ГлавнаяДревнийНазовите особенности портретов древнего египта
каковы особенности древней египетской скульптуры? Назовите особенности портретов древнего египта
Портретное искусство Египта.
Зарождение портретного искусства в Древнем Египте
Благодаря древнему погребальному культу родилось знаменитое портретное искусство Египта - посмертные маски, которые являлись копиями лица умершего человека. Египтяне верили в то, что существует жизненная сила Ба, которая после смерти человека ищет земную оболочку и стремится вселиться в нее. Поэтому кроме самих мумий в гробницу помещали портретные маски умерших. В них не было жизни, их лики освобождены от времени и обращены к вечности. Однако с течением времени маски претерпели изменение: в Древнем царстве они характеризовались большей бесстрастностью и спокойствием, а в Среднем и особенно Новом царстве они стали более индивидуальными, в них угадываются личностные особенности того, кто был изображен.
В результате археологических раскопок египетских захоронений в саркофагах вместе с посмертными масками было обнаружено множество небольших статуэток, по-видимому, заменявших умершему фараону слуг. На стенах гробниц были также найдены росписи и рельефы, изображающие сцены земной жизни: войны, захват пленных, пиры, охота, отдыхающего в кругу семьи властелина, а также труд рабов на полях, пастбищах и в мастерских. Примечательно, что интерес художника к потустороннему миру не перевешивал интереса к миру действительному. Нередки изображения домашних животных и птиц, которых увековечивал художник.
Художники, скульпторы и зодчие в Древнем Египте пользовались особым почетом и уважением, их творчество рассматривалось как выражение божественной воли. Само искусство являлось носителем вечной жизни и, согласно канонам, освобождалось от всего временного, преходящего и неустойчивого. Художественный язык должен был отвечать идее постоянства, отсюда - предельно четкий контур, ясная и строгая в своей простоте и лаконичная линия, обобщенные и плотные объемы, пропорциональность и соразмерность изображенных на рельефах фигур. Сложились строго определенные принципы изображения фигуры на плоскости: голова и ноги в профиль, торс развернут, а вся фигура обрисована единой линией. Конструктивной основой туловища являлся плечевой пояс - эта выразительная горизонталь станет одним из важнейших элементов канона в изображении фигур не только в скульптурном объеме, но и на плоскости.
Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали тонкие обелиски, которые, покрывались иероглифами. Перед храмами ставили сфинксов. Среди них воздвигается неповторимый знаменитый большой сфинкс из Гизы. Каменный Лев с головой человека, имеющий портретное сходство с фараоном Хафрой. Высечен из целой скалы (длина 57 м. Высота 20 м.) Огромный сфинкс охранял покой мира мертвых, воплощая божественность царской власти.
Большое развитие в египетском искусстве получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные статуи, играя роль умерших, служат вместилищем их душ.
Были выработаны определенные типы портретных статуй: мужчины в 40–50 летнем возрасте; женщины 20015025 летним. Точно передавалось социальное положение человека.
Подтверждением высокой культуры Египта является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV – Нефертити (XIV в. до н. э.). (Рассматриваем более подробно портрет фараона Хефрена, золотую маску Тутанхамона, царицу Нефертити и др.)
Изобразительное искусство отличалось яркими и чистыми красками Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки. Именно в живописи велико влияние канона. Это проявлялось:
– в плоском изображении фигур (на рельефах и в живописи). Лицо изображалось в строгом профиле, но при этом глаз был повернут enface
При изображении в профиль груди и коленей полностью давались очертания обоих плеч, хотя при подобном повороте одно их них должно быть скрыто:
– постоянство системы пропорций;
– строгой линейной композиции;
– условности раскраски (мужчина – красно-коричневый цвет, женщина – желто-розовый; волосы раскрашивались черным, а одежда – белым цветом).
Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков н. э. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.
На сегодняшний день известно около 900 погребальных портретов. Большинство из них были найдены в некрополе Фаюма. Благодаря сухому египетскому климату многие портреты очень хорошо сохранились, даже краски выглядят в большинстве случаев ещё свежими.
О портретах заговорили. В конце XIX в. портреты благодаря своей особой эстетике, пользовались большим успехом в качестве предметов коллекционирования и широко продавались по всей Европе.Найдени монеты с портретами правителей.
Научные исследования тоже не стояли на месте. В том же 1887 г. Флиндерс Питри начал раскопки в Хаваре, где помимо прочего обнаружил некрополь, из которого был извлечён 81 погребальный портрет.
Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от греческого слова ἐγκαίω — выжигаю), очень распространённой в то время. Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность) мазка. Направление мазков обычно следует формам лица — на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Надо отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта.
Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды.
Основа портретов — древесина различных пород: местных (платан, липа, смоква, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, кипарис, дуб).
Некоторые портреты выполнены на загрунтованном клеем полотне.
Примерно со второй половины II века в портретах начинает преобладает восковая темпера. А поздние портреты III—IV веков написаны исключительно темперой — техникой, при которой красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими, часто для этого используется животный клей или желток куриного яйца. Темперные портреты выполнены на светлых или тёмных фонах смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненных энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях.
