государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; 2) религиозные - убийство священных животных,чародейство; 3) против личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного; 4) против собственности - кража, обмеривание, обвешивание; 5) против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.   "..,•'

Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

 

3.3.5. Суд и судебный процесс

Суд на всех этапах истории Древнего Египта не был отделен от администрации. Высшей инстанцией, осуществляющей надзор за деятельностью судей, был фараон или джати, который мог пересмотреть решение любого суда. Различия между уголовным и гражданским процессом еще не существовало.

Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер.

kazbook.narod.ru

Древний Египет, Создание государства, Государственный строй - История государства и права зарубежных стран - Маймескулов ПМ Библиотека русских учебников

Глава 1 Древний Египет

1 Создание государства

О Египет справедливо говорили: \"Египет - дар Нила\" Египтяне понимали это и поклонялись Нилу, пели: \"Слава тебе, Нил, выходящий из земли, идет, чтобы Египет оживить, что орошает поля, который был создан й Ра, чтобы всех животных оживить \"Предки египтян когда-то жили в комфортных условиях там, где сейчас пустыня Сахара Там были влага, богатая растительность, животный мир Но суровая природа, а отчасти и сами люди превратили цветущую страну в пустыню и заставили людей прижаться к Нилдей пригорнутися до Нілу.

Чтобы получить подарки Нила, требовалась труд многих тысяч людей Это диктовало необходимость создания государства, а в дальнейшем обусловило ее характер История Древнего Египта и его культура относятся к в так называемых \"речных цивилизаций\" Из года в год, из века в век Нил диктовал условия производства, т.е. характер организации общества Рика сама по себе наводняли и орошала поля, а оросив, снова вступала в своих берегов Оросительные каналы, земляные валы и плотины постепенно образовали Бассейновый систему орошения, ставшая основой земледелия и развития городской цивилизации в Египте Земле робство, основанное на бассейновой системе, могло принести наибольшую пользу лишь тогда, когда использование вод по всей речной долине было объединено в четко организованную систему Такая система орошения изменило а не только характер хозяйства, но и характер социально-экономических отношений Стремительное увеличение объема работ, интенсификация и сезонность труда в период низкого стояния вод способствовали изменению характера ирригационных обязанностей Сейчас они стали более жесткими и имели исключительно принудительный характер Итак, хозяйственные интересы способствовали созданию централизованного государства с развитым аппаратом управления, как й осуществлял контроль за ирригациюонтроль за іригацією.

Первыми прототипами государств в Древнем Египте были объединения людей вокруг храмов Позже такие протогосударства были именуемые номами Территориально ном тянулся на десятки километров и к нему могла а входить большое количество мелких поселений Организующим центром таких поселений был храм Во главе этих древнеегипетских поселений стоял жрец-первосвященник, который позже получит административные и судов и полномочия Естественно, что правители разных номов не могли не соперничать между собой, результатом такой борьбы стала концентрация власти в руках сильных и могущественных На рубеже IV-III тысячелетий иття до н.э примерно по двадцать номов Верхнего и Нижнего Египта были объединены в руках двух правителей, а ожесточенная борьба между ними привела к победе правителя Верхнего Египта и слияние всех н омив к единому государству (отсюда - двойная корона египетских фараоновараонів).

2 Государственный строй

В истории государства и права Древнего Египта принято выделять следующие важные периоды

1 Раннее царство (примерно 3000-2800 годы до н.э)

В этот период произошло объединение всего Египта фараоном Нар-мэром (Менесом) Столицей объединенного Египта стал город Мемфис

2 Древнее царство (большая часть III тысячелетия до н.э)

В этот период складывается централизованная бюрократическая монархия, которая вела войны с соседними странами Создается общая для всего Египта ирригационная система, сводятся пирамиды и храмы

3 Период первого распада (2250-2050 годы до н е)

4 средних царство (2050-1700 годы до н е)

Египет снова становится централизованным государством благодаря усилиям Фиванской династии

5 Период второй распад (1700-1580 годы до н е)

В середине 17 века до н.э Египет потрясло восстание крестьян и рабов, вследствие чего царскую власть была ликвидирована, а около 1730 г до н е Египет завоевали гиксосы - воинственные племена севера, владычество в которых продолжалось примерно 150 Роки років.

6 После изгнания гиксосов сложилось Новое царство (примерно 1575-1087 годы до н.э) В этот период восстанавливается прежняя мощь Египта

Но распри внутри самой страны привели к тому, что в 532 г до н э Египет был завоеван Персией в 322 г до н э был включен в состав монархии Александра Македонского, а в 30 г до н э - прие объединены в Рим как одну из провинций Иногда этот период с 322 г до н е называют греко-римскигреко-римським.

Раннее царство

Египет - первая в истории мировая империя, огромное государство, создана не только путем завоевания соседних народов, а также благодаря действию природных факторов и территориальной изоляции В его состав во ийшлы Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые природные ресурсы области Древний Египет по своему политическому устройству представлял собой найцентрализованишу бюрократическую государство Древнего Востока Ему были присущи четкие функциональные обязанности чиновников разных ранговгів.

Раннему царству соответствуют I и II династии Именно в это время окончательно сложилась и закрепилась государство как единый и жесткий хозяйственный организм, в рамках которого удачно сочетались все реалии стародав в него египетского жизни Переводы называют Мину первым фараоном, от этой эпохи берут начало египетские летописи Официально провозглашалось, что фараона защищает царский бог Гор в виде сокола Опор у власти фараона составляли вельможи, высокие жрецы и чиновники Хотя бюрократическая система еще не знала строгого распределения функций и обязанностей, четко выделяют три ее уровня: центральный, региональный и м исцево Весь служивый люд, начиная с земледельца и заканчивая царскими слугами, обозначался универсальным термином \"хам\" Вельможи, правители областей по богатству могли конкурировать с правителем, их усыпальницы не уступали царскитупалися царським.

Фараон вел с ними совещания по важным вопросам Положение знатного человека определялось тремя условиями: древностью рода; размером землевладения и должности, которую она занимала

Ближайшим помощником царя был руководитель его дворца, он также считался хранителем казны государства Налицо - признаки дворцово-вотчинной системы Следующим по иерархии должностей идет заготовитель припасов в Был многочисленный штат писцов; все принималось во внимание и доложено царю Царь имел свое войско На местах царскую администрацию возглавляли номархи Царский престол могла занимать женщина, эта традиция с атвердилася еще за третьего царя первых династийнастії.

Становление государственности шло параллельно с усилением царской власти, правителю стали приписывать все победы Большие средства тратились на заупокойный культ, сооружение усыпальниц фараона, содержание я жрецов, призванных обеспечивать загробную жизнь правителя после того, как он переходил под власть Озириса - царя Мертвогох.

Итогом правления фараонов Раннего царства следует считать создание единого государства Вместе с тем переводы сообщают о борьбе фараонов против сепаратистов, объединившихся вокруг монарха Нижнего Египту.

