Характерные черты древней философии индии. Характерные черты индийской философии. Главные этапы становления философии в Древней Индии (веды, брахманы, упанишады)
Особенности древневосточной философии. Философия Древней Индии. Характерные черты древней философии индии
42. Основные черты индийской философии.
Источник индийской философии – 4 веды: «Триг-веда» (веда гимнов), «Самоведа» (мелодий), «Яджур», «Адхарва» (веда заклинаний). Философия возникла в Индии 3 тыс. лет тому назад, возникли веды. Некоторые считают, что она возникла в 6 веке до н.э. До этого времени были кураны – произведения по мотивам веды и по форме напоминающие миф.
В 6 веке появились упанишады – изречения из вед. Это особое нацеленное изучение веды. Упанишады были рассчитаны на специалистов, которые знали о бытии, Боге и т.д.
Индийское общество кастовое, и философию оно разбивало не так, как европейское. В Индии по философским рецептам жил не один философ, а целые касты. Философский образ жизни вели и не разбирающиеся люди. Чтобы все одинаково разбирались, создается жанр сутры. Сутра (нить) – набор афоризмов, в форме которых сформулированы все основные положения.
Со 2-3 в. н. э. появляется новый жанр, близкий к европейскому – бхашья. Это комментарий на сутру, разъясняющий, что и как надо понимать в сутре. Индийская философия нацелена на понимание того, что скрыто в ведах (потом упанишадах, сутрах), а не на определение авторства; как таковых авторов не было.
Основные черты:
Практическое отношение к философским доктринам.
Негативное отношение к окружающему чувственному миру. Вызвано тем, что к чувственному миру (все вещам, которые нас окружают) привязывается душа, а это мешает ей быть чистой, не зависимой от чув. мира.
Не отвергались мнения других философов, а тщательно пересказывались. Изложение учений, подробнейший пересказ – пурвапакша.
Последующие опровержение других точек зрения – кхандана.
Далее приступали к своим доказательствам – утарапакша.
Была вера в то, что буквально все вещи одушевлены – гилозоизм. Каждая инд. школа имела свое представление, что происходит с душой в конечном счете. Это главное различие всех школ, но они сходятся в одном: душа какое-то время блуждает из одной вещи в другую. Конечная цель души – прекратить переселение, это достигается отказом от чувственного мира, от желаний. Надо быть умеренным даже в проявлении любви к семье, друзьям, так как это наносит вред душе. Каждый является ответственным перед другими людьми, которые довели до него душу.
Вера в вечный нравственный порядок во Вселенной. В мире есть порядок, закон, справедливость – рита. Рита сильнее богов, судьбы, приводит души к успокоению.
Учение о карме как о воздаянии душе за прошлые дела. Карма – процесс реализации судьбы. Карму делят на 2 части: ту, которая начала приносить плоды, уже действует – арабдха. Не приносящая плоды, потенциальная возможность чего-либо – анарабдха. Анарабдха тоже делится на 2 части: 1 – прокмана – накапливается в прошлой жизни, приобретена другими; 2 – криямана – та, что приобретается человеком.
Вера в дайву – судьбу. Дайва – кармическое предназначение по итогам жизни души.
Отношение к Вселенной, как к арене для нравственных действий. Все тела выполняют определенные нравственные действия.
Причины порабощения «нашего я» природным миром вызвано незнанием самого себя. Чтобы душа правильно себя вела в направлении освобождения, нужно действовать на основе знания. Знание – условие освобождения души. Чтобы устранить укоренившееся ложное убеждение привязанности к миру, необходимо непрерывное размышление над этой истиной.
Даркшана – то, что в индийской философии все школы сгруппированы вокруг одного критерия, и некоторые сгруппированы попарно. Критерий – отношение к ведам. Те школы, которые признают веды в качестве высшего источника знаний – астические. Настические – не признают. Астические: Миманса и Веданта (наиболее ортодоксальные: не отходят от вед, веды – источник мира, главнее и сильнее всего), Санкхья и Йога, Ньяя и Вайшешека. Настические: Буддизм, Джайнизм, Чарваки. (Чарваки многое отвергали, напр., про карму.)
studfiles.net
Особенности древневосточной философии. Философия Древней Индии
Поиск Лекций
Тема 2.1. Древневосточная философия
К VII веку до н.э. сформировалась философия в Индии и Китае, которые на тот момент были развитыми древними цивилизациями. На основе экономических, социальных, политических предпосылок складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением, основанном на логике и рациональности.
