Государственный строй древней руси схема. Схемы и таблицы / Государственный строй Древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Политический строй древнерусского государства. Государственный строй древней руси схема


Государственный строй Древней Руси

Государственный строй Древней Руси можно определить как ран­нефеодальную монархию.

После объединения славянских племен полян, древлян, кривичей, дреговичей и других в единое государство местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей, присутствоваи на феодальных съездах, некоторые из них входили в состав княжес-ого совета. С X в. идет замена местных племенных князей младшими членами рода Рюриковичей — наместниками великого киевского кня­зя Уже сыновья Владимира Святославича, а затем и внуки расселись на местных княжеских столах.

В IX-X вв. сформировался важнейший формально-юридический признак раннефеодальной монархии — наследственная передача княжеской власти. Даже при наличии регентства Олега при мало­летнем Игоре и Ольги при малолетнем Святославе передача власти по сыновней линии является фактом совершившимся.

С конца X в. в организации власти великого князя происходят се­рьезные изменения. Между ним и князьями-наместниками, которые приобретают все больше веса и самостоятельности, устанавливаются отношения вассалитета. Во главе управленческой лестницы как сюзерен находится великий киевский князь, но он лишь первый среди равных. Остальные моловшие князья - его вассалы. Их отношения строятся на основе договора (ряда) или «крестных грамот» (от «це­ловать крест», приносить присягу). Младшие князья были обязаны оказывать старшему особый почет, военную помощь, экономическую поддержку, особенно во время войны, что определялось формулой: «быти в воле», «быти в послушании». В свою очередь сюзерен брал на себя обязанность защищать вассала от обид и притеснений какой-либо третьей стороной, оделять его землей.

Государственное единство Руси держалось на системе сюзерени­тета-вассалитета. Вся структура .государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, сеньор — от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору (участвовать в его военных экспедици­ях и платить ему дань). В свою очередь сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих при­теснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом. Это означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные князья, об­ладавшие такими иммунитетными правами, как право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов.

Важным элементом политической системы древнерусского обще­ства стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством. Поначалу князь Владимир Святославич пы­тался использовать в государственных интересах языческий культ, ус­тановив иерархию языческих богов во главе с Перуном — богом грозы и войны, но затем переориентировался на христианскую религию и крес­тил Русь. По преданию он долго раздумывал, прежде чем сделать выбор в пользу православия. Христианство, официально принятое в 988 г., рас­пространялось медленно, постепенно отвоевывая позиции у языческих культов. Даже в начале XII в. не все славянские племена были крещены (например, вятичи). Крещение Руси происходило в значительной степе­ни насильственным путем, особенно в северных русских землях, где на­селение не желало отрекаться от веры отцов и дедов.

Так или иначе, но как только Русь приняла христианство, в рост по­шла церковная организация, и в скором времени церковь заявила о себе не только как о крупном (коллективном) феодале, но и как сила, способ­ствовавшая укреплению отечественной государственности. Во главе церковной организации стоял митрополит, назначавшийся константи­нопольским патриархом (князья пытались добиться права назначения митрополитов самостоятельно, но в рассматриваемый период безуспеш­но). При митрополите действовал собор епископов. Территория страны была разбита на епархии во главе с епископами, которых назначал мит­рополит. В своих епархиях епископы управляли церковными делами со­вместно с коллегией из местных священников.

Крещение Руси имело важные культурные и политические послед­ствия. Страна становится частью христианского мира, воспринимает его правовую и государственную идеологию. Признанием этого факта, а также подтверждением роста могущества и влияния Руси стали мно­гочисленные династические браки с европейскими монархами.

magref.ru

Государственный строй Киевской Руси

 /   /   /  Государственный строй Киевской Руси

Характеристика государственного строя Киевской Руси

Киевская Русь не являлась централизованным государством. Её государственное единство держалось на сюзеренно-вассальной системе, а вся государственная структура стояла на феодальной иерархии. Так в ней вассал был в зависимости от своего сеньора, а тот в свою очередь от верховного сюзерена или более крупного сеньора.

Во главе Киевского государства стоял великий князь, и именно он владел всей верховной законодательной властью в стране. Например, известны многие законы, которые были изданы самими великими князьями и носят их имена – Устав Владимира, Правда Ярослава и пр.

Хоть великие киевские князья и были монархами, но они не обходились без мнения им приближённых. Так при княжеском дворе был совет (хоть и не оформленный юридически), имевший большое влияние на волю монарха. В данный совет входили приближённые князя и княжьи мужики (верхушка княжеской дружины).

Первоначально применялась численная (десятичная) система управления (десятские, сотские, тысяцкие). Тысяцкий выполнял функции начальника, а сотский городского судебно-административного лица.

Позже данная численная система уступила место дворцово-вотчинной, возникшей из идеи совмещения управления государством с великокняжеским дворцом.

Местная управленческая система была довольно проста. Помимо местных князей, которые сидели в своих уделах в эти земли посылались представители власти – волостели и наместники, которые получали жалование и проживание за счёт работы местного населения, собирая в государственную казну дань. Так на Руси была создана система кормления, которая прожила больше, чем само Древнерусское государство.

