Хозяйство древнего Китая. Хозяйство древнего китая
Китай в V - III веке до н.э. Новации в земледелии. Древний мир.
Китай в V - III
веке до н.э.
Новации в земледелии
Кончался бронзовый
век — появилось грозное железное оружие,
предвестник будущих кровавых перемен.
Середина I тыс. до н. э. в обществе
древнего Китая характерна тем, что в нем
наметились радикальные изменения в
области производства и общественных
отношений. Эти изменения проявили себя в
области политической жизни и идеологии.
Междоусобные войны привели к тому, что
из множества царств, существовавших
ранее на территории Китая, остались
наиболее могущественные. Это были
царства Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь
— “семь сильнейших”, как их называют
первоисточники. В период, который
известен в истории Китая под
традиционным названием Чжаньго, или
Воюющих царств, и датируемый 481 (иногда
403) — 221 гг. до н. э., создались предпосылки
для образования мощной древнекитайской
империи, простиравшейся в периоды ее
наибольшего территориального
распространения от пустыни Гоби на
севере до Южно-Китайского моря на юге и
от Ляодунского полуострова на востоке
до гор Памира на западе. Империя, которая
сложилась к концу III в. до н. э.,
просуществовала вплоть до конца II в. н. э.,
когда новые, еще более значительные
изменения в области общественно-экономических
отношении привели ее к кризису и распаду
под воздействием внутренних
противоречий.
Известно, что любая
подвижка в развитии производительных
сил происходит от какого-либо
технического новшества. Период Воюющих
царств был временем успешного развития
производительных сил, потому что была
освоена техника обработки железа. До VI в.
до н. э. древний Китай находился еще в
бронзовом веке. Орудия, которые
применяли в ремесле и сельском
хозяйстве, отличались примитивностью. В
настоящее время не представляется
возможным установить с большой степенью
вероятности, когда именно началась в
Китае обработка железа. Судя по данным
древнекитайских письменных источников,
это произошло не позднее VI в. до н. э.
Археологические раскопки
свидетельствуют о том, что в период
Чжаньго орудия из железа получили
значительное распространение. Древние
китайцы вошли в железный век.
Железные орудия,
которые стали употребляться в
земледелии, способствовали его широкому
развитию. Согласно данным, имеющимся в
произведениях философа конца V — начала
IV в. до н. э. Мо Ди и в других древних
источниках, в этот период в древнем
Китае использовались плуг с железным
лемехом, железные серп, коса, лопата,
мотыга для прополки и разрыхления земли
и другие орудия. Эти сведения
подтвердились раскопками, которые были
произведены в 1950 г. в Хэна-ни, к северу от
реки Хуанхэ, где были обнаружены
датируемые III в. до н. э. железные мотыги и
лемехи для плугов. С употреблением в
земледелии плуга с железным лемехом
получила распространение пахота на
волах и стала возможной более глубокая
вспашка земли, что значительно
увеличивало урожай.
В трактатах того
времени Мэн-цзы (IV — III вв. до н. э.) и Сюнь-цзы
(III в. до н. э.) неоднократно встречаются
упоминания о глубокой вспашке земли и
применении органических удобрений.
Однако плужное земледелие, несомненно,
более прогрессивное, распространялось
медленно и неравномерно. Сравнительно
широкое применение оно получило в это
время только на севере Китая.
Использование
плодороднейших лессовых почв в бассейне
среднего течения реки Хуанхэ было
затруднено вследствие засух и
наводнений. Река часто меняла русло,
затопляла поля, уничтожала посевы.
Свойства лессовых почв таковы, что даже
небольшой недостаток во влаге влечет за
собой губительные засухи; если же поля
обеспечены необходимым количеством
воды, они дают богатейшие урожаи. Для
развития земледелия в этих областях
было особенно необходимо проведение
ирригационных работ. Железная лопата
сделала возможным создание больших
каналов, плотин и дамб. Во многих случаях
проведение каналов было обусловлено
транспортными и в первую очередь
военными целями, но, как отмечает
знаменитый древнекитайский историк
Сыма Цянь (145 — 86 гг. до н. э.), при наличии
достаточного количества воды они
использовались и для орошения: от
каждого канала местные жители отводили
огромное множество небольших арыков,
несущих воду на поля. Однако в этот
период начинают строить и сравнительно
большие каналы, специально
предназначенные для ирригации.
Первые достоверные
свидетельства о создании крупных
ирригационных сооружений относятся к
середине I тыс. до н. э. Так, к концу V —
началу IV в. до н. э. источники относят
сооружение канала, оросившего земли на
севере современной провинции Хэнань. В
486 году до н. э. в царстве Чу был проведен
так называемый Ханьгу, или Ханьский
канал, соединявший реку Янц-зыцзян с
рекой Хуанхэ, русло которого стало
впоследствии частью знаменитого
Великого канала. Это сооружение было
настолько грандиозно по тем временам,
что его не зря назвали Великим каналом.
Начали его строительство от Пекина до
Ханчжоу при Суйской династии (589 — 617 гг.
н. э.) и завершили в конце XIII в. н. э.
В 316 г. до н. э. был
прорыт канал, оросивший земли в районе
Чэнду. Этот канал используется жителями
провинции Сычуань до настоящего времени.
Здесь же в конце III в. до н. э. была создана
разветвленная ирригационная система,
питавшаяся водами реки Миньцзян. В 247 г.
