Назовите особенности портретов древнего египта. 7. Человек в зеркале искусств Какие виды портретов ты знаешь?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

каковы особенности древней египетской скульптуры? Назовите особенности портретов древнего египта


Портретное искусство Египта.

Зарождение портретного искусства в Древнем Египте

Благодаря древнему погребальному культу родилось знаменитое портретное искусство Египта - посмертные маски, которые являлись копиями лица умершего человека. Египтяне верили в то, что существует жизненная сила Ба, которая после смерти человека ищет земную оболочку и стремится вселиться в нее. Поэтому кроме самих мумий в гробницу помещали портретные маски умерших. В них не было жизни, их лики освобождены от времени и обращены к вечности. Однако с течением времени маски претерпели изменение: в Древнем царстве они характеризовались большей бесстрастностью и спокойствием, а в Среднем и особенно Новом царстве они стали более индивидуальными, в них угадываются личностные особенности того, кто был изображен.

 

В результате археологических раскопок египетских захоронений в саркофагах вместе с посмертными масками было обнаружено множество небольших статуэток, по-видимому, заменявших умершему фараону слуг. На стенах гробниц были также найдены росписи и рельефы, изображающие сцены земной жизни: войны, захват пленных, пиры, охота, отдыхающего в кругу семьи властелина, а также труд рабов на полях, пастбищах и в мастерских. Примечательно, что интерес художника к потустороннему миру не перевешивал интереса к миру действительному. Нередки изображения домашних животных и птиц, которых увековечивал художник.

 

Художники, скульпторы и зодчие в Древнем Египте пользовались особым почетом и уважением, их творчество рассматривалось как выражение божественной воли. Само искусство являлось носителем вечной жизни и, согласно канонам, освобождалось от всего временного, преходящего и неустойчивого. Художественный язык должен был отвечать идее постоянства, отсюда - предельно четкий контур, ясная и строгая в своей простоте и лаконичная линия, обобщенные и плотные объемы, пропорциональность и соразмерность изображенных на рельефах фигур. Сложились строго определенные принципы изображения фигуры на плоскости: голова и ноги в профиль, торс развернут, а вся фигура обрисована единой линией. Конструктивной основой туловища являлся плечевой пояс - эта выразительная горизонталь станет одним из важнейших элементов канона в изображении фигур не только в скульптурном объеме, но и на плоскости.

Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали тонкие обелиски, которые, покрывались иероглифами. Перед храмами ставили сфинксов. Среди них воздвигается неповторимый знаменитый большой сфинкс из Гизы. Каменный Лев с головой человека, имеющий портретное сходство с фараоном Хафрой. Высечен из целой скалы (длина 57 м. Высота 20 м.) Огромный сфинкс охранял покой мира мертвых, воплощая божественность царской власти.

Большое развитие в египетском искусстве получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные статуи, играя роль умерших, служат вместилищем их душ.

Были выработаны определенные типы портретных статуй: мужчины в 40–50 летнем возрасте; женщины 20015025 летним. Точно передавалось социальное положение человека.

Подтверждением высокой культуры Египта является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV – Нефертити (XIV в. до н. э.). (Рассматриваем более подробно портрет фараона Хефрена, золотую маску Тутанхамона, царицу Нефертити и др.)

 

Изобразительное искусство отличалось яркими и чистыми красками Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки. Именно в живописи велико влияние канона. Это проявлялось:

– в плоском изображении фигур (на рельефах и в живописи). Лицо изображалось в строгом профиле, но при этом глаз был повернут enface

При изображении в профиль груди и коленей полностью давались очертания обоих плеч, хотя при подобном повороте одно их них должно быть скрыто:

– постоянство системы пропорций;

– строгой линейной композиции;

– условности раскраски (мужчина – красно-коричневый цвет, женщина – желто-розовый; волосы раскрашивались черным, а одежда – белым цветом).

 

Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков н. э. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

На сегодняшний день известно около 900 погребальных портретов. Большинство из них были найдены в некрополе Фаюма. Благодаря сухому египетскому климату многие портреты очень хорошо сохранились, даже краски выглядят в большинстве случаев ещё свежими.

О портретах заговорили. В конце XIX в. портреты благодаря своей особой эстетике, пользовались большим успехом в качестве предметов коллекционирования и широко продавались по всей Европе.Найдени монеты с портретами правителей.

