Города государства древней греции. ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ИТАЛИИ Греция В
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

город-государство (в древней Греции). Города государства древней греции


Древнегреческие города-государства

Новые рефераты:

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
  • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
  • Теоретические основы аудита производственных запасов.

    Главная » История государства и права. Учебник » 6. Древнегреческие города-государства

    Древнегреческие города-государства
    Материковая Греция имеет весьма сложный гористый рельеф, способствующий образованию здесь многочисленных изолированных долин, некоторые из которых имеют выход к морю. Это предопределило формирование здесь небольших государств. Пришедшие на Балканский полуостров в начале II тыс. до н.э. племена ахейцев и ионийцев создали укрепленные городища с мощными крепостными стенами. Образовавшиеся здесь монархии с развитой бюрократией и развившимся рабством отличались значительной воинственностью. Именно о последнем свидетельствует содержимое шахтовых гробниц в микенской цитадели — найденные здесь огромные материальные ценности (ювелирные изделия и разукрашенное оружие) имели явно не мирное происхождение. Период процветания крепостей-дворцов в Микенах, Тиринфе, Пилосе приходится на XV— XIII вв. до н.э. Далее эти государства, имевшие во многом схожую социальную структуру с древневосточными деспотиями (небольшой слой рабов и подавляющая часть полусвободных крестьян и ремесленников, облагавшихся трудовыми и натуральными повинностями в пользу дворца), становятся легкой добычей примитивных завоевателей с севера. Тем самым модель управления и стиль жизни верхов продемонстрировали свое несоответствие относительно скудным ресурсам данного района планеты. Крушение Микенской цивилизации на рубеже XIII—XII вв. до н.э. повлекло за собой так называемые «темные века», ярко описанные в поэмах великого Гомера «Илиада» и «Одиссея». «Число известных сейчас поселений XI—IX вв. до н.э. крайне невелико (сам по себе этот факт свидетельствует о резком сокращении общей численности населения). Почти все они находятся в труднодоступных, укрепленных самой природой местах... Создается впечатление, что в гомеровский период греки разучились строить дома и крепости из каменных блоков, как это делали их предшественники в микенскую эпоху». Однако хозяйственный регресс носил временный характер. Уже в XII— XI вв. до н.э. появляется железное оружие, а в X—IX вв. до н.э. — железные орудия труда. Для гористо-лесистой Греции с каменистыми почвами это имело огромное значение. Дальнейшему хозяйственному прогрессу способствовала Великая колонизация VIII—VI вв. до н.э.: на побережье Черного и Средиземного морей было основано несколько сот колоний, что несколько снизило проблему «земельного голода» в самой Греции. В это время на фоне бурно развивающихся ремесла и торговли падает значение родовой аристократии. Она в сравнении с аристократией Древнего Востока была слабее не только в имущественном отношении (например, средний размер владения греческого аристократа — 30 га — был сопоставим с участком рядового крестьянина в 4 га), но и в корпоративной солидарности. Тем не менее свои позиции и она не сдавала без боя. Древнегреческие города-государства (полисы), были небольших размеров — площадью в 100-200 км и с населением 5-10 тыс. человек (из них 1—2 тыс. — это полноправные мужчины-воины), что способствовало, при наличии благоприятных объективных и субъективных условий, установлению демократического строя. Примерно с середины VII в. до н.э. представители родовой знати (эвпатриды), захватившие до этого немалую часть общинного фонда и контроль над органами общинного управления, были вынуждены значительно ослабить экономическое и политическое влияние. При этом наступление на эвпатридов развернули тираны, узурпировавшие власть в полисах, и ряд выдающихся государственных деятелей, получивших свои полномочия законным путем. В Афинах основы демократии заложил в начале VI в. до н.э. Солон — эвпатрид по происхождению, занимавшийся торговыми операциями. Он попытался снизить социальную напряженность, отменив долговую кабалу и выкупив всех, кто был продан в рабство. Был ограничен ссудный процент. Развернулась борьба против излишеств — дорогостоящих погребений и жертвоприношений. Солон провел политическую реформу, расширив права народного собрания и ограничив функции совета старейшин — ареопага. Свободное население было разделено на четыре имущественных разряда, в результате чего представители двух высших разрядов имели право занимать наиболее важные должности. В то же время члены разряда малоимущих граждан получили право участия в народных собраниях. Для улучшения управления и подрыва всевластия ареопага был создан Совет четырехсот, готовивший повестку для народных собраний. Каждая из четырех родовых фил, на которые делилось население полиса, выдвигала в него по сто представителей. Реформы Солона были лишь первым шагом на пути демократических преобразований. Тиран Писистрат, правивший с перерывами в течение 560—527 гг. до н.э., опирался прежде всего на поддержку крестьянства, в интересах которого он ввел государственный кредит, налоговые льготы, конфисковывал земли своих противников. Его экспансия в районе Черноморских проливов отвечала потребностям торгово-ремесленных слоев, а обширное общественное строительство давало работу нуждающимся. Деятельность Писистрата экономически ослабила эвпатридов, а в конце VI в. до н.э. Клисфен нанес по ним и политический удар. Главным достижением Клисфена стало упразднение родовой организации, на которую опирались эвпатриды. Теперь вместо четырех старых фил появилось десять новых областей, каждая из которых складывалась из трех частей (тритий) — городской, прибрежной и равнинной. В свою очередь, каждая из тритий включала в себя несколько демов — низших административных единиц. Совет четырехсот был преобразован в Совет пятисот: в него входили по 50 человек от каждой из десяти новых фил. Права Совета расширились — теперь он заседал регулярно. Была предусмотрена управленческая ротация: десятая его часть (притания) заседала десятую часть года, а ее председатель выполнял свои обязанности только в течение одного дня. При Клисфене возникает и новый орган — коллегия десяти стратегов, выполнявших преимущественно командные функции. Тогда же учреждается и институт остракизма — ежегодная процедура определения опасных для полиса граждан. Голосование черепками в Народном собрании обрекало лицо, получившее наибольшее число голосов, на изгнание сроком на 10 лет без конфискации имущества. Своего кульминационного развития афинская демократия достигает в середине V — середине IV вв. до н.э. после успешных войн против Персидской державы. В это время ключевую роль в качестве не только законодательного, но и контрольного органа играет Народное собрание (экклесия), за посещение заседаний которого с начала IV в. до н.