10. Причинная карта«Почему же между статуями фараонов и вельможами, с одной стороны, и статуэтками слуг и рабов с другой стороны, существует большая разница?»
ХОД УРОКА
1. ВСТУПЛЕНИЕ
У ч и т е л ь – Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить об очень интересной стране, которую называют то «Страной Большого Хапи», то страной «Та-Кемет», то «Даром Нила», а в учебнике истории она названа просто…
Как?
У ч е н и к и – Древний Египет
У ч и т е л ь– Да, это страна называется Древний Египет. Но вначале нам нужно разобраться, о чём, конкретно, мы будем говорить, как будем работать.
У ч и т е л ь - Для того, чтобы легче было работать, давайте определим нашу сегодняшнюю тему.
Посмотрим на экран
Показывается интеллект-карта "Определить тему"
Вариант ответа детей – это всё входит в понятие «искусство»
У ч и т е л ь– Итак, мы будем знакомиться с искусством Древнего Египта.
Форма работы – парная. Пара – те, кто сидит за одним столом. Каждой паре будут предложены задания.
Вам будут помогать консультанты – учаущиеся старших классов, специалисты по искусству Древнего Египта.
2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НАД ЗАДАНИЯМИ
Работа в парах над заданиями. Каждая пара работает над своим заданием, на своём компьютере. У каждой пары – консультант.
Задание 1.
Задача «Два храма».
Задание 2.
«Шедевры древнеегипетского искусства»
Задание 3.
«Города древнего Египта»
Задание 4.
Причинная карта
Задание 5.
Кластер
Задание 6. Игра «Кто хочет стать миллионером?» на тему «Тутанхамон и его гробница»
Задание 7.
«Соотнести»
Задание 8. Облако слов. Выявить основные элементы древнеегипетского искусства и привести примеры, заполнив карточку «Элементы древнеегипетского искусства»
(Приложение 1)
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Оживим» древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.
Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.
От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.
Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.
Встали, руки вверх, потянулись.
Кистями рук делаем “фонарики”
Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.
Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.
Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.
4. Проверка выполнения заданий.
При поверке выполнения заданий каждая пара показывает всё на экране.
Во время проверки можно задавать вопросы, уточнять, дополнять.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
У ч и т е л ь– Мы познакомились с искусством Древнего Египта. Вам что-то очень понравилось, что-то понравилось меньше, что-то, возможно, совсем не понравилось. Очень интересно это узнать. То, что Вам понравилось больше всего, мы отберём для нашего виртуального музея древнеегипетского искусства
Ситуационное задание
Ситуационное задание
Отбор шедевров древнеегипетского искусства для виртуального музея на сайте «Гуманитарная школа». Обязательно нужно придумать название нашему музею. Думать можно до следующего занятия.
Порядок работы.
1. Индивидуальная работа с карточкой «Определить приоритеты»
Задание - Посмотрите на экран, определитесь в выборе и заполните карточку «Расставить приоритеты» (Приложение 2).
На экране можно их поставить в должном порядке.
"Расставить приоритеты"
Click here for larger version
Те произведения, которые займут верхнюю строчку, составят фонд нашей виртуальной галереи на сайте «Гуманитарная школа"
2. Из произведений древнеегипетского искусства (их изображения размещены на стендах, разложены на столах, есть в книгах) дополнительно выбрать такие, которые бы, на Ваш взгляд, составили гордость нашего виртуального музея, посвящённого древнеегипетскому искусству.
Свой выбор объяснить, ответив на вопросы.
Ученикам даётся карточка с вопросами
№
Вопросы и задания для деятельности
1
Что это? Как называется?
2
К какому виду искусства относится?
3
Из имеющихся произведений древнеегипетского искусства найти то, которое чем-то похоже, или чем-то отличается от выбранного Вами.
4
Каковы характерные черты выбранного вами произведения искусства? (размер, цвет, форма, детали и т. п.)
5
Для чего, по-Вашему, использовались именно такие черты?
6
Почему, на Ваш взгляд, это произведение должно быть в музее?
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, сегодня на занятии мы познакомились с древнеегипетским искусством, увидели, как в музеях бережно хранят созданное в те далёкие времена, отобрали наиболее нам понравившиеся для своего виртуального музея, познакомились с некоторыми Интернет-сервисами.
Что вы скажете о сегодняшней нашей работе?
Беседа по вопросам
1. Что понравилось больше всего?
2. Что получилось лучше всего?
3. Что не совсем понравилось?
4. Что не совсем получилось?
5. А может быть вам хочется ещё о чём-то узнать. Спрашивайте.
Спасибо за работу. До свидания! До новой встречи!
ИСТОЧНИКИ
1. Архитектура Древнего Египта
2. Древний Египет
3. Древний Египет. Галерея.
4. Искусство Древнего Египта
5. Музеи всего мира. Лувр.
6. Музеи всего мира. Эрмитаж.
