Игорь - сын новгородского князя Рюрика. В «Повести временных лет» сказано, что в 879, когда умирал Рюрик, Игорь был маленьким ребенком, которого отец передал на руки своему родственнику Олегу. А в Новгородской первой летописи младшего извода Игорь при захвате Киева в 882 выступает в роли взрослого зрелого правителя. По «Повести временных лет» в 903 Игорь является «подручным» великого русского князя Олега. Там же сообщается о женитьбе Игоря на Ольге, а под 907 г. говорится, что, когда Олег ходил в поход на Царьград, Игорь был его наместником в Киеве. А новгородский летописец заявляет, что поход на Византию был организован не Олегом, а Игорем.
Согласно «Повести временных лет», Игорь занял великокняжеский стол в 913 г. после смерти Олега Вещего. В 914 г. он подавил восстание древлян, не пожелавших ему подчиняться. В 915 г. заключил мир с печенегами. В 920 г. вновь воевал с печенегами. Результаты этой войны не известны. В его правление (в 913 и 943 гг.) были совершены два русских военных похода на прикаспийские страны. В 940 г. Киеву покорились уличи, на которых была наложена дань «по черной куне от дыма».
Энциклопедия «Русская цивилизация»
НАЧАЛО: ИГОРЬ ПОШЕЛ НА ДРЕВЛЯН
По счету летописца, преемник Олегов Игорь, сын Рюриков, княжил 33 года (912 - 945) и только пять преданий записано в летописи о делах этого князя; для княжения Олега высчитано также 33 года (879 - 912). В летописи сказано, что Игорь остался по смерти отца младенцем; в предании о занятии Киева Олегом Игорь является также младенцем, которого не могли даже вывести, а вынесли на руках; если Олег княжил 33 года, то Игорю по смерти его должно было быть около 35 лет. Под 903 годом упоминается о женитьбе Игоря: Игорь вырос, говорит летописец, ходил по Олеге, слушался его, и привели ему жену из Пскова именем Ольгу. Во время похода Олегова под Царьград Игорь оставался в Киеве. Первое предание об Игоре, занесенное в летопись, говорит, что древляне, примученные Олегом, не хотели платить дани новому князю, затворились от него, т. е. не стали пускать к себе за данью ни князя, ни мужей его. Игорь пошел на древлян, победил и наложил на них дань больше той, какую они платили прежде Олегу.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен
ОБЪЕДИНЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН ПОД ВЛАСТЬЮ ИГОРЯ
«Повесть временных лет» связывает расширение владений киевского князя с именем Олега. Помимо территорий словен, кривичей и полян, которыми он владел после захвата Киева, датированного летописью 882 г., Олег облагает данью древлян, север и радимичей. Его преемник Игорь, согласно Начальному своду, подчинил уличей. Летописные сведения о покорении «Славиний», однако, не только хронологически неточны, но и явно неполны: так, в них ничего не говорится о близких территориально к Киеву дреговичах и общностях Волыни. Но для 1-й половины Х в. имеется уникальная возможность сопоставления четырех разноязычных источников, содержащих пространные, с упоминанием топонимов и антропонимов, сведения о Руси и при этом созданных практически одновременно, в течение одного десятилетия. Это трактат византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (948–952 гг.), сочинение арабского автора ал-Истахри «Книга путей и стран» (дошедшая до нас редакция - ок. 950 г.), договор Игоря с Византией, дошедший в древнерусском варианте (являющем собой перевод с греческого оригинала) в составе «Повести временных лет» (944 г.) и т. н. «Кембриджский документ» - письмо на древнееврейском языке, посланное из Хазарии (ок. 949 г.).
В главе 9 сочинения Константина рассказывается, что «приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы (суда с килевой частью, выдолбленной из одного бревна. - А. Г.) являются из Немогарда, в котором сидел Свендослав, сын Ингоря, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и из Вусеграда (Смоленска, Любеча, Чернигова и Вышгорода. – А. Г.). Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас. Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочии Славинии - рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадали в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам. Росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство… снаряжают их. И в июне месяце, двигаясь по реке Днепр, они спускаются к Витичеву, которая является крепостью-пактиотом росов, и, собравшись там в течение двух-трех дней, пока соединятся все моноксилы, тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр». Далее идет рассказ о маршруте «росов» в Константинополь, а в конце главы говорится: «Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступает ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия, что именуется «кружением», а именно - в Славинии вервианов, другувитов, кривичей, севериев (древлян, дреговичей, кривичей и северян. - А. Г.) и прочих славян, которые являются пактиотами росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав».
Под пером автора главой Руси представлен Игорь, главным центром - Киев. В Немогарде (Новгороде) княжит его сын Святослав. «Росы» ходят в полюдье - круговой объезд с целью сбора дани - к славянским общностям древлян, дреговичей, кривичей, северян и «прочих» славян; к последним следует, видимо, отнести уличей и «лендзанинов» - лендзян (локализуемых, скорее всего, на Восточной Волыни), т. к. в главе 37 и те, и другие названы данниками «росов», а в начале главы 9 лендзанины вместе с кривичами именуются их «пактиотами» (этот термин указывает на данническо-союзнические отношения). Перечисление городов, по которым спускаются к Киеву «моноксилы», идет с севера на юг, по пути «из варяг в греки»: Новгород, Смоленск, Любеч, Чернигов, Вышгород…
А.А. Горский. Русь: От славянского Расселения до Московского царства
histrf.ru
Дела давно минувших дней...: Белые пятна истории Древней Руси: князь Игорь Рюрикович...
История часто бывает несправедлива. И в полной мере это коснулось человека, который более тридцати лет правил молодым государством, из которого через несколько столетий выросла Россия. Князь Игорь, сын князя Рюрика. Незнаменитый деятель русской истории, удостоившийся от историков самых нелестных откликов. Все войны свои Игорь проиграл, подвигов, равных подвигам Вещего Олега и Святослава, не совершил. Жадный князь-«волк», нарушивший договор с древлянами, и погибший самым негероическим образом. Княгиня Ольга, напротив, великая правительница-реформатор, первая княгиня христианка, святая Русской православной церкви, мать князя-воителя Святослава. Всё как в литературном произведении: плохой князь и хорошая княгиня. Но средневековое летописание и являлось литературным жанром, поэтому не должно удивлять применение летописцами литературных приёмов.
В «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI век) сказано: «Восхвалим же и мы…Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые в своё время владычествуя, мудростью и храбростью прославились во многих странах, их победы и силу вспоминают и поныне и славят». Чем прославился Святослав и Владимир известно, но чем прославился Игорь? Историки нашего времени Игоря, в основном, ругают. Митрополит Илларион думал иначе. Сейчас, когда стали известны иностранные источники об этом времени можно больше сказать о князе Игоре и о княгине Ольге. Можно восстановить историческую роль князя Игоря, как одного из замечательных деятелей X века. При чтении «Летописи временных лет» закономерно возникает вопрос: почему древнерусский летописец ничего не сказал о тридцатилетнем правлении князя Игоря, кроме начала и конца правления, и почему умолчал о правлении Ольги с 948 по 954 и с 956 по 963 годы?
Умолчал же летописец XII века по причине довольно веской для него. Дело в том, что первая половина X века была эрой смертельной схватки зарождающейся Руси с сильным, богатым, хитрым и культурным противником – Иудео-Хазарским каганатом. Я не имею в виду разгром Хазарского каганата князем Святославом в 965 году – это был заключительный аккорд войны. Я говорю о войнах Игоря и Ольги, скрытых летописцем под «пустыми» годами. Причины молчания летописи объясняет Л. Н. Гумилёв рассказывая о событиях конца XI- начала XII вв. в книге «Древняя Русь и Великая степь» (М., 2000 г.):
«Но была в Киеве и ещё одна реальная сила, дававшая деньги на оплату дружины и подкуп других князей. Это была еврейская колония, состоявшая не из предприимчивых и храбрых рахдонитов, а из хитрых ростовщиков, приехавших через Польшу из Германии.
Пользуясь покровительством князей-западников, эти евреи приобрели в Киеве вес и значение, позволившие им отомстить врагам их восточных собратьев – Олегу Святославичу и его половецким друзьям.
После «перемещения» Олега в Новгород-Северский и разгрома половцев последним противником евреев на Руси оставалась православная церковь – Киевская митрополия, связанная с Константинопольским патриархатом. Был достигнут разрыв Святополка с митрополией, причем очень хитрым приемом: князь встал на защиту Печерского монастыря как русской национальной церкви и доверил этому монастырю переделку летописания, каковая и была произведена в 1100-1113 гг.» (стр. 321).