до н. э. в царстве Цинь был проведен
величественный по тому времени канал “Чжэн
Го” длиной в 300 ли (около 120 км). Он
соединил реки Цзинхэ и Лохэ и оросил 40
тыс. цин полей (около 200 тыс. га).
Проведение канала “Чжэн Го”, как
отмечается в источниках, было одной из
причин усиления царства Цинь. Этот канал
стал основным звеном большой
ирригационной системы, созданной во
второй половине II в. до н. э. В период
Чжаньго появились специалисты по
проведению ирригационных работ. Так,
постройкой канала в царстве Цинь
руководил известный специалист по
проведению земляных работ Чжэн Го,
именем которого и был назван этот канал.
Однако
разрозненные и постоянно враждующие
между собой царства не могли
координировать свои усилия в области
ирригационного строительства.
Несогласованные и направленные только к
собственной выгоде действия отдельных
царств в ряде случаев приводили к
нарушению водного режима и влекли за
собой большие бедствия. Так, например,
ограждающие береговые дамбы,
сооруженные царством Ци для
предохранения от периодических
затоплений равнинных земель вдоль
правого берега Хуанхэ, стали причиной
губительных разливов Хуанхэ на
территориях соседних царств Чжао и Вэй.
Земледелие было
основой хозяйственной жизни
древнекитайских царств. В Северном
Китае наибольшее значение имели
культуры пшеницы, проса и сорго, на юге —
рисовая культура. В этот период
значительное развитие получили
огородничество и садоводство, особенно
разведение тутовых деревьев.
Известно, что
обработка земли производилась общинами.
Полеводство не было прерогативой труда
рабов. Свободный земледелец добивался
лучших результатов на этом поприще. На
всем протяжении древней истории Китая
сельскохозяйственное производство
поддерживалось в основном силами
свободных земледельцев. Это было одной
из причин того уважения к земледелию, о
котором свидетельствуют
древнекитайские источники. Работа на
земле считалась достойной почета и
уважения.
Источник: "История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. ISBN 985-433-717-0
ancient.gerodot.ru
Хозяйство древнего Китая — реферат
2.4. Хозяйство древнего Китая
В III тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхе жили оседлые земледельческие племена, возделывавшие различные сельскохозяйственные культуры с применением искусственного орошения и использованием соответствующих гидротехнических сооружений.
Древнейшим китайским рабовладельческим образованием было государство Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н. э.) со слаборазвитым хозяйством и преобладанием охоты и рыболовства. Постепенно в экономике древнего Китая получает распространение разведение свиней, овец, коз, буйволов. В хозяйстве начинают использовать лошадей.
Основным занятием древних китайцев являлось земледелие. Оно было общинным с соответственным экономическим значением древней патриархальной семьи. В Китае возделывали просо, пшеницу, сорго, рис. Сельскохозяйственные орудия- мотыга и первобытный плуг, применявшиеся в земледелии, были примитивны. Преобладала подсечная система земледелия, для ведения которой необходимым условием было искусственное орошение.
Ремесленник, занимавшиеся обработкой камня, изготавливали из него ножи, полированные топоры, сосуды, наконечники для стрел, статуэтки, украшения. Металл (бронза) использовался для изготовления оружия и церемониальных сосудов. Высокого уровня развития достиг деревоотделочный промысел. Из различных древесных пород сооружали дома, дворцы, храмы, изготовляли суда, колесницы, луки, стрелы. В гончарном ремесле применялся гончарный круг. Издавна известное в Китае шелководство способствовало развитию текстильного шелкоткацкого ремесла, изготовлению дорогих и тонких тканей.
Торговля в силу примитивности натурального хозяйства носила меновой характер.
Главным источником рабства были войны. Труд рабов применялся для строительства ирригационных сооружений, в земледелии, на горных разработках, в торговле (носильщики).
Появление рабов и расслоение патриархальной общины укрепляют могущество знати и способствуют формированию рабовладельческой аристократии. Верховным жрецом и собственником всех земель в государстве считался царь (ван). Государство Шан-Инь являлось типичной деспотией, опирающейся на бюрократический чиновничий аппарат.
В результате длительных войн с кочевниками государство Шан-Инь ослабевает и на его территории в XII в. до н. э. образовывается государство Чжоу, просуществовавшее до VIII в. до н. э. По уровню экономического развития оно было более отсталым, нежели Шан-Инь.
В земледелии возделывалось большое количество сельскохозяйственных культур: просо, пшеница, ячмень, бобовые, конопля, тыква, редька, лук, огурцы. Постепенно рис вытеснил все остальные культуры. Земледелие существенно изменилось, начали применяться удобрения. Однако несмотря на создание совершеннейшей ирригационной сети сельскохозяйственные орудия были каменными и деревянными, а тягловой силой - крестьяне.
В аграрных отношениях существовала система "цзинтянь": пахотная земля общины делилась на 9 полей, восемь из которых являлись семейными наделами, а девятое - общинное, урожай с которого шел государству, т. е. был налогом (пахотное поле обрабатывалось всеми общинниками). В VI-V вв. до н. э. система "цзинтянь" разрушается в связи с развитием частнособственнического земледелия, и теперь крестьяне платят налог со всей земельной площади.
Войны и долговая кабала пополняют количество рабов. Работорговля становится одной из статей доходов древнекитайских государств.
Высокого уровня в государстве Чжоу достигли производство оружия и снаряжения, текстильное ремесло, в частности - производство шелковых тканей.
