See, that’s what the app is perfect for. Кратко фараоны древнего египта
Фараоны Древнего Египта...-
Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести как царь, король или император.
Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом.
Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились как к богу.
Его имя не произносилось всуе. Сам термин "фараон" появился из словосочетания двух египетских слов пер - аа, что означало дом великий.
Так говорили о фараоне иносказательно, чтобы не называть его по имени. По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплошением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора. Полное имя фараона состояло из пяти частей, так называемая титулатура. Первой частью титулатуры было имя фараона как воплошение бога Хора. Второй частью было имя фараона как воплошения двух владычиц - богини Верхнего Египта Нехбет (изображалась в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). Иногда здесь добавлялось "устойчивое явление Ра". Третьей частью имени было имя фараона как "золотого Хора. В четвертую часть входило личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта. К примеру личное имя фараона Тутмоса 3 было Мен - Хепер - Ра. И наконец пятой частью титулатуры было то, что можно примерно перевести как отчество. Оно предварялось словами "сын Ра", а затем следовало второе имя фараона, например Тутмос - Нефер - Хепер. Именно оно обычно и служило официальным именем фараона.
Также считалось, что фараоны появляются от брака царицы, жены фараона с каким - либо божеством. Родство в династии фараонов велось по материнской линии. Правили не только мужчины - фараоны.
В истории известна царица Хатшепсут. В всех египетских храмах живого фараона воспевали как бога, молились за его здравие и благополучие. С молитвами к богам обращался и сам фараон.
В представлении самих египтян фараон представлялся как богочеловек. Считалось, что между богами и фараонами существовал нерушимый договор.
Согласно нему боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, а фараон со своей стороны обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и тому подобное. Единственный из смертных он имел доступ к богам. Иногда фараон лично участвовал в начале земледельческих работ, что носило священный характер. Он бросал в Нил свиток с приказом начать разлив, он начинает подготовку почвы для посева, первым срезает первый сноп на празднике жатвы и возносит благодарственную жертву богине урожая Рененут. В Египте постоянно велась борьба за престол Верхнего и Нижнего Египта. Важную роль в ней играли жрецы. Иногда они основывали новую династию фараонов. Часто фараоны были марионетками в руках верховного жреца. Борьба шла почти без перерыва. При ослаблении государства сразу подымали голову сепаратистские настроения во различных областях Египта.
Фараон — это сын бога. Его главная обязанность — приносить дары богам и строить им храмы.
Рамсес III так обращался к богам: «Я ваш сын, сотворенный вашими руками… Вы сотворили для меня совершенство на земле. Я исполню свой долг с миром. Сердце мое без устали ищет, что нужно сделать для ваших святилищ». Далее Рамсес III рассказывает, какие храмы он построил, а какие восстановил. Каждый фараон строил себе гробницу — пирамиду. Фараон также назначал наместников номов (номархов), главных чиновников, главного жреца Амона. Во время войны фараон возглавлял войско. По традиции из дальних походов фараоны привозили неизвестные египтянам деревья и кустарники. Огромное внимание фараоны уделяли сооружению оросительных систем и лично следили за строительством каналов.
Награды лучшим
Фараоны ценили и всячески поощряли своих военачальников и чиновников, служивших главной опорой их власти и могущества и добывавших им богатства. После похода отличившимся раздавались награды. Иногда вознаграждение получал один человек. В честь победы устраивалось большое празднество. Роскошные подарки раскладывались на столах. На торжество допускалась только высшая знать.
Коронация
Ритуал коронации фараонов был подчинен установленным правилам. Но вместе с тем существовали He которые различия в зависимости от дня проведения ритуала. Это зависело от того, какому богу был посвящен день коронации. Например, коронация Рамсеса III проходила в праздник бога Мина — владыки пустыни и плодородия. Сам фараон возглавлял торжественную процессию. Он появился в кресле, которое несли на носилках царские сыновья и высшие чиновники, что считалось великой честью. Перед носилками шел старший сын, наследник. Жрецы несли курильницу с благовониями. Свиток в руках одного из жрецов представлял программу праздника. Подойдя к жилищу Мина, фараон совершил обряд воскурения и возлияния. Затем появилась царица. Рядом с нею шел белый бык с солнечным диском между рогами — символическое олицетворение бога. Его также окуривали благовониями. Процессия исполняла гимны. Жрецы несли деревянные статуи различных фараонов. Запрещено было «появляться» на празднике только одному из них — вероотступнику Эхнатону. Фараон направил четыре стрелы в каждую из сторон света: тем самым он символически поразил всех своих врагов. Под пение гимнов церемония подходит к заключительной стадии: правитель благодарит Мина и приносит ему дары. Затем процессия удалилась во дворец фараона.Личная жизнь фараона
Отношение к женам и семьям у фараонов было разным. Например, Эхнатон почти не покидал свой дворец. Он нежно любил свою жену, мать и дочерей. До нас дошли рельефы, запечатлевшие его семью во время прогулок. Они вместе ходили в храм, вся семья принимала участие даже в приемах иноземных послов. Если у Эхнатона была одна жена, то у Рамзеса II их было пять, и все они носили титул «великой царской супруги». Учитывая, что этот фараон правил шестьдесят семь лет, это не так уж и много. Однако, кроме официальных жен, он имел еще немало наложниц. От тех и других у него осталось 162 отпрыска.
