Египетское иероглифическое письмо. Иероглифическая система древних египтян
Египетское иероглифическое письмо - это... Что такое Египетское иероглифическое письмо?
Старого, Среднего и Нового царства было приблизительно 800 иероглифов. В период греко-римского правления в Египте их число превышало 6000.
Формальный и декоративный характер иероглифов обусловил то, что они использовались в основном для монументальных надписей и записей священных текстов. Для ежедневных административных и деловых документов и для переписки существовало более простое иератическое письмо, которое, однако, не вытеснило иероглифическое. Иероглифами продолжали пользоваться как в период персидского, так и греко-римского правления в Египте. Однако, до IV в. осталось немного людей, способных читать и писать, используя эту сложную систему письма. Греки и римляне особо не интересовались ей, а с принятием христианства иероглифы вышли из употребления. В 391 г. византийский император Феодосий I Великий закрыл все языческие храмы. Последняя известная иероглифическая надпись датирована 394 г. (находки на о-ве Филы).
Классификация иероглифов
На сегодняшний день проблема единой классификации древнеегипетских иероглифов остаётся открытой. В 1920 году английский египтолог и филолог Уоллис Бадж (англ.)русск. одним из первых каталогизировал знаки письменности Древнего Египта в «Словаре египетских иероглифов»[1]. Классификацию он провёл основываясь на внешних признаках этих знаков. Вслед за ним, в 1927 году, также основываясь на разделении иероглифов по внешнему признаку, составил список другой английский египтолог и лингвист — А. Х. Гардинер, в своей «Египетской грамматике»[2]. В его классификации иероглифы делятся на группы обозначаемые латинскими буквами, а внутри групп им присвоены номера. Со временем список из «Египетской грамматики» А. Х. Гардинера стал общепринятым, а база данных иероглифов пополнялась путём добавления новых знаков в предложенные им группы — большинству из новооткрытых иероглифов стали присваивать дополнительные буквенные значения уже после цифр.
Параллельно с расширением перечня иероглифов на основе списка А. Х. Гардинера, у некоторых исследователей возникли мысли о неправильном разнесении по группам и в 80-е годы появился четырёхтомный каталог знаков эпохи Птолемеев, разделяемых по значениям, созданный в соавторстве нескольких исследователей[3]. По прошествию какого-то время стали переосмысливать и этот классификатор, следствием чего стало появление в 2007—2008 годах грамматики Д. Курта[4], который скорректировал вышеуказанный четырёхтомник и список А. Х. Гардинера, а также ввёл новое разделение на группы. Хотя этот труд достаточно информативен и полезен для практики переводов с египетского языка, однако неизвестно, приживется ли в египтологии новая кодификация, которая также не является последней формой классификации иероглифов, так как имеет некоторые изъяны и ошибки, о чём было две рецензии (например рецензия М. В. Панова, 2008).
С развитием компьютерных технологий в 1991 году был предложен стандарт Юникод, для кодирования символов практически всех письменных языков, в том числе и египетских иероглифов. В его последней версии — Unicode 5.2, существует список основных иероглифов, где им отводится диапазон от U+13000 до U+1342F (на декабрь 2009 года поддерживается только шрифтом «Aegyptus»). В наши дни также появляются различные электронные каталоги-классификаторы иероглифов, обычно в графических редакторах для набора египетских текстов. В России был создан редактор «Hieroglyphica» (2006—2011, М. В. Панов, Э. В. Балюк, регистрационный номер Библиотеки при Конгрессе США — TXu001579886).
Знаки египетского письма до сих пор не все каталогизированы и классифицированы, в связи с их огромным количеством. Периодически обнаруживаются новые иероглифы или их новые фонетические значения. Классификация иероглифов на основе «списка А. Х. Гардинера»:
Группа Кол-во иероглифову А. Х. Гардинера Название группы
A
58
мужчина и его занятия
B
77
женщина и её занятия
C
11
антропоморфные божества
D
63
части тела человека
E
32
млекопитающие
F
52
части тела млекопитающих
G
54
птицы
H
8
части тела птиц
I
15
амфибии и пресмыкающиеся
K
6
рыбы и части тела рыб
L
7
беспозвоночные
M
44
деревья и растения
N
42
небо, земля, вода
Группа Кол-во иероглифову А. Х. Гардинера Название группы
O
51
здания и их части
P
11
суда и части судов
Q
7
домашняя и походная утварь
R
25
храмовая утварь и священные эмблемы
S
45
короны, одежда, посохи и т.п.
T
35
оружие военное, охотничье и т.п.
U
41
орудия земледелия и разных ремёсел
V
38
корзины, мешки, изделия из верёвок и т.п.
W
25
сосуды каменные и глиняные
X
8
хлеб разных видов
Y
8
принадлежности письма и игры, музыкальные инструменты
Z
11
разные линии и геометрические фигуры
Aa
31
не поддающиеся классификации
Направление письма
Древние египтяне чаще всего писали горизонтальными строчками, справа налево, реже — слева направо. Иногда писали вертикальными столбцами, которые всегда читались сверху вниз. Несмотря на преимущественное направление египетского письма справа налево, в современной научной литературе из практических соображений принято написание слева направо.
