Древний Рим Особенности Римского градостроительства 1 2 3. Градостроительство рима древнего
Градостроительство Древнего Рима Википедия
Колизей — самое грандиозное и известное сооружение Древнего Рима
Градостроительство Древнего Рима — планировка, застройка и благоустройство города Рим с древнейших времён до падения Западной Римской империи. Большое влияние на застройку Рима оказывало положение дел в государстве: в периоды расцвета и экспансии город активно обновлялся и расширялся, в периоды ослабления или внутренних конфликтов Рим подвергался осадам и разграблениям. Немалую роль в планировке и застройке города играли частые пожары, а также регулярные выходы из берегов Тибра.
Характерной особенностью римских зодчих была способность усваивать и приспосабливать под свои традиции и потребности градостроительные принципы, композиционные приёмы и архитектурные формы, выработанные греками, этрусками, жителями эллинистических государств и другими народами. Римским архитекторам и строителям были присущи высокое инженерное мастерство и рационализм, они учитывали и максимально использовали все особенности участка — от рельефа и микроклимата до инсоляции и наличия водных ресурсов. Большую роль римляне отводили умению включить архитектуру в ландшафт[1].
Римляне научились строить огромные объекты, такие как амфитеатры, портики или акведуки, в довольно короткие сроки (они не должны были превышать сроки действия полномочий эдила, руководившего стройкой). Подряд на строительство обычно выставлялся на открытые торги. Большие проекты, как правило, вели подрядчики, заинтересованные в налаженной организации процесса. Для этого римляне грамотно сочетали работу большого числа неквалифицированных рабов и небольшой группы опытных мастеров. В проектировании и строительстве больших зданий римские архитекторы использовали типизацию, унификацию и модульность основных элементов конструкций, что позволяло им разбить рабочий процесс на одинаковые несложные операции. Общая организация труда на стройках Древнего Рима, включая подвоз материалов, находилась на довольно высоком уровне[2].
В эпоху Юлиев-Клавдиев, Флавиев и Антонинов главными строителями Рима были императоры, преследовавшие определённые политические цели. Великолепные монументальные сооружения подчёркивали мощь и величие императорской власти, а также служили средством пропаганды римского образа жизни. Особенно широкий размах застройка Рима приняла при Флавиях и Антонинах, когда столицу украсили грандиозные общественные сооружения — форумы, храмы, базилики, амфитеатры и термы[3].
Древнейший и царский периоды[ | код]
По нижнему течению реки Тибр проходила граница между Этрурией и Лацием, поэтому этруски издавна контактировали с латинами. От этрусков латины заимствовали технику строительства, приёмы обработки камня, исходные типы атриумных домов и храмы на высоких подиумах, к которым вели торжественные лестницы. К этрусскому влиянию восходят чёткая геометричность и симметрия плана, выделение главной оси, а также практицизм архитектуры[4]. Латины издревле применяли дренажные работы для осушения болотистой местности, они жили в укреплённых посёлках (oppida), выращивали полбу и виноград, на склонах гор разводили коров, овец и свиней, несколько позже — лошадей[5].
ru-wiki.ru
2.1. Градостроительство и архитектура. Культура Древнего Рима
Похожие главы из других работ:
Градостроительные преобразования Парижа XVIII–XIX вв. Ансамбль Лувра
§2. Градостроительство Парижа в XVII- XVIII вв.
В период абсолютистской монархии (XVII в.) в Париже создавались великолепные архитектурные сооружения...
Градостроительные преобразования Парижа XVIII–XIX вв. Ансамбль Лувра
§5. Градостроительство Парижа в IX вв.
Площадь согласия по проекту Габриеля в 50-60 - е годы. Дальнейшие завершения получила в первой трети IX века [2, c. 44]. Площадь входит в качестве основного звена образующий архитектурный центр Парижа. Габриель включил в площадь ансамбль Лувра...
Декоративно-прикладное искусство этрусков
1.1 Архитектура
Творческий дух этрусков проявился в таком прикладном виде искусства, как архитектура. Для строительства городов и уникальных зданий, особенно храмов, естественно, нужны были опытные архитекторы и инженеры...
Золотое сечение в искусстве
Архитектура
В архитектуре также можно наблюдать принцип золотого сечения. Например церковь Покрова на Нерли (1165 г.) (13) считается наиболее совершенным творением владимирских зодчих. Знакомство с храмом Нерли создает образ гармонии, архитектурной красоты...
Искусство арабских народов
2.1. АРХИТЕКТУРА
Лучшие памятники средневековой архитектуры Егип-та сохранились в Каире. Город прожил большую исто-рию. В 641 году арабский полководец Амр ибн ал-Ас ос-новал Фустат, развалины которого находятся на юж-ной окраине современного Каира...
Искусство Волжской Булгарии домонгольского периода (920-1230 гг.)
1.1 Градостроительство
Образование централизованного государства выдвинуло задачу широкого строительства в булгарских городах жилых, культовых, общественных, оборонных и других сооружений...
Культура Древнего Рима
1.1. Градостроительство и архитектура республиканской эпохи
Градостроительство и архитектура республиканской эпохи проходят в своем развитии три этапа. На первом (V в. до н.э...
Культура Руси
Архитектура
христианизация архитектура живопись музыка русь Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура...
Наследие Древней Греции
1.1 Архитектура 7 в. до н.э.
Эстетический канон в древнегреческом искусстве строился на сочетании и гармонии. Художники искали математически выверенные пропорции тела человека, зодчие - архитектурного сооружения...
Наследие Древней Греции
1.2 Архитектура 6 в. до н.э.
В этот период построен храм Аполлона в Коринфе - типичное архаическое сооружение (6 на 15 колонн). Сейчас от него остались 7 колонн. К первой половине 6 в. до н.э. относятся храмы Селинунта (на южном побережье острова Сицилия)...
Наследие Древней Греции
2.1 Архитектура 5 в. до н.э.
Архитектура этого периода ознаменована появлением великолепных архитектурных сооружений в разных городах Греции...
Особенности культуры Древнего Рима
2.2 Архитектура
Что же касается римской архитектуры, то и здесь не обошлось без заимствований. Также как и в религиозных верованиях, заимствования проходили в нескольких этапах, и использовался опыт нескольких народов. Учителями римлян были этруски...
Особенности материальной культуры эпохи Возрождения: аспекты истории науки и техники
3.4.1 Архитектура
Виды. Светская и храмовая архитектура. Черты. античная строгость форм четкость симметрия насыщенность декоративных форм Материалы. Кроме традиционных строительных материалов в период Ренессанса используются и некоторые новые...
Особенности художественной культуры Средневековья
1.1. Архитектура
Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне, (Италия), возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими...
Раннехристианское искусство Древнего Рима
2.1 Архитектура
Композиция характерного римского городского ансамбля - форма несет на себе следы влияния композиций греческой агоры и народного жилища. Преобладающим типом развитого жилого дома был атриумно-перистильный...
cult.bobrodobro.ru
Градостроительство Древней Греции и Древнего Рима
Древний Рим
История древнеримской художественной культуры тесно связана с историей города Рима, так как римское рабовладельческое государство было обязано ему своим происхождением и развитием. На протяжении нескольких веков — вплоть до упадка рабовладения и зарождения нового феодального уклада — Рим был крупнейшим городом страны и являлся центром ее политической и культурной жизни.
