Керамика древнего египта. Древний Египет: материальная культура додинастического периода
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Немного о керамической плитке в Древнем Египте. Керамика древнего египта


керамика Египет

21

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ

Институт искусств

РЕФЕРАТ

Тема: «Керамика Древнего Египта »

Составитель: А.О.Гркикян

Руководитель: О.В. Горшунова

Оценка:

Подпись руководителя реферата

Москва 2015

План

Введение……………………………………………………………………..3

1.Техника изготовления керамика Древнего Египта…………………......4

2.История керамики Древнего Египта………………………………....5-14

3.Керамические плиты Древнего Египта…………………………… 15-19

Заключение…………………………………………………………………20

Библиография………………………………………………………………21

Введение

Слово «керамика» произошло от греческого «Keramos», что означает «глина». «Керамика» обозначает изделия из смесей глин, песка и других природных материалов. После приготовления смеси придается нужная форма, после чего заготовки обжигаются при высокой температуре. Керамика - это и один из самых современных и передовых материалов, специальные керамические материалы получают все более широкое распространение в строительстве, электронной промышленности, машиностроении, ядерной энергетике. Керамика также один из самых древних отделочных материалов.

Технология изготовления керамики Древнего Египта

Египтяне раньше других народов средиземного бассейна развили свою керамику. Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (VI-V тысячелетия до н. э.). Изготовление керамической посуды началось, как и в современном Египте, с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому - для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда. Формовка сосудов в неолитический и додинастический периоды производилось вручную, позднее в качестве вращающейся подставки стали применять круглую циновку - предшественницу гончарного круга. Процесс работы на гончарном круге изображен на росписи в гробнице Среднего царства в Бени-Хасане. Под ловкими пальцами формовщика глиняная масса принимала формы горшков, мисок, чаш, кувшинов кубков, больших сосудов с остроконечным или закругленным дном.

В росписи нового царства сохранилось изображение большого глиняного конуса, сформованного на гончарном круге, - сосуд делают из его верхней части, которую отделяют от конуса бечевкой. При изготовлении больших горшков формовали сначала нижнюю его часть, а затем верхнюю. После того как сосуд был сформован, его сначала сушили, а затем обжигали. Первоначально это делали, вероятно, прямо на земле - на костре. На рельефе в гробнице Тии мы видим изображение гончарной печи из глины, напоминающей расширяющуюся кверху трубу; дверца печи, через которую загружали топливо, расположена внизу. Высота печи на росписи Нового царства в два раза больше человеческого роста, а так как сосуды в нее загружали сверху, то гончару приходилось подниматься по лестнице.

История керамики Древнего Египта

Живопись на стенах гробниц в Фивах и Мемфисе, относящаяся к эпохе за 3000 лет до нашей эры, изображает различные приемы при обработке и формовке глины, в сущности те же, что и нынешние. Древнейшие египетские сосуды сделаны из грубой массы, тяжелых форм, но уже далеко превосходят качеством находки из примитивных гробниц западной Европы. Позднее масса становится тонкой, однородной, формы разнообразятся, но мало характерны, напоминая в зародыше античные греческие формы, представляющие как бы изящную и законченную разработку этих грубых моделей. Орнаменты гравированы или рельефны. Кроме посуды и ваз египтяне изготавливали из глины статуэтки, часто с головами животных, ожерелья, изображения скарабеев, детские игрушки, печати, даже саркофаги и т. д.

Древнейшие египетские кирпичи, желтого цвета, найдены в пирамидах Мемфиса; они высушены на солнце, но все таки хорошо сохранились. Кроме них, были черные кирпичи из смеси глины с рубленой соломой. Обожжённые кирпичи появились около 2800 лет до нашей эры. Позднее на кирпичах для пирамид выдавливалось рельефом имя фараона посредством деревянного штампа. Цвет керамики зависел от сорта глины, облицовки (ангоба) и обжига. Для ее изготовления употребляли глину в основном двух сортов: коричнево-серого цвета с довольно большим количеством примесей (органических, железистых и песка), которая при обжиге приобретала коричнево-красный цвет, и серую известковую почти без органических примесей, приобретающую после обжига разные оттенки серого цвета, бурую и желтоватую окраску. Первый сорт глины встречается повсюду в долине и Дельте Нила, второй - лишь в немногих местах, прежде всего в современных центрах гончарного производства - в Кенне и Белласе.

Самая примитивная коричневая керамика, часто с темными пятнами в результате плохого обжига, изготовлялась во все периоды. Хорошего красного тона сосудов достигали высокой температурой при бездымном обжиге в заключительной стадии или облицовкой из жидкой красной (железистой) глины. Черные сосуды получали, зарывая их раскаленными после обжига в мякину, которая тлела от соприкосновения с ними и сильно дымила. Чтобы сделать у красных сосудов черный верх или внутренние стенки, коптящей мякиной покрывали только эти части. До обжига на сосуды могли накладывать светлую глину, разведенную водой, которая не только повышала водонепроницаемость, но и придавала им после обжига желтоватый тон. Врезной орнамент, заполненный белой глиной, и роспись красновато-коричневой краской (окиси железа) на тонкой облицовке белой глиной наносились до обжига. Со времен Нового царства светло-желтый грунт расписывали красками после обжига.

Египетские изделия можно разделить на несколько видов:

  1. Матовые, серой или черной массы,

  2. Очень твердые, иногда покрытые белой облицовкой (белым ангобом), гладкие или слегка за флюсованные снаружи,

  3. Изделия с символическими орнаментами, нанесенными с помощью цветных масс огневым или холодным способом, - это более поздние,

  4. Изделия из твердой, очень кремнеземистой беловатой массы (более 90% кремнезема), покрытые блестящей зеленой или голубой легкоплавкой глазурью, иногда толстым слоем.

Эта глазурь или эмаль, очень мягкая, состоит из щелочного силиката с небольшим содержанием окиси меди, а в зеленой, кроме того, констатировано содержание свинца. Весьма вероятно, для глазуровки служило распространенное у египтян медное стекло. Изделия эти неправильно называют «египетским фарфором». Их масса является, смотря, по силе обжига, то пористой, то сплошной, вроде каменной. Наконец встречаются вещи, покрытые белой глазурью, в которой с большим искусством и отчетливостью инкрустированы миниатюрные орнаменты из эмали черного, синего, фиолетового, зеленого, желтого и даже красного цветов.

Из «египетского фарфора» готовились чаще всего статуэтки религиозного и погребального значения. Из Древнего Египта ведет начало украшения стен зданий эмалированными плитками (изразцами). В развалинах храма Рамзеса III (Felel-Jchoudi близ Мемфиса) стены одного здания, выстроенного из сырого кирпича, были облицованы изразцами, расписанными цветными эмалями и сложенными в большие рельефные изображения человеческих фигур. В самом Мемфисе находили остатки эмалированных плит. Для разных периодов можно выделить ведущие и в то же время наиболее изящные формы сосудов, особенно для додинастического периода. Для тасийской культуры характерны бокаловидные сосуды, расширяющиеся чашеобразно в верхней части, черного или коричнево-черного цвета с процарапанным орнаментом, залитым белой пастой, для бадарийской - керамика многообразных форм, покрытая коричневой или красной глазурью, с черными внутренними стенками и краем.

Сосуды культуры Нагада I - темного цвета с белым орнаментом, Нагада II - светлые с красным орнаментом. Наряду с геометрическим белым орнаментом на сосудах Нагада I появляются изображение фигур животных и людей. Во времена Нагада II предпочитали спиралеобразный орнамент и изображения животных, людей и лодок. Во времена Нового царства горшечники научились расписывать кувшины и сосуды различными сценами, заимствованными иногда у резчиков по камню и дереву, но чаще порождаемые собственной фантазией, - встречаются геометрический и цветочный орнаменты, изображения виноградных лоз и деревьев, птиц, пожирающих рыбу, бегущих животных.

В период Джемдет-Наср (конец 4-го - начало 3-го тыс. до н. э.) получает развитие круглая скульптура (тщательно моделированная женская голова из Урука со строгими обобщёнными чертами, начала 3-го тыс. до н. э., Иракский музей, Багдад), складываются принципы месопотамского скульптурного рельефа (сосуд из Урука с ярусами плоскорельефных фризов, где изображены ритмически чередующиеся жанровые сцены, процессии людей и зверей, Иракский музей, Багдад), расцветает искусство глиптики (резные цилиндрические печати с сюжетными сценами, отмеченными свободой композиции и передачи движения). В период образования городов-государств (начало 3-го тыс. до н. э.) в керамике нарастают черты условности и каноничности.

