Военные деспотии древнего мира. Open Library - открытая библиотека учебной информации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Военные деспотии Древнею мира. Военные деспотии древнего мира


Trojden | Расширение ареала цивилизации: Загладин Н. В.

Во II—I тысячелетиях до н.э. первые государства Древнего мира вступили в полосу упадка. В то же время в этот период возникли новые государственные образования, возросло многообразие социальной, духовной, культурной жизни народов.

Истоки слабости деспотий древности

Древнеегипетское государство просуществовало более двух тысяч лет, что в динамичное Новое и особенно Новейшее время представляется почти невероятным. Необходимо, однако, учитывать характер общественного развития в Древнем мире. Жизнь цивилизаций шла как бы по замкнутому кругу, подчиняясь природному ритму, циклу сельскохозяйственных работ. Незначительные улучшения техники изготовления посуды, инструментов не могли качественно изменить сложившийся уклад. Если и появлялись новые знания, то они становились достоянием узкого круга жрецов, которые сохраняли их в секрете, используя для укрепления влияния своих храмов.

Исключительно редкими были выступления рабов, слуг фараона и знати против своего зависимого положения. Пленные из других земель понимали, что протест или побег не вернет их в родное племя, отдаленное сотнями километров пустынных земель. Господствующие религиозные воззрения побуждали воспринимать невзгоды жизни как немилость судьбы и высших сил.

Притеснения со стороны власть имущих были типичным явлением. Значительную часть переписки в Древнем Египте и Шумере составляли жалобы на поборы и произвол чиновников. В то же время в государствах древности уже сложилась система правовых норм, которые обеспечивали определенную защиту всем слоям населения, в том числе и малоимущим. Многие из них отражали племенные традиции, сформировавшиеся в глубокой древности.

Первые дошедшие до наших времен писаные законы были изданы в Шумере в XXI веке до н.э. Наибольшую известность приобрели законы вавилонского царя Хаммурапи (правил в 1792—1750 до н.э.), создавшего в Месопотамии мощную державу. Они делили население Вавилонии на такие категории, как свободные общинники, люди, работающие в государственном (царском) хозяйстве, и рабы. За одинаковые преступления устанавливались разные наказания, наиболее суровые—для рабов. При этом рабы не были бесправными: они могли жаловаться на жестокость своего хозяина. Им дозволялось иметь свой дом и свою семью. Рабы не платили податей. Обеспечение их едой, жильем, одеждой было обязанностью их собственника (храма, вельможи или государства).

Основную угрозу стабильности древних деспотий представляли сепаратизм отдельных провинций, борьба знати за высшую власть, конфликты между светскими и духовными властителями, резко обострявшиеся при внешних вторжениях.

В XVIII веке до н.э. Египет подвергся нашествию кочевников гиксосов, разгромивших войска фараона и поселившихся в плодородной долине Нила. Единое государство распалось на соперничающие провинции (номы). Лишь через два века власть фараонов была восстановлена. В XII веке до н.э. в Египет вторглись ливийские племена и так называемые «народы моря», живущие на Балканском полуострове и в Малой Азии. Они уже овладели мастерством изготовления оружия из жалеза и были грозным противником. Египту удалось отбить это нападение, но его силы были подорваны. Начался упадок центральной власти. Страна вновь распалась на два царства — Нижний и Верхний Египет, которые были завоеваны более сильными соседями.

Военные деспотии Древнего мира

С наступлением железного века — появлением первых орудий из железа — производительность труда земледельцев возросла. Стало возможно распахивать земли, которые раньше не поддавались обработке, а использовались как пастбища. Земледельцы начали теснить соседние пастушеские племена. Расширяющиеся земледельческие территории необходимо было охранять от набегов кочевников, что требовало создания новых государств. В отличие от первых царств древности их функции не были связаны с организацией орошения земли. С этой задачей, благодаря более совершенным орудиям труда, сельские общины уже справлялись.

Новые государственные образования представляли собой военные деспотии. Они обеспечивали земледельческим общинам, ремесленникам и торговцам городов защиту от внешних врагов. Собираемые налоги шли на содержание армии, аппарата управления, придворной знати. Чем больше земель контролировала военная деспотия, тем большие средства оказывались в распоряжении ее повелителей. Это стимулировало постоянную экспансию. Войны во имя расширения территории велись непрерывно.

Возникавшие империи были непрочными, опирались лишь на военную силу. Хозяйственная, религиозная разнородность входящих в них земель, стремление местной знати к самостоятельности при серьезных военных поражениях приводили к их распаду.

Центрами первых военных деспотий стали государства, образовавшиеся в Малой Азии, на Иранском нагорье (держава хеттов, Ассирия, Урарту). Между ними развернулась борьба за контроль над плодородными землями Месопотамии. В XIV—XIII вв. до н.э. наибольших успехов добились хетты, небезуспешно воевавшие с египтянами. Затем на роль первой военной деспотии выдвинулась Ассирия. Она еще с XIX века до н.э. соперничала с Вавилоном за господство над плодородными землями Междуречья. В X—VII вв. до н.э. Ассирия распространила свою власть на всю Малую Азию, покорила не только Вавилон, но и Финикию, Дамасское царство, Иудейское и Израильское царства в Палестине, Египет, земли хеттов, персидских и индийских племен.

В VII веке до н.э. союз индийских племен отказался подчиняться Ассирии и начал против нее войну. Ослаблением Ассирии воспользовался Вавилон, захвативший большую часть ее владений.

В VI веке до н.э. началось возвышение Персидской державы. Персы, при царе Кире II (правил в 558—530 до н.э.) освободившиеся от власти Мидии, начали завоевательные походы. Им удалось покорить Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию. При царе Камбизе они овладели Египтом. При царе Дарии I (правил в 522—486 до н.э.), завоевавшем запад Индии, сложилась новая административная система управления. Его империя была разделена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила подати в зависимости от размера и плодородия обрабатываемой земли. Для удобства расчетов и торговли впервые в мире началась чеканка серебряной монеты, в качестве платежного средства использовались также слитки серебра. Ежегодно в казну Дария поступало около 400 т серебра.

Персидская империя оказалась непрочной: после поражения в войне с городами-государствами Греции, в IV веке до н.э., она рухнула под ударами войск Македонии.

Древняя Индия

В Индии также сменилось несколько крупных государственных образований. В III—II вв. до н.э. большую часть ее территории контролировала империя Маурьев. После ее распада начался длительный период соперничества небольших государств, завершившийся лишь в IV веке, когда расширились границы державы династии Гуптов. Однако под ударами кочевых племен в VI веке распалась и эта империя. На территории Индии вновь возникло множество мелких государств.

Персидская империя при Дарии I

Сложность создания в Индии крупных военных деспотий отчасти объяснялась обширностью ее территории, значительную часть которой занимали труднопроходимые джунгли, пустыни и горы. Большую роль играла здесь уникальная система общественных отношений.

Еще в рамках родоплеменного строя, на базе ведущих натуральное хозяйство общин (они обычно включали несколько поселений), сложилась жесткая система наследования профессий. Общество разделилось на варны — замкнутые группы людей. К высшим относились варны брахманов (жрецов) и кшатриев (вождей и воинов). Наиболее многочисленная варна вайшьи объединяла рядовых общинников. Чужаки (отбившиеся от своих общин, пленные и их потомки) составляли низшую варну — шудр. Браки между представителями различных варн, переход из одной варны в другую были невозможны.