Римская историческая традиция делит историю Римского государства на три эпохи: эпоху царей (VIII—VI вв. до н. э.), эпоху республики (VI— I вв. до н. э.) и эпоху империи (I—V вв. н. э.). В эпоху царей Рим не имел значения крупного центра. В начале эпохи царей в Риме еще сохранялись черты родового строя. Триста родов, разделенных на тридцать курий, в свою очередь делившихся на три трибы, в совокупности составляли политически полноправный «римский народ» (populusromanus), тогда как население вновь присоединенных общин, по определению Энгельса, представляло собой плебс, лишенный всех общественных прав. Борьба между плебсом и «римским народом» привела в конце эпохи царей к революции, уничтожившей пережитки родового строя и утвердившей деление всех военнообязанных граждан Рима по имущественному положению на пять классов.
Судить об архитектуре н градостроительстве этого раннего периода римской истории чрезвычайно трудно ввиду почти полного отсутствия остатков архитектурных сооружений. Но несомненно то обстоятельство, что римляне многое восприняли у этрусков, в свою очередь испытавших на себе влияние Греции. Так, например, этрусский ритуал основания городов, когда территорию, предназначенную для строительства нового города, опахивали бронзовым плугом, прочно вошел в обычай римлян. Следует отметить, что проведением борозды вокруг города устанавливался так называемый «помериум» — полоса свободной от застройки земли, имевшая сакрально-правовое значение. Самая борозда считалась неприкосновенной; на ней строили городские стены, а территория внутри помериума могла заселяться только полноправными гражданами Рима. Сходство между регулярными городами более поздней республиканской эпохи и древнейшими италийскими поселениями-террамарами типа Кастелаццо, а также этрусскими городами, подобными Марцаботто, дает основание предполагать, что прямоугольная планировочная система была освоена римлянами еще в царский период. На это указывает и самое название древнейшей части Рима на Палатинском холме—«Romaquadrata» (Квадратный Рим). На ранних ступенях развития римского зодчества под непосредственным этрусским влиянием сформировались римский жилой дом атрийного типа и римский храм на высоком цоколе с сильно выдвинутой колоннадой, украшавшей главный фасад. Однако позже, после завоевания Римом средней и южной Италии, где был расположен ряд греческих колоний — Пестум, Неаполь, Помпеи и др., римская культура испытала еще более сильное воздействие эллинистической культуры и стоявшего на высокой ступени развития эллинистического градостроительного искусства. В начале эпохи республики Рим был типичным городом-государством с родовой аристократией, стоявшей у власти (патриции), и плебсом, составлявшим большинство населения. Экономической основой римского государства продолжало оставаться сельское хозяйство свободных мелких землевладельцев. Однако уже в IV в. до н. э. торговля и ремесла, находившиеся в руках наиболее богатой части плебса, достигли такого развития, что ряд городов приобрел значение торговых и производящих центров. В IV в. Остия была уже значительным городом, а население самого Рима составляло около 200 тыс. жителей, что было редким явлением для городов античного мира. Продвижение римлян к Сицилии не могло не привести к военному столкновению Рима с Карфагеном. В 264 г, до н. э. начались Пунические войны, которые В. И. Ленин в силу их захватнических целей с обеих сторон называет империалистическими войнами на почве рабства. Уже после первых двух войн с Карфагеном Рим овладел западной частью Средиземноморского бассейна, а третья, также победоносная для Рима война превратила его в сильнейшую военную державу Средиземноморья. Прямым последствием Пунических войн было накопление в Риме громадных богатств, огромного числа рабов, выведенных из разрушенного Карфагена и его утраченных колониальных владений в Европе и северной Африке. Это позволило Риму развернуть интенсивное строительство военных лагерей, городов и стратегических дорог в различных районах Италии. Через весь полуостров на север и юг прошли стратегические дороги (Фламиниева и Аппиева), имевшие своим исходным пунктом Рим. Города, лежавшие на стратегических дорогах (как, например, Капуя и особенно военный порт Брундисий), начали быстро расти. Наряду с ними интенсивно развивались выгодно расположенные торговые и курортные города и среди них — хорошо изученные по раскопкам Геркуланум и Помпеи. Но само собой разумеется, что наиболее интенсивное строительство проводилось в самом Риме, где во II в. до н. э. и особенно в период военной диктатуры Суллы, а затем Помпея и Цезаря было построено множество храмов, портиков п других общественных зданий в районе Капитолия и республиканского форума. В этом разнообразном п широком строительстве складывается ряд новых прогрессивных строительно-технических приемов (арочные и сводчатые конструкции, новые методы каменной кладки с облицовкой, бетонная техника) и развивается ряд специфических для позднейшей римской архитектуры типов сооружений: форумы и базилики, на которых сосредоточивалась общественная жизнь, театральные здания с высокими каменными стенами, амфитеатры, служившие для гладиаторских боев, термы, административные здания, а также мосты, акведуки и гавани. Однако греки-архитекторы продолжали еще в это время играть в строительстве Рима важную роль, и греческие архитектурные формы и декоративные мотивы сохранялись, хотя и подвергались некоторой переработке. В течение I и II вв. н. э. римское градостроительство переживало период расцвета, что отвечало экономическому и политическому расцвету самой империи. Движение искусства с востока на запад (т. е. из Греции в Рим) сменилось обратным движением, и в тех же Афинах, Пергаме, Милете и других городах Древней Греции стали возникать чисто римские храмы, термы и форумы. Строительство мостов, дорог, акведуков и портовых сооружений, начатое в республиканскую эпоху, теперь получило широкое развитие. Вместе с тем период с I по III в. был отмечен усиленным строительством военных лагерей п городов лагерного типа. Аоста, Новезиум, Ламбезис, Тимгад и ряд других городов, композиция которых восходит к планировочным формам военного лагеря, показывают расцвет архитектуры регулярного римского города. Еще более ярко проявило себя градостроительное искусство этого времени в самом Риме, где вместе с тем контрасты роскоши и нищеты достигли наибольшей силы, а великолепие императорских дворцов, форумов и патрицианских вилл сочеталось с удушающей теснотой рядовых жилых кварталов, застроенных многоэтажными доходными домами (так называемыми инсулами). В конце III в. под влиянием экономического и политического кризиса империи, вызванного углублявшимся упадком всей рабовладельческой системы, строительство стало медленно, но неуклонно сокращаться, а через столетие наступил уже явный упадок всей градостроительной культуры древнеримского государства. Древнеримское зодчество принято относить к искусству античности, объединяя его с художественной культурой древних греков. Действительно, римляне взяли от греков ордерную систему; в архитектуре жилых домов римляне сочетали италийский атрий с греческим перистилем; нашли свое отражение в римском строительстве также греческие стадионы, театры и другие сооружения. И тем не менее римская архитектура не только оставила множество принципиально новых архитектурных сооружений, но и создала свой особый архитектурный язык. Что же отличает римскую архитектуру от греческой? Прежде всего различные социальные и политические цели искусства, откуда и вытекало различное отношение к размерам зданий, различное понимание монументальности, масштабности и других художественных средств. Для римского зодчества было характерным влечение к колоссальности, которое вытекало из создания военного могущества всемирной империи и величия обожествлявшейся личности императора. И если греки, в особенности в классическую эпоху, являлись творцами небольших по абсолютным размерам зданий ж архитектурных ансамблей, то римляне, покорившие Восток, стремились к столь же грандиозным постройкам, как пирамиды Египта и зиккураты Двуречья. Мавзолеи Адриана и Августа, Большой цирк, форум Траяна и Колизей являются плодами этой римской тенденции к колоссальности. Помимо абсолютных размеров различие между греческой п римской архитектурой создавалось своеобразным пониманием монументальной формы в каждой из них. У греков монументальность никогда не была подавляющей, и греческие агоры, акрополи и другие ансамбли были той архитектурной средой, в которой человек чувствовал себя легко и свободно. Но римская монументальность ставила иные задачи. Идея полного превосходства «избранного народа» над порабощенными народами мира составляла сущность социального заказа на протяжении ряда веков, и этим объясняется подавляющее воздействие римских архитектурных форм. Вместе с тем греки были мастерами простых, не обремененных деталями архитектурных форм; римляне же, особенно начиная с династии Флавиев, стремились к пышности богато убранных торжественных композиций в триумфальных арках, форумах и храмах I п II вв. Греки применяли планы своих городов к условиям местности, проявляя глубокое понимание природы; римляне в меньшей степени считались с природой и смело видоизменяли ее. Вертикальная планировка, благодаря которой многие города, размещенные в пересеченной местности, получили идеально правильные горизонтальные площадки, нашла широкое развитие именно в римское время. Уже из этого краткого сопоставления явствует, что римская архитектура, хотя п создавалась в условиях той же самой античной рабовладельческой формации, являлась творческим продолжением и развитием греческого зодчества. А если принять во внимание мероприятия римлян по инженерному оборудованию и благоустройству городов, то станет понятным, какой значительный вклад сделали римляне в мировое градостроительное искусство.