В эпоху возвышения [Шумера] усиление царской власти и влияния жречества определяет ведущую роль храмовой керамики. Стремление утвердить могущество божества воплощается в величественной геометрической простоте архитектурных масс. Прямоугольные в плане храмы сооружались из кирпича-сырца на насыпных платформах, предохранявших здания от сырости. Стены членились прямоугольными выступами и нишами (так называемый Овальный храм в Хафадже, начало 3-го тыс. до н. э. — 22 в. до н. э.).

Мелкая пластика [Шумера] (статуэтки молящихся из камня и керамики) отличалась схематичностью и нерасчленённостью форм. На застывших лицах с резко выступающими носами выделялись огромные, инкрустированные цветными камнями глаза. Изображения на рельефах плоскостны и статичны: голова и ноги обычно изображены в профиль, глаза и плечи — в фас; фигуры бога и царя выделены размером (каменная стела Эаннатума - правителя г. Лагаша, или так называемая Стела коршунов, с поярусно расположенными военными сценами, около 2500 до н. э., Лувр, Париж). Сходен по стилю так называемый штандарт из Ура - мозаика из раковин и лазурита со сценами битв и триумфов (около 2600, Британский музей, Лондон).

Замечательны золотые предметы из «царских» гробниц Ура - орнаментированный шлем, диадема и кинжал с ножнами филигранной работы, полная живой выразительности голова быка (украшавшая арфу) из золота и лазурита. Немногочисленные сохранившиеся памятники периода объединения Месопотамии под властью династии [Аккада] (24-22 вв. до н. э.) отражают усиление культа властителя. При сохранении условных приёмов в рельефах появляется стремление к большей свободе композиции, к объёмности фигур, показу окружающей природы (каменная стела царя Нарамсина с батальными сценами, Лувр, Париж, цилиндрические печати со сценами охоты - все 23 в. до н. э.), в круглой скульптуре - стремление к портретности черт (бронзовая голова правителя из Ниневии, 23 в. до н. э., Иракский музей, Багдад).

На его развалинах Древнего царства возвели храм, и он действовал вплоть до Нового царства. Археологи нашли здесь около 600 культовых статуэток, оставшихся от разных эпох, - из слоновой кости, камня, фаянса. Что касается посуды, то коллекция керамики стала, наверное, самой крупной из имеющихся сейчас в Египте. Огромное количество предметов материальной культуры древнеегипетского народа, найденных во время этих раскопок и ныне бережно хранящихся в музеях, позволяет ученым с разных сторон подойти к трудному делу изучения ремесленных производств, техники и внешнеий торговли Древнего Египта.

И действительно, порой скромные и на первый взгляд невзрачные предметы домашнего обихода, какой-нибудь глиняный сосуд, металлическое орудие или кусок ткани, дают иногда возможность историку вскрыть такие факты из жизни народа, которые до сего времени оставались неизвестными. Многочисленные и хорошо сохранившиеся грандиозные храмы и гробницы, построенные из огромных, прекрасно обработанных керамических орудий и сосудов, вылепленных из глины, дают наглядное представление о том, какое значительное место занимали керамика и её обработка в жизни и культуре Древнего Египта. Ведь с древнейших времен египтяне очень широко пользовались керамикой для самых различных целей.

Несомненно плодотворным было, далее, изучение всех технических приемов древнеегипетского керамического производства. Важно было установить сорт и состав глины, способы формовки, обжига, лощения, полировки и раскраски сосудов. Это дало возможность установить процесс развития и для каждой эпохи уровень технического совершенства керамического производства. Особенно большое значение, конечно, имело изобретение гончарного круга, давшее возможность ускорить и улучшить производство глиняных сосудов.

Высоко оценивая значение этого технического изобретения, древние египтяне окружили его ореолом религиозной древности. В одном распространенном египетском мифе рассказывается, что элефантинский бог Хнум сотворил мир и первых людей на гончарном круге... Таким удивительным образом отразилось представление о колоссальной важности изобретения гончарного круга в сознании древнеегипетского народа. Бог-творец, создавший мир и людей, представлялся древним египтянам в образе первого мастера, своего рода Прометея, Гефеста или Дедала легендарной древности.

Уже с древнейших времен египетские мастера стремились каждый предмет ремесленного производства по мере возможности превратить в произведение искусства, внося в предметы домашнего обихода и повседневного быта элементы красоты и изящества. Сперва появилась окраска сосуда красным гематитом, а затем по красному фону гончар-художник рисовал белые перекрещивающиеся линии, своего рода грубый и примитивный узор, который, возможно, являлся отдаленным воспоминанием техники плетения, может быть, соединенной в древнейшие времена с техникой гончарного дела.

Постепенно также в доисторическую эпоху появляются и более разнообразные узоры: точечный орнамент, спираль, треугольник и волнообразные линии. В частности, в этих двух последних формах или элементах орнамента можно видеть не одно лишь простое сочетание линий, не один лишь простой и бессмысленный узор, а некую робкую попытку изобразить те основные явления и формы природы, которые особенно привлекают к себе внимание и интерес первобытного человека. В треугольниках, заштрихованных параллельными и пересекающимися линиями, можно видеть изображение гор, а в волнистых линиях - изображения зыбящейся поверхности воды.

И если мы обратимся к другим сосудам той же эпохи, на которых уже изображены целые живописные сценки, например рассмотрим одно блюдце с изображением охотника, держащего на привязи четырех зверей, то увидим, что на них аналогичные треугольники, размещенные вдоль края блюдца, несомненно, указывают на тот гористый пейзаж, который служит местом для изображения сцены охоты. Далее, на сосудах, изображающих сцену катания в лодках по реке, зыбящаяся поверхность воды ясно обозначена волнистыми линиями. Весьма возможно, что из этих древнейших смысловых орнаментов, постепенно приобретавших значение рисунков, впоследствии выработались и древнейшие картинные знаки письменности, древнейшие картинные и смысловые иероглифы.

В историческую эпоху мы уже не находим на глиняных сосудах той богатой изобразительной орнаментации, которая является столь характерной для доисторической эпохи и которая дает нам богатый материал для восстановления культуры, быта и искусства древнейшего периода египетской истории. Таким образом, изучение египетской керамики проливает яркий свет не только на развитие древнеегипетской техники, но также указывает и на ту неразрывную связь, которая соединяла в один узел процесс возникновения и развития орнамента, рисунка и картинной иероглифической письменности в Древнем Египте.

Наконец, изучение египетской керамики свидетельствует, что уже в архаическую эпоху торговые связи соединяли Египет с соседними странами, в частности с Палестиной и Сирией. Так, например, было установлено, что сосуды с ручками (амфориски), украшенные красно-коричневыми полосками, далее, сосуды в форме животных и птиц, наконец, сосуды с волнообразными ручками, которые появляются в Египте в начале «второй цивилизации», встречаются не только в Египте, но и в Сирии, которые, очевидно, уже в те отдаленные времена были связаны нитями внешней торговли.

Глина была дешевым и распространенным материалом в Древнем Египте. Из глины, египтяне делали сосуды самой различной формы. Помимо этого, глина, имела большое применение и в строительном деле. Из глины египтяне начиная с доисторической эпохи делали кирпич. До периода Нового царства египтяне почти исключительно пользовались необожженным кирпичом, который они лишь обсушивали на солнце.

Начиная с периода Нового царства египтяне стали обжигать кирпич в специальных печах. Фрески из гробницы Рехмира времени Нового царства дают нам некоторое представление о способах изготовления кирпича. Надписи, помещенные тут же, указывают на то, что кирпич изготовляли «пленные, приведенные его величеством для работ над храмом бога Амона», - одно из ярких свидетельств рабовладельческого характера хозяйства Древнего Египта.

Керамическое производство достигло в Древнем Египте высокого уровня и технического совершенства. На это, в частности, указывает известная египтянам техника изготовления разноцветного фаянса, а также непрозрачной стеклянной пасты. Фаянсовые изделия были найдены уже в погребениях доисторического периода; широкое распространение фаянсовое производство получило в эпоху Среднего царства, но особенного расцвета оно достигло во времена Нового царства, когда в многочисленных фаянсовых мастерских искусно изготовляли изделия из голубого и зеленого фаянса, который по своему цвету должен был походить на лазурит и малахит, излюбленные ценные камни древних египтян.