э. устанавливается денежная плата в размере среднего заработка ремесленника. Наряду с Советом пятисот в текущем управлении участвуют до 700 выборных должностных лиц. Высшими коллегиями считались 9 архонтов (они контролировали, в первую очередь, религиозные церемонии) и 10 стратегов (они набирали войско и командовали войском). Многочисленными с взаимоконтролиру-ющими функциями были финансовые коллегии. Высокая степень специализации была свойственна органам, занимавшимся внутригородской жизнью (астиномы следили за санитарным состоянием города, агораномы — за соблюдением правил рыночной торговли, ситофилаки наблюдали за ценами на хлеб). Гелиея, избиравшаяся в составе 6 тыс. граждан, которые распределялись по 10 палатам (500 человек разбирали дела, 100 человек считались запасными) осуществляла правосудие. Иным был политический строй Спартанского города-государства, сосредоточенного на аграрном производстве и отличавшегося экономической замкнутостью. Здесь в результате дорийского завоевания местных племен сложилось три класса-сословия: полноправные граждане — спартиаты, порабощенные и прикрепленные к земле илоты и лично свободные, но не полноправные периэки, жившие преимущественно на окраинах государства. После покорения соседней равнинной Мессении весь земельный фонд был поделен примерно на 9000 равных наделов, каждый из которых был закреплен за спартиатской семьей и обслуживался несколькими плотскими семьями. В условиях жесткой эксплуатации илотов, обязанных вносить натуральный оброк своим хозяевам, спартанское общество было построено на чисто военных началах, и в нем преобладали олигархические тенденции. Народное собрание (апела) было по своей сути бесправным: здесь не рассматривались финансовые вопросы, не разбирались судебные дела, не отчитывались должностные лица. Осуществлялось только формальное голосование, а обсуждение вопросов было запрещено. И в то же время, совет геронтов (в составе 28 членов — представителей наиболее знатных родов, избираемых пожизненно апелой), да еще и два царя с функциями военного командования принимали ключевые решения. Контрольно-надзорными полномочиями были наделены пять эфоров, назначаемых ежегодно апелой. Они не только присматривали за деятельностью царей и других должностных лиц, но и наблюдали за системой воспитания молодых спартиатов, привлекали к судебной ответственности граждан. Афины и Спарта как наиболее крупные и влиятельные полисы стали центрами притяжения для соседних древнегреческих городов-государств. Вокруг Спарты еще во второй половине VI в. до н.э. сложился Пелопонесский союз, состоявший преимущественно из аграрных территориальных образований с консервативным политическим режимом и нескольких торгово-ремесленных полисов (Коринф, Мегары, Сики-он). Участники Союза сохранили высокую степень автономии (в том числе и право выхода из Союза). В то же время в образованном Первом Афинском морском союзе с участием преимущественно прибрежных и островных государств с торгово-ремесленной экономикой Афины не только произвольно назначали ежегодные взносы и свободно распоряжались ими, но и вмешивались во внутренние дела союзников, а также препятствовали их выходу из организации. IV в. до н.э. со всей силой выявил кризис греческого полиса. Причем этот кризис выражался не только в обострении внутриполитических противоречий, но и в угрожающих столкновениях полисов друг с другом. Если на ранних этапах полисной истории греческие города-государства сформировались в результате синойкизма, т.е. переселения жителей небольших поселков в более крупный административный центр, то повторить этот опыт объединения поселений в иных исторических условиях оказалось невозможным. Так провалились попытки слияния Аргоса и Коринфа. Аркадский союз городов со столицей в специально построенном для этого «великом городе» Мегалополе просуществовал только восемь лет. Не вполне устойчивыми оказались Олинфское государство (в этот город в страхе перед афинским флотом переселялись жители небольших прибрежных полисов) и Фиванско-Беотийское государство (несмотря на то, что некоторые беотийские города были стерты фиванской армией). «Ни одного по-настоящему устойчивого унитарного государства в границах целой географической области создано не было. Как представляется, причиной этого было изменение структуры греческого общества, произошедшее в классическую эпоху. В каждом из полисов сложились влиятельные группы городского населения (торговцы и ремесленники), ставшие к тому времени экономически и политически независимыми от землевладельческой аристократии. Поэтому возродить старый классический полис с господством в нем традиционных аристократических родов и крестьянской идеологии было уже невозможно». В древнегреческом городе-государстве специфическим был не только способ управления, но и общественный быт. «Общие вопросы решаются совместно, поэтому характер мышления диалогичен. Чрезвычайно важную роль играет риторика, при этом подчас политическое и ораторское искусство отождествляются. Площадь (агора) и спор (агон) — место и способ принятия решений. Сами же общие решения принимаются в форме закона (Номос), который в свою очередь, должен соответствовать справедливости (дике). Между справедливостью и законом не существует обязательного конфликта. Чаще они существуют в единстве». В то же время сами законы в Греции как правило не существовали в систематизированном виде: «немногочисленные греческие памятники права никогда не имели того значения, которым отличались восточные кодексы». Древнегреческое право отмечает также казуистинность и очевидную аморфность правовых материалов, дошедших до нас на каменных и бронзовых носителях, в форме пересказов античных историков, философов, поэтов, речей выдающихся ораторов. Законы Драконта (конец VII в. до н.э.), которым неоправданно присваивают крайнюю жестокость, на самом деле, кроме смертной казни, за уголовные преступления предусматривали и другие наказания — штраф в 20 быков, лишение гражданских прав. Законы Солона (начало VI в. до н.э.) имели более широкое политико-правовое содержание, в частности они ограничили судебные функции жрецов-эвпатридов и ввели светский суд присяжных — гелиею. В V в. до н.э. компетенция этого органа расширялась, так что он стал включать все гражданское и почти все уголовное судопроизводство. «Из речей афинских ораторов можно сделать заключение, что афинские присяжные были люди средней честности, ограниченного ума, мало сведущие в знании законов, очень чувствительные к красноречию...» Поэтому указание стороны на собственные доблести (аккуратность при уплате налогов, участие в военной службе и т.