Знаки, представляющие изображения людей, животных, птиц, всегда повернуты лицом к началу строки. Например, надпись следующий:
dikc.academic.ru
Занятие № 3 «Иероглифическая система исчисления древних египтян»
www.velikol.ru
1
«Математическая шкатулка»
Занятие № 3
«Иероглифическая система исчисления древних египтян».
Это интересно!
Около 3—2,5 тысяч лет до новой эры древние египтяне придумали свою числовую систему. В ней ключевые числа: 1, 10, 100 и т. д. — изображались специальными значками-иероглифами. Египтяне высекали их на стенах погребальных камер, писали тростниковым пером на свитках папируса.
Для записи чисел они употребляли следующие иероглифы:
Для записи чисел они употребляли следующие иероглифы:
Все остальные числа составлялись из этих ключевых при помощи операции сложения. Например, запись
Все остальные числа составлялись из этих ключевых при помощи операции сложения. Например, запись
расшифровывалась так: две тысячи, три сотни, два десятка и шесть единиц.
Величина числа, записанного в иероглифической системе, не зависит от того, в каком порядке расположены составляющие его знаки, даже если записать их справа налево, один под другим или вперемешку — число от этого не изменится. В результате упрощений и стилизаций от иероглифов позднее произошли условные знаки, облегчающие письмо от руки. Они легли в основу так называемого иератического письма (от греческого «иератикос» — «священный»). Эту систему записи чисел можно обнаружить в более поздних египетских папирусах.
Разминка.
У животного 2 правые ноги 2 левые ноги, 2 ноги спереди и 2 ноги сзади. Сколько ног у животного?
Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 судаков?
Бревно распилили на 3 части. Сколько распилов сделали?
6 картошин варили 30 минут. Сколько минут варится 1 картошина?
Из – под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?
Назови следующее число. 3, 5, 9, 15, 23…
Реши задачу.
В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик и почтальон Печкин. Если Шарик, сидящий слева, сядет между Матроскиным и Федором, то Федор окажется крайним слева. Кто где сидит?
Найди три одинаковых рисунка.
Вставь недостающую фигурку.
Реши задачу.
Красная шапочка несла бабушке 14 пирожков: с мясом, капустой и грибами. Пирожков в капустой было больше всех, пирожков с капустой было в 2 раза больше, чем с мясом. Сколько пирожков с грибами несла бабушке Красная шапочка?
Реши задачу.
Было 9 листов бумаги. Несколько из них разрезали на три части. Всего стало 15 листов бумаги. Сколько листов бумаги разрезали?
www.velikol.ru
Позиционные системы счисления
Иероглифическая система счисления древних Египтян Расшифровка системы счисления, созданной в Египте во времена первой династии (ок. 2850 до н.э.), была существенно облегчена тем, что иероглифические надписи древних египтян были аккуратно вырезаны на каменных монументах. Из этих надписей нам известно, что древние египтяне использовали только десятичную систему счисления. Единицу обозначали одной вертикальной чертой, а для обозначения чисел, меньших 10, нужно было поставить соответствующее число вертикальных штрихов. Чтобы записанные таким образом числа было легко узнавать, вертикальные штрихи иногда объединялись в группы из трех или четырех черт. Для обозначения числа 10, основания системы, египтяне вместо десяти вертикальных черт ввели новый коллективный символ, напоминающий по своим очертаниям подкову или крокетную дужку. Множество из десяти подковообразных символов, т.е. число 100, они заменили другим новым символом, напоминающим силки; десять силков, т.е. число 1000, египтяне обозначили стилизованным изображением лотоса. Продолжая в том же духе, египтяне обозначили десять лотосов согнутым пальцем, десять согнутых пальцев – волнистой линией и десять волнистых линий – фигуркой удивленного человека. В итоге древние египтяне могли представлять числа до миллиона. Так, например, с помощью коллективных символов и повторений уже введенных символов число 6789 в иероглифических обозначениях можно было бы записаться как: Самые древние из дошедших до нас математических записей высечены на камне, но наиболее важные свидетельства древнеегипетской математической деятельности запечатлены на гораздо более хрупком и недолговечном материале – папирусе. Два таких документа – папирус Ринда, или египетского писца Ахмеса (ок. 1650 до н.э.) - служат для нас основными источниками сведений о древнеегипетских арифметике и геометрии. В этих папирусах более древнее иероглифическое письмо уступило место скорописному иератическому письму, и это изменение сопровождалось использованием нового принципа обозначения чисел. Группа одинаковых символов заменялись более простой по начертанию пометой или знаком, например, девять записывалось как вместо ,а семьсот как вместо .В этой записи число 6789 имело вид , причем знаки более высокого порядка располагались справа, а не слева. Иероглифическая запись чисел использовалась преимущественно в официальных документах и текстах. Введение египтянами цифровых обозначений ознаменовало один из важных этапов в развитии систем счисления, так как дало возможность существенно сократить записи. Однако их операции с дробями продолжали оставаться на примитивном уровне, так как они знали лишь аликвотные дроби (т.е. дроби с числителем 1) и каждую дробь записывали в виде суммы аликвотных дробей, например, дробь 2/43 они записали бы так: 1/42 + 1/86 + 1/129 + 1/301. В этих системах счисления над символом, обозначающим знаменатель, ставился специальный знак. В искусстве оперирования дробями египтяне значительно уступали жителям Месопотамии.