Старое царство (большая часть III тысячелетия до н.э)

В период Старого царства была усовершенствована система водоснабжения, что позволило существенно поднять урожайность Все больше стали применять орудия из металла, бронзы, меди Этот период отмечен сооружен енням великих пирамид, подъемом производительных сил и массовой принудительным трудом сотен тысяч людей на строительстве усыпальниц, где хранились мумии царяів.

За счет войн возросло количество пленных рабов, особенно ливийцев, эфиопов Невольников продавали так же, как скот, инвентарь В хозяйственной жизни преобладали поместья вельмож, большие богатства имели и храмы Чиновники и служители культа получали владения за свою службу и могли распоряжаться таким имуществом В имениях фараона, вельмож, в храмах работало коренное население, труд иноплеменных рабов в таких хозяйствах не имела массового характера Рабы использовались в домашнем хозяйстве как слуги, ремесленники Власть фараона становится абсолютной Служба по ирригации и орошения, объявление войны, пр изначення должностных лиц, их перемещения, трудовые, финансовые повинности, служба судоходства, высший суд - все это считалось прерогативой фараона Он назначал, жалел, приказывал, казнил, миловал вводил новые приказы, отменял старые Ему предоставлялась божественная почет Только ближайшее вельможам разрешалось целовать ноги царя, всем остальным - то место, где он находился Помощниками фараона с Управления ния были высшие чиновники: по управлению хозяйством царя, председатель судебного ведомства по контролю за монархами, царскими окладами и мастерскими Имя подчинялась масса переписчиков В столице была игра доначальник Однако даже самые высокие чиновники не имели права вмешиваться в командование армией Командование ополчением, войском находилось в руках самого царя или его ближайшего родственника или поручалось дов Ирэна лицу, имела военный опыт, знания досвід, знання.

Свои должности вельможи обычно передавали по наследству, их сыновья сначала проходили что-то вроде стажировки как помощники, переписчики, учетчики

Правовое положение замужних женщин мало чем отличалось от правового положения мужчин Женщина могла находиться на государственной службе, заниматься наукой, иметь свои мастерские, столовые, выполнять функции жрецов при гробницах, распоряжались своим земельным наделом и другим имуществом Однако в ту эпоху юридическая практика еще не имела четких понятий собственности, владения и распоряжения Ближайшим окружением царь я были его родственникичі.

Старое царство представляло собой централизованную бюрократическую монархию Власть правителя обожествлялась, фараоны стали именовать себя \"вторым солнцем\", позже Сыном Ра (\"солнца\") Власть фараона была абсолютной Йом м приписывалось составление свода законов При вступлении на трон фараона присваивалось пять имен На официальных приемах он держал багатохвостовий кнут и посох в виде крюка - чтобы покорять и наказывать На знак особого привилегии фараону разрешалось куритьфараону дозволялося палити.

По традиции фараоны женились с сестрами (хотя и были исключения), брили голову Если на престоле появлялись женщины-фараоны, их изображали в шлеме с подвязанной бородой Возможно, женщины-фараоны не г хуже мужчин выполняли обязанность правителя, подтверждением чего является Клеопатра, которая оставила заметный след в политической истории своей страны Экономическую основу власти фараона составляли царские имения, угодья, огромное количество рабов Он получал большую часть военного добычи Основную массу чиновников составляли переписчики В Старом царстве перечень должностей мог составлять целый дом: советники, судьи начальники \"белого дома\", руководители, глашатаи, чиновники по иностранным делам, управления захваченными землями, контроля за сбором налогов, управления на местах, окладами, надзора за рабами, строитель ва путей, каналов и др. Каждый чиновник имел свой штат помощников Все записывалось, учитывалось, проверялось переписчиками, счетоводы, контроллерами В источниках упоминаются писцы различных ранг ей: царские, при судах, казны, налоговом ведомстве, царской библиотеке, храмовой казны Школы находились при храмах, там обучали чтению, писанию, рисованию Ученики изучали священные и классичес и тексты Много внимания уделялось изучению законов, истории, географии, будущих чиновников знакомили с основами строительства Народ чиновников боялся и ненавидел, ибо они не только жили за счет его труда, но и обворовывали фараона, брали взятки, злоупотребляли властью, совершали должностные преступления Высшую должность управляющего дворца и начальника ведомств (чата, визирь) по традиции имел занимать сын фараона или его ближайший родственник, иногда из касты жрецов Иногда визирь, чаты возглавляли всю систему управления сидел на сиденье со спинкой, рядом находился жезл, символ его власти, перед ним были разложены 40 кожаных свитков с законами Рядом стояли вельможи низшего ранга, в том числе начальник приемной, переписчики, при разборке жалоб ритуал требовал выслушать обе сторонав вислухати обидві сторони.

Функции верховного сановника были: наблюдение за состоянием военных крепостей, ирригационных сооружений, руководство взысканием налогов, разборки территориальных споров Он контролировал судебные органы, требует ав, чтобы решение судей принимались коллегиально, а не единоличноо.

Чата назначал чиновников к Верхнего и Нижнего Египта, о своей деятельности те докладывали ему раз в четыре месяца Жалобы и просьбы визирь принимал только в письменном виде Он докладывал фараону о состоянии дел в стране ежедневно Рядом с ним находился начальник казны (министр финансов) Управление строилось на жесткой субординации, административную власть не была отделена от судебной В ерховний сановник подписывал, скреплял указы фараона, принимал отчеты от других вельмож, просьба Помимо судебной палаты, в его ведомстве были казна, Дом оружия, архив, в котором хранились сведения и о переписи населения Вместе с правителем Дома войны (военным министром) он формировал ополчение, отвечал за строительство крепостей В отдельные периоды чата был главой столичного управления во в сановников занимали должности обычно по наследству, но формально их назначение утверждалось указом фараонм фараона.

Военное ведомство в Египте возглавлял специальный сановник - начальник Дома войск или Дома оружия Он подчинялся только фараону, руководил строительством укреплений, крепостей, военных кораблей лев, ему подчинялись мастерские по изготовлению оружия В военных походах и экспедициях армию возглавлял сам фараон Во время войны объявлялся набор в ополчение Любое выступление против фараона оскорбление его чести, достоинства объявлялись преступлением, тяжким грехом Фараон имел свой отряд охранникионців.

Религия того времени утверждала, что нет различия между людьми и богами Разница в одном Боги - те же люди, но они отошли к небу живут там по законам обычных людей: едят, пьют, спи ивають песен, любят близких Фараон после смерти становится звездой, вместе с Солнцем он посещает свои владения, семью, может помочь, сделать добро или причинить вред Он должен был иметь такую. же пищу, как и живые По повелению жрецов заупокойного культа до усыпальниц нужно было приносить все, что необходимо живому человеку Фараон и после смерти оставался владыкой земли и неба, жил на том свете в роскоши, достатка Простые смертные были обречены на жажды, голода и забвениюабуття.