Существуют общие закономерности развития древнеиндийской и древнекитайской философии. Во-первых, самосознание древних индийцев и древних китайцев формировалось по типу родовых генетических связей. Род объективирует свое сознание в природе, но себя из нее не выделяет. Такое соотношение природы, человека и сознания в первоначальной индийской и китайской философии реализовалось в мировоззренческих концепциях о духовном и телесном единстве человека и природы. Во-вторых, род выступает движущим основанием трансформации сознания отдельного человека. Понимание космического времени, пространства и сознания древних индийцев и китайцев содержат в себе возможность числовой абстракции философской категории, которая затем проявляется в философских учениях. В-третьих, телесно-духовные оппозиции категорий низа и верха предваряют активную познавательную работу мышления во всех сферах возникающей философии. Мощная мифологическая и религиозная фиксации сознания – мифа, ритуала или табу – в качестве исходной основы и философского направления диктуется не произволом философа, а его социальными условиями и классовыми интересами. В частности, у китайцев даосизм своим основанием избирает миф; конфуцианство – ритуал; легизм – табу. У индийцев веданта избирает миф; миманса – ритуал и т.д. Затем, постепенно, родовое сознание сменяется индивидуальными мировоззренческими исканиями отдельного мудреца. В классовом обществе с государственным устройством мифология и религия сменяются философским познавательным творчеством. Понятийные образы мифологии и религии попадают в философскую разработку и выливаются в абстрактные категории (термины). При этом философия сохраняет в своем категориальном арсенале понятийный образ предыдущих форм мировоззрения, хотя и трансформирует их, придавая им другие значения.
Отметим некоторые общие черты древневосточной философии, отличающие её от философии древнегреческой. Во-первых, индийская и китайская философия, не отделилась полностью от религии. Но если в древнеиндийской философии преобладало религиозно-мифологическое мировоззрение, задававшее древним индийцам свои высшие ценности, то в древнекитайской преобладало обыденное сознание (ритуал). Во-вторых, для древневосточной философии является характерным то, что естественнонаучные знания (астрономические, физические) не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии. В-третьих, для древневосточной философии был характерен глубокий традиционализм. Если, например, древнегреческая философия была основана на скептицизме (сомнение во всех прежде полученных знаниях) и неустанном поиске истины, то для китайской философии типично осуждение сомнений, утверждение их бесплодности, а потому вредности. Восточная традиция, несмотря на разнообразие школ, демонстрировала постоянство и преемственность на протяжении многих столетий. В это же время древнегреческая философия развивалась через борьбу идей, в процессе которой новые теории вызревали в недрах старых и, преодолевая их, приходили им на смену.
Философия Древней Индии.
Индийская культура является одной из самых древних в истории человеческой цивилизации. В ее рамках была создана оригинальная философия, оказавшаяся большое влияние на творчество крупнейших мыслителей всех последующих эпох, как в самой Индии, так и за ее пределами. Древнеиндийская философия тесно связана с мифологией и религией. Так в Ведах (древнеиндийские религиозные тексты) собраны и мифы, и ритуалы, и различные обряды индуизма (национальная религия индусов). Данная религия является политеистической (в ней много богов). Например, есть Индра – бог грозы, Агни – бог огня, Дьяус – бог небес и много других. Индийцы считали, что весь мир населён. Поэтому, кроме людей и богов существуют их враги – асуры (злые духи). Интересно, что боги у индийцев не всесильны, а подчиняются некому закону – единому космическому порядку. Именно этот порядок руководит миром, благодаря которому дни сменяются ночами, сменяются времена года и т.д. Практически все термины древнеиндийской философии «перешли» в неё из мифологии и религии, а не были созданы специально.
В истории древнеиндийской философии обычно выделяют три периода:
1. Ведический (XV-X века до н.э.). В этот период были созданы тексты Вед, в которых изложено мифологическое мировоззрение древнеиндийского общества.
2. Эпический (IX-VII века до н.э.). В этот период были созданы комментарии к Ведам.
3. Классический (VI век до н.э. - III век н.э.). В этот период были написаны Упанишады (первые именно философские тексты).
Европейский термин «философия» в индуизме не имеет однозначного эквивалента. Индусы оперируют понятиями «брахма видья» (знание абсолютного) и «даршан» (интеллектуальное видение). Термин «даршан» имеет несколько значений: «узреть реальность», «получить внутреннее озарение», «прозреть». В зависимости от отношения к Ведам даршаны (философские школы) подразделяются на ортодоксальные (астика): веданта, санкхья, ньяя, вайшешика, которые признают авторитет Вед и неортодоксальные (настика): джайнизм, буддизм, локаята, червака, которые отвергают авторитет Вед.
Философия веданты. Это – философская система, которая непосредственно опирается на заключительную часть Вед – Упанишады. Данная философская школа послужила теоретическим обоснованием брахманизма (влиятельное религиозное течение). Согласно веданте абсолютной духовной сущностью мира, его субстанцией является Брахман – причина всего существующего. Тождественной с Брахманом считается человеческая душа (Атман), которая вечна. Душа – это сознание, рассматриваемое как вечно существующая, самоочевидная реальность. По своей внутренней природе она чужда какой бы то ни было деятельности. На уровне эмпирического мира существует множество душ. До тех пор, пока душа находится в системе тело-разум-чувство, она остается лишь подобием, образом Брахмана, поэтому она множественна, не единослитна с Брахманом. Наш материальный мир, который мы воспринимаем чувствами, есть кажимость, вызванная воздействием иллюзий. Причина кажимости кроется в незнании. Выход из круговорота рождений (бесконечного возвращения души на землю и вселения в новое тело) заключается в знании, на основе которого возникает понимание, что мир – это сплошной обман, а подлинной реальностью обладает Брахман. Путь к постижению этого знания состоит в соблюдении нравственного кодекса и медитации. Под медитацией понимается концентрированное размышление о сути Брахмана. При этом ученик должен покорно следовать за учителем, посвященным в мудрость веданты. Он должен упражняться в постоянном размышлении над ее истиной до тех пор, пока не достигнет непосредственного и притом постоянного созерцания истины. Согласно веданте, связанная со своим телом душа несвободна, она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты.