д.) значительно повышало шансы выиграть процесс. В Афинах отсутствовало государственное обвинение, так что пострадавший был вынужден собирать доказательства самостоятельно. В некоторых ситуациях, например в случае убийства, право на подготовку процесса превращалось в обязанность. «Так как требовалось, чтобы преступления подобного рода не оставались безнаказанными, а с другой стороны, очень древний обычай сохранял за родственниками жертвы преимущественное право мести за ее смерть, то они и были обязаны законом к безусловному проявлению этого права, под страхом, в свою очередь, оказаться в числе обвиняемых». В системе санкций наиболее популярным видом была конфискация имущества, что приносило доход казне. Смертная казнь чаще всего применялась в форме отравления осужденного ядом. Применялись также изгнание из полиса и лишение гражданских прав (полное или частичное). Тюремное заключение преимущественно рассматривалось как превентивная мера, не дававшая возможности преступнику скрыться, или как средство наказания за долги. Продажей в рабство мог караться чужеземец, обманным способом женившийся на афинянке, метек, выдававший себя за гражданина, вольноотпущенник за тяжкие преступления. Наконец, штраф мог достигать весьма значительных размеров: «Если по истечению назначенного срока он не уплачивался, то увеличивался вдвое; кроме того, неисправного плательщика включали в число государственных должников, что влекло за собой атимию и даже заключение в тюрьму вплоть до уплаты»'. * * * В середине IV в. до н.э. выяснилось, что ни один из боровшихся за лидерство полисов — Афины, Спарта, Фивы — не может преодолеть политический хаос в Греции и ликвидировать войны между городами-государствами. Историческую задачу по объединению страны смогла выполнить в тех условиях только монархическая власть. В ходе работы Коринфского конгресса (338-337 до н.э.) под давлением царя Македонии Филиппа II был провозглашен общегражданский мир в Греции и принято решение о походе против исторического врага греков — Персидской державы. Реализовать эту идею смог его сын Александр Македонский (336—323 до н.э.), переправившийся в Малую Азию весной 334 г. до н.э. с 30 тыс. пеших воинов и 4,5 тыс. всадников. Блестящая десятилетняя военная кампания против развалившегося под грузом внутренних противоречий Персидского государства привела к созданию мировой державы, раскинувшейся вплоть до границ с Индией. Однако смерть 33-летнего завоевателя в Вавилоне продемонстрировала хрупкость разнородного конгломерата владений. Наиболее крупными эллинистическими государствами стали держава Селевка (телохранителя Александра), царство Птолемея в Египте, Пергамское царство и Македония. Царство Птолемея и его потомков оказалось структурно наиболее прочным и достигло могущества в III в. до н.э. Оно сохранило во многом прежнюю систему территориального деления: было разделено на 40—45 номов во главе со стратегами, оттеснившими прежних правителей-номархов. Цари, как и в Древнем Египте, обожествлялись. Собственником всей земли, включая и земли, уступленные придворным, храмам, военным поселенцам, считался царь. Власти заботились об осушении болот и ирригации. Вместо ячменя стали культивировать пшеницу, что превратило Египет в житницу Средиземного моря. Арендаторам государственных земель выдавались семена, инвентарь, рабочий скот. И в то же время им предписывалось время посева и доставки урожая. Даже в использовании дарственных земель их владельцы - представители элиты не были вполне свободны, подчиняясь агрономическим указаниям царской администрации. Военные поселенцы (клерухи) обычно получали худшие, мало плодородные земли, но на льготных условиях с перспективой превращения в бессрочных арендаторов. «В стране все инспектировалось... Вероятно... не существовало независимой торговли на внутреннем рынке: мелкие торговцы были только государственными агентами по распределению, и их доходы фиксировались. Даже сдача на откуп сбора денежных налогов не давала свободы действий...». На рубеже III-II вв. до н.э. внешнеполитическое влияние Египта слабеет: одну за другой он теряет свои заморские территории в Южной Сирии, Финикии, Малой Азии. Проблемы испытывает и внешняя торговля, являвшаяся государственной монополией. Параллельно с этим под влияние бюрократически-налогового пресса истощаются и материальные ресурсы страны. Обостряются противоречия между греческой и местной знатью, между привилегированным греческим и местным населением. Внешнеполитическая ориентация на римскую державу позволяет дольше других эллинистических государств сохранять независимость, но царствование Клеопатры (51 — 30 до н.э.), пытавшейся использовать в своих интересах римских военачальников Гая Юлия Цезаря и Марка Антония, стало последним в череде эллинистических правителей. Значительно более сложным по структуре и крупным по территории было царство Селевкидов. «Центробежные силы в империи Селевкидов были настолько сильны, что ее история, по существу, является историей распада. Настоящим центром державы была Сирия, где Селевк I около 300 г. до н.э. основал столицу Антиохиюна-Оронте. Поэтому прежде всего империя потеряла наиболее удаленные от Сирии области — Северную Анатолию и восточные сатрапии... Великие цари, его предшественники, были более предусмотрительны, управляя империей из столицы, расположенной в ее геометрическом центре — в Иране». Хотя Селевкиды отказались от политики Александра Македонского по этническому слиянию завоеванных и завоевателей, они стремились к эллинизации восточных народов и рассматривали основанные ими новые города (а их было более 150) как инструмент экономического подъема и военного сдерживания. В отличие от державы Птолемеев, где на территории собственно Египта было только три полиса, Селевкиды не только строили новые поселения, но и предоставляли самоуправление некоторым старым городам, естественно под контролем центральной власти. Ставилась цель привлечь переселенцев из греков Балканской Греции и Малой Азии. Тем не менее «власть Селевкидов не была такой всеобъемлющей, как Птолемеев. Помимо царских земель в империи Селевка существовали земли аристократии и городов, обладавших правами частной собственности. Самая важная отрасль торговли — транзитная — находилась в руках купцов и купеческих объединений. Города пользовались даже правом свободной чеканки монеты, хотя выпуск монеты считался царской монополией. Сочетание древневосточной монархии и классического полиса у Селевкидов выражено более полно и отчетливо, чем у Птолемеев», Непрочность державы стала особенно заметной после потери Бактрии и Парфии (около 250 г. до н.э.). И хотя Антиоху III (223—187 до н.э.) удалось их временно вернуть в орбиту своего влияния, поражение в войне с Древним Римом (190 г. до н.э.) привело к новым территориальным потерям: от Селевкидов отсоединились Цеко-Бак-трия, Парфия, Персия. В начале I в. до н.э. последние остатки когда-то могучего государства переходят к Армении, а затем — к Риму. Эпоха эллинизма способствовала проникновению на Древний Восток достижений античной цивилизации и одновременно вовлечению Древней Греции в более широкий круг экономических и культурно-информационных связей. В образовавшихся древневосточных государствах деспотизм смягчался полисной организацией основанных греками на завоеванных территориях городов, новыми, более эффективными приемами управления. Расцвет товарно-денежных отношений на огромных пространствах от Балканской Греции до Индии обновил консервативный древневосточный социум. Однако эллинистическому миру не удалось стать военно-политическим лидером на длительную историческую перспективу: уже через одно-два столетия значительная его часть надолго оказалась завоеванной державой мирового уровня — Древним Римом.  
    Лекция, реферат. Древнегреческие города-государства - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