mirznanii.com
Занимательная история архитектуры: Древний Рим. Градостроительство
Римские города подразделялись на ремесленно-торговые, административно-культурного назначения, военные лагеря и др. Они получали ту или иную планировку в зависимости от назначения города, его местоположения и занимаемой территории.
В структуре военных лагерей и небольших городов преобладала регулярная планировочная система, но крупные города и особенно те из них, которые размещались не на равнинной местности, не имели правильной планировки. В республиканский период прямоугольная планировка города основывалась на греческих и этрусских традициях с чётким делением города на кварталы и выделением главных улиц и второстепенных. Эти традиции развивались и в императорский период.
Многие города строились на основе укреплённого военного лагеря. Такие города, как правило, имели прямоугольную форму. Стены имели на каждой стороне башни и ворота, соответствующие (параллельные) двум главным пересекающимся под прямым углом улицам – кардо (обычно направленная с севера на юг) и декуманус (ориентированная по оси запад - восток). Общественным центром города был форум у пересечения главных улиц.
Самой широкой магистралью был декуманус (12 ÷ 13 м), несколько уже – кардо, остальные – значительно меньшей ширины (до 2 ÷ 3 м). Проезжая часть главных улиц, покрытая каменными плитами, отделялась от тротуаров. Иногда тротуары заменялись галереями с колоннадами по обе стороны улиц. Колоннадные улицы порою достигали большой протяженности и высоты.
Социальные контрасты римского общества отражались в застройке городов. Основная масса горожан теснилась в жилых переуплотненных кварталах. Широкое развитие получили многоэтажные дома – йнсулы.
Основанные на бетонной сводчатой технике, инсулы стали в эпоху империи основным типом жилища в крупных городах (в одном только Риме в начале XV в. их было 46.602).
Высота их ограничивалась 18 ÷ 21 м, достигая 4 и более этажей. Они делились на изолированные блоки, каждый из которых имел свою лестницу. Первый этаж обычно занимался под лавки, открытые на улицу большими проёмами.
Инсулы с их открытыми фасадами, прорезанными большими оконными проёмами, лоджиями и «витринами», - прототип будущего фахверкового городского дома.
В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Особенно в тяжёлом положении оказалась Западная Римская империя. Её сотрясали восстания и вторжения варварских племён. Сил для защиты уже не хватало. Вождь германского племени вестготов Аларих в 408 г. ворвался в Италию и подверг осаде Рим. Ценой выкупа римляне сняли осаду. Императорское правительство, находящееся в Равенне не смогло удовлетворить новые требования Алариха, и он в 410 г. предпринял новый поход на Рим. Слабо укреплённый город был взят 24 августа 410 г. Ворота Рима открыли для варваров римские рабы. Город был жестоко разграблен.Это событие потрясло современников. Стало ясно, что цивилизации смертны и время гибели империи недалеко. Через 45 лет, в 455 г., Рим пережил ещё один страшный погром - вандальский. А в 476 г. варвар Одоакр, командующий императорской гвардией, низложил последнего западно-римского императора Ромула. Так завершилась история древнего мира и началась история средних веков.
Полезные сайты:
Сборник решенных задач по экономике, финансам и менеджменту
Экономика и менеджмент. Статьи и доклады
Экономика и право. Статьи и аналитика
Актуальные материалы для юристов
architecturesss.blogspot.com
Древний Рим Особенности Римского градостроительства 1 2 3
Древний Рим Особенности Римского градостроительства 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. План урока Определение хронологических рамок Исторический экскурс «Что и откуда? » К вопросу о заимствованиях в римском архитектурном стиле… Римский ФОРУМ Пантеон Отличительные черты римской базилики. . Колизей
Определение хронологических рамок • Культура Древнего Рима хронологически охватывает периоды: • Республики с VI по I в. до н. э. • Империи с I в. до н. э. по IV в. н. э. • Более детальная периодизация опирается на время правления императоров: • Октавиана Августа (31 г. до н. э. – 14 г. н. э. ), • Юлиев Клавдиев (14 г. н. э. 68 г. н. э. ), • Флавиев (69 г. н. э. 96 г. н. э. ), • Траяна (98 г. н. э. – 117 г. н. э. ), • Адриана (117 г. н. э. – 138 г. н. э. ), • Антонинов (138 г. н. э. 192 г. н. э. ) • Эпоха культуры Древнего Рима заканчивается периодом поздней империи (III — IV вв. )
ВЕЧНЫЙ ГОРОД… • Никогда судьба народов не была так тесно связана с судьбой одного города и никогда такая связь не была столь длительной, как во времена римского господства над миром. • Римляне полагали, что мир принадлежит им, и с легкостью подчиняли себе народы. Величие побед, величие своего древнего и горделивого существования они запечатлевали в монументальных памятниках архитектуры и гражданском строительстве. Ими были поставлены триумфальные арки и колонны, возведены дворцы и храмы, форумы и термы, амфитеатры и цирки, построены дороги, мосты и акведуки.
Легенда об основании Рима • По легенде, близнецы Ромул и Рем были сыновьями бога войны Марса и весталки Реи Сильвии, дочери царя города Альба Лонга. Коварный брат царя, желая завладеть троном, заключил его в тюрьму, а близнецов уложил в корзину и бросил в Тибр. Однако, корзину с близнецами прибило к Капитолию — священному холму, где младенцев вскормила своим молоком волчица. Когда мальчики выросли, они вернули трон деду, а сами решили основать новый город. Его главный храм они возвели на Капитолийском ) Очерчивая границы города, братья поссорились, и Ромул убил Рема, став единовластным правителем города и дав ему свое имя.
Этрусское влияние на Римскую архитектуру • Опираясь на строительный опыт завоеванных стран, римляне создали самобытную архитектуру. У этрусков они позаимствовали тусскую колонну, напоминающую дорическую, и полуциркульную арку — римскую ячейку, ставшую основой практически любого сооружения: триумфальной арки, моста, акведука, амфитеатра.
• • У греков римляне переняли: пантеон богов, устройство дома греческие ордера, к которым добави ли композитную капитель (соединение ионической волюты с коринфским аканфом).
Римская колонна • Первые крупные постройки в Риме производились совершенно в этрусском роде, по всей вероятности даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой, и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом.
Римская колонна теория • Применение этих форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем либо более солидным, более способным выносить значительный груз. И вот, римляне почти совершенно бросают употребление колонн и возводят массивные стенам и пилястры. • Но колонна остается как декоративный элемент: маскирует наготу пилястр и сухость стенных поверхностей. А также применяется в портиках, ведущих в здание, в перистилях и продолжает употребляться так же, как и в Греции. • Итак, рациональный смысл, который колонны у греков, в Риме если и не утрачивается вполне, то сильно искажается. А другие мотивы, которые, обусловлены колонной, теряют свою строгую осмысленность и соразмерность. Известно также, что римляне не изобрели своего типа колонн: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось четыре ордера: • римско дорический • римско ионический • римско коринфский • композит
Важнейшие отличия римской архитектуры • В отличие от греков, считавших мрамор главным материалом и часто выполнявших сложнейшую работы – например, по высечению метоп из мрамора и их декорированию различными сюжетами (вспомним предыдущие уроки)… римляне были прагматиками: • В эпоху республики они строили из кирпича. • При императорах здания возводили из бетона с последующей облицовкой стен тонкими мраморными плитами. • Становясь хозяевами в завоеванной стране, римляне использовали свои войска для прокладывания дорог, осушения болот, строительства городов. • Именно градостроительство явилось самым замечательным достижением римской культуры.
Планировка римского города • Основу планировки любого римского города составлял военный римский лагерь с широкими улицами, украшенными колоннадами и пересекавшимися под прямым углом. Город окружали стены с множеством триумфальных порот. Непременными общественными сооружениями римского города являются форум, амфитеатр, цирк, термы (бани) и театр. • На форуме, служившем рыночной площадью, и местом общественных собраний, строились храмы и различные административные здания.
Типовой римский храм • Круглые храмы ротонды с колоннадой по окружности имеют строго обозначенную центральную ось от входа до ниши напротив со статуей божества в ней. • В виде ротонды в период республики на форуме строили храмы богини Весты. • В эпоху императора Адриана (II в. ) в Риме по тому же принципу построили Пантеон — храм всех богов. Продольная ось в нем обозначена грандиозным портиком при входе и нишей со статуей верховного бога римского пантеона Юпитера (Зевса) с противоположной стороны. • Массивный цилиндр храма из бетона, стены которого достигают 6 м в толщину, соединен кирпичным блоком с портиком из 16 колонн и перекрыт полусферическим куполом. Купол имеет диаметр более 43 м и 10 метровое световое отверстие в центре. Он сооружен путем постепенного наслоения горизонтальных пластов легкого пемзобетона на деревянный каркас. Столб солнечного света, проникающий в отверстие, служил световым стержнем, вокруг которого как бы вращалось затененное пространство храма. Таким образом, он отражал восприятие римлянами их верховного бога Юпитера, в котором видели не столько человека, сколько сам небесный свод.
Типовой римский храм • Храмы, прямоугольные в плане, подняты на высокий цоколь; к единственному выходу ведет крутая лестница; по периметру храм окружает ложная колоннада, лишь на половину объема выступающая из стены. • Так выглядели храм Сатурна на форуме в Риме, где хранилась государственная казна, храм Аполлона на форуме в Помпеях и другие.
Базилика – типовое общественное здание, в котором: 1. Заседал суд, 2. Заключались торговые сделки • Прямоугольные объемы базилик республиканского периода на форуме в Помпеях и императорского на форуме Траяна в Риме состояли из пяти проходов, разделенных колоннами: очень широкого центрального и четырех более узких, несших галереи второго яруса. Трибунал, где вершился суд, имел форму огромного полукруга, диаметр которого занимал одну из узких сторон и был отделен от остального пространства базилики портиком. • Вход находился с противоположной стороны. Пространство центрального прохода, вероятно, не имело перекрытия, оставаясь под открытым небом. В базиликах всегда было людно и оживленно: заседал суд, выступали ораторы, заключались торговые сделки. Об атмосфере, которая там царила, свидетельствует, например, такая надпись, сохранившаяся на стене помпейской базилики: • Я удивляюсь тебе, стена, как могла ты не рухнуть, • И продолжаешь нести надписей столько дрянных! • (Перевод Ф. Петровского)
Исключительное значение римляне придавали зрелищам: • Лейтмотив жизни римского плебса «Хлеба и зрелищ!» продиктовал основные типы построек: • 1. Цирки для проведения состязаний на беговых колесницах и • 2. Амфитеатры для гладиаторских боев.
Цирки для проведения состязаний на беговых колесницах • Цирки строились по образцу, который являл собой грандиозный римский цирк Массимо, сооруженный в эпоху республики. Каменные трибуны, расположенные ярусами, имели форму эллипса. Вход находился на его закруглении и отмечался массивными триумфальными арками. Центр поля по длине занимал высокий подиум, украшенный статуями, обелисками и колоннами. Стоящие на торцах каменные столбы — меты — служили ориентиром для возниц.
Амфитеатры для гладиаторских боев • Амфитеатры представляли собой круглое в плане сооружение. Массивные полуциркульные арки из тесаного камня, так называемые римские ячейки, составленные в два три яруса, окружали открытую арену. От арены ярусами поднимались каменные сиденья. Исключительное место среди сооружений такого рода занимал четырехэтажный амфитеатр Флавиев в Риме (Колизей) строительство которого началось в 75 г. н. э. при императоре Веспасиане из династии Флавиев. Представление в Колизее могли смотреть одновременно 50 тыс. зрителей. Через открытую аркаду первого этажа они равномерно проникали внутрь и по 60 лестницам попадали на свои места. Сиденья в первом, нижнем ярусе предназначались для привилегированного сословия — сенаторов, жрецов, весталок и судей, здесь же находилась трибуна императора; во втором — для граждан; в третьем — для плебса; четвертый этаж отводился под стоячие места для рабов.
Облицовка… • В подземелье под ареной размещались камеры для гладиаторов, клетки для животных, помещения, куда сносили трупы убитых. Для боя гладиаторов арену засыпали песком, для морского сражения заполняли водой с помощью подходившего к зданию рукава акведука • Внутри здание было облицовано мрамором, снаружи — из вестковым туфом и украшено колоннами — по одной на плос кости стены между арочными проемами. На первом этаже это колонны тусского ордера, приземистые и массивные. Второй этаж опоясывают изящные, стройные колонны ионического ордера, третий — еще более высокие коринфские, четвертый — пилястры коринфского ордера. • Такое расположение колонн обеспечивает визуальный эффект, при котором здание, массивное снизу, кажется менее тяжеловесным вверху и более высоким. Просветы арок некогда заполняли величественные мраморные статуи римских богов и сенаторов. Помпезный вид довершал шелковый тент, натягиваемый над ареной в жаркие или дождливые дни.