Кроме того, некоторые группы портретов были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.
Культурно-исторический контекст
Греки составляли значительную часть населения Фаюма. Они появились здесь после завоевания Египта Александром Македонским. В результате естественной ассимиляции они переняли многое из обычаев египтян, также, как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э.
Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, но египтяне были, главным образом, торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, а другие — потомками Птолемеевских греков. Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками, — в основном на них написаны греческие и римские имена, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.
Причёски, одежда и украшения
На погребальных портретах можно увидеть различные причёски. Они оказывают неоценимую помощь при датировке. В большинстве своём все умершие были изображены с причёсками, отвечающими моде своего времени. Многочисленные аналогии существуют в причёсках скульптурных портретов.
Значение для искусства
Фаюмские портреты — лучшие сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды в I—III веках нашей эры.
После завоевания Египта Александром Македонским время правления фараонов завершилось. В период правления династии Птолемеев — наследников империи Александра, произошли значительные изменения в искусстве и архитектуре. Погребальный портрет — уникальная художественная форма своего времени — процветал в эллинистическом Египте. Стилистически связанные с традициями греко-римской живописи, но созданные для типично египетских нужд, заменившие погребальные маски мумий, фаюмские портреты — это поразительно реалистические изображения мужчин и женщин всех возрастов.
stydopedia.ru
Каковы особенности древнеегипетского искусства - Вифсаида
Египетская цивилизация возникла более 10000 лет назад на берегах реки Нил. Уже в конце IV тыс. до н.э., когда на территории современной Европы царил каменный век, в долине Нила созревала высокоразвитая цивилизация, которая спустя несколько столетий, создала высочайшую культуру, подарившую миру замечательные произведения литературы, архитектуры и искусства.
Особую ценность у древних египтян имело искусство, в основе которого лежала религия, а именно верование в то, что у каждого человека имеется душа, покидающая его тело после смерти и летающая между двумя мирами – потусторонним и земным. Для того чтобы душа имела возможность свободно выходить из могилы и возвращаться в нее, древние египтяне в гробнице, а именно в стене ее надземной части, сооружали слегка заглубленную нишу, которая являлась символическим порталом.
Очень популярным у древних египтян был образ жука-скарабея, который обладал животворящей силой. Жук-скарабей был символом вечной жизни, а катящийся шариком жук-скарабей – символом движения солнца по небосклону.
В искусстве Древнего Египта, в первую очередь, отражена забота египтян о потустороннем мире и вечной жизни. Для этого сооружались гробницы и саркофаги, создавались ритуальные и заупокойные статуи.
Для вечной благой жизни в потустороннем мире древние египтяне возводили капитальные каменные гробницы, которые обеспечивали сохранность «материальной оболочки» умершего в загробном мире. При этом неотъемлемыми атрибутами гробниц были портретные статуи покойного и его приближенных помощников – заместителей мумий.
Еще одной важной составляющей древнеегипетского искусства был культ фараона – властелина Египта, равного Богу. Такое верование было необходимо для единства государства и укрепления власти. Культ фараона в древнеегипетском искусстве нашел свое отражение в
грандиозной монументальной архитектуре, в частности, в многочисленных статуях, сфинксах, колоссах, росписях и рельефах.
Основными чертами (особенностями) искусства Древнего Египта были:
великолепная монументальная каменная архитектура;
неповторимые изделия художественного ремесла;
скульптурные портреты, которые отличаются реалистичной правдивостью, сочетающейся со стилизацией и обобщенностью.
vifsaida.com
7. Человек в зеркале искусств Какие виды портретов ты знаешь?
3. Назови особенности портретов Древнего Египта __________________________________
____________________________________________
4. Назови особенности портретов Древней Греции __________________________________
____________________________________________
5. С чем связан римский портрет? ____________________________________________
____________________________________________
6. Каковы особенности портретов в Средние века _______________________________________
____________________________________________
7. Что объединяет портретное искусство эпохи Возрождения? ______________________________ ____________________________________________
8. Кто написал данные картины и как они называются?
А)__________________________________________
Б)__________________________________________
В)__________________________________________
7. Человек в зеркале искусств1. Какие виды портретов ты знаешь?
______________________________________________________2. Какова главная задача художника-портретиста?
А) точное копирование внешних черт человека
Б) живописное пересоздание образа человека3. Назови особенности портретов Древнего Египта _____________________________________________________4. Назови особенности портретов Древней Греции ______________________________________________________
5. С чем связан римский портрет? _____________________________________________________6. Каковы особенности портретов в Средние века ______________________________________________________7. Что объединяет портретное искусство эпохи Возрождения? ________________________________________8. Кто написал данные картины и как они называются?
Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов.
Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Существовали определенные правила изображения египетских богов: так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений. Подробнее====== Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Преобладающие позы - сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой - складываются очень рано. Немного позже появляется "поза писца" - сидящего на скрещенных ногах человека. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Рано появляются и семейные группы. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские - желтого, волосы - черного) . Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.
Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Самые замечательные, ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, некоторые из них - в замурованных помещениях, где их никто не мог видеть. Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз.