История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Периодизация истории и хронология Древнего Египта. Хронология истории древнего египта


Периодизация истории и хронология Древнего Египта

Современные египтологи используют введенное Манефоном деление правлений египетских царей на тридцать династий. Первый царь этой последовательности – Менес – правил около XXXI в. до н. э. и, судя по всему, завершил объединение Египта, начатое его предшественниками. Манефон делил историю Египта на три больших периода, соответствующих трем частям («томосам») его труда: с I по XI династию (от Менеса до нового объединения Египта после I Переходного периода – нач. XX в. до н. э.), с XII по XIX династию (вплоть до вторжения в Египет «народов моря» и междоусобицы, финал которой, по Манефону, был синхронен с падением Трои – ок. 1200 г. до н. э.) и с XX по XXX династию (до второго завоевания Египта персами и низложения ими последнего собственно египетского царя Нектанеба II – 343–341 гг. до н. э.). Каждая династия Манефона – это ряд царей, не обязательно связанных кровным родством, но, как правило, имевших резиденцию в одном и том же городе и, главное, передававших власть друг другу непрерывно, без продолжительных смут.

Деление истории Египта на более крупные периоды египтологи также взяли у Манефона, но с существенными поправками: в ней выделяются Раннее (XXXI–XXIX вв. до н. э. – I–II династии), Древнее (XXVIII – нач. XXIIв. до н.э. – III–VIII династии), Среднее (кон. XXI–XVIIIв. до н. э. – XI–XIII династии), Новое (XVI – нач. XI в. до н. э. – XVIII–XX династии) царства (каждое из них – это период правления ряда царских домов, не прерывавшийся распадом единого государства) и Позднее время (XXI–XXX династии, включая ряд владевших Египтом чужеземных царских домов). Между Древним и Средним и Средним и Новым царствами пролегают I и II переходные периоды (соответственно XXII–XXIвв. до н.э. – IX – нач. XI династии и кон. XVIII – нач. XVI в. до н. э. – XIV–XVII династии) – эпохи раздробленности, когда Египет не существовал как единое государство; на основании этого же критерия в III Переходный период выделяется время XXI–XXV династий (нач. XI – сер. VII в. до н. э.). История Египта до его объединения Менесом делится на ряд периодов по археологическим критериям. Кроме того, IV тыс. до н. э. (время зарождения и становления государств в долине Нила) в целом обозначается как додинастическое время. Оно делится на первый и второй додинастические периоды, а ряд правителей – предшественников Менеса объединены в так называемую «0-ю» династию.

На сегодняшний день датировки отдельных событий истории Египта династического времени установлены для III тыс. до н. э. с точностью примерно до 50 лет. Для последующего времени – с точностью, как правило, до одного-двух годов (применительно к событиям Iтыс. до н.э., отразившимся, помимо египетских источников, также в клинописных текстах, Библии, античных источниках и др., эта точность часто бывает абсолютной). При этом в современной египтологии существуют три системы датировок событий 2-й половины II тыс. до н. э., имеющие каждая свои обоснования и отличающиеся одна от другой примерно на 20 лет каждая (например, сообразно им, вступление на престол величайшего царя XIX династии Рамсеса II может датироваться 1304, 1290 либо 1279/76 гг.). В данном учебнике используется средняя из этих трех систем датировок[10].

Глава 2 Страна и население

Похожие статьи:

poznayka.org

Периодизация истории и хронология Древнего Египта

Современные египтологи используют введенное Манефоном деление правлений египетских царей на тридцать династий. Первый царь этой последовательности – Менес – правил около XXXI в. до н. э. и, судя по всему, завершил объединение Египта, начатое его предшественниками. Манефон делил историю Египта на три больших периода, соответствующих трем частям («томосам») его труда: с I по XI династию (от Менеса до нового объединения Египта после I Переходного периода – нач. XX в. до н. э.), с XII по XIX династию (вплоть до вторжения в Египет «народов моря» и междоусобицы, финал которой, по Манефону, был синхронен с падением Трои – ок. 1200 г. до н. э.) и с XX по XXX династию (до второго завоевания Египта персами и низложения ими последнего собственно египетского царя Нектанеба II – 343–341 гг. до н. э.). Каждая династия Манефона – это ряд царей, не обязательно связанных кровным родством, но, как правило, имевших резиденцию в одном и том же городе и, главное, передававших власть друг другу непрерывно, без продолжительных смут.

Деление истории Египта на более крупные периоды египтологи также взяли у Манефона, но с существенными поправками: в ней выделяются Раннее (XXXI–XXIX вв. до н. э. – I–II династии), Древнее (XXVIII – нач. XXIIв. до н.э. – III–VIII династии), Среднее (кон. XXI–XVIIIв. до н. э. – XI–XIII династии), Новое (XVI – нач. XI в. до н. э. – XVIII–XX династии) царства (каждое из них – это период правления ряда царских домов, не прерывавшийся распадом единого государства) и Позднее время (XXI–XXX династии, включая ряд владевших Египтом чужеземных царских домов). Между Древним и Средним и Средним и Новым царствами пролегают I и II переходные периоды (соответственно XXII–XXIвв. до н.э. – IX – нач. XI династии и кон. XVIII – нач. XVI в. до н. э. – XIV–XVII династии) – эпохи раздробленности, когда Египет не существовал как единое государство; на основании этого же критерия в III Переходный период выделяется время XXI–XXV династий (нач. XI – сер. VII в. до н. э.). История Египта до его объединения Менесом делится на ряд периодов по археологическим критериям. Кроме того, IV тыс. до н. э. (время зарождения и становления государств в долине Нила) в целом обозначается как додинастическое время. Оно делится на первый и второй додинастические периоды, а ряд правителей – предшественников Менеса объединены в так называемую «0-ю» династию.