    « назад Оглавление вперед » 5. Государственное развитие стран бассейна Средиземного моря во II — середине I тыс. до н.э. « | » 7. Государство и право Древнего Рима

     

     

referatwork.ru

ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ИТАЛИИ Греция В

ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ИТАЛИИ.

Греция В Греции городами государствами называли полисы. В Греции насчитывалось около двух сот полисов Каждый полс имел свои законы, систему управления Приведем к примеру два наиболее известных полиса: Афины и Спарта

Афины практически родина демократии Вместо наследственной власти был введен принцип выборности верхового правителя архонта и его отчетности перед советом глав родов ареопагом Власть и традиции постепенно сменили законы в конце 6 в. До н. э. вместо разделения полиса на родовые владения был принят принцип его разграничения на 10 округов , каждый из которых избирал своих представителей в новый совет, занимавшийся всеми текущими делами. Защита демократии важнейшее право и обязанность гражданина.

Спарта Спарта была основана на юге пелопонесского полуострова. Это государство основанное дорийцами. Спартанцы считали себя недостойными возделывать землю, заниматься торговлей или ремеслом, это было уделом рабов. Единственным достойным занятием для мужчин в Спарте считалась война. В Спарте оставались порядки родоплеменного строя. Ею управляли совет старейшин. Сохранялось уравнительное распределение Если в Афинах труд рабов использовался ограничено, то труд рабов в Спарте считался основой экономики.

Италия Колонизация Греками побережий талии оказало сильное влияние на заселявшие Италию племенные образования. Север Италии завоевал этруски. В 753 г. До н. э. тремя племенами латинов, жившими районе реки Тибр, был основан один из величайших городов-государств Рим

Рим Поначалу общественная жизнь Рима как и в Афинах строилась на основе родоплеменных традиций. Высшим органом был сенат, состоявший из 300 человек старейшин родов основавших город В 509 в. До н. э. в Риме установилась республика Верховная власть перешла в руки двух консулов, которые избирались патрициями сроком на од год Народ в Риме был разделен на две категории: 1. Патриции – потомки основателей города. 2. Плебеи – пришлое население. В 451 -450 гг. до н. э. в Риме приняли единые для всех законы В 5 в. До н. э. в Риме, как и раннее в Афинах, сложилась система общественной организации.

Вывод Становление и история развития Крупнейших городов государств Греции и Италии имело так схожие черты так и больше различия. За время они стали крупнейшими центрами торговли и ремесла. Начали наращивать военную мощь и господство над средиземноморьем.

Над презентацией работали : Олег Давыдов Юрий Пеунков

present5.com

город государство в древней греции — Жизнь в Европе

город-государство в Древней Греции, Древнем Риме

• документ, без которого ныне лечиться — забудь

• документ, дающий возможность заработать на похороны, если сломаешь шею

• документ, подтверждающий страховку

• книга энциклопедического содержания в стихах русского поэта XVIII века К. Истомина

• рабовладельческий город-государство в древнем мире

• страховой документ

• «город» на языке греков

• город-государство в Древней Греции

• документ автогражданки

• документ о страховании

• больничный документ

• «ксива» в больнице

• «надежен, как страховой. »

• бумага с ценой на вашу жизнь

• страховочный документ

• городгосударство (Греция)

• автогражданская бумажка

• страхование вашего жизни или авто

• большой город для древнего грека

• страховочный лист

• документ о страховании вашей жизни

• документ, удостоверяющий заключение договоров

• страховка в поликлинике

• страховочная бумажка

• страховочное свидетельство

• страхование вашего авто

• документ с ценою на вашу жизнь

• Страховой документ

• Город-государство в античном мире

• Документ о страховании

• Античная городская гражданская община, форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Древней Греции и Древней Италии, город-государство

• «Ксива» в больнице

• «Надежен, как страховой. «

• ‘Город’ на языке греков

• бумажка о страховании

• м. франц. страховое свидетельство

Историческое развитие греческого мира в VIII–IV вв. до н. э. протекало в небольших государственных образованиях, получивших название полиса (или города-государства). Греческий полис, возникший в результате разложения родовых отношений, сформировался на сложной основе, включавшей традиции местных племен, населявших южную часть Балканского полуострова с глубокой древности, блестящее крито-микенское наследство, но представлял собой оригинальное историческое явление.

Греческий полис предоставил благоприятные возможности для развития экономики, формирования социальной структуры, политической организации и культуры греческого народа. Эти благоприятные возможности создались потому, что форма мелких государств оказалась хорошо приспособленной к естественным условиям, рельефу и природной среде. В такой замкнутой небольшой общине, с достаточным количеством земель, пригодных для сельского хозяйства, сырья для ремесленных производств, связанной по морю с другими аналогичными общинами, были созданы все условия для развития разных отраслей экономики и не возникало необходимости в обширном территориальном объединении.

Древнегреческий город Филиппы. Фото: Marsyas

Вместе с тем греческий полис мог существовать как независимое государство лишь в том случае, если он представлял собой сплоченный коллектив жителей, равноправных граждан, обеспеченных земельным участком, активно принимающих участие в политической жизни полиса и защищающих его в ополчении. Единство гражданского коллектива — основа основ устойчивости полиса, краеугольный камень полисной системы ценностей. Отсюда рождалась политика по сохранению этого единства, сдерживания имущественной концентрации, с одной стороны, и поддержания достаточного прожиточного минимума беднеющих сограждан — с другой, поощрение политической активности граждан через участие в Народном собрании. В полисах сформировались такие передовые политические идеи, как идея демократической республики, получившая наиболее полное выражение в афинской демократии, и понятие гражданина как носителя четко осознанных прав (право на материальную помощь со стороны государства, право на политическую деятельность, службу в ополчении, равноправие и независимость от какого-нибудь лица или учреждения), понятие свободы. Специфические условия полисной жизни оказались весьма благоприятными для утверждения личности гражданина, его самосознания и его способностей.

Греческий полис мог существовать как определенная социально-экономическая система только в том случае, если он мог поднять до известного уровня производительные силы. Экономические условия, предоставляемые полису, требовали приложения большого труда, рациональной его организации, сметки и инициативы. В небольших полисах было мало условий для роскоши и паразитического времяпрепровождения, хотя в любом городе-государстве жили аристократы и сибариты. Но паразитизм не проявлялся в таких ярких формах, как в древневосточных странах, к тому же не поощрялся общественным мнением. В господствующем классе греческих полисов преобладали слои, связанные с организацией производства.

Греческий полис включал в свою структуру рабовладельческие отношения. Рабство было органически присуще полисным формам жизни. Внедрение рабства, превращение его в важный элемент общественных отношений предполагало господство частной собственности, рост товарных связей, создание благоприятных условий для политической деятельности и культурной жизни основной массы граждан. Рабовладельческие отношения достигли своих классических форм в наиболее развитых греческих полисах: Афинах, Коринфе, Хиосе, Сиракузах и др. Вместе с тем ряд полисов с абсолютным преобладанием сельского хозяйства широко использовал труд зависимых людей типа спартанских илотов, фессалийских пенестов, гераклейских мариандинов.

