Спортивные соревнования в древней греции. Олимпийские игры Древней Греции представляли собой религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии. Сведения о происхождении игр утеряны, но
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема: Спортивные состязания. Спортивные игры в Древней Греции. Спортивные соревнования в древней греции


Спортивные состязания Древней Греции.

Состязания в античной Древней Греции имеют очень богатую историю. Безусловно, самым главным и популярным соревнованием этого древнего государства считались Олимпийские игры. Они зародились в конце девятого века до нашей эры. В те далекие времена многие государства античной Греции пребывали в постоянных конфликтах и войнах друг с другом. Измученный этим могущественный Ифит – правитель Элиды, приехал в Дельфы, чтобы спросить у известного всем оракула, как ему поступить. Он хотел предостеречь своих людей от грабежей, смуты и войны. В Древней Греции, предсказания Дельфийского оракула почитались, и считались истинно верными. И сказал оракул Ифиту: - «Ты обязан учредить игры, которые будут угодны Богам!» Вскоре Ифит, немного подумав, собрался на встречу с правителем соседней Спарты, величественным царем Ликургом. Несомненно, Ифит являлся отличным дипломатом, ведь Ликург и остальные правители других государств, в тот день постановили, что с этого дня Элида – независимое государство. Конечно, после всех этих событий радостный Ифит, желая исполнить волю богов, учредил атлетические состязания, которые отныне будут проводиться в Олимпии не менее одного раза за четыре года. Так появилось и их последующее название, которое сохранилось и до сих пор - Олимпийские игры. Завершался 884 год до нашей эры.

Первое время, в состязаниях участвовали спортсмены из двух больших городов государства – Элиса и Писы. Первые общегреческие состязания описываются в летописи в восьмом веке до нашей эры. Благодаря, традиции Древней Греции высекать на мраморе имена победителей, до сих пор известно имя первого из них, повара из Элиды, по имени Корэб. С тех пор, с приближением Олимпийских соревнований, воины Греции откладывали в сторону оружие, и направлялись в Олимпию. Когда уроженцы разных государств Древней Греции собирались вместе, у них зарождалось чувство национальной общности. Они начали вводить первые правила. В новых состязаниях запретили участвовать рабам, варварам, богохульникам, людям, совершившим преступления.

Новые зрелищные состязания в Древней Греции.

На первых состязаниях в Олимпии соревновались в основном только в беге. Около 720 года до н.э. помимо этого вида спорта, появились еще пятиборье (пентатлон), суть которого заключалась не только в беге. Здесь присутствовали прыжки в длину, соревнования с киданием диска, так же вольная борьба. Позже, проведя еще семь Олимпиад, игры обогатились кулачным боем, а затем и состязанием колесниц, и, наконец, самым жестким видом соревнований – панкратионом. Участвуя в кулачном бою, олимпийцы надевали себе на голову железные колпаки, а руки обкручивали тугими ремнями с бронзовыми шипами. Бойцы, фактически закованные в железо, били друг друга по ребрам, туловищу, лицу. Бой длился до той поры, пока один из них не сдастся. Зачастую, атлеты в Древнегреческих состязаниях покидали ринг изуродованными, покалеченными. Из глубоких ран текла кровь. Почти всегда их приносили со стадиона еле живыми. Панкратион объединял в себе борьбу и бой на кулаках. Здесь разрешались любые жестокие удары, удушающие захваты, болезненные пинки ногами. Можно было опрокинуть соперника и сдавливать ему горло. Немного позже в список состязаний включили бег в вооружении. А на 145 Олимпиаде в Древней Греции зародился даже такой жестокий вид борьбы, как детский панкратион.

За некоторое время до открытия Олимпийских игр, зрители могли созерцать статуи победителей, находящиеся между ареной стадиона и протекающей рядом, рекой Алфей. Всех победивших атлетов принято было считать полубогами. Возле холма Крона обычно устанавливали статуи Зевса, оплата за установку которых налагалась штрафом на тех юношей, кто жульничал или пытался подкупить соперника. С восходом полной луны начиналась торжественная процессия у статуи Зевса. Это знаменовало начало Олимпийских празднеств. Во главе процессии шли элланодики в пурпурных одеждах, затем атлеты и важные персоны. В жертву богу Зевсу преподносили двух быков, а судьи и участники давали клятвенное обещание быть достойным награды. Обычно это был лавровый венок или пальмовая ветвь. По вечерам устраивались пышные праздники искусств, а атлеты, съев сыр и выпив воды, шли спать.

В долгожданный день наступления состязаний около 60 тысяч зрителей занимали места на стадионе. Трубы громко приветствовали всех почетных гостей, участников, судей. Олимпийцы по одному выходили в середину арены стадиона, чтобы показаться зрителям. Громко объявлялось имя и родина каждого из прибывших греческих атлетов. После этого в Древней Греции начинались первые состязания. Вначале проводились соревнования по бегу, затем пятиборье, борьба, и в завершении панкратион. В четвертый день всегда соревновались дети. Дистанции для забега совсем юных спортсменов были на половину короче, чем для взрослых атлетов. На пятый день проводили гонки на колесницах. Параллельно соревновались в скачках на лошадях. История состязаний в античной Древней Греции очень насыщенна напряженными, зрелищными соревнованиями, громкими победами, порой жестокими, кровавыми схватками. Как известно, Олимпийские игры во всем мире популярны до сих пор.

www.istmira.com

Тема: «Спортивные игры Древней Греции»

  1. Урок изобразительного искусства в 4 классе
  2. по программе Б.М. Неменского « Изобразительное искусство и художественный труд»
  3. Тема: «Спортивные игры Древней Греции»

Цель урока:

Расширение представлений о зарождении и развитии олимпиадного движения, о проведении спортивных игр в Древней Греции.

Задачи урока:

-Совершенствовать изобразительный навык, глазомер, делать отбор содержания по поставленной задаче для группы;

- Развивать творчество, композиционное мышление, учить компоновать изображение на листе бумаги (аппликация, конструирование, моделирование), прививать навык аккуратной работы с бумагой в технике аппликации и в конструировании

Тип урока: урок коллективного творчества

Оборудование:

для учителя – презентация по теме урока, рисунки с изображением богов Древней Греции, макет факела, язычки пламени из цветной бумаги, лавровые венки славы для победителей.

для обучающихся – ватман, цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны фигур человека, изображающих разные виды древних спортивных игр, фломастеры.

Музыкальный ряд: запись греческих инструментальных мелодий, «Сиртаки».

Оформление класса: столы расставлены для трёх групп, на доске изображение богов, заготовки  для панно.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель:

    • Здравствуйте! Я рада вас видеть сегодня на уроке! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения, работать дружно и открыть для себя что-то новое.

    • Сегодня у нас необычный урок, на нём присутствуют гости. Повернитесь к ним и улыбнитесь, своей улыбкой вы пожелаете им хорошего дня и отличного настроения.

    • Садитесь!

    • Сегодня мы продолжаем путешествие по Древней Греции. Сегодня мы побываем на Олимпийских играх в 776 году до нашей эры и поговорим о современных олимпийских играх.

    • Раскаты грома.

Под музыку «Сиртаки» входят боги Древней Греции.

II. Вступительная часть.

Слайд 1. (огонь)

Зевс

В старину, в античном мире,

Двадцать пять веков назад,

Города не жили в мире -

Шли войной на брата - брат.

И мудрейшие решили:

Ссоры вечные страшны,

Можно в смелости и силе

Состязаться без войны.

Мир - закон олимпиады,

И никто не мог посметь

В эти дни скликать отряды,

Жечь дома и сеять смерть.

Слайд 3. (венок)

Аполлон

Пусть в Олимпию прибудет,

Кто отважен и силён,

Для сражений мирных будет

«Поля боя» - стадион;

Вот простой венок зелёный

Из оливковых ветвей.

Драгоценней нет награды

Всех воинственных царей.

Слайд 3 (клик).

Геракл

Потому, что не воитель

Получал венок такой,

А достойный победитель

И действительно герой.

Не хотел он сеять горе,

Побеждённому грозя.

Для него в спортивном споре

Все соперники — друзья.

Зевс: Мы желаем вам удачи.

Аполлон: Хорошего настроения.

Геракл: Мы еще вернемся, когда вы одержите победу.

Боги удаляются.

Слайд 4. (Слайд с картой Греции)

Учитель

На высочайшей в Греции горе Олимп,

Что стала с этих пор священной

Огонь от солнечных лучей возник,

Став символом игр необыкновенных.

