Канопы древнего египта. Экспонаты Музея Смерти. Египетские канопы.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Значение слова канопа. Канопы древнего египта


Экспонаты Музея Смерти. Египетские канопы.

Искусственная мумификация людей получила широкое распространение начиная с Древнего Египта. Условно можно выделить два вида мумификации – с извлечением органов (наиболее дорогой вариант, применялся для фараонов и знатных людей) и без извлечения (более дешевый способ, внутренние органы растворялись специальными составами).

При использовании метода с извлечением внутренних органов, они промывались снадобьями и помещались в канопы - специальные сосуды с бальзамом из города Каноба (откуда и пошло название этих емкостей).  Этот бальзам должен был как можно дольше сохранить органы мумифицируемого.

Канопы - древнеегипетские сосуды для органов

Традиционно, существовало четыре канопа, которые были украшены изображениями голов сыновей египетского бога Гора – Хапи, с головой павиана, в него клали легкие человека; Амсет, с человеческой головой, для печени; Дуамутеф, с головой шакала – желудок; Квебехсенуф, с головой сокола, для кишечника. Что интересно, мозг в списке сохраняемых органов отсутствовал - древние египтяне не считали его чем-то важным, для него канопа не было.

Мумификация в Древнем Египте

После наполнения и закупорки эти сосуды помещались в специальный короб и ставились в усыпальнице покойного. Для защиты от злых духов и лучшего хранения содержимого, этот короб украшали барельефами покровительствующих богинь – Исиды, Нефтиды, Мут и Нейт. 

Короб с египетскими канобами

Посмотреть на канопы - важный элемент мумификации египетских фараонов, можно в зале №2 нашего Музея Мировой Погребальной Культуры.

musei-smerti.ru

Секрет русской матрёшки и египетского Канопа.

------Знатных людей в Древнем Египте хоронили в нескольких саркофагах, число которых могло доходить до восьми.Таким  ритуалом захоронения Древние египтяне намеревались обеспечить переход умершего к богам, сообщает для Science Daily исследователь-египтолог Андерс Беттум.

«Каменные гробницы и саркофаги появились в различных культурах мира одновременно и существовали долгое время. Всем известна древнеегипетский обычай мумифицировать умерших, а обряд захоронения мумии в нескольких саркофагах  – менее известный факт», – говорит египтолог отделения культуры и восточных языков в Университете Осло Андерс Беттум.   -----

Схожая идея таинства вечной жизни и продолжения рода встречается в русских матрешках, скрывающих Сакральную тайну смерти и будущего воскресения.

--------6В семи, или восьмислойной матрешке, где похожие куклы вкладываются друг в друга, скрыта идея возрождения «уснувшего» зерна из его маленького зародыша, скрытого несколькими покровами.

Если рассмотреть зерно пшеницы или ржи в разрезе, под микроскопом, то можно  увидеть восемь тонких слоёв, оболочек, покрывающих зародыш зерна, из которого весной пробивается к жизни зелёный росток.

Восемь покровов обеспечивают зерну долгую сохранность в покое, зимой. Зерно пшеницы, ржи, ячменя может пролежать не один год, в ожидании благоприятных условий для пробуждения к новой жизни.

Во многих культурах Древнего мира зерно считалось символом вечной жизни, продолжения рода, символом богатства и процветания.

Во многих культурах Древнего мира существовало множество ритуалов, связанных с магическими обрядами, обеспечивающими богатый урожай зерновых культур.

В Древнем Египте фараонов хоронили в семи саркофагах, покрытых сверху восьмым покровом — пирамидой.

Мы находим подтверждение того, что первоначальной идеей возрождения человека после смерти к новой жизни служило, именно, зерно пшеницы, ржи или ячменя, в обрядовом захоронении зерна, в миниатюрном саркофаге, найденном в Египте.