Военная организация Киевской Руси:

Профессиональные воины и дружинники (верхушка была советниками князя).

Судебных органов в Киевской Руси не было, его функции ложились на плечи представителей администрации, включая и самого киевского великого князя. Однако были и специальные должности, которые помогали правосудию. Вирники – заведовали сбором штрафов за убийство, а также некоторые феодалы и церковь, имевшие право суда зависимых от них людей.

Помимо доходов, собранных с собственных земель князь устанавливал систему дани и налогов.

Важным элементом управленческой системы древнерусского государства была церковь, которая с самого начала крещения Руси была с ним связана и помогала ей, как во внешней, так и в ведении внутренней политики страны.

Интересное:

www.student-pravo.ru

3. Государственный строй Киевской Руси.

ИОГП СЕССИЯ

Перечень контрольных вопросов для экзамена

1. Предмет, метод, периодизация истории отечественного государства и права.

2. Возникновение государственности у восточных славян. Военная демократия. Объединение протогосударств в единое образование.

3. Государственный строй Киевской Руси.

4. Становление древнерусского права. Характеристика основных

источников.

5. Русская Правда как памятник права.

6. Особенности общественного и государственного строя Новгорода и Пскова (XII—XV вв.).j

7. Псковская судная грамота.

8. Объединение русских земель в единое Московское централизованное государство (XIV—XV вв.).

9. Судебники XV—XVI вв.: источники, разработка, систематика

правовых норм.

10. Судебники XV—XVI вв.: преступления и наказания.

11. Сословно-представительная монархия в России.

12. Государственные реформы середины XVI в.

13. Сословный строй в России в XV—XVII вв.: феодальная аристократия; служилые сословия; правовые категории крестьянства.

14. Соборное Уложение 1649 г.: разработка, источники, структура.

121

15. Уголовное право по Соборному Уложению 1649 г.

16. Суд и процесс по Соборному Уложению 1649 г.

17. Право собственности и владения на землю в Русском государстве в XVI—XVII вв. (вотчина и поместье).

18. Церковная организация и церковное право XV—XVII вв.

19. Формирование крепостного права в России (XV—XVII вв.). Крепостное законодательство.

20. Становление абсолютной монархии в России. Предпосылки абсолютизма.

21. Государственные реформы первой четверти XVIII в.

22. Губернская реформа 1775 г. Судебная и полицейская реформы.

23. Развитие государственной системы России в первой половине

XIX в. Деятельность М. М. Сперанского.

24. Развитие государственной системы России во второй полови-

не XIX в.

25. Изменения в правовом положении русской православной Церк-

ви (XVII I— первая половина XIX вв.).

26. Развитие права в XVIII в. Попытки кодификации.

27. Уголовное право по Воинским артикулам 1715 г.

28. Сословный строй России в XVIII — первой половине XIX вв. Право-

вой статус сословий. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.

29. Кодификация русского права в первой половине XIX в.

30. Развитие уголовного права в первой половине XIX в.

31. Крестьянская реформа 1861 г.

32. Судебная реформа 1864 г.

33. Земская реформа 1864 г. и городская реформа 1870 г.

34. Контрреформы 80-х — 90-х гг. XIX в. в России.

35. Оформление конституционной монархии в России. Государственная Дума.

36. Аграрная реформа 1906— 1910 гг. Деятельность П. А. Столыпина.

37. Февральская революция 1917 г. и формирование новой государственной системы.

38. Законодательная политика Временного буржуазного правительства России в 1917 г.

39. II Всероссийский съезд Советов и его решения.

40. Учредительное собрание в России (1917—1918 гг.). Созыв и

при чины роспуска.

41. III Всероссийский съезд Советов. Декларация прав трудящихся

и эксплуатируемого народа.

42. Создание основ советского права. Декреты СНК в сфере гражданского, семейного, трудового, земельного, уголовного права.

122

43. Конституция РСФСР 1918 г.

44. Первые советские декреты о суде 1917—1918 гг.

45. Государственно-политическая система в период нэпа.

46. Кодификация права в РСФСР 1922—1924 гг. Общая характеристика.

47. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.: разработка, принятие, основные черты права.

48. Земельный кодекс и КЗоТ РСФСР 1922 г. — правовое регулирование частнохозяйственных отношений.

49. Создание и основные положения Уголовного кодекса РСФСР

1922 г.

50. Создание нового социалистического федеративного государства. Конституция СССР 1924 г.

51. Конституция СССР 1936 г.

52. Изменение в государственном строе СССР в период Великой

Отечественной войны.

53. Советское право в годы Великой Отечественной войны.

54. Государство и право в условиях кризиса социализма. Формирование новой государственности и права Российской Федерации 1970—

1990 годы.

1. Предмет, метод, периодизация истории отечественного государства и права. ИОГП изучает развитие институтов и механизмов государственной власти, а также эволюцию правовой системы отдельных отраслей, институтов и норм права (Исаев).

ИОГП – наука, излагающая прогрессивное развитие юридических норм в жизни русского народа (Владимирский-Буданов).