Огромные расходы на пирамиды, рост сепаратизма, усиление новой знати ослабили царскую власть Начались междоусобные войны, борьба за престол, за корону фараона Победу одержала фиванская знать ей удалось вновь объединить всю страну под единой властьюою.

Новое царство

Во главе новой, объединенной государства стоял монарх, имевший абсолютную, ничем не ограниченную власть, его лицо обожествлялась при жизни Он был носителем высшей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти В с структуре управления последних двух царств финансовое или налоговое ведомство также играло важную роль Так, казначей или главный хранитель сокровищ имел громкий титул \"Начальник над всем, что есть и чог в нет \", возможно, он прогнозировал будущий урожай и ожидаемые доходы В его ведомства поступали сообщения о сборе податей Ему подчинялся начальник Серебряного дома (казначейства), щ о, как следует считать, составлял смету доходов и расходованиемутків та витрат.

Система бюрократии того времени уделяла больше внимания общественным работам Трудовые ресурсы учитывались, проверялись, устраивались обзоры Это составляло основную обязанность царских писцов, с знали количество занятых в каждой из кассст.

Выйти из касты ремесленников можно было только с санкции фараона Его администрация следила за эффективным использованием трудоспособного населения, особенно на ирригационных сооружениях К строительству канале ей, дамб привлекалось почти все трудоспособное население, кроме жрецов и чиновников Функция общественных, публичных работ была главной в деятельности государствави.

Следовательно, управление строилось на принципах бюрократического централизма Такая система представляла собой древний восточный вариант административно-командной системы, с четким определением функциональных обя зкив чиновников и строгим подчинением по вертикалию.

На местах власть принадлежала наместникам фараона - Номархи Каждый ном сохранял определенную хозяйственную самостоятельность, имел свой религиозный культ, собственные герб, флаг Во время праздничных церемоний в флага досадные иплявся значок Номарх имел большие полномочия: наблюдал за состоянием местной системы орошения, возглавлял административный аппарат, ведавший судом и ополченияням.

Бюрократическая система даже предполагала нечто вроде аттестации усопших покойников Существовали нормы могильной площади, количество продуктов и предметов бытового обихода, которые должны были находиться в сокрытии, и, конечно, учитывался ранг покойного Кроме того, предполагалось нечто вроде сопроводительного записи, письма В них обычно отмечалось, что этот человек был добродетельным, не воровала, не убивала а не прельщала чужих жен, не обижала маленьких детей, не обманывала близких, не злословила Были и такие подписи: \"Покойный не давил гирю, не жульничал с уклоном т.п.\", т.е. придерживался древней египетской метрологкої метрології.

Судя по источникам, государство регламентировало поведение подданных фараона и в личной жизни Система образования была разветвленной и высокоразвитой, подготовки чиновников велось в учебных заведениях Туда п принимались дети аристократов, высшей знати, чиновничества Ученики проходили испытательный срок, приняты к обучению зачислялись на полный пансион Такие учебные центры были в Галиополи, Мемфисфисі.

престижный учебный центр - Дом Сати - находился в Фивах Здесь обучали будущих жрецов, судей, писцов счетоводов и бухгалтеров готовили в школе при царской казны

В других учебных заведениях преподавали астрологию, математику, типологию, выпускали хирургов, врачей, медицинский центр был в Галиополи В Доме Сати располагался главный научный центр, что-то вроде академии, и при нем была огромная библиотека Древнеегипетские студенты привлекались к наблюдений и научных исследований Научные знания имели кастовый характер и были достоянием жрецыців.

Весь учебный и воспитательный процесс находился под абсолютным контролем жрецов, которые монополизировали знания Аттестация жрецов во многом определяла карьеру, а иногда и судьбу выпускника учебного заведения М Чиновники и жрецы входили к касте знати Они освобождались от государственных повинностей Высшие судебные сановники в древнем царстве обозначались иероглифом \"уста Нехенеа\" (божества), главный интендант - \"казначей богаquot;скарбник бога".

Религия в это время, как и в других странах Древнего Востока, была доминирующей формой общественной идеологии Но в этой стране официально не было государственной религии, религиозной ортодоксии, единой церковной ор рганизации Каждый храм имел относительную самостоятельность Сейчас трудно объяснить, почему жречество не создало единую бюрократическую систему, возможно, этому воспротивились фараоны Религия побрезговала исполнение обрядов за упокийного культа По ее пониманием, человек продолжал существовать в другой форме бытия и на том свете В одном из наставлений говорилось: \"Хорошо творить для будущего Пусть пройдет время твоей жизни в твоей добродетели Проходит жизнь на земле, недолгое оно Процветает тот, кто оставляет о себе добрую память Праведный живет вечно \"Египтянин заранее готовился к загробной жизни, этого требовала религийя, цього вимагала релігія.

Наличие мумии была гарантом загробной жизни, но ее бальзамирования, копчения, весь процесс консервации стоили много Изготовление мумии по первому разряду стоило талант серебра К могиле и гроб бници обязательно клали мотыгу, лопату и коромысло, чтобы и на том свете было чем обрабатывать и орошать земллю.

Главная уважение предназначалась господствующим В эпоху Среднего и Нового царств фараоны сразу после воцарения приказывали строить для них пирамиды, на что тратились колоссальные средства Доведенные до отчаяния Египт тяны бунтовали Приведем другой пример обожания лица фараона На тридцатом году правления фараон Рамзес II намеревался стать богом Надо было придумать способ поразить воображение соотечественников В отвесной скалы, которая поднималась над левым берегом Нила, были вырублены четыре одинаковые гигантские фигуры высотой 20 метров Крупнейшие из них изображают Рамзеса II, который сидит на троне Он руководил страной с 1317 до 1251 год, прожил 89 лет Наряду храм царицы Нефертари, посвященный победе Рамзеса над хеттами в 1296 году до н е Тогда был подписан первый из известных человечеству мирных договоров Эти колоссальные монумен ты построили неизвестные мастера, и они сохранились до наших днейо наших днів.

Из некоторых источников видно, что между высшими жрецами и начальниками войска происходила конкуренция за влияние на фараона, получения привилегий, льгот, пожалований Жрецы добивались средств на храмы, военные - н на войско и крепости Фараон нередко использовал интриги между двумя группами в своих интересаах.

В начале XIV века до н.э фараон Эхнатон совершил радикальную реформу в области религии Он сбросил с божественного престола прежних богов и объявил культ нового, единого бога солнечного диска Ато она С точки зрения религии это была первая попытка создать культ единого бога, общеобязательного для всех, официально признанного и возвеличен бога выдающейся огромной страны Но в той ситуации монотеис Политическая ориентация была совсем неважной Основной задачей было укрепить централизованную администрацию за счет ликвидации сепаратистских тенденций влиятельной храмовой знати Новая религия совпала с р озквитом культуры, зодчества, живописиивопису.