Так, в угоду политической линии князя Святополка II исчезла из летописи история борьбы Руси с Иудео-Хазарским каганатом, с целью не огорчать киевскую еврейскую торгово-ростовщическую общину и представить русско-еврейские отношения в розовом цвете. Так как от древнерусской литературы до наших дней дошло около 1% литературных памятников, то не стоит удивляться, что «Повесть Временных Лет» (далее ПВЛ) единственный русский источник о времени Игоря. Ничего антисемитского в выше приведенных выводах нет. Еврейские общины в средневековом мире были реальной политической и экономической силой, с которой многим правителям на Западе и Востоке приходилось считаться, сотрудничать или бороться. Роль евреев в истории, как всякой политической силы, часто была крайне негативной. И не стоит рассуждать о «плохих» или «хороших» евреях, точно так же как о «плохих» или «хороших» немцах, англичанах, русских и др. Каждый народ творил историю в меру своего разумения и совести и каждый достиг своего результата. Если евреи добивались господства не применяя военную силу, грабя и вырезая города и селения, а используя деньги и брачные связи, то это не значит, что они хуже или лучше народов-завоевателей. Просто такая тактика не была знакома полуварварским народам Европы, в отличие от евреев, имевших за плечами к Х веку 3000 лет политического опыта и практики. Люди того времени привыкли знать своих врагов в лицо. Ситуация когда враг скрывается за чужой спиной была незнакомой и непривычной. Тем более, как только у евреев в руках оказывалась военная сила, так они сразу же пускали её в ход, мало чем отличаясь от Чингисхана и Тамерлана. И не стоит обижаться на напоминания о неблаговидных поступках предков, нужно помнить о них и не повторять их ошибки и преступления в настоящем и будущем.
Родился Игорь в семье князя Рюрика-Рерика, сына ютландского конунга Хальфданга. В 854 г. Рюрик потерпел в Фрисландии поражение от германского императора Лотаря (817-855 гг.) и вынужден был бежать вместе с родичами и остатками дружины. В 862 г. Рюрика пригласили на княжение в Ладогу славянские племенные союзы словен, кривичей и финно-угорскими племенами чудь и весь. Согласно древнерусскому праву Рюрик был князем-изгоем, т. е. князем, лишившегося своего удела. Поэтому на Руси не было массовой скандинавской колонизации, как это случилось во многих странах Европы. Датчан-русов было крайне мало, несколько сотен человек. Впрочем, средняя численность отряда викингов в VIII-X вв. составляла 300-400 человек и это считалось большим войском. Для самого Рюрика это княжение, видимо, предполагалось временной передышкой для продолжения борьбы и восстановления своей власти во Фрисландии. В 870-873 гг. Рюрик вел переговоры с Людовиком II Немецким и Карлом Лысым, но безуспешно. Неизвестно когда родился Игорь. Скорее всего, он родился незадолго до смерти Рюрика, произошедшей согласно ПВЛ, в 879 году. Автор летописи пишет: «… Умер Рюрик и передал княжение своё Олегу – родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот ещё мал». Можно отнести рождение Игоря к периоду с 876 по 879 год. У Л. Н. Гумилева, А. П. Новосельцева и некоторых других историков существуют сомнения по поводу отцовства Рюрика. Сомнения вызывает долголетие Игоря – более 65 лет. Но это не серьёзное возражение. История X века знает и более значительные сроки жизни. Французский историк Э. Поньон в книге «Повседневная жизнь Европы тысячном году» (М. 1999 г.) приводит сведения, что аббат Клюни Одилон прожил около 87 лет, а аквитанский герцог Гильом V прожил около 71 года.
Стоит добавить, что современник Игоря немецкий король Генрих I Птицелов прожил 60 лет. Как видим долголетие Игоря явление не уникальное для Х века. Поэтому сомнений, что Рюрик приходится отцом Игоря быть не должно. Недаром митрополит Илларион назвал Игоря «Старым», впрочем, это может означать и «древний», «живший давно». Игорь, видимо, действительно в памяти потомков XI века остался долгожителем. Передача регентства Олегу, видимо, было не случайным. Рюрик в течение нескольких лет отсутствовал на Руси, ведя переговоры с франкскими королями и, следовательно, кто-то должен был его замещать при управлении княжеством. Может быть этим управляющим был Олег.
По достижении совершеннолетия Игорь должен был занять место отца на княжеском престоле. До этого срока правление, в качестве регента, было передано близкому родственнику, имя которого нам не известно, только титул - Олег, скандин. Хельга. Хельга, или Хельги, что переводится как «священный», «посвященный», что находит отражение в славянском прозвище Олега - «Вещий». Олег развил бурную завоевательную политику. В 882 г. Олег взял маленького Игоря в поход на Киев. Там на его глазах были предательски убиты киевские князья Аскольд и Дир. X век был жестоким веком, но, думается, кровавые убийства в любом веке отрицательно сказывается на детской психике. Зачем понабилось Олегу устраивать кровавый спектакль на глазах у маленького мальчика? Судя по ПВЛ, воспитанием Игоря Олег себя не утруждал. Может быть, для того чтобы продемонстрировать свою решимость удержать власть в своих руках, напугать, раздавить Игоря. Это ему отчасти удалось, власть Игорь получил только в 913 году, когда ему было не менее 34 лет. Это очень поздно. Игорь должен был стать полноправным князем при достижении семнадцати лет, когда человек в Древней Руси становился совершеннолетним, т. е. около 895 года. Этого не произошло. Олег крепко держал власть в своих руках.
Детство и юность Игорь провёл на севере рождающейся Руси в Ладоге. Новгорода в конце IX-начале X вв., по современным археологическим данным не существовало. О матери Игоря ничего не известно, видимо, она умерла при родах. Она не была славянкой, так как носила явно германское имя Ефанда. Рос он, скорее всего, под опекой своих старших сестер.
В русско-византийском договоре 945 года упоминаются два племянника от сестёр Игоря Слуды и Прастен Акун, которые, возможно, были его друзьями детства. Окружали Игоря немощные ветераны Рюрика, (все боеспособные мужчины-варяги участвовали в походах Олега), их малолетние дети и внуки, славяне и весины-финно-угры. Воспитание он, без сомнения, получил достойное юного князя. По достижении совершеннолетия Игорь получил в удел от Олега северные земли, будущую Новгородскую землю. О жизни Игоря в этот период проливают скандинавские саги. «Сага о Стурлауге Трудолюбивом», сочинённая около 1300 г., повествует о конунге Ингваре (Игоре по-русски). В книге «Древняя Русь в свете зарубежных источников» под ред. Е. А. Мельниковой (М., 1999 г., далее «Древняя Русь») так говорится об этом сюжете: «Он (т. е. Игорь) – конунг на «востоке в Гардах», правит в Альдейгьюборге (так скандинавы называли Ладогу. – С. К.) и считается «мудрым человеком и большим хёвдингом». К его дочери Ингибьёрг сватается известный викинг Франмар … После ряда попыток встретится с Ингибьёрг Франмар возвращается в Швецию и через некоторое время вместе с конунгом Стурлаугом приходит снова в Гардарики. «Когда они прибыли в страну, пошли они по стране, совершая грабежи, сжигая и паля везде, куда бы они ни шли по стране. Убивают людей и скот». Ингвар собирает войско, завязывается трёхдневное сражение, в котором он погибает от руки Стурлауга» (стр. 487-488). В саге без сомнения были использованы древние скандинавские предания, восходящих к Х в. «На использование «Сагой о Стурлауге» древних преданий, значительно более ранних, нежели сама сага, говорит употребление архаических форм топонимов: Aldeigja, а не Aldeigjuborg и Garðar» (там же, стр. 488). Итак, согласно скандинавской саге Игорь князь Ладоги-Альдейгьюборга и отбивается от набегов грабителей-викингов (исторический Игорь не погиб от руки шведского конунга, в отличие от Игоря литературного).
В 903 г. летописец вспомнил об Игоре. Он пишет: «Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». Игорю в тот год было уже более 24 лет. Он давно уже был взрослым и не нуждался в воспитании. О чём же говорил с Игорем Олег? Видимо, Олег поставил Игоря перед фактом, что отцовской власти он не получит и предложил удовольствоваться уделом Рюрика, с центром в Ладоге. Спорить с могущественным родичем у Игоря не было ни сил, ни средств. Видимо, Олег не считал нужным отдавать, завоеванные своими кровью и потом, земли юному княжичу (основания, стоит отметить, вполне справедливые). Но Олег так же не убил Игоря, хотя подобное в то время было обычным делом, и Олег никак не претендовал на владения Игоря. Была и другая причина вызова Игоря в Киев: в 904 г. Олег собирался совершить нападение на Византию и ему требовался временный правитель на время его отсутствия. Но Игорь не смирился. Что же касается женитьбы на Ольге, то у многих историков этот факт вызывает сомнения. Как известно в 955 году (эта дата несправедливо оспаривается) Ольга прибыла с визитом в Константинополь и очаровала императора своей красотой. Однако Ольге было тогда около 65 лет. Сына Святослава Ольга родила в 942, когда ей было не менее 52 лет. Но все разногласия снимаются, если предположить, что Игорь был не единожды женат, а Ольга не имя, а титул княжеской супруги. Только сведения обо всех браках в летопись не попали. В самом деле, если посмотреть на брачную жизнь титулованных особ раннего средневековья, то мы увидим, что они были женаты по нескольку раз (обычно по два-три раза) и причиной этому послужила ранняя смерть их супруг. Так, германский император Оттон I был женат три раза, и две первые супруги умерли своей смертью. Такая большая смертность среди титулованных жен объясняется низким уровнем медицины того времени, антисанитарией, а также частые беременности и роды, быстро изнашивавшие организм женщин. И невероятно что, сочетавшись браком в 903 г. Ольга родила единственного сына, спустя 39 лет, в 942 г.! Скорее всего, Ольга, на которой Игорь женился в 903 г. не тождественна Ольге, матери Святослава. Возможно, брак 903 г. был не первым и не последним для Игоря. Исчезновение сведений о первых браках Игоря, как, впрочем, и сведения о первых русских князьях можно объяснить тем, что первая русская летопись, видимо, была составлена на датском языке, который уже в конце Х века был мало кому понятен. Вспомним летописных «братьев» Рюрика Синеуса и Трувора, т. е. скандинавские фразы sine use (роды своими) и thruvaring (верная дружина), попавшие в русский летописный свод из-за неправильного перевода некоего германоязычного источника.