Научные исследования тоже не стояли на месте. В том же 1887 г. Флиндерс Питри начал раскопки в Хаваре, где помимо прочего обнаружил некрополь, из которого был извлечён 81 погребальный портрет.

Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от греческого слова ἐγκαίω — выжигаю), очень распространённой в то время. Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность) мазка. Направление мазков обычно следует формам лица — на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Надо отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта.

Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды.

Основа портретов — древесина различных пород: местных (платан, липа, смоква, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, кипарис, дуб).

Некоторые портреты выполнены на загрунтованном клеем полотне.

Примерно со второй половины II века в портретах начинает преобладает восковая темпера. А поздние портреты III—IV веков написаны исключительно темперой — техникой, при которой красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими, часто для этого используется животный клей или желток куриного яйца. Темперные портреты выполнены на светлых или тёмных фонах смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненных энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях.

Кроме того, некоторые группы портретов были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.

Культурно-исторический контекст

Греки составляли значительную часть населения Фаюма. Они появились здесь после завоевания Египта Александром Македонским. В результате естественной ассимиляции они переняли многое из обычаев египтян, также, как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э.

Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, но египтяне были, главным образом, торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, а другие — потомками Птолемеевских греков. Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками, — в основном на них написаны греческие и римские имена, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.

Причёски, одежда и украшения

На погребальных портретах можно увидеть различные причёски. Они оказывают неоценимую помощь при датировке. В большинстве своём все умершие были изображены с причёсками, отвечающими моде своего времени. Многочисленные аналогии существуют в причёсках скульптурных портретов.

Значение для искусства

Фаюмские портреты — лучшие сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды в I—III веках нашей эры.

После завоевания Египта Александром Македонским время правления фараонов завершилось. В период правления династии Птолемеев — наследников империи Александра, произошли значительные изменения в искусстве и архитектуре. Погребальный портрет — уникальная художественная форма своего времени — процветал в эллинистическом Египте. Стилистически связанные с традициями греко-римской живописи, но созданные для типично египетских нужд, заменившие погребальные маски мумий, фаюмские портреты — это поразительно реалистические изображения мужчин и женщин всех возрастов.

stydopedia.ru

Каковы особенности древнеегипетского искусства - Вифсаида

Египетская цивилизация возникла более 10000 лет назад на берегах реки Нил. Уже в конце IV тыс. до н.э., когда на территории современной Европы царил каменный век, в долине Нила созревала высокоразвитая цивилизация, которая спустя несколько столетий, создала высочайшую культуру, подарившую миру замечательные произведения литературы, архитектуры и искусства.

Особую ценность у древних египтян имело искусство, в основе которого лежала религия, а именно верование в то, что у каждого человека имеется душа, покидающая его тело после смерти и летающая между двумя мирами – потусторонним и земным. Для того чтобы душа имела возможность свободно выходить из могилы и возвращаться в нее, древние египтяне в гробнице, а именно в стене ее надземной части, сооружали слегка заглубленную нишу, которая являлась символическим порталом.

Очень популярным у древних египтян был образ жука-скарабея, который обладал животворящей силой. Жук-скарабей был символом вечной жизни, а катящийся шариком жук-скарабей – символом движения солнца по небосклону.

В искусстве Древнего Египта, в первую очередь, отражена забота египтян о потустороннем мире и вечной жизни. Для этого сооружались гробницы и саркофаги, создавались ритуальные и заупокойные статуи.

Для вечной благой жизни в потустороннем мире древние египтяне возводили капитальные каменные гробницы, которые обеспечивали сохранность «материальной оболочки» умершего в загробном мире. При этом неотъемлемыми атрибутами гробниц были портретные статуи покойного и его приближенных помощников – заместителей мумий.

Еще одной важной составляющей древнеегипетского искусства был культ фараона – властелина Египта, равного Богу. Такое верование было необходимо для единства государства и укрепления власти. Культ фараона в древнеегипетском искусстве нашел свое отражение в

грандиозной монументальной архитектуре, в частности, в многочисленных статуях, сфинксах, колоссах, росписях и рельефах.

Основными чертами (особенностями) искусства Древнего Египта были:

  • великолепная монументальная каменная архитектура;
  • неповторимые изделия художественного ремесла;
  • скульптурные портреты, которые отличаются реалистичной правдивостью, сочетающейся со стилизацией и обобщенностью.

vifsaida.com

7. Человек в зеркале искусств Какие виды портретов ты знаешь?