Происхождение варновой системы точно неизвестно. Одна из гипотез состоит в том, что оно было связано с завоеванием Индии индоевропейскими арийскими племенами. Как считают индийские ученые, прародиной ариев была Центральная Европа. В начале И тысячелетия до н.э. некоторые из их племенных союзов начали двигаться на Восток. Часть осела на территории современного Ирана (в частности, мидийцы и персы являются их потомками). Другие двинулись южнее, в Индию, подчиняя местные племена. Относительно немногочисленные завоеватели — вожди, воины, жрецы, не желая полностью сливаться с покоренным населением, стремились сделать свою власть наследственной. Заложенная ими традиция наследования социальной роли со временем укоренилась в обществе.

Варновая система, зародившаяся в долине Ганга, постепенно распространилась на большую часть территории Индии. С появлением новых профессий варны в начале новой эры, особенно у вайшьи, разделились на касты ремесленников, торговцев, земледельцев и тд.

Система каст, которых насчитывалось более сотни (она была отменена лишь в XX веке), делила общество на множество мелких сегментов, избегавших контактов друг с другом. Она была крайне консервативна, исключала возможность каких-либо перемен. Представители каждой касты имели различные, жестко определенные привилегии, права и обязанности. Сильной была традиция внутри кастовой солидарности и взаимной поддержки.

Сменявшие друг друга завоеватели могли облагать налогами общинные хозяйства, но были не в состоянии повлиять на сложившиеся нормы кастового поведения, обеспечить себе поддержку в индийском обществе, живущем по своим законам. Решающую роль играла местная духовная и светская знать — брахманы и кшатрии. Это определяло непрочность возникавших в Индии империй.

Китай в эпоху древности

Свои особенности имело развитие государства в Древнем Китае. На обширной территории между реками Янцзы и Хуанхэ издавна проживали земледельческие племена, которые постепенно расселились на равнинной части территории современною Китая.

В процессе соперничества между небольшими государственными образованиями, возглавлявшимися возвысившейся племенной знатью (ее число достигало нескольких сот), постепенно выделился ряд крупных держав. На рубеже II—I тысячелетий до н.э. наиболее влиятельным было Западное Чжоу, глава которого, ван (император), считался сыном Неба, стоящим между богами и людьми. В VIII веке до н.э. Чжоу приходит в упадок, на территории Китая возникают семь крупных соперничающих государств. Самое могущественное из них, империя Цинь, в III веке до н.э. на непродолжительное время объединяет почти всю страну. Считается, что именно в это время по повелению императора Цинь Ши Хуанди для защиты от кочевников завершается строительство Великой Китайской стены.

Гигантские размеры стены (ее длина достигает 5000 км, высота — от 6,6 до 10 м, толщина в нижней части — 6,5 м, в верхней — 5,5 м, через каждые несколько сот метров возвышаются сторожевые башни) породили немало гипотез о времени ее строительства, однако их достоверность сомнительна. Поскольку кочевые племена постоянно подступали к границам древнекитайских государств, не исключено, что стена сооружалась ими на протяжении нескольких столетий, неоднократно достраивалась и ремонтировалась.

Со II века до н.э. до III века н.э. главенство в Китае переходит к империи Хань. В этот период организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются торговые отношения со многими государствами Центральной Азии и Ближнего Востока (Великий шелковый путь).

Особенность Китая состояла в том, что главную опасность его целостности создавали сепаратистские стремления местной знати. С развитием товарно-денежных отношений ее позиции укреплялись, она захватывала контроль над общинными землями, многие земледельцы попадали в долговое рабство.

Китай был единственной страной Древнего мира, где предпринимались попытки ослабить значение знати, в частности освободить государственный аппарат от ее влияния. Получила распространение практика, при которой назначение на государственную должность требовало определенных знаний, сдачи экзамена. К нему допускались выходцы из всех слоев населения. За службу чиновники награждались не землей, а получали регулярное жалованье.

Власти нередко стремились опереться на поддержку рядовых общинников, выступая в защиту их интересов, привычного для них (традиционного) уклада. Неоднократно предпринимались попытки ограничить развитие товарно-денежных отношений, затруднить перераспределение земли в пользу знати. Так, во времена государства Чжоу земля считалась принадлежащей государству, которому земледельцы платили налоги. В империи Хань в I веке были отменены все наследственные титулы, запрещена купля и продажа земли. Государство регламентировало цены на рынках, контролировало выпуск продукции ремесленниками. Предельный размер земельных владений, как и количество рабов, которые могли находи

trojden.com

Военные деспотии Древнею мира - Политология

С наступлением железного века - появлением первых орудий из железа - производительность труда земледельцев возросла. Стало возможно распахивать земли, которые раньше не поддавались обработке, а использовались как пастбища. Земледельцы начали теснить coceдние пастушеские племена. Расширяющиеся земледельческие территории необходимо было охранять от набегов кочевников, что требовало создания новых государств. В отличие от первых царств древности их функции не были связаны с организацией орошения земли. С этой задачей, благодаря более совершенным орудиям труда, сельские общины уже справлялись.

Новые гoсударственные образования представляли собой вoeнные деспотии, Они обеспечивали земледельческим общинам, peмecленникам и торговцам городов защиту от внешних вpaгoв. Собираемые налоги шли на содержание армии, аппарата управления, придворной знати. Чем больше земель контролировала военная дecпотия, тем большие средства оказывались в распоряжении ее повелителей. Это стимулировало постоянную экспансию. Войны во имя расширения территории велись непрерывно.

Возникавшие империи были непрочными, опирались лишь на военную силу. Хозяйственная, религиозная разнородность входящих в них земель, стремление местной знати к самостоятельности при cepьезных военных поражен иях приводили к их распаду. Центрами первых военных деспотий стали государства, образовавшиеся в Малой Азии, на Иранском Haгopьe (держава хеттов, Acсирия, Урарту). Между ними развернулась борьба за контроль над плодородными землями Месопотамии. В XIV-XIII вв, до н.э. наибольших успехов добились хетты, небезуспешно воевавшие с египтянами. Затем на роль первой военной деспотии выдвинулась Accирuя. Она еще с XIX века до н.э. соперничала с Вавилоном за господство над плодородными землями Междуречья. В Х - VII вв, до н.э. Ассирия распространила свою власть на всю Малую Азию, покорила не только Вавилон, но и Финикию, Дамасское царство, Иудейское и Израильское царства в Палестине, Египет, земли хеттов, персидских и мидийских племен.

В VII веке до н.э. союз мидийских племен отказался подчиняться Ассирии и начал против нее войну. Ослаблением Ассирии воспользовался Вавилон, захвативший большую часть ее владений.

В VI веке до н.э. началось возвышение Персидекой державы. Персы, при царе Кире Il (правил в 558-5ЗО до ll,Э.) освободившиеся от власти Мидии, начали завоевательные походы. Им удалось покорить Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию. При царе Камбизе они овладели Египтом. При царе Дарии 1 (правил в 522-486 до н.э.), завоевавшем запад Индии, сложилась новая административная система управления. Eгo империя была разделена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила подати в зависимости от размера и плодородия обрабатываемой земли. Для удобства расчетов и торгoвли впервые в мире началась чеканка серебряной монеты, в качестве nлатежного средства использовались также слитки серебра. Ежегодно в казну Дария поступало около 400 т серебра.

Персидская империя оказалась непрочной: после поражения в войне с гoродами-государствами Греции, в IV веке до н.э." она pухнула под ударами войск Македонии.