Пока Игорь подрастал в Ладоге, Олег покорял славянские племена. После полян настала очередь древлян (883 г.), северян (884 г.) и радимичей (885 г.). Совершив завоевания Олег к титулу хельга прибавил титулы великий князь русский и каган. Титул каган в то время имел значение: «император». Позднее он был замен титулом царь, который сначала в русских источниках относился к византийским императорам, с XIII в. – к ханам Золотой Орды, а с XV в. был принят московскими князьями. При покорении древлян и северян Олег впервые столкнулся с Иудео-Хазарским каганатом. Иудео-Хазарский каганат был сильнейшим и крупнейшим государством Восточной Европы. В середине VIII века еврейская община, после кровопролитной гражданской войны, захватила верховную власть и каганат достиг своего политического расцвета, к X веку покорив окружающие народы, в том числе и восточнославянские. Правил Хазарией еврейский царь, носивший семитские титулы «мелек» (т. е. царь) и «пех» (последний происходит от ассиро-вавилонского титула «пеха», т. е. областеначальник, губернатор, а не от тюркского титула «бег»). Каганы, тюрко-еврейского происхождения, были номинальными фигурами и служили объектом для жертвоприношения в экстраординарных случаях. Экономика Иудео-Хазарского каганата (хазары стали угнетаемой и бесправной прослойкой населения) базировалась на транзитной торговле с Китаем, Арабским халифатом и Франкской империей. Никакой продукции каганат не производил, да и иудейским правителям Хазарии она не требовалась. Таможенные сборы и дань с покоренных народов приносили сверхприбыли. Военная мощь каганата основывалась на мусульманской наёмной гвардии, состоящей из тяжелой конницы, и военной силе покорённых племён, которых иудейские цари, в случае надобности, натравливали друг на друга. Будущего такое паразитическое государство не имело. Долгое существование каганата, 250 лет, объясняется его удалённостью от сильных противников и умелой политикой иудейских правителей. Рано или поздно каганат был бы уничтожен Хорезмом, печенегами или половцами. Но каганат был уничтожен после долгой войны Русским государством. И именно эта война «исчезла» из «Повести временных лет».
Военное столкновение с гегемоном Восточной Европы было неизбежно. И здесь летопись подозрительно замолкает. В летописании происходит провал с 886 по 907 год, и далее до 912 года. Но иностранные источники частично заполняют этот пробел. Каганат отреагировал на экспансию Олега натравив на Русь венгров. Венгры не были подвластны каганату (подчинение их каганату после 889 г. было номинальным), но они воевали за тех, кто мог заплатить, как наемники. Согласно арабским источникам: «Мадьяры господствовали над соседними славянами, налагая на них тяжелые подати и обращаясь с ними, как с рабами. Они часто делали набеги на славян и русь, захватывали пленных и продавали их в рабство в Византию». (Артамонов М. И. «История хазар», Спб., 2001 г., стр. 463). Неизвестно как бы сложилась дальнейшая история, если бы не вмешались печенеги. В 889 г. они вытеснили венгров из Причерноморья, а в 895 г. одержали полную победу, заставив венгров уйти на Дунай. Вероятно, Олег не заключал с печенегами союза. Просто интересы Руси и печенегов временно совпали. Кроме этого каганат объявил Руси экономическую блокаду. В. Я. Петрухин пишет: «… американский нумизмат Т. Нунен … показал, что в последней четверти IX в. приток монет в восточную Европу резко сокращается, наступает первый кризис в поступлении восточного серебра; при этом кризис не связан с эмиссией в Халифате – доступ серебра в восточную Европу был искусственно приостановлен» (В. Я. Петрухин. «Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков»., 1995, г., с. 93). После поражения венгров каганат и Олег смогли договориться о разделе сфер влияния. Мало того, Олег предоставил каганату военную силу русов и славян, за плату разумеется, для войн с Византией и мусульманами. В 904 (а не 907 г. как в ПВЛ) русский флот совершает набег на Константинополь, но византийский флот сжигает его «греческим огнём». Так, реконструирует события Л. Н. Гумилёв в книге «Древняя Русь и Великая Степь». В 909 г. русский флот появляется в Каспийском море и совершает нападение на остров Абаскун, а в 910 г. тот же флот разграбил и сжег город Сари в Мазендеране. Попасть на Каспий русские отряды могли только с позволения иудео-хазарского правительства. Вот как описывает государство Олега иранский ученый Ибн Русте в труде «Дорогие ценности», написанном в 903-913 гг.: «У них есть царь, называемый хакан руссов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они (т. е. русы) не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян … Единственное их занятие торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям» (цит. по «Древняя Русь», стр. 209). Рабов при Олеге продавали, согласно «Раффельштеттенскому таможенному уставу», изданному восточнофранкским королем Людовиком IV (899-911 гг.) между 904 и 906 гг., и в Западную Европу. Славяне, на которых нападали русы были, скорее всего, племена уличей и тиверцев, с которыми Олег воевал с 885 года. Косвенное доказательство того что Ибн Русте писал именно об Олеге можно видеть в следующем сообщении о Руси: «Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем как будто бы они их начальники …» (там же, стр. 209). Суеверие как черту в характере Олега отмечает и ПВЛ в известной легенде о коне Олега. Так о своей судьбе Олег спрашивал у окружавших его волхвов, т. е. славянских языческих жрецов, и кудесников, т. е. финно-угорских шаманов, и поступил согласно их предостережению.
Олег, по сути, превратился правителя разбойничьей державы, промышляющей грабительскими набегами и работорговлей, и поставляющей наёмников всем кто сможет заплатить. Поэтому восхищенные отзывы историков об Олеге не имеют под собой ни каких оснований. Будущего у олеговой Руси не было. Если бы последующие князья продолжили политику Олега, то Русь ждала судьба прибалтийских славян, уничтоженных немцами.
В 911 г. Олег поставил на службу Византийской империи отряд, численностью в 700 человек (больше у него не было, так как 20000 славяно-русских воинов в это время воевали за интересы Иудео-Хазазарского каганата), воевавший в 911-912 гг. в войске адмирала Имерия против арабов на Крите. Вслед за этим был заключен русско-византийский договор 912 г. Подобная неразборчивость Олега в выборе друзей и врагов, а точнее полное пренебрежение внешнеполитическими интересами созданной им державы, привела к трагедии. Иудеи, правившие Хазарским каганатом, увидели в поставке наёмников враждебной им Византии опасность для себя, т. к. на западных границах каганата возникал сильный противник. И тогда они решили ослабить Русь, перебив русских воинов, возвращающихся домой с Каспия. В 913 г. Русский флот из 500 судов грабит побережье Гиляна, Табаристана и Ширвана. Очевидно, в этот год кончилось действие контракта о найме, и русские возвращались домой. Арабский историк Масуди описывает дальнейшие события так:
«Когда русы набрали добычи… они двинулись к устью Хазарской реки (т. е. Волги) и снеслись с хазарским царём, которому послали денег и добычи, как это было договорено между ними. Хазарский царь не имел морских судов, и его люди не умели с ними обращаться; не будь этого, мусульманам от него было бы больше бед. Ларисийцы (т. е. наёмная исламская гвардия иудейских царей каганата) и другие мусульмане царства (Хазарского) узнали о том, что натворили русы и сказали царю: «Предоставь нам расправиться с этими людьми, которые напали на наших мусульманских братьев …» Царь не мог им помешать, но послал предупредить руссов, что мусульмане решили воевать с ними. Мусульмане собрали войско и спустились вниз по реке, ища встречи с ними … Битва длилась между ними три дня, и Аллах даровал победу мусульманам. Русы были преданы мечу, убиты и утоплены… Насколько можно было подсчитать, число тех, кого мусульмане убили на берегу Хазарской реки было, около 30 тыс.» (цит. по В. Кожинов «История Руси и русского слова. Опыт беспристрастного исследования», М., 2001 г., стр. 287., далее - В. Кожинов «Истории Руси») Версия, переданная арабским хронистом, видимо, является официальной хазарской версией. Она лжива и лицемерна. Русские грабили и убивали мусульман четыре года, с 909 по 913 год, отдыхали от походов на территории Хазарского каганата, продавали в Итиле рабов-мусульман, захваченных в набегах, еврейским работорговцам, а мысль отомстить за «братьев мусульман» у исламских гвардейцев возникла почему-то только при возвращении русских домой в 913 году. Ложь и то, что иудейский царь Хазарии предупредил русских о нападении. Количество мусульманской гвардии на службе иудео-хазарских царей не превышало 10-12 тысяч человек (см. М. И Артамонов «История хазар», СПб, 2001 г., стр. 552), численность же русских, по словам Масуди, составляло 30 тысяч. Масуди выше писал о 500 русских кораблях, действующих на Каспии. Русская ладья вмещала 40 человек, следовательно, русская армия состояла, примерно, из 20 тысяч человек. Неужели, имея двух- или трехкратный перевес в бойцах, да ещё предупреждённые о готовящемся нападении, русские не уничтожили бы исламскую гвардию Хазарии. Скорее всего, нападение было внезапным, и ни какого трёхдневного сражения не было. На берегу Волги произошла бойня ничего не подозревающих людей. Попавшие в плен были утоплены в Волге (только так можно фразу «убиты и утоплены»). Остатки русского войска, сумевшие вырваться из западни, оказались во враждебном окружении и были истреблены буртасами и волжскими болгарами.