И лучшие Эллады той сыны,

В спортивных подвигах найдя бессмертие,

Слайд 5.

Тот факел олимпийский пронесли

К нам через страны и тысячелетия!

Слайд 6.

- Начинается наш путь по Древней Греции с Эллады.

В год игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: "Все - в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!

-Сегодня поговорим в честь кого, и какие игры устраивали доблестные сыны Эллады.

Слайд 7.

Основоположником олимпийских игр, согласно мифологии, был – Зевс.

Это была грозная карающая сила - Зевс являлся покровителем человечества, помощником воинов. Он издавал для людей законы, следил за соблюдением клятв.

Олимпийские игры проходили каждые 4 года в Олимпии (в поселении у подножия горы Олимп).

Греческие атлеты и их наставники съезжались в Олимпию в разгар лета.

Сами игры длились пять дней:

Слайд 8.

1 день - участники игр перед алтарём Зевса приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, приносили в жертву 2-х огромных быков;

Слайд 9.

Во 2 и 3дни – состязались в силе и ловкости борцы, бегуны, метатели копий и дисков, кулачные бойцы, прыгуны.

Слайд 10.

4день – проходили конные состязания;

Слайд 11.

5день был посвящён торжественной церемонии вручения победителям венков славы из оливковых ветвей.

Слайд 12.

Раз в два года в Немейской долине проходили состязания - Немейские игры.

По преданию, Немейские игры проводились в честь победы Геракла над ужасным немейским львом.

В программу игр входили состязания в беге, борьбе и конном спорте (на экране изображения и названия игр).

Слайд 13.

Пифийские игры проходили недалеко от города Пифы и были посвящены Аполлону, убившему здесь чудовищного змея. Вначале Пифийские игры включали в себя только музыкальные соревнования - исполнение гимнов в честь Аполлона в сопровождении музыкального инструмента - кифары.

Слайд 14. 15.

- Позже были добавлены атлетические соревнования и гонки на колесницах.

2. Объяснение задания:

- Каждый житель Древней Греции хотел быть похожим на бессмертных богов и стремился стать совершенным.

- По сложившейся олимпийской традиции, спортсмены перед началом соревнований дают торжественную клятву, в которой обязуются соблюдать правила игры и честно бороться за первенство. Предлагаю не отходить от традиций олимпийцев. Возьмите сейчас друг друга за руки, и произнесём клятву спортсменов. Слайд 16.

Пусть помогает в час опасный

Вам друга верного рука,

Пусть никогда для вас не гаснет

Свет олимпийского огня.

- Сегодня на уроке нам предстоит закончить начатую ранее работу, которая поможет нам рассказать о самых крупных играх в Древней Греции. Вы подготовили заготовки древнегреческих атлетов и макет главного храма Зевса..

Слайд 17.

Храм Зевса и скульптуры атлетов.

- Мы создадим панно, на котором  и отобразим спортивные состязания.

  ФИЗМИНУТКА

- Ну а теперь приступим к работе. Работать необходимо аккуратно,  ножницы, если передаём кому-либо, то кольцами вперёд, если режем бумагу, то не делаем резких движений. Необходимо приклеить  этот шаблон.  Атлеты выступали в набедренных повязках, поэтому изображения человека необходимо доработать - дорисовать лицо, набедренную повязку, выбрать и приклеить соответствующий атрибут спортивного состязания  (учитель показывает на примере  изображения дорисованного шаблона).

Включается древнегреческая музыка.

Работа завершена. Прикрепите панно к доске.

 Прикрепляют к доске.

- Итак, ребята перед вами замечательное панно. Вы сумели показать спортивные состязания: Пифийские, Олимпийские, Немейские игры, которые были посвящены богам Древней Греции - Аполлону, Зевсу, а также самому сильному и бесстрашному герою Гераклу.

-Прежде, чем начать олимпийские игры, зажигали факел.  Ответив на мои вопросы, вы сможете зажечь олимпийский огонь.

За правильные ответы я выдам вам язычки пламени. Чем больше правильных ответов, тем ярче вспыхнет наш олимпийский огонь.

Зачитывается вопрос,  а  отвечают на него дети.

 Слайд 18. В какой стране зародились Олимпийские игры   и  кому были посвящены спортивные состязания? (Выдаётся язычок пламени) ГРЕЦИЯ. БОГАМ.

Слайд 19.

Какого вида спортивных состязаний не  было в Древней Греции?             (прикрепляют язычки пламени к факелу)

поднятия штанги.

 

Современные игры доказывают, что идеи олимпиад живут вечно.  

Слайд 20. Какое событие прошло в 2014 году в городе  Сочи?  - голосовой вопрос 22 ЗИМНЯЯ ОЛИМПИАДА

 Как мы с вами готовились к этому событию? (прикрепляют язычки пламени к факелу).

- Я предлагаю вспомнить самые лучшие моменты .

Слайд 21. Гимн Олимпиады.

Слайд 22. Вынос знамени.

-   Все граждане нашей страны рады тому, что городу Сочи   выпал счастливый шанс стать столицей зимних Олимпийских игр 2014 года, потому что россияне очень любят зимние виды спорта. За всю историю зимних олимпийских игр было выиграно 310 медалей. Надеемся, что город Сочи войдет в историю олимпийского движения.

- А сколько медалей завоевала наша страна на 22 Олимпиаде в Сочи? 33

Слайд 23.

Сводная таблица Олимпиады 2014.

 

Слайд 24. - Сколько стран принимало участие в этих играх?

(после того как прошла викторина, и прикрепили язычки огня)

- Молодцы, вы справились с заданием! Факел Олимпийских игр зажжён! Этот огонь прошел через наши сердца. 7 марта стартует паралимпийская олимпиада  и пусть этот счастливый огонь принесет спортсменам победу. 

               

Слайд 25.

 

Олимпийский огонь.

Зевс

Мы вам дарим огонь священный.

Желая мира и добра

Пусть будет символом надежды

ПОБЕДА! РАДОСТЬ! КРАСОТА!

 

III. Завершение работ, подведение итогов.

- Победителями в игре считается тот, кто, пройдя все спортивные состязания, получил призы.

Слайд 25.

 

- Каждый победитель награждался венком славы. А в наше время спортсменов награждают медалями.

- А сегодня вы все победители!

И Боги Олимпа  благодарят Вас, ребята, за хорошую работу и  рады

торжественно вручить вам символ  олимпийских игр.

НАГРАЖДЕНИЕ.

-Вот и завершилось наше путешествие по Древней Греции.

Спасибо богам, что придумали Олимпийские игры. Они гордились своими атлетами. Мы тоже гордимся своей страной. В упорной спортивной борьбе наши спортсмены завоевали наибольшее число медалей на зимних 22 Олимпийских играх в Сочи. Мне хочется закончить словами из Гимна России: СЛАВЬСЯ СТРАНА, МЫ ГОРДИМСЯ ТОБОЙ.

Спасибо всем участникам коллективной работы «Спортивные игры Древней Греции»!

-Спасибо за внимание, уважаемые гости! Мы надеемся, что вам было интересно путешествовать с нами.

multiurok.ru

Спортивные состязания. Спортивные игры в Древней Греции

Класс_________

Урок № 7

Дата__________

Тема: Спортивные состязания. Спортивные игры в Древней Греции

Тип урока: урок коллективного творчества

Цель урока:

Расширить представление о зарождении и развитии олимпиадного движения,                            

о  проведении спортивных игр в Древней Греции.

Задачи урока:

  •  Совершенствовать изобразительный навык, глазомер, делать отбор содержания  по поставленной задаче для группы;

  • Развивать творчество, композиционное мышление, учить компоновать изображение на листе бумаги (аппликация, конструирование, моделирование), прививать навык аккуратной работы с бумагой в технике аппликации и в конструировании

- Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества, развивать навык работы в коллективе .

Оборудование: 

для учителя – презентация по теме урока, рисунки с изображением богов Древней Греции, макет факела, язычки пламени из цветной бумаги,

     для обучающихся – ватман, цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны фигур человека, изображающих разные виды древних спортивных игр, фломастеры.

Музыкальный ряд: запись  греческих инструментальных мелодий, «Сиртаки».

Оформление класса: столы расставлены для трёх групп, на доске изображение богов, заготовки  для панно.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд (Слайд с картой Греции)

Учитель                                                           

На высочайшей в Греции горе

Олимп,

Что стала с этих пор священной,

              Огонь от солнечных лучей возник,

Став символом игр необыкновенных.

И лучшие Эллады той сыны,

В спортивных подвигах найдя  бессмертье,

Слайд

Тот факел олимпийский пронесли

К нам через страны и тысячелетия!