Образ жизни жителей Афин и Спарты был совершенно различным. Афины — это многонациональный город, центр торговли и обмена идеями со всем остальным известным миром. Величие Афин объяснялось изобретательностью его граждан. Афины — это родина демократии, зарождение которой связано с именами Клисфена (около 509 г. до н. э.) и Перикла (около 460 г. до и. э.). Решения по управлению городом принимались после публичного обсуждения. Правом голоса обладали только свободные граждане, кроме женщин и чужеземцев. К 400 г. до н.э. Афины преобладают на морс и владеют заморскими колониями. Многие города платили Афинам дань за предоставление торговых льгот. Афинские государственные деятели, писатели, ученые и философы внесли огромный вклад в развитие греческой культуры. Спарта угрожала лидирующему положению Афин хорошо обученной, превосходящей по численности армией. Такие города, как Коринф, Фивы, Самос и Византии, тоже внесли свой вклад в культуру, сейчас называемую классической греческой. Не обладая могуществом Афин или Спарты, они объединялись с другими городами, чтобы выжить, причем часто переходили из одного лагеря в другой.

Широкое распространение рабского или зависимого труда, его рациональная организация, активное участие граждан в политической деятельности, формирование личности гражданина создавали благоприятные условия для подъема культурного творчества. Греческая полисная культура VIII–IV вв. до н. э. достигла необычайных высот, стала новой ступенью в развитии мировой культуры, оказала мощное воздействие на культуру народов всего античного Средиземноморья.

Однако греческий полис как историческая форма исчерпал свои внутренние потенции к середине IV в. до н. э. и вступил в период кризиса. Внедрение рабства подрывало единство гражданского коллектива, вело к имущественной и социальной дифференциации, разложению гражданского коллектива, обострению социальных и классовых противоречий. Существование многочисленных независимых мелких и мельчайших полисов, постоянно враждующих друг с другом, вело к общей нестабильности и политическому хаосу, которые ставили вопрос о самом существовании этой формы. Выходом из кризиса стало включение ранее независимых полисов в рамки крупного государства, верховные правители которого взяли на себя обеспечение внутреннего порядка и внешней безопасности для входящих в это государство полисов, предоставив им в остальных делах внутреннюю автономию. Кризис греческого полиса был преодолен к следующий исторический период — период эллинизма — ценой отказа от независимости и ограничения вытекающей отсюда свободы полного распоряжения своей судьбой, но зато это гарантировало гражданам использование других форм полисной жизни.

Интересно сложилась судьба греческих полисов в Северном Причерноморье. Пелопоннесская война не только не принесла им опустошений и других бедствий военного времени, но в некотором отношении оказалась для них выгодной. Так, после сицилийской катастрофы повысился спрос на северочерноморский хлеб, который вывозился через эти города.

Обусловленные войной перерывы в торговых сношениях с Центральной Грецией способствовали развитию в северопонтийских городах собственного ремесленного производства, которое вскоре достигло значительных успехов. IV в. до н.э. который для многих полисов Центральной Греции был веком кризиса и тяжелых потрясений, явился для северочерноморских городов временем максимального подъема экономической жизни, периодом расцвета.

Со времени колонизации в Северном Причерноморье сложились три главных эллинских центра — Ольвия, Херсонес и Пантикапей. Ольвия уже в V b. до н. э. когда ее посетил Геродот, была большим и процветающим городом. Часть ее жителей занималась на прилегающей к городу территории земледелием, но особенно была развита торговля.

Ольвийская керамика и надписи свидетельствуют о постоянных и прочных связях Ольвии с другими причерноморскими городами и средиземноморскими полисами. Значительная часть товаров, которые ввозились в Ольвию из Греции, перепродавалась местному населению или выменивалась на зерно и другие продукты. Жители Ольвии — ольвиополиты, в свою очередь, вывозили в Грецию хлеб, сырье и рабов.

О размахе торговых операций Ольвии свидетельствует и то обстоятельство, что Ольвия начинает регулярно выпускать свои денежные знаки со второй половины IV в. до н. э. раньше многих других греческих колоний. К первой половине IV в. до н. э. относится дошедший до нас декрет из Ольвии, который устанавливал определенные правила обмена монет других городов на ольвийские деньги и обеспечивал привилегированное положение ольвийской монете.

История государства и права древней греции

Первые государственные образования на територии греции появились во втором тысячолетии до нашей эры.

Раньше всего классовое общество и государство сложились на древнем крите в южной части балканской греции.с 12 века до нашей эры на югс севера греции стали проникать древние племена дорийцев. Эти племена находились на стадии первобытного строя в результате чего в древней греции преобладали первобытнообщинные отношения.после розпада которых в истории греции начинаются рабовладельческие отношения.тоесть возникают классы рабов и рабовладельцев, возникают первые признаки часной собствености благодаря диференциации общин иобразуются отношения классического типа.

В древней греции государства возникают в виде полисов.тоесть города государства.

Полисный этап древней греции делится на 3 периода:

гомеровский период (царский период).

Начинается с 11 – 9 век до н. э.

Для этого периода характерно разложение родоплеменных отношений. В конце периода происходит разложения родоплеменных отношении иформируется новое классовое общество и государство.

2. архаический период.

Происходит формирывания классового общества и государства в форме полисов.

3. классический период.

5 – 4 век до н. э.

расцвет древнегреческого рабовладельческого общества..

Население гомеровского периода было обьединено в примитивные сельские общины.

Политическим и экономическим центром было поселение, которое называлось городом.

Основная масса населения города это земледельци, скотоводы, довольно большую группу состовляли ремесники и торговци.

Земля в этот период ещё состовляла племенную собственность. В гомеровский период ещё государства небыло. Это был период военной демократии.

В период военной демократии управление обществом осуществлялось следущими органами:

совет старейшин, народные собрания, родоплеменной вождь. В совокупности трёх институтов власти: совета старейшин, народных собраний и родоплеменного вождя,этот период принято считать периодом военной демократии.

Совет старейшин в греции называется буле.

Родоплеменной вождь в греции называется – базилевс.

Должность родоплеменного вождя в греции была выборной. Но при её завершении предпочтения стали давать сыну умершего.тоесть власть переходила от отца к сыну.

Гомеровская греция представляла собой страну роздробленую на множество мелких самоуправляющихся округов. Из которых в последствии

На рубеже 9 – 8 веков до нашей эры в историческом развитии древней греции произошли глубокие изменения в родовом строи. Родовой строй преобразуется в рабовладельческий.

Идёт процесс развития часной собственности. Многие рядовые земледельци лишаются своих участков и когда эти участки сосредатачиваются в другой части общины формируются крупные землевладения. Начинают возникать социальные неравенства.

