Древнейшие люди 5 класс. История. Древний мир. 5 класс. Тема урока: «Древнейшие люди»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнейшие люди. Древнейшие люди 5 класс


История. Древний мир. 5 класс. Тема урока: «Древнейшие люди»

История. Древний мир. 5 класс.

Тема урока: «Древнейшие люди»

Подготовил и провел учитель истории

и обществознания Автулханов Д. М.

МКОУ «Банайюртовская СОШ»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование представления об отличии древнейших людей от животных; подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей; формирование умения работать с учебником, иллюстрациями, исторической картой, анализировать и обобщать различные источники информации

Задачи: формирование УУД:

  • личностные – формирование чувства взаимоуважения, развитие у учащихся самостоятельности;

  • коммуникативные – развитие навыков учебного сотрудничества;

  • познавательные – формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; использовать современные источники информации.

Планируемые результаты:

  • личностные: высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сопоставить отношение к природе древнейших людей и современного человека; воспитание чувства взаимоуважения, развитие сотрудничества при работе в парах, в общении с другими людьми.

  • метапредметные: учащиеся смогут приводить не менее 3-х примеров отличий древнейших людей от животных, формулировать проблему и высказывать собственное мнение, самостоятельно использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • предметные: учащиеся смогут назвать время появления на Земле древнейших людей, дать определение понятиям охота, собирательство, человеческое стадо, смогут найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей, назвать не менее 3-х значений овладения огнём.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Перечень оборудования к уроку: ПК, проектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Используемый УМК:

  1. Уколова В.И., Маринович Л.П.; под ред. А.О.Чубарьяна. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений.- М.: Просвещение, 2012 (Академический школьный учебник).

  2. Уколова В.И., Маринович Л.П. Рабочая тетрадь к учебнику «История Древнего мира» 5 класс.- М.: Просвещение,2012

Список информационных источников:

1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

infourok.ru

Древнейшие люди - Прочее - 5 класс

Древнейшие люди Домашнее задание : Параграф 1, читать, пересказывать, Написать в тетради чем человек похож с обезьяной, чем человек отличается от обезьяны.

Древнейшие люди

Домашнее задание :

  • Параграф 1, читать, пересказывать,
  • Написать в тетради
  • чем человек похож с обезьяной,
  • чем человек отличается от обезьяны.
План урока Облик далеких предков Древнейшие орудия труда Охота древних людей Овладение огнем

План урока

  • Облик далеких предков
  • Древнейшие орудия труда
  • Охота древних людей
  • Овладение огнем
Облик далеких предков Первые люди появились около 2 млн. лет назад Древнейшие люди жили в теплых странах – Восточной Африке Как вы думаете, почему древнейшие люди жили именно в жарких странах? У людей не было защиты от холода; Легче было найти пищу и выжить; Много различных видов растений и животных.

Облик далеких предков

Первые люди появились около 2 млн. лет назад

Древнейшие люди жили в теплых странах – Восточной Африке

Как вы думаете, почему древнейшие люди жили именно в жарких странах?

  • У людей не было защиты от холода;
  • Легче было найти пищу и выжить;
  • Много различных видов растений и животных.
Облик далеких предков В своем развитии люди прошли 3 основных стадии: Австралопитеки (южная обезьяна), его останки были найдены в Южной Америке. Они были прямоходящие, большой палец был противопоставлен, как у человека, остальным пальцам

Облик далеких предков

В своем развитии люди прошли 3 основных стадии:

  • Австралопитеки (южная обезьяна), его останки были найдены в Южной Америке.

Они были прямоходящие, большой палец был противопоставлен, как у человека, остальным пальцам

Облик далеких предков Второй этап: 2. Питекантроп (обезъяна-человек) , облик их больше походил на человека. Мозг увеличился, орудия труда очень разнообразны. Они научились делать ручное рубило, скребки, рубящие рубила с одним острым, рабочим краем. Пользовались огнем

Облик далеких предков

Второй этап:

2. Питекантроп (обезъяна-человек) , облик их больше походил на человека.