Слайд

- Начинается наш путь по Древней Греции-Элладе.  Наш урок посвящен спортивным

играм, которые  проводились, начиная

с 776 года до н.э.  

В год игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: "Все - в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги

безопасны! Да победят сильнейшие!

-Сегодня мы познакомимся в честь кого,

и какие игры устраивали доблестные сыны Эллады.

Слайд

Основоположником олимпийских игр,

согласно мифологии, был – Зевс.  Это была  грозная карающая сила      - Зевс являлся  покровителем  человечества, помощником  воинов. Он давал  людям законы, следил

 за соблюдением клятв.

Олимпийские игры  проходили каждые 4 года в Олимпии (в поселении у подножия

горы Олимп). Греческие атлеты и их наставники съезжались в Олимпию,  

в разгар лета.

 Сами игры длились пять дней:

Слайд

1 день - участники игр перед

алтарём Зевса приносили клятву  в соблюдении всех правил состязаний,

производили жертвоприношение 2-х огромных быков;

Слайд

В 2 и 3дни – состязались в силе и ловкости борцы, бегуны, метатели  копий и дисков, кулачные бойцы,   прыгуны.

Слайд

                4день – проходили конные  состязания;

Слайд

5день был посвящён торжественной церемонии вручения победителям венка  славы из оливковых ветвей.

Слайд

Раз в два года в Немейской долине проходили состязания - Немейские игры. 

По преданию, Немейские игры проводились в честь победы  Геракла  над ужасным немейским львом.

В программу  игр входили  состязания в  беге, борьбе и

конном спорте (на экране  изображения и названия игр).

Слайд

 Пифийские игры проходили недалеко от города Пифы и были посвящены Аполлону, убившему здесь  чудовищного змея. Вначале Пифийские  игры включали  в себя только музыкальные соревнования - исполнение гимнов в честь Аполлона  в сопровождении музыкального

инструмента - кифары.    

Слайд

- Позже были добавлены атлетические     соревнования и гонки на колесницах.

2. Объяснение задания:

- Каждый житель Древней Греции  желал быть похожим на бессмертных богов, стремился стать совершенным.

- Сегодня на уроке мы разделились по группам, для того чтобы рассказать о самых крупных играх в Древней Греции.

Слайд

Это: - Немейские игры        

 (ватман лежит на столе)

- Пифийские игры        

(ватман лежит на столе)

- Олимпийские игры  

 (ватман лежит на столе)

- Переверните ватман

- Для этого   мы выполним панно, на котором  и отобразим спортивные состязания и  храм,  возле которого проходят эти состязания. На листе ватмана он показан в виде схемы.    Изображение храма вы видите на экране.

- По сложившейся олимпийской традиции, спортсмены перед началом

соревнований дают торжественную клятву, в которой обязуются соблюдать

правила игры и честно бороться за первенство. Предлагаю не отходить от традиций олимпийцев. Возьмите сейчас друг друга за руки, и мы произнесём клятву спортсменов.

Пусть помогает в час опасный

Вам друга верного рука,

Пусть никогда для вас не гаснет

Свет олимпийского огня.

- А теперь приступим к работе. Нам потребуются: листы ватмана, цветная бумага, ножницы, клей.  Работать необходимо аккуратно,  ножницы, если передаём кому-либо, то колечками вперёд, если режем бумагу, то не делаем резких движений. Для вас подготовлены шаблоны фигур человека.  Необходимо приклеить  этот шаблон.  Атлеты выступали в набедренных повязках, поэтому изображения человека необходимо доработать - дорисовать лицо, набедренную повязку, выбрать и приклеить соответствующий вид спортивного состязания  (учитель показывает на примере  изображения дорисованного шаблона).

  • Современные игры доказывают, что идеи олимпиад живут вечно.   К каким соревнованиям готовился  город  Сочи?  

  • А в каком году прошли Олимпийские игры в Сочи?  

-   Все граждане нашей страны рады тому, что городу Сочи   выпал счастливый шанс

стать столицей зимних Олимпийских игр 2014 года, потому что россияне очень любят зимние виды спорта. За всю историю зимних олимпийских игр было выиграно 270 медалей.

Слайд

         - В 2010 году с 13 февраля зимние Олимпийские игры пройдут в Ванкувере.

III. Завершение работ, подведение итогов.

- Победителями в игре считается тот, кто, пройдя всю Грецию, и побывав на всех спортивных состязаниях, получил призы.

Слайд

- А сегодня вы все победители!

Д/З нарисовать любимые виды спортивных состязании

multiurok.ru

Олимпийские игры и другие спортивные состязания в Древней Греции / Радио Маяк

И.РУЖЕЙНИКОВ:  У нас сегодня в гостях кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной литературы, Литературного института имени А.М.Горького Татьяна Борисовна Гвоздева. Здравствуйте, Татьяна Борисовна.

Т.ГВОЗДЕВА:  Добрый день.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Татьяна Борисовна, я очень люблю кричать, что я самый умный, вспоминаю, что я кандидат исторических наук и все такое прочее, я получил по античности, великая Маяк мне влепила «тройку». Это было очень давно. Я думаю, что она мне натянула оценку, конечно, потому что я не был достоин «тройки» по античности, тем более, сдавая экзамен. Дорогие друзья, погуглите, кто такая Маяк, легендарный человек, дай, бог, долгих лет жизни. Поэтому про Олимпийские игры античные я не знаю практически ничего. И, к счастью, мне не удастся распустить хвост и сделать вид, что я хотя бы чуть-чуть приближаюсь к вашим знаниям. Самый главный вопрос, который меня всегда волнует при рассмотрении любой исторической темы, надеюсь, и наших радиослушателей тоже, хочется в это верить. Сначала поговорим об источниках. Изучая Олимпийские и прочие спортивные состязания в античности, на какие источники мы опираемся с вами? Ну, вы, прежде всего, конечно.

Т.ГВОЗДЕВА:  Ну, если говорить об источниках, то, к сожалению, надо сказать, что об истории Олимпийских игр источников сохранилось очень и очень немного. Поэтому, конечно, у нас возникает гораздо больше вопросов, чем мы можем дать ответов на данный вопрос. И говорить об истории Олимпийских игр можно только на базе совместного изучения как литературных источников, здесь, в первую очередь, мы можем назвать греческого историка Павсания, который в своем труде «Описание Эллады» две главы посвятил истории Древней Олимпии, и благодаря которому, собственно, мы знаем программу Олимпийских игр, благодаря которому у нас сохранились фрагменты организации Олимпийских игр, сохранились многие имена олимпиоников. Кроме Павсания стоит упомянуть, конечно, Гомера, у которого об Олимпийских играх речь не идет, но у которого впервые упоминается такой вид состязания, как погребальные игры по Патроклу, которые устроил Ахилл, и они подробно описаны Гомером в «Илиаде». Это, по сути дела, у нас в греческой литературе первое описание спортивных состязаний.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Я прошу прощения, а мы сегодня строго датируем самого Гомера?

Т.ГВОЗДЕВА:  Вы знаете, если говорить о Гомере, то датировка его произведений, она у нас приблизительно дается, это конец X, начало IX века. Поэтому, если говорить о погребальных играх, то их мы тоже относим примерно к этому времени. Причем помимо упоминаемых погребальных игр по Патроклу, у Гомера упоминаются еще и более древние погребальные игры, в которых участвовал еще один герой Троянской войны старец Нестор. То есть история этих погребальных игр уходит в более давние времена. Если говорить о письменных источниках, конечно, нельзя не упомянуть великих греческих лирических поэтов, поскольку благодаря Олимпийским играм вообще возник особый жанр греческой лирики, так называемые эпиникии. Это особые оды, хвалебные гимны в честь победителей Панэллинских игр, в первую очередь, в честь победителей Олимпийских игр, они так и называются Олимпийские оды. Во вторую очередь идут Пифийские оды, это оды, посвященные победителям Пифийских игр, Немейские и Истмийские.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Я, вы знаете, так согласно  киваю головой: а, да, да, Пифийские игры, конечно.