Весть о предательском убийстве хазарами и гибели своих отцов, братьев, и сыновей не могла не взбудоражить русского общества. Политика Олега оказалась полностью дискредитирована. Недовольство и возмущение было очень сильным. (Сейчас подобные события вызвали бы правительственный кризис и отставку правительства). Можно предположить дальнейшие события. Игорь, воспользовавшись ситуацией, с дружиной и ополчением словенских племён двинулся на Киев. Сопротивления Игорь не встретил, никто не хотел защищать Олега - виновника смерти их родных и близких. Тем более, наверняка, все сразу вспомнили, что Игорь, сын Рюрика, законный князь, а Олег только узурпатор. Олегу пришлось покинуть Русь. Он уехал на родину, или был сослан в Ладогу, где и умер, по преданию, от укуса змеи. Подобная коллизия повторилась в 1016 г., когда Ярослав пошёл войной на своего брата Святополка Окаянного. Так Игорь стал князем Руси. Мятеж подняли только племена древлян. В 914 г. Игорь подавил мятеж, наложив на древлян дань, большую, чем они платили при Олеге.
ИСТОЧНИК:
rus-historical.blogspot.com
Государство Киевская Русь в период княжения Игоря Рюриковича
Что «досталось» Игорю при вступлении на престол? Крупное по меркам прежних времен государство, состоящее из разных городов и областей, начинающих приспосабливаться к совместной жизни. Следовательно, главной задачей нового князя стало сохранение целостности Руси. Как он справился со своей исторической миссией?
Игорь и печенеги
Игорю пришлось сызмальства участвовать в военных походах своего наставника Олега. Юный князь старался перенять у старших способов и тактику ведения боя. Игорь понимал: сохранение целостности границ в условиях, когда отовсюду на территории молодого княжества покушались кочевые племена, является первоочередной задачей. Кроме того, оставались некоторые непокорные племена, не желавшие подчиняться Киеву. Безусловно, они ослабляли позицию княжеской власти и делали границы Киевской Руси весьма уязвимыми. Одним из таких племен были древляне. Завоеванные Олегом, они при Игоре поднимали бунты, которые князю вначале удавалось подавить.
Но наибольшую опасность представляли кочевники-печенеги. Смелые, отважные воины, не отступавшие перед трудностями, проявлявшие безжалостность к покоренным племенам, печенеги очень досаждали русским городам. Они угоняли русичей в плен, отбирали скот, до основания разрушали селения. К тому же они пользовались поддержкой греков, которые, судя по сведениям, почерпнутым из летописей, платили им золотом за то, чтобы они почаще совершали свои набеги, ослабляя Русь.
Игорь сумел временно остановить печенегов и даже заключить с ними мирный договор, который соблюдался обеими сторонами в течение 5 лет. Он выставил против печенегов столь великое войско, что даже эти бесстрашные кочевники не решились вступить в бой и согласились на условия договора. Произошло это под Киевом.
Правда, через 5 лет все же пришлось русичам отражать нападение печенежских воинов. Битва была кровопролитной – но летописи молчат об исходе сражения.
Походы на Константинополь
Через некоторое время Игорь почувствовал себя в силах дать большое сражение грекам, чтобы получить выгоды для Руси. Разместив свое войско на 10000 ладей, он отправился к Константинополю с намерением захватить его. Снова летописи говорят нам о прискорбном факте: крайней жестокости русских воинов, принявшихся истреблять население, жившее в окрестностях Константинополя, уничтожать великолепные храмы. К сожалению, таким было то время: или убьешь ты, или убьют тебя – отдельная человеческая жизнь не имела ценности.
Византийский император выставил войско против русских и отдал приказ использовать «греческий огонь». Русичи, никогда не видевшие такого чуда, решили, что огонь ниспосылают разгневанные небеса. Было много утонувших и сгоревших заживо. Чтобы сберечь остатки воинства, Игорь отступил и вернулся на Русь. Так первый поход 941 года окончился неудачей.
Князь решил не сдаваться. Собрав войско, значительно превосходившее по размерам то, что было раньше, усилив его отрядами наемников – варягов и даже печенегов – Игорь вышел во второй поход. Этот поход 943 года оказался намного успешнее. Сражаться не пришлось: византийский император, испугавшись мощи и количества русичей-воинов, отправил послов к Игорю, наказав им заключить мирный договор. Это было выполнено, и Игорь вернулся в Киев с богатыми дарами и заручившись обещанием греков выплачивать ему большую дань.
Гибель князя Игоря
Последние годы своего правления Игорь желал провести мирно. У него рос сын Святослав, которого следовало подготовить к занятию престола. Нужно было собирать дань с покоренных племен, следить за тем, чтобы в княжестве развивалась торговля. Кстати, при Игоре появилась на Руси новая славянская азбука – та самая, которую составили братья Кирилл и Мефодий. Так бы мирно и завершилось княжение сына Рюрика, однако вновь появились проблемы, связанные с гордым племенем древлян.
Летописи рассказывают, что Игорь, которому досаждали собственные дружинники просьбами увеличить дань с некоторых племен, отправился лично к древлянам. Собрав большое количество дани, он выехал в обратный путь. Но тут вдруг ему показалось, что можно было бы еще кое-чем «поживиться» у древлян, и он, послав свою дружину в Киев, вернулся назад с малым числом воинов. Возмущенные древляне расправились и с воинами князя, и с ним самим. Они привязали Игоря к двум деревьям, которые, распрямившись, разорвали несчастного надвое. Впоследствии древляне жестоко поплатились за смерть князя Игоря.
Итоги правления
Игорь Рюрикович получил «на руки» юное государство, границы которого едва оформились. В таких условиях было не до внутренних реформ: много сил ушло на поддержание целостности княжества. Игорь сумел сохранить Киевскую Русь, не потеряв ни единой пяди из ее вновь обретенных территорий. Более того, он смог на некоторое время оградить Русь от набегов кочевников и заключить выгодный договор с Византией. Внутренние проблемы княжества предстояло решить его супруге.
histerl.ru
Князья Рюрик, Олег, Игорь, Ольга
Итак, вопрос о начале государства на Руси, связанный с вопросом о появлении чуждых князей, вызвал ряд изысканий, не позволяющих вполне верить той летописной легенде, которая повествует о новгородцах, что они, наскучив внутренними раздорами и неурядицами, послали за море к варягам-руси с знаменитым приглашением: "Земля наша велика и обидна, а наряда (в некоторых рукописях: нарядник) в ней нету, до поидете княжить и владеть нами"; и пришел к ним Рюрик и два его брата "с роды своими", "пояша по себе всю русь". Эпический характер этого рассказа ясен из сравнения с другими подобными: известно сказание английского летописца Видукинда о таком же точно призвании бриттами англосаксов, причем и свою землю бритты хвалили теми же словами, как новгородцы свою: "terram latam et spatiosam et omnium rerum copia refertam".
Призвание варягов. Художник В. Васнецов
Сквозь красивый туман народного сказания историческая действительность становится видна лишь со времени новгородского правителя или князя Олега (879–912), который, перейдя с Ильменя (882) на Днепр, покорил Смоленск, Любеч и, основавшись в Киеве на житье, сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет "матерью городов русских". Олегу удалось объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути. Это была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою собрались, таким образом, все главнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.