Фаянсом покрывались самые разнообразные предметы: сосуды, особенно туалетные, статуэтки, в частности погребальные, так называемые «ушебти», которые, отвечая на призыв покойного, должны были являться к нему и выполнять за него в загробном мире его работу; далее, амулеты, бусы, украшения, перстни, скарабеи, инкрустации, плитки и целый ряд различных предметов быта, художественного ремесла и религиозного культа, относящихся ко всем эпохам египетской истории. В Телль-эль-Амарне были найдены остатки большой мастерской, в которой в большом количестве изготавливались разнообразные изделия из фаянса.

Фаянсовое производство сохранилось в Египте вплоть до поздней греко-римской эпохи. Фаянсовые изделия из Навкратиса шли в большом количестве на экспорт. Они были найдены в различных пунктах Средиземноморья и даже в глухих районах Кавказа, что указывает на широкое развитие египетской торговли.

Люстр впервые появляется на стеклянных изделиях в 8 в. в Египте, но тогда же его начинают использовать самаррское гончары. Люстр самаррских изделий отличается богатством и разнообразием цветов и оттенков: кроваво-красный с рубиновым отблеском, золотой, коричневый, оливково-зеленый. Люстровая роспись применялась при изготовлении декоративных изразцов для украшения дворцовых интерьеров. В их орнаменте очень распространены эпиграфические надписи почерком куфи и растительные мотивы – крупные листья и многолепестковые цветы, похожие на астры. Иногда встречаются геометрические мотивы, выполненные в изумрудных, охристо-желтых и коричневых цветах.

В 12 в. гончары города Ракки (северо-восток Сирии) также стали изготовлять люстровую керамику. Керамическое производство здесь было налажено еще в 9 в. Традиционная керамика Ракки покрыта прозрачной глазурью синего цвета, а подглазурная роспись делалась черной краской. В орнаменте преобладают крупные декоративные надписи в сочетании с растительными переплетениями, заполняющими промежутки между буквами. Люстровые изделия Ракки отличаются темным оливково-коричневым цветом.

В Египте также делали керамические изделия, расписанные люстром и различными красками, где наряду с растительными и геометрическими мотивами, воспроизводили изображения животных, рыб, птиц и человеческих фигур. Особенно красивы большие зеленовато-желтые люстровые блюда 11 в. с крупными фигурными изображениями, исполненными в свободной живописной манере. Среди изображений встречаются фигуры музыканта, человека, наливающего в кубок вино, всадники, батальные сцены, а также реальные и фантастические животные. Для изделий эпохи Фатимидов (909–1171) характерно вытеснение полихромной керамики и замена ее на изделия с бледно-лимонным или темно-медным люстром.

Керамические плиты Древнего Египта

С античных времен керамическую плитку. Археологи установили, что плитка существовала уже в XIII веке до н.э. в Древнем Египте. Мозаичными плитками были покрыты полы домов зажиточных горожан в Древней Греции и Риме. Древние зодчие Месопотамии, Египта применяли керамику для украшения своих творений. Вавилонские ворота, построенные во время царя Навуходоносора (605 - 562 г. до н.э.), посвященные богине Иштар от подножия до зубцов были покрыты синей глазурованной плиткой с изображениями львов и драконов.

А в начале XVII века (1609 –1616 гг.) в Стамбуле по распоряжению девятнадцатилетнего султана Ахмеда была построена мечеть. Внутри ее стены облицованы плиткой всех оттенков голубого и синего, за что соотечественники называли этот храм «Голубая мечеть». Эта плитка была изготовлена в мастерских Изника, которые славились ее производством на весь мир.

Глина, вода и огонь. Глазурь добавить по вкусу. Вот и весь рецепт изготовления керамической плитки. Просто – как дважды два. За многие тысячелетия в этом ремесле принципиально ничего не изменилось. Однако, разумеется, современная керамика весьма отличается от той, что использовалась в Древнем Египте или во времена Османской империи. Процесс приготовления сырья и технологии обжига шагнули с тех пор далеко вперед.

С 1996 г. Российская археологическая экспедиция (ИВ РАН при участии МГУ им. М.В. Ломоносова) ведет археологические работы в Восточном некрополе Гизы (Египет). Основным объектом исследования является гробница Хафраанха (G 7948), начальника жрецов пирамиды Хефрена, которую предварительно можно датировать временем V династии (Древнее царство). Данная работа является первым опытом обработки керамического материала и построения типологии жертвенной керамики гробницы Хафраанха.

Для египетской археологии первую типологию керамики разработал Ф. Питри, однако он уделял внимание всему объему керамического материала древнего Египта: от Додинастического периода до Позднего царства. Наиболее подробную типологию керамики Древнего царства разработал английский египтолог доктор Георг Райзнер. Он основывал ее на материалах закрытых археологических групп керамики, которые были найдены в гробнице Хетеп-херес в Гизе, относящейся ко времени Хуфу, а также в гробнице Импи в Гизе, относящейся ко времени Пепи II. В обоих этих комплексах было найдено большое количество сосудов, в большинстве своем не битых, расположение и стратиграфия которых свидетельствовала о том, что они были защищены от более поздних напластований, а, следовательно, и от включения в эту керамическую группу сосудов более позднего времени. Именно по таким закрытым группам и разрабатывается типология керамики, помогающая датировке какого-либо археологического комплекса (гробницы, храма, поселения и т.п.).

Одним из показателей того, что гробница относится ко времени Древнего царства, являются глиняные модели сосудов небольших размеров (эту категорию называют также жертвенной керамикой). Группа очень обширна и, в основном, отображает те типы керамики, которые использовались в быту и имели большие размеры. Глиняные модели сосудов в большинстве своем сделаны для погребения. Это подтверждает и частичная незаконченность предметов, а также наличие брака в погребальном инвентаре. Хотя есть единичные случаи, когда т. н. модели использовались для содержания мазей и косметических красок.

За археологические сезоны 1997 - 1998 гг. в гробнице G 7948, было обнаружено более 1000 фрагментов керамики. Из них только 8 сосудиков и их фрагментов можно отнести к типу жертвенной керамики.

Жертвенные тарелочки. Эти небольшие предметы находят при раскопках гробниц Древнего царства в больших количествах. В основном они сохраняются полностью, причина этого – в их небольших размерах, ведь диаметр таких тарелочек колеблется от 4,5 до 6 см, а высота – от 1,2 до 2,2 см. Несмотря на свою малую форму, внешне тарелочки отличаются друг от друга и отражают различные типы тарелок, которые использовались в быту. Всего в ходе раскопок в 1997 - 1998 гг. было обнаружено пять жертвенных тарелочек, различающихся своими размерами, а также рельефностью венчиков. Лишь у одной из найденных тарелочек есть черта, кардинально отличающая ее от других – это валик, идущий по основанию. Остальные его не имеют. Согласно типологии Райзнера, жертвенные тарелочки именно такого профиля можно датировать временем конца IV - середины V династии.

Делали такие тарелочки на гончарном круге, а потом срезали либо острым предметом, либо нитью с круга, отчего у большинства моделей на донце есть характерный след от неаккуратного среза. Это, а также большое количество брака (например, покореженные несимметричные тарелочки с трещинами в центре, которые могли образоваться только в процессе обжига) возможно свидетельствует о том, что жертвенные тарелочки носили символический, ритуальный характер, обозначая посуду, которую египтяне использовали в повседневной жизни, и которую умерший должен был взять с собой в загробный мир. Об этом может свидетельствовать и размер предметов.

studfiles.net

Керамика Древнего Египта

Поиск Лекций

Слово «керамика» произошло от греческого «Keramos», что означает «глина». «Керамика» обозначает изделия из смесей глин, песка и других природных материалов. После приготовления смеси придается нужная форма, после чего заготовки обжигаются при высокой температуре. Керамика - это и один из самых современных и передовых материалов, специальные керамические материалы получают все более широкое распространение в строительстве, электронной промышленности, машиностроении, ядерной энергетике. Керамика также один из самых древних отделочных материалов.

В каждой стране, в каждой культуре существовали свои особые гончарные массы, техники глазурования и росписи. Производство керамических изделий из обожженной цветной глины с крупнопористым черепком, покрытых глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней, Центральной и Передней Азии в Европу.

