Древние сказания. Синонимы к слову «древние сказания» (а также близкие по смыслу слова и выражения)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Славянские мифы и легенды. Бог солнца в славянских мифах. Древние сказания


Славянские мифы и легенды. Бог солнца в славянских мифах :: SYL.ru

Славянская мифология – это представление древних славянских народов о мире, выраженное в религиозных верованиях, обрядах и культах. Она теснейшим образом связана с язычеством и не может рассматриваться отдельно от него.

Славянские мифы (краткое содержание и основные персонажи) – в центре внимания этой статьи. Рассмотрим время их возникновения, схожесть с древними легендами и сказаниями других народов, источники изучения и пантеон божеств.

славянские мифы

Формирование славянской мифологии и ее связь с религиозными верования других народов

Мифы народов мира (славянские мифы, древнегреческие и древнеиндийские) имеют много общего. Это позволяет предположить, что у них существует единое начало. Связывает их общее происхождение из праиндоевропейской религии.

Формировалась славянская мифология как отдельных пласт индоевропейской религии на протяжении длительного периода – с II тысячелетия до н. э.

Основные черты славянского язычества, нашедшие отражение в мифологии – это культ предков, вера в сверхъестественные силы и низших духов, одухотворение природы.

Древние славянские мифы поразительно похожи на сказания балтийских народов, индийскую, греческую и скандинавскую мифологию. Во всех мифах этих древних племен существовал бог грома: славянский Перун, хеттский Пирва и балтийский Перкунас.

У всех перечисленных народов находится основной миф – это противостояние верховного божества с его главным противником, Змеем. Сходство прослеживается и в вере в загробный мир, который отделен от мира живых какой-либо преградой: пропастью или рекой.

Славянские мифы и легенды, как и сказания других индоевропейских народов, повествуют и о героях, сражающихся со змеем.

Источники сведений по легендам и мифам славянских народов

В отличие от греческой или скандинавской мифологии, у славян не было своего Гомера, который занялся бы литературной обработкой древних сказаний о богах. Поэтому сейчас нам крайне мало известно о процессе формирования мифологии славянских племен.

Источниками письменных знаний служат тексты византийских, арабских и западноевропейских авторов периода VI – XIII веков, скандинавские саги, древнерусские летописи, апокрифы, поучения. На особом месте стоит «Слово о полку Игореве», в котором есть много информации о славянской мифологии. К сожалению, все эти источники – лишь пересказ авторов, и в них не упоминаются сказания целиком.

бог солнца в славянских мифах

Славянские мифы и легенды сохранились и в фольклорных источниках: былинах, сказках, легендах, заговорах, пословицах.

Самыми достоверными источниками по мифологии древних славян являются археологические находки. К ним относятся идолы богов, культовые и обрядовые места, надписи, знаки и украшения.

Классификация славянской мифологии

Следует различать богов:

1) Восточных славян.

2) Западных славянских племен.

Существуют и общеславянские боги.

Представление о мире и Вселенной древних славян

Из-за отсутствия письменных источников о верованиях и представлениях о мире славянских племен практически ничего не известно. Отрывистые сведения можно почерпнуть из археологических источников. Самый наглядный из них – это Збручский идол, найденный в Тернопольской области Украины в середине XIX века. Он представляет собой четырехгранный столб из известняка, разделенный на три яруса. Нижний содержит изображения подземного мира и населяющих его божеств. Средний посвящен миру людей, а верхний ярус изображает верховных богов.

Информацию о том, как древние славянские племена представляли окружающий их мир, можно найти в древнерусской литературе, в частности, в «Слове о полку Игореве». Здесь в некоторых отрывках ясно прослеживается связь с Мировым деревом, мифы о котором существуют у многих индоевропейских народов.

На основе перечисленных источников получается такая картина: древние славяне считали, что в центре Мирового океана находится остров (возможно, Буян). Здесь, в самом центре мира, или лежит священный камень Алатырь, обладающий целебными свойствами, или растет Мировое Древо (почти всегда в мифах и сказаниях это дуб). На его ветвях сидит птица Гагана, а под ним находится змея Гарафена.