Оценка деятельности великого реформатора является противоречивой Вот некоторые высказывания о Эхнатона: \"выдающаяся фигура на Древнем Востоке\", \"Неограниченный рационалист\", \"Бесноватый эпилептик, который вы ийшов из ада, чтобы разрушить ассирийский приказ \"\" Быть таким умным, как он в то время, означало накликать несчастье \"Вероятно, ближе к истине мнение о том, что Эхнатон пошел на открытый разрыв с и знатью, нанес тяжелый удар по консервативному фиванского жречествадару по консервативному фіванському жрецтву.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Рекомендуем ознакомится: http://uchebnikionline.com

worldunique.ru

Лекции - история государства и права зарубежных стран

Лекции - история государства и права зарубежных странскачать (923.5 kb.)

Доступные файлы (1):

содержание

1.doc

Реклама MarketGid:

Содержание

Тема 1. Введение в курс истории государства и права зарубежных стран 3

Тема 2. История государства и права Древнего Египта 3

Тема 3. История государства и права в Древней Месопотамии 5

Тема 4. История государства и права Древнего Китая 7

Тема 5. История государства и права Древней Индии. Законы Ману 8

Тема 6. История государства и права Древней Греции 9

Тема 7. История государства и права Древнего Рима 12

Тема 8. Франкское государство 15

Тема 9. Средневековое государство и право Франции 17

Тема 10. Средневековое государство и право в Германии 20

Тема 11. Средневековое государство и право в Англии 22

Тема 12. Византийское государство и право 25

Тема 13. Арабский Халифат. Мусульманское право 25

Тема 14. Особенности возникновения и развития государства и права в Новое время 26

Тема 15. Государство и право Англии в Новое время 27

Тема 16. Государство и право США в Новое время. 33

Тема 17. Государство и право Франции в Новое время 35

Тема 18. Государство и право Германии в Новое время 46

Тема 19. История государства и права Японии в Новое время 48

Тема 20. История государства и права Китая в Новое время 49

Тема 21. Особенности развития государства и права в странах Латинской Америки 50

Тема 22. Особенности развития государства и права новейшего времени 53

Тема 23. Соединенные Штаты Америки 55

Тема 24. Великобритания 61

Тема 25. Франция 67

Тема 26. Германия 74

Тема 27. Япония 82

Тема 28. Китай 85

Тема 29. Основные изменения в праве 89

^ История государства и права зарубежных стран — это общественная, историко-правовая наука. Предмет науки - исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических институтов. Цель — выявление исторических закономерностей развития государства и права.

История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной - теорией государства и права. При помощи логического метода в теории государства и права отражается исторический процесс в абстрактной форме, вырабатывается система общеправовых понятий и категорий, широко используемых в учебном курсе истории государства и права. Таким образом, история государства и права — это наука о государстве и праве отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в хронологической последовательности, в конкретной исторической обстановке, на основе выявления исторических закономерностей этих процессов, действующих в границах исторических эпох.

Эту науку на западе называют всеобщей историей права, которая возникла на рубеже XVIII—XIX вв. Теоретическое и практическое значение истории государства и права зарубежных стран заключается в возможности глубже познать государственно-правовые реалии современности. Также получить необходимые знания по осуществлению глубоких экономических реформ, по демократизации политической жизни и охране прав граждан, прогнозировать дальнейшее развитие государства и права.

В историко-правовой литературе в России в течение ряда лет господствовала марксистская пятичленная периодизация исторического процесса (первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). В настоящее время в отечественной науке утвердилось понятие «цивилизация», которое сложилось в Европе в середине XVIII века. На первое место при новом взгляде ставится человек, его внутренний мир, опыт, мировоззрение, способы ориентации, образ жизни и система ценностей. На данный момент, как принято считать в науке, существуют два пути развития человеческого общества, две цивилизации - Запад и Восток.

В истории государства и права зарубежных стран используются различные подходы (методы), такие как: конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный. Конкретно-исторический метод заключается в рассмотрении государственно-правовых явлений в той своеобразной социальной среде определенного государства и его правовой системы. Сравнительно-правовой метод предполагает выявление общих закономерностей и общих признаков в развитии государства и права в один период времени, но в различных странах (синхронное сравнение) и в разных периодах исторических эпох (диахронное сравнение). Системный подход предполагает выделение из общей структуры государственно-правовых явлений отдельных существенных признаков или неповторимых особенностей государства и его правовой системы. В литературе принято выделять такие основные эпохи: древний мир, средние века, новое и новейшее время (XX век).

Часть 1.

Раздел 1. История государства и права древнего мира^ История Древнего Египта подразделяется на три основных периода: Древнее царство (XXVIII—XXVI вв. до н.э.), Среднее царство (конец Ill-го тысячелетия -- XVI век до н.э.), Новое царство (XVI—XII вв. до н.э.).

^ Господствовавшими классами были рабовладельческая знать и жречество. Положение знатного человека определялось: древностью рода, величиной землевладения и значением занимаемой должности. Основная масса населения Древнего Египта жила в деревнях, представлявших собой, что принято называть сельской общиной. В общине сохраняется коллективная собственность на землю. Управление общиной осуществляется общим собранием, старейшиной и советом. В период Древнего царства были сильны позиции номовой родовой аристокрации, которая выделяется из основной массы свободных общинников-крестьян. С первых династий египетских фараонов общинники-крестьяне привлекаются к принудительному труду по строительству различных сооружений. Они же платили государству ренту-налог. Со временем община, как самостоятельная единица, исчезает, поскольку в руках фараона сосредотачивается земельный фонд, функции управления ирригационной системы и царско-храмового хозяйства.

В период Среднего царства усиливается роль нетитулованного чиновничества - Из «слуг царя» выделяются так называемые «неджес» («маленькие»), что обусловлено развитием товарно-денежных отношений.

В период Нового царства работа на государственной земле становится уделом большей части египетского крестьянства. Насильственное прикрепление людей к определенным профессиям становится системой принудительного труда. Население, непосредственно занятое в царском хозяйстве Египта, делилось на жрецов, войско, чиновников, мастеров, «простых людей».

^ Древний Египет по форме правления — восточная деспотия. Во главе государства стоит фараон, власть которого была неограниченной. Он был главным законодателем, судьей и назначал высших чиновников. Для Древнего Египта характерен централизованный бюрократический аппарат, во главе которого стоял первый помощник фараона — «джати». «Джати» имел большие полномочия: распоряжался государственным имуществом, казной, системой водоснабжения, контролировал деятельность административных органов и судопроизводства и т.п.

Страна делилась на области, которыми управляли номархи. Центральной фигурой административного аппарата следует считать писца-канцеляриста, в обязанности которого входило составление кадастра всех земель, перепись населения и пр.

