7.5. Культура Древнего Рима и развитие христианства
Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика
7.5. Культура Древнего Рима и развитие христианства
Именно в Римской империи появилось новая религия - христианство. Это была монотеистическая религия, коренным образом отличавшаяся от религиозных верований римлян, прежде всего по морально-нравственной сути. Христианство представляло собой качественно новую религию, находящуюся на более высоком уровне развития, чем примитивные верования римлян, боги которых, похожие на людей, существовали в мифах, похожих на волшебные сказки. У новой веры появлялось все больше сторонников. Первоначально это были люди из низших и угнетенных слоев общества, но через некоторое время к ним стали присоединяться и знатные римляне. Сначала христиане не могли открыто исповедовать свою веру, их бросали на съедение диким зверям (как, например, при императоре Нероне) и подвергали прочим гонениям. Но уже с 313 г. при императоре Константине христианство получило статус официальной религии Рима. Константинополь, основанный им в 330 г., с самого начала был христианским городом. Первоначально христианское искусство было представлено настенной росписью римских катакомб, являвшихся местом древнейших христианских захоронений и служб, с использованием символов: рыба означала Христа; стадо овец - паству; голубь - Святого Духа; птица Феникс - бессмертие. Одним из самых популярных сюжетов было изображение Христа в образе доброго пастыря, пасущего стадо овец (т.е. заботящегося о душах верующих) или спасающего заблудшую овцу. Различие с античным искусством было велико: исчезал пейзаж, фигуры лишались телесности; любование материей заменялось постижением духа. Для нового христианского искусства форма была не так важна, как духовное содержание. В IV в. в раннехристианском искусстве шел поиск средств выражения религиозной идеи. В этот период начинается строительство христианских храмов-базилик (собор апостола Петра, IV в.), несших черты античной архитектуры (базилика Ульпия, базилика Максенция). Однако, в отличие от античного сооружения, красота и величие свойственны больше внутреннемуубранству раннехристианского храма. Помимо базилик строились мавзолеи, баптистерии (культовые сооружения для крещения), церкви. На место аллегорических образов искусства первых христиан приходят исторические сцены и сюжеты из Библии. Величавость и пышность здесь сочетаются с символизмом и намечающейся условностью. Миниатюра становится основным скульптурным жанром, в живописи преобладают орнаментальнопейзажные изображения. Рельефы делаются более плоскостными, условными и символичными.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература
Античная культура: словарь-справочник. - М.: Высшая школа, 1995. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. - СПб.: Алетейя, 1995. Коуэл Ф. Древний Рим. Быт, религия, культура. - М.: Центрполиграф, 2006.
Дополнительная литература
Аммиан Марцеллин. Римская история. - СПб.: Алетейя, 1996. Вергилий. Энеида // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. - М.: Художественная литература, 1986. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. - СПб.: Марс, 1995. Плиний Старший. Естествознание // Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. - М.: Ладомир, 1994. Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. - М.: Правда, 1988. Сенека. Эдип // Сенека. Письма к Люцилию. Трагедии. - М.: Художественная литература, 1986.
textb.net
Первые века христианства Христианство в Риме
Появление христианства в. Риме связывают с проповеднической деятельностью апостола. Павла. Но это еще ничего не говорит ни о победе, ни о признании христианства. В то время в всемирной столицы совпадали все ручьи человеческой мысли, поэтому в ней были представлены все религиозные и идейные течения:. Христианство получило возможность сравниться со многими другими религиями, конкурировать с ними и в ходе этой конк уренции совершенствовать свое вероучение и культ в направлении соответствующего приспособления к новым условиям существования. Заслуга апостола. Павла и заключается именно в этом приспособлении. В. Риме продолжается и завершается пау линизация христианства, а вместе с этим становится явным факт всесвитньоисторичнои победы христианства над всеми религиями древнего мира, или, пользуясь христианской терминологией, над язычеством есть над религией других народов,"языков"Что этому способствовало? е це відбулося?
