Древнеегипетская мифология начала формироваться в VI –IV веках до н.э. Поначалу в каждой области был свой пантеон богов, но затем во время объединения Египта произошло их объединение.
Своих богов египтяне обычно изображали с головами животных или птиц. Они свято верили, что изначально их боги жили и царствовали на Земле, а затем уже попали на Небеса. Одних богов египтяне страшились – ведь они были жестоки к людям, как и все силы природы. Других – очень любили, ведь они были их помощниками и защитниками. Для того, чтобы задобрить богов египтяне строили огромное количество храмов, где проводились религиозные культы и приносились богам дары.
Богиня Справедливости – Маат.
Среди всех египетских богинь Маат самая абстрактная, но, пожалуй, и самая почитаемая египтянами.
Маат согласно переводу означает «правда», «баланс», «правосудие». В древнеегипетской мифологии – это богиня справедливости, гармонии, этики, равновесия, морали, а также закона и правопорядка. Маат - это воплощение истины, а ее принципы отражали незыблемость мироустройства в жизни египтян. Она символизировала божественный закон и порядок. Помимо этого принимала участие в сотворении мира, способствовала уничтожению хаоса и восстановлению порядка на Земле. Согласно древнеегипетской мифологии: её отцом являлся бог Солнца Ра, а супругом - бог мудрости Тот. Египтяне считали мудрость и справедливость хорошей парой.
Маат как бы объединяет мир богов и мир людей. Своим сводом правил, больше похожим на свод космических законов, она не только способствует правильности и закономерности развития всей Вселенной, но и сообщению всего египетского общества. Так эти правила говорят об ответственности за свои поступки и раба, и жреца, и самого фараона. Нарушение же этих законов неизбежно приведет к дисбалансу существующей гармонии египетского общества.
Изображение богини Маат
Чаще всего эту богиню можно увидеть со страусовым пером в голове, иногда ее изображали сидящей на корточках, с расправленными крыльями или восседающей на плоском песчаном холме, одна сторона которого скошена. А могли обозначить ее присутствие с помощью неизменного атрибута Маат – страусового пера или локтя. Египтяне измеряли длину в локтях, поэтому его изображение символизировал процесс измерения совести человека. Также Маат могли изображать с весами в руках.
Наиболее известный рельеф, посвященный этой богине, находится в гробнице Рамзеса ХI. На нем изображен сам фараон, облаченный в царские одеяния, с головным убором, украшенным Уреем (змеей, которая была у египтян символом мудрости и посвящения). Рамзес ХI изображается в поклоне великой богини Справедливости с протянутыми к ней ладонями. Богиня Маат облачена в длинное платье, со скипетром вечной молодости в руках. Страусовое перо, которое когда-то украшало прическу богини, к сожалению, не сохранилось до наших дней.
Между фараоном и богиней находиться уйа – это Солнечная Ладья, которая ведет умершие души в иной мир.
По мнению исследователей то, что Маат изображена значительно больше фараона, говорит не только о божественном принципе Вселенской Гармонии, но и о желании представить богиню в роли Матери Царя, которая ведет его на Ладью солнечного бога Ра, символизирующая путь фараона к вечной жизни.
Этот культ получил распространение как культ Исиды - Маат или «царской матери»
Легенды и культы, связанные с богиней Маат.
Согласно легенде, крылатая Маат, как и другие египетские боги, долгое время пребывала на Земле и жила среди людей, но их многочисленные грехи заставили ее последовать на небеса за своим отцом богом Ра.
Ввиду того, что фараон является наместником бога на земле, он был обязать поддерживать Маат как посредством ритуалов, так и с помощью победоносных войн. Он был обязан делать все, что помогает уничтожить Исефт – воплощение лжи, хаоса и разрушения.
Существовала даже традиция: во время ежедневных богослужений в храме, подносить к лику божества статуэтку дочери солнца Маат, которая способствовала превращению обычного властителя в само воплощение царственности.
Маат была самой почитаемой богиней у египтян. Поэтому ее изображение находят практически во всех древнеегипетских храмах, а вот ее культу было посвящено всего несколько храмов. Наибольшее святилище находится в Дейр эль - Мединэ, расположенное на западном берегу Нила, недалеко от Фив. Еще один крупный храм находится в Карнаке, неподалеку от храма Монту (бога Луны).
Культ богини Маат стал развиваться в эпоху Древнего царства, а вот в Новом царстве она больше почиталась как дочь Амон Ра. Интересным фактом является то, что вначале богиня Справедливости была дочерью бога Атума, в период Среднего царства – она изображалась в виде ноздри Ра, а уже в Новом царстве – она стала его дочерью. Исследователи это связывают с тем, что в период древности власть фараона была жесткой и вертикальной, а затем она стала потихоньку уменьшаться, и фараон стал терять свой престиж, из-за неспособности поддержать Маат. Египтяне верили, что в годы смут и раздоров богиня отворачивалась от Египта, ввиду нарушения ее принципов, поэтому жрецы усердно молились, чтобы богиня вновь повернулась к трону лицом - и зло отступило.
Даже во времена правления фараона Эхнатона и его реформ, Маат по-прежнему почиталась. А на грибнице Рамоса в Фивах ранних текстах этот фараон-реформатор назван» живущим по принципам Маат».
Пчела, согласно легенде появилась из слезы бога Солнца, и стала священным насекомым этой богини. Поэтому египтяне почитали это насекомое. А воск – мягкий и податливый материал, символизирующий Небо и Землю, они посвящали не только самой Маат, но и ее отцу – Амону Ра.
Роль Маат в суде Осириса.
Согласно сохранившимся записям Маат была важнейшим действующим лицом загробного суда (Психостасии), действие которого происходит в « Чертоге Двух Исин» (Маати) в присутствии 42 Судей. Во время этого богиня Справедливости доставала свое страусовое перо из прически и клала на одну из чаш весов, а на другой лежало сердце умершего человека. Душе покойного разрешалось следовать за проводником в рай, только в случае если его сердце оказывалось легче перышка.
Если же сердце было все-таки тяжелее из-за совершенных грехов и преступлений, то его съедало чудовище Амту (лев с голой крокодила), что означало окончательную смерть души, без возможности ее перерождения. Эти великие весы были установлены перед Осирисом (властелином загробного мира), а держал их Анубис (бог, являющийся защитником - умерших, часто изображающийся с головой шакала), а приговор умершему выносил Тот (бог мудрости и муж Маат). Считалось, что пройти этот посмертный суд, означает победить смерть, и вновь возродиться в обновленном и нестареющем теле.
Древние египтяне верили, что следование законам Маат, является путем, приводящим к Бессмертию. Ведь преодолев свои недостатки, усопший становился божественным существом, становится богом среди богов.
Ритуалы в честь богини Справедливости изображены на стенах практически на всех святилищ. Она есть и на изображениях фараона, завоевывающего новые земли, и тем самым устанавливающий истину. Она присутствует и на рельефах, где правитель совместно с богами охотится с помощью сети на болотных птиц, которые символизировали врагов. Согласно верованиям египтян, поймав, вылетающих из тростника птиц, фараон приносит их в жертву богам, тем самым способствуя утверждению Маат. Установление или восстановление Истины считалось высочайшим благом, которое только мог совершить фараон.
Существует небольшое количество мифологических сюжетов с участием богини Справедливости, ввиду того, что она большей частью является абстрактной, в отличие от других египетских богов. Маат больше представлена в виде морально-правовых норм, этических законов и религиозных признаков, по которым фараон обязан править Египтом, а поданные – жить.
Но, несмотря на это все древнеегипетское общество пронизано духом Маат. Египтяне верили, что люди живут благодаря Маат, в Маат и для Маат. А сама богиня является одной из самых интересных персоналий во все пантеоне египетских богов.
Сегодня, несмотря на то, что прошло много веков со времени существования древнеегипетской цивилизации, Маат все еще находит отражение в нашей жизни. Ее образ лег в основу богини правосудия Фемиды, символами, которой также являются весы. А ее принципы положена в основу 12 заповедей христианства.
warps.ru
Богиня Египта Маат - путеводитель
Богиня Египта Маат
Древнеегипетская мифология начала формироваться в VI –IV веках до н.э. Поначалу в каждой области был свой пантеон богов, но затем во время объединения Египта произошло их объединение.
Своих богов египтяне обычно изображали с головами животных или птиц. Они свято верили, что изначально их боги жили и царствовали на Земле, а затем уже попали на Небеса. Одних богов египтяне страшились – ведь они были жестоки к людям, как и все силы природы. Других – очень любили, ведь они были их помощниками и защитниками. Для того, чтобы задобрить богов египтяне строили огромное количество храмов, где проводились религиозные культы и приносились богам дары.
Богиня Справедливости – Маат.
Среди всех египетских богинь Маат самая абстрактная, но, пожалуй, и самая почитаемая египтянами.
Маат согласно переводу означает «правда», «баланс», «правосудие». В древнеегипетской мифологии – это богиня справедливости, гармонии, этики, равновесия, морали, а также закона и правопорядка. Маат - это воплощение истины, а ее принципы отражали незыблемость мироустройства в жизни египтян. Она символизировала божественный закон и порядок. Помимо этого принимала участие в сотворении мира, способствовала уничтожению хаоса и восстановлению порядка на Земле. Согласно древнеегипетской мифологии: её отцом являлся бог Солнца Ра, а супругом - бог мудрости Тот. Египтяне считали мудрость и справедливость хорошей парой.
Маат как бы объединяет мир богов и мир людей. Своим сводом правил, больше похожим на свод космических законов, она не только способствует правильности и закономерности развития всей Вселенной, но и сообщению всего египетского общества. Так эти правила говорят об ответственности за свои поступки и раба, и жреца, и самого фараона. Нарушение же этих законов неизбежно приведет к дисбалансу существующей гармонии египетского общества.
Изображение богини Маат
Чаще всего эту богиню можно увидеть со страусовым пером в голове, иногда ее изображали сидящей на корточках, с расправленными крыльями или восседающей на плоском песчаном холме, одна сторона которого скошена. А могли обозначить ее присутствие с помощью неизменного атрибута Маат – страусового пера или локтя. Египтяне измеряли длину в локтях, поэтому его изображение символизировал процесс измерения совести человека. Также Маат могли изображать с весами в руках.
Наиболее известный рельеф, посвященный этой богине, находится в гробнице Рамзеса ХI. На нем изображен сам фараон, облаченный в царские одеяния, с головным убором, украшенным Уреем (змеей, которая была у египтян символом мудрости и посвящения). Рамзес ХI изображается в поклоне великой богини Справедливости с протянутыми к ней ладонями. Богиня Маат облачена в длинное платье, со скипетром вечной молодости в руках. Страусовое перо, которое когда-то украшало прическу богини, к сожалению, не сохранилось до наших дней.
Между фараоном и богиней находиться уйа – это Солнечная Ладья, которая ведет умершие души в иной мир.
По мнению исследователей то, что Маат изображена значительно больше фараона, говорит не только о божественном принципе Вселенской Гармонии, но и о желании представить богиню в роли Матери Царя, которая ведет его на Ладью солнечного бога Ра, символизирующая путь фараона к вечной жизни.
Этот культ получил распространение как культ Исиды - Маат или «царской матери»
Легенды и культы, связанные с богиней Маат.
Согласно легенде, крылатая Маат, как и другие египетские боги, долгое время пребывала на Земле и жила среди людей, но их многочисленные грехи заставили ее последовать на небеса за своим отцом богом Ра.
Ввиду того, что фараон является наместником бога на земле, он был обязать поддерживать Маат как посредством ритуалов, так и с помощью победоносных войн. Он был обязан делать все, что помогает уничтожить Исефт – воплощение лжи, хаоса и разрушения.
Существовала даже традиция: во время ежедневных богослужений в храме, подносить к лику божества статуэтку дочери солнца Маат, которая способствовала превращению обычного властителя в само воплощение царственности.
Маат была самой почитаемой богиней у египтян. Поэтому ее изображение находят практически во всех древнеегипетских храмах, а вот ее культу было посвящено всего несколько храмов. Наибольшее святилище находится в Дейр эль - Мединэ, расположенное на западном берегу Нила, недалеко от Фив. Еще один крупный храм находится в Карнаке, неподалеку от храма Монту (бога Луны).
Культ богини Маат стал развиваться в эпоху Древнего царства, а вот в Новом царстве она больше почиталась как дочь Амон Ра. Интересным фактом является то, что вначале богиня Справедливости была дочерью бога Атума, в период Среднего царства – она изображалась в виде ноздри Ра, а уже в Новом царстве – она стала его дочерью. Исследователи это связывают с тем, что в период древности власть фараона была жесткой и вертикальной, а затем она стала потихоньку уменьшаться, и фараон стал терять свой престиж, из-за неспособности поддержать Маат. Египтяне верили, что в годы смут и раздоров богиня отворачивалась от Египта, ввиду нарушения ее принципов, поэтому жрецы усердно молились, чтобы богиня вновь повернулась к трону лицом - и зло отступило.
Даже во времена правления фараона Эхнатона и его реформ, Маат по-прежнему почиталась. А на грибнице Рамоса в Фивах ранних текстах этот фараон-реформатор назван» живущим по принципам Маат».
Пчела, согласно легенде появилась из слезы бога Солнца, и стала священным насекомым этой богини. Поэтому египтяне почитали это насекомое. А воск – мягкий и податливый материал, символизирующий Небо и Землю, они посвящали не только самой Маат, но и ее отцу – Амону Ра.
Роль Маат в суде Осириса.
Согласно сохранившимся записям Маат была важнейшим действующим лицом загробного суда (Психостасии), действие которого происходит в « Чертоге Двух Исин» (Маати) в присутствии 42 Судей. Во время этого богиня Справедливости доставала свое страусовое перо из прически и клала на одну из чаш весов, а на другой лежало сердце умершего человека. Душе покойного разрешалось следовать за проводником в рай, только в случае если его сердце оказывалось легче перышка.
Если же сердце было все-таки тяжелее из-за совершенных грехов и преступлений, то его съедало чудовище Амту (лев с голой крокодила), что означало окончательную смерть души, без возможности ее перерождения. Эти великие весы были установлены перед Осирисом (властелином загробного мира), а держал их Анубис (бог, являющийся защитником - умерших, часто изображающийся с головой шакала), а приговор умершему выносил Тот (бог мудрости и муж Маат). Считалось, что пройти этот посмертный суд, означает победить смерть, и вновь возродиться в обновленном и нестареющем теле.