Древняя Индия

В Индии также сменилось несколько крупных государственных образований. В III - II вв, до н.э. большую часть ее территории контролировала империя Маурьев.

После ее распада начался длительный период соперничества небольших государств, завершившийся лишь в IV веке, когда расширились границы державы династии Туптов. Однако под ударами кочевых племен в VI веке распалась и эта империя. На территории Индии вновь возникло множество мелких государств.

Сложность создания в Индии крупных военных деспотий отчасти объяснялась обширностью ее территории, значительную часть которой занимали труднопроходимые джунгли, пустыни и гopы. Большую роль игpала здесь уникальная система общественных отношений.

Еще в рамках родоплеменного строя, на базе ведущих натуральное хозяйство общин (они обычно включали несколько поселений), сложилась жесткая система наследования профессий. Общество разделил ось на варны - замкнутые гpуппы людей. К высшим относились варны брахманuв (жрецов) и кшатриев (вождей и воинов). Наиболее многочисленная вар на вайшьи объединяла рядовых общинников. Чужаки (отбившиеся от своих общин, пленные и их потомки) составляли низшую варну - шудр. Браки между представителями различных варн, переход из одной варны в другyю были невозможны.

Происхождение варновой системы точно неизвестно. Одна из гипотез состоит в том, что оно было связано с завоеванием Индии индоевропейскими арийскими племенами. Как считают индийские ученые, прародиной ариев была Центральная Eвропа. В начале II тысячелетия до н.э. некоторые из их племенных союзов начали двигаться на Восток. Часть осела на территории современногo Ирана (в частности, мидийцы и персы являются их потомками). Другие двинулись южнее, в Индию, подчиняя местные племена. Относительно немногочисленные завоеватели - вожди, воины, жрецы, не желая полностью сливаться с покоренным населением, стремились сделать свою власть Haследственной. Заложенная ими традиция наследования социальной роли со временем укоренилась в обществе.

Варновая система, зародившаяся в долине Гангa, постепенно pacпространилась на большую часть территории Индии. С появлением новых профессий варны в начале новой эры, особенно у вайшьи, разделились на касты ремесленников, торговцев, земледельцев и т.д.

Система каст, которых насчитывалось более сотни (она была отменена лишь в ХХ веке), делила общество на множество мелких ceгментов, избегавших контактов друг с другом. Она была крайне консервативна, исключала возможность каких-либо перемен. Представители каждой касты имели различные, жестко определенные привилегии, права и обязанности, Сильной была традиция внутрикастовой солидарности и взаимной поддержки.

Сменявшие друг друга завоеватели могли облагать налогами общинные хозяйства, но были не в состоянии повлиять на сложившиеся нормы кастовoгo поведения, обеспечить себе поддержку в индийском обществе, живущем по своим законам. Решающую роль игpала местная духовная и светская знать - брахманы и кшатрии. Это определяло непрочность возникавших в Индии империй.

Китай в эпоху древности

Свои особенности имело развитие государства в Древнем Китае. На обширной территории между реками Янцзы и Хуанхэ издавна проживали земледельческие племена, которые постепенно расселились на равнинной части территории cовременнoгo Китая.

В процессе соперничества между небольшими государственными образованиями, возглавлявшимися возвысившейся племенной знатью (ее число достигало нескольких сот), постепенно выделился ряд крупных держав. На рубеже II - I тысячелетий до н.э. наиболее влиятельным было Западное Чжоу, глава котopoгo, ван (император), считался сыном Неба, стоящим между богами и людьми. В VIII веке до н.э. Чжоу приходит в упадок, на территории Китая возникают семь крупных соперничающих гoсударств. Самое могyщественное из них, империя Цинь, в III веке до н.э. на непродолжительное время объединяет почти всю страну. Считается, что именно в это вpeмя по повелению императора Цинь Ши Хуанди для защиты от кочевников завершается строительство Великой Китайской стены.

Гигантские размеры стены (ее длина достигает 5000 км, высота - от 6,6 до 10 м, толщина в нижней части - 6,5 м, в Bepxней - 5,5 м, через каждые несколько сот метров возвышаются сторожевые башни) породили немало гипотез о времени ее строительства, однако их достоверность сомнительна. Поскольку кочевые племена постоянно подступали к границам древнекитайских государств, не исключено, что стена сооружалась ими на протяжении нескольких столетий, неоднократно достраивалась и ремонтировалась.

Со II века до н.э. до III века н.э. главенство в Китае переходит к империи Хань. В этот период организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются тopгoвыe отношения со многими гoсударствами Центральной Азии и Ближнего Востока (Великий шелковый путь).

Особенность Китая состояла в том, что главную опасность eгo цeлостности создавали сепаратистские стремления местной знати. С развитием товарно-денежных отношений ее позиции укреплялись, она захватывала контроль над общинными землями, многие земледельцы попадали в долговое рабство.

Китай был единственной страной Древнего мира, где предпринимались попытки ослабить значение знати, в частности освободить государственный аппарат от ее влияния. Получила распространение практика, при которой назначение на государственную должность требовало определенных знаний, сдачи экзамена.

К нему допускались выходцы из всех слоев населения. За службу чиновники нaгpаждались не землей, а получали регyлярное жалованье.

Власти нередко стремились опереться на поддержку рядовых общинников, высгyпая в защиту их интересов, привычного для них (традиционного) уклада. Неоднократно предпринимались попытки огpаничить развитие товарно-денежных отношений, затруднить перераспределение земли в пользу знати. Так, во времена государства Чжоу земля считалась принадлежащей гoсударству, которому земледельцы платили налоги. В империи Хань в 1 веке были отменены все наследственные тигyлы, запрещена купля и продажа земли. Гocyдapство регламентировало цены на рынках, контролировало выпуск продукции ремесленниками. Предельный размер земельных владений, как и количество рабов, которые могли находиться в распоряжении одного собственника, огpаничивались.

Первоначально максимальный размер поместья составлял 138 гa, затем он был урезан до 2 гa. Вводился налог на частных лиц, имеющих рабов. В то же время гoсударственное рабовладение приобретало возрастающие масштабы.

Злоупотребления чиновников властью, казнокрадство и низкая эффективность их деятельности (в частности, пришла в упадок ирригационная система реки Хуанхэ, что стало причиной наводнений и голода), постоянный рост налогов (средства тратились на содержание государственного аппарата) привели в 1 веке к восстанию, вошедшему в историю как движение "красных бровей". Оно было подавлено с большим трудом, однако политика властей не изменилась.

Новый этап духовной жизни

С насгyплением железного века, совершенствованием орудий труда степень зависимости человека от природы уменьшилась. Это привело к падению влияния религий, основанных на обожествлении ее стихийных сил. В то же время таинство смерти по-прежнему остaвалось загадкой для человека. Это способствовало возникновению и подъему новых религий - зороастризма, буддизма, конфуцианства, иудаизма. При больших различиях между ними выделялась общая черта: жизненный путь человека на Земле рассматривался как свoeго рода испытание, и тот, кто достойно проходил eгo, получал вознагpаждение после смерти.

Распространение зороастризма связывается с учением Зороастра (Заратуштры), (VIl-VI вв, до н.э.), жившего в Иране. Согласно eгo взглядам, в мире идет борьба двух сил - Добра и Зла. Человек рассматривался как порождение сил Добра, но при этом считалось, что, обладая свободой воли, он может выбрать и путь Зла, на который eгo толкают темные силы. Люди, вступившие на путь Добра, после смерти попадали в рай. Те, кто предались Злу, обрекали себя на вечные муки в аду. Зороастризм предполагал победу сил Добра и утверждение на земле идеальногo царства. Учение Зороастра широко распространилось среди иранских племен в III-VII вв.