ЗЕРНО-мумия-

Ячменное Зерно – символ жизни, благополучия и достатка часто изображалось на монетах Боспорского царства, на ранних монетах Эллады и на монетах до-римского периода.Ячмень -зерна

Известна и своеобразная матрёшка – Кано́па, используемая в ритуалах захоронения в раннем царстве Древнего Египта. Канопа (от греч. Κάνωβος или лат. Canopus) —  алебастровый кувшин, представляющий собой ритуальный сосуд с крышкой, украшенной  человеческой или звериной головой.  4 сына Гора -Имсети, Дуамутеф, Хапи, КвебехсенуфВ канопе древние египтяне хранили забальзамированные внутренние органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. Для бальзамирования использовался бальзамом из древнеегипетского города Каноба — (греч. Κάνωβος, лат. Canopus) располагавшегося в западной части дельты Нила. Для воскрешения в будущей жизни в каждой мумии полагалось сохранить в четырёх канопах 4 важных органа человеческого тела. Крышки ритуального канопа были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора. Конапа-крышка в виде головы Амсета

   Гор, Хор (ḥr — «высота», «небо»)  Гор — бог неба и солнца, сын Исиды и Осириса.  Исида в виде сокола опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачала от него сына Гора. В санскрите Гарба — Garbha – чрево, зачать. Супруга Гора— Хатхор. Его главный противник — Сет. Победив Сета Гор воскрешает своего отца Осириса, дав ему проглотить свое око (см. «Уаджет»), но Осирис не возвращается на землю, а остаётся правителем Царства мертвых (Аменти — подземный мир на западе, за нисходящим солнцем), предоставив Гору править Царством живых.Гор в форме Ра-Хорахти. (Ph — «Солнце». На санскрите агРа -agRa – главный, первый, в начале.  Харша —  harSa – радость).

   Четырёх сыновей Гора изображали на канопах для хранения забальзамированных внутренних органов мумифицированного человека. Сыновей Гора  звали Хапи, Амсет , Дуамутеф, Квебехсенуф.канапа с головой Хапи -Dieu-Hapi   Хапи — защитник трона Осириса в Царстве мертвых. Хапи изображался в виде головы обезьяны-павиана или гамадрила, на ритуальном канопе  (сосуд), в котором лежали забальзамированные лёгкие умершего.

Amset.-Канопа с крышкой в виде головы Амсета.

   Амсет или Имсети, Сети, Мести и Места – один из 4-х сыновей Гора, кого изображали с человеческой головой на крышке ритуального канопа. Главной  задачей божества Амсет была защита и сохранение печени умершего человека. Дуамутеф, сын Гора

   Дуамутеф — один из сыновей Гора, изображался с головой шакала на крышке ритуальной канопы, где хранился забальзамированный желудок умершего. В погребальной камере статуэтку Дуамутеф устанавливали у восточной стены. Дуамутеф выражал сущность одной из душ человека — его Ба («душа», «жизненная сила» -(на санскрите- bala — бала — сила) — сознание человека, психика, душа.

Кебехсенуф, в виде Сокола

Кебехсенуф, в виде Сокола

    Квебехсенуф или Кабекснуф — «Тот, кто омолаживает его братьев» — сын Гора — бог защиты и Запада, и кишечника, под покровительством богиня Селкет. Квебехсенуф изображался на крышке ритуального канопа в виде божества с головой сокола.

На исходе Раннего царства в Древнем Египте отказались от захоронения в Канопах. По новому ритуалу захоронения в Древнем Египте, забальзамированные внутренние органы умершего возвращали  в мумию, а саму мумию  помещали в несколько саркофагов. Египетские многослойные саркофаги создавались на том же сакральном принципе возрождения из мёртвых к новой  жизни, как и русские матрешки.

Статьи по теме:

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

www.evpatori.ru

Бальзамирование. Тайны египетских фараонов

Бальзамирование

Процесс превращения мертвого тела в забальзамированную мумию происходил за пределами дворца и города, в специальной мастерской, устроенной, чаще всего, неподалеку от некрополя. В некоторых мумиях находили следы растений, вероятно, попавших туда случайно, занесенных ветром. Из этого можно сделать вывод, что бальзамированием занимались не в помещении, а на открытом месте, возможно, под навесом.

Ни рисунки, ни древнеегипетские тексты ничего не рассказывают об искусстве бальзамирования усопших. Эти тайные знания передавались преимущественно устно, от отца к сыну, от учителя к ученику. Ремесло бальзамировщика было потомственным и переходило из поколения в поколение. Для египтян, по всей вероятности, рецепты и технология не имели ритуального значения, важен был только результат.

Папирус I века н. э. описывает некий ритуал бальзамирования, но в тексте не приводятся никакие подробности. Зато ученые располагают сведениями, которые сохранил для потомков греческий ученый Геродот, посетивший Древний Египет в V веке до н. э. Современные эксперименты подтвердили и уточнили его описания, так что теперь ученые довольно точно знают, каким образом производили бальзамирование древние египтяне.

