История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Косметика в Древнем Риме. Косметика в древнем риме


Косметика в Древнем Риме — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В многочисленных древнеримских захоронениях были найдены косметические принадлежности, баночки для кремов, шпатели и наборы для макияжа. В литературе сохранились свидетельства применения косметики и макияжа, например, в стихах Овидия или эпиграммах Марциала. Не сохранилась «Cosmetica» врача Критона (I—II век н. э.), популярное сочинение из четырёх книг о косметике, которое пользовалось большой популярностью[1]. В своём сочинении «De cultu feminarum» («О женском убранстве») Тертуллиан критически описывает «пристрастие к косметике» у мужчин и женщин. По словам Марциала, по обилию макияжа на лице узнавались старые женщины [2] и гетеры[3].

Макияж

Основу макияжа составляла пудра из свинцовых белил (лат. cerussa) или мела (лат. creta), смешанная с мёдом и жирными кремами; На основу наносились румяна (лат. fucus), которые состояли из растений или моллюсков (пурпурные лишайники рода Rocella) или пурпурной улитки. Ресницы и брови чернили с помощью особой краски — лат. fuligo. Также охотно использовались голубые и зелёные тени и подводка. Некоторые римлянки наносили нежно-голубые тени и на виски[4].

Духи

C духами и пахучими мазями во времена Республики боролись в рамках «законов о роскоши», однако во времена Империи они стали широко использоваться как женщинами, так и мужчинами. Духи изготовлялись из разных веществ, привозимых из Египта, Аравии и Индии, а также растений, произрастающих в Италии: лилий, ирисов, нарциссов, майорана, пестумских и фазелийских роз. Из пахучего тростника изготовлялись дешёвые духи[5]. Духи хранились в масле во флаконах из оникса или алебастра; окрашивались в красный цвет киноварью или лакмусовым ягелем. Духи применялись для ванн, комнат и постели, перед представлением в театре воздух освежали благовониями из шафрана и корицы. Духи добавляли к наиболее ценным винам, подливали в светильное масло или погребальные костры.[5]:190

Римляне предпочитали тяжёлые, пряные и сладкие ароматы[6]. Это подтвердили также современные попытки создать духи по римским рецептам.[7]

Окрашивание волос

Многие римлянки окрашивали волосы, чтобы выглядеть привлекательнее[8]. Для этого использовался пепел, придававший волосам красноватый оттенок, волосы чернили дикой лебедой, чечевицей, миртовым вином, кипарисовыми листьями, лесным шалфеем, отваренной кожицей порея[5]. Во времена империи для окрашивания в красные оттенки использовалась завезённая из Египта хенна (лат. cypros). Ещё более популярным было осветление волос. Для этого использовали по большей части краски из Северной Европы (лат. Germanae herbae[9]), из области Висбадена привозились мыльные шарики (лат. pilae Mattiacae[10]) или «батавскую пену», изготовленную на территории современной Голландии (лат. spuma Battava[11]). Также были известны другие оттенки, в том числе ярко-голубой[12]. Мужчины также прибегали к окрашиванию, чтобы скрыть седые волосы, если выщипывание больше не было достаточным[13].

Уход за телом

Популярны были маски для лица. Маски изготовлялись по различным рецептам; так, Овидий рекомендует маски на растительной основе (например, смесь из ячменя, рога оленя, луковиц нарцисса, лука и мёда). Смесь наносилась несколько раз на лицо и, по словам Овидия, у того, кто это делал, лицо будет глаже, чем зеркало. Маски, описанные Плинием, основаны на составляющих животного происхождения, таких как плацента животных, молоко, испражнения и внутренности животных. Как самую простую «маску» описывает Плиний молоко ослицы, которым женщины протирали щёки семь раз в день[14].

Мыло как смесь из козьего жира и пепла (берёзы или мыльнянки) впервые упоминается в I веке н. э. и считалось галльским изобретением, которое использовали также германцы[15]. Оно применялось поначалу для окраски волос, лишь позднее как средство гигиены. В качестве мыла служили также натрон, сода или мука люпина. Для ухода за телом применялись губки, а после мытья в кожу втирались мази.

Женщины удаляли волосы на теле, в подмышках, на руках и на ногах[5], Овидий считал такой уход за телом таким же обычным, как и чистка зубов и ежедневное умывание[16]. Мужчины чаще всего ограничивались выщипыванием волос из подмышек и на ногах, иногда на руках и в области гениталий[17]. Существовали лавки, в которых выщипывали волосы пинцетом, в термах работали профессиональные выщипывальщики волос (лат. alipili). Для выведения волос также употребляли кремы в виде пасты из различных составляющих: крови и мозга летучей мыши, смолы, желчи и пепла ежа, пемзы. Иногда ограничивались бритьём[5].

См. также

Напишите отзыв о статье "Косметика в Древнем Риме"

Примечания

  1. ↑ Galen XII 446
  2. ↑ Mart. VIII 33, 17
  3. ↑ Mart. IX 37, 5
  4. ↑ Prop. II 18, 31
  5. ↑ 1 2 3 4 5 Гиро П. [www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Giro/54.php Частная и общественная жизнь римлян].
  6. ↑ Weeber
  7. ↑ Donato Giuseppe, Gabriele Rossi-Osmida, Fondazione Oriele Sotgiu di Ghilarza. Aphrodite's scents: profumi e cosmesi nel mondo antico. Luigi Reverdito Editore, 1986, P. 28
  8. ↑ Val. Max. II 1, 5
  9. ↑ Ov. ars am. III 163
  10. ↑ Mart. XIV 26
  11. ↑ Mart. VIII 33, 20
  12. ↑ Prop. II 18, 9
  13. ↑ Plin. NH XXVI 164
  14. ↑ NH XXVIII 183
  15. ↑ NH XVIII 191
  16. ↑ ars am. III 193
  17. ↑ Mart. II 62

Литература

  • Гиро П. [www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Giro/54.php Частная и общественная жизнь римлян].
  • Сергеенко М. [www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Serg/ Жизнь Древнего Рима].
  • Weeber, Karl-Wilhelm. Alltag im Alten Rom: ein Lexikon. — Zürich, 1997. — ISBN 3-7608-1140-X.

Отрывок, характеризующий Косметика в Древнем Риме

Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно. Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, – вдруг крикнул он. – И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать. – Пускай, пускай! – сказал Долохов, улыбаясь. – Что ты? с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, – заговорили с разных сторон. – Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно. Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему. – Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***. – Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем… И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате.

Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов. У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной. Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду. «Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную. – Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной. Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа. – Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!» Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную. «Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j'ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.

wiki-org.ru

Косметика в древнем Риме. | Красивые прически

В древнем Риме, как и древней Греции, косметика поначалу также использовалась весьма умеренно, без ярких красок и бледных пудр. Но со временем и римлянки не смогли устоять перед модой и стали смелее использовать макияж. Многие знатные дамы, по примеру гречанок, стали заводить себе специальных рабынь, которые целыми днями занимались только тем, что ухаживали за лицом и телом своих хозяек

. Конечно, римлянки не могли позволить себе в точности копировать гречанок, поэтому у них существовали и собственные секреты красоты. Например, они наносили на зубы специальную пасту, приготовленную из тертых водяных орехов с соком кизила - в качестве отбеливающего средства. На всё лицо знатные особы накладывали маску из мела или белил с добавлением меда и чем-нибудь жирным (например, козьим салом) - это позволяло выровнять цвет кожи. Также римлянки придумали оригинальный способ борьбы с прыщиками и угрями - просто заклеивали проблемные места мушками, преимущественно в виде полумесяца. Веснушки же сводили при помощи редкого средства, которое добывали из птичьих гнезд. Более насыщенным раствором, который становился ядовитым, прижигали бородавки.