7. Скульптура Древнего Египта
8. Материалы семинара «Активизация познавательной деятельности учащихся посредством ЭОР и сервисов веб 2.0»
Занятия древних египтян - Древний мир - История - Для учащихся - Мир Истории и Обществознания - МАОУ Лицей
Наиболее значительное место в жизни страны имело земледелие. Оно основывалось на широко развитом искусственном орошении и являлось основным видом хозяйства. Древние египтяне возделывали несколько видов хлебных злаков (в т. ч. ячмень, полбу и пшеницу). Наряду с крупными хозяйствами, принадлежавшими аристократам и знатным чиновникам, существовали и небольшие крестьянские хозяйства, грядки которых поливали из кувшинов. Египтяне возделывали сады и виноградники, выращивали лен. Недостаток пахотных земель в долине заставлял египтян все свободные земли использовать для посевов. Лишь в Дельте существовали обширные пастбища, где в больших количествах разводили скот. Существовали разные породы крупного и мелкого рогатого скота. Выводились племенные породы. Скот был одним из основных видов богатства. Во время войн с соседними племенами фараоны старались захватить как можно большее количество быков, ослов, овец и коз. Египтяне разводили также домашних гусей, уток, лебедей и голубей. В храме солнца одного из египетских фараонов сохранилось изображение сцены добывания меда, что говорит о существовании пчеловодства. Многочисленные изображения, сохранившиеся на стенах гробниц, рассказывают о значительном развитии ремесел, таких, как обработка камня, дерева, металла и кожи, изготовление папируса (писчего материал и), ткацкое дело. Не имея твердого металла, египтяне добывали камень интересным, хотя и примитивным способом. Для обработки камня пользовались различными инструментами, в частности пилами, сверлами и резцами. О высокой технике обработки камня свидетельствуют ценные сосуды, сделанные из твердых пород камня с удивительной точностью. Особенных успехов египтяне достигли в строительном деле. Один из древнейших каменных храмов был построен в эпоху III династии. С этого момента каменная архитектура получила большое распространение в Египте. Для постройки гигантских царских пирамид использовались огромные каменные глыбы. Например, в постройке, расположенной у входа в заупокойный храм фараона Хафра (IV династия), камни длиной 5,45 м весят около 42 т. Уже в период Древнего Царства получила широкое распространение металлургия. Особенно дорогим металлом считалось метеоритное железо, ценимое за свою твердость (железа в Египте почти не было, равно как и серебра, ценившегося дороже золота и завозившегося из Передней Азии). Высокого расцвета также в эпоху Древнего Царства достигло ювелирное искусство. Египетские ювелиры изготавливали украшения и ценные изделия из золота, серебра и электрума (естественного сплава золота с серебром). Браслеты, найденные в гробнице царицы Хетеп-Херес, изготовлены из серебра и украшены тончайшими инкрустациями из яшмы, лазурита и малахита. Итак, мы видим, что в Египте существовали самые различные профессии. Это говорит о высоком развитии египетской цивилизации.
www.emgli.ru
Урок истории "Жители Древнего Египта"
Структурные компоненты урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный момент
1. Определение готовности учащихся к уроку. Знакомство с особенностями проведения данного урока.
Подготавливают рабочее место, настраиваются на работу
II. Модуль актуализации и закрепления изученного материала
1. Организация учебной деятельности с рабочим листом (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).
Осуществляют самопроверку, анализируя правильность выполнения задания
III. Мотивационный модуль
1. Вступительное слово учителя
Ребята, мы продолжаем с вами путешествие по страницам истории. Сегодняшний урок позволит нам побывать в “Та – меху” (“Стране болот и папируса”, пройти по “дешрет” и “кемет” (“по красной и чёрной” земле). О каком государстве идёт речь?
Кто является творцом истории Древнего Египта? Формулирование темы урока (запись темы урока)
2. Целеполагание.
Сегодня вы выступаете моими ближайшими помощниками – исследователями, которые по крупинкам собирают исторические знания. Чтобы начать нашу работу, предлагаю обозначить цель урока, сформулировать вопросы (эталон вопросов на доске:
1. Кто жил в Древнем Египте?
2. Чем занимались жители Древнего Египта?
3. В каких условиях жили?).
1. Слушают. Формулируют тему урока. Записывают её в рабочий лист.
2.Совместно с учителем определяют цели и главные вопросы для организации работы на уроке
IV. Модуль изучения нового материала
1. Беседа
- Какие основные занятия египтян Вам известны?
- Кто составлял важную часть жителей страны?
2. Определение групп жителей Древнего Египта в соответствии с родом деятельности (фараон, жрецы, вельможи, воины, писцы, земледельцы, ремесленники) (Презентационное сопровождение)
3. Физкультминутка
4. Беседа. Организация самостоятельной работы.
Как вы считаете, кому жилось труднее, земледельцам или ремесленникам?
Предлагаю найти доказательства своей точки зрения. Для этого каждый из вас выступит в роли историка.
1 группа
Задание: прочитать пункт “Труд земледельцев” (стр. 38-39), выписать ключевые слова, которые помогают нам понять труд земледельцев (эталон ответа: орошение, насыпи, пахота, каналы, шадуф, орудия труда (плуг, серп), опасность”.
Сделать вывод, используя свои записи и древнеегипетские настенные росписи на стр. 39 (первый рисунок)
2 группа
Задание: Выписать виды ремёсел, работая с историческим источником. Сделать вывод о труде ремесленников.
3 группа
Прочитать пункт 5 “Писцы собирают налоги” (стр. 41).Выделить из текста основные занятия писцов.
1. Вступают в диалог с учителем, отвечая на вопросы беседы.
2. Используя данную учителем характеристику особенностей вида деятельности, определяют категории населения, проживавшие в Древнем Египте.
3. Участвуют в физкультминутке. Выполняют упражнения, настраиваясь на дальнейшую учебную деятельность.
4. Слушают учителя. Самостоятельно выполняют задание из рабочего листа в соответствии с делением на группы.
В Древнем Египте было много мастеров своего дела и среди крестьян-земледельцев, и среди ремесленников. А еще там жили фараоны, вельможи, воины, писцы. Каждый из них нуждался в продуктах питания, одежде, орудиях труда... как всё это можно было получить?
Обмен – самый простой вид торговли.
Как оценить свой товар, если нет денег?
5. Участвуют в обсуждении. Обобщают полученные знания. Записывают определение (“налог”)
6. Предлагают своё решение проблемной ситуации, выясняя, что обмен являлся самым простым видом торговли.
7. “В гости к египтянину”.
Мы многое сегодня узнали. Пришла пора побывать в гостях. В гостях у египтянина.
Работа с иллюстрациями (стр. 40, 41 – “Дом земледельца”, “Строительство дома”).
Пища. Одежда.
Амулеты – мелкие фигурки, которые защищают от злых духов и несчастий
7. Рассматривают рисунки. Анализируют, делают выводы, высказывают своё мнение.
V. Модуль закрепления изученного материала. Рефлексия
1. Беседа по вопросам.
Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам её достичь?
2. Игра по карточкам (налог, шадуф, писцы, вельможи, амулет).
Вызывается один из учеников, который стоит перед классом. Учитель показывает табличку с термином. Ученики формулируют вопрос, а ученик отвечает, о каком понятии идёт речь.
3.Выскажите своё мнение относительно сегодняшнего урока, используя оценочное дерево на вашем рабочем листе.
Отвечают на вопросы, анализируя собственную деятельность во время урока. Выставляют оценки в рабочие листы. Заполняют оценочное дерево, проговаривая перед классом сложные моменты урока, то, чему удалось научиться.
3) Идеальное задание* (составить рассказ от имени земледельца (письменно)
Фиксируют домашнее задание в дневниках. Творчески применяют полученные на уроке знания.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Обучение в древнем Египте | Путешествия во времени
Древний Египет — одна из колыбелей человеческой цивилизации, к тому же полная загадок и тайн. Мы до сих пор точно не знаем каким образом древние египтяне построили свои величественные пирамиды, неподвластные даже времени, куда смотрит своим умным взглядом господин Сфинкс и вообще. Египет остается непостижимой загадкой не только для нас, но и был таковым для древних античных историков типа Геродота. Но без всяких сомнений египетская цивилизация обладала чрезвычайно высокой культурой, наукой (думаю, даже современным ученым было бы много чему поучиться у египетских жрецов), медициной (уже точно известно: древние египетские жрецы-врачи прекрасно умели проводить сложные хирургические операции) и конечно же образованием. Да, ведь именно образование и является тем нарезным камнем на котором строится вся культура, наука, медицина, хозяйство, в конце концов целая цивилизация. Как же учились древние египтяне?
«Люби писания и ненавидь танцы, целый день пиши своими пальцами и читай ночью» — это слова египетского жреца учителя записаны на одном из папирусов, которые дошли до нас из глубины веков. Судя по ним, египетские школьники эпохи фараонов проходили весьма настойчивое обучение, но конечно и среди них были свои «лодыри-двоечники», которые вместо того, чтобы настойчиво овладевать грамотой предпочитали пойти куда-то на танцы (дискотивку). Но для таких дисциплина была строгая, вот еще одно высказывание педагогов тех времен: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал». Стоит сказать, что обучение в древнем Египте проходили далеко не все дети, а во первых только мальчики (вот такое гендерное неравенство, не женское это дело — грамоту осваивать, думали в те времена, впрочем, и не только в те), а во вторых только сыновья богатых и благородных египтян. Конечно, детям простых крестьян или ремесленников как правило, обучения было ни к чему, по мере взросления они наследовали профессии своих родителей, и их обучение носило сугубо практическое направление — овладеть родительским ремеслом.
Все Египетские школы устраивались исключительно при храмах, учителями были жрецы — господствующая каста египетского общества, имеющая множество функций (кроме собственно учительства жрецы в Египте были и учеными, и медиками, и юристами, и финансистами). Маленькие египтяне начинали обучение в возрасте 5-ти лет, и учились в течение 12-ти лет. Учились настойчиво, занятия начинались рано утром и заканчивались поздно вечером . Ребят учили письму, счета, чтению. Писать начинали сначала на черепках глиняной посуды, это были своеобразные «тетради». Ученик учился рисовать, выводить иероглифы, потом начинал переписывать более длинные священные тексты, религиозные гимны. Не быстро, а качественно, никаких присущих современности быстро писаний, диктантов и т.д. Ведь куда спешить, когда впереди пирамиды и вечность?
После завершения обучения уже грамотный и знающий ученик становился государственным чиновником, (всегда была потребность в грамотных людях), или же мог и дальше продолжить обучение. Вступить так сказать в «древнеегипетский университет», по завершению которого он становился жрецом, посвященным в священные мистерии Исиды и Осириуса. У жреца открывались широкие карьерные перспективы, он мог сам стать учителем юных школьников, мог быть врачом при храме, судьей, хранителем храмовой казны, а если повезет, то и близким советником самого фараона. Но вот перед тем, как стать жрецом следовало пройти еще более длинный и сложный путь обучения. Сначала юный претендент (так сказать абитуриент) должен доказать, что он действительно стремится к мудрости и знаниям и пройти соответствующие испытания (вступительные экзамены в вуз или вроде как сдать ЗНО, ЕГЭ, хотя почему то кажется что последнее сдать гораздо легче, ведь теперь можно пройти пройти ЕГЭ онлайн, в древнем Египте такого точно не было.).
Интересные испытания, которые якобы проходил египетский претендент описал в своей книге «Великие посвящении» французский писатель Эдуард Шюре, хотя конечно многое из этого — его выдумка, которая никак не может претендовать на историчность. Но тем не менее (по Шюре) среди испытаний юный кандидат сначала проходил некий «Форт Бояр» в подземелье храма, шел сквозь огонь (который на самом деле не был огнем, а лишь оптической иллюзией, это имело целью доказать, что он преодолел страх), разгадывал всевозможные загадки (проявлял ум и смекалку), и в конце концов, оказывался голодный и жаждущий в зале наполненном всякой вкусной едой и напитками. Вот только строгий жрец — иерофант ему запрещал подходить к столу, это должно было проверить выдержку и силу воли. И наконец самое последнее испытание — соблазнения красивой девушкой, если претенденту удавалось устоять и перед женскими чарами, он с честью принимался в.. нет еще не жрецы, а только неофиты (ново посвященные студенты).
Далее молодому неофиту еще предстояло пройти долгие годы учебы, познать тонкости многих разных наук (тут и астрономия, и медицина и физика с химией и психология, и многое другое) и только тогда, в ходе следующего посвящения он уже торжественно становился жрецом, а если жрец выделялся большой мудростью, то вполне вероятно мог в течение времени стать и верховным жрецом, приближенным к фараону. А в политической истории Египта верховные жрецы бывало имели власть больше самого фараона, а некоторые из них даже сами становились фараонами.
Конечно вышеприведенные испытания — скорее всего выдумка самого Шюре, а как проходили настоящие испытания — мы не знаем, ведь египетские жрецы под стать своему загадочному Сфинксу умели хранить тайны.
travel-in-time.org
Занятия рабов в древнем египте
Рабы Древнего Египта отличались от рабов других древних цивилизаций. В первую очередь тем, что они считались и назывались людьми, защищались законом, имели собственную законную семью и даже некоторую собственность. Рабы, служившие у властных господ, по сути являлись слугами в их доме, следили за ведением хозяйственной и бытовой деятельности. В случае возникновения военных конфликтов, рабы становились в военные отряды с собственными офицерами и под собственными знаменами. Однако существовала и другая, физически более тяжелая деятельность для рабов.
Династический период
В разные периоды развития Древнего Египта рабам надлежало выполнять разную деятельность. В Династический период на территории Древнего Египта велись постоянные военные действия, поэтому рабами становились военнопленные. Заставлять их работать на вождей не было никакого смысла, потому что производственная деятельность была развита недостаточно хорошо. Все, что рабы произвели, они тратили на собственное пропитание и выживание, никакой пользы для рабовладельцев не существовало, поэтому военнопленных чаще всего просто убивали. Только когда человеческий труд стал более производительным и рабы смогли приносить материальную выгоду их стали использовать в домашнем и сельском хозяйстве.
Вопреки распространенному мнению, непосредственно рабы практически не вели строительных работ в Древнем Египте. Во всяком случае это касается частного строительства. Это связано с религией египтян. Они верили, что дом, построенный страдающим человеком, будет негативно сказываться на здоровье людей, в нем проживающих. В изготовлении кирпича и строительстве принимали участие только государственные рабы и строили они общественные и царские здания.
Эллинистический период
В этот период становления Древнего Египта, рабов было уже очень много. Тогда рабы стали основным элементом в производственной сфере. Их труд использовали как в больших полисах, так и на территории крупных землевладельцев. В это время основной деятельностью рабов было земледелие и ремесленничество.
Таким образом можно выделить 4 основных вида деятельности рабов в Древнем Египте:
Земледелие;
Ремесленное производство;
Домашнее хозяйство;
Общественное строительство.
vashurok.ru
Урок 11. Искусство Древнего Египта Предмет: история
страница 1 Урок 11. Искусство Древнего Египта Предмет: история.
Класс 5.
Дата: 20.10.11.
Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цель: раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта. Ход урока
Новые понятия: пирамиды, архитектура, скульптура.
Текущий контроль знаний и умений.
Задание – проверка домашнего задания по параграфу:
Пересказать один из понравившихся вам мифов (оценка выставляется с учётом сделанного рисунка).
Используя сделанную дома таблицу, расскажите, как в религии египтян нашли отражение природа, занятия населения, неравенство?
Почему в египетской религии ярко выражено обожествление сил природы?
Как фараоны с помощью религии укрепляли свою власть?
План изучения нового материала
Литература древних египтян.
Живопись и скульптура.
Архитектура египетского храма.
Изучение первого вопроса плана. Литература древних египтян.
Объяснение учителя
Из вопросов плана урока видно, что в искусстве выделяются следующие виды: литература, живопись, скульптура, архитектура.
Словарная работа.
Архитектура – искусство проектирования и построения зданий.
Скульптура – искусство создания объёмных художественных произведений путём высекания, резки, лепки.
Художественная литература является также одним из видов искусства. Художественная литература Древнего Египта представлена мифами, гимнами, поучениями.
Учащиеся уже знакомы с некоторыми из них. Можно попросить вспомнить о них.
Изучение второго вопроса плана. Живопись и скульптура.
Объяснение учителя
Самое значительное место в религии Древнего Египта со временем занял заупокойный культ. Египтяне верили в продолжение жизни после смерти при условии, что тело остаётся нетленным. Так возник обычай мумификации. Восприятие древнеегипетского искусства обычно связано с ощущением волнующей таинственности. Главная идея загробного культа определила особенности искусства, которое тяготело к скрытому, сокровенному и было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мёртвых. По представлению древних египтян, человек был наделён несколькими душами. Одна из душ – Ка – его невидимый двойник, олицетворение жизненной силы. После смерти человека Ка обитала в его статуе, изготовленной из камня с соблюдением точного портретного сходства. Статуя помещалась в гробницу. Жизнь в загробном мире мыслилась как продолжение земного бытия.
Изображения на стенах гробницы обеспечивали Ка возможность пользоваться всеми благами, которые окружали человека при жизни. Скрытые в гробницах произведения искусства не предназначались для осмотра. Они, по представлениям их создателей, обладали особой магической силой, помогали усопшему путешествовать в мире вечности. Не случайно у самих египтян слово «художник» прочитывалось, как «творящий жизнь».
В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, пилон, колонна, колонный зал), новые виды скульптуры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов. При главенствующей роли архитектуры все виды пластических искусств образовывали великолепное единство. Учителю на заметку (историческая справка) Первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта – ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккаре. Пирамида (высота 60 м) воздвигнута зодчим Имхотепом, изобретателем способа кладки из тёсаного камня. Сложенная из блоков белого известняка на скальной террасе, пирамида представляет собой шесть поставленных друг на друга и убывающих по размерам в высоту гробниц. Пирамиду Джосера обычно называют «матерью египетских пирамид». В её конструкции отражены основные принципы создания подобных сооружений: гигантский масштаб, обобщённая геометрическая форма, использование камня как строительного материала.
Пирамида Хеопса – самое большое каменное сооружение в мире, воздвигнутое архитектором Хемиуном. Высота пирамиды – 146,6 м, сторона основания – 233 м, сложена из блоков золотистого известняка, удерживающихся на своём месте силой собственной тяжести.
Древние греки считали пирамиды первым из «семи чудес света». Материал учебника Первое из чудес света. На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов. Их охраняет Большой сфинкс, высеченный из целой скалы. У него тело льва и голова человека. Самая высокая пирамида – пирамида фараона Хеопса – была построена около 2600 года до н. э. Её высота почти 150 метров. Это высота дома в 50 этажей. Чтобы обойти её кругом, нужно прошагать целый километр.
Семь самых знаменитых сооружений в старину называли чудесами света, и первое из них – египетские пирамиды. Многие путешественники стремились повидать их. Действительно, только чудом можно назвать строительство пирамид в глубокой древности, когда ещё не было даже железных орудий труда.
На строительстве пирамид постоянно трудилось множество каменотёсов и других ремесленников. Но особенно много людей требовалось для того, чтобы тащить тяжёлые камни. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Народ изнемогал от непосильного труда и тех лишений, на которые обрекали его фараоны – владыки Египта.
Изучение третьего вопроса плана. Архитектура египетского храма.
Работа с классом. Самостоятельно прочесть 2-й раздел параграфа «Храмы – жилища богов» и, используя рисунок в учебнике «Вход в храм и аллея сфинксов» или подготовленный заранее рисунок «Египетский храм», вместе с классом совершить «экскурсию» по храму.
Материал учебника Храмы – жилища богов. Знамениты и другие сооружения – храмы. Подойдём к одному из них.
Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, - два ряда сфинксов, фантастических существ с телом льва и головой человека или барана. По обе стороны ворот возвышаются массивные башни, украшенные рельефами. Перед ними высечены из гранита огромные фигуры фараона, восседающего на троне. У входа стоят обелиски – каменные «иглы фараонов». Их остроконечные вершины, покрытые золотом и серебром, ослепительно сверкают в солнечных лучах. За воротами – широкий двор, окружённый колоннами. (Колонна – высокий столб, обычно служащий опорой в здании.) Из двора виден огромный крытый зал с рядами колонн. Высоко вверх возносятся их могучие стволы. За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараоны вправе проникнуть туда, где стоит статуя бога – хозяина храма.
В дни праздников в честь бога жрецы на плечах выносили его статую во двор храма, где их встречали толпы народа. Затем процессия медленно двигалась к реке и поднималась на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах-храмах. По завершении празднества статую возвращали на место – в глубину храма.
Гробница фараона Тутанхамона. Во втором тысячелетии до н. э. египтяне перестали строить пирамиды – они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях. За века и тысячелетия, прошедшие со времён фараонов, их погребения были разграблены.
Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой. Велико было их волнение, когда, спустившись в подземелье, они заметили, что печать фараона на каменных дверях цела. Никто не входил сюда более трёх тысяч лет – все сокровища остались на месте!
Посреди первой комнаты стоял трон – на звериных лапах, покрытый золотом, украшенный слоновой костью и разноцветными камнями. Здесь же были сотни предметов: мебель, вазы из полупрозрачного камня, оружие и драгоценности. В главной комнате находился каменный саркофаг, а в нём – второй саркофаг, во втором – третий. Лишь в последнем, четвёртом саркофаге из чистого золота покоилась мумия юного фараона Тутанхамона.
Пойдёмте в музей! В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира.
В зале музея вы сразу догадаетесь, что вас окружают вещи, привезённые из Египта. В чём же особенности работы древнеегипетских мастеров?
Создавая каменные статуи, скульптор соблюдал особые правила. Вот как восседает вельможа: его ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая – к коленям. Это неестественная поза живого человека. Фараоны, вельможи и боги изображены так, словно они заколдованы: вперёд устремлены их взгляды, в одинаковой позе застыли их тела.
Были и другие правила: мужчин изображали с кожей тёмного цвета, а женщин – светлого. Фигуры богов – всегда большого роста. Фараон обычно гораздо выше своих вельмож; простые люди в сравнении с фараоном совсем маленькие.
А вот каким правилам следовали художники и скульпторы Египта при изображении человека в росписях и рельефах. На стене гробницы – фигура вельможи (см. рисунок справа). Верхняя часть его тела – плечи, руки – выглядит так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги – будто мы смотрим сборку. Голова тоже повёрнута к нам боком, но глаз нарисован так, словно мы глядим человеку прямо в лицо.
Большинство статуй находилось в гробницах. Статуя должна была быть похожей на покойного, чтобы душа её «узнала» и вселилась в неё (если мумия почему-либо не сохранилась). Поэтому египтяне придавали большое значение портретному сходству.
В Москве вы можете посетить Музей изобразительных искусств, а в Санкт-Петербурге – музей Эрмитаж. Там вы увидите египетские мумии и саркофаги, статуи богов и фараонов. Фараон Эхнатон и царица Нефертити Храмы бога Амона были очень богаты, и жрецы пытались диктовать свою волю самим фараонам. Но однажды в 14-м веке до н. э. фараон Эхнатон восстал против власти жрецов Амона. Он объявил единственным богом сияющий солнечный диск (по-древнеегипетски Атон). Каждый луч солнца – рука. Протянув к земле свои руки-лучи, Атон ласкает маленькими ладонями все живые существа. Фараон построил целый город, названый именем этого бога, - Ахетатон («Горизонт Атона»).
Однако после смерти Эхнатона жрецы вернули себе прежние права. Город Атона был забыт и превратился в развалины. Фараоны вновь стали поклоняться Амону-Ра. Но мы вспоминаем о правлении своенравного фараона, глядя на портрет его прекрасной жены и помощницы – царицы Нефертити (см. рис. на с. 62).
Вопросы самоконтроля:
Подумайте, с какими целями сооружались огромные пирамиды.
Зачем в гробницу Тутанхамона поместили мебель, вазы, оружие, драгоценности?
Опишите египетский храм.
Какие правила должны были соблюдать египетские мастера, изображавшие богов, фараонов, вельмож?
Домашнее задание: читать и пересказывать §11; ответить на вопросы (с. 57). страница 1
Смотрите также:
Урок 11. Искусство Древнего Египта Предмет: история 71.83kb. 1 стр.
Урок-игра "Умники и умницы" 72.21kb. 1 стр.
Курс «История религий Древности» является составной частью дисциплины «История религий мира», задачей которого является изучение религии Древнего Египта, Угарита и Месопотамии, Древней Греции и Рима 30.16kb. 1 стр.
moglobi.ru
Урок по теме "Искусство Древнего Египта"
Серова Татьяна Александровна, преподаватель истории изобразительного искусства, истории прически и костюма, рисунка и живописи, цветоведения. основ философии
Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентации к уроку
Загрузить презентацию (4,4 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Загрузить презентацию (2,9 МБ)
Главная задача преподавания курса истории
изобразительного искусства в среднем
специальном учебном заведении состоит в
достижении студентами такого уровня подготовки,
который позволил бы им: успешно овладеть другими
учебными дисциплинами, использующими знания,
полученные на занятиях по истории
изобразительного искусства; самостоятельно
осваивать художественную культуру и искусство;
всесторонне развиваться; использовать
полученные знания в процессе дальнейшей учебы и
профессиональной деятельности.
В период обучения студенты должны приобрести
новые знания, умения и навыки в области истории
изобразительного искусства и повысить общий
уровень художественной культуры. Им необходимо
изучить различные виды художественной
деятельности в их взаимосвязях и взаимовлияниях;
изучить разнообразные проявления
художественного гения различных народов и наций
в каждую конкретно – историческую эпоху; знать
основные виды, жанры, стили и направления
изобразительного искусства; изучить общие
закономерности художественного развития
человечества в контексте его социальной и
культурной истории.