Римские цифры
Римские цифры, цифры древних римлян. Система Р. ц. основана на употреблении особых знаков для десятичных разрядов I = 1, Х =10, С = 100, М = 1000 и их половин V = 5, L = 50, D = 500. Натуральные числа записываются при помощи повторения этих цифр. При этом, если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются (принцип сложения), если же меньшая - перед большей, то меньшая вычитается из большей (принцип вычитания). Последнее правило применяется только во избежание четырёхкратного повторения одной и той же цифры. Например, I, Х, С ставятся соответственно перед Х, С, М для обозначения 9, 90, 900 или перед V, L, D для обозначения 4, 40, 400. Например, VI = 5+1 = 6,IV = 5 - 1 = 4 (вместо IIII). XIX = 10 + 10 - 1 = 19 (вместо XVIIII), XL = 50 - 10 =40 (вместо XXXX), XXXIII = 10 + 10 + 10 + 1 + 1 + 1 = 33 и т.д. Выполнение арифметических действий над многозначными числами в этой записи весьма неудобно. Система Р. ц. в настоящее время не применяется, за исключением, в отдельных случаях, обозначения веков (XV век и т.д.), годов н. э. (MCMLXXVII т. д.) и месяцев при указании дат (например, 1. V.1975), порядковых числительных, а также иногда производных небольших порядков, больших трёх: yIV, yV и т.д.
I 1 VIII 8 LXXV 75 D 500
II 2 IX 9 XCII 92 DCXCV 695
III 3 X 10 IC 99 DCCIL 749
IV 4 XVIII 18 C 100 M 1000
V 5 XXXI 31 CCCII 302 MCMIX 1909
VI 6 XLVI 46 CDXLI 441 MCMLXXXIV 1984
VII 7 L 50 ID 499 MIM 1999
Отсюда понятно, что во избежание 4-х кратного повторения максимально возможное число здесь - 3999, т.е. MMMIM.
Для получения более больших чисел над числом ставили черточку, которая обозначала, что число необходимо умножить на 1000
Алфавитные системы счисления
Более совершенными непозиционными системами счисления были алфавитные системы. Алфавитные системы счисления представляют особую группу. В них для записи чисел использовался буквенный алфавит. Алфавитная система счисления была распространена у древних армян, грузин, греков (ионическая система счисления), арабов, евреев, и других народов.
К числу таких систем счисления относится и славянская. У одних славянских народов числовые значения букв устанавливались в порядке следования букв славянского алфавита, у других, в частности у русских, роль цифр играли не все буквы, а только те, которые имеются в греческом алфавите. Над буквой, обозначающей цифру, ставился специальный знак – “титло”.
Алфавитная система была принята и в древней Руси. Такой способ записи чисел, как в алфавитной системе, можно рассматривать как зачатки позиционной системы, так как в нем для обозначения единиц разных разрядов применялись одни и те же символы, к которым лишь добавлялись специальные знаки для определения значения разряда. Алфавитные системы счисления были мало пригодны для оперирования с большими числами. В ходе развития человеческого общества эти системы уступили место позиционным системам.
Удобны ли алфавитные системы? Мы видим, что запись получилась не длиннее нашей десятичной. Это объясняется тем, что в алфавитных системах использовалось, по крайней мере, 27 «цифр». Но эти системы были удобны только для записи чисел до 1000. Правда, славяне, как и греки, умели записывать числа и большие 1000. Для этого к алфавитной системе добавляли новые обозначения. Так, например, числа 1000, 2000, 3000... записывали теми же «цифрами», что и 1, 2; 3..., только перед «цифрой» ставили слева снизу специальный знак *: Число 10000 обозначалось той же буквой, что и 1, только без титла, ее обводили кружком. Называлось это число «тьмой». Отсюда и произошло выражение «тьма народу». Таким образом, для обозначения «тем» (множественное число от слова тьма) первые 9 «цифр» обводились кружками: 10 тем, или 100 000, было единицей высшего разряда. Ее называли «легион». 10 легионов составляли «леорд». Самая большая из величин, имеющих свое обозначение, называлась «колода», она равнялась 1050. Считалось, что «боле сего несть человеческому уму разумевати».
Славянская система счисления сохранилась в богослужебных книгах.