Мифы народов мира: славянские мифы (сотворение Земли, появление человека)

Сотворение мира у древних славян было связано с таким богом, как Род. Он создатель всего сущего в мире. Он отделил явный мир, в котором живут люди (Явь) от мира невидимого (Навь). Рода считают верховным божеством славян, покровителем плодородия, творцом жизни.

Славянские мифы (сотворение Земли и появление человека) так рассказывают о создании всего сущего: бог-творец Род вместе с сыновьями Белбогом и Чернобогом задумали сотворить этот мир. Сначала Род из океана хаоса создал три ипостаси мира: Явь, Навь и Правь. Затем из лица верховного божества появилось Солнце, из груди – месяц, а глаза стали звездами. После сотворения мира Род остался в Прави – месте обитания богов, где руководит своими детьми и распределяет между ними обязанности.

Пантеон божеств

Славянские боги (мифы и сказания о которых сохранились в очень малом количестве) достаточно обширен. К сожалению, из-за крайне скудной информации сложно восстановить функции многих славянских божеств. О мифологии древних славян не было известно до момента выхода их к границам Византийской империи. Благодаря записям историка Прокопия Кесарийского удалось узнать некоторые подробности религиозных верований славянских народов. В Лаврентьевской летописи упоминаются боги из Владимирского пантеона. Взойдя на трон, князь Владимир приказал поставить неподалеку от своей резиденции идолов шести важнейших богов.

славянские мифы и легенды

Перун

Бог-громовержец, считается одним из главных божеств славянских племен. Был покровителем князя и его дружины. У других народов известен как Зевс, Тор, Перкунас. Впервые упоминается в «Повести временных лет». Уже тогда Перун возглавлял пантеон славянских богов. Ему приносили жертву, закалывая быка, а именем бога закрепляли клятвы и договора.

славянские мифы сотворение земли

Бог-громовержец ассоциировался с возвышенностями, поэтому его идолы устанавливали на холмах. Святым деревом Перуна был дуб.

После принятия на Руси христианства некоторые функции Перуна перешли к Григорию Победоносцу и Илье-пророку.

Солнечные божества

Бог солнца в славянских мифах стоял на втором месте по значимости после Перуна. Хорс – так его называли. Этимология имени до сих пор неясна. По наиболее распространенной теории, происходит оно из иранских языков. Но эта версия весьма уязвима, поскольку сложно объяснить, каким образом это слово стало именем одного из главных славянских божеств. «Повесть временных лет» упоминает Хорса как одного из богов Владимирского пантеона. Есть сведения о нем и в других древнерусских текстах.

славянские мифы краткое содержание

Хорс, бог солнца в славянских мифах, упоминается часто вместе с другими божествами, имеющими отношение к небесному светилу. Это Дажьбог – один из главных славянских богов, олицетворение солнечного света, и Ярило.

Дажьбог был еще и божеством плодородия. Этимология имени сложности не вызывает – «дающий благосостояние бог», таков его примерный перевод. Он играл двойную функцию в мифологии древних славян. Как олицетворение солнечного света и тепла, он дарил плодородие почве и одновременно был источником царской власти. Дажьбога считают сыном Сварога, бога-кузнеца.

Ярило – с этим персонажем славянской мифологии связано много неясностей. До сих пор точно не установлено, следует ли считать его божеством, или это персонификация одного из праздников древних славян. Одни исследователи считают Ярило божеством весеннего света, тепла и плодородия, другие – ритуальным персонажем. Его представляли молодым человеком на белом коне и в белоснежной мантии. На волосах – венок из весенних цветов. В руках божество весеннего света держит колосья злаков. Там, где он появляется, обязательно будет хороший урожай. Ярило также зарождал любовь в сердце того, на кого посмотрит.

В одном исследователи сходятся – этого персонажа славянской мифологии нельзя называть богом солнца. Пьеса Островского «Снегурочка» в корне неверно трактует образ Ярило как солнечного божества. В этом случае русская классическая литература играет роль вредной пропаганды.

Мокошь (Макошь)

В славянской мифологии очень мало женских божеств. Из главных можно назвать только таких, как Мать – Сыра Земля и Мокошь. Последняя упоминается в числе других идолов, установленных по приказу князя Владимира в Киеве, что говорит о значимости этого женского божества.