  • Мозг увеличился, орудия труда очень разнообразны.
  • Они научились делать ручное рубило, скребки, рубящие рубила с одним острым, рабочим краем.
  • Пользовались огнем
Облик далеких предков Третий этап: 3. Неандертальцы (от названия долины Неандерталь в Германии) – по своему строению напоминают современного человека. Набор каменных орудий очень разнообразен, появились остроконечники, острия.

Облик далеких предков

Третий этап:

3. Неандертальцы (от названия долины Неандерталь в Германии) – по своему строению напоминают современного человека. Набор каменных орудий очень разнообразен, появились остроконечники, острия.

Облик далеких предков Около 200 тыс. лет назад появились люди современного типа – кроманьонцы (Человек разумный), заканчивается процесс становления человека и начинается история человечества

Облик далеких предков

Около 200 тыс. лет назад появились люди современного типа – кроманьонцы (Человек разумный), заканчивается процесс становления человека и начинается история человечества

Облик далеких предков Откройте карту на странице 7, ответьте на вопрос: Где жили древнейшие люди? Прочитайте на стр. 11, 12. Чем древнейшие люди похожи с обезьянами? Чем древние люди отличаются от обезьян?

Облик далеких предков

Откройте карту на странице 7, ответьте на вопрос:

  • Где жили древнейшие люди?

Прочитайте на стр. 11, 12.

  • Чем древнейшие люди похожи с обезьянами?
  • Чем древние люди отличаются от обезьян?
Ученые находят здесь при раскопках черепа и кости людей, живших более двух миллионов лет назад

Ученые находят здесь при раскопках черепа и кости людей, живших более двух миллионов лет назад

По этим находкам можно восстановить облик наших предков. Древнейший человек очень напоминал обезьяну: грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб; Над бровями находился валик, под которым скрывались глаза; Прыгающая походка; Длинные руки до колен; Не умели разговаривать.

По этим находкам можно восстановить облик наших предков.

Древнейший человек очень напоминал обезьяну:

  • грубое лицо с широким приплюснутым носом,
  • выступающие вперед челюсти,
  • уходящий назад лоб;
  • Над бровями находился валик, под которым скрывались глаза;
  • Прыгающая походка;
  • Длинные руки до колен;
  • Не умели разговаривать.
 Орудия труда- это то, чем человек работает

Орудия труда- это то, чем человек работает

Охота – главное занятие древних людей Собирательство; Отбирали пищу у хищников; Коллективная охота – загоняли стадо в ущелье, либо в специально выкопанную яму. Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.

Охота – главное занятие древних людей

  • Собирательство;
  • Отбирали пищу у хищников;
  • Коллективная охота – загоняли стадо в ущелье, либо в специально выкопанную яму.

Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.

Овладение огнем Возможно от зажженного в грозу дерева Или от горящей лавы вулкана.

Овладение огнем

  • Возможно от зажженного в грозу дерева
  • Или от горящей лавы вулкана.
Что дал древним людям огонь? Страница 10 Почему овладение огнём развивало мышление людей?

Что дал древним людям огонь?

Страница 10

Почему овладение огнём развивало мышление людей?

Что дал древним людям огонь? Обогревал; Разгонял мрак; Отпугивал диких зверей; Приготовленная на огне пища была более вкусная и питательная.

Что дал древним людям огонь?

  • Обогревал;
  • Разгонял мрак;
  • Отпугивал диких зверей;
  • Приготовленная на огне пища была более вкусная и питательная.
Впишите недостающие слова: Древнейшие люди на земле жили________________лет назад. Главным отличием древнейших людей от животных было_________________. Древнейшими орудиями труда были________. У древнейших людей было два способа добывания пищи__________.

Впишите недостающие слова:

Древнейшие люди на земле жили________________лет назад.