На сегодняшний день датировки отдельных событий истории Египта династического времени установлены для III тыс. до н. э. с точностью примерно до 50 лет. Для последующего времени – с точностью, как правило, до одного-двух годов (применительно к событиям Iтыс. до н.э., отразившимся, помимо египетских источников, также в клинописных текстах, Библии, античных источниках и др., эта точность часто бывает абсолютной). При этом в современной египтологии существуют три системы датировок событий 2-й половины II тыс. до н. э., имеющие каждая свои обоснования и отличающиеся одна от другой примерно на 20 лет каждая (например, сообразно им, вступление на престол величайшего царя XIX династии Рамсеса II может датироваться 1304, 1290 либо 1279/76 гг.). В данном учебнике используется средняя из этих трех систем датировок[10].

Билет 12. Египет в период Раннего царства.

Египет Древнего царства

Период Древнего царства охватывает несколько веков III тысячелетия до н. э. Точные границы этого периода пока установить затруднительно. По Манефону, на Древнее царство приходятся династии от III до VIII.

Период Древнего царства показывает, какое большое значение имело окончательное объединение страны, сплочение в единое экономическое и политическое целое Верхнего и Нижнего Египта.

Общественный и государственный строй Древнего царства.

В это время в Нижнем Египте было довольно много пахотной земли; известна была особая, нижнеегипетская разновидность ячменя; однако всё же не полеводство было отличительной чертой тамошнего хозяйства. Памятники III династии указывают, что в Нижнем Египте преимущественно было сосредоточено царское садоводство; большинство сортов вин этого времени называлось по Нижнему Египту и его городам. В болотах поморья развивалось птицеводство и рыболовство. Высокие густые заросли папируса покрывали Дельту. Из папируса плелись цыновкм, вязались челноки, изготовлялся писчий материал. Сочные, тучные пастбища служили отличным выгоном для скота (в Верхнем Египте он пасся по берегам). Скотоводство включалось в число «работ», производившихся в Нижнем Египте; на стенах гробниц часто изображались пасущиеся там стада. С пастбищ Дельты, как говорится в надписях, «выходили» к вельможному хозяину стада быков и коров; оттуда же ему доставляли «всё доброе», чем была богата тамошняя топь, — папирус и «всякую птицу».

В гробницах изображаются суда, прибывающие к хозяину из Верхнего .Египта, нагруженные крупным и мелким скотом, животными пустыни, журавлями, голубями и такими изделиями, как сосуды, ножи и т. д. Но главным их грузом было зерно. Многие суда были специально приспособлены для перевозки зерна.

Нижнему Египту с землями, отчасти засеянными злаками, отчасти занятыми садами, лугами и болотами, Верхний Египет противостоял как преимущественно хлебный край. Обе половины страны в хозяйственном отношении дополняли друг друга. С окончательным объединением Египта, завершившимся к концу II династии, становился возможным новый подъём хозяйства.

Орудия труда из меди и камня.

В Египте при раскопках найдено немало кремнёвых ножей, скребков, свёрл, относящихся ко времени III династии.

В погребальном сооружении одного из первых царей этой династии кремнёвые свёрла, оставленные каменотёсами, были найдены сотнями. В городских домах того же времени были обнаружены кремнёвые лезвия. Немало кремнёвых орудий дошло до нас и от последующих времён Древнего царства. Каменные свёрла имелись у каменотёсов, несмотря на соперничество медных. В ряде случаев каменное и деревянное орудие даже не имело себе соперников. Резец загоняли при ряде работ деревянной колотушкой, медь и золото ковали камнем, зажатым прямо в руке. Камнями оббивали твёрдый камень, не поддававшийся обработке при помощи меди. Каменными были также лощила.

Однако медные орудия, относящиеся к периоду Древнего царства, найдены также в значительном количестве: разные ножи и резцы, тёсла, топоры, пилы. Чаще всего это не настоящие орудия, а небольшие медные подобия их, сделанные, видимо, ради экономии. Эти орудия должны были, по представлениям древних египтян, служить погребённому с ними мертвецу в «потустороннем мире», и они точно воспроизводили настоящие медные орудия. Такие наборы, уложенные в ящики, изображены также на стенах гробниц. Там же показаны медные орудия в действии — в руках мастеров. Медь обычно ковали.

Медные орудия находили, несомненно, большое применение в деревообделочном ремесле. В изделиях из дерева нуждалось всё население повсеместно и повседневно. Прежде всего дерево было нужно в земледелии, а также для изготовления перекрытий, столбов, дверей в зданиях, в строительстве судов и производстве предметов домашнего обихода.

Ни в чём, однако, торжество орудий из меди и их широкое употребление не сказались с такой ясностью, как в невиданном до этого размахе строительства из мягкого камня (известняка). Только благодаря широкому употреблению медных орудий стал возможным такой подъём каменного строительства.

Медь в Древнем царстве употреблялась в естественном её виде, без искусственного приплава олова. Орудия из меди были мягкими; можно полагать, что их делали несколько твёрже путём крепкой ковки; действие пил и свёрл усиливали при помощи твёрдого песка. По самим каменным изделиям видно, как быстро снашивались медные орудия. Можно себе представить, какие груды медных орудий должны были египтяне источить за время Древнего царства, ворочая буквально горами камня! Железо же хотя и было известно, причём не только метеоритного происхождения, но производственного значения ещё не имело.