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама (62З-544 до н.э.). По eгo учению, после смерти человека ждет новое возрождение, форма котopoгo определяется законом кармы (воздаяния) за дела, совершенные в этой и предыдущих жизнях, грешник может возродиться в теле животного или насекомого, праведник - в ребенке высшей касты. Достижение абсолютной праведности ведет к нирване - прекращению цикла перерождений, вечному блаженству. Буддизм в I-II вв, широко распространился не только в Индии, но и в Китае, Корее, Японии.

Конфуцианство - это скорее не религия, а система морально-этических норм, разработанных китайским мыслителем Конфуцием (551-479 до н.э.). Эти нормы он считал обязательными для соблюдения всеми уважающими себя людьми. Они включали стpoгoe соблюдение традиций, почтительность к старшим, повиновение власти, соблюдение порядка, установленного высшими силами, Небом. Гocyдapcтвo рассматривалось Конфуцием как большая семья, в которой старшие, т.е., власти, должны проявлять заботу о народе, управлять не с помощью принуждения, а на основе добродетели. Многие последователи Конфуция считали, что народ имеет право на восстание против власти, если она ущемляет eгo права, прибегает к произволу.

Иудаизм утвердился в древнееврейском гocудapcтвe Палестине в X-VII вв, до н.э. Он строился на вере в единого бога Яхве, который обещал спасение избранному им народу Израиля в случае, если он будет следовать заветам, изложенным в священных книгах, Согласно Ветхому Завету, Страшный суд постигнет всех живых и мертвых. Праведники же обретут вечную жизнь, в отличие от верований прошлого, которые предполагали, что человек может лишь молить о поддержке у высших сил, умиротворяя их жертвоприношениями, новые релиmи ставили судьбу человека в зависимость от eгo действий, в том числе и по отношению к окружающим, Это было отражением возросшей роли социальных факторов развития человечества.

Вопросы и задания

1. Укажите, в чем отличия гoсударственной власти от родоплемeннoгo устройства. Перечислите признаки гocудapcтвa.

2. В каких регионах мира сложились первые гocуAapcтвeнныe образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних гocудapcтв? Приведите примеры.3. Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним гocудapcтвaм? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства. 4. Подумайте, почему правители восточных гocуAapcтв провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте? 5. Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.

6. Укажите причины слабости деспотических гocyдapcтв дpeвности. Как долго существовало Древнеегипетское государство? В чем причины eгo упадка? 7 Какие отношения регyлировали древнейшие системы правовых норм? Кто из древних восточных владык впервые подкрепил свою власть силой закона? 8. Дайте характеристику деспотиям, сложившимся в начале железного века. Почему войны за расширение территории Beлись непрерывно? Какие военные деспотии возникли на территории Передней Азии? Почему они распадались сравнительно быстро? 9 Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты? 10. Заполните таблицу: Таблица «Новый этап духовной жизни»

Религии Основные идеи
Зороастризм  
Будцизм  
Конфуцианство  
Иудаизм  

Сделайте вывод об отличиях новых религий от прежних верований

student2.ru

Тема 3.Деспотии Востока

Военное дело Тема 3.Деспотии Востока

просмотров - 227

Время, начавшееся с возникновения первых госу­дарств, называют эпохой Древнего мира. Она обычно разделяется на три периода. В IV—II тысячелœетиях до н.э. возникают первые государственные образования (период раннего Древнего мира). В конце II—I тысяче­летий до н.э. наступает период расцвета древних госу­дарств. В первой половинœе I тысячелœетия до н.э. эти государства вступают в период упадка (период поздней древности), возрастает роль новых государств, возник­ших на периферии Древнего мира — античной Греции и Древнего Рима.

Предпосылки возникновения государства

В эпоху неолита всœе основные вопросы жизни племени решались не­посредственно его членами. При возникновении споров выход нахо­дили на основе традиции, обычая. Особенным уважением пользова­лось мнение старейшин, обладавших большим опытом. При столкновении с другими племенами за оружие брались всœе мужчи­ны, а иногда и женщины. Роль вождей, колдунов, как правило, была ограниченной. Их власть распространялась на узкий круг вопросов и опиралась на силу авторитета͵ а не принуждения.

Возникновение государства означало, что права принятия и ис­полнения решений переходят к специально созданным для этого ин­ститутам. Обычаи и традиции заменяются законом, соблюдение ко­торого обеспечивается вооруженной силой. Убеждение дополняется, а то и заменяется принуждением. Общество делится по новому при­знаку — на управляемых и управляющих. Возникает новая группа людей — чиновников, судей, военных, олицетворяющих собой власть и действующих от ее имени.

Материальные основы создания государства были заложены с пе­реходом к обработке металлов. Это повысило производительность труда, обеспечило достаточный излишек продуктов, чтобы содер­жать аппаратвласти и подавления.

Существуют различные объяснения причин возникновения государства. Среди них выделяются следующие: заинтересо­ванность зажиточной родоплеменной верхушки в укреплении своей власти и защите богатства от малоимущих соплеменни­ков; крайне важность удерживать в повиновении покоренные племена, обращенные в рабство; потребности организации крупномасштабных общих работ по ирригации и защите от ко­чевых племен.

Вопрос о том, какая из этих причин была основной, необхо­димо рассматривать применительно к конкретным ситуациям. Важно также учитывать, что ранние государства развивались, с течением времени у них возникали новые функции.

Первые государственные образования сложились в субтропиках, в долинах таких рек, как Нил, Тигр и Евфрат, Инд, Хуанхэ.

Обилие влаги и исключительное плодородие почвы в сочетании с теплым климатом позволяли получать несколько богатых урожаев в год. В то же время в низовьях рек на поля наступали болота͵ выше по течению плодородные земли поглощала пустыня. Все это требовало проведения крупномасштабных ирригационных работ, строительст­ва дамб и каналов. Первые государства возникли на основе союзов племен, нуждающихся в четкой организации труда масс людей. Наи­более крупные посœелœения стали центрами не только ремесла, торгов­ли, но и административного управления.

Ирригационные работы в верховьях рек влияли на условия земледелия ниже по течению, плодородная земля стала ценно­стью. В результате развернулась ожесточенная борьба между пер­выми государствами за контроль над всœем течением реки. В IV ты­сячелœетии до н.э. в долинœе Нила сложились два крупных царства — Нижний и Верхний Египет. В 3118 ᴦ. до н.э. Верхний Египет был завоеван Нижним. Столицей нового государства стал город Мем­фис, лидер завоевателœей Мен (Мина) стал основателœем I династии фараонов (царей) Египта.

В Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата (его иногда на­зывают также Двуречьем), где жили родственные племена шумеров, на верховенство претендовало несколько городов (Аккад, Умма, Ла-гаш, Ум, Эриду и др.). Централизованное государство здесь сложи­лось в XXIV веке до н.э. Царь города Аккад Саргон (правил в 2316—2261 до н.э.), первым в Месопотамии создавший постоянное войско, объединил ее под своей властью и создал династию, царст­вовавшую полтора столетия.

На рубеже III—II тысячелœетий до н.э. возникают первые государ­ственные образования в Индии, Китае, Палестинœе. Финикия (нахо­дилась на территории нынешнего Ливана) стала основным центром средиземноморской торговли.

Рабовладение и общественные отношения в древних государствах

В условиях родоплеменного строя пленных или убивали, или остав­ляли в семейной общинœе, где они работали вместе со всœеми на правах младших членов семьи. Подобное рабство получило название патри­архального. Оно было широко распространено, но не имело большо­го значения для жизни племен.

С возникновением первых государств, ведущих постоянные вой­ны друг с другом, число пленных значительно возросло. Так, в ходе одной из войн Верхнего Египта с Нижним было захвачено 120 тыс. человек, обращенных в рабство. Рабы становились собственностью центральной и местной власти, знати, храмов, ремесленников. Ис­пользование их труда приобретало большое значение для проведе­ния ирригационных работ, строительства дворцов и пирамид. Рабы превратились в товар, в «говорящее орудие», ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ продавалось и покупалось. При этом рабы, обладающие навыком ремесла, письма, молодые женщины ценились выше. Походы в сосœедние страны для захвата новых пленных стали регулярными. К примеру, египтяне неоднократно вторгались в Эфиопию, Ливию, Палестину, Сирию.

Завоеванные земли переходили в собственность храмов, фараона, раздавались им своим приближенным. Их жители либо обращались в рабство, либо оставались формально свободными, но лишались собственности. Их называли хему. Οʜᴎ зависели от воли чиновников фараона, направлявших их на общественные работы, в мастерские или выделявших им земельный надел.

Большую хозяйственную роль играло сохраняющееся общинное землевладение. Влияние кровнородственных связей на обеспечение единства общины постепенно уменьшалось. Более важным было совместное пользование землей и выполнение общих повинностей (уплаты податей, службы в войсках фараона во время походов, выполнения ирригационных и иных работ).

Принадлежность к общинœе давала определœенные привилегии. Сохранялось оставшееся со времен родоплеменного строя общинное самоуправление. Члены общины пользовались ее защитой, она кол­лективно отвечала за совершенные ими проступки.

Высшая власть в Древнем Египте принадлежала фараону, кото­рый считался живым богом, его воля была абсолютным законом для подданных. Ему принадлежала значительная часть земель и ра­бов. Наместниками фараона чаще всœего назначались его родствен­ники. Οʜᴎ управляли провинциями и одновременно, владея пожа­лованными или принадлежащими им землями, являлись крупными собственниками. Это придавало египетской деспотии патриархальный характер.

В Египте были сильными традиции матриархата. Первона­чально право на престол передавалось по женской линии, и многие фараоны вынуждены были заключать браки со своими родными или двоюродными сестрами, чтобы их власть призна­валась законной.

Большую роль в обществе Древнего Египта играли чиновни­ки, осуществляющие сбор налогов, непосредственно управляю­щие имуществом фараона и его приближенных, отвечающие за строительство

Значительным влиянием пользовались жрецы. Οʜᴎ вели наблюде­ния за погодой, солнечными и лунными затмениями, их благослове­ние считалось необходимым при любом начинании. В Древнем Егип­те особое значение придавалось похоронным ритуалам, что также обеспечивало особое уважение к жрецам. Οʜᴎ были не только слу­жителями культов, но и хранителями знаний. Строительство пира­мид, как и проведение ирригационных работ, расчеты времени разли­вов Нила требовали довольно сложных математических выкладок.

Примерно такой же характер носили общественные отношения в Древней Месопотамии, где цари обожествлялись, а храмам принад­лежала особая роль в жизни государства.

Культура и верования в Древнем Египте

Наибольшую известность культура Древнего Египта приобрела бла­годаря усыпальницам фараонов — пирамидам. Как полагают ученые, их сооружение началось в XXVII веке до н.э. при фараоне Джосœере.

Самая крупная из пирамид—Хеопса — считалась в античные времена одним из чудес света. Ее высота составляет 146,6 м, ширина каждой стороны — 230 м, общий вес каменных глыб, из которых сооружена пирамида, — около 5 млн. 750 тыс. тонн. Внутри пирамид размещалась сложная система проходов, веду­щих к гробнице фараона. После его смерти тело бальзамирова­ли, украшали золотом, серебром, драгоценными камнями и по­мещали в саркофаг в погребальной камере. Считалось, что после смерти душа фараона продолжает жить вместе с богами.

Пирамиды столь велики, что даже в XX веке многим казалось немыслимым, чтобы их могли соорудить древние жители Егип­та. Рождались гипотезы об инопланетянах, высказывались предположения, что пирамиды строились в Новое время, а вся хронология Древнего мира ошибочна. Между тем, если учесть, что каждая пирамида строилась два-три десятилетия (работа над ней начиналась при воцарении нового фараона и должна была завершиться ко времени его смерти), а в распоряжении строителœей находились всœе ресурсы довольно крупного госу­дарства, создание пирамид не представляется невозможным.

Гигантские размеры пирамид, производящие впечатление даже на людей XXI века, подавляли современников своим величием и масштабами, они служили наглядной демонстрацией безгранично­сти власти фараонов. В глазах земледельцев, пленных рабов те, по воле которых воздвигались такие махины, действительно должны были быть сродни богам.

Вера в загробную жизнь отражалась и в религиозных воззре­ниях древних египтян. Οʜᴎ верили в существование богов, оли­цетворяющих собой различные силы природы, главным из них считался бог Солнца Ра. При этом любимым богом был Осирис, который, согласно египетской мифологии, научил людей земле­делию, обработке руды, хлебопечению. Злой бог пустыни Сет, согласно легенде, погубил Осириса, но он воскрес и стал царем загробного мира.

Каждому из богов посвящались отдельные храмы, и, в зави­симости от предстоящих дел, им требовалось вознести молитву, сделать жертвоприношение. Вместе с тем, наряду с богами, почи­тавшимися во всœем Египте, в отдельных провинциях сохраня­лись свои, местные, верования.

В XIV веке до н.э. при фараоне Аменхотепе /К(Эхнатоне) бы­ла предпринята попытка провести реформу культов и утвердить веру в единого бога, но она встретила сопротивление жрецов и завершилась неудачей.

Широко была распространена грамотность. Египтяне использо­вали иероглифическую систему письма (употребление отдельных знаков для написания каждого слова).

Французский ученый Ж. Шампольон (1790—1832) сумел понять значение иероглифов, что дало ключ к прочтению и других надписей.

Значительного развития в Египте достигла медицина. Широко использовались лекарства растительного и животного происхожде­ния, косметические средства. Были накоплены знания в области хи­рургии и стоматологии.

Начала развиваться техника мореплавания, хотя она и уступала финикийской. Египтяне умели строить корабли длиной до 50 м, ко­торые ходили под парусом и на веслах. Οʜᴎ плавали не только по Нилу, но и по морю, хотя при слабом развитии навигации не удаля­лись далеко от берега.

Во II—I тысячелœетиях до н.э. первые государства Древ­него мира вступили в полосу упадка. В то же время в данный период возникли новые государственные образования, возросло многообразие социальной, духовной, культур­ной жизни народов.

Истоки слабости деспотий древности

Древнеегипетское государство просуществовало более двух тысяч лет, что в динамичное Новое и особенно Новейшее время пред­ставляется почти невероятным. Необходимо, однако, учитывать характер общественного развития в Древнем мире. Жизнь циви­лизаций шла как бы по замкнутому кругу, подчиняясь природному ритму, циклу сельскохозяйственных работ. Незначительные улуч­шения техники изготовления посуды, инструментов не могли ка­чественно изменить сложившийся уклад. В случае если и появлялись но­вые знания, то они становились достоянием узкого круга жрецов, которые сохраняли их в секрете, используя для укрепления влия­ния своих храмов.