Философия санкхья. Это – одна из ранних философских школ, имеющих прямое отношение к ведической традиции. Основателем её был Капила (VI век до н.э.). Санкхья – это дуалистическая философия (признает равнозначными два начала мира), которая пытается объяснить все мироздание и найти спасение от страдания, исходя из двух изначальных реальностей – пракрити (материя, природа) и пуруша (абсолютная душа). Правда, дуалистична лишь классическая санкхья, а возникшие на ее основе варианты носят либо материалистический, либо теистический (религиозный) характер. По мнению представителей санкхьи, пракрити сначала существовала в аморфной, нерасчлененной форме. Ее превращение в мир существ и предметов, которые воспринимаются чувствами, осуществилось под влиянием трех качественных элементов. К ним относятся раджас (стремление), тамас (тьма) и соттва (ясность). В каждой вещи преобладает один из этих элементов. Из этих элементов состоит не только пракрити как первичная субстанция, но и все вещи мира. Пуруша (абсолютная душа), существует независимо от материальной основы мира. Несмотря на то, что ее нельзя наблюдать и обнаружить, она присутствует во всех вещах и существах. Все множество предметов реального мира возникает после соединения пракрити и пуруши. Причем на этой основе существуют как материальные (вода, воздух, земля, огонь), так и духовные (интеллект, самосознание) исходные принципы. В учении о познании кроме восприятия и логического вывода санкхья признает источником познания также учения древних священных книг – Вед. Предпосылку этики санкхьи составляет убеждение о всеобщей распространенности страдания. Поэтому главной задачей мудрости считается познание пути и средств, ведущих к полному освобождению человека от страданий и несчастий.
Философия вайшешики. Основателем школы считается Канада (V век до н.э.). Истоки умозрения этой школы можно обнаружить в ранних Упанишадах. Цель мудрости вайшешика видит в освобождении человеческого «я» от страдания и зависимости. Главная причина страдания – незнание. Поэтому путь к освобождению лежит через знание, истинное постижение реальности. Такое познание предполагает исследование категории бытия. Согласно учению вайшешики, мир состоит из качественно разнородных мелких частиц или атомов (ану) воды, земли воздуха и огня, заключенных в эфире, времени и пространстве. Если ану вечны, несотворимы и неразрушимы, то образованные из них объекты преходящи, изменчивы, непостоянны. Все комбинации ану, в результате которых образуются конкретные объекты, совершаются по законам адришты, направленным на благо души. Все телесные и нетелесные вещи имеют общее внутреннее строение, так как они состоят из девяти субстанций. Наряду с субстанциями, имеющими материальную основу (земля, вода, свет, воздух, эфир), состоящих из вечных и неделимых атомов, признается также существование нематериальных субстанций. К последним относится душа (атман), состоящая из психических качеств. Если философия вайшешика первоначально возникла как материалистическое учение о бытии, то постепенно усиливается ее религиозная окраска. Со временем представители этой школы стали рассматривать атомы только как материальную причину мира, а деятельной причиной мира провозгласили бога.
Философия джайнизма. Основателем данного религиозно-философского учения считается Махавира Вардхамара (VI век до н.э.). Это учение является дуалистическим, поскольку его представители, джайнисты, выделяют две части бытия: неживое (аджива) и живое (джива). Неживое включает в себя состоящую из атомов материю, время, среду, а живое отождествляется с одушевленным. Джива вечна, но она распадается на множество облеченных в самые разные материальные оболочки душ, которые переходят из одного тела в другое (закон сансары). Джайнисты подробно разработали закон кармы (воздаяние за поступки, совершенные в процессе прожитой жизни), различая восемь карм, которые в своей основе имеют два фундаментальных свойства. Злые кармы негативно влияют на главные свойство души, которые она приобрела, будучи совершенной в своей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений. Когда человек постепенно избавится от обеих карм, произойдет его освобождение от пут сансары. Для освобождения еще при жизни необходимы правильное поведение, правильное познание и правильная вера. Целью освобождения является личное спасение, ибо человек может освободиться лишь сам и никто ему не может помочь. Человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальное тело и управлять им. Лишь он сам решает, что добро и к чему отнести все то, что встречается ему в жизни. Этим объясняется эгоцентрический характер джайнистской этики. Характерной особенностью этической системы джайнизма является тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения. К числу подобных правил относится, например, ненанесение вреда всему живому. Это логически вытекает из теории джайнизма о равенстве всех душ и признания принципа обратимости. Согласно этому принципу люди должны поступать по отношению к другим (включая животных) так, как они хотели бы, чтобы поступали с ними. Путь к освобождению в джайнизме связан главным образом с определенным нравственным настроением человека, постоянным чувством жалости к окружающему. Сострадание ко всем живым существам является одним из главных в джайнизме. Довольно разработанной у джайнистов является теория познания. Они различают «шрути» – авторитарное знание и «мати», в которое м входит непосредственное восприятие человеком внешних и внутренних объектов мира как органами чувств, так и умом. От этого непосредственного познания отличается «сверхнепосредственное познание», когда душа (джива) не опирается ни на чувства, ни на ум. На первой ступени такого знания душа воспринимает как мелкие, так и отдаленные предметы; на второй ступени душа получает прямой доступ к настоящим и прошлым мыслям людей; на третьей ступени достигается всеведение. Абсолютное знание доступно лишь джинам (освобожденным душам). Составной частью джайнистского учения является представления о космосе. Космос считается вечным, он не был никогда создан и не может быть уничтожен. Существует несколько расположенных друг над другом миров. В двух низших обитают демоны, мучающие души грешников, средний мир – это наша земля, в более высоком мире обитают боги, а в самом высоком мире – джины.