Т.ГВОЗДЕВА:  Сейчас мы поговорим немножечко об истории этих игр. Ну, и плюс, конечно, здесь все наши греческие историки Геродот, Ксенофонт, у всех есть фрагменты из истории Олимпийских игр, греческий историк Страбон, много данных очень интересных об истории греческой атлетики мы у драматургов греческих встречаем. И многие римские авторы тоже упоминают в своих произведениях Олимпийские игры, хотя, конечно, они, в основном, описывают период эпохи эллинизма и римского времени, когда строгие правила Олимпийских игр уже немножечко начинают нарушаться. Это письменные источники. Но невозможно историю Олимпийских игр изучать без памятников материальной культуры, это, собственно, сама археология, но, к сожалению, остатки олимпийского святилища, так же, как и остатки Дельф, Истмийского святилища, Немеи, где проводились другие Панэллинские состязания. Прекрасный хорошо сохранившийся материал греческой вазописи, знаменитые панафинейские амфоры, о которых, я думаю, мы сегодня еще поговорим, рельефы, терракотовые статуэтки, нумизматика, все они являются также дополнительным источником по истории греческой атлетике и по истории Олимпийских игр.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Разумеется, не сохранилось, не могло сохраниться никаких источников личного характера, разумеется, ни писем, ничего?

Т.ГВОЗДЕВА:  Нет, конечно. Конечно, этого нет. Ну, вы знаете, здесь стоит упомянуть такой момент, что именно Олимпийским играм в большей степени повезло, потому что у нас, хоть и во фрагментарном виде, но сохранился знаменитый список олимпиоников, победителей Олимпийских игр. Многие авторы в античности составляли этот список, и большая часть этого списка у нас сохранилась, она издана, она откомментирована и благодаря этому, опять же, мы много знаем об атлетах, принимавших участие в Олимпийских играх, чего, к сожалению, у нас не сохранилось в истории Пифийских игр, Немейских, Истмийских, Панафинейских и так далее.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Ну, вот мы благополучно к ним подошли. Расскажите, пожалуйста, вообще об истории, насколько мы можем судить вообще об истории спортивных игр, это же все спортивные игры или это игры не просто спортивные? Вот игры погребальные, это состязания в чем? Вообще, как далеко все это уходит вглубь веков?

Т.ГВОЗДЕВА:  Ну, если мы уж упомянули сначала о погребальных играх, то здесь надо сказать, что погребальные игры, в первую очередь, являются свидетельством так называемой военной атлетики. В погребальных играх, в первую очередь состязались кто? Воины, чтобы почтить павшего воина. Поэтому те состязания, которые нам упоминает Гомер, это состязания колесниц, это борьба, это кулачный бой, это метания различные. Это, в основном, перед нами проходит система подготовки греческого воина. Что касается Олимпийских игр и последующих за ним Панэллинских состязаний, то здесь мы можем говорить уже о так называемой спортивной атлетике. Но сразу надо упомянуть о такой важной вещи, что и Олимпийские игры, Пифийские и, в общем, все так называемые игры панэллинского типа возникали, в первую очередь, как дополнение к религиозному празднику. То есть, в первую очередь, в Олимпии у нас имел место праздник в честь Зевса Олимпийского, религиозный праздник в честь Зевса Олимпийского. И, в сущности, история Олимпии, она начинается не с Олимпийских игр, а как история олимпийского святилища, прославившегося своим знаменитым олимпийским оракулом. Во многом это и создало основу, для того чтобы праздник в честь Зевса Олимпийского приобрел панэллинский, то есть общегреческий характер. То же самое мы с вами потом можем проследить и на базе Пифийских игр, которые были основаны в Дельфах своей знаменитой Пифии, и в играх Немейских, Истмийских и некоторых других игр, которые претендовали на панэллинское значение, но так, к сожалению, его и не получили. И в структуру каждого праздника входит, в первую очередь, так называемая сакральная часть, то есть это торжественное шествие всех жителей города, это жертвоприношение, это молитвы, это дары и к этой сакральной части постепенно присоединяется так называемая спортивная, или агональная часть.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Не заслоняя ее, разумеется. 

Т.ГВОЗДЕВА:  Сначала нет. Агональная часть это только добавление к религиозной части праздника. Поэтому Олимпийские игры это, в первую очередь, был праздник религиозный в честь Зевса Олимпийского, в котором были спортивные состязания. Но, другое дело, что эти спортивные состязания где-то на рубеже VIII-VII веков до нашей эры постепенно приобретают общегреческое значение, становятся все более и более популярными и постепенно превращаются в главный спортивный праздник всей древней Эллады.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Я не спортивный вопрос задам. Я проведу, может быть, совершенно неуместную параллель, ну, а, может, и уместную. Наследники Рима, одновременно наследники Греции и Рима, это Константинополь, там Олимпийских игр как таковых не было. Там были состязания на колесницах. Там на протяжении, ну, по-моему, как минимум, трехсот лет весь Константинополь болел этим. Причем вплоть до того, что болельщики один раз даже чуть революцию не устроили, это же страшно было. То есть они оказывали серьезнейшее влияние на всю политическую жизнь Византии. В течение всего существования ипподрома константиновского и после даже, когда проводились забеги не только там, духовенство, в общем, всегда возмущалось, что изначально, как тоже религиозное соревнование спортивное, что спортивный дух заслонил то самое религиозное начало, и, в общем, дело это не богоугодное, радоваться, то есть курить фимиам в честь победителя спортивных соревнований. Духовенство было сильно недовольно этим. Ну, поскольку духовенство практически при всех императорах знало свое место, игры всегда проводились. Мы можем сделать идиотский абсолютно вывод, что в то время, когда Олимпийские игры становятся главным зрелищем Древней Греции, народ стал менее религиозен?

Т.ГВОЗДЕВА:  Ни в коем случае. Как я уже сказала, Олимпийские игры были посвящены Зевсу Олимпийскому.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Ну, изначально, да.

Т.ГВОЗДЕВА:  Что значит, изначально. Они всегда, в истории всей их существования, а Олимпийские игры античности существовали 12 веков до момента их прекращения. Причем, даже после официального указа Феодосия I, потом Феодосия II они еще продолжали существовать, потому что так просто вычеркнуть из жизни 12-вековую традицию было невозможно. Есть данные, что они еще потихонечку проводились. Всегда они проводились, в первую очередь, как праздник в честь Зевса Олимпийского. И вот эта религиозная составляющая Олимпийских игр, она прослеживается, как в клятве, которую атлеты, тренеры их, судьи давали в первый день состязаний, потому что клялись они Зевсу, что они будут соблюдать все правила Олимпийских игр. И почему такие жесткие наказания олимпионикам, которые нарушили эти правила, потому что, в первую очередь, они нарушили правила, которые установил сам Зевс.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Сакральные правила. 

Т.ГВОЗДЕВА:  Награда Олимпийских игр самый важный момент, потому что именно на Олимпийских играх появляется особый вид награды. Вот мы упомянули погребальные игры Гомера, на погребальных играх, которые описывает Гомер, мы видим награды, которые, так скажем, имеют определенную стоимость, это рабыни, это быки, это ценные расписные амфоры. На Олимпийских играх появился совершенно новый тип наград, это знаменитый священный венок, это так называемая почетная награда. Почетная награда, венок. Из чего? Из ветвей маслины. Почему маслины, потому что маслина считалась священным деревом Зевса. И тут же традиции…

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Не лавр, именно маслина?

Т.ГВОЗДЕВА:  Нет, лавр это Пифийские игры. Вот я как раз хотела сказать, что эту же традицию мы с вами видим на других играх панэллинского характера. На Пифийских играх венок у нас из лавра, потому что лавр считался священным деревом Аполлона, на Истмийских играх, которые в честь Посейдона проводились, сосновый венок, сосна священное дерево Посейдона, а Немейские игры в честь тоже Зевса Немейского, там сначала тоже пытались венок из маслины вручать, но потом после греко-персидских войн заменили его на венок из сельдерея в честь в память погибших греческих воинов, потому что сельдерей считался растением скорби. Вот эта вот система почетных наград, награды божественные, они от бога, они из ветвей священного растения божества, в честь которого и проводятся данные состязания. Которые, еще раз повторяю, всегда были составной частью религиозного праздника.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Потрясающе. Я, вы знаете, абсолютно не историческая параллель, сельдерей у древних греков это растение скорби. Вы в традиционной египетской кухне не найдете петрушки в традиционной, ну, то, что осталось, потому что для египтян, ну, египтян после арабов уже, то есть не древних египтян, петрушка это растение скорби. А мы вот все это тут потребляем.  Подождите, а откуда же тогда вот в нашей традиции XXI век, то есть и XVIII, и XIX, и XX, и XXI обязательно венок из лавра. Возложить лавровый венок. Ну, даже идиоматическое выражение, почему остался лавр не у историков, а литераторов?