Сельское хозяйство.

Как уже отмечалось выше, водораспределительная сеть, прорезывавшая вдоль и поперёк страну, существовала ещё в Раннем царстве. В какой мере её расширили и усовершенствовали в Древнем царстве, при современном уровне наших знаний пока ещё определить невозможно. Огороды и виноградники, даже у вельмож, поливали вручную, из сосудов.

Особых усовершенствований в сельскохозяйственных орудиях, по сравнению с периодом Раннего царства, не обнаруживается. Вероятно, эти орудия изготовлялись при помощи медных инструментов; нет никаких оснований считать, что сошник плуга и мотыга не были деревянными; серп, судя по его изображениям, остался деревянным, со вставным лезвием из кремня.

Большинство хлебных растений времени Древнего царства, если только не все, были уже известны египтянам и в период Раннего царства. То же можно сказать о виноградной лозе, финиковой пальме, смоковнице и др. Вряд ли много новых видов было и среди овощей (корнеплоды, лук, чеснок, огурцы, салат и т. д.). Льноводство было широко развито и до Древнего царства.

Основные виды скота также были теми же, что и прежде. Возможно, что ещё в период Раннего царства пытались приручать диких животных для откормки — в частности белых антилоп. Во времена Древнего царства, бесспорно, приручали также другие виды антилоп, газелей, козерогов. Из птиц во времена Древнего царства наряду с гусями, утками и голубями (на одном изображении есть и лебеди) держали стаи журавлей и тоже откармливали их.

Таким образом, имеющиеся в нашем распоряжении данные не обнаруживают существенных качественных изменений в сельском хозяйстве Египта Древнего царства по сравнению с Ранним царством. Изменения были, видимо, в основном количественного порядка.

Имущественные отношения .

Источники, дошедшие от Древнего царства, впервые позволяют нам заглянуть в существо древнеегипетских отношении собственности, хотя и не столь глубоко, как было бы нужно. Различались царское имущество и хозяйство, и имущество и хозяйство частных лип. Хозяйству царскому, «дому царя», хозяйство вельможи противопоставлялось как «дом личный». Царскому «местожительству», или дословно «внутреннему», противопоставлялся «личный дом» вельможи как нечто стороннее, дословно — «внешнее» (Толкование хозяйства, изображаемого на стенах гробниц, как «личного дома» вельможи принято не всеми советскими учёными; некоторые исследователи полагают, что речь идёт о храмовом хозяйстве, предназначенном для обслуживания заупокойного культа.— Ред.). Номарх тщательно различал между тем, что было лично его — «имуществом самого его по истине», и тем, что считалось его имуществом лишь «по должности».

Неприкосновенность благоприобретённого, «правильного имущества» подчёркивалась со всей определённостью. Хозяева гробниц, значительных и помельче, в надписях наперебой заверяли посетителей в своём законном и потому нерушимом праве на эти сооружения: чтобы воздвигнуть их, они-де никого не ограбили, создали их на собственные средства, «из имущества правильного», сполна оплатили мастеров. Иной спешил заверить, что вообще «жил с имущества» своего «правильного», «с сотворённого своей рукой», хотя на самом деле богатые всеми средствами стремились захватить имущество своих более бедных соседей. Фараоны располагали огромными земельными богатствами и раздавали их не только храмам, но и знати. Своей землёй землевладелец распоряжался свободно. Уже на рубеже III и IV династий даже простые люди могли продать свою землю. Землевладелец мог также подарить или завещать землю родственникам. Наследника можно было назначать, но обыкновенно, повидимому, им был старший сын, становившийся по смерти вельможи «владыкой» его «всякого имущества». Иногда младший брат служил у старшего прислужником или управляющим.

Скот, так же как и земля, мог быть пожалован, унаследован, передан по завещанию или приобретён. Если верить числам, написанным над изображением скота в гробницах, то в руках вельмож его было сосредоточено очень много.

Таким образом, помимо царской земельной собственности существовали земельные владения, которыми их владельцы могли распоряжаться. В Египте того времени имелись крупные владения вельмож, занимавших важные должности при дворе и в государственном управлении, владения храмов, самого паря, а с другой стороны, имелись рядовые хозяйства общинников.

Притеснение бедного более сильным с помощью неправедного суда, лишение тем же способом сына отцовского имущества стали в то время уже нередкими явлениями. Нам известен случай, относящийся ещё к рубежу III и IV династий, когда мелкие землевладельцы вынуждены были продать свои пашни одному из сановников. О голодных и нагих надписи упоминают часто. Всё говорит о процессе расслоения населения. Многие рядовые общинники нищали. Разорение рядового населения ко времени VI династии зашло, невидимому, довольно далеко. Один номарх хвалился, будто уделял из собственного достатка ячмень и молоко голодному, какого находил у себя в области, погребал бедного в своём полотне, вносил зерновую ссуду из своих средств заимодавцу за неоплатного должника. Такая похвальба свидетельствует о росте нищеты ко времени VI династии.

Рабадение.

На исходе Древнего царства один номарх напоминал жителям области и соседям, что никогда не порабощал он дочери кого-либо из них. При VI династии младший брат одного сановника, рассказывая, как он в течение 20 лет управлял его хозяйством, добавлял, что никогда не бил там какого-либо человека так, чтобы тот «пал под пальцами» его, и никогда не порабощал там никаких людей (мужчин и женщин).