Исключительно редкими были выступления рабов, слуг фараона и знати против своего зависимого положения. Пленные из других зе­мель понимали, что протест или побег не вернет их в родное племя, отдаленное сотнями километров пустынных земель. Господствую­щие религиозные воззрения побуждали воспринимать невзгоды жизни как немилость судьбы и высших сил.

Притеснения со стороны власть имущих были типичным явлением. Значительную часть переписки в Древнем Египте и Шу­мере составляли жалобы на поборы и произвол чиновников. В то же время в государствах древности уже сложилась система правовых норм, которые обеспечивали определœенную защиту всœем слоям насе­ления, в том числе и малоимущим. Многие из них отражали племен­ные традиции, сформировавшиеся в глубокой древности.

Первые дошедшие до наших времен писаные законы были изданы в Шумере в XXI веке до н.э. Наибольшую известность приобрели законы вавилонского царя Хаммурапи (правил в 1792—1750до н.э.), создавшего в Месопотамии мощную держа­ву. Οʜᴎ делили населœение Вавилонии на такие категории, как свободные общинники, люди, работающие в государственном (царском) хозяйстве, и рабы. За одинаковые преступления уста­навливались разные наказания, наиболее суровые—для рабов. При этом рабы не были бесправными: они могли жаловаться на жестокость своего хозяина. Им дозволялось иметь свой дом и свою семью. Рабы не платили податей. Обеспечение их едой, жильем, одеждой было обязанностью их собственника (храма, вельможи или государства).

Основную угрозу стабильности древних деспотий представляли сепаратизм отдельных провинций, борьба знати за высшую власть, конфликты между светскими и духовными властителями, резко обо­стрявшиеся при внешних вторжениях.

В XVIII веке до н.э. Египет подвергся нашествию кочевников гиксосов, разгромивших войска фараона и посœелившихся в плодо­родной долинœе Нила. Единое государство распалось на соперничаю­щие провинции (номы). Лишь через два века власть фараонов была восстановлена. В XII веке до н.э. в Египет вторглись ливийские племе­на и так называемые «народы моря», живущие на Балканском полу­острове и в Малой Азии. Οʜᴎ уже овладели мастерством изготовле­ния оружия из желœеза и были грозным противником. Египту удалось отбить это нападение, но его силы были подорваны. Начался упадок центральной власти. Страна вновь распалась на два царства — Ниж­ний и Верхний Египет, которые были завоеваны более сильными сосœедями.

С наступлением желœезного века — появлением первых орудий из желœе­за — производительность труда земледельцев возросла. Стало воз­можно распахивать земли, которые раньше не поддавались обработке, а использовались как пастбища. Земледельцы начали теснить сосœед­ние пастушеские племена. Расширяющиеся земледельческие террито­рии крайне важно было охранять от набегов кочевников, что требовало создания новых государств. В отличие от первых царств древности их функции не были связаны с организацией орошения земли. С этой за­дачей, благодаря более совершенным орудиям труда, сельские общи­ны уже справлялись.

Новые государственные образования представляли собой воен­ные деспотии. Οʜᴎ обеспечивали земледельческим общинам, ремес­ленникам и торговцам городов защиту от внешних врагов. Соби­раемые налоги шли на содержание армии, аппарата управления, придворной знати. Чем больше земель контролировала военная дес­потия, тем большие средства оказывались в распоряжении ее пове­лителœей. Это стимулировало постоянную экспансию. Войны во имя расширения территории велись непрерывно.

Возникавшие империи были непрочными, опирались лишь на во­енную силу. Хозяйственная, религиозная разнородность входящих в них земель, стремление местной знати к самостоятельности при серь­езных военных поражениях приводили к их распаду.

Центрами первых военных деспотий стали государства, образо­вавшиеся в Малой Азии, на Иранском нагорье (держава хеттов, Ас­сирия, Урарту). Между ними развернулась борьба за контроль над плодородными землями Месопотамии. В XIV—XIII вв. до н.э. наи­больших успехов добились хетты, небезуспешно воевавшие с егип­тянами. Затем на роль первой военной деспотии выдвинулась Асси­рия. Она еще с XIX века до н.э. соперничала с Вавилоном за господство над плодородными землями Междуречья. В X—VII вв. до н.э. Ассирия распространила свою власть на всю Малую Азию, поко­рила не только Вавилон, но и Финикию, Дамасское царство, Иудей­ское и Израильское царства в Палестинœе, Египет, земли хеттов, пер­сидских и мидийских племен.

В VII веке до н.э. союз мидийских племен отказался подчиняться Ассирии и начал против нее войну. Ослаблением Ассирии восполь­зовался Вавилон, захвативший большую часть ее владений.

В VI веке до н.э. началось возвышение Персидской державы. Пер­сы, при царе Кире II (правил в 558—530 до н.э.) освободившиеся от власти Мидии, начали завоевательные походы. Им удалось поко­рить Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию. При царе Камбизе они овладели Египтом. При царе Дарий / (правил в 522—486 до н.э.), завоевавшем запад Индии, сложилась новая адми­нистративная система управления. Его империя была разделœена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила подати в зави­симости от размера и плодородия обрабатываемой земли. Для удобст­ва расчетов и торговли впервые в мире началась чеканка серебряной монеты, в качестве платежного средства использовались также слитки серебра. Ежегодно в казну Дария поступало около 400 т серебра.

Персидская империя оказалась непрочной: после поражения в войне с городами-государствами Греции, в IV веке до н.э., она рухну­ла под ударами войск Македонии.

Древняя Индия

В Индии также сменилось несколько крупных государственных образований. В III—II вв. до н.э. большую часть ее территории

Персидская империя при Дарий I
контролировала империя Мауръев. После ее распада начался дли­тельный период соперничества небольших государств, завершив­шийся лишь в IV веке, когда расширились границы державы ди­настии Гуптов. При этом под ударами кочевых племен в VI веке распалась и эта империя. На территории Индии вновь возникло множество мелких государств.

Сложность создания в Индии крупных военных деспотий отча­сти объяснялась обширностью ее территории, значительную часть которой занимали труднопроходимые джунгли, пустыни и горы. Большую роль играла здесь уникальная система общественных от­ношений.

Еще в рамках родоплеменного строя, на базе ведущих натураль­ное хозяйство общин (они обычно включали несколько посœелœений), сложилась жесткая система наследования профессий. Общество раз­делилось на варны — замкнутые группы людей. К высшим относи­лись варны брахманов (жрецов) и кшатриев (вождей и воинов). Наи­более многочисленная варна вайшьи объединяла рядовыхобщинников. Чужаки (отбившиеся от своих общин, пленные и их потомки) составляли низшую варну — шудр. Браки между предста­вителями различных варн, переход из одной варны в другую были невозможны.

Происхождение варновой системы точно неизвестно. Одна из гипотез состоит в том, что оно было связано с завоеванием Индии индоевропейскими арийскими племенами. Как считают индийские ученые, прародиной ариев была Центральная Евро­па. В начале II тысячелœетия до н.э. некоторые из их племенных союзов начали двигаться на Восток. Часть осœела на территории современного Ирана (в частности, мидийцы и персы являются их потомками). Другие двинулись южнее, в Индию, подчиняя местные племена. Относительно немногочисленные завоевате­ли — вожди, воины, жрецы, не желая полностью сливаться с по­коренным населœением, стремились сделать свою власть на­следственной. Заложенная ими традиция наследования социальной роли со временем укоренилась в обществе.