Философия буддизма. Данное религиозно-философская школа развилась из учения Сиддхархи Гаутамы (V век до н.э.), названного впоследствии Буддой. Бытие здесь рассматривается как динамическое существование мгновенных элементов (дхарм), находящихся в непрерывной связи. Вопрос о существовании внешнего мира устранён, так как нет возможности разделить мир внутренний и мир внешний. Точнее говоря, внешний материальный мир является составной частью психической жизни человека. Нет ни внешнего мира, ни человеческого «я», нет ничего устойчивого, настоящего кроме вихря элементов бытия. Отсюда центральное место в буддийской философии занимает идея всеобщей изменчивости, а также всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности. В буддийской философии боги и люди не являются творцами мироздания, а сами подчинены действию безличного мирового порядка (закону кармы – морального воздействия за прошлые добродетели или греховные поступки). Здесь отрицается не только бессмертие души, но и само ее существование. Она, как и тело, является процессом мгновенного взаимодействия конечных и изменчивых элементов бытия – дхарм. Все сущее есть движение дхарм, их мгновенное взаимодействие, о котором человек не ведает в силу несовершенства своего познания. В центре буддистского учения находятся «четыре благородные истины». Первая истина состоит в том, что существование человека неразрывно связано со страданием. К страданию ведут рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого. Согласно второй истине причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, привязанность человека к жизни, удовлетворение своих чувственных страстей. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды – такова третья истина. И, наконец, в качестве четвертой истины провозглашается путь к устранению страданий. Достижение полной невозмутимости и безразличие ко всему (состояние нирваны – сверхчеловеческого наслаждения). Восьмеричный путь к достижению нирваны заключается в следующем: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. В предписании восьмеричного пути выделяются три основных этапа: познание, правильное поведение и сосредоточение.
Философия йоги. Основателем этой школы является Патанджали (II век до н.э.). Все восемь частей этой философии (яма – воздержание, нияма – самодисциплина, асана – сидение в позе, пранаяма – регулирование дыхания, пратьяхара – прекращение деятельности чувств, дхарана – сосредоточенность, дхьяна – размышление и самадхи – прекращение деятельности сознания) восходят к элементам йогической практики, содержащимся в ряде Упанишад. Йога близка философии санкхья, из которой она берет многие положения, включая учение о дуализме пракрити и пуруши, систему двадцати пяти принципов и др. В системе йога вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие успешной практической деятельности, направленной к освобождению от пут кармы и сансары. В качестве абсолютного существа признается Ишвара. Это учение разрабатывало способы «обуздания мысли», способы отвлечения мысли от всех предметов чувственного мира и сосредоточения такой «очищенной» мысли в самой себе. В состоянии такого глубокого транса человек сознает, по мнению представителей этой школы, отличие своего «я» от внешнего мира, освобождается от него. Этой цели сосредоточения мысли служат различные позы и положения тела, контроль над дыханием и т.п. В числе правил йоги содержится ряд рациональных, проверенных на опыте предписаний, относящихся к гигиене дыхания, рациональному питания, режиму сексуальной жизни человека и т.д.
poisk-ru.ru
Философия Древней Индии, ее характерные черты
Билалова Л.М., Лукьянова Р.А., Файзуллин И.Ф.
История философии
Учебное пособие
Уфа 2018
УДК 130.2
ББК 87.3 я73
Б 63
Билалова, Л.М.
История философии[Текст]: учебное пособие / Л. М. Билалова, Р. А. Лукьянова, И. Ф. Файзуллин – Уфа: Изд-во БГПУ, 2018. – 215 с.
В учебном пособии, написанном в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, в доступной форме излагаются основные разделы истории философии. Пособие содержит материал для самопроверки усвоенных знаний: тесты задание, глоссарий.
Предназначено для студентов бакалавров и всех интересующихся вопросами философии.
Рецензенты:
Академик РБ и РАЕН, д-р .филос. наук, профессор, зав. кафедрой Уфимского государственного авиационного университета: Ф С. Файзуллин.;
Д-р. филос. наук, профессор, зав. кафедрой философии Уфимского государственного университета: Х. С. Вильданов
1.1 Философия Древней Индии, ее характерные черты.