В первую очередь они удаляли из черепа мозг – выковыривали его длинным железным крючком через нос. Крючок для этой цели делался изогнутым, гибким, чтобы его можно было протолкнуть через носовой проход. Иногда бальзамировщик для упрощения задачи проделывал отверстие в затылочной части черепа.

Вслед за этим в очищенный от мозга череп вливали жидкий елей, который там затвердевал. Елей состоял из древесной смолы, пчелиного воска, ароматических растительных масел, иногда с добавкой битума (природного минерального асфальта). Смолы хвойных деревьев и битум специально для бальзамирования привозили из Палестины. В черепах некоторых мумий находят также куски льняного полотна.

Когда с черепом все было в основном сделано, бальзамировщик приступал к следующему этапу работы. Острым лезвием каменного ножа он вскрывал брюшную полость и вытаскивал внутренности. Вынутые органы тщательно промывали, полоскали в пальмовом вине, натирали натриевой солью. В теле оставляли только сердце, которое египтяне считали вместилищем мыслей и чувств. В некоторых мумиях сердце тоже вынуто, а вместо него вставлен Скарабей сердца – амулет в виде магического жука-скарабея, олицетворяющего непреходящую силу сердца, сущность бессмертия, необходимую для пробуждения в новой жизни. Амулет должен был стать помощником умершего в его многотрудном пути к вечному блаженству. Очищенные внутренности заворачивали в полотно и укладывали в специально предназначенный для этого сосуд – канопу.

В очищенную и промытую брюшную полость насыпали натриевую соль (смесь карбоната натрия и гидрокарбоната натрия) и натирали ею все тело снаружи. Эта соль очень гигроскопична, и она впитывала влагу из тканей тела. Иногда внутрь тела закладывали маленькие полотняные мешочки с натриевой солью – это было удобно, потому что отсыревшие мешочки с солью легко заменяли новыми. Требовалось выждать 35-40 дней, пока из тела будет удалена вся влага. В сухом климате Египта ткани, обезвоженные таким способом, не могли разлагаться.

Через 35-40 дней высушенное тело натирали небольшим количеством елея – употребляли тот же состав, какой заливали в череп. Высушенную и пустую брюшную полость, из которой уже были удалены все внутренние органы, заполняли льняными тряпками или древесными опилками. Иногда вместо полотна и опилок живот набивали нильским илом, изредка даже мхом. Бальзамировщики старались придать усохшему телу, по возможности, более натуральный вид.

Поскольку глазные яблоки тоже высыхали и съеживались, вместо них бальзамировщики вставляли льняной тампон или обыкновенный репчатый лук.

Разрезанный живот необходимо было закрыть. Геродот писал, что живот зашивали нитками, но так делали не всегда. Чаще оставшуюся щель просто прикрывали длинным куском льняного полотна или заделывали воском. С мумией фараона поступали иначе: разрез прикрывали тонкими пластинами листового золота.

Под конец работы мумифицированное тело бинтовали полосами льняного полотна. Для этого употребляли не новое, а долго послужившее в хозяйстве полотно, в частности, разорванные на полоски полотняные рубашки.

Чтобы тело лежало прямо и не прогибалось, его иногда укладывали на деревянную доску и бинтовали вместе с доской. В других случаях внутрь тела вставляли палку, просовывая ее через грудную клетку вдоль шейных позвонков в череп. Это позволяло жестко прикрепить к мумии голову.

Между слоями бинтов бальзамировщики укладывали амулеты, которые должны были защищать покойного и помочь ему в загробном мире. На голову накладывали маску с идеализированным портретом усопшего – с ликом юным и прекрасным.

Начиная с XXI династии поверх последнего слоя полотняных покровов накладывали еще сеть из фаянсовых бус с нашитыми изображениями жуков-скарабеев, четырех сыновей Гора и другие амулеты. Изготовленную таким способом мумию украшали искусно сплетенными венками из цветов.

Мумии укладывали в один или несколько саркофагов. В Древнем царстве и в начале Среднего царства саркофаги изготавливали в форме длинного ящика, а позднее им стали придавать форму человеческого тела.