Проверим себя? • Какие сооружения создавали облик городов Древнего Рима? Выполните задание № 9 в рабочей тетради. • Какой архитектурный элемент составляет ядро любого римского сооружения — моста, акведука, амфитеатра, триумфальной арки? Как вы понимаете выражение: «Принял Август Рим кирпичным, а оставил мраморным» ? Приведите примеры.
present5.com
ТЕМА : ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ДРЕВНЕГО РИМА.
Римское градостроительство является прямым продолжением греческих градостроительных традиций.
В истории Рима выделяются три периода :
1) царский (753 – 510 гг. до н.э.), 2) республиканский (510 – 27 гг. до н.э.),
3) императорский (с 27 г. до н.э. по 476 г. н.э.)
Наиболее характерные черты римского градостроительства складывались под влиянием этрусской культуры. Этрусские города имели регулярную планировку (г.Миза – соврм. Марцаботто) и высокую культуру технического оснащения улиц. Ширина главных улиц 15 м, имели мощение, приподнятые тротуары, камни – переходы, каналы для водостоков. Всё из камня.
В ( 616 – 510 гг до н.э.) в Риме строились жилые дома с атриумами и … храмы на высоких подиумах. Начал формироваться тосканский ордер. Большую роль сыграли эллинистические традиции. Были заимствованы у греков такие типы сооружений, как: театр, стадион, палестра, перистиль жилых домов.
Особый раздел римского градостроительного искусства составляют достройки римскими архитекторами греческих ансамблей почти во всех городах Греции : Олимпии, Милете, Афинах, Александрии Египетской, Пергаме и др.
Римляне бережно относились к древнегреческой архитектуре, строили в основном рядовые сооружения, считая, что они совершенствуют незавершённые ансамбли прошлого. Стремление к завершённости и целостности архитектурно – планировочной композиции было одним из главных художественных принципов римского градостроительства.
Возникновение Рима связывают с именем царя Ромула, который заложил город на Палатинском холме («Квадратный Рим») по этрусским обычаям (гадания, знамения, борозда, ров à крепостные стены. Внутри стен – город – урбс, вокруг стен помериум.
В царский период в долине между холмами возникает общественный центр, после осушения долины (древнейшим гидротехническим сооружением Рима – клоаки Максима).
Город распространяется на соседние холмы, возникает радиальная система дорог, в 578 – 533 г.г. до н.э. город обнесён стенами, которые окружили большую часть холмов.
В республиканский период на Древнем форуме и капитолийском холме возникли храмы. Жилая застройка – из сырцового кирпича и дерева.
Императорский период связан с Пуническими войнами (пуни – финикийцы, основавшие Карфаген). В результате 1 – ой Пунической войны ( 264 – 241 гг до н.э.) завоёваны острова Сицилия, Корсика, Сардиния.
2 – ой — (218 – 201 гг до н.э.) — Испания
3 – ей — (149 – 146 гг до н.э. ) — Карфаген
В процессе войн строились и мостились дороги, мосты. Вдоль дорог расставлены дорожные столбы – миллиарии. Точкой отсчёта служил столб на Капитолийском холме в Риме.
Вдоль дорог на расстоянии дневного перехода римляне строили города по типу военных лагерей. В центре располагался преторий – палатка главнокомандующего – претора. По левую сторону — палатка казначея (квестора) – квесторий. По правую сторону форум – палатка легата (помощника претора). Вдоль главной улицы размещались палатки трибунов, главных военачальников – шесть в каждом легионе и префектов – (начальников – смотрителей).
Главная улица – 30 м шириной, улица Претория – 15 м. Общая протяжённость лагеря на два легиона – 645 м.
Города – колонии.
Разбивка городской территории начиналась с определения геометрического центра города и определения направления двух главных улиц «кардо» — север – южного направления и «декуманус максимус» – запад – восток. В дальнейшем ориентация была не столь строга. Параллельно направлениям главных улиц прокладывались улицы второстепенного значения.
Декуманус максимус — 12 м шир.. Кардо — 6 м. Второстепенные улицы — 4 м
Главный перекрёсток города – тетранс — отличался специальным архитектурным сооружением — тетрапилом — кубическое здание со сквозными проездами.
Тетрапил заменялся четырьмя монументальными столбами, расположенными на главном городском перекрёстке.
Въезды в город отмечались триумфальными арками (красивыми городскими воротами).
Размеры городов не превышали 14,7 га (Кремона). Болонья и Флоренция (10 га).
г.Аоста ( 26 – 25 гг до н.э. ) 724 х 572 м – размеры города.
Крупные кварталы: 143 х 181 м. Амфитеатр, театр, Термы, храм. Триумфальная арка.
К началу императорского периода Рим представлял собой город с расходившимися от него сухопутными и морскими дорогами, соединившими его с такими отдалёнными территориями, как Северная Африка, Малая Азия, Испания, Британия и т.д. Вдоль дорог располагались укреплённые регулярные города. Рим напоминал огромного паука, который «заткал» паутиной дорог и поселений огромную территорию, протяжённостью более 4-х тысяч километров.
В конце I в до н.э. Октавиан Август взял в свои руки всю военную власть (империум) и получил право называться императором.
Это был золотой век темского искусства.
Поэты:Вергилий, Гораций, Тибулл, Овидий. Географ и историк Страбон.
Архитектор Витрувий. Десять книг об архитектуре. Витрувий подытожил огромный опыт эллинистической и римской архитектуры.
В 1-ой книге он говорит о главных требованиях при выборе места для основания города :
— благоприятные климатические и топографические условия;
— наличие питьевой воды;
— системы водных и сухопутных дорог для торговли;
— плодородная земля.
По Витрувию, в области эстетики архитекторы должны придерживаться ординации (ордерной системы), разумной диспозиции (планировки), соблюдения гармонии, симметрии (соразмерности), декорума (соответствия) и дистрибуции (распределения ресурсов).
27 г. до н.э. Рим свободно развивался между холмов, где строились форумы, на Марсовом поле, где возникли зрелищные сооружения, портики и храмы. На холмах, среди садов и живописной природы, располагались патрицианские виллы.
Строительство в городе велось на частные средства, даже мощение дорог. Особо прославился своей инженерной деятельностью Агриппа, который ремонтировал древние водопроводы – Аква Апиа, Анио Ветус, Аква Анция, Аква Тепула – и строил новые – Аква Юлия и Аква Вирго. Аква Вирго снабжал водой новые термы Агриппы на Марсовом поле. Всего в Риме было построено 700 бассейнов, 500 фонтанов, 130 резервуаров. Вокруг Терм Агриппа устроил сады с портиками, скульптурой, большими бассейнами и каналами, служившими дренажами заболоченной территории Марсова поля. Этот район стал местом увеселений и гуляний горожан.