1.2 Периоды древнеиндийской философии и их особенности.
1.3 Религиозно-философские системы: буддизм и джайнизм.
1.4 Магия и ведическая литература.
1.5 Заключение.
Философия Древней Индии, ее характерные черты
Едва ли можно найти пример большей верности традициям, чем индийская цивилизация. Однако приверженность прошлому и прочная память о нем – далеко не одно и то же. Заботливо сохраняя одни явления культуры, индийская традиция, словно взамен легко забывала другие.
Возникновение Вселенной индийцы издревле рассматривали не как однократное, а как периодически повторяющееся событие. Родившись из вод, огня и Золотого зародыша, мир переживает последовательно четыре эпохи – юги. Первая из них носит название Сатьяюги – праведного века. Это пора всеобщего благоденствия. Природа щедра и обильна, люди живут счастливо, не зная забот и тяжелого труда. Отсутствуют социальные различия, и в государственной власти нет необходимости: все одинаково добродетельны, и выполнение долга (дхармы) никем не ставится под сомнение.
В следующий период, Третаюгу, рождаются человеческие пороки, а добро уменьшается на одну четверть. Чтобы умилостивить богов, люди начинают приносить им жертвы. Когда же наступает третья эпоха, Два-параюга, добро убывает еще на четверть, а в человеческую жизнь входят болезни и стихийные бедствия.
Однако настоящие ужасы приносит с собой четвертая эпоха – Калию-га. Добро уменьшается до одной четверти от первоначального количества; жизнь человека сокращается (в Сатьяюгу она длилась 4000 лет). Злоба, зависть, честолюбие отныне управляют поведением людей. Цари неспособны ни удержать народ в узде, ни защитить его от агрессии других народов – варваров, не исполняющих дхармы и не приносящих жертв богам. И когда даже страх перестает сдерживать злые инстинкты, Калиюге приходит конец. Происходит разрушение мира (пралайя).
А затем все начинается заново. Опять наступает золотой век, и опять нарастающая порча нравов приводит мир к катастрофе. Таким образом, мировой процесс представляет собой бесконечное повторение одного и того же. Поэтому конкретные исторические события не имеют никакого значения. Лишь нетленные идеалы Сатьяюги – вот о чем следует помнить всегда.
Поклонение старине лежит в основе индийской системы ценностей. Этот принцип предопределил даже особенности традиционной хронологии. Ее основной мотив – “отодвинуть” наиболее важные события как можно дальше в прошлое, чтобы подчеркнуть их непреходящее значение. Цель и смысл духовного творчества сознавались не как “открытие истины”, а как разъяснение того, что было известно от века, но в силу нарастающей испорченности людей оказалось забыто.
Поэтому история индийской философии (да и всей индийской культуры) – это по преимуществу история не отдельных мыслителей, а школ. В древней Индии не сложилось, как в Западной Европе, представление об индивидуальном авторстве. Философские тексты приписываются легендарным древним мудрецам, о которых, как правило, нет никаких достоверных сведений.
Еще в III – II тысячелетиях до н.э. в Индии существовала высокоразвитая цивилизация, которая получила в научной литературе название цивилизации Хараппы. К ней восходит многое в позднейшей истории Индии. Исследователи обратили внимание на изображения трехликого божества, сидящего в йогической позе и высказали предположение, что это – не кто иной, как Шива, один из трех главных индуистских богов.
Во втором тысячелетии до н.э. в северную Индию пришли арии – индоевропейские племена, в начале третьего тысячелетия до н.э. начавшие мигрировать на Восток. Арии делились на три сословия – варны. Во главе племени стояли воины – раджанья (впоследствии их стали называть кшатриями), им подчинялись все остальные (вайшьи). Но наибольшим почетом пользовались те, кто ведал взаимоотношениями с богами, - жрецы-брахманы.
Взаимоотношения пришельцев с местными жителями долгое время оставались враждебными. Арии презрительно именовали аборигенов млеччхами (варварами), а также дасами, или дасью. Впоследствии это слово стали истолковывать как “слуга” или “невольник”. Произошла встреча двух различных культур, и для каждой из них было характерно отождествление всех человеческих ценностей только с привычными, искони знакомыми обычаями и верованиями, “хорошего” – со “своим”, а “плохого” – с “чужим”. Если арии жили в соответствии с законом – дхармой, то уделом млеччхов было, по их мнению, беззаконие (адхарма).
Наиболее часто для обозначения понятия «философия» используется индийское слово даршана. Однако достоверно не известно ни когда оно вошло в употребление, ни его точное значение. «Слово даршана, — пишет Дасгупта, — в смысле истинного философского знания впервые было использовано в “ Вайшешика-сутре” Канады, которая, по моему мнению, была создана в добуддийский период». Другие исследователи, по-видимому, сочтут, что данному тексту приписывается слишком древнее происхождение, более того, представляется сомнительным, что слово даршана вообще обозначало понятие философии. Как указывает Таркалам- кара, подлинные основатели философских систем никогда не использовали это слово для обозначения своей философии; только такие сравнительно более поздние философы, как Шанкара и Удаяна, использовали его в этом значении. Более того, Якоби указывает, что это слово не встречалось в старых трактатах, например в «Артхашастре», а для понятия философии использовалось слово «анвикшики», которое впоследствии стало обозначать понятие логики. Во всяком случае, в нашей стране философия существовала еще до того, как слово даршана стало ее символом.