На протяжении тысячелетий технология изготовления мумий сильно изменялась. Если в Додинастический период египтяне хоронили своих мертвецов в песчаной пустыне, завернутыми в звериные шкуры или в плетеные циновки, то в Древнем царстве уже стали заворачивать покойников в полотно. Из трупов удаляли внутренние органы, но для сохранения тела этого было недостаточно. От захороненных в этот период мертвецов сохранились только скелеты с остатками мягких тканей и льняное полотно в очень хорошем состоянии. Но по старательности, с какой были завернуты покойники, можно догадаться, что их тела стремились сохранить для новой жизни. Зная по опыту, что тело истлеет, египтяне дополняли недолговечные мягкие ткани, формируя из полотна (или рисовали) глаза, рот, нос, мужские и женские половые органы.

В Среднем царстве научились удалять из черепа мозг крючком, но это довольно сложная операция, и мозг выскребали только при мумификации фараонов и высших сановников. Для придания объема мумию стали набивать опилками или тряпками.

Из сохранившихся наиболее примечательны мумии эпохи Нового царства. В этот период мозг удаляли обязательно и научились хорошо сохранять мягкие ткани тела. Во время XXI-XXIV династий мумифицированные внутренние органы или то, что от них осталось, укладывали внутрь тела вместе с восковой фигуркой соответствующего сына Гора.

На закате египетской культуры, в последние столетия Древнего Египта, к мумификации покойников относились менее серьезно, бальзамировали кое-как. Настали другие времена с другими нравами и обычаями. Тем не менее, исследуя захоронения, археологи узнали массу подробностей о культуре Древнего Египта.

В частности, название «канопа» было введено в употребление первыми исследователями египетских древностей. Египтологи ошибочно связали его значение с древнегреческим эпосом. Речь идет о главном кормчем флотилии царя Менелая, погибшего при возвращении из Трои. Каноп был погребен на острове в дельте Нила, образованном самым западным рукавом (сейчас на этом месте находится Абукир, пригород Александрии), где ему поклонялись в виде большого сосуда. Город на западе дельты Нила греки назвали Канопос в честь Канопа. Древнеегипетские сосуды для внутренностей не имели ничего общего с Канопом.

Канопы изготовляли, как правило, из алебастра, но иногда в раскопках древнеегипетских захоронений находят канопы из известняка, фаянса или обожженной глины. Канопы были известны со времени Древнего царства. До этого внутренние органы просто не трогали или удаляли из тела, заворачивали в полотно и закапывали в ямку в могиле рядом с мумией.

У первых каноп были простые плоские крышки. В Среднем царстве эти крышки стали изготавливать в форме человеческой головы. Иногда к канопам приделывали также руки и ноги. Примерно в это же время в Древнем Египте начали почитать четырех богов сыновей Гора и богинь-покровительниц. Но только во время правления XIX династии крышкам каноп стали придавать форму голов богов сыновей Гора, находившихся под покровительством богинь Исиды, Нефтиды, Селькет и Нейт.

Для мумии полагалось делать четыре канопы, по числу сыновей Гора. В канопу Хапи (богиня покровительница Нефтида) с крышкой в виде головы павиана помещали легкие. В канопу Дуамутефа (покровительница богиня Нейт) с головой шакала укладывали желудок. В канопу Кебексенуфа (богиня-покровительница Селькет) с головой сокола засовывали кишки. В канопе Имсета (богиня Исида) с человеческой головой хранили печень.

В некоторых канопах археологи не находили останков – это были ложные канопы. Они были сплошные, в них почти не оставляли углублений, чтобы туда можно было что-то положить. Древние египтяне верили, что такой канопы, если ее положить в гробницу, было достаточно, чтобы тело считалось целым. С XXVI династии внутренние органы помещали также по отдельности в деревянные шкатулки или, что очень редко, в керамические сосуды. Только тогда, когда окончательно оборвалась традиция мумификации трупов умерших, надобность в канопах отпала.

Саркофаги предназначались для лучшей сохранности мумии, но им придавалось еще и важное магическое значение. Саркофаг был для покойника не ящиком, а домом, из которого он, по убеждению египтян, мог выходить и куда он возвращался. Поэтому одно время на стенках саркофага рисовали большие глаза, через которые покойник мог выглядывать, словно через окошки, и смотреть на покинутый им мир живых.