Порождается в этот период долговая кабала, развивается ремесленное производство и торговля,это ещё больше приводит к имущественному расслоению.

Древняя общинная организация сохраняется на кровородственых отношениях, но в период существования классового обществаони перестают отвечать потребностям времени. По этомуВ греции в 8 – 6 векахдо н. э. происходит слияние нескольких мелких общин. Слияние нескольких ранние растрояных общин называется синойгизмом.

Благодаря слиянию общин возникли социально-политические организмы, которые получили название полисы.

В истории древней греции важную роль сыграли 2 полиса:

Рабовладельчиское государство древних афин

Образование афинского государства, легенды гречиские связаны с именем легендарного героя тэзэя. В результати слияния трёх племён образовались афины.

Так гласит легенда древней греции.

Для руководства общины тэзэй сотворил совет, который упровлял этим образованием.

Тэзэй оформил обособленные социальные группы, определенные классы. Он обединил всю родовую знать и назвал эту группу эвпатриды. Они окончательно закрепили свои привелегии.

Большую часть населения состовляли земледельци.

Земледельци в греции называются геоморами.

особая группа, которая называется ремесники. Ремесники в греции назывались –демиургами.

Ещё одна большая группа населения называется метеками.

Метеки – это иностранци, чужоземци. их ещё называли клиентами. Они были свободные, но политическими правами не пользывались.

Это преобразование тэзэя было первым шагом ксозданию афинского государства.

Следущим шагом к образованию государства было уничтожение власти базилевса. В место неё была введина новая должность, должность архонта.

В начале архонты избирались пожизненно. За тем, избирались на 10 лет. А уже начиная с 683 года до н. э. ежигодно стали избираться 9 архонтов.

Первый архонт,который назывался гот стоял во главе этой коллегии из деевити архонтов.

Базилевс стал называться вторым архонтом. Он исполнял жреческие функции.а ткже вёл судебные дела по религиозным вопросам.

Третий архонт полимарх. К ниму отошла военная власть.

Оставшиеся 6 архонтов называются феснофетами. Выполняли судебные функции.

По окончанию срока полномочий архонты стали вступать в новый орган, который называлсяариопаг.

Ариопаг – это высший государственный совет.

Этот орган заменил совет старейшин. Ариопаг был хронителем традиций. Он также считался высшим судебным и контролирующим органом.

Членами ариопага могли быть только эвпатриды.

Познее с образованием флота страна была разбита на небольшиетерриториальные округа.

Округа назывались ноукрарии.

Таким образом происходит деление населения за территориальным признаком.

Архаический период ознаименовался созданием афинского государства. В этом афинском государстве постояно происходит борьба

Между демосом и родовой знатью.

Демос – это купци, ремесники, зеллевладельци.

Эта борьба на протяжении 8 -6 века до н. э. приводит к совершенству государственных органов, государственного строя.

Родовая знать не хотела добровольно уступать господство и старалась ущимлять права демоса. В рабовладельческом обществе было достигнуто высшая степень демократической организации общества.

Борьба между демосом и знатью привела к созданию в афинах противоричивой обстановки. Народ восстал против аристократии. Смекчение противоречий произошло за счёт реформ 594 года до н. э. реформами салона.

Реформы салона 594 год до н. э.

Салон осуществил ряд реформ, чтобы примирить отношения между дэмосом и знатью.

Это политический деятель избраный архонтом.

Салон осуществил ряд реформ, целью этих реформ было примирение враждующих сторон.

Первая реформа салона называлась сисапия.

Эта реформа освободила всех должников, которыми была населена вся аттика.

Аттика – это область юговосточной и средней греции.

Афины расделены на раёны которые называются номами.

Реформами салона заприщалась кабала.запрещалась продажа несостоятельных должников.

Он считал, что свободные граждани афин не должны были превращаться в рабов.

Должники, которые были проданы за пределы аттики должны были быть выкуплены за счёт общественых средств и возвращены на родину.

Салон изсдал закон в котором ограничивал землеладения.

Был установлен максимальный надел земельных участков.

За счёт этого ограничения возникает государственный фонд. Из которого салон передавал не имущим земельные наделы.

Салон осуществил ряд мероприятий, которые улучшели материальное положение демоса.

Был разрешён вывоз оливкового масла за границу и запрещён вывоз хлеба.

Он провёл политическую реформу. Она называется цензовая реформа.

Все афинские граждани были расделены на 4 разряда.

Медимны – единица ёмкости для зерна.

Каждый гражданин, который получал со своего участка доход 500 медивнов и высше относился к первому разряду и назывался пятисотником.

Гражданин который получал со своего участка доход 300 медивнов или мог содержать боевого коня, относился к второму разряду и назывался всадником.

Третий разряд назывался зевгиты. – это граждани афин кто получал годовой доход в размере 200 медивнов.

Все остальные граждани относились к четвёртому разряду и назывались фетами.

Салон сохранил деление афинского общества на 4 племени.

И создал на базе четырёх племён новый государственный орган, который назывался совет четырёхсот.

Этот орган избирался ежигодно из граждан первых трёх разрядов.

Совет занимался подготовкой дел, которые обсуждались на народном собрании.

Совет четырёхсот превратиться в главный исполнительный орган древней греции.

Народные собрание принимали законы.

Салон сохранил ариопаг. За ариопагом сохранилось право надзора над выполнением законов.

Салон создал суд пресяжных, который назывался гелиея.

Не демос не эвпатриды небыли удовлетварины реформами салона.однако, его реформы способствывали дальнейшей демократизации государственного строя.

Опираясь на оворужоную силу и пользуясь поддержкой основной массы кристьянства греции один из представителей знатного рода писистрат захватил государственную власть и установил тиранию.

Правление писистрата и его сыновей продолжалось с 560 до 527 года до н. э.

Писистрад придпринел ряд мер на облегчение положения кристьянам.

Им был предоставлен дешовый кредит, облегчил некоторые налоги для кристьян.

Писистрат ввёл институт разезных судей.

Политика писистрата была направлена на поддержание общественного порядка.

В результати открытого выступления знати против тирании, тирания была свергнута.

Начелась борьба за власть между крисвеном, которого поддерживал народ и исагором, это был представитель аристократии.

В конечном этоге победу одержал крисвен.

Став у власти крисвен занился реформами.

Он проводил демократизацию отеческого политического строя.

509 году до н. э. крисвен осуществил реформу государственного строя. В результате этой реформы были леквидирываны остатки родового строя. Крисвен начел новое административное деление атики, территориальное деление аттики.

Новый политический строй был построен на территориальном принципе. В результате реформы вся атика делилась на 3 териториальных округа:

Город афины с пригородом, внутринея центральная полоса афин, и третий округ это береговая полоса.

