История. Древний мир. 5 класс. Тема урока: «Древнейшие люди»
История. Древний мир. 5 класс.
Тема урока: «Древнейшие люди»
Подготовил и провел учитель истории
и обществознания Автулханов Д. М.
МКОУ «Банайюртовская СОШ»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: формирование представления об отличии древнейших людей от животных; подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей; формирование умения работать с учебником, иллюстрациями, исторической картой, анализировать и обобщать различные источники информации
Задачи: формирование УУД:
личностные – формирование чувства взаимоуважения, развитие у учащихся самостоятельности;
коммуникативные – развитие навыков учебного сотрудничества;
познавательные – формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; использовать современные источники информации.
Планируемые результаты:
личностные: высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сопоставить отношение к природе древнейших людей и современного человека; воспитание чувства взаимоуважения, развитие сотрудничества при работе в парах, в общении с другими людьми.
метапредметные: учащиеся смогут приводить не менее 3-х примеров отличий древнейших людей от животных, формулировать проблему и высказывать собственное мнение, самостоятельно использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
предметные: учащиеся смогут назвать время появления на Земле древнейших людей, дать определение понятиям охота, собирательство, человеческое стадо, смогут найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей, назвать не менее 3-х значений овладения огнём.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Перечень оборудования к уроку: ПК, проектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь.
Используемый УМК:
Уколова В.И., Маринович Л.П.; под ред. А.О.Чубарьяна. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений.- М.: Просвещение, 2012 (Академический школьный учебник).
Уколова В.И., Маринович Л.П. Рабочая тетрадь к учебнику «История Древнего мира» 5 класс.- М.: Просвещение,2012
Список информационных источников:
1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
infourok.ru
Древнейшие люди - Прочее - 5 класс
Древнейшие люди
Домашнее задание :
Параграф 1, читать, пересказывать,
Написать в тетради
чем человек похож с обезьяной,
чем человек отличается от обезьяны.
План урока
Облик далеких предков
Древнейшие орудия труда
Охота древних людей
Овладение огнем
Облик далеких предков
Первые люди появились около 2 млн. лет назад
Древнейшие люди жили в теплых странах – Восточной Африке
Как вы думаете, почему древнейшие люди жили именно в жарких странах?
У людей не было защиты от холода;
Легче было найти пищу и выжить;
Много различных видов растений и животных.
Облик далеких предков
В своем развитии люди прошли 3 основных стадии:
Австралопитеки (южная обезьяна), его останки были найдены в Южной Америке.
Они были прямоходящие, большой палец был противопоставлен, как у человека, остальным пальцам
Облик далеких предков
Второй этап:
2. Питекантроп (обезъяна-человек) , облик их больше походил на человека.
Мозг увеличился, орудия труда очень разнообразны.
Они научились делать ручное рубило, скребки, рубящие рубила с одним острым, рабочим краем.
Пользовались огнем
Облик далеких предков
Третий этап:
3. Неандертальцы (от названия долины Неандерталь в Германии) – по своему строению напоминают современного человека. Набор каменных орудий очень разнообразен, появились остроконечники, острия.
Облик далеких предков
Около 200 тыс. лет назад появились люди современного типа – кроманьонцы (Человек разумный), заканчивается процесс становления человека и начинается история человечества
Облик далеких предков
Откройте карту на странице 7, ответьте на вопрос:
Где жили древнейшие люди?
Прочитайте на стр. 11, 12.
Чем древнейшие люди похожи с обезьянами?
Чем древние люди отличаются от обезьян?
Ученые находят здесь при раскопках черепа и кости людей, живших более двух миллионов лет назад
По этим находкам можно восстановить облик наших предков.
Древнейший человек очень напоминал обезьяну:
грубое лицо с широким приплюснутым носом,
выступающие вперед челюсти,
уходящий назад лоб;
Над бровями находился валик, под которым скрывались глаза;
Прыгающая походка;
Длинные руки до колен;
Не умели разговаривать.
Орудия труда- это то, чем человек работает
Охота – главное занятие древних людей
Собирательство;
Отбирали пищу у хищников;
Коллективная охота – загоняли стадо в ущелье, либо в специально выкопанную яму.
Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.
Овладение огнем
Возможно от зажженного в грозу дерева
Или от горящей лавы вулкана.
Что дал древним людям огонь?
Страница 10
Почему овладение огнём развивало мышление людей?
Что дал древним людям огонь?
Обогревал;
Разгонял мрак;
Отпугивал диких зверей;
Приготовленная на огне пища была более вкусная и питательная.
Впишите недостающие слова:
Древнейшие люди на земле жили________________лет назад.
Главным отличием древнейших людей от животных было_________________.
Древнейшими орудиями труда были________.