В VIII в. до н. э. государство Чжоу распалось на ряд небольших рабовладельческих образований, постоянно находившихся в состоянии междоусобных войн. Период распада единого государства древнего Китая датируется VIII-III вв. до н. э.
В III в. до н. э. в Китае вновь образовалось централизованное государство во главе с династией Цинь. Целью объединений разрозненных государственных образований была необходимость укрепления сил для борьбы с соседними кочевыми племенами и захвата новых рабов.
В III в. до н. э. с целью защиты страны от вторжения кочевников развернулось строительство Великой Китайской стены.
Возникновение крупного землевладения привело к разорению мелких и средних землевладельцев, что явилось причиной отмирания общинной собственности. Долговая кабала привела к возрастанию количества рабов и как следствие - к развитию активной работорговли.
В эпоху Хань значительно расширилась внешняя торговля с другими государствами. Так, со II в. до н. э. китайцы проникли далеко на запад, вплоть до средней Азии. Вывозили из Китая преимущественно шелк, парчу, изделия из белой керамики и лакированные изделия, а ввозили металлы, стекло, пестрые ковры, лошадей, верблюдов.
Культура Китая своими корнями восходит к глубокой древности. Китайская письменность, возникшая очень рано в форме сложной иероглифики, повлияла на развитие письменности у других народов Азии. Изобретение компаса, способа изготовления бумаги, книгопечатания и применение пороха древними китайцами значительно опередили соответствующие открытия в других странах, в частности в Западной Европе.
student.zoomru.ru
5. Экономика Древнего Китая
Образование государств и развитие экономики
Самую крайнюю восточную часть Азии занимает Китай, на территории которого с древнейших времен сложилась своя самобытная цивилизация.
Китай — горная страна. Примерно 80% территории — горы и плоскогорья. Природные условия западной и восточной частей страны отличаются друг от друга. Западный Китай — это в основном гористая местность с резко континентальным климатом. Восточный Китай, прорезанный долинами больших рек Хуанхэ и Янцзы, имеет мягкий климат, плодородные аллювиальные почвы и хорошую растительность.
С древнейших времен нижнего палеолита территория восточного Китая была заселена первобытным человеком, названным синантропом. Материальная культура племен Древнего Китая была преемственна и непрерывно развивалась. Эти племена стали основой создания народа хань — китайцев.
Благоприятные природные условия Восточного Китая позволили населению уже с времен неолита приручить различные породы животных и заниматься скотоводством, а затем и земледелием.
Успешное ведение сельского хозяйства зависело от дождевых осадков. Неравномерное распределение осадков нередко приводило к неурожаям и голоду. Поэтому уже в древние времена китайцы создавали системы искусственного орошения. Но населению приходилось постоянно вести работы и по защите земель от наводнений. Особенность китайских рек — периодические наводнения: лес, который, несут воды этих рек, оседая на дно, поднимает их уровень, что в сочетании с дождливой погодой становится причиной затопления больших пространств. Естественно, для проведения таких работ родам, а затем племенам приходилось объединять свои усилия. Все это стало причиной раннего создания древнекитайского государства.
История Древнего Китая делится на несколько периодов. В XIV в. до н. э. в среднем течении Хуанхэ сформировалось первое китайское государство, носившее название Шан (по другой версии Инь). Это было рабовладельческое государство, во главе которого стоял наследственный монарх — ван. Государство Шан постоянно вело войны с другими, главным образом кочевыми племенами, постоянно захватывая их земли.
Непрерывные войны ослабили государство Шан и в XI в. до н. э. оно было захвачено племенами чжоу, в этническом отношении близкими к жителям государства Шан. Период государства Чжоу длился до VIII в. до н. э., когда в результате войн, народных восстаний государство распалось на независимые княжества.
В 256 г. до н. э. князь земли Цинь объединил разрозненные княжества в единое государство Цинь. В 206 г. до н. э. восставшее население свергло представителя циньской династии и править государством стала династия Хань, просуществовавшая до 220 г. н. э.
Как и в других странах древности, в основе экономики Древнего Китая была сельская община. На фоне постоянной борьбы между вольными общинниками и родовой и племенной верхушкой общинные земли захватывались племенными вождями. С образованием государства, появлением вана (царя), его двора, чиновников, военачальников этот процесс ускорился. Часть общинников, лишившихся своих наделов, попадала в рабство, рабами становились пленные, которые трудились на полях и в домах вана и богатых людей.
В древнекитайском государстве ван был не только верховным светским правителем, но и первосвященником. Более того, он был «сыном неба», т. е. обожествлялся. Все, что было на земле, — принадлежало ему. Земли сельских общин также принадлежали вану. В сельской общине земли делились на участки, один из которых обрабатывался сообща членами общины для общественных нужд. Сначала работы проводились на общественном участке, а затем на семейных. Кроме того, общинники платили налоги.
Ван раздавал земли с жившими на них общинниками своим чиновникам, военачальникам. В первую очередь он передавал им земли, захваченные в ходе войн. Главным образом это были земли кочевников, которых китайцы называли презрительным словом, подобным слову «варвар» у греков. Ван дарил своим людям рабов целыми родами, селениями.
Рабов также покупали, обменивали. Например, имеется запись об обмене пяти рабов на лошадь и моток шелка.