Т.ГВОЗДЕВА:  Ну, лавровый венок появляется, как и в Греции, и в Риме еще немножечко в другом значении. Не только, как пифионику, победителю Пифийских игр, но и как венок, которым награждали наиболее уважаемого гражданина своего полиса. Это награда гражданину за особые заслуги, который, например, на свои средства во время войны построил корабль или после, например, греко-персидских Пелопоннесских войн на свои средства помогал возводить крепостные цены, разрушенные после персидского завоевания. То есть это знак почета. Вот отсюда эта традиция и сохранилась. Но награда Олимпийских игр это всегда был венок из маслины. Я еще хотела продолжить, вот мы говорим о сакральном значении Олимпийских и прочих Панэллинских игр, здесь надо обязательно еще упомянуть очень важную вещь, о которой, кстати, поскольку сейчас у нас проходит бразильская Олимпиада в Рио-де-Жанейро, очень часто вспоминают комментаторы, это знаменитый обычай священного перемирия. Обычай священного перемирия, который тоже впервые у нас появляется только на Олимпийских играх, так называемый обычай экехерия он назывался, который превращал на время проведения Олимпийских игр и Олимпию, и всю область Элиды, где, собственно, проводились Олимпийские игры, в так называемую священную зону мира. Причем не только на несколько дней Олимпийских игр, потому что сами Олимпийские игры, ну, вот для V века, у нас есть точные данные, Олимпийские игры в V веке, они пять дней всего занимали. Первый день это вот было торжественное открытие Олимпийских игр, когда спортсмены клялись, когда они приносили жертвы. Второй день это были состязания в группе взрослых атлетов, или как их называли мужчины, взрослые мужчины. Третий день это состязание в группе мальчиков, юных атлетов, четвертый день отводился только на конные состязания, и пятый день это торжественное закрытие Олимпийских игр. Поэтому священное перемирие оно не пять дней эти охватывало, оно охватывало гораздо больше времени. Оно охватывало от двух, а иногда даже, некоторые предполагают, даже трех месяцев. Потому что священное перемирие начиналось с того момента, когда в Элиде особая комиссия устанавливала начало очередных Олимпийских игр.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Исходя из чего?

Т.ГВОЗДЕВА:  Сейчас скажу. Как в современных Олимпийских играх не было точного времени, когда проводились Олимпийские игры. И такой отправной точкой было первое полнолуние после летнего солнцестояния. Поэтому комиссия астрономов…

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Скажите, а Пасха, она никак, это же формула Пасхи?

Т.ГВОЗДЕВА:  Вы знаете, дело в том, что в каждом греческом полисе был свой календарь. Вот по календарю Элиды Олимпийские игры обычно падали…

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Ну, Луна-то одна и та же.

Т.ГВОЗДЕВА:  На два месяца или Парфений, или Аполлоний. И если переводить на наш календарь, это где-то июль-август, вот так примерно попадали Олимпийские игры. Был очень красивый ритуал. Три старца с ветвями маслины, символ мира, торжественно выходили за границы Олимпии и, якобы, оповещали весь греческий мир о том, что начинаются Олимпийские игры, и оповещали их о дате точной начала Олимпийских игр. Ну, конечно, как вы понимаете, три старца не могли обойти всю Грецию, посылались, конечно, особые послы, это был просто очень красивый ритуал. Вот с этого момента, как объявлялось о начале Олимпийских игр, и как спортсмены съезжались в Олимпию, и начинается священное перемирие.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  У меня есть пара вопросов как раз по перемирию, и вообще пара десятков, наверное, вопросов по античным Олимпийским играм. Говорим о древней-древней истории, которая находится, на самом деле, очень близко к нам. Вот нам кажется, что 3 тысячи лет назад это было так давно, что уже ничего, но посмотрите на книжные полки, вот Гомер стоит, значит, все это есть. Был такой смешной человек в свое время, который взял литературное произведение и сказал: «Сверяясь с этим литературным произведением, я откопаю Трою». И ему это удалось. Почитайте про историю Генриха Шлимана. То есть все это очень близко. У меня рядом с деревней, где живет моя, сейчас проводит время дочка, у меня там копают древнеримское поселение, ну, правда, уже нашего века. То есть это все рядом. Олимпийские игры, которые проходят сейчас, которые были возрождены в начале XX века удивительным человеком Пьером де Кубертеном, но, тем не менее, все это очень близко. Вопрос, зачем нужно было перемирие?

Т.ГВОЗДЕВА:  Вы знаете, мы несколько раз упоминали термин Панэллинские игры, можно я два слова об этом скажу? 

И.РУЖЕЙНИКОВ:  И даже больше.

Т.ГВОЗДЕВА:  Как раз это связано с темой священного перемирия, чтобы нашим слушателям было понятно. Все греческие праздники мы условно по их организации можем разделить на две группы, так называемые местные и панэллинские, или общегреческие праздники. Местные праздники проводились в отдельном полисе, чаще всего в них участвовали только граждане этого полиса, и чаще всего они проводились каждый год, носили такой локальный местный характер. Что касается Панэллинских праздников, начало которым, собственно, и положили Олимпийские игры.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Это первые Панэллинские игры, да?

Т.ГВОЗДЕВА:  Да, Олимпийские игры это первые Панэллинские игры. Собственно, по их принципу были организованы и другие Панэллинские игры. То это состязание, которое, как правило, проводится через несколько лет, как через 4 года, это Олимпийские и Пифийские игры, или, например, через 2 года Немейские и Истмийские.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  В любом случае, цикличность.

Т.ГВОЗДЕВА:  Да, это некий цикл должен пройти. И эти игры открыты для всех граждан, я еще подчеркиваю, именно граждан греческих. Любой греческий гражданин допускался до участия в спортивной части данных праздников. И на время проведения этих праздников распространялся обычай священного перемирия. Вот этот обычай впервые у нас появился на Олимпийских играх, и обычай этот приписывается в мифологической традиции греческому герою Гераклу, а историческая традиция приписывает установление экехерии царю Элиды Ифиту, с именем которого у нас, собственно, и связана история основания Олимпийских игр. Поэтому на время проведения Олимпийских игр, еще раз подчеркиваю, не только на дни спортивных состязаний, которые, как я уже сказала, занимали пять дней, но и на время, когда спортсмены съезжались в Олимпию, плюс, собравшись в Олимпии, они еще в течение месяца должны были тренироваться. Это так называемый отборочный турнир, который сейчас проводится внутри каждой страны, после чего каждая федерация решает, кого из спортсменов она отправит на Олимпийские игры. В античности было совсем по-другому. Любой желающий мог принять участие в Олимпийских играх, для этого надо было вовремя приехать в Олимпию, целый месяц тренироваться под наблюдением судей олимпийских, и вот эти судьи смотрели, насколько физическая подготовка спортсмена соответствует уровню Олимпийских игр. И, кстати, в клятве олимпийской, когда атлеты клялись, они должны были принести клятву в том, что они будут соблюдать правила Олимпийских игр, и что в течение вот этого 4-летнего цикла они все время постоянно, усиленно тренировались, что уровень их подготовки действительно соответствует высокому званию олимпионика. Потому что олимпионик, как мы уже с вами выяснили, награждался священным венком из ветвей маслины, священного дерева Зевса. На него как бы переходило покровительство Зевса, он становился приближен к богам, и вот это покровительство божественное он переносил на свой родной город. Поэтому значение олимпиоников, ну, вот, знаете, как национальный герой.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Это герой. То есть в античном смысле это живой герой, не мифологический, а живой герой, да?

Т.ГВОЗДЕВА:  Даже более можно сказать, что многие олимпионики подражали мифологическим героям, и здесь, конечно, образцом был Геракл. И поскольку он у нас был не только в мифах известный воин, но и известный атлет, он участвовал практически во всех видах спорта, во всех выходил победителем, и многие олимпионики подражали и в одежде ему, например, знаменитый Милон Кротонский, самый, пожалуй, известный греческий борец, во время военных действий в своем родном городе, он появился во главе местного ополчения…

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Со шкурой?

Т.ГВОЗДЕВА:  С олимпийским венком на голове, в львиной шкуре и с дубиной. Вот в таком виде он возглавил ополчение своего полиса. И, как говорят древние авторы, в большей степени именно этим, чем своими атлетическими победами, вызвал восторги у своих сограждан. 

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Для вас это абсолютно естественно, но вы, я прошу прощения, не сделали упор на то, что они получали венок и все. Они не получали денег за это. Или как? Или чествование героя на родине подразумевало какие-то материальные? Мы же из XXI века смотрим, понимаете, и такой идиотский вопрос рождается.