Каждый город состоял ихз 10 равных частей. Эти части назывались тритии.

3 тритии по одному из каждого города обьединялись в филу. Было создано 10 териториальных фил.

Целью этой реформы было смешать население, разединить роды и тем самым уменшить силу эвпатрида. Потому, что эвпатрид — это родоплеменная знать.

На этой основе совет четырёхсот был упразнён и был создан совет пятисот.

Туда входили, с каждой из десити фил, по 50 человек.

Крисвеном был создан ещё один новый орган – коллегия стратегов. В неё входили по одному человеку из каждой филы.

Метекам предоставлялись гражданские права.

Чтобы установить порядок, который он установил своими реформами, и чтобы небыло покушений на новые органы крисвеном был создан институт астротизма.

Астратизм в переводе – это суд черепков.

Астротизм – это форма тайного голосования при которой каждый голосующий писал на черепке имя того жителя афин, который представлял опасность для государства. Если одно и тоже имя попадалось на черепке 6000 раз, то тот человек изгонялся из афин сроком на 10 лет без конфискации имущества.

Суд пресяжных и состоял из 6000 человек.

Афины на рубеже 5-го 4- го века до н. э.

В истории греции 5 век до н. э. получил названия классического периода. Это период рассвета афинской демократии.

Борьба между демосом и аристократией не заканчивалась и в этот период.

Победу всегда одерживал демос.

Дальнейшая демократизация афинского государства связана с именами азиатия и перикла.

Азиатий отнял у ариопага право налаживать вето на постановления народных собраний в 462 году до н. э.

Полномочия и обязанности ариопага передовались народному собранию и совету пятисот.

Эти реформы азиатия привели к тому, что его убили.

После его смерти афинскую демократию возглавил перикл.

При перикле происходит болие чёткое расделение властей.

Законодательная власть была доручена народному собранию.Исполнительная власть была вверина совету пятисот, а судебная власть окончательно перешла гелиеи.

У граждан афин были права:

Право на свободу, право на личную независимость,право на земельный участок, право на ношение оружия, право участие в государственных делах. Тоесть участие в законодательных, исполнительных и судовых органов. Право на участие в общественных празництвах право на защиту и покровительство афинских законов.

Но в мести с этим граждани несли определенные обязанности:

Каждый должен убереч своё имущество, трудиться на земельном участке, обязан приходить на помощ полису если начинаются военные действия, обязанность повиливаться избранным властям и повиливаться законам, обязан принимать активное участие в общественной жизни.

Совокупность вот этих прав и обязанностей и составляла честь гражданина.

gideu.ru

Город государство в древней греции

Цель урокаосветить характерные черты государства и права античного мира, политическую организацию городов-государствПлан урокаПриветствие и организационный моментИзучение нового материалаЗакрепление выученного материалаДомашнее заданиеЗаключение: вопросы, ответы, обсужденияХод урокаПриветствие и организационный моментПрием 1. Приветствие и объявление темыПрием 2. Проверка отсутствующихКто из учеников сегодня отсутствует на уроке? По каким причинам?Некоторые государственные объединения, которые как целое охватывали значительные территории, включали в себя несколько отдельных полисов.Так, Беотия. занимавшая общую площадь в 2580 км2, состояла из 10, а позднее из 20 таких «мини-государств».В состав Фокиды (1650 км2) их входило 22.Известно, что первая волна колонизационного движения была вызвана ростом избыточного населения: в перенаселенных городах-государствах люди искали для себя лучших условий хозяйственной деятельности. Позднейшие колонизации явились следствием переселения племен, вытесненных пришедшими дорийцами, наконец, сами победившие дорийцы 'также начали мигрировать на колониальные земли.Афинское и Спртанское государства были крупными греческими государствами, но и они значительно уступали по размерам, например, древнему Египту или Вавилонии. Так, Аттику можно пересечь пешком от моря и до моря меньше чем за два дня (Более точно: от моря до Афин 6 км (§ 34, п. 2). От Афин до Марафона 42 км (стр. 136), т. е. от одного побережья Аттики до другого менее 50 км. Протяженность в длину долины Нила в пределах Египта более 700 км (§ 6, п. 1) ).Отмечается, что подобные государства принято называть городами-государствами. «Предположите, между какими группами свободного населения шла ожесточенная борьба в городах-государствах Греции», - говорит учитель. Получив ответ, он конкретизирует высказанную мысль в ходе работы с басней Гесиода (стр. 131). Учитель рассказывает, что Гесиод был знаменитым поэтом, жившим в одном из государств Средней Греции. Гесиод хорошо знал, как живется крестьянской бедноте. Он написал басню о соловье и ястребе - это древнейшая во всей мировой город государство в древней греции басня, дошедшая до нас.Прочитав вслух басню, учитель предлагает задания. «Предположите, кого поэт изобразил под видом соловья и кого под видом ястреба. Вспомните, какими путями крестьяне попадали в «когти» к аристократам в Аттике до реформ Солона. Почему крестьяне вынуждены были делать долги?» Обобщая, учитель говорит, что в VIII-VI вв. до н. э. в одних греческих государствах (например, в Афинах) в упорной борьбе побеждал демос, в других удерживали власть аристократы.2. Возможно создание проблемной,ситуации: «В те времена, когда в Греции возникали города-государства, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Почему? Что заставляло их бросать родной дом и переселяться в дальние неведомые страны?»Не требуя сразу же от учащихся ответа, учитель дает задание: «Выслушайте рассказ о том, как собирались в дальний путь переселенцы, и ответьте на вопрос: «Кто и по каким причинам покидал в VIII-VI вв. до н. э. Грецию?»Греки уезжали за море из разных городов. Представьте себе, что вы оказались, например, в Коринфе - богатом торговом городе, расположенном на перешейке, отделяющем Пелопоннес от Средней Греции. Здесь собралось несколько сотен отъезжающих. Они знакомятся друг с другом, расспрашивают о причинах, по которым каждый покидает родину.«Я бедный крестьянин, - говорит один. - В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила знать. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине я найду свое счастье».«У меня дела похуже твоих, - рассказывает второй. - Как поставили мне на участке долговой камень, лишился я покоя, проснусь ночью и думаю: не стать бы рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!» Тут к разговаривающим крестьянам подходят двое хорошо одетых греков.«Кто вы такие? - спрашивают. - Не похоже, чтобы голод или долги гнали вас из дому».«Вы угадали,- отвечает один из. - Мы торговцы и живем здесь в Коринфе. Верные люди рассказали, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: расписные вазы, шерстяные ткани, вино и оливковое масло. Мы поплывем с вами, морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит нас».В разговор вмешиваются два брата, оба ткачи-ремесленники, прежде жившие на одном из островов Эгейского моря.«Нам пришлось навсегда покинуть родной город, - рассказывают. - Мы подняли демос на борьбу против знати. Началось восстание, но аристократы одержали верх, на первом же корабле мы бежали».Один из присутствующих хмуро молчал и не вмешивался в разговор.«Кто ты? - спросили. - По твоей одежде и виду ты принадлежишь к знати. Что заставило тебя присоединиться к отъезжающим?»«Вы не ошиблись, - отвечал этот человек. - Я происхожу из древнего знатного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды ночью мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил мне, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».Так разговаривали между собой эти очень разные люди.Учитель требует не пересказа приведенной выше сценки, а точного ответа на вопрос задания. В ходе беседы выделяются следующие группы переселенцев: 1) полуголодный и нищий люд (бедняки, задолжавшие знати, крестьяне, потерявшие свои участки, и т. д.)- 2) люди, вынужденно ставшие изгнанниками: аристократы из тех городов, где к власти пришел демос- вожаки демоса из городов, где победила знать- 3) купцы, богатевшие на заморской торговле.Понятие греческая колония раскрывается в ходе чтения вслух учебника (стр. 129, два последних абзаца) или его пересказа учителем.Задание. Рассмотрите рис. 4-5 (стр. 129). Сравните военный и торговый корабли. Подумайте, чего хотели в первую очередь достигнуть их строители. В случае необходимости учитель расчленяет задание на более частные: «В чем различие между кораблями? Сравните их размеры и форму. Предположите, были ли различия в скорости передвижения». Учащиеся способны установить, что торговый корабль, предназначенный для перевозки товаров, вместительнее военного. Зато военный корабль благодаря обтекаемой форме, многочисленности гребцов обладал большей скоростью, подвижностью, способностью к резким поворотам.Учащиеся могут также найти сходство между кораблями. Для этой цели учитель предлагает сопоставить оба корабля с современными океанскими теплоходами. Анализируя рисунки, учащиеся устанавливают, что оба древних корабля деревянные, похожи на большие лодки, передвигаются под парусом.Целесообразна работа с картой № 5. «На карте, - говорит учитель, - изображено большое водное пространство. Как оно называется? Каким цветом обозначена Греция, каким - берега, колонизованные греками? Каким условным знаком обозначены греческие колонии?» Получив ответы, учитель продолжает: «Греки на своих кораблях отправились на запад и достигли берегов страны, очертания которой похожи на сапог. Что эта за страна? На берегах Италии переселенцы основали много колоний: здесь были плодородные земли и обширные пастбища. Греки заселили большой остров у берегов Италии, который они прозвали Тринакрия (Тринакрия (по-древнегречески - трехвершинная, треугольная) -из древнейших названий острова Сицилия ). Как он теперь называется? В Сицилии была основана одна из самых больших греческих колоний-город Сиракузы».Учитель знакомит класс с двумя другими направлениями колонизации (южным и северо-восточным]. Он объясняет, что греки осваивали только морское побережье, не проникая далеко в глубь страны. Где бы ни жили греки, они чувствовали себя единым народом - эллинами (Слова «Эллада», «эллины» учитель постепенно вводит в свою (наряду с равнозначным «Греция») ), противостоящими невежественным варварам, как презрительно называли они негреческое население, живущее вокруг колоний.О жизни в греческих колониях учащиеся узнают либо из учебника (§ 31, п. 3, 5), либо из рассказа учителя, либо материал учебника задается на дом. Нужно подчеркнуть, что жители колоний, особенно в Северном Причерноморье, выгодно меняли свои товары на зерно у окружающих племен, а случалось- забирали его в виде дани. Зерно и рабов из этих племен продавали приезжавшим из Греции купцам.В конце урока целесообразно познакомить учащихся с выводом учебника: «К V. до н. э. на морских побережьях отКавказа до Испании образовались сотни греческих городов-государств» (стр. 131).Значение образования колоний можно рассмотреть в начале следующего урока.Домашнее задание. § 31,