Мокошь была богиней ткачества и прядения. Ее также почитали как покровительницу ремесел. Имя ее связывают с двумя словами «мокнуть» и «прядение». Днем недели Мокоши была пятница. В этот день строго запрещалось заниматься ткачеством и прядением. В качестве жертвы Мокоши преподносили пряжу, бросая ее в колодец. Богиню представляли в образе длиннорукой женщины, прядущей по ночам в домах.

славянские мифы для детей

Некоторые исследователи предполагают, что Мокошь была женой Перуна, поэтому ей отводилось почетное место среди главных славянских богов. Имя этого женского божества упоминается во многих древних текстах.

После принятия на Руси христианства часть черт и функций Мокоши перешли к святой Параскеве-Пятнице.

Стрибог

Упоминается во Владимирском пантеоне как один из главных богов, но функция его не совсем ясна. Возможно, был богом ветров. В древних текстах его имя часто упоминают вместе с Дажьбогом. Неизвестно, были ли праздники, посвященные Стрибогу, поскольку информации об этом божестве крайне мало.

Волос (Велес)

Исследователи склонны полагать, что это все же два разных персонажа мифов. Волос – покровитель домашних животных и бог достатка. Кроме того, он бог мудрости, покровитель поэтов и сказителей. Недаром Бояна из «Слова о полку Игореве» называют в поэме Велесовым внуком. В дар ему оставляли на поле несколько несжатых стеблей злаков. После принятия славянскими народами христианства функции Волоса взяли на себя два святых: Николай Чудотворец и Власий.

лесной дух в славянских мифах

Что касается Велеса, то это один из демонов, злой дух, с которым боролся Перун.

Славянские мифические существа – обитатели лесов

С лесом у древних славян было связано несколько персонажей. Главными из них были водяной и леший. С появлением на Руси христианства им стали приписывать исключительно отрицательные черты, делая демоническими существами.

Леший – хозяин леса. Называли его еще лесовиком и лесным духом. Он бережно охраняет лес и его обитателей. С хорошим человеком отношения нейтральные – леший его не трогает, и может даже прийти на помощь – вывести из леса, если тот заблудился. К плохим людям отношение отрицательное. Их лесной хозяин наказывает: заставляет плутать и может защекотать до смерти.

мифы народов мира славянские мифы сотворение земли

Перед людьми леший предстает в разных обличьях: человеческих, растительных, животных. У древних славян отношение к нему было двойственным – лешего почитали и одновременно боялись. Считалось, что пастухам и охотникам нужно было заключать с ним сделку, иначе леший мог похитить скотину или даже человека.

Водяной – дух, обитающий в водоемах. Его представляли в виде старика с рыбьим хвостом, бородой и усами. Может принимать облик рыбы, птицы, прикинуться бревном или утопленником. Особенно опасен во время больших праздников. Водяной любит селиться в омутах, под мельницами и шлюзами, в полыньях. У него есть стада, состоящие из рыб. К человеку враждебен, всегда старается утащить под воду того, кто пришел купаться в неурочное время (полдень, полночь и после заката). Любимой рыбой у водяного является сом, на котором он катается, как на лошади.

славянские боги мифы

Были и другие, низшие существа, например, лесной дух. В славянских мифах он назывался Аукой. Он никогда не спит. Живет в избушке в самой чащобе леса, где всегда есть запас талой воды. Особое раздолье для Ауки наступает зимой, когда лешие засыпают. Лесной дух враждебен по отношению к человеку – будет пытаться завести случайного путника в бурелом или заставит кружить до тех пор, пока тот не устанет.

Берегиня – этот мифических женский персонаж имеет неясную функцию. По наиболее распространенной версии, это лесное божество, оберегающее деревья и растения. Но также древние славяне считали берегинь русалками. Их священное дерево – это береза, которая очень почиталась в народе.

Боровик – еще один лесной дух в славянской мифологии. Внешне выглядит как огромный медведь. Отличить его от настоящего зверя можно по отсутствию хвоста. В подчинении у него находятся боровички – хозяева грибов, похожие на маленьких старичков.