Т.ГВОЗДЕВА:  Да, как я уже сказала, олимпийский венок, так же, как и венки на всех других панэллинских играх, носили только почетный характер. Но это была та награда, которая стоила гораздо больше, чем любые ценные амфоры, чем любые быки, чем любые треножники и так далее. Олимпионик, возвращаясь в свой родной город, ну, во-первых, ему родной город устраивал невероятную встречу, которую едва ли вообще можно сравнить с тем, что мы сейчас видим, с ажиотажем, то есть практически все жители города встречали своего олимпионика, устраивали торжественные празднества. Ну, самый знаменитый случай, это когда в одном из городов, для того чтобы олимпионик мог въехать в городские ворота на колеснице, что было запрещено, разобрали часть стены, часть городской стены, то есть как бы подчеркнув этим, что, если в наших рядах есть олимпионик, то мы не боимся врагов, поэтому можем даже сделать такой смелый шаг.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Это о многом говорит.

Т.ГВОЗДЕВА:  Когда олимпионик приезжал в свой родной город, первым делом он отправлялся в храм местного бога, бога-покровителя этого города…

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Воскурить, так сказать, фимиам.

Т.ГВОЗДЕВА:  И посвящал ему свой олимпийский венок. А вот после этого начинались празднества. В честь олимпионика устраивались пиршества, праздничные процессии, его в прямом смысле слова носили на руках. Что касается материальных ценностей. Вот здесь уже каждый полис решал, как наградить в материальном плане своего олимпионика. Нам известны такие виды наград, как, например, право общественного питания пожизненное, закрепленное за этим олимпиоником. Или, например, в Афинах мы знаем, что олимпионик получал почетное право сидеть в первом ряду в театре Диониса. Известны случаи, когда олимпионикам устанавливали в их родном полисе статую при жизни, что, в общем, тоже о многом говорит, потому что статуи устанавливали только богам и мифологическим героям. Дальше мы знаем случаи, когда олимпиоников хоронили на общественный счет, это тоже считалось одним из величайших знаков уважения к своему олимпионику. Были случаи, когда в честь олимпионика выстраивались некие спортивные объекты, то есть эту традицию мы видим и по сей день.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Ну, это нормально, да.

Т.ГВОЗДЕВА:  Но впервые она появилась тоже благодаря Олимпийским играм, и об этом тот же Павсаний говорит, как об уникальном явлении, когда в честь знаменитого бегуна Ладаса был выстроен стадион, который получил его имя. Для борца Стратона выстроили специальную галерею палестру, где он мог ежедневно состязаться, чтобы совершенствовать свою физическую форму и завоевывать новые олимпийские венки.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Я же говорю, античность это очень близко.

Т.ГВОЗДЕВА:  Ну, плюс были и денежные вознаграждения. Мы знаем, что многие полисы и в денежном плане поощряли. Но вы знаете, все-таки вот эти почетные формы в знак уважения…

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Это было важнее.

Т.ГВОЗДЕВА:  Да, это было гораздо важнее. Кроме этого, в самой Олимпии олимпионик получал некие привилегии. В день, когда объявлялось о его победе, а здесь тоже можно интересную параллель с современными Олимпийскими играми провести, потому что в античности олимпионика сразу никогда не награждали в тот день, когда он одерживал победу. Ему просто судьи вручали веточку маслины, как знак того, что он победил, а торжественное награждение состоялось в последний день закрытия Олимпийских игр, когда собирались все атлеты, тренеры, толпа зрителей, и все перед храмом Зевса Олимпийского торжественно провозглашали имена всех олимпийских победителей. Причем была особая формула, сначала имя самого победителя, потом обязательно имя его отца, таким образом, прославлялся не только герой, но и его род, а потом обязательно полис, город, родина победителя, потому что это было очень важно. Именно в этом полисе есть такой великий герой, который вот снискал славу, как среди людей, так и покровительство среди богов. И олимпионик мог устроить в Олимпии пир, например, для своих фанатов, для своих болельщиков, но, если, конечно, его средства это позволяли. У него было право, но насколько финансово он мог этим правом воспользоваться, это уже другой вопрос.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Но право было, это важно.

Т.ГВОЗДЕВА:  Право было. Это в Олимпии. И, кроме того, не сразу, правда, но с течением времени олимпионики получили право установить статую. Вот эта знаменитая так называемая «аллея славы» в Олимпии священной оливковой рощи Зевса, она вот дала нам как раз очень много материала по истории Олимпийских игр. Ну, к сожалению, сами статуи до нас не дошли, но Павсаний описал в своем труде эти статуи. Статуи эти не являлись, собственно, портретной статуей олимпионика. Это была статуя атлета в том или ином виде спорта, в котором сам олимпионик победил. То есть, ну, борец мог установить статую борца, бегун статую бегуна.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  И написать.

Т.ГВОЗДЕВА:  Но, да, совершенно верно, на базе этой статуи была надпись, опять же, имя олимпионика, имя его отца, откуда он родом, на какой Олимпиаде, в каком виде спорта он победил.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  В каком году.

Т.ГВОЗДЕВА:  Ну, иногда еще, может быть, какие-то дополнения. Вот эти вот как раз надписи на базе статуи у нас сохранились в «Описании Эллады» Павсания и являются просто бесценной информацией для истории Олимпийских игр. Но другое дело, понимаете, опять же, статую он получил право установить…

И.РУЖЕЙНИКОВ:  За свои средства.

Т.ГВОЗДЕВА:  Но финансово мог он это сделать или нет, это, опять же, все зависело от финансовых возможностей. Поэтому у нас много случаев мы знаем, когда статую, например, устанавливал сын или иногда внук олимпионика. То есть, когда появлялась, наконец, эта возможность право это сохранялось за родом. Или мы знаем случаи, когда восторженные почитатели таланта граждане скидывались и своему атлету устанавливали статую в Олимпии.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Что справедливо абсолютно.

Т.ГВОЗДЕВА:  Вот она великая «аллея славы». Но, если говорить об этой «аллее славы», то, конечно, надо обязательно два слова сказать и о другом совершенно потрясающем явлении. Помимо «аллеи славы» в Олимпии появляется и «аллея позора», в которой навсегда в истории у нас остались имена тех спортсменов, которые нарушили правила Олимпийских игр.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Нарушили клятву Зевсу, нарушили правила.

Т.ГВОЗДЕВА:  То есть они нарушили клятву, которую приносили  ни много, ни мало самому Зевсу. Но справедливости ради надо сказать, что за 12 веков истории Олимпийских игр таких случаев можно пересчитать у нас по пальцам рук. И, по большей части, это происходило на Олимпийских играх в эпоху эллинизма, римского времени, то есть, когда вот эти строгие правила уже начинают меняться.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Когда это были уже совсем спортивные соревнования.

Т.ГВОЗДЕВА:  В общем, да, это уже были немножечко другие Олимпийские игры. И, конечно, в основном, эти нарушения правил были связаны либо с подкупом противника, то есть так называемые «договорные матчи», они тогда уже были, либо с подкупом судей.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Тоже хорошо.

Т.ГВОЗДЕВА:  Еще раз повторюсь, этих случаев было очень мало, они были единичные, я подчеркиваю.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Именно поэтому был вот такой позор на веки веков.

Т.ГВОЗДЕВА:  Да. И на таких проштрафившихся атлетов накладывали очень большой штраф в пользу Зевса Олимпийского. Они нарушили правила Зевса Олимпийского, в пользу Зевса Олимпийского они должны были принести большой штраф. На эти деньги штрафные выстраивались позорища и статуи, на цоколе которых подробно рассказывалось о том, как олимпионик нарушил игры.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Приятно, когда собеседник срывает твои вопросы с языка. У меня два вопроса было. Ну, так получилось, ну, чисто исторически, я в течение 50 лет, я очень люблю женщин, ну, так вот, и мать свою люблю, и жен своих любил, дочерей своих люблю, у меня их куча целая. Два вопроса главных. Допускались ли женщины на трибуны стадиумов, и участвовали ли женщины открыто? Ну, потому что про закрыто я знаю, ну, то есть, есть легенды, а вот открыто в Олимпийских играх?

Т.ГВОЗДЕВА:  Спасибо. Вы знаете, эти два вопроса, они, в сущности, связаны друг с другом. Если говорить о женщинах на Олимпийских играх, в прямом смысле слова, под страхом смертной казни женщины на Олимпийские игры не допускались не только, как участницы, но и как зрительницы. Им было запрещено участвовать в праздниках Зевса.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Потому что сакральный характер.