Снаружи и внутри на стенках саркофага обычно начертаны магические заклинания. Они должны были защитить покойника от повторной смерти в загробном мире, которая стала бы его окончательной погибелью. Иногда на внутренней стенке саркофага рисовали карту Царства мертвых, чтобы покойник не заблудился и шел в край вечного блаженства кратчайшим путем.

Саркофаги, приближенные по форме к человеческому телу, постепенно стали делать в эпоху Среднего царства. В это же время появился обычай закрывать голову и плечи мумии раскрашенной маской. Возможно, этот обычай появился из опасения, что ба может не узнать свое тело и не вернуться в него. Чтобы ба не ошиблось, саркофагу стали придавать форму человеческого тела, а на мумию накладывали маску с приукрашенным портретом покойного. Несмотря на достижения бальзамировщиков, разработавших весьма эффективную методику, египтяне понимали, что они не умеют полностью остановить процесс распада мертвого тела, и мумии сильно отличаются от живого или только что умершего человека.

Под конец Второго периода распада Древнего Египта появились саркофаги из картонажа (слоев ткани, клея и гипса) и папируса. После этого широко распространились раскрашенные деревянные саркофаги-гробы. В Новом царстве саркофаги стали пышно украшать. Мумии фараонов помещали в несколько саркофагов разной величины, поставленных один в другой. Саркофаги фараонов, как видно на примере погребения фараона Тутанхамона, покрывали золотом. Во время XIX и XX династий даже не самые знатные египтяне, например разбогатевшие торговцы, могли позволить себе несколько разукрашенных саркофагов. Вошли в моду саркофаги, богато отделанные золотом и многоцветной живописью. На внутренних поверхностях рисовали богов, сцены из загробного мира, защитные амулеты. На наружных поверхностях саркофагов изображали усопшего, например, как он поклонялся богам, а также ладью бога солнца Ра и судилище Осириса.

Кроме богато расписанных саркофагов, явно перегруженных всевозможными сюжетами и амулетами, встречались и однотонные саркофаги из гранита, базальта и других твердых видов камня.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Каноп. Древний Египет

Небольшой египетский город Абу-Кир — отнюдь не простой и рядовой населенный пункт: именно на этом месте в древнейшее время находился знаменитый город Каноп (Канопис), который до момента основания знаменитой Александрии считался главным торговым портом египетского государства. Судьба Канопа была весьма драматична: по версии некоторых ученых (окончательно до сих пор не ясно, что именно послужило причиной гибели прекрасного города), одно из частых на Средиземноморском побережье землетрясений не пощадило город, в результате чего около VIII в. н.э он был разрушен и полностью ушел под воду (в наши дни от прежде великолепного города остались лишь небольшие архитектурные фрагменты).

Каноп Каноп (Канопис) - до основания Александрии он считался главным торговым портом египетского государства

На происхождение названия города существует несколько точек зрения, одна из которых связывает этимологию слова с «золотым дном» — именно так переводится слова «каноп» с древнеегипетского. Связано это, очевидно, с тем, что благодаря необычайно выгодному географическому положению города его торговцы и предприниматели отличались завидным материальным благосостоянием — в буквальном смысле «купались в золоте». По другим же сведениям, древний египетский город обязан своим именем легендарному кормчему Менелая Канопу, который погиб на этой земле, совершая путешествие из Трои.

Земли вокруг Канопа в древности так и назывались — Менелатией.

Кроме того, по свидетельству древних, Канопом назывался западный рукав дельты Нила, в связи с чем город, построенный на нем, мог получить то же название.

В исторических хрониках римских и греческих бытописцев сохранились упоминания о Канопе, как крупном портовом городе, получившем широкую известность не только благодаря своему «золотому дну», но и знаменитому храму Сараписа, одни стены которого способны полностью исцелить любого страждущего. Однако некоторые мыслители (например, Сенека) упорно именуют древний Каноп «порочной местностью», даже воздух которого пропитан безнравственностью и грехом. Однако, как бы то ни было, древний Каноп погрузился в пучину, и «открылся» исследователям только в начале XXI века, когда водолазы обнаружили в Восточной бухте, в нескольких километрах от берега, настоящий город с прекрасно сохранившимися храмами, домами, статуями, портовым причалом и т.д.

Конечно, поднять весь город на поверхность не представляется возможным, однако удалось извлечь несколько статуй богов и фараонов, голову статуи Александра Великого, а также коллекцию золотых монет, украшений и керамики. Благодаря тому, что удалось выяснить дату чеканки монет (а это VIII век), легко предположить, что до этого времени Каноп был в целости и сохранности.