Кикимора болотная – еще один колоритный персонаж славянской мифологии. Людей не любит, но не будет трогать до тех пор, пока путники ведут себя в лесу тихо. Если они шумят и вредят растениям или животным, кикимора может заставить плутать их по болоту. Очень скрытная, крайне редко показывается на глаза.

Болотник – ошибкой будет путать его с водяным. Болото у древних славян всегда считалось местом, где обитает нечистая сила. Болотника представляли страшным существом. Это или неподвижный безглазый толстяк, покрытый слоем водорослей, ила, улиток, или высокий человек с длинным руками, заросший грязно-серой шерстью. Менять свой облик он не умеет. Представляет большую опасность для человека или животного, попавшего на болото. Он хватает жертву, застрявшую в трясине, за ноги и утаскивает на дно. Уничтожить болотника можно только одним способом – осушив его болото.

славянские мифы 5 классСлавянские мифы для детей – кратко о самом интересном

Знакомство с образцами древнерусской литературы, устными сказаниями и мифами имеет огромное значение для всестороннего развития детей. Знать о своем прошлом необходимо и взрослым, и самым маленьким. Славянские мифы (5 класс) познакомят школьников с пантеоном главных богов и самыми известными сказаниями. В хрестоматию по литературе входит интересный пересказ А.Н.Толстого о Кикиморе, есть сведения об основных персонажах мифологии древних славян, дается представление о таком понятии, как «капище».

По желанию, родители могут и в более раннем возрасте познакомить ребенка с пантеоном славянских богов и другими мифологическими существами. Целесообразно выбирать положительных персонажей, и не рассказывать маленьким детям о таких пугающих существах, как навьи, злыдни, волколаки.

Для ознакомления с персонажами славянской мифологии можно посоветовать книгу Александра Асова «Мифы славян для детей и их родителей». Она будет интересна и младшему поколению, и старшему. Светлана Лаврова – еще один хороший автор, написавший книгу «Славянские сказания».

www.syl.ru

Синонимы к слову ДРЕВНИЕ СКАЗАНИЯ

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Со временем я обязательно пойму как устроен ваш мир.

Вопрос: иммунодефицит — это физический объект (человек, предмет, место, растение, животное, вещество)? Можно это увидеть, услышать, унюхать, пощупать, потрогать?

Связанные слова и выражения

  • народные сказания
  • древние герои, древние народы, древнее племя, древнее божество, древние предки
  • скандинавская мифология, греческие мифы, глубочайшая древность, солнечный бог, великие герои
  • имена богов, бог света, тьма веков, герои древности, множество легенд
  • сказание, предание, атлантида, океанида
  • поклонявшийся

Предложения со словом «древние сказания»:

  • Остаётся предположить, что имена героев древних сказаний «Калевалы», данные финским броненосцам, спасали их от гибели...
  • Тем не менее донести до наших современников древние сказания в том виде, в каком они дошли до нас через века, также важно.
  • Это тоже отголосок древних сказаний и верований — русалки дарили людям красоту и здоровье, наделяли мудростью и знаниями.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

kartaslov.ru

СКАЗАНИЯ О РУСКОЛАНИИ (ДРЕВНЕЙ РУСИ). ПО МОТИВАМ ЯРИЛИНОЙ КНИГИ. Часть первая.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

В настоящее время: у русского народа, да и не только у русского, в России, да и не только в России, возник живой интерес к истории зарождения Руси, Русского, Российского государства, к истории происхождения славянского и русского народа. А где как не в первоисточниках искать эти сведения, дабы не «нарваться» на лживые учения. Слава Богу, что остались на Земле своды Древне-русских летописей и тризм, которые включают в себя: «Велесову книгу», «Ярилину книгу», «Белую крыницу», «Перунову книгу», «Веды славян», «Звездную книгу Коляды». Все эти древние книги писались рунами и буквицей, а также веками передавались из уст в уста.