Занятия в группах СПО по дисциплине «История
изобразительного искусства» проходят по два
часа несколько раз неделю, что позволяет
углубленно изучить материал. Такое занятие
препятствует распространенному ныне отношению к
искусству лишь как к элементу досуга,
развлечения, снимает привычку к поверхностному
его восприятию; позволяет создать особую
эмоциональную атмосферу.
Обращение к миру искусства в условиях учебного
процесса должно получить неповторимую окраску,
лишь тогда оно будет влиять на духовное и
эстетическое развитие.
Урок истории изобразительного искусства
немыслим без применения наглядности.
Обучающийся должен видеть то произведения
искусства, о котором идет речь. Поэтому
качественно оформленная электронная
презентация может сделать учебные занятия по
данной дисциплине достаточно интересным и
наглядным. Я использую электронные презентации
на учебных занятиях по объяснению нового
материала, а также на уроках закрепления
пройденного материала, уроках контроля и
коррекции полученных знаний, умений и навыков.
Предложенная авторская работа представляет
презентацию к учебным занятиям по теме:
«Искусство Древнего Египта». Период
существования Древнего Египта представляет
собой интереснейший этап в истории человечества.
Искусство Древнего Египта, несомненно, оказало
большое влияние на культурное развитие многих
стран и народов. Данная тема всегда вызывает
живой интерес учащихся.
Комбинированный урок по теме «Искусство
Древнего Египта эпох Древнего и Среднего царств»
Дидактические цели и задачи
Цель урока: формирование знаний об
особенностях изобразительного искусства в
Древнем Египте.
Задачи урока:
Образовательные: раскрыть условия
формирования культуры Древнего Египта, влияние
экономики, общественно – политического строя и
религии на изобразительное искусство; роль
заупокойного культа; основные черты искусства
Древнего Египта: каноничность, символичность,
монументальность. Познакомить учащихся с
особенностями изобразительного искусства
каждого периода. Отметить ведущую роль
архитектуры: пирамиды, храмовое строительство.
Скульптура: сфинксы, статуи фараонов, рельефы.
Живопись: росписи усыпальниц; декоративно –
прикладное искусство: изделия камнерезов,
ювелиров.
Развивающие: развитие грамотной речи,
внимания, памяти, ассоциативно – образного
мышления. Развитие умения выделять главное,
строить аналогии.
Воспитательные: воспитывать
нравственно-эстетического восприятия
окружающего мира, любовь к искусству; уважение к
товарищам, трудолюбие.
Оборудование урока: авторская
электронная презентация по теме: «Искусство
Древнего Египта», фрагменты кинофильмов
видеостудии «Кварт» – «Художественная культура
Древнего Египта» и видеостудии ВВС «Всемирная
история живописи» (1 часть), учебник, опорный
конспект.
Примечание: продолжительность
учебного занятия 90 минут.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку. Сообщение целей,
задач, плана урока.
Проверка домашнего задания по теме «Искусство
первобытного общества».
II. Контроль знаний
Работа с карточками по теме «Древнейшие
памятники первобытного искусства».
III. Объяснение нового материала учителем и
его первичное закрепление
Презентация 1
В древнеегипетском тексте читаем: «Существует
нечто, перед чем отступают и безразличие
созвездий, и вечный шепот волн, – деяния
человека, отнимающего у смерти ее добычу».
Заупокойный культ в древнем Египте не был
культом смерти, а как бы отрицанием торжества
смерти, желанием продлить жизнь. И все в
усыпальнице, в ее архитектуре, в е росписях и
изваяниях, во всех предметах роскоши, которыми е
наполняли, должно было выражать красоту жизни.
Глядя на эти грандиозные усыпальницы, мы
невольно повторяем крылатое выражение: «Все на
земле боится времени, но время боится пирамид!»
Узкая долина Нила среди безводных пустынь и
голых скал. Но благодаря разливам Нила земля эта
– одна из плодороднейших в мире. Надо только
уметь задерживать воды и совершенствовать
земледелие. А это требует организованности,
сплоченности в сильном рабовладельческом
государстве.
(Фрагмент видеофильма «Художественная
культура Древнего Египта»)
Учитель объясняет новый материал с опорой на
авторскую электронную презентацию.
Обучающиеся в ходе объяснения составляют
опорный конспект, используя материал
презентации, видеофильма и учебника.
Историю древнего Египта принято подразделять
на следующие периоды:
Додинастический (4 тысячелетие до н.э.)
Древнее царство (3200 – 2400 годы до н.э.)
Среднее царство (XXI век – начало XIX века до н.э.)
Новое царство (XVI – XII века до н.э)
Позднее время (XI в. – 332 год до н.э)
Значение египетской культуры. Периодизация.
Территория Древнего Египта (от Древнего царства
до Нового времени) (Слайды 1, 2, 3).
В отдельных странах древнего мира овладение
грамотой требовало довольно сложных графических
навыков. Так было и в Египте (Китае, Японии, Индии).
Египетская культура развивалась медленно.
Сложившиеся в древности каноны, правила и
традиции, сохранялись тысячелетиями,
передавались из поколения в поколение.
Устойчивость религиозных представлений и
культовое назначение памятников искусства
определили веками установленные строгие правила
выбора тем, расположения сцен в рельефах и в
живописи, поз и жестов к круглой скульптуре.
На протяжении веков в египетском искусстве
отбирались наиболее совершенные способы
изображения и выразительные средства. В пределах
канонов мастера сумели передать сложный и
величавый образ человека, отразить богатство
мифологических представлений. (Слайд 4)
Эпоха Древнего царства. Характерные
особенности. («Триада Менкаура»).
(Слайд 5)
Столицей Египта в то время был город Мемфис,
расположенный в начале дельты Нила, недалеко от
современной египетской столицы – Каира. Мемфис
рано стал и ведущим художественным центром,
который внес огромный вклад в египетское
искусство. Период Древнего царства вообще был
временем сложения основных форм египетской
культуры, начиная от самой формы государства.
Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и
главные задачи, и характер египетского
искусства, и соотношение его видов, постепенно
сложились основные типы архитектурных
памятников.
В истории египетского искусства ведущая роль
принадлежала архитектуре. Уже во время Древнего
царства были созданы грандиозные каменные
постройки – гробницы фараонов, пирамиды. (Слайды
6, 7)
Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизе
является полное освоение и конструктивной роли
камня и его декоративных возможностей.