У древнейших людей было два способа добывания пищи__________.
Назовите территорию расселения первобытного человека
Южная Африка; 3. Восточная
Африка;
Передняя Африка; 4. Австралия.
Из чего древние люди изготавливали первые орудия труда?
Из камня; 3. Из меди;
Из бронзы; 4. Из железа.
Назовите основное занятие первобытного человека
Охота; 3. Собирательство;
Бортничество; 4. Рыболовство.
На каких животных чаще всего охотились древние люди?
На мамонтов; 3. На тигров;
На носорогов; 4. На зебр.
multiurok.ru
Древнейшие люди - История - 5 класс
История. Древний мир. 5 клас
Тема урока: «Древнейшие люди».
Учитель истории: Джиоева К.А.
Цель урока: формирование представления об отличии древнейших людей от животных; подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей; формирование умения работать с учебником, иллюстрациями, исторической картой, анализировать и обобщать различные источники информации
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Перечень оборудования к уроку: ПК, проектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь.
1. А.Н. Майков история. Введение в историю Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений.- М.: Вентана- Граф, 2014.
2. А.Н. Майков история. Введение в историю Рабочая тетрадь к учебнику «История Древнего мира» 5 класс.- М.: Вентана- Граф, 2014.
1 . Т.П. Андреевская, М.В.Белкин, Э.В. Ванина История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений.- М.: Вентана- Граф, 2014.
2. Т.П. Андреевская, М.В.Белкин, Э.В. Ванина Рабочая тетрадь к учебнику «История Древнего мира» 5 класс.- М.: Вентана- Граф, 2014.
1.Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
3. http://www.proshkolu.ru/user/Elena1020/file/1038773/ (видео «овладение огнём» Источник: Фильм `Одиссея первобытного человека)
Деятельность ученика (содержание учебного материала)
Формируемые УУД
1.Организационный этап (1 минута)
Подготовка учащихся к работе на уроке, психологическая подготовка к общению
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку
Приветствуют учителя.
Умение организовываться к уроку.
2. Этап актуализации опорных знаний (5 минут)
Цель: закрепление и углубление знаний, установление правильности, полноты, и осознанности выполнения д/з
Вспомнить науки, которые помогают изучать прошлое. Обратить внимание на слайд №1. вспомнить, что такое исторический источник и работая в парах выбрать письменные и вещественные источники.
Фронтальная работа
Выполняют задание и сравнивают свой результат с работой других пар.
Уметь выражать свои мысли, используя полученные знания; работать в парах, учитывать разные мнения.
Подготовка к работе на основном этапе. Постановка учебных задач (4 минуты)
Цель: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
Организует погружение в проблему: рассмотрите иллюстрации на слайде, и ответьте на вопрос: кто перед вами?
Слайд №2
Слайд № 3.
Объяснение учащимся целей урока, сообщение темы
Организует обсуждение возникших затруднений.
Дают ответы:
животное: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти… человек: в руках орудие труда?
Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем.
Уметь самостоятельно формулировать учебную проблему, умение ставить учебные цели, точно выражать свои мысли, делать вывод, владеть смысловым чтением.
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (10 минут)
Цель: формирование новых знаний и умений. Обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания изучаемого материала
Побуждение учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника.
Когда появились древнейшие люди?
Где располагалась древнейшая родина человека?
Слайд 4.
Организация работы с картой на слайде (показывает по карте называемые территории).
Слайд 5.
Почему именно Африка стала местом появления и обитания древнейших людей?
Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя.
2 млн. лет назад.
Южная и Восточная Африка. Олдовайское ущелье.
2-3 ученика показывают на карте Прародину человека и проговаривают её название.
Ученики размышляют, высказывают версии.
Уметь самостоятельно работать с картой, с новой информацией, находить ответы на поставленные вопросы, грамотно использовать в речи новые термины.
5. Динамическая пауза (2 минуты)
Цель: организация отдыха учащихся, снятие утомляемости.
Используется физкультминутка,
(как древнейшие люди тянутся за плодом, ищут коренья, убегают от опасности)
Выполняют движения под руководством учителя
Формирование ответственного отношения к своему здоровью
6. Продолжение этапа изучения нового материала (10 минут)
Цель: формирование новых знаний и умений, интереса к изучаемому предмету.
Обращение внимания учащихся на слайд №7 «Древнейшие орудия труда» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку.
Организует работу с текстом учебника стр. 15. Предлагает рассказать о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди. Какой вывод из этого можно сделать?
Организация учащихся на знакомство с историческими сведениями о том, как человек овладел огнём? (видеофрагмент)
Ответы учеников: срезать палку, отточить палку-копалку, убить мелкого зверя, защититься от нападения хищников…