Варновая система, зародившаяся в долинœе Ганга, постепенно рас­пространилась на большую часть территории Индии. С появлением новых профессий варны в начале новой эры, особенно у вайшьи, раз­делились на касты ремесленников, торговцев, земледельцев и т.д.

Система каст, которых насчитывалось более сотни (она была от­менена лишь в XX веке), делила общество на множество мелких сег­ментов, избегавших контактов друг с другом. Она была крайне кон­сервативна, исключала возможность каких-либо перемен. Представители каждой касты имели различные, жестко определœен­ные привилегии, права и обязанности. Сильной была традиция внутрикастовой солидарности и взаимной поддержки.

Сменявшие друг друга завоеватели могли облагать налогами об­щинные хозяйства, но были не в состоянии повлиять на сложившие­ся нормы кастового поведения, обеспечить себе поддержку в индий­ском обществе, живущем по своим законам. Решающую роль играла местная духовная и светская знать — брахманы и кшатрии. Это опре­деляло непрочность возникавших в Индии империй.

Китай в эпоху древности

Свои особенности имело развитие государства в Древнем Китае. На обширной территории между реками Янцзы и Хуанхэ издавна проживали земледельческие племена, которые постепенно рассели­лись на равнинной части территории современного Китая.

В процессе соперничества между небольшими государственными образованиями, возглавлявшимися возвысившейся племенной зна­тью (ее число достигало нескольких сот), постепенно выделился ряд крупных держав. На рубеже II—I тысячелœетий до н.э. наиболее влиятельным было Западное Чжоу, глава которого, ван (импера­тор), считался сыном Неба, стоящим между богами и людьми. В VIII веке до н.э. Чжоу приходит в упадок, на территории Китая воз­никают семь крупных соперничающих государств. Самое могущест­венное из них, империя Цинь, в III веке до н.э. на непродолжительное время объединяет почти всю страну. Считается, что именно в это вре­мя по повелœению императора Цинь Ши Хуанди для защиты от кочев­ников завершается строительство Великой Китайской стены.

Гигантские размеры стены (ее длина достигает 5000 км, вы­сота — от 6,6 до 10 м, толщина в нижней части — 6,5 м, в верх­ней — 5,5 м, через каждые несколько сот метров возвышаются сторожевые башни) породили немало гипотез о времени ее строительства, однако их достоверность сомнительна. По­скольку кочевые племена постоянно подступали к границам древнекитайских государств, не исключено, что стена сооружа­лась ими на протяжении нескольких столетий, неоднократно достраивалась и ремонтировалась.

Со II века до н.э. до III века н.э. главенство в Китае переходит к империи Ханъ. В данный период организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются торговые отношения со многими государствами Центральной Азии и Ближнего Востока (Великий шелковый путь).

Особенность Китая состояла в том, что главную опасность его це­лостности создавали сепаратистские стремления местной знати. С развитием товарно-денежных отношений ее позиции укрепля­лись, она захватывала контроль над общинными землями, многие земледельцы попадали в долговое рабство.

Китай был единственной страной Древнего мира, где предприни­мались попытки ослабить значение знати, в частности освободить государственный аппарат от ее влияния. Получила распространение практика, при которой назначение на государственную должность требовало определœенных знаний, сдачи экзамена. К нему допуска­лись выходцы из всœех слоев населœения. За службу чиновники на­граждались не землей, а получали регулярное жалованье.

Власти нередко стремились опереться на поддержку рядовых об­щинников, выступая в защиту их интересов, привычного для них (традиционного) уклада. Неоднократно предпринимались попытки ограничить развитие товарно-денежных отношений, затруднить пере­распределœение земли в пользу знати. Так, во времена государства Чжоу земля считалась принадлежащей государству, которому земле­дельцы платили налоги. В империи Хань в I веке были отменены всœе наследственные титулы, запрещена купля и продажа земли. Государ­ство регламентировало цены на рынках, контролировало выпуск продукции ремесленниками. Предельный размер земельных владе­ний, как и количество рабов, которые могли находиться в распоря­жении одного собственника, ограничивались.

Первоначально максимальный размер поместья составлял 138 га, затем он был урезан до 2 га. Вводился налог на частных лиц, имеющих рабов. В то же время государственное рабовла­дение приобретало возрастающие масштабы.

Злоупотребления чиновников властью, казнокрадство и низкая эффективность их деятельности (в частности, пришла в упадок ир­ригационная система реки Хуанхэ, что стало причиной наводнений и голода), постоянный рост налогов (средства тратились на содержа­ние государственного аппарата) привели в I веке к восстанию, во­шедшему в историю как движение «красных бровей». Оно было по­давлено с большим трудом, однако политика властей не изменилась.

Новый этап духовной жизни

С наступлением желœезного века, совершенствованием орудий труда степень зависимости человека от природы уменьшилась. Это привело к падению влияния религий, основанных на обожествлении ее стихийных сил. В то же время таинство смерти по-прежнему оста­валось загадкой для человека. Это способствовало возникновению и подъему новых религий — зороастризма, буддизма, конфуцианства, иудаизма. При больших различиях между ними выделялась общая черта: жизненный путь человека на Земле рассматривался как свое­го рода испытание, и тот, кто достойно проходил его, получал возна­граждение после смерти.

Распространение зороастризма связывается с учением Зо-роастра (Заратуштры), (VII—VI вв. до н.э.), жившего в Иране. Согласно его взглядам, в мире идет борьба двух сил — Добра и Зла. Человек рассматривался как порождение сил Добра, но при этом считалось, что, обладая свободой воли, он может вы­брать и путь Зла, на который его толкают темные силы. Люди, вступившие на путь Добра, после смерти попадали в рай. Те, кто предались Злу, обрекали себя на вечные муки в аду. Зороаст­ризм предполагал победу сил Добра и утверждение на земле идеального царства. Учение Зороастра широко распространи­лось среди иранских племен в III—VII вв.

Основателœем буддизма считается Сиддхартха Гаутама (623—544 до н.э.). По его учению, после смерти человека ждет новое возрождение, форма которого определяется законом кармы (воздаяния) за дела, совершенные в этой и предыдущих жизнях. Грешник может возродиться в телœе животного или на­секомого, праведник — в ребенке высшей касты. Достижение абсолютной праведности ведет к нирване — прекращению цикла перерождений, вечному блаженству. Буддизм в 1-11 вв. широко распространился не только в Индии, но и в Китае, Корее, Японии.

Конфуцианство — это скорее не религия, а система мораль­но-этических норм, разработанных китайским мыслителœем Конфуцием (551—479до н.э.). Эти нормы он считал обязательны­ми для соблюдения всœеми уважающими себя людьми. Οʜᴎ вклю­чали строгое соблюдение традиций, почтительность к старшим, повиновение власти, соблюдение порядка, установленного выс­шими силами, Небом. Государство рассматривалось Конфуцием как большая семья, в которой старшие, ᴛ.ᴇ. власти, должны про­являть заботу о народе, управлять не с помощью принуждения, а на основе добродетели. Многие последователи Конфуция счита­ли, что народ вправе на восстание против власти, если она ущемляет его права, прибегает к произволу.