Основной метод исследования – сравнительно-исторический метод, который позволяет не только изучить исторические факты, но и выявить общие закономерности развития государства и права в разные эпохи. Историческая преемственность – главная методологическая предпосылка общества.

В зависимости от социально-экономического развития общества, уровня политической системы можно указать следующие периоды ИОГП:

1) Древняя (Киевская) Русь (882г. – 30 г. XII в.) В основе правовой системы юридический обычай и судебный прецедент. Закон играет второстепенную роль. Форма правления: Относительно единое государство.

2) Период феодальной раздробленности (удельный период) 30г. 12в. – 14в.

Разрушение относительного единства государства. Киев перестаёт играть роль политического, экономического и культурного центра. Образуются суверенные удельные государства-княжества. После монгольских нашествий 13в. Русское население уходит с разоренного юга на север. Усиливаются северные княжества. Развиваются Новгородская и Псковская республики.

3) Московское государство (14 – 17 в.)

А) образование единого Московского государства, политическая централизация (нач 14 – сер 16 в.)

Б) расцвет московского государственности (сер 16 – конец 17в.) Сословно представительная монархия (Соборная монархия)

В московской Руси главным источником права становится закон, однако сохранился обычай и судебный прецедент. Форма правления – самодержавный монарх. 1547г. – царский период. Середина 16в. – единое централизованное государство. Во 2й половине 17в. Начинается переход к следующему этапу абсолютной монархии.

4) Российская империя периода абсолютизма (18в. – сер 19)

Закон – единственный источник права. Власть русского царя с 1721 г. – императора, является юридически и фактически неограниченной. В отличие от Европы переход к абсолютизму в России совершается в условиях господства феодального социально-экономического уклада.

5) Российская империя в период перехода к буржуазной монархии (2 пол 19в – нач 20в.)

А) период реформ Александра 2 (60-80г. 19в.), в результате которых совершается переход от феодального к капиталистическому укладу, при неизменности формы правления.

Б) период реформ Николая 2 (1905-1917г.)

Переход к новой форме правления: конституционной монархии.

6) Россия в период буржуазно-демократической республики, когда происходит разрушение русской монархии (февраль-октябрь 1917г)

7) период социалистической революции и создания социального государства (окт. 1917 – нач 1990г.)

А) период советского строительства «военного коммунизма» (1917-1920г)

Б) период НЭП (1921-1929)

В) период государственно-партийного социализма (30-60гг 20в)

Г) период кризиса социализма и советской системы (60-нач. 90 гг 20в)

8) строительство демократической республики и капиталистического уклада общества (90г-по наше время).

2. Возникновение государственности у восточных славян. Военная демократия. Объединение протогосударств в единое образование. 1. Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые рабовладельческие отношения. Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII-VIII вв., можно определить как «военную демократию». Её признаками являлись:

- участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении общественных проблем;

- особая роль народного собрания как высшего органа власти;

- всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Это – равенство всех членов общества.

Правящий класс формировался из двух слоёв: старой родоплеменной аристократии (вождей, старейшин, жрецов) и из общинников, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины («верви», «мира») и патриархального рабства тормозило процесс социальной дифференциации.

Норманнская теория и создание государства

В IX—XI вв. в формировании древнерус­ской государственности определенную роль играл «варяжский элемент». В этом процессе, несомненно, сказывалось влияние выходцев из Скандинавии и Балтии, составляющих значительную часть правящего слоя Киевского государства. Однако в руках киевских князей они служили лишь орудием и фактором влияния, призванными сохранить отношения данничества между Киевом и Новгородом, где влияние варя­гов (русский синоним викингов или норманнов) было более ранним и значительным.

Агрессивная политика Хазарского каганата нарушала торговые связи между южными и северными регионами, населенными русами (этнической группой, составившей основу будущего великого народа). Это послужило поводом для «призыва варягов из-за моря», акции, о которой упоминает древнейшая летопись и которая стала начальным моментом отсчета истории русской государственности (862).

Пришедший из Фрисланда Рюрик со своей дружиной обосновался на Ладоге и позже в Новгороде. Это наступление было развито силами русско-шведских отрядов, дошедших до Киева, вышедших на Тамань для соединения с русскими силами на Юге, а затем напавших на Констан­тинополь.

Через несколько лет преемник Рюрика Олег установил в Киеве соб­ственное, независимое от северного (варяжского) влияния правление. Киев стал укрепляться как центр, контролирующий водный путь по Днепру («из варяг в греки»). Киев и Новгород представляли два неза­висимых политических образования, в каждом из которых формирова­лась собственная особая государственность.

В 882 году два крупнейших центра: Новгород и Киев объединились под властью последнего. С конца IX до начала XI в. в это государство вливаются территории других славянских племён: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей.

В 8 веке было три протогосударства - Куяба (славяне в Киеве), Славия (славяне в Новгороде) и Артания ( славяне в Рязани), а потом князь Олег объединил Киев и Новгород с центром в Киеве! =) вот.. ))) так образовалась Киевская Русь...)