Вавилонская система счисления
Особый интерес представляет так называемая "вавилонская " , или шестидесятеричная, система счисления, весьма сложная система, существовавшая в Древнем Вавилоне. Мнения историков по поводу того, как именно возникла эта система счисления, расходятся. Существуют две гипотезы. Первая исходит из того, что произошло слияние двух племён, одно из которых пользовалось шестеричной, другое - десятичной. Шестидесятеричная система счисления в данном случае могла возникнуть в результате своеобразного политического компромисса. Суть второй гипотезы в том, что древние вавилоняне считали продолжительность года равной 360 суткам, что естественно связано с числом 60. Отголоски использования этой системы счисления дошли до наших дней. Например, 1 час = 60 минут, 1 градус = 60 минут . В целом шестидесятеричная система счисления громоздка и неудобна.
Сайт управляется системой uCoz
a1lexandr.narod.ru
:: Системы счисления ::
Иероглифическая система древних египтян
Около 3 - 2,5 тыс. лет до новой эры древние египтяне придумали свою числовую систему. В ней ключевые числа 1, 10,100 и т.д. - изображались специальными значками иероглифами.
Для записи чисел они употребляли следующие иероглифы:
Все остальные числа составлялись из этих ключевых при помощи операции сложения. Например, запись
расшифровывалась так: две тысячи, три сотни, два десятка и шесть единиц.Величина числа записанного в иероглифической системе, не зависит от того, в каком порядке расположены составляющие его знаки. Даже если их записать справа налево, один под другим или вперемешку - число от этого не изменится.
В результате упрощений и стилизаций от иероглифов позднее произошли условные знаки, облегчающие письмо от руки. Они легли в основу так называемого иератического письма (от греч. "иератикос" - "священный"). Эту систему записи чисел можно обнаружить в более поздних египетских папирусах.
Сохранились два математических папируса, позволяющих судить о том, как считали древние египтяне. Один из них - папирус Райна хранится в Британском музее в Лондоне, а другой названный Московским - в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.
Оказывается умножение и деление, древние египтяне производили путем последовательного удвоения чисел. Пусть, например надо умножить 19 на 37. Египтяне последовательно удваивали число 37, причем в правом столбце записывали результаты удвоения, а в левом соответствующие степени двойки:
Удвоение продолжалось до тех пор, пока не оказывалось, что из чисел левого столбца можно составить множитель (в нашем примере 19=1+2+16). Египтяне отмечали соответствующие строки вертикальными черточками и складывали те числа, которые стоят в этих же строках справа. В данном случае надо сложить 37+74+592=703. Так получали произведение. Если теперь число 703 нужно было разделить на 19, то египтяне начинали последовательно удваивать делитель и продолжал и это до тех пор, пока числа правого столбца, оставались меньше 703. Затем из чисел правого столбца они пытались составить делимое, и тогда сумма чисел в левом столбце давала частное:
В данном случае 703=608+76+19, то есть частное будет 1+4+32=37. Если бы делимое не делилось без остатка на делитель, то его не удалось бы составить из чисел правого столбца. Получились бы и частное и остаток.
Египетский способ умножения не труден, но требует большого количества операций, даже при умножении двузначных чисел. Если бы пришлось перемножать таким способом трехзначные или четырехзначные числа, мы не могли бы обойтись без помощи счетной машины. Для деления и умножения египтяне пользовались фактически представлением числа по двоичной системе.
yarik2000.narod.ru
Занятие № 3 «Иероглифическая система исчисления древних египтян»
velikol.ru
1
«Математическая шкатулка»
Занятие № 3
«Иероглифическая система исчисления древних египтян».
Это интересно!
Около 3—2,5 тысяч лет до новой эры древние египтяне придумали свою числовую систему. В ней ключевые числа: 1, 10, 100 и т. д. — изображались специальными значками-иероглифами. Египтяне высекали их на стенах погребальных камер, писали тростниковым пером на свитках папируса.
Для записи чисел они употребляли следующие иероглифы:
Для записи чисел они употребляли следующие иероглифы:
Все остальные числа составлялись из этих ключевых при помощи операции сложения. Например, запись
Все остальные числа составлялись из этих ключевых при помощи операции сложения. Например, запись
расшифровывалась так: две тысячи, три сотни, два десятка и шесть единиц.
Величина числа, записанного в иероглифической системе, не зависит от того, в каком порядке расположены составляющие его знаки, даже если записать их справа налево, один под другим или вперемешку — число от этого не изменится. В результате упрощений и стилизаций от иероглифов позднее произошли условные знаки, облегчающие письмо от руки. Они легли в основу так называемого иератического письма (от греческого «иератикос» — «священный»). Эту систему записи чисел можно обнаружить в более поздних египетских папирусах.
Разминка.
У животного 2 правые ноги 2 левые ноги, 2 ноги спереди и 2 ноги сзади. Сколько ног у животного?
Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 судаков?
Бревно распилили на 3 части. Сколько распилов сделали?
6 картошин варили 30 минут. Сколько минут варится 1 картошина?
Из – под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?
Назови следующее число. 3, 5, 9, 15, 23…
Реши задачу.