Жилище вечности
Какими бы важными ни были житейские заботы, фараон заранее должен был подумать, каким будет его жилище вечности. Постройка даже небольшой пирамиды была непростым делом. Гранитные или алебастровые блоки, пригодные для этого, были только в двух местах — на плато Гиза и Саккара. Позже для упокоения фараонов в фиванских горах стали вырубать целые залы, соединявшиеся переходами.
Главным в погребальной церемонии считался саркофаг. Фараон лично посещал мастерскую, где для него изготавливали саркофаг, и придирчиво наблюдал за работой. Он заботился не только о месте захоронения, но и о предметах, которые будут сопровождать его в загробном царстве. Богатство и разнообразие утвари поражает. Ведь и в мире Осириса фараон должен был продолжать привычную жизнь.
В последний путь
Похороны фараона представляли особенное зрелище. Родственники рыдали и горестно заламывали руки. Несомненно, они искренне скорбели по ушедшему. Но считалось, что этого мало. Специально приглашались профессиональные плакальщики и плакальщицы, которые были прекрасными актерами. Вымазав лицо илом и обнажившись до пояса, они разрывали на себе одежды, рыдали, стонали и били себя по голове. Погребальная процессия символизировала переселение из одного дома в другой.
В мире ином фараон не должен был ни в чем нуждаться. Впереди процессии несли пирожки, цветы и кувшины с вином. Дальше следовали погребальная мебель, кресла, кровати, а также личные вещи, утварь, ящики, трости и многое другое.
Заключала процессию длинная череда драгоценностей. И вот мумия фараона в гробнице. Жена падает на колени и обнимает его руками. А в это время жрецы выполняют важную миссию: они расставляют на столах «тризмы» — хлебцы и кружки с пивом. Затем кладут тесло, тесак в форме страусового пера, муляж бычьей ноги, палитру с двумя завитками на краях: эти предметы нужны, чтобы устранить последствия бальзамирования и дать усопшему возможность двигаться.
После исполнения всех обрядов мумия погружается в каменную «могилу», чтобы перейти в лучший мир и вести новую жизнь.
subscribe.ru
Без названия — История древнего мира египет фараоны. Древний...
Древний Египет: Лучше самой стать фараоном 11-03-2012, 18:14 |
Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один — удачно выйти замуж. Лучше всего — за фараона, а ещё лучше самой стать фараоном. Нескольким древним египтянкам это действительно удалось.
Себекнеферу — первая женщина-фараон
Женщины боролись за власть всегда. Иногда настолько успешно, что завоёвывали «мужские права» даже там, где это, казалось бы, невозможно по определению. В Древнем Египте, например, присутствие женщины-царя на троне абсолютно изменяло привычную картину мира. Настолько, что древние египтяне на некоторое время впадали в ступор, не в силах понять, что же, собственно, происходит…
История холодных и контрастных водных процедур смыкается с историей бань. В Древнем Египте простейшие бани возникли ещё 5 тыс. лет назад и выполняли прежде всего лечебную функцию. В бане был специальный бассейн для контрастных процедур.Александр Македонский, завоевав Египет, по достоинству оценил не только пирамиды, но и местные бани. По его приказу бани, лаконикумы, стали возводить по всей Элладе.
И тем не менее в Египте правили женщины-фараоны. Правда, за всю его 3-тысячелетнюю историю лишь несколько раз.
История сохранила имена всего семи женщин-фараонов:
Мернейт,
Хенткаус (I), Нитокрис, Себекнеферу, Хатшепсут, Таусерет и Клеопатра (VII).
Личность и трагическая история Клеопатры, последней царицы Египта, широко известны. Что до её предшественниц, то о них (за исключением великой Хатшепсут) сведений немного, и их царский статус к тому же не всегда подтверждается.
Учёные до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос, кого следует считать первой женщиной-фараоном. Наиболее авторитетным высказыванием по этому поводу можно считать работу египтолога Веры Головиной. Она утверждает, что первой была Себекнеферу, последняя правительница XII династии (Среднее царство) О ней — чуть позже, а пока — о первых трёх женщинах из приведённого выше списка.