Несмотря на то, что весь город полностью покрыт илом и песком, он доступен для исследования и изучения. Подводный Каноп, а также два рядом расположенных города — Минутис и Гераклеополь — в скором времени будут объединены в один уникальный подводный музей, посетить который смогут не только опытные дайверы, но и даже абсолютно «надводные» любители древности.

sitekid.ru

Канопы - это... Что такое Канопы?

Мумия — сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей. Следует различать искусственно и естественно мумифицированные тела.

Происхождение слова «мумия»

Впервые слово «мумия» появляется в европейских языках (в византийском греческом византийском и латинском) около 1000 года. Происходит оно от арабского слова со значением «битум» или «нечто, пропитанное битумом». Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Арабский врач ибн Бетар в VII веке писал о «веществе мумия», которое происходит «из страны Аполлонии». Там оно снисходит с водными потоками со «светящихся гор». На берегу оно затвердевает и приобретает запах дёгтя. Он же говорит, что ещё вещество «мумия» можно извлечь из черепов и желудков древних египетских покойников.

В действительности, в средневековье арабские и еврейские торговцы добывали из египетских гробниц древние мумии, разрывали их на небольшие кусочки и продавали как лекарство. Это лекарство можно было найти практически в каждой аптекарской лавке Европы вплоть до Нового времени. Считалось, что лекарство мумия хорошо помогает при лечении ушибов и ран.

Постепенно название лекарства стало распространяться и на тела, из которых его «добывали», то есть непосредственно на мумий в нашем понимании этого слова. Также в русском языке закрепился другой вариант употребления этого арабского слова: мумиё — название лекарственной смолы, не связанной с мумиями.

Сами древние египтяне назвали мумии «саху» (транслит.: sAhw).

Древнейшие мумии: культура Чинчорро

Хотя обряд мумификации обычно ассоциируется с древним Египтом, поскольку египетские мумии получили известность ещё с древних времён, наиболее древними являются мумии андской культуры Чинчорро (датировка условна, 7-9 тыс. до н. э.).

Возникновение мумифицирования в Египте

Обряд мумифицирования покойного был известен в Египте с очень древних времён. До недавнего времени полагали, что наиболее ранние искусственно мумифицированные тела — это находки из раннединастических (примерная датировка периода: 3000 — 2600 гг. до н. э.) некрополей Абидоса, Саккары и Тархана. Однако, археологические раскопки сезона 1997 года англо-американской экспедиции в Иераконполе позволили удревнить начало мумифицирования в Египте. Археологи обнаружили несколько неповреждённых женских захоронений. Их головы, шеи и руки были завёрнуты в лён и рогожу. Сопровождаемый погребения инвентарь исследователи смогли датировать периодом культуры Накада-II (примерно 3600 г. до н. э.). некоторые учёные по косвенным данным ещё более удревняют начало процесса мумификации. Так, например, австралийский египтолог Яна Джонс полагает, что мумифицирование применялось уже в эпоху бадарийской археологической культуры, то есть примерно в 4500 — 4100 гг. до н. э. Хотя, как замечает сама исследовательница, здесь трудно говорить о том, было ли обматывание тела умершего просто погребальным ритуалом, или это всё-таки именно мумифицирование.

Процесс мумификации

По древнеегипетским источникам трудно реконструировать этапы процесса мумификации. Здесь помогают сообщения античных авторов — Геродота, Плутарха, Диодора и некоторых других. Письменные источники дополняются исследованиями самих мумий.

Тела умерших отдавали на обработку бальзамировщикам. Во времена античных путешественников процесс мумифицирования уже довольно сильно деградировал в сравнении с искусством бальзамирования времён Нового царства, но и этого египтологам хватает, чтобы реконструировать процесс.

Геродот говорит, что бальзамировщик предлагает родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из своего финансового состояния, выбирают наиболее приемлемый. После того, как обговорены все условия, мастера принимаются за работу:

«Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфипским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея).» (Геродот, 2.86)

Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет собой следующее:

«С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости.» (Геродот, 2.87)

Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным» (Геродот, 2.88).