Об этом писали как о добродетели; следовательно, порабощение было сравнительно обычным делом в Древнем царстве.

Судя по имеющимся данным, жрецы, которым поручалось обслуживание заупокойного культа знати, могли иметь лично им принадлежащих рабов; помимо этого, в зависимом положении состояли при них иногда и их младшие родственники. Таким жрецам выделялись в пользование в виде оплаты за службу вместе с пашней и «всякой вещью» также и люди, причём при IV династии или в начале V династии вельможа в завещании запрещал заупокойным жрецам продавать этих людей кому бы то ни было или завещать на сторону. Это значит, что таких людей можно было продавать и покупать и что вообще существовал рабский рынок. О покупке людей для того, чтобы они выполняли различные службы по умершему, сообщает другая надпись, обозначающая их словом, которое можно передать как «купленники». Два карлика «купленника» с египетскими именами изображены в гробнице вельможи V династии в качестве личных слуг хозяина: один — с его переносным ложем и изголовьем, другой — с его тростью и обувью.

В той же гробнице прямо над карликами представлены двое слуг — «эфиопы», резко отличавшиеся по виду от своих египетских собратьев, несмотря на египетские имена: один — «провожатый» с дорожным мешком и умывальным прибором, другой — «ключник» с хозяйской одеждой. Такого «эфиопа» с господским мешком (возможно, с одеждой) и сандалиями мы видим в гробнице одного из царевичей V династии. Впоследствии слово «эфиоп» применительно к слугам означало «эфиопский раб».

Невольники-эфиопы могли быть из пленных. Древнее царство постоянно воевало с соседними племенами, и пленных брали тогда немало. При первом царе IV династии, Снефру, было уведено в плен мужчин и женщин — один раз 7 тыс. эфиопов, другой раз 1 100 ливийцев. Ливийских пленных изобразил в поминальном храме второй царь V династии, Сахура. При VI династии номарх Элефантины доставил в столицу из Эфиопии «большое число» пленных, а общеегипетское ополчение взяло на северо-востоке (где-то в Азии) пленных «очень много». Под одним из годов основателя V династии Усеркафа летопись упоминает о 70 иноземцах (иноземках?), доставленных в виде дани, очевидно, храму при царской пирамиде.

Приведённые свидетельства указывают на значительное распространение рабовладения в Египте Древнего царства, и не только в верхах общества, но и в средних слоях населения.

Но если покорённые чужеземцы легко могли быть обращены в рабство, то не так просто обстояло дело с порабощением своих же соплеменников. Правда, из сказанного выше видно, что соплеменников можно было полностью поработить, может быть, посредством долговой кабалы или другими способами. Но были и такие соплеменники, которые, хотя и эксплуатировались знатью рабовладельческими методами, отличались от собственно рабов. Такой непосредственный производитель материальных благ, даже лишённый уже фактически средств производства, сохранял ещё известные признаки прежнего состояния и мог обладать некоторым имуществом.

lektsia.com

Лекция - Хронология Древнего Египта

Хронологическая таблица имеет приблизительную датировку, основывающуюся преимущественно на “Истории Египта” Манефона. В периоды наибольшей политической раздробленности и зависимости Египта сведения о различных династиях разрозненны. Иногда в Верхнем и в Нижнем Египте существовали в одно и то же время две параллельных династии.

Имена фараонов даются в условном прочтении, принятом в большинстве исследований и художественных произведений, посвященных Древнему Египту.

* Хронологические таблицы основаны на таблицах из книги Э. Бикермана “Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность” (М., Наука, 1975)