В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик и почтальон Печкин. Если Шарик, сидящий слева, сядет между Матроскиным и Федором, то Федор окажется крайним слева. Кто где сидит?
Найди три одинаковых рисунка.
Вставь недостающую фигурку.
Реши задачу.
Красная шапочка несла бабушке 14 пирожков: с мясом, капустой и грибами. Пирожков в капустой было больше всех, пирожков с капустой было в 2 раза больше, чем с мясом. Сколько пирожков с грибами несла бабушке Красная шапочка?
Реши задачу.
Было 9 листов бумаги. Несколько из них разрезали на три части. Всего стало 15 листов бумаги. Сколько листов бумаги разрезали?
velikol.ru
Египетское иероглифическое письмо — википедия фото
Система письменности в Древнем Египте сложилась на рубеже 4-го и 3-го тыс. до н. э. (к началу правления I династии). На протяжении многих лет самыми ранними иероглифическими надписями считались надписи на палетке фараона Нармера. Однако в 1998 году немецкая группа археологов под руководством Гюнтера Дрейера на раскопках в древнеегипетском городе Абджу (др.-греч. Абидос, совр. Умм-эль-Кааб) обнаружили в гробнице додинастического правителя триста глиняных табличек, покрытых протоиероглифами (датируются XXXIII в. до н. э.). Первое предложение, написанное иероглифами, найдено на печати времен II династии из могилы фараона Сет-Перибсена в Абидосе.
Первоначально египетское письмо было пиктографическим (рисуночным): слова изображались наглядными рисунками, например:
— солнце,
— бык. Следующим шагом было создание идеографического (смыслового) письма. При помощи знаков этого письма, идеограмм, можно было записывать некоторые отвлечённые понятия, — например, знаком
(горы) — горную, то есть чужеземную, страну;
(солнце) — слово «день», исходя из того, что солнце светит лишь днём. Идеограммы играют большую роль и впоследствии в развитой системе египетской письменности. Например, все смысловые определители являются идеограммами.
Позже появляются звуковые знаки, в которых изображенный рисунок связан уже не со значением слова, а с его звуковой стороной.
Во время Старого, Среднего и Нового царства было приблизительно 800 иероглифов. В период греко-римского правления в Египте их число превышало 6000.
Формальный и декоративный характер иероглифов обусловил то, что они использовались в основном для монументальных надписей и записей священных текстов. Для ежедневных административных и деловых документов и для переписки существовало более простое иератическое письмо, которое, однако, не вытеснило иероглифическое. Иероглифами продолжали пользоваться как в период персидского, так и греко-римского правления в Египте. Однако, до IV века осталось немного людей, способных читать и писать, используя эту сложную систему письма. Греки и римляне особо не интересовались ею, а с принятием христианства иероглифы вышли из употребления. В 391 году византийский император Феодосий I Великий закрыл все языческие храмы. Последняя известная иероглифическая надпись датирована 394 годом (Надпись Исмет-Ахома на острове Филы).
Классификация иероглифов
На сегодняшний день проблема единой классификации древнеегипетских иероглифов остаётся открытой. В 1920 году английский египтолог и филолог Уоллис Бадж одним из первых каталогизировал знаки письменности Древнего Египта в «Словаре египетских иероглифов»[1]. Классификацию он провёл, основываясь на внешних признаках этих знаков. Вслед за ним, в 1927 году, также основываясь на разделении иероглифов по внешнему признаку, составил список другой английский египтолог и лингвист — А. Х. Гардинер, в своей «Египетской грамматике»[2]. В его классификации иероглифы делятся на группы, обозначаемые латинскими буквами, а внутри групп им присвоены номера. Со временем список из «Египетской грамматики» А. Х. Гардинера стал общепринятым, а база данных иероглифов пополнялась путём добавления новых знаков в предложенные им группы — большинству из новооткрытых иероглифов стали присваивать дополнительные буквенные значения уже после цифр.
Параллельно с расширением перечня иероглифов на основе списка А. Х. Гардинера у некоторых исследователей возникли мысли о неправильном разнесении по группам, и в 1980-е годы появился четырёхтомный каталог знаков эпохи Птолемеев, разделяемых по значениям, созданный в соавторстве несколькими исследователями[3]. По прошествии некоторого времени стали переосмысливать и этот классификатор, что в свою очередь в 2007—2008 годах привело к появлению грамматики Д. Курта[4], который скорректировал вышеуказанный четырёхтомник и список А. Х. Гардинера, а также ввёл новое разделение на группы. Хотя этот труд достаточно информативен и полезен для практики переводов с египетского языка, неизвестно, приживётся ли в египтологии новая кодификация, которая также не является последней формой классификации иероглифов, так как имеет свои изъяны и ошибки, о чём было две рецензии (например рецензия М. В. Панова, 2008).