Т.ГВОЗДЕВА:  И действительно такие случаи наказывались очень жестоко. Мы знаем только один-единственный случай, когда некая барышня по имени Каллипатера, переодевшись мужчиной, тайно пробралась на трибуны, чтобы поболеть за своего сына. Когда ее сын победил, она так громко и бурно выражала свои восторги, что была обнаружена. И закончилось бы все печально, если бы не одно «но», она принадлежала к роду знаменитой спортивной династии Диагоридов с Родосса, основателем которой был знаменитый олимпионик Диагор с Родоса, неоднократный победитель, как Олимпийских, так и всех Панэллинских игр, три его сына так же являлись неоднократно олимпиониками, и даже внуки при жизни стали победителями Олимпийских игр. Вот только благодаря этой славной традиции ее простили и оставили в живых. Вот это единственный случай. Но это мы говорим про Олимпийские игры в архаический классический период, когда все строгие правила Олимпийских игр сохраняются.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  А вот позже?

Т.ГВОЗДЕВА:  А вот, начиная с эпохи эллинизма, правила постепенно начинают нарушаться, и первой нарушительницей спокойствия была легендарная спартанка по имени Киниска, дочь спартанского царя, которая не только приняла участие в Олимпийских играх, но и победила. Ее статуя тоже была установлена в Олимпии. Но победила она, в каком виде состязаний? Она победила в состязании самом почетном, самом дорогостоящем, состязании колесниц, запряженных четверкой лошадей, в котором она являлась только владелицей колесницы, она не являлась возницей. Возницей, как правило…

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Вот я хотел спросить как раз, на самом деле, кто был олимпиоником, всегда владелец?

Т.ГВОЗДЕВА:  Владелец колесницы, всегда владелец. Это касается не только женщин, но и мужчин. Ну, владелец как-то договаривался со своим возницей, видимо, какое-то вознаграждение было.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Но статуя владелец.

Т.ГВОЗДЕВА:  Статуя только владельцу. Поэтому вот она статуя Киниски, о ней многие пишут. Но вот после Киниски нам известно еще несколько случаев не только на Олимпийских, но и на других состязаниях, но, в основном, тоже, как владелицы колесниц. Хотя были и дамы, это тоже относится, в основном, к эпохе эллинизма, которые, например, на Пифийских играх, мы знаем некую бегунью Трефиду, которая состязалась вместе с мужчинами, правда, в категории мальчиков и побеждала. Известны и женщины, которые принимали участие в музыкальных состязаниях на Пифийских играх, тоже являлись победительницами. Но чаще всего это действительно были только владельцы колесниц, и, как правило, из очень знатных и богатых родов, потому что содержание даже одной лошади было очень дорогим удовольствием, а уж содержание нескольких лошадей. Причем участник мог выставить несколько колесниц, потому что разные были забеги, были состязания четверки колесниц, состязания двойки колесниц, были конные скачки, очень много было конных состязаний, которые давали возможность людям богатым, состоятельным взять в одну Олимпиаду сразу несколько призов. Самый известный случай это афинский аристократ Алкивиад, который выставил аж семь колесниц, ну, это совершенно невероятный признак богатства, тремя из них победил в разных забегах, после чего устроил такой пир в Олимпии, о котором с восторгом пишут многие авторы. Это, как говорится, пир был на весь мир.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Куча вопросов осталась и о профессиональных спортсменах, и насколько мог попасть на Олимпийские игры не свободный, скажем так, не гражданин, не обладающий правами раб. Дорогие друзья, задача программы «Кафедра», научно-популярного журнала не рассказать о событии, явлении и человеке в течение часа, все это невозможно, а просто вас заинтересовать. Спасибо вам огромное. Татьяна Борисовна, приходите к нам еще, поговорим.

Т.ГВОЗДЕВА:  Обязательно. Спасибо всем за внимание.

И.РУЖЕЙНИКОВ:  Всего доброго.

radiomayak.ru

Спортивные состязания. Спортивные игры в Древней Греции

Класс_________

Урок № 7

Дата__________

Тема: Спортивные состязания. Спортивные игры в Древней Греции

Тип урока: урок коллективного творчества

Цель урока:

Расширить представление о зарождении и развитии олимпиадного движения,                            

о  проведении спортивных игр в Древней Греции.

Задачи урока:

  •  Совершенствовать изобразительный навык, глазомер, делать отбор содержания  по поставленной задаче для группы;

  • Развивать творчество, композиционное мышление, учить компоновать изображение на листе бумаги (аппликация, конструирование, моделирование), прививать навык аккуратной работы с бумагой в технике аппликации и в конструировании

- Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества, развивать навык работы в коллективе .

Оборудование: 

для учителя – презентация по теме урока, рисунки с изображением богов Древней Греции, макет факела, язычки пламени из цветной бумаги,

     для обучающихся – ватман, цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны фигур человека, изображающих разные виды древних спортивных игр, фломастеры.

Музыкальный ряд: запись  греческих инструментальных мелодий, «Сиртаки».

Оформление класса: столы расставлены для трёх групп, на доске изображение богов, заготовки  для панно.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд (Слайд с картой Греции)

Учитель                                                           

На высочайшей в Греции горе

Олимп,

Что стала с этих пор священной,

              Огонь от солнечных лучей возник,

Став символом игр необыкновенных.

И лучшие Эллады той сыны,

В спортивных подвигах найдя  бессмертье,

Слайд

Тот факел олимпийский пронесли

К нам через страны и тысячелетия!

Слайд

- Начинается наш путь по Древней Греции-Элладе.  Наш урок посвящен спортивным

играм, которые  проводились, начиная

с 776 года до н.э.  

В год игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: "Все - в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги

безопасны! Да победят сильнейшие!

-Сегодня мы познакомимся в честь кого,

и какие игры устраивали доблестные сыны Эллады.

Слайд

Основоположником олимпийских игр,

согласно мифологии, был – Зевс.  Это была  грозная карающая сила      - Зевс являлся  покровителем  человечества, помощником  воинов. Он давал  людям законы, следил

 за соблюдением клятв.

Олимпийские игры  проходили каждые 4 года в Олимпии (в поселении у подножия

горы Олимп). Греческие атлеты и их наставники съезжались в Олимпию,  

в разгар лета.

 Сами игры длились пять дней:

Слайд

1 день - участники игр перед

алтарём Зевса приносили клятву  в соблюдении всех правил состязаний,

производили жертвоприношение 2-х огромных быков;

Слайд

В 2 и 3дни – состязались в силе и ловкости борцы, бегуны, метатели  копий и дисков, кулачные бойцы,   прыгуны.

Слайд

                4день – проходили конные  состязания;

Слайд

5день был посвящён торжественной церемонии вручения победителям венка  славы из оливковых ветвей.

Слайд

Раз в два года в Немейской долине проходили состязания - Немейские игры. 

По преданию, Немейские игры проводились в честь победы  Геракла  над ужасным немейским львом.

В программу  игр входили  состязания в  беге, борьбе и

конном спорте (на экране  изображения и названия игр).

Слайд

 Пифийские игры проходили недалеко от города Пифы и были посвящены Аполлону, убившему здесь  чудовищного змея. Вначале Пифийские  игры включали  в себя только музыкальные соревнования - исполнение гимнов в честь Аполлона  в сопровождении музыкального

инструмента - кифары.    

Слайд

- Позже были добавлены атлетические     соревнования и гонки на колесницах.

2. Объяснение задания:

- Каждый житель Древней Греции  желал быть похожим на бессмертных богов, стремился стать совершенным.

- Сегодня на уроке мы разделились по группам, для того чтобы рассказать о самых крупных играх в Древней Греции.

Слайд

Это: - Немейские игры        

 (ватман лежит на столе)

- Пифийские игры        

(ватман лежит на столе)

- Олимпийские игры  

 (ватман лежит на столе)

- Переверните ватман

- Для этого   мы выполним панно, на котором  и отобразим спортивные состязания и  храм,  возле которого проходят эти состязания. На листе ватмана он показан в виде схемы.    Изображение храма вы видите на экране.

- По сложившейся олимпийской традиции, спортсмены перед началом

соревнований дают торжественную клятву, в которой обязуются соблюдать

правила игры и честно бороться за первенство. Предлагаю не отходить от традиций олимпийцев. Возьмите сейчас друг друга за руки, и мы произнесём клятву спортсменов.

Пусть помогает в час опасный

Вам друга верного рука,

Пусть никогда для вас не гаснет

Свет олимпийского огня.