Египтяне раньше других народов средиземного бассейна развили свою керамику. Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (VI-V тысячелетия до н. э.). Изготовление керамической посуды началось, как и в современном Египте, с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому - для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда. Формовка сосудов в неолитический и додинастический периоды производилось вручную, позднее в качестве вращающейся подставки стали применять круглую циновку - предшественницу гончарного круга. Процесс работы на гончарном круге изображен на росписи в гробнице Среднего царства в Бени-Хасане. Под ловкими пальцами формовщика глиняная масса принимала формы горшков, мисок, чаш, кувшинов кубков, больших сосудов с остроконечным или закругленным дном.

В росписи нового царства сохранилось изображение большого глиняного конуса, сформованного на гончарном круге, - сосуд делают из его верхней части, которую отделяют от конуса бечев-кой. При изготовлении больших горшков формовали сначала нижнюю его часть, а затем верхнюю. После того как сосуд был сформован, его сначала сушили, а затем обжигали. Первоначально это делали, вероятно, прямо на земле - на костре. На рельефе в гробнице Тии мы видим изображение гончарной печи из глины, напоминающей расширяющуюся кверху трубу; дверца печи, через которую загружали топливо, расположена внизу. Высота печи на росписи Нового царства в два раза больше человеческого роста, а так как сосуды в нее загружали сверху, то гончару приходилось подниматься по лестнице.

Живопись на стенах гробниц в Фивах и Мемфисе, относящаяся к эпохе за 3000 лет до нашей эры, изображает различные приемы при обработке и формовке глины, в сущности те же, что и нынешние. Древнейшие египетские сосуды сделаны из грубой массы, тя-желых форм, но уже далеко превосходят качеством находки из примитивных гробниц западной Европы. Позднее масса становится тонкой, однородной, формы разнообразятся, но мало характерны, напоминая в зародыше античные греческие формы, представляющие как бы изящную и законченную разработку этих грубых моделей. Орнаменты гравированы или рельефны. Кроме посуды и ваз египтяне изготавливали из глины статуэтки, час-то с головами животных, ожерелья, изображения скарабеев, детские игрушки, печати, даже саркофаги и т. д.

Древнейшие египетские кирпичи, желтого цвета, найдены в пирамидах Мемфиса; они высушены на солнце, но всетаки хорошо сохранились. Кроме них, были черные кирпичи из смеси глины с рубленой соломой. Обоженые кирпичи появились около 2800 лет до нашей эры. Позднее на кирпичах для пирамид выдавливалось рельефом имя фараона посредством деревянного штампа. Цвет керамики зависел от сорта глины, облицовки (ангоба) и обжига. Для ее изготовления употребляли глину в основном двух сортов: коричнево-серого цвета с довольно большим количеством примесей (органических, железистых и песка), которая при обжиге приобретала коричнево-красный цвет, и серую известковую почти без органических примесей, приобретающую после обжига разные оттенки серого цвета, бурую и желтоватую окраску. Первый сорт глины встречается повсюду в долине и Дельте Нила, второй - лишь в немногих местах, прежде всего в современных центрах гончарного производства - в Кенне и Белласе.

Самая примитивная коричневая керамика, часто с темными пятнами в результате пло-хого обжига, изготовлялась во все периоды. Хорошего красного тона сосудов достигали высокой температурой при бездымном обжиге в заключительный стадии или облицовкой из жидкой красной (железистой) глины. Черные сосуды получали, зарывая их раскален-ными после обжига в мякину, которая тлела от соприкосновения с ними и сильно дымила. Чтобы сделать у красных сосудов черный верх или внутренние стенки, коптящей мякиной покрывали только эти части. До обжига на сосуды могли накладывать светлую глину, разведенную водой, которая не только повышала водонепроницаемость, но и придавала им после обжига желтоватый тон. Врезной орнамент, заполненный белой глиной, и роспись красновато-коричневой краской (окиси железа) на тонкой облицовке белой глиной наносились до обжига. Со времен Нового царства светло-желтый грунт расписывали красками после обжига.

Египетские изделия можно разделить на несколько видов: 1. матовые, серой или черной массы,2. очень твердые, иногда покрытые белым ангобом, гладкие или слегка зафлюсованные снаружи,3. изделия с символическими орнаментами, нанесенными с помощью цветных масс огневым или холодным способом, - это более поздние,4. изделия из твердой, очень кремнеземистой беловатой массы (более 90% кремнезема), покрытые блестящей зеленой или голубой легкоплавкой глазурью, иногда толстым слоем.

Эта глазурь или эмаль, очень мягкая, состоит из щелочного силиката с небольшим содержанием окиси меди, а в зеленой, кроме того, констатировано содержание свинца. Весьма вероятно, для глазуровки служило распространенное у египтян медное стекло. Изделия эти неправильно называют «египетским фарфором». Их масса является, смотря, по силе обжига, то пористой, то сплошной, вроде каменной. Наконец встречаются вещи, покрытые белой глазурью, в которой с большим искусством и отчетливостью инкрустированы миниатюрные орнаменты из эмали черного, синего, фиолетового, зеленого, желтого и даже красного цветов.

Из «египетского фарфора» готовились чаще всего статуэтки религиозного и погребального значения. Из Древнего Египта ведет начало украшения стен зданий эмалированными плитками (изразцами). В развалинах храма РамзесаIII (Felel-Jchoudi близ Мемфиса) стены одного здания, выстроенного из сырого кирпича, были облицованы изразцами, расписанными цветными эмалями и сложенными в большие рельефные изображения человеческих фигур. В самом Мемфисе находили остатки эмалированных плит. Для разных периодов мож-но выделить ведущие и в то же время наиболее изящные формы сосудов, особенно для додинастического периода. Для тасийской культуры характерны бокаловидные сосуды, расширяющиеся чашеобразно в верхней части, черного или коричнево-черного цвета с процарапанным орнаментом, залитым белой пастой, для бадарийской - керамика многообразных форм, покрытая коричневой или красной глазурью, с черными внутренними стенками и краем.

Сосуды культуры Нагада I - темного цвета с белым орнаментом, Нагада II - светлые с красным орнаментом. Наряду с геометрическим белым орнаментом на сосудах Нагада I появляются изображение фигур животных и людей. Во времена Нагада II предпочитали спиралеобразный орнамент и изображения животных, людей и лодок. Во времена Нового царства горшечники научились расписывать кувшины и сосуды различными сценами, заимствованными иногда у резчиков по камню и дереву, но чаще порождаемые собственной фантазией, - встречаются геометрический и цветочный орнаменты, изображения виноградных лоз и деревьев, птиц, пожирающих рыбу, бегущих животных.

В период Джемдет-Наср (конец 4-го - начало 3-го тыс. до н. э.) получает развитие круглая скульптура (тщательно моделированная женская голова из Урука со строгими обобщёнными чертами, начала 3-го тыс. до н. э., Иракский музей, Багдад), складываются принципы месопотамского скульптурного рельефа (сосуд из Урука с ярусами плоскорельефных фризов, где изображены ритмически чередующиеся жанровые сцены, процессии людей и зверей, Иракский музей, Багдад), расцветает искусство глиптики (резные цилиндрические печати с сюжетными сценами, отмеченными свободой композиции и передачи движения). В период образования городов-государств (начало 3-го тыс. до н. э.) в керамике нарастают черты условности и каноничности.

В эпоху возвышения [Шумера] усиление царской власти и влияния жречества определяет ведущую роль храмовой керамики. Стремление утвердить могущество божества воплощается в величественной геометрической простоте архитектурных масс. Прямоугольные в плане храмы сооружались из кирпича-сырца на насыпных платформах, предохранявших здания от сырости. Стены членились прямоугольными выступами и нишами (так называемый Овальный храм в Хафадже, начало 3-го тыс. до н. э. — 22 в. до н. э.).

Мелкая пластика [Шумера] (статуэтки молящихся из камня и керамики) отличалась схематичностью и нерасчленённостью форм. На застывших лицах с резко выступающими носами выделялись огромные, инкрустированные цветными камнями глаза. Изображения на рельефах плоскостны и статичны: голова и ноги обычно изображены в профиль, глаза и плечи — в фас; фигуры бога и царя выделены размером (каменная стела Эаннатума - правителя г. Лагаша, или так называемая Стела коршунов, с поярусно расположенными военными сценами, около 2500 до н. э., Лувр, Париж). Сходен по стилю так называемый штандарт из Ура - мозаика из раковин и лазурита со сценами битв и триумфов (около 2600, Британский музей, Лондон).