С развитием компьютерных технологий в 1991 году был предложен стандарт Юникод, для кодирования символов практически всех письменных языков, в том числе и египетских иероглифов. В его последней версии — Unicode 5.2, существует список основных иероглифов, где им отводится диапазон от U+13000 до U+1342F (на декабрь 2009 года поддерживается только шрифтом «Aegyptus»). В наши дни также появляются различные электронные каталоги-классификаторы иероглифов, обычно в графических редакторах для набора египетских текстов. В России был создан редактор «Hieroglyphica» (2006—2011, М. В. Панов, Э. В. Балюк, регистрационный номер Библиотеки при Конгрессе США — TXu001579886).
Знаки египетского письма до сих пор не все каталогизированы и классифицированы, в связи с их огромным количеством. Периодически обнаруживаются новые иероглифы или их новые фонетические значения. Классификация иероглифов на основе «списка А. Х. Гардинера»:
Группа Кол-во иероглифову А. Х. Гардинера Название группы
A
58
мужчина и его занятия
B
77
женщина и её занятия
C
11
антропоморфные божества
D
63
части тела человека
E
32
млекопитающие
F
52
части тела млекопитающих
G
54
птицы
H
8
части тела птиц
I
15
амфибии и пресмыкающиеся
K
6
рыбы и части тела рыб
L
7
беспозвоночные
M
44
деревья и растения
N
42
небо, земля, вода
Группа Кол-во иероглифов у А. Х. Гардинера Название группы
O
51
здания и их части
P
11
суда и части судов
Q
7
домашняя и походная утварь
R
25
храмовая утварь и священные эмблемы
S
45
короны, одежда, посохи и т.п.
T
35
оружие — военное, охотничье и т.п.
U
41
орудия земледелия и разных ремёсел
V
38
корзины, мешки, изделия из верёвок и т.п.
W
25
сосуды — каменные и глиняные
X
8
хлеб разных видов
Y
8
принадлежности письма и игры, музыкальные инструменты
Z
11
разные линии и геометрические фигуры
Aa
31
не поддающиеся классификации
Направление письма
Древние египтяне чаще всего писали горизонтальными строчками, справа налево, реже — слева направо. Иногда писали вертикальными столбцами, которые всегда читались сверху вниз. Несмотря на преимущественное направление египетского письма справа налево, в современной научной литературе из практических соображений принято написание слева направо.
Знаки, представляющие изображения людей, животных, птиц, всегда повернуты лицом к началу строки. Например, надпись:
следует читать слева направо (если повёрнуты направо, то читать надо - справа налево), так как птица, человек и козлёнок смотрят в левую сторону. В строке верхний знак имеет первенство перед нижним. Например, порядок чтения знаков в слове:
следующий:
+
+
+
+
+
+
В иероглифическом письме не было разделителей слов или предложений (то есть знаков препинания и т. п.). Каллиграфические знаки стремились располагать симметрично и без пробелов, создавая квадраты или прямоугольники.
Система письма
Среди египетских иероглифов различают две основные группы символов: звуковые знаки (фонограммы) и смысловые знаки (идеограммы).
Фонограммы — знаки, использующиеся для обозначения звуков. Бывают трёх видов[5]:
односогласные (одноконсонантные) знаки;
двусогласные (двухконсонантные) знаки;
трёхсогласные (трёхконсонантные) знаки.
Идеограммы обозначают целое слово или понятие. Делятся на два типа:
логограммы;
детерминативы.
Звуковые знаки
Односогласные или алфавитные знаки
Односогласные (алфавитные) знаки служат для обозначения одного согласного звука. Точные названия алфавитных знаков неизвестны, порядок следования выработан египтологами. Для транслитерации используется латинские буквы; в тех случаях когда в латинском алфавите отсутствуют буквы для имеющихся в египетском звуков, или для обозначения одного египетского звука требуется несколько букв, применяются диакритические знаки.
Знак Изображаемый предмет Транслитерация Приблизительное звуковое значение
египетский коршун
ȝ
Гортанная смычка, как в немецких словах,
начинающихся с гласного, напр., der Adler.
метёлка камыша
ỉ (в начале слова), j (в середине или конце)
й
две метёлки камыша
j, y
й
две чёрточки
j, y
и
рука
ˁ
а
птенец перепёлки
w
близок к английскому «w»
нога
b
б
плетёное сиденье
p
п
рогатая змея
f
ф
сова
m
м
изображение поверхности воды
n
н
рот
r
р
двор
h
х глоттальный ([h], как английская h)
жгут льна
ḥ
х фарингальный ([ħ], как арабская ح или абхазская ҳ)
улей
ḫ
х велярный ([x], обычная русская х)
брюхо животного с сосцами и хвостом
ẖ
х палатальный ([ç], как в немецком ich)
засов
s
с
кусок сложенной ткани
ś
с
садовый пруд
š
ш
склон холма
ḳ
к увулярный ([q], как арабская ق)
корзина с ручкой
k
к
подставка для сосудов
g
г
хлеб
t
т
путы для скота
ṯ
изначально ч
кисть руки
d
д
змея
ḏ
изначально дж, а также глухой эмфатический ц
Двусогласные знаки
Двусогласные знаки — иероглифы, передающие два согласных знака. Достаточно распространены среди иероглифов (более 80 двусогласных знаков). Некоторые двусогласные иероглифы полифоничны, т.е передают несколько звуковых сочетаний, например, знак —
— ḥw и bḥ.
Для удобства двусогласные знаки принято разделять на 17 групп согласно второй согласной. Ниже приведены примеры двусогласных знаков.
Трёхсогласные знаки
Трёхсогласные знаки — иероглифические знаки, передающие сочетание трёх согласных. Так же, как и двусогласные знаки, широко представлены в египетской письменности (до 60 знаков).
Особенно распространены следующие трёхсогласные знаки:
Звуковые дополнения (фонетические комплементы)
Двусогласные и трёхсогласные знаки обычно сопровождаются односогласными (алфавитными) знаками, которые полностью или частично отражают их звучание. Односогласные знаки, употребляемые таким образом, называются звуковыми дополнениями.
Идеограммы
Логограммы
Логограмма — это символ, наглядно изображающий то, что он обозначает. Например, знак, изображающий солнце —
, может обозначать день, свет, солнце, время. Для уточнения смысла слова логограммы, как правило, дополняются звуковыми знаками.
Детерминативы
Детерминативы (определители) — идеограммы, служащие для обозначения грамматических категорий слов в логографическом письме. Детерминатив помещался в конце слова и служил для пояснения смысла написанного и не обозначал никаких звуков или слов. Определители могут иметь прямое и переносное значение. Например, знак свитка папируса —
мог обозначать не только книгу (свиток), но и отвлечённое, абстрактное понятие. У небольшой части самых распространенных слов, таких, как:
«говорить», «вместе с» детерминатив отсутствует. Многие слова (например, «голодный человек») имеют несколько детерминативов. Детерминативы также использовались для расширения значения символов. Например, если определитель
— «ходить» поставит перед символом «дом», то он обозначает «покидать», «выходить».
Примеры некоторых детерминативов[6]:
Пример
Фрагмент иероглифической надписи с древнеегипетской стелы # 31664 из Field Museum of Natural History (Чикаго) эпохи Среднего царства. Здесь приведены две строчки, которые следует читать справа налево (фотография и передача той же надписи «стандартными иероглифами»):
Разъяснение
Верхняя строчка
написано кратко вместо
Здесь три одноконсонантных знака:
ḏd — глагол «говорить», .f — местоимение-суффикс 3 л. ед. ч. Таким образом, вся группа читается: ḏd.f, что значит «говорит он».
Эти знаки читаются: jnk nb qd «Я — владыка характера», то есть «я обладаю крепким характером».
См. также
Примечания
↑ Budge W. An Egyptian Hieroglyphic Dictionary, With an Index of English Words, King List and Geographical List with Index, List of Hieroglyphic Characters, Coptic and Semitic Alphabets, etc. — John Murry, 1920. — Vol. I—II.
↑ Gardiner A. H. Egyptian Grammar. Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. — 1927.
↑ Valeurs phonétiques des signes hiéroglyphiques d'époque gréco-romaine. Montpellier, Publications de la Recherche — Université de Montpellier, 1988—1995.
↑ Kurth D. Einführung ins Ptolemäische. Eine Grammatik mit Zeichenliste und Übungsstücken. — Hützel: «Backe-Verlag», 2007—2008. — Т. 1-2.
↑ A. H. Gardiner. Egyptian Grammar; Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. 3rd ed. — Oxford: Griffith Institute, 1957.
↑ Н. С. Петровский. Египетский язык. Введение в иероглифику, лексику и очерк грамматики среднеегипетского языка. — Л., 1958. — С. 52 —53.
Литература
Ссылки
Редакторы иероглифических текстов:
org-wikipediya.ru
Дешифровка египетских иероглифов
Существовало более 5000 древнеегипетских иероглифов. Только около 700-800 использовалось в написании. Пропорции использования примерно такие же, как и в китайской письменности. Но что мы знаем про эту древнюю письменность?
Начну я с официальной части исторического толкования этого процесса и что современная история вообще знает про дешифровку древнеегипетских иероглифов.
Проникновению в историю Древнего Египта долгое время препятствовал барьер египетской письменности. Ученые с давних пор пытались прочесть египетские иероглифы. В их распоряжении имелось даже древнее пособие «Иероглифика», написанное во II в. н. э. уроженцем Верхнего Египта Гораполлоном, а со времен Геродота было известно, что египтяне пользовались тремя видами письма: иероглифическим, иератическим и демотическим. Однако все попытки с помощью трудов древних авторов одолеть «египетскую грамоту» оставались тщетными.
В исследовании этой письменности и в дешифровке иероглифов самых выдающихся результатов достиг Жан Франсуа Шампольон (1790–1832)
Розетгский камень стал ключом для разгадки египетского иероглифического и демотического письма.