По мере развития древнекитайского государства создавался чиновничий аппарат. Во главе этого аппарата был помощник вана. Ему подчинялись три чиновника, руководивших тремя главными ведомствами. Первое ведомство осуществляло надзор за хозяйственной жизнью страны, т. е. за сельскохозяйственными работами, торговлей, ценами на рынках и т. д. Второе — руководило войском. Третье — ведало всем земельным фондом и ирригационной системой страны. Позднее появились другие ведомства, руководившие судами, управлявшие царским дворцом и поместьями и, наконец, ведомство, осуществлявшее организацию религиозного культа. В свою очередь, каждое из ведомств имело штаты своих чиновников по всей стране.
Для содержания вана, его двора, войска и чиновничества средства с населения собирались в виде налогов. Самым важным был налог на пахотные земли. Он собирался в виде десятины с урожая. Налог с гор и озер взимался в размере четвертой части от полученных здесь доходов. Торговцы платили сборы за место на рынке, при заключении торговых контрактов. Позднее, в эпоху Хань, для увеличения доходов казны были введены монополии на соль и железо.
Земледелие — основа экономики
Ведущим видом деятельности населения Древнего Китая было сельское хозяйство. В Западном Китае на плоскогорье развивалось скотоводство. В Восточном Китае в долинах рек главным было земледелие. Выращивались просо, ячмень, пшеница, позже главной культурой, завезенной с юга, стал рис. Орудиями труда были мотыга, затем появился плуг.
Видя в земледелии основу экономики, государство уделяло ему главное внимание и заботу. Труд земледельца был окружен ореолом святости. Ежегодно ван как первосвященник весной открывал церемонию начала сельскохозяйственных работ, идя за плугом, проводил первую борозду, осенью он же первым пробовал хлеб из зерна нового урожая. О высоком значении сельского хозяйства свидетельствует тот факт, что в гробницы знатных китайцев помещали не только оружие, но и мотыгу.
Большое внимание уделялось агротехнике. Уже в эпоху Чжоу появляется система смены полей, при которой земельный участок делился на три части. Две части засевались, а третья год отдыхала под паром. Китайцы первыми стали применять органические удобрения и вести борьбу с вредителями сельскохозяйственных растений. Пестициды применялись перед посевами. Они распылялись во время роста растений. Применялись также биологические способы борьбы с вредителями. Например, для защиты цитрусовых деревьев использовались желтые муравьи, которые специально разводились и продавались на рынках в тростниковых мешочках, развешиваемых на ветках цитрусовых деревьев. Для защиты хризантем от вредителей разводили богомолов. Китайцам запрещалось убивать лягушек, так как они охотились за насекомыми.
Высокий уровень знаний агротехники позволял китайцам получать хорошие урожаи продовольственных и технических культур. Китайцы первыми стали заниматься шелководством. Уже в эпоху государства Шан разводили гусениц тутового шелкопряда. Для этого выращивали тутовые деревья, листьями которых кормили гусениц. Куколку шелкопряда убивали паром, затем кокон увлажняли солью и сушили, потом его разматывали на деревянную раму, получая шелковую пряжу.
В I в. до н. э. в Китае стали выращивать чай. Сначала листья чая использовались как лекарство. Позже он стал самым популярным напитком на всех континентах, давая китайской казне большие доходы.
Именно китайцы к началу Средневековья стали не только разводить устриц для еды, но разработали технологию получения искусственного жемчуга. Помещая в устрицы инородное тело, они заставляли их создавать жемчужины. При этом они получали жемчужины заданной формы. Так, в 489 г. китайскому императору преподнесли искусственно выращенную жемчужину в форме Будды.
Ремесла и промышленность
Древний Китай славился своими ремеслами. С времен неолита здесь достигли высокого мастерства в обработке камня, кости, дерева. Большое развитие получило гончарное дело. В стране было много высококачественной белой глины — каолина. Сначала керамические изделия лепились руками ленточным способом — глиняные ленты клались по спирали. Позже стали применять гончарный круг. Глиняные сосуды делались различной формы. Их высота достигала одного метра. Это свидетельствует о высоком искусстве мастеров. Результатом развития этого мастерства стало изобретение в Китае фарфора.
Уже в первых китайских государствах правители придавали большое значение развитию ремесел. Для этого создавались государственные мастерские, где применялся наемный и рабский труд. Мастерскими ведали особые чиновники. Талантливые мастера и изобретатели высоко ценились и поощрялись. Все это способствовало изобретательству, развитию техники. Именно Древний Китай дал миру ряд научных открытий и технических изобретений, оказавших большое влияние на развитие науки, техники и экономики.
Больших успехов добились китайские ремесленники в области металлургии. Высокохудожественные и качественные изделия из бронзы древних китайских мастеров и сегодня восхищают мир.
Изобретение в Китае технологии получения шелковых нитей дало толчок к резкому повышению уровня ткачества. Тонкая шелковая нить требовала изменения технологии ткацкого дела. Китайские мастера изобрели ткацкий станок, работающий на основе водяного колеса. Этот станок мог одновременно ткать 32 нитки. К X в. до н. э. китайский шелк стал поступать в страны Запада и в Египет. Китай был мировым шелковым монополистом, так как в тайне держал технологию производства шелковых нитей и ткачества. Лишь в Средние века удалось контрабандным путем вывезти гусениц тутового шелкопряда в Византию. Китайцы также были первыми в изготовлении ткани из асбеста, не горящей в огне. Эта ткань использовалась для изготовления фитилей для ламп.