В разных источниках даются разные продолжительности бальзамирования. Геродот, например, отводит для всего процесса 70 дней. Согласно же данным Библии (Исх. 1:3) бальзамирование Иакова продолжалось 40 дней, а вот оплакивание — 70. Египетские источники также не дают исследователям однозначного ответа относительно сроков бальзамирования: то 121 день, то 96 дней, а есть примеры того, что бальзамирование длилось 70-80 дней, а на погребение уходило до 10 месяцев.

Диодор, посетивший Древний Египет около 40 до н. э., подтверждает сведения Геродота о различных способах мумифицирования, кроме того, некоторые его данные дополняют сообщение отца истории. Так, например, мы узнаём, что процесс мумификации выполнялся не одним «мастером» (так его называет Геродот), а целым коллективом.

Сначала, согласно Диодору, главный писец осматривал тело и с левой стороны в области паха делал пометку, где необходимо будет сделать разрез. Затем другой бальзамировщик (Диодор называет его парасхист (вспарыватель)), делает надрез в указанном месте. Затем приступают другие мумификаторы. Один из них засовывает руку в сделанный парасхистом разрез, выкладывает оттуда все органы, за исключением сердца и лёгких. Пока он дочищает полость покойника, другие берут извлечённые органы и промывают их пальмовым вином и бальзамом. Затем всё тело обрабатывается кедровым маслом, корицей, миррой и другими средствами бальзамирования. При этом Диодор замечает, что покойник сохраняет свои прижизненные черты лица. В его время многие египтяне хранили своих мёртвых родственников дома, и, так как они хорошо сохранялись, любовались ими.

Канопы

Канопы — схема: четыре сына Гора слева направо — это Имсет, Дуамутеф, Хапи и Кебексенуф

Канопы, фото Nina Aldin Thune

Органы, извлечённые из трупов не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения органы промывались, а затем погружались в специальные сосуды с бальзамом — канопы. Всего каждой мумии полагалось по 4 канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами 4-х богов — сыновей Хора. Их звали Хапи, имеющий голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Кебексенуф, имеющий голову сокола и Имсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Имсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Кебексенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

Различные виды мумий

В зависимости от технологии мумифицирования, возраста, условий хранения и других факторов современный внешний вид мумий сильно различается.

  • Тела, заполненные смолой имеют зеленоватый оттенок, а кожный покров примерно такой же как и у дублёной кожи. С такими мумиями нужно обходиться особенно аккуратно, ибо они весьма легко рушатся и в прямом смысле слова сыпятся. Спасают их только бинты.
  • Тела, которые мумифицировались с использованием битума имеют чёрный оттенок. Битум проникает глубоко в ткань и смешивается с ней настолько, что порою при визуальном осмотре трудно определить где битум, а где костная ткань.
  • Третий тип мумий — обработанные с помощью натровых солей (сульфаты, карбонаты и др.). Эти мумии похожи на средневековые мумии монахов, например тех, которые имеются на Мальте или в Испании.
  • Некоторые древнеегипетские тела бальзамировали в меду. По преданию, тело Александра Великого было мумифицированно «в белом меду, который никогда не таял».
  • Ещё интересны и необычны отдельные находки додинастического и начала раннединастического периодов: тела просто заштукатуривались и раскрашивались. Так, что «скорлупа» оставалась, а всё, что находилось внутри её, — тлело.

Также по мумии можно определить, в какую эпоху она была создана. Например, мумии 11-го царского дома обычно сделаны плохо и небрежно. Это, как правило, мумии жёлтого цвета. Но уже мумии следующего, 12-го царского дома, имеют чёрный цвет. Пелены наложены на мумий Среднего царства плохо, у некоторых они и вовсе отсутствуют. Но ещё хуже сохранились мумии последующего переходного периода — 13-17-го царских домов. Лучшие мумии приходятся на Новое царство. Например, у фиванских мумий 18-21-го царских домов конечности тела гнутся и не ломаются.

Мумии вне Египта

Мумии Инков

Впервые мумии инков обнаружил испанский чиновник в Перу Поло де Ондегардо в конце 1550 годов в городе Куско.

Интересные факты

  • Мумия из Нижней Туры. В 2009 году в городе Нижняя Тура работники коммунальных служб нашли мумифицированное тело[1] мужчины, который умер в своей квартире почти 13 лет назад — в 1996 году. Так как родственников у него не осталось, а с соседями он не был в дружественных отношениях, то просто никто не придал значения его исчезновению, соседи решили, что он куда-то уехал. Сначала в 1999 году за неуплату отключили электричество, а в 2005 году суд заочно лишил мужчину права пользования жилым помещением и снял с регистрационного учета.