С именем императора Августа связана застройка главных холмов Рима : Капитолийского и Палатинского. На Капитолийском холме были построены холмы Юпитера и Аполлона; на Палатинском холме – дворец, сад, большой цирк. Отремонтирован и достроен форум Романум. Достроена базилика Юлия, построен поминальный храм Юлия Цезаря, храм Кастора и Поллукса, подновлён храм Сатурна, выстроен храм Согласия. Продолжено мощение форума.
В составе форума сохранились материальные остатки царского и республиканского периодов развития города: атриум и храм Весталок, Царские чертоги, базилика Эмилия, храм Сатурна, трибуна для ораторов – Ростра и др.
Форум Романум – прекрасный архитектурный ансамбль, отражавший сочетания греческого и римского градостроительного искусства. Отсутствие жёсткой прямоугольной формы и симметрии, наличие разновеликих сооружений, живописность, открытость и включение окружающего пейзажа.
Новый Форум Августапостроенперпендикулярно к форуму Цезаря. Пространство 50 х 100 м, окружённое колоннадой и экседрами. В конце площади – храм Марса Ультора (т.е. мстителя). Форум был окружён высокими 30 – метровыми стенами, изолировавшими его от города. Фактически было создано полугородское и полуинтерьерное пространство, характерное для императорского Рима. Имел прекрасное мраморное мощение. Декоративное убранство : дорогой камень, бронза. Это было полугородское полуинтерьерное пространство, куда допускались не все жители города.
При династии Флавиев (после 68 г.) построен обширный форум Мира и
Колизей ( 75 – 80 гг). Размеры овального основания 188 х 144 м. – 50 тыс. зрителей, высота 48,5 м (выше холмов, которые не превышали 36 м). Огромная чаша Колизея заняла центрирующее положение в городе и превратилась в его своеобразное статическое ядро. Связующим звеном между Колизеем и форумом Романум стала арка Тита(арх.Рабирий). Она была построена на переломе рельефа и фиксировала направление священной улицы (Виа Сакра). На противоположной стороне форума у подножия Капитолийского холма рядом с храмом Согласия был построен небольшой храм Веспасиана.
Дворец Флавиев на Палатинском холме (арх. Рабирий)– комплекс помещений, группировавшихся вокруг перистиля. Среди них особенно выделялся тронный зал 29 х 35 м.
С именем Рабирия связан Проходной форум с храмом Минервы — окружён высокой стеной, имел замощение (как форум Августа). Постройки Флавиев отличаются более крупным масштабом, чем постройки начала века, и более соответствовали статусу Рима, как столице империи.
II столетие н.э. Рим достиг вершины своего развития – превратился в крупнейший мировой центр.
Население Рима – 1 млн. чел. Пестрый социальный состав населения :
· Значительную часть римского населения составляли — плебеи : торговцы, ремесленники, городская беднота
· рабы – ремесленники, рабы служащие,
· большое число вольноотпущенников проживало в городе,
· иностранцы — перегрины, т.е. свободные не имевшие ни римского, ни латинского гражданства лица.
С целью борьбы и предотвращений возможных городских восстаний (т.к. основной состав населения относился к неимущим сословиям) – проведение внутренней политики властителей – в подачках народу «хлеба и зрелищ». В городе существовали специальные раздаточные пункты питания.
Второе средство отвлечений народных масс от восстаний – многочисленные развлечения и зрелища → Строительство стадионов, терм, амфитеатров, цирков.
Увеличение численности населения Рима сказалось и на характере жилой архитектуры.
Основное население ютилось в многоэтажных домах — инсулах.
в I в. в Риме 1790 особняков 46 602 инсулы.
Жилые комнаты в инсулах группировались по коридорной системе. Жилые улицы были узкими и тёмными, при ширине 5 м высота домов 20 м.
Движение пешеходное, богатых горожан носили на крытых носилках.
С конца I в. – династия Антонинов.
Форум Траяна (самый крупный из всех императорских форумов)- арх. Аполлодор из Дамаска- располагался к северу от форума Августа. Состоял из целой системы открытых и закрытых пространств общей протяжённостью 300 м.
Через Триумфальную арку, встроенную в стены форума, можно было попасть на открытую площадь, размером 90 х 120 м. С двух сторон она фланкировалась колоннадами с двумя экседрами. В центре установлена конная статуя императора.
Поперёк площади располагалась базилика Ульпиа, за которой на небольшом внутреннем дворе возвышалась триумфальная колона Траяна, высотой 43 м. По бокам колонны располагались две библиотеки, а напротив находился храм Траяна.
Вся эта сложная композиция по своей объёмно – пространственной структуре, смене открытых и закрытых пространств напоминала ансамбли Древнего Востока и Египта.
Архитектурный масштаб соответствовал другим ансамблям императорского Рима. С востока к форуму примыкал многоярусный рынок Траяна.
Т.о., форум сочетал в себе несколько функций, каждая из которых связана с его отдельными элементами.
Со строительством форума Траяна комплекс императорских форумов был завершён. Он составил систему изолированных городских площадей, пространственно не связанных, но подчинённых единой координатной системе и соразмерных одна другой.
При императоре Адриане (117 – 138 гг) в Риме появились новые монументальные сооружения. Был построен огромный храм Венеры и Ромы, который играл существенную градостроительную роль. Здание было сооружено между Колизеем и форумом Романум, на одной композиционной оси. Его масштаб служил переходной ступенью между крупным масштабом Колизея и мелкой масштабной структурой древнего форума.
Лучшим зданием того периода считается Пантеон – возведённое на останках терм Агриппы на Марсовом поле. Огромное пространство, перекрытое куполом, являлось не только чудом инженерного искусства, но и определенным этапом развития городских пространств, т.к. было соразмерно римским форумам, в Пантеоне могло бы разместиться ок. 2 тыс. человек. Диаметр Пантеона равен диаметру экседр форумов Августа и Траяна. Пантеон имел верхний свет – проём диаметром 9м, через который проникало солнце и совершало свой круг в течение дня, последовательно освещая отдельные ниши со скульптурами богов. Слепые наружные стены Пантеона походили на стены форумов, лишённые верхних проёмов и украшенные лишь карнизными тягами.
Последней постройкой Адриана был мавзолей,массивные, круглый в плане объем диаметром 64 м, увенчан конусообразным завершением. К мавзолею, расположенному на правом берегу Тибра с Марсова поля вёл мост, украшенный статуями (превращенный в средние века в Замок св. Ангела).
Династия Северов
Сооружение терм, объединявших в себе почти все развлекательные и зрелищные функции – термы Каракаллы и термы Диоклетиана – крупнейшие из 11 императорских бань.
В 216 г. были открыты термы Каракаллы (очень крупное сооружение, размером 353 х 335 м) — 12 га, а главное здание 112 х 216 м. На участке располагался сад с аллеями и цветниками и обширным « стадием ». В термах были библиотеки, залы экседры для музыкальных и литературных выступлений, комнаты для бесед. Это свидетельствовало о более утонченных вкусах населения Рима в период поздней империи. Термы снабжались водой с гор.