Сама государственность возникла задолго до вторжения ва­рягов-норманнов. Для этого были все необходимые предпосылки: у сла­вян образовалась своя, очерченная более или менее устойчивыми грани­цами, территория; сложилось определенное этническое, племенное, на­циональное единство; сформировались структуры и институты публич­ной государственной власти.

Его можно определить как раннефеодальную монархию.

Юридич неогранич вл., но фактически есть ряд сдерживающ0их органов. Во главе стоял киевский великий князь. Он опирался на дружину и совет старейшин.

Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Усиление местных феодалов вызывает появление феодального съезда (вопросы войны и мира).

1-Народное собрание (вече). Для него готовиться «повестка дня», подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организаторов – старейшины.

Компетенция вече: при участии всех свободных жителей города и примыкающих поселений решались вопросы налогообложения, войны и мира, обороны города и организации военных походов.

Исполнительный орган вече – совет старейшин, состоявший из «лучших людей». Постепенно не самые старые, а самые богатые.

2-Княжеская дума (Совет) – главная опора князя – старшие дружинники.

3- Дружина –основа для формир опарата управления.Старшая дружина – бояре. Младшая – отроки, «детские». Складывается поземельные отношения.

Возможен отъезд к другому сюзерену.

МСУ. Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Продолжала существовать десятичная система управления, которая потом превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений.

Управление на местах осуществляли его наместники и волостели.Воен. система (десятичная) переходит в администр.(дворцово-вотчинную). Древнейшая форма сбора дани – полюдье. После Ольги уст погосты, «уроки» – места и нормы дани.

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община (вервь).

4. Становление древнерусского права. Характеристика основных

источников. Древнейший источник права — обычай. Когда обычай санкциониру­ется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме.

В Древней Руси основным источником права был обычай, закон еще не получил сколько-нибудь достаточного развития, а в качестве переход­ной формы от обычая к закону имело место право договоров, которым регламентировались отношения, не охваченные обычным правом.

В IX—X вв. на Руси отсутствовали письменные сборники обычного права. Его нормы использовались в устной форме при заключении сделок и осуществлении судебных действий, широко применялись символика и священные формулы.

„ В Древней Руси обычай как источник права имел определяющее значение, о коллектив­ном сознании той эпохи закрепилось убеждение; «все то, что было, имеет тем самым право на существование». Это суть правовой традиции.

Однако это вовсе не означает, что правовой обычай и традиция делают право неизменным и неподвижным. Напротив, устная форма обычного права не давала возможность точно закрепить то или иное положение. Память недолговечна, устные свидетельства, как и устные приговоры и решения судов, не фиксировались, в процессе допускалась вполне свободная интерпретация фактов.

Заключение договоров, контрактов, получение согласия сторон в споре часто выражались посредством жестов, ритуальных действий или произнесения священных слов (такие слова произносили «послухи»). Носителями памяти о конкретном решении дела были живые люди, подчас для того чтобы память о судебном решении жила как можно дольше, в судебный процесс приводили детей.

Приговоры и судебные решения принимались от случая к случаю, в соответствии с конкретными обстоятельствами дела. Для лиц, разбирав­ших тяжбы и проступки (князь, боярин, представитель общины и т.п.) это занятие не было основным, они не были профессиональными судьями.

Вместе с тем практика судебных разбирательств на основе обычая, вырабатывала прецеденты, закрепленные повторением способы разре­шения дел.

Обычное право оказывало сильное влияние и на формирование сис­темы вещных прав. Обращение обычая к прошлому, к длящемуся факту или ситуации обусловило важное значение фактического владения, отда­вая ему явное преимущество перед формальным правом собственности.

Такое предпочтение объяснялось еще и тем фактом, что установление формального права собственности в феодальной системе отношений было весьма затруднительным, если не новее невозможным.

Земля принадлежала держателю, который ее обрабатывал и его се­ньору, которому держатель платил ренту, и сеньору сеньора и так далее. Свои права на эту землю предъявляла и сельская община (которая могла в определенных случаях ограничивать землепользование держателя), и семья держателя, чье согласие требовалось для отчуждения участка, и т.д. Подобная «юридическая причастность» множества лиц. к одному объек­ту делала невозможной формализацию права собственности. Легче было установить факт реального обладания, поэтому такие способы приобре­тения вещей, как захват и давность владения, были более доступны по­ниманию судей и общества, для которых они еще и освящались обычаем, традицией, временем.

Наиболее ранние письменные памятники русского права — это тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971). Текс­ты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. В них имеются ссылки на «закон русский», являвшийся, по-видимому, сводом устных норм обычного права.

В договорах упоминалась смертная казнь (о чем не говорится в Рус­ской Правде), штрафные санкции, регламентировались право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров («наволок»). При этом в договорах предусматривалась реализация права кровной мести и других норм обычного права.

«Право договоров» значительно раньше обычного начинает фиксиро­ваться в письменном виде. Его нормы содержались в договорах Руси с Византией (X в.), междукняжеских договорах, договорах с вольным Новгородом (XIII в.).

Первые договоры Руси с Византией некоторые исследователи (М. Владимирский-Буданов) оценивают как опыт заимствования (ре­цепции) иноземного права и форму перехода от обычного права к зако­нодательству.