Но объединением славян Олег не ограничился. По примеру своих киевских предшественников Аскольда и Дира, сделавших набег на Византию, Олег задумал поход на греков. С большим войском "на конях и на кораблях" подошел он к Константинополю (907), опустошил его окрестности и осадил город. Греки завели переговоры, дали Олегу "дань", т. е. откупились от разорения, и заключили с Русью договор, вторично подтвержденный в 912 г. Удача Олега произвела глубокое впечатление на Русь: Олега воспевали в песнях и его подвиги изукрасили сказочными чертами. Из песен летописец занес в свою летопись рассказ о том, как Олег поставил свои суда на колеса и по суху на парусах "через поля" пошел к Царюграду. Из песни же, конечно, взята в летопись подробность о том, что Олег, "показуя победу", повесил свой щит в вратах Царяграда. Олегу дали прозвание "вещего" (мудрого, знающего то, что другим не дано знать). Деятельность Олега в самом деле имела исключительное значение: он создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил, путем договоров, правильные торговые сношения Руси с Византией; словом, он был создателем русско-славянской независимости и силы.
Князь Олег прибивает свой щит ко вратам Царьграда. Гравюра Ф. Бруни, 1839
По смерти Олега вступил во власть Игорь (912–945), по-видимому, не имевший таланта ни воина, ни правителя. Он сделал два набега в греческие владения: на Малую Азию и на Константинополь. В первый раз он понес жестокое поражение в морском бою, в котором греки применили особые суда с огнем и пускали "трубами огнь на ладьи русские". Во второй раз Игорь не дошел до Царяграда и помирился с греками на условиях, изложенных в договоре 945 г. Этот договор считается менее выгодным для Руси, чем договор Олега. В кампании Игоря против греков принимали участие и печенеги, впервые при Игоре напавшие на Русскую землю, а затем помирившиеся с Игорем. Игорь погиб в стране древлян, с которых он хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.
Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году. Картина К. Лебедева, 1901-1908
Ольга (по-древнескандинавски и по-гречески Helga) осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление княжеством (945–957). По древнему славянскому обычаю вдовы пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием и вообще положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов. Поэтому не было ничего удивительного в том, что княгиня Ольга стала правительницей. Отношение к ней летописца – самое сочувственное: он считает ее "мудрейши всех человек" и приписывает ей большие заботы об устроении земли. Объезжая свои владения, она везде устанавливала порядок и везде оставляла по себе добрую память. Главным же ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в Царьград (957). По рассказу летописи Ольгу крестили "царь с патриархом" в Царьграде, хотя вероятнее, что она крестилась дома на Руси, ранее своей поездки в Грецию. Император Константин Багрянородный, с честью принявший Ольгу в своем дворце и описавший ее прием в сочинении "Об обрядах Византийского двора", повествует о русской княгине сдержанно и спокойно.
Княгиня Ольга. Крещение. Первая часть трилогии "Святая Русь" С. Кириллова, 1993
Предание же, сложившееся на Руси о путешествии княгини, рассказывает, что император был поражен красотой и умом Ольги настолько, что даже хотел на ней жениться; однако Ольга уклонилась от этой чести. Она держала себя почтительно по отношению к патриарху, но вполне независимо по отношению к императору. Летописец даже уверен, что ей удалось дважды перехитрить императора: во-первых, она ловко сумела отказаться от его сватовства, а во-вторых, она отказала ему в дани или дарах, на которые он, будто бы, легковерно рассчитывал. Таково было наивное предание, усвоившее Ольге исключительную мудрость и хитрость. С торжеством христианства на Руси память княгини Ольги, во святом крещении Елены, стала почитаться и православною церковью: княгиня Ольга была причтена к лику святых.
rushist.com
ИГОРЬ, КНЯЗЬ КИЕВСКИЙ | Энциклопедия Кругосвет
ИГОРЬ (?–945) – князь киевский (с 912), фактический родоначальник династии Рюриковичей (согласно древнейшей русской летописи – Повести Временных лет – сын Рюрика), первый из русских князей, упомянутый зарубежными историками – Симоном Логофетом, Львом Грамматиком и др.
Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Княжил в Киеве после смерти своего предшественника Олега с 912, покорив восставшие племена древлян и угличей, заставив их платить «полюдье» (дань). Согласно русской летописи, в 913 женился на Ольге, псковитянке из знатного рода, возможно варяжского (по одной из легенд ему избрал ее Олег в 903, по другой – он сам встретил ее на речном перевозе во Пскове). В том же году под его предводительством был совершен поход на побережье Каспийского моря. Двигаясь вдоль побережья Каспийского моря, подступы к которому находились под контролем хазар, войско Игоря подошло к Баку. В качестве платы за «пропуск» хазарам была обещана половина добычи. Добыча действительно была огромной и половину ее русичи, как и обещали, отдали хазарам. Из-за второй половины, на которую также стали претендовать хазары, разгорелась страшная битва, в результате которой почти все войско князя Игоря было уничтожено.
Вернувшись в Киев, Игорь вынужден был собирать новую дружину для нового похода: территория русичей впервые подверглась нападению печенегов. Как и угры, булгары, авары, пришли с востока; они вели кочевой образ жизни. Встретясь сильным войском Игоря, печенеги вынуждены были удалиться в Бесарабию, где также наводили ужас на соседей. Заключив мир с Игорем в 915, они пять лет не тревожили русских, но с 920, как пишет составитель Повести Временных лет, начали вновь вторгаться в просторы Руси.
В 941 князь Игорь предпринял поход на Царьград «на десяти тысячах судов» (преувеличение византийского хрониста, перепуганного опустошением города, обращением в пепел храмов, селений, монастырей). Однако поход закончился для русского войска печально: византийцы ответили Игорю так называемым «греческим огнем» (сера, смола и известь в бочках и горшках). Большая часть русского войска была уничтожена.
Игорь отступил и вновь пошел на греков в 943. Предупрежденные болгарами и хазарами «о руси[чах] без числа», византийцы предложили мир на выгодных для князя Игоря условиях. Посоветовавшись с мудрыми дружинниками, русский правитель принял предложение византийского императора. На следующий год Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор, третий по счету (после договоров 907 и 911) в русской истории. Договор 944 устанавливал «мир вечный до тех пор, пока солнце сияет и весь мир стоит», оговаривал более благоприятные, чем раньше, условия для торговли русичей с Византией, закреплял согласие помогать друг другу военными силами. Составители договора с византийской стороны отметили, что «аще ли [какой-то правитель вражеской земли] хотети начнеть наше царство от нас [отъимати], да пишем к великому князю вашему, и поедет к нам, елико же хочем…»
Это был первый международный документ, упоминавший страну под именем Русская земля. Не удивительно, что русский летописец внес текст этого договора под 944 в Повесть Временных лет – столь велико его значение. Договор 944 назвал русских князей, сопровождавших Игоря («архонтов»), по именам, что позволяет видеть в существовавшей во времена Игоря системе управления раннефеодальную монархию. Чтобы управлять обширной территорией, князь должен был разделить Русь между родственниками и союзными «архонтами» или конунгами. Важно отметить, что в «дележе» участвовали не только «мужи», но и жены князей и старших конунгов, «архонтессы» Предслава и Сфандра, владевшие огромными городами («ярлствами»). Эти знатные, женщины также послали своих послов в Царьград, в том числе жена Игоря Ольга, владевшая как «ярлством» городом Вышгородом, ведавшая государственными делами и вершившая суд в отсутствие мужа. Выделение «игорева рода» из прочей массы «великих князей» (конунгов) и завоевание им исключительного права на киевский трон имело характер длительного процесса. Решающими его факторами были становление новой системы управления и формирование опоры династии – боярства.
После похода 944 князь Игорь больше не воевал и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. В дружине Игоря скоро стали роптать: «Отроки (дружинники) Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги. Пойди, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы!». После долгих уговоров князь Игорь отправился в 945 со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав собранное полюдье недостаточным, князь с дружинниками вернулся, чтобы собрать дань еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня порешили: «Повадился волк к овцам ходить – так перетаскает все стадо. Лучше нам убить его!». Маленький отряд Игоря был разбит древлянским князем Малом, самого Игоря – по свидетельству византийского историка Льва Дьякона – убили, привязав к склоненным верхушкам двух соседних деревьев. По сведениям летописи, за смерть мужа Ольга жестоко расправилась с древлянами и во избежания подобных конфликтов в дальнейшем «ввела уставы и уроки» (определила места, периодичность и размеры собираемой дани).
К концу правления Игоря власть русичей распространилась по обе стороны верхнего и среднего Днепра, на юго-восток – до Кавказа и Таврических гор, на севере – до берегов Волхова. Незадолго до гибели Игоря в его семье появился наследник – Святослав, которому (по словам византийского историка Константина Багрянородного) он сразу же отдал во владение город Новгород. Согласно русской летописи, ребенок был совсем мал в год гибели отца и едва мог держаться на коне. Высказывались сомнения в том, что Игорь был отцом Святослава (Л.Н.Гумилев).