Даты События
Х тысячелетие до н.э. Приход людей в Северную Африку.
V тыс. – 3500 гг. до н.э. Додинастический период.
IV тыс. до н.э. Образование номовой системы.
3000 – 2778 г. до н.э. Раннее царство.
Ок. 3000 г. до н.э. Вероятное объединение Египта Менесом.
XXVIII в. до н.э. Основание Мемфиса.
2778 – 2263 гг. до н.э. Старое царство.
XXVIII – XXVI вв. до н.э. Строительство Великих пирамид Гизы. Формирование египетской письменности.
XXV в. до н.э. Первые списки «Текстов пирамид».
2263 – 2160 гг. до н.э. I Переходный период
2160 г. до н.э. Распад Египта на номы.
2160 – 1785 гг. до н.э. Среднее царство.
2040 г. до н.э. Ментухетеп III объединяет Египет. Фивы становятся столицей.
Начало XX в. до н.э. Строительство храмов в Карнаке.
XXI – XIX вв. до н.э. Завоевательные походы фараонов XII дианстии в Нубию. Расширение границ Египта.
1785 – 1580 гг. до н.э. II Переходный период.
1785 г. до н.э. Завоевание Египта гиксосами.
1580 г. до н.э. Свержение владычества гиксосов.
1580 – 1085 гг. до н.э. Новое царство.
I пол. XV в. до н.э. Египет превращается в мировую державу.
Конец XV в. до н.э. Религиозная реформа Эхнатона.
XI в. до н.э. Эпоха Рамессидов. Конец Нового царства.
X – IV вв. до н.э. Позднее царство
671 г. до н.э. Ассирия завоевывает Египет.
664 г. до н.э. Египет обретает независимость
332 г. до н.э. Александр Македоснкий завоевфывает Египет
305 г. до н.э. – 395 г. н.э. Греко-римский период
305 – 31 гг. до н.э. Период владычества Птолемеев
31 г. до н.э. Октавиан покоряет Египет
31 г. до н.э. – 395 г. н.э. Эпоха римского владычества
Даты Династии и фараоны
IV тыс. до н.э. Додинастический период Хор Боец. Хор Скорпион. Нармер.
3000 — 2778 гг. до н.э. Раннее царство
3000 г. до н.э. — ? I династия. Мина (Менес). Джер. Уаджи. Ден (Удиму). Аджиб. Семерхет. Каа.
? — 2778 г. до н.э. II династия. Нинечер. Сенд. Перибсен. Хасехемуи.
2778 — 2263 гг. до н.э. Старое царство
2778 — 2723 гг. до н.э. III династия. Джосер. Ху (Хунн)
2723 — 2563 гг. до н.э. IV династия. Снофру. Хуфу (Хеопс). Джедефра. Хафра (Хефрен). Менкаура (Микерин). Шепсескаф.
2563 — 2423 гг. до н.э. V династия. Усеркаф. Сахура. Нефериркара. Неферефра. Ниусерра. Менкаухор. Джедкара Исеси. Унис.
2423 — 2263 гг. до н.э. VI династия. Тети. Пепи I. Меренра. Пепи II.
2263 — 2040 гг. до н.э. I Переходный период
2263 г. до н.э VII династия (“70 царей за 70 дней” Манефона)
2263 — 2040 гг. до н.э. VIII-X династии. Иби. Хети (Ахтой). Мерикара.
2160 — 1785 гг. до н.э. Среднее царство
2160 — 2000 гг. до н.э. XI династия. Интеф I. Интеф II. Интеф III. Ментухотеп I. Ментухотеп II. Ментухотеп III.
2000 — 1785 гг. до н.э. XII династия. Аменемхет I. Сенусерт I. Аменемхет II. Сенусерт II. Аменемхет III. Аменемхет IV. Царица Нефрусебек.
1785 — 1580 гг. до н.э II Переходный период. Гиксосское владычество. XIII-XVII династии. Угаф. Себекхотеп II. Себекхотеп III. Себекхотеп IV. Неферхотеп. Себекемсаф I. Себекемсаф II. Рахотеп. Секененра. Гиксосские правители: Хиан. Апопи. Последний фараон — Камес.
1580 — 1085 гг. до н.э. Новое царство
1580 — 1314 гг. до н.э. XVIII династия. Яхмес I. Аменхотеп I. Тутмес I. Тутмес II. Царица Хатшепсут. Тутмес III. Аменхотеп II. Тутмес IV. Аменхотеп III. Аменхотеп IV (Эхнатон). Сменхкара (Сехменкар). Тутанхамон. Эйя. Хоремхеб (Херихор).
1314 — 1200 гг. до н.э. XIX династия. Рамсес I. Сети I. Рамсес II. Мернептах. Сети II. Аменмес. Мернептах (Рамсес Саптах). Таусерт.
1200 — 1085 гг. до н.э. XX династия. Сетнахт. Рамсес III. Рамсес V. Рамсес VI. Рамсес VII. Рамсес VIII. Рамсес IX. Рамсес X. Рамсес XI.
1085 – 715 гг. до н.э. III Переходный период
1085 – 950 гг. до н.э. XXI династия. Несубанебджед (Смендес). Псусеннес I. Псусеннес II.
950 – 730 гг. до н.э. XXII династия. Шешонк I. Осоркон I. Такелот I. Шешонк II. Осоркон II. Такелот II. Шешонк III. Пами. Шешонк V. Осоркон IV.
817 – 730 гг. до н.э. XXIII династия. Педибастет (Петубастис). Имена: Шешонк IV. Осоркон III.
730 – 715 гг. до н.э. XXIV династия. Тефнахт. Бокенранф (Бокхорис)
715 – 332 гг. до н.э. Позднее царство
715 – 664 гг. до н.э. XXV династия. Кашта. Пи (Пианхи). Шабака. Шабатака. Тахарка.
664 – 525 гг. до н.э. XXVI династия.
664 – 610 гг. до н.э. Псамметих I
610 – 595 гг. до н.э. Нехо
595 – 589 гг. до н.э. Псамметих II
589 – 570 гг. до н.э. Анрий
570 – 526 гг. до н.э. Амасис
526 – 525 гг. до н.э. Псамметих III
525 – 331 гг. до н.э. XXVII династия. Владычество персидской династии Ахеменидов
404 – 399 гг. до н.э. XXVIII династия. Амиртей.
399 – 380 гг. до н.э. XXIX династия.
399 – 393 гг. до н.э. Неферит I
393 г. до н.э. Псаммут
393 – 381 гг. до н.э. Ахорис
381 – 380 гг. до н.э. Неферит II
380 – 343 гг. до н.э. XXX династия.
380 – 363 гг. до н.э. Нектанеб I
363 – 360 гг. до н.э. Тахос
360 – 343 гг. до н.э. Нектанеб II
332 г. до н.э. Завоевание Египта Александром Македонским. Начало греко-римского периода истории Египта
305 – 31 гг. до н.э. Птолемеевский период
305 – 282 гг. до н.э. Птолемей I Сотер
282 – 246 гг. до н.э. Птолемей II Филадельф
246 – 222 гг. до н.э. Птолемей III Эвергет I
222 – 205 гг. до н.э. Птолемей IV Филопатор
204 – 180 гг. до н.э. Птолемей V Эпифан
180 – 145 гг. до н.э. Птолемей VI Филометор
170 – 164 гг. до н.э. Совместное правление Птолемея VI, Птолемея VIII и Клеопатры II.
164/3 г. до н.э. Изгнание Птолемея VI
145 – 144 гг. до н.э. Птолемей VII Неос Филопатор (совместное правление)
145 – 116 гг. до н.э. Птолемей VIII Эвергет Фискон
116 – 107 гг. до н.э. Клеопатра III и Птолемей IX Сотер II (Латир)
107 –101 гг. до н.э. Клеопатра III и Птолемей Х Александр
101 – 88 гг. до н.э. Птолемей Х Александр I и Клеопатра Береника
88 – 81 гг. до н.э. Птолемей IX Сотер II
80 г. до н.э. Клеопатра Береника и Птолемей XI Александр II
80 – 58 гг. до н.э. Птолемей XII Авлет
58 – 55 гг. до н.э. Береника IV
55 – 51 гг. до н.э. Птолемей XII Авлет
51 – 47 гг. до н.э. Клеопатра VII и Птолемей XIII
47 – 44 гг. до н.э. Клеопатра VII и Птолемей XIV
44 – 31 гг. до н.э. Клеопатра VII и Птолемей XV (Цезарион)
30 г. до н.э. – 395 г. н.э. Римский период