Иудаизм утвердился в древнееврейском государстве Пале­стинœе в X—VII вв. до н.э. Он строился на вере в единого бога Ях­ве, который обещал спасение избранному им народу Израиля в случае, если он будет следовать заветам, изложенным в священ­ных книгах. Согласно Ветхому Завету, Страшный суд постигнет всœех живых и мертвых. Праведники же обретут вечную жизнь.

В отличие от верований прошлого, которые предполагали, что че­ловек может лишь молить о поддержке у высших сил, умиротворяя их жертвоприношениями, новые религии ставили судьбу человека в зависимость от его действий, в том числе и по отношению к окружа­ющим. Это было отражением возросшей роли социальных факторов развития человечества.

Вопросы и задания

o Укажите, в чем отличия государственной власти от родопле-менного устройства. Перечислите признаки государства.

o В каких регионах мира сложились первые государственные образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних государств? Приведите примеры.

o Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) бы­ла присуща всœем древним государствам? Каким было положе­ние рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.

o Подумайте, почему правители восточных государств провоз­глашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значе­ние в Древнем Египте?

· Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта

· Укажите причины слабости деспотических государств древно­сти. Как долго существовало Древнеегипетское государство? В чем причины его упадка?

· Какие отношения регулировали древнейшие системы право­вых норм? Кто из древних восточных владык впервые подкре­пил свою власть силой закона?

· Дайте характеристику деспотиям, сложившимся в начале же­лезного века. Почему войны за расширение территории ве­лись непрерывно? Какие военные деспотии возникли на терри­тории Передней Азии? Почему они распадались сравнительно быстро?

· Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты?

· Сделайте вывод об отличиях новых религий от прежних верований. Заполните таблицу

Религии Основные идеи
зороастризм  
буддизм  
конфуцианство  
иудаизм  
   

Тема 4. Античная эпоха в истории человечества.Города-государства Греции и Италии

История античного мира издавна привлекала особое внимание европейских ученых. Дело не только в том, что из всœех периодов древности она лучше всœего изучена. Считается, что цивилизации Греции и Рима стояли у исто­ков европейских традиций политической, экономической и духовной жизни.

Античная Греция

На рубеже III—II тысячелœетий до н.э. жители Греции и прилегающих островов научились изготовлять орудия из бронзы — сплава меди и олова. В данный период на острове Крит складывается первое в Евро­пе государственное образование. Археологи нашли на острове руи­ны дворцов, доказательства существования развитой системы письменности.

В 1450 ᴦ. до н.э. цивилизация Крита была уничтожена в результа­те извержения вулкана и землетрясений. Примерно в это же время на Крит вторглись микенские (ахейские) племена, жившие тогда в Греции. Οʜᴎ переняли критскую систему письма, стали играть за­метную роль в торговле Восточного Средиземноморья. При этом в XII веке до н.э. развивающаяся ахейская цивилизация была разру­шена союзами греко-дорийских, фессалийских, беотийских, ионий­ских племен Балканского полуострова и Малой Азии (они были из­вестны египтянам как «народы моря»). Переселившись в Грецию, эти племена частично слились с ахейцами, частично поработили их.

Происшедшие тогда события нашли отражение в эпосœе. В частности, существует гипотеза, что Платон под погибшей Ат­лантидой имел в виду цивилизацию Крита. Не исключено, что Го­мер, описывая Троянскую войну, обратился к эпосу времен войн ахейцев с «народами моря».

После завоевания хозяйство Греции пришло в упадок, резко со­кратилась численность населœения. Лишь с VIII века до н.э. нача­лось возвышение греческих городов-государств. Особенности ихразвития во многом определялись природными условиями, гео­политическим положением Греции.

Относительно небольшая, гористая территория была благопри­ятна для садоводства и скотоводства, но не земледелия. Здесь боль­шую роль играло море: рыболовство и морская торговля позволяли восполнить недостаток продуктов. С V века до н.э. возрастающее значение стала приобретать колонизация побережья Малой Азии, Причерноморья, Италии. В колонии устремлялся избыток населœе­ния, они снабжали Грецию недостающей продукцией. Первая гре­ческая колония, город Кум, была основана в 750 ᴦ. до н.э. на побере­жье Италии.

Особая роль мореплавания, требовавшая от людей смело­сти и выносливости, содействовала распространению в Гре­ции культа физической силы и красоты тела. Начиная с 776 ᴦ. до н.э. в области Олимпия, считавшейся местом пребывания бо­гов, каждые четыре года проводились соревнования атлетов городов-государств Греции. Олимпийские игры рассматрива­лись как священные, на время их проведения прекращались войны, их победители пользовались величайшим уважением. Игры включали соревнования по бегу, скачки, пятиборье, кулачный бой и борьбу.

Города-государства Греции

В античной Греции не сложилось крупного, единого государства. По­степенное развитие родоплеменных общин привело к формированию на их основе нескольких сот небольших самостоятельных госу­дарств — полисов, включающих посœелœение (город) и прилегающие зе­мельные угодья. Каждый полис имел свои законы, особую систему управления, хотя сохранялись и общие черты, унаследованные от родоплеменного строя. Так, особую роль играли советы старейшин, представлявшие собой родовую аристократию и собрания членов пле­мени, за которыми признавались права граждан. Иноземцы, даже за­житочные, и рабы не имели права участвовать в общественной жизни.

Земля рассматривалась как общая собственность полиса, его до­стояние. С развитием товарно-денежных отношений стали возмож­ными купля и продажа участков земли (правда, в некоторых полисах она ограничивалась), но только гражданами данного полиса.

Античную Грецию принято считать родиной демократии. Дейст­вительно, с течением времени в крупнейших городах-государствах, особенно в Афинах, которые избежали дорийского завоевания, в об­щественной жизни произошли существенные изменения.

Вместо наследственной власти племенных вождей (царей) был введен принцип выборности верховного правителя (архонта), его отчетности перед советом глав родов (ареопагом). Власть традиции и обычая постепенно заменили законы (первые из них, устанавли­вающие общие нормы поведения для всœех граждан и наказание за их нарушение, были приняты в 621 ᴦ. до н.э.).

В начале VI века до н.э. по инициативе архонта Солона (635 — 559 до нз.) всœе населœение полиса было разделœено на четыре разряда в зависимости от имущественного положения. Это ослабило пози­ции родовой знати. Разбогатевшие торговцы и ремесленники урав­нялись с нею в правах.

В конце VI века до н.э. вместо разделœения полиса на родовые владения был принят принцип его разграничения на 10 округов, каждый из которых избирал своих представителœей в новый совет (совет пятисот), занимавшийся всœеми текущими делами. За арео­пагом сохранялись лишь судейские функции по делам, не затраги­вавшим имущественных споров. Чужеземцы, успешно ведущие де­ла в Афинах, получили права граждан. Общее число граждан составило около 30 тыс. человек.

Согласно утвердившейся в Афинах традиции, активное участие в делах полиса, защита демократии были важнейшим правом и обя­занностью граждан. На собраниях решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица. Собрание могло приговорить к из­гнанию из полиса лиц, представлявших угрозу народовластию и склонных к тирании.

На общем собрании граждан округа ставился вопрос: «Есть ли в государстве человек, угрожающий существующим поряд­кам?» Присутствующие писали на черепках битой глиняной по­суды (остраках) имя того политика, который представлялся им врагом демократии. Тот, кто получал больше половины голосов, приговаривался к остракизму (изгнанию).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, к V веку до н.э. родоплеменной строй в Афинах был оконч

oplib.ru