Идея сближения, сплочения и объединения славянских народов, «прочтенная» в истории древнерусских походов и сражений начала 10 в. в русских летописях современным скульптором Н.Можаевым, художником В.Горбулиным и архитектором М.Поздняковым, положена в основу композиции, посвященной князю Игорю и возведенной в 2003 над рекой Северный Донец на Луганщине (Украина).
Лев Пушкарев
www.krugosvet.ru
Игорь Ольгович Черниговский / XII век / История церкви / Мир. Человек. Слово.
Со смертью Мстислава Великого
наступила печальная эпоха для Русской земли. Князья из-за личных расчетов
терзали междоусобием всю Русь. С этого периода из-за возрастающих усобиц в
княжеской среде значение и уважение к княжескому имени на Руси стало быстро
падать.
Еще недавно, например, жители
Новгорода, когда к ним в плен попал полоцкий князь, причинивший им много зла, с
почетом отпустили его «ради Бога», высоко уважая его княжеское происхождение. С
началом же княжеских раздоров жители больших городов стали открыто выражать
недовольство князьями. Особенно это видно в Киеве, где мнение горожан начало
приобретать большое значение при занятии тем или иным князем старшего стола.
Среди тех междоусобий, которые
велись князьями из-за обладания киевским престолом, принял мученическую кончину
великий князь Игорь, в крещении Гавриил.
Он был сыном мятежного князя
Олега Черниговского, которого столько раз прощал великодушный Мстислав Великий.
Старший брат Игоря в результате междоусобиц занял киевский престол. Умирая, он
призвал влиятельнейших киевлян и сказал им:
— Я очень болен, вот брат мой
Игорь, возьмете его себе в князья?
И те отвечали:
— Возьмем с радостью!
«Но они обманывали его», —
прибавляет летописец.
После похорон киевляне
принесли обет верности новому князю, прося его заменить вельмож брата, которые
грабили народ. Игорь пообещал, но исполнение его обещания ждать не стали.
Киевские бояре тайно предложили престол переяславскому князю Изяславу. Столичные жители стали считать себя
главными вершителями вопроса о том, кто у них должен быть князем. Изяслав,
видя поддержку горожан, смело выступил в поход против Игоря. Когда началась
битва, Игорь увидел явную измену — в киевских полках развивались знамена
Изяслава. Рать Игоря была разбита, сам он, будучи больной ногами, был схвачен в
болоте, где увяз его конь. Так великое княжение Игоря продолжалось всего
двенадцать дней. Схватив, его держали несколько дней в киевском Выдубицком
монастыре, а потом заточили в темнице в Переяславле.
Тяжко заболев в заточении,
Игорь просил разрешения у нового великого князя принять иноческий постриг.
Изяслав ответил ему: «В своем желании постричься, ты волен. Я же тебя и без
того выпускаю, ради твоей болезни». Игорь вышел из тюрьмы еле живой и принял
схиму в Киевском Феодоровском монастыре, основанном Мстиславом Великим.
Вновь вспыхнувшие междоусобицы
заставили Изяслава покинуть Киевские пределы, а затем и просить помощи у
киевлян ратными людьми.
— Идем за тебя и с детьми, —
кричали горожане в ответ на речь посла Изяслава.
Но в это время нашлись в толпе
люди, которые стали разжигать ненависть к Игорю и ко всему роду Олеговичей.
— Мы рады идти, — говорили
они, — но вспомните, что враг князя и народа не в темнице сидит, а живет
спокойно в монастыре. Умертвим его и тогда пойдем спокойно на помощь нашему
князю.
Эти слова произвели сильное
впечатление. Толпа бросилась к Феодоровскому монастырю. Напрасно брат Изяслава
Владимир пытался удержать народ, убеждая, что Игоря «стерегут крепко». Не
помогли увещевания митрополита и Киевских тысяцких. Толпа ворвалась в храм, где
в это время совершалась литургия, и с криками потащила Игоря за ворота. Князь
Владимир с трудом отбил князя-инока у разъяренных мятежников, закрыв его своей
одеждой. Он спрятал Игоря в доме своей матери. Узнав об этом, толпа выломала
ворота и ворвалась в дом. Игоря безжалостно били. Привязав к ногам веревку,
таскали по улицам города, пока он не умер, а затем бросили на торговой площади.
Игорь был убит 19 сентября 1147 года.
Только на следующий день тело
убитого князя было перенесено в монастырский храм и облачено в соответствующую
одежду. Совершая погребение, игумен Феодоровского монастыря, постригавший Игоря
в монашество, воскликнул:
— Горе живущим ныне! Горе веку
суетному и сердцам жестоким!
В день погребения князя-инока,
отмечает летописец, «небо рыдало и был гром великий», что напугало киевлян и
полностью изменило отношение к убитому. Уже тогда многие начали чтить его как
святого страстотерпца. Останки Игоря через три года после убиения были
перенесены в Чернигов и погребены в кафедральном соборе.
В Русской Церкви почитается икона Богородицы Игоревская. Она названа так
потому, что этот образ Божией Матери был келейной иконой князя-инока, перед
которой он молился и в день своего убиения.
www.mir-slovo.ru
Реферат - Деятельность первых князей Древней Руси (Олег, Игорь, Ольга, Святослав)
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Камская государственная инженерно-экономическая академия
Кафедра «История»
Контрольная работа
по дисциплине «Отечественная история»
на тему: «Деятельность первых князей Древней Руси
(Олег, Игорь, Ольга, Святослав)»
Набережные Челны
2009
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.
Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части, которая, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждалась, для поддержания своего господства, в государственных структурах.
Начальную форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен. Одним из таких объединений был союз племен во главе с князем Кием (VI век). В 859 году северные славянские племена, платившие дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей, «который бы владел нами и судил по нраву». В 862 году князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии – династии Рюриковичей. Но оказав значительное влияние на оформление княжеской власти и развитие культуры, он не принес на Русь государственности, складывающейся и развивающейся в древнерусском обществе. После смерти Рюрика в 879 году власть перешла к его родственнику Олегу.
Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 год, когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде, предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства.
Итак, данный реферат позволит нам получить основные представления о деятельности, походах князей Древней Руси.
Главным содержанием деятельности князей является:
1) объединение всех восточнославянских племен под властью великого киевского Князя;
2) приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам.
Соединив под своей властью огромную территорию, населенную славянскими и финскими племенами, великие князья киевские удерживали их в своем подчинении военной силой, подавляя попытки сопротивления подданных, и стремились организовать управление покоренными землями. С этой целью князья посылали по областям своих наместников («посадников»), обыкновенно «старших мужей» своей дружины; в некоторых местах они оставляли местных князей под рукою своей.
В этом реферате будет подробно описываться деятельность великих князей Древней Руси, которые наряду с подчинением власти киевского князя славянских племен древлян, славян, радимичей при Олеге; уличей и тиверце при Игоре; вятичей при Святославе предприняли завоевательные походы против соседей, а также укрепили границы государства. События описываются в строгой последовательности. Поэтому реферат разделен на три главы:
Первые лица государства. Олег и Игорь.
Первая женщина-правительница Древней Руси
Полководец, военачальник
Реферат базируется на учебниках Горейнова, Гумилев, Левченко, Плетнева, Фортунатова, Пушкаревой, Соловьева более глубокого знакомства cнекоторыми вопросами представлены фрагменты из исторических источников, которые позволяют сделать самостоятельные выводы и суждения по некоторым спорным проблемам. Фрагменты цитируются по следующему изданию: Хрестоматие по истории СССР с древнейших времен до1861 года.
1. Первые лица государства. Олег и Игорь
Олег княжил 33 года: с 879 по 912 годы. С его именем и происхождение связано много легенд, преданий. Он, являясь воеводой или родственником Рюрика, начал править как регент при его малолетнем сыне Игоре. Три года Олег оставался в Новгороде. Затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг. Сначала он занял Смоленск и посадил там «своего мужа», потом перешел в землю северян и здесь, в Любече, также «посадил мужа». Затем Олегу подчинились дулебы, тиверцы и хорваты на левобережье Днепра. В Киеве княжили Аскольд и Дир. По преданию, Олег хитростью выманил их из города и убил. Он не только распространил свою власть на Киеве, но и сделал его официальной столицей складывающегося Древнерусского государства.
Первым делом Олега в Киеве было построение городов, острожков, сколько для утверждения своей власти в новых областях, столько же и для защиты со стороны степей. Потом нужно было определить отношения к старым областям, к племенам, жившим на северном конце водного пути, что было необходимо вследствие нового поселения на юге; главная форма, в которой выражались отношения этих племен к князю, была дань, и вот Олег уставил дани славянам (ильменским), кривичам и мери; новгородцы были особо обязаны платить ежегодно 300 гривен для содержания наемной дружины из варягов, которые должны были защищать северные владения.
Построив города и установив дани у племен северных, Олег, по преданию, начинает подчинять себе другие племена славянские, жившие к востоку и западу от Днепра. Прежде всего Олег идет на древлян, у которых давно шла вражда с полянами; древляне не поддались добровольно русскому князю, их нужно было примучить, чтобы заставить платить дань, которая состояла в черной кунице с жилья. В следующем году (884) Олег пошел на северян, победил их и наложил дань легкую; эта легкость должна объясняться малым сопротивлением северян, которые платили дань хазарам и, следовательно, могли легко согласиться платить ее русскому князю; с своей стороны Олег должен был наложить на них только легкую дань, чтобы показать им выгоду русской зависимости перед хазарской Радимичи, платившие также дань хазарам, в следующем году не оказали никакого сопротивления.
В 907 году Олег предпринял поход на греков, оставив в Киеве Игоря. Во главе громадного объединенного войска почти всех славянских племен: ильменских славян, чуди, кривичей, мери, полян, северян, древлян, радимичей, хорватов, дулебов и тиверцев, а также варягов – Олег совершил удачный поход на Царьград (Константинополь). При приближение русских к Константинополю греки замкнули гавань и заперли город. Олег, войско которого двигалось на кораблях, вышел на суша и стал опустошать окрестности, разрушать здания и храмы, мучить, избивить и бросать в море жителей. Олег и на греков наложил дань. Свою мудрость он проявил и тогда, когда греки, решив отравить Олега, прислали ему кушанья и напитки. Он не принял их, и замысел коварных ромеев не удался.
Начались переговоры. Олег послал к императору послов Карла, Фарлофа, Велмуда, Руслава и Стемира. Переговоры были трудными, но результат был очень важным: Олег добился первого равноправного международного договора молодого Русского государства с мощной и влиятельной Византийской империей. В Киев Олег возвратился с золотом, дорогими тканями, овощами, винами и всякими другими подарками.
В 911 году Олег послал «своих мужей» в Константинополь утвердить договор, заключенный после похода. Договор установил, что при разборе дел о преступлении нужно основываться на точных показаниях; если кто поставит под сомнение достоверность показаний, то должен поклясться по обрядам своей веры, что оно ложно; за ложную клятву полагалась казнь. Мудрый Олег пропустил через свои земли племена угров (венров), которые под давлением печегенов из юго-восточных степей на территории Восточно-Европейской равнины переселились на территорию Молдавии, Бессабарии, Валахии.
Говорят, что природа «отдыхает на детях». Смысл данного утверждения в том, что у выдающихся, талантливых и даже гениальных людей чаще всего вырастают заурядные, средние по способностям и иногда даже никчемные дети.
Можно только предположить, что легендарный основатель Древнерусского государства Рюрик стал отцом в последние годы своей жизни. Опекуном при малолетнем Игоре стал Олег. Сын Рюрика Игорь не менее чем тридцать лет имел возможность набираться государственного опыта у своего старшего товарища.
Существует версия, что Игорь был не сыном, а внуком или даже правнуком Рюрика и реально правил непродолжительное время в первой половине 40-х годов Х века. После «вещего» Олега, по мнению ряда авторов, правил «неучтенный» и не очень удачливый Олег II, сын Олега I. Приближение Игоря к Рюрику осуществлено для того, чтобы обеспечить единство правления и четкое наследование от отца к сыну в династии Рюриковичей.
Трудностей и на его княжеский век (912–945 годы) хватило избытком. Едва смерть Олега стала известной, древляне и другие племена восстали, но Игорь заставил их смириться. Его воевода Свинельд покорил угличей, взял их город Пересечень, за что и получил их землю в управление. В 914–915 годы началась борьба с печенегами. Игорь встретил печенегов с многочисленным войском. Печенеги, не решаясь вступить в бой, заключили с Игорем перемирие на пять лет.
Игорь – первый русский князь, о котором сообщают иноземные писатели (Симеон Логофет, Лев Грамматик, Георгий Мних, Зонара, Лев Диакон, кремонский епископ Лиутпранд). В 941 и 944 годы состоялись не очень удачные походы на Византию. В 941 году Игорь предпринял поход на Грецию. С флотом в несколько сотен ладей Игорь пристал к берегам Вифинии, опустошил по тогдашнему обыкновению значительные территории и подступил к Константинополю. Большая часть греческого флота была в то время в походе против сарацин (арабов). Но остававшиеся суда использовали против флотилии Игоря «греческий огонь» и подожгли множество русских ладей. Игорь смог уйти только с 10 судами.
В 944 году Игорь при содействии варягов и печенегов возобновил нападение на Грецию, но греческие послы перехватили его до перехода через Дунай. Они предложили выкуп. Был восстановлен мир с греками, а в 945 году обе стороны заключили мирный договор «на все лета». Договор этот но не предоставляет русским купцам права беспошлинной торговли и обязывает великого князя Киевского оказывать греческому правительству военную помощь, когда она ему потребуется.
Серьезной проблемой оставалось сохранение контроля над племенами, которые были подчинены Олегом. В племенных союзах сохранялись достаточно прочные внутренние связи, и местные вожди стремились сохранить максимум самостоятельности в распоряжении местными ресурсами. А местные ресурсы уже были «на заметке» у главного князя, сидевшего в Киеве.
Важным механизмом сохранения контроля над государственной территорией в начале X в. стало «полюдье» – объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Полюдье – это не только сбор дани-налога, но и способ управления страной при отсутствии государственного аппарата: во время объезда князь лично разрешал конфликты, творил суд, улаживал пограничные споры. Но это не означало, что он мог самоуправствовать.
В 913–914 годах Игорь подавил бунт древлян и увеличил дань, взимаемую с их земель. Кроме племен, обитавших по обе стороны Верхнего и Среднего Днепра, владения Руси при Игоре распространялись на юго-восток до Кавказа и Таврических гор. По договору 945 года, Игорь должен был не допускать нападений черных болгар на Корсунь и другие греческие города в Тавриде. На северном направлении владения Игоря достигали берегов Волхова.
Неудачная борьба с Византией побудила князя обратить свои взор на древлян. Дважды дружина Игоря наведывалась с полюдьем в Искоростень. Но и этого показалось мало. Игорь в третий раз отправился в древлянскую землю, чтобы найти здесь свою погибель. Когда те узнали, что Игорь возвращается за повторной данью, собрали вече и вместе со своим князем Малом решили наказать жадного Игоря.
Дружину перебили, самого Игоря привязали к двум наколенным деревьям и разорвали надвое.
Власть получила хороший урок. Так проявила себя назревшая необходимость реформ, которые провела вдова Игоря правительница Ольга.
2. Первая женщина-правительница Древней Руси
В 945 году, узнав о смерти мужа, Ольга (945–964) приняла бразды правления страной в свои руки, поскольку ее с Игорем сын и законный наследник Святослав, был еще слишком мал. Но и позднее, когда он подрос, он интересовался только военными походами, а управление русскими землями по-прежнему находилось в руках княгини Ольги до самой ее смерти.
Начало правления Ольги омрачено варварскими, истинно средневековыми актами мести древлянам за гибель мужа. Сначала она велела закопать живыми в землю древлянских послов, приехавших сватать ее за своего князя. А двоих из них сожгла в бане. Затем она с помощью дьявольской хитрости сожгла столицу древлян, город Искоростень. Надо сказать, что ее собственная дружина эти поступки вполне одобрила.
Победа ее над древлянами, несмотря на суровость победительницы, была победой христианских, созидательных сил в Русском государстве над силами языческими, темными и разрушительными.
Несмотря на преклонный возраст, княгиня за время своего правления объехала всю державу и повсюду оставила следы своей хозяйственной деятельности. Уже в первые годы она завоевала расположение народа прекращением внешних военных походов. Отряды наемников-варягов, которые всегда находили себе работу при Игоре, Ольга регулярно отправляла в помощь Византии, экономя тем самым на их содержании. Незаурядные ум и энергия позволили ей создать первую на Руси эффективно работающую систему управления княжеством. Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила «уроки» – размеры дани и «погосты» – места сбора дани. Устроенные Ольгой погосты, являясь финансово-административными и судебными центрами, представляли прочную опору великокняжеской власти на местах. Ольгины погосты стали важнейшей ячейкой этнического и культурного объединения русского народа. Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ – на западе, с Польшей. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян.
Княгиня положила начало каменному строительству. Первые каменные здания Киева – городской дворец и загородный терем Ольги. Началось строительство храмов – храм Софии Премудрости Божией в Киеве, заложенный вскоре по возвращении Ольги из Царьграда, и освященный 11 мая 960 года. Этот день отмечался впоследствии в Русской Церкви как особый церковный праздник.
С целью налаживания торговых и дипломатических отношений киевская княгиня неоднократно посещала Византию.
Киевская княгиня первой из верховных русских правителей приняла обряд крещения в православную веру. Таинство Крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт (933–956), а восприемником был сам император Константин Багрянородный (912–959). Ей было наречено в Крещении имя Елена в честь святой равноапостольной Елены.
Но среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей которые, «возненавидели Премудрость», как и святую княгиню Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подраставшего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство и даже гневавшегося на нее за это. Коварство Византии, не пожелавшей дать Руси христианство, было на руку язычникам. В поисках решения святая Ольга обращает взоры на запад. Святая Ольга принадлежала еще к неразделенной Церкви и вряд ли имела возможность вникать в богословские тонкости греческого и латинского вероучения. Противостояние Запада и Востока представлялось ей прежде всего политическим соперничеством, второстепенным по сравнению с насущной задачей – созданием Русской Церкви, христианским просвещением Руси.
Оказалось, что за прошедшие два года, как и предвидела Ольга, в Киеве совершился окончательный переворот в пользу сторонников язычества и, не став ни православной, ни католической, Русь вообще раздумала принимать христианство. По приказу Святослава, был убит племянник святой Ольги Глеб и разрушены некоторые достроенные ею храмы. Разумеется, здесь не обошлось без византийской тайной дипломатии: настроенные против Ольги и встревоженные возможностью усиления Руси за счет союза с Оттоном, греки предпочли поддержать язычников.
Дни ее были сочтены, труды и скорби подорвали ее силы 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки, и все люди». Последние годы среди торжества язычества, ей, когда-то гордой владычице, крестившейся от Патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианского фанатизма. Но перед смертью, вновь обретя прежнюю твердость и решимость, она запретила совершать над ней языческие тризны и завещала открыто похоронить ее по православному обряду.
3. Полководец, военачальник
В момент смерти отца Святослав был младенцем. Управление княжеством во время его малолетства находилось в руках его матери Ольги. Воспитателя Святослава звали Асмуд, а воеводу при нем – Свенельд. Святослав самостоятельно начал княжить в 964 году, но почти все время находился в военных походах. Поэтому самое место ему не среди «Первых лиц», а в главе «Полководец».
Возмужав, Святослав обнаружил типичные черты князя – дружинника. Обычные мирные дела его мало интересовали, а тянуло к военным предприятиям в отдаленных землях.
Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников (печенегов) и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справился успешно, что позволяет говорить о нем как о способном деятеле и полководце.
Из славянских племен к востоку от Днепра только вятичи были в ту пору вне влияния киевских князей и платили дань хазарам. Из-за вятичей Святослав вступил в борьбу с хазарами и проник на Волгу и даже в Предкавказье, где столкнулся с ясами и касогами.
С 964 года Святослав начинает жестокую борьбу против Хазарского каганата, представлявшего для Киева постоянную угрозу. Вначале Святослав освобождает от власти хазар земли вятичей и подчиняет последних Киеву. Затем одерживает победы над волжскими булгарами, северо-кавказскими племенами ясов, касогов, кабардинцев, черкесов и адыгейцев. Победы Святослава настолько ослабили Хазарский каганат, что он уже не смог возродить свою былую мощь и вскоре распался. У Керченского пролива Святослав основал Тмутаракань. Тмутаранское княжество вошло в состав Древней Руси, а Понт Эвксинский (Черное море) стали называть Русским морем.
Тяжелый характер носила война Святослава с Византией.
В 967–968 годах в союзе с Византией Святослав воевал с Болгарией за Подунавье. Все началось с того, что Византийский император Никифор Фока пригласил Святослава, чтобы оградить Византию от опасных соседей – болгар. По предложению Византии Святослав напал на Болгарию. Успех похода Святослава был огромным. Он занял ряд болгарских городов и стал стремиться к полному обладанию Болгарией. Греки скоро поняли, что приобрели в его лице еще более опасного соседа. Тогда Никифор направил печегонов. Летом 968 года печенеги осадили Киев. Дружины, способной дать отпор врагу в Киеве не было. Святослав с войском был далеко, но на левом берегу Днепра стояла малая дружина киевского воеводы Претича, способная непродолжительное время оказывать печенегам сопротивление. Некому юному киевлянину удалось пробраться через печенежский стан, переплыть Днепр и уведомить Претича о нашествии кочевников. Когда дружина Претича внезапно появилась у стен Киева, печенеги, устрашившись воинской доблести русичей, заключили мир и удалились от города.
В 969 году Святослав вернулся в Киев. Он разделил свои владения между своими сыновьями: Ярополку отдал Киев, Олегу – землю Древлянскую, Владимиру – Новгород, а сам вновь отправился в Болгарию, намереваясь перенести столицу Руси в болгарский город Предславец, куда, кок он считал, будут «сходиться блага из разных тран»: шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мёд, меха и пленные рабы из Руси.
Возвратясь в Болгарию (970 год), Святослав нашел там не подданных, а врагов, приводить к покорности которых пришлось огнем и мечом. Византийский император Иоанн Цимисхий, опасаясь упрочения власти Святослава, потребовал, чтобы он оставил Болгарию. Святослав ответил отказом, и завязалась кровопролитная война. Решительное сражение произошло у города Адрианополя. Малочисленная дружина Святослава бросилась на византийцев с такой яростью, что войско Цимисхия не устояло и бежало. После этого сражения, встретившись на берегу Дуная, Святослав и Иоанн Цимисхий заключили перемирие.
В следующем 971 году византийский император, нарушив перемирие, осадил город Переяславец. После долгой осады и примеров отчаянной храбрости русских воинов, Святослав заключил с Ионном Цимисхием мирный договор и повел свое поредевшее войско к Киеву.
Однако коварный византийский император, желая окончательно погубить Святослава, дал знать печенежскому хану Куре, что «…князь киевский возвращается в свою отчину с малыми силами, но с великими богатствами». Весной 972 года, у днепровских порогов (на острове Хортица), Святослав попал в засаду и погиб вместе с дружиной в неравном бою.
Заключение
Каждая историческая эпоха рождает выдающихся деятелей своего времени, прогрессивных и реакционных. Достижения их оцениваются в соответствии с его веком и условиями, а не с позиции сегодняшнего дня. Таким образом, первые русские князья действовали во имя интересов Руси, они смогли организовать полюдье, военно-торговые экспедиции с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра, они боролись с кочевниками, расширяли территорию государства, захватывая и объединяя различные племена и народы.
Олег представлялся нам не столько храбрым воителем, сколько вещим князем, мудрым или хитрым, что, по тогдашним понятиям, значило одно и то же: хитростью Олег овладевает Киевом, ловкими переговорами подчиняет себе без насилий племена, жившие на восточной стороне Днепра; под Царьградом хитростью пугает греков, не дается в обман самому хитрому народу и прозывается от своего народа вещим. В предании он является также и князем – нарядником земли: он располагает дани, строит города; при нем впервые почти все племена, жившие по восточному водному пути, собираются под одно знамя, получают понятие о своем единстве, впервые соединенными силами совершают дальний поход.
Политика Игоря отличалась от Олега. Игорь недеятельным, вождем неотважным. Он не ходит за данью к прежде подчиненным уже племенам, не покоряет новых, дружина его бедна и робка подобно ему: с большими силами без боя возвращаются они назад из греческого похода, потому что не уверены в своем мужестве и боятся бури. Но к этим чертам Игорева характера прибавлена еще другая – корыстолюбие, недостойное по тогдашним понятиям хорошего вождя дружины, который делил все с нею, а Игорь, отпустив дружину домой, остался почти один у древлян, чтоб взятою еще данью не делиться с дружиною – здесь также объяснение, почему и первый поход на греков был предпринят с малым войском, да и во втором не все племена участвовали.
При Ольге Русь не воевала ни с одним из соседних государств. Ольга установила нормы повинностей – дым. Сроки и места сбора дани: уроки и погосты. Ольга первой из членов княжеской фамилии приняла христианство. Ольга была рачительная, дальновидная, мудрая устроительница Русской земли.
Сын Ольги и Игоря Святослав больше внимания уделял делам внешней политики. С 964 года по 972 он ведет почти непрерывные войны с Волжской Болгарией и Хазарией. Основал Тмутараканское княжество на Таманском полуострове. Святослав – витязь, спартанец, привыкший к суровому походному быту, пренебрегавший жизненным удобствам ради быстроты движения войска и военных побед.
Так росло Древнерусское государство, укрепление которого привело к активизации внешней политики.
1. Горяйнов С.Г., А.А. Егоров История России IX–XVIII века: Ростов-на-Дону, 1996, с 18–19, 28–32.
2. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь… с. 204–205.
3. Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. – М., 1956, с. 100.
4. Плетнева С.А. Хазары. – М., 1986, с. 59.
5. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси: М, с 3–5.
6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: М, 1962, с 135 – 145, 145 – 150,153 – 157, 160 – 168.
7. Фортунатов В.В. Российская история в лицах: М, 2009, с 15–20, 35–37.
8. Хрестоматие по истории СССР с древнейших времен до1861 года: М, 2003, с 65, 20, 51.