Дело сложилась так, что в начале нашей эры развитие. Римской империи подошел к этапу перехода к феодальных производственных и общественных отношений. Пришло крах последней"мировой державы рабовладения -. Римской империи. Кризис рабовладения в этой империи охватил экономику, политику и идеологию. В сфере экономики это было разрушение производительных сил: снижение экономической эффективности производства и п родуктивности труда. Рабский труд стал непроизводительным. Ужасные условия жизни вели к физической деградации главной производительной силы - людей. В политической жизни это был кризис государственной власти, установленной я деспотических режимов, таких как, например, правление. Нерона. Постоянно вспыхивали восстания рабов, среди них и восстание в 74-71 гг до не под предводительством. Спартака. В сфере идеологии это был полный мор альной расписание римского общества, у господствующих классов возникло чувство обреченности. Поражения рабов в классовых битвах вели к распространению и среди них идей безысходности, бесперспективности. Усиливаются пе симистични настроения, массы впадают в мистицизм. Характерными чертами римского общества времен возникновения христианства. К. Каутский называет растерянность, легковерие, лицемерие, гуманность, интерна ционализм, религиозность, монотеизм. Постепенно, в рабов состояло представление, будто во всех их бедах виноваты они сами, причина тяжелой жизни - собственная"греховность", за которую они отбывают наказание в земной жизни. Распространяются идеи, что избавиться жизненных неурядиц поможет. Мессия"божественный спаситель", который искупать"грехи"людиль", який спокутуватиме "гріхи" людей.
Таким образом, кризис римского рабовладельческого общества поставила ряд идеологических проблем. Они могли быть решены только в религиозной форме, поскольку другие идеологические формы массам были недоступны
Конец II в для. Римской империи был временем определенного покоя. По. Марка. Аврелия (161-180) был отбит натиск варваров, и. Рим переходит к обороне. Император. Коммод (180-192) тоже пошел на ряд уступок вар рварам. После его убийства судьба императорского трона оказалась в руках преторианской гвардии. Происходит процесс ликвидации республики. Рим,. Италия и провинции уравниваются в правах, возникают новые кр аины, вырастает государственная бюрократия. Появляется совершенно новое общество, которому нужна новая религия, прежде напрочь лишена этнических огбмежень.
Но почему понадобилась именно новая религия? ля выражения идей различных этнических слоев. Нужна была религия, общая для всех рабов, независимо от их этнической принадлежности. Такой религии императорский. Рим не знаетнав.
Делались попытки создать единую для всего государства религию в виде культа императора. Так,. Цезарь, первый фактический римский монарх, был еще при жизни провозглашен потомком богини. Венеры, в его честь сп поруджувалися храмы, на его статуях вырезали надпись"Полубог"Приемный сын. Цезаря. Август провозглашался сыном. Аполлона, его именем назвали один из месяцев года, день его рождения считался нач атком года. Введение культа императора не завершилось успехом, но во многом предопределило поезд будущего христианства в монотеизмдо монотеїзму.
Совпадение этих обстоятельств открывал"зеленую улицу"той религий отвечающей поставленным требованиям. Такой религией было христианство. Христианство рождалось в столкновении этнических интересов. Его создал на арод немногочисленный, но щедро разбросанный среди других народов. Это и было источником космополитичности христианства, ибо оно обращалось ко всем народам. Христианство заблаговременно лишилось революционно-демократы ческих иллюзий и научился учитывать интересы всех социальных слоев и государства. А главное - оно развило и дало религиозное обоснование растущем гуманизму, который был для народа идеологической основ й разрушения ужасов рабовладения. Вот почему главной причиной победы христианства считать его высокий гуманистический заряд, создание системы идей, нужных и признаваемых всеми членами обществ а есть вечных общечеловеческих моральных цинностеральних цінностей.