hotels-greece.ru

город-государство (в древней Греции) - это... Что такое город-государство (в древней Греции)?

 город-государство (в древней Греции)

город-государство (в древней Греции)

פּוֹלִיס ז'

Русско-ивритский словарь. Академик. 2013.

  • город с еврейским населением, традициями
  • городить (1.ставитьограду)

Смотреть что такое "город-государство (в древней Греции)" в других словарях:

  • История Древней Греции — Парфенон История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) …   Википедия

  • Гомосексуальность в Древней Греции — Гомоэротическая сцена. Роспись на чернофигурном сосуде, ок. 540 г. до н.э. В науке неоднократн …   Википедия

  • Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… …   Энциклопедия инвестора

  • ГОРОД — Марксистско ленинская ист. наука, исследуя и обобщая огромный фактич. материал, рассматривает Г. как ист. категорию, обусловленную в первую очередь социально экономич. структурой общества. Маркс и Энгельс впервые вскрыли осн. законы развития Г.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Спарта (др.-греч. город-гос-во) — Спарта (Sparte), Лакедемон (Lakedáimon), первоначально древнегреческий город государство (полис) в долине р. Эврот (обл. Лаконика), затем, в 6‒1 вв. до н. э., ‒ государство, охватывавшее юж. часть Пелопоннеса. Согласно «Илиаде», С. являлась одной …   Большая советская энциклопедия

  • История почты и почтовых марок Греции — «Большая голова Гермеса»  ( …   Википедия

  • Идеология и культура Греции в VIII—VI вв. до н. э. — VIII VI века до н. э. были периодом значительного подъёма культуры древней Греции. Во многом эта культура была основана на достижениях старых рабовладельческих государств Востока. К началу, VIII в. или, быть может, к несколько более раннему… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Почтовые марки Греции — «Большая голова Гермеса» (Скотт #53)  марка номиналом в 5 лепт (1880 …   Википедия

  • Становление рабовладельческого государства в Спарте и других земледельческих областях Греции — Возникновение в истории Греции VI IV вв. до н. э. наиболее заметную роль древней Спарты играли два государства: Афины и Спарта. В истории Афин и в истории Спарты можно наблюдать черты, типичные для исторического развития и многих других… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • СПАРТА (государство) — СПАРТА (Лакедемон), древнегреческое государство и город на полуострове Пелопоннес, в долине реки Эврот (область Лаконика). Наряду с Афинами самое могущественное государственное образование в Древней Греции. В греческих мифах рассказывается, что… …   Энциклопедический словарь

  • Кирена (город) — Археологические памятники Кирены* Archaeological Site of Cyrene** Всемирное наследие ЮНЕСКО …   Википедия

russian_hebrew.academic.ru