Древние египтяне верили, что следование законам Маат, является путем, приводящим к Бессмертию. Ведь преодолев свои недостатки, усопший становился божественным существом, становится богом среди богов.
Ритуалы в честь богини Справедливости изображены на стенах практически на всех святилищ. Она есть и на изображениях фараона, завоевывающего новые земли, и тем самым устанавливающий истину. Она присутствует и на рельефах, где правитель совместно с богами охотится с помощью сети на болотных птиц, которые символизировали врагов. Согласно верованиям египтян, поймав, вылетающих из тростника птиц, фараон приносит их в жертву богам, тем самым способствуя утверждению Маат. Установление или восстановление Истины считалось высочайшим благом, которое только мог совершить фараон.
Существует небольшое количество мифологических сюжетов с участием богини Справедливости, ввиду того, что она большей частью является абстрактной, в отличие от других египетских богов. Маат больше представлена в виде морально-правовых норм, этических законов и религиозных признаков, по которым фараон обязан править Египтом, а поданные – жить.
Но, несмотря на это все древнеегипетское общество пронизано духом Маат. Египтяне верили, что люди живут благодаря Маат, в Маат и для Маат. А сама богиня является одной из самых интересных персоналий во все пантеоне египетских богов.
Сегодня, несмотря на то, что прошло много веков со времени существования древнеегипетской цивилизации, Маат все еще находит отражение в нашей жизни. Ее образ лег в основу богини правосудия Фемиды, символами, которой также являются весы. А ее принципы положена в основу 12 заповедей христианства.
Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута — пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. Она была супругой бога мудрости Тота.
Так как народ Египта считал, что правда и мудрость - это хорошая пара.
На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.
Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет — ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников.
Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат.
Несмотря на то, что изображения Маат сохранились практически во всех египетских храмах, её культу были посвящены лишь несколько маленьких святилищ, одно из которых располагалось неподалеку от святилища Монту в Карнаке, а другое — на западном берегу Нила в Фивах — в Дейр эль-Мединэ.
Культ Маат засвидетельствован ещё с эпохи Древнего царства; в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества. Даже Эхнатон, основы религиозной реформы которого позже считались противоположностью Маат, в ранних текстах гробницы везира Рамосе в Фивах, назван «живущим согласно Маат». Священное насекомое Маат — пчела, посвящённый богине и её солнечному отцу материал — воск.
Титул «жрец Маат» носил чати — великий везир, который одновременно был верховным судьей и носил золотой образ богини на груди в знак своего особого статуса. Маат является одной из важнейших действующих лиц Психостасии, или загробного суда, во время которого её статуэтка или эмблема — страусиное перо является противовесом сердца умершего на великих весах, установленных пред престолом Осириса; кроме того, её изображение часто венчает и сами весы. Даже сам зал, в котором определялась мера грехов сердца умершего, назывался «Чертогом Двух Истин (Маати)».
На поддержание Маат были направлены многие ритуалы, изображения которых сохранились на стенах святилищ: начиная от изображений царя, побивающего булавой иноземцев и устанавливающего тем самым миропорядок и до рельефах, на которых фараон вместе с богами охотится с сетью на болотных птиц, с криком вылетающих из зарослей тростника. Болотные птицы в данном случае символизируют врагов бога; поймав птиц хаоса, царь приносит их в жертву богам, утверждая Маат.
Имя богини входило в большое число теофорных имён, популярных во все эпохи существования древнеегипетской цивилизации. Во многих царских церемониальных надписях говорится об установлении или восстановлении Маат как о высочайшем благе, совершенном царем: «Вновь возвел я разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Утвердил я Истину и ложь сделал для земли мерзостью так, как это было в начале времён…» (из текста «Стелы Реставрации» Тутанхамона).
Цит. по: Солкин В. В. Маат // Древний Египет. Энциклопедия. — М., 2005.
Принципы Маат
42 негативных признания (папирус Ани):
Я не совершал греха.
Я не совершал грабеж с применением насилия.
Я не воровал.
Я не убивал мужчин и женщин.
Я не крал зерно.
Я не похищал приношения.
Я не воровал имущество бога.
Я не произносил лжи.
Я не увлекался пищей.
Я не произносил проклятия.
Я не совершал прелюбодеяния.
Я не переспал с мужчинами.
Я не заставил никого плакать.
Я не ел сердца [то есть я не огорчал бесполезно, или не чувствовал угрызения совести].
Я не нападал на любого человека.
Я не человек обмана.
Я не крал с обрабатываемых земель.
Я не был шпионом.
Я не оклеветал человека.
Я не был сердит без уважительной причины.
Я не развращал жену любого мужчины.
Я не загрязнял себя.
Я не терроризировал.
Я не преступил [Закон].
Я не был разгневан.
Я не закрыл уши от слов правды.
Я не порицал.
Я не человек насилия.
Я не сеял вражду (или возмущал спокойствие).
Я не действовал (или судил) с излишней поспешностью.
Я не влезал в вопросы.
Я не умножал свои слова в разговоре.
Я никого не обидел, я не сделал зла.
Я не работал в колдовстве против короля (или хулы против короля).
Я никогда не останавливал [потоки] воды.
Я никогда не поднимал голос (говорил высокомерно, или в гневе).
Я не проклинал его (или хулил) Бога.
Я не выступал с высокомерием.
Я не украл хлеб богов.
Я не уносил торты Кенфу от духов умерших.
Я не вырвал хлеб у ребенка, и не относился с презрением к Богу моего города.
Я не убил крупного рогатого скота, принадлежащего к Богу.
Библиография
Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации. — М., 1999.
Assmann J. Maaat: Gerechtigkeit und Unsterblichkeit im Alten Ägypten. — Munich, 1990.
Жданов В. В. Эволюция категории «Маат» в древнеегипетской мысли. — М., 2006.
Ссылки
dic.academic.ru
Маат | Боги египетской мифологии
Назад к разделу
Маат
Маат (Аммаат) — древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута — пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. Она была супругой бога мудрости Тота.
На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.
Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет — ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников.
Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат. Несмотря на то, что изображения Маат сохранились практически во всех египетских храмах, её культу были посвящены лишь несколько маленьких святилищ, одно из которых располагалось неподалеку от святилища Монту в Карнаке, а другое — на западном берегу Нила в Фивах — в Дейр эль-Мединэ.
Культ Маат засвидетельствован ещё с эпохи Древнего царства; в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества. Даже Эхнатон, основы религиозной реформы которого позже считались противоположностью Маат, в ранних текстах гробницы везира Рамосе в Фивах, назван «живущим согласно Маат». Священное насекомое Маат — пчела, посвящённый богине и её солнечному отцу материал — воск.
Титул «жрец Маат» носил чати — великий везир, который одновременно был верховным судьей и носил золотой образ богини на груди в знак своего особого статуса. Маат является одной из важнейших действующих лиц Психостасии, или загробного суда, во время которого её статуэтка или эмблема — страусиное перо является противовесом сердца умершего на великих весах, установленных пред престолом Осириса; кроме того, её изображение часто венчает и сами весы. Даже сам зал, в котором определялась мера грехов сердца умершего, назывался «Чертогом Двух Истин (Маати)».
На поддержание Маат были направлены многие ритуалы, изображения которых сохранились на стенах святилищ: начиная от изображений царя, побивающего булавой иноземцев и устанавливающего тем самым миропорядок и до рельефах, на которых фараон вместе с богами охотится с сетью на болотных птиц, с криком вылетающих из зарослей тростника. Болотные птицы в данном случае символизируют врагов бога; поймав птиц хаоса, царь приносит их в жертву богам, утверждая Маат.
Имя богини входило в большое число теофорных имён, популярных во все эпохи существования древнеегипетской цивилизации. Во многих царских церемониальных надписях говорится об установлении или восстановлении Маат как о высочайшем благе, совершенном царем:
«Вновь возвел я разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Утвердил я Истину и ложь сделал для земли мерзостью так, как это было в начале времён…»
из текста «Стелы Реставрации» Тутанхамона
Назад к разделу
world-of-legends.su
Богиня маат в древнем Египте. Древнего Египта. Кто такой. Это. Чего.
богиня маат в древнем египте
Маат
Маат (Аммаат) — древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута — пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. Она была супругой бога мудрости Тота.
Так как народ Египта считал, что правда и мудрость - это хорошая пара.
На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.
Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет — ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников.
Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат.
Несмотря на то, что изображения Маат сохранились практически во всех египетских храмах, её культу были посвящены лишь несколько маленьких святилищ, одно из которых располагалось неподалеку от святилища Монту в Карнаке, а другое — на западном берегу Нила в Фивах — в Дейр эль-Мединэ.
Культ Маат засвидетельствован ещё с эпохи Древнего царства; в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества. Даже Эхнатон, основы религиозной реформы которого позже считались противоположностью Маат, в ранних текстах гробницы везира Рамосе в Фивах, назван «живущим согласно Маат». Священное насекомое Маат — пчела, посвящённый богине и её солнечному отцу материал — воск.
Титул «жрец Маат» носил чати — великий везир, который одновременно был верховным судьей и носил золотой образ богини на груди в знак своего особого статуса. Маат является одной из важнейших действующих лиц Психостасии, или загробного суда, во время которого её статуэтка или эмблема — страусиное перо является противовесом сердца умершего на великих весах, установленных пред престолом Осириса; кроме того, её изображение часто венчает и сами весы. Даже сам зал, в котором определялась мера грехов сердца умершего, назывался «Чертогом Двух Истин (Маати)».
На поддержание Маат были направлены многие ритуалы, изображения которых сохранились на стенах святилищ: начиная от изображений царя, побивающего булавой иноземцев и устанавливающего тем самым миропорядок и до рельефах, на которых фараон вместе с богами охотится с сетью на болотных птиц, с криком вылетающих из зарослей тростника. Болотные птицы в данном случае символизируют врагов бога; поймав птиц хаоса, царь приносит их в жертву богам, утверждая Маат.
Имя богини входило в большое число теофорных имён, популярных во все эпохи существования древнеегипетской цивилизации. Во многих царских церемониальных надписях говорится об установлении или восстановлении Маат как о высочайшем благе, совершенном царем: «Вновь возвел я разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Утвердил я Истину и ложь сделал для земли мерзостью так, как это было в начале времён…» (из текста «Стелы Реставрации» Тутанхамона).
Принципы Маат
Я не совершал греха.
Я не совершал грабеж с применением насилия.
Я не воровал.
Я не убивал мужчин и женщин.
Я не крал зерно.
Я не похищал приношения.
Я не воровал имущество бога.
Я не произносил лжи.
Я не увлекался пищей.
Я не произносил проклятия.
Я не совершал прелюбодеяния.
Я не переспал с мужчинами.
Я не заставил никого плакать.
Я не ел сердца [то есть я не огорчал бесполезно, или не чувствовал угрызения совести].
Я не нападал на любого человека.
Я не человек обмана.
Я не крал с обрабатываемых земель.
Я не был шпионом.
Я не оклеветал человека.
Я не был сердит без уважительной причины.
Я не развращал жену любого мужчины.
Я не загрязнял себя.
Я не терроризировал.
Я не преступил [Закон].
Я не был разгневан.
Я не закрыл уши от слов правды.
Я не порицал.
Я не человек насилия.
Я не сеял вражду (или возмущал спокойствие).
Я не действовал (или судил) с излишней поспешностью.
Я не влезал в вопросы.
Я не умножал свои слова в разговоре.
Я никого не обидел, я не сделал зла.
Я не работал в колдовстве против короля (или хулы против короля).
Я никогда не останавливал [потоки] воды.
Я никогда не поднимал голос (говорил высокомерно, или в гневе).
Я не проклинал его (или хулил) Бога.
Я не выступал с высокомерием.
Я не украл хлеб богов.
Я не уносил торты Кенфу от духов умерших.
Я не вырвал хлеб у ребенка, и не относился с презрением к Богу моего города.
Я не убил крупного рогатого скота, принадлежащего к Богу.
Источник: http://egyptian-pharaohs.net/maat.php
бог маат в древнем египте
Маат — древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута – пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. В некоторых текстах богиня выступает как супруга Птаха, Тота.
На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенную богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.
Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет – ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников.
Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат. Несмотря на то, что изображения Маат сохранились практически во всех египетских храмах, её культу были посвящены лишь несколько маленьких святилищ, одно из которых располагалось неподалеку от святилища Монту в Карнаке, а другое – на западном берегу Нила в Фивах – в Дейр эль-Мединэ.
Культ Маат засвидетельствован ещё с эпохи Древнего царства; в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества. Даже Эхнатон, основы религиозной реформы которого позже считались противоположностью Маат, в ранних текстах гробницы везира Рамосе в Фивах, назван «живущим согласно Маат». Священное насекомое Маат – пчела, посвящённый богине и её солнечному отцу материал – воск.
Титул «жрец Маат» носил чати - великий везир, который одновременно был верховным судьей и носил золотой образ богини на груди в знак своего особого статуса. Маат является одной из важнейших действующих лиц Психостасии, или загробного суда, во время которого её статуэтка или эмблема - страусиное перо является противовесом сердца умершего на великих весах, установленных пред престолом Осириса; кроме того, её изображение часто венчает и сами весы. Даже сам зал, в котором определялась мера грехов сердца умершего, назывался «Чертогом Двух Истин (Маати)».
На поддержание Маат были направлены многие ритуалы, изображения которых сохранились на стенах святилищ: начиная от изображений царя, побивающего булавой иноземцев и устанавливающего тем самым миропорядок и до рельефах, на которых фараон вместе с богами охотится с сетью на болотных птиц, с криком вылетающих из зарослей тростника. Болотные птицы в данном случае символизируют врагов бога; поймав птиц хаоса, царь приносит их в жертву богам, утверждая Маат.
Имя богини входило в большое число теофорных имён, популярных во все эпохи существования древнеегипетской цивилизации. Во многих царских церемониальных надписях говорится об установлении или восстановлении Маат как о высочайшем благе, совершенном царем: «вновь возвел я разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Утвердил я Истину и ложь сделал для земли мерзостью, так как это было в начале времён…» (из текста «Стелы Реставрации» Тутанхамона).
Сайт управляется системой uCoz
Источник: http://rani-rakshasa.narod.ru/Maat.html
богиня древнего египта маат
Богиня Маат
Дата создания: 18.05.2010, изменено: 13.01., общий рейтинг: 4.160
Маат - египетская богиня справедливости
Маат — древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута – пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. В некоторых текстах богиня выступает как супруга Птаха, Тота .
На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенную Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.
Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет – ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников.
Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат. Несмотря на то, что изображения Маат сохранились практически во всех египетских храмах, её культу были посвящены лишь несколько маленьких святилищ, одно из которых располагалось неподалеку от святилища Монту в Карнаке, а другое – на западном берегу Нила в Фивах – в Дейр эль-Мединэ.
Культ Маат засвидетельствован ещё с эпохи Древнего царства; в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества. Даже Эхнатон, основы религиозной реформы которого позже считались противоположностью Маат, в ранних текстах гробницы везира Рамосе в Фивах, назван «живущим согласно Маат». Священное насекомое Маат – пчела, посвящённый богине и её солнечному отцу материал – воск.
Титул «жрец Маат» носил чати - великий везир, который одновременно был верховным судьей и носил золотой образ богини на груди в знак своего особого статуса. Маат является одной из важнейших действующих лиц Психостасии, или загробного суда, во время которого её статуэтка или эмблема - страусиное перо является противовесом сердца умершего на великих весах, установленных пред престолом Осириса; кроме того, её изображение часто венчает и сами весы. Даже сам зал, в котором определялась мера грехов сердца умершего, назывался «Чертогом Двух Истин (Маати)».
На поддержание Маат были направлены многие ритуалы, изображения которых сохранились на стенах святилищ: начиная от изображений царя, побивающего булавой иноземцев и устанавливающего тем самым миропорядок и до рельефах, на которых фараон вместе с богами охотится с сетью на болотных птиц, с криком вылетающих из зарослей тростника. Болотные птицы в данном случае символизируют врагов бога; поймав птиц хаоса, царь приносит их в жертву богам, утверждая Маат.
Имя богини входило в большое число теофорных имён, популярных во все эпохи существования древнеегипетской цивилизации. Во многих царских церемониальных надписях говорится об установлении или восстановлении Маат как о высочайшем благе, совершенном царем: «вновь возвел я разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Утвердил я Истину и ложь сделал для земли мерзостью, так как это было в начале времён…» (из текста «Стелы Реставрации» Тутанхамона).
1. Я не совершал греха. 2. Я не совершал грабеж с применением насилия.3. Я не воровал. 4. Я не убивал мужчин и женщин. 5. Я не крал зерно. 6. Я не похищал приношения.7. Я не воровал имущество бога. 8. Я не произносил лжи. 9. Я не увлекаться пищей. 10. Я не произносил проклятия. 11. Я не совершал прелюбодеяния.12. Я не переспал с мужчинами. 13. Я не заставил никого плакать.14. Я не ел сердца [т.е. я не огорчал бесполезно, или не чувствовал угрызения совести]. 15. Я не нападал на любого человека. 16. Я не человек обмана. 17. Я не крал с обрабатываемых земель. 18. Я не был шпионом.19. Я не оклеветал человека. 20. Я не был сердит без уважительной причины.21. Я не развращал жену любого мужчины. 22. Я не загрязнял себя.23. Я не терроризировал.24. Я не преступил [Закон].25. Я не был разгневан.26. Я не закрыл уши от слов правды.27. Я не порицал.28. Я не человек насилия.29. Я не сеял вражду (или возмущал спокойствие). 30. Я не действовал (или судил) с излишней поспешностью. 31. Я не влезал в вопросы. 32. Я не умножал свои слова в разговоре. 33. Я никого не обидел, я не сделал зла.34. Я не работал в колдовстве против короля (или хулы против короля). 35. Я никогда не останавливал [потоки] воды. 36. Я никогда не поднимал голос (говорил высокомерно, или в гневе). 37. Я не проклинал его (или хулил) Бога. 38. Я не выступал с высокомерием. 39. Я не украл хлеб богов. 40. Я не уносил торты Кенфу от духов умерших. 41. Я не вырвал хлеб у ребенка, и не относиться с презрением к Богу моего города.42. Я не убил крупного рогатого скота, принадлежащего к Богу.ru.wikipedia.org
Источник: http://svr.su/content/item/1088/
кто такой маат в древнем египте
Богиня правды в Египте Маат – египетская богиня истины, гармонии, справедливости, порядка, правосудия и морали. Дочь и око бога Ра. принимала участие в акте сотворения мира из хаоса. Жена бога мудрости Тота. Для египтян она была персонификацией принципа или правила маат (ma'at), выражающего незыблемость и постоянство мироустройства. Египтяне верили, что если бы ее не существовало, то вселенная превратилась бы в хаос. Дух Маат пронизывает всю вселенную.
Имя ее - правда
Имя богини переводится как «то, что является прямым» или «правда», но также и как «заказ», «баланс» и «правосудие». Таким образом, она персонифицировала порядок и гармонию. Принцип ma'at (правила Маат), который объединял древнее египетское общество, играл ключевую роль в религиозной вере Древнего Египта. Этот термин также имел фундаментальное значение для правящего фараона. Его задачей являлось следование принципу ma'at. который воспринимался как неизменная, неподвергающаяся сомнению сила, дух Маат.
Эта укоренившаяся вера в навсегда определенный порядок вселенной имела следствием чрезвычайную консервативность египтян. Изменений нужно было избежать, а новшество не было желательным.
Перо Маат и загробная участь человека
Божество изображалось в виде женщины, носящей головной убор, состоящий из единственного страусового пера, которое получило название - перо Маат. Это страусовое перо Маат было не столько украшением богини, сколько играло важную роль во время ритуала суда над умершим в «Зале Маат» или иначе - «Зале двух истин».
Дело в том, что в отличие от cемитских религий, у египтян не было никакого понятия общего для всех Судного Дня, когда все те, кто жил в мире, должны были одновременно получить награды и наказание за их дела; напротив каждая душа представала в "Зале двух истин" перед судом богов индивидуально. Здесь ей (душе) или разрешалось пройти в царство Осириса, или она уничтожалась навсегда.
Перед богом воскрешения Осирисом. который выносил вердикт в отношении дальнейшей судьбы покойного, происходило следующее действие. На одну чашу весов клалось сердце умершего, на другую – перо Маат.
На одной чаше весов сердце человека, на другой - богиня правды в Египте. Папирус. XXI династия. Ок. 1040-945 гг. до н.э. Метрополитен-музей, США
Если сердце, которое для древних египтян было вместилищем души, было более тяжелым (из-за тяжести грехов) чем перо Маат, то божество-чудовище Аммат (Амут) тут же его пожирало, тем самым препятствуя входу покойного в загробную жизнь и обрекая его на окончательную, безвозвратную смерть. Если сердце было легче или чаши оставались в равновесии, то покойный объявлялся «верным в голосе» и ему разрешалось войти в загробную жизнь. Также часто богиня правды в Древнем Египте изображалась с большими крыльями.
Египетская богиня истины Маат с крыльями. Украшение мумии. Льняной картон. Многохромовая краска. Период Птолемеев. Виктория-музей, Уппсала
Она не сразу стала дочерью бога Ра. «Тексты саркофагов» называют ее вначале дочерью бога Атума. Во время Среднего царства богиня истины считалась ноздрей Ра, а во время Нового царства (начиная с XVIII династии), она уже упоминается как «дочь Ра».