^ . В Древнем Египте преобладала государственная собственность на землю, частная собственность на нее была не развита. В то же время частная собственность на другие вещи достигла высокого развития. Египтяне знали многие договоры: договор купли-продажи, договор займа, залог, поручительство, мену, товарищество, наем (личный и имущественный), аренду земли.

^ Семья - патриархальная. Имело место высокое правовое положение женщины. Она самостоятельно заключала брак. В брачном договоре она могла указать себе такие права, как право на некоторое время жить в доме отца, штраф в случае измены мужа, поводы для развода. Женщина также могла обезопасить имущество своих детей, поскольку существовал режим раздельного пользования имущества супругов. Дети обязаны повиноваться отцу.

^ Древний Египет знал наследование по закону и по завещанию. В случае наследования по закону дети наследуют независимо от пола в равных долях. Исключение составлял старший ребенок, который получал большую долю. Женщина также имела право завещать свое имущество. Сделка производилась в письменной форме, в присутствии свидетелей.

^ В Древнем Египте существовала жесткая репрессивная уголовная политика. Преступления подразделялись на государственные, против личности, против нравственности, правосудия, имущественные. Серьезным преступлением считалось убийство священного животного. Наказания за преступления были: смертная казнь (простая и квалифицированная), телесные наказания, тюремное заключение, обращение в рабство, наказание по принципу талиона (простого или квалифицированного).

^ Суд не отделен от администрации, и вершится коллегиально. В судопроизводстве важную роль играли номархи - царские судьи, носившие титулы «жрецов богини истины». В Древнем Египте сохранились храмовые суды, в которых судьями были жрецы. Постепенно светская власть добивается уменьшения судебных функций храмовых судов. Но жрецы не хотели своего полного отстранения от судопроизводства и учредили суд оракулов, который в государстве получил большой религиозный авторитет. Например, решение жреца-оракула не могло быть оспорено царским чиновником. В период Нового царства была создана верховная судебная коллегия из 30 судей. Во II-м тысячелетии в Древнем Египте существовал принцип суммирования доказательств. Самым древним видом доказательства была клятва, которая состояла из двух частей: а) обращение к богам, и фараону, б) назначения наказания в случае, если дающий клятву нарушит ее или суд решит, что он не прав. В процессе применялись свидетельские показания и письменные доказательства (документы).

К источникам права Древнего Египта можно отнести: обычай, судебный прецедент, закон.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Древнем Египте было достаточно высоко развито законодательство. Многие народы переняли опыт древних египтян. Так, отдельные статьи законов Хаммурапи имели своим источником древнеегипетское право. В Древней Греции идея отмены долговой кабалы была введена из древнеегипетского законодательства. Древнеегипетское право повлияло на создание права Древнего Рима.

Скачать файл (923.5 kb.)

gendocs.ru

Глава 2. Древний Египет : История государства и права зарубежных стран часть 1 : Экономико-правовая библиотека

 

Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, расположенной по нижнему течению реки Нила. Все сельскохозяйственное производство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных. Естественные границы Египта служили защите страны от набегов извне, созданию этнически однородного населения - древних египтян.

Интенсивно развивающееся поливное земледелие способствует социальному расслоению, выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э. Во второй половине этого тысячелетия складываются первые государственные образования - номы, возникшие вследствие объединения вокруг храмов сельских общин для совместного ведения ирригационных работ. Территориальное расположение древних номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано приводит к их объединению под властью сильнейшего нома, к появлению в Верхнем (Южном) Египте единых царей с признаками деспотической власти над остальными номами. Цари Верхнего Египта к концу IV тысячелетия до н.э. завоевывают весь Египет. Предопределял раннюю централизацию древнеегипетского государства и сам характер хозяйства, связанный с постоянной зависимостью населения от периодических разливов Нила и необходимостью руководства из центра трудом многих людей по преодолению их последствий.

История Древнего Египта делится на ряд периодов: период Раннего царства (3100-2800 гг. до н.э.), или период царствования первых трех династий египетских фараонов; период Древнего, или Старого, царства (около 2800-2250 гг. до н.э.), в который включается время царствования III-IV династии; период Среднего царства (около 2250-1700 гг. до н.э.) - время царствования XI-XII династий; период Нового царства (около 1575-1087 гг. до н.э.) - время царствования XVIII-XX династий египетских фараонов. Периоды между Древним, Средним и Новым царствами были временем хозяйственного и политического упадка Египта. Египет Нового царства - первая в истории мировая империя, огромное разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые естественными ресурсами области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок, становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян, включивших его в состав Римской империи в 30 г. до н.э.

Социальная структура. Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых был термин, обозначающий простолюдина, - мерет. Это понятие не имело четко выраженного правового содержания, как и спорное понятие "слуга царя" - полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта.

Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община. Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства, с ростом прибавочного продукта, который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впоследствии перешли к централизованному государству.

Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налог. Они же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр. С первых династий Древнему Египту были известны проводимые по всей стране периодические переписи "людей, скота, золота", на основе которых и устанавливались налоги.

Раннее создание единого государства с централизованным в руках фараона земельным фондом, к которому переходят функции управления сложной ирригационной системой, развитие крупного царско-храмового хозяйства способствует фактическому исчезновению общины как самостоятельной единицы, связанной коллективным землепользованием. Она прекращает существование вместе с исчезновением свободных земледельцев, независимых от государственной власти и неподконтрольных ей. Неким подобием общин остаются постоянные сельские поселения, главы которых отвечают за уплату налогов, за бесперебойное функционирование ирригационных сооружений, принудительные работы и пр. Вместе с тем укрепляет свои экономические и политические позиции правящая верхушка, пополняющаяся в основном за счет местной номовой аристократии, чиновничества, складывающегося централизованного административного аппарата и жречества. Ее экономическая мощь растет, в частности, за счет рано сложившейся системы царских пожалований земель и рабов. От времени Древнего царства сохранились царские указы, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых поселений, свидетельства о царских пожалованиях земельных участков аристократии и храмам.

В царских хозяйствах и хозяйствах светской и духовной знати трудились различные категории зависимых подневольных лиц. Сюда входили бесправные рабы-военнопленные или соплеменники, доведенные до рабского состояния, "слуги царя", выполнявшие предписываемую им норму работы под надзором царских надсмотрщиков. Они владели небольшим личным имуществом и получали скудное пропитание из царских складов.

Эксплуатация "слуг царя", оторванных от средств производства, строилась как на внеэкономическом, так и на экономическом принуждении, так как земля, инвентарь, тягловый скот и прочее были собственностью царя. Границы, отделяющие рабов (которых в Египте никогда не было много) от "слуг царя", были выражены нечетко. Рабов в Египте продавали, покупали, передавали по наследству, в дар, но иногда сажали на землю и наделяли имуществом, требуя с них часть урожая. Одной из форм возникновения рабской зависимости стала самопродажа египтян за долги (которая, однако, не поощрялась) и превращение в рабов преступников.