Женщины, собирающие листья тутовника для питания шелковичных гусениц
Для ремесел необходимо было сырье, что требовало развития горнорудного дела. Добывали не только руды металлов, но и уголь. Уже во времена государства Хань в Китае были угольные шахты глубиной до 50 м, имеющие боковые штреки. Уголь использовался в мастерских, кузницах.
Другим энергоносителем был природный газ. Впервые китайцы стали применять природный газ в производстве соли. В целях безопасности газ смешивался с воздухом и использовался как топливо для выпаривания соляного рассола. Уже в 500 г. до н. э. китайцы стали вести буровые работы в поисках подземных соляных растворов. В IV в. н. э. велись буровые работы на поиск и добычу газа. Сначала копался котлован до твердой горной породы, затем велись буровые работы с помощью бура с чугунной головкой. Соляной промысел был государственной монополией.
Газ использовался не только в производстве соли, но и для отопления. Для этого из бамбука делались трубопроводы. Например, в провинции Сычуань в IV в. н. э. газ доставлялся таким образом на расстояние «дня пути от колодца».
Торговля
Рост объема избыточного продукта привел к появлению сначала меновой торговли, а затем и денежной. Развитие внутренней торговли обусловливалось не только разделением сельскохозяйственного и ремесленного производства, но и обособлением скотоводческих и земледельческих районов. В качестве денег в эпоху Шан сначала использовались привозимые из южных стран раковины моллюска кауры. Затем появились металлические деньги.
Следует отметить, что в Китае были впервые сделаны попытки по замене металлических денег на казначейские билеты. В эпоху династии Хань в результате постоянных войн с гуннами казна опустела и император У-Ди стал выпускать денежные знаки из шкуры редкого белого оленя в виде квадратов с рисунками. Каждый квадрат был равен 400 тысячам медных монет. Позднее эта идея была возрождена в Китае примерно в 800 г. н. э., когда стали печатать денежные знаки из бумаги. Для сравнения можно заметить, что в Европе первые бумажные деньги появились в 1601 г. в Швеции.
В каждом городе были рынки. Государство регламентировало торговлю. Государственными актами устанавливались качество и цены товаров. Рынки были строго разделены на кварталы по видам товаров. За организацию и контроль работы рынков отвечали особые чиновники. Рыночная торговля облагалась государственными сборами.
Будучи страной с высокоразвитым ремесленным производством и мировым монополистом в изготовлении ряда товаров (шелк, фарфор), Китай вел обширную торговлю с соседними странами. Китайские караваны доставляли товары в Среднюю Азию. Оттуда — в Сирию и Римскую империю. На востоке китайцы торговали с Кореей, государствами Индокитайского полуострова. В Китай ввозились драгоценные металлы и камни, ковры, лошади, верблюды, медь, кораллы и др. Внешняя торговля была важным источником доходов как государственной казны, так и развитого слоя купечества.
Строительство
Развитие ремесел и торговли обусловливало рост городов. Города создавались как административные центры, крепости. Со временем они становились экономическими центрами страны. Накапливаемые в казне средства позволяли вести обширные государственные строительные работы.
Таких масштабов строительства дорог, как в Китае, не знало ни одно государство Древнего мира. Если в конце III в. до н. э. общая длина государственных дорог составляла примерно 6500 км, то к 200 г. н. э. их протяженность возросла до 32 тыс. км.
В стране велись большие работы по строительству ирригационных сооружений. Они были предназначены не только для орошения и защиты от наводнений, но и в качестве транспортных магистралей. Уже в V в. до н. э. реки Хуанхэ и Янцзы были соединены каналом длиной более 400 км. В III в. до н. э. был прорыт через горную цепь 200-км канал, соединивший север и юг страны. Он стал началом 2000-км непрерывного водного пути. В 70 г. н. э. началось строительство «Великого канала». Он опоясал весь Восточный Китай, а его длина превысила 1700 км при ширине до 30 м и глубине до 9 м.
Но, естественно, самым грандиозным не только в Китае, но и во всем Древнем мире было сооружение Великой Китайской стены, строительство которой началось в IV в. до н. э. с целью защиты северных границ страны от кочевников. Сначала это были земляные валы, затем кирпичные стены и башни. Протяженность Великой Китайской стены 3400 км, длина боковых ответвлений 2700 км. Ширина стены до 5 м, а высота до 12 м. В стене встроено 25 тыс. башен.
Наука
Подобный уровень состояния сельского хозяйства, ремесел и строительства возможен был лишь при очень высоком для своего времени развитии науки и техники.
Уже в середине II тыс. до н. э. в Китае появляется письменность в виде иероглифов-пиктограмм (картинок). Отдельные слова обозначались рисунками. Затем иероглифы стали обозначать понятия.
Потребности повседневной жизни вызвали появление знаний в области математики. В эпоху Шань китайцы уже обладали знаниями в геометрии, в частности, они знали свойства прямоугольного треугольника и т. д.
Необходимость составления календаря стала основой развития астрономических знаний. Во II тыс. китайские астрономы не только разработали календарь, но могли вычислять и предсказывать солнечные и лунные затмения, составили карту звездного неба.
Власти поддерживали и поощряли развитие научных знаний. В первом китайском университете, созданном во II в. до н. э. в Лояне, училось 50 студентов, а к началу I в. н. э. Здесь уже училось около 3000 человек. В III в. н. э. была организована национальная академия.
Китайцы дали миру ряд выдающихся изобретений, оказав большое влияние на многие стороны жизни и деятельности людей. В III в. до н. э. китайцы составляли географические карты Древнего Востока. Во II в. н. э. изобретатель Чжан Хэн дал миру первый сейсмограф, фиксирующий землетрясения на расстоянии более 500 км.
Сейсмограф Чжан Хэна
Более двух тысяч лет назад китайцы изобрели компас, без которого были бы не мыслимы позднейшие географические открытия европейцев.
Больших успехов добилась китайская медицина. Уже в III в. до н. э, китайцам была известна система кровообращения, а в начале нашего тысячелетия они знали о гормонах. Китайский медик Хоа То в III в. н. э. стал первым применять при хирургических операциях анестезирующие средства. И наконец, с VI в. до н. э. в Китае стал применяться оригинальный метод лечения — иглоукалывание.
Исторический фон, на котором происходили развитие древнекитайского общества, экономики и культуры, выдающиеся достижения древнекитайских земледельцев, ремесленников, строителей, ученых и изобретателей, был неспокойным — классовые противоречия, народные восстания, экономические кризисы не раз потрясали Древний Китай.
Уже в период государства Чжоу в 842 г. до н. э. восставшие бедняки и рабы взяли штурмом дворец и прогнали царя Ли и чуть не убили его сына. В III в. до н. э. восставшие крестьяне захватили столицу, свергли царя из династии Цинь, а их предводитель Лю-Бан основал новую династию Хань. Первые правители из этой династии снизили налоги и уменьшили трудовые повинности населения страны. Однако дальнейшее усиление классового и экономического угнетения вынуждало людей продавать детей в рабство, чтобы выплатить свои долги. Безземельные крестьяне вынуждены были брать в аренду землю и отдавать арендодателю 50% урожая. Такой высокий уровень арендной платы вел к закрепощению свободных людей. Все это вызывало крестьянские восстания.
В 8 г. н. э. в результате крестьянского восстания к власти пришел ван Ман. Он провел ряд реформ: земли крупных землевладельцев были конфискованы и перераспределены, крупное землевладение ограничено, продажа земли и рабов запрещалась, на рынках были установлены твердые цены. Государство устанавливало контроль над производством и торговлей. Однако через несколько лет эти реформы были отменены. Не улучшило положения населения страны восстание «Желтых тюрбанов», которое произошло в 184 г. и было подавлено.
Однако неразумная эксплуататорская политика правящих сословий Древнего Китая, и как ее результат, — народные восстания подточили экономическую, и, следовательно, военную мощь государства Хань и оно пало под натиском кочевников.
Вопросы для повторения
1. Расскажите о возникновении и этапах развития Древнекитайского государства.
2. Охарактеризуйте особенности землепользования и развития сельского хозяйства в Древнем Китае.
3. Сравните систему государственного управления Древнего Китая с другими странами Древнего мира.
4. Как развивались ремесла и промышленность в Древнем Китае?
5. Какие научные открытия и технические изобретения в Древнем Китае оказали существенное влияние на развитие экономики?
studfiles.net
Древний Китай
Новые рефераты:
Античная философия.
Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
Рыночные структуры.
Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
Теоретические основы аудита производственных запасов.
Назовите недостатки, имеющие место в организации труда при отпуске товаров со склада.
Процесс приемки товаров по количеству и качеству, и его регулирование в коммерческой деятельности.
Теоретические аспекты транспортного обеспечения розничных предприятий.
Теоретические основы методики аудиторской проверки основных средств.
Главная » История Древних цивилизаций » Древний Китай
Древний Китай
Древний Китай развивался в максимальном удалении от других древневосточных цивилизаций, и, как и в Древней Индии, процесс государственной централизации шел там очень медленно (см. схему).
Еще в конце II тыс. дон. э. бассейн р. Хуанхэ «был занят кустарниками и обширными болотами с необычайно богатой фауной». Земледелие было примитивным, орудия труда менялись мало, поскольку в этом не было жизненной необходимости при разнообразии ресурсов и высокой дифференцированности хозяйственной деятельности.
Схема. Эволюция государственности в Древнем Китае, II—1 тыс. до н. э.
Протогосударство Шан-Инь, истоки которого, видимо, восходят к XVIII в. до н. э., было примитивной монархией и существовало в окружении многочисленных варваров. «В этот непрерывный процесс слияния с окружающими племенами постоянно вносили вклад брачные связи, обновлявшие и укреплявшие городскую знать. Военные же экспедиции, безусловно, позволяли увеличивать число подданных. Вероятно, военнопленные составляли в Древнем Китае довольно значительную долю низших классов: таким образом варвары постепенно превращались в китайцев уже на территории самих городов».
Карта Древнего Китая.
Трудно сказать, насколько централизованным было государство Шан-Инь. Скорее всего оно было клановым. «Все члены царского клана имели религиозные и административные функции в столице, они же составляли центральный орган Шан в каждом городе... Во главе каждого города стоял член королевской семьи, от которого город брал свое имя. На городском церемониальном холме устанавливали таблички, которые указывали его положение в отношении клана предков и в царской линии. Похоже, что некоторые из этих глав городов становились местными правителями, которых кооптировали в царский клан.
Глава города контролировал окружающие сельскохозяйственные земли и поставлял пищу и услуги царю».