Мернейт (Раннее царство, 3000—2890 годы до н.э.) — супруга царя Джета и мать выдающегося царя Дена. В пользу её величия говорит тот факт, что она имела собственную гробницу в царском некрополе Абидоса, притом бльшую, чем у её царя-супруга. В Древнем Египте погребение всегда было высшим проявлением социального статуса, поэтому столь богатая гробница женщины говорит о том, что женщина эта была, мягко говоря, не простая
Однако обнаруженные археологами в Абидосе оттиски печатей с именами царей I династии показали, что Мернейт не имела официального царского титула, но была лишь царёвой матерью. Вполне вероятно, что в качестве регентши при сыне-царе она могла фактически править Египтом. Но юридически высшей властью она при этом не обладала.
Хенткаус (I) (IV—V династии, Старое царство) — супруга знаменитого Менкаура и мать двух фараонов так называемой солнечной (V) династии. Ей принадлежала гробница в Гизе недалеко от великих пирамид, рядом с которой археологи раскопали «солнечную» ладью — непременный элемент царских погребений и необходимое, с точки зрения египтян, транспортное средство для посмертного путешествия фараонов к богам.
Один из главных аргументов в пользу её необычного статуса — изображения, вырезанные на двух гранитных косяках входа в гробницу. Хенткаус на них предстаёт на троне в головном уборе великих цариц, увенчанным царским уреем (коброй). С царским жезлом в руке и при церемониальной искусственной царской бородке. Иначе говоря, с базовыми атрибутами египетской царской иконографии.
Однако подписи к изображениям не позволяют однозначно толковать её титул: «царь Египта (и) мать царя Египта» или «мать двух царей Египта». Речь скорее идёт о втором, тем более что, как выяснилось (так, например, считает чешский исследователь Мирослав Вернер), царская «бородка» была позднее подрисована. В истории Хенткаус ещё много неясностей, но несомненно, что фараоном она не была.
Что же касается загадочной царицы с грецизированным именем Нитокрис, то в свете недавних исследований Туринского папируса, проведённых Кэй Райхолд, её, по всей видимости, вообще никогда не существовало, а сведения о ней — легенда.
Таким образом, первая женщина, которую можно назвать единовластной легитимной правительницей Египта, появляется лишь в Среднем царстве. Её правление было очень кратким, не более 4 лет (ок. 1777—1773 до н.э.). Она обладала полной царской пятичленной титулатурой, включая два «картушных» имени: личное — Себекнеферу и тронное — Себеккара.
Скорее всего, она была дочерью Аменемхета III, царя-долгожителя, правившего Египтом почти полстолетия (1831—1786 до н.э.). При её имени отсутствует титул «царёва дочь». Это вполне объяснимо. Земной отец при имени правящего царя не указывался по той понятной египтянам причине, что фараон по определению не мог иметь отца иного, чем бог Ра (который, согласно официальной доктрине, выступал в облике его биологического отца в момент зачатия). А её супругом предположительно был Аменемхет IV, о котором известно очень мало.
Именно во время её правления появился феномен царицствования и впервые возникла сложная идеологическая задача совмещения мифологической основы царской власти и её реального воплощения. «Исходная мифологическая модель, — пишет Вера Головина, — которая лежала в основе концепции царской власти в Египте, фигуру царя-женщины никак не предполагала. Фараон — это земная (человеческая) манифестация Хора-сокола — одного из древнейших божеств египетского пантеона.
Это был воинственный владыка дневного неба с глазами — Солнцем и Луной, пёстрыми перьями на груди — звёздами и крыльями, взмах которых рождает ветер. Фараон — это всегда воплощение воинственного мужского божества, Хора, сына Солнца (какова бы ни была реальная генеалогия), младшее (или молодое) Солнце при Солнце старшем (Ра). Появление на троне женщины нарушало этот порядок, освящённый мифологически».
Кратко история Синая выглядит так: эта земля-пустыня принадлежала Египту, но никому особо не была интересна, кроме кочующих по ней бедуинов. В какой-то момент её захватил Израиль, который провёл электричество, построил дороги. Бедуины были совсем не против, они вообще независимый народ и общая политика нелюбви мусульман к Израилю их мало интересует.
Верховная власть нашла необычное решение: попыталась совместить две, казалось бы, противоположные и несовместимые тенденции — феминизировать царскую титулатуру и маскулинизировать визуальный образ её носительницы.
Подобно царям-мужчинам, Себекнеферу получила после коронации полную пятичленную титулатуру. Однако в написании её имён-титулов отсутствует стандартизация (в структуре, орфографии), постоянно смешиваются грамматические формы (мужского и женского рода), происходит их смещение в сторону феминизации.
