Античный Рим – это вечный город, пропитанный историей, с полуразрушенными домами, мощенными улочками, завораживающим Колизеем, с величественными храмами в которых витает дух Микеланджело и Рафаэля. Пройдемся по родине великих мыслителей и гениев и отдадим должное почтение памятникам прошлого.
Большой цирк
Грандиозная постройка вмещала в себя 300 тысяч зрителей. Здесь, на огромном ипподроме, проводились соревнования в скачках на лошадях, в которых могли принимать участие сразу 12 колесниц. Сегодня о Большом цирке напоминает длинное углубление меж двух холмов с видимыми закруглениями дорожек. Но даже эти, едва заметные следы античности, итальянцы бережно охраняют и, продолжая традицию древних предков, проводят здесь пышные праздники.
Колизей
Колизей был местом проведения празднеств, гладиаторских боев, зрелищных сражений с дикими животными. Цари и римские императоры, начиная с Васпасиана Флавия, не жалели капиталовложений в амфитеатр. Четырехъярусное сооружение было выполнено из мрамора, туфа и травертина. Первые три яруса представляют собой аркады по 80 арок, образованные различного стиля колоннами, четвертый ярус образован стеной с прямоугольными окнами, коринфскими пилястрами и бронзовыми щитами. Огромную арену от зрителей отделяла железная решетка. Вблизи Колизея была воздвигнута 35-метровая бронзовая с позолотой статуя Нерона. Сегодня рядом с Колизеем соседствует современный город, но римляне делают все возможное для сохранения этого грандиозного памятника древности.
Римский форум
Римский форум – огромный архитектурный комплекс, демонстрирующий историю развития великой Римской империи с VII века до н. э. При царе Тарквинии Прииске началось осушение долины для строительства площади, которая со временем обрастала базиликами, храмами, портиками, статуями и священными памятниками. Площадь превратилась в оживленный торговый, судебный, политический и религиозный центр.
Самому почитаемому богу Рима был посвящен самый древний храм – храм Сатурна. От него остался прямоугольный подиум площадью 900 кв. м. и высотой около 9 м. Храм Кастора и Поллукса, посвященный двум великим мужам Рима – укротителю коней и кулачному бойцу, время также превратило в руины.
Со временем на площади стали появляться базилики нового стиля, ставшие впоследствии визитной карточкой столицы империи. Одним из поздних и самых больших строений является величественный собор Максенция, датируемый IV веком н. э. Базилика была не только грандиозной, но и роскошной как внутри, та и снаружи. Стены облицованы мрамором, пол покрыт мраморной мозаикой. Центральное место было отведено огромной статуе императора Максенция, позже ее заменили на статую его сына Константина, который закончил строительство базилики. Сейчас собор стал местом проведения летних музыкальных фестивалей и концертов.
На юго-востоке площади когда-то размещался изящный храм Весты, от которого остались лишь небольшие фрагменты и древние статуи, обвитые дикой розой. Жрицы храма поддерживали вечный огонь мироздания. Победы и завоевания римлян прославляли благородные арки. Хорошо сохранилась триумфальная арка Септимия Севера декорированная огромными рельефами со сценами военных действий римлян с парфянами.
Глядя на античный Рим, чувствуешь себя маленькой частичкой бытия и испытываешь трепет лишь оттого, что можешь прикоснуться к древним камням, постоять у развалин и ощутить связь времен.
Колизей Большой цирк в Риме Форум в древнем Риме
www.weandworld.com
Культура эпохи Античности (Древняя Греция, Рим)
Религия
В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Римская религия зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки религиозных первобытных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Особенно долго сохранялся в римской религии анимизм, вера в безличных и абстрактных духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах.
В силу консервативности мышления и медленного развития, свойственных идеологии города-государства, в религии долгое время сохранялись родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой культ: центром семейного культа был очаг, а его главным жрецом был отец семейства.
Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Римляне верили, что умершие жили в том месте, где их похоронили, и так же, как и живые, нуждались в пище. Обычно на могилы регулярно приносили немного пищи и цветы. Умершие предки считались богами покровителями — манами. Но, если об умерших не заботились их потомки, они преследовали живущих, становились злыми и мстительными лемурами. Семейный культ был одним важнейших и наиболее почитаемых в римской религии.
Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны земледелия, главного занятия римлян. Представления о богах, первоначально как о безликих и абстрактных духах, постепенно развивались, и уже в V в. до н.э. римляне изображали многих своих богов в человеческом образе. Начиная с III в до н.э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, божество входа и выхода, всякого начала.
Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы и возносить молитвы-просьбы, производить особые ритуальные действия. При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно следили за тем, чтобы молитва была произнесена точно, так как малейшее искажение делало ее недействительной.
Искусство
Искусство древнего Рима развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют в виду, когда говорят об “античном искусстве”. Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества. Искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами.
В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм — фреска, мозаика, станковая живопись. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства. В римской архитектуре предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену.
Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы греческих атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе.
Конец римского искусства формально и условно может быть определен падением Империи. Периодизация римского искусства — одна из самых сложных проблем его истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время расцвета — классикой и кризисные века — эллинизмом. Историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий.
Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно представить так: древнейшая VII - V вв. до н.э. и республиканская эпохи V в. до н.э. - I в. до н.э. — период становления римского искусства. В этих широких временных границах медленно формировались принципы римского творчества. Расцвет римского искусства приходится на I-II вв. н.э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период — время Августа, первый период — годы правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев, второй — время Траяна; поздний период — время позднего Адриана и последних Антонионов.
Литература, поэзия и театр
У римлян литературному творчеству отдельных писателей предшествовало устное народное творчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключением маленьких отрывков. На этом случайном основании некоторые ученые считали римлян неспособными к поэтическому творчеству.
Однако и те отрывки народной поэзии, которые дошли до нашего времени, и косвенные указания говорят о том, что римляне, как и другие народы, выражали свои чувства в поэтической форме.
Народные поэтические произведения были написаны особым стихотворным размером, так называемым сатурническим стихом, близким по своей ритмике к былинным стихам других народов.
Наряду с поэзией делает первые шаги и римская проза. Велись коллегией понтификов погодные записи наиболее крупные события, летописи, заключались договоры, тексты которых записывались на латинском языке
На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература.
Первые собственно литературные произведения были произведениями подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать оригинальные произведения на латинском языке.
Не удивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, грек из города Тарента. Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Как литературный жанр, сатура получила большое развитие в творчестве Гая Луцилия.
Архитектура
Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, ростом римского города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиями были лишь храмы. Внутри города сохранились пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Рост населения Рима привел к застройке пустырей, уплотнению построек. Некоторые улицы были вымощены булыжником.
В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которое подавляет человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к практической стороне дела, созданию преимущественно не храмовых комплексов, а практических зданий и сооружений (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли при сооружении зданий арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.
Римская архитектура в период IV—I вв. до н.э. прошла два периода своего развития. Первый период обнимает IV—III вв. до н.э. Римская архитектура этого времени развивалась под сильным влиянием этрусской архитектуры. Ведущим типом сооружений являются военно-инженерные (оборонительные стены). Второй период — это I – II в. до н.э. Он характеризуется широким применением бетона и сводчатых конструкций.
По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй.
Письменность и язык
Римляне были частью латинского племени, населявшего область Лациум, и говорили на латинском языке. Латинский язык принадлежал к индоевропейской семье языков и был родственен греческому, иранскому, санскриту, германским и славянским языкам. При завоевании Римом италийских племен латинский язык распространился по всей Италии, вытесняя местные языки и наречия.
mirznanii.com
Античный Рим
Царский период в Риме
Италия расположена на Апеннинском полуострове в центре Средиземного моря. Ее
береговая линия развита значительно меньше, чем в Греции, и рядом с материком
нет усеянного островами моря, поэтому мореплавание не получило здесь такого
развития, как в Греции. Зато Италия обширнее и удобнее для земледелия и
скотоводства.
Древние греки, удивленные богатой растительностью Апеннинского полуострова и
обилием скота, назвали южную часть полуострова «страной телят» – Италией. В
дальнейшем это название распространилось на весь полуостров.
Лингвистические, археологические, антропологические и исторические
исследования свидетельствуют, что италийцы родственны эллинам, более того,
доказывают, что они происходят из одного и того же племени, впоследствии
разделившегося на две основные ветви.
В начале 1 тыс. до н.э. Италию постепенно заселяли этруски на севере, греки –
на юге, финикийцы – на острове Сицилия.
Между этими народами происходили частые войны, следствием которых было
появление множества обездоленных людей из разрушенных городов. Эти беженцы
селились вблизи крепостей и подчинялись местным властям. Так в 753 г. до н.э.
возник Рим (лат. Roma), бывший до этого небольшой крепостью, жители которого,
как потомки его отцов основателей, назывались патрициями. Переселенцы же и их
потомки стали называться плебеями, Они платили налог, служили в армии, но не
имели земли.
Земля и земледелие в Риме и Италии с самого начала играли определяющую роль.
Италийцы поселились на полуострове уже земледельцами, и основное звено общины
составляли хозяева земельных участков. Когда с течением времени прямые потомки
первых жителей Рима утратили большую часть земли, первоначально им
принадлежавшей, римский царь Сервий Туллий (578-534 до н.э.) своей реформой всех
жителей Рима поделил на оседлых хозяев и пролетариев (от лат. proles – потомство),
возложив на первых все общинные повинности и дав им полные права. Пролетарии же
были настолько бедны, что не могли служить в армии и единственным их достоянием
было воспроизведение потомства.
Фото: Russell Yarwood
История Рима показывает, что сила государства и отдельных лиц в – их владении
землей. Именно этим и объясняются в первую очередь величие и сила Рима.
Первоначально земля находилась в общинном владении родов, частная собственность
состояла в скоте, но уже к VI в. до н.э. земля становится частной собственностью.
Римляне выращивали полбу (разновидность пшеницы) и занимались виноделием. В
VIII-VII вв. до н.э. в Риме уже существовали ремесла: так, во времена царя
Нумы Помпилия (ок. 715 – ок. 672 до н.э.) в Риме существовали восемь цехов
ремесленников. Их положение было почетно, но стало ухудшаться с реформы
предпоследнего римского царя Сервия Туллия, по которой полноправными были только
земледельцы.
Торговля в первом периоде римской истории ограничивалась пределами Италии и
осуществлялась на ярмарках, главной из которых была ярмарка у горы Соракта.
Основными предметами обмена издревле были быки, бараны, медь. Найденные
археологами раскопки свидетельствуют, что в этих ярмарках участвовали купцы
других стран. Рим с самого начала занимал исключительное положение, потому что
был средоточием деятельной земледельческой общины и оживленным торговым пунктом.
Государственное устройство первого периода римской истории воспроизводило
семейные отношения: во главе государства стоял пожизненно избиравщийся царь,
наделенный всеми признаками отца в семье. Единственным ограничением его власти
было то, что он мог лишь применять законы, а не изменять их.
Граждане в Древнем Риме были равноправны между собой, не существовало никаких
сословных различий, не граждане (чужеземцы, рабы) были бесправны.
Для получения согласия народа на войну и изменение закона царь не реже двух
раз в год созывал народное собрание всех граждан. Родоначальники 300 родов,
положивших основание Римского государства (300 человек) и называвшихся поэтому
«отцами», составляли сенат.
Период Римской Республики
В 509 г. до н.э. римляне изгнали последнего царя Тарквиния(534/533-510/509 до
н.э.) за то, что он не советовался с сенатом, несправедливо приговаривал граждан
к смертной казни с конфискацией имущества. Народ клятвенно обязался никогда не
допускать восстановления царской власти. Образовалась Республика,
просуществовавшая пять столетий. Власть в Республике вручалась двум консулам
сроком на один год, один из которых должен быть плебеем. Каждый из них обладал
всей полнотой власти, но обязательными были только те распоряжения, которые
исходили от обоих консулов. Защиту прав плебсов осуществляли народные
трибуны.
С 509 по 265 гг. до н.э. все события римской истории укладываются в два
процесса: борьба плебеев с патрициями за гражданские права и борьба римлян за
подчинение всей Италии. 20 лет спустя после изгнания царей в Риме вспыхнуло
восстание плебеев против патрициев, следствием которого явилась реформа
государственного управления: кроме двух патрицианских консулов было решено
ежегодно выбирать двух плебейских трибунов, обладавших правом «вето» на
распоряжение консулов и сената, касающееся плебеев. В результате борьбы
патрициев и плебеев в 471 г. до н.э. появились публиевские законы, по которым
плебеи отныне получили право занимать консульские и другие должности и получать
землю на общинном поле. Было запрещено обращать римских граждан в рабство за
долги.
Основой экономической жизни по-прежнему оставалось земледелие. Наряду с
мелкой собственностью появились крупные хозяйства с применением рабского труда.
Главной сельскохозяйственной культурой вместо полбы становится пшеница.
Появляется сначала медная, а затем и полноценная серебряная монета. Развитие
ремесел в Риме происходило медленно, так как мелкими ремеслами в каждом доме
занимались рабы, кроме того государство, ориентировавшееся на земельных
собственников, не способствовало их развитию.
К IV-III вв. до н.э. относятся многочисленные мероприятия по поддержанию
чистоты в городе, безопасности, распоряжения о постройках, банях, трактирах. При
Аппии Клавдии, занимавшем должности цензора, консула и ставшем в 292 г. до н.э.
диктатором, сенат отступил от прежней системы крайней бережливости в расходах:
были созданы дорогие, но полезные сооружения, отличные дороги в разные концы
Италии, в том числе знаменитая Аппиева дорога; превосходный водопровод в Риме;
осушены обширные участки, создавшие новые места для заселений и т.д. Аппия
считают основателем юриспруденции.
В этот период на Апеннинском полуострове проживало не менее 12 народностей,
враждовавших между собой. Более 200 лет Рим вел с ними войны и постепенно в
течение V-III столетий до н.э. установил господство над большей частью Италии.
Вместе с распространением на весь полуостров власти римлян распространялись и их
нравы, язык, и все италийские племена постепенно романизировались.
Пунические войны. Карфаген, основанный финикийцами на северном берегу
Африки, был расположен на пути от богатого материка Азия к Средиземному морю,
что позволило его жителям развить торговлю в невиданных до тех пор размерах: они
были посредниками по обмену всех товаров от Испании до Индостана.
К концу III столетия до н.э. владения Рима подступили к острову Сицилия, но
здесь стремления римлян столкнулись с Карфагеном, превратившимся к этому
времени в сильную морскую державу Средиземноморья. Так обозначаются три войны
Рима против карфагенян (пунийцев).
С 264 по 241 гг. проходила 1-я Пуническая война, закончившаяся поражением
пунийцев (карфагенян), вынужденных отдать Сицилию и Сардинию и заплатить
контрибуцию Риму. Но римляне остались недовольными итогами войны, так как их
целью был самый богатый в то время город Карфаген.
В ходе 2-й Пунической войны (218-201 до н.э.) Карфаген лишился всех своих
внеафриканских владений и роли великой державы. Самой короткой была 3-я
Пуническая война (148-146 гг. до н.э.), в ходе которой Карфаген после долгой
осады был взят, разграблен, сожжен и по постановлению римского сената стерт с
лица земли. За эти же годы римляне разгромили Македонию, разбили войска
сирийского царя, а позднее подчинили своей власти Грецию и Западную часть Малой
Азии. Так, к концу II в. до н.э. Рим стал центром Средиземного моря.
В этот период в Риме в колоссальных размерах развивалось денежное хозяйство:
существовало множество банков, выполнявших всевозможные посреднические функции в
различных денежных расчетах; развивалась внешняя торговля; постепенно все
население охватило стремление к приобретению богатства, долгом чести и совести
считалось аккуратно вести свои денежные дела и увеличивать, а не проживать
полученное наследство. В результате Пунических войн и других военных походов
римская община значительно расширила свои земельные владения, следствием чего
явились новые формы экономической деятельности. Многие завоеванные и
конфискованные земли были малоплодородными и, как для правительства, так и для
колонистов-крестьян, могли стать слишком дорогим удовольствием. По этой причине
правящий класс открыл простор частному предпринимательству: желающим
предоставили возможность разрабатывать пустующую землю с условием ежегодно
вносить в казну десятину с посева, одну пятую часть с посадок и сбор с числа
голов скота, выгонявшегося на пастбища. Следствием этого процесса были такие
явления, как рост крупного землевладения, рост числа безземельных, составивших
армию батраков, и появление такого крупного социального и экономического
фактора, как рабовладение: привозные рабы как результат завоеваний.
Основным типом рабовладельческого хозяйства стали виллы (площадью 25-100 га),
где работало несколько десятков рабов. Их хозяйство было многоотраслевым,
интенсивным. Виллы размещались вблизи городов, куда сбывали часть своего урожая.
Вилла как форма организации хозяйства имела преимущества по сравнению с мелким
крестьянским хозяйством – здесь применялась кооперация труда, труд был лучше
организован, использовались разнообразные орудия и применялись передовые
агрономические методы.
Во II в. до н.э. в Риме возникли латифундии – крупные, главным образом
скотоводческие, хозяйства римской знати, основанные на рабском труде.
Владельцами новой государственной земли стали в основном римские нобили, к
пользованию казенной землей был допущен и второй имущественный разряд –
всадники, люди чисто городских и торговых профессий, теснившиеся на торгах для
получения аренды. В аренду сдавались солеварни, леса, дегтярные предприятия.
Вместе с тем шел процесс скупки мелких владений и превращения их в большие фермы
с целостной экономической организацией. Появляются агрономические трактаты,
римляне переводят карфагенских авторов, пользуясь их сельскохозяйственными
уроками. С этого времени становится известным сочинение римского политического
деятеля Катона (II в. до н.э.) «Об агрокультуре», которое известный историк XX
в. Р. Виппер оценил следующим образом: «В нем отражается эта новая для Италии
жажда земли, не крестьянская, не лично-трудовая, а помещичья,
предпринимательская, отражается взгляд капиталиста, который уже строит на
земельном хозяйстве сложный бюджет».
Хотя к концу II в. до н.э. Рим и превратился в великую мировую державу, он
клонился к упадку, поскольку с развитием крупного землевладения, использовавшим
колоссально развитый невольничий труд, в корне был разрушен фактор, на который
издавна опиралось государство: хозяйство мелких землевладельцев. Во всех
отраслях деятельности применялся труд рабов, которые занимались ремеслами,
руководили большими предприятиями своих господ, учили детей, управляли
банковскими операциями. Количество их было огромно, а положение крайне тяжелым.
С начала II в. до н.э. в Италии непрерывно происходят восстания рабов: 134-132
гг. до н.э. – восстание в Сицилии, было казнено свыше 20000 человек, 73-71 гг.
до н.э. – восстание под руководством Спартака, было казнено более 6000 человек.
Однако угроза государству была не в бунтах рабов, а в падении класса мелких
собственников, развивавшегося параллельно с усилением рабства. Римское
правительство всегда поддерживало мелкое землевладение путем раздачи неимущим
вновь приобретенной земли, однако, после Пунических войн этот процесс замедлился
и число полноправных римских граждан уменьшилось.
Лучшие из римлян видели опасность подобной тенденции и задумывались о
необходимости реформ. Такими людьми были братья Тиберий и Гай Гракхи.
Избранный в 133 г. до н.э. в народные трибуны Тиберий предложил закон, по
которому все казенные земли, занятые частными лицами, должны быть отобраны в
казну и розданы не имевшим земли гражданам участками по 7,5 десятины, за
пользование которыми владельцы должны были вносить умеренную арендную плату. За
пять лет после внесения этого закона 75000 человек получили вновь участки земли
и были внесены в списки граждан. Тиберий Гракх был убит, а его дело продолжил
брат Гай. Учитывая нехватку земель в Италии, он предложил выводить колонии
граждан за море, облегчил военную службу, ввел смягчения в уголовное право,
ослабил властвующую знать. Ограничив власть сената, он сосредоточил большую
власть в своих руках: раздачу земель, хлеба, наблюдение за выбором присяжных,
консулов, руководство путями сообщений и общественными постройками.
Период Иперия
В середине I в. до н.э. республиканский Рим оказывается перед крахом: его
потрясают восстания в покоренных провинциях, тяжелые войны на Востоке,
гражданские войны в самом Риме.
В 82 г. до н.э. полководец Луций Корнелий Сулла (138-78 до н.э.)
установил свою единоличную власть и впервые на неопределенный срок провозгласил
себя диктатором. Его диктатура была направлена на преодоление
государственного кризиса в Риме. Но в 79 г. до н.э. он признал, что не достиг
своей цели и сложил полномочия.
Официальным основателем Римской империи считается Гай Юлий Цезарь
(100-44 до н.э.), избранный в 59 г. до н.э. консулом в Риме. Поняв необходимость
серьезных реформ для превращения диктатуры в империю, Цезарь стал платить воинам
своей армии вдвое больше жалованья, чем другие военачальники; союзникам Рима он
щедро раздавал права римского гражданства. Будучи объявленным в 45 г. до н.э.
пожизненным диктатором, Цезарь провел законы, изменившие политический строй
Римского государства. Народное собрание потеряло свое значение, сенат был
увеличен до 900 человек и пополнен сторонниками Цезаря. Сенат даровал Цезарю
титул императора с правом передачи его потомкам. Он начал чеканить золотую
монету со своим изображением, появляться в знаках царского достоинства.
Стремление Цезаря к царской власти восстановило против него многих сенаторов,
они организовали заговор во главе с Марком Брутом (85-42 до н.э.) и
Гаем Кассием (? - 42 до н.э.). В 44 г. до н.э. Цезарь был убит, но
восстановление аристократической республики, на что надеялись заговорщики, не
произошло.
В 43 г. до н.э. Марк Антоний (83-30 до н.э.), Октавиан (63 до
н.э. – 14 н.э.), Лепид (около 89-13 до н.э.) заключили между собой союз,
окончательно победили республиканцев и разделили в 42 г. до н.э. между собой
Римскую державу. Однако, стремясь к личной власти, Антоний и Октавиан в 31 г.
начали новую гражданскую войну, окончившуюся победой Октавиана, получившего от
сената титул Августа и провозглашенного с 27 до н.э. императором.
Октавиан был наделен правом трибуна, командующего всеми войсками и даже
верховным жрецом.
Август правил долго (27 до н.э. – 14 н.э.) и довел реформу Цезаря до конца.
Он оставил огромную Римскую империю, владения которой простирались до Армении и
Месопотамии, до Сахары и берегов Красного моря.
После падения Республики в Риме формируются крупные землевладения римских
императоров (сальтусы}, которые находились в Италии, провинциях,
преимущественно в Африке. Сальтусом или группой их ведало особое должностное
лицо – прокуратор.
При императоре Траяне (53-117, правил с 98) захватнические войны были
возобновлены, и Римская империя достигла максимальных границ. Но в дальнейшем
завоевания прекратились, резко уменьшился приток в империю новых рабов. В III в.
в Римской империи начинаются кризис экономики, упадок сельского хозяйства,
ремесел, торговли, возврат к натуральным формам хозяйства. Зарождается новая
форма земельных отношений – колонат. Крупные землевладельцы сдавали в
аренду участки земли, скот, необходимые для работы орудия труда. Мелких
арендаторов, постепенно попадающих из-за долгов в зависимость от
землевладельцев, называли колонами. Они платили продуктами арендную плату
хозяевам земли и налоги государству. Колоны постепенно превращались в крепостных
крестьян, не имеющих права покидать свою деревню, а городские ремесленники
потеряли право менять профессию и место жительства. Огромные траты на содержание
армии и роскошного двора императоров, на зрелища, подачки свободной бедноте
заставляли римских правителей увеличивать подати с населения провинций. В разных
частях империи вспыхивали восстания населения и бунты воинов, недовольных
тяжелой службой.
В последний период Римской империи параллельно развиваются два процесса:
процесс распространения в империи христианства и процесс регулярных вторжений
европейских варваров.
Христианство зародилось в римской провинции Иудее в I в. н.э. на
основе религиозного и социального учения о духовном спасении людей через веру в
искупительную силу спасителя, сына божьего, которое проповедовали такие секты
иудаизма, как зелоты и эссеи. В основе идеи христианства лежит искупительная
миссия Иисуса Христа, его казнь, воскресение и второе пришествие к людям,
страшный суд, воздаяние за грехи, установление вечного царства небесного.
В условиях экономичного и национального гнета, идеологического разброда в
Римской империи в I-III вв. н.э. это учение было воспринято большими массами
населения огромной империи, так как оно провозглашало равенство всех людей перед
богом, разрушало этнические и социальные перегородки в обществе. Все это
способствовало распространению христианства во многих странах, несмотря на
гонения со стороны властей.
После долгой и безуспешной борьбы с христианством императоры разрешили
исповедывать веру в Иисуса Христа (Миланский эдикт Константина, 313 г.). С
течением времени сами правители приняли крещение (Константин, 330 г.) и объявили
христианство единственной государственной религией (Феодосий I, 381 г.). Они
участвовали в церковных соборах и пытались поставить церковь под контроль
государства.
Тем временем европейские варвары регулярно вторгались в Империю. В 378 г.
готы разгромили римскую армию, в 410 г. они во главе с королем вестготов
Апарихом (около 370-410) ограбили Рим, в течение предыдущих 800 лет не
доступный для завоевателей. Готы сожгли многие дворцы и храмы, переплавили на
металл замечательные произведения древних мастеров. В 445 г. вандалы из Северной
Африки еще более жестоко, чем готы, разграбили Рим. Их вождь Гензерих
приказал своим воинам уничтожить то, что они не могли унести. В 476 г.
полководец-варвар Одоакр (около 431-493) отнял у последнего римского
императора достоинства власти и отправил их в Константинополь, бывший столицей
Восточной Римской империи, называвшейся позднее Византией (в 395 г.
император Феодосии перед смертью разделил Римскую империю между сыновьями на
Западную с Римом и Восточную с Константинополем). Однако заявил, что на земле
должен быть один император, как одно солнце на небе. Сам он стал править
Италией, приняв древний титул «рекс», отказавшись от претензий на все прочие
владения Империи.
Так был положен конец некогда могущественной Римской империи. Началась
история новой «варварской Европы».