Что примечательно, в древнем Риме, по сравнению с другими странами, единого идеала красоты не было. Косметикой пользовались как женщины, так и мужчины. Самыми популярными косметическими средствами были румяна на основе винных дрожжей, мыло из хны для окраски волос, молочные лосьоны с маслом миндаля, свинцовые белила, зубной порошок из пемзы и измельченных рогов, крема на основе растительных жиров, и многое другое. С морщинами в древнем Риме боролись при помощи специальной мази, в состав которой входил жир из бычьей ноги и льняное масло. Волосы укрепляли настойкой майорана, в руки втирали масло мяты, а в тело - сок пальмового дерева. Чтобы отбелить кожу, римлянки натирались меловым порошком, а для получения яркого румянца на щеках использовали винные дрожжи и охру. Глаза подводили грифелем, брови чернили сажей, а на ночь накладывали на лицо маску из печеного хлеба. Богатые дамы умывались только ослиным молоком, так как верили, что таким образом они сохранят красивый цвет кожи.

Древние римляне были буквально одержимы правильным хранением косметических средств, поэтому держали их в горшках из алебастра и роговых баночках. Когда же в моду вошли светлые волосы, дамы принялись обесцвечивать их сильными красками, из-за чего зачастую оставались вовсе без волос и вынуждены были носить парики. С плешью боролись весьма необычным способом - втирали в голову навоз животных. Но белокурые локоны были на таком пике моды, что многие римлянки рисковали своей шевелюрой. Позже был придуман более щадящий способ отбеливания волос: локоны смачивали составом из золы букового дерева с мыльным раствором из козьего молока, а затем просто высушивали волосы на солнце. Ароматичными маслами модницам служили дорогие вина, в которые добавлялась апельсиновая цедра и оливковая эссенция. Не забывали в древнем Риме и о гигиене тела. Высшее сословие регулярно посещало термы, где их обслуживали невольницы - втирали в тело душистые настойки, делали массаж, брили, стригли и делали макияж. Каждый состоятельный римлянин - аристократ обязательно имел в своем доме ванну, и не просто с водой, а с благовониями. Именно в древнем Риме стали впервые использовать солярии, где избавлялись от лишних волос на теле - уже в те времена небритые ноги считались признаком бескультурья. Особое внимание уделялось прическам, каждая состоятельная дама имела при себе служанку, которая ежедневно делала своей госпоже изысканную и витиеватую прическу с использованием жемчугов, кружев, золотых и серебряных пластин, и даже полудрагоценных камней. Вся эта красота пудрой для матового эффекта посыпалась. Неубранные волосы уделом простолюдинок считались.

Смотрите ещё о модных прическах http://pricheski.ru-best.com/kak-sdelat-prichesku/modnye-pricheski

krasivyepricheski.com

Косметика в Древнем Риме - Википедия

В многочисленных древнеримских захоронениях были найдены косметические принадлежности, баночки для кремов, шпатели и наборы для макияжа. В литературе сохранились свидетельства применения косметики и макияжа, например, в стихах Овидия или эпиграммах Марциала. Не сохранилась «Cosmetica» врача Критона (I—II век н. э.), популярное сочинение из четырёх книг о косметике, которое пользовалось большой популярностью[1]. В своём сочинении «De cultu feminarum» («О женском убранстве») Тертуллиан критически описывает «пристрастие к косметике» у мужчин и женщин. По словам Марциала, по обилию макияжа на лице узнавались старые женщины [2] и гетеры[3].

Макияж[ | ]

Основу макияжа составляла пудра из свинцовых белил (лат. cerussa) или мела (лат. creta), смешанная с мёдом и жирными кремами; На основу наносились румяна (лат. fucus), которые состояли из растений или моллюсков (пурпурные лишайники рода Rocella) или пурпурной улитки. Ресницы и брови чернили с помощью особой краски — лат. fuligo. Также охотно использовались голубые и зелёные тени и . Некоторые римлянки наносили нежно-голубые тени и на виски[4].

Духи[ | ]

C духами и пахучими мазями во времена Республики боролись в рамках «законов о роскоши», однако во времена Империи они стали широко использоваться как женщинами, так и мужчинами. Духи изготовлялись из разных веществ, привозимых из Египта, Аравии и Индии, а также растений, произрастающих в Италии: лилий, ирисов, нарциссов, майорана, пестумских и фазелийских роз. Из пахучего тростника изготовлялись дешёвые духи[5]. Духи хранились в масле во флаконах из оникса или алебастра; окрашивались в красный цвет киноварью или лакмусовым ягелем. Духи применялись для ванн, комнат и постели, перед представлением в театре воздух освежали благовониями из шафрана и корицы. Духи добавляли к наиболее ценным винам, подливали в светильное масло или погребальные костры.[5]:190

Римляне предпочитали тяжёлые, пряные и сладкие ароматы[6]. Это подтвердили также современные попытки создать духи по римским рецептам.[7]

Окрашивание волос[ | ]

Многие римлянки окрашивали волосы, чтобы выглядеть привлекательнее[8]. Для этого использовался пепел, придававший волосам красноватый оттенок, волосы чернили дикой лебедой, чечевицей, миртовым вином, кипарисовыми листьями, лесным шалфеем, отваренной кожицей порея[5]. Во времена империи для окрашивания в красные оттенки использовалась завезённая из Египта хенна (лат. cypros). Ещё более популярным было осветление волос. Для этого использовали по большей части краски из Северной Европы (лат. Germanae herbae[9]), из области Висбадена привозились мыльные шарики (лат. pilae Mattiacae[10]) или «батавскую пену», изготовленную на территории современной Голландии (лат. spuma Battava[11]).Также были известны другие оттенки, в том числе ярко-голубой[12]. Мужчины также прибегали к окрашиванию, чтобы скрыть седые волосы, если выщипывание больше не было достаточным[13].

Уход за телом[ | ]

Популярны были маски для лица. Маски изготовлялись по различным рецептам; так, Овидий рекомендует маски на растительной основе (например, смесь из ячменя, рога оленя, луковиц нарцисса, лука и мёда). Смесь наносилась несколько раз на лицо и, по словам Овидия, у того, кто это делал, лицо будет глаже, чем зеркало. Маски, описанные Плинием, основаны на составляющих животного происхождения, таких как плацента животных, молоко, испражнения и внутренности животных. Как самую простую «маску» описывает Плиний молоко ослицы, которым женщины протирали щёки семь раз в день[14].

Мыло как смесь из козьего жира и пепла (берёзы или ) впервые упоминается в I веке н. э. и считалось галльским изобретением, которое использовали также германцы[15]. Оно применялось поначалу для окраски волос, лишь позднее как средство гигиены. В качестве мыла служили также натрон, сода или мука люпина. Для ухода за телом применялись губки, а после мытья в кожу втирались мази.

Женщины удаляли волосы на теле, в подмышках, на руках и на ногах[5], Овидий считал такой уход за телом таким же обычным, как и чистка зубов и ежедневное умывание[16]. Мужчины чаще всего ограничивались выщипыванием волос из подмышек и на ногах, иногда на руках и в области гениталий[17]. Существовали лавки, в которых выщипывали волосы пинцетом, в термах работали профессиональные выщипывальщики волос (лат. alipili). Для выведения волос также употребляли кремы в виде пасты из различных составляющих: крови и мозга летучей мыши, смолы, желчи и пепла ежа, пемзы. Иногда ограничивались бритьём[5].

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

  1. ↑ Galen XII 446
  2. ↑ Mart. VIII 33, 17
  3. ↑ Mart. IX 37, 5
  4. ↑ Prop. II 18, 31
  5. ↑ 1 2 3 4 5 Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян.
  6. ↑ Weeber
  7. ↑ Donato Giuseppe, Gabriele Rossi-Osmida, Fondazione Oriele Sotgiu di Ghilarza. Aphrodite's scents: profumi e cosmesi nel mondo antico. Luigi Reverdito Editore, 1986, P. 28
  8. ↑ Val. Max. II 1, 5
  9. ↑ Ov. ars am. III 163
  10. ↑ Mart. XIV 26
  11. ↑ Mart. VIII 33, 20
  12. ↑ Prop. II 18, 9
  13. ↑ Plin. NH XXVI 164
  14. ↑ NH XXVIII 183
  15. ↑ NH XVIII 191
  16. ↑ ars am. III 193
  17. ↑ Mart. II 62

Литература[ | ]

encyclopaedia.bid

Косметика в Древнем Риме — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В многочисленных древнеримских захоронениях были найдены косметические принадлежности, баночки для кремов, шпатели и наборы для макияжа. В литературе сохранились свидетельства применения косметики и макияжа, например, в стихах Овидия или эпиграммах Марциала. Не сохранилась «Cosmetica» врача Критона (I—II век н. э.), популярное сочинение из четырёх книг о косметике, которое пользовалось большой популярностью[1]. В своём сочинении «De cultu feminarum» («О женском убранстве») Тертуллиан критически описывает «пристрастие к косметике» у мужчин и женщин. По словам Марциала, по обилию макияжа на лице узнавались старые женщины [2] и гетеры[3].