И в не является началом истории христианской церкви. Вполне естественно, что христианские церковные ячейки образцом. СВОЕЙ строения принимали иудейские синагоги. Но они четко противопоставляли себя. Им и были подчеркну лено демократическими. Считают, что образцом для христианских общин были также римские ассоциации и коллегии, другие ориентировались на свободные религиозные союзы или на своеобразные патронатом в. Римской империи действовали и различные ассоциации, коллегии, общества, братства, союзы. Это был один из выходов из частной жизни в общественную. Они имели преимущественно религиозный характер, подавляющее, большинство их создавалась для похов. Ання ее членов. Известный исследователь истории. Рима французский ученый. ГБуасье описывает одну из коллегии! разрешение на это от своих владельцев. Цель коллегии - обеспечивать своих членов в случае смерти приличной могилой. При поступлении в коллегии для каждого был обязательный разовый денежный взнос и бутылка хорошего вина. Затем деньги вносились ежемесячно. Когда кто-то из членов коллегии умирал, ему покупали место для захоронения и хоронили всей коллегией. Если это раб и его владелец отказывался выдать тело для захоронения (по законам рабовладения и труп раба принадлежал рабовладельцу), тогда происходили символические похороны и возводилась пустая гробница с соответствующей надписью. Члены коллегии образовывали тесный круг совместно ков, часто встречались, организовывали совместные обеды, праздники. Именно во время этих встреч находили выход те настроения, которые складывались у них под влиянием условий жизни. Члены коллегии помогали друг от ному, занимались благотворительностью. Руководящие лица - магистры, квесторы - были выборными. Они ведали делами и финансами коллегии. Религиозное направление коллегии, очень часто этническая общность ее участников р обиль возможным вступление в них представителей состоятельных слоев, которые сразу же занимали там руководящие должности. Организационный порядок римских коллегий в будущем послужил основой организационного построения християнс ьких общин. Именно из них черпались демократические принципы их структурчні принципи їх структури.
Образуясь как самостоятельная общественная структура, христианская церковь прежде должна определить свое отношение к государству и существующего права. Идеология первоначального христианства создавала отчуждения прежде ших христиан от мира и, конечно, от государства. Они считали себя гражданами небесного государства, а земной государство - языческой, дьявольской. Это откровенно высказано в. Откровении. Иоанна. Но вместе с тем хрис тияны не могли не видеть регулирующую и организующую роль государства. Римское государство как мировая, объединившая народы с разными религиями, вообще веротерпимой. Признав за иудейством право на существование она тем самым признала право на жизнь и христианства, (не без оснований) считалось в то время иудейской сектой. И христианам не раз приходилось искать защиту от своих властных оппонентов в органах дер дарства. Это вело к образованию двойственных взглядов христиан на государство и право и осуждения их признание и внедрение. Но чувствуя себя чем-то особенным в государстве, христиане постепенно строили свои общест мади. В основу жизнедеятельности христианских общин были положены следующие принципы: регулярные совместные богослужения с регламентированным обязательным порядку создания совместного денежного фонда; подчинении я авторитета общинной власти, персонифицировалась в определенных должностных лицах; властное вмешательство в проблемы брака и семьи; постепенное создание собственного судопроизводства, поддержка и укрепление межобщинных е дносин, без которых невозможно и думать о создании единой церкви. Два предпоследних положение несли в себе зародыши все большее противопоставление христианской церкви. Римской государствкій державі.
Первое столетие существования христианской церкви, когда она только еще зарождалась, было годами невинного организационного детства. Каждая община существовала сама по себе, устанавливала свои порядки и не вы изнавала других. Было даже вражды между общинами. Внутри общин бушевала борьба вокруг догматики, производилась. Постепенно росли местные авторитеты, и между ними тоже велась борьба, связи между общинами были спорадическими. Церкви как постоянной организации еще не было, поэтому для этого периода истории христианства пользуемся термином"церковь"с определенными оговорками. Во II в происходит более активное организационное оформление. Около середины II в в. Риме оформляются епископат и коллегии пресвитеров. По мере укрепления церковных связей и рождение ощущение собственной силы и влиятельности христ иянськи церкви в. Римском государстве попадают в ситуацию достаточно сложных отношений с государственно відносин з державою.
uchebnikirus.com
Христианские общины в Древнем Риме II в.н.э.
Начальная история христианства покрыта туманом неизвестности. По церковным преданиям, основателем христианства был Иисус Христос из города Назарета в Галилее, сын плотника. За свои проповеди, призывавшие к покаянию ввиду приближения конца мира, и резкое осуждение садукеев и фарисеев за творимое ими зло в отношении «детей земли» он был предан суду, осужден синедрионом за присвоение себе царского звания и объявление себя Мессией и распят при римском наместнике Пилате, в царствование Тиберия, в 30 г. н. э. Так рассказывает церковная история, но современная наука трактует этот вопрос иначе.
При критическом подходе к вопросу передаваемые церковной историей рассказы о рождении и жизни Христа, его проповедях, творимых им чудесах, смерти и воскресении оказываются сочиненными гораздо позже и не имеют ничего общего с исторической действительностью. При отсутствии критически проверенных фактов о начальном периоде христианства и его основателе, при настоящем уровне исторической науки приходится ограничиться признанием, что христианство зародилось в Палестине в I в. н.э. и было одной из иудейских сект, именно - сектой назареев. Дальнейшая история христианства есть история христианских общин, их распространения по всему римскому миру, освобождения христианства от иудейских элементов и его приспособления к социально-политическим и культурным формам Римской империи. В соответствии с переменами в организации христиансках общин и их социального состава менялась также и христианская идеология, все более порывавшая с революционными идеями, имевшимися в архаическом христианстве, когда оно еще было иудейской сектой.
В конце I в. н.э. христианские общины существовали во всех крупных торгово-ремесленных городах античного мира - Иерусалиме, Антиохии, Эфесе, Коринфе, Риме, Путеолах и др. По своей организации христианские общины напоминали римские коллегии, «погребальные коллегии маленьких людей» (collegia funeraticia). По римским законам, «изуверская иудейская секта христиан» принадлежала к разряду нелегальных союзов, и потому собрания христиан могли происходить только в потаенных местах, пустых зданиях, в горах, на кладбищах, в катакомбах и т. п. Специальных молитвенных домов (церквей) в первое время не существовало, не существовало также и каких-либо уставов и определенного ритуала, все было делом «боговдохновения» и случая. Каждая община жила самостоятельной жизнью, никакой общей связи между отдельными христианскими общинами не существовало. Единственной связью была «вера в Христа» или, вернее, в «имя Христово» (nomen Christi), ибо в разных общинах образ Христа рисовался различно.
Входившие в состав общин «почитатели Христа», называвшие себя братьями и сестрами, считались равноправными и одинаково «боговдохновенными». Каждый верующий, «святой», мог быть учителем, проповедником, пророком и слугой под воздействием высшей силы благодати (charisma), осенявшей его в данный момент (харисма - состояние экстаза, получаемого непосредственно свыше или же через особые религиозно-мистические действия).
Вступавшие в общину члены проходили обряд очищения, омовения водой. Главную часть собраний «во имя Христа» составляли «вечери любви», совместные трапезы, проповеди, чтение и толкование Священного писания. Целью христианских собраний была забота о погребении своих членов и приготовление к скорому пришествию Мессии и концу мира.
В христианской литературе, изображающей жизнь христианских общин, очень часто упоминается о лжеапостолах и лжепророках, даются советы, как распознать их, оберечь себя от обмана. Дошедшее до нас произведение греческого писателя Лукиана Са- мосатского иллюстрирует нам это положение. Лукиан рассказывает о некоем Перегрине Протее, авантюристе и преступнике. Он принял христианство и сделался вскоре пророком и главой общины. Он толковал христианские священные книги и сам сочинял их. Перегрин пользовался небывалым успехом и, когда был арестован, получал в тюрьме большие доходы; однако в конце концов его все же исключили из общины, и жизнь свою Перегрин закончил самосожжением. Рассказ «О смерти Перегрина» - несомненно, карикатурное изображение, но оно отражает некоторые истинные черты первых христианских общин.
Число членов в первых христианских общинах было неодинаково, но в общем невелико. «Где двое или трое собираются во имя мое, там и я нахожусь среди них», - говорится в евангелии Матфея. Социальный состав общин не был однороден, но бесспорно, что первоначально в христианских общинах, как и в «союзах маленьких людей», преобладали представители низших классов - рабы, вольноотпущенники и близкие к ним по своему социальному положению и настроению свободные.
Состав христианских общин с самого раннего момента их возникновения был разнороден. Эта черта характерна для многих синкретических культов. «Нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Epist. ad. Coloss., 3, 11). Таким образом, христианству чужда была национально-религиозная замкнутость. Бывшие язычники, к которым принадлежали люди разнообразных этнических групп, очень рано начали играть большую роль в христианстве. Идея равенства, встречавшаяся у стоиков и римских юристов, проведена была у христиан последовательнее, чем в иных учениях. Христианство провозгласило братство всех людей, равенство рабов и свободных. Оно специально обращалось к «страждущим и обремененным», обещая им успокоение. Христианство провозгласило блаженными нищих, обещало утешение плачущим.
Пронизанная мессианскими идеями христианская религия - столь блестящими красками разрисованный «Новый Иерусалим», расположенный у райской реки жизни, - привлекала к себе всех отчаявшихся людей, не находивших иного выхода из своего безрадостного положения. Из каких людей рекрутировались первые христиане? Преимущественно из «удрученных и обремененных», принадлежавших к низшим слоям народа, как и подобает революционному элементу. Из кого же состояли последние? В городах - из разорившихся свободных людей из всех слоев народов, подобно «mean whites» южных рабовладельческих штатов или европейским бродягам и авантюристам колониальных и китайских портов, затем - из вольноотпущенников и главным образом рабов; в латифундиях Италии, Сицилии и Африки и в сельских округах провинций - из мелких крестьян, все более и более попадавших в кабалу из- за долгов.
В раннехристианском учении наблюдалась вполне определенная антиплутократическая тенденция - осуждение богатства. «Удобнее верблюду пройти
сквозь игольные уши, чем богатому войти в царство божие», - говорится в проповеди Христа у Матфея и Луки (Evangelium secundum Mattheum, 19, 24; Luc., 19, 25). Юноше, который хотел спастись, Христос велел прежде всего раздать свое имение нищим. Социальной основой христианства был протест против эксплуатации, против угнетения.
Идеи всеобщего равенства, протесты против богатства получили религиозное преломление. У первых христиан не было какой-либо определенной социальной программы, определенного плана переустройства социальных отношений. Эсхатология ранних христиан ориентировала их на будущий, потусторонний мир. Обращалось внимание прежде всего на этическую сторону отношений между людьми. Отсюда утверждение, что всякий должен оставаться в своем звании. «Дидахе» убеждает господ мягко относиться к рабам. «В гневе своем не отдавай приказаний рабу своему или рабыне, надеющимся на того же бога...» (Didache, IV, 10). Обращаясь же к рабам, автор говорит: «Вы же, рабы, повинуйтесь господам вашим, как образу бога, по совести и со страхом» (Didache, VII). Такие же утверждения встречались и в апостольских посланиях. «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти» (Epist. ad Coloss., 3, 22), - говорится в том же послании, где провозглашается идея всеобщего равенства. Богатые, таким образом, не были отвергнуты. В «Деяниях» повествуется о принятии христианства римскими чиновниками и состоятельными людьми. От них требуют лишь щедрых жертв на содержание общины и в пользу бедных.
Вступление в христианские общины должно было казаться тем более заманчивым, что христиане, подобно всем сектантам, считали себя богоизбранными, святыми людьми, осененными высшим вдохновением,-святым духом, и свысока смотрели на всех остальных «непосвященных» и «небоговдохновенных» людей.
Христианство привлекало не только своей идеей равенства и надеждой на спасение в загробной жизни. Оно менее, чем другие синкретические культы, связано было с традиционными национальными религиями. Христианство упростило культ, отменило жертвоприношения. Наиболее древними христианскими обрядами (таинствами) было крещение, совершавшееся при вступлении в общину, и причащение хлебом и вином, происходившее во время религиозных собраний. Тот и другой обряды встречались и в других культах, так же как не были новы и те мистические понятия, какие встречаются в христианстве.