Главным отличием древнейших людей от животных было_________________.

Древнейшими орудиями труда были________.

У древнейших людей было два способа добывания пищи__________.

Назовите территорию расселения первобытного человека Южная Африка; 3. Восточная Африка; Передняя Африка; 4. Австралия. Из чего древние люди изготавливали первые орудия труда? Из камня; 3. Из меди; Из бронзы; 4. Из железа.

Назовите территорию расселения первобытного человека

  • Южная Африка; 3. Восточная

Африка;

  • Передняя Африка; 4. Австралия.

Из чего древние люди изготавливали первые орудия труда?

  • Из камня; 3. Из меди;
  • Из бронзы; 4. Из железа.
Назовите основное занятие первобытного человека Охота; 3. Собирательство; Бортничество; 4. Рыболовство. На каких животных чаще всего охотились древние люди? На мамонтов; 3. На тигров; На носорогов; 4. На зебр.

Назовите основное занятие первобытного человека

  • Охота; 3. Собирательство;
  • Бортничество; 4. Рыболовство.

На каких животных чаще всего охотились древние люди?

  • На мамонтов; 3. На тигров;
  • На носорогов; 4. На зебр.

multiurok.ru

Древнейшие люди - История - 5 класс

История. Древний мир. 5 клас

Тема урока: «Древнейшие люди».

Учитель истории: Джиоева К.А.

Цель урока: формирование представления об отличии древнейших людей от животных; подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей; формирование умения работать с учебником, иллюстрациями, исторической картой, анализировать и обобщать различные источники информации

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Перечень оборудования к уроку: ПК, проектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

1. А.Н. Майков история. Введение в историю Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений.- М.: Вентана- Граф, 2014.

2. А.Н. Майков история. Введение в историю Рабочая тетрадь к учебнику «История Древнего мира» 5 класс.- М.: Вентана- Граф, 2014.

1 . Т.П. Андреевская, М.В.Белкин, Э.В. Ванина История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений.- М.: Вентана- Граф, 2014.

2. Т.П. Андреевская, М.В.Белкин, Э.В. Ванина Рабочая тетрадь к учебнику «История Древнего мира» 5 класс.- М.: Вентана- Граф, 2014.

1.Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

3. http://www.proshkolu.ru/user/Elena1020/file/1038773/ (видео «овладение огнём» Источник: Фильм `Одиссея первобытного человека)

4. http://yogibear.wikia.com/wiki/Captain_Caveman (Человек)

Этапы

урока (время)

Деятельность учителя (методы и приемы работы)

Деятельность ученика (содержание учебного материала)

Формируемые УУД

1.Организационный этап (1 минута)

Подготовка учащихся к работе на уроке, психологическая подготовка к общению

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя.

Умение организовываться к уроку.

2. Этап актуализации опорных знаний (5 минут)

Цель: закрепление и углубление знаний, установление правильности, полноты, и осознанности выполнения д/з

Вспомнить науки, которые помогают изучать прошлое. Обратить внимание на слайд №1. вспомнить, что такое исторический источник и работая в парах выбрать письменные и вещественные источники.

Фронтальная работа

Выполняют задание и сравнивают свой результат с работой других пар.

Уметь выражать свои мысли, используя полученные знания; работать в парах, учитывать разные мнения.

  1. Подготовка к работе на основном этапе. Постановка учебных задач (4 минуты)

Цель: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Организует погружение в проблему: рассмотрите иллюстрации на слайде, и ответьте на вопрос: кто перед вами?

Слайд №2

Слайд № 3.

Объяснение учащимся целей урока, сообщение темы

Организует обсуждение возникших затруднений.

Дают ответы:

животное: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти… человек: в руках орудие труда?

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем.

Уметь самостоятельно формулировать учебную проблему, умение ставить учебные цели, точно выражать свои мысли, делать вывод, владеть смысловым чтением.