В композиции терм Каракаллы наблюдалась симметрия, как в императорских форумах. Однако, она была более центрической. Роль композиционного центра в термах играла ротонда горячих бань, внешний диаметр которой 50 м. Композиция была симметрична, замкнута, центрична. Термы располагались на периферии города, далеко от общественных центров. В них царил искусственный мир архитектуры, богатого декоративного убранства интерьеров, скульптуры, и, подчинённых законам архитектоники — природных элементов – воды и зелени.
Начиная со II в. Рим мало изменился в градостроительном отношении.
Из крупных капитальных работ можно выделить – строительство крепостных стен, с целью защитить город от угрозы вторжения. Новое кольцо укреплений – Аврелиановы стены (при императоре Аврелиане в 273 г.) имели высоту 10-15 м и толщину 1,2 м. Построены из римского бетона и кирпича, со стороны города имели
контрфорсы, перекрытые арками. Это создавало ритмический архитектурный мотив, объединявший периферийные разрозненные постройки города. Снаружи городские стены через каждые 30 м прерывались встроенными крепостными башнями. Со времен строительства крепостных стен Рим из города с планировкой «открытого» типа превратился в замкнутый город – просуществовал до начале предыдущего столетия.
Провинциальные города Римской империипо функциональному признаку подразделялись на портовые, торговые, курорты, военные, резиденции, святилища и т.д.
— портовые города на примере Остии (330 г. до н.э.),
население 2 – 6 тыс. жителей. Каждому жителю выделялся участок 9 – 17,4 га. Всё мужское население должно было нести гражданскую и военную службу. Город развивался вдоль «декумануса максимуса», на который выходили торговые, складские и общественные здания – термы, театр, храмы. Главный форум по традиции находился на пересечении декумануса с кадро. Здесь располагались два главных храма города – Капитолий (т.е. храм, посвященный главной триаде богов – Юпитеру, Юноне, Миневре) и храм Ромы (божество государственности) и Августа. Город был окружён крепостной стеной.
— военные города Ламбезис и Тимгад.
Характерные черты городов: Регулярная планировка, ограниченные размеры территории, связь с дорогами. Жилые и общественные здания, колоннады, триумфальные арки были построены из местного известняка. На форумах и у храмов имелось множество скульптурных монументов. Улицы имели замощение, акведуки снабжали жилые дома и общественные здания питьевой водой.
Ламбезис(основан во II в) имел территорию 500 х 200 м. « Кадро » (север – юг ) имела ширину 20 м, с обеих сторон обстроена колоннадами. Улица « декуманус максимус », шириной 15 м, также украшена колоннадой. На пересечении улиц находился Тетрапил – 30,6 х 22,3 м, высотой 15 м.
Тетрапил – монументальное сооружение архитектурно фиксировал главный перекрёсток города и являлся своеобразными пропилеями, ведущими на главную площадь. На форум, окружённый колоннадой, выходили помещения для хранения оружия, а южную его часть, так называемый преторий, составляли святилища, архивы, канцелярия и т.п. Город был окружён крепостной стеной с воротами и башнями.
г. Тимгадоснован императором Траяном в 100 г. для ветеранов, размеры города 350 х 330 м.
Главная улица «декуманус максимус» имела ширину 15 м, имела тротуары и колоннады, на всём своём протяжении была замощена правильными диагонально уложенными каменными плитами.
Форум Тимгада представлял собой замкнутое пространство , размером 50 х 43 м , объединял базилику Курию, храм Фортуны и др. общественные здания. Площадь замощена и украшена многочисленными статуями богов и императоров. Южнее форума в 167 году был построен театр. В городе имелась библиотека, термы, рынки, большой Капитолий.
— города отдыха и развлечений – Помпеи ( курорт )1700 х1200 м.
Возникновение Помпей относится к VI в. до н.э.
Городские стены высотой 8 м имели 8 ворот, относятся к доримскому периоду.
Четыре главные улицы – организовывали городской план (шир. 7 – 8 м), второстепенные – 3 – 4 м. Все улицы замощены местным туфом и имели тротуары. На пересечении улиц Меркурия и Морской находился гражданский форум Помпей (117 х 33 м) – площадь ориентированную на Везувий. В северном ее конце находился храм Юпитера. Форум с запада и востока окружён двухъярусной колоннадой, а с юга – одноэтажной. Вокруг него располагались главные здания города: Базилика, храм Аполлона, присутственные места, храм Ларов. Форум был изолирован от городских улиц и не имел сквозного проезда. Триумфальная арка соединяла его с улицей Меркурия.
На другом перекрёстке располагались центральные термы. Два театра и треугольный форум с остатками небольшого дорического храма. Здесь же располагался амфитеатр на 15 тыс. зрителей и огромная палестра.
Жилые кварталы имели вытянутую в плане форму. Дома атриумно-перистильного типа развивались вглубь участка и состояли из атриума и перистиля, вокруг которых группировались парадные и жилые помещения. В перистилях выращивали растения, устраивали фонтаны.
Акведук Августа подводил воду к городу, по свинцовым трубам вода поступала к термам, рынкам, фонтанам, к жилым домам.
-торговые города : Пальмира и Гераса.
Среди торговых городов особенно выделялись те, которые были расположены на берегах моря ил на скрещении важных торговых путей. Эти города были известны продуктами своего ремесла и сельского хозяйства. Рим и его провинции славились золотыми, серебряными и бронзовыми изделиями, шерстяными, шелковыми и хлопчатыми тканями. Экспортировались сирийские вина, экзотические фрукты, древесина кедров и кипарисов. Из Индии ввозили драгоценные камни, жемчуг, ткани из хлопка, а из Китая – шелк.
Самым крупным торговым центром и наиболее совершенным с архитектурной точки зрения городом была Пальмира (по-арабски – древний город).
Пальмира расположена на перекрёстке караванных путей от Персидского залива и Средиземного моря. Размер города в крепостных стенах 2 000 х 900 м.
Главная улица – улица Колонн 1 100 м – длиной. Она расчленяется на три прямолинейных отрезка переломами, которые были архитектурно оформлены тетрапилом и триумфальной аркой. Ширина проезжей части была 11 м. Два тротуара, по 6 м каждый, находился под портиком за колоннадой. Колонны с коринфскими капителями имели высоту 9,5 м, диаметр 0,95 м. На специальных консолях колонн размещались скульптуры почётных жителей города. За колоннадой находились входы в торговые помещения. К улице примыкали сенат, храм, агора, театр. Улица Колонн вела к святилищу Бела, находившемуся в центре большого двора 205 х 210 м, окружённого стенами и колоннами. Западный конец улицы Колонн пересекался с улицей Дамасской. Она также имела на всём своём протяжении колоннады. Её ширина – 23 м, с тротуарами 35 м. Все постройки выполнены из местного камня. Изысканность пропорций, единство и разнообразие, ритмичность и монументальность – позволяют считать ансамбль города Пальмиры одним из лучших среди ансамблей римской античности, обогащённый местными архитектурными традициями.
г. Гераса – важный перевалочный пункт в Аравийской пустыне, куда сходились караванные пути из Египта к Дамаску и Пальмире.
Город пересекали прямоугольные улицы. Главная улица украшена колоннадой. Прекрёстки её отмечены тетрапилами.
Овальная площадь у южных ворот окружена стройными ионическими колоннами – была торговой. Южная часть города предоставлена иноземным купцам. Здесь были расположены храмы, театр, цирк, ипподром. Круглая площадь Южного тетрапила диаметром 43 м была окружена торговыми помещениями. В центре площади были расположены четыре столба, фиксировавших главный перекрёсток города.