Маат и египетские фараоны
Представление Маат. Рельеф. Песчаник. Птолемеевский период. Бруклинский музей, США Тесно связанная с понятиями правды, истины, справедливости и необходимости, она появляется на стенах храмов в одной из самых важных религиозных церемоний в древнем Египте. «Представление богини истины Маат» показывает фараона, предлагающего «правду» богам Египта. Обязанностью фараонов было поддерживать ma'at, то есть соблюдать правила Маат. «Я сделал ma'at», - сохранились такие слова нескольких фараонов, так же как и такой эпитет у них - «любимый Маат». Гимны, обращенные к ней, сохранившиеся на стенах храмов, просят ее всегда быть с фараоном.
Из-за такой веры египтяне могли быть оптимистичными в отношении своего будущего. Если человек жил в соответствии с правилами Маат, то он мог надеяться на то, что будет преуспевать и в этой жизни, и в загробной. В древнем египетском папирусе «Говорливый крестьянин», главный герой предлагает: «Говорите maat, делайте maat - это является самым важным». Более современная интерпретация этих слов - «по словам и делам воздастся человеку».
Причина смут - нарушение принципов Маат
Когда страна переживала периоды смут и неурядиц, то считалось, что произошло это из-за того, что были нарушены принципы, которые дала людям богиня истины Маат. Поэтому она отвернулась от трона (а значит, и от государства в целом). Жрецы молились, чтобы богиня правды вернулась в Египет, и тогда зло (смуты, раздоры и т.д.) будет уничтожено (отогнано). Поскольку мир придет в соответствие с духом Маат.
Исследователи отмечают, что существует совсем немного мифологических сюжетов с ее участием, она более абстрактна, чем многие другие божества Древнего Египта. Она больше представляет собой определенные морально-правовые и религиозные принципы (дух Маат), в соответствии с которыми нужно жить (египтянам) и править (фараону), нежели непосредственную богиню. Тем не менее, безусловно, она – одна из важнейших персоналий в египетском пантеоне богов.
Древнеегипетская мифология начала формироваться в VI –IV веках до н.э. Поначалу в каждой области был свой пантеон богов, но затем во время объединения Египта произошло их объединение.
Своих богов египтяне обычно изображали с головами животных или птиц. Они свято верили, что изначально их боги жили и царствовали на Земле, а затем уже попали на Небеса. Одних богов египтяне страшились – ведь они были жестоки к людям, как и все силы природы. Других – очень любили, ведь они были их помощниками и защитниками. Для того, чтобы задобрить богов египтяне строили огромное количество храмов, где проводились религиозные культы и приносились богам дары.
Богиня Справедливости – Маат.
Среди всех египетских богинь Маат самая абстрактная, но, пожалуй, и самая почитаемая египтянами.
Маат согласно переводу означает «правда», «баланс», «правосудие». В древнеегипетской мифологии – это богиня справедливости, гармонии, этики, равновесия, морали, а также закона и правопорядка. Маат - это воплощение истины, а ее принципы отражали незыблемость мироустройства в жизни египтян. Она символизировала божественный закон и порядок. Помимо этого принимала участие в сотворении мира, способствовала уничтожению хаоса и восстановлению порядка на Земле. Согласно древнеегипетской мифологии: её отцом являлся бог Солнца Ра, а супругом - бог мудрости Тот. Египтяне считали мудрость и справедливость хорошей парой.
Маат как бы объединяет мир богов и мир людей. Своим сводом правил, больше похожим на свод космических законов, она не только способствует правильности и закономерности развития всей Вселенной, но и сообщению всего египетского общества. Так эти правила говорят об ответственности за свои поступки и раба, и жреца, и самого фараона. Нарушение же этих законов неизбежно приведет к дисбалансу существующей гармонии египетского общества.
Изображение богини Маат
Чаще всего эту богиню можно увидеть со страусовым пером в голове, иногда ее изображали сидящей на корточках, с расправленными крыльями или восседающей на плоском песчаном холме, одна сторона которого скошена. А могли обозначить ее присутствие с помощью неизменного атрибута Маат – страусового пера или локтя. Египтяне измеряли длину в локтях, поэтому его изображение символизировал процесс измерения совести человека. Также Маат могли изображать с весами в руках.
Наиболее известный рельеф, посвященный этой богине, находится в гробнице Рамзеса ХI. На нем изображен сам фараон, облаченный в царские одеяния, с головным убором, украшенным Уреем (змеей, которая была у египтян символом мудрости и посвящения). Рамзес ХI изображается в поклоне великой богини Справедливости с протянутыми к ней ладонями. Богиня Маат облачена в длинное платье, со скипетром вечной молодости в руках. Страусовое перо, которое когда-то украшало прическу богини, к сожалению, не сохранилось до наших дней.
Между фараоном и богиней находиться уйа – это Солнечная Ладья, которая ведет умершие души в иной мир.
По мнению исследователей то, что Маат изображена значительно больше фараона, говорит не только о божественном принципе Вселенской Гармонии, но и о желании представить богиню в роли Матери Царя, которая ведет его на Ладью солнечного бога Ра, символизирующая путь фараона к вечной жизни.
Этот культ получил распространение как культ Исиды - Маат или «царской матери»
Легенды и культы, связанные с богиней Маат.
Согласно легенде, крылатая Маат, как и другие египетские боги, долгое время пребывала на Земле и жила среди людей, но их многочисленные грехи заставили ее последовать на небеса за своим отцом богом Ра.
Ввиду того, что фараон является наместником бога на земле, он был обязать поддерживать Маат как посредством ритуалов, так и с помощью победоносных войн. Он был обязан делать все, что помогает уничтожить Исефт – воплощение лжи, хаоса и разрушения.
Существовала даже традиция: во время ежедневных богослужений в храме, подносить к лику божества статуэтку дочери солнца Маат, которая способствовала превращению обычного властителя в само воплощение царственности.
Маат была самой почитаемой богиней у египтян. Поэтому ее изображение находят практически во всех древнеегипетских храмах, а вот ее культу было посвящено всего несколько храмов. Наибольшее святилище находится в Дейр эль - Мединэ, расположенное на западном берегу Нила, недалеко от Фив. Еще один крупный храм находится в Карнаке, неподалеку от храма Монту (бога Луны).
Культ богини Маат стал развиваться в эпоху Древнего царства, а вот в Новом царстве она больше почиталась как дочь Амон Ра. Интересным фактом является то, что вначале богиня Справедливости была дочерью бога Атума, в период Среднего царства – она изображалась в виде ноздри Ра, а уже в Новом царстве – она стала его дочерью. Исследователи это связывают с тем, что в период древности власть фараона была жесткой и вертикальной, а затем она стала потихоньку уменьшаться, и фараон стал терять свой престиж, из-за неспособности поддержать Маат. Египтяне верили, что в годы смут и раздоров богиня отворачивалась от Египта, ввиду нарушения ее принципов, поэтому жрецы усердно молились, чтобы богиня вновь повернулась к трону лицом - и зло отступило.
Даже во времена правления фараона Эхнатона и его реформ, Маат по-прежнему почиталась. А на грибнице Рамоса в Фивах ранних текстах этот фараон-реформатор назван» живущим по принципам Маат».
Пчела, согласно легенде появилась из слезы бога Солнца, и стала священным насекомым этой богини. Поэтому египтяне почитали это насекомое. А воск – мягкий и податливый материал, символизирующий Небо и Землю, они посвящали не только самой Маат, но и ее отцу – Амону Ра.
Роль Маат в суде Осириса.