Макияж

Основу макияжа составляла пудра из свинцовых белил (лат. cerussa) или мела (лат. creta), смешанная с мёдом и жирными кремами; На основу наносились румяна (лат. fucus), которые состояли из растений или моллюсков (пурпурные лишайники рода Rocella) или пурпурной улитки. Ресницы и брови чернили с помощью особой краски — лат. fuligo. Также охотно использовались голубые и зелёные тени и подводка. Некоторые римлянки наносили нежно-голубые тени и на виски[4].

Духи

C духами и пахучими мазями во времена Республики боролись в рамках «законов о роскоши», однако во времена Империи они стали широко использоваться как женщинами, так и мужчинами. Духи изготовлялись из разных веществ, привозимых из Египта, Аравии и Индии, а также растений, произрастающих в Италии: лилий, ирисов, нарциссов, майорана, пестумских и фазелийских роз. Из пахучего тростника изготовлялись дешёвые духи[5]. Духи хранились в масле во флаконах из оникса или алебастра; окрашивались в красный цвет киноварью или лакмусовым ягелем. Духи применялись для ванн, комнат и постели, перед представлением в театре воздух освежали благовониями из шафрана и корицы. Духи добавляли к наиболее ценным винам, подливали в светильное масло или погребальные костры.[5]:190

Римляне предпочитали тяжёлые, пряные и сладкие ароматы[6]. Это подтвердили также современные попытки создать духи по римским рецептам.[7]

Окрашивание волос

Многие римлянки окрашивали волосы, чтобы выглядеть привлекательнее[8]. Для этого использовался пепел, придававший волосам красноватый оттенок, волосы чернили дикой лебедой, чечевицей, миртовым вином, кипарисовыми листьями, лесным шалфеем, отваренной кожицей порея[5]. Во времена империи для окрашивания в красные оттенки использовалась завезённая из Египта хенна (лат. cypros). Ещё более популярным было осветление волос. Для этого использовали по большей части краски из Северной Европы (лат. Germanae herbae[9]), из области Висбадена привозились мыльные шарики (лат. pilae Mattiacae[10]) или «батавскую пену», изготовленную на территории современной Голландии (лат. spuma Battava[11]). Также были известны другие оттенки, в том числе ярко-голубой[12]. Мужчины также прибегали к окрашиванию, чтобы скрыть седые волосы, если выщипывание больше не было достаточным[13].

Уход за телом

Популярны были маски для лица. Маски изготовлялись по различным рецептам; так, Овидий рекомендует маски на растительной основе (например, смесь из ячменя, рога оленя, луковиц нарцисса, лука и мёда). Смесь наносилась несколько раз на лицо и, по словам Овидия, у того, кто это делал, лицо будет глаже, чем зеркало. Маски, описанные Плинием, основаны на составляющих животного происхождения, таких как плацента животных, молоко, испражнения и внутренности животных. Как самую простую «маску» описывает Плиний молоко ослицы, которым женщины протирали щёки семь раз в день[14].

Мыло как смесь из козьего жира и пепла (берёзы или мыльнянки) впервые упоминается в I веке н. э. и считалось галльским изобретением, которое использовали также германцы[15]. Оно применялось поначалу для окраски волос, лишь позднее как средство гигиены. В качестве мыла служили также натрон, сода или мука люпина. Для ухода за телом применялись губки, а после мытья в кожу втирались мази.

Женщины удаляли волосы на теле, в подмышках, на руках и на ногах[5], Овидий считал такой уход за телом таким же обычным, как и чистка зубов и ежедневное умывание[16]. Мужчины чаще всего ограничивались выщипыванием волос из подмышек и на ногах, иногда на руках и в области гениталий[17]. Существовали лавки, в которых выщипывали волосы пинцетом, в термах работали профессиональные выщипывальщики волос (лат. alipili). Для выведения волос также употребляли кремы в виде пасты из различных составляющих: крови и мозга летучей мыши, смолы, желчи и пепла ежа, пемзы. Иногда ограничивались бритьём[5].

См. также

Напишите отзыв о статье "Косметика в Древнем Риме"

Примечания

  1. ↑ Galen XII 446
  2. ↑ Mart. VIII 33, 17
  3. ↑ Mart. IX 37, 5
  4. ↑ Prop. II 18, 31
  5. ↑ 1 2 3 4 5 Гиро П. [http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Giro/54.php Частная и общественная жизнь римлян].
  6. ↑ Weeber
  7. ↑ Donato Giuseppe, Gabriele Rossi-Osmida, Fondazione Oriele Sotgiu di Ghilarza. Aphrodite's scents: profumi e cosmesi nel mondo antico. Luigi Reverdito Editore, 1986, P. 28
  8. ↑ Val. Max. II 1, 5
  9. ↑ Ov. ars am. III 163
  10. ↑ Mart. XIV 26
  11. ↑ Mart. VIII 33, 20
  12. ↑ Prop. II 18, 9
  13. ↑ Plin. NH XXVI 164
  14. ↑ NH XXVIII 183
  15. ↑ NH XVIII 191
  16. ↑ ars am. III 193
  17. ↑ Mart. II 62

Литература

  • Гиро П. [http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Giro/54.php Частная и общественная жизнь римлян].
  • Сергеенко М. [http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Serg/ Жизнь Древнего Рима].
  • Weeber, Karl-Wilhelm. Alltag im Alten Rom: ein Lexikon. — Zürich, 1997. — ISBN 3-7608-1140-X.

Отрывок, характеризующий Косметика в Древнем Риме

Несмотря на свой ранний возраст, я тогда уже (по своему горькому опыту) прекрасно понимала, что всё то, что постоянно происходит со мной, для всех «нормальных» людей, по их обычным и привычным нормам, казалось абсолютно ненормальным (хотя по поводу «нормальности» я готова была спорить с кем угодно уже тогда). Поэтому, как только кто-то в одной из этих «необычных» ситуаций пытался мне помочь, я обычно старалась как можно быстрее убедить, что у меня «совершенно всё хорошо» и что абсолютно не надо за меня волноваться. Правда, убедить мне удавалось далеко не всегда и в таких случаях это кончалось очередным звонком моей бедной, «железобетонно-терпеливой» маме, которая после звонка естественно приезжала меня забирать… Вот такой была моя сложная и порой смешная, детская реальность, в которой я в то время жила. И так как другого выбора у меня не было, то приходилось находить своё «светлое и прекрасное» даже в том, в чём другие, думаю, не нашли бы этого никогда. Помню как-то после очередного моего необычного «происшествия», я грустно спросила бабушку: – Почему моя жизнь такая непохожая на всех остальных? Бабушка покачала головой, обняла меня и тихо ответила: – Жизнь, моя милая, на десятую долю состоит из того, что с нами происходит и на девять десятых из того, как мы на неё реагируем. Реагируй весело, малыш! Иначе временами может быть очень не просто существовать… А что не похожая, так все мы вначале так или иначе непохожи. Просто ты будешь расти и жизнь начнёт всё больше и больше «подкраивать» тебя под общие мерки, и будет зависеть только лишь от тебя, хочешь ли ты быть такой же, как все. И я не хотела… Я любила свой необычный красочный мир и не променяла бы его ни на что и никогда. Но, к сожалению, каждое прекрасное стоит в нашей жизни очень дорого и надо это по-настоящему очень сильно любить, чтобы не было больно за это платить. А, как нам всем очень хорошо известно, платить приходится, к сожалению, за всё и всегда... Просто, когда делаешь это сознательно, остаётся удовлетворение от свободного выбора, когда твой выбор и свободная воля зависит только от тебя. А вот за это, по моему личному понятию, по-настоящему стоит платить любую цену, даже если это иногда и очень дорого для самого себя. Но вернёмся к моему голоданию. Прошли уже две недели, а я всё ещё, к большому огорчению моей мамы, ничего не хотела есть и, как ни странно, физически чувствовала себя сильно и совершенно прекрасно. А так как выглядела я тогда, в общем-то, весьма хорошо, постепенно мне удалось убедить маму, что ничего плохого со мной не происходит и ничего страшного мне, видимо, пока не грозит. Это было абсолютной правдой, так как я по-настоящему чувствовала себя великолепно, если не считать того «сверхчувствительного» психического состояния, которое делало все мои восприятия может быть чуточку слишком «оголёнными» – краски, звуки и чувства были такими яркими, что от этого иногда становилось тяжело дышать. Думаю, эта «сверхчувствительность» и явилась причиной моего следующего и очередного «невероятного» приключения…

В то время на дворе была уже поздняя осень и группа наших соседских ребят после школы собралась в лес за последними осенними грибами. Ну и естественно, как обычно, собралась с ними пойти и я. Погода стояла на редкость мягкая и приятная. Всё ещё тёплые солнечные лучи яркими зайчиками скакали по золотой листве, временами просачиваясь до земли и согревая её последним прощальным теплом. Нарядный лес встречал нас в своём празднично-ярком осеннем наряде и, словно старый друг, приглашал в свои ласковые объятия. Мои любимые, позолоченные осенью, стройные берёзы при малейшем ветерке щедро роняли на землю свои золотые «листья-монетки» и, казалось, не замечали, что уже очень скоро они останутся один-на-один со своей наготой и будут стыдливо ждать, когда же весна снова оденет их в ежегодный нежный наряд. И только величавые, вечнозелёные ели гордо отряхивали старую хвою, готовясь стать единственным украшением леса в течение долгой и, как всегда, весьма бесцветной зимы. Под ногами тихо шуршали жёлтые листья, пряча последние сыроежки и грузди. Трава под листьями была тёплой, мягкой и влажной и как бы приглашала по ней ступать… Я, как обычно, сбросила свои ботинки и пошла босиком. Я обожала всегда и везде ходить босиком, если только появлялась такая возможность!!! Правда, за эти прогулки очень часто приходилось расплачиваться ангиной, которая иногда бывала весьма продолжительной, но, как говорится, «игра стоила свеч». Без обуви ноги становились почти что «зрячими» и появлялось особенно острое чувство свободы от чего-то ненужного, что казалось, мешало дышать... Это было настоящее, ни с чем не сравнимое маленькое удовольствие и за него стоило иногда заплатить. Мы с ребятами, как всегда, разделились парами и пошли кто куда. Очень скоро я почувствовала, что какое-то время иду уже одна. Не могу сказать, что это меня испугало (леса я не боялась вообще), но стало как-то не по себе от странного чувства, что за мной кто-то наблюдает. Решив не обращать на это внимания, я продолжала спокойно собирать свои грибы. Но постепенно чувство наблюдения усиливалось и это уже становилось мало приятным. Я остановилась, закрыла глаза и попробовала сосредоточиться, чтобы попытаться увидеть того, кто это делал, как вдруг ясно услышала чей-то голос, который сказал: – Правильно… – И мне почему-то показалось, что он прозвучал не снаружи, а только лишь в моей голове. Я стояла посередине маленькой поляны и чувствовала, что воздух вокруг меня начал сильно вибрировать. Прямо передо мной появился серебристо-голубой, прозрачный мерцающий столб и постепенно в нём уплотнилась человеческая фигура. Это был очень высокий (по человеческим меркам) и мощный седой мужчина. Я почему-то подумала, что он до смешного похож на статую нашего бога Перкунас (Перун), для которого у нас на Святой Горе в ночь 24 июня каждый год разжигали костры.

o-ili-v.ru

Косметика в Древнем Риме Вики

В многочисленных древнеримских захоронениях были найдены косметические принадлежности, баночки для кремов, шпатели и наборы для макияжа. В литературе сохранились свидетельства применения косметики и макияжа, например, в стихах Овидия или эпиграммах Марциала. Не сохранилась «Cosmetica» врача Критона (I—II век н. э.), популярное сочинение из четырёх книг о косметике, которое пользовалось большой популярностью[1]. В своём сочинении «De cultu feminarum» («О женском убранстве») Тертуллиан критически описывает «пристрастие к косметике» у мужчин и женщин. По словам Марциала, по обилию макияжа на лице узнавались старые женщины [2] и гетеры[3].

Макияж[ | код]

Основу макияжа составляла пудра из свинцовых белил (лат. cerussa) или мела (лат. creta), смешанная с мёдом и жирными кремами; На основу наносились румяна (лат. fucus), которые состояли из растений или моллюсков (пурпурные лишайники рода Rocella) или пурпурной улитки. Ресницы и брови чернили с помощью особой краски — лат. fuligo. Также охотно использовались голубые и зелёные тени и подводка. Некоторые римлянки наносили нежно-голубые тени и на виски[4].

Духи[ | код]

C духами и пахучими мазями во времена Республики боролись в рамках «законов о роскоши», однако во времена Империи они стали широко использоваться как женщинами, так и мужчинами. Духи изготовлялись из разных веществ, привозимых из Египта, Аравии и Индии, а также растений, произрастающих в Италии: лилий, ирисов, нарциссов, майорана, пестумских и фазелийских роз. Из пахучего тростника изготовлялись дешёвые духи[5]. Духи хранились в масле во флаконах из оникса или алебастра; окрашивались в красный цвет киноварью или лакмусовым ягелем. Духи применялись для ванн, комнат и постели, перед представлением в театре воздух освежали благовониями из шафрана и корицы. Духи добавляли к наиболее ценным винам, подливали в светильное масло или погребальные костры.[5]:190

Римляне предпочитали тяжёлые, пряные и сладкие ароматы[6]. Это подтвердили также современные попытки создать духи по римским рецептам.[7]

Окрашивание волос[ | код]

Многие римлянки окрашивали волосы, чтобы выглядеть привлекательнее[8]. Для этого использовался пепел, придававший волосам красноватый оттенок, волосы чернили дикой лебедой, чечевицей, миртовым вином, кипарисовыми листьями, лесным шалфеем, отваренной кожицей порея[5]. Во времена империи для окрашивания в красные оттенки использовалась завезённая из Египта хенна (лат. cypros). Ещё более популярным было осветление волос. Для этого использовали по большей части краски из Северной Европы (лат. Germanae herbae[9]), из области Висбадена привозились мыльные шарики (лат. pilae Mattiacae[10]) или «батавскую пену», изготовленную на территории современной Голландии (лат. spuma Battava[11]). Также были известны другие оттенки, в том числе ярко-голубой[12]. Мужчины также прибегали к окрашиванию, чтобы скрыть седые волосы, если выщипывание больше не было достаточным[13].

Уход за телом[ | код]

Популярны были маски для лица. Маски изготовлялись по различным рецептам; так, Овидий рекомендует маски на растительной основе (например, смесь из ячменя, рога оленя, луковиц нарцисса, лука и мёда). Смесь наносилась несколько раз на лицо и, по словам Овидия, у того, кто это делал, лицо будет глаже, чем зеркало. Маски, описанные Плинием, основаны на составляющих животного происхождения, таких как плацента животных, молоко, испражнения и внутренности животных. Как самую простую «маску» описывает Плиний молоко ослицы, которым женщины протирали щёки семь раз в день[14].

Мыло как смесь из козьего жира и пепла (берёзы или мыльнянки) впервые упоминается в I веке н. э. и считалось галльским изобретением, которое использовали также германцы[15]. Оно применялось поначалу для окраски волос, лишь позднее как средство гигиены. В качестве мыла служили также натрон, сода или мука люпина. Для ухода за телом применялись губки, а после мытья в кожу втирались мази.

Женщины удаляли волосы на теле, в подмышках, на руках и на ногах[5], Овидий считал такой уход за телом таким же обычным, как и чистка зубов и ежедневное умывание[16]. Мужчины чаще всего ограничивались выщипыванием волос из подмышек и на ногах, иногда на руках и в области гениталий[17]. Существовали лавки, в которых выщипывали волосы пинцетом, в термах работали профессиональные выщипывальщики волос (лат. alipili). Для выведения волос также употребляли кремы в виде пасты из различных составляющих: крови и мозга летучей мыши, смолы, желчи и пепла ежа, пемзы. Иногда ограничивались бритьём[5].

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

  1. ↑ Galen XII 446
  2. ↑ Mart. VIII 33, 17
  3. ↑ Mart. IX 37, 5
  4. ↑ Prop. II 18, 31
  5. ↑ 1 2 3 4 5 Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян.
  6. ↑ Weeber
  7. ↑ Donato Giuseppe, Gabriele Rossi-Osmida, Fondazione Oriele Sotgiu di Ghilarza. Aphrodite's scents: profumi e cosmesi nel mondo antico. Luigi Reverdito Editore, 1986, P. 28
  8. ↑ Val. Max. II 1, 5
  9. ↑ Ov. ars am. III 163
  10. ↑ Mart. XIV 26
  11. ↑ Mart. VIII 33, 20
  12. ↑ Prop. II 18, 9
  13. ↑ Plin. NH XXVI 164
  14. ↑ NH XXVIII 183
  15. ↑ NH XVIII 191
  16. ↑ ars am. III 193
  17. ↑ Mart. II 62

Литература[ | код]

ru.wikibedia.ru

Косметика в Древнем Риме - WikiVisually

1. Критон – Crito of Alopece was an ancient Athenian agriculturist depicted in the Socratic literature of Plato and Xenophon, where he appears as a faithful and lifelong companion of the philosopher Socrates. Crito grew up in the Athenian deme of Alopece alongside Socrates and was of roughly the age as the philosopher. Platos Euthydemus and Xenophons Memorabilia both present him as a businessman who made his money from agriculture, which scholars speculate was conducted in Alopece itself. His participation in the surrounding the trial and death of Socrates of 399 implies that he survived into the 4th century BCE. Diogenes Laërtius treats Crito as a philosopher himself and attributes to him the composition of 17 dialogues, Crito is depicted prominently by Plato in the Euthydemus, the Phaedo, and his own eponymous dialogue, and also receives mention in the Apology. Xenophon portrays him in his Memorabilia and Symposium, according to the dialogue which bears his name, Crito had grown up as a friend of Socrates, which is reinforced by their intimacy in the Euthydemus. In the Apology and Phaedo, Plato portrays Crito as present at the trial and execution of Socrates, attending to the familial and practical matters having to do with the philosophers death. During Socrates final hours, Crito serves as a valet to his needs and is the last individual to whom he speaks. Though Xenophon counts Crito in the circle of genuine associates of Socrates. His concerns in the latter are entirely practical, in contrast to those of Socrates other friends who are eager to share the philosophers last hours in deep philosophical debate. In the Euthydemus, Crito frequently expresses disinterest in the work of philosophers, diogenes Laërtius also preserves a traditional story that Crito had released Phaedo of Elis, later a Platonic philosopher, from slavery. Xenophon depicts Socrates as chastising the supposedly otherwise moderate Critobulus for kissing the beautiful son of Alcibiades in a conversation in his Memorabilia, in the Telauges of Aeschines Socraticus, Socrates appears to have criticized Critobulus for his ignorance and ostentation, though only fragments of the dialogue survive

2. Тертуллиан – Tertullian, full name Quintus Septimius Florens Tertullianus, c.155 – c.240 AD, was a prolific early Christian author from Carthage in the Roman province of Africa. Of Berber origin, he was the first Christian author to produce a corpus of Latin Christian literature. He also was an early Christian apologist and a polemicist against heresy, Tertullian has been called the father of Latin Christianity and the founder of Western theology. Though conservative in his worldview, Tertullian originated new theological concepts and he is perhaps most famous for being the first writer in Latin known to use the term trinity. According to The Stanford Encyclopedia of Philosophy, Tertullians trinity not a triune God, other Latin formulations that first appear in his work are three persons, one substance as the Latin tres personae, una substantia. He wrote his understanding of the three members of the trinity after becoming a Montanist, scant reliable evidence exists to inform us about Tertullians life. Most history about him comes from passing references in his own writings, Roman Africa was famous as the home of orators and this influence can be seen in his style with its archaisms or provincialisms, its glowing imagery and its passionate temper. He was a scholar with an excellent education and he wrote at least three books in Greek. In them he refers to himself, but none of these are extant, according to church tradition, Tertullian was raised in Carthage and was thought to be the son of a Roman centurion, Tertullian has been claimed to have been a trained lawyer and an ordained priest. These assertions rely on the accounts of Eusebius of Caesarea, Church History, II,4, and Jeromes De viris illustribus chapter 53. Jerome claimed that Tertullians father held the position of centurio proconsularis in the Roman army in Africa, however, it is unclear whether any such position in the Roman military ever existed. Further, Tertullian has been thought to be a based on his use of legal analogies and an identification of him with the jurist Tertullianus. Although Tertullian used a knowledge of Roman law in his writings, the writings of Tertullianus, a lawyer of the same cognomen, exist only in fragments and do not denote a Christian authorship. Finally, any notion of Tertullian being a priest is also questionable, in his extant writings, he never describes himself as ordained in the church and seems to place himself among the laity. His conversion to Christianity perhaps took place about 197–198, but its immediate antecedents are unknown except as they are conjectured from his writings, the event must have been sudden and decisive, transforming at once his own personality. He said of himself that he could not imagine a truly Christian life without such a conscious breach, two books addressed to his wife confirm that he was married to a Christian wife. In middle life, he was attracted to the New Prophecy of Montanism, in the time of Augustine, a group of Tertullianists still had a basilica in Carthage which, within that same period, passed to the orthodox Church. It is unclear whether the name was another for the Montanists or that this means Tertullian later split with the Montanists

3. Гетера – Hetairai were a type of prostitute in ancient Greece. Traditionally, historians of ancient Greece have distinguished between hetairai and pornai, another class of Greek prostitute, for instance, Charles Seltman wrote in 1953 that hetaeras were certainly in a very different class, often highly educated women. More recently, however, historians have questioned the extent to which there was really a distinction between hetairai and pornai, the second edition of the Oxford Classical Dictionary, for instance, held that hetaira was a euphemism for any kind of prostitute. A third position, advanced by Rebecca Futo Kennedy, suggests that hetairai were not prostitutes or even courtesans, even when the term hetaira was used to refer to a specific class of prostitute, though, scholars disagree on what precisely the line of demarcation was. Kurke emphasises that hetairai veiled the fact that they were selling sex through the language of gift-exchange and she claims that both hetairai and pornai could be slaves or free, and might or might not work for a pimp. Kapparis says that hetairai were high-class prostitutes, and cites Dover as pointing to the nature of hetairais relationships with individual men. Miner disagrees with Kurke, claiming that hetairai were always free, along with sexual services, women described as hetairai rather than pornai seem to have often been educated, and have provided companionship. According to Kurke, the concept of hetairism was a product of the symposium, particularly, witty and refined were seen as attributes which distinguished hetairai from common pornai. Hetairai are likely to have been educated, too. Free hetairai could become wealthy, and control their own finances. Prostitution in Ancient Greece Phryne, a famed hetaera tried for impiety Primitive promiscuity Religious prostitution Davidson, J. Courtesans and Fishcakes, an essay on women’s lives in classical Athens The hetaerae of Athens - from Book 13 of Athenaeus

4. Мел – Chalk is a soft, white, porous, sedimentary carbonate rock, a form of limestone composed of the mineral calcite. Calcite is a salt called calcium carbonate or CaCO3. It forms under reasonably deep marine conditions from the accumulation of minute calcite shells shed from micro-organisms called coccolithophores. Flint is very common as bands parallel to the bedding or as embedded in chalk. It is probably derived from sponge spicules or other organisms as water is expelled upwards during compaction. Flint is often deposited around larger fossils such as Echinoidea which may be silicified, Chalk as seen in Cretaceous deposits of Western Europe is unusual among sedimentary limestones in the thickness of the beds. Most cliffs of chalk have very few obvious bedding planes unlike most thick sequences of such as the Carboniferous Limestone or the Jurassic oolitic limestones. This presumably indicates very stable conditions over tens of millions of years, Chalk has greater resistance to weathering and slumping than the clays with which it is usually associated, thus forming tall steep cliffs where chalk ridges meet the sea. Chalk hills, known as chalk downland, usually form where bands of chalk reach the surface at an angle, because chalk is well jointed it can hold a large volume of ground water, providing a natural reservoir that releases water slowly through dry seasons. Chalk is mined from chalk deposits both above ground and underground, Chalk mining boomed during the Industrial Revolution, due to the need for chalk products such as quicklime and bricks. Abandoned chalk mines remain a popular tourist attraction due to their massive expanse, the Chalk Group is a European stratigraphic unit deposited during the late Cretaceous Period. It forms the famous White Cliffs of Dover in Kent, England, the Champagne region of France is mostly underlain by chalk deposits, which contain artificial caves used for wine storage. Some of the highest chalk cliffs in the occur at Jasmund National Park in Germany. Ninety million years ago what is now the chalk downland of Northern Europe was ooze accumulating at the bottom of a great sea. Chalk was one of the earliest rocks made up of particles to be studied under the electron microscope. Their shells were made of calcite extracted from the rich sea-water, as they died, a substantial layer gradually built up over millions of years and, through the weight of overlying sediments, eventually became consolidated into rock. Later earth movements related to the formation of the Alps raised these former sea-floor deposits above sea level, the chemical composition of chalk is calcium carbonate, with minor amounts of silt and clay. It is formed in the sea by plankton, which fall to the sea floor and are then consolidated and compressed during diagenesis into chalk rock

5. Мёд – Honey /ˈhʌni/ is a sugary food substance produced and stored by certain social hymenopteran insects. It is produced from the secretions of plants or insects, such as floral nectar or aphid honeydew, through regurgitation, enzymatic activity. The variety of honey produced by bees is the most well-known, due to its worldwide commercial production. Honey gets its sweetness from the monosaccharides fructose and glucose, and has about the relative sweetness as granulated sugar. It has attractive properties for baking and a distinctive flavor that leads some people to prefer it to sugar. Most microorganisms do not grow in honey, so sealed honey does not spoil, however, honey sometimes contains dormant endospores of the bacterium Clostridium botulinum, which can be dangerous to babies, as it may result in botulism. People who have an immune system should not eat honey because of the risk of bacterial or fungal infection. Although some evidence indicates honey may be effective in treating diseases and other conditions, such as wounds and burns. Providing 64 calories in a serving of one tablespoon equivalent to 1272 kj per 100 g. Honey is generally safe, but may have various, potential adverse effects or interactions with excessive consumption, existing disease conditions, or drugs. Honey use and production have a long and varied history as an ancient activity, depicted in Valencia, in cold weather or when other food sources are scarce, adult and larval bees use stored honey as food. By contriving for bee swarms to nest in man-made hives, people have been able to semidomesticate the insects, Bee digestive enzymes - invertase, amylase, and diastase - and gastric acid hydrolyze sucrose to a mixture of glucose and fructose. The bees work together as a group with the regurgitation and digestion for as long as 20 minutes until the product reaches storage quality. It is then placed in honeycomb cells left unsealed while still high in content and natural yeasts. The bees then cap the cells with wax to seal them, as removed from the hive by a beekeeper, honey has a long shelf life and will not ferment if properly sealed. Another source of honey is from a number of species, such as the wasps Brachygastra lecheguana and Brachygastra mellifica. These species are known to feed on nectar and produce honey, Honey is collected from wild bee colonies, or from domesticated beehives. The honey is stored in honeycombs, wild bee nests are sometimes located by following a honeyguide bird

6. Пурпур – Tyrian purple, also known as Tyrian red, royal purple, imperial purple or imperial dye, is a bromine-containing reddish-purple natural dye. It is a produced by several species of predatory sea snails in the family Muricidae. In ancient times, extracting this dye involved tens of thousands of snails and substantial labor, Tyrian purple may first have been used by the ancient Phoenicians as early as 1570 BC. The dye was greatly prized in antiquity because the colour did not easily fade and its significance is such that the name Phoenicia means land of purple. It came in shades, the most prized being that of blackish clotted blood. Tyrian purple was expensive, the 4th-century-BC historian Theopompus reported, Purple for dyes fetched its weight in silver at Colophon in Asia Minor, the expense meant that purple-dyed textiles became status symbols, and early sumptuary laws restricted their uses. The production of Tyrian purple was tightly controlled in Byzantium and was subsidized by the imperial court, later a child born to a reigning emperor was said to be porphyrogenitos, born in the purple. Some speculate that the dye extracted from the Bolinus brandaris is known as argaman in Biblical Hebrew, another dye extracted from a related sea snail, Hexaplex trunculus, produced a blue colour which according to some is known as tekhelet, used in garments worn for ritual purposes. The dye substance is a secretion from the hypobranchial gland of one of several species of medium-sized predatory sea snails that are found in the eastern Mediterranean Sea. The dye is a compound of bromine, a class of compounds often found in algae and in some other sea life. In nature the snails use the secretion as part of their behaviour in order to sedate prey. The snail also secretes this substance when it is attacked by predators, therefore, the dye can be collected either by milking the snails, which is more labour-intensive but is a renewable resource, or by collecting and destructively crushing the snails. David Jacoby remarks that twelve thousand snails of Murex brandaris yield no more than 1.4 g of pure dye, the dog whelk Nucella lapillus, from the North Atlantic, can also be used to produce red-purple and violet dyes. The Phoenicians also made a dye, sometimes referred to as royal blue or hyacinth purple. The Phoenicians established a production facility on the Iles Purpuraires at Mogador. The sea snail harvested at this western Moroccan dye production facility was Hexaplex trunculus also known by the older name Murex trunculus and this second species of dye murex is found today on the Mediterranean and Atlantic coasts of Europe and Africa. The colour-fast dye was an item of trade, prized by Romans. Used as a dye, the shifts from blue to reddish-purple

7. Тени для век – Eye shadow is a cosmetic that is applied on the eyelids and under the eyebrows. It is commonly used to make the wearers eyes stand out or look more attractive, eye shadow can add depth and dimension to ones eyes, complement the eye color, make ones eyes appear larger, or simply draw attention to the eyes. Eye shadow comes in different colors and textures. It is usually made from a powder and mica, but can also be found in liquid, pencil, civilizations across the world use eye shadow predominantly on females but also occasionally on males. In Western society, it is seen as a feminine cosmetic, in Gothic fashion, black or similarly dark-colored eye shadow and other types of eye makeup are popular among both sexes. Many people use eye shadow simply to improve their appearance, but it is commonly used in theatre and other plays, to create a memorable look, with bright. Depending on skin tone and experience, the effect of eye shadow usually brings out glamour, the use of eye shadow attempts to replicate the natural eye shadow that some women exhibit due to a natural contrasting pigmentation on their eyelids. Natural eye shadow can range anywhere from a glossy shine to ones eyelids, to a pinkish tone, eye shadow can be applied in a wide variety of ways depending upon the desired look and formulation. Typically application is done using fingers or brushes, the most important aspect of applying eye shadow, and makeup in general, is blending well. However, you must not forget to include a primer to limit the chances of creases in your eye shadow later, to remove eye shadow, a commercial eye makeup remover can be utilized, though a rich face wash will usually remove all traces of color. Generally it is easy to remove, and simple water and soap can be used, eye shadow, eyeliner, and mascara may also be removed using baby oil. There are also makeup wipes that can be used, cosmetics have been used for as long as there have been people to use them. Face painting is mentioned in the Old Testament, and eye shadow was used in Egyptian burials dating back to 10,000 BC, the word cosmetae was first used to describe Roman slaves whose duty was to bathe men and women in perfume. As early as 10,000 BC, men and women used scented oils and ointments to clean and soften their skin, dyes and paints were used to color the skin, body and hair. They rouged their lips and cheeks, stained their nails with henna, kohl was a dark-colored powder made of crushed antimony, burnt almonds, lead, oxidized copper, ochre, ash, malachite, and chrysocolla or any combination thereof. It was applied with a small stick, the upper and lower eyelids were painted in a line that extended to the sides of the face for an almond effect. In addition to reducing sun glare, it was believed that kohl eyeliner could restore good eyesight, kohl was kept in a small, flat-bottomed pot with a wide, tiny rim and a flat, disk-shaped lid. According to images of the time, the use of makeup was not limited to women, highly polished silver and copper mirrors aided the application of makeup

8. Римская республика – It was during this period that Romes control expanded from the citys immediate surroundings to hegemony over the entire Mediterranean world. During the first two centuries of its existence, the Roman Republic expanded through a combination of conquest and alliance, by the following century, it included North Africa, most of the Iberian Peninsula, and what is now southern France. Two centuries after that, towards the end of the 1st century BC, it included the rest of modern France, Greece, and much of the eastern Mediterranean. By this time, internal tensions led to a series of wars, culminating with the assassination of Julius Caesar. The exact date of transition can be a matter of interpretation, Roman government was headed by two consuls, elected annually by the citizens and advised by a senate composed of appointed magistrates. Over time, the laws that gave exclusive rights to Romes highest offices were repealed or weakened. The leaders of the Republic developed a tradition and morality requiring public service and patronage in peace and war, making military. Many of Romes legal and legislative structures can still be observed throughout Europe and much of the world in modern nation states, the exact causes and motivations for Romes military conflicts and expansions during the republic are subject to wide debate. While they can be seen as motivated by outright aggression and imperialism and they argue that Romes expansion was driven by short-term defensive and inter-state factors, and the new contingencies that these decisions created. In its early history, as Rome successfully defended itself against foreign threats in central and then northern Italy, with some important exceptions, successful wars in early republican Rome generally led not to annexation or military occupation, but to the restoration of the way things were. But the defeated city would be weakened and thus able to resist Romanizing influences. It was also able to defend itself against its non-Roman enemies. It was, therefore, more likely to seek an alliance of protection with Rome and this growing coalition expanded the potential enemies that Rome might face, and moved Rome closer to confrontation with major powers. The result was more alliance-seeking, on the part of both the Roman confederacy and city-states seeking membership within that confederacy. While there were exceptions to this, it was not until after the Second Punic War that these alliances started to harden into something more like an empire and this shift mainly took place in parts of the west, such as the southern Italian towns that sided with Hannibal. In contrast, Roman expansion into Spain and Gaul occurred as a mix of alliance-seeking, in the 2nd century BC, Roman involvement in the Greek east remained a matter of alliance-seeking, but this time in the face of major powers that could rival Rome. This had some important similarities to the events in Italy centuries earlier, with some major exceptions of outright military rule, the Roman Republic remained an alliance of independent city-states and kingdoms until it transitioned into the Roman Empire. It was not until the time of the Roman Empire that the entire Roman world was organized into provinces under explicit Roman control

9. Римская империя – Civil wars and executions continued, culminating in the victory of Octavian, Caesars adopted son, over Mark Antony and Cleopatra at the Battle of Actium in 31 BC and the annexation of Egypt. Octavians power was then unassailable and in 27 BC the Roman Senate formally granted him overarching power, the imperial period of Rome lasted approximately 1,500 years compared to the 500 years of the Republican era. The first two centuries of the empires existence were a period of unprecedented political stability and prosperity known as the Pax Romana, following Octavians victory, the size of the empire was dramatically increased. After the assassination of Caligula in 41, the senate briefly considered restoring the republic, under Claudius, the empire invaded Britannia, its first major expansion since Augustus. Vespasian emerged triumphant in 69, establishing the Flavian dynasty, before being succeeded by his son Titus and his short reign was followed by the long reign of his brother Domitian, who was eventually assassinated. The senate then appointed the first of the Five Good Emperors, the empire reached its greatest extent under Trajan, the second in this line. A period of increasing trouble and decline began with the reign of Commodus, Commodus assassination in 192 triggered the Year of the Five Emperors, of which Septimius Severus emerged victorious. The assassination of Alexander Severus in 235 led to the Crisis of the Third Century in which 26 men were declared emperor by the Roman Senate over a time span. It was not until the reign of Diocletian that the empire was fully stabilized with the introduction of the Tetrarchy, which saw four emperors rule the empire at once. This arrangement was unsuccessful, leading to a civil war that was finally ended by Constantine I. Constantine subsequently shifted the capital to Byzantium, which was renamed Constantinople in his honour and it remained the capital of the east until its demise. Constantine also adopted Christianity which later became the state religion of the empire. However, Augustulus was never recognized by his Eastern colleague, and separate rule in the Western part of the empire ceased to exist upon the death of Julius Nepos. The Eastern Roman Empire endured for another millennium, eventually falling to the Ottoman Turks in 1453, the Roman Empire was among the most powerful economic, cultural, political and military forces in the world of its time. It was one of the largest empires in world history, at its height under Trajan, it covered 5 million square kilometres. It held sway over an estimated 70 million people, at that time 21% of the entire population. Throughout the European medieval period, attempts were made to establish successors to the Roman Empire, including the Empire of Romania, a Crusader state. Rome had begun expanding shortly after the founding of the republic in the 6th century BC, then, it was an empire long before it had an emperor

10. Майоран – Marjoram /ˈmɑːrdʒərəm/ is a somewhat cold-sensitive perennial herb or undershrub with sweet pine and citrus flavors. In some Middle Eastern countries, marjoram is synonymous with oregano and it is also called pot marjoram, although this name is also used for other cultivated species of Origanum. The name marjoram does not directly derive from the Latin word maior, Marjoram is indigenous to Cyprus and southern Turkey, and was known to the Greeks and Romans as a symbol of happiness. Leaves are smooth, simple, petiolated, ovate to oblong-ovate,0. 5–1.5 cm long,0. 2–0.8 cm wide, with obtuse apex, entire margin, symmetrical but tapering base, and reticulate venation. The texture is extremely smooth due to the presence of numerous hairs, considered a tender perennial, marjoram can sometimes prove hardy even in zone 5. Marjoram is cultivated for its leaves, either green or dry, for culinary purposes. It is often used in combinations such as herbes de Provence. The flowering leaves and tops of marjoram are steam-distilled to produce an oil that is yellowish in color. It has many components, some of which are borneol, camphor. Oregano is also called wild marjoram and it has a stronger flavor than marjoram. Pot marjoram or Cretan oregano has similar uses to marjoram, hardy marjoram or French marjoram, a cross of marjoram with oregano, is much more resistant to cold, but is slightly less sweet. Origanum pulchellum is known as showy marjoram or showy oregano, Marjoram is used for seasoning soups, stews, dressings, and sauces. Data related to Origanum majorana at Wikispecies Media related to Origanum majorana at Wikimedia Commons Origanum majorana List of Chemicals Origanum majorana Marjoram

wikivisually.com

Косметика в Древнем Риме

В многочисленных древнеримских захоронениях были найдены косметические принадлежности, баночки для кремов, шпатели и наборы для макияжа. В литературе сохранились свидетельства применения косметики и макияжа, например, в стихах Овидия или эпиграммах Марциала. Не сохранилась «Cosmetica» врача Критона (I—II век н. э.), популярное сочинение из четырёх книг о косметике, которое пользовалось большой популярностью. В своём сочинении «De cultu feminarum» («О женском убранстве») Тертуллиан критически описывает «пристрастие к косметике» у мужчин и женщин. По словам Марциала, по обилию макияжа на лице узнавались старые женщины и гетеры.

Содержание

  • 1 Макияж
  • 2 Духи
  • 3 Окрашивание волос
  • 4 Уход за телом
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

Макияж

Основу макияжа составляла пудра из свинцовых белил (лат. cerussa) или мела (лат. creta), смешанная с мёдом и жирными кремами; На основу наносились румяна (лат. fucus), которые состояли из растений или моллюсков (пурпурные лишайники рода Rocella) или пурпурной улитки. Ресницы и брови чернили с помощью особой краски — лат. fuligo. Также охотно использовались голубые и зелёные тени и подводка. Некоторые римлянки наносили нежно-голубые тени и на виски.