- А теперь приступим к работе. Нам потребуются: листы ватмана, цветная бумага, ножницы, клей.  Работать необходимо аккуратно,  ножницы, если передаём кому-либо, то колечками вперёд, если режем бумагу, то не делаем резких движений. Для вас подготовлены шаблоны фигур человека.  Необходимо приклеить  этот шаблон.  Атлеты выступали в набедренных повязках, поэтому изображения человека необходимо доработать - дорисовать лицо, набедренную повязку, выбрать и приклеить соответствующий вид спортивного состязания  (учитель показывает на примере  изображения дорисованного шаблона).

  • Современные игры доказывают, что идеи олимпиад живут вечно.   К каким соревнованиям готовился  город  Сочи?  

  • А в каком году прошли Олимпийские игры в Сочи?  

-   Все граждане нашей страны рады тому, что городу Сочи   выпал счастливый шанс

стать столицей зимних Олимпийских игр 2014 года, потому что россияне очень любят зимние виды спорта. За всю историю зимних олимпийских игр было выиграно 270 медалей.

Слайд

         - В 2010 году с 13 февраля зимние Олимпийские игры пройдут в Ванкувере.

III. Завершение работ, подведение итогов.

- Победителями в игре считается тот, кто, пройдя всю Грецию, и побывав на всех спортивных состязаниях, получил призы.

Слайд

- А сегодня вы все победители!

Д/З нарисовать любимые виды спортивных состязании

multiurok.ru

Олимпийские игры Древней Греции представляли собой религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии. Сведения о происхождении игр утеряны, но

Олимпийские игры Древней Греции представляли собой религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии. Сведения о происхождении игр утеряны, но сохранилось несколько мифов, описывающих это событие.Занятия спортом и спортивные соревнования начались уже в этом древнем периоде. Победителей на соревнованиях почитали как героев на войне. Первое документально подтверждённое празднование относится к 776 году до н.э. они были учреждены Гераклом, хотя известно, что игры проводились и раньше. На время проведения игр объявлялось священное перемирие , в это время нельзя было вести войну, хотя это неоднократно нарушалось. Олимпийские игры существенно потеряли своё значение с приходом римлян. После того, как христианство стало официальной религией, игры стали рассматриваться как проявление язычества, и в 394 н.э. они были запрещены императором Феодосием I.Древние греки были большими любителями всяких массовых зрелищ. Начиная с 1252 года до нашей эры, они устраивали их в дни празднеств. Простейшей спортивной забавой на этих торжествах были соревнования скороходов. Они чередовались с соревнованиями поэтов и певцов. В таком примерно объеме зрелища устраивались вплоть до 776 года до нашей эры и послужили своеобразной подготовкой олимпийских спортивных игр.

В древней Греции соревнования атлетов составляли часть религиозных обрядов.

Название олимпийским играм дала местность Олимпия (область Греции). По мифическим преданиям, основателем олимпиад был Геракл, а возобновили их царь Элиды Ифит и законодатель Спарты Ликург. Промежуток между двумя очередными играми составлял четыре года, или олимпиаду.

Первой олимпиадой официально считается олимпиада, проведенная 1 июля 776 года до нашей эры. Она состоялась в роще на берегу речки Анфея. Одна из гор этой местности до сих пор называется Олимпом.

В программе этой олимпиады, состоявшейся 2742 года назад, был один-единственный вид соревнований — соревнования по бегу. Дистанция бега (дромоса) составляла один малый стадий — приблизительно 185 метров.

На старт выходили четыре атлета и по сигналу начинали бег. Победитель выходил в финал. В следующем забеге опять определялся финалист. И так несколько раз. Потом проводились состязания финалистов. Победителем первой олимпиады был спартанец Коройб. Его имя записано на мраморной доске.

Условия олимпиад были нелегкими. Будущий участник игр должен был посвятить напряженным тренировкам не меньше года. Исключение делалось, по свидетельству древнегреческого историка Геродота, для «атлетов, известных всему миру», или для победителей прошлой олимпиады.

В соревнованиях могли участвовать только свободные граждане, «чистокровные» эллины. Рабы к играм не допускались..Все расходы, связанные с подготовкой к играм, пребыванием в Олимпии, включая обязательное участие в жертвоприношениях и других церемониях, брали на себя либо сами атлеты, либо город, который он представлял. У бедняков, у простого народа не было ни средств, ни возможностей готовиться к общегреческим состязаниям в Олимпии. Простой народ древней Греции в лучшем случае был зрителем великолепных олимпийских празднеств.

Женщины не имели права смотреть игры (кроме жрицы Деметры). Они должны были приходить только на первую часть олимпийских праздников, состоявшую из религиозных обрядов.

До 472 года состязания проходили в один день, а затем были распределены на все дни праздника. На это время прекращались все войны и междуусобицы. Перемирие объявлялось особыми гарольдами на всей территории Эллады. Поэтому и до наших дней с понятием олимпиады связаны идеи мира и дружбы между народами.

Перед началом соревнований надо было доказать элла-доникам (судьям), что спортсмен,— свободный гражданин и что против него ни у кого нет никаких обвинений. Если все проходило гладко, спортсмен допускался к соревнованиям. После жеребьевки гарольд во всеуслышание объявлял имя и страну спортсмена, выходящего на состязания.

Наградой победителю служил венок из дикой оливы, по преданию, посаженной самим Гераклом. Победителя — олимпиады — ставили на бронзовый треножник и давали ему в руки пальмовые ветви. А за то, что спортсмен прославлял свое государство, ему предоставлялись всякие льготы и привилегии. Имя спортсмена могли увековечить, установив его статую. Когда он возвращался домой, ему устраивали торжественную встречу, сочиняли в его честь песни и награждали. В Афинах победитель олимпиады имел право жить на казенный счет.

Постепенно программа олимпиады усложнялась.

По желанию участников проводился интереснейший и наитруднейший бег — апобатай. Атлет соревновался в скорости с конем. Известны два случая, когда победителем выходил человек.

В программу игр вошел бег с горящими факелами, бег на увеличенную (предельную) дистанцию — 24 больших стадия (это немного больше 23 километров), кулачные поединки, борьба, бег мальчиков на 120 метров и бег девочек на 60 метров. Таким образом, на олимпиадах постепенно складывалось многоборье.

Эволюция программы игр в Олимпии:

Дромос (бег на 1 стадий-192,27м)

— 1-я Олимпиада (776 до н. э.)

Диаулос (двойной бег)

— 14-я Олимпиада (724)

Долихос (долгий бег)

— 15-я Олимпиада (720)

Борьба

— 18-я Олимпиада (708)

Пентатлон (пятиборье)

— 18-я Олимпиада (708)

Кулачный бой

— 23-я Олимпиада (688)

Гонки квадриг (колсница)

— 25-я Олимпиада (680)

Панкратий (борьба с кулачным боем)

— 33-я Олимпиада (648)

Скачки верховых

— 33-я Олимпиада (648)

Дромос (эфебы-юноши 18-20 лет)

— 37-я Олимпиада (632)

Борьба (эфебы)

— 37-я Олимпиада (632)

Пентатлон (эфебы)

— 38-я Олимпиада (628)

Кулачный бой (эфебы)

— 41-я Олимпиада (616)

Гоплитодром (бег с оружием)

— 65-я Олимпиада (520)

Гонки колесниц с парой коней

— 93-я Олимпиада (408)

Конкурс глашатаев и трубачей

— 96-я Олимпиада (396)

Гонки колесниц с парой мулов

— 99-я Олимпиада (384)

Панкратий (эфебы)

— 145-я Олимпиада (200)Продолжительность игр также менялась из века в век: от одного дня в VIII в. до н. э. до пяти дней в V в. до н. э. и шести дней в позднейшее время.

Еще со времени первой олимпиады было принято зажигать олимпийский огонь. Иногда он горел по трое, по пять суток подряд. Этот обычай сохранился и теперь.

Начиная с 660-го г. до н. э. -- то есть, с 30-х игр -- к состязаниям были допущены все жители материковой Греции, а через 10 игр (40 лет) в Олимпиадах стали принимать участие и жители греческих колоний.У женщин были свои атлетические игры -- Гераи, посвященные культу Геры. Основательницей олимпийских игр для девушек считали Гипподамию -- жену Пелопса. Игры проводились каждые четыре года независимо от Олимпийских. Женщины бегали с распущенными волосами в коротких туниках. Для бега им предоставлялся олимпийский стадион, только дистанцию укорачивали. Победительницы увенчивались венками из ветвей маслины и получали часть коровы, принесенной Гере в жертву. Также они могли поставить статую с высеченным на постаменте именем.Олимпийские игры продолжались на протяжении многих сотен лет и прекратились в 394 году нашей эры. Наступил многовековой перерыв.

odtdocs.ru