Объединение Египта после переходного периода смут и раздробленности (XXII в. до н.э.) фиванскими номами в границах Среднего царства сопровождалось успешными завоевательными войнами египетских фараонов, развитием торговли с Сирией, Нубией, ростом городов, расширением сельскохозяйственного производства. Это привело, с одной стороны, к росту царско-храмового хозяйства, с другой - к укреплению позиций частного хозяйства вельмож-сановников и храмовых жрецов, органически связанного с первым. Номовая знать, имеющая кроме пожалованных за службу земель ("дом номарха") наследственные земли ("дом отца моего"), стремится превратить свои держания в собственность, прибегая с этой целью к помощи храмовых оракулов, которые могли засвидетельствовать ее наследственный характер.

Рано выявившаяся неэффективность громоздких царских хозяйств, основанных на труде подневольных земледельцев, способствует широкому развитию в это время надельно-арендной формы эксплуатации трудящегося люда. Земля стала отдаваться "слугам царя" в аренду, она обрабатывалась ими в основном своими орудиями в относительно обособленном хозяйстве. При этом выплачивалась рента-налог казне, храму, номарху или вельможе, но по-прежнему выполнялась трудовая повинность в пользу казны.

В Среднем царстве выявляются и другие изменения как в положении правящих кругов, так и низших слоев населения. Все более заметную роль в государстве, наряду с номовой аристократией и жречеством, начинает играть нетитулованное чиновничество.

Из общей массы "слуг царя" выделяются так называемые неджес ("маленькие"), а среди них "сильные неджес". Их появление было связано с развитием частного землевладелия, товарно-денежных отношений, рынком. Не случайно в XVI-XV вв. до н.э. в египетском лексиконе впервые появляется понятие "торговец", а мерилом стоимости при отсутствии денег становится серебро*.

* 1 г серебра был равен стоимости 72 литров зерна, а раб стоил 373 г серебра.

Неджес вместе с ремесленниками (особенно таких дефицитных в Египте специальностей, как каменотесы, золотых дел мастера), будучи не столь прочно связаны с царско-храмовым хозяйством, приобретают более высокий статус, продавая часть своей продукции на рынке. Вместе с развитием ремесла, товарно-денежных отношений растут города, в городах возникает даже подобие цехов, объединения ремесленников по специальностям.

Об изменении правового положения состоятельных групп населения свидетельствует и расширение понятия "дом", ранее обозначающее родственно-клановую группу подвластных патеру-вельможе членов семьи, родственников, слуг-рабов и пр. Главой дома мог выступать теперь и неджес.

Сильные неджес вместе с низшими звеньями жречества, мелкого чиновничества, зажиточными ремесленниками в городах составляют средний, переходный слой из мелких производителей к господствующему классу. Растет число частных рабов, усиливается эксплуатация зависимых земледельцев-надельщиков, несущих главные тяготы податного обложения, военной службы в царских войсках. Еще более нищает городская беднота. Это приводит к крайнему обострению социальных противоречий в конце Среднего царства (усилившегося под воздействием вторжения в Египет гиксосов), к крупному восстанию, начавшемуся в среде беднейших слоев свободных египтян, к которым впоследствии присоединились рабы и даже некоторые представители состоятельных земледельцев.

События тех дней описаны в красочном литературном памятнике "Речение Ипувера", из которого следует, что восставшие захватили царя, изгнали сановников-вельмож из их дворцов и заняли их, завладели царскими храмами и храмовыми закромами, разгромили судебную палату, уничтожили книги учета урожаев и пр. "Земля перевернулась, словно гончарный круг", - пишет Ипувер, предостерегая правителей от повторения подобных событий, приведших к периоду междуусобиц. Они длились 80 лет и завершились после многолетней борьбы с завоевателями (в 1560 г. до н.э.) созданием фиванским царем Яхмосом Нового царства.

В результате победоносных войн Египет Нового царства становится первой крупнейшей империей в древнем мире, что не могло не сказаться на дальнейшем усложнении его социальной структуры. Ослабляются позиции номовой родовой аристократии. Яхмос оставляет на местах тех правителей, которые изъявили ему полную покорность, или заменяет их новыми. Благосостояние представителей правящей верхушки отныне прямо зависит от того, какое место они занимают в должностной иерархии, насколько близко стоят к фараону и его двору. Центр тяжести администрации и всей опоры фараона существенно перемещается на нетитулованные слои выходцев из чиновников, воинов, земледельцев и даже приближенных рабов. Дети сильных неджес могли пройти курс обучения в специальных школах, руководимых царскими писцами, и по окончании его получить ту или иную чиновничью должность.

Наряду с неджес в это время появляется и особая категория египетского населения, близкая к нему по положению, обозначаемая термином "немху". В эту категорию включались земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые по воле фараоновской администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, в зависимости от потребностей и нужд государства.

Связано это было с созданием по мере централизации в Среднем царстве системы общегосударственного перераспределения рабочей силы. В Новом царстве, в связи с дальнейшим ростом многочисленного имперского, иерархически соподчиненного слоя чиновничества, армии и пр., эта система нашла дальнейшее развитие. Суть ее заключалась в следующем. В Египте систематически проводились переписи, учитывающие население в целях определения налогов, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные категории в определенной мере были связаны со своеобразным сословным делением населения, непосредственно занятого в царском хозяйстве Египта, на жрецов, войско, чиновников, мастеров и "простых людей". Своеобразие этого деления заключалось в том, что численный и персональный состав трех первых сословных групп определялся государством в каждом конкретном случае с учетом его потребностей в чиновниках, мастерах и пр. Происходило это в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты той или иной государственной хозяйственной единицы, царского некрополя, ремесленных мастерских.

"Наряд" на постоянную квалифицированную работу, например архитектора, ювелира, художника, относил "простого человека" к категории мастеров, что давало ему право на должностное владение землей и неотчуждаемую частную собственность. До тех пор, пока мастер не переводился в разряд "простых людей", он не был бесправным человеком. Работая в том или ином хозяйственном подразделении по указанию царской администрации, он не мог покинуть его. Все то, что производилось им в урочное время, считалось собственностью фараона, даже его собственная гробница. То, что производилось им во внеурочное время, было его собственностью.

Чиновники, мастера противопоставлялись "простым людям", положение которых мало чем отличалось от положения рабов, их только нельзя было купить или продать как рабов. Эта система распределения рабочей силы мало затрагивала основную массу надельных земледельцев, за счет которых и содержалась эта огромная армия чиновников, военных и мастеров. Периодический учет и распределение на работу основного резерва рабочей силы в Древнем Египте были прямым следствием неразвитости рынка, товарно-денежных отношений, полного поглощения государством египетского общества.

