Технологическая карта урока по теме Государства Древнего Востока. Государства древнего востока карта
Технологическая карта урока по теме "Государства Древнего Востока"
«Государства Древнего Востока» для учащихся 10 классов.
1. Место и роль урока в изучаемой теме: на основании повторения предыдущей темы - изучение нового материала
2. Цель урока: исследование закономерностей возникновения и особенностей древних государств на Востоке;
3. Дидактические средства : для учителя: карты, презентация; для ученика: учебник, тетрадь, карточки (или мультимедийная разработка), дополнительные тексты
- эффективное использование инструментов межличностного общения при выработке навыка сотрудничества со сверстниками в групповой работе;
- раскрытие последствий неолитической революции VIII—VII тыс. до н. э.;
- сравнение характеристик присваивающего и производящего типов хозяйств;
- выявление факторов, определивших место возникновения ранних цивилизаций, и причины образования древнейших государств на Востоке;
-изучение характера взаимоотношения человека и государства в государствах Древнего востока;
- знакомство с новыми и закрепление изученных понятии: революция, цивилизация, ирригационная система , государство, номы, частная собственность; храмовые хозяйства; деспотия;
- владение приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
5. Ход урока:
п/п
Время
Этап
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Форма организации учебной деятельности/ деятельность учащихся
№1
1 мин
Организационно-мотивационый
Приветствие, проверка отсутствующих, предварительное деление на группы для групповой работы
№2
3 мин.
Актуализации знаний
.
Какое явление мы называем «неолитической революцией, каковы её хронологические рамки, каковы её последствия?
Устный опрос
устные ответы учеников на вопросы 6 (8-7 тысячелетие назад – неолит – неолитическая революция)
Фронтальная/ репродуктивная
№3
5 мин
Проверка ранее изученного материала
Понятие «революция».
« С помощью археологических раскопок периода неолитической революции ученые установили, что первым животным, которое сопровождало человека, была собака, вторым — коза, а третьим домашним животным стала кошка.
— Какое из указанных животных было приручено для присваивающего хозяйства, а какое — для производящего?
— Как вы думаете, с чем было связано приручение кошки? Например, древние египтяне даже обожествляли коеек и мумифицировали их, а город Бубаст в Египте был «домом богини-кошки Баст».
Беседа с проблемным вопросом
Задание №1 на основании ответа на проблемный вопрос сравните присваивающее и производящее хозяйство, ответ оформите виде схемы.
Ответ на проблемный вопрос + составление схемы (Приручение кошки следует прямым образом связывать с возникновением земледелия и накоплением запасов зерна, которые нуждались в охране от многочисленных грызунов].
В процессе беседы ученики составляют сравнительную схему «Присваивающее и производящее хозяйство».
фронтальная /Продуктивная
№4
5 мин.
Объяснение учителем нового материала:
Введение в тему
Понятие «цивилизация». Начало истории цивилизаций ученые связывают с неолитической революцией – глубочайшего переворота, который радикально изменил образ жизни первобытных людей. Карточки или мультимедийный материал :
развитие земледелия и скотоводства —> отделение ремесла от земледелия и скотоводства —> возникновение торгового обмена —> разрастаниепоселков земледельцев в города -> начало обработки металлов (медь) —> переход от мотыжного к плужного земледелию —> на смену родовой общине пришла община соседская -> появление излишков продуктов —»возникновение неравенства —> появились люди, которые управляли другими людьми: вожди, знать, цари, чиновники —> формировалось государство —> первобытность сменилась эпохой цивилизации)
Роль природных факторов (климатических условий) в развитии ранних цивилизаций Древнего Востока.
Понятие «ирригационная система».
Сами египтяне называли свою страну "Та-Кемет" - "Черная земля" (плодородная, живая) в противоположность "Красной земле" (пустыне).
Объяснение учителем , обращение к карте .
Задание №3 вопросом «Что общего вы можете увидеть в их природных условиях?»
Ааналитический ответ :Многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек. Реки (Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие) играли такую огромную роль в их жизни, что эти цивилизации нередко называют речными.
фронтальная /Репродуктивная
№6
5 мин
Объяснение учителем нового материала
Понятие «государство», «номы», «частная собственность», «ритуально-храмовое хозяйство»
Возникновение первых государств.