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (10 минут)

Цель: формирование новых знаний и умений. Обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания изучаемого материала

Побуждение учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника.

Когда появились древнейшие люди?

Где располагалась древнейшая родина человека?

Слайд 4.

Организация работы с картой на слайде (показывает по карте называемые территории).

Слайд 5.

Почему именно Африка стала местом появления и обитания древнейших людей?

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя.

2 млн. лет назад.

Южная и Восточная Африка. Олдовайское ущелье.

2-3 ученика показывают на карте Прародину человека и проговаривают её название.

Ученики размышляют, высказывают версии.

Уметь самостоятельно работать с картой, с новой информацией, находить ответы на поставленные вопросы, грамотно использовать в речи новые термины.

5. Динамическая пауза (2 минуты)

Цель: организация отдыха учащихся, снятие утомляемости.

Используется физкультминутка,

(как древнейшие люди тянутся за плодом, ищут коренья, убегают от опасности)

Выполняют движения под руководством учителя

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

6. Продолжение этапа изучения нового материала (10 минут)

Цель: формирование новых знаний и умений, интереса к изучаемому предмету.

Обращение внимания учащихся на слайд №7 «Древнейшие орудия труда» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку.

Организует работу с текстом учебника стр. 15. Предлагает рассказать о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди. Какой вывод из этого можно сделать?

Организация учащихся на знакомство с историческими сведениями о том, как человек овладел огнём? (видеофрагмент)

Ответы учеников: срезать палку, отточить палку-копалку, убить мелкого зверя, защититься от нападения хищников…

Ответы учеников: рубила, скребки, ножи, наконечники копий.

Делают вывод: животные такие изделия сделать не могли. Их сделал «человек умелый».

Смотрят видео, отвечают на вопрос учителя.

Выдвижение гипотез и их обоснование; формирование представлений о ценности труда;

формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, интереса к предмету.

7. Этап первичной проверки понимания изучаемого и закрепления новых знаний (6 минут)

Цель: закрепление изученного материала, установление правильности и осознанности изучаемого материала, выявление пробелов

Предлагает ответить на вопросы:

1. Чем древнейшие люди отличались от животных? (слайд 8)

2. Чему древнейшие люди могли бы научить нас?

3. Какие орудия изображены на слайде? (слайд 9)

4. Какое значение огонь играл в жизни древнейшего человека?

(слайд 10)

Называют отличия и сравнивают ответ с вариантами на слайде.

Ответы учеников: умению выживать в условиях дикой природы, не вредить природе.

Обучающиеся работают с иллюстрацией на слайде, называя изображённые орудия труда.

Выполняют задание № 2 в рабочей тетради стр. 6.

Уметь работать с информацией, картой, применять полученные знания, грамотно использовать в речи новые термины

  1. Этап применения знаний (3 минуты)

Цель: Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания

Организация деятельности учащихся по применению знаний. Использование заданий, требующих самостоятельности.

Решение кроссворда

Работают с кроссвордом

Умение правильно, осознанно, самостоятельно выполнять задания.

  1. Этап подведения итогов урока (3 минуты)

Цель:

обеспечение развития у учащихся способности к оценочным действиям.

Создаёт условия для осмысления учеником своих действий.

Слайд 11. «Оцени свои достижения»

Комментируют и оценивают свою работу на уроке.

Формирование навыков самооценки, оценивание качества и уровня усвоения изучаемого материала

9 Этап информации о домашнем задании (2 минуты)

Цель: сообщить домашнее задание и способы его выполнения.

Объявляет и комментирует домашнее задание (слайд 12

§ 3, вопрос № 4. Рабочая тетрадь задание № 1, стр. 5 -6)

Записывают домашнее задание в дневник.

Познавательная, творческая, содействие ответственности и самостоятельности.

  1. Этап подведения итогов урока

Цель; Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Подведение итогов урока. Качественная характеристика работы класса

Подведение итогов урока самими учащимися

multiurok.ru