Ведущую роль в композиции города играло святилище Деметры с храмом в центре. Размеры святилища (90 х 120 м) соразмерны главной площади форума Траяна в Риме. Расположенный на возвышенном месте, приподнятый на искусственном подиуме, храм Диметры доминировал над всем городом. От святилища лестница (шириной более 100 м !) спускалась в сторону Главной улицы, за которой спуск продолжался вплоть до небольшого ручья, вдоль которого росли финиковые пальмы. Кроме южного театра в городе был ещё северный театр – неподалёку от северного тетрапила, а также несколько терм.
В архитектуре и планировке Герасы и Пальмиры нашли своё воплощение эллинистические, римские и местные традиции.
— Город — святилище Баальбек ( I – III в ) –был главным религиозным центром восточных провинций и, прежде всего, Сирии. Сирия стала римской провинцией при Юлии Цезаре.
Святилище в Баальбеке расположилось в живописной долине между снежными горными вершинами хребтов на высоте 1150 м над уровнем моря. Долина покрыта плодородным красноземом, на котором растут апельсиновые и персиковые деревья и виноград. Храмовый комплекс стоит на искусственно выровненной площадке, доминирует над местностью и виден издалека. Он состоит из огромного храма Юпитера и храма Бахуса, расположенного рядом, но ниже по рельефу. Протяжённость всей композиции Большого храма около 300 м (почти равна протяженности форума Траяна в Риме ).
Святилище состоит из парадной лестницы, пропилеев с 12 – колонным портиком, за которым следует шестиугольный в плане двор – вестибюль. Из вестибюля можно пройти в большой двор святилища 88 х 100 м, в центре которого находились жертвенник и два бассейна. Большой храм (храм Юпитера или храм Солнца) сложен из крупных каменных блоков и представляет собой периптер размером 50 х 90 м. Колонны коринфского ордера имеют высоту 20м-диаметр – 2 м.
Малый храм в Баальбеке (храм Бахуса) имеет размеры 34 х 66 м. Периптер 8 х 15 колонн. Резные украшения антаблемента и карниза характерны для сирийской античной архитектуры, при строгости общей композиции – характерной для римской архитектуры.
— Город – резиденция – Дворец Диоклетиана в Сплите ( 305 г )
Так же, как города-святилища, города-резиденции были редким случаем в градостроительной практике римлян.
По своей композиции представлял собой город, спланированный по типу военных лагерей с высокими крепостными стенами, башнями и воротами.
Размеры 215 х 180 м. Главные улицы шириной 11 м имели на всём своём протяжении колоннады. В северной части – кварталы для гвардии, конюшни, провиантские склады.
Ближе к Дворцу располагалось два ансамбля :
1) Мавзолей императора (храм Юпитера)
2) святилище с храмом.
Дворцовые покои императора, обращённые к морю представляли собой сложный комплекс помещений, подчинённых главной оси симметрии.
Город – Дворец Диоклетиана – одно из поздних сооружений античного Рима, в котором в едином архитектурном комплексе объединились дворец, крепость и город.
Характерные черты римского градостроительства:
1. регулярность улиц, стремление к унификации городской планировки и застройки
2. высокий инженерно-технический уровень городского благоустройства
3. четкость и выразительность архитектурно-пространственных композиций городских ансамблей.
Значение античного Рима в дальнейшем развитии градостроительной культуры:
Руины античного Рима оказались средой, в которой взросли и определились градостроительные принципы европейского классицизма II пол. XVIII в.
Высокий уровень инженерного искусства и благоустройства городских территорий послужил впоследствии примером для многих городов Западной и Восточной Европы.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В СРЕДНИЕ ВЕКА И В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
refac.ru
Лекция 3 Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима
Лекция 3
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима Царский и республиканский периоды РИМ • 753 г. до н. э – дата основания Рима. • Древнейшее поселение на Палатине – «Квадратный Рим» . Х в. до н. э. • В IV в. до н. э. – постройка стены Сервия Туллия, занятие Римом семи холмов. • Постройка первого форума – Романум.
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима Римские колонии на Аппенинском полуострове К середине III в. до н. э. Рим подчинил себе почти все народы, населявшие Италию. В процессе постоянных войн и экспансий, в Римской республике сложилась система сухопутных дорог и приемы их замощения. Каждая римская провинция имела свою систему дорог, но все они сходились в Риме.
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима Императорский период РИМ
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима Храм Веспасиана Храм Конкордии (Согласия) Храм Сатурна Арка Септимия Севера Ростра Базилика Юлия Базилика Эмилия Храм Цезаря • Выдающийся архитектурный ансамбль, отражавший свою эпоху, когда греческое начало в градостроительстве органически сочеталось с Римским. • Наличие разновеликих сооружений. • Живописность, открытость и включение Храм Антонина окружающего пейзажа. и Фаустины Атриум Весталок Героон Ромула Базилика Максенция Арка Тита РИМ • Отсутствие жесткой прямоугольной формы и симметрии. Храм Кастора и Поллукса Храм Весталок ФОРУМ РОМАНУМ • При Августе Древний форум был восстановлен и достроен.
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима РИМ ФОРУМ РОМАНУМ
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима РИМ • При Августе построены – театр Марцелла, дворец Августа, форум Августа с храмом Марса Ультора. • При Флавиях и Антонинах воздвигаются: арка и термы Тита, амфитеатр Флавиев (Колизей), форум Веспасиана, форум Нервы, форум Траяна, Пантеон, мавзолей Адриана, акведуки, мосты. Храм Марса Уольтера Храм Минервы
Лекция 3 Форум Траяна Градостроительство Древнего Рима
Лекция 3 Форум Траяна Градостроительство Древнего Рима
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима РИМ Форум Романум
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима ЦЕНТР РИМА • В римских форумах получила отражение идея замкнутой осевой композиции – ордерного перистиля, но увеличенного до размеров городской площади. • В начальный период форумы служили рынками и по их периметру к галереям примыкали лавки и иные общественные здания. • В последствии, форумы превратились в парадные площади для общественных собраний, торжественных церемоний и культовых действий.
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима РИМ
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима План римского военного лагеря по Полибию
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима ГОРОДА – ВОЕННЫЕ ЛАГЕРИ Аоста (Августа Претория) в Альпах Тимгад в Северной Африке, основанный Траяном в 100 г. для размещения ветеранов. Ламбезис в Северной Африке, основанный Адрианом во II в. н. э.
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима Остия. Основана ок. 330 г. до н. э.
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима Гераса, город в Аравийской провинции
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима КУРОРТНЫЕ ГОРОДА Помпеи
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима КУРОРТНЫЕ ГОРОДА Храм Юпитера Мацеллум – мясной рынок Храм Ларов Храм культа императоров Здание жрицы Евмахии Храм Апполона Помпеи
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима БААЛЬБЕК ГОРОД - СВЯТИЛИЩЕ
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима БААЛЬБЕК
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима ГОРОДА - РЕЗИДЕНЦИИ Дворец Диоклетиана в Сплите
Лекция 3 Градостроительство Древнего Рима Дворец Диоклетиана в Сплите