stydopedya.ru
Характерные черты индийской философии. Главные этапы становления философии в Древней Индии (веды, брахманы, упанишады)
Характерные черты индийской философии. Главные этапы становления философии в Древней Индии (веды, брахманы, упанишады). Зарождение и развитие особого культурного явления, названного в Древней Греции «философией», в Индии тесно связано с ведийской литературой. «Ведами» (букв.: «знание») в Индии назывались сборники текстов, относящихся к жертвоприношениям, имевших статус священного знания и включавших в себя все представления древних индийцев о мире богов и мире людей. На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме.
Первоначально насчитывалось три Веды — это «Риг-веда» — веда гимнов, «Сама-веда» — веда напевов и «Яждур-веда» — веда жертвенных формул, впоследствии к ним была добавлена «Атхарва-веда» — веда магических заклинаний. Корпус ведийской литературы сложился к первой половине 1 -го тысячелетия до н. э., хотя процесс формирования текстов Вед был весьма длительным.
Специфика индийской философской традиции на стадии ее возникновения состояла в том, что, во-первых, творцами и носителями знания выступали представители высшего социального слоя — жрецы-брахманы. Именно они обладали священным знанием Вед и обучали ему представителей двух других сословий — варн (варна — букв. «цвет»): кшатриев-воинов, вайшьев-торговцев и земледельцев. Эти три варны назывались «дваждырожденными» (под «вторым рождением» подразумевалось обучение), в отличие от четвертой варны — «однорожденных» шудр-слуг, не имевших доступа к знанию. Во-вторых, в отличие от других регионов (например, Китая и Греции), где появление философии фактически совпало с началом теоретической деятельности вообще, индийская философия (анвикшики) оказалась завершением и высшим достижением этой деятельности. В-третьих, философская мысль в древней Индии появилась как следствие и результат брахманских ритуалистических диспутов, проводившихся при дворах и под покровительством местных правителей. В-четвертых, древнеиндийская философия возникла благодаря развитию логики, риторики и искусства аргументации. И, наконец, в-пятых, индийская философская мысль развивалась на основе не только понятий и идей индоарийских племен, пришедших на полуостров Индостан в сер 2-го тысячелетия до н. э. и заложивших основы индийской цивилизации, но и представлений местных народов, населявших Индию до прихода индоариев.Основные темы и понятия философии Древней Индии отчасти содержались уже в ведийской литературе (особенно в более поздней ее части — Упанишадах), где ставились вопросы о начале мироздания и о познании. Однако Упанишады, повествуя о мироустройстве, отвечали на вопрос «Что познается?» Попытка же ответа на вопрос «Как познается?» была связана с поздневедийскими (VIII—VI вв. до н. э.) диспутами брахманов в собраниях арбитров (паришад).
Первоначально дискуссии между различными брахманскими школами носили ритуалистический характер, поскольку темой для дебатов выступали вопросы о том, когда и каким образом правильно совершать жертвоприношения богам ведийского пантеона и духам предков. Искусство аргументации проявлялось в умении обосновать то или иное положение и вывести необходимое заключение. Изначальная ориентированность индийской риторики и логики на оппонента и аудиторию впоследствии найдет отражение в текстах собственно философского характера — сутрах и комментариях на сутры, которые будут зачастую выстраиваться по диалогическому принципу. Появление на исторической арене Индии философии как таковой произошло в эпоху странствующих аскетов-учителей, которые отстаивали свои собственные взгляды на устройство мира в противовес традиционным брахманским представлениям.Согласно традиционным принципам классификации школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря – ортодоксальные и неортодоксальные. К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшейшика. Они считаются ортодоксальными (астика) не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед, упанишад. Так, например, хотя школы мимансы и санкхьи отрицают существование бога как творца мира, они все же считаются ортодоксальными, так как признают авторитет вед. Кроме них, имеются еще и менее важные ортодоксальные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие.