Но сочетание этих элементов было новым. Иное, чем у других синкретических систем, было и отношение к иноверным организациям. Ни один из культов не отличался такой строгой исключительностью, как христианство. Эту исключительность христианство восприняло от иудаизма, но лишило ее национальной ограниченности. Христианин не мог принимать участия ни в одной «языческой» религиозной церемонии. А так как всякий общественный акт в муниципиях, коллегиях и т. д. сопровождался религиозными обрядами, то христиане должны были занять особое положение в обществе. Недаром они называли себя «третьим родом», «избранниками», «стадом Христовым». Это отрешение от языческого мира, который позднее именовался как мир дьявола, было идеологическим оправданием пассивного сопротивления Римской империи. Раньше всего христианство стало распространяться в малоазийских провинциях, в особенности в таких городах, как Эфес и Смирна. Большую роль приобрели довольно рано и христианские общины в Сирии (в Антиохии, Дамаске). Христианство стало рано распространяться в Египте, где долго сохраняло свою самобытность. На Западе христианские общины появились прежде всего в Риме, но первыми членами римской христианской общины были не римляне, а перегрины, «чужестранцы», и в течение долгого времени в римской церкви был принят греческий язык. Из западных провинций большую роль в развитии христианства сыграла Африка. Здесь впервые появились христианские сочинения на латинском языке. К концу II в. н. э. христианство распространено было повсеместно, но оно оставалось еще городской по преимуществу религией. Жители сельских областей оставались большей частью приверженцами старых культов.
По мере расширения общин и усложнения их организации из массы рядовых «братьев и сестер» выделились диаконы (служители), заведовавшие хозяйственными делами общины, получением и распределением приношений членов общины, устройством общих трапез и т. д. Согласно преданию, первоначальные руководители христианских общин, апостолы (посланцы), не справлялись со всеми возложенными на них обязанностями и жаловались общине, что они не могут одновременно проповедовать, объяснять «слово божие» и обслуживать общины - собирать приношения, устраивать «вечери любви» и помогать бедным. Это и послужило поводом к образованию специальной и выборной коллегии диаконов, заведовавших хозяйственной частью. Для этой цели, по предложению апостолов, в иерусалимской общине было выбрано 7 человек, отличавшихся высокой репутацией.
По образцу коллегии диаконов вскоре возникла другая коллегия - пресвитеров, старейших проповедников и толкователей Священного писания, к которым постепенно перешло руководство всеми делами общины. Но и на этом дело не остановилось. Во II в. выделилась еще новая должность - епископа (попечителя или блюстителя). Епископ ведал общинным имуществом, состоявшим из приношений и дарений, довольно обильно притекавших в христианские общины, и вместе с тем был представителем общины перед светскими властями. Епископская власть утвердилась не сразу. Сначала епископы выбирались на общинном собрании и находились под непосредственным его наблюдением. В дальнейшем же это положение радикально изменилось: над общиной верующих стал епископ и его помощники- священнослужители (клир).
Впоследствии выгодную для клира перемену старались поддержать ссылкой на апостольское предание, согласно которому епископы, пресвитеры и клир появились одновременно с общинами; первые пресвитеры были рукоположены самими апостолами по указанию святого духа, и с тех пор благодать божия продолжает пребывать на священнослужителях, в особенности же на главных из них - епископах и пресвитерах.
Первостепенное значение имело то обстоятельство, что только епископы и пресвитеры могли совершать таинство евхаристии (причащения), т. е. самый важный акт христианского культа. Раздача милостыни, устройство трапез, приютов, странноприемных домов, распоряжение общинными средствами и т. д. тоже целиком зависели от епископа и подчиненного ему клира. «Кого ненавидит епископ, того должен ненавидеть и весь народ общины. С кем епископ не говорит, с тем не должны говорить и члены общины», - читаем в одном наставлении II века. Особенное значение приобретают епископы в наиболее крупных городах Римской империи: Александрии, Карфагене, Константинополе, Антиохии и Риме. С конца II в. и еще более с III в. из всех христианских епископов по своей материальной силе и влиянию выделяется епископ центральной римской общины - будущий римский папа.