Государственный строй. Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада. Объединение Египта в конце IV тысячелетия до н.э. под началом единого царя ускорило создание здесь централизованного бюрократического аппарата, который на региональном уровне был организован по древним традиционным номам и представлен правителями-номархами, храмовыми жрецами, вельможами и царскими чиновниками различных рангов.

С помощью этого аппарата, систематически одариваемого центральной властью, происходило дальнейшее укрепление могущества фараона, который начиная с III династии не просто обожествлялся, но считался равным богам. Логическим следствием изменений в египетской теологии становится скрупулезная разработка ритуала поклонения богу-фараону, строительство гигантских пирамид на местах их захоронений. Геродот, посетив Египет в середине V в. до н.э., на основе собранных им преданий и жреческих сообщений о царе IV династии Хуфру (Хеопсе) писал, что работы над сооружением его пирамиды продолжались 40 лет (20 лет на заготовку материалов и 20 лет на само строительство). Привлекались к сооружению пирамиды все египтяне по очереди (на 3 месяца по 100 тыс. человек).

Наибольшего могущества власть фараонов достигает в Новом царстве, когда окончательно утверждается основанная на военной силе и многочисленном бюрократическом аппарате имперская власть центра, полностью подчинившего себе управление обширной территорией.

Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Считалось, что от фараона-бога зависели урожай, справедливость в государстве и его безопасность. Всякий социальный протест против царя - преступление против религии. Фараону, как носителю высшей государственной власти, принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы.

Власть фараона уже в Древнем царстве передавалась по наследству (по крайней мере во времена царствования той или иной династии). Но династии, как известно, часто менялись, некоторые фараоны царствовали, особенно в период смут, три-четыре года, что находило оправдание в египетской теологии, в представлениях египтян о власти. Согласно этим представлениям божественности фараона было недостаточно, чтобы родить нового фараона-бога. В единственного родившегося ребенка вместе с семенем отца-бога должен войти бог, божественное царственное начало. В противном случае все другие дети фараона были бы ипостасью бога-творца, а при множестве жен и наложниц у фараонов их было бы чересчур много*.

* Египетские фараоны обычно имели главную жену, египтянку, которой по традиции становились их родные или единокровные сестры, и несколько второстепенных жен и наложниц. Дети от всех этих жен могли претендовать на престол, но принцип первородства был при этом традиционно решающим.

Царственное богосыновство как уникальное качество правящего монарха не передавалось непосредственно по наследству. Оно могло быть передано, "войти" в любую женщину, которая, даже никогда не видя царя, способна была произвести нового бога-фараона.

Эти представления и служили признанию нового ненаследственного фараона, легитимации власти новой правящей династии, которые, как свидетельствует длительная история Древнего Египта, могли основываться и одним из многочисленных номархов или главных жрецов храмов.

При всей широте полномочий фараона его власть нельзя рассматривать как личную, произвольную. Политическая стабильность единого государства Египта, неприкосновенность трона зависели от того, насколько успешно фараон служил интересам господствующих социальных слоев, особенно военной и жреческой верхушки. Власть фараонов сдерживалась и религиозно-моральными нормами справедливости (маат), следование которым считалось особой заслугой царя-бога. Аменхотеп III (1491-1424 гг. до н.э.), например, в своих надписях указывал, что он всегда "соблюдал закон", т.е. установленный в Египте правопорядок.

В главе 125 "Книги мертвых", обширном произведении, составленном в эпоху Нового царства на основе более ранних жреческих записей (которые клались в гробницу при погребении царей и сановников в качестве своего рода путеводителя для мертвеца на том свете), одна из заповедей-клятв гласила: "Я не чинил людям зла, я не нанес ущерб скоту. Я не совершал греха в месте истины, я не творил дурного". "Речение Ипувера", как и другое литературное произведение древности "Пророчество Неферти", содержит предостережение в адрес правителей, нерадение и ошибки в управлении которых могут привести к краху государства, его гибели, "когда Нил иссыхает, а женщины не рожают".

Все эти тексты свидетельствуют о двойственном представлении египтян о носителях власти. Фараон не только Бог, но и человек, который умирает как все, впадает в грехи, приходит к "Суду вечности", обремененный хорошими или дурными делами, и может быть осужден.

Природа фараона-человека слабая, смертная, подверженная страданиям, всяческим напастям, только соединившись с природой божественной, оказывается способной к выполнению исключительной сверхъестественной роли, в которой египтяне видели залог их благополучия не только на земле, но и при вхождении в посмертное бытие. В этом свете можно по-иному взглянуть и на само понятие "восточная деспотия", и на массовое участие египтян в строительстве пирамид, которое стимулировалось, видимо, не одним насилием, приказом.

Двойственность представлений египтян о власти отражалась и в особенностях управленческого аппарата древнеегипетского государства, который, несмотря на свою многочисленность, был слабо дифференцирован. Почти все чиновники Египта были одновременно связаны с хозяйственной, военной, судебной и религиозной деятельностью. Причем если со временем прямая связь царских чиновников с деятельностью тех или иных хозяйственных подразделений возрастала, то их роль в религиозной сфере падала. В Новом царстве религиозные функции сосредоточиваются в руках замкнутой касты жрецов, противостоящей в ряде случаев царским чиновникам. Все больше усиливается роль армии, воинских начальников в сфере хозяйственного управления.

На всех этапах развития Египта особая роль в управлении государством принадлежала царскому двору. О развитии функций государственного аппарата могут свидетельствовать изменения полномочий первого помощника фараона - джати. Джати сначала жрец города - резиденции правителя. Он вместе с тем начальник царского двора, ведающий придворным церемониалом, канцелярией фараона: Полномочия джати со временем выходят за рамки управления царским двором, царским хозяйством. В Новом царстве джати осуществляет контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжается земельным фондом, всей системой водоснабжения. В его руках - высшая военная власть. Он контролирует набор войска, строительство пограничных крепостей, командует флотом и пр. Ему принадлежат и высшие судебные функции. Он рассматривает жалобы, поступающие к фараону, ежедневно докладывает ему о наиболее важных событиях в государстве, непосредственно следит за выполнением полученных от фараона указаний.

Должность джати обычно исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона; при некоторых династиях, например V и VI, - какой-либо из высокопоставленных сановников-вельмож из знатных фамилий, что было свидетельством ослабления центральной власти в это время.

Под непосредственным контролем джати находились главы специализированных управлений: "начальник дома оружия", руководивший военным ведомством, отвечавший за вооружение, за снабжение армии, строительство крепостей и пр., "заведующий тем, что дает небо, производит земля и приносит Нил" - хранитель государственных амбаров и складов, "начальник работ", отвечавший за крупное строительство и пр.

Слабая дифференциация отдельных звеньев управленческого аппарата, их неразрывная связь с религиозно-хозяйственной деятельностью в Древнем Египте определили существование здесь особых групп лиц, получивших при XVIII династии название "послушных призыву". Каждая из этих групп не была однородной ни с сословной, ни с классовой точек зрения. В одну из этих групп могли входить лишь крупные сановники, придворные фараона, в другую — вместе со свободными и рабы, в третью - только рабы. Эти группы лиц занимали определенное место и в производстве, и в управлении древнеегипетским обществом.