Государство Шан-Инь в XII—XI вв. до н. э. было поглощено соседним государством Западное Чжоу, перенявшим технические и культурные достижения шанцев. Возникла жесткая система социальных рангов, которые определяли не только властные и имущественные позиции их носителей, но и их одежду, быт, структуру питания. «...Существуют запреты на употребление определенных форм лодок, колесниц и домашней утвари. При жизни человека соблюдаются различия в головном уборе, одежде, количестве полей и размерах жилища, после смерти — в размерах внутреннего и внешнего гроба, савана и могильной ямы. Строго регламентировались размеры жилища и его убранство».
Из-за сильного натиска варварских племен в 18 в. до н. э. столица чжоусского государства была перенесена на восток.
В государстве Восточное Чжоу власть царя — вана ослабевает, а позиции местных правителей — чжохоу усиливаются. Эти правители с переменным успехом борются за гегемонию.
С середины 1 тыс. до н. э. на всю систему отношений начинает воздействовать социальный и технический прогресс. Получили распространение частная собственность на землю и купля-продажа земли. В сельском хозяйстве начинают использоваться железные орудия труда, что дает возможность обрабатывать не только пойменные, но и более твердые почвы. Если раньше ирригационные работы осуществлялись почти исключительно в целях борьбы с наводнениями (следы водоотводных каналов сохранились в иньских городищах в Чжэнчжоу и Ваньяне), то по мере расширения посевных площадей каналы во все более широких масштабах использовались для искусственного орошения.
Изменяется и система сбора налогов. Если раньше налогообложению подлежала община, то теперь — отдельная семья. Причем размер изъятий был разным: в царстве Вэй он составлял одну десятую часть урожая, в царстве Лу — треть, в царстве Ци — две трети. Кроме натуральных выплат (например, холстом и шелком) были еще и военные повинности. Из каждых восьми семей, составляющих соседскую общину, одна должна была давать рекрута, а остальные семь поставляли и перевозили провиант и фураж для армии». По подсчетам китайского автора, во время войн «имущество народа уменьшается на семь десятых.
Хозяйственные успехи середины I тыс. до н. э., несомненно, способствовали коммерциализации общества. Широкое распространение получает рабство, источником которого были не только воины, но и осужденные за правонарушения. В тяжелых работах на промыслах, в ремесле, на строительных работах, в скотоводстве все чаше стали применяться рабы... Отдельные рабовладельцы имели по нескольку сотен и даже тысяч рабов... Политическая жизнь царств стала зависеть от влияния торговцев... Так, в царстве Вэй крупным сановником стал торговец Бай Гуй (IV в. до н. э.), в Цинь известный торговец лошадьми Люй Бувэй (III в. до н. э.) занимал должность первого советника.
Изменения в составе элиты остро начинают восприниматься на идеологическом уровне, прежде всего в учении мыслителя Конфуция, которое идеализировало прошлое и требовало уважения старших.
Конфуций — идеолог добродетельного служения государству.
Конфуций (551—479 гг. до н. э.) родился в семье чиновника, но чиновничьих высот в родном княжестве Лу, раздираемом борьбой трех аристократических кланов, достичь не смог. «Послужной список Конфуция невелик. В молодости вел учет запасов зерна и выбраковывал скот. В зрелые годы, получив заманчивое предложение занять высокий пост от незаконно захватившего власть правителя, отказался от предложения. Некоторое время состоял в нештатных советниках у младшего сына одного из легитимных правителей. Вскоре состоялось официальное назначение при дворе самого князя. Конфуций было воодушевился, но потом понял, что это всего лишь почетная фикция. Расстроившись и вознегодовав, Конфуций с несколькими учениками покинул Лу».
Прямота Конфуция не принесла ему чиновничьих выгод и в его странствиях за пределами малой родины. Пройдя царства Сунн и Чжэн, Конфуций нашел родственную душу в лице наместника царства Цай, но, вернувшись в родное Лу, он в последние годы жизни занимался только преподаванием.
Счастье мудрец нашел не в чинах и наградах, а в учениках, которые в период смут и ломки общественных отношений ценились правителями за свою лояльность и честность. Учение Конфуция, сконцентрированное в записанной учениками книге «Луньюй» («Беседы и суждения»), призывало лучше изучать старое и корректировать по нему настоящее. Для него государство — это большая семья, помогать управлять которой правителю призваны добродетельные помощники. Последние не должны бояться говорить правителю правду. Все благородные люди обязаны следовать нормам, но не превращать их в формальность, вкладывать в них свою душу. «Традиционалист, Конфуций под людьми благородными понимал в первую очередь людей знатного происхождения. Но не однозначно: «Люди по природе в общем-то одинаковы; образ жизни — вот что их различает». Способности, заслуги могут помочь продвинуться любому человеку... На фоне тех процессов, что происходили тогда в Китае, — сходила со сцены клановая знать, и доверие все чаще оказывалось неродовитым ши, — установка Конфуция имела большое значение для будущего».
Наоборот, Мао-цзы (рубеж V—IV вв. до н. э.) резко критиковал передачу привилегий и должностей по наследству, защищая торгово-ростовщические элементы. Его приверженцы, создавшие в IV—III вв. до н. э. легистскую школу, средство обеспечения порядка видели только в законе, а не в морали.
В период воюющих царств (V—III вв. до н. э.) в борьбе за объединение большие стратегические преимущества были у западного пограничного царства Цинь: оно могло расширяться за счет кочевников и более слабых соседей. При бедности исходных ресурсов здесь не сложилось развитой аристократии. «Население было организовано в военизированные группы по пять — десять семей, которые также образовали основу системы налогообложения. Новая знать возникла из офицеров, добившихся успехов на войне. Новая столица в Сяньяне была основана в 350 году, одновременно была создана внутренняя административная иерархия. Гражданские и военные функции были разделены».