Замечательны золотые предметы из «царских» гробниц Ура - орнаментированный шлем, диадема и кинжал с ножнами филигранной работы, полная живой выразительности голова быка (украшавшая арфу) из золота и лазурита. Немногочисленные сохранившиеся памятники периода объединения Месопотамии под властью династии [Аккада] (24-22 вв. до н. э.) отражают усиление культа властителя. При сохранении условных приёмов в рельефах появляется стремление к большей свободе композиции, к объёмности фигур, показу окружающей природы (каменная стела царя Нарамсина с батальными сценами, Лувр, Париж, цилиндрические печати со сценами охоты - все 23 в. до н. э.), в круглой скульптуре - стремление к портретности черт (бронзовая голова правителя из Ниневии, 23 в. до н. э., Иракский музей, Багдад).

На его развалинах Древнего царства возвели храм, и он действовал вплоть до Нового царства. Археологи нашли здесь около 600 культовых статуэток, оставшихся от разных эпох, - из слоновой кости, камня, фаянса. Что касается посуды, то коллекция керамики стала, наверное, самой крупной из имеющихся сейчас в Египте. Огромное количество предметов материальной культуры древнеегипетского народа, найденных во время этих раскопок и ныне бережно хранящихся в музеях, позволяет ученым с разных сторон подойти к трудному делу изучения ремесленных производств, техники и внешнеий торговли Древнего Египта.

И действительно, порой скромные и на первый взгляд невзрачные предметы домашнего обихода, какой-нибудь глиняный сосуд, металлическое орудие или кусок ткани, дают иногда возможность историку вскрыть такие факты из жизни народа, которые до сего времени оставались неизвестными. Многочисленные и хорошо сохранившиеся грандиозные храмы и гробницы, построенные из огромных, прекрасно обработанных керамических орудий и сосудов, вылепленных из глины, дают наглядное представление о том, какое значительное место занимали керамика и её обработка в жизни и культуре Древнего Египта. Ведь с древнейших времен египтяне очень широко пользовались керамикой для самых различных целей.

Несомненно плодотворным было, далее, изучение всех технических приемов древнеегипетского керамического производства. Важно было установить сорт и состав глины, способы формовки, обжига, лощения, полировки и раскраски сосудов. Это дало возможность установить процесс развития и для каждой эпохи уровень технического совершенства керамического производства. Особенно большое значение, конечно, имело изобретение гончарного круга, давшее возможность ускорить и улучшить производство глиняных сосудов.

Высоко оценивая значение этого технического изобретения, древние египтяне окружили его ореолом религиозной древности. В одном распространенном египетском мифе рассказывается, что элефантинский бог Хнум сотворил мир и первых людей на гончарном круге... Таким удивительным образом отразилось представление о колоссальной важности изобретения гончарного круга в сознании древнеегипетского народа. Бог-творец, создавший мир и людеий, представлялся древним египтянам в образе первого мастера, своего рода Прометея, Гефеста или Дедала легендарной древности.

Уже с древнейших времен египетские мастера стремились каждый предмет ремесленного производства по мере возможности превратить в произведение искусства, внося в предметы домашнего обихода и повседневного быта элементы красоты и изящества. Сперва появилась окраска сосуда красным гематитом, а затем по красному фону гончар-художник рисовал белые перекрещивающиеся линии, своего рода грубый и примитивный узор, который, возможно, являлся отдаленным воспоминанием техники плетения, может быть, соединенной в древнейшие времена с техникой гончарного дела.

Постепенно также в доисторическую эпоху появляются и более разнообразные узоры: точечный орнамент, спираль, треугольник и волнообразные линии. В частности, в этих двух последних формах или элементах орнамента можно видеть не одно лишь простое сочетание линий, не один лишь простой и бессмысленный узор, а некую робкую попытку изобразить те основные явления и формы природы, которые особенно привлекают к себе внимание и интерес первобытного человека. В треугольниках, заштрихованных параллельными и пересекающимися линиями, можно видеть изображение гор, а в волнистых линиях - изображения зыбящейся поверхности воды.

И если мы обратимся к другим сосудам той же эпохи, на которых уже изображены целые живописные сценки, например рассмотрим одно блюдце с изображением охотника, держащего на привязи четырех зверей, то увидим, что на них аналогичные треугольники, размещенные вдоль края блюдца, несомненно, указывают на тот гористый пейзаж, который служит местом для изображения сцены охоты. Далее, на сосудах, изображающих сцену катания в лодках по реке, зыбящаяся поверхность воды ясно обозначена волнистыми линиями. Весьма возможно, что из этих древнейших смысловых орнаментов, постепенно приобретавших значение рисунков, впоследствии выработались и древнейшие картинные знаки письменности, древнейшие картинные и смысловые гиероглифы.

В историческую эпоху мы уже не находим на глиняных сосудах той богатой изобразительной орнаментации, которая является столь характерной для доисторической эпохи и которая дает нам богатый материал для восстановления культуры, быта и искусства древнейшего периода египетской истории. Таким образом, изучение египетской керамики проливает яркий свет не только на развитие древнеегипетской техники, но также указывает и на ту неразрывную связь, которая соединяла в один узел процесс возникновения и развития орнамента, рисунка и картинной иероглифической письменности в Древнем Египте.

Наконец, изучение египетской керамики свидетельствует, что уже в архаическую эпоху торговые связи соединяли Египет с соседними странами, в частности с Палестиной и Сирией. Так, например, было установлено, что сосуды с ручками (амфориски), украшенные красно-коричневыми полосками, далее, сосуды в форме животных и птиц, наконец, сосуды с волнообразными ручками, которые появляются в Египте в начале «второй цивилизации», встречаются не только в Египте, но и в Сирии, которые, очевидно, уже в те отдаленные времена были связаны нитями внешней торговли.

Глина была дешевым и распространенным материалом в Древнем Египте. Из глины, как мы видели, египтяне делали сосуды самой различной формы. Помимо этого, глина, как мы говорили выше, имела большое применение и в строительном деле. Из глины египтяне начиная с доисторической эпохи делали кирпич. До периода Нового царства египтяне почти исключительно пользовались необожженным кирпичом, который они лишь обсушивали на солнце.

Начиная с периода Нового царства египтяне стали обжигать кирпич в специальных печах. Фрески из гробницы Рехмира времени Нового царства дают нам некоторое представление о способах изготовления кирпича. Надписи, помещенные тут же, указывают на то, что кирпич изготовляли «пленные, приведенные его величеством для работ над храмом бога Амона», - одно из ярких свидетельств рабовладельческого характера хозяйства Древнего Египта.

Керамическое производство достигло в Древнем Египте высокого уровня и технического совершенства. На это, в частности, указывает известная египтянам техника изготовления разноцветного фаянса, а также непрозрачной стеклянной пасты. Фаянсовые изделия были найдены уже в погребениях доисторического периода; широкое распространение фаянсовое производство получило в эпоху Среднего царства, но особенного расцвета оно достигло во времена Нового царства, когда в многочисленных фаянсовых мастерских искусно изготовляли изделия из голубого и зеленого фаянса, который по своему цвету должен был походить на лазурит и малахит, излюбленные ценные камни древних египтян.

Фаянсом покрывались самые разнообразные предметы: сосуды, особенно туалетные, статуэтки, в частности погребальные, так называемые «ушебти», которые, отвечая на призыв покойного, должны были являться к нему и выполнять за него в загробном мире его работу; далее, амулеты, бусы, украшения, перстни, скарабеи, инкрустации, плитки и целый ряд различных предметов быта, художественного ремесла и религиозного культа, относящихся ко всем эпохам египетской истории. В Телль-эль-Амарне были найдены остатки большой мастерской, в которой в большом количестве изготавливались разнообразные изделия из фаянса.

Фаянсовое производство сохранилось в Египте вплоть до поздней греко-римской эпохи. Фаянсовые изделия из Навкратиса шли в большом количестве на экспорт. Они были найдены в различных пунктах Средиземноморья и даже в глухих районах Кавказа, что указывает на широкое развитие египетской торговли.