            Для того, чтобы перечитать эти сказания, пусть даже в переводе ученных мужей, надо запастись недюжинным терпением. Иногда многие высказывания, даты, имена, события трудно воспринять, в связи с чем я предлагаю вашему вниманию «Ярилину книгу» в скромном, сокращенном варианте. Для того, чтобы не только предоставить возможность простому человеку повысить свой интеллектуальный уровень, но и возбудить в нем интерес к нашей истории, вызвать интерес самому прочесть эти Древние труды из первоисточников и в полном толковании.

            «Ярилина книга» - это Русколанская летопись, повествующая о событиях истории Русколании, или Руси Аланской, конца Ш — начала 1V века н.э. Летопись в основном посвящена Бусовым временам и истории династии первых князей Руси Яров (Белояров, Святояров и Новояров). В ней описываются события времен кануна Великого переселения народов, то есть перемещения в связи с войнами и завоеваниями новых земель, происходящее на пространствах Евразии от Дальнего Востока до Европы.

            «Ярилина книга» была написана Волхвом Мовеславом Сиянским, по прозванию Мосияр. Древним из рода альвов в Пятигорье, в Кияр-Граде Антском, Стольном граде Русколани.

ПРАОТЕЦ ВЕЛИЯР.

            «И так приступим к повести сей, повествует волхв Мосияр, о начале (с 1Х века до н.э.) Великого княжества Русколани (Русь Аланская, Русь Арианская) и где мы живем с прежних лет Велияра Мудрого по нынешние времена Бусовы».

            В те времена праотец наш Велияр предложил: «чтобы мы пришли в Белые горы (Алатынь-горы), куда солнце заходит и почивает в ночи звездной. Горы те даруют силу и покой. И земля сия плодородна. И текут здесь молоко и мед. И есть здесь долина со злачными травами, где цветет сад Ирийский, и течет вода живая. И здесь тайное творится, и никто не умирает.

            Праотец Велияр привел сюда Роды свои и утвердил власть вождей и князей, дабы они правили народами по решению вече. Старшего над Русами поставил Велияр — Ария старого (потомка Богумира), от которого пошли роды Белояровы и Святояровы.

            И простиралась тогда страна Русколания от Ра-реки (Волга) до Семивежья у гор Белых. Тогда у старого Ария было три сына: Кий, Щек и Хорив. И построили эти сыновья град Великий Кияр, которым и стал править старший брат Кияр.  А браться его Щек и Хорив «потекли» каждый в свой край. От этих трех братьев  и происходят три племени славян.

            И народ русов населял эти благодатные территории. А в горах добывали они красное золото, белое серебро, медь, а из железа ковали мечи булатные.

            И расширили они просторы своих владений. И  стала простираться страна Асов от реки Великой Ра (Волга) до горной цепи Богумира и далее до Синьского края. И, кроме русов, в той Восточной Скифии жили еще сто народов: гунны, согды, парны, кушаны, даляне, айяны и другие арийские роды.

            Праотец Велияр Мудрый опекал славян.

Велияр в пяти горах на вершине Бусовой посадил древо чудесное. Прилетала на то дерево и садилась птица Матерь Слава (Богиня Макошь). И пела эта птица песни о победах и поражениях в старые годы, о дорогах в мире дольнем и о пути горнем.

И била птица по бокам своим крылами, вся в сиянии огненном. И все перья её были прекрасны: красные и бурые, желтые и голубые, зеленые и золотые, и серебряные. И на этой радуге из перьев семицветных возносился Велияр к Сварге Синей и там по пути солнца следовал. И побывал он в двенадцати звездных странах и обрел там двенадцать рун Зодиака.

Также Велияр с семью звездными девами посетил семь планет на семи небесах хрустальных. Где все эти звездные сестры: Златогорка, Златомирка, Златоярка, Звездинка, Златовласка, Златогласка и Златоцветка — получили в супруги владык семи планет.

А Велияр Мудрый обрел высшее сокровище: сорок девять слогий, золотых рун (49 букв алфавита) и семь нот: ДО (птица Ирийская — Гамаюн), РЕ (птица - Магур), МИ (птица - Рарог), Фа (птица - Финист), Соль ( - Алконост), ЛЯ (- Свиляна), СИ (- Сирин).