Духи

C духами и пахучими мазями во времена Республики боролись в рамках «законов о роскоши», однако во времена Империи они стали широко использоваться как женщинами, так и мужчинами. Духи изготовлялись из разных веществ, привозимых из Египта, Аравии и Индии, а также растений, произрастающих в Италии: лилий, ирисов, нарциссов, майорана, пестумских и фазелийских роз. Из пахучего тростника изготовлялись дешёвые духи. Духи хранились в масле во флаконах из оникса или алебастра; окрашивались в красный цвет киноварью или лакмусовым ягелем. Духи применялись для ванн, комнат и постели, перед представлением в театре воздух освежали благовониями из шафрана и корицы. Духи добавляли к наиболее ценным винам, подливали в светильное масло или погребальные костры.:190

Римляне предпочитали тяжёлые, пряные и сладкие ароматы. Это подтвердили также современные попытки создать духи по римским рецептам.

Окрашивание волос

Многие римлянки окрашивали волосы, чтобы выглядеть привлекательнее. Для этого использовался пепел, придававший волосам красноватый оттенок, волосы чернили дикой лебедой, чечевицей, миртовым вином, кипарисовыми листьями, лесным шалфеем, отваренной кожицей порея. Во времена империи для окрашивания в красные оттенки использовалась завезённая из Египта хенна (лат. cypros). Ещё более популярным было осветление волос. Для этого использовали по большей части краски из Северной Европы (лат. Germanae herbae), из области Висбадена привозились мыльные шарики (лат. pilae Mattiacae) или «батавскую пену», изготовленную на территории современной Голландии (лат. spuma Battava).Также были известны другие оттенки, в том числе ярко-голубой. Мужчины также прибегали к окрашиванию, чтобы скрыть седые волосы, если выщипывание больше не было достаточным.

Уход за телом

Популярны были маски для лица. Маски изготовлялись по различным рецептам; так, Овидий рекомендует маски на растительной основе (например, смесь из ячменя, рога оленя, луковиц нарцисса, лука и мёда). Смесь наносилась несколько раз на лицо и, по словам Овидия, у того, кто это делал, лицо будет глаже, чем зеркало. Маски, описанные Плинием, основаны на составляющих животного происхождения, таких как плацента животных, молоко, испражнения и внутренности животных. Как самую простую «маску» описывает Плиний молоко ослицы, которым женщины протирали щёки семь раз в день.

Мыло как смесь из козьего жира и пепла (берёзы или мыльнянки) впервые упоминается в I веке н. э. и считалось галльским изобретением, которое использовали также германцы. Оно применялось поначалу для окраски волос, лишь позднее как средство гигиены. В качестве мыла служили также натрон, сода или мука люпина. Для ухода за телом применялись губки, а после мытья в кожу втирались мази.

Женщины удаляли волосы на теле, в подмышках, на руках и на ногах, Овидий считал такой уход за телом таким же обычным, как и чистка зубов и ежедневное умывание. Мужчины чаще всего ограничивались выщипыванием волос из подмышек и на ногах, иногда на руках и в области гениталий. Существовали лавки, в которых выщипывали волосы пинцетом, в термах работали профессиональные выщипывальщики волос (лат. alipili). Для выведения волос также употребляли кремы в виде пасты из различных составляющих: крови и мозга летучей мыши, смолы, желчи и пепла ежа, пемзы. Иногда ограничивались бритьём.

См. также

  • Мода в Древнем Риме

Примечания

  1. ↑ Galen XII 446
  2. ↑ Mart. VIII 33, 17
  3. ↑ Mart. IX 37, 5
  4. ↑ Prop. II 18, 31
  5. ↑ 1 2 3 4 5 Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян.
  6. ↑ Weeber
  7. ↑ Donato Giuseppe, Gabriele Rossi-Osmida, Fondazione Oriele Sotgiu di Ghilarza. Aphrodite's scents: profumi e cosmesi nel mondo antico. Luigi Reverdito Editore, 1986, P. 28
  8. ↑ Val. Max. II 1, 5
  9. ↑ Ov. ars am. III 163
  10. ↑ Mart. XIV 26
  11. ↑ Mart. VIII 33, 20
  12. ↑ Prop. II 18, 9
  13. ↑ Plin. NH XXVI 164
  14. ↑ NH XXVIII 183
  15. ↑ NH XVIII 191
  16. ↑ ars am. III 193
  17. ↑ Mart. II 62

Литература

  • Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян.
  • Сергеенко М. Жизнь Древнего Рима.
  • Weeber, Karl-Wilhelm. Alltag im Alten Rom: ein Lexikon. — Zürich, 1997. — ISBN 3-7608-1140-X.
  Древний Рим Эпохи Конституция Государство Магистратуры Право Общество Военное дело Культура Технологии Экономика Язык Писатели Списки
Основание Рима · Царский период · Республика · (Ранняя, Средняя, Поздняя) · Империя · (Принципат и Доминат) · Западная Римская империя / Восточная Римская империя
История · Конституция царского Рима / Республики / Империи / Поздней империи · Сенат · Народные собрания (Куриатные комиции, Центуриатные комиции, Трибутные комиции, Плебейский совет) · Магистратура
Курия · Форум · Cursus honorum · Коллегиальность · Император · Легат · Дукс · Официал · Префект · Викарий · Vigintisexviri · Ликтор · Военный магистр · Император · Принцепс сената · Великий понтифик · Август · Цезарь · Тетрарх · Провинция · Префектура · Диоцез
Ординарные: Трибун · Квестор · Эдил · Претор · Консул · Цензор · Промагистрат · Наместник
Экстраординарные: Диктатор · Начальник конницы · Децемвиры · Военный трибун с консульской властью · Триумвир · Интеррекс
Законы двенадцати таблиц · Римское гражданство · Auctoritas · Империй · Статус · Суд · Кодекс Феодосия · Свод Юстиниана · Конституция · Эдикт · Рескрипт · Римские юристы
Социальная структура · Патриции · Плебеи · Борьба плебеев и патрициев · Сецессии плебеев · Всадники · Римские роды · Римские имена · Положение женщин · Брак · Рабство
Границы · Командование · Структура · Войны · Технологии · Военная политика · Фортификация (Каструм) · Стратегия · Военная инженерия · Армия (Легион · Тактика пехоты · Военное снаряжение римских солдат · Осадные орудия) · Флот (суда) · Вспомогательные войска · Военные награды и наказания
Театр · Кухня · Образование · Школа · Литература · Искусство · Музыка · Архитектура · Религия (Похороны · Императорский культ) · Мифология · Термы · Форум · SPQR · Технологии · Календарь · Мода · Праздники · Цирк · Вино · Проституция · Романизация · Косметика
Цифры · Арифметика · Абак · Инженерное дело · Военная инженерия · Военные технологии · Дороги · Мосты · Акведуки · Металлургия · Бетон · Очистные сооружения
Сельское хозяйство · Торговля · Финансы · Денежная система (в Республике · в Империи · Символы)
История латыни · Романские языки
Этапы развития: Архаическая · Классическая · Вульгарная · Средневековая · Эпохи Возрождения · Новая · Современная · Церковная
Апулей · Аммиан Марцеллин · Вергилий · Витрувий · Гораций · Катулл · Квинтилиан · Курций Руф · Ливий · Лукреций · Марциал · Овидий · Петроний · Плавт · Плиний Младший · Плиний Старший · Проперций · Саллюстий · Светоний · Сенека · Тацит · Теренций · Цицерон · Ювенал · Юлий Цезарь
Войны · Битвы · Военачальники · Легионы · Императоры · Диктаторы · Географы · Политические институты · Законы · Консулы · Выдающиеся женщины
Портал

Косметика в Древнем Риме Информация о

Косметика в Древнем РимеКосметика в Древнем РимеКосметика в Древнем Риме

Косметика в Древнем Риме Информация Видео

Косметика в Древнем Риме Просмотр темы.

Косметика в Древнем Риме что, Косметика в Древнем Риме кто, Косметика в Древнем Риме объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com