"Послушные призыву" - это те, кто мог непосредственно выслушать и должен был выполнить приказ своего господина. Одно и то же лицо могло иметь "послушных призыву" и состоять в группе "послушных призыву" своего господина, начальника высшего ранга.

В системе органов управления особую роль играла группа "больших послушных призыву царя" - придворных, крупных вельмож, государственных деятелей, телохранителей царя. Часть своих управленческих функций представители этой группы могли передавать своим "послушным призыву". Они зачастую совмещали ряд должностей, получая за каждую из них особое должностное земельное владение. "Большие послушные призыву царя" возглавляли все высшие ведомства в государстве, в которых служили их "послушные призыву".

Так, например, особо многочисленную группу составляли работники "белых домов", центров по переработке, хранению и распределению продуктов сельского хозяйства и ремесла, дома "царских сокровищ" - своеобразного налогового ведомства. Древние надписи говорят о "начальнике послушных призыву дома его величества", ведавшего, видимо, дворцовым хозяйством, о "начальнике послушных призыву, сопровождающих его величество", о "начальнике послушных призыву местоприбывания царя", т.е. собственно дворцовых слуг и пр.

Особую группу "послушных призыву богов" составляли работники храмовых хозяйств, поминальных храмов умерших египетских фараонов. Их деятельность возглавлялась особыми начальниками. Весь этот сложный комплекс служб, хозяйственных подразделений так или иначе был связан с тремя главными отраслями управления, с тремя главными ведомствами (военным, налоговым и ведомством общественных работ), выражались ли эти работы в строительстве ирригационных сооружений или царских гробниц.

Местное управление. Древнее царство - это объединение небольших сельских общин, во главе которых стояли общинные старосты и общинные советы - джаджаты. Общинные советы в Древнем царстве, состоящие из представителей зажиточного крестьянства, были органами судебной, хозяйственной и административной власти на местах. Они регистрировали акты передачи земли, наблюдали за состоянием сети искусственного орошения, за развитием земледелия. Но впоследствии общинные советы полностью теряют свое значение, а общинные старосты превращаются в чиновников централизованного государственного аппарата.

Номархи - представители небольших государств, созданных на базе старых общин, а затем отдельных областей централизованного государства, со временем также теряют свою самостоятельность. Еще в Среднем царстве номархи, обладающие различным объемом полномочий в зависимости от своего богатства, силы и влияния при дворе, могли возглавлять местное ополчение, выступать жрецами местных богов и руководителями храмовых хозяйств. В Новом царстве номовая администрация целиком подчиняется центру, назначавшему в каждый ном особого царского чиновника, при котором были секретарь-писец и административная палата.

Центральной фигурой разветвленного административно-командного аппарата в Древнем Египте на всех этапах его развития была фигура писца-канцеляриста. Их готовили в специальных школах, они ведали многочисленными приходно-расходными книгами, два раза в год составляли кадастр всех земель в стране, переписывали население, его имущество и пр.

Страна делилась не только на области, но и на два больших округа - Южный и Северный Египет, во главе которых стояли царские наместники. Такое административное деление, соответствующее древнему делению Египта на Верхнее и Нижнее царства, определяло и особые титулы фараона, сохранившиеся и в поздней истории страны, - "владыка двух стран", "царь Нижнего и Верхнего Египта".

Армия. В Древнем царстве не существовало регулярной армии. Армия создавалась из ополченцев по всей стране на случай проведения военных операций, преследующих, как правило, грабительские цели захвата рабов, скота, другого имущества. Участие в таких военных походах было прибыльным делом, так как воины принимали непосредственное участие в дележе военной добычи, большая часть которой отдавалась фараону. В мирное время ополченцы занимались своим хозяйством. Во главе военных отрядов выступал или сам фараон, или назначенный им сановник. Кадрового офицерства не было.

В период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. Уже в Среднем царстве организация военного дела была достаточно высокой, ею непосредственно занимался джати, следивший за набором армии, командующий военно-торговым флотом. В это же время появляется кадровое офицерство, пополняющее специальные формирования "спутников царя", выполняющих особо важные военные поручения фараона. Рано в Египте стала формироваться и царская гвардия, личная охрана царя.

В XVIII в. до н.э. гиксосы в ходе завоевания Египта приводят с собой лошадей. С этого времени в египетской армии наряду с пехотой появляется конница и боевые колесницы.

В Новом царстве после разгрома гиксосов в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, которые были на полном содержании фараона.

Расширение границ государства за счет соседних территорий потребовало строительства пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота, а вместе с тем увеличения регулярной армии, создаваемой в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев (неферу). Помимо новобранцев в армии начали входить и отряды наемников, завербованных среди нубийцев и др.

Растет число офицеров, повышается их роль в государстве и социальный престиж. Воины за особые заслуги награждаются земельными наделами и пр. Командный состав армии в связи с общей военизацией государственного аппарата наделяется функциями гражданских чиновников, руководит сооружением оросительных каналов. Воинским начальникам экспедиционных отрядов еще в Древнем Египте передавались функции управления захваченными территориями. Непрекращающийся рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабляет египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Армия сначала выполняла полицейские функции, а в эпоху Нового царства эти функции стали выполнять специальные полицейские отряды, призванные нести охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

Суд. Суд на всех этапах исторического развития Древнего Египта не был отделен от администрации. В Древнем царстве функции местного суда сосредоточиваются в основном в общинных органах самоуправления, которые разрешают споры о земле и воде, регулируют семейные и наследственные отношения. В номах царскими судьями выступали номархи, носившие титулы "жрецов богини истины". Высшие надзорные функции над деятельностью чиновников - царских судей осуществлял сам фараон или джати, который мог пересмотреть решение любого суда, возбудить судебное преследование против должностных лиц. Джати непосредственно подчинялся "начальник шести великих домов", возглавлявший судебное ведомство и отвечающий за судопроизводство по всей стране. В Новом царстве джати подчинялась и верховная судебная коллегия из '30 судей. Фараон мог назначить чрезвычайную судебную коллегию из его доверенных лиц для рассмотрения тайных дел, связанных с государственными преступниками, заговорами против него. Определенные судебные функции имели и храмы. Решение жреца-оракула, имевшего огромный религиозный авторитет, не могло быть оспорено царским чиновником. В Египте были своеобразные тюрьмы, представляющие собой административные и хозяйственные поселения преступников и специально привлеченных к работе в них "царских людей". Их деятельность осуществлялась в тесной связи с "ведомством поставщика людей" - царского бюро, занятого распределением различных категорий бесправного населения: преступников, рабов-иноземцев и других - на тяжелые принудительные работы.

 

www.vuzllib.su


Смотрите также