Согласно сохранившимся записям Маат была важнейшим действующим лицом загробного суда (Психостасии), действие которого происходит в « Чертоге Двух Исин» (Маати) в присутствии 42 Судей. Во время этого богиня Справедливости доставала свое страусовое перо из прически и клала на одну из чаш весов, а на другой лежало сердце умершего человека. Душе покойного разрешалось следовать за проводником в рай, только в случае если его сердце оказывалось легче перышка.
Если же сердце было все-таки тяжелее из-за совершенных грехов и преступлений, то его съедало чудовище Амту (лев с голой крокодила), что означало окончательную смерть души, без возможности ее перерождения. Эти великие весы были установлены перед Осирисом (властелином загробного мира), а держал их Анубис (бог, являющийся защитником - умерших, часто изображающийся с головой шакала), а приговор умершему выносил Тот (бог мудрости и муж Маат). Считалось, что пройти этот посмертный суд, означает победить смерть, и вновь возродиться в обновленном и нестареющем теле.
Древние египтяне верили, что следование законам Маат, является путем, приводящим к Бессмертию. Ведь преодолев свои недостатки, усопший становился божественным существом, становится богом среди богов.
Ритуалы в честь богини Справедливости изображены на стенах практически на всех святилищ. Она есть и на изображениях фараона, завоевывающего новые земли, и тем самым устанавливающий истину. Она присутствует и на рельефах, где правитель совместно с богами охотится с помощью сети на болотных птиц, которые символизировали врагов. Согласно верованиям египтян, поймав, вылетающих из тростника птиц, фараон приносит их в жертву богам, тем самым способствуя утверждению Маат. Установление или восстановление Истины считалось высочайшим благом, которое только мог совершить фараон.
Существует небольшое количество мифологических сюжетов с участием богини Справедливости, ввиду того, что она большей частью является абстрактной, в отличие от других египетских богов. Маат больше представлена в виде морально-правовых норм, этических законов и религиозных признаков, по которым фараон обязан править Египтом, а поданные – жить.
Но, несмотря на это все древнеегипетское общество пронизано духом Маат. Египтяне верили, что люди живут благодаря Маат, в Маат и для Маат. А сама богиня является одной из самых интересных персоналий во все пантеоне египетских богов.
Сегодня, несмотря на то, что прошло много веков со времени существования древнеегипетской цивилизации, Маат все еще находит отражение в нашей жизни. Ее образ лег в основу богини правосудия Фемиды, символами, которой также являются весы. А ее принципы положена в основу 12 заповедей христианства.
Дата создания: 18.05.2010, изменено: 13.01.2012, общий рейтинг: 4.145
Маат - египетская богиня справедливости
Маат
— древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута – пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. В некоторых текстах богиня выступает как супруга Птаха, Тота.
На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенную Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.
Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет – ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников.
Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат. Несмотря на то, что изображения Маат сохранились практически во всех египетских храмах, её культу были посвящены лишь несколько маленьких святилищ, одно из которых располагалось неподалеку от святилища Монту в Карнаке, а другое – на западном берегу Нила в Фивах – в Дейр эль-Мединэ.
Культ Маат засвидетельствован ещё с эпохи Древнего царства; в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества. Даже Эхнатон, основы религиозной реформы которого позже считались противоположностью Маат, в ранних текстах гробницы везира Рамосе в Фивах, назван «живущим согласно Маат». Священное насекомое Маат – пчела, посвящённый богине и её солнечному отцу материал – воск.
Титул «жрец Маат» носил чати - великий везир, который одновременно был верховным судьей и носил золотой образ богини на груди в знак своего особого статуса. Маат является одной из важнейших действующих лиц Психостасии, или загробного суда, во время которого её статуэтка или эмблема - страусиное перо является противовесом сердца умершего на великих весах, установленных пред престолом Осириса; кроме того, её изображение часто венчает и сами весы. Даже сам зал, в котором определялась мера грехов сердца умершего, назывался «Чертогом Двух Истин (Маати)».
На поддержание Маат были направлены многие ритуалы, изображения которых сохранились на стенах святилищ: начиная от изображений царя, побивающего булавой иноземцев и устанавливающего тем самым миропорядок и до рельефах, на которых фараон вместе с богами охотится с сетью на болотных птиц, с криком вылетающих из зарослей тростника. Болотные птицы в данном случае символизируют врагов бога; поймав птиц хаоса, царь приносит их в жертву богам, утверждая Маат.
Имя богини входило в большое число теофорных имён, популярных во все эпохи существования древнеегипетской цивилизации. Во многих царских церемониальных надписях говорится об установлении или восстановлении Маат как о высочайшем благе, совершенном царем: «вновь возвел я разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Утвердил я Истину и ложь сделал для земли мерзостью, так как это было в начале времён…» (из текста «Стелы Реставрации» Тутанхамона).
1. Я не совершал греха. 2. Я не совершал грабеж с применением насилия. 3. Я не воровал. 4. Я не убивал мужчин и женщин. 5. Я не крал зерно. 6. Я не похищал приношения. 7. Я не воровал имущество бога. 8. Я не произносил лжи. 9. Я не увлекаться пищей. 10. Я не произносил проклятия. 11. Я не совершал прелюбодеяния.12. Я не переспал с мужчинами. 13. Я не заставил никого плакать.14. Я не ел сердца [т.е. я не огорчал бесполезно, или не чувствовал угрызения совести]. 15. Я не нападал на любого человека. 16. Я не человек обмана. 17. Я не крал с обрабатываемых земель. 18. Я не был шпионом.19. Я не оклеветал человека. 20. Я не был сердит без уважительной причины.21. Я не развращал жену любого мужчины. 22. Я не загрязнял себя.23. Я не терроризировал.24. Я не преступил [Закон].25. Я не был разгневан.26. Я не закрыл уши от слов правды.27. Я не порицал.28. Я не человек насилия.29. Я не сеял вражду (или возмущал спокойствие). 30. Я не действовал (или судил) с излишней поспешностью. 31. Я не влезал в вопросы. 32. Я не умножал свои слова в разговоре. 33. Я никого не обидел, я не сделал зла.34. Я не работал в колдовстве против короля (или хулы против короля). 35. Я никогда не останавливал [потоки] воды. 36. Я никогда не поднимал голос (говорил высокомерно, или в гневе). 37. Я не проклинал его (или хулил) Бога. 38. Я не выступал с высокомерием. 39. Я не украл хлеб богов. 40. Я не уносил торты Кенфу от духов умерших. 41. Я не вырвал хлеб у ребенка, и не относиться с презрением к Богу моего города.42. Я не убил крупного рогатого скота, принадлежащего к Богу.ru.wikipedia.org
svr.su
Богиня Египта Маат | Top-Travel
Древнеегипетская мифология начала формироваться в VI –IV веках до н.э. Поначалу в каждой области был свой пантеон богов, но затем во время объединения Египта произошло их объединение.
Своих богов египтяне обычно изображали с головами животных или птиц. Они свято верили, что изначально их боги жили и царствовали на Земле, а затем уже попали на Небеса.
Одних богов египтяне страшились – ведь они были жестоки к людям, как и все силы природы. Других – очень любили, ведь они были их помощниками и защитниками. Для того, чтобы задобрить богов египтяне строили огромное количество храмов, где проводились религиозные культы и приносились богам дары.
Богиня Справедливости – Маат
Среди всех египетских богинь Маат самая абстрактная, но, пожалуй, и самая почитаемая египтянами.