www.ronl.ru

Хронология истории Древнего Египта

Мифология Древнего Египта (миф о сотворении мира, египетские классичесие божества, характер верований и поклонений)

Классическая и альтернативная египтология.

Современные версии о строительстве и предназначении пирамид.

Особенности, повлиявшие на развитие египетской цивилизации.

Хронология истории Древнего Египта.

План.

3. Виникнення найдавнішої Єгипетської держави.

4. Утворення централізованої деспотії.

5. Економічний та соціальний лад Єгипту в епоху Ста­родавнього царства.

6.Поступовий розпад Стародавнього царства і його причини.

На семинар:

Хронологию древнеегипетской истории столь же трудно установить, как и хронологию и периодизацию истории остальных древневосточных госу­дарств. Объясняется это отсутствием установленных на древ­нем Востоке систем летосчисления. В Египте счёт годов вёлся и возобновлялся по годам царствования каждого фараона. Надписи, датированные тем или иным годом царствования определённого фараона, а также сохранившиеся у Манефона и в египетских летописях указания о продолжительности цар­ствования египетских фараонов дали возможность установить перечень египетских царей с приблизительными датами их царствования. Наконец, изучение системы египетского ка­лендаря, основанного на астрономических наблюдениях, по­зволило установить некоторые более или менее точные опорные пункты египетской хронологии. Египетский гражданский ка­лендарный год состоял из 365 дней и поэтому каждые четыре года отставал от тропического года на сутки. Эта ошибка через 1460 лет становилась равной году, и поэтому через каждые 1460 лет расхождение между гражданским календарным и тро­пическим годом выравнивалось, и начало гражданского года снова совпадало с началом тропического. Этот 1460-летний период был известен ещё в эллинистическое время. Очевидно, он был связан с астрономическими наблюдениями древних египтян, в частности с наблюдениями над утренним восходом Сириуса, который раз в 1460 лет совпадает на широте Мем­фиса с солнцеповоротом и с началом подъёма воды в Ниле. В поздних источниках указывается, что 139 год н. э. был на­чалом такого «периода Сириуса». Таким образом, начальные годы более ранних периодов Сириуса должны были совпадать с годами 1321, 2781 и 4241 до н. э. Так как в египетских надпи­сях сохранились указания на то, в какой день года царство­вания данного фараона праздновался восход Сириуса, удалось вычислить точную дату этого дня.

Еще Манефон разделил всю историю древнего Египта на 30 династий - или 31 династию, если включить в этот список трех последних персидских властителей Египта: Оха, Арсеса и Дария III Кодомана. Объединение той или другой группы фараонов, которые последовательно царствовали один за одним, в одну династию, объясняется не родственными отношениями между этими фараонами, а главным образом тем, что данные фараоны походили с одной местности или царствовали в тому самому городе. Разделив свою историческую работу на три части, Манефон тем самым разбил весь список царских династий приблизительно на три декады. В первую часть он включил I-XI династии, в друге - XII-XIX, в третью - XX-XXXI. Эта периодизация египетской истории с некоторыми изменениями сохранилась к нашим дням. Некоторые современные ученые разделяют историю Египта на 33 династии, Мемфіська, Елефатинська, Гиксосська, Фіванская (основатель-яхмос1) или Рамесити (20 дин.), жреческая (21), Ксоіосська, Ливийская или Бубастіди (Шешонк 1) (22),Саісська, Эфиопская, Птолемеї или эллинская - некоторые из этих династий. Но надо также учитывать царей додинастического периода, когда Египет был разъединен на 2 царства.

Распределение на декады толкнуло Лепсиуса на мысль разделить всю историю Египта на три больших периода: Древнее, Среднее и Новое Царства. В период Древнего Царства он включил династии III-VI, в период Среднего Царства - XI-XII, а в период Нового Царства - XVIII-XX династии. От периода, который предшествует ІІІ династии, сохранилось очень мало письменных памятников. Этот период, который был временами возникновения древнейшего рабовладельческого общества и деспотического государства в древнем Египте, можно назвать архаическим периодом. Период Древнего Царства был временами образования сильной централизованной деспотии. Период Среднего Царства был ознаменован новым усилением Египта, когда фараоны XI-XII династии сделали смелую попытку пробиться в Нубию и в Сирию. Это время расцвета египетской культуры было ознаменовано обострением классовой борьбы. Период Нового Царства был последним периодом политического и культурного расцвета Египта, когда Египет вышел на арену широкой завоевательной политики и международной борьбы, стремясь занять главное положение среди других государств давньосхідного мира. Период XXI-XXXI династии можно назвать временами постепенного упадка страны, когда Египет в конце концов стал добычей иностранных завоевателей, т.е. 32- персы, 33-эллины. Последним фараоном Египта была Клеопатра.

studlib.info

Хронология истории Древнего Египта.