Самые первые государства на земле появляются в долинах крупных рек – Нила, Тигра, Евфрата, там, где возможно было создать оросительные (ирригационные) системы – основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше, чем в других местах, зависели от природных условий, получали стабильные урожаи. Строительство ирригационных комплексов требовало совместной работы большого числа людей, её чёткой организации и явилось одной из важнейших функций первых государств, начальной формой которых были так называемые номы.
Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. В результате во всех древних восточных цивилизациях ложились государства.
Восприятие информационно-нагдядного материала
Фронтальная/ восприятие
№7
2 мин
Изучение нового материала Самостоятельная работа учащихся
Понятие «государство». Признаки: власть, территория, законы, налоги.
Задание №4 « На основании имеющихся знаний и материалов учебника укажите основные признаки государства» Ответы оформите в виде таблицы
Письменная работа в тетрадях. Государство — это организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
Индивидуальная/
репродуктивная
№8
7 мин.
Объяснение учителем нового материала
Государственное устройство стран Древнего Востока
Экономическое устройство стран Древнего Востока.
(особенности развития земледелия, городов, государственно-храмовых хозяйств)
Особенности рабовладельческого строя стран Древнего Востока.
Рассказ и наглядная мультимедиа презентация
Восприятие материала
Фронтальная/ восприятие
№9
7 мин
Изучение нового материала Самостоятельная работа учащихся
Организация дифференцированной работы по группам для самостоятельной работы с источниками . Выделение групп-исследователей (задания повышенной сложности – работа с дополнительными источниками)
Законы царя Хаммурапи как исторический источник.
(Дополнительные источники: Летопись «Чуньцю» как исторический источник.
«Махабхарата» как исторический источник.)
Задание №5 «На основании текста учебника и дополнительных материалов ответьте на вопросы: (а) кому принадлежала власть и кем управлялось государство (б) кто обладал правом частной собственности на землю в древневосточных государствах -кому принадлежала земля? (в) какие права и обязанности были у населения?
Работа учащихся предусматривает дифференцированный подход- работа с текстом учебника и источником в рамках учебника и задание более высокого уровня сложности – работа с дополнительным источником по анализу текста
групповая /Продуктивная.
№10
3 мин
Закрепление изученного материала
Подведение итогов самостоятельной работы по группам .
Понятие «деспотия».
вопрос «Какие элементы сходства вы увидели в древневосточных государствах?» Ответ сформулируйте в виде схемы.
Составление обобщенной схемы «Признаки восточной деспотии как особой формы государственного устройства Древнего Востока» с учетом 3 пунктов предварительной самостоятельной работы.
Индивидуальная /продуктивная
№11
2 мин
Заключительный
Подведение итогов занятия . Выставление оценок.
Объяснение домашней работы
Домашняя работа : «Достижения Древних цивилизаций Востока» (подгрупповая работа по темам- подготовить по одному информационно-наглядному слайду по государствам: Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия, Шумер, Древний Вавилон, Ассирия, Финикия
Фронтально/ рефлексия
infourok.ru
Державы Древнего Востока.docx - План урока по курсу Всемирная ...
художников, ученых. Была построена новая столица — Ниневия. Ассирийские писцы изучали и переписывали шумерские и вавилонские глиняные книги. Именно благодаря ассирийцам до нас дошли многие древние тексты Месопотамии. В Ниневии при царе Ашшуршапале была собрана крупнейшая библиотека глиняных табличек.К концу VII в. до н.э. военные достижения Ассирии были заимствованы ее противниками. Крушение Ассирийской державы было 'стремительным. В 626 г. до н.э. ассирийский наместник Вавилона провозгласил себя царем. Он заключил союз с Мидией, государством на севере Ирана. Союзники взяли штурмом и уничтожили Ашшур и Ниневию. Последние ассирийские отряды были истреблены и 609 г. до н.э.Персидское царство.После разгрома Ассирии в Передней Азии (сжились две огромные державы — Мидиийское и Нововавилонкое царства. Основателем Нововавилонского государства стал халдей Набопаласар, возглавивший восстание против Ассирии. Вавилоняне при нем и его сыне Навуходоносоре II завоевали Ассирию, Сирию и Палестину. Вавилон был украшенвеликолепными дворцами, стенами, воротами. Тогда же появились знаменитые висячие сады, которые греки ошибочно приписывали царице Семирамиде.