Розеттский камень — плита из гранодиорита, найденная в 1799 году в Египте возле небольшого города Розетта (теперь Рашид), недалеко от Александрии, с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, в том числе двумя на древнеегипетском языке — начертанными древнеегипетскими иероглифами и египетским демотическим письмом, которое представляет собой сокращённую скоропись эпохи позднего Египта, и одной на древнегреческом языке. Древнегреческий был хорошо известен лингвистам, и сопоставление трёх текстов послужило отправной точкой для расшифровки египетских иероглифов.
Текст камня представляет собой благодарственную надпись, которую в 196 году до н. э. египетские жрецы адресовали Птолемею V Епифану, очередному монарху из династии Птолемеев. Начало текста: «Новому царю, получившему царство от отца»… В эллинистический период многие подобные документы в пределах греческой ойкумены распространялись в виде би- или трилингвистических текстов, что и сослужило впоследствии добрую службу лингвистам.
Камень был обнаружен 15 июля 1799 года капитаном французских войск в Египте Пьером-Франсуа Бушаром при сооружении форта Сен-Жюльен близ Розетты на западном рукаве дельты Нила во время похода армии Наполеона.
Главным препятствием в дешифровке было отсутствие понимания системы египетской письменности в целом, поэтому все частные успехи не давали никакого «стратегического» результата. К примеру, англичанин Томас Юнг (1773–1829) сумел установить звуковое значение пяти иероглифических знаков Розеттского камня, но это ни на йоту не приблизило науку к расшифровке египетской письменности. Эту неразрешимую, как тогда казалось, задачу смог разрешить только Шампольон.
Прежде всего Шампольон исследовал и полностью отверг «Иероглифику» Гораполлона и все попытки расшифровки, основанные на его концепции. Гораполлон утверждал, что египетские иероглифы — это не звуковые, а только смысловые знаки, знаки-символы. Но Шампольон еще до открытия Юнга пришел к выводу, что среди иероглифов были знаки, передающие звуки. Уже в 1810 году он высказал мнение, что такими фонетическими знаками египтяне могли писать чужеземные имена. А в 1813 году Шампольон предположил, что для передачи суффиксов и префиксов египетского языка также использовались алфавитные знаки.
Он исследует на Розеттском камне царское имя «Птолемей» и выделяет в нем 7 иероглифов-букв. Изучая копию иероглифической надписи на обелиске, происходящем из храма Исиды на острове Филэ, он прочитывает имя царицы Клеопатры. В результате Шампольон определил звуковое значение еще пяти иероглифов, а после прочтения имен других греко-македонских и римских правителей Египта увеличил иероглифический алфавит до девятнадцати знаков.
Он установил в ходе своего исследования и сделал заключение, что у египтян была полуалфавитная система письма, так как они, подобно некоторым другим народам Востока, не употребляли на письме гласных. А в 1824 году Шампольон опубликовал свою главную работу — «Очерк иероглифической системы древних египтян». Она стала краеугольным камнем современной египтологии.
Источник
Но посмотрите на эти иероглифы и их фонемы:
Вам не кажется странным, что некие образы выдают за фонемы? Это даже не слоговое письмо! Зачем так сложно изображать звуки? Можно изобразить простой символ и сопоставить ему звук, как это прослеживается у других народов и культур. Но в древнеегипетских иероглифах именно картинки, образы.
Перевод, дешифровку, а по моему мнению глубокое заблуждение или даже бред египтологов можете посмотреть здесь
И от этого ни шагу в сторону египтологам зделать нельзя! Ведь все это основано на авторитете самого Шампольона!
Вглядитесь в это. Это целый смысловой ряд, образное письмо. Можно, наверное, даже сказать – это универсальный язык, который сможет понять любой носитель разума. Тогда вывод – разумны ли мы, что до сих пор не можем это прочитать. Это лишь мое мнение. И это сомнение в методе, где все основано на фонетических сопоставлениях иероглифов времен начала 19в. у меняя появилось давно. Лишь сейчас решил его выразить в этой статье.
Вполне возможно, что здесь показано вообще что-то техническое
Наверное только ленивый не слышал про эти технические иероглифы под потолком в одном из египетских храмов
Здесь есть символы, внешне похожие на летательные аппараты, причем не один их вид, наверное.
В меня, наверное, опять в очередной раз полетят камни, что я несу чушь и все давно уже переведено. А может быть, дешифровщики натягивали сову на глобус, отрабатывали свой хлеб?
Не хочу полностью склонить всех в сторону абсолютного подлога и заблуждений, основанных на работах Шампольона. Но стоит задуматься – все ли в очередной раз так, как нам говорят египтологи. Ведь наполеон не просто так хадил в Египет и не исключено, что Розетский камень – простая подделка. Тем более качество и размер надвписей на нем не соотвествует размерам иероглифов ранних царств Древнего Егнипта.
***
Как дополнение:
Дешифровка Фесткого диска. Тоже фонетический перевод. Хотя на нем все те же символы, картинки, образы
В дешифровке иероглифов майя – такая же ситуация:
А в реальности понять эти образы майя еще сложнее чем древнеегипетские