К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы – материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед.Хотя различные школы и были противоположны друг другу, все же индийские мыслители находят между ними известное сходство. Они считают, что все люди имеют разные наклонности и что эту разницу необходимо принимать во внимание в религиозных, философских и общественных вопросах и учитывать вытекающее отсюда различие в естественных правах человека. Различные философские дисциплины считались в Индии различными способами руководства в практической жизни. Следовательно, в них заключалось все необходимое для того, чтобы отличать своих последователей от последователей других систем. Поэтому считалось, что многие системы философии, начиная с материалистической школы чарвака и кончая ведантой Шанкары, стремились предложить такие способы философского мышления и существования, которые подходят людям различного склада и темперамента. В своей простейшей форме закон кармы означает, что все поступки индивида, хорошие или плохие, вызывают и соответствующие им последствия в его жизни, если эти поступки совершаются с желанием получить от них плоды. “История индивида” подчиняется жесткой детерминации причинно-следственных связей, обусловливающей и качественные и “количественные” характеристики настоящей жизни индивида его предыдущими телесными, словесными и ментальными действиями. Этот закон помогает нам объяснить различия в судьбах отдельных людей, живущих в одинаковых условиях, различия весьма поразительные и неожиданные. Нередко мы встречаем людей, родившихся и воспитывавшихся в одинаковых условиях, но достигших разного положения в жизни и получающих неодинаковое количество удовольствий. Одни люди счастливы, а другие несчастны, одни – образованны, другие – невежественны. Мы видим также, что некоторые добродетельные люди страдают, а многие порочные – благоденствуют. Как следует объяснить эти перетасовки и аномалии в нашей жизни на земле? Мы приходим к выводу, что некоторые из них, очевидно, порождены различными действиями, совершенными нами при жизни. Но многие из них нельзя объяснить ссылкой на поведение в этой жизни. Таким образом, если признается, что некоторые хорошие или дурные поступки должны вызывать определенные, хорошие или дурные, последствия в этой жизни, то совершенно разумным будет и утверждение, что все деяния – прошлые, настоящие и будущие – дадут надлежащие результаты в этой или другой жизни действующих индивидов. Закон кармы есть именно этот общий моральный закон, который управляет не только жизнью и судьбой всех отдельных существ, но даже порядком и устройством физического мира.Представители некоторых систем индийской философии (например, системы ньяя-вайшешика) считают, что закон кармы находится под руководством и контролируется богом – верховным существом, сотворившим мир в соответствии с этим законом. В некоторых других системах – например, в джайнской, буддийской, санкхья и миманса – закон кармы является автономным и действует независимо от воли бога. Все действия, ведущиеся ради получения некоторых выгод в настоящем или в будущем, управляются этим законом. Подобно тому как жареное семя не прорастает, так и бескорыстные, бесстрастные действия, если они вообще возможны, не приводят ни к каким – хорошим или плохим – результатам в чьей-либо жизни. Бескорыстные и лишенные страсти поступки не вызывают ни хороших, ни дурных последствий, но способствуют искоренению, разрушению уже накопленных последствий нашего поведения в прошлом, когда мы находились под влиянием привязанности, ненависти или пристрастия, корыстных надежд или опасений, и тем самым ведут нас к освобождению. С достижением освобождения от зависимости наше я выходит из подчинения закону кармы, живет и действует в атмосфере свободы. Освобожденный может действовать на благо человечества, но он не связан своей кармой, поскольку она свободна от всякой привязанности и личного интереса. К этому же относится и вера в "вечный нравственный миропорядок", вызывающая у человека оптимистические взгляды и делающая его господином своей судьбы. Эта вера побуждает индийского мыслителя рассматривать существующее зло как следствие его собственных поступков и надеяться на лучшее будущее, которое должно прийти в результате его самоусовершенствования в настоящем. Поэтому есть простор для свободной воли и личных усилий (пуруша-кара). Вот почему фатализм, или абсолютный детерминизм, является искажением теории кармы. Предопределение, судьба (дайва) – это не что иное, как общая сила чьих-либо прошлых поступков (пурва-джанмакритам карма). Она может быть преодолена усилиями настоящей жизни, если эти усилия достаточно велики, подобно тому, как сила старых привычек может быть уничтожена путем воспитания новых, противоположных привычек.С этими взглядами тесно связана общая тенденция рассматривать вселенную как арену (stage) для нравственных деяний, где все живые существа получают костюм и подходящую роль, которую, чтобы заслужить наилучшее будущее, им следует сыграть хорошо. Тело, чувства и органы движения индивида, окружающая его среда – все это дары природы или бога в соответствии с нерушимым законом кармы.“^ являющиеся его непосредственной материализацией. С историко-культурной точки зрения учение о карме-сансаре правомерно рассматривать как наложение на архаические верования в переселения душ попыток решения мировоззренческих проблем происхождения страдания, зла и социального неравенства людей.Учение о 4 уровнях сознания и реальности в Мандукья упанишаде. 5 уровней психофизического строения человека (5 коша).Крошечная упанишада, посвящённая самому важному звуковому символу Индии. О слоге Ом, знают даже те, кто больше ничего не знает об индуизме, но о действительном значении этого созвучия недостаточно осведомлены даже многие из тех, кто постоянно его произносит. «Мандукья-упанишада» написана в прозе и состоит из 12 текстов, в которых объясняется священный слог «Аум/Ом» и различные психологические состояния.
Мандукья очень кратко и исчерпывающе определяет его: «Аум! Этот звук – всё это». Каково? Вся Вселенная во все времена и вне времён – этот звук Аум; Брахман-Абсолют – этот звук Аум; личная, субъектная сущность Абсолюта – Атман – этот звук Аум. Вот так. Ни больше, ни меньше.Первые два параграфа просто задают отношение тождества звука Брахману и Вселенной. Это постулат. Декларируется количество мыслимых частей, стоп, степеней постижения этой сущности, этого Атмана11. Слог Ом есть все это. Вот его разъяснение: Прошедшее, настоящее, будущее — все это и есть звук Аум. И то прочее, что за пределами трех времен, — тоже звук Аум.