Мумии в кинофантастике

После находки гробницы Тутанхамона возник интерес к египетской тематике. 22 декабря 1932 года состоялась премьера фильма ужасов «Мумия». В дальнейшем на эту тему было снято много продолжений и римейков.

Мумии в компьютерных играх

Литература

  • Jones J. Towards Mummification: New Evidence for Early Development. // Egyptian Archaeology. 2002. 21.
  • Lupton C. «Mummymania» for the Masses — is Egyptology Cursed by the Mummy’s Curse. // Consuming Ancient Egypt. — L., 2003.
  • Бадж У. Мумия. Материалы археологических исследований египетских гробниц. — М., 2001.
  • Рак И. В. Легенды и мифы Древнего Египта. — СПб., 1997.
  • Шоу Я. Древний Египет. — М., 2006.

См. также

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Что значит канопа - Значения слов

Кано́па  — ритуальный сосуд , как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы , извлечённые из тел умерших при мумификации . После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба . Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес .

Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора . Их звали: Хапи , имеющий голову павиана ; Дуамутеф , с головой шакала ; Квебехсенуф , имеющий голову сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень , Дуамутеф — желудок , Квебехсенуф — кишечник , а Хапи вмещал в себя лёгкие .

За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства , они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III ), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду , их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом , только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII-й династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора , три из которых имели голову животного, и только один — человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов .

Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно были изображены покровительствующие богини: Исида , Нефтида , Мут и Нейт .

Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести , затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.

Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.

xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

Каноп - это... Что такое Каноп?

  • КАНОП — (по имени города Канопа, или Каноба, в Нижнем Египте). 1) египетские сосуды для воды, употреблявшиеся при священнодействиях. 2) звезда первой величины в созвездии «Аргонавтов корабль». Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Каноп — египетский город к западу от Абукира; празднества, проходившие в этом городе, привлекали ми. жителей Александрии. В канопский храм Сараписа стекались люди, нуждавшиеся в лечении. В. Д. Гладкий Древний Мир Том 1 (Источник: «Древнеегипетский… …   Энциклопедия мифологии

  • каноп — canope m. Древняя египетская ваза. Мак. 1908. В состав коллекции входят: части саркофага из дерева и папье маше.. деревянные статуэтки, часть которых составляет целую сцену, фаянсовые ушебти и амулеты, глиняные сосуды, канопы из известняка. 1920 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Каноп —          егип. город к З. от Абукира; празднества, проходившие в этом городе, привлекали мн. жителей Александрии. В канопский храм Сараписа стекались люди, нуждавш. в лечении …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Каноп —         егип. город к З. от Абукира; празднества, проходившие в этом городе, привлекали многих жителей Александрии. В канопский храм Сараписа стекались люди, нуждавшиеся в лечении …   Словарь античности

  • Каноп (мифология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Каноп. Каноп (Каноб, др. греч. Κάνωβος или Κάνωπος)  персонаж древнегреческой мифологии. Кормчий Менелая. Умер в Египте, его именем назван город Каноб[1] и остров, омываемый Нилом[2]. Также… …   Википедия

  • СЕРКЕТ — Селкет (œrkt), в египетской мифологии богиня покровительница мёртвых, дочь Ра, помогающая ему поражать врагов. Особенно почиталась в Нижнем Египте. Священное животное С. скорпион. Изображения С. в виде женщины со скорпионом на голове часто… …   Энциклопедия мифологии

  • Бальзамирование — мумия стала в наши дни одним из самых ярких символов древнего Египта бессловесное доказательство материальной победы египтян над разрушительной силой смерти. Искусство бальзамирования, зародившееся еще на заре египетской истории, развивалось… …   Энциклопедия мифологии

  • Канопа — У этого термина существуют и другие значения, см. Каноп …   Википедия

  • Четыре сына Хора — Четыре сына Гора (слева направо): Имсети, Дуамутеф, Хапи, Квебехсенуф Четыре сына Гора   боги Древнего Египта, которые изображались на канопах для внутренних органов мумифицированн …   Википедия

  • xzsad.academic.ru


    Смотрите также