История Хронология истории Древнего Египта.

просмотров - 152

Мифология Древнего Египта (миф о сотворении мира, египетские классичесие божества, характер верований и поклонений)

Классическая и альтернативная египтология.

Современные версии о строительстве и предназначении пирамид.

Особенности, повлиявшие на развитие египетской цивилизации.

Хронология истории Древнего Египта.

План.

3. Виникнення найдавнішої Єгипетської держави.

4. Утворення централізованої деспотії.

5. Економічний та соціальний лад Єгипту в епоху Ста­родавнього царства.

6.Поступовий розпад Стародавнього царства і його причини.

На семинар:

Хронологию древнеегипетской истории столь же трудно установить, как и хронологию и периодизацию истории остальных древневосточных госу­дарств. Объясняется это отсутствием установленных на древ­нем Востоке систем летосчисления. В Египте счёт годов вёлся и возобновлялся по годам царствования каждого фараона. Надписи, датированные тем или иным годом царствования определённого фараона, а также сохранившиеся у Манефона и в египетских летописях указания о продолжительности цар­ствования египетских фараонов дали возможность установить перечень египетских царей с приблизительными датами их царствования. Наконец, изучение системы египетского ка­лендаря, основанного на астрономических наблюдениях, по­зволило установить некоторые более или менее точные опорные пункты египетской хронологии. Египетский гражданский ка­лендарный год состоял из 365 дней и в связи с этим каждые четыре года отставал от тропического года на сутки. Эта ошибка через 1460 лет становилась равной году, и в связи с этим через каждые 1460 лет расхождение между гражданским календарным и тро­пическим годом выравнивалось, и начало гражданского года снова совпадало с началом тропического. Этот 1460-летний период был известен ещё в эллинистическое время. Очевидно, он был связан с астрономическими наблюдениями древних египтян, в частности с наблюдениями над утренним восходом Сириуса, который раз в 1460 лет совпадает на широте Мем­фиса с солнцеповоротом и с началом подъёма воды в Ниле. В поздних источниках указывается, что 139 год н. э. был на­чалом такого «периода Сириуса». Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, начальные годы более ранних периодов Сириуса должны были совпадать с годами 1321, 2781 и 4241 до н. э. Так как в египетских надпи­сях сохранились указания на то, в какой день года царство­вания данного фараона праздновался восход Сириуса, удалось вычислить точную дату этого дня.

Еще Манефон разделил всю историю древнего Египта на 30 династий - или 31 династию, если включить в данный список трех последних персидских властителœей Египта: Оха, Арсеса и Дария III Кодомана. Объединœение той или другой группы фараонов, которые последовательно царствовали один за одним, в одну династию, объясняется не родственными отношениями между этими фараонами, а главным образом тем, что данные фараоны походили с одной местности или царствовали в тому самому городе. Разделив свою историческую работу на три части, Манефон тем самым разбил весь список царских династий приблизительно на три декады. В первую часть он включил I-XI династии, в друге - XII-XIX, в третью - XX-XXXI. Эта периодизация египетской истории с некоторыми изменениями сохранилась к нашим дням. Некоторые современные ученые разделяют историю Египта на 33 династии, Мемфіська, Елефатинська, Гиксосська, Фіванская (основатель-яхмос1) или Рамесити (20 дин.), жреческая (21), Ксоіосська, Ливийская или Бубастіди (Шешонк 1) (22),Саісська, Эфиопская, Птолемеї или эллинская - некоторые из этих династий. Но нужно также учитывать царей додинастического периода, когда Египет был разъединœен на 2 царства.

Распределœение на декады толкнуло Лепсиуса на мысль разделить всю историю Египта на три больших периода: Древнее, Среднее и Новое Царства. В период Древнего Царства он включил династии III-VI, в период Среднего Царства - XI-XII, а в период Нового Царства - XVIII-XX династии. От периода, который предшествует ІІІ династии, сохранилось очень мало письменных памятников. Этот период, который был временами возникновения древнейшего рабовладельческого общества и деспотического государства в древнем Египте, можно назвать архаическим периодом. Период Древнего Царства был временами образования сильной централизованной деспотии. Период Среднего Царства был ознаменован новым усилением Египта͵ когда фараоны XI-XII династии сделали смелую попытку пробиться в Нубию и в Сирию. Это время расцвета египетской культуры было ознаменовано обострением классовой борьбы. Период Нового Царства был последним периодом политического и культурного расцвета Египта͵ когда Египет вышел на арену широкой завоевательной политики и международной борьбы, стремясь занять главное положение среди других государств давньосхідного мира. Период XXI-XXXI династии можно назвать временами постепенного упадка страны, когда Египет в конце концов стал добычей иностранных завоевателœей, ᴛ.ᴇ. 32- персы, 33-эллины. Последним фараоном Египта была Клеопатра.

Читайте также

  • - Хронология истории Древнего Египта.