Договоры содержали нормы международного частного, торгового, уголовного и гражданского права. В них определялось юридическое поло­жение русских купцов и воинов в Византии, торговые льготы и пошлины, положения о взаимном выкупе рабов и пленников (ст. 9, 11 договора

911 г.), о выдаче преступников (ст. 14 договора 911 г.), о праве русов поступать на службу к византийскому императору (ст. 10 договора 911г.).

Нормы уголовного права (о смертной казни по греческому праву, о кровной мести по закону русов) содержатся в договорах 911 и 945 г, О на­казаниях за причинение телесных повреждений говорят ст. 5 договора 911 г. и ст. 14 договора 945 г., об имущественных преступлениях (краже, грабеже и разбое) — ст. 6, 7 договора 911 г. и 5, 6 договора 945 г.

К области гражданского права относились нормы о наследовании по завещанию, по закону (для нисходящих и боковых родственников) (ст. 13 договора 911 г.), о рабовладении и взаимном обязательстве воз­вращать беглых рабов (ст. 12 договора 911 г., ст. 3, 4 договора 945 г.).

К XII в. относится ряд договоров, заключенных западно-русскими княжествами (Новгородом, Псковом, Смоленском, Полоцком и Витеб­ском) с Данией, Швецией и германскими городами, членами Ганзейского союза. В этих договорах русское право представляется уже значительно более развитым, чем в древнейших греко-русских договорах X в.

Так, в договоре Новгорода с немцами (1195) содержатся нормы, регламентирующие наказания за арест (посла, купца) «без вины», за оскорбление и незаконное задержание, за насилие над рабой (в Русской Правде раб не признавался «объектом преступления») и т.п.

В договоре Новгорода с немецкими городами (1270) устанавливался порядок разрешения споров между новгородцами и немцами в сфере как гражданско-, так и уголовно-правовой.

В договоре Смоленска с Ригой, Готландом и немецкими городами (1220) содержатся нормы о судебном поединке («поле»), о правилах перевозки товаров, множество уголовно-правовых норм (об убийстве, увечьях, изнасиловании, прелюбодеянии и проч.) и гражданско-право­вых положений (о займах, о порядке взыскания долгов, о норме судебных решений и проч.).

studfiles.net

§ 2. Государственный строй Киевской Руси

Большинство современных исследователей полагает, что Древнерусское государство было одной из разновидностей раннефеодальной монархии (хотя некоторые определяли его и как дофеодальное государство).

Отношения между киевским и местным князьями строились на началах типичной для раннего феодализма системе сюзеренитета-вассалитета, предполагающей, что вся структура государства основана на «лестнице» феодальной иерархии.

Киевский князь был сюзереном. Он оказывал помощь местным князьям, которые за это обязаны были быть у него «в послушании», выставлять войско по его зову, передавать ему часть собираемой дани. В случае нарушения верности вассал лишался своих владений, но обычно это делалось через войну с непокорными. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом, т.е. князь не мог вмешиваться в его внутренние дела. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина и «слуги под дворским». Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией.

По форме правления Древнерусское государство было монархией. Во главе его стоял великий князь. Ему принадлежала законодательная власть (крупные законы, изданные великими князьями, часто носили их имена, например, Правда Ярослава). Великий князь сосредотачивал в своих руках и власть исполнительную, а также возглавлял войско, часто лично водя его в походы, и ведал внешними сношениями.

Великий князь пользовался правом суда, который отправлял сам на княжьем дворе или поручал своей администрации – тиунам, мечникам и т.п. Таким образом, князь должен был «володеть и судить».

Подчиняя себе новые земли, киевские князья для обеспечения власти заменяли князей местных династий своими сыновьями или другими близкими родственниками. Поэтому киевский князь считался «старейшиной» княжеского рода и почитался «в отца место» даже в том случае, если был братом других князей. Принадлежность к одной династии обусловила и создание своеобразной лестницы восхождения от мелких княжений к более значительным в зависимости от старшинства в роде. Киевский князь не мог по своей воле назначить наследника престола; не существовало также и законного порядка наследования стола от отца к сыну. Главную роль в претензиях на престо играл признак физического старшинства. При освобождении киевского стола его занимал старший из князей киевского рода, после чего происходило перемещение всех членов рода. Как следствие, никто из княжеского рода в отдельности не был ни верховным собственником земли, которой он владел, ни законным наследником власти в своем уезде. Кроме того, постоянно возникали споры о старшинстве, стремления к узурпации власти.

С течением времени, по мере укрепления феодальных центров и расширения домениального хозяйства местных князей такой порядок замещения княжеских столов теряет свое значение. Решающую роль приобретает военная сила и согласие населения.

Хотя великие князья и были монархами, они не могли обойтись без учета мнения приближенных. Князья принимали важные решения только с согласия своего окружения. Постепенно сложился совет при князе, куда входили приближенные князя, представители старшей дружины – княжи мужи, бояре. Бывало, что князь приглашал на совет и младшую дружину, представителей городов, высшее духовенство. Совет с «думающими боярами» был необходим и потому, что в случае несогласия с решением князя бояре могли отказать ему в поддержке.

В XI-XIIвв. в связи с усилением местных феодалов в Древнерусском государстве стали созываться феодальные съезды («снемы»), куда приглашались удельные князья и вся феодальная верхушка. Снем решал междукняжеские споры, вопросы войны и мира и некоторые иные важнейшие дела.

Определенную, иногда очень большую, роль в политической жизни Древнерусского государства играло народное собрание (вече). Оно сложилось с племенных сходок свободных мужей, на решение которых ставились все важные вопросы жизни племени. В дальнейшем вече превратилось в общие собрания взрослых свободных граждан (глав семейств) в городах и селах. Впрочем, князья и бояре считались только с решениями вече главного города княжества. Вече созывалось князем или какой-либо группой граждан. Решения на нем принимались только единогласно. Недовольное меньшинство силой принуждалось к молчанию.

Первоначально в Древнерусском государстве сложилась десятичная (численная) система управления, что было связано с победой территориального принципа государствообразования над родовым. Численная система была заимствована из военной сферы, когда войско делилось на десятки, сотни, тысячи, и перенесена в сферу административного управления. Для удобства территория делилась на «сотни», «десятины», а руководителям этих территориальных образований присваивались звания «десятских», «сотских», «тысяцких». Со временем эти лица стали руководителями более или менее крупных звеньев государства (например, сотский стал городским судебно-административным должностным лицом).

Десятичная система еще не отделяла центральное управление от местного. С течением времени возникает дифференциация: княжеская администрация расширяется, возникают отдельные отрасли управления, тесно связанные с домениальным хозяйством князя. Создаются элементы так называемого дворцово-вотчинного управления. Отраслями управления от имени князя заведовали, как правило, дворцовые слуги (тиуны): дворский, казначей, ловчий, конюший, стольник, чашник.

Что касается местного управления, то его система в Древнерусском государстве была достаточно проста. В своих уделах сидели уездные князья, которые, также как и великий князь, имели при себе советы и тиунов. Кроме того, великим князем на места посылались посадники (наместники), которые назначались в города. Ведению посадника подлежала и примыкающая сельская округа. Князья назначали посадниками, как правило, своих старших дружинников, бояр. Посадникам подчинялись тиуны, вирники (собиравшие уголовные штрафы за убийство), метельники (судебные служители) и другие должностные лица. В волостях власть от имени князя осуществляли волостели. Местная администрация содержалась («кормилась») за счет подвластного населения.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь – сельская территориальная община. В её компетенцию входили земельные переделы, вопросы обложения и распределения податей, решение отдельных споров (в том числе некоторые судебные функции). Но постепенно государственная власть усиливает контроль над общиной: выборных старост сначала заменяют назначаемые князем дворские, а позже общиной начинает управлять приказчик-посельский.

В целом власть князя и его администрации непосредственно и полностью распространялась только на горожан и население не захваченных еще феодалами черных земель. Боярские вотчины пользоваться иммунитетом: они освобождались от княжеского управления и суда; население этих вотчин было подвластным и подсудным их владельцам-боярам. Поэтому сложившаяся на Руси система управления и получила название дворцово-вотчинной, т.к. она имела два центра власти – княжеский дворец и боярскую вотчину.

Специальных судебных органов в Древней Руси не существовало. Судебные функции выполнялись теми или иными представителями администрации, включая великого князя. Но были специальные должностные лица, выполнявшие вспомогательные функции, т.е. помогавшие осуществлению правосудия. К ним относились вирники, метельники, мечники, ведавшие следствием, ябетники (обвинители). Судебные функции также осуществляли церковные органы (по делам в отношении «церковных людей», против нравственности и брачно-семейным), бояре в своих вотчинах (вотчинный суд), городские посадники и сельские волостели.

Основу военной организации Древнерусского государства составляла великокняжеская дружина. Она была сравнительно небольшой и состояла из профессиональных воинов, живших при княжеском дворе. Вассалы (удельные князья и бояре) приводили с собой свои дружины и отряды из слуг. Кроме того, часто собиралось ополчение из селян и горожан. Каждый мужчина был обязан владеть оружием, а княжеские и боярские дети уже с 12 лет ходили в походы со своими отцами. Нередким было в Древней Руси и использование наемных отрядов из кочевых племен.

Важным элементом политической системы Древнерусского государства была церковь. Первоначально был упорядочен языческий культ, а затем в 988 г. на Руси было принято христианство как наиболее удобная для государства религия, проповедовавшая божественное происхождение власти монарха, покорность трудящихся и т.д. Впрочем, введение Владимиром Святославичем христианства вызвало упорное сопротивление народа, особенно в северных районах. Во главе православной церкви стоял митрополит, назначаемый первоначально из Византии (Константинопольским патриархом), а затем и великими князьями. В отдельных русских землях церковь возглавлялась епископами. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Церковь получила право на приобретение земель и населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции.