Ещё один признак того, что египтяне-ваятели столкнулись с затруднениями, — это явные попытки коррекции зримого облика фараона-женщины. Об этом свидетельствует фрагмент поразительной статуи Себекнеферу из розовато-жёлтого кварца, хранящийся в Лувре. Фигура лишена головы и нижней части туловища, но по фрагменту торса ясно, что одеяние Себекнеферу совмещало элементы мужского и женского костюма. Поверх типичного женского одеяния — сарафана — на царице надета мужская юбка-килт фараоновского типа, завязанная впереди узлом.
По верху юбки обозначен мужской пояс, расположенный, однако, очень высоко, что обычно для женского костюма. Головина по этому поводу пишет: «Возможно, в луврской статуе мы встречаемся с самой ранней из известных нам попыток методами визуального искусства решить особую идеологическую сверхзадачу: совместить женский облик исторической носительницы верховной власти и вневременной, мужской по своему мифологическому определению образ царя»
Себекнеферу, считают египтологи, несомненно, стала образцом для подражания для другой женщины-фараона, великой Хатшепсут, которая правила Египтом на 300 лет позже и в решении гендерной проблемы пошла гораздо дальше. Хорошо известны её скульптурные изображения, в том числе в виде «бородатого» сфинкса.
Древнеегипетские источники не дают никакого ответа на вопрос, насколько велика была власть женщины-фараона в Древнем Египте. Что она получала, облачаясь в одеяния фараона? Несметное богатство? Беспредельное могущество? Обожествление? Свободу? Или главная ценность и потому притягательность фараоновской власти — гигантская царская усыпальница, гарантирующая вечную жизнь среди богов?
Женщины современной западной цивилизации обладают правом самостоятельного выбора: сколько иметь детей и иметь ли вообще, работать или не работать вовсе, доверять свои избирательные права или самой идти во власть. Нужна ли была свобода выбора женщинам Древнего Египта? Ведь египтологи уверяют, что идея свободы как высшей ценности не была знакома Древнему Востоку. Впрочем, исчезнувшие миры стоит судить только по законам, ими самими над собою признанными и к тому же не всегда нам понятными.
foreforevist.tumblr.com
Культ фараона в Древнем Египте кратко
В жизни общества особую роль играл культ фараона в Древнем Египте, кратко об этом явлении будет рассказано в этой статье. Согласно религиозному мировоззрению древних египтян, фараон приходился сыном богу солнца – Ра, но при этом матерью являлась земная женщина. Именно от этого и происходит его двойная природа – человеческая и божественная. Правителя при жизни отождествляли с богом Гором, а после смерти – с Осирисом, но при этом фараон уже терял свою человеческую сущность.
Личность египетского правителя наделялась магическими качествами – он мог вызвать разливы Нила, бросив в воды реки свиток с приказом. Разумеется, жрецы, владеющие соответствующими знаниями, заранее знали, в какой именно день начнется половодье. Поэтому получалось так, что фараон «приказывал Нилу выйти из берегов» именно тогда, когда это и должно было случиться. Но в глазах населения Египта это выглядело очень убедительно, и укрепляло веру в божественное происхождение царя.
Фараон принимал участие в обряде жертвоприношения, а также и ему самому приносили жертвы, как божеству.
Имя фараона нельзя было произносить всуе, поэтому использовались различные иносказания. Существуют сведения о том, что слово «фараон» не обозначает титул правителя, а лишь является иносказательным названием. Лишь немногие были удостоены чести увидеться с царем. Источники в красках описывают, как это происходило – человек, удостоенный аудиенции правителя, падал на живот, целовал землю около его ног. Некоторые теряли сознание или даже умирали от сердечного приступа – вот такие эмоции вызывала встреча с полубожеством.
Древнеегипетские скульпторы, изображая фараонов с помощью статуй, старались их немного идеализировать. Для этой цели им изображали спокойное выражение лица, делали фигуру более могучей и величавой. В качестве примера можно привести скульптурное изображение фараона Хефрена – он спокоен, умиротворен, восседает на своем троне, а бог Гор в виде сокола расправил над ним свои крылья.
Так как фараоны считались детьми бога Солнца, они не женились ни на ком другом, кроме своих кровных родственников – сестер выдавали замуж за братьев, чтобы не портить чистоту солнечной крови. Родство велось по женской линии, так как считалось, что именно с женщиной бог вступал в связь, в результате чего рождался человек с божественной сущностью. При этом в истории есть факт правления фараона-женщины. Ее звали Хатшепсут. Однако, она выдавала себя за мужчину, наклеивая искусственную бороду. Борода считалась символом мужественности и божественности.
Культ фараона в Древнем Египте оказал огромное влияние на всю культуру в государстве. Им посвящались скульптуры, живописцы изображали в своих работах сцены из жизни правителей, и, конечно же, возводились пирамиды – заупокойные храмы фараонов.
Наибольшего развития культ фараона достиг в эпоху Древнего царства – в эти годы власть достигла наибольшей централизации управления Египтом.