К востоку от Вавилонии находился Иран — «страна ариев». Это название появилось после прихода туда племен ариевиндоевропейцев. Арии в Иране смешались с местными жителями и образовали несколько народов. Главные из них назывались мидийцами и персами. Персы входили в состав Мидийского царства, хотя и гели своего царя.Персидский царь Кир II освободил свою страну от власти мидийцев, а затем завоевал саму Мидию. Возникло Персидское царство. Па востоке персы дошли до Индии и Средней Азии.На западе захватили Сирию, Палестину. Финикию, Лидийское царство в Малой Азии, известное золотыми рудниками. На западном побережье Малой Азии находились греческиегорода, которые тоже признали власть персов. В 539 г. до н. э. войска Кира двинулись против Вавилона и захватили его.Кир погиб во время похода против кочевых племен Средней Азии. Его сын Камбиз завоевал Египет. Затем в Персидской державе вспыхнула смута, Камбиз погиб. К власти пришел дальний родственник Кира Дарий I. Он восстановил единство державы, покорил среднеазиатские племена, часть Индии. Неудачей закончился лишь поход Дария против скифов, кочевавших в Северном Причерноморье, и набег на Грецию.Держава Дария I по размерам намного превышала все существовавшие ранее государства. Царь разделил ее на области — сатрапии, но главе с сатрапами, которые судили население, собирали налоги, следили за хозяйством. В Персидском царстве прокладывались дороги до самых отдаленных областей, была учреждена государственная почта, обновлена денежная система, что способствовало расцвету торговли.Индия и Китай в древностиДревнейшие цивилизации долины реки Инд.
Первые поселения земледельцев» и скотоводов в Индии возникли в IV тысячелетии до н.э. в долине реки Инд. Ко второй половине III тысячелетия до н.э. здесь складывается цивилизация (Харапская цивилизация). Древнейшие индийские города поражают своими размерами. В некоторых из них проживало по 100 тыс. человек. Очевидно, эти города былицентрами государств, типа египетских номов. Здания имели дна или три этажа. Из ломов грязная вода по кирпичным каналам отводилась из города. Помимо пшеницы в долине Индавыращивали ячмень, горох, дыни, а затем и хлопок.Жители городов изобрели письменность, но расшифровать ее пока не удалось. Большинство ученых связывает эту цивилизацию сдравидами. Некоторые исследователи считают, что дравиды появились в Индии уже после строительства городов, которые были основаны неизвестными народами, может быть, родственными шумерам.
znanio.ru
Технологическая карта урока по теме Государства Древнего Востока
Технологическая карта урока по теме «Государства Древнего Востока» для учащихся 10 классов.
1. Место и роль урока в изучаемой теме: на основании повторения предыдущей темы - изучение нового материала
2. Цель урока: исследование закономерностей возникновения и особенностей древних государств на Востоке;
3. Дидактические средства : для учителя: карты, презентация; для ученика: учебник, тетрадь, карточки (или мультимедийная разработка), дополнительные тексты
4. Ожидаемые результаты освоения темы:
Личностные:
- осуществление целенаправленной познавательной деятельности;
- эффективное использование инструментов межличностного общения при выработке навыка сотрудничества со сверстниками в групповой работе;
Предметные:
- умение применить ранее полученные знания;
- раскрытие последствий неолитической революции VIII—VII тыс. до н. э.;
- сравнение характеристик присваивающего и производящего типов хозяйств;
- выявление факторов, определивших место возникновения ранних цивилизаций, и причины образования древнейших государств на Востоке;
-изучение характера взаимоотношения человека и государства в государствах Древнего востока;
- знакомство с новыми и закрепление изученных понятии: революция, цивилизация, ирригационная система , государство, номы, частная собственность; храмовые хозяйства; деспотия;
- владение приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
5. Ход урока:
№ п/пВремя Этап Содержание учебного материала
Деятельность учителя Деятельность ученика Форма организации учебной деятельности/ деятельность учащихся
№1 1 мин Организационно-мотивационыйПриветствие, проверка отсутствующих, предварительное деление на группы для групповой работы №2 3 мин. Актуализации знаний
.
Какое явление мы называем «неолитической революцией, каковы её хронологические рамки, каковы её последствия? Устный опрос устные ответы учеников на вопросы 6 (8-7 тысячелетие назад – неолит – неолитическая революция) Фронтальная/ репродуктивная
№3 5 мин Проверка ранее изученного материала
Понятие «революция».
« С помощью археологических раскопок периода неолитической революции ученые установили, что первым животным, которое сопровождало человека, была собака, вторым — коза, а третьим домашним животным стала кошка.
— Какое из указанных животных было приручено для при