Казалось бы, такая огромная территория со сложным рельефом, как Китай, была обречена на децентрализацию, но благоприятную роль в объединении страны сыграло наличие однородного по составу населения территории. «Провинции Шаньдун, Хэбэй, Хэнань, Шаньси и Шэньси расположены по соседству друг с другом и большей частью разделены только реками, которые тем не менее скорее соединяли, чем разделяли их. Это означало, что любое государство, контролирующее этот большой регион протяженностью более чем 700 миль с запада на восток и примерно столько же с севера до долины Янцзы, оказывалось сильнее, чем любой возможный союз других китайских государств, и стремилось подчинить соседей своему влиянию». В конце концов государство Цинь в последние десятилетия III в. до н. э. подчинило себе весь Китай. Правитель Цинь Шихуанди (259—210 гг. до н. э.) действовал очень жестко, но эффективно. Он переселил знать присоединенных государств в столицу, под непосредственный присмотр. Конфисковал оружие у населения. Заново осуществил территориально-государственное деление, разъединив власти военную и гражданскую. Начал строительство Великой китайской стены в целях защиты от кочевников. Ужесточил уголовную политику: теперь за преступления наказывались и члены семьи преступника, превращавшиеся в государственных рабов.
Отныне в Китае существовала только одна монета (медная с отверстием), один образец письма, один уголовный и административный кодекс, одинаковая упряжь для повозок. Чтобы обеспечить контроль за самыми отдаленными районами, Циньское государство в 220 г. до н. э. начало строить сеть дорог шириной 7,5 м, обсаженных деревьями. Тогда же были срыты все крепостные сооружения предшествующих времен, чтобы императорское управление не встречало препон и никакой мятежник не мог бы за ними укрыться.
С жестокостью насаждался конформизм. В результате знаменитого «сожжения книг» (213 г. до н. э.) оставлены были в целостности только сочинения, обладавшие, по мнению властей, практическим характером (например, трактаты по медицине, земледелию, скотоводству). Репрессии обрушились на ученых-конфуцианцев, торговцев и предпринимателей.
История Древнего Китая; Шан-Инь, Мао-Цзы, Цинь, Конфуций.
Лекция, реферат. Древний Китай - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.
Оглавление книги открыть закрыть
Похожие работы:
Ацтеки и древние народы области Анд
29.01.2010/реферат
Предания о племенах науа, овладевших Анауаком после падения тольтеков. Поливное земледелие - отрасль производства ацтеков. Общественный строй, религия и культура ацтеков. Группа племен языковой семьи чибча. Муиска накануне испанского завоевания.
Зарождение классового общества. Жизнь древних восточных славян
29.10.2009/реферат
Появление классового общества. Рабовладельческие государства в Северном Причерноморье и Крыму. Государственные объединения племен киммерийцев и тавров. Культура, быт, обычаи, верования славян. Расселение и занятия славянских племен на территории Украины.
Историческое время в понимании древних греков
26.01.2007/реферат
Культурные аспекты восприятия времени. Космическая статика исторического времени в древнегреческой культуре. Гесиод и его исторические циклы. Особенности представления об историческом времени в культуре Древней Греции.
История древних греков: возникновение первых государств, религия, социальное разделение
30.04.2010/реферат
Изучение религиозных верований древних греков, особенностей отражения в религии неравенства среди греков. Анализ основных мифических произведений Греции. История возникновения первых греческих государств. Поход греков на Трою. Вторжение дорийцев в Грецию.
Коневодство у древних башкир
21.06.2010/реферат
Хозяйство башкир как сложный экономический комплекс, включающий скотоводство, земледелие, пчеловодство, охоту, рыболовство, промыслы и ремёсла. Предпосылки развития коневодства у древних башкир. Коневодство как фактор развития полукочевого хозяйства.
Низовья Терека с древних времен до начала XVIII века
25.06.2010/лекция
Исторические сведения об освоении устья и низовьев Терека казаками. Описание событий XVII века, версии появления городов и поселений в трудах ряда ученых, а также причины и события, приведшие к подчинению терского казачества власти русского царя.
Олимпийские игры как проявление самопознания древних греков
13.11.2009/реферат
История происхождения Олимпийских игр. Философское значение этого события. Описание спортивных соревнований во время Олимпийских игр. Награды и наказания их участников. Спортивная наследственность от отцов к сыновьям. Положения этического кодекса атлетов.
Политические представления древних греков
11.05.2007/контрольная работа
Полисный этап древнегреческой истории начинается с разложения родоплеменных отношений. Полис как форма государственной организации древних греков. Утопия об идеальном государстве Платона. Причины кризиса полисной системы Древней Греции.
Россия с древних времен и до наших дней
9.10.2009/курс лекций
Русь древняя и средневековая, образование централизованного государства. Россия в новое время, эпоха Петра I, рождение империи. Новейшее время, Первая мировая война, октябрьский переворот, победа в Великой отечественной войне. Современная история России.
Самоидентификация древних евреев
15.05.2008/курсовая работа
Евреи идентифицировали себя ранее, чем почти все существующие на сегодня народы. Они сохранили ее среди ужасающих бедствий вплоть до настоящего времени. Феномен этноидентичности. Израильтяне. Избранность народа. Еврейская Библия - Ветхий Завет и ТАНАХ.