В пирамидных храмах впервые в Египте
встречаются свободно стоящие колонны то с
круглыми стволами и простыми абаками, то в виде
четырехгранных столпов. Зодчие умело пользуются
сочетаниями отполированных плоскостей
различных камней. Блестящие грани колонн
заупокойного храма прекрасно гармонировали с
облицовывавшими его стены плитами розового
гранита и с алебастровыми полами. Аналогичное
оформление зала нижнего храма составляло
замечательное по красочности целое со статуями
из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и
желтого шифера (Слайд 8).
Считалось, что душа за неимением тела (если
мумификация окажется несовершенной) может войти
в статую и оживить ее, благодаря чему загробная
жизнь умершего будет продолжаться.
Следовательно, большую роль в искусстве Египта
играла скульптура, а ваятель пользовался почетом
и назывался «санх», что значит «творящий жизнь».
Канон в египетской скульптуре (Слайды 9, 10, 11, 12).
Особым видом воплощения идеи
сверхчеловеческой сущности фараона был образ
сфинкса – фантастического существа с туловищем
льва и портретной головой царя. Сфинксы были
первыми царскими статуями, стоявшими вне храмов
и, таким образом, доступными для обозрения
народных масс, на которых они должны были
производить впечатление сверхъестественной и
потому неодолимой силы фараона. Исключительное
место не только среди подобных скульптур, но и
вообще в египетском искусстве занимает
знаменитый Большой сфинкс, находящийся у нижнего
заупокойного храма Хафра (Слайд 13).
Резко противоположны по своему характеру
статуям царей и вельмож статуэтки слуг и рабов
(«ушебти»), помещавшиеся в гробницы знати для
обслуживания умерших вельмож в загробной жизни.
Сделанные из камня, а иногда из дерева и ярко
раскрашенные, эти статуэтки изображают людей,
занятых различными работами: мы найдем здесь и
земледельца с мотыгой, и ткачей, и носильщиков, и
гребцов, и поваров. Выполненные вне требований
канона, самыми простыми средствами, эти
статуэтки отличаются яркой выразительностью.
(Слайд 14)
Большое место в искусстве Древнего царства
занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены
гробниц и храмов, причем и здесь в данный период
были выработаны основные принципы дальнейшего
развития этих видов искусства. В Древнем царстве
уже применялись оба вида египетского рельефа – и
более распространенный барельеф и свойственный
именно египетскому искусству врезанный рельеф,
при котором сама поверхность камня, служившая
фоном, оставалась нетронутой, а углублялись
контуры изображений.
Вырабатываются характерные для египетского
искусства приемы расположения фигур на
плоскости. Широкие и сильные плечи
развертываются в фас, ноги и голова с острыми
чертами лица – в профиль. Значительность фараона
подчеркивается его размерами.
Композиция рельефа строится горизонтальными
полосами, один эпизод под другим, отчего
воспринимается подобно рассказу,
развертывающемуся в строгой последовательности.
Широкое распространение получили ремесло и
мелкая раскрашенная пластика. Росписи
выполнялись темперой по сухому грунту.
Золотистый цвет тел сочетался в них с зеленью
трав, белизной одежд, синевой цветов (Слайды 15, 16,
17, 18).
Первичное закрепление
Вопросы для закрепления
Где расположен Египет?
На какие периоды принято подразделять историю и
культуру Египта?
Расскажите об общественном строе в Египте.
Какое вероучение возникло в Египте?
Какой памятник Древнего Египта знаменует
рождение стиля?
В чем заключается этот стиль?
Каким был темп развития искусства Древнего
Египта?
Расскажите о пирамидах.
Что представляет собой сфинкс?
Расскажите, используя примеры, о каноне в
египетской скульптуре.
О чем рассказывают нам росписи заупокойных
храмов?
Как развертывается сюжет в рельефе и в живописи?
Студенты отвечают на вопросы, используя
опорный конспект.
Среднее царство
Используется (Фрагмент видеофильма
«Художественная культура Древнего Египта»)
Характерные особенности искусства эпохи
Среднего царства (Слайд 19).
Среднему царству, т.е. Правлению XI и XII династий,
предшествовали нашествия чужеземцев,
междоусобные распри, временный распад древнего
государства на отдельные области. Грандиозное
строительство во славу предшествующих фараонов
отвлекло массы земледельческого населения от
производительного труда, ослабляя тем самым
экономическую мощь страны. Все это, вместе с
возросшей самостоятельностью вельмож и местных
правителей да грозными смутами, вылившимися в
восстание крестьян и рабов, наложило свою печать
и на духовную жизнь египтян (Слайд 20).
Происходит некая переоценка ценностей,
сопровождающаяся стремлением расширить область
познания. В заупокойный культ вводится моральный
момент: вступающий в загробный мир должен
предстать перед судом Осириса – покровителя
мертвых. Сам этот культ с его заботами о
«благосостоянии» умершего начинает
распространяться и на средние классы. (Слайды
21, 22).
В искусстве, сущность которого остается
неизменной, сильнее пробивается реалистическая
струя под влиянием художественных школ,
возникших при дворах провинциальных правителей
(Слайды 23, 24).
То же стремление изображать не отдельные
предметы, а действие, показывать в движении целые
группы проявилось и в мелкой пластике Среднего
царства. Раскрашенные по слою грунта деревянные
статуэтки повествовательны, как и живопись.
Нарядные женщины, несущие жертвоприношения к
храму, булочники, выпекающие хлеба, крестьяне за
вспашкой земли, чиновники, считающие скот,—
таковы сюжеты этих достигающих подчас
подлинного изящества статуэток (Слайд 25).
Совершенны яркие фаянсовые сосуды бирюзовых и
синих тонов и фаянсовые фигурки животных, в
изготовлении которых применялась подглазурная
роспись (Слайд 26).
Фараон все также обожествляется. Но пирамиды
строятся уже не из камня, а из кирпича – сырца,
что не так разорительно. Зато личность фараона
возвеличивается с еще большей наглядностью, чем
в Древнем царстве. Статуи царей уже
предназначены не только для усыпальниц, они
воздвигаются в храмах и под открытым небом, чтобы
весь народ, глядя на них, сильнее проникался
сознанием незыблемости царской власти,
несколько поколебленной в эти века.