Таким образом, государственный (и общественный) строй Древней (Киевской) Руси имеет множество признаков раннефеодальной монархии.

studfiles.net

Государственный строй Древней Руси

Государственный строй Древней Руси

Разработка и принятие законов, решение важней­ших вопросов внутренней и внешней политики

Верховная власть

Управление определен­ными территориями,

решение местных проблем, сбор налогов

( ЛМестная власть

V >

  • Князья из дома Рюриковичей

  • Посадники

  • Наместники

  • Воеводы

  • Тиуны

  • Тысяцкие

  • Извод — суд присяжных, «лучших мужей»

-Ев-

Рассмотрение дела, вынесение приговора и контроль за приведе­нием в исполнение

f \ Судебная власть

V

Защита русских земель от внешних врагов, охрана князей, участие младших дружинников в исполнении принятых решений и осуществлении государственных функций

-

( ■ Л

Вооруженные силы

V У

Освящение и поддержка действий государственной власти, нормирование повседневной жизни населения

f Л

Духовная власть

V У

Гражданское общество

V

Защита своих интересов, совместная деятельность и отдых

studfiles.net

Государственный строй Киевской Руси — Мегаобучалка

Образование государства у восточных славян

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Есть сведения о некоем русском князе Бравлине который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения славян — точно не установлено.

То есть в начале VIII века нашей эры на территории Руси уже были зачатки государственности.

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

Легенда о призвании варяжских князей Нормандская послужила основанием для создания так называемой нормандской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность нормандской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.

Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о нормандском происхождении княжеской династии.

Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья. Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

Главой государства являлся князь, которого в народе считали наставником божьим на этой земле. Князь собирал налоги с подвластных ему земель и защищал их от набегов других племён, старался увеличить подвластные территории в виде захвата, для получения большей прибыли в форме налогов. Таким образом, первые зачатки государственности проявились в виде отдельных княжеств. В то время были все предпосылки для появления сильного государства на территории восточных славян. Но не было сильного государства по причине постоянных усобиц между правящими князьями. Каждый раз Русь делилась после смерти князя, имевшего несколько детей, на отдельные княжества, в которых правили дети погибшего князя. Каждый из князьков хотел владеть большей территорией и убивал своих братьев для получения их земель.

Государственный строй Киевской Руси.

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии.

Органы власти: На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече. Функции:

Великий князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые. Доходы князя складывались из феодальных повинностей, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж) и других поборов. Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела. Великокняжеский престол передавался по наследству: сначала по принципу старшинства - старшему в роду, а затем «отчины» - сыну. Великий князь в своей деятельности опирался на совет крупных феодалов - бояр и духовенство.

Боярский совет, а сначала — совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее — с боярами, было моральной обязанностью князя. Хотя совет и не имел четко определенной компетенции, бояре вместе с князем решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, суда, законодательной деятельности и др. В своем «Поучении...» Мономах указывает на совещания с боярами как на постоянные, ежедневные. Несмотря на это, боярские советы не стали государственным органом, с четко определенным составом, компетенцией, функциями.

Руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства возлагалось на тиунов и старост. Со временем они превращаются в управляющих отраслями княжеского хозяйства. На смену десятичной системе управления приходит дворцово-вотчинная, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Формируются два центра власти - княжеский дворец и боярская вотчина.

Вечепредставляло собой орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастает. Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор — «ряд». Содержание таких «рядов» до нас не дошло.

Государственная власть призвана: 1) управлять, 2) законодательствовать, 3) судить. В древнейшем периоде истории на первый план выступает последняя функция, однако и первые входят в задачи государственной власти.

Органы управления подразделяются на центральные и местные. В центральном управлении различают две системы органов: собственно княжескую (дворовую) или дворцово-вотчинную. Для такой системы управления было характерно совмещение в руках одного администратора (слуги) функций по управлению отраслью дворцового хозяйства и государственного управления. Другими словами, происходил перенос на управление государством порядка управления дворцовым хозяйством князя.

Другая система центрального управления – земская(более древняя, чем княжеская) построена по численному делению общества (десятичная): так, государство составляло тысячу, а города и провинции делились на сотни и десятки. Центральным правителем был тысяцкий, а подчиненные ему – сотские и десятские. Тысяцкий был и предводителем народного ополчения.

Органы местного управления были также двоякие. Одни существовали для связи центра с провинцией. Это посадники, наместники или волостели, направляемые из центра, содержание которых брало на себя население управляемой территории («кормление»). Назначение куда либо посадника означало присоединение местности к государству. Они были обязаны заботиться о военной защите провинции, творить правый суд. Неугодных посадников население изгоняло. Как правило, посадники, преследуя интересы кормления, мало вмешивалось во внутреннее управление провинции. Местное управление находилось в руках органов местного самоуправления – пригородного и волостного вече и выборных чиновников: старост, сотников, десятских и «добрых людей».

megaobuchalka.ru

Политический строй древнерусского государства

Как и другие государства подобного типа, Киевская Русь IX—X вв. не представляла собой монолит­ного целого, а являлась механическим соединением земель с разным уровнем экономического и культурного развития. В некоторых из них сохранились местные княжеские династии: у древлян — до середины X в., у вятичей и радимичей — до начала XI в. Сохраняла свою самобытность и независимость Полоцкая земля.