    Мифология Древнего Египта (миф о сотворении мира, египетские классичесие божества, характер верований и поклонений) Классическая и альтернативная египтология. Современные версии о строительстве и предназначении пирамид. Особенности, повлиявшие на развитие... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Хронология истории Древнего Египта.

    История Хронология истории Древнего Египта.

    просмотров - 151

    Мифология Древнего Египта (миф о сотворении мира, египетские классичесие божества, характер верований и поклонений)

    Классическая и альтернативная египтология.

    Современные версии о строительстве и предназначении пирамид.

    Особенности, повлиявшие на развитие египетской цивилизации.

    Хронология истории Древнего Египта.

    План.

    3. Виникнення найдавнішої Єгипетської держави.

    4. Утворення централізованої деспотії.

    5. Економічний та соціальний лад Єгипту в епоху Ста­родавнього царства.

    6.Поступовий розпад Стародавнього царства і його причини.

    На семинар:

    Хронологию древнеегипетской истории столь же трудно установить, как и хронологию и периодизацию истории остальных древневосточных госу­дарств. Объясняется это отсутствием установленных на древ­нем Востоке систем летосчисления. В Египте счёт годов вёлся и возобновлялся по годам царствования каждого фараона. Надписи, датированные тем или иным годом царствования определённого фараона, а также сохранившиеся у Манефона и в египетских летописях указания о продолжительности цар­ствования египетских фараонов дали возможность установить перечень египетских царей с приблизительными датами их царствования. Наконец, изучение системы египетского ка­лендаря, основанного на астрономических наблюдениях, по­зволило установить некоторые более или менее точные опорные пункты египетской хронологии. Египетский гражданский ка­лендарный год состоял из 365 дней и в связи с этим каждые четыре года отставал от тропического года на сутки. Эта ошибка через 1460 лет становилась равной году, и в связи с этим через каждые 1460 лет расхождение между гражданским календарным и тро­пическим годом выравнивалось, и начало гражданского года снова совпадало с началом тропического. Этот 1460-летний период был известен ещё в эллинистическое время. Очевидно, он был связан с астрономическими наблюдениями древних египтян, в частности с наблюдениями над утренним восходом Сириуса, который раз в 1460 лет совпадает на широте Мем­фиса с солнцеповоротом и с началом подъёма воды в Ниле. В поздних источниках указывается, что 139 год н. э. был на­чалом такого «периода Сириуса». Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, начальные годы более ранних периодов Сириуса должны были совпадать с годами 1321, 2781 и 4241 до н. э. Так как в египетских надпи­сях сохранились указания на то, в какой день года царство­вания данного фараона праздновался восход Сириуса, удалось вычислить точную дату этого дня.

    Еще Манефон разделил всю историю древнего Египта на 30 династий - или 31 династию, если включить в данный список трех последних персидских властителœей Египта: Оха, Арсеса и Дария III Кодомана. Объединœение той или другой группы фараонов, которые последовательно царствовали один за одним, в одну династию, объясняется не родственными отношениями между этими фараонами, а главным образом тем, что данные фараоны походили с одной местности или царствовали в тому самому городе. Разделив свою историческую работу на три части, Манефон тем самым разбил весь список царских династий приблизительно на три декады. В первую часть он включил I-XI династии, в друге - XII-XIX, в третью - XX-XXXI. Эта периодизация египетской истории с некоторыми изменениями сохранилась к нашим дням. Некоторые современные ученые разделяют историю Египта на 33 династии, Мемфіська, Елефатинська, Гиксосська, Фіванская (основатель-яхмос1) или Рамесити (20 дин.), жреческая (21), Ксоіосська, Ливийская или Бубастіди (Шешонк 1) (22),Саісська, Эфиопская, Птолемеї или эллинская - некоторые из этих династий. Но нужно также учитывать царей додинастического периода, когда Египет был разъединœен на 2 царства.

    Распределœение на декады толкнуло Лепсиуса на мысль разделить всю историю Египта на три больших периода: Древнее, Среднее и Новое Царства. В период Древнего Царства он включил династии III-VI, в период Среднего Царства - XI-XII, а в период Нового Царства - XVIII-XX династии. От периода, который предшествует ІІІ династии, сохранилось очень мало письменных памятников. Этот период, который был временами возникновения древнейшего рабовладельческого общества и деспотического государства в древнем Египте, можно назвать архаическим периодом. Период Древнего Царства был временами образования сильной централизованной деспотии. Период Среднего Царства был ознаменован новым усилением Египта͵ когда фараоны XI-XII династии сделали смелую попытку пробиться в Нубию и в Сирию. Это время расцвета египетской культуры было ознаменовано обострением классовой борьбы. Период Нового Царства был последним периодом политического и культурного расцвета Египта͵ когда Египет вышел на арену широкой завоевательной политики и международной борьбы, стремясь занять главное положение среди других государств давньосхідного мира. Период XXI-XXXI династии можно назвать временами постепенного упадка страны, когда Египет в конце концов стал добычей иностранных завоевателœей, ᴛ.ᴇ. 32- персы, 33-эллины. Последним фараоном Египта была Клеопатра.

    Читайте также

  • - Хронология истории Древнего Египта.

    Мифология Древнего Египта (миф о сотворении мира, египетские классичесие божества, характер верований и поклонений) Классическая и альтернативная египтология. Современные версии о строительстве и предназначении пирамид. Особенности, повлиявшие на развитие... [читать подробенее]

  • oplib.ru