7. Человек в зеркале искусств

1. Какие виды портретов ты знаешь?

________________________________________________________________________________________

2. Какова главная задача художника-портретиста?

А) точное копирование внешних черт человека

Б) живописное пересоздание образа человека

3. Назови особенности портретов Древнего Египта __________________________________

____________________________________________

4. Назови особенности портретов Древней Греции __________________________________

____________________________________________

5. С чем связан римский портрет? ____________________________________________

____________________________________________

6. Каковы особенности портретов в Средние века _______________________________________

____________________________________________

7. Что объединяет портретное искусство эпохи Возрождения? ______________________________ ____________________________________________

8. Кто написал данные картины и как они называются?

А)__________________________________________

Б)__________________________________________

В)__________________________________________

7. Человек в зеркале искусств

1. Какие виды портретов ты знаешь?

________________________________________________________________________________________

2. Какова главная задача художника-портретиста?

А) точное копирование внешних черт человека

Б) живописное пересоздание образа человека

3. Назови особенности портретов Древнего Египта __________________________________

____________________________________________

4. Назови особенности портретов Древней Греции __________________________________

____________________________________________

5. С чем связан римский портрет? ____________________________________________

____________________________________________

6. Каковы особенности портретов в Средние века _______________________________________

____________________________________________

7. Что объединяет портретное искусство эпохи Возрождения? ______________________________ ____________________________________________

8. Кто написал данные картины и как они называются?

А)__________________________________________

Б)__________________________________________

В)__________________________________________7. Человек в зеркале искусств

1. Какие виды портретов ты знаешь?

________________________________________________________________________________________

2. Какова главная задача художника-портретиста?

А) точное копирование внешних черт человека

Б) живописное пересоздание образа человека

3. Назови особенности портретов Древнего Египта __________________________________

____________________________________________

4. Назови особенности портретов Древней Греции __________________________________

____________________________________________

5. С чем связан римский портрет? ____________________________________________

____________________________________________

6. Каковы особенности портретов в Средние века _______________________________________

____________________________________________

7. Что объединяет портретное искусство эпохи Возрождения? ______________________________ ____________________________________________

8. Кто написал данные картины и как они называются?

А)__________________________________________

Б)__________________________________________

В)__________________________________________

7. Человек в зеркале искусств

1. Какие виды портретов ты знаешь?

________________________________________________________________________________________

2. Какова главная задача художника-портретиста?

А) точное копирование внешних черт человека

Б) живописное пересоздание образа человека

3. Назови особенности портретов Древнего Египта __________________________________

____________________________________________

4. Назови особенности портретов Древней Греции __________________________________

____________________________________________

5. С чем связан римский портрет? ____________________________________________

____________________________________________

6. Каковы особенности портретов в Средние века _______________________________________

____________________________________________

7. Что объединяет портретное искусство эпохи Возрождения? ______________________________ ____________________________________________

8. Кто написал данные картины и как они называются?

А)__________________________________________

Б)__________________________________________

В)__________________________________________

7. Человек в зеркале искусств1. Какие виды портретов ты знаешь?

______________________________________________________2. Какова главная задача художника-портретиста?

А) точное копирование внешних черт человека

Б) живописное пересоздание образа человека3. Назови особенности портретов Древнего Египта _____________________________________________________4. Назови особенности портретов Древней Греции ______________________________________________________

5. С чем связан римский портрет? _____________________________________________________6. Каковы особенности портретов в Средние века ______________________________________________________7. Что объединяет портретное искусство эпохи Возрождения? ________________________________________8. Кто написал данные картины и как они называются?

А)___________________________________Б)___________________________________В)___________________________________

psiholik.ru

каковы особенности древней египетской скульптуры?

Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов.

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Существовали определенные правила изображения египетских богов: так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений. Подробнее====== Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Преобладающие позы - сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой - складываются очень рано. Немного позже появляется "поза писца" - сидящего на скрещенных ногах человека. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Рано появляются и семейные группы. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские - желтого, волосы - черного) . Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.

Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Самые замечательные, ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, некоторые из них - в замурованных помещениях, где их никто не мог видеть. Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз.

sprashivalka.com