Во главе Древнерусского государства стоял вели­кий киевский князь. От его имени заключались договоры Руси с другими странами, его власть была верховной. Из договоров с греками следует, что «под рукою» великого князя русского находились «светлые и великие князья», сидевшие в крупных городах Руси, и «великие бояре». Это были представители местных князей и старой «нарочитой чади». Подобно киевскому князю, они имели свои дворы, свои дружины, посылали своих послов в составе общегосударственных посольств при заключении договоров с иностран­ными государствами.

Местная земледельческая знать в соединении с высшим слоем княжеской дружины составляла ту среду, которая вместе с князем управляла государством.

Борясь за укрепление своей власти, киевские князья стремились отстранить от управления отдельными областями местное «княжье» и заменить их своими ставленниками. Решительный шаг в этом отношении сделала Ольга. Она ликвидировала племенные княжения и насадила везде свою администрацию. Примечательно, что в договоре Святослава с греками (972 г.) уже нет «светлых и великих князей», сидящих «под рукою» киевского князя. В нем говорится лишь о боярах — «иже суть подо мною Русь, боляре и прочий». «Светлые и великие князи» становились боярами киевского князя. При Владимире в качестве под­ручных ,в крупных центрах Руси сидели его сыновья. Это укрепляло внутренние связи Древнерусского государства.

С образованием государства войско делалось принадлежностью не народного ополчения, а аппарата у государственной власти.

Главную роль при князе играла окружавшая его дружина. С нею он ходил в походы; захватывал и делил добычу, подчинял своей власти новые земли, собирал дань. Из дружинной среды выходили слуги и помощники князя по управлению его хозяйством и государством.

Дружина резко делилась на две части (слоя) — старшую дружину (бояре, княжеские мужи) и млад­шую (гриди, отроки, детские). Старшая дружина, состоявшая из наиболее родовитых представителей знати, а также выдвинувшихся дружинников, явля­лась ближайшим окружением князя. Важнейшие дела — военные и внутренние — киевский князь решал в совете со старшей дружиной. С ней он «думал о строе земленом и о ратех и о уставе земленемк Князь должен был считаться с мнением дружины. В случае разногласия с князем дружина могла отказаться от участия в том или ином предприятии князя.

Социальное положение старшего дружинника, по «Русской Правде», характеризуется тем, что за убийство взыскивалось 80 гривен, а за гридя или мечни­ка — только 40 гривен.

Наиболее видные из старших дружинников, такие как Свенельд, при Игоре имели свою дружину и в походах выступали со своими вооруженными силами.

Представителям старшей дружины поручались важнейшие функции государственного, вотчинного и княжеского управления.

Основным источником материального обеспечения дружинников в первое время была военная добыча и особенно дань, которой князь делился со своими слугами. Наиболее крупные из них получали от князя право на сбор в свою пользу дани с обширных областей.

Население, подвластное князю, обязано было пла­тить ему дань. Древнейшим видом сбора дани являлось полюдье. Князь вместе с дружиной объезжал подворные ему земли и собирал с них дань. Ее размеры определялись потребностями князя и его дружины, что не могло, разумеется, не порождать конфликтов между князем и населением. Ярким примером полюдья может служить поход Игоря за данью в древлянскую землю, стоивший ему жизни. При Ольге взимание дани было упорядочено. Были установлены нормы дани — «уроки» и созданы центры административно-финансового управления. Этими центрами бы­ли некоторые «погосты» и «места» (сельбища). Здесь находились княжеские мужи, ведавшие сбором дани, судебных пошлин и творившие суд на основе «закона русского». Сюда привозилась дань населением прилегавшей округи. Дань взималась с «дыма», или «рала» (плуга), т. е. с отдельного хозяйства.

Помимо дани население несло в пользу государства разного рода повинности. Оно обязано было участвовать в военных походах, доставлять припасы, строить крепости и т. д.

Древнерусское государство располагало большими военными силами. Они состояли, с одной стороны, из профессионального войска — дружины князя и дружин его вассалов, а с другой стороны — из народного ополчения «воев». Вой были несомненным остатком времен военной демократии, когда войско составлял весь вооруженный народ. По мере развития феодальных отношений значение народного ополчения неуклонно падало. Но в раннефеодальный период вой составляли большую, едва ли не основную, силу киевского войска. Вой были иррегулярным войском, набираемым по мере надобности. Дружинники воевали на конях, вой составляли пешее войско.

Армия Древнерусского государства была организована по десятичной системе. Она делилась на тысячи, сотни, десятки. Командиры этих подразделений носили соответствующие названия: десятские, сотские, тысяцкие. Главой всех военных сил государства являлся князь.

Вооружение древнерусского войска состояло из мечей, сабель, копий, боевых топоров, железных стрел, кованых длинных щитов. Дружинники имели металлические шлемы, знать носила стальные кольчуги. Свидетель борьбы греков со Святославом Лев Диакон сообщает о наличии у русов метательных орудий, пускавших камни.

Наряду с сухопутными войсками русы имели крупный морской флот, при помощи которого они предпринимали смелые морские походы по Черному, Азовскому и Каспийскому морям. Древнерусский флот состоял из судов, выдолбленных из больших деревьев и обшитых по бортам досками.

histerl.ru