Маат согласно переводу означает «правда», «баланс», «правосудие». В древнеегипетской мифологии – это богиня справедливости, гармонии, этики, равновесия, морали, а также закона и правопорядка. Маат — это воплощение истины, а ее принципы отражали незыблемость мироустройства в жизни египтян.
Она символизировала божественный закон и порядок. Помимо этого принимала участие в сотворении мира, способствовала уничтожению хаоса и восстановлению порядка на Земле. Согласно древнеегипетской мифологии: её отцом являлся бог Солнца Ра, а супругом — бог мудрости Тот. Египтяне считали мудрость и справедливость хорошей парой.
Маат как бы объединяет мир богов и мир людей. Своим сводом правил, больше похожим на свод космических законов, она не только способствует правильности и закономерности развития всей Вселенной, но и сообщению всего египетского общества.
Так эти правила говорят об ответственности за свои поступки и раба, и жреца, и самого фараона. Нарушение же этих законов неизбежно приведет к дисбалансу существующей гармонии египетского общества.
Изображение богини Маат
Чаще всего эту богиню можно увидеть со страусовым пером в голове, иногда ее изображали сидящей на корточках, с расправленными крыльями или восседающей на плоском песчаном холме, одна сторона которого скошена.
А могли обозначить ее присутствие с помощью неизменного атрибута Маат – страусового пера или локтя. Египтяне измеряли длину в локтях, поэтому его изображение символизировал процесс измерения совести человека. Также Маат могли изображать с весами в руках.
Наиболее известный рельеф, посвященный этой богине, находится в гробнице Рамзеса ХI. На нем изображен сам фараон, облаченный в царские одеяния, с головным убором, украшенным Уреем (змеей, которая была у египтян символом мудрости и посвящения).
Рамзес ХI изображается в поклоне великой богини Справедливости с протянутыми к ней ладонями. Богиня Маат облачена в длинное платье, со скипетром вечной молодости в руках. Страусовое перо, которое когда-то украшало прическу богини, к сожалению, не сохранилось до наших дней.
Между фараоном и богиней находиться уйа – это Солнечная Ладья, которая ведет умершие души в иной мир.
По мнению исследователей то, что Маат изображена значительно больше фараона, говорит не только о божественном принципе Вселенской Гармонии, но и о желании представить богиню в роли Матери Царя, которая ведет его на Ладью солнечного бога Ра, символизирующая путь фараона к вечной жизни.
Этот культ получил распространение как культ Исиды — Маат или «царской матери»
Легенды и культы, связанные с богиней Маат
Согласно легенде, крылатая Маат, как и другие египетские боги, долгое время пребывала на Земле и жила среди людей, но их многочисленные грехи заставили ее последовать на небеса за своим отцом богом Ра.
Ввиду того, что фараон является наместником бога на земле, он был обязать поддерживать Маат как посредством ритуалов, так и с помощью победоносных войн. Он был обязан делать все, что помогает уничтожить Исефт – воплощение лжи, хаоса и разрушения.
Существовала даже традиция: во время ежедневных богослужений в храме, подносить к лику божества статуэтку дочери солнца Маат, которая способствовала превращению обычного властителя в само воплощение царственности.
Маат была самой почитаемой богиней у египтян. Поэтому ее изображение находят практически во всех древнеегипетских храмах, а вот ее культу было посвящено всего несколько храмов. Наибольшее святилище находится в Дейр эль — Мединэ, расположенное на западном берегу Нила, недалеко от Фив. Еще один крупный храм находится в Карнаке, неподалеку от храма Монту (бога Луны).
Культ богини Маат стал развиваться в эпоху Древнего царства, а вот в Новом царстве она больше почиталась как дочь Амон Ра. Интересным фактом является то, что вначале богиня Справедливости была дочерью бога Атума, в период Среднего царства – она изображалась в виде ноздри Ра, а уже в Новом царстве – она стала его дочерью.
Исследователи это связывают с тем, что в период древности власть фараона была жесткой и вертикальной, а затем она стала потихоньку уменьшаться, и фараон стал терять свой престиж, из-за неспособности поддержать Маат.
Египтяне верили, что в годы смут и раздоров богиня отворачивалась от Египта, ввиду нарушения ее принципов, поэтому жрецы усердно молились, чтобы богиня вновь повернулась к трону лицом — и зло отступило.
Даже во времена правления фараона Эхнатона и его реформ, Маат по-прежнему почиталась. А на грибнице Рамоса в Фивах ранних текстах этот фараон-реформатор назван» живущим по принципам Маат».
Пчела, согласно легенде появилась из слезы бога Солнца, и стала священным насекомым этой богини. Поэтому египтяне почитали это насекомое. А воск – мягкий и податливый материал, символизирующий Небо и Землю, они посвящали не только самой Маат, но и ее отцу – Амону Ра.
Роль Маат в суде Осириса
Согласно сохранившимся записям Маат была важнейшим действующим лицом загробного суда (Психостасии), действие которого происходит в « Чертоге Двух Исин» (Маати) в присутствии 42 Судей.
Во время этого богиня Справедливости доставала свое страусовое перо из прически и клала на одну из чаш весов, а на другой лежало сердце умершего человека. Душе покойного разрешалось следовать за проводником в рай, только в случае если его сердце оказывалось легче перышка.
Если же сердце было все-таки тяжелее из-за совершенных грехов и преступлений, то его съедало чудовище Амту (лев с голой крокодила), что означало окончательную смерть души, без возможности ее перерождения.
Эти великие весы были установлены перед Осирисом (властелином загробного мира), а держал их Анубис (бог, являющийся защитником — умерших, часто изображающийся с головой шакала), а приговор умершему выносил Тот (бог мудрости и муж Маат). Считалось, что пройти этот посмертный суд, означает победить смерть, и вновь возродиться в обновленном и нестареющем теле.
Древние египтяне верили, что следование законам Маат, является путем, приводящим к Бессмертию. Ведь преодолев свои недостатки, усопший становился божественным существом, становится богом среди богов.
Ритуалы в честь богини Справедливости изображены на стенах практически на всех святилищ. Она есть и на изображениях фараона, завоевывающего новые земли, и тем самым устанавливающий истину. Она присутствует и на рельефах, где правитель совместно с богами охотится с помощью сети на болотных птиц, которые символизировали врагов.
Согласно верованиям египтян, поймав, вылетающих из тростника птиц, фараон приносит их в жертву богам, тем самым способствуя утверждению Маат. Установление или восстановление Истины считалось высочайшим благом, которое только мог совершить фараон.
Существует небольшое количество мифологических сюжетов с участием богини Справедливости, ввиду того, что она большей частью является абстрактной, в отличие от других египетских богов. Маат больше представлена в виде морально-правовых норм, этических законов и религиозных признаков, по которым фараон обязан править Египтом, а поданные – жить.
Но, несмотря на это все древнеегипетское общество пронизано духом Маат. Египтяне верили, что люди живут благодаря Маат, в Маат и для Маат. А сама богиня является одной из самых интересных персоналий во все пантеоне египетских богов.
Сегодня, несмотря на то, что прошло много веков со времени существования древнеегипетской цивилизации, Маат все еще находит отражение в нашей жизни. Ее образ лег в основу богини правосудия Фемиды, символами, которой также являются весы. А ее принципы положена в основу 12 заповедей христианства.Источник