            Вернувшись (низойдя) на Землю, Велияр передал полученные знания своей жене Явории, брату Барме и его жене Тарусе. Таруса передала знания волхвам тарусским, а также ромеям и грекам. И ныне ими пишут все народы, потомки рода Богумира и Ария Древнего.

РОД ЯРОВ.

            В Трояновы века род Яров был велик и славен. Он пошел от рода Богумирова, от него Один, от него Двоян Старожил. А от последнего два брата: Троян Огневедец и Арий.

            Арий же покорил:  Семиречье, Пятиречье, землю Синьскую, землю Фарсийскую, и Грецколань, и царство Пансийское.

            Так у русов, от Богумира до Буса было 72 великих князя. От Велияра до Буса — 26 царей. А Царей арийских земель за 450 лет было - 30.

            Царство русов процветало, но 27.04.224 г. с небес пала звезда Марабель. И горы сотряслись, и разверзлись пропасти, и реки потекли вспять, как при конце мира. И там, где пал Марабель, жрецом Папой-саком был найден черный камень. И Папа-сак вставил этот камень в свой перстень и надел его на Велесов перст левой руки. И таким образом обрел он власть над огнем Пекла и тьмою Нави (Царством мертвых). Сын Папы-Сака и Сваяры — Ярсак Чёрный унаследовал этот перстень и камень от отца. И сила его была не Божья и дела черны. И узнал Ярсак Черный, что на дне Понтийского моря (Черного моря) томится змей Каранджель, низверженный великим Будаем-саком и закованный в годы старые праотцом Само, светлейшим из учеников Будая.

            И силою Марабель-камня, Черный Яр разверз воды в море Черном и прошел по дну к темнице дракона и цепи его разбил. И затем, подчинив Змея, получил от него дар - Крест меч Каранджеля, разивший как молния.

            Из Черного моря, в огненном столпе, явился Змей Каранджель. И Папа-сак и его сын Черный Яр поклонились ему и выстроили храм Ярого Огня. От Черного Яра произошло поколение Парсийских царей. А змей Каранджель стал истинным правителем Парсийского царства.

            И вскоре тем мечом Черный-Яр сразил Ярабана из рода Старого Ария, что правил в те годы в Арийской земле. Дым же от тех жертв мглою растекся по Арийской земле.

            И тогда  цари рода Яров пошли войною на Парсийское царство. И кровь лилась реками 70 лет, пока на земле Русколанской  не воссиял Свет Славы.

ЦАРЬ ДАЖЕНЬ-ЯР.

Однако между самими родами ариев, в арийских землях, не прекращались междоусобицы.

            Но всё преходящее в сём мире, также и горе, не вечно. А за временами войн и усобиц следует краткий, но благодетельный мир.

            Дабы избежать междоусобиц, собрались в Кияр-Граде (в 288 году) все князья, бояре и наместники: Арийстана, Алании и сопредельных царств. И стали они думу думать о мире и благе для Ариев. И так заботясь о власти и порядке, они единодушно избрали Владыкою Вселенной — царя Дажень-Яра, наполнив колчан царя стрелами своими по одной от рода. И тут же бояре распустили знамена с ликами зверей, птиц и драконов. И подняли Дажень-Яра на золотой щит. И, с великим ликованием, передали царю знаки власти — пук стрел с секирой, связанных поясом его. Также они преподнесли избранному царю дары от всех земель и родов. И глашатаи протрубили в рога, и трижды возгласили славу.

            Князь Дажень-Яр отличался мудростью, относился ко всем с любовью и превыше всего чтил справедливость.

            Мудрой силой и терпеливой кротостью он подчинил себе страну в пределах прежнего владычества праотца Ария и воссел на златой трон в Кияр-Граде, у горы Алатыря.

            И так князь Дажень-яр был избран владыкою Русколани Великой, которая простиралась от Дуная до Дона и Ра-реки, и князем Алании и в горах Белых, и Арийстана армейского и парсийского, и страны Асов, а также вождем туран, белых гунов и далян. И провозгласили Дажень-яра также старшим над князьями венедов, и булгар, и берендеев и иными ста народами.

photolime.ru


Смотрите также