Статуя фараона Аменемхета III из черного гранита
– прекрасный образец скульптуры Среднего
царства. На голове – убор фараонов: полосатый
платок с выпуклым изображением священной змеи
надо лбом. Подобно фараону Древнего царства
Хефрену, он царственно восседает на троне. Но он
еще более индивидуален, чем Хефрен: пристальный
взгляд глубоко посаженных глаз, все властное,
энергичное выражение лица с широкими ноздрями и
скулами выдают крутой нрав царя, так что, кажется
нам, с изваяния медленно исчезает печать
непостижимости.
Но, пожалуй, самое замечательное из дошедших до
нас изваяний Среднего царства – голова фараона
Сенусерта III. Что-то надломилось в незыблемой
некогда невозмутимости царского лика. Острая
игра светотени на черном камне разительно
выявляет индивидуальные черты этого владыки, в
котором угадываешь проницательный ум, какое-то
внутреннее сомнение и скрытую грусть (Слайды 27,
28).
В этом сооружении была осуществлена попытка
соединить храм с пирамидой, но постройки такого
типа не получили прямого продолжения. И все же
усыпальница Ментухотепов положила начало
крупным храмовым ансамблям более позднего
времени. Живописно расположенная среди диких
гор, усыпальница с двумя террасами и широким
пандусом (пологим подъемом), увенчанная
пирамидой, уподоблена горной вершине.
Золотисто-розовый цвет камня, огромная
протяженность окруженной стенами дороги,
ведущей к храму из долины (1200 м), сообщали этому
своеобразному ансамблю величественный размах
(Слайд 29).
Особое значение в Среднем царстве приобрели
мощные колоннады, опоясывающие террасы храмов и
дворы, а также колоссальные каменные статуи
правителей. Нововведением были пилоны — две
мощные башни с узким проходом посредине,
являющиеся своеобразным рубежом на пути людей,
вступающих в храм (Слайд 30).
Высокие тонкие обелиски с заостренной
пирамидальной верхушкой, «каменные иглы»,
покрытые иероглифами, все чаще воздвигают во
славу богов и царей перед храмами и дворцами.
Иероглифические письмена играют важнейшую роль
в искусстве Египта, ибо каждый иероглиф –
рисунок, подобно знаку выражавший вначале
понятие или предмет (Слайд 31). Замечательный
памятник искусства Среднего царства – стела
вельможи Хунена. Супруги (вельможа и его жена)
рельефно изображены слева внизу. Лицо и ноги в
профиль, грудь в фас, как полагается по канону,
причем в позе обоих торжественность сочетается с
неким стремительным ритмом, рождаемым
параллельной направленностью лиц, рук и ступней.
А над ними и напротив, целиком заполняя площадь,
более чем в три раза превышающую ту, что отведена
этой чете, художник изобразил иероглифы. Это
птицы, змеи, лежащие быки, сидящие человечки,
плоды, растения, черточки, линии, геометрические
фигуры строка за строкой сообщают умеющим читать
иероглифы религиозный текст с добавлением описи
всего, что было принесено в жертву при
погребении. Но иероглифы красноречивы и для того,
кто их читать не умеет. Ибо их совокупность
составляет сказочно богатый узор, как бы целый
мир стилизованных символических знаков, в
котором приютилась вельможная чета, столь же
загадочная для непосвященных в своей острой
геометрической выразительности, как и эти
декоративные письмена. Независимо от текста
переданного иероглифами, нам кажется, что трудно
придумать более гармоничный фон для
стилизованного изображения этих знатных
египтян, живших в конце III тысячелетия до н.э.
(Слайд 32).
Их смысловое значение, совершенно забытое после
падения египетской державы, было разгадано лишь
в XIX веке французом Шампольоном.
Французский историк, лингвист, основатель
египтологии. Благодаря проведённой им
расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября
1822 года стало возможным чтение египетских
иероглифов и дальнейшее развитие египтологии
как науки (Слайд 33).
Розеттский камень— плита, найденная в 1799 годув
Египте возле небольшого города Розетта (теперь
Рашид), недалеко от Александрии, с выбитыми на ней
тремя идентичными по смыслу текстами, в том числе
двумя на древнеегипетском языке— начертанными
древнеегипетскими иероглифами и одной на
древнегреческом языке. Древнегреческий был
хорошо известен лингвистам, и сопоставление трех
текстов послужило отправной точкой для
расшифровки египетских иероглифов. С 1802 г.
Розеттский камень хранится в Британском музее
(Слайд 34).
Фрагменты видеофильма. Видеостудия
ВВС. «Всемирная история живописи». Живопись
Древнего Египта. (1 диск).
Первичное закрепление
Вопросы и задания:
Почему была ослаблена экономическая мощь
страны?
Какие изменения происходят в искусстве
(архитектуре, скульптуре, живописи, мелкой
пластике)?
Как возвеличивается личность фараона в эпоху
Среднего царства?
Какие обелиски стали возводить в эту эпоху?
Какое значение в искусстве Древнего Египта
имеют иероглифы?
Кто и как сумел расшифровать иероглифы?
Нарисуйте несколько египетских иероглифов и
расскажите об их значении. Придумайте и
нарисуйте свой иероглиф.
IV. Подведение итогов урока
Анализ работы учащихся. Выставление оценок.
V. Домашнее задание
Используя методические рекомендации
подготовить доклад (или презентацию) по одной из
данных тем: «Каноны египетского искусства»,
«Искусство эпохи Древнего царства», «Искусство
эпохи Среднего царства», «Египетские пирамиды»,
«Прически и костюмы Древнего Египта».
Конспект урока по теме: «Египетское искусство
Нового царства. Амарнский период» выносится в Приложение 1 (Презентация
2). Приложение 2
содержит контрольные тесты.
Список литературы и средств обучения.
Интернет-ресурсы.
Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М.:
Просвещение, 1998
Сокольникова Н.М. История изобразительного
искусства. М.: «Академия», 2006
Видеостудия «Кварт» (фильмы на ДВД):
«Художественная культура Древнего Египта»
Видеостудия ВВС «Всемирная история живописи»,
«Живопись Древнего Египта»