Люстр впервые появляется на стеклянных изделиях в 8 в. в Египте, но тогда же его начинают использовать самаррские гончары. Люстр самаррских изделий отличается богатством и разнообразием цветов и оттенков: кроваво-красный с рубиновым отблеском, золотой, коричневый, оливково-зеленый. Люстровая роспись применялась при изготовлении декоративных изразцов для украшения дворцовых интерьеров. В их орнаменте очень распространены эпиграфические надписи почерком куфи и растительные мотивы – крупные листья и многолепестковые цветы, похожие на астры. Иногда встречаются геометрические мотивы, выполненные в изумрудных, охристо-желтых и коричневых цветах.В 12 в. гончары города Ракки (северо-восток Сирии) также стали изготовлять люстровую керамику. Керамическое производство здесь было налажено еще в 9 в. Традиционная керамика Ракки покрыта прозрачной глазурью синего цвета, а подглазурная роспись делалась черной краской. В орнаменте преобладают крупные декоративные надписи в сочетании с растительными переплетениями, заполняющими промежутки между буквами. Люстровые изделия Ракки отличаются темным оливково-коричневым цветом.

В Египте также делали керамические изделия, расписанные люстром и различными красками, где наряду с растительными и геометрическими мотивами, воспроизводили изображения животных, рыб, птиц и человеческих фигур. Особенно красивы большие зеленовато-желтые люстровые блюда 11 в. с крупными фигурными изображениями, исполненными в свободной живописной манере. Среди изображений встречаются фигуры музыканта, человека, наливающего в кубок вино, всадники, батальные сцены, а также реальные и фантастические животные. Для изделий эпохи Фатимидов (909–1171) характерно вытеснение полихромной керамики и замена ее на изделия с бледно-лимонным или темно-медным люстром.



poisk-ru.ru

История керамики

Каждое подлинное произведение искусства подобно чудесному зеркалу, в которое смотрит одно поколение за другим и видит не только некогда отразившееся в нем прошлое, но и лик своего времени, свои собственные черты.

Искусство продолжает оставаться живым в той мере, в какой эти черты современного в нем проступают, в противном случае, оно перестает существовать как искусство и сохраняет лишь культурно-исторический или археологический интерес.

  • Вариации на тему глины
    • Глина уникальный компонент в самых обыденных вещах — бумага, косметика, лекарства...Даже человек, создан из глины — «Адам» -означает «красный человек»-т.е.терракотовый, глиняный...
  • Искусство Японии
    • Кратко об истории развития прикладного искусства в Японии, на примере керамики, о возникновении чайной церемонии, что послужило сильнейшим стимулом в развитии керамики и культуры этой страны. Знаете ли вы о крестьянских чаепитиях, ставших формой бунта.
  • Как Робинзон осваивал керамику
    • Кто не читал Даниэла Дефо «Робинзон Крузо»? Писатель, был неплохо знаком с керамическими технологиями. Никогда не знаешь, что может в жизни пригодится. И так глава из прославленной книги...
  • Керамика «Villeroy & Восh»
    • Коснёмся истории изысканного фарфора с прославленным именем Villeroy & Восh, традиции которого больше 160 лет. Благородная сдержанность, изысканность линий, плавность контура. Коллекции «Villeroy & Восh» пронизаны духом классики.
  • Керамика Древнеегипетского искусства
    • Для нашего современника египетские памятники перестали быть только археологией, они стали искусством, то есть заговорили как живые с живыми.
  • Керамика Масико-яки
    • Немного о знаменитой в Японии керамики. Посчитайте сами, сколько времени она обжигается. Скажите нерентабельно, только не у японцев.
  • Керамика Пабло Пикассо
    • Керамика захватила Пикассо во второй половине 1940-х гг., когда ему уже было за 60. Становится для Пикассо новой игрой и новой профессией, философией, неиссякаемым источником радости и выходом страстей.
  • Київська кераміка XVI — XVIII ст.
    • Київська кераміка XVI — XVIII ст. як культурно-мистецьке явище давно привертала увагу етнографів та мистецтвознавців. Колекції кераміки зібрані під час розкопок в Києво-Печерській лаврі, на Видубичах, на Печерську.
  • О чём поведала загадка
    • До недавнего времени любой деревенский житель быстро разгадал бы эту загадку. О том, как кратко можно поведать о «жизненном пути» горшка. Весь процесс изготовления керамики.
  • Русское изразцовое искусство 1 часть
    • Особое место в древнерусской керамике занимают изразцы. Славянские традиции изразца и немного о эволюции печи. Печь кормила, поила, лечила и утепляла. О привлекательности облика печи заботились не меньше, чем о нарядности одежды и утвари.
  • Русское изразцовое искусство 2 часть
    • О привлекательности внешнего облика печи заботились, пожалуй, не меньше, чем о нарядности одежды и бытовой утвари, хранившейся в доме. Печь была главным декоративным элементом.
  • Чайный ритуал
    • Правила по чайному ритуалу гласили: «Настрой свое сердце в лад с другими сердцами; никто в этом мире не должен жить ради себя, не считаясь с другими».
  • Язык народной игрушки
    • Народная игрушка, яркая и лучезарная, вблизи смотрится скульптурой, издали — звонким красочным пятном. Малая народная пластика всегда была самым популярным, самым демократическим видом народного творчества.

www.iterra.org.ua

Древняя египетская керамика и керамика - Прочее 2018 - NcToDo.com

Древние египетские гончары, изображенные на стенах, когда они вклинивались, формировались и выпускали свои изделия. Из гробницы 2, Бени Хасан, ок. 1900 г. до н. Изображение предоставлено Археологическим музеем Рокфеллера

Древние египетские гончары создали несколько действительно увлекательных керамических и керамических предметов. Керамика используется для утилитарных задач, таких как приготовление пищи, хранение и доставка. Однако еще более интересны керамические фигуры, сосуды и даже саркофаги, которые в значительной степени являются частью древних египетских погребальных практик.

Древние египетские гончары были искусными мастерами и имели определенный уровень уважения в египетском обществе в целом. Здесь они изображены на настенной живописи примерно с 1900 года до нашей эры ... ... БОЛЕЕ приблизительно 4 000 лет назад!

На самом верхнем уровне изображения мы видим (слева направо) гончар, завершающий (возможно, полирующий) чашу, другой бросающий кучу вертикальную вертикальную печь, а помощник приносит больше глины гончару, работающему на колесо.

На среднем уровне мы видим, как двое мужчин смешивают глину с их ногами, стопки посуды, которые либо загружаются, либо выгружаются из высокой печи, и (скорее всего) количества горшков, вывозимых на рынок или отправленных их новым владельцам.

В самой нижней части мы видим ассистентскую клинную глину, гончар вырезаем небольшую миску с колеса (возможно, с насыпи) и еще два гончара, работающие на колесе.

Продолжить до 2 из 17 ниже.
  • 02 из 17

    Древние египетские гробницы

    Древние египетские горшки, найденные в гробницах Старого Королевства, расположенных в Гизе. В настоящее время в Музее изобразительных искусств, Бостон. Изображение предоставлено Калли Щепански, Руководство по истории Азии

    Несколько могил Старого Королевства в Гизе содержат такие банки. Погребения включали предметы, которые древние египтяне считали, что их мертвым понадобятся в загробной жизни, включая банки для воды и хранения, сосуды для приготовления пищи, посуду, парфюмерные банки, косметические банки и т. Д.

    Некоторые из изделий, найденных в таких погребениях, имеют по-разному и разные формы украшения, что свидетельствует о том, что древние египтяне не только поставляли свои мертвые местные товары, но и дороже ... БОЛЬШЕ импортных также.

    Продолжить до 3 из 17 ниже.
  • 03 из 17

    Древняя египетская фигура и кулон-бутылка

    Древняя египетская керамика, в том числе фигура бегемота и кулон с бутылкой в ​​виде рыбы. Пьесы находятся
  • ru.nctodo.com

    Немного о керамической плитке в Древнем Египте

    Поиск Лекций

    С античных времен керамическую плитку. Археологи установили, что плитка существовала уже в XIII веке до н.э. в Древнем Египте. Мозаичными плитками были покрыты полы домов зажиточных горожан в Древней Греции и Риме. Древние зодчие Месопотамии, Египта применяли керамику для украшения своих творений. Вавилонские ворота, построенные во время царя Навуходоносора (605 - 562 г. до н.э.), посвященные богине Иштар от подножия до зубцов были покрыты синей глазурованной плиткой с изображениями львов и драконов.

    А в начале XVII века (1609 –1616 гг.) в Стамбуле по распоряжению девятнадцатилетнего султана Ахмеда была построена мечеть. Внутри ее стены облицованы плиткой всех оттенков голубого и синего, за что соотечественники называли этот храм «Голубая мечеть». Эта плитка была изготовлена в мастерских Изника, которые славились ее производством на весь мир.

    Глина, вода и огонь. Глазурь добавить по вкусу. Вот и весь рецепт изготовления керамической плитки. Просто – как дважды два. За многие тысячелетия в этом ремесле принципиально ничего не изменилось. Однако, разумеется, современная керамика весьма отличается от той, что использовалась в Древнем Египте или во времена Османской империи. Процесс приготовления сырья и технологии обжига шагнули с тех пор далеко вперед.

    С 1996 г. Российская археологическая экспедиция (ИВ РАН при участии МГУ им. М.В. Ломоносова) ведет археологические работы в Восточном некрополе Гизы (Египет). Основным объектом исследования является гробница Хафраанха (G 7948), начальника жрецов пирамиды Хефрена, которую предварительно можно датировать временем V династии (Древнее царство). Данная работа является первым опытом обработки керамического материала и построения типологии жертвенной керамики гробницы Хафраанха.

    Для египетской археологии первую типологию керамики разработал Ф. Питри, однако он уделял внимание всему объему керамического материала древнего Египта: от Додинастического периода до Позднего царства. Наиболее подробную типологию керамики Древнего царства разработал английский египтолог доктор Георг Райзнер. Он основывал ее на материалах закрытых археологических групп керамики, которые были найдены в гробнице Хетеп-херес в Гизе, относящейся ко времени Хуфу, а также в гробнице Импи в Гизе, относящейся ко времени Пепи II. В обоих этих комплексах было найдено большое количество сосудов, в большинстве своем не битых, расположение и стратиграфия которых свидетельствовала о том, что они были защищены от более поздних напластований, а, следовательно, и от включения в эту керамическую группу сосудов более позднего времени. Именно по таким закрытым группам и разрабатывается типология керамики, помогающая датировке какого-либо археологического комплекса (гробницы, храма, поселения и т.п.).

    Одним из показателей того, что гробница относится ко времени Древнего царства, являются глиняные модели сосудов небольших размеров (эту категорию называют также жертвенной керамикой). Группа очень обширна и, в основном, отображает те типы керамики, которые использовались в быту и имели большие размеры. Глиняные модели сосудов в большинстве своем сделаны для погребения. Это подтверждает и частичная незаконченность предметов, а также наличие брака в погребальном инвентаре. Хотя есть единичные случаи, когда т. н. модели использовались для содержания мазей и косметических красок.

    За археологические сезоны 1997 - 1998 гг. в гробнице G 7948, было обнаружено более 1000 фрагментов керамики. Из них только 8 сосудиков и их фрагментов можно отнести к типу жертвенной керамики.

    Жертвенные тарелочки. Эти небольшие предметы находят при раскопках гробниц Древнего царства в больших количествах. В основном они сохраняются полностью, причина этого – в их небольших размерах, ведь диаметр таких тарелочек колеблется от 4,5 до 6 см, а высота – от 1,2 до 2,2 см. Несмотря на свою малую форму, внешне тарелочки отличаются друг от друга и отражают различные типы тарелок, которые использовались в быту. Всего в ходе раскопок в 1997 - 1998 гг. было обнаружено пять жертвенных тарелочек, различающихся своими размерами, а также рельефностью венчиков. Лишь у одной из найденных тарелочек есть черта, кардинально отличающая ее от других – это валик, идущий по основанию. Остальные его не имеют. Согласно типологии Райзнера, жертвенные тарелочки именно такого профиля можно датировать временем конца IV - середины V династии.

    Делали такие тарелочки на гончарном круге, а потом срезали либо острым предметом, либо нитью с круга, отчего у большинства моделей на донце есть характерный след от неаккуратного среза. Это, а также большое количество брака (например, покореженные несимметричные тарелочки с трещинами в центре, которые могли образоваться только в процессе обжига) возможно свидетельствует о том, что жертвенные тарелочки носили символический, ритуальный характер, обозначая посуду, которую египтяне использовали в повседневной жизни, и которую умерший должен был взять с собой в загробный мир. Об этом может свидетельствовать и размер предметов.

    Жертвенные сосудики. При раскопках гробницы Хафраанха было обнаружено два таких сосудика: один сохранился полностью, а другой – фрагментарно – лишь венчик. Полностью сохранившийся сосудик является типичным гончарным браком – он несимметричен, его форма скорее всего была испорчена во время обжига. Сделан он из коричневой глины среднего качества. Высота сосудика – 6,5 см, диаметр венчика – 4,5 см, диаметр основания – 3,5 см. Сосудики на ножке, а именно так его можно описать данную модель, редко находят в их реальном, функциональном виде, причем т.н. ножка у них полая, т.е. это тип сосудов на поддоне, берущий свое начало от форм каменных сосудов еще во время Раннего царства. Согласно Г. Райзнеру, модель именно такой формы, причем тоже несимметричная и с нерельефным венчиком была найдена при исследовании мастабы G 7650, расположенной также на Восточном плато Гизы, в 50 м от гробницы Хафраанха.

    Другой жертвенный сосудик, обнаруженный во фрагментарном виде, имел предположительно высоту 7 – 8 см, диаметр венчика – 5 см. Он сильно отличается от выше описанного тем, что симметричен, с более тонкими стенками, более рельефен. Сделан он также на гончарном круге из светло-коричневой глины хорошего качества. Сосуды такого профиля достаточно часто встречаются в гробницах Древнего царства.

    Жертвенные чаши. В гробнице Хафраанха обнаружен лишь один фрагмент небольшой жертвенной чаши. Это модель плоскодонной чаши самой простой формы, которые очень часто встречаются при раскопках гробниц и поселений. Реконструируемая высота модели – 3,5 см, диаметр донца – 3,6 см. Модель чаши сделана из коричневой глины на гончарном круге. Подобные модели чаш редко встречаются при раскопках, особенно по сравнению с десятками жертвенных тарелочек, которые зачастую обнаруживают запечатанными в продолговатых сосудах средних размеров (подобная находка была сделана и в гробнице Хафраанха в полевом сезоне 2000 г.).

    Следует заметить, что на рельефах скальных гробниц и мастаб Древнего царства, на которых изображены жертвенные сцены, можно также найти изображения бытовых глиняных сосудов, которые и были прототипами для глиняных моделей керамики. Как правило, это небольшие тарелки и кувшины для вина или зерна, расположены они в первом и втором регистре под жертвенным столом.

    Таковы основные типы жертвенной керамики, датированные временем Древнего царства и представленные в гробнице Хафраанха. Жертвенная керамика, в отличие от фрагментов бытовых сосудов, попала в гробницу Хафраанха не в качестве забутовки, а, скорее всего, именно в виде жертвы хозяину данной гробницы и символизировала большие сосуды подобных форм.

    

    poisk-ru.ru

    керамика Египет

    Жертвенные сосудики. При раскопках гробницы Хафраанха было обнаружено два таких сосудика: один сохранился полностью, а другой – фрагментарно – лишь венчик. Полностью сохранившийся сосудик является типичным гончарным браком – он несимметричен, его форма скорее всего была испорчена во время обжига. Сделан он из коричневой глины среднего качества. Высота сосудика – 6,5 см, диаметр венчика – 4,5 см, диаметр основания – 3,5 см. Сосудики на ножке, а именно так его можно описать данную модель, редко находят в их реальном, функциональном виде, причем т.н. ножка у них полая, т.е. это тип сосудов на поддоне, берущий свое начало от форм каменных сосудов еще во время Раннего царства. Согласно Г. Райзнеру, модель именно такой формы, причем тоже несимметричная и с нерельефным венчиком была найдена при исследовании мастабы G 7650, расположенной также на Восточном плато Гизы, в 50 м от гробницы Хафраанха.

    Другой жертвенный сосудик, обнаруженный во фрагментарном виде, имел предположительно высоту 7 – 8 см, диаметр венчика – 5 см. Он сильно отличается от выше описанного тем, что симметричен, с более тонкими стенками, более рельефен. Сделан он также на гончарном круге из светло-коричневой глины хорошего качества. Сосуды такого профиля достаточно часто встречаются в гробницах Древнего царства.

    Жертвенные чаши. В гробнице Хафраанха обнаружен лишь один фрагмент небольшой жертвенной чаши. Это модель плоскодонной чаши самой простой формы, которые очень часто встречаются при раскопках гробниц и поселений. Реконструируемая высота модели – 3,5 см, диаметр донца – 3,6 см. Модель чаши сделана из коричневой глины на гончарном круге. Подобные модели чаш редко встречаются при раскопках, особенно по сравнению с десятками жертвенных тарелочек, которые зачастую обнаруживают запечатанными в продолговатых сосудах средних размеров (подобная находка была сделана и в гробнице Хафраанха в полевом сезоне 2000 г.).

    Следует заметить, что на рельефах скальных гробниц и мастаб Древнего царства, на которых изображены жертвенные сцены, можно также найти изображения бытовых глиняных сосудов, которые и были прототипами для глиняных моделей керамики. Как правило, это небольшие тарелки и кувшины для вина или зерна, расположены они в первом и втором регистре под жертвенным столом.

    Таковы основные типы жертвенной керамики, датированные временем Древнего царства и представленные в гробнице Хафраанха. Жертвенная керамика, в отличие от фрагментов бытовых сосудов, попала в гробницу Хафраанха не в качестве забутовки, а, скорее всего, именно в виде жертвы хозяину данной гробницы и символизировала большие сосуды подобных форм.

    Заключение

    Порой скромные и на первый взгляд невзрачные предметы домашнего обихода, дают иногда возможность историку вскрыть такие факты из жизни народа, которые до сего времени оставались неизвестными. Многочисленные и хорошо сохранившиеся грандиозные храмы и гробницы, построенные из огромных, прекрасно обработанных керамических орудий и сосудов, вылепленных из глины, дают наглядное представление о том, какое значительное место занимали керамика и её обработка в жизни и культуре Древнего Египта. Ведь с древнейших времен египтяне очень широко пользовались керамикой для самых различных целей.

    Библиография

    1. История древнего мира / Под редакцией И. М. Дьяконова,В. Д. Нероновой,И. С. Свенцицкой.

    2. Авдиев В. И. Культура Древнего Египта.

    3. www.flowerpot.ru

    4. www.wikipedia.ru

    studfiles.net

    материальная культура додинастического периода: humus

    Ок. 5000 — 3600 до н. э. Первый додинастический период в Египте (др.-египетское самоназвание Та-Кемет = «чёрный»). Возникают Файюмская, Бадарийская, Тасийская и Амратская (Накада I) культуры. Начало разложения родоплеменных отношений. В долине Нила постепенно развивается ирригационное земледелие. Египтяне осваивают гончарное дело и ткачество, несколько позже — обработку меди и других металлов.Ок. 3600 — 3120 до н. э. Второй додинастический период в Египте. Культура Герзе (Накада II). Сложилась имущественная дифференциация. Возникновение номовых государств.

    Красная керамика с черными краямиКрасно-черная глиняная посуда, сделанная из нильской глины, известна с периода бадарийской культуры, и прежде всего с периода Накады I и начала Накады II. Этот двухцветный эффект, сделан при помощи специального метода обжига и очень характерный для работ того периода.Данный экземпляр украшен насечками в виде газелей, антилоп Бейза и охотничьих собак. Он вероятно использовался для поддержки покойного в его загробной жизни.Кувшин с изображением лицаИзготовление каменных сосудов было одним из главных ремесел в додинастические и протодинастические периоды. Первой стадией было изготовление из каменного блока приблизительной формы намеченного сосуда. Внутреннюю поверхность выделывали при помощи кремния, а внешняя сторона тщательно обрабатывалась и полировалась. Брюссельский сосуд отличается наличием двух глаз и носа, представляя собою человеческое лицо, а так же конусовидной ножкой. Образцы подобного типа очень редки и их обычно находят в погребениях. С практической точки зрения можно предположить, что эти сосуды выполняли функцию по защите покойного в будущей жизни.Женская фигура с поднятыми рукамиЖенские статуэтки этого типа, сделанные из нильской глины, являются наиболее древними скульптурами в египетском искусстве. Их форма чрезвычайно схематизирована, и их головы имеют тенденцию напоминать птичьи. Руки подняты над головой, с ладонями, повернутыми вовнутрь, верхняя часть тела немного наклонена вперед. Их функция в погребении не вполне понятна; они могут быть птицеголовыми божествами, богинями плодородия, спутницами покойного, плакальщицами на похоронах или даже танцовщицами. Кувшин с изображением кораблей и птицСосуд имеет стройную форму с плоским основанием и лепными ручками. Сосуд сделан из светлой глины. Две цилиндрических ручки устроены так, чтобы сосуд при помощи веревочки можно было одеть на шею. На его поверхность нанесена роспись в красновато-коричневом исполнении. В нижней половине изображены фламинго, между ручками - изображения кораблей. Эти живописные рисунки с подобной цветовой гаммой и выбором изображения были очень важны для развития египетского двумерного искусства. Небольшой размер этого сосуда предполагает, что он был предназначен для хранения драгоценных жидкостей, помещенных в погребение для использования покойным в его потустороннем существовании.Черно-красная посудаЧерно-красная глиняная посуда приняла широкое разнообразие форм в течение доисторического периода. Этот кувшин - хороший образец, с вывернутой горловиной и устойчивой основой. Такие кувшины высушивались на солнце и тщательно полировались. Их красный цвет получался после обжига, в то время как их черный цвет был получен коксованием.Декоративная керамикаНачиная с середины периода Накады II, египтяне использовали известковую глину для изготовления декоративной глиняной посуды. Глина добывалась в пустыне и позволяла создавать более прочные вещи. Глиняную посуду отличает фиолетово-черное художественное исполнение и введение новых изобразительных мотивов: земледелие, женщины с поднятыми руками, как на приведенной выше статуэтке, животные и растения. Фигуры помещены в пейзаж, в котором вода и горы играют существенную роль. КувшинОкрашенный в фиолетовый цвет сосуд из глины с ручками для шнурка. Художественный стиль традиционен для предметов, помещенных в погребения знати в течение периода Накады II. Этот образец был выкопан в Гераклеополис, который тогда развивался из ряда маленьких поселений в один из самых важных городов Верхнего Египта.Кувшин с черными линиямиСосуд с характерным художественным оформлением выглядит так, словно только что взят из магазина. Этот роскошный образец был частью погребального набора и содержал органические вещества. Согласно некоторым авторам, происхождение подобные сосуды ведут из Палестины и использовались, чтобы переносить масло.Палетка в виде рыбыФорма этой палетки воспроизводит рыбу тиляпию - выпуклый вздернутый рот, жаберная крышка, длинный спинной и хвостовые плавники. Глаза были инкрустированы костью, которая ныне утрачена. Верхняя половина была украшена. В середине - узорчатая окалина окружает зачищенную область.По краям - изображения животных, которые живут на болотах. Справа - рыба, аист и крокодил, слева - гусь с двумя гусятами. Все - типичные обитатели дельты Нила, где эта вещь и была изготовлена.Декоративная вазаЭта шарообразная ваза, является самой интересным образцом додинастической эпохи из тех, что мы знаем. Она представляет собой очень гармоничное художественное решение из геометрических и человеческих фигур. Сцены, изображенные на вазе, интерпретируются как сцены охоты или выпаса скота, в зависимости от того, как каждый идентифицирует козлов и антилоп.Маленькая игорная доскаЭтот игорный стол найден при раскопках кладбища эль-Махасна - самый старый из известных образцов игры под названием 'сенет'. Объект - скорее всего погребальная модель и никогда не использовалась на самом деле. Двойной кувшинДвойные кувшины подобной, очень специфической формы из красной полированной керамики встречаются только в период Накады. Функция этого редкого типа кувшинов не установлена. Возможно, они связаны с какими-либо ритуальными требованиями.КувшинКувшин для транспортировки, привезенный из Леванта. Подобные кувшины, датируемые концом четвертого тысячелетия до н.э подтверждают значительный товарооборот между Египтом и Передней Азией в те времена. В таких кувшинах обычно перевозили масло.Кулон и бусыБусинки и кулон из вещей, найденных в детской могиле периода Накады, в начале четвертого тысячелетия до н.э. Ребенок носил медный браслет на левом запястье, стеатитовые бусы и кулон из сердолика на шее. Возле тела была найдена полетка в форме рыбы.Красная полированная керамика с рисунком.Красная полированная керамика периода Накады часто имеет геометрический рисунок, в то время как сценки на ней встречается намного реже. Восемь человек, скорее всего, мужчин, изображают сцену, которую крайне трудно идентифицировать. Возможно, это традиционная сцена победы, а люди, попарно связанные, вероятно, поверженные враги. Кулон-амулетКулон-амулет создан в виде корабля с птичьими головами. Глаза птиц инкрустированы костью.ТопорМаленький полированный топор с заостренным лезвием и следами от ударов.

    humus.livejournal.com


    Смотрите также