2. Ибо все это — Брахман. Этот Атман — Брахман. Этот Атман имеет четыре стопы. ^ 3. (Находящаяся в) состоянии бодрствования, познающая внешнее, из семи членов, из девятнадцати ртов, вкушающая грубое, вайшванара (вот) первая стопа. Бодрствование (джаграт). Телесная форма. Реальный мир. Направленное вовне восприятие существующих вещей, и операции, производимые с ними и над ними (объективировано-экстравертное состояние сознания).
4. (Находящаяся в) состоянии сна, познающая внутреннее, из семи членов, из девятнадцати ртов, вкушающая тонкое, тайджаса — (вот) вторая стопа (сон со сновидениями). Всё прежнее существует имплицитно, свёрнуто. Внутри человека. И именно внутренняя направленность сознания только и позволяет воспринимать эту стопу (субъективировано-интровертное состояние сознания)
5. Когда уснувший не имеет никакого желания, не видит никакого сна, — это глубокий сон (сон без сновидений). (Находящаяся в) состоянии глубокого сна, ставшая единой, пронизанная лишь познанием, состоящая из блаженства, вкушающая блаженство, чье лицо — мысль, праджня — (вот) третья стопа. Глубокий сон, сон без сновидений ставит сознание в принципиально иные условия. Тут не за что зацепиться воображению. Мир чистых идей, абстракций (с некоторой натяжкой можно назвать его абстрагировано-трансцендентальным состоянием)
6. Это всеобщий владыка, это всезнающий, это внутренний правитель, это источник всего, начало и конец существ.
7. Не познающей внутреннего, не познающей внешнего, не познающей обоих, не пронизанной (лишь) познанием, (не являющейся) ни познанием, ни не-познанием, невидимой, неизреченной, неуловимой, неразличимой, немыслимой, неуказуемой, сущностью постижения единого Атмана, растворением проявленного мира, успокоенной, приносящей счастье, недвойственной — считают четвертую (стопу) (турия). Это Атман, это надлежит распознать. Уровень отрицания всяческих определений сущности и самой возможности определений, любых различений и дихотомий, антиномий и ассоциаций (трансцендентное, абсолютное состояние сознания). И совершенно неожиданно: «Это Атман, это надлежит распознать». То, что распознать невозможно в принципе, распознать надлежит. Обычно последнюю фразу воспринимают в смысле: «Всё вышеизложенное нужно затвердить и принять к сведению». Почти общее утверждение: Всякую упанишаду, шире, всякий священный текст следует пережить в мистическом озарении. Иначе осознание его будет неполным, недостаточным.Есть несколько вещей, изменение которых можно проследить на протяжении первых трёх стоп:
Направленность сознания. Сначала – вовне, затем – внутрь и, наконец, исчезает как таковая, превращаясь в чистое познание, познание как таковое (тотальность).^
8. Это Атман в отношении к звукам, звук Аум в отношении к частям. Стопы (Атмана) — части, и части — стопы: звук а, звук у, звук м. ^ вечная неизменная духовная сущность) – состояния сознания человека – составляющие звука, — практический результат осознания сведений, приведённых в тексте. То есть, результат этой упанишады как йоги
9. Состояние бодрствования, вайшванара — звук а, первая часть из-за достижения или же — первенства. Поистине, кто знает это, достигает (исполнения) всех желаний и бывает первым.
10. Состояние сна, тайджаса — звук у, вторая часть из-за возвышения или же — обоюдности. Поистине, кто знает это, возвышает непрерывность знания, бывает равным, в его роду не бывает не знающего Брахмана.
11. Состояние глубокого сна, праджня — звук м, третья часть из-за изменения или же — поглощения. Поистине, кто знает это, измеряет все сущее и поглощает (его в себе).
12. Не имеет частей четвертое (состояние) — неизреченное, растворение проявленного мира, приносящее счастье, недвойственное. Так звук Аум и есть Атман. Кто знает это, проникает (своим) Атманом в (высшего) Атмана. Само произнесение слога Ом, с отчётливым осознанием его смыслов может быть йогой. Многократное повторение наизусть упанишады. Создание в воображении конструкта всех ассоциаций слога А-У-М, своеобразного симулякра текста. Упанишада не йогическая. Здесь не предложена никакая психотехника. Нет и намёка на какие-то технические приёмы достижения инсайта. Тем не менее, одно то, что последняя треть текста посвящена плодам, получаемым человеком, реализовавшим этот текст в своём осознании – достаточное основание для рассмотрения её с точки зрения йоги.5 кошМежду первым и вторым учениями Будда в своих разъяснениях пяти последователям дал анализ живых существ в соответствии с пятью психофизическими совокупностями. Этими пятью являются: материальная форма, чувства, восприятия, волевые конструкции (или аспекты ума) и сознание. Будда показал, что живые существа состоят только из этих пяти психофизических совокупностей.
В соответствии со своей теорией обусловленного существования и всеобщей изменяемости Будда отрицает существование такой души (субстанция которая продолжает существовать, несмотря на все изменения, претерпеваемые телом). Но в таком случае могут спросить, как же он объясняет целостность личности во всех ее перерождениях или даже просто в различных стадиях развития — детстве, юности и старости.